Рабочая тетрадь по дополнительной общеразвивающей программе в области музыкального искусства «Музыкальный театр» (I полугодие)
Оценка 5

Рабочая тетрадь по дополнительной общеразвивающей программе в области музыкального искусства «Музыкальный театр» (I полугодие)

Оценка 5
Занимательные материалы +1
docx
искусство +1
1 кл—4 кл
12.02.2021
Рабочая тетрадь  по дополнительной общеразвивающей программе  в области музыкального искусства  «Музыкальный театр» (I полугодие)
Тетрадь составлена к дополнительной обшеразвивающей программе в области музыкального искусства «Музыкальный театр» составителя Поливода Т.А. Тетрадь дополняет процесс освоения детьми данного предмета. Материал способствует развитию и формированию музыкально-творческих способностей у обучающихся на основе приобретенных им знаний, умений, навыков в области основ актерского мастерства, сольного и хорового пения. Домашние задания позволяют закрепить содержание урока, проявить творчество, самостоятельность, оригинальность, а также повысить интерес к учебному материалу. Тетрадь имеет практическую направленность, может быть использована студентами при изучении ПМ 02. «Организация внеурочной деятельности и общения младших школьников» по специальности «Преподавание в начальных классах», рекомендована педагогам музыкальных и общеобразовательных школ.
раб тет цветн 1 пол.docx

КРАЕВОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«РУБЦОВСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»

Рубцовск 2017

 

 
 


Надпись: Рабочая тетрадь
 по дополнительной общеразвивающей программе 
в области музыкального искусства
 «Музыкальный театр»
I полугодие 
для студентов специальности
44.02.02 Преподавание в начальных классах
ПМ 02.  Организации внеурочной деятельности и общения младших школьников

Печатается по решению ПЦК

дисциплин профессионального цикла

Протокол № 4 от 28.11. 2017

 

 

 

 

Поливода Т.А. – Рабочая тетрадь по дополнительной общеразвивающей программе в области музыкального искусства «Музыкальный театр» I полугодие для студентов специальности 44.02.02 Преподавание в начальных классах по ПМ 02.Организация внеурочной деятельности и общения младших школьников  - Рубцовск, 2017.  – с. 30.

 

 

 

 

Тетрадь составлена к дополнительной обшеразвивающей программе в области музыкального искусства «Музыкальный театр» составителя Поливода Т.А.

Тетрадь дополняет процесс освоения детьми данного предмета. Материал способствует развитию  и формированию музыкально-творческих способностей у обучающихся на основе приобретенных им знаний, умений, навыков в области основ актерского мастерства, сольного и хорового пения. Домашние задания позволяют закрепить содержание урока, проявить творчество, самостоятельность, оригинальность, а также повысить интерес к учебному материалу.

Тетрадь  имеет практическую направленность, может быть использована студентами при изучении ПМ 02. «Организация внеурочной деятельности и общения младших школьников» по специальности «Преподавание в начальных классах», рекомендована педагогам музыкальных и общеобразовательных школ.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рецензент: преподаватель высшей категории  КГБПОУ «Рубцовского педагогического колледжа» Смирнова Е.В.

 

 

Первая Четверть

 «Мир эмоций и чувств»

 

 

мальчик и левочка.gif

 

 

 

 

 

 

 

 

Урок первый

«Радость, удивление, счастье»

 

         «Человек рожден не для удовольствия, а для радости.» (Поль Клодель)

         «Радость ощущает лишь тот, кто доставляет ее другим.» (Карл Барт)

 

          «Счастье подобно бабочке. Чем больше ловишь его, тем больше оно ускользает. Но, если перенесете свое внимание на другие вещи, оно придет и тихо сядет вам на плечо.» (В. Франкл)

         «Счастье — это родные, горячие руки, которые никогда тебя не выпустят, не уронят, даже если перевернется весь мир.» ( Марина Степнова)

 

 

v Сказать скороговорку: «Купили нашей Вареньке варежки и валенки» -  вопросительно,  утвердительно, торжественно, удивленно, счастливо, весело, задумчиво.

 

v Сказать слово «возьми» - приветливо, с желанием порадовать; «дай» -  уверенно, вежливо, просяще.

 

v Прочитайте пословицу: «Благодарностью сердце украшается». Как Вы ее понимаете? Нарисуйте контуры сердца, а внутри его все, о чем Ваше сердце вспоминает с благодарностью.

 

 

 

 

 

 

 

v Посчитайте, сколько раз за день Вы говорили кому-либо –  «Спасибо». Какое чувство и состояние Вас наполняло?

 

Урок второй

«Нежность, забота, интерес»

 

v Сказать скороговорку:  «Маланья-болтунья молоко болтала, выбалтывала, да не выболтала» - вопросительно, утвердительно, торжественно, удивленно,  нежно, заботливо, с интересом.

 

v Сказать слово «спасибо» - равнодушно, с интересом; «пожалуйста» -  нежно, застенчиво, удивленно.

 

v Какой образ для Вас является олицетворением – Нежности и Заботы? Подумайте,  какими должны быть глаза и руки человека, чтобы их можно было назвать красивыми, и что они должны уметь видеть и делать.  Сочините рассказ: «Красивые руки и глаза».

 

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

v Прочитайте пословицу: «Нет друга, так ищи, а нашел, так береги». Как Вы ее понимаете? Расскажите своим близким и друзьям, что Вы должны сделать для того, чтобы подружиться с героями известных детских сказок. (Например: чтобы подружиться с тремя поросятами из сказки «Три поросенка», нужно помочь им построить дом; чтобы подружиться с Машей из сказки «Маша и медведи», нужно защищать Машу в лесу и т.д.)

 

v Представьте, что в Вашем сердце зазвучала «музыка нежности и любви» - спойте или сыграйте эту музыку!

Урок  третий

«Гордость, величие, важность»

 

v Прочитайте  сказку и ответьте на вопросы.

 

Сказка «Лепесток и цветок».

В.Сухомлинский

   Расцвел белый Цветок Георгина. Летали над ним пчелы и шмели, брали нектар. В Цветке сорок два Лепестка. И вот один Лепесток возгордился! «Я самый красивый. Без меня Цветок не цветет. Я самый главный. Вот возьму и уйду — что мне будет?» Поднатужился Лепесток, вылез из Цветка, спрыгнул на землю. Сел в кустике розы и смотрит, что будет делать Цветок. А,  Цветок, как ни в чем не бывало,  улыбается солнышку, зовет к себе пчел и шмелей. Пошел Лепесток, встречает Муравья.

- Ты кто? — спрашивает Муравей.

- Я - Лепесток. Самый главный. Самый красивый. Без меня и Цветок не цветет.

- Лепесток? Знаю лепесток в цветке, а, как ты - не знаю.

