Рабочая тетрадь по русскому языку Языковые нормы
Оценка 4.9

Рабочая тетрадь по русскому языку Языковые нормы

Оценка 4.9
Раздаточные материалы
doc
русский язык
6 кл—11 кл
03.05.2023
Рабочая тетрадь по русскому языку Языковые нормы
упражнения для работы с языковыми нормами русского языка
рабочая тетрадь 2 языковые нормы.doc

Малышевское автономное общеобразовательное учреждение

средняя школа № 3

 

 

 

 

 

 

 

 

Рабочая тетрадь по русскому языку

 

(для учащихся старших классов средней школы)

 

 

                     

 

                                    Составители:

                                    Александрова Н.А.,

                                    учитель русского

                                    языка и литературы;

                                    Новосельцева Г.А.,

                                    Психолог, бизнес-тренер

                                                

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

П. Малышева

 

Вместо предисловия

 

 

Предлагаемая «Рабочая тетрадь по русскому языку» адресована учителям,  школьникам и их родителям, желающим помочь своим детям  в освоении русского языка, его норм.

 

 Авторская группа надеется, что разработанная  «Рабочая тетрадь по русскому языку» поможет Вам в проведении интересных нестандартных уроков, оживит и «украсит» учебный процесс.

Желаем удачи!

РУССКИЙ ЛИТЕРАТУРНЫЙ ЯЗЫК

 

Всякий разговор о языке полезен.

Владимир Солоухин

Вместо предисловия

   Как посчитали лингвисты, на земле существует около 2 800 языков. На одних говорят миллионы людей, на других – лишь тысячи, а иногда даже единицы. Можно ли все это многообразие изучать как нечто единое?

- Можно, - отвечает наука о языке – языкознание (лингвистика). Ведь языку «вообще» свойственен целый ряд особенностей.

   Любой язык – «инструмент коллективного пользования». Любой язык – тонкое и совершенное орудие человеческого общения, надежное средство формирования мысли и передачи информации. Любой язык имеет в своем арсенале объемистый набор таких повторяющихся элементов и гибкую систему правил, по которым они соединяются в логически оформленные высказывания. Все эти качества являются объектом неустанного исследования специалистов по общему языкознанию.

 

Строй языка

    Язык определенным образом упорядочен, устроен. Различные составляющие его элементы – единицы языка или языковые единицы – имеют особое назначение и связаны друг с другом закономерными отношениями. Эти отношения (как и сами единицы) образуют ярусы языкового строя (или уровни); их рассматривают соответствующие языковедческие дисциплины: фонетика, морфемика, морфология и т.д.

Совокупности языковых единиц и отношений между ними образуют строй языка.

 

Литературный язык

   Поскольку условия реализации языка различны, то и языковые единицы выбираются разные, и объединяются они, следовательно, по-разному. Среди всего многообразия выделяют употребления языка « в народе» и «в книге», иначе говоря, существует разговорная и литературная форма языка.

   Главная сфера употребления литературного языка – литература,  словесность в широком смысле (т.е. л-ра не только художественная, но и публицистическая, научная, официально-деловая) и так называемое «официальное» общение.

 

Задание 1.  Изложенную далее информацию зафиксируйте в виде схемы.

  Именно благодаря особенностям монологического употребления вырабатываются такие качествалитературного языка, как обработанность и нормированность (т.е. наличие норм – правил языкового употребления, признанных и охраняемых обществом). Кроме того, литературному языку свойственна также общераспространенность, всеобщность – обязательность для всех членов данного национального коллектива, многофункциональность, универсальность, т.е. употребление в различных сферах жизни, стилевая дифференциация, т.е. наличие ряда стилей, и тенденция к устойчивости, стабильности.

Все эти признаки не возникают внезапно, а вырабатываются постепенно, в процессе употребления языка.

А.И. Горшков. Русская словесность

 

Языковая норма

   Важнейшим признаком литературного языка считается наличие норм.

N – наиболее распространенный, закрепившийся в практике образцового использования языковой вариант;

N – единообразное, образцовое, общепризнанное употребление элементов   языка;

N охватывает все стороны языка.

