1-й период обучения
Рабочая тетрадь
по развитию фонематических
процессов и подготовке
к обучению грамоте
Последовательность изучения букв:
1-й период обучения (старшая группа ОНР):
А,У, И,О,Ы,Э,М,Н,П,Т,К
2-й период обучения (подготовительная группа ОНР):
Б, Д, Г, В, Ф, Х, С, З, Ш, Ж, Ц, Ч, Щ, Й, Е,Ё, Ю, Я, Л, Р, Ь, Ъ
•Слова пишутся по клеточкам для профилактики дисграфии
– пропуска букв.
•После написания слова рекомендуется выполнить звуковой
анализ – под каждой буквой нарисовать кружок нужного
цвета.
ПАМЯТКА ДЛЯ ДЕТЕЙ И РОДИТЕЛЕЙ.
ИЗУЧАЕМ ЗВУКИ. УСЛОВНЫЕ ОБОЗНАЧЕНИЯ:
- символ звука У;
- символ звука А;
- символ звука И;
- символ звука О;
- символ звука Ы;
----------------------------------------
- общий символ гласных звуков;
- символ твёрдого согласного звука;
- символ мягкого согласного звука;
------------------------------------------
- звук в начале слова;
- звук в середине слова;
- звук в конце слова.
|
Правила выполнения звукового анализа.
Взрослый голосом выделяет каждый звук, ребёнок определяет, какой он (гласный, согласный твёрдый, согласный мягкий)
и закрашивает схему нужными цветами.
ЗАПОМНИТЕ! При звуковом анализе букву читаем как звук. Например: ПОНИ (П_О_Нь_И).
ПОНИ НИТКИ
_______________________________________________
ЗАПОМНИТЕ!
ЗВУКИ МЫ СЛЫШИМ И ПРОИЗНОСИМ!
БУКВЫ МЫ ПИШЕМ И ЧИТАЕМ!
________________________________________________
ЗАПОМНИТЕ!
СКОЛЬКО В СЛОВЕ ГЛАСНЫХ, СТОЛЬКО И СЛОГОВ!
Аа
2
Раскрась кружок-символ звука А красным цветом. Определи, где в слове находится звук А
и закрась нужный квадратик красным цветом (начало, конец слова)
Зачеркни все буквы Аа
А а О у а м А у и О А а ы а с у А В а у с А о а у и а ы А с а у а А и
Напиши букву А
А А
|
Уу |
|
|
Раскрась кружок-символ звука У красным цветом. |
|
|||||||||||||
|
|
Определи, где в слове находится звук У |
|
||||||||||||||
|
|
и закрась нужный квадратик красным цветом |
|
||||||||||||||
|
|
(начало, конец слова) |
|
||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Раскрась все буквы У
Уши, какаду, улитка, кенгуру, улей, удав, удод, марабу
Зачеркни все буквы Уу
А о У е у У и У а А О у И ы У а е
У к У а у п и о у ц У в е у а у и ы У
Напиши букву У
У У
|
Читай!
А А А А
А А А А А
У |
У |
У |
У |
У |
У |
У У |
У |
А У А А
У У А У У
На какой звук начинается каждая
картинка?
|
Ии |
|
|
|
|
Раскрась символ звука И красным цветом. |
|
||||||||||||
|
|
|
|
Определи, где в слове находится звук И |
|
|||||||||||||
|
|
|
|
и закрась нужный квадратик красным цветом |
|
|||||||||||||
|
|
|
|
|
||||||||||||||
|
|
|
|
(начало, конец слова) |
|
|||||||||||||
|
|
|
|
|
||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Раскрась все буквы И
Зачеркни все буквы Ии
И а у и у И о у И и ы л у и м И ц и к
М И и у Е м и О и н е И ы с И и н и
Напиши букву И
И И
|
Читай!
ИА АИ
АУ УА УИ
АУ УА ААУ УУА АУА УАУ
ИА АИ АИУ ИУА УАИ ИАУ
ИА УА АУ
|
Напиши буквы
А А
У У
И И
Напиши в схеме слова первую и последнюю буквы
Игла, утка, игрушки, акула, улитка, ива, икона, ириски, удочка
|
Оо |
|
|
Раскрась символ звука О красным цветом. |
|
||||||||||||
|
|
Определи, где в слове находится звук О |
|
|||||||||||||
|
|
и закрась нужный квадратик красным цветом |
|
|||||||||||||
|
|
(начало, конец слова) |
|
|||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Раскрась все буквы О
Зачеркни все буквы Оо
О а е О о у и о с С О у е о с о ы О в о э
Э О и к О у и о е и О о а я С с о ѐ е О
Напиши букву О
О О
|
Читай!
