ҚАЗАҚСТАН РЕСПУБЛИКАСЫНЫҢ ДЕНСАУЛЫҚ САҚТАУ МИНИСТРЛІГІ
МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН
ҚОСТАНАЙ ЖОҒАРЫ МЕДИЦИНАЛЫҚ КОЛЛЕДЖІ
КОСТАНАЙСКИЙ ВЫСШИЙ МЕДИЦИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ ООХРАНЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН
ҚОСТАНАЙ
ЖОҒАРЫ М
ЕДИЦИНАЛЫҚ КОЛЛЕДЖІ
КОСТАНАЙСКИЙ ВЫСШИЙ ЕДИЦНСКИЙ КОЛЛЕДЖ Бекітемін
ОЖ жөніндегі директордың
орынбасары___________
20__ж. «____» _______
ОҚУ ЖҰМЫС БАҒДАРЛАМАСЫ
Рабочая учебная программа
Пәнінен/Дисциплины/модуля: АП 06 «Фармацевтикалық химия»/СД 06 «Фармацевтическая химия»
Мамандығы/Специальность: 0306000 «Фармация»
Біліктілігі/Квалификация: 0306013 «Фармацевт»
Курс/Курс: II
Семестр/Семестр:III
Бақылау түрі/Форма контроля мемлекеттікемтихан / экзамен
Жалпы сағат саны/Общая трудоемкость всего часов/кредитов KZ – 300/10
СӨЖ/СРО –60
СОӨЖ/СРОП – 20
Аудиториялық/Аудиторные – 40
Симуляция/Симуляция -180
Қостанай, 2020 ж.
Рабочая учебная программа дисциплины/модуля составлен преподавателем Чапаксин И.В.
На основании рабочего учебного плана по специальности 0306000 «Фармация»
Рассмотрен и рекомендован на заседании ЦМК № ______________
от «28 » августа 2020 г., протокол № 1
Председатель ЦМК ____________ Ларькова А.О.
(подпись) ( ФИО )
Рассмотрен руководителем НМО/методистом ____________ Гаджиева К.С.
(подпись) ( ФИО )
Одобрена на заседании Методического Совета
протокол №5 от "28"августа 2020г
Председатель МС ______________ Гаджиева К.С.
(подпись) (Ф.И.О.)
Рабочая учебная программа дисциплины (модуля) - включает все содержание типовой и учитывает последние достижения производства, науки, медицины и культуры, которые появились после утверждения типовой программы. При составлении рабочей программы должна быть обеспечена необходимая связь между дисциплинами, не допуская дублирования в изучении отдельных тем.
Пояснительная записка
1.1.Введение/описание дисциплины/
Фармацевтическая химия - наука, которая, базируясь на общих законах химических наук, исследует способы получения, строение, физические и химические свойства лекарственных веществ, взаимосвязь между их химической структурой и действием на организм, методы контроля качества и изменения, происходящие при хранении.
Основными методами исследования лекарственных веществ в фармацевтической химии являются анализ и синтез - диалектически тесно связанные между собой процессы, взаимно дополняющие друг друга. Анализ и синтез - мощные средства познания сущности явлений, происходящих в природе.
Задачи, стоящие перед фармацевтической химией, решаются с помощью классических физических, химических и физико-химических методов, которые используются как для синтеза, так и для анализа лекарственных веществ.
Чтобы познать фармацевтическую химию, будущий провизор должен иметь глубокие знания в области общетеоретических химических и медико-биологических дисциплин, физики, математики. Необходимы также прочные знания в области философии, ибо фармацевтическая химия, как и другие химические науки, занимается изучением химической формы движения материи.
1.2.Цель дисциплины/модуля:
Целью раскрыть методологию создания и оценки качества и стандартизации лекарственных средств на основе общих и частных закономерностей фармацевтической химии, как прикладной дисциплины, общих закономерностей химико-биологических наук для выполнения профессиональных задач провизора-аналитика.
