I. Пояснительная записка.
Имена людей, географические названия - часть истории народов. В них отражаются быт, верования, чаяния, фантазия и художественное творчество народов, их исторические контакты. Наша страна многонациональна, и у каждого из народов, населяющих ее, есть свои замечательные личные имена.
Современная лингвистика уделяет большое внимание их изучению. Ряд работ посвящен истории и современному состоянию русских имен. Однако в школьной программе материала о русских именах явно недостаточно. Между тем интерес к русскому именослову, именам, употребляющимся для именования русских людей, растет.
Личное имя (в древнерусском языке также – рекло, назвище, прозвище, название, прозвание, проименование) — это специальное слово, служащее для обозначения отдельного человека и данное ему в индивидуальном порядке для того, чтобы иметь возможность обращаться к нему, а также говорить о нем с другими.
Роль личного имени в жизни человека очень велика. Каждого человека можно назвать не иначе как по имени, поэтому все его хорошие или плохие поступки делаются достоянием гласности благодаря имени. Эти и другие темы, связанные с именованием человека, освещает курс «За страницами школьного учебника», являющийся актуальным в настоящее время.
Актуальность этого курса обусловлена еще и тем, что в программе по русскому языку для общеобразовательной школы не так много места отводится для работы со словарями, справочниками (учащиеся, в основном, знают орфографический, толковый, орфоэпический, реже фразеологический типы словарей), немногие учащиеся умеют самостоятельно ориентироваться в потоке информации, вычленять нужное. Современные подростки мало читают, редко интересуются историческими аспектами жизни родного края и тем более, семейной историей.
Данный курс рассчитан на 68 учебных часов и предназначен для учащихся среднего звена (6 класс), однако программа курса может быть адекватно воспринята и учащимися 7 и 8 классов. Данный курс реализуется в рамках учебного предмета «русский язык», опирается на межпредметные связи: литературу, историю, географию, психологию.
Курс последовательно реализует следующие цели:
• на основе проблемного обучения дать предметные знания;
• сформировать определённые программой навыки и умения;
• развить универсальные, интеллектуальные умения;
• сформировать у учащихся научно-лингвистическое мировоззрение, развитие языкового и эстетического идеала;
• расширить историко-культурный кругозор;
• способствовать воспитанию уважения к историческому прошлому родного края, России;
• способствовать формированию исторической памяти;
• сформировать навыки самостоятельной исследовательской работы и социального опыта.
Задачи курса:
• вызвать не поддельный интерес к этой теме;
• воспитывать любовь к русскому языку, его истории;
• углубить и расширить знания о происхождении собственных личных именах, фамилиях, географических названий;
• сформировать представлений об исконно русских и заимствованных именах;
• сформировать орфографическую зоркость;
• воспитать бережное и уважительное отношение к прошлому своей семьи, фамилии, рода, семейным традициям;
• развить навыки работы со справочной литературой и словарями разных типов;
• сформировать навыки совместной и индивидуальной поисковой и творческой деятельности.
Курс ориентирован на то, чтобы, углубляясь в ономастику, топонимику дети больше узнали о лексической, языковедческой стороне родного языка, умели свободно получать необходимые знания, изучая специальную литературу. Кроме этого, учащиеся по окончанию изучения курса должны овладеть навыками работы со справочной литературой и словарями разных типов, расширить кругозор, сформировать осознанное отношение к культурному наследию родного края, развить умения совместной и индивидуальной поисковой и творческой деятельности.
Особый акцент в элективном курсе сделан на использование методов обучения (эвристических, исследовательских) и форм организации занятий (практические, творческие работы), что является очевидным признаком соответствия современным требованиям к организации учебного процесса.
Курс имеет большое практическое значение с точки зрения организации индивидуальной работы, повышающей информационную компетентность учеников, ознакомление со способами деятельности, и может быть использован для успешного освоения программы того или иного профиля.
II. Содержание курса (68 ч)
ВВЕДЕНИЕ (2ч.)
Имена людей, географические названия (топонимы) как часть истории народов (этнографии). Понятие об этимологии.
