КТО МНОГО ЧИТАЕТ – ТОТ МНОГО ЗНАЕТ
Мир книг – прекрасный и удивительный. За каждой обложкой скрывается неповторимая история – со своими героями и событиями. Читая книги, мы погружаемся в этот мир, радуемся или печалимся вместе с персонажами, сочувствуем им или выражаем свое осуждение.
У людей, которые много читают, богатый словарный запас. Они легко выражают свою точку зрения, говорят правильно и красиво. С начитанным человеком интересно разговаривать, потому что ему всегда есть о чем рассказать.
Чтение книг раскрывает человеческую душу. Некоторые прочитанные истории могут запомниться на всю жизнь и даже повлиять на судьбу.
Книги, как верные товарищи, делятся опытом и отвечают на волнующие вопросы. Они помогают разобраться в себе, понять, что ты за личность, какие у тебя свойства характера. Можно многое узнать о внутреннем мире человека, если он назовет свои любимые книги или литературных героев.
Книга – неисчерпаемый источник знаний и преданный друг, сопровождающий нас с самого раннего детства. Человек, который любит читать и размышлять о прочитанном, никогда не соскучится от безделья и одиночества.
УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО
ВСПОМНИМ: устное народное творчество - это словесное творчество народа, не записывающего свои сочинения, а передаваемого устно (из уст в уста) из поколения в поколение. Это пословицы, поговорки, загадки, частушки, сказки, песни и так далее.
«ВОЛШЕБНОЕ КОЛЬЦО»
(русская народная сказка)
Задание 1 Какая иллюстрация не относится к сказке «Волшебное кольцо»?
А Б В
Задание 2 Какая это сказка: волшебная, бытовая или о животных? Перечислите, что здесь волшебного?
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 3 Подчеркните снизу героев сказки «Волшебное кольцо».
Мартынка, кот Васька, медведь, старик со старухой, злая мачеха, собака Журка, поп, красная девица, змея, Сивка-бурка, царь, король, королевна.
ПОСЛОВИЦЫ И ПОГОВОРКИ
Задание 1 Выпишите из учебника (с.15-16) по одной пословице (поговорке):
v о труде __________________________________________________
v о Родине ________________________________________________
v о любви к матери _________________________________________
Задание 2 Какая иллюстрация (картинка) подходит к пословице «Семеро одного не ждут»?
А Б В
Задание 3 Распутайте клубочек. Какие пословицы и поговорки вы смоги прочитать? Запишите внизу 1 любую пословицу (поговорку) из клубочка.
_________________________________________________________________
БАЛЛАДЫ
Задание 1 С помощью учебника (с.17) вспомните, что такое баллада. Допишите недостающие слова.
Баллада – это __________________________________ рассказы, в которых происходят ____________________________ жизненные события, действуют ________________________ герои.
Задание 2 Соедините название баллады и автора. Вам поможет учебник (с.18-23).
С.Я.Маршак А.С.Пушкин «Перчатка»
В.А.Жуковский М.Ю.Лермонтов И.А.Крылов
«Нашла коса на камень» Н.А.Некрасов И.З.Суриков
Задание 3 Рядом с каждой иллюстрацией (картинкой) подпишите название баллады. Вам поможет учебник (с.18-23).
__________________________________
___________________________________
БЫЛИНЫ
Задание 1 Вспомните имена русских богатырей – главных героев былин. Подчеркни снизу. Вам поможет учебник (с.24).
РАБЛНЖКТИЛЬЯМУРОМЕЦУКАПОМИАЛЁШАПОПОВИЧРОАТЕНДОБРЫНЯНИКИТИЧЮДВНТОЛКОАЫСАДКОЛДВНГКТОВЛДЫЕГШЛ
Задание 2 Рассмотрите доспехи и оружие богатырей. Подпишите названия.