1.3.Задачи дисциплины/модуля:
Задачи преподавания фармацевтической химии заключаются в обучении студентов:
Знать:
· Структурные формулы лекарственных средств;
· Схемы синтеза лекарственных средств;
· Связь химического строения молекул лекарственных веществ с фармакологическим действием;
· Внешний вид препарата, растворимость;
· Определения подлинности лекарственных средств общими и специфичными химическими реакциями в зависимости от наличия функциональных групп в структуре соединений;
· Физико-химические методы анализа: рефрактометрия, поляриметрия, фотометрия, потенциометрия, хроматография;
· Фармакопейные методы определения чистоты лекарственных средств;
· Методы количественного определения лекарственных средств;
· В зависимости от физико-химических свойств условия хранения лекарственных средств;
· Формы выпуска лекарственных средств и применение в медицинской практике.
Уметь:
Владеть навыками:
· определять подлинность и чистоту лекарственных средств;
· проводить количественное определение лекарственных средств, с применением различных методов анализа: нейтрализации в водных и неводных средах, иодиметрии, броматометрии, комплексонометрии, нитритометрии, аргентометрии, меркуриметрии и др.;
· готовить реактивы и титрованные растворы для анализа лекарственных средств в соответствии с требованиями общих статей ГФ;
· владеть навыками проведения различных видов контроля качества аптечной продукции: опросный, письменный, органолептический, физический, химический;
· проводить экспресс-анализ внутриаптечной продукции с применением химических объемных методов и метода рефрактометрии;
· проводить оценку качества аптечной продукции и контроль качества лекарственных форм промышленного производства;
· На основе физико-химических свойств, правильно решать вопросы: химической несовместимости и стабильности лекарственных веществ. Обеспечения условий и сроков хранения лекарственных средств.
1.4 Формируемые компетенции
|
№ |
Компетенции |
№ К |
Результаты обучения программы. Выпускник будет способен: |
|
БК-1 |
ЭМОЦИОНАЛЬНО ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ. Проявляет самосознание, понимает свои потребности и побуждения. |
БК-1.1 |
Понимает сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявляет к ней устойчивый интерес. |
|
БК-2 |
РЕГУЛЯТИВНО-АНАЛИТИЧЕСКИЕ. Организует и оценивает собственную деятельность при выполнении профессиональных задач. |
БК-2.1 |
Определяет задачи и планирует собственную деятельность, выбирает типовые методы и способы выполнения профессиональных задач базовой категории сложности с учетом поставленной цели, оценивает их эффективность и качество |
|
БК-2.2 |
Самостоятельно решает практические задачи базовой категории сложности в области фармацевтической деятельности в пределах компетенции, анализирует рабочую ситуацию и ее предсказуемые изменения, производит текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию. |
||
|
БК-3 |
СОЦИАЛЬНО – КОММУНИКАТИВНЫЕ. Эффективно взаимодействует с разными людьми в различных ситуациях с использованием широкого спектра технологий. |
БК-3.1
|
Использует информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности, осуществляет поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, ориентируется в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности. |
|
БК-3.2 |
Использует нормативно-правовую документацию в области фармацевтической деятельности. |
||
|
БК-3.3 |
Владеет профессиональной терминологией |
||
|
БК-3.4 |
Владеет комплексом коммуникативных навыков, необходимых для работы в коллективе и команде, эффективно общается с коллегами, руководством, потребителями. |
||
|
БК-3.5 |
Ставит цели, мотивирует деятельность подчиненных, организовывает и контролирует их работу с принятием на себя ответственности за результат выполнения заданий. |
||
|
БК-4 |
КОМПЕТЕНЦИИ САМОСОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ. Признает свои потребности в обучении и ставит учебные цели, применяя навыки управления информацией, критического мышления и принятия решений. |
БК-4.1 |
Самостоятельно определяет задачи профессионального и личностного развития, занимается самообразованием, осознанно планирует повышение своей квалификации. |
|
БК-4.2 |
Ведет и пропагандирует здоровый образ жизни, занимается физической культурой и спортом для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей. |
||
|
ПК-1 |
ОРГАНИЗАЦИЯ И ЭКОНОМИКА ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. Демонстрирует навыки оптовой и розничной реализации лекарственных средств и товаров аптечного ассортимента, организации и руководства отделами аптеки или аптечного склада.