Учащиеся должны знать:
· определения понятий «имя», «топоним» «этнография», «этимология»;
· значение имен людей, географических названий в истории народов.
Учащиеся должны уметь:
· давать определения понятиям «имя», «топоним» «этнография», «этимология»;
· рассказывать о роли имен людей, географических названий (топонимов) в истории народов (этнографии).
Основные термины по разделу:
Имя. Топоним. История народов (этнография). Этимология.
ОНОМАСТИКА (9ч.)
Общая характеристика понятия «ономастика». Количество имен и фамилий в мире. Значение имён в жизни человека. Отличие имен собственных от нарицательных. Понятие имен личных. Значение имени в жизни человека. Основные моменты воздействия имени на психику человека.
Учащиеся должны знать:
· определения понятий «ономастика», «собственное имя», «нарицательное имя», «психика», «психология»;
· значение имён в жизни человека;
· основные моменты воздействия имени на психику человека.
Учащиеся должны уметь:
· давать определения понятиям «ономастика», «собственное имя», «нарицательное имя», «психика», «психология»;
· рассказывать о значении имён в жизни человека;
· отличать имя собственное от нарицательного;
· различать понятия «психика» и «психология».
Основные термины по разделу:
Ономастика. Имя собственное. Имя нарицательное. Психология. Психика.
Самостоятельные и контрольные работы
· Домашнее мини-сочинение на тему «Значение имени в жизни человека».
ТОПОНИМИКА (6 ч.)
Общая характеристика понятия «топонимика». Группы топонимов. Количество географических названий в мире. Происхождение некоторых географических названий.
Учащиеся должны знать:
· определение понятия «топонимика»;
· группы топонимов;
· происхождение некоторых географических названий.
Учащиеся должны уметь:
· давать определение понятию «топонимика»;
· характеризовать группы топонимов;
· рассказывать о происхождении некоторых географических названий.
Основные термины по разделу:
Топонимика.
Самостоятельные и контрольные работы
· Домашнее мини-сочинение на тему «Происхождение названия села Елховка».
СЛОВАРИ И СПРАВОЧНИКИ – НАШИ ПЕРВЫЕ ПОМОЩНИКИ (12ч.)
Общая характеристика понятий «словарь» и «справочник». Отличие понятий «словарь» и «справочник». Типы словарей и справочников. Ономастические словари. Топонимические словари. Этимологические словари.
Учащиеся должны знать:
· определение понятий «словарь», «справочник»;
· отличие понятий «словарь» и «справочник»;
· типы словарей и справочников;
· основные ономастические, топонимические, этимологические словари.
Учащиеся должны уметь:
· давать определение понятиям «словарь», «справочник»;
· отличать понятия «словарь» и «справочник»;
· пользоваться ономастическими, топонимическими, этимологическими словарями.
Основные термины по разделу:
Словарь. Справочник. Ономастические словари. Топонимические словари. Этимологические словари.
Самостоятельные и контрольные работы
· Самостоятельная работа на тему «Развитие умений пользоваться различными словарями» (выписать по одному слову из разных типов словарей и справочников (15 слов)).
РУССКОЕ И ЕВРОПЕЙСКОЕ ИМЯТВОРЧЕСТВО (14ч.)
Имятворчество. Процесс появления имен на Руси и в других странах. Основные этапы появления имен на Руси. Исконно русские имена и заимствованные. Причины заимствования. Влияние революции 1917 года на именование. Влияние католической церкви на порядок имянаречения. Святые заступники. Имена из Ветхого и Нового завета. Имена-украшения. Протестантские имена. Влияние Великой французской революции на именование. Европейские имена. Восточные имена.
Учащиеся должны знать:
· основные этапы появления имен на Руси;
· толкование основных древнерусских, протестантских имен;
· определения понятий «исконно русские имена», «заимствованные имена»;
· причины заимствования имен;
· влияние революции 1917 года на именование;
· основные этапы европейского имятворчества;
· влияние католической церкви на порядок имянаречения;
· имена из Ветхого и Нового завета;
· влияние Великой французской революции на именование;
· примеры имен-украшений, европейских, восточных имен;
· происхождение своего имени.
