Рабочая тетрадь для самостоятельной (внеаудиторной) работы по дисциплине: "Гигиена и экология человека"
Оценка 4.9

Рабочая тетрадь для самостоятельной (внеаудиторной) работы по дисциплине: "Гигиена и экология человека"

Оценка 4.9
Домашняя работа +1
docx
07.05.2020
Рабочая тетрадь для самостоятельной (внеаудиторной) работы по дисциплине: "Гигиена и экология человека"
Рабочая тетрадь содержит задания для самостоятельной (внеаудиторной) работы по дисциплине: "Гигиена и экология человека"
Рабочая тетрадь по дисциплине Гигиена и экология человека.docx

Бюджетное профессиональное образовательное учреждение Вологодской области «Череповецкий медицинский колледж имени Н.М. Амосова»

 

 

 

 

 

РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ ПО ДИСЦИПЛИНЕ: «ГИГИЕНА И ЭКОЛОГИЯ ЧЕЛОВЕКА»

РАЗДЕЛЫ: «ГИГИЕНА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ», «ГИГИЕНА НАСЕЛЕННЫХ МЕСТ»

 

Специальности: 34.02.01  «Сестринское дело»,

                                                31.02.05 «Стоматология ортопедическая»

 

 

СОСТАВИТЕЛЬ:

преподаватель БПОУ ВО «Череповецкий медицинский колледж имени Н.М. Амосова»

Ватагина Ирина Валерьевна

 

 

 

Череповец,

2018 год

Пояснительная записка

Рабочая тетрадь предназначена для организации самостоятельной (внеаудиторной) работы студентов специальности 34.02.01 «Сестринское дело» по дисциплине: «Гигиена и экология человека». Содержание рабочей тетради включает разделы «Гигиена окружающей среды» и «Гигиена населенных мест». По каждому разделу студентам предложены вопросы, задания, блок самоконтроля, темы рефератов, а также список рекомендуемой литературы. Задания рассчитаны на использование лекционных материалов, учебной и дополнительной литературы, нормативных документов.

В результате освоения дисциплины: «Гигиена и экология человека» обучающиеся должны

уметь:

·        давать санитарно-гигиеническую оценку факторам окружающей среды;

·        проводить санитарно-гигиенические мероприятия по сохранению и укреплению здоровья населения, предупреждению болезней;

·        проводить гигиеническое обучение и воспитание населения;

знать:

·        современное состояние окружающей среды и глобальные экологические проблемы;

·        факторы окружающей среды, влияющие на здоровье человека;

·        основные положения гигиены;

·        гигиенические принципы организации здорового образа жизни;

·        методы, формы и средства гигиенического воспитания населения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

 

Стр.

Раздел 1 «Гигиена окружающей среды»

Тема 1.1. Гигиена атмосферного воздуха.

4

Задания для самостоятельной работы

4

Блок самоконтроля

8

Тема 1.2. Гигиена воды

10

Задания для самостоятельной работы

11

Блок самоконтроля

14

Тема 1.3. Гигиена почвы

17

Задания для самостоятельной работы

17

Блок самоконтроля

20

Подготовка к семинару №1 «Экология человека»

22

Кроссворд по разделу: «Гигиена окружающей среды»

23

Раздел 2 «Гигиена населенных мест»

Тема 2.1 Урбоэкология. Гигиенические основы планировки и благоустройства населенных мест. Гигиена жилых и общественных зданий

25

Задания для самостоятельной работы

25

Блок самоконтроля

27

Список литературы

21

 


 

Раздел 1. Гигиена окружающей среды

Тема 1.1 Гигиена атмосферного  воздуха

Вопросы к теме:

      1.            Строение земной атмосферы и ее особенности.

      2.            Физические свойства воздуха (температура, влажность, скорость движения воздуха, атмосферное давление), их гигиеническое значение.

      3.            Солнечная радиация, ее значение для жизнедеятельности человека.

      4.            Гигиеническое значение атмосферного электричества.

      5.            Химический состав атмосферного воздуха (кислород, азот, углекислый газ), его гигиеническое значение.

      6.            Погода и ее влияние на организм. Классификация по Г.П. Федорову.

      7.            Гигиеническое значение климата.

      8.            Процессы самоочищения атмосферного воздуха.

      9.            Источники загрязнения атмосферного воздуха.

 10.            Твердые загрязнения атмосферного воздуха (виды, классификация).

 11.            Жидкие и газообразные загрязнения. Механизм образования токсических туманов.

 12.            Понятие о ПДК загрязнений атмосферного воздуха. Среднесуточная и максимально разовая концентрация.

 13.            Законодательство РФ об охране атмосферного воздуха.

