Тема: «Слепой музыкант»
Цель урока: показать духовные обновление обиженного судьбой человека, нарисовать его горький путь к осознанию своего предназначения
Словарная работа: проблема выбора, смысл жизни.
1. Орг. момент
Мы начинаем с вами урок чтения. А это значит, нас вновь ждёт увлекательное путешествие в мир слова. Мы вновь будем восхищаться, удивляться! Продолжите! (Узнавать новое, радоваться, огорчаться, мечтать, удивляться, анализировать, думать)
2. Работа над повестью
В.Г.
Короленко прожил долгую жизнь, в которой были и борьба за кусок хлеба и
преследования властей, ссылки, аресты, а также огромное желание писать и
быть интересным для читателей. Он писал о многом: о страданиях,
лишениях простого человека, о его стремлении быть нужным, полезным.
- Для чего создан человек? «Человек создан для счастья, только счастье не
всегда создано для него», - замечает Короленко. Вопросу о том, что такое
счастье, где его границы и в чем его смысл, посвящает писатель одно из самых
значительных произведений — повесть «Слепой музыкант», впервые опубликованную в
1886 году.
Перед
писателем стояла сложная задача: показать духовное обновление обиженного
судьбой человека, показать его горький путь к осознанию своего предназначения.
Поэтому сюжет повести включает в себя как бы два повествования. Первое — о том,
как слепорожденный мальчик тянулся к свету, к активной жизни. Второе — это
история о том, как подавленный личным несчастьем человек поборол в себе
страдание, сумел обрести себя, нашел место в жизни.
Задание. Докажите, что понятия света и тьмы имеют в повести прямое и
переносное значения. Сформулируйте эти значения.
Карточки:
Свет: весь мир, свет солнца, человеческие чувства (радость, страдание), день, яркие краски, человеческая жизнь, свет лампы, открытая людям душа, возможность видеть.
Тьма: ночь, боль, замкнутый мир усадьбы, эгоизм, злость, темнота, одиночество, отсутствие света.
Ребенок появился на свет, и вместе с ним родилось «Темное, неисходное горе». Рождение слепого ребенка — это трагедия, боль и матери, и всей семьи и, конечно, ребенка. Что с ним будет в этом злом, равнодушном и к здоровым мире людям? Как сложиться его жизнь? Многое будет зависеть от людей, которые будут окружать, от их умения принять участие в жизни такого человека.
-Кто же был вместе с ним на пути восхождения к свету? Какие люди вошли в жизнь Петруся?
1.
Мать
охраняющее, оберегающее начало.
2. Максим брат матери — старый гарибальдиец, инвалид.
3. Эвелина - подруга, невеста, жена.
Видео фильм ( эпизод встречи)
-Как встретились мальчик и девочка?
-Хотел ли Петрик общаться с незнакомкой? Почему? ( Нет, не хотел, он не любил, когда нарушали его одиночество)
-Как вы думаете, а почему Петрик, так себя повёл, всячески стараясь не заводить знакомство с этой девочкой, только ли его грубость является причиной?
-А, что вы можете сказать про девочку? Почему же она не уступила Петрику?
— Читая текст, мы знаем, что Петр стал прекрасным музыкантом. Кто открыл ему этот чарующий мир музыки? (Иоахим)
От матери, с умением игры на рояле, пришло мастерство, понимание богатства звуков. Но сейчас мы закроем глаза и послушаем дудочку, стараясь проникнуться миром Петрика.
3. Физминутка - игра на дудочке.
Замкнутый мирок усадьбы не мог дать Петру полноты жизни. Да и Максим мечтал совсем о другом для своего воспитанника.
4. Аудио книга
· Кто и где знакомит Петра с молодыми людьми?
· Как воспринял Петр этих людей?
· Что нового о мире, жизни узнает Петр от них?
· Как эти встречи отразились на характере Петра, его отношении к близким, к миру?
Работа по книге стр. 158-159.
Эвелина помогает понять Петру настоящий смысл любви. Прочитаем об этом событии.
-Чтение по ролям.
Вопросы по книге.
-Что произошло после слов Максима: «Если бы тебе было хуже, то, возможно, сам ты был бы лучше»
-Как изменился Пётр во время странствия со слепыми?
Объясните выражения: «Глаза его оставались незрячими, но душа исцелилась». «Приобрел свет в душе.»
- О каком подвиге преодоления Эвелины можно говорить? (она совершает свой «тихий подвиг любви, решив соединить свою жизнь со слепым).
—
Как вы думаете, был выбор в жизни Петра? Вообще, что такое выбор?
Умение определить линию жизни, сделать какой-то важный шаг.
(Перед Петром стояла проблема выбора: смириться и страдать или
бросить вызов судьбе.) Ребята, вам тоже придется делать свой выбор в жизни,
определить в ней свое место.
Работа с презентацией
1.Орг. момент
Мы начинаем с вами урок чтения. А это значит, нас вновь ждёт увлекательное путешествие в мир слова. Мы вновь будем восхищаться, удивляться! Продолжите! (Узнавать новое, радоваться, огорчаться, мечтать, анализировать, думать, говорить о жизненном пути Петра)
2.Работа над повестью
1слайд
- Для чего создан человек?- задаётся вопросом писатель?
2слайд
------повесть «Слепой музыкант», впервые опубликованную в 1886 году.
Перед писателем стояла сложная задача: показать духовное обновление обиженного судьбой человека, показать его горький путь к осознанию своего предназначения. Поэтому сюжет повести включает в себя как бы два повествования.
3слайд
Задание. Докажите, что понятия света и тьмы имеют в повести прямое и переносное значения. Сформулируйте эти значения. Карточки.
Итог: видимый и невидимый мир.
Ребенок появился на свет, и вместе с ним родилось «Темное, неисходное горе». Рождение слепого ребенка — это трагедия, боль и матери, и всей семьи и, конечно, ребенка. Что с ним будет в этом злом, равнодушном и к здоровым людям мире? Как сложиться его жизнь? Многое будет зависеть от людей, которые будут окружать, от их умения принять участие в жизни такого человека.
4слайд
5слайд
3.Видео фильм ( эпизод встречи)
6слайд
— Читая текст, мы знаем, что Петр стал прекрасным музыкантом.
7слайд
От матери, с умением игры на рояле, пришло мастерство, понимание богатства
звуков. Но сейчас мы закроем глаза и послушаем дудочку, стараясь проникнуться
миром Петрика.
4.Физминутка - игра на дудочке.
Замкнутый мирок усадьбы не мог дать Петру полноты жизни. Да и Максим мечтал совсем о другом для своего воспитанника.
5.Аудио книга
8слайд
9слайд
6.Работа по книге стр. 158-159.
Чтение по ролям.
- Почему даже после объяснения в любви Петру плохо?
10слайд
11слайд
- О каком выборе Эвелины можно говорить?
- Как вы думаете, какой был выбор в жизни Петра?
Ребята, вам тоже придется делать свой выбор в жизни, определить в ней свое место.
12слайд
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.