Рабочая тетрадь для «Разговоров о важном»
Оценка 4.7

Рабочая тетрадь для «Разговоров о важном»

Оценка 4.7
pdf
05.02.2024
Рабочая тетрадь для «Разговоров о важном»
Рабочая тетрадь для разговоров о важном 1-2 класс.pdf

К. Е. Платонова

РАЗГОВОРЫ О ВАЖНОМ

Рабочая тетрадь                                       для внеурочных занятий

1–2 класс

ЛЕГИОН-М

Ростов-на-Дону

2024

УДК 373.34

ББК 74.202.4

Р е ц е н з е н т ы :

          П37

С. А. Кравцова, почётный работник образования РФ, учитель высшей квалификационной категории; С. А. Уринева, учитель высшей квалификационной категории

                      Платонова,   К.            Е.

П37                       Разговоры о важном. Рабочая тетрадь для внеурочных занятий. 1–2-й класс :

учебное пособие. — К. Е. Платонова / под ред. Н. А. Сениной. — Ростов н/Д : Легион-М, 2023. — 100 с. — (Начальное общее образование).

                  ISBN 978-5-91724-249-1

В 2022 году Министерство просвещения Российской Федерации впервые разработало рабочую программу внеклассных занятий «Разговоры о важном», и в школах был дан старт этим урокам, основная цель которых — нравственнопатриотическое и морально-этическое воспитание школьников.

Данная рабочая тетрадь содержит материалы ко всем 36 темам из рабочей программы по внеурочной деятельности, разработанной Министерством просвещения РФ в 2023 году. Все задания личностно и практико-ориентированы. При их составлении учитывались основные направления программы: формирование у обучающихся интереса к познанию, развитие общекультурной компетенции и умения принимать осознанные решения и делать выбор, выстраивание собственного поведения с позиции нравственных и правовых норм, а также психолого-педагогические особенности обучения детей младшего школьного возраста.

Рабочая тетрадь является источником дополнительных матер иалов при проведении «Разговоров о важном». Она может использоваться и как самостоятельное пособие на других внеурочных мероприятиях.

Книга адресована учителям начальных классов, обучающимся 1-х и 2-х классов и их родителям, заботящимся о нравственном воспитании своих детей.

УДК 373.34

ББК 74.202.4

Учебное издание

Платонова Ксения Евгеньевна

РАЗГОВОРЫ О ВАЖНОМ

Рабочая тетрадь для внеурочных занятий

1–2-й класс

Под редакцией Н. А. Сениной

Обложка М. Сафиуллина         Компьютерная вёрстка Н. Шурыгина

Иллюстрации Е. Бездудная     Корректоры Н. Коновалова, М. Мороз

Формат 70×1001/16. Гарнитура Школьная. Усл. печ. л. 7,7.

Налоговая льгота: издание соответствует коду 95 3000 ОК 005-93 (ОКП)

ООО «ЛЕГИОН-М»

Для писем: 344000, г. Ростов-на-Дону, а/я 550.

Адрес редакции: 344082, г. Ростов-на-Дону, ул. Согласия, 7-9/20. www.legionr.ru   e-mail: legionrus@legionrus.com

ISBN 978-5-91724-249-1                                                                                © ООО «Легион-М», 2023

Содержание

День знаний .......................................................................................5 Там, где Россия ..................................................................................8

100-летие со дня рождения Зои Космодемьянской .......................... 11

Избирательная система России ....................................................... 15

День учителя (советники по воспитанию) ......................................... 18

О взаимоотношениях в коллективе ................................................... 21

По ту сторону экрана  ....................................................................... 24

День спецназа  ................................................................................. 26 День народного единства ................................................................. 28

Россия — взгляд в будущее (Цифровая экономика сегодня.

«Умный дом») ................................................................................... 30

День матери  .................................................................................... 32

Что такое Родина?  ........................................................................... 35

Мы вместе  ....................................................................................... 37

Главный закон страны  ...................................................................... 40

Герои нашего времени ..................................................................... 43

Новый год — традиции праздника разных народов России .............. 46

От «А» до «Я». 450 лет «Азбуке» Ивана Фёдорова .............................. 51

Налоговая грамотность  ................................................................... 53

Непокорённые (блокада Ленинграда) ............................................... 55 Союзники России ............................................................................. 57

Д. И. Менделеев. 190 лет со дня рождения ....................................... 59

День первооткрывателя ................................................................... 62

День защитника Отечества ............................................................... 65

Как найти своё место в обществе? ................................................... 68

Всемирный фестиваль молодёжи ..................................................... 70

Первым делом — самолёты (о гражданской авиации) ...................... 72

Крым — дорога домой ...................................................................... 75

Россия — здоровая держава ..........................................................78

Цирк! Цирк! Цирк! ............................................................................. 80

«Вижу Землю» .................................................................................. 82

215 лет со дня рождения Н. В. Гоголя. Как воображение

помогает писателям и поэтам .......................................................... 85 Экологичное потребление ................................................................ 88

Труд крут!  ........................................................................................ 90

Урок памяти ..................................................................................... 93

Будь готов! Ко дню общественных организаций ............................... 96

Русский язык — великий и могучий. К 225-летию

со дня рождения  А. С. Пушкина  ....................................................... 98

Предисловие

Уважаемые           учителя        и         родители!

Программа по внеурочной деятельности «Разговоры о важном», разработанная Министерством просвещения Российской Федерации с целью формирования и развития общекультурной компетенции у обучающихся, направлена на развитие у них ценностного отношения к Родине. Разговоры и беседы, которые должны использоваться как основной формат для проведения занятий, позволят школьникам выработать не только собственную мировоззренческую позицию по обсуждаемым темам, но и закрепить основные коммуникативные навыки, а также уважительное отношение к народам России, к её истории, богатой природе и великой культуре.

Анализ всех тем и методических материалов, рекомендуемых Министерством просвещения РФ, позволил сделать следующий вывод: дано очень мног о интересного и наглядного материала для учителя, но заданий обучающимся для самостоятельной работы над темами практически нет. Предлагаемая рабочая тетрадь для внеурочных занятий «Разговоры о важном» даёт детям возможность глубже осознать каждую тему. Им важно быть не просто слушателями, но и своего рода участниками событий, делать свои личные выводы, переда вать свои чувства. Работать с пособием мы рекомендуем не только в школе на внеклассных мероприятиях, но и дома — в кругу родных людей, потому что нравственные ценности закладываются именно в семье.

Пособие включает в себя материалы к занятиям по 36 темам, предложенным Министерством просвещения РФ. Материалы наших заданий полностью соответствуют психолого-педагогическим особенностям обучения младш их школьников. Задания имеют творческую направленность и увлекательн ую форму, что вызовет у детей несомненный интерес.

Достоинством данной рабочей  тетради является то, что задания подбирались с учёт ом современной действительности. В материалы занятий включены ситуации и проблемные задачи, которые ставятся авторами и затем решаются детьми, что в свою очередь повышает познавательную активность ребят и создаёт ус ловия для их самореализации.

Задания выполняются непосредственно в самой тетради: это позволяет сэкономить время учителя при подготовке к занятиям и проследить ход рассуждений детей.

Часть вопросов предполагает наличие у ребёнка знаний, которые он мож ет получить только с вашей помощью, например информацию о большой и малой родине, о российских достопримечательностях и великих соотечес твенниках.

Пособие незаменимо на внеурочных занятиях «Разговоры о важном», а также на других внеурочных мероприятиях. Родителям наша книга поможет вырастить и воспитать достойных граждан нашей страны.


1.         Соедини стрелочками части пословиц.

                       Учение и труд                                     не поздно.

                   Учиться никогда                                 всё перетрут.

              Тяжело в учении —                              легко в бою.

2.         По Стране Знаний могут путешествовать только школьники. А как можно назвать школьников по-другому? Ответь устно или письменно.

                                                                                                                      

                                                                                                                              

3.         Раскрась те предметы, которые ты берёшь в школу.

4.         Прочитай, что говорят ребята о школе.

Даша

 Что значит школа для тебя? Ответь устно или письменно.

Школа — это                              

                                                   

                                                                                                   

                                                     

5.         Придумай и нарисуй праздничный плакат к первому сентября.

1.         Напиши название нашей Родины.

                                                                                                                          

                Напиши название столицы нашей Родины.

                                                                                                                           

2.         Представь, что к тебе в гости приехал друг из другой страны. Что ты можешь рассказать ему о России? Подумай и запиши.

 Города России:                                   

                                                    Реки России:                                       

                                                       Праздники, которые отмечают в России:

                                                        Деньги России:                                     

                                                        Традиционные блюда России:             

                                                      Животные России:                                  

                                                        Деревья России:                          

                                                     

3.         Отметь галочкой, кто из ребят будет дольше путешествовать по нашей стране.