 

Задания для самостоятельной работы:

1. Дайте определение понятия.

Терморегуляция - ______________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

 

Скругленный прямоугольник: ПУТИ ТЕПЛООТДАЧИ ОРГАНИЗМОМ2. Дополните схему:

 

 

 


3. Дополните утверждения:

Сущность физической терморегуляции:

·        При высокой температуре воздуха кожные сосуды ______ , _______ температура кожи, _______ потоотделение, отдача тепла _________ и организм ___________ .

·        При низкой температуре воздуха кожные сосуды _______, кровь ____________________ , кожа __________ , разница между температурой кожи и воздуха ______________, теплоотдача _____________, и организм ___________________ .

3. Дополните схему:

Профилактика перегревания

Профилактика переохлаждения

1.

2.

3.

4.

5.

1.

2.

3.

4.

5.

 

4. Ответьте на вопросы:

По каким признакам можно определить, что воздух в помещении имеет повышенную влажность? _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Какое воздействие оказывает на организм частое и длительное пребывание в сырых холодных помещениях?

______________________________________________________________________________________________________________________________________________

5. Дайте определение понятию:

Атмосферное давление – ________________________________________________.

6. Ответьте на вопросы:

Почему при резком изменении атмосферного давления ухудшается самочувствие?

______________________________________________________________________________________________________________________________________________

Приведите примеры подобных нарушений: ______________________________________________________________________________________________________________________________________________

При понижении атмосферного давления возникает явление кислородного голодания. За счет чего происходит компенсация кислородной недостаточности в организме? ______________________________________________________________________________________________________________________________________________

7. Используя материал учебника, заполните таблицу:

Гигиеническое значение солнечной радиации

Часть спектра

Длина волны, λ

Гигиеническое значение

1. Ультрафиолетовая

 

 

2. Видимая

 

 

3. Инфракрасная

 

 

 

 

8. Определите, на каком из рисунков взаимное расположение зон города правильно с гигиенической точки зрения. Ответ обоснуйте.

9. С помощью «Доклада о состоянии и охране окружающей среды Вологодской области в 2017 году» и учебной литературы:

1.       выделите источники загрязнения атмосферного воздуха и основные загрязняющие вещества на территории области;

2.      определите, какое воздействие на здоровье оказывают данные загрязнители.

Оформите задание в виде таблицы:

Загрязняющее вещество

Источник

Воздействие на организм

 

10. Ознакомьтесь с Федеральным законом №96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» от 04.05.1999 г. и ответьте на вопросы:

1)     На каких принципах основано государственное управление в области охраны окружающей среды?

2)     Какие нормативы устанавливаются в целях государственного регулирования выбросов в атмосферный воздух загрязняющих веществ?

3)     Для каких целей организуется государственный мониторинг атмосферного воздуха?

4)     Какая ответственность предусматривается за нарушение законодательства РФ в области охраны атмосферного воздуха?

 

 

Темы рефератов:

1. Текущий санитарный надзор за чистотой атмосферного воздуха.

2. Токсические туманы (смоги), их воздействие на здоровье человека.

3. Основные загрязнители атмосферного воздуха, их влияние на здоровье.

 

Блок самоконтроля

Выберите правильные ответы:

1.      Часть солнечного спектра, оказывающая противорахитическое действие:

А. ультрафиолетовая; Б. инфракрасная; В. видимый свет; Г. все части спектра.

 

2.      Часть солнечного спектра, оказывающая пигментообразующее действие:

А. ультрафиолетовая; Б. инфракрасная; В. видимый свет;

Г. все части спектра.

 

3.      Биологическое значение видимой части солнечного спектра:

А. оказывает пигментообразующее действие;

Б. оказывает противорахитическое действие;

Г. обусловливает возможность осуществления зрительной функции глаза;

Д. обладает бактерицидным действием.

 

4.      Теплоотдача путем контакта с окружающими предметами, имеющими более низкую температуру:

А. кондукция; Б. излучение; В. конвекция; Г. испарение

 

5.      Кислород во вдыхаемом воздухе составляет:

А. 78%; Б. 21%; В. 0,04%; Г. 15%

 

6.      Кислород в выдыхаемом воздухе составляет:

А. 78%; Б. 21% В. 0,04%; Г. 15%

7.      Углекислый газ в составе атмосферы составляет (%):

А. 21; Б. 15; В. 0,04; Г. 78

 

8.      Физиологическим возбудителем дыхательного центра является:

А. аммиак; Б. углекислый газ; В. Кислород; Г. инертные газы

 

9.      Заболевание, фактором передачи которого является воздух:

А. грипп; Б. столбняк; В. Дизентерия; Г. брюшной тиф

 

10. Причиной кислотных дождей является:

А. озон; Б. азот; В. углекислый газ; Г. оксиды серы

 

11. Угарный газ (оксид углерода):

А. является канцерогеном;

Б. способствует образованию карбоксигемоглобина;

В. способствует образованию метгемоглобина;

Г. приводит к газовой эмболии

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

Тема 1.2 Гигиена воды

Вопросы к теме:

1.                 Физиологическое и гигиеническое значение воды. Нормы водопотребления.