  Ходил Лепесток, ходил, до вечера засох. А, Цветок цветет. Цветок и без одного лепестка — цветок. А, лепесток без цветка — ничего!

 

Вопросы и задания к сказке:

         Казалось ли Вам когда-нибудь, что Вы самый главный в какой-либо компании или группе детей? Нравилось ли Вам это чувство?

         Если бы Георгин решил перевоспитать гордый лепесток, что бы он предпринял?

 

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

v Прочитайте пословицу: «Счастлив тот, кто в радости живет!» Как Вы ее понимаете? Придумайте какое-либо одно правило счастья, чтобы всем детям в классе жилось радостно. (Например,  при встрече дети должны улыбнуться и сказать друг другу что-то хорошее и т.д.)

 

v Напишите мини-сочинение: «Чем Вы больше всего гордитесь в своих родителях, бабушках и дедушках, сестрах и братьях?»

 

Урок четвертый

«Печаль, страдание, горе»

 

         «Горе мне!» - говорят, когда очень трудно, тяжело справиться с чьими-либо плохими привычками, склонностями. («Горе нам с этим бездельником!  Никак не хочет учиться, одно горе мне с ним!»).

         «Горе не беда!» — говорят, когда хотят подбодрить человека, убедить его не грустить, не отчаиваться. («Велосипед сломался? Горе не беда! Сейчас починим!»).

 

v Прочитайте  сказку и ответьте на вопросы.

 

Сказка «Цветок кактуса»

М.Скребцова

    Однажды утром в жаркой пустыне, где утро и день одинаково знойны -  родился цветок. Это был кактус. Он стал десятым ребенком в большой семье. Все дети в этой семье получали строгое воспитание. Им полагалась лишь капелька влаги в неделю. Такое воспитание - давало свои плоды. Кактусы вырастали выносливыми и молчаливыми. Они умели терпеть, не задавая лишних вопросов. Десятый ребенок был другим. Он очень много задавал вопросы. Сначала своей матери и братьям, а затем, так и не дождавшись их ответа, всем, кого видел вокруг. «Интересно, можно ли утонуть в песках?» — думал кактус. «А, небо — это тоже песок? Но, почему оно другого цвета? Почему оно так редко плачет, ведь его слезы дают нам столько свежести!?»  Его мать сердилась и ворчала: «Ты спрашиваешь слишком много для кактуса. Ты должен молчать и терпеть, как все мы!»

    Но,  кактус не хотел терпеть. Непереносимая холодность, исходившая от его гордо молчавших, таких неуязвимых собратьев, томила и жгла его сердце. И тогда, он разговаривал с солнцем, песками, ветром, редким дождем, а ночами — с далекими звездами. Все они пели ему свои песни о земных и небесных мирах, о жизни других планет.

«Другие! Вот бы увидеть их!» — мечтал кактус. Пески рассказали ему о людях. О людях они знали бесконечно много! Это были увлекательные истории: веселые и печальные, тревожные и даже страшные.

«Люди! Как они выглядят? Вот бы дотронуться до них иглами», — вздыхал мечтатель.

«Ха-ха-ха», — смеялись звезды. «Люди не любят колючих. Они убегают от того, кто делает им больно.  Им нужно светить, тогда они тоже светятся и остаются с тобой  навсегда», — так говорили звезды.

«Пески рассказывают, что люди знают все на свете. Они не молчат, как мы...», — размышлял кактус.

«Да, они не молчат... Если безмолвствует их язык, то говорят их глаза, сердце и душа», — говорили кактусу звезды.

«Душа! Что это? Есть ли это у нас, у кактусов?!» — спрашивал кактус.

   И, однажды случилось чудо. Кактус увидел людей и расслышал их слова: «Что за создание, пустыня! Суровое царство однообразия и безмолвия! Она приветствует лишь колючками растений, да и то, если расценивать это как приветствие. Сравнимы ли благоухающие цветы лугов с этими уродливыми...»

   Кактус понял, что говорят о нем. Он впервые узнал, что некрасив и уродлив. Ему захотелось плакать. На нем действительно выступили капли слез, просочившиеся через частые иглы. «Смотрите, плачущий кактус!» — заметил один из людей и прикоснулся к нему.  

   «Его иглы совсем не колются, это, наверно, какой-либо новый вид неколючих кактусов. Интересно, много их тут?» — и люди посмотрели вокруг себя. В стороне росли другие кактусы. Люди подошли к ним, нагнулись и тут же одернули руки — острые иглы больно поранили их пальцы! «Да, видно он один здесь такой, нежный!» — говорили люди, возвращаясь к удивительному кактусу.

    Кактус чуть не умер от счастья, когда увидел вновь приближающихся к нему людей. По мере того, как они приближались, лица их озарялись неописуемым восторгом:  «Смотри! Чудо красоты! Белоснежное чудо! Сокровище! Благоухание всех цветов земли не сравнится с его чарующим ароматом. Боже, не снится ли это нам!» — и люди замерли перед кактусом в безмолвном восхищении. «О чем это они? Да, люди очень странные: то они называют меня уродом, то замирают в восхищении», — удивлялся кактус. А, прекрасный цветок — чудо красоты, неумолимо рос и рос из него. Все пространство вокруг благоухало. И дивный свет исходил от белоснежного чуда, рожденного кактусом. Была ночь. Небо, усыпанное звездами, как бы раскрыло свои объятия волшебному цветку кактуса. При звездном мерцании он выглядел божественно прекрасно. Звезды говорили кактусу: «Теперь ты увидел душу... Твой цветок открыл ее в людях... Ты счастлив!»

Вопросы и задания к сказке:

     Чем цветок кактуса отличается от других цветов? Какой характер был у кактуса из сказки? Что изменилось в людях при виде цветущего кактуса? Представьте, что вы заблудились в пустыне. Расскажите, как кактус из сказки помог Вам найти дорогу к дому. Представьте, что у Вас на окне поселился кактус. Расскажите о том, как Вы будете за ним ухаживать.

----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------    

v Придумайте увлекательную историю о себе или о других людях с образом «спасения».

Урок пятый

«Боль, обида, сожаление»

 

v Прочитайте  сказку и ответьте на вопросы.

 

Сказка «Ромашка»

   Ясным солнечным утром маленькая девочка вышла поиграть на зеленой полянке. Вдруг слышит: кто-то плачет. Прислушалась девочка и поняла: плач доносится из-под камня, который лежит на краю поляны. Камень небольшой, как голова кролика, но очень твердый. Девочка спрашивает:

- Кто там плачет под камнем?

- Это я, Ромашка, — послышался слабый голос.

 - Освободи меня, девочка, давит меня камень...

Откинула девочка камень и увидела нежный, бледный стебелек Ромашки.

- Спасибо тебе, девочка, — сказала Ромашка, расправив плечи и вздохнув полной грудью.

