МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕУЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 9»
ГОРОДА ЧЕБОКСАРЫ ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
РАССМОТРЕНА на заседании МО учителей гуманитарного цикла Председатель МО ________/Степанова Т.И./ протокол № ________
от «____»__________2022г. |
СОГЛАСОВАНА Заместитель директора МБОУ «СОШ № 9» г. Чебоксары
________/Кириенко Н.О./
«____»___________2022 г. |
УТВЕРЖДЕНА Директор МБОУ «СОШ № 9» г. Чебоксары
_______Г.А.Пенькова приказ № _________
от «____» _________2022г.
|
РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА
Русский язык
11 КЛАСС
2022/2023 учебный год
Разработана:
Бесчастновы С.А., учителем первой квалификационной категории.
Чебоксары 2022
Пояснительная записка
Данная рабочая учебная программа по русскому языку разработана для общеобразовательного 11а класса МБОУ «СОШ № 9» г. Чебоксары.
Данный предмет входит в образовательную область «Филология».
Общее количество часов в год 68 часов (34 учебных недель, 2 часа в неделю).
Срок реализации программы 2022-2023 учебный год.
Планируемые результаты
Личностными результатами освоения выпускниками средней школы курса русского языка на базовом уровне являются:
1) бережное отношение к русскому языку как неотъемлемой части русской культуры как основе гражданской идентичности; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры;
2) уважение к своему народу, его прошлому, отражённому в языке;
3) осознание роли русского языка как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения;
4) осознание своего места в поликультурном мире;
5) сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития гуманитарной науки; готовность участвовать в диалоге культур;
6) потребность саморазвития, в том числе речевого, понимание роли языка в процессах познания;
7) готовность к самостоятельной творческой и ответственной деятельности;
8) готовность и способность вести диалог с другими людьми; сформированность навыков сотрудничества;
9) эстетическое отношение к языку и речи, осознание их выразительных возможностей;
10) нравственное сознание и поведение на основе общечеловеческих ценностей.
Метапредметными результатами освоения выпускниками средней школы курса русского языка на углублённом уровне являются:
1) умение эффективно общаться в процессе совместной деятельности со всеми её участниками, не допускать конфликтов;
2) владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности; использование различных методов познания; владение логическими операциями анализа, синтеза, сравнения;
3) способность к самостоятельному поиску информации, в том числе умение пользоваться лингвистическими словарями;
4) умение критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;
5) владение всеми видами речевой деятельности: говорением, слушанием, чтением и письмом;
6) умение выражать своё отношение к действительности и создавать устные и письменные тексты разных стилей и жанров с учётом речевой ситуации (коммуникативной цели, условий общения, адресата и т. д.);
7) свободное владение устной и письменной формой речи, диалогом и монологом;
8) умение определять цели деятельности и планировать её, контролировать и корректировать деятельность;
9) умение оценивать свою и чужую речь с эстетических и нравственных позиций;
10) умение выбирать стратегию поведения, позволяющую достичь максимального эффекта.
Выпускник научится:
– использовать языковые средства адекватно цели общения и речевой ситуации;
– создавать устные и письменные высказывания, монологические и диалогические тексты определенной функционально-смысловой принадлежности (описание, повествование, рассуждение) и определенных жанров (тезисы, конспекты, выступления, лекции, отчеты, сообщения, аннотации, рефераты, доклады, сочинения);
– правильно использовать лексические и грамматические средства связи предложений при построении текста;
– создавать устные и письменные тексты разных жанров в соответствии с функционально-стилевой принадлежностью текста;
– анализировать текст с точки зрения наличия в нем явной и скрытой, основной и второстепенной информации, определять его тему, проблему и основную мысль;
– извлекать необходимую информацию из различных источников и переводить ее в текстовый формат;
– преобразовывать текст в другие виды передачи информации; – соблюдать культуру публичной речи;
– соблюдать в речевой практике основные орфоэпические, лексические, грамматические, стилистические, орфографические и пунктуационные нормы русского литературного языка;
– оценивать собственную и чужую речь с позиции соответствия языковым нормам; – использовать основные нормативные словари и справочники для оценки устных и письменных высказываний с точки зрения соответствия языковым нормам.
