ПРОГРАММА
КОРРЕКЦИЯ ДИСГРАФИИ НА ПОЧВЕ НАРУШЕНИЙ
ЯЗЫКОВОГО АНАЛИЗА И СИНТЕЗА, ОСЛОЖНЕННОЙ ДИЗОРФОГРАФИЕЙ,
У УЧАЩИХСЯ 2-3-Х КЛАССОВ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ШКОЛ
Шейнцвит Е.А. -учитель-логопед
Пояснительная записка
В последние годы среди учащихся общеобразовательных школ постоянно увеличивается количество детей, страдающих различными формами нарушений речевого развития. С началом обучения грамоте у таких учащихся обнаруживается стойкое нарушение формирования письменной речи, проявляющееся в виде дисграфии и дислексии. На более поздних этапах обучения (3-4-й класс в письменных работах школьников наряду с дисграфическими ошибками наблюдается большое количество ошибок орфографического характера, что свидетельствует о возникновении у это категории детей дизорфографии - нарушения усвоения орфографических навыков.
Наиболее распространенной формой дисграфии у учащихся массовых школ является дисграфия на почве нарушений языкового анализа и синтеза. Указанная форма нарушения письма в подавляющем большинстве случаев входит также в структуру смешанных форм дисграфии.
Проявления такой формы дисграфии весьма разнообразны: пропуски букв (как гласных, так и согласных) в словах, слогов; добавление лишних букв, слогов; перестановки букв, слогов; недописывание слов; слияние нескольких соседних слов (как правиле слитно записываются предлоги с последующими значимыми словами); разрывы слов (чаще всего на письме отделяются приставки от остальных морфем слов); пропуски слов, словосочетаний предложениях; нарушения в обозначении на письме границ предложений (отсутствие заглавной буквы в начале предложения, точки в конце).
Среди орфографических ошибок у школьников-логопатов преобладают ошибки в буквенном обозначении на письме проверяемых безударных гласных в корнях слов.
Данная проблема состоит не только и не столько в незнании детьми указанной орфограммы. Опыт практической работы со школьниками позволяет сделать вывод о том, что в подавляющем большинстве случаев учащиеся знают правило о необходимости проверки безударной гласной в корне слова. «Неумение» же применить эту орфограмму на практике связано, как правило, с их речевым недоразвитием: у таких детей зачастую выявляется несформированность слогоритмической структуры слов, в результате чего они затрудняются в дифференциации в слове ударных и безударных гласных звуков. В этом случае школьники, зная наизусть правило о проверке безударных гласных в корнях слов, просто не могут понять, о чем в нем говорится, так как они не чувствуют акустического различия в звучании ударного и безударного гласных звуков. Такие дети зачастую подбирают проверочные слова, не учитывая ударной либо безударной позиции гласного звука в корне проверочного слова (например, для проверки безударной гласной в корне слова трава подбирают «проверочное» слово травинка).
Другой серьезной проблемой, приводящей к подобным ошибкам, являются затруднения учащихся в подборе проверочных слов. Часто при подборе проверочных слов школьники ориентируются только на акустическое и графическое их сходство с проверяемыми словами и не учитывают семантику слов и наличие в их составе одинаковых либо различных корней. Объясняются указанные затруднения детей-логопатов несформированностью у них навыков различных форм языкового анализа и синтеза, которая распространяется также и на морфемный анализ слов (такие дети испытывают большие трудности при выделении в слове различных морфем, в том числе и корня), а также бедностью активного словаря детей.
Кроме того, у учащихся-логопатов в большинстве случаев выявляется недостаточная сформированность таких высших психических функций, как внимание, память различной модальности, а также нарушения в эмоционально-волевой сфере.
Исходя из всего вышесказанного, данная программа предназначена для учащихся 2-х, 3-х классов общеобразовательных школ, страдающих дисграфией на почве нарушений языкового анализа и синтеза, обусловленной НОНР (нарушение слого-ритмической структуры слов, недостаточность активного словаря). Она составлена с учетом наблюдающихся у детей проявлений речевого недоразвития, а также недостаточности неречевых высших психических функций.
Цель: коррекция дисграфии на почве нарушений языкового анализа и синтеза на уровне слова и словосочетания, коррекция нарушений в буквенном обозначении безударных гласных звуков в корнях слов.
Задачи:
• формирование и совершенствование навыка слогового анализа и синтеза слов;
• развитие слогоритмической структуры слов;
• формирование и совершенствование навыка морфемного анализа слов;
• формирование и совершенствование навыка проверки гласных букв, обозначающих безударные гласные звуки в корнях слов;
• формирование навыков образования и правописания сложных слов;
• формирование и совершенствование навыка дифференциации предлогов и приставок;
• развитие слуховой дифференциации фонем;
• расширение активного словаря;
• развитие навыков связной речи;
• развитие зрительных и слухоречевых модальностей функций внимания и памяти;
• развитие мелкой ручной моторики;
• развитие навыков само- и взаимоконтроля, умения работать в коллективе.
При составлении программы использованы системы и методы коррекционной работы, предложенные Л.Н. Ефименковой (2004), Л.Г. Парамоновой (1997-2001), И.Н. Садовниковой (1997), Т.А. Ткаченко(1998).
Программа рассчитана на коррекционную работу группы в течение двух лет, по 30 учебных недель, 3 раза в неделю, т. е. на курс занятий продолжительностью 180 учебных часов. В структуру каждого занятия включены упражнения на развитие неречевых психических функций, а также слухового восприятия и расширение активного словаря.
Содержание
2-Й КЛАСС
Коррекционно-логопедическая работа условно делится на этапы.
I этап - основное внимание уделяется развитию фонематического восприятия и дифференциации гласных и согласных фонем. По мере усвоения этого навыка дети обучаются выделять гласный звук из слов в различных фонетических позициях с опорой на акустическое восприятие и по представлению (по предметным картинкам). Данный этап завершается обучением детей вычленению всех гласных фонем в заданном слове.
