Рабочая учебная программа фармацевтическая химия
Оценка 4.9

Рабочая учебная программа фармацевтическая химия

Оценка 4.9
docx
16.10.2020
Рабочая учебная программа фармацевтическая химия
РП 2020 farm chemist.docx

 

ҚАЗАҚСТАН РЕСПУБЛИКАСЫНЫҢ ДЕНСАУЛЫҚ САҚТАУ МИНИСТРЛІГІ

МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН

 

ҚОСТАНАЙ ЖОҒАРЫ МЕДИЦИНАЛЫҚ КОЛЛЕДЖІ

КОСТАНАЙСКИЙ ВЫСШИЙ МЕДИЦИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ ООХРАНЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН

 

ҚОСТАНАЙ ЖОҒАРЫ МЕДИЦИНАЛЫҚ КОЛЛЕДЖІ

КОСТАНАЙСКИЙ ВЫСШИЙ ЕДИЦНСКИЙ КОЛЛЕДЖ Бекітемін

ОЖ жөніндегі директордың

орынбасары___________

20__ж.  «____»   _______

 

 

 

ОҚУ ЖҰМЫС БАҒДАРЛАМАСЫ

Рабочая учебная  программа

 

 

 

 

Пәнінен/Дисциплины/модуля: АП 06 «Фармацевтикалық химия»/СД 06 «Фармацевтическая  химия»

Мамандығы/Специальность: 0306000 «Фармация»

Біліктілігі/Квалификация: 0306013 «Фармацевт»

 

 

 

Курс/Курс: II

Семестр/Семестр:III

Бақылау түрі/Форма контроля мемлекеттікемтихан / экзамен

Жалпы сағат саны/Общая трудоемкость всего часов/кредитов KZ – 300/10

СӨЖ/СРО –60

СОӨЖ/СРОП – 20

Аудиториялық/Аудиторные – 40 

Симуляция/Симуляция       -180

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Қостанай, 2020 ж.

 

 

 

 

Рабочая учебная программа дисциплины/модуля составлен преподавателем Чапаксин И.В.

 

На основании рабочего учебного плана по специальности 0306000 «Фармация»

 

Рассмотрен и рекомендован на заседании ЦМК ______________

от «28 »  августа  2020 г., протокол № 1

 

Председатель ЦМК ____________ Ларькова А.О.  

                                    (подпись)                   ( ФИО )

 

 

Рассмотрен  руководителем НМО/методистом   ____________ Гаджиева К.С.        

                                                                     (подпись)                       ( ФИО )

 

Одобрена на заседании Методического Совета

протокол №5 от "28"августа 2020г

Председатель МС ______________   Гаджиева К.С.    

                               (подпись)                 (Ф.И.О.)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рабочая учебная программа дисциплины (модуля) - включает все содержание типовой и учитывает последние достижения производства, науки, медицины и культуры, которые появились после утверждения типовой программы. При составлении рабочей программы должна быть обеспечена необходимая связь между дисциплинами, не допуская дублирования в изучении отдельных тем.

 

Пояснительная записка

1.1.Введение/описание дисциплины/

Фармацевтическая химия - наука, которая, базируясь на общих законах химических наук, исследует способы получения, строение, физические и химические свойства лекарственных веществ, взаимосвязь между их химической структурой и действием на организм, методы контроля качества и изменения, происходящие при хранении.

Основными методами исследования лекарственных веществ в фармацевтической химии являются анализ и синтез - диалектически тесно связанные между собой процессы, взаимно дополняющие друг друга. Анализ и синтез - мощные средства познания сущности явлений, происходящих в природе.

Задачи, стоящие перед фармацевтической химией, решаются с помощью классических физических, химических и физико-химических методов, которые используются как для синтеза, так и для анализа лекарственных веществ.

Чтобы познать фармацевтическую химию, будущий провизор должен иметь глубокие знания в области общетеоретических химических и медико-биологических дисциплин, физики, математики. Необходимы также прочные знания в области философии, ибо фармацевтическая химия, как и другие химические науки, занимается изучением химической формы движения материи.

 

1.2.Цель дисциплины/модуля:

Целью раскрыть методологию создания и оценки качества и стандартизации лекарственных средств на основе общих и частных закономерностей фармацевтической химии, как прикладной дисциплины, общих закономерностей химико-биологических наук для выполнения профессиональных задач провизора-аналитика.