|
ПК-1.1 |
Организовывает прием, хранение лекарственных средств, лекарственного растительного сырья и товаров аптечного ассортимента в соответствии с требованиями нормативно-правовой базы. |
|
ПК-1.2 |
Отпускает лекарственные средства, изделия медицинского назначения и другие товары аптечного ассортимента населению и медицинским организациям. |
||
|
ПК-1.3 |
Участвует в оформлении торгового зала. |
||
|
ПК-1.4 |
Соблюдает правила санитарно-гигиенического режима, охраны труда, техники безопасности и противопожарной безопасности. |
||
|
ПК-1.5 |
Оформляет первичную учетно-отчетную документацию. |
||
|
ПК-1.6 |
Анализирует спрос на товары аптечного ассортимента. |
||
|
ПК-1.7 |
Организовывает работу структурных подразделений аптеки и осуществляет руководство аптечной организацией при отсутствии специалистов с высшим фармацевтическим образованием. |
||
|
ПК-1.8 |
Оформляет заявки поставщикам на товары аптечного ассортимента. |
||
|
ПК-1.9 |
Участвует в организации оптовой торговли. |
||
|
ПК-2 |
ФАРМАЦЕВТИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ. Изготавливает и отпускает лекарственные препараты, осуществляет контроль их качества. |
ПК-2.1 |
Изготавливает лекарственные формы по рецептам и требованиям медицинских организаций. |
|
ПК-2.2 |
Изготавливает внутриаптечную заготовку и фасует лекарственные средства для последующей реализации. |
||
|
ПК-2.3 |
Владеет обязательными видами внутриаптечного контроля лекарственных средств. |
||
|
ПК-3 |
ФАРМАКОЛОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ. Владеет навыками консультирования и информирования потребителей фармацевтических услуг. |
ПК-3.1 |
Оказывает консультативную помощь населению по надлежащему использованию и хранению лекарственных средств и других товаров аптечного ассортимента в домашних условиях. |
|
ПК-3.2 |
Информирует медицинские организации об имеющихся в аптеке лекарственных средствах и товарах аптечного ассортимента. |
||
|
ПК-3.3 |
Оказывает первую доврачебную помощь. |
1.5.Конечные результаты обучения:
· определять подлинность и чистоту лекарственных средств;
· проводить количественное определение лекарственных средств, с применением различных методов анализа: нейтрализации в водных и неводных средах, иодиметрии, броматометрии, комплексонометрии, нитритометрии, аргентометрии, меркуриметрии и др.;
· готовить реактивы и титрованные растворы для анализа лекарственных средств в соответствии с требованиями общих статей ГФ;
· владеть навыками проведения различных видов контроля качества аптечной продукции: опросный, письменный, органолептический, физический, химический;
· проводить экспресс-анализ внутриаптечной продукции с применением химических объемных методов и метода рефрактометрии;
· проводить оценку качества аптечной продукции и контроль качества лекарственных форм промышленного производства;
· На основе физико-химических свойств, правильно решать вопросы: химической несовместимости и стабильности лекарственных веществ. Обеспечения условий и сроков хранения лекарственных средств.
1.6. Пререквизиты:
История фармации;
Латинский язык в фармации;
Молекулярная биология с основами медицинской генетики;
Неорганическая химия;
Аналитическая химия;
Органическая химия.
1.7. Постреквизиты:
Фармакогнозия;
Практика «Фармацевтический анализ лекарственных средств»4
Технология лекарственных форм;
Фармакология.
1.8. Необходимые средства обучения, оборудование
Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», необходимых для освоения дисциплины.
