МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 9»
ГОРОДА ЧЕБОКСАРЫ ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
РАССМОТРЕНА на заседании МО учителей гуманитарного цикла Председатель МО
________/Степанова Т.И./ протокол № ________
от «____»__________2022 г. |
СОГЛАСОВАНА Заместитель директора МБОУ «СОШ № 9» г. Чебоксары
________/Кириенко Н.О./
«____»___________2022 г. |
УТВЕРЖДЕНА Директор МБОУ «СОШ №9» г. Чебоксары
________ Г.А. Пенькова приказ № _________
от «____» _________2022г.
|
РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА
Литература
11 А класс
2022/2023 учебный год
Разработана:
Бесчастновым С.А., учителем первой квалификационной категории
Чебоксары, 2022
Пояснительная записка
Данная рабочая учебная программа по русскому языку разработана для общеобразовательного 11а класса МБОУ «СОШ № 9» г. Чебоксары.
Данный предмет входит в образовательную область «Филология».
Общее количество часов в год 140 (34 учебных недель, 4 часа в неделю).
Срок реализации программы 2022-2023 учебный год.
Планируемые результаты изучения учебного предмета
Личностными результатами освоения выпускниками средней школы курса литературы на базовом уровне являются:
- сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, системы значимых социальных и межличностных отношений, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности, правосознание, экологическую культуру,
- способность ставить цели и строить жизненные планы,
- способность к осознанию российской гражданской идентичности в поликультурном социуме;
Метапредметными результатами освоения выпускниками средней школы курса литературы на базовом уровне являются:
– оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные ресурсы, необходимые для достижения поставленной цели;
– организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для достижения поставленной цели;
– находить и приводить критические аргументы в отношении действий и суждений другого; спокойно и разумно относиться к критическим замечаниям в отношении собственного суждения, рассматривать их как ресурс собственного развития;
– выходить за рамки учебного предмета и осуществлять целенаправленный поиск возможностей для широкого переноса средств и способов действия;
– осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и со взрослыми (как внутри образовательной организации, так и за ее пределами), подбирать партнеров для деловой коммуникации исходя из соображений результативности взаимодействия, а не личных симпатий;
– развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием адекватных (устных и письменных) языковых средств;
– при осуществлении групповой работы быть как руководителем, так и членом команды в разных ролях (генератор идей, критик, исполнитель, выступающий, эксперт и т.д.);
Предметные результаты. В результате изучения учебного предмета «Литература» на уровне среднего общего образования:
Выпускник научится:
– демонстрировать знание произведений русской, родной и мировой литературы, приводя примеры двух или более текстов, затрагивающих общие темы или проблемы;
– в устной и письменной форме обобщать и анализировать свой читательский опыт, а именно:
1) давать объективное изложение текста: характеризуя произведение, выделять две (или более) основные темы или идеи произведения, показывать их развитие в ходе сюжета, их взаимодействие и взаимовлияние, в итоге раскрывая сложность художественного мира произведения;
2) анализировать жанрово-родовой выбор автора, раскрывать особенности развития и связей элементов художественного мира произведения: места и времени действия, способы изображения действия и его развития, способы введения персонажей и средства раскрытия и/или развития их характеров;
3) анализировать авторский выбор определенных композиционных решений в произведении, раскрывая, как взаиморасположение и взаимосвязь определенных частей текста способствует формированию его общей структуры и обусловливает эстетическое воздействие на читателя (например, выбор определенного зачина и концовки произведения, выбор между счастливой или трагической развязкой, открытым или закрытым финалом); – осуществлять следующую продуктивную деятельность:
4) выполнять проектные работы в сфере литературы и искусства, предлагать свои собственные обоснованные интерпретации литературных произведений.
Выпускник получит возможность научиться:
– анализировать художественное произведение в сочетании воплощения в нем объективных законов литературного развития и субъективных черт авторской индивидуальности;
– анализировать одну из интерпретаций эпического, драматического или лирического произведения (например, кинофильм или театральную постановку; запись художественного чтения; серию иллюстраций к произведению), оценивая, как интерпретируется исходный текст.
