МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ
МДК 02.03 Теоретические и методические основы организации самообслуживания и трудовой деятельности детей раннего и дошкольного возраста»
специальность 44.02.01 «Дошкольное образование»
2024
Рабочая тетрадь предназначена для организации самостоятельной работы студентов II-III курсов специальности 44.02.01 «Дошкольное образование».
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Самостоятельная работа студентов (СРС) – это деятельность, осуществляемая по заданию и при методическом руководстве преподавателя.
Цель самостоятельной работы заключается в формировании навыков самообразовательной деятельности, приобретении опыта исследовательской, творческой работы, развитии самостоятельности, ответственности, организованности.
СРС направлена на решение следующих задач:
- систематизация, закрепление, углубление и расширение полученных теоретических знаний и практических умений студентов, самостоятельное овладение новым учебным материалом;
- формирование умений учебно-профессиональной и профессиональной деятельности, профессиональных компетенций;
- формирование культуры умственного труда студентов;
- развитие общих компетенций, включающих в себя способность осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения учебно-профессиональных задач, профессионального и личностного развития; использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования учебно-профессиональной деятельности;
- формирование самостоятельности профессионального мышления: способности к профессиональному саморазвитию, самосовершенствованию, самореализации;
- развитие проектных, исследовательских умений.
Настоящее пособие составлено в соответствии с требованиями ФГОС СПО по специальности 44.02.01 «Дошкольное образование» с использованием технологии модульного обучения и выполняет следующие функции:
- обучающую - дана информация для освоения материала по темам;
- организационно-методическую - определяет последовательность изучения материала, самостоятельную работу студентов, профессиональную деятельность на педагогической практике, рекомендует контроль освоения учебного материала, выполняет роль справочника;
- развивающую – стимулирует профессиональное развитие студентов, направляет на учебно-исследовательскую деятельность.
В рабочей тетради раскрывается содержание профессионального модуля ПМ.02 МДК 02.03 «Теоретические и методические основы организации самообслуживания и трудовой деятельности детей раннего и дошкольного возраста».
По завершению освоения программы по МДК 02.03 студент должен
иметь практический опыт:
- планирования трудовой деятельности и общения детей;
- организации различных видов трудовой деятельности дошкольников;
- наблюдения и анализа трудовой деятельности и общения детей;
- наблюдения за формированием трудовых умений, развитием творческих способностей, мелкой моторики у дошкольников;
- разработки предложений по коррекции организации различных видов деятельности и общения детей.
уметь:
- определять цели, задачи, содержание, методы и средства руководства трудовой деятельности;
- определять педагогические условия организации общения детей;
- организовать посильный труд дошкольников с учётом возраста и вида трудовой деятельности;
- ухаживать за растениями и животными;
- анализировать приёмы организации и руководства посильным трудом дошкольников с учётом возраста и психофизического развития детей;
- анализировать педагогические условия, способствующие возникновению и развитию общения, принимать решения по их коррекции.
знать:
- теоретические основы и методику планирования различных видов деятельности и общения детей;
- сущность и своеобразие трудовой деятельности дошкольников;
- содержание и способы организации трудовой деятельности дошкольников;
- способы ухода за растениями и животными;
- теоретические основы руководства различными видами деятельности и общением детей;
- способы диагностики результатов трудовой деятельности детей.
Условные обозначения, используемые в рабочей тетради:
-Письменное выполнение заданий.
*** -Выполнение заданий является обязательными в содержании методического портфолио студента.
ТЕМА 1
ПОНЯТИЕ «ТРУД»
РОЛЬ ТРУДА В РАЗВИТИИ ЛИЧНОСТИ ДОШКОЛЬНИКА
ЗАДАНИЕ 1
Найдите в толковом словаре определения понятиям: «Труд», «Деятельность», «Трудовая деятельность», «Активность», «Потребность», «Самостоятельность», «Сотрудничество».
Самостоятельно сконструируйте определение «Детская трудовая деятельность».
ЗАДАНИЕ 2
Познакомьтесь с содержанием п. 4.6 ФГОС ДО и дополните следующий текст:
К целевым ориентирам дошкольного образования относятся следующие социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка:
Целевые ориентиры образования в младенческом и раннем возрасте:
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования:
_______________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
ЗАДАНИЕ 3
Конкретизируйте роль трудовой деятельности в развитии и воспитании детей дошкольного возраста.
Заполните схему:
ЗАДАНИЕ 4***
Составьте библиографический сборник педагогической литературы и статей педагогической периодической печати по проблемам трудового воспитания детей дошкольного возраста.
ТЕМА 2
ИСТОРИЯ СТАНОВЛЕНИЯ МЕТОДИКИ ТРУДОВОГО ВОСПИТАНИЯ И ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
ЗАДАНИЕ 5
На основании Интернет-ресурсов, хрестоматии или оригинальных трудов сформулируйте вопросы, на которые можно найти ответы в трудах авторов-педагогов и психологов, исследователей в области трудового воспитания детей дошкольного возраста.
Информацию оформите в таблицу:
№ п/п |
Автор |
Ценность (теоретическая/ практическая)
|
1 |
К.Д. Ушинский |
|
2 |
С.Т. Шацкий |
|
3 |
Н.К. Крупская |
|
4 |
А.С. Макаренко |
|
5 |
П.П. Блонский |
|
6 |
В.А. Сухомлинский |
|
7 |
С.Л. Рубинштейн |
|
8 |
А.Н. Леонтьев |
|
9 |
Я.З. Неверович |
|
10 |
Т.А. Маркова |
|
11 |
В.И. Глотова |
|
12 |
В.И. Логинова |
|
13 |
М. В. Крулехт |
|
14 |
Р.С. Буре |
|
15 |
Г.Н. Година |
|
16 |
А.Д. Шатова |
|
17 |
В.И. Глотова |
|
18 |
Л.И. Сайгушева |
|
19 |
В.Г. Нечаева |
|
20 |
Ю.А. Мичурина |
|
21 |
Д.В. Сергеева |
|
22 |
В.Н. Аванесова |
|
23 |
С.В. Петерина |
|
24 |
Е.И. Радина |
|
25 |
Л. В. Куцакова |
|
26 |
О. В. Дыбина |
|
27 |
Э.К. Гульянц |
|
28 |
К.А. Климова |
|
29 |
Н.М. Крылова |
|
30 |
Л.Я. Мусатова |
|
ТЕМА 3
АНАЛИЗ ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
С ПОЗИЦИИ ТЕОРИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ЗАДАНИЕ 6
Прокомментируйте схему.
ЗАДАНИЯ И ВОПРОСЫ К КОММЕНТАРИЮ:
- Продолжите текст: «Деятельность состоит из ряда действий. Действия – это процесс…»;
- Выделите части действия;
- Что такое «операция», чем они отличаются от действий?
- Раскройте сущность операций, возникающих вследствие адаптации к деятельности и сознательных автоматизированных действий.
- Что в теории деятельности понимаются под физиологическим обеспечением психических процессов?
- Мотивы трудовой деятельности характеризуют то, ради чего и почему ребенок трудится. Что в дошкольном возрасте может выступать в качестве мотивов к трудовой деятельности?
- Каковы особенности и различия в постановке цели у детей младшего и старшего дошкольного возраста?
- Каковы особенности планирования трудовой деятельности на разных этапах дошкольного периода?
- О каком компоненте трудовой деятельности дошкольника можно сказать так: «…детей следует учить предвидеть к плохому или хорошему результату приведут их усилия»?
- Какой компонент является показателем правильной организации процесса трудовой деятельности?
ЗАДАНИЕ 7
Заполните сравнительную таблицу:
СПЕЦИФИКА ТРУДА ДЕТЕЙ В СРАВНЕНИИ С ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ
Деятельность
Компонент |
ИГРА |
ТРУД |
Цель |
||
Планирование |
||
Процесс деятельности |
||
Результат |
ТЕМА 4
СТАНОВЛЕНИЕ ЭЛЕМЕНТАРНОЙ ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РАННЕМ И ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ
ЗАДАНИЕ 8
Изучите и частично законспектируйте содержание главы V «Трудовая деятельность» учебного пособия Г.А. Урунтаевой «Дошкольная психология».