– Системные программные средства: MicrosoftWindows XP, MicrosoftVista
- Прикладные программные средства: MicrosoftOffice 2007 Pro, GoogleChrome.
-Специализированное программное обеспечение: СДО Moodle, SunRAVBookOfficePro, SunRAVTestOfficePro,DjVu – WinDjView, специализированные химические программы и др.
- Тренировочные и контрольные тесты по каждому модулю. г) базы данных, информационно
-справочные и поисковые системы: - образовательные ресурсы Интернета – Химия,
- каталог образовательных интернет-ресурсов http://elib.dgu.ruХимический каталог: химические ресурсы Рунета http://www.ximicat.com/ Портал фундаментального химического образования России http://www.chemnet.ru XuMuK:
- сайт о химии для химиков http://www.xumuk.ru/
- Химические серверы http://www.Himhelp.ru, ChemWeb, ChemExpressOnline, ChemNet.com
Сведения о преподавателе
|
№ п/п |
Ф.И.О. |
Ученая степень |
Должность |
Курс, который читает |
Электронный адрес |
|
1. |
Чапаксин Иван Владимирович |
|
преподаватель |
Химия Фармацевтическая химия |
chapaksinevan44@gmail.com ivan.chapaksin.98@bk.ru 87056359990 |
Содержание рабочей учебной программы.
|
№ |
Тема |
Литература |
Количество часов |
Оснащение |
|||
|
Самостоятельная работа студентов |
Аудиторные занятия |
Симуляции
|
|||||
|
СРО |
СРОП |
||||||
|
1 |
«Введение. Неорганические лекарственные вещества»
|
О:1.Учеб.пособие: Беликов В.Г. «Фармацевтическая химия»-М.:МЕДпресс-информ,2009г., Стр.11-20,33-41 Д:1. Анисимова Н.Б. Руководство по общей рецептуре: Учеб. пособие для мед. уч-щ и колледжей / Н.Б. Анисимова, ВВ. Хоронько. – 2002 |
4 |
1 |
2 |
4 |
ГФРК, Х, XI НД МЗРК |
|
2 |
Основы лабораторной техники фармацевтического анализа |
1. О:1. Беликов В.Г. «Фармацевтическая химия»-М.:МЕДпресс-информ,2009г., Стр.70-103 2. Д:1. Руководство к лабораторным занятиям по фармацевтической химии: Аксенова Э.Н., Андрианова О.П., Арзамасцев А.П.- М.: Медицина, 2004. – 384 с.
|
4 |
2 |
2 |
10 |
ГФ Х, ГФ РК методические указания к практ.работе; оборудование и реактивы |
|
3 |
«Органические лекарственные вещества алифатического ряда и их производные»
|
1. О:1. Беликов В.Г. «Фармацевтическая химия»-М.:МЕДпресс-информ,2009г., Стр.178-179, 182-188 2. Д:1. Бернштейн И.Я., Каминский Ю.Л. Спектрофотометрический анализ в органической химии. – Л. : Химия, 1988. – 200 с. |
4 |
1 |
2 |
8 |
ГФРК, Х, XI НД МЗРК |
|
4 |
Рубежный контроль |
|
|
|
2 |
|
|
|
5 |
Фармакопейный анализ галогенпроизводных углеводородов |
1. О:1. Беликов В.Г. «Фармацевтическая химия»-М.:МЕДпресс-информ,2009г., Стр.178-179 2. Д:1. Бернштейн И.Я., Каминский Ю.Л. Спектрофотометрический анализ в органической химии. – Л. : Химия, 1988. – 200 с. |
7 |
2 |
2 |
20 |
ГФ Х, ГФРК, методические указания; оборудование и субстанции |
|
6 |
Лекарственные средства, производные ароматических соединений |
1. О:1. Беликов В.Г. «Фармацевтическая химия»-М.:МЕДпресс-информ,2009г., Стр.218-226 2. Д:1. Симонян Е.В. Анализ органических лекарственных веществ по функциональным группам: методические указания.- Челябинск: ЧелГМА, 2008. |
6 |
2 |
2 |
8 |
ГФРК, Х, XI НД МЗРК |
|
7 |
Фармакопейный анализ |
1. О:1. Беликов В.Г. «Фармацевтическая химия»-М.:МЕДпресс-информ,2009г., Стр.218-225,245-249 2. Д:1. Симонян Е.В. Анализ органических лекарственных веществ по функциональным группам: методические указания.- Челябинск: ЧелГМА, 2008. |
4 |
2 |
2 |
10 |
ГФ Х, ГФ РК методические указания к практ.работе; оборудование и реактивы |
|
8 |
Рубежный контроль |
|
|
|
2 |
|
|
|
9 |
Экзамен |
|
|
|
4 |
|
|
|
|
Итого |
|
30 |
10 |
20 |
60 |
|
1.10.1 Основная литература
1. Глущенко Н.Н. Фармацевтическая химия. М. ИЦ Академия. 2004. 384 с.