Выпускник получит возможность научиться: –
– распознавать уровни и единицы языка в предъявленном тексте и видеть взаимосвязь между ними;
– анализировать при оценке собственной и чужой речи языковые средства, использованные в тексте, с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;
– комментировать авторские высказывания на различные темы (в том числе о богатстве и выразительности русского языка);
– использовать синонимические ресурсы русского языка для более точного выражения мысли и усиления выразительности речи;
– иметь представление об историческом развитии русского языка и истории русского языкознания;
– выражать согласие или несогласие с мнением собеседника в соответствии с правилами ведения диалогической речи; – владеть умениями информационно перерабатывать прочитанные и прослушанные тексты и представлять их в виде тезисов, конспектов, аннотаций, рефератов
– соблюдать нормы речевого поведения в разговорной речи, а также в учебно-научной и официально-деловой сферах общения;
– совершенствовать орфографические и пунктуационные умения и навыки на основе знаний о нормах русского литературного языка;
– использовать основные нормативные словари и справочники для расширения словарного запаса и спектра используемых языковых средств;
– оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов (в том числе художественной литературы).
Содержание учебного предмета
Морфология
Понятие о частях речи
Три признака основных лексико-грамматических классов слов: семантический, морфологический, синтаксический. Самостоятельные и служебные части речи. Особые группы слов – междометия и звукоподражательные слова.
Имя существительное
Признаки имени существительного: семантический, морфологический и синтаксический. Лексико-грамматические разряды существительных: нарицательные и собственные; существительные конкретные, отвлечённые, вещественные и собирательные.
Морфологические категории существительных: одушевлённость/неодушевлённость, род, число, падеж. Склонение существительных. Разносклоняемые и несклоняемые существительные. Особенности склонения русских и иноязычных имён и фамилий. Синонимия грамматических форм существительных (числа, падежа,рода) и их стилистические возможности.
Из истории имён существительных: формирование категории одушевленности/неодушевлённости; переход существительных из одного рода в другой; исчезновение двойственного числа; сокращение количества падежей и типов склонения; историческое чередование -ен//-я в основах разносклоняемых существительных; происхождение вариантов падежных окончаний.
Правописание окончаний имён существительных в единственном и множественном числе. Правописание некоторых фамилий и названий населенных пунктов в творительном падеже
единственного числа. Правописание суффиксов существительных. Правописание не с именами существительными. Правописание сложных имен существительных.
Морфологический разбор имени существительного.
Роль существительных в образовании изобразительно-выразительных средств языка.
Имя прилагательное
Признаки имени прилагательного: семантический, морфологический, синтаксический. Грамматические категории рода, числа и падежа прилагательных. Лексико-грамматические разряды имён прилагательных: качественные, относительные и притяжательные. Особенности склонения имён прилагательных. Полные и краткие формы имён прилагательных. Синонимия полной и краткой форм прилагательных, вариантов краткой формы прилагательных. Степени сравнения имён прилагательных. Нормы употребления прилагательных в речи.
Из истории имён прилагательных: происхождение полной формы прилагательных от краткой; происхождение окончаний -ой; -ый; -ий в начальной форме прилагательных.
Правописание сложных прилагательных. Правописание суффиксов прилагательных. Прописная и строчная буквы в притяжательных прилагательных, образованных от имён лиц. Правописание не с прилагательными.
Морфологический разбор имени прилагательного.
Роль прилагательных в образовании изобразительно-выразительных средств языка.
Имя числительное
Признаки имени числительного: семантический, морфологический, синтаксический. Лексико-грамматические разряды числительных: количественные, собирательные, дробные, неопределённо-количественные, порядковые. Словообразовательная
структура числительных: простые, сложные, составные.
Из истории имён чис лительных: формирование числительных как особой части речи.
Употребление ь в числительных. Слитное, раздельное, дефисное написание числительных. Особенности склонения имён числительных.
Нормы употребления числительных в литературном языке.