 

1.3.Задачи дисциплины/модуля:

Задачи преподавания фармацевтической химии заключаются в обучении студентов:

  • дать ориентацию в свойствах и методах исследования, стандартизации лекарственных средств, в соответствии с постоянно растущими требованиями к качеству, стабильностью, условиями хранения и перспективами создания эффективных и безопасных лекарственных средств;
  • на основе современных достижений сформировать системные знания закономерностей химического поведения  класса органических и неорганических соединений во взаимосвязи с их строением для умения решать химические проблемы лекарствоведения;
  • сформировать умения и навыки, необходимые для деятельности провизора – аналитика  в области организации и проведения контроля качества лекарственных средств в соответствии с перспективами их развития и в связи с достижениями постоянно развивающихся фундаментальных физико – химических и медико – биологических наук.

Знать:

·        Структурные формулы лекарственных средств;

·        Схемы синтеза лекарственных средств;

·        Связь химического строения молекул лекарственных веществ с фармакологическим действием;

·        Внешний вид препарата, растворимость;

·        Определения подлинности лекарственных средств общими и специфичными химическими реакциями в зависимости от наличия функциональных групп в структуре соединений;

·        Физико-химические методы анализа: рефрактометрия, поляриметрия, фотометрия, потенциометрия, хроматография;

·        Фармакопейные методы определения чистоты лекарственных средств;

·        Методы количественного определения лекарственных средств;

·        В зависимости от физико-химических свойств условия хранения лекарственных средств;

·        Формы выпуска лекарственных средств и применение в медицинской практике.

Уметь:

  • Владеть навыками использования физических и физико-химических методов для проведения анализа лекарственных средств в соответствии с требованиями общих и частных статей ГФ;
  • характеризовать внешний вид препарата, растворимость и реакцию среды;
  • определять физические константы и показатели (температура плавления, удельное вращение, плотность);
  • проводить спектрофотометрическое определение в видимой и УФ-областях; выполнять хроматографические методы исследования (ТСХ) для установления подлинности и чистоты лекарственных средств.

Владеть навыками:

·         определять подлинность и чистоту лекарственных средств;

·         проводить количественное определение лекарственных средств, с применением различных методов анализа: нейтрализации в водных и неводных средах, иодиметрии, броматометрии, комплексонометрии, нитритометрии, аргентометрии, меркуриметрии и др.;

·         готовить реактивы и титрованные растворы для анализа лекарственных средств в соответствии с требованиями общих статей ГФ;

·         владеть навыками проведения различных видов контроля качества аптечной продукции: опросный, письменный, органолептический, физический, химический;

·         проводить экспресс-анализ внутриаптечной продукции с применением химических объемных методов и метода рефрактометрии;

·         проводить оценку качества аптечной продукции и контроль качества лекарственных форм промышленного производства;

·         На основе физико-химических свойств, правильно решать вопросы: химической несовместимости и стабильности лекарственных веществ. Обеспечения условий и сроков хранения лекарственных средств.

 

1.4 Формируемые компетенции

 

Компетенции

№ К

Результаты обучения программы.

Выпускник будет способен:

БК-1

ЭМОЦИОНАЛЬНО  ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ.

Проявляет самосознание, понимает свои потребности и побуждения.

БК-1.1

Понимает сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявляет к ней устойчивый интерес.

БК-2

РЕГУЛЯТИВНО-АНАЛИТИЧЕСКИЕ.

Организует и оценивает собственную деятельность при выполнении профессиональных задач.

БК-2.1

Определяет задачи и планирует собственную деятельность, выбирает типовые методы и способы выполнения профессиональных задач базовой категории сложности с учетом поставленной цели, оценивает их эффективность и качество

БК-2.2

Самостоятельно решает практические задачи базовой категории сложности в области фармацевтической деятельности в пределах компетенции, анализирует рабочую ситуацию и ее предсказуемые изменения, производит текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию.

БК-3

СОЦИАЛЬНО – КОММУНИКАТИВНЫЕ.

Эффективно взаимодействует с разными людьми в различных ситуациях с использованием широкого спектра технологий.

БК-3.1

 

 

 

 

Использует информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности, осуществляет поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, ориентируется в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.

БК-3.2

Использует нормативно-правовую документацию в области фармацевтической деятельности.

БК-3.3

Владеет профессиональной терминологией

БК-3.4

Владеет комплексом коммуникативных навыков, необходимых для работы в коллективе и команде, эффективно общается с коллегами, руководством, потребителями.

БК-3.5

Ставит цели, мотивирует деятельность подчиненных, организовывает и контролирует их работу с принятием на себя ответственности за результат выполнения заданий.

БК-4

КОМПЕТЕНЦИИ САМОСОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ.

