Рабочая программа.Искусство.9 класс
Оценка 4.6

Рабочая программа.Искусство.9 класс

Оценка 4.6
docx
08.09.2022
Рабочая программа.Искусство.9 класс
искусство 9кл..docx

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ПРЕДМЕТУ «ИСКУССТВО»

9 КЛАСС

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

Рабочая программа по искусству для 9 класса  соответствует базовому уровню изучения предмета и  составлена на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования, примерной программы основного общего образования, авторской программы «Искусство 8-9 классы»(авторы Г.П. Сергеева, И. Э. Кашекова, Е. Д. Критская, 2010 год).

Изучение искусства в основной школе призвано сформировать у учащихся художественный способ познания мира, дать систему знаний и ценностных ориентиров на основе собственной художественно-творческой деятельности и опыта приобщения к выдающимся явлениям русской и зарубежной художественной культуры.

Основные межпредметные связи осуществляются с историей (образ эпохи и стиль в искусстве, выдающиеся события истории - исторический жанр в искусстве), математикой (геометрия), физикой (оптика), технологией (технологии художественной обработки материалов), информатикой (компьютерная графика).

Программа реализуется на основе УМК «Искусство 8-9 классы» для общеобразовательных учреждений (авторы Г.П. Сергеева, И. Э. Кашекова, Е. Д. Критская.Издательство «Просвещение»).

Методологической основой программы являются современ­ные концепции в области эстетики (Ю. Б. Борев, Н. И. Киященко, Л. Н. Столович, Б. А. Эренгросс и др.), культуроло­гии (А И. Арнольдов, М. М. Бахтин, В. С. Библер, Ю. М. Лотман, А. Ф. Лосев и др.), психологии художественного творчества (Л. С. Выготский, Д. К. Кирнарская, А. А. Мелик-Пашаев, В. Г. Ражников, С. Л. Рубинштейн и др.), раз­вивающего обучения (В. В. Давыдов, Д. Б. Эльконин и др.), художественного образования (Д. Б. Кабалевский, Б. М. Неменский, Л. М. Предтеченская, Б. П. Юсов и др.).

Цели художественного образования:

-        развитие художественно-творческих способностей учащихся, образного и ассоциативного мышления, фантазии, зрительно-образной памяти, эмоционально-эстетического восприятия действительности;

-        воспитание культуры восприятия произведений изобразительного, декоративно-прикладного искусства, архитектуры и дизайна;

-        освоение знаний об изобразительном искусстве как способе эмоционально-практического освоения окружающего мира; о выразительных средствах и социальных функциях живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, скульптуры, дизайна, архитектуры;

-        формирование устойчивого интереса к изобразительному искусству, способности воспринимать его исторические и национальные особенности.

Цель программы –развитие опыта эмоционально-ценностного отношения к искусству как социокультурной форме освоения мира, воздействующей на человека и общество.

Задачи реализации данного курса:

-        актуализация имеющегося у учащихся опыта общения с искусством;

-        культурная адаптация школьников в современном информационном пространстве, наполненном разнообразными явлениями массовой культуры;

-        формирование целостного представления о роли искусства в культурно-историческом процессе развития человечества;

-        углубление художественно-познавательных интересов и развитие интеллектуальных и творческих способностей под­ростков;

-        воспитание художественного вкуса;

-        приобретение культурно-познавательной, коммуникативной и социально-эстетической компетентности;

-        формирование умений и навыков художественного самообразования.

Ценностные ориентиры содержания учебного предмета «Искусство»

-        Постижение искусства в основной школе направлено на эмоционально-ценностное освоение мира и происходящих в нем явлений в различных художественно-образных формах творческой деятельности человека.

-        Сформированные на протяжении предыдущего обучения в школе знания учащихся о языке художественной выразительности пластических искусств, музыки, литературы дополняются знакомством с языком театра, экранных искусств, фото­графии. Появляется понимание специфики и общности выразительных средств разных видов искусства, расширяются представления о современных искусствах, формируется целостная эстетическая картина мира, приходит осознание роли искусства в жизни человека и общества.

-        Учащиеся постигают многообразие жанров искусства, учатся понимать роль традиций и новаторства в развитии искусства разных народов, размышлять об образной природе и эмоциональном воздействии искусства на человека.