II этап - учащиеся знакомятся со слоговой структурой слов и со слогообразующей функцией гласных звуков. Вся дальнейшая деятельность на этом этапе направлена на формирование у учащихся навыков слогового анализа и синтеза слов различной слоговой структуры. Затем проводится большое количество тренировочных упражнений различного характера, направленных на дальнейшее совершенствование указанного навыка. Практическим результатом данного этапа работы является коррекция у детей дисграфии на почве нарушений языкового анализа и синтеза на уровне слова, что проявляется в преодолении пропусков букв, слогов, перестановок в словах. Завершается второй этап коррекционной работы проведением проверочных работ: контрольного списывания текста и слухового диктанта.
Затем начинается работа над слогоритмическим анализом слов, в ходе которой дети обучаются дифференциации ударного и безударного гласных звуков по силе и длительности звучания, а также приобретают практический навык выделения ударного слога и ударного гласного звука из слов различной слогоритмической структуры.
/// этап - завершается сравнительным анализом смысло- и форморазличительной роли ударения в словах. На этом заканчивается первый год коррекционной работы.
3-Й КЛАСС
В начале второго года обучения проводится дополнительное обследование учащихся с целью выявления динамики в формировании и развитии речевых и неречевых высших психических функций, повторение изученного ранее материала, после чего начинается работа по формированию и совершенствованию навыка морфемного анализа слов. Вся работа по этому разделу сопровождается обозначением в словах корней и ударных гласных звуков. В процессе решения указанной задачи, учитывая большое количество в русском языке слов, содержащих в составе морфем чередующиеся буквы и беглые гласные, представляется целесообразным ознакомить учащихся с данными лингвистическими явлениями, несмотря на то, что указанный материал в программе начальной школы не изучается.
После того как учащиеся приобретут прочный навык морфемного анализа слов, начинается формирование навыка проверки гласных букв, обозначающих безударные гласные звуки в корнях слов путем осознанной операции подбора проверочных слов с опорой на семантическое сходство проверочного и проверяемого слов, наличие в их составе одинаковых коней, а также наличие в корне проверочного слова гласного звука в ударной позиции. Заканчивается данный этап занятий написанием проверочного слухового диктанта.
На следующем этапе занятий учащиеся знакомятся со сложными словами: основным способом их образования, морфемным составом. Учащиеся тренируются в анализе и синтезе сложных слов, в их морфемном анализе, упражняются в выборе соединительной гласной буквы при написании сложных слов.
На заключительном этапе коррекционной работы, когда дети уже свободно владеют морфемным анализом слов, становится возможной дифференциация предлогов и приставок. Как правило, в большинстве случаев у учащихся 3-х классов общеобразовательных школ не возникает затруднений в семантической идентификации различных предлогов, поэтому такая работа должна проводиться только в случае возникновения необходимости. Основное внимание уделяется уточнению и закреплению знаний о предлоге как о самостоятельном слове и о приставке как о морфеме в составе слова. Дети усваивают практические навыки словообразования с помощью приставок и суффиксов, дифференциацию предлогов и приставок, а также путем практического усвоения невозможность употребления в русском языке предлогов перед глаголами. При отработке указанного материала возникает необходимость актуализировать знания детей о различных частях речи.
По завершении курса коррекционных занятий проводится итоговая проверочная работа в форме слухового диктанта. О результативности коррекционной работы позволяет судить сравнительный анализ итоговых проверочных работ и диагностических работ, выполненных учащимися при зачислении их в логопедическую группу
Учебно-тематическое планирование логопедических занятий, 2 класс
Направление работы: коррекция дисграфии на почве нарушений языкового анализа и синтеза, осложненной дизорфографией.
№ п/п |
№ в теме |
Тема |
Количество часов |
|
|
1 этап. Обследование речевых и неречевых психических функций |
7 |
1. |
1. |
Обследование мелкой ручной моторики, зрительно-пространственных ориентировок. |
1 |
2. |
2. |
Обследование зрительного и слухоречевого внимания, зрительной и слухоречевой памяти. |
1 |
3. |
3. |
Обследование строения, подвижности артикуляционного аппарата, состояния звукопроизношения. |
1 |
4. |
4. |
Обследование состояния слухового восприятия и дифференциации фонем, слого-ритмической структуры слов. |
1 |
5. |
5. |
Обследование состояния различных форм языкового анализа и синтеза. |
1 |
6. |
6. |
Обследование лексического запаса, грамматического строя речи. |
1 |
7. |
7. |
Обследование связной речи. |
1 |
|
|
// этап. Звукослоговой анализ и синтез слов |
36 |
8. |
1. |
Звуки неречевые и речевые. |
1 |
9. |
2. |
Способы образования речевых звуков. Органы артикуляции. |
1 |
10. |
3. |
Звуки гласные и согласные, их артикуляционные и акустические особенности. |
1 |
11. |
4. |
Дифференциация гласных звуков. |
1 |
12. |
5. |
Дифференциация гласных звуков. |
1 |
13. |
6. |
Дифференциация согласных звуков. |
1 |
14. |
7. |
Дифференциация согласных звуков. |
1 |
15. |
8. |
Дифференциация гласных и согласных звуков. |
1 |
16. |
9. |
Дифференциация гласных и согласных звуков |
1 |
17. |
10. |
Дифференциация гласных и согласных звуков |
1 |
18. |
11. |
Звуки и буквы. Дифференциация звука и буквы. |
1 |
19. |
12. |
Выделение гласных звуков из звукоряда |
1 |
20. |
13. |
Выделение гласных звуков из слогов |
1 |
21. |
14. |
Выделение гласных звуков из слов |
1 |
22. |
15. |
Выделение гласных звуков в начале слова в ударной позиции |
1 |
23. |
16. |
Выделение гласных звуков из односложных слов типа СГС |
1 |
24. |
17. |
Выделение гласных звуков из односложных слов со стечением согласных |
1 |
25. |
18. |
Выделение гласных звуков в конце слов в ударной позиции |
1 |
26. |
19. |
Выделение гласных звуков в начале слов в безударной позиции |
1 |
27. |
20. |
Выделение гласных звуков в конце слов в безударной позиции |
1 |
28. |
21. |
Выделение из слов всех гласных звуков. |
1 |
29. |
22. |
Слоговая структура слов. |
1 |
30. |
23. |
Слоговая структура слов. |
1 |
31. |
24. |
Слоговая структура слов.