Я смогу пролететь через всю Россию за 14 часов.

А мне понадобится 257 дней, чтобы пешком пройти через всю нашу страну.

4.         Приходилось ли тебе путешествовать по России? В каких местах тебе удалось побывать? Напиши названия этих мест.

                                                

                                                                                                    

                                                

                                                                                                                                                      

100-летие    со  дня      рождения Зои    Космодемьянской

1. Прочитай стихотворение С.   М. Пивоварова «У обелиска».

Застыли ели в карауле, Синь неба мирного ясна. Идут года. В тревожном гуле Осталась далеко война.

Но здесь, у граней обелиска,

В молчанье голову склонив,

Мы слышим грохот танков близко И рвущий душу бомб разрыв.

Мы видим их — солдат России,

Что в тот далёкий грозный час Своею жизнью заплатили

За счастье светлое для нас...

 Каким событиям нашей истории посвящено это стихотворение? О чьём подвиге автор нам напоминает в стихотворении?

                                                                

                                               

                                              

 Поразмышляй и ответь устно, как можно спасти мир? Что для этого должны делать люди?

2.         Каждый год всё дальше время уводит от нас героические и трагические годы Великой Отечественной войны. Эта война была очень тяжёлым испытанием, которое с честью выдержала наша страна. Никогда не должен быть забыт подвиг солдата, стоявшего насмерть, и подвиг труженика, ковавшего эту победу в тылу. Мы должны хранить память об этом подвиге, уважать стойкость, мужество, беззаветную любовь к нашей Родине.

 С первых дней Великой Отечественной войны вся страна встала на защиту нашей Родины. Все — от мала до велика — были готовы сражаться за мир. Наравне с мужчинами воевали женщины и дети. Многие из них за свой подвиг удостоены наград.

       О каких детях-героях Великой Отечественной войны ты знаешь? Напиши их имена.

                                                                                               

                                                

3.         Одной из героинь Великой Отечественной войны была 18-летняя девушка Зоя Космодемьянская. Зоя родилась в обычной семье. Её родители были учителями. Она хорошо училась в школе. Её любимыми предметами были история и литература. Она была очень ответственной, помогала товарищам в учёбе, участвовала в школьных праздниках. В октябре 1941 года она стала бойцом группы, основной задачей которой было вредить фашистам в тылу: взрывать мосты, поджигать штабы, конюшни, склады. Выполняя одно из заданий, Зоя попала в плен. Она погибла, мужественно выдержав пытки, но не рассказала о планах диверсионной группы. Зоя Космодемьянская — это первая женщина, удостоенная звания Героя Советского Союза.

   Рассмотри фотографию Зои Космодемьянской. Опиши её внешность устно.

 Как ты думаешь, какими качествами характера обладала Зоя Космодемьянская? Напиши.

                                                 

                                                

                                                

                                                

4.         На Минском шоссе, неподалёку от села Пет- рищево, установлен памятник Зое Космодемьянской со словами: «Зое, бессмертной героине советского народа». Монумент был задуман как напоминание о подвигах тысяч её ровесниц, а она стала символом героизма нашего народа.

 Рассмотри изображения. Обведи изображение памятника Зое Космодемьянской.


Избирательная система России

1.         Знаешь ли ты, что такое выборы? Для чего они нужны? Ответь устно или письменно.

                                                                                                                 

                                                                                                                                                                                                                                     

                                                                                                                  

2.         Кто может участвовать в выборах в Российской Федерации? Отметь галочкой верный рисунок.

3.         Каждый гражданин Российской Федерации имеет право быть избранным в органы государственной власти и органы местного самоуправления. Возраст для избрания в Государственную думу — 21 год, для избрания президентом Российской Федерации — 35 лет. Важно, что кандидат должен постоянно проживать в России не менее 10 лет.

   Как ты думаешь, какими качествами должен обладать кандидат в президенты нашей страны? Напиши.

                                                                                                                 

                                                                                                                                                                                                                                      

                                                                                                                           

4.         Каждый кандидат в депутаты или в президенты нашей страны хочет изменить жизнь в России к лучшему. Для этого все кандидаты перед выборами составляют программу, в которой рассказывают, как они могут улучшить жизнь нашего народа. Подумай, как бы ты мог(-ла) сделать жизнь нашего народа лучше? Запиши свои предложения.

                                                                                                                 

                                                                                                                                                                                                                                      

                                                                                                                 

5.         Каждый гражданин нашей страны, которому исполнилось 18 лет, имеет право быть избирателем на выборах. Для того чтобы сами выборы состоялись (то есть для того, чтобы их результаты были признаны правильными),

их необходимо проводить по определённым правилам.

 Рассмотри рисунки и прочитай слова, которые поясняют, что на них нарисовано. Соедини линией рисунок и его название.

Бюллетень

(лист бумаги, на котором написаны фамилии людей, за которых

нужно голосовать)

Избирательная кабина (оборудованное место, где избиратель может         

тайно проголосовать)

Урна для голосования

(большой ящик с прорезью, куда нужно

 опустить бюллетень для голосования)

Паспорт гражданина РФ

(документ, который нужно предъявить, чтобы получить бюллетень для голосования)

День  учителя (советники        по     воспитанию)

1.         Помоги каждому учителю провести урок. Дорисуй недостающие предметы, которые необходимы учителям.

2.         Ты знаешь, когда отмечают День учителя в России? Впиши дату праздника.                   — День учителя.

3.         Как зовут учителей, которые ведут у тебя школьные предметы? Напиши имя и отчество своих учителей.

 Классный руководитель:                  

                                                      Учитель физической культуры:                  

                                                        

 Учитель музыки:                                  

                                                     Учитель иностранного языка:                  

                                                                

4.         Важна ли профессия учителя? Обоснуй свой ответ.

                                                                                                                 

                                                                                                                 

                                                                                                                    

5.         Давай немного пофантазируем. Представь, что ты учитель. Что ты разрешишь или запретишь делать в школе? Заполни таб- лицу.

Я разрешаю

Я

запрещаю

На уроке математики

 

 

На уроке рисования

 

 

На уроке русского языка

 

 

На уроке физкультуры

 

 

На перемене

 

 

6.         Поздравь своего любимого учителя с его профессиональным праздником. Нарисуй и подпиши ему открытку.

Кому:                                     

                                      

                                                                                                                

                                                                                                                                                                                                                                      

                                                                                                                  

                                                                                                                    

                                                                                                                 

                                                                                                                 

                                                                                                                  

О  взаимоотношениях в        коллективе

1.         Соедини стрелочками две части пословицы.

                 Все за одного —                             мёду натаскает.

Одна голова хорошо,                                 один за всех.

Одна пчела не много                                 а две лучше.

2.         Знаешь ли ты, что такое коллектив? Отметь , с кем из ребят ты можешь согласиться.

Коллектив — это мои друзья и родные.

Света

Коллектив — это группа людей, которые объединены общим делом. Например, класс в школе, группа в детском саду или раОлег ботники одного из заводов.

3.         Прочитай рассказ В. Осеевой «Три товарища».

Витя потерял завтрак. На большой перемене все ребята завтракали, а Витя стоял в сторонке. — Почему ты не ешь? — спросил его Коля.

— Завтрак потерял...

— Плохо, — сказал Коля, откусывая большой кусок белого хлеба. — До обеда далеко ещё!

— А ты где его потерял? — спросил Миша.

— Не знаю... — тихо сказал Витя и отвернулся.

— Ты, наверное, в кармане нёс, а надо в сумку класть, — сказал Миша.

А Володя ничего не спросил. Он подошёл к Вите, разломил пополам кусок хлеба с маслом и протянул товарищу:

— Бери, ешь!

       Являются ли ребята из рассказа частью коллектива?                                        

 Кто из ребят, на твой взгляд, поступил хорошо по отношению к Вите?                                        

 Случалось ли тебе бывать на месте одного из ребят? Расскажи об этом случае.

 Как должен вести себя каждый в коллективе? Ответь письменно.

                                                                                                                  

                                                                                                                 

                                                                                                                 

4.         Чтобы коллектив был дружным, нужно уважительно и с добротой относиться друг к другу. Давай добавим в сегодняшний день немного доброты в твоём классе. Напиши своему соседу по парте любой комплимент (похвальное слово), а затем с выражением произнеси его.

                                                                                                                 

                                                                                                                  

                                                                                                                 

5.         Чтобы в коллективе не было ссор и обид, одних комплиментов недостаточно. Нужно уметь договариваться, уступать и помогать друг другу. Прочитай диалог двух ребят.

ят мои вещи. Убирай быстро свои отсюда!

   Помоги решить спор этих ребят. Напиши ребятам свой совет.