2.                 Характеристика химических показателей воды:

·        активная рН,

·        плотный остаток,

·        общая жесткость,

·        хлориды,

·        сульфаты,

·        нитраты.

·        железо,

·        фториды.

3.                 Органолептические показатели качества питьевой воды:

·        прозрачность и мутность,

·        цветность

·        вкус

·        запах.

4.                 Категории водопользования. Понятие о трансформации и стабильности химических веществ в воде.

5.                  Гигиеническая характеристика источников водоснабжения:  атмосферные воды, поверхностные воды, подземные  воды.

6.                 Показатели загрязнения источника водоснабжения (химические, бактериологические).

7.                 Заболевания, передаваемые водным путем.

8.                 Основные гигиенические требования, предъявляемые к качеству питьевой воды. Выбор источника водоснабжения.

9.                 Очистка воды (осветление, обесцвечивание, фильтрация).

10.             Обеззараживание воды (физические и химические методы).

11.             Специальные методы улучшения качества воды.

12.             Самоочищение водоемов.

13.             Санитарный надзор за водоснабжением. Зоны ограничений.

14.             Законодательство РФ об охране воды и водоемов.

 

Задания для самостоятельной работы:

1. Рассмотрите схему залегания подземных вод. Определите, какие слои подземных вод обозначены под цифрами 2,3 и 4. Дайте им гигиеническую оценку.

Скругленный прямоугольник: МЕТОДЫ УЛУЧШЕНИЯ КАЧЕСТВА ПИТЬЕВОЙ ВОДЫ2. С помощью литературы и конспекта лекции дополните схему. Выберите один из методов улучшения качества воды и дайте ему гигиеническую характеристику.

 


Скругленный прямоугольник: СПЕЦИАЛЬНЫЕСкругленный прямоугольник: ОСНОВНЫЕ                                                

Скругленный прямоугольник: 1. _____________
2. _____________
3. _____________
4. _____________
5. _____________
6. _____________
7. _____________
 

 

 

 

 

 


                    

 

 

3. Решите ситуационную задачу.

Врач поликлиники в одной из стран, расположенной в зоне влажного тропического климата, при составлении отчета о деятельности учреждения обратил внимание на высокую обращаемость контингента командированных российских специалистов к стоматологу и врачу терапевту. Большинство обращавшихся за медицинской и стоматологической помощью находились в стране пребывания 2-3 года. Основными жалобами при обращении были: нарушения пищеварения, иногда диспепсические расстройства, боли в икроножных мышцах, кариес зубов. По данным отчета, нагрузка по приему у врача - стоматолога превышала допустимую по нормативам в 3-3.5 раза.

Условия жизни специалистов удовлетворительные. В питание большой удельный вес занимают консервированные мясные продукта, ограничен ассортимент молочных продуктов. На местном рынке покупаются свежие овощи и фрукты, свежая морская рыба. Водоснабжение осуществляется из городского водопровода, питающегося из водохранилищ, расположенного в горной местности в 30 км от города.

Качество воды в водопроводной сети по данным национального института гигиены следующее:

запах, баллы

2

хлориды, мг/л

80

привкус, баллы

2

сухой остаток, мг/л

140

цветность, градусы

35

нитраты, мг/л

10

мутность, мг/л

2

фтор, мг/л

0,2

железо, мг/л

1,1

микробное число

150

сульфаты, мг/л

45

коли-индекс

10

жесткость, ммоль/л

3

остаточный хлор

-

 

На головных сооружениях водопроводной станции вода водохранилища подвергается очистке и обеззараживанию 1% раствором хлорной извести.

Разводящая сеть водопровода давно не ремонтировалась и не чистилась. Во многих

местах в водопроводной сети имеются нарушения герметичности. Среди местного

населения широко распространены инфекционные заболевания и паразитозы. Все российские специалисты используют для обработки воды бытовые фильтры типа, для питьевых целей используют только кипяченую воду.

Задание:

1. Оцените состояние водоснабжения и качество водопроводной воды.

2. С рисками возникновения каких отклонений в состоянии здоровья можно связать использование воды такого качества?

3. Объясните наиболее вероятные причины появления жалоб, учитывая особенности действия климата, питания и водоснабжения.