ПРИМЕЧАНИЕ:
Конспектирование относится к числу наиболее важных обще учебных умений. На него опирается весь учебный процесс, так как и школьникам, и студентам постоянно приходится использовать для подготовки к занятиям конспектирование лекций учителя или преподавателя, учебного параграфа или дополнительной литературы.
Конспект нужен для того, чтобы:
- научиться перерабатывать любую информацию, придавая ей иной вид, тип, форму;
- выделить в письменном или устном тексте самое необходимое и нужное для решения учебной или научной задачи;
- создать модель проблемы (понятийную или структурную);
- упростить запоминание текста, облегчить овладение специальными терминами;
- накопить информацию для написания более сложной работы в виде доклада, реферата, статьи и пр.
ЗАДАНИЕ 9
Опираясь на конспект, заполните таблицу:
СТАНОВЛЕНИЕ ЭЛЕМЕНТАРНОЙ ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В РАННЕМ И ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ
ВОЗРАСТ
|
МОТИВ |
ЦЕЛЬ |
ДЕЙСТВИЯ |
РЕЗУЛЬТАТ |
ОЦЕНКА |
Ранний возраст
|
|
|
|
|
|
Дошкольный возраст
|
|
|
|
|
|
ТЕМА 5
ЗАДАЧИ, СРЕДСТВА И УСЛОВИЯ ОРГАНИЗАЦИИ ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
ЗАДАНИЕ 10***
Составьте дайджест по проблемам трудового воспитания дошкольников (тему студент определяет самостоятельно):
- «Ретроспектива методики трудового воспитания детей в истории дошкольной педагогики»;
- «Вопросы трудового воспитания в нормативно-правовых документах, регламентирующих деятельность ДОО».
ПРИМЕЧАНИЕ:
Дайджест - это краткое изложение какой-либо информации (фрагменты текстов). Основные приемы составления дайджеста: главные мысли автора, наиболее важные сообщаемые им факты и цифры не подвергаются изменениям. Подготовка дайджеста осуществляется по этапам:
- подготовительный этап: выбор и изучение темы;
- основной этап: ознакомление с содержанием, определение фрагмента текста, подлежащего включению в пособие, распределение материала;
- заключительный этап: редактирование и оформление пособия.
СТРУКТУРА ДАЙДЖЕСТА:
* титульный лист
* оглавление
* предисловие
* основной текст
* список использованной литературы
* приложения (иллюстрированный материал)
* словарь основных терминов (в случае необходимости)
ТЕМА 6
АНАЛИЗ ПОДХОДОВ К РАЗВИТИЮ ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В СОВРЕМЕННЫХ ПРОГРАММАХ ВОСПИТАНИЯ И ОБУЧЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ
СЕМИНАР (от лат. seminarium – рассадник знаний) – одна из традиционных форм усвоения учебного материала, обеспечивающая возможность включения в активную мыслительную деятельность максимального количества участников.
ПЛАН СЕМИНАРА:
1. Единство подходов к постановке цели и задач трудового воспитания в разных программах дошкольного образования;
2. Содержание трудового воспитания детей дошкольного возраста;
3. Специфика в определении показателей эффективности освоения программ;
4. Требования к организации и руководству трудовой деятельностью детей в разных возрастных группах.
ЗАДАНИЕ 11
Заполните таблицу, сравнивая две примерные образовательные программы (по выбору студента):
Критерии для сравнения программ |
Программа (полное название, авторы) |
|
|
|
|
Цель и задачи трудового воспитания |
|
|
Ознакомление с трудом взрослых |
|
|
Трудовое обучение (общие и специальные трудовые умения) |
|
|
Детская самостоятельная трудовая деятельность (виды труда) |
||
Показатели эффективности освоения программ |
ЗАДАНИЕ 12
Анализируя содержание работы по трудовому воспитанию (организации трудовой деятельности детей дошкольного возраста) в образовательных программах, выделите линии его усложнения по ступеням дошкольного детства.
Результаты анализа отразите в таблице:
ЛИНИИ УСЛОЖНЕНИЯ ЗАДАЧ И СОДЕРЖАНИЯ
ТРУДОВОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ
Критерии для анализа Возрастной этап |
ОЗНАКОМЛЕНИЕ С ТРУДОМ ВЗРОСЛЫХ |
ОБЩИЕ И СПЕЦИАЛЬНЫЕ ТРУДОВЫЕ УМЕНИЯ |
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ ТРУДОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ |
ЗАДАЧИ ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ В ТРУДЕ |
МЛАДШИЙ ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ |
|
|
|
|
СРЕДНИЙ ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ |
|
|
|
|
СТАРШИЙ ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ |
|
|
|
|
ТЕМА 7
ВИДЫ И СОДЕРЖАНИЕ ТРУДА
В РАЗНЫХ ВОЗРАСТНЫХ ГРУППАХ
ЗАДАНИЕ 13
Изучите и частично законспектируйте гл. XI «Трудовое воспитание» в учебнике С.А. Козловой, Т.А. Куликовой «Дошкольная педагогика».
ЗАДАНИЕ 14
Заполните таблицу, ориентируясь на конспект:
Вид
|
Назначение |
Возраст |
||
младший |
средний |
старший |
||
САМООБСЛУЖИВАНИЕ
|
|
|
|
|
ХОЗЯЙСТВЕННО - БЫТОВОЙ ТРУД
|
|
|
|
|
ТРУД В ПРИРОДЕ
|
|
|
|
|
РУЧНОЙ ТРУД
|
|
|
|
|
ТЕМА 8
ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ И СОВМЕСТНОЙ ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ
ЗАДАНИЕ 15
На основе конспекта (задание 13) дайте определение понятию «Форма организации» и выделите особенности форм организации трудовой деятельности детей:
|
ПОРУЧЕНИЯ |
ДЕЖУРСТВА |
КОЛЛЕКТИВНЫЙ ТРУД |
ОПРЕДЕЛЕНИЕ |
|
|
|
ОСОБЕННОСТИ |
|
|
|
Заполните схему:
ВЫБОР ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ
ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ ЗАВИСИТ ОТ:
ТЕМА 9
СОСТАВЛЕНИЕ ПЛАНА - СХЕМЫ ОРГАНИЗАЦИИ РАЗНЫХ ВИДОВ ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ В ТЕЧЕНИЕ ДНЯ
ЗАДАНИЕ 16***
Составьте модель трудовой деятельности детей в течении дня (возраст – по выбору) по предложенной схеме:
РЕЖИМНЫЙ МОМЕНТ |
ВИД ТРУДА |
ЦЕЛЬ |
ФОРМА ОРГАНИЗАЦИИ |
МЕТОДЫ, ПРИЕМЫ РУКОВОДСТВА |
УТРЕННИЙ ПРИЕМ |
|
|
|
|
ПОДГОТОВКА К ЗАВТРАКУ, ЗАВТРАК |
|
|
|
|
ПОДГОТОВКА К ЗАНЯТИЯМ, ЗАНЯТИЯ |
|
|
|
|
ПОДГОТОВКА К ПРОГУЛКЕ, ПРОГУЛКА |
|
|
|
|
ПОДГОТОВКА К ОБЕДУ, ОБЕД |
|
|
|
|
ПОДГОТОВКА К ДНЕВНОМУ СНУ, СОН |
|
|
|
|
ПОДЪЕМ, ЗАКАЛИВАНИЕ |
|
|
|
|
ПОДГОТОВКА К ПОЛДНИКУ, ПОЛДНИК |
|
|
|
|
ОРГАНИЗАЦИЯ СОВМЕСТНОЙ И САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ |
|
|
|
|
ПОДГОТОВКА К ПРОГУЛКЕ, ПРОГУЛКА |
|
|
|
|
ТЕМА 10
КРАТКОВРЕМЕННЫЕ И ДЛИТЕЛЬНЫЕ, ПОСТОЯННЫЕ И ОДНОРАЗОВЫЕ ПОРУЧЕНИЯ
ЗАДАНИЕ 17
Изучите и частично законспектируйте статью А.Д. Шатовой «Трудовые поручения и их воспитательное значение».
