ЧУ «Уральский медицинский колледж «Максат»»
УТВЕРЖДЕНО
Заместитель директора
По учебной работе
______ М.И.Трушкова
Рабочая тетрадь
Тема «Подготовка пациента к лабораторным методам исследования»
По дисциплине «Основы сестринского дела»
Для обучающихся II курса
Специальность 0301000 «Лечебное дело» 0302000 «Сестринское дело»
РАССМОТРЕНО
СОСТАВИЛА
Дикун Е.В
На заседании цикловой методической
Комиссии №4 клинических дисциплин
Протокол №
От « » 2019 г.
Председатель ЦМК
Сайгакова В.М.
ОДОБРЕНО
Методист Коцелл С.О.
колледжа
2019 г
Целью данного учебного пособия является помощь студентам в изучении предмета «Основы сестринского дела». Данное пособие поможет студентам развить логическое, клиническое мышление, практические навыки свободного владения материалом и применить полученные знания к конкретным, практическим ситуациям.
Тема: Подготовка пациента к лабораторным и инструментальным
методам исследования
С целью овладения указанными видами профессиональной деятельности и соответствующими профессиональными компетенциями обучающийся в ходе освоения профессионального модуля должен:
иметь практический опыт:
- ведения медицинской документации;
- обеспечения санитарных условий в учреждениях здравоохранения и на дому;
- соблюдения требований техники безопасности и пожарной безопасности при уходе за пациентом во время проведения процедур и манипуляций;
уметь:
- организовывать общение с пациентом с учетом норм профессиональной этики;
- оказывать помощь медицинской сестре в подготовке пациента к лечебно-диагностическим мероприятиям;
- обеспечивать безопасную больничную среду для пациента, его окружения и персонала;
- составлять памятки для пациента и его окружения по вопросам подготовки к различным исследованиям
знать:
- технологии выполнения медицинских услуг;
- факторы, влияющие на безопасность пациента и персонала;
- основы профилактики внутрибольничной инфекции;
- права пациента.
Основные понятия
Кровь |
- универсальная внутренняя среда организма, соединяющая органы и системы. |
Моча (urina) |
-биологическая жидкость, в составе которой из организма выводятся конечные продукты обмена веществ. |
Лабораторная диагностика |
-совокупность физико-химических, биохимических и биологических методов диагностики, исследующих отклонения в составе и изменения свойств тканей и биологических жидкостей больного, а также выявляющих возбудителей болезней. |
Реакция Вассермана (RW) |
- серологический метод диагностики сифилиса |
ВИЧ |
-вирус иммунодефицита человека |
Лабораторные методы исследования |
-исследование биологического материала с помощью различных лабораторных методик |
Диурез |
-количество мочи, выделенное за сутки |
Кал |
-выделяющиеся при дефекации массы, состоящие из непере- варенных остатков пищи и пищеварительных соков, а так же многочисленных бактерий |
Гельминтозы |
- заболевания, вызываемые червями, паразитирующие в кишечнике человека |
Мокрота |
-патологический секрет бронхолегочной системы, выделяющийся при кашле или отхаркивании |
Дренажное положение |
-положение тела, при котором мокрота отходит более эффективно |
Мазки из зева и носа |
-отделяемое носоглотки взятое для исследования |
ТЕМА :Подготовка пациента к исследованию крови и мочи
КРОВЬ
Цель работы: систематизировать знания по подготовке пациента к лабораторным методам исследования крови и мочи. Ознакомиться с основными видами исследований, уметь применять в практической деятельности.
Задание № 1. Вспомните и запишите:
При инструктировании пациента о порядке взятия биологического материала для исследования медицинской сестре необходимо установить терапевтическое общение. Для этого нужно:
1.
2.
3.
4.
Задание № 2. Перечислите общие меры предосторожности при заборе и доставке биологического материала:
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
Задание № 3. Перечислите виды исследований крови:
1.
2.
3
4.
5.
Задание № 4. Перечислите виды лабораторий для исследования крови:
1.
2.
3.
Задание № 5. Перечислите, на какие вопросы пациент должен получить ответы при инструктаже по подготовке к лабораторным методам исследованиям крови:
1.
2.
3.
Задание № 6 Составьте тезисы к памятке по подготовке пациента к клиническому (общему) анализу крови:
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание № 7 Установите последовательность, расставив в скобках порядковый номер действия:
Технология выполнения простой медицинской услуги «Взятие крови из периферической вены»
I.Подготовка к процедуре
· Проверить соблюдение пациентом ограничений в диете, учесть приём назначенных пациенту препаратов.
· Пригласить пациента, провести его идентификацию.
[ ] Выбрать, осмотреть \ пропальпировать область предполагаемой венепункции на наличие уплотнения, воспаления.
[ ] Надеть защитные очки, маску, перчатки.
[ ] Расположить руку пациента так, чтобы плечо и предплечье образовали прямую линию (под локоть положить клеёнчатую подушку).
[ ] Объяснить пациенту цель и ход предстоящей процедуры, убедиться в наличии информированного согласия.