-        Активное освоение школьниками образовательного пространства Интернета осуществляется в процессе поиска информации о различных событиях культурной жизни в стране и за рубежом. Эмоциональное восприятие духовного наследия, умение оценить произведения искусства с позиции эстетических идеалов и высказать собственное мнение о сущности раз­личных явлений культуры, участие в каком-либо виде художественного творчества включают подростков в процесс художественного познания и творческого освоения мира.

Место предмета в учебном плане

Учебный план отводит на преподавание учебного курса «Искусство» в 9 классе 34 часа, из расчета 1 учебный час в  неделю.

Рабочая программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Искусство» на этапе основного общего образования являются:

-        познавательная деятельность – использование для познания окружающего мира различных методов (наблюдения, моделирования и др.);

-        определение структуры объекта познания, поиск и выделение значимых функциональных связей и отношений между частями целого; умение разделять процессы на этапы;

-        выделение характерных причинно-следственных связей; сравнение, сопоставление, классификация по одному или нескольким предложенным основаниям;

-        творческое решение учебных и практических задач: умение искать оригинальное решение;

-        информационно-коммуникативная деятельность: адекватное восприятие художественных произведений и способность передавать его содержание в соответствии с целью учебного задания; умение вступать в общение с произведением искусства и друг с другом по поводу искусства, участвовать в диалоге; использование различных источников информации;

-        рефлексивная деятельность: оценивание своих учебных достижений и эмоционального состояния; осознанное определение сферы своих интересов и возможностей; владение умениями совместной деятельности и оценивание своей деятельности с точки зрения эстетических ценностей.

Занятия искусством способствуют развитию ассоциативности и образности мышления, умению использовать язык различных видов искусства при восприятии художественных произведений и в самостоятельной творческой деятельности; самоопределению в видах и формах художественного творчества, воспитывают «родственное внимание» к миру, чувство сопереживания к другому человеку.

Формы контроля: устные ответы; контрольный опрос (фронтальный и персональный); подготовка докладов, сообщений, презентаций;  контрольные работы (материалы и  критерии проверки прилагаются).

Требования к уровню подготовки выпускников

В результате изучения изобразительного искусства ученик должен

знать/понимать

·         основные виды и жанры изобразительных (пластических) искусств;

·         основы изобразительной грамоты (цвет, тон, колорит, пропорции, светотень, перспектива, пространство, объем, ритм, композиция);

·         выдающихся представителей русского и зарубежного искусства и их основные произведения;

·         наиболее крупные художественные музеи России и мира;

·         значение изобразительного искусства в художественной культуре;

уметь

·         применять художественные материалы (гуашь, акварель, тушь, природные и подручные материалы) и выразительные средства изобразительных (пластических) искусств в творческой деятельности;

·         анализировать содержание, образный язык произведений разных видов и жанров изобразительного искусства и определять средства художественной выразительности (линия, цвет, тон, объем, светотень, перспектива, композиция);

·         ориентироваться в основных явлениях русского и мирового искусства, узнавать изученные произведения;

 использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

·         восприятия и оценки произведений искусства;

·         самостоятельной творческой деятельности.

 

 

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ 
9 класс (34 часа)

Синтез искусств (2 час). Общность жизненных истоков, художественных идей, образного строя произведений различных видов искусств. Синкретизм. Роль и значение изобразительного искусства в синтетических видах творчества. Общие выразительные средства визуальных искусств: тон,цвет, объем. Общность и специфика восприятия художественного образа в разных видах искусства. 

Синтез искусств в архитектуре (10 час). Виды архитектуры. Эстетическое содержание и выражение общественных идей в художественных образах архитектуры. История архитектуры. Выразительные средства архитектуры (композиция, тектоника, масштаб, пропорции, ритм, пластика объемов, фактура и цвет материалов).

Стили в архитектуре (античность, готика, барокко, классицизм, модерн). Античная архитектура.  Афинский Акрополь. Ордерная система. Пантеон. Романский стиль: монументальность, суровость и лаконичность форм.  Готика: ажурность, воздушность устремленность ввысь  храмов, каменный скульптурный декор, витражи. Особенности византийской архитектуры.  Храм Святой Софии в Константинополе. Шедевры древнерусской архитектуры (храм Святой Софии в Киеве, Новгороде, Успенский собор во Владимире, церковь Покрова-на-Нерли, Успенский и Покровский соборы в Москве). Собор святого Петра, Версаль, Зимний дворец, дом Пашкова как национальные варианты барокко и классицизма. Архитектура модерна и творчество А. Гауди.