Ответьте на вопросы по изученному материалу:
* Как связаны поручения с нравственным воспитанием детей дошкольного возраста?
* В чем заключается разница между поручениями и обязанностями?
* Каковы особенности поручений?
* Перечислите виды поручений.
* С какого возраста доступны поручения?
* В чем заключается специфика поручений и руководство ими на разных возрастных этапах?
* Перечислите группы поручений. По какому основанию автор классифицирует поручения?
* Сформулируйте требования к организации и руководству поручениями для воспитателя детского сада.
ТЕМА 11
МЕТОДИКА РУКОВОДСТВА ПОРУЧЕНИЯМИ
В РАЗНЫХ ВИДАХ ТРУДА
ЗАДАНИЕ 18***
Составьте перечень поручений в одном из видов труда детей дошкольного возраста (см. примечание), руководствуясь образовательной программой ДО, оформите таблицу:
Возрастная группа |
Перечень поручений |
Цель поручения |
Вид поручения |
Кол-во детей |
Оборудование |
2 младшая группа |
|
|
|
|
|
средняя группа
|
|
|
|
|
|
старшая группа
|
|
|
|
|
|
подготовительная к школе группа
|
|
|
|
|
|
ПРИМЕЧАНИЕ:
труд хозяйственно-бытовой;
труд в природе:
труд ручной;
самообслуживание.
ТЕМА 12
МЕТОДИКА ОРГАНИЗАЦИИ И РУКОВОДСТВА ДЕЖУРСТВАМИ
ЗАДАНИЕ 19
Изучите и частично законспектируйте статью Неверович Я. «Воспитание ответственности и взаимопомощи у детей старшей группы в процессе дежурств».
Ответьте на вопросы:
- При каких условиях у ребенка дошкольного возраста могут быть сформированы правильные представления об общественном значении труда?
- Какие недостатки выделяет автор при руководстве дежурствами детей?
- Какие условия, являющиеся предпосылкой формирования ответственности и взаимопомощи в труде у детей старшего дошкольного возраста, предлагает Неверович Я.?
ЗАДАНИЕ 20***
Разработайте рекомендации для поддержания у детей интереса к дежурствам и эскиз экрана работы дежурных.
ЗАДАНИЕ 21***
Составьте карточки-алгоритмы, которые можно предложить в помощь дежурным по столовой, в уголке природы, по подготовке к занятиям (составление схем последовательности накрывания на стол; способы ухода за растениями и пр.).
ТЕМА 13
АНАЛИЗ УСЛОВИЙ ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЖУРСТВ В УГОЛКЕ ПРИРОДЫ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
ЗАДАНИЕ 22
Определите значение дежурств в уголке природы для решения задач экологического образования детей.
Что предполагает традиционный подход к организации дежурств в уголке природы, представленный в пособии Л. М. Маневцовой «Мир природы и ребёнок».
В чем заключается подход С.Н. Николаевой «Наш дом – природа» к организации дежурств в уголке природы как совместной деятельности воспитателя и детей в эколого-развивающей среде ДОУ.
ЗАДАНИЕ 23
Проанализируйте предложенный конспект беседы воспитателя с детьми старшей группы об обязанностях дежурных в уголке природы.
Конспект беседы о работе дежурных в уголке природы
(введение дежурств)
Цель: Вызвать интерес к дежурству в уголке природы.
Задачи:
1. Уточнить полученные ранее знания о способах ухода за растениями уголка природы (как поливать растения, поддерживать их в чистоте, рыхлить почву);
2. Учить детей определять необходимый уход за растениями, рыбами, попугайчиком как за живыми организмами; формировать знания об обязанностях дежурных в уголке природы;
3. Воспитывать интерес к животным, желание ухаживать за растениями и животными, чтобы они хорошо себя чувствовали и росли.
Материал: оборудование для ухода за растениями, новые фартуки, карточки с изображением приемов ухода за растениями.
Ход занятия:
Воспитатель предлагает детям посмотреть на уголок природы.
- Хорошо растениям в нашем уголке природы?
- Как вы узнаете, что растениям хорошо? (Растения цветут, у них нет желтых листьев и т.п.)
- Хорошо ли чувствует себя наш попугайчик Кеша? Как вы об этом узнаете? (Кеша красивый, веселый, хорошо ест, поет.)
- Кто ухаживает за обитателями в уголке природы?
В средней группе вы были моими помощниками, вы научились поливать растения, мыть поддоны, кормушки для Кеши. Вы перешли в старшую группу, и теперь будете не просто помогать мне, а будете дежурить в уголке природы. У нас есть дежурные по столовой, по подготовке к занятиям, будут еще дежурные в уголке природы.
Дежурные должны знать, что и как нужно делать. Сейчас об этом поговорим.
- Что нужно сделать, прежде чем приступить к уходу за растениями? (Посмотреть на все растения. Найти растения, которые нужно поливать, рыхлить и т.п.).
- Найдите растения, которым сейчас требуется поливка. Расскажите, как вы об этом узнали. Покажите, как нужно правильно поливать (2–3 детей показывают и объясняют).
- Найдите растения, у которых нужно рыхлить землю, обтирать или опрыскивать листья. Как узнали об этом? Зачем нужно поливать растения и рыхлить землю? (У растения в земле корни, оно корнями пьет воду, через рыхление земли вода быстро проходит к корням.)
- Что еще нужно растению, чтобы оно было здоровое и красивое? (Обтирать, опрыскивать листья.) Зачем нужно содержать листья растений в чистоте? (Растение дышит листьями.)
- Вы хорошо запомнили, что растение живое, оно, как и человек, дышит, пьет, берет из земли питательные вещества, поворачивает листья к свету, растет. От плохого ухода может заболеть и даже погибнуть. Помните ли, какой водой нужно поливать растения? (Теплой, т.к. вода сразу из-под крана не годится для поливки.) Весь уход за нашими растениями будут выполнять дежурные.
- Что есть у нас для работы дежурных? Где хранится? Я сшила для дежурных новые фартучки (рассматривают их) и приготовила новые палочки для рыхления (лейки или что-то другое).
- У дежурных много работы. Они должны утром, когда придут в детский сад, быстро раздеться, надеть фартучки, посмотреть на цветы уголка природы, чтобы узнать, что нужно делать, договориться между собой, что будет делать каждый, и приступить к работе. После работы все убрать на место, вымыть руки. Я нарисовала карточки, чтобы дежурные что-нибудь не забыли сделать (рассматривают карточки).
- Можно ли мешать дежурным в работе? Можно ли помогать дежурным? Можно помогать, если они об этом попросят. Дежурные во время работы могут заметить что-нибудь интересное в уголке природы и рассказать нам об этом.
Воспитатель называет первых дежурных и говорит о том, как дежурные будут узнавать о дежурстве.
ТЕМА 14
УХОД ЗА КОМНАТНЫМИ РАСТЕНИЯМИ
ЗАДАНИЕ 24
Изучив пособие Марковской М.М. «Уголок природы в детском саду», ответьте на следующие вопросы:
1. Какое воспитательное и образовательное значение имеют уголки природы в детском саду?
2. Чем следует руководствоваться при подборе растений и животных для уголка природы в детском саду?
3. Каковы условия размещения комнатных растений в уголке природы?
4. *** Составьте каталог комнатных растений, рекомендуемых для уголка природы и правила ухода за растениями (детский вариант).
5. Подберите фотографию 1-2 комнатных растений и расскажите об их биологических особенностях.
6. Составьте правила полива, мытья и опрыскивания комнатных растений.
ТЕМА 15
МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ТРУДОВЫХ ЗАНЯТИЙ В ПРИРОДЕ
ЗАДАНИЕ 25
Изучите статью Э.И. Залкинд «Труд детей в природе».