Различаются N:

 

Орфоэпическая (произношение)                                                                                                                                   Орфографическая                                    (написание)

 

Акцентологическая

+

словообразовательная

лексическая

морфологическая = грамматическая

синтаксическая + пунктуационная

 

Задание 1. Прочитайте текст, ответьте на вопросы: может ли речь на киноэкране принять за образец для подражания? Обоснуйте свою точку зрения, запишите аргументированный ответ.

 

Киноязык художественных фильмов ориентирован на современную разговорную речь. Это можно увидеть на самых простых фонетических фактах; в кино не услышите старых произносительных норм боял[с]я, смею[с], засижу[с]… Кино уверенно использует самую молодую форму в качестве своей орфоэпической нормы…

Очень характерно для киноязыка произношение исковерканных слов: щас (сейчас), тада (тогда), тыща (тысяча, куда-нить (куда-нибудь), грит, грю (говорит, говорю),тока (только) и т.п. Так же обрублено произносят  на киноэкране и собственные имена: Никич (Никитич), Митна (Дмитриевна), Сей Сенч (Алексей Алексеевич) и подобные. Эти формы слов стали привычными в разговорной речи, и киноязык охотно их воспроизводит, чтобы передать правду обыденной жизни.

(по Л.А.Капнадзе)

 

 

 

 

 

 

 

 


Орфоэпические нормы

 

       Даже хороший от природы голос следует развивать не только для пения, но и для речи.

                                               К.С. Станиславский

 

Типы произношения

 

 

 

     неполный                                 полный

для непринужденного                       ораторский, подготовленный

 бытового общения

В условиях официального общения, публичного выступления неполный тип произношения с «проглатыванием» отдельных звуков и слогов, нечеткой дикцией недопустим.

Не случайно К.С. Станиславский писал: «Слово со скомканным началом напоминает человека с отрубленной головой…  За что же производить над словами такую экзекуцию?»

 

Особенности русского ударения

 

 

Орфоэпические нормы наиболее подвижны, т.е. часто меняются. Достоверную информацию можно получить из словарей, изданных не более 2-х лет назад. Так, слово колледж все словари до недавнего времени давали с  ударением на последнем слоге. Это не удивительно, поскольку это слово французского происхождения. Но уже в 1998 году словарь иностранных слов вариант колледж дает как единственный.

Следует помнить, что постановка ударения часто является «лакмусовой бумажкой» уровня речевой культуры человека.

 

Постановка ударения зависит:

-        От значения слова (занятой человек – занятое место);

-        От сферы употребления (добыча – добыча);

-        От формы слова (леса – леса).

 

При всей прихотливости и сложности русского ударения в языке можно обнаружить определенные языковые модели постановки ударения.


Задание:  Сформулируйте лексическое значение слов; сделайте вывод о роли ударения в данных словах:

Лагеря – лагери; пропуска – пропуски; ордена – ордены; листы – листья; учителя – учители.

 

Ударения в именах существительных

 

-       Может зависеть от происхождения слова: слова французского происхождения сохраняют ударение на последнем слоге (визави, партер, жалюзи, канапе, консоме); в словах англоязычного происхождения ударение сохраняется на первом слоге (свитер, яхта, финиш, мичман, пудинг, лидер);

-       Ударение в отглагольном существительном обычно совпадает с ударением в однокоренном глаголе: сосредоточить – сосредоточение, обеспечить – обеспечение, упрочить – упрочение, ведать – исповедать, исповедание);

-       Ударение может определяться конечным сочетанием звуков:

- ал (в иноязычных словах) пенал, портал, квартал

- мен (в заимствованиях из английского языка) полисмен, джентльмен, искл. бармен;

- слова на –ия в настоящее время имеют тенденцию к перемещению ударения к концу слова: было индустрия – сейчас индустрия, металлургия, но кулинария (надо запомнить);

До недавнего времени единственно правильным считалось произношение договор. Сейчас допустимой признается и договор, но в официальной речи ее все же употреблять не следует.