Учащиеся должны уметь:
· давать определения понятиям «исконно русские имена», «заимствованные имена»;
· отличать исконно русские имена от заимствованных;
· приводить примеры исконно русских, древнерусских, европейских, восточных имен, имен-украшений, имен из Ветхого и Нового завета, протестантских имен;
· рассказывать об основных этапах появления имен на Руси и в Европе;
· вести исследовательскую деятельность, презентовать результаты исследования.
Основные термины по разделу:
Имятворчество. Исконно русские имена. Древнерусские имена. Заимствованные имена. Имена-украшения. Протестантские имена. Европейские имена. Восточные имена.
Самостоятельные и контрольные работы
· Подготовить доклад по тему «Русское и европейское имятворчество».
Тематика докладов:
ü Происхождение моего имени.
ü Место моего имени в истории общества.
ПРОИСХОЖДЕНИЕ ОТЧЕСТВ И ФАМИЛИЙ (10ч.)
Происхождение отчеств. Влияние отчества на характер (с точки зрения психологии и астрологии). Правила имянаречения в сочетаемости имен и отчеств. Общая характеристика истории появления фамилий. История происхождения самых распространенных русских фамилий.
Учащиеся должны знать:
· Определение понятий «отчество», «фамилия», «характер», «психология», «астрология»;
· грамматический механизм происхождение отчеств и фамилий;
· правила имянаречения в сочетаемости имен и отчеств;
· влияние отчества на характер (с точки зрения психологии и астрологии);
· историю происхождения самых распространенных русских фамилий и своей фамилии;
· значение фамилии для рода и отдельного человека.
Учащиеся должны уметь:
· давать определения понятиям «отчество», «фамилия», «характер», «психология», «астрология»;
· сочетать имя с отчеством;
· рассказывать о влиянии отчества на характер (с точки зрения психологии и астрологии);
· характеризовать историю происхождения самых распространенных русских фамилий и своей фамилии;
· вести исследовательскую деятельность, презентовать результаты исследования.
Основные термины по разделу:
Отчество. Фамилия. Характер. Психология. Астрология.
Самостоятельные и контрольные работы
· Подготовить доклад по тему «Происхождение моей фамилии».
ГИПОТЕТИЧЕСКИЕ ТЕОРИИ О ВЛИЯНИИ ИМЕНИ НА СУДЬБУ ЧЕЛОВЕКА (10ч.)
Сакральное значение имени. Имя и характер (с точки зрения психологов и астрологов). Имя и профессия. Имя и цвет. Число имени. Имя в истории. Великие имена в истории.
Учащиеся должны знать:
· о сакральном значении имени;
· о влиянии имени на характер (с точки зрения психологов и астрологов);
· о воздействии звуковых колебаний имени на характер человека;
· о влиянии имени на наклонности, профессиональные способности человека;
· гипотетическую теорию о соотношении имени с определенным цветом;
· гипотетическую теорию о числовой характеристике имени;
· алгоритм нахождения числа имени, числа судьбы;
· великие имена в истории.
Учащиеся должны уметь:
· рассказывать гипотетические теории о соотношении имени с определенным цветом, о числовой характеристике имени;
· вычислять число собственного имени и число судьбы.
Основные термины по разделу:
Характер. Число имени. Число судьбы. Психология. Астрология.
Самостоятельные и контрольные работы
· Самостоятельная работа на тему «Число моего имени, число судьбы» (вычислить число собственного имени и число судьбы).
ГРАММАТИКА СОБСТВЕННЫХ ИМЕН (4ч.)
Основные правила склонения имен и фамилий.
Учащиеся должны знать:
· основные правила склонения имен собственных и фамилий.
Учащиеся должны уметь:
· устно и письменно изменять личные имена и фамилии.
Основные термины по разделу:
Склонение имен и фамилий.
Самостоятельные и контрольные работы
· Самостоятельная работа на тему «Грамматика собственных имен».
ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ (1ч.)