Подготовьтесь к семинару на тему «Методика проведения трудовых занятий в природе».
ПЛАН СЕМИНАРА:
1. Требования СанПиН к территории ДОУ и размещению и породам деревьев и кустарников на территории детского сада.
2. Что такое газон? Виды газонов.
3. Как производят планировку цветника? Какие цветочно-декоративные растения рекомендуют для земельного участка в ДОУ? Разработайте дизайн цветника так, чтобы он оставался цветущим с ранней весны до поздней осени.***
4. *** Разработайте перспективный план трудовых занятий на цветнике для детей разных возрастных групп (выбор возрастной группы – самостоятельный) на летний период, руководствуясь следующим:
2 младшая группа
Летом закрепляются и уточняются знания детей о деревьях, растущих на участке (две породы); цветущих травянистых растениях (два вида); имеющих ярко выраженные характерные признаки (форма листьев, окраска цветов).
Во время наблюдений дети узнают, что летом ярко светит солнце, становится жарко. На участке необходимо создать условия для игр с песком, водой, в которых будут закрепляться знания детей об их свойства.
Труд на огороде:
дети сажают 2-3 грядки: лук, бобы, горох, фасоль в заранее подготовленные бороздки. На одной из грядок воспитатель может посеять в присутствии детей семена редиса или репы. Всю работу по уходу за растениями надо проводить в присутствии малышей, привлекая их к посильному участию.
Средняя группа
Приучать детей наблюдать характерные явления летней природы и устанавливать простейшие связи между ними (ярко светит солнце - стало жарко, после дождя – трава зеленеет).
Формировать простейшие обобщения (редис, морковь – овощи, яблоки, груши - фрукты); подготовить к пониманию, что для роста растений нужен свет, влага, тепло; воспитывать способность замечать красоту природы.
Нужно, чтобы дети приобрели навыки ухода за растениями в уголке природы и на огороде, в цветнике.
Во время труда на огороде, в цветнике – при рыхлении, поливке - надо обращать внимание детей на различные свойства почвы (сухая, влажная) и изменение во внешнем виде растения до поливки, рыхления и после. Вся работа детей по уходу за растениями должна проходить под постоянным наблюдением педагога. Он показывает и объясняет, сколько воды надо растению, как рыхлить землю, чтобы не повредить корни.
Старшая группа
Расширять и обобщать представления детей о развитии растений под влиянием солнечного света, тепла; учить различать съедобные и ядовитые грибы, травянистые растения; упражнять в различении частей растений, формировать понятие о культурных и дикорастущих растениях, знакомить с трудом людей в парке, поле, на лугу, воспитывать любознательность, любовь, бережное отношение к природе. Дети должны учиться пропалывать сорняки, собирать семена овощей и цветов.
На участке при поливке растений следить за тем, чтобы дети хорошо смачивали почву. Время от времени детей привлекают к прополке растений, рыхлению земли на грядках, клумбах, а затем к сбору овощей, ягод, семян цветочных растений. Воспитатель учит детей правильно держать лейку при поливе, рыхлить, пропалывать.
Показав приемы рыхлений междурядий, воспитатель раздает детям рыхлители и предлагает, чтобы каждый сделал то же на отведенном для него участке. Объясняет, что рыхлят за тем, чтобы корням растений поступал воздух.
Такие виды ухода за растениями, как подвязывание, окучивание, подкормка, проводятся воспитателем в присутствии детей. Показ он сопровождает объяснением.
Подготовительная группа
Вести систематические наблюдения за погодой и изменениями в жизни растений и животных. Уточнять и обобщать представления детей, сравнивать лето с зимой, осень с весной. Обобщать характерные признаки каждого времени года. Обогащение представлений о животных ближайшего окружения ( внешний вид, повадки, значение в жизни человека, место обитания). Знакомить с трудом людей по выращиванию растений, пропалывать, подкармливать растения, уточнить понятие о культурных и дикорастущих растениях. Закрепить навыки бережного отношения к живому, умения детей видеть красивое в природе.
Летом детей знакомят с такими видами ухода за растениями, как полив, рыхление междурядий, прополка культурных растений от сорняков. Воспитатель учит детей правильно держать лейку при поливе, поливать, двигаясь вдоль грядок. Объясняет, что рыхлят затем, чтобы к корням растений поступал воздух.
ТЕМА 16
РАЗРАБОТКА МОДЕЛИ
«СОБСТВЕННАЯ ТРУДОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДОШКОЛЬНИКА»
ЗАДАНИЕ 26
С учетом изложенного, составьте МОДЕЛЬ «ДОШКОЛЬНИК–ВЫПУСКНИК ДОУ»:
«Необходимо обучать дошкольника выполнению каждого вида деятельности как системы пяти взаимосвязанных компонентов на основе модели (Н.М. Крылова, В.И. Логинова), которую строит сначала воспитатель, предлагая следующие вопросы, а затем старший дошкольник самостоятельно овладевает этим умением:
1. Что хочешь сделать? (Формулировка замысла — цели и мотива.)
2. Из чего или на чем? (Выбор предмета или материала для преобразования.)
3. Чем будешь делать? (Подбор орудий или инструментов преобразования.)
4. В каком порядке? (Система поступков, преобразующих материал: что сначала, что потом.)
5. Получилось ли у тебя то, что ты задумал, достиг ли ты результата? (Анализ продукта, его соответствия замыслу (рефлексия), а затем адекватная оценка: сформулировать самооценку, которая соответствует оценке взрослого.)»
ТЕМА 17
ОЗНАКОМЛЕНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ С ТРУДОМ ВЗРОСЛЫХ
ЗАДАНИЕ 27
Проведите анализ последовательности сообщения детям знаний о труде взрослых, предложенной авторами исследования В.И. Логиновой и Е.И. Радиной:
В.И. Логинова предлагает путь, основанный на использовании системного подхода к определению знаний о труде взрослых как средстве удовлетворения потребностей людей: знания о структуре трудового процесса (цели, необходимых материалов, последовательность производимых операций, достижение результата, определение его соответствия поставленной цели). Поэтапная демонстрация трудового процесса, установление связи между результатами и целью.
Е.И. Радина предложила путь, начинающийся с показа действий труженика, демонстрация «чудесных превращений» объекта труда. Переключение внимания детей с процесса деятельности на красоту, ловкость движений труженика. Интерпретация этих действий, как отражающих отношение к труду (создание образа труженика), оценка личностных качеств его. Оценка значимости результатов труда для людей. В ряде наблюдений – показ коллективных действий людей в процессе труда, интерпретация их взаимоотношений.
***Подготовьте аналитическую справку по данному сравнению.
ЗАДАНИЕ 28***
Составьте картотеку дидактических игр по ознакомлению дошкольников с трудом взрослых (возрастная группа определяется студентом самостоятельно).
ТЕМА 18
МЕСТО И СОДЕРЖАНИЕ КОЛЛЕКТИВНОГО ТРУДА В КАЖДОЙ ВОЗРАСТНОЙ ГРУППЕ. УСЛОВИЯ ОРГАНИЗАЦИИ
ЗАДАНИЕ 29***
Проведите наблюдение и анализ организации и руководства совместной трудовой деятельности.
ПРИМЕЧАНИЕ:
АНАЛИЗ КОЛЛЕКТИВНОЙ ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1. Содержание коллективного труда.
- Какие виды были включены в содержание коллективного труда?
- Соответствовало ли содержание каждого вида труда программе данной группы?
- Соответствовало ли данное содержание возможностям детей данной конкретной возрастной группы? Или для этих целей оно было легким (трудным)?
2. Оборудование коллективного труда.
- Были ли все необходимые предметы для данного труда в нужном количестве?
- Каковы эстетические качества трудового оборудования?
3. Организация обстановки для коллективного труда.
- Удобно ли были расставлены столы и расположено оборудование?
- Принимали ли участие дети в подготовке обстановки для коллективного труда?