- Ты освободила меня из-под Каменного Гнета.

- Как же ты попала под камень? — спросила девочка.

- Обманул меня Каменный Гнет, — ответила Ромашка. — Была я маленьким ромашкиным семенем. Осенью искала теплый уголок. Дал мне приют Каменный Гнет, обещал оберегать от холода и жары. А, когда мне захотелось увидеть Солнышко, он чуть не задавил меня. Я хочу быть твоей, девочка.

Девочка приходила к Ромашке, и они вместе встречали Солнце.

- Как хорошо быть твоей, девочка! — часто говорила Ромашка.

- А, если бы ты выросла у края дороги, если бы ты была ничья, что с тобой бы стало? — спросила девочка.

- Я бы умерла от горя, — тихо сказала Ромашка.

        Но, ничьих цветов не бывает. Они всегда чьи-то. Например, Огненная Маковка — она дружит с Солнышком.  Солнышко шепчет ей: «Ты моя, Огненная Маковка».  Я слышу этот шепот, когда всходит Солнце, и Маковка раскрывает лепестки. А, Василек — друг Весеннего Ветра. Он первым каждое утро прилетает к Васильку, будит его и шепчет: «Проснись!»

Вопросы и задания к сказке:

   Как Вы думаете, бывают ли «ничьи» люди, звери, деревья и т.д., и когда это бывает? Как Вы думаете, могут ли растения или животные дружить с человеком?

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

v Сочините рассказ о своей дружбе с каким-либо растением или животным.

Урок шестой

«Стыд, застенчивость, скромность».

 

         «Стыдись грешить, но не стыдись каяться.» (Иоанн Златоуст)

         «Делающий постыдное должен, прежде всего, стыдиться самого себя.» (Демокрит)

 

v Прочитайте  сказку и ответьте на вопросы.

 

Сказка народов Индии «Чьи руки краше?»

 

   На берегу реки Джамны сидели три знатные женщины, плескались водой и хвастались одна перед другой своими руками.

- У меня руки красивые, — сказала одна.

- И, у меня красивые и нежные! — подхватила вторая.

- А, у меня красивей, чем у вас обеих! — сказала третья.

   Но, вот подошла к женщинам голодная, хромая старуха и попросила у них что-нибудь поесть. Ничего не дали ей знатные женщины, спросили только:

- Скажи-ка, старая, у которой из нас руки красивее?

- Вот поем немножко, тогда скажу и побрела старуха прочь.

А, дальше на берегу сидела бедная крестьянка. Она до того загорела на работе в поле, что кожа у нее стала черной. Старуха и у нее попросила милостыни:

- Изголодалась я! Найдется у тебя кусочек хлеба, покорми меня, пожалуйста!

- Бери, матушка! У меня есть немножко еды, возьми себе половину, — сказала крестьянка. Старуха поела, выпила воды и от всей души поблагодарила крестьянку. Потом взяла ее за руку, привела к трем знатным женщинам и сказала:

- Вот теперь я скажу, чьи руки краше. Черные-пречерные руки вот этой бедной женщины, что накормила меня, хромую старуху, в тысячу раз прекраснее ваших белых-белых нежных холеных рук! Так сказала старуха и пошла своей дорогой. А, три знатные женщины сгорели от стыда.

 

v Представьте, что Фея Красоты превратила Ваши руки в самые красивые руки на Земле. Нарисуйте эти руки и перечислите красивые дела, которые они сделали.

--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Урок седьмой

«Гнев, ярость, испуг, страх»

 

          «Не карай во гневу.»

         « Переложи гнев на милость.»

 

v Прочитайте  сказку и ответьте на вопросы.

 

Сказка «ЯК»

Д.Биссет

   Далеко-далеко, так далеко, что и не доберешься, жил в горах Тибета - як. Конечно, от чего-то далеко, а от чего-то близко. Когда весь день бушевала буря, солнце пряталось за тучи, и в ураганных вихрях носились черные вороны — все это было близко. А, магазины и книжки с картинками, мороженое и жаркий камин, кино и дети, бегущие в школу — это было очень далеко. У яка не было имени, поэтому мы будем звать его просто - Як.

   Больше всего на свете Як любил сидеть в укромном местечке среди скал и слушать море. Он где-то нашел морскую раковину — очень красивую, с крутым завитком,  и когда прикладывал ее к уху, то слышал шум морских волн. Как попала туда морская раковина — никто не мог сказать. Но, Як любил ее слушать. Днем Як прятал свою раковину от других яков и от ворон, а ночью, когда зажигались звезды, он усаживался в тихое местечко среди скал, прикладывал раковину к уху - слушал и мечтал — как бы попасть на берег моря...

   Однажды, прихватив с собой любимую раковину и попрощавшись с остальными яками, он отправился в путь.

Вы, наверное, спросите, а как Як нес раковину? Он нацепил  ее на свой правый рог. Як не знал дороги, но решил: «Буду идти, пока не дойду до моря».  Шел так весь день, а вечером пощипал травы, послушал шум моря и заснул.  Он шел еще день и еще, но до моря все равно не дошел. Вокруг были только горы. Иногда Як видел вдали стадо лам, орла, парящего в небе, но, моря не было видно.

   В один день Як остановился попить из горного ручья. Настроение у него было невеселое. Он приложил к уху свою раковину и, усевшись на берегу, стал слушать. Ручей, бежавший своей дорогой, прыгая по камням и весело журча, заметив Яка, удивился и спросил:

- Что ты тут делаешь?

- Слушаю, -  ответил Як.

- Дай, пожалуйста, мне послушать, — попросил ручей.

Як поднес раковину к воде, и ручей прислушался.

-   Это шум моря! — обрадовался ручей.

-   Да, моря! А ты знаешь туда дорогу? — спросил Як.

-   Да, я как раз туда и бегу. Следуй за мной и попадешь прямо к морю.

- Спасибо, — сказал Як и пошел следом за ручьем.

Постепенно ручей становился все шире и шире, и конец превратился в полноводную реку, по которой поплыли лодки. «Было бы неплохо сесть теперь в лодку, чтобы больше не  идти пешком», — подумал Як. Он нанял себе лодку и поплыл дальше в лодке. Лодка была с большим красным парусом, и, когда дул ветер - Як просто сидел и отдыхал. Наконец он добрался до моря. Какое это было чудо! Сел на песочек и стал наблюдать за волнами. Они шумели  совсем так же, как прибой в его раковине. Як был счастлив. «Здесь гораздо лучше, чем в холодных, мокрых горах», — думал он. На ночь он устроился в пещере. У моря было жарко, и Як пошел к парикмахеру, чтобы парикмахер подстриг его длинную шерсть. А, потом вернулся на берег моря  и катал на спине ребятишек — по два пенни  и скоро у него набралось денег на сено и на мороженое, которое ему давно хотелось попробовать. Жизнь протекала очень славно. Ему очень нравилось на берегу моря. Но, больше всего он любил долгие вечера, когда уже темнело и все уходили домой, то он сидел один — одинешенек перед своей пещерой, слушая шум волн и следя за кораблями в открытом море, за солнцем, уходящим за горизонт. А, когда становилось совсем темно, то вокруг одна за другой зажигались звезды, а море плескалось и плескалось о берег.