|
1 |
32. |
25. |
Слогообразующая роль гласных звуков. |
1 |
33. |
26. |
Слоговой состав двусложных слов. |
1 |
34. |
27. |
Слоговой состав трехсложных слов. |
1 |
35. |
28. |
Слоговой состав односложных слов. |
1 |
36. |
29. |
Слоговой состав слов различной слоговой структуры. |
1 |
37. |
30. |
Слоговой анализ и синтез. |
1 |
38. |
31. |
Слоговой анализ и синтез. |
1 |
39. |
32. |
Слоговой анализ. |
1 |
40. |
33. |
Упражнения в слоговом анализе и синтезе слов. |
1 |
41. |
34. |
Упражнения в слоговом анализе и синтезе слов. |
1 |
42. |
35. |
Контрольное списывание. |
1 |
43. |
36. |
Проверочный диктант |
1 |
|
|
/// этап. Слоговой анализ и синтез слов |
17 |
44. |
1. |
Слуховая дифференциация слов сходной и различной слого-ритмической структуры. |
1 |
45. |
2. |
Слуховая дифференциация слов сходной и различной слого-ритмической структуры |
1 |
46. |
3. |
Подбор к заданному слову слов сходной слого-ритмической структуры. |
1 |
47. |
4. |
Сравнение и выявление сходных признаков в звучании рифмующихся слов в двустишиях. |
1 |
48. |
5. |
Выбор из группы заданных слов недостающей рифмы к двустишию. |
1 |
49. |
6. |
Самостоятельный подбор недостающей рифмы к стихотворным отрывкам. |
1 |
50. |
7. |
Выделение ударного слога из двусложных слов с первым ударным слогом. |
1 |
51. |
8. |
Дифференциация ударного и безударного гласных звуков по длительности и силе звучания. |
1 |
52. |
9. |
Выделение ударного слога из двусложных слов со вторым ударным слогом |
1 |
53. |
10. |
Выделение первого ударного слога из трехсложных слов. |
1 |
54. |
11. |
Выделение третьего ударного слога из трехсложных слов. |
1 |
55. |
12. |
Выделение второго ударного слога из трехсложных слов. |
1 |
56. |
13. |
Закрепление навыка выделения ударного слога в словах различной слого-ритмической структуры. |
1 |
57. |
14. |
Закрепление навыка выделения ударного слога в словах различной слого-ритмической структуры |
1 |
58. |
15. |
Выделение ударных слогов из слов в стихотворных текстах. |
1 |
59. |
16. |
Выделение ударных слогов из слов в прозаических текстах. |
1 |
60. |
17. |
Сравнительный анализ смысло- и форморазличительной роли ударения в словах. |
1 |
Учебно-тематическое планирование логопедических занятий, 3-4 класс
Направление работы: коррекция дисграфии на почве нарушений языкового анализа и синтеза, осложненной дизорфографией.
№ п/п |
№ в теме |
Тема |
Количество часов |
|
|
Обследование речевых и неречевых психических функций |
4 |
|
|
Обследование зрительного и слухоречевого внимания, зрительной и слухоречевой памяти; |
1 |
|
|
Обследование состояния слухового восприятия и дифференциации фонем, слого-ритмической структуры слов; |
1 |
|
|
Обследование различных форм языкового анализа и синтеза; |
1 |
|
|
Обследование лексического запаса, грамматического строя речи. |
1 |
|
|
Закрепление навыка слогоритмического анализа слов |
3 |
|
1 |
Закрепление навыка слогоритмического анализа слов |
1 |
|
2 |
Закрепление навыка слогоритмического анализа слов |
1 |
|
3 |
Закрепление навыка слогоритмического анализа слов |
1 |
|
|
Морфемный анализ слов |
12 |
|
1. |
Сравнительный анализ рядов однокоренных слов с целью выявления семантического сходства и выделения одинаковых морфем - корней. |
1 |
|
2. |
Сравнительный анализ слов, близких по смыслу, но имеющих различные корни. |
1 |
|
3. |
Сравнительный анализ слов, имеющих акустическое и графическое сходство, но различные корни и семантику |
1 |
|
4. |
Сравнительный анализ слов, имеющих акустическое и графическое сходство, но различные корни и семантику |
1 |
|
5. |
Сравнительный анализ слов, имеющих корни -омонимы (вода - водитель). |
1 |
|
6. |
Корни с чередующимися согласными |
1 |
|
7. |
Корни с чередующимися согласными |
1 |
|
8. |
Чередование в корнях гласных о / е |
1 |
|
9. |
Корни с беглыми гласными |
1 |
|
10. |
Выделение групп родственных слов из рядов слов |
1 |
|
11. |
Самостоятельный подбор однокоренных слов к заданным словам. |
1 |
|
12. |
Самостоятельный подбор однокоренных слов к заданным словам. |
1 |
|
|
Формирование и совершенствование навыка проверки гласных букв, обозначающих безударные гласные звуки в корнях слов
|
20 |
|
1. |
Слуховая дифференциация ударного и безударного гласных звуков |
1 |
|
2. |
Слуховая дифференциация ударного и безударного гласных звуков |
1 |
|
3. |
Подбор проверочных слов путем переноса ударения в заданных словах с безударными гласными в корнях на гласный звук в корне и последующего наращивания до целых слов |
1 |
|
4. |
Подбор проверочных слов путем переноса ударения в заданных словах с безударными гласными в корнях на гласный звук в корне и последующего наращивания до целых слов |
1 |
|
5. |
Самостоятельный подбор проверочных слов к заданным словам с использованием опыта переноса ударения с одного слога на другой; |
1 |
|
6. |
самостоятельный подбор проверочных слов к заданным словам с использованием опыта переноса ударения с одного слога на другой |