- Правильно ли поступил воспитатель, что основную заботу по подготовке обстановки взял на себя (переложил на детей)?
4. Соблюдение гигиенических условий:
- Хорошо ли освещены рабочие места детей?
- Сохраняли ли дети во время труда правильную позу или она была напряженной?
поддерживались ли в обстановке порядок и чистота?
- Соответствовали ли размеры оборудования силам и возможностям детей?
- Посильной ли была трудовая нагрузка детей по объему работы и ее деятельности, длительность во времени?
4. Организация и методика проведения коллективного труда.
- Как была организована работа с детьми (объяснение; посадили их на стулья или слушали объясненье воспитателя стоя)? Как правильно?
- Четко ли были даны воспитателем все объяснения и указания в работе?
- Имел ли место показ приемов работы? Правильно ли поступил воспитатель, что ограничился только словесными объяснениями и указаниями (правильно ли поступил воспитатель, что одновременно со словесными объяснениями использовал наглядный показ приемов работы? Почему да, нет)?
- Подтверждалось ли в объяснении к работе ее значение? В чем это конкретно выразилось?
- Имело ли место разделение между детьми общей работы на отдельные операции, или все дети выполняли одинаковую работу? Чем вы можете объяснить, что разделения работы на отдельные операции не было (или, что оно было).
- Достаточно ли активно было руководство воспитателя детьми во время работы? В чем это конкретно выражалось?
5. Как закончился коллективный труд?
- Одновременно ли дети закончили работу или нет, правильно ли это?
- Привлекались ли или не привлекались дети к уборке оборудования? (в обоих случаях дать оценку, правильно ли это).
- Оценил ли воспитатель работу детей? Насколько методически правильно это было сделано? (какие оценки преобладали — положительные или отрицательные, что оценивалось — поведение, трудовые умения, трудовые условия, старательность, самостоятельность, результаты труда, взаимопомощь).
6. Имеются ли эмоциональные моменты в проведении коллективного труда? В чем они выразились?
7. Наблюдалось ли усложнение в содержании и организации коллективного труда младших и старших детей? В чем конкретно это выразилось?
8. Как подводился итог трудовой деятельности детей? Какие методы и приемы использовала воспитатель при проведении анализа. Участие детей в анализе.
ЗАДАНИЕ 30
Перечислите этапы организации коллективного труда группы детей по уборке групповой комнаты, определите содержание и воспитательные задачи каждого из них (возраст детей – на выбор).
ТЕМА 19
МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ ТРУДОВЫМ УМЕНИЯМ
В РУЧНОМ ТРУДЕ
ЗАДАНИЕ 31
Дайте характеристику ручного труда дошкольников.
ЗАДАНИЕ 32***
Оформите технологические ряды изготовления поделок из бумаги, природного материала, дерева, ткани, бросового материала (не менее 3 из каждого материала).
Составьте цикл занятий по ручному труду. Оформите в виде реферата:
ПРИМЕЧАНИЕ: Буква в «V» - первая буква фамилии студента.
«А» - «Д»: Работа с тканью (вышивка, мягкие игрушки, аппликация, валяние);
«Е» - «К»: Плетение (из бумаги, макраме);
«Л» - «П»: Вязание (на спицах, крючком);
«Р» - «Ф»: Поделки из природного материала (темы: «Животные и птицы», «Сказочные герои» и пр., сюжетные поделки, панно и пр.);
«Х» - «Ш»: Конструирование из бумаги (тематические самоделки, оригами, квилинг);
«Щ» - «Я»: Поделки из бросового материала (темы: «Транспорт», «Животные», «Мебель» и пр., сюжетные поделки и пр.).
Рекомендованная литература:
1. Гульянц Э.К., Базик И.Я. Что можно сделать из природного материала? – М., 2001.
2. Зайцева А.Л. Искусство квиллинга // Дошкольная педагогика. – 2008. - №4.
3. Куцакова Л.В. Конструирование и ручной труд в детском саду: программа и методические рекомендации – М.: Мозаика-Синтез, 2010.
4. Мусиенко С.И. Школа волшебников: учебное наглядное пособие по ручному труду для детей дошкольного возраста - М., 2006.
5. Панфилова Т.Ф. Обучение детей работе с природными материалами. Методика и практика – М.: 2006.
6. Сизикова Н. Плетение из бумаги // Дошкольное воспитание. – 2005. - №11.
7. Соколова С.В. Оригами для дошкольников: методическое пособие для воспитателей ДОУ – С-Пб.: Детство-Пресс, 2007.
ТЕМА 20
АНАЛИЗ ЗАНЯТИЯ-ТРУДА
ЗАДАНИЕ 33***
Проанализируйте предложенную технологическую карту совместной трудовой деятельности по плану:
1. Дайте характеристику структуре технологической карты;
2. Определите соответствие темы, цели и содержания требованиям ФГОС ДО, СанПиН, образовательной программе;
3. Отвечают ли планируемые результаты поставленным задачам;
4. На что направлены методические приемы на каждом этапе совместной деятельности? Приведите конкретные примеры.
5. Оцените рациональность выбора используемого оборудования?
6. Определите, с какими образовательными областями спланирована интеграция и приведите конкретные примеры по решению задач этих образовательных областей.
7. Выделите специфические фрагменты, которые подтверждают ориентированность на возраст детей.
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА
СОВМЕСТНОЙ ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Пространственно-временной ресурс: 25-30 минут, группа.
Цель: Воспитание интереса к уходу за комнатными растениями, желания трудиться сообща в группе.
Задачи:
Развивающие:
· Стимулировать:
- желание узнавать больше о комнатных растениях;
- проявление инициативности и самостоятельности в планировании и реализации совместной трудовой деятельности.
· Развивать активность, целеустремлённость, настойчивость в достижении цели.
Воспитательные:
· Воспитывать готовность работать в группе, налаживать партнерские отношения в процессе совместной деятельности;
· Укреплять интерес к совместной деятельности со взрослым, сверстниками, к труду.
Обучающие:
· Закрепить знания детей о комнатных растениях, поддерживать интерес к жизни комнатных растений, желание наблюдать за ними, уточнить представления детей об уходе за комнатными растениями;
· Формировать умение анализировать и устанавливать причинно-следственные связи между особенностями комнатного растения и ухода за ним;
· Формировать у детей обобщённые способы действия, умение самостоятельно находить способы решения задач по уходу за растениями, переносить приобретенные умения в новые условия.
Оборудование и материалы: комнатные растения, тазы с водой, клеенка для столов, фартуки для детей, щетки для столов, тряпочки, палочки для рыхления, кисточки клеевые, бейджи для детей, магнитная доска, карточки-схемы по уходу за растениями, картинки с изображением деревьев и комнатных растений, пустыни, гор, леса.
Планируемый результат:
используемые в ходе совместной трудовой деятельности методы и приемы будут способствовать развитию:
· интереса к деятельности;
· самостоятельности;
· активности в выполнении деятельности;
· инициативности в общении со сверстниками и взрослым;
· владению конструктивными формами общения и взаимодействия: договариваться, распределять действия в сотрудничестве;
· способности планировать и согласовывать свои действия;
· представлениям о причинах разного подхода к уходу за растениями.
Последовательность |
Деятельность педагога |
Деятельность детей |
Планируемый результат |
Мотивация на совместную деятельность
|
Воспитатель заносит большой конверт. Ребята, отгадайте загадку: «На окошках растут – людям радость несут» /цветы/ Достает из конверта картинки с изображением дерева и комнатного растения. |
Дети проявляют интерес к общению с воспитателем и дальнейшей совместной деятельности. Отгадывают загадку. |
Готовность детей к общению со взрослым и детьми в дальнейшей совместной деятельности совместной деятельности. |
Актуализация знаний детей
|
- А вы видели такие же, как у нас в группе растения на улице? Чем отличаются растения на улице и в группе? - Правильно, ребята! Такие растения живут только в помещении, в детском саду или дома. Поэтому их так и называют… Как? /комнатные растения/ - У меня есть несколько картинок с изображениями комнатных растений нашей группы. Давайте поиграем в игру «Найди такое же растение». Я буду показывать картинку, а вы должны отыскать в группе такой же цветок. - Молодцы! Справились с заданием! - Послушайте еще одну загадку про растение: «Без рук, без ног, но двигается, Дышит, но не говорит, Питается, а рта нет». - Как растение двигается, ведь у него ни рук, ни ног нет? /предположения детей/ (растет, поворачивается к солнцу) - Как дышит?/предположения детей/ (через листья и корни) - Как питается безо рта? /предположения детей/ (корнями) - Значит, про растения можно сказать, что они такие же живые существа, как и мы с вами. |
Перечисляют характерные признаки отличий.