 

4. Ознакомьтесь с Водным кодексом РФ и ответьте на вопросы:

1)     На каких главным принципах основывается Водное законодательство РФ?

____________________________________________________________________________________________________________________________________

2)     Перечислите основные требования к охране водных объектов.

____________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Темы рефератов:

1. Эпидемическое значение воды.

2. Геохимические эндемии, связанные с водой.

3. Механическая и биологическая очистка сточных вод.

4. Санитарно-лабораторный контроль за водоснабжением.

5. Гигиенические требования для местных источников водоснабжения.

6. Санитарная охрана водоемов.

 

Блок самоконтроля

Выберите правильные ответы:

1.        Наиболее загрязненными являются:

А.  межпластовые воды; Б. грунтовые воды;

В. поверхностные водоемы; Г. атмосферные воды

 

2.        В первую очередь рекомендуются в качестве источника питьевой воды:

А. поверхностные источники; Б. атмосферные воды;

В. грунтовые воды; Г. межпластовые воды.

 

3.        Избыточное содержание фтора в питьевой воде приводит к заболеваниям:

А. зубов и костной системы;

Б. сердечно-сосудистой системы;

В. дыхательной системы;

Г. выделительной системы

 

4.        Недостаточное содержание фтора в питьевой воде может привести к:

А. заболеваниям выделительной системы;

Б. заболеваниям сердечно-сосудистой системы;

В. заболеваниям дыхательной системы;

Г. кариесу зубов.

 

5.         Допустимое общее микробное число питьевой воды:

А. 50; Б. 120; В. 150; Г. 200

 

6.        К органолептическим свойствам воды относятся:

А. жесткость и минерализация; Б. вкус и запах;

В. рН и мутность; Г. коли-титр и окисляемость

 

7.        Для ускорения процесса отстаивания воды применяют обработку:

А. коагулянтами; Б. хлором; В. озоном; Г. углем

 

8.        Употребление воды с повышенной жесткостью в условиях жаркого климата может привести к развитию:

А. аллергических  заболеваний; Б. кариеса зубов;

В. мочекаменной болезни; Г. гастрита.

 

9.        Токсический цианоз метгемоглобинемию вызывают:

А. хлориды; Б. сульфаты; В. фториды; Г. нитраты.

 

10.   Через воду могут передаваться:

А. брюшной тиф; Б. сыпной тиф; В. туляремия; Г. гепатит А; Д. гепатит В.

 

11. Для эпидемии водного происхождения характерно:

А. быстрый рост числа заболеваний;

Б. медленный спад числа заболеваний после изоляции очага инфекции;

В. малое число заболевших;

Г. длительный период возникновения единичных случаев заболевания после ликвидации вспышки («эпидемический хвост»);

Д. территориальная ограниченность распространения заболевания.

 

12. Реагент, применяемый для коагуляции:

А. хлор; Б. перманганат калия; В. сернокислый алюминий;

 Г. соляная кислота.

 

13. Группы показателей для оценки качества питьевой воды по СанПиН 2.1.4.1074-01:

А. бактериологические, химические, органолептические;

Б. химические, содержание в воде микроэлементов, микробиологические;

В. биологические, пригодность для рыборазведения, органолептические;

Г. содержание органических и неорганических веществ.

 

14. Косвенные показатели органического загрязнения воды:

А. общая минерализация воды;

Б. содержание солей аммония, нитритов и нитратов;

В. концентрация фтора и йода;

Г. окисляемость воды.

 

 

15. Органолептические свойства воды влияют на:

А.  физиологические потребности в воде;

Б.  санитарные условия жизни;

В.  уровень водопотребления;

Г.  возможность организации зон санитарной охраны.

 


 

Тема 1.3 Гигиена почвы

Вопросы к теме:

1.      Гигиеническое значение состава и свойств почвы.

2.       Самоочищение почвы. Показатели загрязнения почвы.

3.      Эпидемиологическое значение почвы. Заболевания, передаваемые через почву.

4.      Накопление и утилизация отходов.

 

Задания для самостоятельной работы:

1. Дайте определение понятию:

Почва – ________________________________________________________________.

2. С помощью учебной литературы заполните таблицу:

Виды почв и их гигиеническая характеристика

Вид почвы

 

Распространение

 

Гигиеническая характеристика

1.       

 

 

2.       

 

 

3.       

 

 

4.       

 

 

5.       

 

 

6.       

 

 

 

 

 

 

 

3. Дополните схему с помощью литературы и конспекта лекции.