                                                                                                                 

                                                                                                                 

                                                                                                                  

По         ту        сторону          экрана

1.         Был(-а) ли ты в кинотеатре?                

 Какие эмоции ты испытывал(-а) при просмотре фильма? Постарайся их изобразить.

2.         Художник нарисовал афиши к кинофильмам, но забыл написать их названия. Подпиши под каждой афишей название кинофильмов.

                                                                                                                           

3.         Назови свой любимый фильм (мультфильм). Какую роль ты хотел(-а) бы исполнить в этом фильме? Постарайся нарисовать этого персонажа.

4.         Внимательно рассмотри рисунки. Придумай и запиши название фильма, которое можно подобрать к каждому из них.

                                         

                                         

День         спецназа                                                                                                                                                                                                                                                              

1.         Восстанови пословицы о смелости и героизме. Вставь пропущенное слово.

 Не тот герой, кто награду ждёт, а тот герой, что за народ                          !  Сам погибай, а товарища            .  За правое дело стой                   .

2.         24 октября — День подразделений специального назначения, или День спецназа. Почему, на твой взгляд, профессия бойцов спецназа очень опасная и героическая?

                                                                                                                 

                                                                                                                  

                                                                                                                 

3.         Прочитай информацию о легендарных подразделениях спецназа.

Группа «Альфа» — особое подразделение спецназа России, главная задача которого — освобождать заложников и бороться с террористами.

Группа «Вымпел» — особое подразделение спецназа России, основная задача которого — охранять экологически важные объекты, бороться с террористами, вести переговоры и проводить разведку.

4.         Посмотри в Интернете, как выглядят эмблемы подразделений спецназа, и постарайся аккуратно раскрасить их.

5.         Напиши, какими физическими и моральными качествами должны обладать бойцы этих спецподразделений.

                                                                                                                 

                                                                                                                  

                                                                                                                 

1.         В чём, по твоему мнению, заключается народное единство? Ответь устно или письменно.

                                                                                                                 

                                                                                                                                                                                                                                      

                                                                                                                  

2.         Напиши под изображениями названия государственных символов России.

                                                                                                                                      

3.         Когда в России отмечают День народного единства? Напиши дату праздника.

                       — День народного единства.

4.         Наша страна очень большая. Здесь живёт много людей разных национальностей. Напиши названия народов, проживающих на территории России, которые тебе известны.

                                                                                                                 

                                                                                                                                                                                                                                      

                                                                                                                  

5.         Как отмечают День народного единства в твоей школе? Ответь устно или письменно.

                                                                                                                 

                                                                                                                

                                                                                                                    

6.         По цветам российского флага можно узнать о нашей стране. Прочитай, что обозначает каждый цвет.

Белый цвет — символ благородства.

Синий цвет — символ миролюбия.

Красный цвет — символ отваги.

   Раскрась государственный флаг Российской Федерации.

 

 

 

Россия  —  взгляд  в  будущее (Цифровая  экономика  сегодня.

«Умный        дом»)

1.         Расшифруй слово, и ты узнаешь, как называется наука о ведении хозяйства и распределении обмена товаров или услуг. Напиши это слово.

9 5  3  1 2 4 8  7  6

                      А О О Э К Н К И М                                                                                                                         

2.         Как ты считаешь, что означает слово ЭКОНОМИКА? Напиши свой ответ.

                                                                                                                                                                                                                                   

3.         Экономикой называют все отношения в обществе, связанные с деятельностью людей. Экономика — это наука о том, как люди и общество могут удовлетворить свои пот- ребности в товарах и услугах. Когда-то это слово означало «искусство ведения домашнего хозяйства». Попробуй нарисовать плакат «Что такое экономическая деятельность» (воспользуйся помощью учителя и родителей).

Производство

Распределение

Обмен

Потребление

 

 

 

 

4.         Как ты думаешь, можно ли управлять экономикой нашей страны с помощью компьютера? Ответь устно.

5.         Прогресс зашёл очень далеко. Компьютер и цифровые технологии упрощают нашу жизнь. С помощью цифровых технологий можно управлять не только экономикой, но и многими помощниками человека, например системой «Умный дом». Эта система может сама включить чайник, запустить стиральную машину и выключить свет, когда человек уснул. Представь, что ты находишься в доме, где установлена система «Умный дом». Напиши, какие команды ты дал(-а) бы голосовому помощнику.

                                                                                                                 

                                                                                                                

                      День    матери

1.         Мама — первое слово, которое произносит малыш, и звучит оно на всех языках одинаково нежно. У мамы самое верное и чуткое сердце. И сколько бы тебе ни было лет — пять или пятьдесят, тебе всегда нужна мама, её любовь и ласка.

  Объясни устно или письменно, почему слово мама — главное слово на Земле.

                                                                                                       

2.         Мама — самый дорогой человек на свете, поэтому её надо любить, оберегать, помогать ей, заботиться о ней и обязательно её слушаться.

Как ты помогаешь своей маме? Напиши.

                                                  

                                             

                                                                                              

3.         Хорошо ли ты знаешь свою маму?

Моя мама работает                                 

Любимое блюдо моей мамы —                Цвет глаз моей мамы —                      Моя мама мечтает о                          

4.         У мам могут быть разные профессии. Попробуй отгадать, кем работает каждая из мам в загадках Натальи Ивановой. Запиши отгадки.

Доброты, тепла души                          Мамочке не жалко.

Ждут мамулю малыши —

Вася, Маша, Галка,

Паша, Сеня и Марат — Ждет её весь детский сад!

                    

*         * *В школе я учёный самый — Повезло мне очень с мамой. От неё узнают дети На уроке всё на свете. Станут лучше и умней,

Справедливей и добрей.

                   

*         * *

Мама — золотые руки —

Шьёт рубашки, платья, брюки. Папа, я, сестрёнка Света — Все с иголочки одеты!

                   

*         * *

Есть у мамы на прилавке

Куклы, мячики, булавки; Обувь — справа, ткани — слева, Чашки — на витрине. Мама словно королева В нашем магазине!

                        

5.         Соедини стрелочками начало пословицы и её конец.

               Материнская ласка                                  не знают скуки. 

Мамины руки        греет лучше солнца. Сердце матери конца не знает.

6.         Напиши на листочках волшебного клевера, как ты ласково называешь свою маму.

1.         Обведи только те слова, с которыми у тебя ассоциируется Родина.

 ПАТРИОТ                     ТРИКОЛОР               ГОРДОСТЬ

ОТЕЧЕСТВО    ДОМ     ОКЕАН                             КОСМОС

2.         Объясни смысл пословиц. Ответь устно или письменно.

 Тот герой, кто за Родину горой.

                                                                                                                 

                                                                                                                

                                                                                                                  

                                                                                                                

 Человек без Родины, что соловей без песни.

                                                                                                                  

                                                                                                                

                                                                                                                                                                                                                                   

3.         Защищать Родину, делать её красивее, сильнее — обязанность каждого гражданина страны. Чем ты можешь помочь нашей Родине? Подумай и запиши ответ.

                                                                                                                       

                                                                                                                 

                                                                                                                 

4.         Как ты понимаешь значение словосочетания «малая родина»?

                                                                                                                                                                                                                                  

 Напиши название своей малой родины (город, посёлок, хутор, станица).

                                                                                                                 

 В Москве — столице нашей родины — живут москвичи. Как называются люди, проживающие в твоём населённом пункте?

                                                                                                                 

5.         У тебя есть любимые места в твоём населённом пункте? Напиши о них.

                                                                                                                 

                                                                                                                 

                                                                                                                 

                                                                                                                

                                                                                                                 

                                                                                                                 

                                                                                                                

                                                                                                                  

                                                                                                                

1.         Прочитай информацию в рамке.

Традиции — это обычаи, порядки, правила поведения, которые долгое время соблюдаются членами семьи и их потомками и передаются из поколения в поколение.

 В твоей семье есть традиции? Ответь устно или письменно, какие традиции соблюдаются в вашей семье. Нарисуй рядом предмет или предметы, которые помогают вам соблюдать эти традиции.

                                                                                                                 

                                                                                                                                                                                                                                      

                                                                                                                 

                                                                                                                    

                                                                                                                                                                  

2.         Отгадай загадки.

Вот ведь дело-то какое...

Нас не семеро, а трое:

Папа, мамочка и я,

Но все вместе мы —               .

(В. Черняева)

*                    * *Свяжет тёплые перчатки,

Поиграет в ладушки, В волосах седые прядки,

Это моя               .

(В. Гудько)

*                    * *

Он — мужчина, и он сед,

Папе — папа, мне он —            .

(В. Черняева)

3.         Напиши, как зовут твоих бабушек и дедушек.

                                                                                                                 

                                                                                                                                                                                                                                      

                                                                                                                 

4.         Соедини стрелочками пословицы и высказывания с соответствующими рисунками.