Задание 3 Восстанови последовательность событий в былине «Добрыня и Змей».
|
- Змей унес племянницу князя Владимира – Забаву Путятичну. |
1 |
- Мать не велит Добрыне ездить на Пучай-реку. |
|
- Добрыня бьётся со Змеем, берёт с него слово не летать больше на Русь. |
|
- Добрыня не послушал мать и отправился на Пучай-реку, освободил пленников. |
|
- Добрыня убил Змея, освободил Забаву. |
ПРОИЗВЕДЕНИЯ РУССКИХ ПИСАТЕЛЕЙ XIX ВЕКА
ВСПОМНИМ: XIX век называют «Золотым веком» русской поэзии и веком русской литературы в мировом масштабе. 19 век – это время формирования русского литературного языка, который оформился во многом благодаря А.С. Пушкину.
АЛЕКСАНДР СЕРГЕЕВИЧ ПУШКИН
Задание 1 Вспомните биографию поэта. Отметьте значком «+» правильные, а значком «–» неправильные утверждения. Вам поможет учебник (с.32-34).
1 |
Будущий поэт родился в Петербурге. |
|
2 |
А.С.Пушкин учился в Царскосельском лицее. |
|
3 |
За свои «вольные стихи» поэт был в ссылке на юге России, затем в имении отца – селе Михайловском. |
|
4 |
А.С.Пушкин погиб на дуэли. |
|
5 |
Поэт похоронен в Москве. |
|
Задание 2 Узнайте стихотворение по нескольким существительным: «солнце», «мороз», «красавица», «вьюга», «луна», «тучи», «снег», «речка», «печь», «поля», «берег».
Запишите название стихотворения. Вам поможет учебник (с.42-48). __________________________________________________________________
Задание 3 Исправьте ошибки в стихотворении, которое А.С.Пушкин посвятил декабристам:
Во глубине сибирских руд
Храните вечное терпенье,
Не пропадет ваш скорбный труд
И дум огромное стремленье.
Несчастью верная сестра,
Надежда в сером подземелье
Разбудит счастье и веселье,
Придет желанная пора:
Любовь и дружество до нас
Дойдут сквозь светлые затворы,
Как в ваши каторжные норы
Доходит твой свободный глас.
Оковы тяжкие падут,
Темницы рухнут — и свобода
Вас примет радостно у входа,
И сёстры ключ вам отдадут.
Задание 4 Какого героя «Сказки о попе и его работнике Балде» здесь не хватает? Запишите ответ _____________________________________________
Задание 5 Определи: герой какой? Можно брать слова из сказки.
Балда – ___________________________________________________
Поп – ___________________________________________________
МИХАИЛ ЮРЬЕВИЧ ЛЕРМОНТОВ
Задание 1 Какие географические названия связаны с М.Ю.Лермонтовым? Соедините их с портретом поэта линиями.
Кавказ
Москва
Киев |
Тарханы
Байкал
Петербург |
Задание 2 В стихотворении «Парус» найдите и снизу подчеркните все слова, которые относятся к парусу.
Белеет парус одинокой В тумане моря голубом!.. Что ищет он в стране далекой? Что кинул он в краю родном?...
Играют волны — ветер свищет, И мачта гнется и скрыпит... Увы! Он счастия не ищет И не от счастия бежит!
Под ним струя светлей лазури, Над ним луч солнца золотой... А он, мятежный, просит бури, Как будто в бурях есть покой! |
Задание 3 Переведите на современный русский язык старинные слова из «Песни о царе Иване Васильевиче…». Вам поможет учебник (с.61-74), толковый словарь или Интернет.
v очи - ____________________________________________________
v уста - ___________________________________________________
v кушак - _________________________________________________
v трапеза - ________________________________________________
v опричники - _____________________________________________
v душегуб - _______________________________________________
v гусли - __________________________________________________
ИВАН АНДРЕЕВИЧ КРЫЛОВ
Задание 1 Выберите во втором столбике правильный ответ и обведите его. Вам поможет учебник (с.75-77).
И.А.Крылова называли «дедушка Крылов» |
ДА \ НЕТ |
С детства Крылов познал тяжкий труд, семья жила бедно |
ДА \ НЕТ |
До конца жизни баснописец прожил в Москве |
ДА \ НЕТ |
Басни И.А.Крылова очень поучительны |
ДА \ НЕТ |
Задание 2 С помощью иллюстраций (картинок) исправьте названия басен И.А.Крылова. Запишите под каждой картинкой правильное название.