 

Задание: произнесите слова, обоснуйте место ударения в них:

 

Абсент, аналог, археолог, афиняне, бармен, вандал, визави, бензопровод, диспансер, договор, дремота, жалюзи, завсегдатай, заговор, некролог, каталог, ходатайствовать, хвоя, береста, христианин, воспроизведение, сосредоточение, обеспечение, приобретение, мышление, намерение, соцобеспечение, иглотерапия.

 

 

Ударение в именах прилагательных

 

 - в целом в русском языке существует тенденция к переносу

   ударения на конец прилагательного, но…

 - окончание – ой всегда ударное: бортовой, валовой (!),

   первоочередной, спиртовой, суповой, объездной, биржевой

 - в прилагательных, образованных от 2-сложных существительных, ударение сохраняется на том же слоге, что и существительные: джинсы – джинсовый, ива – ивовый, слива – сливовый, пики – пиковый, вереск – вересковый…

 - ударение в формах сравнительной степени определяется по форме краткого прилагательного: длинна – длиннее, но удобна – удобнее, красива – красивее, знойна – знойнее…

 

Задание: расставьте ударение в словах

Больной – болен, больна, больно, больны

Горячий – горяч, горяча, горячо, горячи

Красный – красен, красна, красно, красны

Светлый – светл, светла, светло, светлы

Властный – властен, властна, властно, властны

 

Ударение в глаголах

 

- глаголы в неопределенной форме в современном русском языке имеют тенденцию к смещению ударения к началу слова: опошлить, принудить, копировать, вторить, закупорить, упрочить, исчерпать, засахариться;

- особое внимание необходимо обратить на произношение слов: подбодрить, долбить, облегчить, углубить, начать, понять, принять, баловать, опошлить, принудить, плесневеть, черпать, исчерпать; блокировать, транспортировать

Ксерокопировать, копировать, но НЕ ксерить

- в формах прошедшего времени сохраняется то же ударение, что и в неопределенной форме: вложить – вложил, запломбировать – запломбировал, убыстрить – убыстрил

- необходимо запомнить:

Начать – начал, начала, начало, начали

Рвать – рвал, рвала, рвало, рвали

Понять – понял, поняла, поняло, поняли

Принять – принял, приняла, приняло, приняли

Лгать – лгал, лгала, лгало, лгали

Ждать – ждал, ждала, ждало, ждали

Звонить – звонит, позвонить, перезвонит

Включить – включит, включиться, заключит, подключит

 

- расставьте ударение в словах:

Запертый – заперт, заперто, заперта, заперты

Начатый – начат, начато, начата, начаты

Поднятый – поднят, поднято, поднята, подняты

Принятый – принят, принято, принята, приняты

Залитый – залит, залито, залита, залиты

Но: согнутый, согнут, согнуто, согнута, согнуты (искл.)

 

Задание: прочитайте стихотворение, правильно расставляя в нем

         Ударение

Феномен звонит по средам, Приняв договор по годам,

Он отдал экспертам эскорта Ходатайство аэропорта.

Танцовщик с танцовщицей любят

Своих малышей баловать: На кухонный стол по посуде

Пускают  котят танцевать.

Мы с шофером пустились по грязи

И, подолгу буксуя в грязи,

Прорвались к отделению связи –

Нам типограф прислал жалюзи.

Сегодня - тошнота, вчера – в костях ломота.

К тому же дремота не пускает за ворота.

И лавки заняты, и печка занята.

Ворота отперты, а дверь не отперта.


Практикум по теме «Орфоэпические нормы»

 

1. Неправильно поставлено ударение в слове:

1. блокировать               4. приняла

2. мусоропровод              5.квартальный (отчет)

3. верба

 

2. Нарушение орфоэпических норм допущено в словосочетании:

1. переводная картинка

2. призывный клич

3. переносное значение

 

3. Неправильно поставлено ударение в слове

1.(резать) ножницами          4. загнутый

2. заусеница                 5. лгала

3. задолго

 

4. Нарушение орфоэпических норм допущено в примере:

1. создан – создала – созданы

2. горек – горька – горьки

3. начат – начала – начав

 

5. Нарушение орфоэпических норм допущено в примере

1. взят – взята – взяты

2. занят – занята – заняты

3. начат – начата – начавший

 

6. Нарушение орфоэпических норм допущено в словосочетании

1. чудной человек

2. Богом проклятый

3. развитый локон

 

7. Ударение, отличающееся от современного, ставится

   в словосочетании

1. без году неделя

2. поговорить по душам

3. картины на стенах

 

8. Отметьте номера слов с ударением на втором слоге

1. гра-вер

2. ин-стру-мент

3. до-бы-ча

4. зва-ла


Морфологические нормы

 

Как и в области произношения, в морфологии соблюдаются нормы всеми, кто владеет русским языком как родным.