Дерево держится

                              корнями,                           Дед — это человек

а человек — семьёй.                 с серебром в волосах и золотом в сердце.

При солнышке тепло, а при бабушке добро. 

5.         Перед тобой семейное древо. Впиши в рамочки имена всех твоих родных.

1.         Ты знаешь свои права? Подчеркни права, которые есть у ребёнка.

 Право на жизнь. 

 Право на образование.                             

 Право на баловство.

 Право на имя и фамилию.

 Право на свободное перемещение.                  

 Право на медицинскую помощь.

2.         Напиши свои имя, отчество и фамилию.

                                                                                                                           

                                                                                                                            

  Подумай, с помощью какого документа можно доказать, что тебя зовут именно так, а не иначе. Напиши название этого документа.

                                                                                                                            

3.         У каждого человека, помимо прав, есть ещё и обязанности. Рассмотри рисунки. Напиши рядом с каждым из них, какие обязанности детей и взрослых изображены на этих рисунках.

4.         Как называется основной закон, по которому мы с вами живём и в котором записаны права и обязанности граждан нашего государства?

                                                                                                                           

5.         Зачем гражданам любой страны нужна конституция?

                                                                                                                

                                                                                                                 

                                                                                                                 

                                                                                                                

                                                                                                                                                                                                                                   

6.         Когда в нашей стране отмечают День Конституции? Запиши дату этого праздника.

                 — День Конституции Российской Федерации.

  Как отмечают День Конституции в вашем классе? Ответь устно или письменно.

                                                                                                                 

                                                                                                                 

                                                                                                                 

                                                                                                                 

                                                                                                                 

                                                                                                                 

                                                                                                                

                                                                                                                  

                                                                                                                

                                Герои нашего     времени

1.         Реши ребус.

ВИ

Г

Какое слово у тебя получилось?              

2.         Маша и Дима задумались о том, что такое подвиг.

  Как ты думаешь, кто из ребят прав?

                                           

  Как ты думаешь, может ли ребёнок совершить подвиг?

                                                                              

  Какие подвиги и благородные поступки мы можем совершать в повседневной жизни?

                                                    

                                                    

3.         Рассмотри фотографии детей-героев и прочитай об их подвигах.

Ваня спас из реки свою одноклассницу, которая провалилась под лёд. Трудно представить, что мальчик ростом чуть больше метра смог один вытащить девочку из воды. Однако Ваня проявил

Ваня мужество и оказался настоящим Макаров героем.

Лида спасла двоих семилетних детей. Лида, опередив взрослых, прыгнула в реку сначала за тонувшим мальчиком, а затем помогла выплыть и девочке, ко-

                Лида                            торую также относило течением

Пономарёва далеко от берега. Один из ребят на суше успел бросить тонуще-

му ребёнку спасательный жилет, с помощью которого Лида и подтянула девочку к берегу.

Кирилл  Дайнеко и Сергей    Скрипник спасли своих учителей от разрушений, вызванных падением челябинского метеорита. Мальчики услышали, как их учительница Наталья Ивановна зовёт на помощь из столовой, не в силах выбить

массивные двери. Ребята кинулись спасать педагога. Сначала они забежали в дежурную комнату, схватили подвернувшийся под руку арматурный прут и выбили им окно в столовую. Потом через оконный проём они перенесли раненую осколками стекла учительницу на улицу и спасли работницу кухни.

4. Случалось ли тебе или твоим близким совершать героический поступок? Расскажи об этом случае. Можешь рассказать о человеке, с которым ты лично не знаком.

                                                                                                          

                                                                                                                 

                                                                                                                

                                                                                                                  

                                                                                                         

                                                                                                                  

                                                                                                                

                                                                                                                  

                                                                                                         

                                                                                                                 

                                                                                                                

Новый  год  —  традиции праздника  разных народов          России

1.         Празднуют ли в твоей семье Новый год? Что ты знаешь об этом празднике? Раскрась символы Нового года.

2.         Без чего мы не можем представить себе празднование Нового года? Нарисуй.

3.         Как в твоей семье отмечают Новый год?

Запиши свои ответы.

 Какие угощения вы готовите?

    Какие дарите друг другу подарки?

4.         Традиции и обычаи празднования Нового года интересны и уникальны. Прочитай о традициях празднования Нового года у разных народов России. Рисунки раскрась.

У русских главным украшением праздника является ёлка. Дети верят в волшебные способности Деда Мороза исполнять все желания. Он — обязательный герой новогодних праздников, одет в красную или серебристую шубу с узорами, шапку и большие рукавицы. Длинная, седая борода, мохнатые побелевшие от мороза брови, румяные щёки. В руке

у него посох, а за спиной — большой мешок с подарками. Иногда его сопровождает внучка Снегурочка. Все ребята ждут этого события целый год и обязательно отправляют письма Деду Морозу с просьбами о гостинцах и подарках.

Раньше татары и многие народы Центральной Азии отмечали Новый год (Навруз) в конце марта, в день весеннего равноденствия. Теперь такой же популярностью стал пользоваться и официальный Новый год. Татарских детей в новогоднюю ночь поздравляют Кыш-Бабай и его внучка Кар-Казы. Празднование проходит, как у многих других народов, в кругу семьи, и только потом все идут в гости. На стол обязательно ставятся национальные блюда: чак-чак и губадия.

В числе обязательной еды на чеченском новогоднем столе лежат сдобные хлебцы, в которые кладутся зёрна, монеты и так далее. По ним гадают, кому суждено быть богатым в новом году. Другая традиция-гадание, связанная с хлебом, помогает узнать, кто у незамужней девушки в этом году станет супругом.

   Какие традиции, связанные с празднованием Нового года, соблюдают в твоей семье? Напиши о них.

                                                                                                          

                                                                                                                 

5. Если загадать желание в новогоднюю ночь, то оно обязательно сбудется. Но помни, что желание должно быть добрым. Запиши своё желание на коробочке с подарком.

От  «А»  до  «Я». 450  лет  «Азбуке» Ивана          Фёдорова

1.         Рассмотри страницу «Азбуки» Ивана Фёдорова — первого, кто напечатал «Азбуку» в России. Сравни её со своей «Азбукой».

   В чём сходство и в чём различие этих двух книг? Как ты думаешь, был ли интересен детям того времени такой учебник? Ответь устно.

2.         Иван Фёдоров не только первопечатник в России, но и составитель первых книг и педагог. В его честь в 1909 году в Москве торжественно открыли памятник. Рассмотри фотографии. На какой из них изображён памятник Ивану Фёдорову? Обведи.

3.         Дом книги — так называют библиотеку. Был(-а) ли ты в библиотке? Какие книги тебе нравится читать? Напиши названия этих книг.

                                                                                                                 

                                                                                                                

4.         Чтобы книга прослужила много времени, с ней нужно обращаться аккуратно. Прочитай правила обращения с книгой. На свободных строчках придумай и запиши свои правила.

 Не бери книгу грязными руками.

 Не рисуй в книге, это не альбом для рисования.

 Переворачивай страницы аккуратно, чтобы не порвать их.

 Подклей страницы в книге, даже если их порвал не ты.

                                                                                                                

                                                                                                                 

1.         Прочитай информацию в рамочке.

Налоги — это государственные сборы с граждан и предприятий на нужды страны.

   Прочитай высказывания ребят и отметь те высказывания, с которыми ты согласен.

2.         Соедини линией слово с его значением.

             Бюджет            Налоговая

Налогоплательщик

               (казна)               служба                 

Работающий человек,    Большая копилка который обязан    нашего государства    

отдавать часть своей

зарплаты (налог)

                государству, чтобы                      Служба, которая

пользоваться всеми занимается сбором благами общества        налогов     

3.         Как ты думаешь, нужно ли платить налоги? Что произойдёт, если люди перестанут платить налоги? Ответь письменно.

                                                                                                               

                                                                                                                

                                                                                                                 

                                                                                                                    

4.         Прочитай пословицу.

В казне холодно — в народе голодно.

   Как ты понимаешь её смысл? Напиши.

                                                                                                                

                                                                                                                

                                                                                                                

Непокорённые (блокада            Ленинграда)

1.         Героическая оборона Ленинграда стала символом мужества наших людей. 900 дней блокады. 900 дней голода, холода, страха и слёз. Казалось, что на Ленинград, лишённый света, воды, тепла, хлеба, спускается какая-то вечная мгла. Казалось, что человек не в силах выдержать эти мучения. Но люди выдержали, выстояли.

 Как ты думаешь, что помогло людям выжить в таких условиях? Обведи.

