Рабочая программа.Факультативный курс"Русский язык.За страницами учебника"9 класс

Рабочая программа.Факультативный курс"Русский язык.За страницами учебника"9 класс

Медиа
docx
28.11.2019
Факультативный курс.docx

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

« средняя общеобразовательная школа №1»

 

 

 

«Утверждаю»

Директор школы

___________/ Осипьянц Н.Н../

 

Приказ №_____ от

«____» _________20____г.

 

«Согласовано»

Зам. директора по УВР

__________/ Бортникова Т.С/

 

 

«____» _________20____г.

 

«Рассмотрено»

Руководитель ШМО

________/Познахарёва ИЮ./

 

Протокол №_____ от

«____» _________20____г.

 

 

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

 

ФАКУЛЬТАТИВНОГО КУРСА « Русский язык . За страницами учебника»

 

(наименование учебного предмета \ курса)

9  класс

(ступень образования \ класс)

2019 – 2020 учебный год

(срок реализации программы)

Составлена на основе:  федерального образовательного стандарта нового поколения,   Примерной программы  по учебным предметам «Стандарты второго поколения. Примерные программы по учебным предметам. .: Просвещение 2010(стандарты второго поколения);

(наименование программы)

 

Учитель         Гафарова Замира Решатовна

(Ф.И.О. учителя, составившего  рабочую учебную программу)

I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

1.Цели и задачи программы:

Изучение русского языка на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:

  • обобщить полученные знания по орфографии за курс 5-8 классов,
  • закрепить навыки грамотного письма, активизировать внимание учащихся к собственной письменной речи,
  • преодолеть психологические трудности по отношению к языку.

Достижение указанных целей осуществляется в процессе формирования и развития коммуникативной, языковой и лингвистической (языковедческой), культуроведческой компетенций.

Коммуникативная компетенция - овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, умениями и навыками использования языка в различных сферах и ситуациях общения, соответствующих опыту, интересам, психологическим особенностям учащихся основной школы на разных ее этапах (V - VII, VIII - IX классы).

Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции - освоение знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; общих сведений о лингвистике как науке и ученых-русистах; овладение основными нормами русского литературного языка, обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов; умение пользоваться различными лингвистическими словарями.

Культуроведческая компетенция - осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения.

Учебный предмет "Русский язык" в образовательных учреждениях с русским языком обучения выполняет цели, обусловленные ролью родного языка в развитии и воспитании личности ребенка, а также ролью родного языка в усвоении всех изучаемых в школе учебных предметов.

 

2. Нормативно-правовые документы, на основании которых составлена программа

Программа составлена на основе нормативных правовых документов:

  • Закон Российской Федерации «Об образовании в РФ» (от 29.12.12 года №273 - ФЗ).
  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 05.03.2004г. № 1089 « Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования.»
  • Приказ Минобразования РФ от 09.03.2004г. № 1312 « Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов  для общеобразовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования».
  • Приказ Министерства РФ от 31.03.2014г. №253 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»

3. В УМК входят:

Русский язык: учебник для 9 кл. общеобразовательных учреждений/ Л. А. Тростенцова, Т. А. Ладыженская, А. Д. Дейкина и др. – 6-е изд. – М.: Просвещение, 2009

Сычева В. П.  ЕГЭ. Русский язык. 9 класс. Экспериментальная экзаменационная работа. М. : «Экзамен», 2011

Козулина М. В.  Русский язык. 9 классс. Подготовка к экзамену. Практикум. Саратов: Лицей, 2011

Г. Т. Егораева . Типовые тестовые задания. 2014 М.: «Экзамен», 2013

Н. А. Сенина. Подготовка к ГИА – 2014. Ростов-на-Дону. «Легион», 2013

Г. А. Богданова. Уроки русского языка в 9 классе. М. : «Просвещение», 2008

Н. С. Валгина, В. Н. Светлышева. Орфография и пунктуация. Справочник. М.: 2008

Г. Г. Граник, С. М. Бондаренко. Знаки препинания. М.:2009

В. Ф. Иванова. Трудные вопросы орфографии. М.:2008

Д. Э. Розенталь. Справочник по русскому языку. М.:2002

Л. А. Тростенцова. Обучение русскому языку в 9 классе. М.: Просвещение. 2004

4. Обоснование выбора программы

Занятия кружка для учащихся 9-го класса посвящёны одной из важных задач филологического образования в школе - формированию навыков грамотного письма.В данном курсе приводятся в систему все знания, полученные учащимися при изучении орфографии (5-8 кл).