Варианты сочетаний числительных с существительными, их стилистические особенности.
Морфологический разбор имени числительного.
Местоимение
Признаки местоимения: семантический, морфологический,
синтаксический. Разряды местоимений.
Из истории местоимений: формирование разряда личных местоимений; происхождение ряда современных морфем от местоимения «сей»; происхождение начального н в косвенных падежах личных местоимений.
Нормы употребления местоимений в литературном языке.
Правописание неопределённых и отрицательных местоимений, сочетаний не кто иной, как; не что иное, как и др.
Морфологический разбор местоимения.
Роль местоимений в образовании изобразительно-выразительных средств языка.
Повторение и обобщение изученного материала; контроль
Глагол
Признаки глагола: семантический, морфологический, синтаксический. Инфинитив.
Из истории глаголов: происхождение инфинитивных форм на -чь, -сть, -сти; происхождение современных форм прошедшего времени от древнерусских причастий; роль древних тематических гласных в формировании современных типов спряжения.
Формообразующие основы глагола. Морфологические категории глагола: вид, время, наклонение, лицо. Глаголы переходные/непереходные, возвратные/невозвратные. Спряжение глаголов.
Основные нормы употребления глагольных форм в литературном языке. Синонимическое употребление глагольных форм, их стилистические и смысловые особенности.
Правописание суффиксов и безударных личных окончаний глаголов. Правописание не с глаголами.
Морфологический разбор глагола.
Роль глаголов в образовании изобразительно-выразительных средств языка.
Причастие как особая форма глагола
Признаки причастия: семантический, морфологический, синтаксический. Образование причастий. Причастия действительные и страдательные, полные и краткие. Переход причастий в прилагательные. Из истории причастий: происхождение суффиксов причастий -ущ (-ющ), -ащ ( -ящ) и суффиксов прилагательных -уч (-юч), -ач (-яч).
Правописание гласных в суффиксах причастий. Правописание н и нн в причастиях и отглагольных прилагательных. Правописание не с причастиями и отглагольными прилагательными.
Морфологический разбор причастия.
Деепричастие как особая форма глагола
Признаки деепричастия: семантический, морфологический, синтаксический. Образование деепричастий.
Из истории деепричастий: происхождение деепричастий от кратких форм причастий.
Отличие деепричастий от омонимичных частей речи. Правописание деепричастий.
Нормы употребления деепричастий в речи.
Морфологический разбор деепричастия.
Повторение и обобщение изученного материала; контроль
Наречие
Признаки наречия: семантический, морфологический, синтаксический. Разряды наречий по значению: определительные и обстоятельственные, знаменательные и местоименные. Словообразовательная структура наречий: производные и непроизводные наречия. Степени сравнения наречий.
Правописание суффиксов наречий. Правописание н и нн в наречиях. Слитное, раздельное и дефисное написание наречий и наречных выражений.
Морфологический разбор наречия.
Слова категории состояния
Признаки слов категории состояния: семантический, морфологический, синтаксический. Степени сравнения слов категории состояния. Отличие слов категории состояния от омонимичных наречий и кратких прилагательных.
Морфологический разбор слова категории состояния.
Предлог
Предлог как служебная часть речи. Разряды предлогов по происхождению: непроизводные и производные (наречные, отымённые, отглагольные). Разряды предлогов по структуре: простые, сложные, составные. Разряды предлогов по значению: пространственные, временные и др. Падежное употребление предлогов. Варианты сочетаний некоторых предлогов с падежными формами.
Отличие производных предлогов от омонимичных частей речи. Слитное, раздельное, дефисное написание предлогов.
Морфологический разбор предлога.
Союз
Союз как служебная часть речи. Разряды союзов по происхождению: непроизводные и производные. Разряды союзов по структуре: простые и составные. Разряды союзов по употреблению: одиночные, повторяющиеся, двойные. Разряды союзов по значению и грамматической функции: сочинительные и подчинительные. Отличие союзов от омонимичных местоимений, наречий и вводных слов.
Правописание союзов.
Морфологический разбор союза.