1 |
|
7. |
Выбор проверочных и проверяемых слов из групп родственных слов с учетом ударности и безударности гласных звуков в корнях; |
1 |
|
8. |
Подбор проверочных слов к словам с пропущенными безударными гласными в корнях; |
1 |
|
9. |
Подбор проверочных слов к словам с пропущенными безударными гласными в корнях; |
1 |
|
10. |
Подбор проверочных слов к словам, содержащим в корнях по два безударных гласных звука; |
1 |
|
11. |
Подбор проверочных слов к словам, содержащим в корнях по два безударных гласных звука |
1 |
|
12. |
Подбор проверочных слов к словам, содержащим в корнях по два безударных гласных звука |
1 |
|
13. |
Проверка безударных гласных в корнях слов по предъявляемым предметным картинкам; |
1 |
|
14. |
Проверка безударных гласных в корнях слов в составе словосочетаний; |
1 |
|
15. |
Проверка безударных гласных в корнях слов в составе фраз; |
1 |
|
16. |
Проверка безударных гласных в корнях слов в составе связного текста; |
1 |
|
17. |
Пыделение безударных гласных в корнях слов и их проверка при предъявлении фраз на слух; |
1 |
|
18. |
Графические диктанты; |
1 |
|
19. |
Предупредительный диктант |
1 |
|
20. |
Проверочный диктант. |
|
|
|
Сложные слова |
6 |
|
1. |
Образование и морфемный состав сложных слов. |
1 |
|
2. |
Соединительные гласные о и е в сложных словах. |
1 |
|
3. |
Дифференциация употребления в сложных словах соединительных гласных о и е в зависимости от мягкости или твердости конечного согласного звука в первом из корней сложного слова. |
1 |
|
4. |
Дифференциация употребления в сложных словах соединительных гласных о и е |
1 |
|
5. |
Соединительная гласная и в сложных словах, имеющих первый корень, образованный именем числительным. |
1 |
|
6. |
Проверочная работа. |
1 |
|
|
Дифференциация предлогов и приставок |
14 |
|
1. |
Уточнение и закрепление представлений о предлоге. |
1 |
|
2. |
Уточнение и закрепление представлений о приставке как о морфеме в составе слова. |
1 |
|
3. |
Семантическая дифференциация словосочетаний с предлогами и слов с приставками. |
1 |
|
4. |
Образование слов приставочным и приставочно-суффиксальным способами. |
1 |
|
5. |
Образование слов приставочным и приставочно-суффиксальным способами. |
1 |
|
6. |
Слитное написание приставок с другими морфемами слов. |
1 |
|
7. |
Раздельное написание предлогов с другими словами. |
1 |
|
8. |
Раздельное написание предлогов с другими словами |
1 |
|
9. |
Раздельное написание предлогов с другими словами |
1 |
|
10. |
Дифференциация предлогов и приставок при письме. |
1 |
|
11. |
Дифференциация предлогов и приставок при письме. |
1 |
|
12. |
Дифференциация предлогов и приставок при письме. |
1 |
|
13. |
Графические диктанты. |
1 |
|
14. |
Предупредительные диктанты |
1 |
Приложение
Виды работ по развитию мелкой ручной моторики
Раскладывание спичек. Спички высыпают из коробка на парту. Перекладывают по одной спичке: а) правой рукой; б) левой рукой; в) руками по очереди; г) двумя руками одновременно.
Выкладывание из спичек геометрических фигур: а) по образцу; б) по представлению.
«Игра на рояле». Нажимание пальцами на парту, имитирующую клавиатуру рояля: а) правой рукой; б) левой рукой; в) двумя руками по очереди; г) двумя руками одновременно, начиная от мизинца к большому пальцу и в обратном порядке.
Игра «Пальчики здороваются». Локти опираются на крышку парты, кончик большого пальца поочередно соприкасается с кончикам всех остальных пальцев: а) правой рукой; б) левой рукой; в) двумя руками по очереди; г) двумя руками одновременно, начиная от мизинца к большому пальцу и в обратном порядке, без нажима и с нажимом.
«Лесенка». Локти опираются на крышку парты, подушечка среднего пальца правой руки соприкасается с подушечкой указательного пальца левой руки, а подушечка указательного пальца правой руки соприкасается с подушечкой среднего пальца левой руки. Разнимая одну из пар пальцев и производя вращательные движения относительно другой пары пальцев, поворачивать кисти рук, как бы «поднимаясь по лесенке».
Виды работ по развитию зрительного внимания и памяти
1. Игра «Посмотри и запомни». На наборном полотне в течение скольких секунд демонстрируются 5-6 предметных картинок, затем наборное полотно закрывается. Дети называют картинки по порядку, затем картинки открываются и проверяется правильность ответов.
2. Игра «Делай так». Логопед показывает различные движения дети повторяют их.
3. Игра «Чего не стало?». На наборном полотне в течение нескольких секунд демонстрируются 5-6 предметных картинок. По команде логопеда дети закрывают глаза, логопед убирает одну из картинок. Дети открывают глаза и называют спрятанную картинку.
4. Игра «Что изменилось?». На наборном полотне в течение нескольких секунд демонстрируются 5-6 предметных картинок. По команде логопеда дети закрывают глаза, логопед меняет местами несколько картинок, либо заменяет 1-2 картинки. Дети открывают глаза и восстанавливают первоначальный порядок картинок.