Содержание учебного предмета
· Введение
· И.А.Бунин. Рассказы "Антоновские яблоки", "Господин из Сан-Франциско", "Тёмные аллеи"
· М.Горький "Макар Чудра", "Старуха Изергиль", пьеса "На дне"
· И.А.Куприн. Повесть "Поединок", рассказы "Олеся", "Гранатовый браслет"
· Л.Андреев. Рассказы "Бездна", "Иуда Искариот"
· Серебряный век русской поэзии. В.Брюсов, К.Бальмонт, И.Анненский
· А.Блок. Лирика, поэма "Двенадцать"
· Н.Гумилёв. Лирика
· А.Ахматова. Лирика, поэма "Реквием"
· М.Цветаева. Лирика
· А.Аверченко. Рассказы
· Октябрьская революция и литературный процесс 20-х годов
· Литература русского Зарубежья
· В.Маяковский. Лирика
· С.Есенин. Лирика, поэма "Анна Снегина"
· А.Н.Толстой. Роман "Пётр Первый"
· М.А.Шолохов. "Донские рассказы", роман "Тихий Дон"
· М.Булгаков. Повесть "Собачье сердце", романы "Белая гвардия", "Мастер и Маргарита"
· Б.Пастернак. Лирика, роман "Доктор Живаго"
· А.Платонов. Повесть "Котлован", рассказы
· В.Набоков. Рассказ "Круг"
· Литература периода Великой Отечественной войны
· А.Твардовский. Поэмы "По праву памяти", "За далью - даль"
· Литературный процесс 50-х - 80-х годов
· Н. Заболоцкий. Лирика
· В.Шукшин. Рассказы
· А.И.Солженицын. Повесть "Один день Ивана Денисовича", рассказ "Матрёнин двор"
Тематическое планирование
№ |
Тема урока |
Количество часов |
Примечания, коррективы |
1. |
Введение. Русская литература XX века |
1 |
|
2. |
Реалистические традиции и модернистские искания в литературе начала XX века |
1 |
|
3. |
Жизненный и творческий путь И.А. Бунина. Мотивы и образы бунинской лирики. |
1 |
|
4. |
Поэтика "остывших усадеб" в прозе И.А.Бунина. "Антоновские яблоки" |
1 |
|
5. |
Образ закатной цивилизации в рассказе "Господин из Сан-Франциско" |
1 |
|
6. |
Тема любви и духовной красоты человека в рассказе "Чистый понедельник" |
1 |
|
7. |
Эпитафия ускользающей красоте в рассказе «Легкое дыхание» |
1 |
|
8. |
Входной контроль. Сочинение по творчеству И. А. Бунина |
1 |
|
9. |
Входной контроль. Сочинение по творчеству И. А. Бунина |
1 |
|
10. |
Судьба и творчество Максима Горького. Романтические рассказы-легенды в раннем творчестве М.Горького. "Макар Чудра" |
1 |
|
11. |
Рассказ-легенда "Старуха Изергиль" |
1 |
|
12. |
Герой-босяк и "люди земли" в ранней горьковской прозе. Рассказы «Челкаш», «Мальва» |
1 |
|
13. |
Тема раскрепощенной души в повести "Фома Гордеев" |
1 |
|
14. |
Тема "дна " и образы его обитателей в драме "На дне" |
1 |
|
15. |
Спор о правде и мечте в драме М.Горького |
1 |
|
16. |
Нравственно-философские мотивы пьесы |
1 |
|
17. |
Сочинение по творчеству М.Горького |
1 |
|
18. |
Сочинение по творчеству М.Горького |
1 |
|
19. |
А.И.Куприн. Жизненный и творческий путь писателя |
1 |
|
20. |
Рассказ "Гранатовый браслет" |
1 |
|
21. |
Красота природного человека в повести "Олеся" |
1 |
|
22. |
Своеобразие творческого метода Л.Андреева. Рассказы «Бергамот и Гараська», «Ангелочек» |
1 |
|
23. |
Проблема веры и безверия в рассказе "Жизнь Василия Фивейского" |
1 |
|
24. |
Нравственно-философская проблематика рассказа "Иуда Искариот" |
1 |
|
25. |
Сочинение по творчеству А.Куприна и Л.Андреева |
1 |
|
26. |
Сочинение по творчеству А.Куприна и Л.Андреева |
1 |
|
27. |
"Серебряный век" русской поэзии |
1 |
|
28. |
Символизм и русские поэты-символисты |
1 |
|
29. |
Основные мотивы лирики В.Брюсова |