«Муха и соловей»
|
«Осёл на псарне» |
«Волк и пчела» |
|
____________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 3 Какую из этих трёх басен можно назвать исторической, связанной с Отечественной войной 1812 года? Запишите её название.
__________________________________________________________________
НИКОЛАЙ АЛЕКСЕЕВИЧ НЕКРАСОВ
Задание 1 Вспомните биографию Н.А.Некрасова. Вставьте пропущенные слова в предложения. Вам поможет учебник (с.83-85).
v В деревне, неподалёку от ___________________, поэт провёл своё детство.
v Дома, в родной семье, ему жилось очень ____________________.
v Некрасов всегда страстно желал, чтобы его стихи дошли до ____________________________.
Задание 2 Кому посвящен отрывок из поэмы «Мороз, красный нос» (учебник с.88-90)? Кем любуется и восхищается поэт? Выберите подходящую иллюстрацию (картинку).
А Б В
Задание 3 Перед вами – портрет Марии Волконской, которая добровольно отправилась в ссылку в Сибирь за своим мужем Сергеем. Как, по-вашему, какой она была женщиной? Подчеркните те черты характера, которые ей «подходят». Вам поможет учебник (с.90-93).
v сильная v мягкая v благородная v мужественная v терпеливая v капризная v решительная v слабая v любящая |
ИВАН САВВИЧ НИКИТИН
Задание 1 Прочитайте отрывок из стихотворения И.С.Никитина, в котором поэт вспоминает о своём безрадостном детстве.
Я помню ночь: перед моей кроваткой, Сжав руки, с мукою в чертах, Вся бледная, освещена лампадкой, Молилась мать моя в слезах. Я был в жару. А за стеною пели. Шел пир семейный как всегда. Испуганный, я вздрагивал в постели.
|
Подчеркните снизу слова, с помощью которых поэт рассказал о своей матери.
Задание2 Рассмотрите изображения. Раскрасьте любое из них, опираясь на стихотворение «Русь» (с.95-96 учебника).
|
|
Задание 3 Прочитай ещё раз стихотворение «Утро на берегу озера» (учебник с.96-97). Ответь на вопрос - сколько в стихотворении:
мужичков - _____ мальчишек - _____ девчонок - _________
ИВАН СЕРГЕЕВИЧ ТУРГЕНЕВ
Задание 1 Ответьте на вопросы о жизни И.С.Тургенева.
v Как звали родителей писателя? _____________________________
________________________________________________________
v Любимый поэт И.С.Тургенева ______________________________
v Каким по характеру был будущий писатель с детства? __________
________________________________________________________
Задание 2 Найдите лишние иллюстрации (картинки), не относящиеся к повести «Муму». Отметьте их галочкой (v) или (+).
Задание 3 Найдите среди этой путаницы 6 героев повести «Муму». Выпишите их ниже.
ХАРИТОНИВАНГЕРАСИМОЛЬГАЗОЛУШКАСТЕПАНКРАСНАЯШАПОЧКАБАРЫНЯЛИСАМУМУГАВРИЛА
1. ________________ 2. _________________ 3. __________________
4. ________________ 5. _________________ 6. __________________
ЛЕВ НИКОЛАЕВИЧ ТОЛСТОЙ
Задание 1 Среди представленных портретов найдите и отметьте портрет Л.Н.Толстого в молодости.
А Б В Г
Задание 2 Отметьте значком «+» предложения, относящиеся к повести «После бала», а значком «–» не имеющие к ней отношения. Вам поможет учебник (с. 125-132).
1 |
- Это была самая моя сильная любовь. Это была Варенька… |
|
2 |
- Подать свежих шпицрутенов! |
|
3 |
Он сдаёт экзамен Гавриле Романовичу Державину на высокое звание российского поэта… |
|
4 |
Любовь с этого дня пошла на убыль. |
|
5 |
За прилавкою сидит молодой купец… |
|
Задание 3 Подберите к этим словам противоположные по значению.
v найти - ________________________________________________
v любовь - ______________________________________________
v радость - _______________________________________________
v прекрасный - __________________________________________
v высокий - ______________________________________________
v громкий - ______________________________________________
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.