5. Игра «Посмотри и ответь». Логопед демонстрирует:
а) сюжетную картину;
б) набор геометрических фигур, расположенных в определенном пространственном соотношении на листе картона;
в) лист картона, разделенный на несколько одинаковых частей, раскрашенных в разные цвета с наклеенными предметными картинками и т.д.
Затем картинка убирается, и логопед задает по ней вопросы, напри мер: «Какого цвета костюм у мальчика?», «Какая фигура находится в левом верхнем углу листа?», «Что изображено в зеленой клеточке?» и т. д
6. Корректурная проба. На партах у детей лежат листы с напечатанным текстом, в котором выделен один из абзацев. В выделенном абзаце дети вычеркивают определенные буквы по заданию логопеда.
7. Игра «Найди и подчеркни». Перед детьми лежат карточки, содержащие ряд буквосочетаний, одно из которых выделено в качестве образца. Дети находят и подчеркивают буквосочетания по образцу.
8. Игра «Запомни и запиши». На наборном полотне демонстрируется 5-6 букв, цифр, геометрических фигур, карточек различного цвета и т.д. Затем наборное полотно закрывается, и дети записывают (чертят) символы в нужном порядке в тетрадях.
Виды работ по совершенствованию звуко-слогового анализа и синтеза слов
1. Разложить буквы, обозначающие гласные и согласные звуки, к кружочкам красного и синего цвета, объяснить свой выбор.
2. Прослушать ряд звуков, повторить из него по порядку только гласные (согласные) звуки.
3. Прослушать ряд звуков. Обозначить звуки в тетради соответствующими буквами: на одной строке записать гласные буквы, на другой -согласные.
4. Придумать и назвать слово, начинающееся с гласного (согласного) звука.
Прослушать ряд слов (рассмотреть ряд предметных картинок и назвать их), соотнести каждое слово со схемой в соответствии с количеством слогов в слове, самостоятельно придумать слова к каждой схеме.
6. Начертить в тетради слоговые схемы слов, предъявленных на слух и по предметным картинкам.
7. Списывание с образца слов, разделенных на слоги, с послоговым проговариванием вслух.
8. Запись с образца слов с самостоятельным разделением их на слоги и послоговым проговариванием.
9. Дополнение группы слов общим недостающим слогом. Например:... (бор, вод, кон, мок), ... (та, ман, той, тина, тошка).
10. Дополнение слов различными слогами: ... - ши - на, ... - буш - ка, ку- ... - ки, ка - ран - ... и т. д.
11. Прочитать по слогам ряд слов (пушка, суп, кошка, сапоги, тыква, стол, озеро, лук, брат, капуста). Записать слова по слогам в три столбика по количеству содержащихся в них слогов. Запись слов сопровождать послоговым проговариванием.
12. Составить из
слогов слова и записать их:
ка, ней, ли; мин, ей, та;
ри, ку, ца; то, ав, бус;
чт, не, куз; ла,
ку, а;
боч, 6а, ка; ни, пят, ца;
ке, ра, та; та, ну, ми.
13. Составить слова из заданных слов и слогов:
а) каша, река, жаба, корка, по, зин;
б) рука, кора, бу, чон, жу, ну, баш, сап.
14. Из ряда слов найти и
выписать слова, содержащие слог ло:
ловить, голова, крыло, клоун, молоток, лоб, слог, мыло, лопата
15. Из ряда слов найти слова со слогом па и записать их в два столбика: в первый столбик слова, начинающиеся со слога па, во второй столбик слова, в которых слог па стоит в середине:
палец, парк, лопата, копал, копаю, парад, пар, запах.
16. Составить слова из заданных слогов: стра, се, на, ца, ни, та, гра, да.
17. Убрать из слов один слог так, чтобы получились новые слова: радуга, машина, волки, лесник, дорога, баранка, смородина, буквари, бабочки, стрекоза, огород, платочки, олень, забор, беседа.
18. Составить новые слова:
а) из первых слогов заданных слов, например, колос, рота, ваза (корова);
б) из вторых слогов заданных слов, например, укор, бузина, тина (корзина);
в) из последних слогов заданных слов, например, смола, слеза, берет (лазарет);
г) самостоятельно выбрать подходящие слоги из заданных слов, составить из них новые слова, например, сапоги, парашют, фантазия (сарафан);
19. Списать текст, записывая все слова по слогам с одновременным шепотным послоговым проговариванием.
Балалайка
Весь мир знает русскую балалайку. Этот музыкальный инструмент появился на Руси недавно. Русский народ сразу полюбил балалайку. Под балалайку крестьяне пели свои любимые песни.
Виды работ по совершенствованию слогоритмического анализа слов
1. Прослушать ряд слов и назвать слово, отличающееся от остальных по звучанию:
мак, бак, так, банан; мак, бак, веник, рак; пятка, ватка, лимон, кадка и т.д.
2. Повторить в заданном порядке ряд слов сходной слогоритмической структуры: мак, бак, так; ток, тук, так; ком, дом, гном; моток, каток, поток; будка, дудка, утка; нитка, ватка, ветка и т.д.
3. Запомнить заданные три слова и выбрать из них то, которое звучит похоже на следующее названное слово:
мак - дом - ветка; слова для сравнения: сетка, ком, бак, метка, клетка;
совок-вагон - гном; слова для сравнения; дом, лимон, каток, бидон, лом, сом, загон, моток.
4. Запомнить заданные четыре слова. Подобрать для окончания стихотворной строки одно из этих слов, подходящее по смыслу:
Я тебе задачу дам –
Все расставить по местам:
Что скатали мы зимой? ...
Что построили с тобой? ...
На крючок в реке попал? ...
Может все, хоть ростом мал? ...
Слова для запоминания и подстановки: дом, ком, гном, сом.