Дают обобщающее определение. Откликаются на предложение поиграть, внимательно слушают задание и выполняют его. Радуются положительному результату. Проявляют активность.
Вступают в активный диалог, не перебивают друг друга. Рассуждают. |
Ориентируются в обобщениях.
Знают признаки «живого». |
Игровая ситуация, побуждающая интерес детей к новому знанию
|
- Я превращаю вас в цветы: Я прошу тебя, цветок: Подними-ка свой листок, Выйди на дорожку Да притопни ножкой. Да головкой покачай Утром солнышко встречай. Стебель наклони слегка – Вот зарядка для цветка. А теперь росой умойся, Отряхнись и успокойся. Наконец готовы все День встречать во всей красе! - Придумайте, в какой цветок вы превратились? |
Дети выполняют движения в соответствии с текстом.
Придумывают. |
Четко и согласованно выполняют движения.
Знают названия цветов. |
Актуализация знаний детей Включение детей в целеполагание Побуждение к деятельности, эмоциональный настрой |
В конверте еще что-то лежит… Картинки с изображением пустыни, южных гор, сада, леса… Оказывается, наши комнатные растения не всегда жили в доме! Раньше они росли в разных странах… Как вы думаете, где жила фиалка?...
|
Проявляют интерес. Рассматривают картинки, высказывают предположения…
|
Знают названия комнатных растений. Выделяют особенности цветов, устанавливают причинно-следственные связи между особенностями цветка и ухода за ним. |
Проблемный вопрос |
Родина фиалок – горы Африки. Как же надо ухаживать за цветком? Чем светлее комната, тем больше и ярче цветет фиалка. Цветочек любит свет, но боится солнца – оно оставляют ожоги на нежных листьях. Опрыскивать растения нельзя, так как на листочках могут появиться «лысинки», и листья станут некрасивыми. Поливать растение надо аккуратно – в тарелочку – оно будет пить корнями, и дышать листочками влажным воздухом. А как же почистить листья от пыли? - Правильно, кисточкой аккуратно смахнуть пыль. Воспитатель прикрепляет картинку на изображение гор, выставляет схему ухода за фиалкой. |
Дети высказывают предположения, обосновывают ответ Объясняют правила ухода за растениями особенностями их внешнего вида. |
|
Включение детей в обследовательскую деятельность |
Посмотрите внимательно на картинки и скажите, за какими еще комнатными растениями надо ухаживать так же как за фиалкой /герань/. - Правильно, герань. Герань тоже родилась в Африке, а еще она жила в Индии и означает это слово «герань» - «аист». Воспитатель прикрепляет картинку на изображение сада, рядом со схемой ухода за фиалкой. А про следующий цветок-бальзамин говорят так: «Прекрасная венка», сравнивая цветущее растение с красивой девушкой, «Недотрога» и «Ванька мокрый». Он растет в северных лесах Азии, любит влагу, свет и тепло. Как ухаживают за этим цветком? Протирать листочки тряпочкой неудобно. Как помыть их? /опрыскать/ Какие цветы можно опрыскивать? А вот у фикуса родные страны: Африка, Япония, Индия, Азия, Америка. И в каждой стране фикусы разные: с мелкими листочками или крупными, с прямым стеблем или ползучим… Как ухаживать за фикусом? Поливать не очень много, можно поставить в то место, где нет солнца, листочки опрыскивать или протирать. Картинка фикуса прикрепляется с «сад», рядом ставится схема ухода. Воспитатель обращает внимание детей на палочки для рыхления. - Что это? Для чего я их приготовила? Зачем нужно рыхлить землю?
|
Проявляют интерес, желание узнать новое про цветы.
Дети высказывают предположения, обосновывают ответ. Объясняют правила ухода за растениями особенностями их внешнего вида.
На основе опыта делают заключение о назначении палочек и правилах их использования в труде. |
Навык самостоятельного поиска посредством сравнения. |
Самостоятельная деятельность детей
|
- Разберите бейджи: кому достался с картинкой – капелькой – подходите к столу, где растения вы будете мыть, а кому с солнышком – к столу, за которым вы будете растение чистить кисточкой. |
Делятся на подгруппы. Готовят самостоятельно рабочее место, договариваются. Задают уточняющие вопросы воспитателю.
Отвечают на вопросы, выполняют действия, стараясь не повредить растение. |
Дети умеют договариваться, распределять действия, договариваться, избегая конфликтов.
Умеют организовать рабочее место.
Дети правильно ухаживают за растением.
|
- Приготовьте свое рабочее место: оденьте фартуки, расстелите клеенки, приготовьте нужные предметы. - Договоритесь, как вы будете ухаживать за растениями. - Какие цветы надо поставить на стол? Как они называются? - Какую схему-подсказку надо поставить на свой стол? Воспитатель подсказывает детям, что можно по разному договориться: ухаживать каждому за своим цветком, а можно распределиться: один – приносит цветы, другой - опрыскивает, третий – рыхлит землю, четвертый - поливает, пятый – моет крупные листья, шестой – обтирает горшки и моет тарелочки. - После того, как все закончили – уберите цветы на места и приведите в порядок столы. В процессе самостоятельной деятельности воспитатель уточняет действия детей, задает вопросы, закрепляющие новые сведения, помогает по мере необходимости. |
|||
Подведение итогов, оценка. |
- Растениям нравится жить в нашей группе… - Почему? Как мы ухаживаем за цветами? - Сложно было вам договориться? Вы заботливые и дружные. Кто на свете самый главный, Самый добрый, самый славный? Кто он? Как его зовут? Ну, конечно, это труд! Кто на свете самый умный, Самый старый, самый юный? Кто он? Как его зовут? Ну, конечно, это труд! Кто на все века и годы Настоящий Царь природы? Царь полей, Заводов, Руд? Кто он? Как его зовут? Ну, конечно, это труд!
- За то, что вы хорошо потрудились, я вам хочу подарить игру «Цветочное лото».
|
Рассуждают, радуются достигнутому результату.
Внимательно слушают стихотворение.
Заинтересованы новой игрой.
|
Умеют положительно оценить труд своих товарищей. Сопереживают успеху.
|
ТЕМА 21
ГЕНДЕРНЫЙ ПОДХОД К ОРГАНИЗАЦИИ ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ
ЗАДАНИЕ 34
Используя разные информационные источники, дайте определения понятиям: «Гендер», «Гендерное воспитание».
Определите цель гендерного подхода в педагогике.
Выделите сущность гендерного подхода в организации трудовой деятельности дошкольников, заполните таблицу:
Виды и формы организации трудовой деятельности |
мальчики |
девочки |
САМООБСЛУЖИВАНИЕ |
||
Поручения |
|
|
ХОЗЯЙСТВЕННО-БЫТОВОЙ ТРУД |
||
Поручения |
|
|
Дежурства |
|
|
Коллективный труд |
|
|
ТРУД В ПРИРОДЕ |
||
Поручения |
|
|
Дежурства |
|
|
Коллективный труд |
|
|
РУЧНОЙ ТРУД |
||
Поручения |
|
|
Коллективный труд |
|
|
ЗАДАНИЕ 35***
Разработайте рекомендации для родителей по организации детского труда в зависимости от пола ребенка.
Оформите буклет «В семье растет мальчик (девочка)».