  ВЕРА    НАДЕЖДА    ВЗАИМОПОМОЩЬ

ДОБРОТА        ТЕРПЕНИЕ       ЗАБОТА

  ЖАДНОСТЬ    СМЕЛОСТЬ     ТРУСОСТЬ

2.         Одной из жертв блокады была Таня Савичева, которая родилась 23 января 1930 года в Ленинграде. Когда началась Великая Отечественная война, девочке было 11 лет. Во время блокады школьница потеряла всю свою семью. О страшных событиях того времени она делала записи    в своём дневнике. Посмотри,

  как выглядела Таня. Эту девочку, как и всех детей в блокадном Ленинграде, можно назвать очень мужественной. Как ты думаешь, почему?                                                                                                                  

                                                                                                                

3.         Еды в Ленинграде почти не было. Люди голодали. В день каждый человек получал только 1 кусочек хлеба весом 125 граммов. Пекли такой хлеб из муки с добавлением опилок. Посмотри, как выглядел этот кусочек хлеба.

 Мог ли человек утолить голод таким кусочком? Как ты думаешь, какие чувства испытывали люди в то время?

                                                                                                                

                                                                                                                

4.         По замёрзшему Ладожскому озеру в Ленинград привозили муку и крупу. А больных и раненых жителей города увозили в безопасное место. Дорогу по этому озеру называли «Дорогой жизни». Как ты думаешь, почему её так назвали?

                                                                                                                

                                                                                                                 

1.         Знаешь ли ты, кто такой союзник? Ответь устно на вопрос.

 А теперь сравни свой ответ со значением слова в словаре С.  И. Ожегова.

Союзник — тот, кто находится в союзе,           в тесном единении с кем-нибудь. Верный, надёжный союзник.

2.         Напиши, кого из людей в твоём окружении ты можешь назвать своим союзником.

                                                                                                                 

                                                                                                                

3.         У нашей страны тоже есть союзники. Это страны, с которыми есть договорённость о совместном производстве товаров и оказании услуг (экономическое сотрудничество). С нашими государствами-союзниками мы вместе проводим фестивали, выставки, конкурсы и гастроли театров, а также соревнования по разным видам спорта (культурное сотрудничество). Но самое важное из сотрудничеств — это договор о коллективной безопасности, необходимой для борьбы с терроризмом.

       Соедини линией рисунок и название вида сотрудничества.

4.         Раскрась рисунок. Придумай и запиши название.

                                                                                                                

Д.  И.  Менделеев.    190  лет   со            дня                 рождения

1. Привычные сейчас для всех предметы и явления когда-то были открытием для человечества. Определи и запиши, о каких открытиях и изобретениях идёт речь.

 Люди ещё в далёком прошлом открыли его полезные свойства — использовали при освещении, обогреве и приготовлении пищи. Это                                       .

 Она была изобретена в Китае. На ней люди писали письма, а позже стали печатать книги, журналы и газеты. Это                                                                              .

 Это изобретение подарило человечеству новые земли, ведь теперь люди могли передвигаться по воде не с помощью вёсел, а с помощью ветра. Это                          .

       Какие ещё открытия человечества ты знаешь?

                                                                                                                 

                                                                                                                

                                                                                                                 

2.         Как ты думаешь, какое открытие может совершить Егор?

Я очень люблю проводить опыты, сравнивать разные вещества. Я мечтаю стать учёным и совершить всемирное открытие.

                                                                                                           

3.         Дмитрий Иванович Менделеев — гениальный русский учёный. Его главное открытие — разработка Периодической системы химических элементов, или таблицы Менделеева. Используют её учёные всего мира, студенты, школьники, даже врачи.

 Отметь галочкой в кружочке, какие достижения принадлежат Д. И. Менделееву.

Создание управляемого аэростата (воздушный шар)

Создание Периодической системы химических элементов

4.         Представь, что ты изобретатель. Попробуйнарисовать изобретение, которое будет полезно людям, и дай ему название.

                                                                                                          

День            первооткрывателя

1. Знаешь ли ты, кто такие первооткрыватели и первопроходцы? Прочитай, что об этом говорят ребята.

Первооткрыватель — человек, первый открывший что-то новое.

Надя

Первопроходцами называют людей, которые проложили новые пути, открыли новые земли. Паша

   Как ты думаешь, зачем открывать что-то новое и прокладывать новые пути? Запиши свой ответ.

                                                                                                                

                                                                                                                

                                                                                                                 

2.         Два деревянных парусных корабля «Восток» и «Мирный» под управлением Ф. Беллинсгаузена и М. Лазарева совершили экспедицию (научный поход) к Южному полюсу и открыли новый материк Антарктиду. Мореплаватели определили границы Антарктиды и составили её карту. Датой открытия

Антарктиды считается 28 января 1820 года.

               Раскрась карту Антарктиды в любой цвет.

                                  

3.         Как ты думаешь, сложно ли быть первооткрывателем или первопроходцем? Какими качествами должны обладать эти люди?

Напиши.                                                                                                                                                                                                                                   

                                                                                                                

   Каких ещё первооткрывателей или первопроходцев ты знаешь?

Напиши.                                                                                                                                                                                                                                   

                                                                                                                 

4.         Мы живём в удивительной стране: самой большой в мире, уникальной по природным и культурным объектам. Российским первооткрывателям принадлежат величайшие открытия.

 Соедини линией описание открытия с фамилией его первооткрывателя.

День  защитника Отечества

1.         Когда в нашей стране отмечают День защитника Отечества? Впиши верную дату.           — День защитника Отечества.

2.         Как ты думаешь, кто это — защитники Отечества?

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                          

                                                                                                                

                                                                                                                                                                                                                                 

 Есть ли женщины, которых можно назвать защитниками Отечества? Напиши, представительниц каких профессий можно так назвать.

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                          

                                                                                                                

                                                                                                                           

3.         Перед тобой машины, которые помогают   военным защищать нашу Родину. Напиши под каждым рисунком машины профессию военного, который ею управляет.

                                                                                                                              

 Какие ещё военные транспортные средства ты знаешь?

                                                                                                                                                                                                                           

                                                                                                              

4.         Попробуй объяснить смысл пословицы.

Храбрость — сестра победы.

                                                                                                                                                                                                                            

                                                                                                             

 Кого из твоих близких ты можешь назвать храбрым человеком?

                                                                                                                                                                                                                            

                                                                                                             

5.         Совершал(-а) ли ты храбрые поступки? Расскажи устно или письменно об этом случае.

                                                                                                                                                                                                                            

                                                                                                              

6.         Кого ты хочешь поздравить с Днём защитника Отечества? Нарисуй этому человеку открытку и напиши поздравление.

Кому                                  

Как  найти  своё  место в    обществе?

1.         Соедини линией слово — название качества коллектива с подходящей пословицей.

Без командира

                      нет коллектива.                                Сплочённость     

Друг за друга держаться —   Умение ничего не бояться.       подчиняться  

В коллективе чужой     Взаимопомощь     работы не бывает.           

2.         Чтобы в семье (а это тоже коллектив) был лад и порядок, все жили в любви и доброте, каждый член семьи выполняет определённые обязанности. Напиши, как распределены обязанности в твоей семье. Кто что выполняет:

 Папа                                         Мама                                        

 Я                                        

 Бабушка                                        

 Дедушка                                        

 Брат, сестра                                        

3.         Продолжи предложение.

Чтобы найти своё место в коллективе, нужно

                                                                                                                .

4.         Первоклассники готовят выступление на 8 Марта. Учитель спрашивает ребят: «Кто из вас может мне помочь в подготовке праздника?» Прочитай ответы ребят.

Меня бабушка научила вязать. Я могу связать для всех одинаковые платочки.

Мила

Я хоть и умею красиво рисовать, но не хочу, пусть Мила рисует, она тоже ходит в художественную школу. Паша

Я могу с ребятами разучить танец для праздника.

Оля

 Кто из ребят, по твоему мнению, нашёл своё место в коллективе класса? Напиши.

                                                                                                                

                                                                                                           

Всемирный  фестиваль молодёжи

1.         Прочитай информацию в рамочке.

Всемирный фестиваль молодёжи — это возможность молодых людей общаться, делиться своими планами на будущее, рассказывать о своей стране, о работе или учёбе.

6          5       3       1        4        2 справедливость! и дружбу, за солидарность мир,

             Запиши получившийся лозунг.

                                                                                                               

                                                                                                               

2.         На фестивале проводятся концерты, конкурсы, собрания и дружеские соревнования. Россия — гостеприимная страна и будет принимать гостей со всего мира.

 Представь, что ты участник этого фестиваля. На какие мероприятия образовательной и культурной программ ты хочешь пойти? Подчеркни свой ответ.

Образовательная программа:

 «Борьба с неграмотностью в мире»

 «День Африки»

 «Традиции и ценности России»      Культурная программа:

 «Танцевальная школа»

 «Музыка будущего»

 «Джазовый концерт»  

3.         Представь, что ты организатор фестиваля молодёжи. Придумай мероприятия для образовательной программы. Напиши их названия.