Признает свои потребности в обучении и ставит учебные цели, применяя навыки управления информацией, критического мышления и принятия решений.

БК-4.1

Самостоятельно определяет задачи профессионального и личностного развития, занимается самообразованием, осознанно планирует повышение своей квалификации.

БК-4.2

Ведет и пропагандирует здоровый образ жизни, занимается физической культурой и спортом для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей.

ПК-1

ОРГАНИЗАЦИЯ И ЭКОНОМИКА ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

Демонстрирует навыки оптовой и розничной реализации лекарственных средств и товаров аптечного ассортимента, организации и руководства отделами аптеки или аптечного склада.

 

 

ПК-1.1

Организовывает прием, хранение лекарственных средств, лекарственного растительного сырья и товаров аптечного ассортимента в соответствии с требованиями нормативно-правовой базы.

ПК-1.2

Отпускает лекарственные средства, изделия медицинского назначения и другие товары аптечного ассортимента населению и медицинским организациям.

ПК-1.3

Участвует в оформлении торгового зала.

ПК-1.4

Соблюдает правила санитарно-гигиенического режима, охраны труда, техники безопасности и противопожарной безопасности.

ПК-1.5

Оформляет первичную учетно-отчетную документацию.

ПК-1.6

Анализирует спрос на товары аптечного ассортимента.

ПК-1.7

Организовывает работу структурных подразделений аптеки и осуществляет руководство аптечной организацией при отсутствии специалистов с высшим фармацевтическим образованием.

ПК-1.8

Оформляет заявки поставщикам на товары аптечного ассортимента.

ПК-1.9

Участвует в организации оптовой торговли.

ПК-2

ФАРМАЦЕВТИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ.

Изготавливает и отпускает лекарственные препараты, осуществляет контроль их качества.

ПК-2.1

Изготавливает лекарственные формы по рецептам и требованиям медицинских организаций.

ПК-2.2

Изготавливает внутриаптечную заготовку и фасует лекарственные средства для последующей реализации.

ПК-2.3

Владеет обязательными видами внутриаптечного контроля лекарственных средств.

ПК-3

ФАРМАКОЛОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ.

Владеет навыками консультирования и информирования потребителей фармацевтических услуг.

ПК-3.1

Оказывает консультативную помощь населению по надлежащему использованию и хранению лекарственных средств и других товаров аптечного ассортимента в домашних условиях.

ПК-3.2

Информирует медицинские организации об имеющихся в аптеке лекарственных средствах и товарах аптечного ассортимента.

ПК-3.3

Оказывает первую доврачебную помощь.

 

1.5.Конечные результаты обучения:

·         определять подлинность и чистоту лекарственных средств;

·         проводить количественное определение лекарственных средств, с применением различных методов анализа: нейтрализации в водных и неводных средах, иодиметрии, броматометрии, комплексонометрии, нитритометрии, аргентометрии, меркуриметрии и др.;

·         готовить реактивы и титрованные растворы для анализа лекарственных средств в соответствии с требованиями общих статей ГФ;

·         владеть навыками проведения различных видов контроля качества аптечной продукции: опросный, письменный, органолептический, физический, химический;

·         проводить экспресс-анализ внутриаптечной продукции с применением химических объемных методов и метода рефрактометрии;

·         проводить оценку качества аптечной продукции и контроль качества лекарственных форм промышленного производства;

·         На основе физико-химических свойств, правильно решать вопросы: химической несовместимости и стабильности лекарственных веществ. Обеспечения условий и сроков хранения лекарственных средств.

 

 

1.6. Пререквизиты:

История фармации;

Латинский язык в фармации;

Молекулярная биология с основами медицинской генетики;

Неорганическая химия;

Аналитическая химия;

Органическая химия.

 

1.7. Постреквизиты:

Фармакогнозия;

Практика «Фармацевтический анализ лекарственных средств»4

Технология лекарственных форм;

Фармакология.

 

1.8. Необходимые средства обучения, оборудование

 

Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», необходимых для освоения дисциплины.

– Системные программные средства: MicrosoftWindows XP, MicrosoftVista

- Прикладные программные средства: MicrosoftOffice 2007 Pro, GoogleChrome.

-Специализированное программное обеспечение: СДО Moodle, SunRAVBookOfficePro, SunRAVTestOfficePro,DjVu – WinDjView,  специализированные химические программы и др.