ТЕМА 22
МЕТОДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ТРУДОВЫХ НАВЫКОВ ДЕТЕЙ РАЗНЫХ ВОЗРАСТНЫХ ГРУПП
Для методического сопровождения формирования трудовых навыков детей можно выделить следующие приоритетные векторы:
1. Нормативно-правое сопровождение деятельности воспитателя по формированию трудовых навыков детей дошкольного возраста:
2. Педагогическая диагностика;
3. Внедрение новых подходов, форм и технологий;
4. Анализ педагогических средств, поиск и моделирование новых для обеспечения пространства образовательных возможностей ребенка;
5. Консультативное сопровождение семьи;
6. Мероприятия проектного и исследовательского характера;
7. Конкурсы и олимпиады для дошкольников.
ЗАДАНИЕ 36***
Подберите содержание для каждого «вектора» к разработке рабочей программы воспитателя (раздел «Организация трудовой деятельности детей дошкольного возраста»).
ТЕМА 23
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ ОБУЧАЮЩИХ СИТУАЦИЙ В ОРГАНИЗАЦИИ СОВМЕСТНОЙ ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ЗАДАНИЕ 37
Дайте определение и раскройте виды игровых образовательных ситуаций:
- ИОС с игрушками-аналогами;
- ИОС с литературными персонажами;
- ИОС типа путешествий.
ЗАДАНИЕ 38***
Составьте сценарий использования ИОС в организации совместной трудовой деятельности в соответствии со структурой, предложенной в технологии деятельностного подхода Л.Г. Петерсон:
1. Введение в игровую ситуацию;
2. Актуализация знаний и опыта;
3. Затруднение в игровой ситуации;
4. Открытие детьми нового знания (способа действий);
5. Включение нового знания (способа действия) в систему знаний;
6. Осмысление (итог).
Рекомендованные источники:
1. М. В. Крулехт, А. А. Крулехт. Образовательная область «Труд», СПб - Детство-Пресс, 2012;
2. http://www.sch2000.ru/ - «Воспитателям. Методическая копилка».
ТЕМА 24
РАЗРАБОТКА МОДЕЛИ РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ТРУДОВЫХ НАВЫКОВ ДЕТЕЙ РАЗНЫХ ВОЗРАСТНЫХ ГРУПП
ЗАДАНИЕ 39***
Подберите содержание для разработки модели развивающей среды по формированию трудовых навыков детей разных возрастных групп.
Соотнесите выбор с требованиями ФГОС ДО (пункт 3.3).
Заполните таблицы:
Таблица 1
Центр (уголок) в группе |
Назначение |
Возможная трудовая деятельность |
|
|
|
|
|
|
Таблица 2
Виды труда
|
Перечень оборудования |
Место расположения или хранения в группе |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
ТЕМА 25
ПРОГРАММНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ КОМПЛЕКСЫ
СТРУКТУРА, ЦЕЛЬ И СОДЕРЖАНИЕ КОМПЛЕКСА
ЗАДАНИЕ 40***
Разработайте электронный аннотированный сборник для детей о труде:
Наименование раздела |
Примерное содержание раздела |
Задание |
«Азбука народной мудрости» |
Пословицы и поговорки, потешки, загадки, сказки о труде. |
Объясните смысл пословиц и поговорок, оформите сопровождение загадок картинками-отгадками, иллюстрированное сопровождение сказок. |
«Славим труд и человека труда» |
Детская литература о труде, картины художников, тематические презентации о труде взрослых. |
Составьте искусствоведческие рассказы к картинам; выделить мораль произведений.
|
«Музыкальный калейдоскоп» |
Песни о труде. |
Составьте рекомендации к прослушиванию песен. |
«Энциклопедия игры» |
Дидактические, подвижные, сюжетно-ролевые и др. игры |
Подберите игры, направленные на закрепление знаний о труде взрослых. Опишите игры (цель, правила, ход – для дидактических и подвижных; название и содержание игровых действий – для сюжетно-ролевых). Распределите игры по возрастным группам. |
«Мультсборник» |
Мультфильмы о профессиях, о проявленных нравственных качествах в труде, об истории предметов связанных с трудом и пр. |
Составьте рекомендации к просмотру, выделите мораль по содержанию мультфильма. |
«Познавательный коллаж» (кроссворд, ребус и пр.) |
Картинки, отражающие темы: «Профессии взрослых», «Мир рукотворный», «Маленькие помощники», «Умные машины» и пр. |
Составьте рекомендации для работы с коллажем (кроссвордом, ребусом и пр.) |
«Толковый словарь в картинках» для детей |
Картинки, обозначающие предметы труда, профессии, продукты труда, материалы и оборудование для труда и пр. |
Разработайте рекомендации для воспитателей и родителей к использованию словаря. |
Операционные карты для ручного труда |
Схемы и технологические ряды изготовления поделок из разных материалов: бумаги, природного и бросового материала, ткани и пр. |
Опишите последовательность изготовления поделок.
|
ПРИМЕЧАНИЕ:
Обратите внимание, что к сборнику необходимо разработать аннотацию - короткий пересказ пособия.
Аннотация обозначает перспективу практического применения материала данного пособия на практике в работе с детьми. Сделав в аннотации ссылку на современные технологии, методические рекомендации и пособия Вы повысите интерес к своей работе. Напишите о том, кому данный материал предназначен и как может быть использован.
Требования к пособию:
Весь материал оформляется в едином стиле:
шрифт - Times New Roman, текст не должен быть большим по объему, лаконичным по содержанию, оформлен в виде схем/таблиц. Если в тексте используются цвета, то не более 3, сочетающихся с дизайном презентации или страницы.
ТЕМА 26
СОСТАВЛЕНИЕ КОНСПЕКТА ОРГАНИЗАЦИИ ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ПРОГРАММНО-МЕТОДИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА
Подготовьте презентацию своего электронного аннотированного сборника для детей о труде (задание 40).
ЗАДАНИЕ 41***
Составьте конспект совместной трудовой деятельности с детьми с использованием материалов сборника.
ПРИМЕЧАНИЕ:
Требования к презентации:
1. *Первый слайд презентации должен быть оформлен как титульный лист сборника: наименование ОУ, творческое название, сведения об авторе (Ф.И., группа, шифр и название специальности);
*Второй слайд – аннотация к сборнику;
*Третий слайд - гиперссылки на разделы.
2. Разделы сборника должны быть озаглавлены и иметь перечень содержания;
3. Презентацию необходимо выполнить в едином оформлении (см. задание 41 – «Требования к пособию»);
4. Представление сборника – не более 7 минут;
5. Конспект совместной трудовой деятельности с детьми с использованием материалов сборника сдается в напечатанном виде.
ТЕМА 27
ДИАГНОСТИКА ТРУДОВЫХ НАВЫКОВ И УМЕНИЙ
ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
«Диагностика (от греч. «диа» – прозрачный и «гнозис» – знание) - общий способ получения опережающей информации об изучаемом объекте или процессе»
И. П. Подласый.
ЗАДАНИЕ 42
1. Изучите пункт 3.2.3. ФГОС ДО.
2. Дайте определение понятию «Педагогическая диагностика».
ЗАДАНИЕ 43
1. Сформулируйте цель педагогической диагностики, определите критерии для определения уровня сформированности трудовых умений детей дошкольного возраста с учетом требования образовательной программы.
2. Заполните таблицу:
ДИАГНОСТИКА СФОРМИРОВАННОСТИ ТРУДОВЫХ УМЕНИЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
(укажите автора/источник информации)
|
2 младшая группа |
Средняя группа |
Старшая группа |
Подготовительная к школе группа |
Самообслуживание |
|
|
|
|
Хозяйственно-бытовой труд |
|
|
|
|
Труд в природу |
|
|
|
|
Ручной труд |
|
|
|
|
ТЕМА 28
МОДЕЛЬ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ВОСПИТАТЕЛЯ С ДЕТЬМИ НА ОСНОВЕ АНАЛИЗА РЕЗУЛЬТАТОВ ДИАГНОСТИКИ ТРУДОВЫХ УМЕНИЙ
ЗАДАНИЕ 44***
1. Дайте характеристику диагностическим методикам (подбор, анализ диагностических методик)
2. На основании выполненного задания 43, оформите карту диагностического наблюдения.