 

  мужской род                              женский род

 

бот, ботинок, валенок               бутса, гетра, кроссовка

мокасин, погон, рельс               сандалета, тапка, туфля

гипюр, занавес, канделябр           оладья, плацкарта, фамилия

помидор, картофель, кафель             антресоль, бандероль,

овощ, отель, рояль, тюль             вуаль, гантель, мозоль

трюфель, ферзь, шампунь            виолончель, фланель, фасоль

 

  род несклоняемых существительных определяется по следующим

  критериям:

- род существительных, называющих лиц, зависит от реального

  пола обозначаемого лица: английский денди, настоящая леди

- названия животных и птиц обычно относятся к мужскому роду:

  маленький колибри, веселый шимпанзе

- род несклоняемых существительных определяется по роду

  «главного» слова: солнечный Сочи (город), живописный Капри

  (остров), широкая авеню (улица)

- род сложносокращенных слов (аббревиатур) обычно определяется

  по роду главного слова: ООН приняла резолюцию (Организация

  Объединенных Наций), РИА сообщило (Российское информационное

  агентство)

-  род сложносоставных слов типа бабочка-адмирал, диван-

  кровать, кафе-ресторан обычно определяется по слову, которое

  выражает более общее понятие (красивая бабочка-адмирал).

  Если понятия равноценны – по первому слову: удобное кресло-

  Кровать, новое кафе-ресторан.

 

Задание: составьте словосочетания с данными существительными:

 

Авеню, автомобиль-амфибия, антресоль, балет-фантазия, бандероль, Батуми, бикини, бренди, бунгало, ватерполо, вуаль, Гагры, Онтарио, НЛО, ОРТ, мафиози, пенальти, очерк-обозрение, конферансье, Токио, тюль, салями, пони, какаду, рандеву, колибри, иваси, жалюзи, жюри, монпансье, рефери, шасси, шоу

 

Форма именительного падежа множественного числа

 

Агрономы, аэропорты, бухгалтеры, выговоры, директора (!), диспетчеры, договоры, доктора, инженеры, округа (!), свитеры, токари, тренеры (!), штекеры,  шоферы

 


Склонение числительных

 

Задание 1.    Прочитайте текст.

   Самое крупное животное в мире – синий кит. Вес его сердца достигает 600-700 кг, языка – 300 кг, печени 1200 кг. Вес самого животного равен весу 30 слонов или 150 быков, те достигает 150 т. Длина тела свыше 30. По сравнению с 75 тоннами веса мяса кита, вес его мозга ничтожен: не более 8 кг.

    Новорожденный китенок «крошечный»: около 7 м длины и 5-6 т. веса. Зато в сутки он выпивает до 200 л молока и прибавляет в весе от 60 до 100 кг.

 

    С огромным успехом прошел концерт группы «Лютики-цветочки». После него выбито более 547000 стекол, выломано около 280 дверей и прокинуто не менее 250 автобусов. Конечно, это бледновато в сравнении с 367 автобусами, перевернутыми накануне «фанами» группы «Ну и ну!», но если к тем 367 прибавить эти 250, то можно сделать вывод: в целом интерес молодежи к музыке не ослабевает. О 187 электричках, испытавших на себе всплеск эмоций поклонников группы «Карман», мы уже сообщали в прошлый раз.