Часы на изучение русского языка к 9 классу резко сокращаются, и темы, связанные с орфографией присутствуют на уроках русского языка только в виде повторения, что приводит к тому, что учащиеся приходят к выпускным экзаменам недостаточно подготовленными в области орфографии.

К сожалению, в основной школе материал по данному направлению работы (изучение орфограмм) находится в программах по русскому языку 1-7 классов. Эти важные знания, умения и навыки необходимы учащимся при подготовке к выпускным экзаменам, особенно при подготовке к основному государственному экзамену.

Курс ориентирован на предпрофильную подготовку по русскому языку, на то, чтобы учащиеся получили практику, необходимую им для лучшего овладения общеучебными умениями и навыками, которые позволят школьникам успешно осваивать программу старшей  школы и на более высоком уровне подготовиться к сдаче экзаменов. Он является предметно ориентированным и даёт учащимся возможность проверить свои способности в этой области.

Вопросы, рассматриваемые в данном курсе, тесно примыкают к обязательному содержанию образования по русскому языку. Поэтому данная программа направлена на  совершенствование и развитие важных знаний и умений, предусмотренных школьной программой, поможет учащимся оценить свои возможности по русскому языку и более осознанно выбрать профиль дальнейшего обучения.

 

5. Информация о внесенных изменениях.

Рабочая программа кружка рассчитана на изучение базового курса русского языка  учащимися  9 класса в течение 34 часов (1 час в неделю). Данная рабочая программа призвана обеспечить знания учащихся средней (полной) школы на базовом уровне. Одной из  целей изучения курса  кружка является подготовка учащихся к сдаче ОГЭ.

6. Информация о количестве часов, на которые рассчитана рабочая программа

Рабочая программа рассчитана на изучение базового курса русского языка  учащимися  9 класса в течение 34 часов (1 час в неделю).

7. Формы организации образовательного процесса.

-лекции учителя с различными видами заданий;

-составление обобщающих таблиц и схем;

-самостоятельная  работа учащихся (наблюдения над языковым материалом,

их анализ, выводы);

-самостоятельный отбор материала;

-работа в группах;

-проведение деловых игр и практикумов;

-работа с пакетами КИМов;

-написание изложений и сочинений.

8. Используемые технологии обучения.

-уровневая дифференциация

-проблемное обучение

-информационно-коммуникационные технологии

-здоровьесберегающие технологии

-коллективный способ обучения

-развития навыков самостоятельной работы

-активизации мыслительной деятельности учащихся

-использования наглядности

-технический средств обучения

-технология модульно-развивающего обучения

-технология интерактивного обучения

-технология индивидуализации

-диалог

-технологии использования опорных конспектов и схем

-технология игрового обучения (викторины, конкурсы, КВН, концерт,; «мозговой штурм», деловая игра, «ролевая игра»)

-предметно-ориентированные технологии
-технологии личностно-ориентированного образования
-компьютерные технологии

-технология концентрированного обучения

9. Виды контроля

1.Дигностический

2.Текущий

3.Тематический

4.Промежуточный

5. Итоговый

Формы контроля

1.      Классная работа

2.      Самостоятельная работа

3.      Практическая работа

4.      Изложение

5.      Комплексный анализ текста

6.      Составление сложного и простого плана

7.      Составление рассказа по сюжетным картинкам с включением части готового текста

8.      Редактирование текста (исправление орфографических, пунктуационных, речевых ошибок)

9.      Работа с деформированным текстом

Оборудование :

1.Таблицы по русскому языку

2.Задания к олимпиадам

3.Дидактический материал

4.Лингвистические словари

5.Методическая литература по предмету

6.Тематические презентации

7.Компьютер

II.СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

1Опознавательные признаки орфограмм. Части речи в русском языке.

Цель: расширить и углубить понятия об орфограммах и нахождении их в словах разных частей речи.

2. Орфограммы в корнях:

- гласные, проверяемые ударением;

- гласные, непроверяемые ударением;

- чередующиеся гласные;

- правописание согласных в корне;

- О, Ё после шипящих в корне.

Цель: отработать умения "видеть" орфограмму в корне и объяснять её написание. Формировать умения дифференцировать орфограмму корней, обогащать словарный запас слов.

3. Правописание приставок:

- не изменяющиеся на письме приставки (морфологический принцип орфографии)

- изменяющиеся на письме приставки:

а) фонетический принцип орфографии

б) написание приставок, зависящее от значения.

Цель: закрепить умения учащихся находить орфограмму в приставках, объяснять правильность выбора.

4. Орфограммы в суффиксах:

- О, Ё после шипящих в суффиксах

- правописание Н, НН в суффиксах существительных, прилагательных, причастий.