5. Запомнить заданные три слова. Подобрать одно из них для окончания двустишия так, чтобы получилась рифма:
Шепчет ночью мне на ушко
Сказки разные ... (перина, подушка, рубашка).
Сказала дверь: «Мой дорогой!
Не открывай меня ...» (плечом, коленом, ногой).
В выходной пошли куда-то
Мама, папа и ... (детишки, ребята, малыши).
6. Самостоятельный подбор пропущенной рифмы к двустишиям, четверостишиям:
В тулуп и валенки одет, На кусок моей колбаски
Шел на охоту старый ... Мурка хитро щурит ...
На столе у тети Анны Хорошо бежать на лыжах
В вазе красные ... Мимо елей и берез.
Воздух чист и неподвижен,
Не пугает нас ...
7. Повторить ряды слогов, назвать порядковый номер ударного слога:
та - та - та пы - пы - пы
до - до - до ма - та - са
та - та - та пы - пы - пы до - до - до мэ - тэ - сэ
та - та - та пы - пы - пы до - до - до му - ту - су
8. Прослушать слова, повторить каждое слово, протягивая ударный слог. Назвать в каждом слове ударный слог и ударный гласный звук:
тихо, ходит, лицо, дубы, водит, окно, крыло, бабушка, курица, лимоны, самовар, сугробы, трубочка, сапоги.
9. Прослушать слова, начертить их слогоударные схемы (Хх, хХ, Ххх, хХх, ххХ): соки, халат, ладошки, кубики, карандаш, столица.
10. Подобрать к слогоударным схемам слова по предметным картинкам.
11. Придумать слова к каждой из слогоударных схем.
12. «Зашифровать» слогоударными схемами стихотворный текст:
Это зелье ты не тронь:
Жжется больно, как огонь.
Неприметна, некрасива,
Называется крапива.
13. «Зашифровать» слогоударными схемами прозаический текст:
В лесу летом
Хорошо в лесу в полдень. Красноватые сосны развесили свои иглистые вершины. Зеленые елочки выгибают колючие ветви. Красуется белая березка с душистыми листочками. Дрожит серая осина. Коренастый дуб
раскинул свои вырезные листья.
(К. Ушинский)
14. Записать слова по слогам, распределить их в три столбика по номеру ударного слога:
девочка, молоко, учитель, воробей, газета, яблоко, огурец, комната, корова, ребята, урожай, овощи, магазин, гусеница.
15. Составить новые слова, используя ударные слоги слов по предметным картинкам: колесо, лошадь, муравей; корона, коса и т. д.
Виды работ по совершенствованию навыка подбора родственных слов
1. Найти одинаковый корень и близкое значение в группе слов:
бег, бегун, беговой, пробег, выбегу, бегаем,
забеги;
ход, ходит, заходит, переход, поход, выходим; варит, варю, варенье, вареный, повар, заваривать.
2. Сравнить пары слов по смыслу, найти корни этих слов. Решить, являются ли слова в каждой паре родственными: курица - цыпленок; свинья -поросенок; лошадь — жеребенок; корова - теленок; овца — ягненок.
3. Сравнить пары слов по смыслу, найти корни этих слов. Решить являются ли слова в каждой паре родственными: рисовый - рисунок; гора - горевать; делить - делать; вода - водить.
4. Найти пары родственных слов: парта - парк; пень - пенек; коза -коса; коза - козленок; ком - комок; дом - здание; город - городской;азбука - алфавит; мел - смелость; лимон - апельсин.
5. Выписать группы родственных слов в столбики:
болеть, больной, болтать, заболел, болтун, выболтать, больница, болтушка, болезнь, боль, больно;
подводный, приводить, водитель, водяной, водянистый, заводной, перевод, водичка, проводник, подводник.
6. Сравнить пары слов и корни этих слов, отметить чередование согласных в корнях: дорога - дорожный; пироги - пирожок; снеговик -снежный; замок - замочная.
7. Подобрать к заданным словам родственные слова с чередованием согласных в корне: пух, бег, лекарь, нога, пекарь.
8. Выписать из стихотворного отрывка слова, в которых при образовании родственных слов происходит чередование согласных в корнях:
Герда, старая норвежка,
Рассказала мне о том,
Как сидел внутри орешка
Черт с рогами и хвостом.
Но прибавила старуха: -
Изменился белый свет –
Говорят, ни злого духа,
Ни чертей на свете нет.
(С. Маршак)
9. Подобрать к заданным словам родственные так, чтобы в корне произошло чередование Е - Ё: село, лежать, летать, сестра, пчела, темнеть, ель, слеза, ёж, шёлк, чёрный, пёстрый, лёд, мёд.
10. Подобрать к заданным словам таких «родственников», от которых из корня «убежала» беглая гласная: читать, окошко, пень, темнота, лев, огонь.
11. Найти в стихотворении родственные слова к слову «прогульщик», выделить в них одинаковые корни, отметить сходство по смыслу:
Шел Прогульщик на прогулку,
Шел и песенку свистел.
Захотел Прогульщик булку
И баранку захотел.
Захотел он шоколадку,
Пососал бы леденцов ...
Но прогуливал буфетчик,
И не видно продавцов.
И гулял киномеханик
-Не показывал кино,
Футболисты и артисты
Прогуляли заодно.
И обиделся Прогульщик!
И Прогульщик не смолчал!
И прогульщикам Прогульщик
«Вы прогульщики!» кричал.
(Э. Мошковская)
12. Выделить группы родственных слов, записав их в столбики:
а) честь, чеснок, честный, почесть, чествовать, чесночок, чествование, чесночный;
б) слеп, слепец, слепок, лепка, лепить, ослепление, слепота, лепщик, облепиха, облепленный, слепленный, слепой.