 

    Завтра, 18 марта,  с 18 часов 45 минут до 23 часов 41 минуты на улицу лучше не выходить: об этом говорит положение Венеры в градусе 66-й широты. Овнам не рекомендуются заключать сделки на сумму менее 390 860. Раку в этот день можно рискнуть, но не более чем 269 750 рублями. Если Лев уже располагает 580 272 рублями капитала, ему повезет: к этим 5480 272 прибавится еще от 1,5 до 130 тысяч. Дева давно мечтает о 1 500 000, которые могли бы поправить ее дела. Завтра эти мечты сбудутся, если Юпитер столкнется с Марсом.

 

В нашу редакцию пришло более 7800 писем. В 5765 из них вы просите возобновить сеансы Кашпировскго. Сообщаем, что после зарубежного турне, в котором Анатолий Михайлович провел 48 сеансов с 52 893 гражданами разных стран, он отправился в Урюпинск. На последнем его сеансе там присутствовало около 740 человек, после чего мы узнали о 568 положительных результатах: у 567 человек потемнели волосы, а в самом последнем, 568-м, письме сенсация: у 80-летнего Акима Акимовича Петрова прорезались зубы!

 

Задание 2.  Найдите, объясните и исправьте ошибки.

 

    Мыть пол будете оба: и Саша, и Костя, и Денис! Крепче держись – обоими руками! Смотри обоими глазами и слушай обеими ушами! Из всех моих друзей только с обоими я всегда могу всем поделиться. Петров и Сидорчук! Опять вы обое опоздали!

    Начиная свое дело, молодой банкир располагал только десятью тысячью рублями. Компания выплатила премию тридцати старейших сотрудников. О тридцать двух рублях пришлось забыть. Деревня находится в полтора верстах от станции. Трое подруг  весело болтали всю дорогу, а потом трое суток плутали по тайге.

 

Задание 3.  Запишите текст с числительными, поставив их в нужную форму

   Байкал находится на высоте 456 м над уровнем моря. Его водные запасы постоянно пополняются 336 (река). Площадь его более 3500 кв.км. Глубина достигает 1620 м. Это одно из древнейших озер планеты, возраст его около 25 000 000 лет. Не менее 75 % флоры и фауны Байкала не встречается ни в каком другом водоеме планеты.

 

 

 

Лексикология

 

Лексическая стилистика – это раздел науки о языке, который

                       изучает словарные возможности языка

 

Нарушения лексической сочетаемости – речевые ошибки:

 

Тавтология – неоправданное повторение однокоренных слов = «масло масляное»: можно спросить вопрос, это явление является, например, такой пример

 

Плеоназм – употребление ненужных уточняющих слов: главная суть, ценные сокровища, темный мрак, вернуться обратно, упал вниз, оглянуться назад

 

Алогизм – сопоставление несопоставимых понятий: сравним результаты первого кризиса со вторым; Речь героев Достоевского отличается от других героев

 

Семантическая несочетаемость = «такого не бывает»:

           ехать пешком, оглянуться вперед

 

Задание 1: выберите из пар предложений верное;

         найдите, объясните и исправьте ошибки

 

1. Писатель написал свою автобиографию. / Писатель написал автобиографию

2. Свидетели подтвердили алиби задержанного – он нанес телесные повреждения пострадавшему, защищаясь от нападения. / У него алиби: во время убийства он находился на собрании

3. Сделайте фотографию анфас и в профиль. / Он стоял ко мне в анфас

4. Этот летчик – выдающийся ас своего дела. / Мой отец – летчик-ас

5. Мы купили зеркало для ванной. / Я пошел в ванну

6. На этом вернисаже собрана неплохая коллекция. / Вчера мы были на вернисаже

7. Курица высиживает яйца / Курица насиживает яйца

8. Я потратил на это где-то 20 минут / Он теперь где-то далеко


Задание 2. Допущена ли ошибка:

В мае месяце, так например, планы на будущее, неиспользованные резервы, простаивать без дела, поступательное движение вперед

 

Задание 3. Устраните ошибки:

Круглый месяц, глубокий день, глубокая весна, бархатное время

 

Задание 4: Укажите речевые ошибки

 

ü После гибели Ленского Ольга женится на гусаре.

ü Катерина оказала протест против «темного царства»,

ü Женившись на Тихоне, Катерина стала несчастной девушкой.

ü Из глаз ее беззвучно текли слезы.