ИУ АУ
АО ОА ОИ
АУ ОА АОУ УИА АУО ИАО
ИА АО ОИУ ИУА УОИ ИАУ
Вспомни, на какой звук начинается каждая картинка.
|
Какой гласный звук ты слышишь в слове?
Подпиши под каждой картинкой гласную букву.
АА УУ
ОО ИИ
|
Раскрась символы звуков красным цветом.
Спой песенки гласных и напиши внизу эту песенку буквами. Прочитай.
ЗВУКИ МЫ СЛЫШИМ И ПРОИЗНОСИМ!
БУКВЫ МЫ ПИШЕМ И ЧИТАЕМ!
-А -У
-О -И
|
А,У,И,О
Вставь нужные гласные буквы в слова
(красной ручкой).
Р |
|
К |
|
|
|
С |
Л |
|
К |
|
Р |
|
К |
М |
|
Х |
|
|
|
|
С |
Т |
|
К |
|
Т |
|
Л |
|
Т |
К |
|
|
К |
|
Т |
|
К |
К |
|
К |
Т |
|
С |
|
М |
|
К |
|
|
С |
|
|
|
|
|
|
|
|
м |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
ОУ ИА
|
Ыы |
|
Раскрась символ звука Ы красным цветом. |
|
||||||||||||||
|
Определи, где в слове находится звук Ы |
|
|||||||||||||||
|
и закрась нужный квадратик красным цветом |
|
|||||||||||||||
|
(середина, конец слова) |
|
|||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Раскрась все буквы Ы
Зачеркни все буквы Ыы
А ы У Ы и е ы о Ы ы а и ю ы у Ы с ы
Ы е Н ы о я Ы ы у е и И ы о ю Ы ы а
Напиши букву Ы
Ы Ы
|
Ээ |
Раскрась символ звука Э красным цветом. |
|
Обозначь место звука Э в слове красным цветом. |
|
|
|
|
Раскрась все буквы Э
Зачеркни все буквы Ээ
А э У Э и е э о ЭЕ э а и ю э у э Э с э
Ы е Н э о я Э э у е и И э о ю Э э а е
Напиши букву Э.
Э Э
Прочитай.
АУ ЭИ ЫЭ ОУ ЭА УЫ ИА УА ОЭ
|
Раскрась символы звуков красным цветом.
Спой песенки гласных и напиши внизу эту песенку буквами. Прочитай.
ЗВУКИ МЫ СЛЫШИМ И ПРОИЗНОСИМ!
БУКВЫ МЫ ПИШЕМ И ЧИТАЕМ!
-А |
-У |
-Ы |
-О |
-И |
-Э |
|
Мм |
|
Звук М – согласный, звонкий, твёрдый. |
|
|||||||||||||
|
Раскрась символ твёрдого звука М синим |
|
||||||||||||||
|
цветом. |
|
||||||||||||||
|
Определи место твёрдого звука М в слове |
|
||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
(начало, конец) и закрась нужный квадратик |
|
||||||||
|
|
|
|
|
|
|
синим цветом. |
|
||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Зачеркни все буквы Мм
М т К м а у М в м н о м л м у и М с м к Л м у о и М м к н г м ц М з к м т м
Напиши букву М
М М
Прочитай и раскрась символы звуков нужным цветом.
АМ УМ ОМ ИМ ЭМ ЫМ
|
Мм |
Звук Мь – согласный, звонкий, мягкий |
|
Раскрась символ мягкого звука Мь зелёным |
|
|
цветом. |
|
|
Определи место мягкого звука Мь в слове и |
|
|
|
закрась нужный квадратик зелёным цветом. |
|
Раскрась все буквы М
Напиши букву М
М М
Прочитай и раскрась символы звуков нужным цветом. Звуковой анализ слогов.
МА МУ МО МИ МЫ МЭ
мимоза |
|
Определи, какой звук (Мили МЬ) в слове и отметь его в схеме слова синим
или зелѐным цветом.
|
Вставь нужные буквы в слова.
|
|
Ш |
|
|
Д |
|
|
|
|
|
К |
|
|
Х |
|
|
|
|
К |
|
|
С |
|
|
Прочитай слог –начало слова и соедини с картинкой.