Мнения об изученном материале, рассуждения о значении имён и фамилий, исторических корнях и т.д.
Самостоятельные и контрольные работы
· Итоговая работа (сочинение-рассуждение) на тему «Нужно ли знать историю происхождения имен, отчеств, фамилий, основных географических названий?».
III. Тематическое планирование по внеурочной деятельности
«За страницами школьного учебника» 6 класс
№ |
Наименование разделов и тем |
Максималь- ная нагрузка учащегося, ч. |
Из них |
|
Теоретический материал |
Практические занятия |
|||
1 |
Введение |
2 |
2 |
|
2 |
Ономастика |
9 |
7 |
2 |
3 |
Топонимика |
6 |
4 |
2 |
4 |
Словари и справочники – наши первые помощники |
12 |
1 |
11 |
5 |
Русское и европейское имятворчество |
14 |
8 |
6 |
6 |
Происхождение отчеств и фамилий |
10 |
2 |
8 |
7 |
Гипотетические теории о влиянии имени на судьбу человека |
10 |
7 |
3 |
8 |
Грамматика собственных имен |
4 |
1 |
3 |
9 |
Подведение итогов |
1 |
|
1 |
Итого |
68 |
32 |
36 |
№ п/п |
Наименование разделов и тем |
Всего часов |
Из них |
Дата проведения занятия |
|
Т/М |
П/З |
||||
1 |
Введение |
2 |
2 |
|
|
1.1 |
Имена людей как часть истории народов (этнографии). Понятие об этимологии. |
1 |
1 |
|
|
1.2 |
Географические названия (топонимы) как часть истории народов (этнографии). |
1 |
1 |
|
|
2 |
Ономастика |
9 |
7 |
2 |
|
2.1 |
Общая характеристика понятия «ономастика». |
1 |
1 |
|
|
2.2 |
Количество имён и фамилий в мире. |
1 |
1 |
|
|
2.3 |
Значение имён в жизни человека. |
2 |
2 |
|
|
2.4 |
Отличие имён собственных от нарицательных. |
2 |
1 |
1 |
|
2.5 |
Понятие имён личных. |
1 |
1 |
|
|
2.6 |
Основные моменты воздействия имени на психику человека. |
2 |
1 |
1 |
|
3 |
Топонимика |
6 |
4 |
2 |
|
3.1 |
Общая характеристика понятия «топонимика». |
1 |
1 |
|
|
3.2 |
Группы топонимов. |
1 |
1 |
|
|
3.3 |
Количество географических названий в мире. |
2 |
1 |
1 |
|
3.4 |
Происхождение некоторых географических названий. |
2 |
1 |
1 |
|
4 |
Словари и справочники – наши первые помощники |
12 |
1 |
11 |
|
4.1 |
Общая характеристика понятий «словарь» и «справочник». |
1 |
|
1 |
|
4.2 |
Отличие понятий «словарь» и «справочник». |
1 |
|
1 |
|
4.3 |
Типы словарей и справочников. |
2 |
1 |
1 |
|
4.4 |
Топонимические словари. |
2 |
|
2 |
|
4.5 |
Ономастические словари. |
2 |
|
2 |
|
4.6 |
Этимологические словари. |
2 |
|
2 |
|
4.7 |
Фразеологические словари. |
2 |
|
2 |
|
5 |
Русское и европейское имятворчество |
14 |
8 |
6 |
|
5.1 |
Имятворчество. |
1 |
1 |
|
|
5.2 |
Процесс появления имён на Руси и в других государствах. |
1 |
1 |
|
|
5.3 |
Основные этапы появления имён на Руси. |
1 |
1 |
|
|
5.4 |
Исконно русские имена и заимствованные. Причины заимствования. |
2 |
1 |
1 |
|
5.5 |
Влияние революции 1917 года на именование. |
1 |
1 |
|
|
5.6 |
Влияние католической церкви на порядок имянаречения. Святые заступники. |
1 |
1 |
|
|
5.7 |
Имена из Ветхого и Нового завета. |
2 |
1 |
1 |
|
5.8 |
Имена-украшения. |
1 |
|
1 |
|
5.9 |
Протестантские имена. |
1 |
|
1 |
|
5.10 |
Влияние Великой французской революции на именование. |
1 |
1 |
|
|
5.11 |
Европейские имена. |
1 |
|
1 |
|
5.12 |
Восточные имена. |
1 |
|
1 |
|
6 |