Виды работ по совершенствованию навыка проверки гласных букв, обозначающих безударные гласные звуки в корнях слов
1. Подобрать к каждому из слов с безударной гласной в корне по 2-3 проверочных слова, перенося ударение на гласный звук в корне:
вода-во..., во... река-ре..., ре..., ре...,
зима-зи..., зи..., трава - тра..., тра..., тра...,
строка- стро..., стро... плита- пли..., пли..., пли...
2.
Подобрать к словам с ударными гласными звуками
в корнях такие родственные слова, в корнях которых
гласные звуки станут безударными: звон, дождь, поле, море, волк, норка,
коврик, лис, лес, печка, диво,
дикий.
3. Подобрать к нескольким родственным словам с безударными гласными в корнях общее проверочное слово: х дить, вых дить, зах_ дить - .б жать, б_гун, б готня, б_глец, б_гущий - ...; т шина, зат_хать, ст_хать, прит хать - ....
4. Выбрать к заданным словам с пропущенными безударными гласными в корнях проверочное слово из двух предложенных. Объяснить свой выбор, ориентируясь на смысл слов и на корни этих слов:
л_нивый - (лень, линька) скр_пучий - (скрепка, скрип) м_нять - (мина, замена) уд вительно - (диво, дева) подч_щать - (честь, чисто)
5. Подобрать проверочные слова к словам с пропущенными безударными гласными:
перех_дить - ...
з_мовать - ... выб гать - ...
т_шина - ...
св_ча
прил тать - ...
зат_мнение - ...
_сенний - ...
6. Подобрать проверочные слова для проверки двух безударных гласных в корнях слов:
сторона - ...., ...
борода - ..., ...
голоса- ..., ...
голодал - ..., ...
дорогой - ..., ...
7'. Подобрать проверочные слова к данным словам и записать их в три столбика в соответствии с гласной буквой в корне (е, и, я): ос_нь, взать, пр_мой, ч_сло, с_дло, свсток, сн_жинка, п_сьмо, л сник, пч_ла, гнездо, в_сна, ч_стота, зв_зда, т желый.
8. Проверить безударные гласные в корнях слов на фоне стихотворного текста:
За (...) г_рами, за (...) лесами,
За (...) широкими (...) морями,
Не на небе - на (...) з_мле
Жил (...) ст_рик в одном (...) с_ле.
9. Проверить безударные гласные в корнях слов на фоне текста:
(...) т_кут ручьи. (...) л_тят шумные стайки (...) скв_рцов. (...)
гр_чи вьют гнезда на (...) деревьях. (...) л_тают и (...) п_ют птицы. (...) по вилась (...) з_леная травка. В (...) с_ду много работы.
10. Прослушать предложение, найти в нем слова с безударными гласными в корнях, подобрать проверочные слова, записать предложение.
Зимой на полях белеют снега.
11. Самостоятельное исправление ошибок в тексте.
На поляне тичет ручиек. Трова зиленая. Много цвитет пестрых цвитов. На цвятах работают пчолы. Махнатые шмили гудят. У старой сасны вьются коморы.
Виды работ по формированию навыка
образования и правописания сложных слов
1. Прочитать сложные слова, объяснить смысл этих слов.
Указать,
из каких слов они составлены, найти в каждом
слове по два корня и со
единительную гласную между ними:
паровоз, полотер, самолет, вертолет, ледокол, пылесос, сталевар, сенокос, мышеловка, бурелом, сухостой, книголюбы, пчеловоды.
2. Объяснить, из каких слов образованы фамилии Словознайкин, Мокроступов, Тихомиров, Остроглазое, Кожемякин. Найти в этих словах два корня и соединительную гласную.
3. Ответить на каждый вопрос одним словом, найти в получившихся сложных словах два корня и соединительную гласную. Записать в тетрадь ответы.
- Кто ловит птиц?
- Кто варит сталь?
- Кто разводит пчел?
- Чем рубят мясо?
4. Составить из каждой пары слов
сложное слово:
пар, ходить — ...
сосать, пыль - ...
звезды, летать - ...
падать, листья - ...
лед, колоть - ... птицы, ловить - ...
копать, земля — ...
лес, рубить - ...
пешком, ходить - ...
муха, морить - ...
5. Найти в предложениях сложные слова, выделить в них корни и соединительные гласные.
На Волге начался ледоход. Вчера был снегопад. Пчеловод показал нам пасеку. Лесорубы вернулись домой. Рыболов проверил удочки. Издалека слышен шум водопада. Пешеход прошел пять километров.
6. Списать сложные слова, вставляя пропущенные соединительные гласные о или е. Объяснить свой выбор:
рыб_чистка, земл ройка, пыл сос, рук_делие, лист_пад, мор_ход, сам_свал, земл_мер, пул_мет, вод_лаз, пар_варка, вездход, сам_вар, овощ_резка, газ провод.
7. Назвать одним словом ученика 5-го класса. Доказать, что получилось сложное слово, найти в нем соединительную гласную.
8. Найти корни и соединительные гласные в сложных словах: семиэтажный, пятиконечная, восьмиколесный, десятилетний, шестилитровый, семиклассник, пятиугольник
9. Самостоятельно придумать сложные слова, найти в них корни и соединительные гласные.
10. Списать предложения, вставляя соединительные гласные в сложные слова.
Осенью бывает лист пад, а зимой - снег_пад. Мор_плаватель плавает по морю, а воздух плаватель - по воздуху. Буревестник предвещает бурю. Рыб_чисткой чистят рыбу, картофелечисткой-картофель, а зуб чисткой - зубы. Водплавающие птицы прилетают ранней весной.
11. Прослушать юмореску, найти в ней сложные слова, назвать их корни и соединительные гласные. При повторном прослушивании записать сложные слова.
О погоде
По прогнозам синоптиков, в будущем году ожидаются зима, весна, лето и осень. Возможны кратковременные осадки, продолжительные дожди, кое-где грозы, снегопады, метели, оттепели. В некоторых районах земного шара - землетрясения и извержения вулканов. В остальных районах гололед, ледоход, листопад, перелеты птиц, суховей, сухостой, бурелом, сенокос, ледостав...