 Конкурс —                                         Соревнование —                                        

 Беседа —                                        

4.         Талисманом Всемирного фестиваля молодёжи, который будет проходить с 1 по 7 марта 2024 года в образовательном центре «Сириус», будет всеми любимый Чебурашка. Кого ещё из героев рассказов, сказок, мультфильмов ты предложишь в качестве талисмана фестиваля? Не забывай, что этот персонаж должен быть гостеприимным и добрым.

5.         Нарисуй плакат-приглашение на открытие Всемирного фестиваля молодёжи.

Первым  делом — самолёты

(о             гражданской           авиации)

1.         Ответь письменно на вопросы.

 Приходилось ли тебе летать на самолёте? Как ты думаешь, какие чувства испытывает пилот самолёта?                                                                                                               

                                                                                                                

 Какими качествами должны обладать члены экипажа пассажирского самолёта?

                                                                                                               

2.         Люди с давних времён мечтали летать. Даже в сказках придумывали различные летательные аппараты. Соедини линией вымышленный летательный аппарат с его названием.

3.         100 лет назад в России появился первый пассажирский самолёт АНТ-9.

 Рассмотри фотографию этого самолёта. Сравни его с современным самолётом Ил-96. В чём сходства и различия двух самолётов? Заполни таблицу.

                                    Ант-9                                           Ил-96

Сходства

Различия

 

 

 

 

 

 

4.         В Российской Федерации существует несколько видов авиации. Подумай и запиши, для чего нужен каждый вид авиации.

 Гражданская авиация нужна для

                                                                                                               

                                                                                                          .

 Государственная авиация нужна для

                                                                                                               

                                                                                                       .

 Экспериментальная авиация нужна для

                                                                                                                

                                                    .

5.         В составе экипажа пассажирского самолё- та есть представители разных профессий. Это капитан, помощник капитана (второй пилот), бортинженер, оператор бортовых систем, бортпроводник. Какая из этих профессий тебе нравится больше всего? Подчеркни её название. 

1.         Россия — очень большая страна, и путешествовать по ней можно на любом транспорте и даже пешком. Одна из частей нашей страны — Республика Крым. Крым —  это полуостров. Посмотри внимательно на карту Крыма. По своим очертаниям он напоминает летящую птицу. Расскажи, чем полуостров отличается от острова.

                                                                                       

                                              

2.         На территории Крыма обитает много разных животных и растений. Посмотри, каких представителей флоры и фауны можно встретить в Крыму. Раскрась рисунки.

                    

Дельфин-афалина     Муфлон       Слепыш

      Крокус             Папоротник      Лавр

3.         Крым — одно из лучших мест для отдыха. Здесь есть горы, леса, холмы, водопады и море. Посмотри на ребят, которые проводят свой отдых в Крыму. Какой вид отдыха тебе нравится больше? Обведи рисунок.

5. Рассмотри достопримечательности Крыма. Как ты думаешь, какая из достопримечательностей находится не в Крыму? Обведи фотографию. В каком городе находится объект, который ты обвёл  (обвела)?                          

                                            

           

      Замок                                       Воронцовский   дворец

 Мост   через   Керченский   пролив     Кремль

Россия           —                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                              здоровая        держава

1.         Напиши, как ты понимаешь смысл крылатого выражения

«В здоровом теле здоровый дух».

                                                                                                                                                                                                                             

                                                                                                                

                                                                                                             

2.         Ответь письменно на вопросы.

   Что такое здоровый образ жизни?

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                             

              Что может навредить здоровью?

                                                                                                                                                                                                                              

             Как укрепить здоровье?

                                                                                                                                                                                                                              

                                                                                                                

3.         Сравни два рисунка. Кто из ребят, по твоему мнению, соблюдает здоровый образ жизни? Обведи этот рисунок.

4.         Занятия спортом очень хорошо влияют на здоровье. Расскажи, каким видом спорта ты занимаешься или хочешь заниматься.

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                            

   Постарайся нарисовать представителя твоего любимого вида спорта.

                               Цирк!  Цирк! Цирк!

1.         Как ты думаешь, почему и дети, и взрослые любят цирк?

                                                                                                              

                                                                                                               

2.         Подпиши под рисунками название цирковых профессий.

                                                                                                                              

       Какие ещё цирковые профессии ты знаешь? Напиши.                                   

                                                                                                             

                                                                                                               

3.         Очень часто в цирке работают целыми семьями — династиями.

Например:

 семья Запашных — дрессировщики, акробаты, гимнасты;

 семья Дуровых — клоуны, дрессировщики;  семья Кио — иллюзионисты, фокусники;  семья Кантемировых — наездники.

 Пофантазируй, в какой цирковой профессии могла бы прославиться твоя семья?

                                                                                                                                                                                                                          

                                                                                                               

4.         Нарисуй представителя твоей любимой цирковой профессии.

1.         Отгадай загадки Надежды Шемякиной и напиши отгадки.

На корабле воздушном,

Космическом, послушном, Мы, обгоняя ветер, Несёмся на             .

*         * *

Планета голубая,

Любимая, родная,

Она твоя, она моя, И называется             .

*         * *Освещает ночью путь,

Звёздам не даёт заснуть, Пусть все спят, ей не до сна, В небе не заснёт             .

*         * *

Сверкая огромным хвостом в темноте,

Несётся среди ярких звёзд в пустоте,

Она не звезда, не планета,

Загадка Вселенной —              .

2.         Что ты знаешь о первом полёте человека в космос? Напиши имя и фамилию этого человека.                                         

3.         Соедини стрелками имена тех, кто побывал в космосе, с информацией о них.

Первый человек,

                   Белка                                   полетевший в космос. 

и Стрелка

Первая женщина-

                  Юрий                                             космонавт. 

Гагарин

Совершил первый суточный полёт

Валентина вокруг Земли.

Терешкова

Первые животные,

                Герман                                      которые полетели

                  Титов                                               в космос.

                Алексей                                     Первый человек

                  Леонов                                    в мире, вышедший

в открытый космос.

4.         Хочешь ли ты побывать в космосе? Подумай и ответь, какими качествами и способностями должен обладать космонавт. Напиши эти качества.

                                                                                                                                                                                                                          

                                                                                                               

                                                                                                            

                                                                                                             

5.         Реши кроссворд. В звёздах ищи подсказки.

1. Огромное небесное тело, которое состоит из газа и плазмы.

2.       Космический летательный аппарат.

3.       Малое космическое тело, состоит из пыли и льда, имеет светящийся хвост.

4.       Самое близкое к земле небесное тело, спутник Земли.

5.       Жители планеты Земля.

       Название какой планеты у тебя получилось в выделенных клеточках? Напиши.

                                                                                                           

215  лет  со  дня  рождения Н. В. Гоголя. 

Как  воображение помогает  

    писателям и поэтам

1. Зачем нужно воображение? Прочитай, что по этому поводу думают Люда и Ваня.

Когда мы читаем книгу, воображение помогает нам представлять то, о чём написал автор.

А мне воображение помогает придумывать разные истории, например о том, почему я не сделал домашнее задание.

 Кому из ребят воображение принесёт настоящую пользу?

                                                                                                                                                                                                                              

                                                                                                            

Что можно посоветовать Ване?

                                                                                                            

                                                                                                             

2.         Воображение очень важно людям для работы. Например, кондитеру воображение помогает придумать новый рецепт торта или его украшение. Рассмотри рисунки. Напиши, как поможет воображение людям этих профессий.

3.         Николай Васильевич Гоголь — великий русский писатель. Воображение помогало Николаю Васильевичу писать свои удивительные произведения.

 Рассмотри иллюстрацию

к одному из произведений Н. В. Гоголя «Ночь перед Рождеством».

 Как ты думаешь, о чём это произведение? Оно весёлое или грустное? Прочитай «Ночь перед Рождеством» вместе с родителями, а затем поделись своими впечатлени-

ями от этой повести в классе.

4. Александр Пушкин и Николай Гоголь были друзьями. Николай Васильевич советовался с Александром Сергеевичем, прислушивался к его мнению. Рассмотри репродукцию картины М. Клодта «Пушкин у Гоголя».

       Опиши устно эту картину.

Экологичное потребление

1.         Составь слово из букв, которые спрятались в грибочках.

Какое слово у тебя получилось?              

2.         Как приносить природе пользу? Причинять ей меньше вреда? Ответь письменно.

                                                                                                                                                                                                                         

                                                                                                            

3.         Чтобы природа радовала нас своей красотой и ресурсами, нужно о ней заботиться. Если каждый из нас будет экологично потреблять природные ресурсы, правильно сортировать мусор для переработки, экономить воду, свет, повторно использовать некоторые вещи, то наша планета будет более здоровой, а живые существа будут счастливыми.