Эпидемическое значение почвы

4. Дайте определение понятию:

Биогеохимические эндемии - ______________________________________________________________________________________________________________________________________________

Приведите примеры: _____________________________________________________

5. Дайте определение понятию и заполните схему:

Самоочищение почвы – ______________________________________________________________________________________________________________________________________________

Последовательность процессов самоочищения:

 

 

 

 


6. Дополните утверждения:

К твердым отходам относятся: ____________________________________________.

К жидким отходам относятся: ____________________________________________ .

Эпидемиологическая опасность отходов состоит в том, что ____________________

_______________________________________________________________________.

Токсикологическая опасность состоит в том, что _____________________________

_______________________________________________________________________.

7. Заполните таблицу, используя предложенные ниже данные:

Основные этапы удаления и обезвреживания жидких и твердых отходов

Системы удаления

Канализационная

Вывозная

Отходы

жидкие

твердые

жидкие

Сбор

 

 

 

Транспортировка

 

 

 

Обеззараживание и утилизация

 

 

 

 

·        санитарное оборудование (раковины, унитазы)

·        сплавные сети и коллекторы

·        очистные сооружения (механическая, биологическая очистка и обеззараживание), решетки, песколовки, отстойники, биофильтры, аэротенки, поля орошения.

·        Квартирные мусоросборники, домовые мусороконтейнеры.

·        Автомобили-мусоровозы и другой транспорт.

·        Свалки (полигоны), мусороперерабатывающие заводы.

·        Выгребные уборные, помойные ямы.

·        Ассенизационные автомобили.

·        Поля запахивания и ассенизации.

8. Дополните утверждения:

Унитарная система сбора мусора – это ______________________________________

_______________________________________________________________________.

Раздельный сбор – это ____________________________________________________

_______________________________________________________________________.

Отличие утилизационных методов обезвреживания ТБО перед ликвидационными состоит в том, что _______________________________________________________

_______________________________________________________________________.

Примеры утилизационных методов: ________________________________________

_______________________________________________________________________.

Темы рефератов:

1. Эпидемическое значение почвы.

2. Геохимические эндемии, связанные с почвой.

3. Гигиеническая характеристика методов обезвреживания и утилизации отходов.

 

Блок самоконтроля

Выберите правильный ответ:

1.      Один из важнейших показателей загрязненности почвы органическими веществами:

А. споры сульфитредуцирующих клостридий;

Б. цисты лямблий;

В. число Хлебникова;

Г. колифаги;

Д. рН.

 

2.      Практически постоянно находятся в почве микроорганизмы-возбудители:

А. сибирской язвы; Б. столбняка; В. сыпного тифа;

Г. Актиномикоза; Д. ботулизма.

 

3.      К геогельминтозам относится:

А. трихинеллез; Б. аскаридоз; В. описторзоз; Г. дифиллоботриоз.

 

4.      Причина развития эндемических заболеваний:

А. недостаток или избыток микроэлементов в воде или почве;

Б. органическое загрязнение почвы;

В. высокая влагоемкость почвы;

Г. низкое содержание кислорода в почве.

 

5.      В основе метода компостирования лежит:

А. сжигание отходов; Б. аэробная переработка отходов бактериями;

В. окисление отходов кислородом воздуха; Г. химическая обработка отходов


 

Подготовка к семинару №1 «Экология человека»

Темы для самостоятельной подготовки:

1.      Экология человека. История возникновения. Задачи.

2.      Виды экологических факторов. Влияние экологических факторов на здоровье населения.

3.      Экосистемы, их состав, свойства и функции.

4.      Особенности человеческих экосистем.

5.      История воздействия человеческого общества на природу:

5.1 Общество охотников и собирателей.

5.2  Общество скотоводов и земледельцев.

5.3  Индустриальное и постиндустриальное общество.

6.      Изменения экосистем. Основные законы экологии.

7.      Глобальные экологические проблемы (причины, последствия и пути решения):

7.1  Изменение климата Земли.

7.2  Ослабление озонового экрана.

7.3  Загрязнение атмосферы.

7.4  Загрязнение и истощение поверхностных вод суши.

7.5  Загрязнение и истощение почвы.

7.6  Нарушение глобального и регионального экологического равновесия.

7.7  Сокращение площади лесов.

7.8  Перенаселение Земли и связанные с ним проблемы.

8. Региональные экологические проблемы Вологодской области (причины, последствия и пути решения).

 

Задание:

1. Составить сообщение и презентацию по выбранной теме.

2. Представить выбранную тему на семинаре (продолжительность доклада 5-7 минут).


 

Кроссворд по разделу: «Гигиена  окружающей среды»

1.      Тяжелое заболевание, передающееся при контакте со спорами бактерии, обитающей в почве; сопровождается напряжением скелетной мускулатуры, судорогами, поражением ЦНС.