1 |
|
30. |
"Солнечность" и "моцартианство" поэзии Бальмонта |
1 |
|
31. |
Жизненный и творческий путь А.Блока |
1 |
|
32. |
Образ "влюблённой души" в "Стихах о Прекрасной Даме" |
1 |
|
33. |
Тема "страшного мира" в лирике А.Блока |
1 |
|
34. |
Старый и новый мир в поэме А.Блока "Двенадцать" |
1 |
|
35. |
Россия и её судьба в поэзии А.Блока. Символика поэмы и проблема финала |
1 |
|
36. |
Сочинение по творчеству А.Блока |
1 |
|
37. |
Сочинение по творчеству А.Блока |
1 |
|
38. |
Н.С.Гумилёв. Поэзия и судьба |
1 |
|
39. |
Лирический герой поэзии Н.Гумилева |
1 |
|
40. |
Жизненный и творческий путь А.Ахматовой |
1 |
|
41. |
Мотивы любовной лирики А.Ахматовой |
1 |
|
42. |
А.Ахматова о месте художника в "большой" истории |
1 |
|
43. |
Тема личной и исторической памяти в поэме "Реквием" |
1 |
|
44. |
Сочинение по творчеству А Ахматовой |
1 |
|
45. |
Сочинение по творчеству А Ахматовой |
1 |
|
46. |
Судьба и стихи М.Цветаевой |
1 |
|
47. |
Поэзия М.Цветаевой как лирический дневник эпохи |
1 |
|
48. |
Тема дома-России в поэзии М.Цветаевой |
1 |
|
49. |
Аркадий Аверченко и "короли смеха" из группы "Сатирикон" |
1 |
|
50. |
Литературные направления и группировки 20-х годов. Литература окаянных дней |
1 |
|
51. |
Жанр антиутопии в прозе 20-х годов. Роман Е.Замятина "Мы" |
1 |
|
52. |
Юмористическая проза 20-х годов. Рассказы М.Зощенко |
1 |
|
53. |
Творческая биография В.Маяковского |
1 |
|
54. |
Тема поэта и толпы в ранней лирике В.Маяковского |
1 |
|
55. |
Бунт "Тринадцатого апостола". (Поэма "Облако в штанах") |
1 |
|
56. |
Любовь и быт в поэзии В.Маяковского |
1 |
|
57. |
«Во весь голос» - исповедь Маяковского |
1 |
|
58. |
Сочинение по творчеству В.Маяковского |
1 |
|
59. |
Сочинение по творчеству В.Маяковского |
1 |
|
60. |
Сергей Есенин. Поэзия и судьба |
1 |
|
61. |
Природа родного края и образ Руси в лирике С.Есенина |
1 |
|
62. |
Тема революции в поэзии С.Есенина |
1 |
|
63. |
Трагедия мятежной души в драматической поэме "Пугачев" |
1 |
|
64. |
Мотивы поздней лирики С.А.Есенина |
1 |
|
65. |
Нравственно-философское звучание поэмы "Анна Снегина" |
1 |
|
66. |
Анализ стихотворения Есенина |
1 |
|
67. |
Анализ стихотворения Есенина |
1 |
|
68. |
Произведения отечественной прозы 30-х годов |
1 |
|
69. |
"Парижская нота" русской поэзии 30-х годов |
1 |
|
70. |
Личность царя-реформатора в романе А.Н.Толстого "Пётр Первый" |
1 |
|
71. |
Противники и соратники Петра в романе. Народ и власть в романе "Петр первый" |
1 |
|
72. |
Жизненный и творческий путь М.А.Шолохова |
1 |
|
73. |
"Донские рассказы" как пролог романа-эпопеи "Тихий дон" |
1 |
|
74. |
Картины жизни донского казачества в романе "Тихий Дон" |
1 |
|
75. |
"В мире, расколотом надвое". События революции и гражданской войны в романе |
1 |
|
76. |
"В мире, расколотом надвое". События революции и гражданской войны в романе |
1 |
|
77. |
Идея Дома и святости семейного очага в романе "Тихий Дон" |
1 |
|
78. |
Путь "казачьего Гамлета" Григория Мелехова |
1 |
|
79. |
Путь "казачьего Гамлета" Григория Мелехова |
1 |
|
80. |
Сочинение по роману "Тихий Дон" |
1 |
|
81. |
М.А.Булгаков. Жизнь. Творчество. Личность |
1 |
|
82. |
Сатира М.А.Булгакова. Анализ рассказа "Собачье сердце" |
1 |
|
83. |
История в романе М.Булгакова "Белая гвардия" |
1 |
|
84. |
"Мастер и Маргарита" как роман лабиринт |