Связь архитектуры и дизайна (промышленный, рекламный, ландшафтный, дизайн интерьера и др.) в современной культуре. Композиция в дизайне (в объеме и на плоскости). Роль дизайна в современном мире. Вкус и мода.

Опыт творческой деятельности. Зарисовки элементов архитектуры. Выполнение эскизов архитектурных композиций.

Синтез искусств в театре (4часа).Театр как явление культуры. История развития театрального искусства (античный, средневековый, театр Нового времени, современный театр). Общие законы восприятия композиции картины и сцены. Сценография. Художники театра (В.М. Васнецов, А.Н. Бенуа, Л.С. Бакст, Ф.Ф. Федоровский и др.).

Создание эскиза и макета оформления сцены, костюмов (на примере театрального творчества М.В. Врубеля).

Изображение в полиграфии (6 час). Множественность, массовость и общедоступность полиграфического изображения. Начало книгопечатания. Гравюры А. Дюрера. Офорты.Формы полиграфической продукции: книги, журналы, плакаты, афиши, буклеты, открытки и др. Образ – символ – знак. Стилевое единство изображения и текста. Типы изображения в полиграфии (графическое, живописное, фотографическое, компьютерное). Художники книги (Г.Доре,  В.А. Фаворский и др.).

Опыт творческой деятельности. Проектирование обложки книги, рекламы, открытки, визитной карточки, экслибриса, товарного знака, разворота журнала, сайта.

Изображение в фотографии (3часа). Изображение в фотографии и изобразительном искусстве. История фотографии. Особенности художественной фотографии. Выразительные средства (композиция, план, ракурс, свет, ритм и др.). художественного образа в фотоискусстве. Мастера-фотохудожники.

Опыт творческой деятельности. Создание и представление собственной художественной фотографии, фотоколлажа.

Синтетическая природа экранных искусств (5 часов). Специфика киноизображения: кадр и монтаж. Средства эмоциональной выразительности в фильме (композиция, ритм, свет, цвет, музыка, звук). Документальный, игровой и анимационный фильмы. Шедевры мирового кинематографа. Мастера кино (С.М. Эйзенштейн, Ф. Феллини, Г.М. Козинцев, А.А. Тарковский и др.). Российские фильмы-лауреаты международных премий. 

Телевизионное изображение, его особенности и возможности.

Опыт творческой деятельности. Создание мультфильма, видеофильма, раскадровки по теме.. Выражение в творческой деятельности своего отношения к изображаемому.

Изображение на компьютере (2 час). Компьютерная графика и ее использование в полиграфии, дизайне, архитектурных проектах, киноизображении, видеоиграх.

Опыт творческой деятельности. Проектирование сайта.

Итоговое повторение и обобщение (2 часа)

 

Тематическое планирование

 

п\п

Название темы

 

Синтез искусств (2 час)

1

Общность жизненных истоков, художественных идей, образного строя произведений различных видов искусств. Синкретизм.

2

Общие выразительные средства визуальных искусств: тон,цвет, объем. Общность и специфика восприятия художественного образа в разных видах искусства. 

Синтез искусств в архитектуре (10 часов)

3

Синтез искусств в архитектуре. Виды архитектуры. Эстетическое содержание и выражение общественных идей в художественных образах архитектуры. История архитектуры.

4

Выразительные средства архитектуры (композиция, тектоника, масштаб, пропорции, ритм, пластика объемов, фактура и цвет материалов).

5

Стили в архитектуре. Античная архитектура. Афинский Акрополь. Ордерная система. Пантеон.

6

Особенности византийской архитектуры.  Храм Святой Софии в Константинополе.

7

Шедевры древнерусской архитектуры.

8

Романский стиль и готика как традиции европейской средневековой архитектуры.

9

Барокко и классицизм. Европейская и русская национальные школы.

10

Архитектура модерна. Творчество  А. Гауди. 