ü Наружная внешность героини очень привлекательна.

ü На Раскольникова в щелку смотрели маленькие глазки и совсем седые волосы.

ü Любимые герои Толстого далеко не идеальны, они впадают в свои кризисы.

ü Он был мертв и не скрывал этого.

ü Белинский направил Некрасова на правильный и верный путь.

ü Герой призывает народ бороться за народное дело и целеустремленно стремится к своей цели.

ü В дальнейшем развитии сюжета нас ожидает немало неожиданностей и интересных сюрпризов.
Синтаксическое богатство русского языка

Не будите ассоциаций,

если вам не под силу их усыпить

С. Лец

·        Комментированное письмо

Русский язык обладает свободой не существующей в других известных мне языках от перестановки слов во фразе меняется смысл

И. Эренбург

·        Сформулируйте вывод

 

·        Один и тот же смысл можно передать разными синтаксическими конструкциями. Прокомментируйте, есть ли смысловые изменения в данных стилистических вариантах:

      Яйца курицу не учат

      Кто только курицу не учит, но не яйца

      Яйцу курицу учить – разбитым быть

      Мал еще, чтоб учить

·        Найдите логические ошибки в предложенных стилистических вариантах:

Кто хочет много знать, тому надо мало спать

Хочешь много знать – трудись

Много знать – ночами не спать

Хочешь много знать, придется мало спать

Кто хочет учиться, тому придется много трудиться

Хочешь научиться, придется отдыхом поступиться

Знаний можно достичь лишь упорным трудом

Мало спишь – много знаешь

Спишь?- Ну и спи дальше

Кто хочет много спать, мало будет знать

             Яйца курицу не учат

                    Мал еще, чтоб учить

                    Подрасти, тогда посмотрим

                    Яйцо курице не учитель

                    Кто первее – тот умнее

                    Учить опытного умного и знающего человека бессмысленно, если его учит  противоположный по этим качествам человек, т.к. первый все это знает и знает гораздо лучше второго

Не учи ученого

                          Умного учить – себя не уважать

                          Учить ученого не пытайся: самого научат

                          Нечем заняться?- Умного учи.

                          Бесполезно учить того, кто тебя умнее

                          Прежде чем кого-то учить, сам выучи

                          Не стоит учить человека тому, что он уже знает

                          Ты ученый, тебя учить не будем

                          Ученого не надо учить, у него надо учиться

    Побольше грамотных, поменьше дураков

    Учись – одним дураком меньше станет

    Глупец, учись!!!

    Учись – грамотным будешь

    Грамотным везде почет, обучился – и вперед

    Чем больше людей «берется за ум», тем меньше становится глупых

    С грамотными интереснее, с дураками веселее

·        Замените утвердительные личные предложения безличными отрицательными. Подумайте, как сделать из них текст

У тебя есть чувство юмора. У него есть способности к музыке. У нас есть определенное мнение по этому поводу.

   На стене была картина. В аквариуме была рыба. В доме теперь был порядок.

  В голове было много самых разных мыслей.  За окном был туман.

Режиссер был на сцене. Танцовщица была у себя в гримерной. В зале были свободные места. Успех был обеспечен.

·                                                                                                   Прокомментируйте смысл каждого предложения, определите варианты

  раскрытия темы

Деньги правят миром!..

Деньги правят миром?..

Деньги правят миром…

 


Слово об ошибках

Не спрашивай у ошибки,

чем она вызвана

С. Лец

·        Найдите и определите типы ошибок. Попробуйте их исправить.

Курица наседка –

Настоящая непоседка,

Но петух жаждет птенцов

И поэтому ко всему готов.

                                                            Солнце черное, как снег,

                                                           

В месяце апрель.

                                                            Из-за черных крыш

                                                            Капают капучие капели.

Хлеб с повидлой,

Со сливкой чай.

Искай здесь ошибки и…

Оценку получай!

(О. Пакулин, 11 класс)

·        Чувство, которое лежит в основе стихотворений Пушкина очень всегда тихо, кротко и очень человечно. Их форма спокойна и грациозна, красивая и изящная. Слов немного, но все они точные. Он ничего не отрицает, не проклинает, а смотрит с любовью и благословением. Даже грусть его светла необыкновенно и прозрачна. Любовь и дружба это главные черты хорошо изображенные Пушкиным. Герой лирики его красивый, прекрасный во всем, т.к. честный и требователен к себе сначала.