1 |
|
85. |
Три мира в романе "Мастер и Маргарита" |
1 |
|
86. |
Тема любви и творчества в романе |
1 |
|
87. |
Мистическая тема в романе. |
1 |
|
88. |
Сочинение по творчеству М.А.Булгакова |
1 |
|
89. |
Сочинение по творчеству М.А.Булгакова |
1 |
|
90. |
Жизненный и творческий путь Б.Л.Пастернака |
1 |
|
91. |
Единство человеческой души и стихии мира в лирике Б.Л.Пастернака |
1 |
|
92. |
Тема интеллигенции и революции в романе "Доктор Живаго" |
1 |
|
93. |
Тема интеллигенции и революции в романе "Доктор Живаго" |
1 |
|
94. |
Тема любви в романе «Доктор Живаго» |
1 |
|
95. |
Самобытность и художественный мир А.Платонова |
1 |
|
96. |
Герои и проблематика прозы А.Платонова |
1 |
|
97. |
Герой-мечтатель и проблема поиска истины в повести "Котлован" |
1 |
|
98. |
Философские итоги повести "Котлован" |
1 |
|
99. |
Письменный анализ рассказа "Юшка" |
1 |
|
100. |
Жизнь и творчество В.Набокова. Тема эмигрантского небытия в романе В.Набокова "Машенька" |
1 |
|
101. |
Тема эмигрантского небытия в романе В.Набокова "Машенька" |
1 |
|
102. |
Словесная пластика прозы В.Набокова |
1 |
|
103. |
Письменная работа по творчеству В.Набокова |
1 |
|
104. |
Жизненный и творческий путь А.Твардовского |
1 |
|
105. |
Основные мотивы лирики А.Твардовского |
1 |
|
106. |
Нравственно-философский смысл "возвращённой " поэмы А.Твардовского "По праву памяти" |
1 |
|
107. |
Письменная работа по творчеству А.Твардовского |
1 |
|
108. |
Литературный процесс 50-х - 80-х годов |
1 |
|
109. |
Поэтическая "оттепель": "громкая" и "тихая" лирика |
1 |
|
110. |
Деревенская проза" 50-х - 80-х годов |
1 |
|
111. |
Авторская песня как песенный монотеатр 70-х - 80-х годов |
1 |
|
112. |
Яркость и многоплановость творчества В.М.Шукшина |
1 |
|
113. |
Тип героя-чудика в новеллистике В.М.Шукшина |
1 |
|
114. |
Тема города и деревни в прозе В.М.Шукшина |
1 |
|
115. |
Письменная работа по рассказам В.М.Шукшина |
1 |
|
116. |
Н. М. Рубцов. Жизненный путь. «Тихая» лирика. |
1 |
|
117. |
В.П. Астафьев. Жизнь и творчество. Рассказ «Людочка» |
1 |
|
118. |
Рассказ «Людочка» |
1 |
|
119. |
Взаимоотношения человека и природы в почести «Царь-рыба» |
1 |
|
120. |
Нравственное величие русской женщины в повести В. Распутина «Последний срок» |
1 |
|
121. |
Знакомство с повестью «Прощание с Матёрой» |
1 |
|
122. |
Проблематика повести «Прощание с Матёрой» |
|
|
123. |
Повесть «Дочь Ивана, мать Ивана» |
1 |
|
124. |
Произведения Великой Отечественной Войне. Борис Васильев «А зори здесь тихие…» |
1 |
|
125. |
Повесть В. Быкова «Дожить до рассвета» |
1 |
|
126. |
Этапы творческого пути А.И.Солженицына |
1 |
|
127. |
Своеобразие звучания лагерной темы в повести "Один день Ивана Денисовича" |
1 |
|
128. |
Тема народного праведничества в рассказе "Матрёнин двор" |
1 |
|
129. |
Промежуточная аттестация |
1 |
|
130. |
У литературной карты России. Обзор творчества Е.И.Носова, В.Т.Шаламова |
1 |
|
131. |
Своеобразие современной реалистической прозы |
1 |
|
132. |
Поэзия и проза с модернистской доминантой |
1 |
|
133. |
Поэзия и судьба И.Бродского |
1 |
|
134. |
Анализ стихотворения "Письмо Римскому другу" |
1 |
|
135. |
Урок - "Круглый стол": реальность и перспективы современной литературы" |
1 |
|
136. |
Повторение |
1 |
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.