[ ] Вымыть и высушить руки с использованием мыла или кожного антисептика
[ ] Подготовить необходимое оснащение
[ ]Зарегистрировать направление на анализ, промаркировать пробирки для взятия крови и бланк направления одним регистрационным номером.
[ ] Предложить/помочь пациенту занять удобное положение: сидя или лежа.
II. Выполнение процедуры
[ ] Взять шприц фиксируя указательным пальцем канюлю иглы, остальные пальцы охватывают цилиндр шприца сверху, снять с иглы защитный колпачок.
[ ] Наложить жгут на среднюю треть плеча, на рубашку или пеленку так чтобы при этом пульс на лучевой артерии пальпировался, и попросить пациента несколько раз сжать кисть в кулак и разжать её.
[ ] Ввести иглу в вену.
[ ] Попросить пациента сжать кулак.
[ ] Выбрать, осмотреть и пропальпировать место предполагаемой венепункции
[ ] Потянуть поршень на себя. Когда из канюли иглы покажется кровь, набрать необходимое количество крови, медленно вытягивая поршень шприца на себя.
[ ] Продезинфицировать место венепункции.
[ ] Фиксировать вену пациента так, чтобы большой палец находился на 3-5 см ниже венепункции, натянуть кожу.
[ ] Снять (ослабить) жгут, попросить пациента разжать кулак.
III. Окончание процедуры
[ ] Убедиться в хорошем самочувствии пациента и убедиться, что наружного кровотечения в области венепункции нет.
[ ] Извлечь иглу из вены.
[ ] Приложить к месту венепункции салфетку/ ватный шарик с кожным
антисептиком
[ ] Снять иглу со шприца через иглоотсекатель и перелить кровь из шприца в пробирку.
[ ] Сделать соответствующую запись о выполнении в медицинскую документацию
[ ] Транспортировать в соответствующие лаборатории промаркированные пробирки в специальных контейнерах с крышками (термосумках).
[ ] Снять перчатки, поместить их в емкость для дезинфекции
[ ] Вымыть и осушить руки с использованием мыла или кожного антисептика
[ ] Провести дезинфекцию использованного оборудования.
Задание № 8 Решите профессионально-ориентированные ситуационные задачи:
Задача 1. Врач назначил исследование крови, но в беседе с пациентом медсестра выяснила, что утром, сразу после сна, он выпил кофе.
Задание: Определите тактику медсестры
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задача 2. В тот момент, когда медсестра, забирая кровь на ВИЧ, извлекла иглу и развязала жгут, брызнувшая кровь пациента попала в глаза медсестры.
Задание: Что должна предпринять медсестра и как избежать случившегося
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание № 9 Перечислите преимущества использования систем Vacuette при заборе венозной крови:
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
МОЧА
Задание № 10 Обоснуйте, почему в выборе лабораторной посуды предпочтение отдаётся специализированной таре:
1.
2.
3.
4.
Задание № 11 Выпишите направления
1. На общий анализ мочи пациенту Иванову И.И. 58 лет, находящемуся на лечении в терапевтическом отделении.
НАПРАВЛЕНИЕ на ОБЩЕКЛИНИЧЕСКОЕ/БИОХИМИЧЕСКОЕ ИММУНОЛОГИЧЕСКОЕ/ЦИТОЛОГИЧЕСКОЕ исследование ___________________ (наименование биоматериала) Направившее учреждение (отделение) ФИО Пол Возраст Врач Дата получения биоматериала Подпись медицинской сестры |
2. На исследование мочи по Зимницкому пациенту Сидорову А.А., 46 лет, находящемуся на лечении в терапевтическом отделении.
НАПРАВЛЕНИЕ на ОБЩЕКЛИНИЧЕСКОЕ/БИОХИМИЧЕСКОЕ ИММУНОЛОГИЧЕСКОЕ/ЦИТОЛОГИЧЕСКОЕ исследование ___________________ (наименование биоматериала) Направившее учреждение (отделение) ФИО Пол Возраст Врач Дата получения биоматериала Подпись медицинской сестры |
3. На бактериологическое исследование мочи пациенту Спицину М.С., 26 лет, находящемуся на лечении в гастроэнтерологическом отделении.
НАПРАВЛЕНИЕ на ОБЩЕКЛИНИЧЕСКОЕ/БИОХИМИЧЕСКОЕ ИММУНОЛОГИЧЕСКОЕ/БАКТЕРИОЛОГИЧЕСКОЕ исследование ___________________ (наименование биоматериала) Направившее учреждение (отделение) ФИО Пол Возраст Врач Дата получения биоматериала Подпись медицинской сестры |
4. На биохимическое исследование крови пациентке Крапивиной Н.С., 35 лет, находящейся на лечении в пульмонологическом отделении.
НАПРАВЛЕНИЕ на ОБЩЕКЛИНИЧЕСКОЕ/БИОХИМИЧЕСКОЕ ИММУНОЛОГИЧЕСКОЕ/ЦИТОЛОГИЧЕСКОЕ исследование ___________________ (наименование биоматериала) Направившее учреждение (отделение) ФИО Пол Возраст Врач Дата получения биоматериала Подпись медицинской сестры |
Задание № 12 Объясните от чего может меняться состав мочи:
1.