       Распредели правильно бытовой мусор в контейнеры.

4.         Знаешь ли ты, что изделия из пластика, металла и других материалов можно повторно использовать? Таким образом ты меньше наносишь вреда окружающей среде. Напиши, как в твоей семье можно повторно использовать вещи или продукты.

  Контейнер из-под яиц —                     

                                                                                                            

                                             

  Банановая кожура —                                                                                                          

                                                                                                                                                                                          

                                                                                                                     

  Старые зубные щётки —

                                                                                                             

                                                                                                                                                                                                                                                                                

1.         Труд бывает физическим и умственным. Обведи красным карандашом предметы, которые используют при выполнении физического труда, а предметы, которые используют при умственном труде, — синим карандашом.

2.         Напиши слова с противоположным значением.                             

 Ленивый —                       

 Безделье      —                        Легко      —                      

3.         Подумай, какое одно слово получится, если соединить слово труд и слово любить. Напиши это слово.

                                                                                                                             

 Кого из твоих родных ты можешь назвать трудолюбивым человеком? Почему?

                                                                                                                                                                                                                          

                                                                                                           

3.         Что может случиться, если люди разных профессий начнут лениться и перестанут выполнять свои обязанности? Закончи предложения.

  Если бы учитель не пришёл на урок,

                                                                                                           

                                                                                                             

  Если бы повар в школьной столовой опоз-

дал на работу,                                                                                                                                                                                                                         

  Если бы водитель автобуса остался дома

и не вышел на маршрут,                                                                                                                                                                                                                        

  Если бы пожарный решил бездельничать, в то время как ему поступил вызов,

                                                                                                              

                                                                                                             

  Если ученик решит не учить уроки, по-

тому что ему лень,                                                                                                                                                                                                                         

4.         Закрась те кирпичики, в которых указаны черты характера трудолюбивого человека. самоотверженность порядочность дружелюбие лень честность отзывчивость щедрость зависть терпение добросовестность равнодушие хитрость

 Посмотри на стенку, которая у тебя получилась. Как ты думаешь, будет ли прочной такая стена? Подумай, как и чем можно укрепить эту стену, и напиши.

                                                                                                           

                                                                                                              

                                                                                                              

                                                                                                            

                                                                                                             

5.         Животные тоже очень трудолюбивы. Попробуй нарисовать одного из таких животных.

1.         Интересно ли тебе смотреть на свои детские фотографии? Видел(-а) ли ты детские фотографии своих родителей, бабушек и дедушек? Чем они интересны?

 Раньше, когда не было фотоаппаратов, художники рисовали портреты. Попробуй нарисовать портрет своей семьи или вклей фотографию (не забудь спросить у родителей разрешение взять фотографию).

2.         Вспомни свои дошкольные годы. Постарайся ответить на вопросы.

  День моего рождения. 

         

  Первое слово, которое я произнёс (со слов моих родных). ким(-ой).

3.         От хороших, добрых воспоминаний становится тепло на душе. О чём приятно вспоминать тебе? Запиши.

                                                                                                           

                                                                                                             

                                                                                                              

                                                                                                                

4.         Прочитай пословицу. Как ты понимаешь её смысл?

Человек на ошибках учится.

 Был ли у тебя случай, к которому можно применить данную пословицу? Расскажи о нём устно или письменно.

                                                                                                              

                                                                                                                                                                                                                               

5.         Прочитай пословицу.

Без прошлого нет будущего.

   Объясни её смысл устно или письменно.

                                                                                                           

                                                                                                              

             Кем ты видишь себя в будущем?

                                                                                                                         

                                                                                                                         

Будь  готов!  Ко  дню общественных  организаций

1.         19 мая — день детских общественных организаций. Как ты думаешь, что такое общественная организация? Прочитай ответы ребят. Отметь галочкой , кто из ребят правильно ответил на вопрос.

Общественная организация — это объединение людей для совершения полезных дел.

Вася

А я думаю, общественная организация нужна для того, чтобы вместе развлекаться, дружить. 

Алёна

2.         Попробуй по названию общественной организации понять, чем она занимается. Напиши свой ответ.

  Школа безопасности                           Зелёная планета                              

                                                 Юнармия                                        

                                                 

 Напиши, какие ещё общественные организации ты знаешь. Воспользуйся помощью родителей или учителя.

                                                                                                              

                                                                                                              

                                                                                                                 

3.         Участником какой детской общественной организации ты хочешь быть?

                                                  

                                                  

                                                      

 Чем ты хочешь заниматься в этой общест- венной организации?

                                                  

                                                  

4.         Попробуй придумать свою общественную организацию. Чем она могла бы быть полезна обществу? Напиши.

                                                                                                      

                                                     

Русский  язык  — великий и  могучий.  К 225-летию со  дня  рождения А. С.  Пушкина

1.         Прочитай отрывок стихотворения в прозе Ивана Тургенева «Русский язык».

Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины, — ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык!

 Напиши, как ты понимаешь фразу: «Великий, могучий, правдивый и свободный русский язык!»

                                                  

                                                  

                                                      

2.         Александр Сергеевич Пушкин — основоположник современного литературного русского языка.

 Какие произведения Александра Сергеевича ты знаешь?  Напиши.

                                                                                                             

                                                                                                             

                                                                                                               

                                                                                                                

3.         Соедини линиями иллюстрации к произведениям А.   С. Пушкина с их названиями. о царе Салтане»    

4.         Какое твоё любимое произведение А.  С. Пушкина? Напиши его название и нарисуй иллюстрацию к этому произведению.

Источники  иллюстраций

С. 13 — з. 3. Автор: неизвестен. Изображение: Партизанка, Герой Советского Союза Зоя Космодемьянская. © Фото ИТАР-ТАСС.

С. 14 — з. 4–1. Автор: LunniyMalchik. Изображение: Памятник Зое Космодемьянской в Рузе (скульп. З. К. Церетели; Московская обл., Россия). © LunniyMalchik.

С. 14 — з. 4–2. Автор: Анатолий Терентьев. Изображение: Памятник Валентине Терешковой на Аллее Космонавтов (скульп. Г. Н. Постников; Москва, Россия). © Анатолий Терентьев.

С. 14 — з. 4–3. Автор: Anastasia Galyamicheva. Изображение: Родина-мать зовёт! (скульп. Е. В. Вучетич, Н. В. Никитин; Волгоград, Россия). © Anastasia Galyamicheva.

С. 44 — з. 3–1. Автор: Станислав Савин. Изображение: Семилетний Ваня Макаров получил благодарственное письмо и ценный подарок от губернатора Свердловской области. © Станислав Савин; «Областная газета».

С. 44 — з. 3–2. Автор: в источнике не указан. Изображение: В правительстве Архангельской области состоялась церемония награждения жителей региона государственными наградами Российской Федерации. © ГУ МЧС по Архангельской области.

С. 44 — з. 3–3. Автор: Андрей Абрамов. Изображение: Копейские мальчишки Сергей Скрипник и Кирилл Дайнеко спасли школьного повара, учительницу и ученика. © Андрей Абрамов / Комсомольская правда.

С. 51 — з. 1. Автор: Иван Фёдоров. Изображение: Скан страниц первого печатного букваря «Азбука».

С. 52 — з. 2–1. Автор: неизвестен. Изображение: Москва. Театральный проезд. Памятник Ивану Фёдорову у Китай-городской стены (около 1910–1912 г.).

С. 52 — з. 2–2. Автор: Aborisov. Изображение: Памятник Пушкину на Пушкинской площади (скульп. А. М. Опекушин; Москва, Россия).

С. 52 — з. 2–3. Автор: AurinkoX. Изображение: Памятник Л. Н. Толстому в Толстовском сквере (скульп. В. И. Буякин; Тула, Россия).  AurinkoX.

С. 55 — з. 2. Автор: Савичева М. И. Изображение: Таня Савичева в возрасте шести лет.

С. 56 — з. 3. Автор: Алексей Варфоломеев. Изображение: «В музее истории хлебопечения». Блокадный хлеб и хлебные карточки времен Великой Отечественной войны (С.-Петербург, Россия). © РИА Новости.

С. 58 — з. 3–1. Автор: Frolzart. Изображение: Балет «Лебединое озеро» в Марийском театре (Йошкар-Ола, Россия).  Frolzart.

С. 58 — з. 3–2. Автор: в источнике не указан. Изображение: Встреча с Президентом Белоруссии Александром Лукашенко 26 сентября 2022 года в Сочи.  Управление пресс-службы и информации Президента России.

С. 58 — з. 3–3. Автор: Langinger. Изображение: VW Scirocco Team Sondermodell 2010.