МА
МУ
МЫ
МУ
МА
МИ
|
Нн |
|
|
|
Звук Н – согласный, звонкий, твёрдый. |
|
||||||||||||
|
|
|
Раскрась символ твёрдого звука Н синим цветом. |
|
|||||||||||||
|
|
|
Определи место твёрдого звука Н в слове |
|
|||||||||||||
|
|
|
(начало, конец) и закрась нужный квадратик |
|
|||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
синим цветом. |
|
|||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Зачеркни все буквы Нн
Н т К н а у Н в н н о н л н у и Н с н к Л н у о и Н н к н г н ц Н з к н т м н п
Напиши букву Н
Н Н
Прочитай и раскрась символы звуков нужным цветом.
АН УН ОН ИН ЭН ЫН
|
Нн |
|
|
|
Звук Нь – согласный, звонкий, мягкий |
|
|||||||||||
|
|
|
Раскрась символ мягкого звука Нь зелёным |
|
||||||||||||
|
|
|
цветом. |
|
||||||||||||
|
|
|
Определи место мягкого звука Нь в слове и |
|
||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
закрась нужный квадратик зелёным цветом. |
|
||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Раскрась все буквы Н
Напиши букву М
Н Н
Звуковой анализ слогов. Прочитай и раскрась символы звуков нужным цветом.
НА НУ НО НИ НЫ НЭ
|
Определи, какой звук (Н или НЬ) в слове и отметь его в схеме слова синим
или зелѐным цветом.
|
Вставь нужные буквы в слова.
|
|
Т |
|
|
К |
|
Б |
|
|
|
Ф |
|
Л |
|
|
Т |
К |
|
|
П |
|
|
|
|
|
К |
Прочитай слог –начало слова и соедини с картинкой.
НО
НА
НО
НА
НА
Как зовут девочку? Ни-на
|
Прочитай правильно буквы
Н М
Н М
М М
М Н
м н н м н н
н м н м м н
Прочитай слоги.
АМ
УМ ОН
АН
ИН УН
НО
ОМ
МО
НУ
МУ НА
МИ
МА
НИ
|
Пп |
Звук П – согласный, глухой, твёрдый. |
|
Раскрась символ твёрдого звука П синим цветом. |
|
|
Определи место твёрдого звука П в слове |
|
|
(начало, конец) и закрась нужный квадратик |
|
|
|
синим цветом. |
|
клоп |
сноп |
|
|
|
|
|
|
|
суп |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Зачеркни все буквы Пп
П т К п а у П в п п о п л п у и П с п к Л п у о и П п к п г п ц П з к п т м п п
Напиши букву П
П П
Прочитай и раскрась символы звуков нужным цветом (звуковой анализ).
АП УП ОП ИП ЭП ЫП
|
Пп |
Звук Пь – согласный, глухой, мягкий |
|
Раскрась символ мягкого звука Пь зелёным |
|
|
цветом. |
|
|
Определи место мягкого звука Пь в слове и |
|
|
|
закрась нужный квадратик зелёным цветом. |
|
выпь |
цепь |
Раскрась все буквы П
Напиши букву П
П П
Звуковой анализ слогов. Прочитай и раскрась символы звуков нужным цветом.
ПА ПУ ПО ПИ ПЫ ПЭ
|
Определи, какой звук (П или ПЬ) в слове и отметь его в схеме слова синим
или зелѐным цветом.
|
Вставь нужные буквы в слова.
|
|
Ш |
К |
|
|
|
|
Л |
Ь |
Д
Прочитай слог –начало слова и соедини с картинкой.
ПИ
ПА
ПО
ПЫ
ПА
ПА
|
Буквы М,Н,П |
ЧИТАТЬ |
АМ АН АП |
ОМ ОН ОП |
УМ УН УП |
ИМ ИН ИП |
ЫМ ЫН ЫП |
МА НА ПА |
МО НО ПО |
МУ НУ ПУ |
МЫ НЫ ПЫ |
МИ НИ ПИ |
АМ |
УМ |
Па-па по-ни пу-ма ма-ма Пи-он Ни-на
|
Тт |
|
|
|
Звук Т – согласный, глухой, твёрдый. |
|
||||||||||||
|
|
|
Раскрась символ твёрдого звука Т синим цветом. |
|
|||||||||||||
|
|
|
Определи место твёрдого звука Т в слове |
|
|||||||||||||
|
|
|
(начало, конец) и закрась нужный квадратик |
|
|||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
синим цветом. |
|
|||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Зачеркни все буквы Тт
Т т К т а у Т в т Т о т л п у и т с Т к Л
т у о и Т т к т г т ц Т з к п т м Т т
Напиши букву Т
Т Т
Прочитай и раскрась символы звуков нужным цветом (звуковой анализ).