- правописание гласных в суффиксах глаголов (-ова-(-ева)- -ива-(ыва)), существительных (-ек, - ик)

- правописание суффиксов действительных и страдательных причастий

-буквы ч, щ в суффиксах существительных

- различение на письме суффиксов прилагательных -к и -ск

Цель: закрепить и углубить умения учащихся проводить орфографический разбор, обосновывать свой выбор.

5. Орфограммы в окончаниях

- О, Ё после шипящих в окончаниях слов

- падежные и родовые окончания

- правописание личных окончаний глаголов

Цель: закрепить и углубить умения учащихся находить орфограмму в окончании и объяснять её написание

6. Правописание сложных слов

- сложные слова с соединительной гласной

- сложные слова без соединительной гласной

- сложные существительные. Слитное написание.

- сложные существительные. Дефисное написание

- сложные прилагательные. Слитное написание.

- сложные прилагательные. Дефисное написание

Цель: повторить условия выбора употребления дефиса в сложных словах, научить различать слитное и раздельное написание сложных слов

7. Правописание предлогов

- правописание непроизводных предлогов

- правописание производных предлогов

- раздельное написание предлогов

- слитное написание предлогов

Цель: отработать правильность написания предлогов

8. Правописание союзов:

- слитное написание союзов

- раздельное написание союзов

Цель: отработать навыки правильности написания союзов

9. Правописание частиц

- слитное и дефисное написание частиц

- разграничение не и ни

- правописание не и ни с разными частями речи

Цель: научить различать слитное и раздельное написание частиц, разграничивать не и ни

10. Правописание числительных

- мягкий знак на конце и в середине числительных

Цель: отработать правильность написания числительных

11. Принципы и правила переносов

Цель: повторить принципы и правила переносов

Итоговая работа

- тест

 

III.ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

 

№ п/п

Название тем курса

Количество часов
всего

Кол-во часов по теме

1-2

Опознавательные признаки орфограмм. Части речи в русском языке. Опознавательные признаки.

2

2

3-6

Орфограммы в корнях

4

 

 

Гласные, проверяемые и непроверяемые ударением. Чередующиеся гласные

 

2

 

Правописание согласных в корне слова. О,Ё после шипящих в корне

 

2

7-8

Правописание приставок

2

 

 

Проект. «Изменяющиеся и неизменяющиеся на письме приставки. Написание приставок, зависящее от значения»

 

2

9-11

Орфограммы в суффиксах

3

 

 

О, Ё после шипящих в суффиксах. Правописание Н, НН в суффиксах существительных, прилагательных, причастий. Буквы ч, щ в суффиксах существительных Различение на письме суффиксов прилагательных -к и -ск

 

1

 

Правописание гласных в суффиксах глаголов (-ова-(-ева)- -ива-(ыва)), существительных (-ек, - ик)

 

1

 

Правописание суффиксов действительных и страдательных причастий

 

1

12-15

Орфограммы в окончаниях

4

 

 

О, Ё после шипящих в окончаниях слов

 

2

 

Падежные и родовые окончания Правописание личных окончаний глаголов

 

2

16-19

Правописание сложных слов

4

 

 

Проект «Соединительная гласная в сложных словах»

 

2

 

Слитное и дефисное написание сложных существительных, прилагательных

 

2

20-22

Правописание предлогов

3

 

 

Правописание производных и непроизводных предлогов. Слитное и раздельное написание предлогов

 

3

23-24

Правописание союзов

2

 

 

Проект «Слитное и раздельное написание союзов»

 

2

25-26

Правописание частиц

2

 

 

Слитное и дефисное написание частиц. Разграничение не и ни. Правописание не и ни с разными частями речи

 

2

27-29

Правописание числительных

3

 

 

Мягкий знак на конце и в середине числительных

 

3

30-31

 

 

32-33

Принципы и правила переносов

 

 

Повторение

2

 

 

2

2

 

 

2

34

Итоговая работа

1

 

 

Тест

 

1

 

 

IV. Требования к уровню подготовки выпускников.

 

В результате изучения курса учащиеся должны:

-систематизировать полученные в ходе изучения русского языка знания;

-уметь писать сочинения-доказательства на заданные темы;

-уметь писать изложения разных видов (полные и сжатые).

ЗНАТЬ:

нормы литературного языка (орфоэпические, лексические, грамматические).

Применяя полученные знания, учащиеся должны УМЕТЬ:

-соблюдать языковые нормы в устных и письменных высказываниях;

-находить и исправлять речевые ошибки в работах разного вида (тестах, сочинениях).

