Тема: «Состав слова. Разбор слова по составу».
Цель: повторить и закрепить изученный ранее материал.
Задачи:
- образовательные: обобщить изученные признаки родственных слов, отработать навык разбора слова по составу; - воспитательные: создавать у учащихся положительную мотивацию к уроку русского языка, формировать усидчивость и трудолюбие; - коррекционно-развивающие: развивать орфографическую зоркость, коррекция логического мышления, коррекция недостатков письма и произношения.
Оборудование: таблица «Разбор слова по составу», карточки с заданиями, компьютер, слайды, экран.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Вступление.
- Тему называют учащиеся, цель написана на доске.
Прочитайте стихотворение на экране и попробуйте назвать тему нашего урока:
«Слово делится на части,
Ах, какое это счастье!
Может каждый грамотей
Собрать слово из частей». (Ответ - Состав слова)
Вопрос учителя: «А из каких частей состоит слово?» (Ответы детей…)
Молодцы! Помните!
Сегодня на уроке мы повторим всё, что знаем о частях слова, закрепим умение подбирать однокоренные слова, правильно разбирать слово по составу.
III. Основная часть.
На экране написаны несколько словарных слов : агент, былина, вентиляция, жандарм, объединённый.
Вопрос учителя: «Какие слова мы с вами записали?» (Ответ – словарные)
Правильно! Хорошо!
Обратите внимание на последнее слово - объединённый – какое правило мы можем вспомнить? (Ответы детей) Правильно! Разделительный твёрдый знак! Что он нам показывает? (Ответы детей)
А разделительный мягкий знак? (Ответы детей) Проверим домашнюю работу. Как вы написали словосочетания: съесть варенье, объяснить Дарье, деревья у подъезда, объявление о жилье, съёжился под листьями. Молодцы!
Смотрим на экран. Вы видите, что на нём написано предложение, в котором нарушена связь слов : «Яшка, поел, хлеб, с, молоко, и, вышел, на, улица». Восстановите связь слов в предложении. Какая часть слов будет меняться (Ответы детей - окончание). Вспомним, что такое окончание. (Ответы детей) .
Внимание на экран! с таблицей.
Вопрос учителя: как называется часть слова без окончания? (Ответ учащихся – основа). Что такое основа? (Ответы детей) Что же входит в основу? (Ответы учащихся – корень, приставка, суффикс). На экране
– «выбери утверждение». Да, верно! А что ещё можем сказать о нём? (это - общая част родственных слов) Хорошо! Молодцы!
Кроме корня в основу входит ещё что? (ответы – приставка, суффикс) Давайте вспомним. Что это такое? (Ответы детей…) .
IV. Физкультминутка.
V. Работа с учебником. Внимание на экран. Вам нужно выполнить несколько заданий по этой теме (устно) Молодцы!
Прежде, чем перейти к следующему этапу урока, я задам вам домашнее задание: вам нужно разгадать кроссворд… (раздать кроссворд)
Итак, устно вы работаете хорошо, а вот как письменно?
Откройте учебники на стр. 29, упр. 38, 39 Объяснить, что нужно сделать. Работа в тетради.
VI. Итог урока: скажите – какая цель стояла перед нами в начале урока? (…) Достигли мы с вами этой цели? (Ответы детей)
VII. Рефлексия
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.