- Тренировочные и контрольные тесты по каждому модулю. г) базы данных, информационно

-справочные и поисковые системы: - образовательные ресурсы Интернета – Химия,

- каталог образовательных интернет-ресурсов http://elib.dgu.ruХимический каталог: химические ресурсы Рунета http://www.ximicat.com/ Портал фундаментального химического образования России http://www.chemnet.ru XuMuK:

- сайт о химии для химиков http://www.xumuk.ru/

- Химические серверы http://www.Himhelp.ru, ChemWeb, ChemExpressOnline, ChemNet.com

 

Сведения о преподавателе

п/п

Ф.И.О.

Ученая степень

Должность

Курс, который читает

Электронный адрес

1.

Чапаксин Иван Владимирович

 

преподаватель

Химия

Фармацевтическая химия

[email protected]

[email protected]

87056359990

 

Содержание рабочей учебной программы.

 

Тема

Литература

Количество часов

Оснащение

Самостоятельная работа студентов

Аудиторные занятия

Симуляции

 

СРО

СРОП

1

«Введение. Неорганические лекарственные вещества»

 

О:1.Учеб.пособие: Беликов В.Г. «Фармацевтическая химия»-М.:МЕДпресс-информ,2009г., Стр.11-20,33-41

Д:1. Анисимова Н.Б. Руководство по общей рецептуре: Учеб. пособие для мед. уч-щ и колледжей / Н.Б. Анисимова, ВВ. Хоронько. – 2002

4

1

2

4

ГФРК, Х, XI НД  МЗРК

2

Основы лабораторной техники фармацевтического анализа

1.      О:1. Беликов В.Г. «Фармацевтическая химия»-М.:МЕДпресс-информ,2009г., Стр.70-103

2.      Д:1. Руководство к лабораторным занятиям по  фармацевтической химии: Аксенова Э.Н., Андрианова О.П., Арзамасцев  А.П.- М.: Медицина, 2004. – 384 с.

 

4

2

2

10

ГФ Х, ГФ РК методические указания к практ.работе; оборудование и реактивы

3

«Органические лекарственные вещества алифатического ряда и их производные»

 

1.         О:1. Беликов В.Г. «Фармацевтическая химия»-М.:МЕДпресс-информ,2009г., Стр.178-179, 182-188

2.         Д:1. Бернштейн И.Я., Каминский Ю.Л. Спектрофотометрический анализ в органической химии. – Л. : Химия, 1988. – 200 с.

4

1

2

8

ГФРК, Х, XI НД  МЗРК

4

Рубежный контроль

 

 

 

2

 

 

5

Фармакопейный анализ галогенпроизводных углеводородов

1.         О:1. Беликов В.Г. «Фармацевтическая химия»-М.:МЕДпресс-информ,2009г., Стр.178-179

2.         Д:1. Бернштейн И.Я., Каминский Ю.Л. Спектрофотометрический анализ в органической химии. – Л. : Химия, 1988. – 200 с.

7

2

2

20

ГФ Х, ГФРК, методические указания; оборудование и субстанции

6

Лекарственные средства, производные ароматических  соединений

1.         О:1. Беликов В.Г. «Фармацевтическая химия»-М.:МЕДпресс-информ,2009г., Стр.218-226

2.         Д:1. Симонян Е.В. Анализ органических лекарственных веществ по функциональным группам: методические указания.- Челябинск: ЧелГМА, 2008.

6

2

2

8

ГФРК, Х, XI НД  МЗРК

7

Фармакопейный анализ

1.         О:1. Беликов В.Г. «Фармацевтическая химия»-М.:МЕДпресс-информ,2009г., Стр.218-225,245-249

2.         Д:1. Симонян Е.В. Анализ органических лекарственных веществ по функциональным группам: методические указания.- Челябинск: ЧелГМА, 2008.

4

2

2

10

ГФ Х, ГФ РК методические указания к практ.работе; оборудование и реактивы

8

Рубежный контроль

 

 

 

2

 

 

9

Экзамен

 

 

 

4

 

 

 

Итого

 

30

10

20

60

 

 

1.10.1 Основная литература

 

1. Глущенко Н.Н. Фармацевтическая химия. М. ИЦ Академия. 2004. 384 с.

2. Арзамасцев А.П. (ред) Фармацевтическая химия. Гэотар-Мед Гэотар-Мед 2004 г.

3. Беликов В. Г. Фармацевтическая химия. МЕДпресс-информ. 2007. 624 с.

4. Великородов А.В., Безуглова Т.В. Руководство к лабораторным и семинарским занятиям по фармацевтической химии. Астрахань. 2007. 151 с.