2.
3.
4.
Задание № 13 Перечислите, на какие вопросы пациент должен получить ответы при подготовке и сбору мочи на исследование:
1.
2.
3.
4.
5.
Задание № 14 Составьте план содержания памятки для пациента:
1. По подготовке к исследованию и сбору мочи на общий анализ
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2. По подготовке к исследованию и сбору мочи по Нечипоренко
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3. По подготовке к исследованию и сбору мочи по Зимницкому
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
4. По подготовке к исследованию и сбору мочи на глюкозу
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
5. По подготовке и сбору мочи на бактериологическое исследование
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание № 15 Укажите цель исследования мочи:
1. На бактериологическое исследование
________________________________________________________________________________________________________________________________
2. На общий анализ
________________________________________________________________________________________________________________________________
3. По Зимницкому
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
4. По Нечипоренко
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
5. На сахар
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание № 15 Заполните карту программированного опроса
Наименование анализа |
Оснащение |
Особенности подготовки |
Необходимое количество мочи (мл) |
Время сбора |
Название лаборатории |
Общий
|
|
|
|
|
|
По Нечипоренко
|
|
|
|
|
|
Проба по Зимницкому
|
|
|
|
|
|
На сахар
|
|
|
|
|
|
Суточный диурез
|
|
|
|
|
|
Бактериоло-гическое исследование и чувствитель-ность к антибиотикам
|
|
|
|
|
|
Задание № 16. Решите профессионально-ориентированные
ситуационные задачи.
Задача 1.
Пациенту назначено исследование мочи по Нечипоренко. Медсестра объяснила пациенту, что он должен утром собрать «среднюю порцию» струи мочи в чистую баночку и отнести в лабораторию.
Задание: Проинструктируйте пациента
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задача 2.
Пациенту назначено исследование мочи по Зимницкому. Родственники принесли передачу – арбуз, виноград, спелые груши.
Задание: Тактика медсестры
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задача 3.
У пациента, страдающего сахарным диабетом, несмотря на высокое содержание сахара в крови, сахар в моче практически не обнаруживается. В беседе с медсестрой врач выяснил, что при сборе мочи медсестра допускает одну и ту же ошибку.
Задание: Какую ошибку допустила медсестра
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задача 4.
Пациенту назначено исследование мочи по Зимницкому. Пациент собрал мочу в 12 часов во II-й флакон, а затем в 4 часа в IV-й. на вопрос медсестры, почему он оставил III-й флакон пустым, пациент ответил, что забыл помочиться в нужное время.
Задание: Прокомментируйте в чем состоит ошибка медицинской сестры и её последующая тактика в сложившейся ситуации
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задача 5.
Для сбора мочи на определение чувствительности микрофлоры к антибиотикам медсестра предложила пациенту чистую сухую банку с крышкой.
Задание: В чем ошибка медицинской сестры
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задача 6.
Пациент, собрав мочу для анализа, увидел, что моча необычного цвета (красно-бурого). Разволновался, спрашивает у медсестры, почему у него такая моча?
Задание: Как должна поступить медсестра
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задача 7.
Пациент за сутки плотно пообедал без жидких блюд, за день выпил стакан чая, полбутылки кефира и съел килограмм яблок. Внутривеннокапельно ему перелито 400 мл физраствора. Суточный диурез составил 950 мл.
Задание: Оцените водный баланс.
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
ИТОГОВЫЙ КОНТРОЛЬ ЗНАНИЙ
по теме «Подготовка пациента к исследованию крови и мочи»
Задание: Выберите один правильный ответ.
1. Кровь на биохимические анализы берётся:
а. утром натощак
б. после завтрака
в. до завтрака
г. после обеда
2. Забор крови для биохимического исследования осуществляет:
а. процедурная медсестра
б. палатная медсестра
в. старшая сестра
г. Лаборант
3. Испачканные кровью тампоны помещают:
а. в 1% р-р хлорамина
б. в КБСУ
в. в 3% р-р хлорамина
г. в 25% р-р формалина
4. Необходимое количество мочи для общего клинического анализа:
а. 400-500мл
б. 150-200мл
в. 250-300мл
г. 50-100мл
5. Во время проведения пробы по Зимницкому необходимо собрать порций:
а. 2
б. 6
в. 8
г. 10
6. Для исследования мочи по методу Нечипоренко собирают:
а. первую порцию мочи
б. всю порцию мочи
в. последнюю порцию мочи
г. среднюю порцию мочи
7. Лаборатория, осуществляющая исследование крови на содержание антител к ВИЧ-инфекции называется:
а. клиническая
б. иммунологическая
в. бактериологическая
г. биохимическая
8. Порции мочи при проведении пробы по Зимницкому собирают каждые (в часах):
а. 4 часа
б. 2 часа
в. 3 часа
г. 1 час
9 . Мочу на сахар собирают:
а. среднюю порцию мочи
б. всю утреннюю порцию
в. в течении суток
г. через 4 часа
10. Для лучшего восприятия инструкции по подготовке к исследованию пациенту предоставляют:
а. направление
б. памятку
в. лабораторный бланк
г. выписку из амбулаторной карты
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.