2.      Токсический цианоз, вызванный отравлением нитратами.

3.      Изменение химического вещества в результате его метаболизма в живых организмах.

4.      Начальный продукт разложения белковых веществ, используется как показатель свежего загрязнения воды или почвы.

5.      Первый этап очистки воды, удаление взвешенных частиц.

6.      Газ – физиологический возбудитель дыхательного центра.

7.      В условиях пониженного атмосферного давления может возникнуть … болезнь.

8.      Заболевания, связанные с недостатком или избытком определенного микроэлемента в данной местности.

9.      Часть солнечного спектра, обладающая общестимулирующим, антирахитическим, пигментообразующим и бактерицидным действием.

10.  Газ, которого в выдыхаемом воздухе содержится 15-16%.

11.  Прибор для измерения атмосферного давления.

12.  Нижний, самый плотный слой атмосферы.

13.  Гравитационные подземные воды первого от поверхности водоносного горизонта.

14.  Наука о взаимоотношениях живых организмов с окружающей средой.

15.  Один из планировочных методов защиты атмосферного воздуха от загрязнений.

16.  Реагент, имеющий бактерицидные свойства.

17.  Свойство почвы, от которого зависит урожайность сельскохозяйственных культур.

18.  Метод обезвреживания отходов термофильными бактериями.

19.  Один из лучших химических методов обеззараживания воды.

20.  Передача тепла через прилегающий слой воздуха.


 

Раздел 2. Гигиена населенных мест

Тема 2.1 Урбоэкология. Гигиенические основы планировки и благоустройства населенных мест. Гигиена жилых и общественных зданий

Вопросы к разделу:

1.      Микроклимат города (температура, влажность, ветер, рельеф местности).

2.      Городской шум и его профилактика.

3.       Влияние электромагнитных загрязнений на здоровье человека.

4.      Гигиенические основы планировки и благоустройства населенных мест.

5.      Гигиенические требования к очистке населенных мест.

6.      Гигиеническое значение озеленения.

7.      Совокупное влияние жилищных условий на здоровье человека.

8.       Гигиенические требования к естественному и искусственному освещению помещений.

9.       Гигиенические требования к отоплению и вентиляции помещений.

Задание для самостоятельной работы:

1. С гигиенических требований разместите на схеме основные функциональные зоны города:

 

Селитебная зона

 

 

Общественно-деловая зона

Зеленая зона

 

Зона внешнего транспорта

Промышленная зона

Отгрузка и символы логистики — стоковый вектор

Коммунально-складская зона

 

 

                                                                                                     

                                                                          

              

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Река

 

 

 

 

2. Выполните санитарное обследование жилой комнаты по следующей карте:

Карта санитарного обследования жилой комнаты

1.      Населенный пункт, улица, номер дома, его этажность, этаж.

2.      Назначение комнаты.

3.      Число проживающих в комнате лиц (указать возраст), состояние здоровья жильцов (по данным опроса).

4.      Размер помещения: длина, ширина, высота (м), площадь (м2), кубатура (м3); площадь на одного человека (м2), воздушный куб на одного человека (м3).

5.      Количество входов в комнату (с указанием, откуда).

6.      Окна: их форма, число, расположение, ориентация, размеры окна, расстояние верхнего края от потолка, ширина простенков, затемнение (зданиями, деревьями), световой коэффициент, глубина заложения окна.

7.      Искусственное освещение: вид осветительной аппаратуры (лампы накаливания, люминесцентные); общее, местное или комбинированное освещение; тип светильников, их количество, размещение, высота подвеса, состояние, мощность каждой лампы (Вт), освещенность (лк) в различных точках (определяют люксметром или оценивают методом «ватт»).

8.      Естественная вентиляция: форточки (отношение величины форточки к площади окна), фрамуги, вытяжные каналы, режим проветривания, возможность сквозного проветривания.

9.      Стены и потолок, их материал, внутренняя отделка и окраска, панель.

10. Пол, его материалы и состояние.

11. Отопление: система отопления (центральное – водяное, печное), расположение радиаторов или печей, площадь поверхности печи, температурно-влажностный режим в помещении, тепловое самочувствие находящихся в помещении лиц (по данным опроса).

12. Наличие сырости, ее причины. Признаки сырости: темные сырые пятна, плесень, изменение окраски, отставание обоев, прогнившие полы.

13. Наличие шума, его интенсивность и происхождение.

14. Наличие балкона, веранды.

15. Основная мебель, ее расположение.

16. Санитарное состояние: режим ежедневной и генеральной уборки; порядок и чистота, наличие «комнатного запаха», мух и других насекомых.

17. Жалобы жильцов.

18. Дополнительные данные (схематическое изображение комнаты).