2. Арзамасцев А.П. (ред) Фармацевтическая химия. Гэотар-Мед Гэотар-Мед 2004 г.
3. Беликов В. Г. Фармацевтическая химия. МЕДпресс-информ. 2007. 624 с.
4. Великородов А.В., Безуглова Т.В. Руководство к лабораторным и семинарским занятиям по фармацевтической химии. Астрахань. 2007. 151 с.
1.102 Дополнительная литература
1. В.Г. Беликов. Фармацевтическая химия. В 2 ч.: Ч.1. Общая фармацевтическая химия; Ч.2. Специальная фармацевтическая химия: Учеб. для вузов. - Пятигорск, 2003.-720 с.
2. Лабораторные работы по фармацевтической химии: Учеб. пособие для фармац. ин-тов и фармац. фак. мед. ин-тов. Под. ред В.Г. Беликова.- М.: Высш. шк., 1989.- 375 с.
3. Руководство к лабораторным занятиям по фармацевтической химии. Под. ред. А.П. Арзамасцева. М.: «Медицина» 2001.
4. А.С. Саушкина. Руководство по решению практических задач фармацевтического анализа. Пятигорск, 1996.
5. В.Г. Беликов. Фармацевтическая химия. Часть 1. Общая фармацевтическая химия. М.: Высшая школа, 1993.-432 с.
6. В.Г. Беликов. Фармацевтическая химия. Часть 2. Специальная фармацевтическая химия. Пятигорск, 1996.
7. В.А. Малентьева. Фармацевтическая химия. М.: Медицина. 1968-755с. Государственная фармакопея X.
8. Государственная фармакопея XI, I издание.
9. Государственная фармакопея XI, II издание.
10. Лабораторные работы по фармацевтической химии. Под. ред Е.Н. Вергейчика, Е.В. Компанцевой - Пятигорск, 2003 - 342 с.
11. Руководство к лабораторным занятиям по фармацевтической химии. Под. ред. А.П. Арзамасцева. М.: «Медицина» 2001.
1.10.3 Интернет-ресурс
– Системные программные средства: Microsoft Windows XP, Microsoft Vista
- Прикладные программные средства: Microsoft Office 2007 Pro, Google Chrome.
- Специализированное программное обеспечение: СДО Moodle, SunRAV BookOffice Pro, SunRAV TestOfficePro, DjVu – WinDjView, специализированные химические программы и др.
- Тренировочные и контрольные тесты по каждому модулю. г) базы данных, информационно
-справочные и поисковые системы: - образовательные ресурсы Интернета – Химия,
- каталог образовательных интернет-ресурсов http://elib.dgu.ruХимический каталог: химические ресурсы Рунета http://www.ximicat.com/ Портал фундаментального химического образования России http://www.chemnet.ru XuMuK:
- сайт о химии для химиков http://www.xumuk.ru/
- Химические серверы http://www.Himhelp.ru, ChemWeb, ChemExpress Online, ChemNet.com
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.