АТ УТ ОТ ИТ ЭТ ЫТ
|
Тт |
Звук Ть – согласный, глухой, мягкий |
|
Раскрась символ мягкого звука Ть зелёным |
|
|
цветом. |
|
|
Определи место мягкого звука Ть в слове и |
|
|
|
закрась нужный квадратик зелёным цветом. |
|
6
5
Раскрась все буквы Т
Напиши букву Т
Т Т
Звуковой анализ слогов. Прочитай и раскрась символы звуков нужным цветом.
ТА ТУ ТО ТИ ТЫ ТЭ
|
Определи, какой звук (Т или ТЬ) в слове и отметь его в схеме слова синим
или зелѐным цветом.
5
6
|
Вставь нужные буквы в слова.
К |
|
|
|
|
|
С |
|
|
|
|
К |
С |
|
|
|
|
К |
|
|
|
Ч |
|
|
|
|
К |
С |
|
Прочитай слог –начало слова и соедини с картинкой.
ТУ
ТА
ТА
1000
ТЫ
ТАН
ТОМ
|
Буквы М,Н,П,Т
ЧИТАТЬ!
УТ
АТ ОТ АП
УП ОП
ТА
ТО ТУ ПО
ПА ПУ
ЭП
ИТ ЫП ИП
ЭТ ИП
ТИ
ПЫ ТЭ ТЫ
ПИ ПЭ
Ум ма-ма Ни-на по-ни но-ты
но-та па-на-ма пу-ма ту-ман
пи-он Том
|
Кк |
|
|
|
Звук К– согласный, глухой, твёрдый. |
|
||||||||||||
|
|
|
Раскрась символ твёрдого звука К синим цветом. |
|
|||||||||||||
|
|
|
Определи место твёрдого звука К в слове |
|
|||||||||||||
|
|
|
(начало, конец) и закрась нужный квадратик |
|
|||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
синим цветом. |
|
|||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Зачеркни все буквы Кк
К т К к а у К в к К о к л п у и к с К к
Л к у о и К т к т г К ц Т з к п к м К т
Напиши букву К
К К
Прочитай и раскрась символы звуков нужным цветом (звуковой анализ).
АК УК ОК ИК ЭК ЫК
|
Кк
К К
АК УК
Звук Кь – согласный, глухой, мягкий Раскрась символ мягкого звука Кь зелёным цветом.
Определи место мягкого звука Кь в слове и закрась нужный квадратик зелёным цветом.
Раскрась все буквы К
Напиши букву К
Перепиши слоги
КО КИ КЫ ИК ЭК
Звуковой анализ слогов. Прочитай и раскрась символы звуков нужным цветом.
КА КУ КО КИ КЫ КЭ
|
Определи, какой звук (К или КЬ) в слове и отметь его в схеме слова синим
или зелѐным цветом.
|
Вставь нужные буквы в слова.
С Б
З Б
Прочитай слог –начало слова и соедини с картинкой.
КУ
КА
КИ
КА
КУ
КО
|
Какие буквы спрятались? Напиши рядом.
|
Прочитай. Сделай звуковой анализ слов.
Определи каждый звук и закрась квадратики нужными цветами.
КОТ ТОМ МАК
КИТ НОТЫ ПИОН
МАМА ПАУК УТКА
ПОНИ ПАПА КОНИ
|
Произнеси слово по слогам (прохлопать каждый слог).
Сколько слогов в слове? Напиши под картинкой первый слог.
Назови первые звуки слов и впиши нужные буквы в клеточки.
Прочитай, что получилось.
Прочитай и напиши слоги.
КА УН ОП
|
|
Домино. Изученные буквы: А,У,И,О,Ы,Э,М,Н,П,Т,К
1-й период обучения
КОМ МАК
КИТ НО-ТЫ
Э-МУ УТ-КА
ПА-УК ПО-НИ
ПУ-МА КОТ
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.