Вопросы и задания к сказке:

   Что помогло Яку найти свое счастье? Расскажите о своей самой сокровенной мечте. Представьте, что вместе с Яком из сказки Вы отправились в путешествие к морю. Расскажите о каком-либо счастливом событии, которое случилось с Вами по дороге. Представьте, что Як подарил Вам свою раковину, и она дала Вам волшебный совет, как стать счастливым. Расскажите, чему Вас научила раковина.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

v Сочините рассказ: «Мой самый счастливый день!»

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Урок восьмой

«Добро и зло, любовь и ненависть, верность и предательство, честность и обман, щедрость и корысть»

 

         «Где нет любви, там нет и правды.»  (Фейербах)

         «Главная сущность любви — доверие.»  (Анна де Сталь)

         «Предавший однажды, предаст навсегда.» (Анжелика Миропольцева)

 

v Прочитайте  сказку и ответьте на вопросы.

 

Русская сказка «Про княгиню Ефросинью»

А. Корольковой

   Лет 500 назад, а может и более, за темными лесами, за высокими горами лежало обширное княжество. Правил им молодой князь Петр. Люди в этом княжестве жили мирно, хлеб сеяли, детей растили, друг к дружке в гости ходили. Все бы хорошо и ладно, да нагрянула беда нежданная: в глубокой пещере на самой границе завелся лютый Змей. Начал он поля топтать, деревни и села разорять, народ со свету сживать. Услышал князь Петр про эти бесчинства. Снарядил отряд всадников и дает им такой наказ:

- Берите копья острые, сразитесь со злодеем.
   Ждет - пождет князь, не возвращаются всадники. Через три дня пришел один пеший, весь израненный.

- Горе нам, князь, не одолели мы Змея. Все пали в честном бою.

Крепко задумался князь Петр.

- Что ж, придется мне самому помериться силами cо Змеем.

Оседлал коня, взял меч, которым еще дед его бился, и тронулся в путь. Доехал до пещеры, где гнездился Змей. Вылезло страшило на конский топот и зарычало громовым голосом. Но, князь не сробел и вступил в смертный бой. Стало солнышко заходить, стал Змей передышки до завтра просить.

- Нет, сегодня кончать будем, — крикнул князь и пронзил Змея.

Растянулся Змей на земле, прохрипел:

- Твоя взяла, но не радуйся, я тебе отомщу.
  Плюнул своей кровью черной, обрызгал с головы до ног и тут же издох. Вернулся князь с победой и устроил пир. Только недолго он веселился. Через день-другой напала на князя лихая болезнь. По всему телу, куда попала кровь Змея, открылись раны. От боли ни сесть, ни лечь не может. Пригласил князь Петр лекарей со всего княжества. Те посмотрели-посмотрели, не поймут, что за хворь у князя. А, во дворце был старый-престарый слуга, он и посоветовал:

- Поезжайте вы широким шляхом. Там верст за 30 есть село. В нем живет -то Ефросинья. Люди говорят, что она на все руки мастерица: и сошьет, и свяжет, и хворому помощь окажет. Приезжают в то село, спрашивают:

- Как нам повидать Ефросинью?

- А, вон ее хата на краю.

Заходит княжеский слуга в горницу, видит: сидит девица-краса, в два аршина коса. Слуга засмотрелся на нее и молчит. Девушка молвит ласково:

- Кого тебе надобно, добрый человек?

- Мне бы бабку Ефросинью.

- Я и есть Ефросинья, только в бабки еще не вышла. С какой нуждой ко мне?

- Да, князь Петр заболел, полечить надо.

- Ведите, посмотрю, какова его болезнь.

Ввели князя под руки. А, он, как глянул на девушку, то сразу и полегчало, и  боль приутихла. Ефросинья осмотрела его и говорит:

- Дам я тебе от этой хвори настойку на семи травах. Пей каждый день на  рассвете, все и пройдет.

Взял князь пузырек, поблагодарил девушку и скорее домой. Едва минуло три дня, болезнь словно рукой сняло. Снарядил князь подводу, нагрузил ее шелком, бархатом, золотом, серебром, каменьями самоцветными и отправил в подарок Ефросинье.

Та сокровищ не приняла, сказала посыльному:

- Дешевы подарки. Поезжай и спроси у князя, нет ли у него чего-нибудь подороже золота-серебра.

   Доложили это князю, а он и думает:

- Запала она мне в сердце, наяву и во сне стоит перед глазами. Отдам я Ефросинье свою любовь, пускай она мне верной женой будет. Посоветовался князь со своими придворными, а те говорят:

- Не пара она тебе, ты высокого рода, а она простая крестьянка. А, князь и  говорит:

- Все люди от одного корня идут!

- Ты ученый, а она нет!

- Иной неученый двух ученых стоит!

-Ну, смотри сам, тебе с горы виднее.
Приезжает князь к Ефросинье, становится перед ней на колени и берет за руку:

- Есть у меня еще один подарок — моя любовь. Прими ее, будь моей женой.

- Вот это мне дороже золота-серебра. Согласна за тобой идти, куда скажешь.

Сыграли они свадьбу и стали жить в мире и согласии. Но, невзлюбили Ефросинью жены придворных:

- Не место ей во дворце, не будем мы простую мужичку за княгиню почитать.

- Она хорошая, разумная, — возражают мужья.

- Все равно черная кость. Уговорите князя отослать Ефросинью в село, чтобы наши глаза ее не видели.

Поспешили придворные к князю:

- Так и так, не дают нам житья жены. Не желают они с Ефросиньей Никитичной за одним столом сидеть. Отправь ее обратно, где была, иначе не слуги мы тебе. Неужели, не найдешь жены знатной.

Нахмурился князь:

- Не могу я этого сделать. Поговорите сами с ней. Если согласится – быть, по-вашему.

Пришли жены придворных к княгине:

- Покинь ты дворец, уезжай в свою деревню, а то зазорно нам ниже тебя быть. Мы тебе дадим, что захочешь, сколько угодно нарядов и драгоценностей.

Она отвечает:

- Хорошо, раз ваше чванство до этого дошло, я уеду. И ничего мне не надо, кроме самой великой драгоценности, мужа моего, князя Петра.

Посоветовался князь со своими придворными, а те говорят:

- Не пара она тебе, ты высокого рода, а она простая крестьянка.