19. Санитарно-гигиеническая оценка жилой комнаты по всем пунктам санитарного обследования. Выводы и предлагаемые мероприятия по улучшению гигиенических условий объекта. Дата составления карты.

 

Темы рефератов:

1.  Влияние микроклимата жилых помещений на здоровье человека.

2. Источники искусственного освещения, их гигиеническая оценка.

3. Урбанизация – положительные и отрицательные стороны.

Блок самоконтроля:

Выберите правильный ответ:

1. Микроклимат города характеризуется:

А. более высокой температурой, чем в незастроенной местности;

Б. низкой влажностью;

В. высокой скоростью движения воздуха;

Г. все перечисленное верно

 

2. В селитебной зоне города расположены:

А. промышленные предприятия; Б. зеленые насаждения;

В. жилые дома; Г. базы, склады и гаражи

3. Промышленная зона города располагается по отношению к жилой:

А. с наветренной стороны ниже по течению реки

Б. с подветренной стороны ниже по течению реки

В. с наветренной стороны выше по течению реки

Г. с подветренной стороны выше по течению реки

 

4. Микроклимат помещения определяется:

А. освещенностью, температурой воздуха, наличием загрязнений воздуха

Б. температурой, влажностью, скоростью движения воздуха

В. атмосферным давлением, уровнем шума, температурой воздуха

Г. скоростью движения воздуха, температурой, концентрацией пыли.

 

5. Относительная влажность воздуха в жилых помещениях нормируется на уровне:

А. 20 – 40 %; Б. 40 – 60%; В. 50 – 80%; Г. 60 – 90%

 

6. Температура в жилых помещениях в холодный период года нормируется на уровне:

А. 24 - 25; Б. 20 - 22; В. 17 - 19; Г. 19 - 24

 

7. Воздушный куб – это

А. объем воздуха в жилом помещении;

Б. объем воздуха на одного человека;

В. процентное содержание кислорода в помещении;

Г. процентное содержание углекислого газа в помещении

 

8. Согласно установленной норме, шум в жилых помещениях не должен превышать:

А. 20 дБ; Б. 30дБ; В. 40 дБ; Г. 50 дБ.

9. Наиболее распространенная и отвечающая гигиеническим требованиям система отопления:

А. Паровое; Б. Местное; В. Воздушное; Г. Водяное.

10. Световой коэффициент – это:

А.  санитарный показатель естественного освещения помещений, представляющий собой отношение освещенности внутри помещения к освещенности снаружи.

Б. санитарный показатель естественного освещения помещений, представляющий собой отношение площади остекленной поверхности окон к площади пола.

В. освещенность здания прямым солнечным светом.

Г. Уровень искусственного освещения в помещении.

Список литературы

Учебные издания:

1.      Архангельский В.И., Кириллов В.Ф. Гигиена и экология человека: учебник / В.И. Архангельский, В.Ф. Кириллов. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2014. – 176с., ил.

2.      Гигиена и экология человека: Учебник для студ. сред. проф. учеб. заведений / Н.А. Матвеева, А.В. Леонов, М.П. Грачева и др.; Под ред. Н.А. Матвеевой. – М.: Издательский центр «Академия», 2005. – 304 с.

3.      Крымская И.Г. Гигиена и экология человека: учеб. пособие / И.Г. Крымская. – Ростов н/Д: Феникс, 2018. – 413 с. – (Среднее медицинское образование).

4.      Лакшин А.М., Катаева В.А. Общая гигиена с основами экологии человека: Учебник. – М.: Медицина, 2004. – 464 с.: ил.

5.      Пивоваров Ю.П. Гигиена и основы экологии человека: Учебник для студ. высш. мед. учеб. заведений / Ю.П. Пивоваров, В.В. Королик, Л.С. Зиневич; Под ред. Ю.П. Пивоварова. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 528 с.

6.      Сборник ситуационных задач и тестов к модульной учебной программе

дисциплины «Гигиена с основами экологии человека. ВГ». Учебное пособие для студентов, обучающихся по специальности 060101 65 – Лечебное дело. – М.: Издательский дом «Русский врач», 2009

7.      Трушкина Л.Ю., Трушкин А.Г., Демьянова Л.М. Гигиена и экология человека: Учебное пособие. Серия «Учебники, учебные пособия». Ростов н/Д: Феникс, 2003 – 448с

 

Нормативные и методические документы:

1.      Федеральный закон РФ от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»;

2.      Федеральный закон РФ от 04.05.1999 г. № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» (с изменениями и дополнениями);

3.      Федеральный закон РФ от 03.06.2006 г. № 73-ФЗ «О введении в действие Водного кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации»;

4.      Федеральный закон РФ от 14.07.2008 г. № 118-ФЗ «О внесении изменений в Водный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации»»

5.      СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества»;

6.      ГОСТ 2761-84 «Источники централизованного хозяйственно-питьевого водоснабжения».