Для достижения этих целей необходимо решить следующие задачи:

-дать понятие о нормах языка;

-рассмотреть основные типы лексических, грамматических ошибок;

-познакомить с орфоэпическими правилами и составить списки слов, в которых ударение или строго фиксированное, или вариантное;

-познакомить с тестовыми заданиями и сочинениями, которые доказывают необходимость обращения к теме курса.

В ходе подготовки к итоговой аттестации рекомендуется продумать систему упражнений, нацеленных на предварительную проверку и последующую корректировку следующих умений учащихся:

v  умение понимать на слух содержание звучащих художественных, публицистических, научно-популярных, официально-деловых текстов различных функционально-смысловых типов речи;

v  умение понимать основную мысль прослушанного текста;

v  умение понимать отношение автора к поставленной в прослушанном тексте проблеме;

v  умение подробно излагать содержание прослушанных художественных, публицистических, научно-популярных, официально-деловых текстов различных функционально-смысловых типов речи;

v  умение интерпретировать информацию звучащего текста;

v  умение точно и полно понимать содержание прочитанных художественных, публицистических, научно-популярных, официально-деловых текстов различных функционально-смысловых типов речи;

v  умение понимать главную мысль прочитанного текста;

v  умение понимать отношение автора к поставленной в прочитанном тексте проблеме;

v  умение понимать основную мысль, объединяющую прочитанный и прослушанный тексты;

v  умение комментировать отношение авторов к поставленной в прослушанном и прочитанном тексте проблеме;

v  умение интерпретировать информацию прочитанного текста;

v  умение определять стиль и функционально-смысловой тип речи прочитанного текста;

v  умение определять средства связи предложений в тексте;

v  умение проводить звукобуквенный анализ слова;

v  умение определять лексическое значение слова и фразеологического оборота;

v  умение проводить морфемно-словообразовательный анализ слова;

v  умение определять основные способы образования слов;

v  умение определять принадлежность слова к определенной части речи по его грамматическим признакам;

v  умение определять принадлежность предложения к определенной синтаксической модели по его смыслу, интонации и грамматическим признакам;

v  умение находить грамматическую основу предложения и определять языковые средства её выражения;

v  умение применять знания по фонетике, лексике, морфемике, словообразованию, морфологии и синтаксису в практике правописания;

v  умение создавать текст в соответствии с заданной темой и функционально-смысловым типом речи;

v  умение выражать собственное мнение по проблеме, затронутой в прослушанном и прочитанном текстах, аргументировать его с привлечением информации, извлечённой из них, а также знаний, жизненного или читательского опыта;

v  умение последовательно излагать собственные мысли;

v  умение осуществлять выбор и организацию языковых средств в соответствии с темой, целью, стилем и функционально-смысловым типом речи;

v  умение использовать в собственной речи разнообразные грамматические конструкции и лексическое богатство языка;

v  умение оформлять речь в соответствии с орфографическими, грамматическими, пунктуационными и речевыми нормами литературного языка.


 

V.  МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ И УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРЕДМЕТА

Литература для учащихся

В качестве обучающих пособий предлагаются не только традиционные учебники, сборники упражнений по формированию навыков правописания, но и книги по занимательной лингвистике:

  1. Шанский Н.М. Русский язык на "отлично". Ростов н/Д, 1998.
  2. Шанский Н.М., Боброва Т.А. Снова в мире слова. М, 2001.
  3. Успенскийй Л. В. Слово о словах. Ты и твое имя. М, "Детская литература". 1962.
  4. Львова С. И. Этимология на службе орфографии. М, 2002.
  5. Львова С.И. Там, где кончается слово... (О слитных, дефисных и раздельных написаниях). М., 1998.
  6. Граник Г. Г., Бондаренко, Концевая Л.А. Секреты орфографии. М., 1996.
  7. Пахнова Т.М. Готовимся к устным и письменным экзаменам по русскому языку. 9-11 классы. Москва, "Просвещение", 1997.
  8. Мурашко А.С. Краткий орфографический справочник. Архангельск. 1995.

9.      Русский язык: учебник для 9 кл. общеобразовательных учреждений/ Л. А. Тростенцова, Т. А. Ладыженская, А. Д. Дейкина и др. – 6-е изд. – М.: Просвещение, 2009

В качестве обучающего пособия для занятий по темам данного элективного курса предлагается компьютерная программа - программно-методический комплекс для формирования навыков орфографической грамотности."Семейный наставник"

  1. Электронный репетитор-тренажёр. Курс русского языка (Базовый). Автор- Беляев М.И. Компания Медиа Хауз, 2001.