Князь говорит:

- Все люди от одного корня идут!

- Ты ученый, а она нет!

- Иной неученый двух ученых стоит!

- Ну, смотри сам, тебе с горы виднее.

Вопросы и задания по сказке:

   Представьте себя жителями княжества Ефросиньи и Петра и расскажите об их правлении.

   Были ли в Вашей жизни ситуации, когда с Вами поступали несправедливо, но Вам удавалось справиться со своей обидой и простить обидчиков?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Вторая Четверть

 «Голосовая гамма» (сценическая речь)

 

 

Широкая голосовая гамма,

 если б только вы знали,

до какой степени

она важна в сценической речи!

 Чем шире диапазон,

 тем больше им можно выразить.

                                                                            К.С.Станиславский

 

 

Урок первый

«Активное расслабление «Великий покой»

 

Упражнения на активное расслабление

 

·        Легким движением вверх поднять правую руку, быстро вращая кисть и, мгновенно расслабив руку, дать ей свободно упасть вниз, так же расслабить левую руку (делать 5-6 раз при свободном дыхании).

 

·        Стоя на левой ноге, свободно потрясти правую ногу и расслабить ее. Так же расслабить и левую ногу (делать 5-6 раз спокойно).

 

·        Стоя на полу - пальцах, пружиня, опуститься на всю ступню быстро, несколько раз, ощущая легкость во всем теле (делать, не задерживая дыхания).

 

·        Стоя на прямых ногах, наклониться и свободно раскачивать руки, как плети, вправо и влево (делать несколько раз, избегая головокружения).

 

 

·        Свободный поворот головы с расслабленными мышцами шеи, плавными движениями с наклоном вправо,  влево (5-6).

 

·        Плавное круговое движение головы на расслабленной шее в одну и другую сторону (5-6 раз с перерывом, не задерживая дыхания).

 

 

·        Поворачивать корпус вправо и влево, делать замахи свободными, как плети руками, одновременно делать полукруговое движение плеча.

 

·        Расслабление нижней челюсти. Представить себя спящим с открытым ртом, при этом челюсти как бы отваливается.

 

 

·        Расслабление языка, глотки, гортани. Высунуть расслабленный язык изо рта и сделать несколько выдыхательных движений, как это делает собака, когда ей жарко. Голову опустить, расслабить шею.

 

·        Сесть удобно, опираясь на спинку стула, поднятые руки положить ладони на голову, пальцы рук переплести, закрыть глаза, побыть в таком положении некоторое время, представляя, что руки тяжелеют и расслабляются. Руки упадут всей тяжестью, если удается достичь расслабления. После падения рук произойдет задержка дыхания (проделать пять раз, дышать животом спокойно, равномерно).

 

·        Сесть на стул, представив себя усталым, поднять руки, согнуть их, напрячь, как бы потягиваясь. Затем расслабиться, уронить руки. Вместе с расслаблением рук стараться расслабить шею и спину (5-6 раз).

 

·        Лечь на спину, дышать полноценным дыханием, не перегружая его силой и глубиной. При выдохе глаза закрывать, при вдохе – открывать. Во время выдоха и паузы представлять, что кисти рук теплеют и тяжелеют. Затем представлять ощущение тепла и расслабления груди, рук, ног (5-6 раз).

 

·        Сесть на стул, ноги расставить, положить на них выше колен руки ладонями и раскачивать колено ног внутрь и наружу, помотав руками. Мысленно повторять, что ноги тяжелеют, теплеют, расслабляются, дышать равномерно (повторять пять – десять  раз).

 

 

·        Легко встряхивая кисти рук несколько раз, стараясь их как можно сильнее расслабить, как это мы делаем, когда руки мокрые.

 

 

v Сочинить образно – игровое упражнение на расслабление певческого аппарата.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

 

Урок второй

«Активизация жизненных сил «Энергия»

 

Физиологические упражнения на формирование навыка

активного певческого дыхания

 

·        «Шипящий выдох» - сделать быстрый вдох, задержать и сделать длинный выдох на шипящем звуке («С», «Ш», «Ф»). Во время выдоха  считать от 3 до 5. По мере овладения навыком, счет должен увеличиваться.

·        «Йога» - сделать быстрый вдох, задержку и три резких активных выдоха. При этом, во время выдоха - нельзя добирать дополнительный воздух. Количество выдохов постепенно может увеличиваться

·        «Качаем насос» - задание заключается в чередовании вдоха и выдоха. Имитируя работу насоса, наклониться вперед и сделать выдох, поднимаясь, сделать вдох. Одновременно с выдохом произнести звук «Ф».

·        Чередование вдоха и выдоха с поворотом головы - голова поворачивается направо – вдох, прямо – выдох, налево – вдох, прямо – выдох. Также повороты головы могут заменяться  движением вверх и вниз.

·        «Вдыхаем цветочный аромат» - упражнение направлено на выработку ощущения «высокого вдоха». Представьте в своих руках воображаемый цветок  и глубоко втяните через нос его аромат. При этом, губы мягко сомкните, а крылья носа раздуйте, поток воздуха проходит высоко до лба.

·        «Вешалка» - встать, ссутулиться, расслабить мышцы плеч, спины. Теперь приподнять свое тело и, толкнув его назад и вниз, «надеть на позвоночник, как пальто на вешалку.

·        «Упрямая свеча» - вдохнуть, на секунду задержать дыхание, а затем подуть на свечу: Фу! Фу! Фу! Не гаснет. Еще интенсивнее и резче толчки выдоха. Захотите погасить ее – усилить интенсивность выдоха.

·        «Паровоз» - произносить звуки  Ц-Ч-Ш-С, постепенно ускоряя темп.

·        «Мороз» - согреваем руки дыханием, как будто замерзшие на морозе.

 

v Сочинить образно – игровое упражнение на активизацию певческого аппарата.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Урок третий

«Искусство пения – искусство дыхания»

  

Литературные и фольклорные тексты

 для тренировки длинного выдоха

 

Прибаутки

   Задача прибаутки – зазвать, увлечь слушателя, сбить с толку неожиданной выдумкой.

Кот на печи сухари толчёт,

Кошка в окошке корзинку плетёт,

Свинья в огороде овёс толчёт,

Курочка в сапожках избу метёт;

Вымела избушку, положила голичок под порожечок.

 

  В прибаутках каждая новая шутка требует предварительного вдоха и нового голосоведения.

Зачинается рассказ,

От Ивановых проказ,

И от сивка, и от бурка,

И от вещего каурка.

Козы на море ушли,

Горы лесом поросли;

Конь с златой узды срывался,

Прямо к солнцу поднимался;

Лес стоячий под ногой,

Сбоку облак громовой;

Ходит облак и сверкает,

Гром по небу рассыпает.