С. 63 — з. 2–1. Автор: Шзейбах У. Изображение: Фадей Белинсгаузен. Русский адмирал и исследователь, открывший Антарктиду (литография).

С. 63 — з. 2–2. Автор: грав. П. Ф. Борель, худ. И. Томсон. Изображение: Лазарев М. П. — русский флотоводец и мореплаватель, адмирал (1843), командующий Черноморским флотом и первооткрыватель Антарктиды.

С. 64 — з. 4–1. Автор: худ. В. Васильев. Изображение: 60-летие беспосадочного перелета по маршруту Москва — Северный полюс — Ванкувер (фрагмент художественного почтового конверта).

С. 64 — з. 4–2. Автор: реж. И. Копалин, Д. Боголепов, Г. Косенко. Изображение: Советский космонавт Юрий Гагарин в скафандре «СК-1» перед историческим стартом космического корабля «Восток-1» с космодрома Байконур 12 апреля 1961 года. Кадр из фильма «Первый рейс к звёздам». © И. Копалин, Д. Боголепов, Г. Косенко.

С. 64 — з. 4–3. Автор: худ. Г. Комлев. Изображение: День космонавтики.

К. Е. Циолковский (фрагмент почтовой марки).

С. 73 — з. 3–1. Автор: в источнике не указан. Изображение: Самолёт АНТ-9 «Крылья советов» конструкции А. Н. Туполева. © РИА Новости.

С. 73 — з. 3–2. Автор: Маркин А. Изображение: Самолёт Ил-96.  Маркин А.

С. 77 — з. 5–1. Автор: A.Savin. Изображение: Замок «Ласточкино гнездо» (Ялтинский горсовет, Крым).  A.Savin.

С. 77 — з. 5–2. Автор: Tiia Monto. Изображение: Воронцовский дворец ( г. Алупка, Крым).  Tiia Monto.

С. 77 — з. 5-3. Автор: Росавтодор. Изображение: Мост через Керченский пролив.  Росавтодор.

С. 77 — з. 5–4. Автор: Milan Nykodym. Изображение: Вид на Спасскую башню.  Milan Nykodym.

С. 87 — з. 3–1. Автор: Моллер Ф. А. Изображение: «Портрет писателя Николая Васильевича Гоголя».

С. 87 — з. 3–2. Автор: Тарасенко. Изображение: Вакула на чёрте из повести

Н. В. Гоголя «Ночь перед рождеством».

С. 87 — з. 4. Автор: Алексеев (Сыромянский) Н. М. Изображение: «Пушкин и Гоголь».

С. 98. Автор: Райт Т. Изображение: Портрет Пушкина.

С. 99 — з. 3–1. Автор: Курдюмов В. Н. Изображение: Иллюстрация к книге «Сказка о царе Салтане…»

С. 99 — з. 3–2. Автор: Чижов И. Изображение: Иллюстрация к книге «Сказка о рыбаке и рыбке».

С. 99 — з. 3–3. Автор: Оринянский П. Изображение: Иллюстрация к стихотворению А. С. Пушкина «У лукоморья». Из источника: Пушкин А. С. У лукоморья / А. С. Пушкин; Худ. П. Оринянский. — Москва: Планета, 1992. — 16 с.

К. Е. Платонова РАЗГОВОРЫ О ВАЖНОМ

К. Е. Платонова РАЗГОВОРЫ О ВАЖНОМ

С. А. Кравцова, почётный работник образования

С. А. Кравцова, почётный работник образования

ISBN 978-5-91724-249-1 ©

ISBN 978-5-91724-249-1 ©

Экологичное потребление .....

Экологичное потребление .....

Часть вопросов предполагает наличие у ребёнка знаний, которые он мож ет получить только с вашей помощью, например информацию о большой и малой родине, о российских…

Часть вопросов предполагает наличие у ребёнка знаний, которые он мож ет получить только с вашей помощью, например информацию о большой и малой родине, о российских…

Соедини стрелочками части пословиц

Соедини стрелочками части пословиц

Даша Что значит школа для тебя?

Даша Что значит школа для тебя?

Напиши название нашей Родины.

Напиши название нашей Родины.

Напиши название столицы нашей

Напиши название столицы нашей

Я смогу пролететь через всю Россию за 14 часов

Я смогу пролететь через всю Россию за 14 часов

Зои Космодемьянской 1. Прочитай стихотворение

Зои Космодемьянской 1. Прочитай стихотворение

Осталась далеко война. Но здесь, у граней обелиска,

Осталась далеко война. Но здесь, у граней обелиска,

С первых дней Великой Отечественной войны вся страна встала на защиту нашей

С первых дней Великой Отечественной войны вся страна встала на защиту нашей

Рассмотри фотографию Зои Космодемьянской

Рассмотри фотографию Зои Космодемьянской

Избирательная система России 1

Избирательная система России 1

Как ты думаешь, какими качествами должен обладать кандидат в президенты нашей страны?

Как ты думаешь, какими качествами должен обладать кандидат в президенты нашей страны?

Избирательная кабина (оборудованное место, где избиратель может тайно проголосовать)

Избирательная кабина (оборудованное место, где избиратель может тайно проголосовать)

Ты знаешь, когда отмечают День учителя в

Ты знаешь, когда отмечают День учителя в

Давай немного пофантазируем. Представь, что ты учитель

Давай немного пофантазируем. Представь, что ты учитель

О взаимоотношениях в коллективе 1

О взаимоотношениях в коллективе 1

Коллектив — это мои друзья и родные

Коллектив — это мои друзья и родные

Случалось ли тебе бывать на месте одного из ребят?

Случалось ли тебе бывать на месте одного из ребят?

Убирай быстро свои отсюда!

Убирай быстро свои отсюда!

Художник нарисовал афиши к кинофильмам, но забыл написать их названия

Художник нарисовал афиши к кинофильмам, но забыл написать их названия

Назови свой любимый фильм (мультфильм)

Назови свой любимый фильм (мультфильм)

День спецназа 1

День спецназа 1

Прочитай информацию о легендарных подразделениях спецназа

Прочитай информацию о легендарных подразделениях спецназа

Напиши, какими физическими и моральными качествами должны обладать бойцы этих спецподразделений

Напиши, какими физическими и моральными качествами должны обладать бойцы этих спецподразделений

День народного единства. 1.

День народного единства. 1.

Умный дом») 1.

Умный дом») 1.

Как ты думаешь, можно ли управлять экономикой нашей страны с помощью компьютера?

Как ты думаешь, можно ли управлять экономикой нашей страны с помощью компьютера?

День матери 1.

День матери 1.

У мам могут быть разные профессии

У мам могут быть разные профессии

Соедини стрелочками начало пословицы и её конец

Соедини стрелочками начало пословицы и её конец

Объясни смысл пословиц. Ответь устно или письменно

Объясни смысл пословиц. Ответь устно или письменно

У тебя есть любимые места в твоём населённом пункте?

У тебя есть любимые места в твоём населённом пункте?

Вот ведь дело-то какое... Нас не семеро, а трое:

Вот ведь дело-то какое... Нас не семеро, а трое:

При солнышке тепло, а при бабушке добро

При солнышке тепло, а при бабушке добро

Ты знаешь свои права? Подчеркни права, которые есть у ребёнка

Ты знаешь свои права? Подчеркни права, которые есть у ребёнка

Как называется основной закон, по которому мы с вами живём и в котором записаны права и обязанности граждан нашего государства? 2

Как называется основной закон, по которому мы с вами живём и в котором записаны права и обязанности граждан нашего государства? 2

Когда в нашей стране отмечают День

Когда в нашей стране отмечают День

Маша и Дима задумались о том, что такое подвиг

Маша и Дима задумались о том, что такое подвиг

Ваня спас из реки свою одноклассницу, которая провалилась под лёд

Ваня спас из реки свою одноклассницу, которая провалилась под лёд

Случалось ли тебе или твоим близким совершать героический поступок?

Случалось ли тебе или твоим близким совершать героический поступок?

Без чего мы не можем представить себе празднование

Без чего мы не можем представить себе празднование

Какие дарите друг другу подарки? 1

Какие дарите друг другу подарки? 1

У русских главным украшением праздника является ёлка

У русских главным украшением праздника является ёлка

В числе обязательной еды на чеченском новогоднем столе лежат сдобные хлебцы, в которые кладутся зёрна, монеты и так далее

В числе обязательной еды на чеченском новогоднем столе лежат сдобные хлебцы, в которые кладутся зёрна, монеты и так далее

От «А» до «Я». 450 лет «Азбуке»

От «А» до «Я». 450 лет «Азбуке»

В чём сходство и в чём различие этих двух книг?

В чём сходство и в чём различие этих двух книг?
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
05.02.2024