3. Проведите наблюдение за ребенком на практике во время выполнения им трудового поручения или дежурства. Сделайте вывод по результатам наблюдения.
ЗАДАНИЕ 45***
Разработайте предложения по коррекции сформированности трудовых умений (план индивидуальной работы с ребенком).
ТЕМА 29
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С СЕМЬЕЙ ПО ВОПРОСАМ ТРУДОВОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
ЗАДАНИЕ 46
Изучите и частично законспектируйте XXI гл. «Взаимосвязь дошкольного учреждения с семьей» в учебнике С.А. Козловой, Т.А. Куликовой «Дошкольная педагогика».
Выполните задание № 5 в конце главы.
Объясните, как вы понимаете слова В.А. Сухомлинского: «Попытка воспитывать детей без помощи и поддержки со стороны семьи подобна сбору листьев граблями в сильный ветер»?
ЗАДАНИЕ 47***
Составьте конспект одной из форм взаимодействия воспитателя с родителями по вопросам трудового воспитания детей дошкольного возраста.
ЗАДАНИЕ 48***
Разработайте методический продукт - печатный материал или электронное пособие для родителей (тема определяется студентом самостоятельно).
ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ
1. Технология вхождения ребенка в реальные трудовые связи М.В. Крухлет;
2. Ретроспектива методики трудового воспитания в истории дошкольной педагогики;
3. Технология развития индивидуальности старших дошкольников в труде Ю.А. Мичуриной;
4. Технология развития трудовой активности у детей старшего дошкольного возраста Л.И. Сайгушева;
5. Экономическое образование дошкольников в специальном научном исследовании Л.Н. Галкиной;
6. Воспитание трудолюбия у дошкольников;
7. Формирование социально-бытовых навыков у детей младшего дошкольного возраста в условиях детского сада;
8. Проблема формирования основ экономической культуры дошкольников;
9. Нравственно-трудовое воспитание детей старшего дошкольного возраста;
10. Ознакомление ребенка с трудом взрослых как средство формирования нравственных основ личности;
11. Психологический аспект трудового воспитания;
12. Особенности обучения детей старшего дошкольного возраста работе с тканью;
13. Особенности обучения детей среднего дошкольного возраста конструированию из бумаги;
14. Особенности обучения детей старшего дошкольного возраста работе с природным материалом;
15. Особенности обучения детей старшего дошкольного возраста конструированию из бросового материала;
16. Игра как средство экономического воспитания детей старшего дошкольного возраста;
17. Педагогические условия воспитания культурно-гигиенических навыков дошкольников;
18. Поручения как средство привлечения к труду детей младшего возраста;
19. Воспитание дружеских взаимоотношений дошкольников в труде;
20. Психолого–педагогические условия формирования у детей старшего дошкольного возраста опыта коллективных отношений в совместном труде;
21. Способы объединения детей в трудовой деятельности.
ЛИТЕРАТУРА
Основные источники:
1. Бондаренко А. К. Любить труд на родной земле. — М.: Просвещение, 1987.
2. Брыкина Е. К. Творчество детей в работе с различными материалами. — М.: Педагогическое общество России, 2002.
3. Буре Р. С. Нравственно-трудовое воспитание детей в детском саду — М.: Просвещение, 1987.
4. Буре Р. С. Дошкольник и труд. Теория и методика трудового воспитания: Пособие для педагогов - С-Пб.: Детство-Пресс, 2011. – 136 с.
5. Гульянц Э.К., Базик И.Я. Что можно сделать из природного материала? – М., 2001. – 172 с.
6. Дыбина О.Б. Ребенок и окружающий мир. – М., Мозаика-Синтез, 2007
7. Закон РФ «Об образовании»
8. Зайцева А.Л. Искусство квиллинга // Дошкольная педагогика. – 2008. - №4.
9. ФГОС ДО
10. Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика. – М.. Академия, 2010
11. Комарова Т.С., Куцакова Л.В., Павлова Л.Ю. Трудовое воспитание в детском саду. – Мозаика-Синтез, 2007
12. Комарова Т.С. Дошкольное художественное творчество. — М.: Мозаика —
Синтез, 2005.
13. Комарова Т.С, Савенков А. И. Коллективное творчество дошкольников. — М.: Педагогическое общество России, 2005.
14. Комарова Т.С, Куцакова А. В., Павлова А. Ю. Трудовое воспитание в детском саду. — М.: Мозаика — Синтез, 2005.
15. Комратова Н.Г., Грибова Л.Ф. Мир, в котором я живу. Методическое пособие по ознакомлению детей 3-7 лет с окружающим миром.- М., 2006
16. Куцакова Л.В. Нравственно-трудовое воспитание в детском саду. – Мозаика-Синтез, 2007
17. Куцакова Л.В. Конструирование и ручной труд в детском саду: программа и методические рекомендации – М.: Мозаика-Синтез, 2010.
18. Коломинский Я. Л. Психология совместного труда детей – М., 1999.
19. Макарова Н. Р. Секреты бумажного листа: Рабочая тетрадь по художественному труду. — М.: Мозаика — Синтез, 2004.
20. Маневцова, Л. Ребенок познает мир природы// Дошкольное воспитание: Ежемесячный научно - методический журнал. - 2004. - № 8. - С. 17-19
21. Марковская М. М. Уголок природы в детском саду. — М.: Просвещение, 1989
22. Методические рекомендации к программе воспитания и обучения в детском саду / Под ред. М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т С. Комаровой. — М.: ИД «Воспитание дошкольника», 2008.
23. Мусиенко С.И. Школа волшебников: учебное наглядное пособие по ручному труду для детей дошкольного возраста - М., 2006. – 64 с.
24. Никитина С.В. Журнал динамики достижений детей группы детского сада. – М., Линка-Пресс, 2008
25. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» /Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. – М., 2010
26. Панфилова Т.Ф. Обучение детей работе с природными материалами. Методика и практика – М.: 2006. – 48 с.
27. Педагогическая диагностика компетентностей дошкольников. /Под ред. О.В. Дыбиной – М., Мозаика-Синтез, 2008
28. Петровский В. А. Воспитывает не труд, а деятельностно-опосредованное общение // Дошкольное воспитание. – 2000. - №7. – С.98-101.
29. СанПиН
30. Сергеева Д. В. Руководство трудовой деятельностью дошкольников – М.: Педагогика, 2000.
31. Сизикова Н. Плетение из бумаги // Дошкольное воспитание. – 2005. - №11. – С. 35-37.
32. Смирнова Т.В. Тестовые задания по педагогике. Учебно-методическое пособие. – М., АКАпринт, 2007
33. Соколова С.В. Оригами для дошкольников: методическое пособие для воспитателей ДОУ – С-Пб.: Детство-Пресс, 2007. – 64 с.
34. Тарловская Н. В., Топоркова А. А. Обучение детей дошкольного возраста конструированию и ручному труду. — М.: ВЛАДОС, 1994.
35. Фролова А.Н. Дошкольная педагогика. Конспект лекций.- Ростов-на-Дону «Феникс», 2009
36. Шатова А.Д. Экономическое воспитание дошкольников: учебно-методическое пособие. – М., 200
Web-сайт-www.ttp://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2013/05/07/trudovoe-vospitanie-detey-v-protsesse-khozyaystvenno-bytovogo-truda-v/
Web-сайт-www.http://www.maam.ru/detskijsad/pedsovet-trudovoe-vospitanie-detei-doshkolnogo-vozrasta.html.
Web-сайт-www.http://www.detskiysad.ru/trud/doshkolnik11.html.
Web-сайт-www.http://www.litmir.me/br/?b=210099&p=28.
Сайт для работников дошкольного образования:
http://www.ivalex.vistcom.ru/metod6-3.htm
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.