 

Считалки

  Голос в считалке звучит легко, на фиксированном выдохе. Обычно считалка проговаривается на одном дыхании, но при необходимости её можно делить на части.

Лиса по лесу ходила,

Громким голосом вопила,

Лиса лычки драла,

Лиса лапотки плела:

Мужу двое,

Себе троя

                                      И детишкам по лаптишкам!

 

v Сочинить образно – игровое упражнение на развитие певческого дыхания.

 

Урок четвертый

«Чудо - лесенка» (диапазон)

 

Упражнения на развитие диапазона голоса

Чудо-лесенка

 

Низкий тон: - Чу-до-ле-сен-кой-ша-га-ю

Выше:           - вы-со-ту-я-на-би-ра-ю

Выше:           - шаг-на-го-ры,

Ещё выше:    - шаг-на-ту-чи…

Ещё:              - А-подъ-ём-все-вы-ше-кру-че…

Ещё:              - Не-ро-бе-ю, петь-хо-чу,

Самый

Высокий тон: - Пря-мо-к-солн-цу-по-ле-чу!

 

Этажи

   Шагайте (мысленно) по этажам, отсчитывая пройденные:

 

 

                                                                                                    И т.д.

                                                             И четвёртый этаж…

                                          И третий этаж

                       И второй этаж

И первый этаж

 

И первый этаж, и -  второй, и - третий, и четвёртый, и - пятый, и - шестой и т.д.

   Звук при этом направляйте не вперёд, а вверх - в голову. Слова «кладутся» всё выше и выше на следующие этажи: голос повышается от грудного в средний, затем в головной регистр. Затем спускайтесь вниз:

 

 

Десятый этаж

              Девятый этаж

                                 Восьмой этаж

                                                   Седьмой этаж

                                                                      Шестой этаж

                                                                                         Пятый этаж…

                                                                                                            И т.д.

 

   Дойдя до «первого этажа», «не сажайте голос на горло», а обязательно держите его в высокой позиции -  на «опоре» (и на грудных тонах посылая звук в головной резонатор).

Прыжок в воду

 

   В воображении (мысленно) проделайте движения прыгуна в воду. Видя эти движения, сопровождайте их текстом:

 

Вот оборот!...и

                                                   Я взлетаю!                             вниз

                                          Как птица                                        стрелой

                                 Прыжок!..                                                 ………..

                       Взбегаю…                                                          скрываюсь

                                                                                                   быстро

              Я легко                                                                         под водой.

На вышку

 

  

   Не забывайте «лай». Подлаивайте каждое слово, когда идёте на повышение и понижение.  «Лай» сохранит «опору» звука, свободу фонационных путей, качество звучания при переходах из регистра в регистр.

 

Самолёт

 

- Полетим голосом вверх - вместе с самолётом будем набирать высоту:

 

Центр:                              Белокрылый мощный «Ту»

                                          Набирает высоту.

Выше:                               Он летит всё выше, выше…

Выше:                               Превратились в точки крыши…

Ещё выше:                         Вот уже он выше туч…

Ещё:                                  А, теперь - меж облаками…

Ещё:                                  Вдруг ударил солнца луч!

                                          Голубой простор над нами.

 

 

Ещё и ещё выше:               Выше, выше мчится «Ту»

Выше:                               Покоряя высоту.

 

   Повышая каждую строчку и даже слова «выше», доходите до своего «потолка».

v Сочинить образно – игровое упражнение на развитие певческого диапазона.

Урок пятый

«Искусство оратора» (дикция)

 

Упражнения на развитие дикции

 

         ДУ, ДУ,  ДУ,  ДУ…

         ДУДО,  ДУДОДА, ДУДОДАДЭ, ДУДОДАДЭДИ…

         ЛУЛО,  ЛУЛОЛА,  ЛУЛОЛАЛЭ, ЛУЛОЛАЛЭЛИ.

         НУНО,  НУНОНА, НУНОНАНЭ, НУНОНАНЭНИ.

         БУБОБА, БУБОБАБЭ, БУБОБАБЭБИ, БОМ, БОМ, БОМ,  БОМ.

         БУБО,  БОБО, БУБА, БОБА, БОБЭ, БИ, БИБО, БИБИ.

         МУ, МУМУ, МО, МИ, МИМИ, МА, МАМИ.

         МУМО, МУМОМАМЭ, МУМОМАМЭМИ.

         ПУ, ПУПО, ПАПУПА, ПИ, ПУПИ.

         ПУПО,  ПУПРПА,   ПУПОПАПЭ,   ПУПОПАПЭПИ.

         РУРО,  РУРОРА, РУРОРАРЭ,   РУРОРАРЭРИ.

         СУСОСАСЭСИ,   СУСОСАСЭСИ,   СУСОСАСЭСИ.

         ТУТОТАТЭТИ,   ТУТОТАТЭТИ,   ТУТОТАТЭТИ

         ЧУ,  ЦУ,  ЩУ,  ЖИ,  ЗУ,  ФУ,  ВУ.

 

Скороговорки

         «Сшила Саша Сашке шапку».

         «Шесть мышат в камышах шуршат».

         «Оса уселась на носу, осу на сук я отнесу».

         «Кукушка кукушонку купила капюшон».

         «Слишком много ножек у сороконожек».

         «Лежебока рыжий кот отлежал себе живот».

         «Карл у Клары украл кораллы, а Клара у Карла украла кларнет».

         «На дворе трава, на траве — дрова».

         «Милая Мила мылась мылом».

         «У четырех черепашек по четыре черепашонка».

 

«Вес корабль карамель,

Наскочил корабль на мель.

И, матросы две недели

Карамель на мели ели».

 

 

Пословицы и поговорки

 

А,   Я

Ворона и за море улетела, а ума не достала.

Желанному гостю – горячий привет, незваному гостю – хозяина дома нет.

 

О,  Е

Работай до поту, так и поешь в охоту.

Не то дорого, что красно золота, а то дорого, что доброго мастерства.

Хорош тот, кто поит да кормит, а и тот не плох, кто хлеб - соль помнит.

 

И,  Ы

С родной земли умри – не сходи.

Каковы встречи, таковы и речи.

 

Е

Без дела жить – только небо коптить.

Ученье без уменья – не польза, а беда.

 

У,  Ю

Кто языком штурмует, немного навоюет.

Беды мучат, да уму учат.

Думай с вечеру – делай поутру.

 

П – В : П(Ь) – В(Ь)

Береги бровь, глаз будет цел.

Лучше врага бить, чем битым быть.

Трус – это плохой пес: хвост поджал и побежал.

 

К – Г – Х

От глупого риска до беды близко.

Гора с горой не сходятся, а человек с человеком сойдутся.

Кому мир не дорог, тот нам и ворог.

 

Т – Д :  Т(Ь) – Д(Ь)

Труд человека кормит, а лень портит.