Среднегодовая температура в пределах нормы.
(По материалам «Клуба ДС» Литературной газеты.)
Виды работ по совершенствованию навыка дифференциации предлогов и приставок
1. Прочитать словосочетания. Определить, к какой части речи относится каждое слово. Переставить предлог на первое место, прочитать получившиеся словосочетания. Сделать вывод о невозможности употребления предлога перед глаголом. Списать словосочетания, выделить предлоги:
наступила на ногу вполз в ущелье
наткнулся на кочку влезла в норку
налетела на куст влетела в окно
накрошил на стол вдела в иголку
надел на голову внесла в комнату
2. Списать словосочетания, вставляя в глаголы пропущенные приставки:
_летела в окно, _дела в иголку, _сорил на полу, _стегнул от пояса, кусил от конфеты, _нес в комнату, _няла с плиты, _плыл от берега, махнулся от мухи.
3. Прочитать словосочетания. Вставить между предлогом и относящимся к нему словом еще одно слово. Записать словосочетания, обозначить предлоги и приставки:
спрятались под навес пролетел над лесом
уселись под деревом подлез под машину
приколола к платью прочитала в книжке
подкралась к норе подошла к дому
искупались в реке заглянул в окно
4. Прочитать словосочетания, найти в них предлоги и приставки. Объяснить свое решение. Списать, правильно записывая приставки и предлоги.
(за)цепиласъ (за)ветку (с)пустился (к)реке
(за)катился (за)шкаф (с)прятался (за)кустик
(за)бежал (за)дерево (в)лес (по)шел
(за)шел (за)товарищем (от)радости (за)плакал
(за)летел (за) ограду (к)дому (под) бежал
5. Прочитать предложения. Найти в них предлоги и слова с приставками, объяснить. Списать, обозначить предлоги и приставки.
На скатерти были пятна. Лена наклеила марку на конверт. Над крышей вились голуби. Наступили теплые дни. Вова нарисовал клоуна. За рекой виднелся лес. Ивы склонились над рекой. Синичка влетела в клетку.
6. Списать четверостишие, «раскрывая» скобки. Объяснить, обозначить предлоги и приставки.
(За)цвела (за)рекою сирень. (На)летел (на)рощицу ветер. Хоть и рано мы (в)стали (в)тот день, Но (на)метили встречу (на)вечер.
7. Списать предложения, «раскрывая» скобки. Объяснить, обозначить предлоги и приставки.
(На)елку (на)вешали много разных игрушек. Кольцо (на)дели (на-)палец. (От)пирога (от)резали кусок. Птица (от)летела (от)гнезда. (Под-)кастрюлю (под)ставши (под)ставку. (В)дверь (в)резали замок.
8. Списать текст, «раскрывая» скобки. Объяснить, обозначить предлоги и приставки.
(На)улице (на)мело много снегу. Дети (на)игрались, (на)бегались, (на)прыгались, (на)катались (на)санках и (на)лыжах. Мороз (на)румянил всем щеки. Потом дети стали кататься (с)горки и (с)лепили (из)снега снеговика. (К)дому (подо)шли уже (к)вечеру, когда (на)улице стало темно и (в)окнах (за)светились огоньки.
9. Списать текст, вставляя пропущенные приставки и предлоги, обозначить их, объяснить свое решение.
...ступила зима. Кругом ...мело сугробы. Кусты ...крылись пушистым одеялом. ...деревьях снеговые шапки.
...шла весна. ...текли ручейки. ...деревьях ...бухают почки. Скоро вернутся ...летные птицы.
10. Графический диктант. «Записать» предложения, обозначая в них только предлоги и приставки.
Ласточки с юга вернулись на север. В углу за шкафом жил щенок. Пчелы перелетают с яблони на яблоню. В лесу под деревьями еще лежит снег. В селе за рекою потух огонек.
11. Списать, исправляя ошибки в написании предлогов и приставок, объяснить сделанные исправления. Обозначить предлоги и приставки.
Высоко вгоры в полз уж. Папа внес в комнату корзину сяблоками. Уж выполз изклетки и по полз по полу. Ласточка за цепилась за край нитки. Ребята шли поузенькой тропинке. Коля бежал засобакой, собака бежала за кошкой. Осень на ступила, высохли цветы. Елочка на рядная в комнате стоит.
Список литературы
1. Александрова Г.В. Занимательный русский язык - СПб •Тригон, 1998.
2. Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов. - М: Владос, 2004.
3. Журжина Ш.В., Костромина Н.В. Дидактический материал по русскому языку. 2 класс. - М.: Просвещение, 1987.
4. Занимательная грамматика / Сост. Е.Е. Семенова - М :Омега, 1996.
5. Коррекция нарушений письменной речи / Под ред Н Н Яковлевой. - СПб., 2004.
6. Коррекция нарушений письменной речи / Под ред Н Н Яковлевой. - СПб., 2007
7. Логопедия / Под ред. Л.С Волковой. - М.: Просвещение,
8. Парамонова Л.Г. Как научить ребенка правописанию -СПб.: Дельта, 1997.
9. Парамонова Л.Г. Правописание шаг за шагом - СПб :Дельта, 1998.
10.Парамонова Л.Г. Слитное и раздельное написание слов -СПб.: Союз, 2001.
10. Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников. - М.: Владос, 1997.
П. Тихомирова Л.Ф., Басов А.В. Развитие логического мышления детей. -Ярославль: Гринго, 1995.
12. Ткаченко Т.А. Логопедическая тетрадь. Развитие фонематического восприятия и навыков звукового анализа - СПб : Детство-пресс, 1998.
13. Узорова О.В., Нефедова Е.А. Контрольные и проверочные работы по русскому языку. -М.: Аквариум, 1997.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.