 

Бюджетное профессиональное образовательное учреждение

Бюджетное профессиональное образовательное учреждение

Пояснительная записка Рабочая тетрадь предназначена для организации самостоятельной (внеаудиторной) работы студентов специальности 34

Пояснительная записка Рабочая тетрадь предназначена для организации самостоятельной (внеаудиторной) работы студентов специальности 34

Содержание Стр.

Содержание Стр.

Раздел 1. Гигиена окружающей среды

Раздел 1. Гигиена окружающей среды

Дополните схему: 3

Дополните схему: 3

Какое воздействие оказывает на организм частое и длительное пребывание в сырых холодных помещениях? ______________________________________________________________________________________________________________________________________________ 5

Какое воздействие оказывает на организм частое и длительное пребывание в сырых холодных помещениях? ______________________________________________________________________________________________________________________________________________ 5

Определите, на каком из рисунков взаимное расположение зон города правильно с гигиенической точки зрения

Определите, на каком из рисунков взаимное расположение зон города правильно с гигиенической точки зрения

Темы рефератов: 1. Текущий санитарный надзор за чистотой атмосферного воздуха

Темы рефератов: 1. Текущий санитарный надзор за чистотой атмосферного воздуха

Углекислый газ в составе атмосферы составляет (%):

Углекислый газ в составе атмосферы составляет (%):

Тема 1.2 Гигиена воды Вопросы к теме: 1

Тема 1.2 Гигиена воды Вопросы к теме: 1

Законодательство РФ об охране воды и водоемов

Законодательство РФ об охране воды и водоемов

Решите ситуационную задачу. Врач поликлиники в одной из стран, расположенной в зоне влажного тропического климата, при составлении отчета о деятельности учреждения обратил внимание на высокую…

Решите ситуационную задачу. Врач поликлиники в одной из стран, расположенной в зоне влажного тропического климата, при составлении отчета о деятельности учреждения обратил внимание на высокую…

Все российские специалисты используют для обработки воды бытовые фильтры типа, для питьевых целей используют только кипяченую воду

Все российские специалисты используют для обработки воды бытовые фильтры типа, для питьевых целей используют только кипяченую воду

В первую очередь рекомендуются в качестве источника питьевой воды:

В первую очередь рекомендуются в качестве источника питьевой воды:

Токсический цианоз метгемоглобинемию вызывают:

Токсический цианоз метгемоглобинемию вызывают:

Органолептические свойства воды влияют на :

Органолептические свойства воды влияют на :

Тема 1.3 Гигиена почвы Вопросы к теме: 1

Тема 1.3 Гигиена почвы Вопросы к теме: 1

Дополните схему с помощью литературы и конспекта лекции

Дополните схему с помощью литературы и конспекта лекции

Дополните утверждения: К твердым отходам относятся: ____________________________________________

Дополните утверждения: К твердым отходам относятся: ____________________________________________

Дополните утверждения: Унитарная система сбора мусора – это ______________________________________ _______________________________________________________________________

Дополните утверждения: Унитарная система сбора мусора – это ______________________________________ _______________________________________________________________________

А. сибирской язвы; Б. столбняка;

А. сибирской язвы; Б. столбняка;

Подготовка к семинару №1 «Экология человека»

Подготовка к семинару №1 «Экология человека»

Кроссворд по разделу: «Гигиена окружающей среды» 1

Кроссворд по разделу: «Гигиена окружающей среды» 1

Один из планировочных методов защиты атмосферного воздуха от загрязнений

Один из планировочных методов защиты атмосферного воздуха от загрязнений

Раздел 2. Гигиена населенных мест

Раздел 2. Гигиена населенных мест

Река 2. Выполните санитарное обследование жилой комнаты по следующей карте:

Река 2. Выполните санитарное обследование жилой комнаты по следующей карте:

Естественная вентиляция: форточки (отношение величины форточки к площади окна), фрамуги, вытяжные каналы, режим проветривания, возможность сквозного проветривания

Естественная вентиляция: форточки (отношение величины форточки к площади окна), фрамуги, вытяжные каналы, режим проветривания, возможность сквозного проветривания

Промышленная зона города располагается по отношению к жилой:

Промышленная зона города располагается по отношению к жилой:

Список литературы Учебные издания: 1

Список литературы Учебные издания: 1

Федеральный закон РФ от 03.06.2006 г

Федеральный закон РФ от 03.06.2006 г
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
07.05.2020