Кто поздно встает, у того хлеба - не достает.

Трутням праздник и по будням.

 

В – Ф : В(Ь) – Ф(Ь)

Правда в огне не горит и в воде не тонет.

Не велик червяк – велик вред от него.

В своем гнезде и ворона глаза коршуну выклюет.

 

С – З : С(Ь) – З(Ь)

Сам поет, сам слушает, сам и хвалит.

Где сосна ни стоит, а своему бору шумит.

От зорьки до зорьки моряки на вахте зорки.

 

Ч – Щ

Под лежачий камень и вода не бежит.

Человек неученый,  что топор неточеный.

Обычай бычий, ум телячий.

 

 

Художественно - образные упражнения для работы над дикцией

 

    «Надулись - улыбнулись» - челюсти выровнены, сжаты. Губы собираются и вытягиваются вперед, затем скользящим движением раскрываются в улыбку.

    «Дразнилка» - рот широко открыт, язык лежит плоско, с небольшим углублением в спинке, кончик его слегка касается нижних передних зубов, корень опущен, как бы в момент зевка. Высунуть язык как можно дальше изо рта, а затем втянуть его как можно глубже, так, чтобы образовался мышечный комок. Выполняется парами, как тренаж ситуации «Общение».

    «Жало» - высунуть язык наружу «жалом», то есть придать языку заостренную форму. Затем вернуть в исходное положение.

    «Маятник»  - напряженный язык высунуть, опустить к подбородку, поднять к носу. Движение напряженного языка вправо и влево.

 

Артикуляционная гимнастика

Зарядка для губ.

Веселый пятачок:

         на счет «раз» сомкнутые губы вытягиваются вперед, как пятачок у поросенка; на счет «два» губы растягиваются в улыбку, не обнажая зубов;

         сомкнутые вытянутые губы (пятачок) двигаются сначала вверх и вниз, затем вправо и влево;

         пятачок делает круговые движения сначала в одну сторону, потом в другую.

Заканчивая упражнения, полностью освободить мышцы губ, фыркнув, как лошадка.

 

v Сочинить образно – игровое упражнение на развитие певческой дикции

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Урок шестой

«Тембр – окраска голоса»

 

Упражнения для тренировки голосоведения

(сила, тембр, подвижность)

 

        Имитация «эха». Поочерёдное произношение поэтической строки то тихо, то громко (стихотворение Ф. Тютчева).

 

(громко)     Люблю грозу в начале мая,

(тихо)         Люблю грозу в начале мая,

(громко)     Когда весенний, первый гром,

(тихо)         Когда весенний, первый гром,

(громко)     Как бы резвяся и играя,

(тихо)         Как бы резвяся и играя,

(громко)     Грохочет в небе голубом.

(тихо)         Грохочет в небе голубом.

 

        Можно работать над расширением своего звукового диапазона, читая, стихи М.Ю. Лермонтова «Из Гёте» («Горные вершины…). Высота звука поднимается с каждой поэтической строкой.

 

                              8. Отдохнёшь и ты.

                          7. Подожди немного,

                      6. Не дрожат листы…

                 5. Не пылит дорога,

            4. Полны свежей мглой;

         3. Тихие долины

      2. Спят во тьме ночной;

   1. Горные вершины

 

(Стихотворение произносится по тексту снизу вверх по нумерации строк)

 

         Можно работать над обогащением тембра голоса на примере стихотворения К. Кулиева «Что тебе милей всего?»

 

 - Что тебе милей всего, сосна?

 - Высота – вот страсть моя и гордость!

 - Что тебе милей всего, скала?

 - Твёрдость!

 - Море, что тебе всего милей?

 - Широта земли, моя безбрежность!

 - Что тебе, весна, всего милей?

 - Нежность!

 - Что тебе, зима, милей всего?

 - Белизна на белоснежном поле?

 - Птица, что тебе милей всего?

 - Воля!

 

   При работе над этим стихотворением нужно определить предметность повествования: автор обращается к различным предметам и явлениям природы и получать на свои вопросы ответы. Вот и голосом надо передавать характер этих предметов и явлений: обращение к сосне должно рождать ощущение высоты, к скале – твёрдости и могущества, к морю – бесконечности и необъятности, к весне – нежности и хрупкости, к зиме – холодности и жёсткости, к птице – возвышенности и полётности.

 

     Продолжить работу над выбранной тембровой окрашенностью голоса, а также над закреплением навыков правильного дыхания и силы звука можно на тексте стихотворения А. Прокофьева.

   Особо при исполнении этого стихотворения надо обратить внимание на ритмическую четкость и соответствие голосоведения ритмическим перебоям.

 

«В краю моем»  (А. Прокофьев)

 

Развернись, хоровод,

Раздайся, народ,

Запевай, Настя,

Подтяни, Устя,

 Пусть несут сласти,

 В хоровод пустим.

 Пой, пой, подпевай,

 Несут каравай.

 Каравай подовый,

 Каравай пудовый,

 Сам собой медовый,

 Из муки новой!

 Как пекли, пекли,

 Даже слюнки потекли!

 До того хорош вышел,

 Лучше булок, лучше пышек!

 Лучше всякого всего

 Всяк отведает его!

 Дайте мальчикам

                    каравайчика!

 Дайте девушкам, молодкам,

 Молодцам в косоворотках,

 Дайте девять кусков

 На старух и стариков.

 Пусть едят,                                            

             не галдят,

 Пусть хоть тихо посидят.

 Пой, пой, подпевай,

 Несут каравай!

 

      Исполнение этого стихотворения можно сопровождать отстукиванием ритма, что даст почувствовать его внутреннюю пружину. Надо обратить внимание на предмет повествования и попробовать создать ощущение праздника, найти различные тембровые характеристики и Насте, и Усте, и караваю, на коротких фразах устанавливать определенную звуковую высоту.       При работе над технической стороной исполнения нужно учитывать утилитарно - практическое значение текстовых фрагментов и в связи с этим тщательно контролировать последовательность изменения голосовых акцентов.

 

Образно – игровые упражнения на развитие тембра голоса

 

 «Полет ракет» - свободное скольжение гласной «у» по всему диапазону.

 

 «Кошка и котенок» - представьте себе, как мама-кошка «разговаривает» с котенком (добивается ощущение грудного тембра в роли мамы - кошки и микста у котенка).

 

 «Мама и дочка» - нужно представить, что мама и дочка в лесу, чтобы не заблудится, они перекликаются: «Ау!» (добиваться ощущения грудного тембра в роли мамы и микста - у дочки).

 

v Сочинить образно – игровое упражнение на развитие тембра голоса

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Словарь театральных терминов

 

Авансцена — пространство сцены между занавесом и оркестром или зрительным залом.

Актер — деятельный, действующий (акт — действие) участник игры.