Происхождение отчеств и фамилий |
10 |
2 |
8 |
|
6.1 |
Происхождение отчеств. |
1 |
1 |
|
|
6.2 |
Влияние отчества на характер (с точки зрения психологии и астрологии). |
2 |
|
2 |
|
6.3 |
Правила имянаречения в сочетаемости имен и отчеств. |
2 |
1 |
1 |
|
6.4 |
Общая характеристика истории появления фамилий. |
3 |
|
3 |
|
6.5 |
История происхождения самых распространенных русских фамилий. |
2 |
|
2 |
|
7 |
Гипотетические теории о влиянии имени на судьбу человека |
10 |
7 |
3 |
|
7.1 |
Сакральное значение имени. Имя и характер (с точки зрения психологов и астрологов) |
2 |
2 |
|
|
7.2 |
Имя и профессия. Имя и цвет |
4 |
4 |
|
|
7.3 |
Число имени |
1 |
|
1 |
|
7.4 |
Имя в истории. Великие имена в истории |
3 |
1 |
2 |
|
8 |
Грамматика собственных имен |
4 |
1 |
3 |
|
8.1 |
Основные правила склонения имен и фамилий |
1 |
1 |
|
|
8.2 |
Основные правила склонения имен и фамилий |
3 |
|
3 |
|
9 |
Подведение итогов |
1 |
|
1 |
|
9.1 |
Мнения об изученном материале, рассуждения о значении имён и фамилий, исторических корнях и т.д.
|
1 |
|
1 |
|
|
Итого |
68 |
32 |
36 |
|
V. Требования к уровню подготовки обучающихся.
В результате освоения программы учащиеся должны знать:
· определения понятий «имя», «топоним» «этнография», «этимология», «ономастика», «топонимика», «собственное имя», «нарицательное имя», «психика», «психология», «словарь», «справочник», «исконно русские имена», «заимствованные имена», «отчество», «фамилия», «характер», «астрология»;
· значение имен людей, географических названий в истории народов;
· значение имён в жизни человека;
· основные моменты воздействия имени на психику человека;
· группы топонимов;
· происхождение некоторых географических названий;
· отличие понятий «словарь» и «справочник»;
· типы словарей и справочников;
· основные ономастические, топонимические, этимологические словари;
· основные этапы появления имен на Руси;
· толкование основных древнерусских, протестантских имен;
· определения понятий причины заимствования имен;
· влияние революции 1917 года на именование;
· основные этапы европейского имятворчества;
· влияние католической церкви на порядок имянаречения;
· имена из Ветхого и Нового завета;
· влияние Великой французской революции на именование;
· примеры имен-украшений, европейских, восточных имен;
· происхождение своего имени;
· определение понятий грамматический механизм происхождение отчеств и фамилий;
· правила имянаречения в сочетаемости имен и отчеств;
· влияние отчества на характер (с точки зрения психологии и астрологии);
· историю происхождения самых распространенных русских фамилий и своей фамилии;
· значение фамилии для рода и отдельного человека;
· о сакральном значении имени;
· о влиянии имени на характер (с точки зрения психологов и астрологов);
· о воздействии звуковых колебаний имени на характер человека;
· о влиянии имени на наклонности, профессиональные способности человека;
· гипотетическую теорию о соотношении имени с определенным цветом;
· гипотетическую теорию о числовой характеристике имени;
· алгоритм нахождения числа имени, числа судьбы;
· великие имена в истории;
· основные правила склонения имен собственных и фамилий.