11

Дизайн (промышленный, рекламный, ландшафтный, дизайн интерьера) в современной культуре. Композиция в дизайне  Роль дизайна в современном мире. Вкус и мода.

12

Повторительно-обобщающий урок. Контрольная работа

 

Синтез искусств в театре (4 часа)

13

Театр как явление культуры. История развития театрального искусства (античность, средневековье, Новое время, XXвек).

14

Общие законы восприятия композиции картины и сцены. Сценография.

15

Художники театра (В.М. Васнецов, А.Н. Бенуа, Л.С. Бакст, Ф.Ф. Федоровский и др.). Театральное творчество М. Врубеля.

16

Театральное творчество М. Врубеля. Создание эскиза и макета оформления сцены, костюмов.

 

Изображение в полиграфии (6 час). 

17

Множественность, массовость и общедоступность полиграфического изображения.

18

Гравюры, их разновидности. Гравюры А. Дюрера. Офорты.

19

Формы полиграфической продукции: книги, журналы, плакаты, афиши, буклеты, открытки и др. Проектирование в полиграфии.

Практикум.

20

Образ – символ – знак. Стилевое единство изображения и текста.

21

Типы изображения в полиграфии (графическое, живописное, фотографическое, компьютерное).

22

Иллюстрации. Художники книги (Г. Доре, В. Фаворский и др.)

 

Изображение в фотографии (3 часа). 

23

Изображение в фотографии и изобразительном искусстве. История фотографии. Особенности художественной фотографии.

24

Выразительные средства (композиция, план, ракурс, свет, ритм и др.). художественного образа в фотоискусстве. Мастера-фотохудожники.

25

 Создание и представление собственной художественной фотографии, фотоколлажа

 

Синтетическая природа экранных искусств (5 часов). 

26

Специфика киноизображения: кадр и монтаж. Практикум.

27

Средства эмоциональной выразительности в фильме (композиция, ритм, свет, цвет, музыка, звук).

28

Документальный, игровой и анимационный фильмы. Шедевры мирового кинематографа.

29

Мастера кино (С.М. Эйзенштейн, Ф. Феллини, Г.М. Козинцев, А.А. Тарковский и др.). Российские фильмы-лауреаты международных премий.

30

Телевизионное изображение, его особенности и возможности.

 

Изображение на компьютере (2 час). 

31

Компьютерная графика и ее использование в полиграфии, дизайне, архитектурных проектах, киноизображении, видеоиграх.

32

 Проектирование сайта. Практикум.

 

Итоговое повторение и обобщение (2 часа)

33

Художник, творец, гражданин – выразитель ценностей эпохи.

34

Контрольная работа

 

 

Учебно-методический комплект

1) Авторская программа «Искусство 8-9 классы», авторы программы Г. П. Сергеева, И. Э. Кашекова, Е. Д. Критская. Сборник: «Программы для общеобразовательных учреждений: «Музыка  1-7 классы.  Искусство 8-9 классы» Москва,  Просвещение,  2010 год.

2) Учебник «Искусство. 8-9 классы: учебник для общеобразовательных организаций / Г.П. Сергеева, И.Э. Кашекова, Е.Д. Критская. - М.: Просвещение, 2009год.

3) Уроки искусства. Поурочные разработки. 8-9 классы / Г.П. Сергеева, И.Э. Кашекова, Е.Д. Критская. - М.: Просвещение, 2010 год.   


 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ПРЕДМЕТУ «ИСКУССТВО» 9

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ПРЕДМЕТУ «ИСКУССТВО» 9

Ценностные ориентиры содержания учебного предмета «Искусство» -

Ценностные ориентиры содержания учебного предмета «Искусство» -

Занятия искусством способствуют развитию ассоциативности и образности мышления, умению использовать язык различных видов искусства при восприятии художественных произведений и в самостоятельной творческой деятельности; самоопределению в…

Занятия искусством способствуют развитию ассоциативности и образности мышления, умению использовать язык различных видов искусства при восприятии художественных произведений и в самостоятельной творческой деятельности; самоопределению в…

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ 9 класс (34 часа)

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ 9 класс (34 часа)

Документальный, игровой и анимационный фильмы

Документальный, игровой и анимационный фильмы

Множественность, массовость и общедоступность полиграфического изображения

Множественность, массовость и общедоступность полиграфического изображения
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
08.09.2022