Амфитеатр — места для зрителей, расположенные за портером.

Антракт — промежуток между действиями спектакля.

Аплодисменты одобрительные хлопки зрителей.

 Афиша — объявление о представлении.

Балет — вид театрального искусства, где содержание передается без слов: музыкой, танцем, пантомимой.
Бельэтаж — первый этаж зрительного зала над партером и амфитеатром.

Бенуар — ложи по обеим сторонам партера на уровне сцены.

Бутафория — предметы, специально подготовленные и употребляемые вместо настоящих в театральных постановках (посуда, оружие, украшение).

Грим — подкрашивание лица, искусство придания лицу (посредством специальных красок, наклеивания усов, бороды и т. д.) внешности, необходимой актеру для данной роли.

Декорация украшение, художественное оформление действия на театральной сцене.

Диалог — разговор между двумя или несколькими лицами.

 Драма сочинение для сцены.

Жест движения рук, головы, передающие чувства и мысли.

Занавес — полотнище, которое закрывает сцену от зрительного зала.

Задник — расписной или гладкий фон из мягкой ткани, подвешенный в глубине сцены.

Карман боковая часть сцены, скрытая от зрителей.

Кулисы вертикальные полосы ткани, обрамляющие сцену по бокам.
Мизансцена — Сценическое размещение, положение актеров на сцене в определенный момент.

Мимика — мысли и чувства, передаваемые не словами, а телодвижениями, выражением лица, отражающие эмоциональное состояние.

Монолог — речь одного лица, мысли вслух.

Опера — музыкально - драматический спектакль, в котором артисты не разговаривают, а поют.

Оперетта — веселый музыкальный спектакль, в котором пение чередуется с разговорами.

Падуга — горизонтальные полосы ткани, ограничивающие высоту сцены.

Пантомима — выразительное телодвижение, передача чувств и мыслей лицом и всем телом.

Парик накладные волосы.

Партер места в зрительном зале ниже уровня сцены.

Режиссер — управляющий актерами, раздающий роли; лицо, руководящее постановкой спектакля.

Реквизит — вещи, необходимые актерам по ходу действия спектакля.

Ремарка — пояснения драматурга на страницах пьесы, которые определяют место и обстановку действия, указывают, как должны вести себя действующие лица в тех или иных обстоятельствах.

Репертуар — пьесы, идущие в театре в определенный промежуток времени.

Репетиция повторение, предварительное исполнение спектакля.

Реплика — фраза действующего лица, вслед за которым вступает другое действующее лицо или происходит какое-либо сценическое действие.

Театр — место для зрелищ.

Штанкет — металлическая труба на тросах, к которой крепятся кулисы, детали декораций.

Фойе — помещение в театре, которое служит местом отдыха для зрителей во время антракта.


 

КРАЕВОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ

КРАЕВОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ

Печатается по решению ПЦК дисциплин профессионального цикла

Печатается по решению ПЦК дисциплин профессионального цикла

Первая Четверть «Мир эмоций и чувств»

Первая Четверть «Мир эмоций и чувств»

Урок первый «Радость, удивление, счастье» • «Человек рожден не для удовольствия, а для радости

Урок первый «Радость, удивление, счастье» • «Человек рожден не для удовольствия, а для радости

Урок второй «Нежность, забота, интерес» v

Урок второй «Нежность, забота, интерес» v

Урок третий «Гордость, величие, важность» v

Урок третий «Гордость, величие, важность» v

Урок четвертый «Печаль, страдание, горе » • «Горе мне!» - говорят, когда очень трудно, тяжело справиться с чьими-либо плохими привычками, склонностями

Урок четвертый «Печаль, страдание, горе » • «Горе мне!» - говорят, когда очень трудно, тяжело справиться с чьими-либо плохими привычками, склонностями

Душа! Что это? Есть ли это у нас, у кактусов?!» — спрашивал кактус

Душа! Что это? Есть ли это у нас, у кактусов?!» — спрашивал кактус

Урок пятый «Боль, обида, сожаление » v

Урок пятый «Боль, обида, сожаление » v

Урок шестой «Стыд, застенчивость, скромность »

Урок шестой «Стыд, застенчивость, скромность »

Гнев, ярость, испуг, страх» • «

Гнев, ярость, испуг, страх» • «

Спасибо, — сказал Як и пошел следом за ручьем

Спасибо, — сказал Як и пошел следом за ручьем

Урок восьмой «Добро и зло, любовь и ненависть, верность и предательство, честность и обман, щедрость и корысть» • «Где нет любви, там нет и правды

Урок восьмой «Добро и зло, любовь и ненависть, верность и предательство, честность и обман, щедрость и корысть» • «Где нет любви, там нет и правды

А, вон ее хата на краю. Заходит княжеский слуга в горницу, видит: сидит девица-краса, в два аршина коса

А, вон ее хата на краю. Заходит княжеский слуга в горницу, видит: сидит девица-краса, в два аршина коса

Не могу я этого сделать. Поговорите сами с ней

Не могу я этого сделать. Поговорите сами с ней

Вторая Четверть «Голосовая гамма» (сценическая речь)

Вторая Четверть «Голосовая гамма» (сценическая речь)

Урок первый «Активное расслабление «Великий покой»

Урок первый «Активное расслабление «Великий покой»

После падения рук произойдет задержка дыхания (проделать пять раз, дышать животом спокойно, равномерно)

После падения рук произойдет задержка дыхания (проделать пять раз, дышать животом спокойно, равномерно)

Урок второй «Активизация жизненных сил «Энергия»

Урок второй «Активизация жизненных сил «Энергия»

Урок третий «Искусство пения – искусство дыхания»

Урок третий «Искусство пения – искусство дыхания»

Урок четвертый «Чудо - лесенка» (диапазон)

Урок четвертый «Чудо - лесенка» (диапазон)

Дойдя до «первого этажа», «не сажайте голос на горло», а обязательно держите его в высокой позиции - на «опоре» (и на грудных тонах посылая звук…

Дойдя до «первого этажа», «не сажайте голос на горло», а обязательно держите его в высокой позиции - на «опоре» (и на грудных тонах посылая звук…

Урок пятый «Искусство оратора» (дикция)

Урок пятый «Искусство оратора» (дикция)

О, Е Работай до поту, так и поешь в охоту

О, Е Работай до поту, так и поешь в охоту

Человек неученый, что топор неточеный

Человек неученый, что топор неточеный

Урок шестой «Тембр – окраска голоса»

Урок шестой «Тембр – окраска голоса»

Что тебе, зима, милей всего? -

Что тебе, зима, милей всего? -

Пусть едят, не галдят,

Пусть едят, не галдят,

Словарь театральных терминов

Словарь театральных терминов

Монолог — речь одного лица, мысли вслух

Монолог — речь одного лица, мысли вслух
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
12.02.2021