уметь:
· давать определения понятиям «имя», «топоним» «этнография», «этимология», «ономастика», «топонимика», «собственное имя», «нарицательное имя», «психика», «психология», «словарь», «справочник», «исконно русские имена», «заимствованные имена», «отчество», «фамилия», «характер», «астрология»;
· рассказывать о роли имен людей, географических названий (топонимов) в истории народов (этнографии);
· рассказывать о значении имён в жизни человека;
· отличать имя собственное от нарицательного;
· различать понятия «психика» и «психология»;
· характеризовать группы топонимов;
· рассказывать о происхождении некоторых географических названий;
· отличать понятия «словарь» и «справочник»;
· пользоваться ономастическими, топонимическими, этимологическими словарями;
· отличать исконно русские имена от заимствованных;
· приводить примеры исконно русских, древнерусских, европейских, восточных имен, имен-украшений, имен из Ветхого и Нового завета, протестантских имен;
· рассказывать об основных этапах появления имен на Руси и в Европе;
· вести исследовательскую деятельность, презентовать результаты исследования;
· сочетать имя с отчеством;
· рассказывать о влиянии отчества на характер (с точки зрения психологии и астрологии);
· характеризовать историю происхождения самых распространенных русских фамилий и своей фамилии;
· вести исследовательскую деятельность, презентовать результаты исследования;
· рассказывать гипотетические теории о соотношении имени с определенным цветом, о числовой характеристике имени;
· вычислять число собственного имени и число судьбы;
· устно и письменно изменять личные имена и фамилии.
VI. Перечень учебно-методического обеспечения.
I. Литература для учителя
1.Грушко, Е.А. Энциклопедия русских фамилий / Е.А. Грушко, Ю.М. Медведев. – М.: ЭКСМО-Пресс, 2001.
2. Зима, Д. Имя и судьба / Д. Зима, Н. Зима. – М.: РИПОЛ КЛАССИК, 2002.
3. Никонов, В.А. Краткий топографический словарь / В.А. Никонов. – М.: Мысль, 1966.
4. Подольская, Н.В. Словарь русской ономастической терминологии / Н.В. Подольская. – М.: Просвещение, 1998.
5. Поспелов, Е.М. Школьный топонимический словарь / Е.М. Поспелов. – М.: Просвещение, 1988.
6. Розенталь, Д.Э. Справочник по русскому языку: Правописание. Произношение. Литературное редактирование / Д.Э. Розенталь. – М.: Айрис-пресс, 2005.
7. Русский язык. 6 класс: программы предметных курсов, конспекты занятий / автор-составитель Н.Ю. Кадашникова. – Волгоград: Учитель, 2010.
8. Семенова, М. Мы - славяне! / М. Семенова. – СПб.: Азбука-классика, 2006.
9. Суперанская, А.В. Современный словарь личных имен: Сравнение. Происхождение. Написание / А.В. Суперанская. – М.: Айрис-Пресс, 2005.
10. Суслова, А.В. О русских именах / А.В. Суслова, А.В. Суперанская. – Л.: Лениздат, 1991.
11. Успенский, Л.В. Ты и твое имя. Рассказы об именах / Л.В. Успенский. – Вологда: Северо-западное книжное издательство, 1970.
12. Фасмер, М. Этимологический словарь русского языка / М. Фасмер – М.: Прогресс, 1986.
13. Федосюк, Ю.А. Русские фамилии: популярный этимологический словарь / Ю.А. Федосюк. – М.: Детская литература, 1981.
14. Хигир, Б.Ю. Энциклопедия имен и отчеств / Б.Ю. Хигир. – М.: ВЕЧЕ, 2000.
15. Хигир, Б.Ю. Тайна имени / Б.Ю. Хигир. – М.: Астрель: АСТ, 2007.
16. Шанский, И.М. Краткий этимологический словарь / И.М. Шанский, Т.В. Шанская, В.В. Иванов. – М.: Прогресс, 1975.
II. Технические средства обучения
1. Рабочее место учителя (системный блок, монитор, клавиатура, мышь).
2. Колонки (рабочее место учителя).
3. Проектор.
4. Интерактивная доска.
III. Программные средства
1. Операционная система Windows ХР.
2. Офисное приложение Microsoft Office 2007, включающее программу разработки презентаций Microsoft PowerPoint.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.