Литература для учителя

  1. Баранов М.Т., Костяева Т.А., Прудникова А.В. Русский язык. Справочные материалы. М., "Просвещение", 1987.
  2. Скобликова Г.П. Обобщающая работа по орфографии. М., 2001.
  3. Волгина Н. С., Светлышева В.Н. Орфография и пунктуация. Справочник. М, "Просвещение", 1993.
  4. Иванова В.Ф. Трудные вопросы орфографии. М., 1982.
  5. Богданова Г.А., Кириченко Г.И. Материалы для подготовки к экзаменам по русскому языку. 9 класс. Пособие для учащихся. М., "Мнемозина", 1997.
  6. Хлебникова А.В., Плотникова Е.Ф. Сборник текстов для закрепления навыков правописания. Пособие для учителей. М., "Просвещение", 1976.
  7. Штильман С.Л Как избавиться от безграмотности. // Русский язык и литература для школьников. 2002. №1, с.41-49; 2002. №2, с.21-27; 2003. №2, с.17-26; 2003. №3, с. 25-36.
  8. Гусарова И.В. Тренинг грамотного письма. // Русский язык и литература для школьников. 2002. №1, с. 50-54.

9.      Русский язык: учебник для 9 кл. общеобразовательных учреждений/ Л. А. Тростенцова, Т. А. Ладыженская, А. Д. Дейкина и др. – 6-е изд. – М.: Просвещение, 2009

 

Календарно- тематическое планирование  9 класс (34 часа)

№ п/п

Название тем курса

Дата план.

Дата факт.

Количество часов
всего

Кол-во часов по теме

Форма занятий

1-2

Опознавательные признаки орфограмм. Части речи в русском языке. Опознавательные признаки.

 

 

2

2

Лекция с составлением таблиц-памяток

3-6

Орфограммы в корнях

 

 

4

 

Семинары-практикумы. Тестирование по темам

 

Гласные, проверяемые и непроверяемые ударением. Чередующиеся гласные

 

 

 

2

 

 

Правописание согласных в корне слова. О,Ё после шипящих в корне

 

 

 

2

 

7-8

Правописание приставок

 

 

2

 

Лекция. Практическое применение правил

 

Проект. «Изменяющиеся и неизменяющиеся на письме приставки. Написание приставок, зависящее от значения»

 

 

 

2

 

9-11

Орфограммы в суффиксах

 

 

3

 

Лекции с составлением алгоритмов по темам

 

О, Ё после шипящих в суффиксах. Правописание Н, НН в суффиксах существительных, прилагательных, причастий. Буквы ч, щ в суффиксах существительных Различение на письме суффиксов прилагательных -к и -ск

 

 

 

1

 

 

Правописание гласных в суффиксах глаголов (-ова-(-ева)- -ива-(ыва)), существительных (-ек, - ик)

 

 

 

1

 

 

Правописание суффиксов действительных и страдательных причастий

 

 

 

1

 

12-15

Орфограммы в окончаниях

 

 

4

 

Семинары - практикумы

 

О, Ё после шипящих в окончаниях слов

 

 

 

2

 

 

Падежные и родовые окончания Правописание личных окончаний глаголов

 

 

 

2

 

16-19

Правописание сложных слов

 

 

4

 

Лекция учителя. Тренировочные задания

 

Проект «Соединительная гласная в сложных словах»

 

 

 

2

 

 

Слитное и дефисное написание сложных существительных, прилагательных

 

 

 

2

 

20-22

Правописание предлогов

 

 

3

 

Семинары-практикумы

 

Правописание производных и непроизводных предлогов. Слитное и раздельное написание предлогов

 

 

 

3

 

23-24

Правописание союзов

 

 

2

 

Компьютерное тестирование

 

Проект «Слитное и раздельное написание союзов»

 

 

 

2

 

25-26

Правописание частиц

 

 

2

 

Семинары -практикумы

 

Слитное и дефисное написание частиц. Разграничение не и ни. Правописание не и ни с разными частями речи

 

 

 

2

 

27-29

Правописание числительных

 

 

3

 

Семинары -практикумы

 

Мягкий знак на конце и в середине числительных

 

 

 

3

 

30-31

 

 

32-33

Принципы и правила переносов

 

 

Повторение

 

 

2

 

 

2

2

 

 

2

Тренировочные задания

34

Итоговая работа

 

 

1

 

 

 

Тест

 

 

 

1

 

 

 

 

 

 

Друзья! Добро пожаловать на обновленный сайт «Знанио»!

Если у вас уже есть кабинет, вы можете войти в него, используя обычные данные.

Что-то не получается или не работает? Мы всегда на связи ;)