 

1.102 Дополнительная литература

 

1. В.Г. Беликов. Фармацевтическая химия. В 2 ч.: Ч.1. Общая фармацевтическая химия; Ч.2. Специальная фармацевтическая химия: Учеб. для вузов. - Пятигорск, 2003.-720 с.

2. Лабораторные работы по фармацевтической химии: Учеб. пособие для фармац. ин-тов и фармац. фак. мед. ин-тов. Под. ред В.Г. Беликова.- М.: Высш. шк., 1989.- 375 с.

3. Руководство к лабораторным занятиям по фармацевтической химии. Под. ред. А.П. Арзамасцева. М.: «Медицина» 2001.

4. А.С. Саушкина. Руководство по решению практических задач фармацевтического анализа. Пятигорск, 1996.

5. В.Г. Беликов. Фармацевтическая химия. Часть 1. Общая фармацевтическая химия. М.: Высшая школа, 1993.-432 с.

6. В.Г. Беликов. Фармацевтическая химия. Часть 2. Специальная фармацевтическая химия. Пятигорск, 1996.

7. В.А. Малентьева. Фармацевтическая химия. М.: Медицина. 1968-755с. Государственная фармакопея X.

8. Государственная фармакопея XI, I издание.

9. Государственная фармакопея XI, II издание.

10. Лабораторные работы по фармацевтической химии. Под. ред Е.Н. Вергейчика, Е.В. Компанцевой - Пятигорск, 2003 - 342 с.

11. Руководство к лабораторным занятиям по фармацевтической химии. Под. ред. А.П. Арзамасцева. М.: «Медицина» 2001.

 

1.10.3 Интернет-ресурс

– Системные программные средства: Microsoft Windows XP, Microsoft Vista

- Прикладные программные средства: Microsoft Office 2007 Pro, Google Chrome.

- Специализированное программное обеспечение: СДО Moodle, SunRAV BookOffice Pro, SunRAV TestOfficePro, DjVu – WinDjView,  специализированные химические программы и др.

- Тренировочные и контрольные тесты по каждому модулю. г) базы данных, информационно

-справочные и поисковые системы: - образовательные ресурсы Интернета – Химия,

- каталог образовательных интернет-ресурсов http://elib.dgu.ruХимический каталог: химические ресурсы Рунета http://www.ximicat.com/ Портал фундаментального химического образования России http://www.chemnet.ru XuMuK:

- сайт о химии для химиков http://www.xumuk.ru/

- Химические серверы http://www.Himhelp.ru, ChemWeb, ChemExpress Online, ChemNet.com


 

Скачано с www.znanio.ru

АЗАҚСТАН РЕСПУБЛИКАСЫНЫҢ ДЕНСАУЛЫҚ

АЗАҚСТАН РЕСПУБЛИКАСЫНЫҢ ДЕНСАУЛЫҚ

Рабочая учебная программа дисциплины/модуля составлен преподавателем

Рабочая учебная программа дисциплины/модуля составлен преподавателем

Рабочая учебная программа дисциплины (модуля) - включает все содержание типовой и учитывает последние достижения производства, науки, медицины и культуры, которые появились после утверждения типовой программы

Рабочая учебная программа дисциплины (модуля) - включает все содержание типовой и учитывает последние достижения производства, науки, медицины и культуры, которые появились после утверждения типовой программы

Связь химического строения молекул лекарственных веществ с фармакологическим действием; ·

Связь химического строения молекул лекарственных веществ с фармакологическим действием; ·

БК-2.1 Определяет задачи и планирует собственную деятельность, выбирает типовые методы и способы выполнения профессиональных задач базовой категории сложности с учетом поставленной цели, оценивает их эффективность…

БК-2.1 Определяет задачи и планирует собственную деятельность, выбирает типовые методы и способы выполнения профессиональных задач базовой категории сложности с учетом поставленной цели, оценивает их эффективность…

БК-2.1 Определяет задачи и планирует собственную деятельность, выбирает типовые методы и способы выполнения профессиональных задач базовой категории сложности с учетом поставленной цели, оценивает их эффективность…

БК-2.1 Определяет задачи и планирует собственную деятельность, выбирает типовые методы и способы выполнения профессиональных задач базовой категории сложности с учетом поставленной цели, оценивает их эффективность…

Неорганическая химия; Аналитическая химия;

Неорганическая химия; Аналитическая химия;

Неорганические лекарственные вещества»

Неорганические лекарственные вещества»

Лекарственные средства, производные ароматических соединений 1

Лекарственные средства, производные ароматических соединений 1

Тренировочные и контрольные тесты по каждому модулю

Тренировочные и контрольные тесты по каждому модулю
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
16.10.2020