Ю. Сунцова, 11 класс

·        Пустое времяпровождение не сделало Онегина более счастливее, и он стал единоличником. В деревне он чуждается с соседями, но общался с Ленским. Когда Онегин убивает Ленского, он понял, как он заблуждался. Столкнувшись во время путешествия с отечественной историей, что-то неуловимое произошло в его душе. И тогда, приехав в Москву, он поразился изменениям в Татьяне и влюбляется в нее.

собрала М. Заборская, 11 класс

 

·        Выберите из заключенных в скобках вариантов правильный

А.С. Пушкин (считается, является) национальным русским поэтом.

Лирика поэта (изображает, воплощает) чувство любви к природе.

Перед нами (предстоит, предстает) необычная девушка.

В любовной лирике Пушкина (прослеживается, отслеживается, отражается) движение чувства.

Это высказывание отражает мнение многих (творцов, художников…) русской литературы XIX века.

М. Заборская, 11 класс

 

 

·        Отредактируйте текст

Всю ночь шел дождь, теплый, летний. К утру воздух был свежо и сильно пахнущий сиренью и хотел поскорее выбежать в сад. Дом старый, давно пустующий, утонул в зелени, заглянув через забор, было можно увидеть дорожку густую, заросшую травой. По самой середине этого сада на зеленой лужайке росло  необычайного вида дерево и походило на кипарис, только листва на нем была лазурного цвета. Три плода, трое яблок, висели на загнутых кверху ветках.

В. Плотникова, 11 класс

 

 


Малышевское автономное общеобразовательное учреждение средняя школа № 3

Малышевское автономное общеобразовательное учреждение средняя школа № 3

Вместо предисловия Предлагаемая «Рабочая тетрадь по русскому языку» адресована учителям, школьникам и их родителям, желающим помочь своим детям в освоении русского языка, его норм

Вместо предисловия Предлагаемая «Рабочая тетрадь по русскому языку» адресована учителям, школьникам и их родителям, желающим помочь своим детям в освоении русского языка, его норм

РУССКИЙ ЛИТЕРАТУРНЫЙ ЯЗЫК

РУССКИЙ ЛИТЕРАТУРНЫЙ ЯЗЫК

Все эти признаки не возникают внезапно, а вырабатываются постепенно, в процессе употребления языка

Все эти признаки не возникают внезапно, а вырабатываются постепенно, в процессе употребления языка

Орфоэпические нормы

Орфоэпические нормы

Задание: Сформулируйте лексическое значение слов; сделайте вывод о роли ударения в данных словах:

Задание: Сформулируйте лексическое значение слов; сделайте вывод о роли ударения в данных словах:

Горячий – горяч, горяча, горячо, горячи

Горячий – горяч, горяча, горячо, горячи

Практикум по теме «Орфоэпические нормы» 1

Практикум по теме «Орфоэпические нормы» 1

Морфологические нормы Как и в области произношения, в морфологии соблюдаются нормы всеми, кто владеет русским языком как родным

Морфологические нормы Как и в области произношения, в морфологии соблюдаются нормы всеми, кто владеет русским языком как родным

Склонение числительных Задание 1

Склонение числительных Задание 1

Задание 3. Запишите текст с числительными, поставив их в нужную форму

Задание 3. Запишите текст с числительными, поставив их в нужную форму

Задание 2. Допущена ли ошибка:

Задание 2. Допущена ли ошибка:

Синтаксическое богатство русского языка

Синтаксическое богатство русского языка

Побольше грамотных, поменьше дураков

Побольше грамотных, поменьше дураков

Слово об ошибках Не спрашивай у ошибки, чем она вызвана

Слово об ошибках Не спрашивай у ошибки, чем она вызвана

Отредактируйте текст Всю ночь шел дождь, теплый, летний

Отредактируйте текст Всю ночь шел дождь, теплый, летний
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
03.05.2023