Частица
Частица как служебная часть речи. Разряды частиц по происхождению: непроизводные и производные. Разряды частиц по структуре: простые и составные. Разряды частиц по выполняемой функции: смысловые и формообразующие. Отличие частиц от омонимичных им союзов, наречий, местоимений с частицами.
Слитное, раздельное, дефисное написание частиц со словами.
Основные случаи употребления частиц не и ни.
Морфологический разбор частицы.
Междометие. Звукоподражательные слова
Междометие как особая часть речи. Разряды междометий по происхождению: непроизводные и производные. Разряды междометий по структуре: простые, сложные, составные. Разряды междометий по значению: эмоциональные, повелительные, этикетные. Звукоподражательные слова как особая группа слов, близкая к междометиям.
Правописание междометий.
Морфологический разбор междометия.
Повторение и обобщение изученного материала; контроль
Синтаксис и пунктуация
Понятие о синтаксисе и пунктуации
Основные синтаксические единицы: предложение и словосочетание. Принципы русской пунктуации: логический, структурно-синтактический, интонационный. Функции знаков препинания: разделительные (отделительные) и выделительные знаки.
Словосочетание
Виды словосочетаний. Нормы построения словосочетаний в современном русском языке. Типичные ошибки, связанные с построением словосочетаний.
Предложение
Простое предложение
Общие сведения о предложении. Виды предложений по струкуре, по цели высказывания, по эмоциональной окраске. Предложения распространённые и нераспространённые. Грамматическая основа предложения.
Двусоставные предложения. Способы выражения подлежащего и сказуемого. Виды сказуемых. Нормы согласования подлежащего и сказуемого в литературном языке.
Односоставные предложения. Типы односоставных предложений.
Второстепенные члены предложения: определение, дополнение, обстоятельство, приложение. Употребление дефиса при одиночных приложениях.
Полные и неполные предложения.
Порядок слов в простом предложении. Порядок слов как средство выразительности.
Тире между подлежащим и сказуемым в простом предложении. Тире в неполных и эллиптических предложениях. Соединительное и интонационное тире.
Повторение и обобщение изученного материала; контроль
Простое осложнённое предложение
Понятие о простом осложнённом предложении.
Однородные члены предложения. Знаки препинания при однородных членах. Стилистические возможности предложений с однородными членами.
Обособленные члены предложения. Знаки препинания при обособленных членах.
Условия обособления согласованных и несогласованных определений.
Обособленные приложения. Знаки препинания при обособленных приложениях.
Обособленные обстоятельства. Обособление обстоятельств, выраженных деепричастиями, существительными.
Обособление уточняющих, пояснительных и присоединительных членов предложения.
Употребление союза как в различных синтаксических конструкциях.
Обособление дополнений.
Конструкции, грамматически не связанные с членами предложения. Вводные и вставные конструкции: слова, словосочетания, предложения. Знаки препинания в предложениях с вводными словами, вводными и вставными предложениями. Обращения, слова-предложения, междометия; знаки препинания при них.
Синтаксический разбор простого предложения.
Повторение и обобщение изученного материала; контроль
Сложное предложение
Понятие о сложном предложении. Типы сложных предложений по способам связи частей. Синонимия сложных предложений различных видов, сложных и простых предложений. Нормы употребления сложных предложений.
Сложносочиненное предложение. Знаки препинания в сложносочиненных предложениях. Синонимия предложений с однородными членами и сложносочиненных предложений.
Сложноподчиненное предложение. Виды сложноподчиненных предложений. Типы придаточных предложений. Знаки препинания в сложноподчиненных предложениях с одним и несколькими придаточными.
Бессоюзное сложное предложение. Знаки препинания в бессоюзных сложных предложениях.
Сложные предложения с различными видами связи.
Синтаксический разбор сложного предложения.
Период
Период как синтаксическая единица. Знаки препинания при периоде. Период как средство выразительности речи.
Повторение и обобщение изученного материала; контроль
Способы передачи чужой речи
Прямая речь, диалог, косвенная речь, цитаты. Пунктуационное оформление чужой речи.
Повторение и обобщение изученного материала; контроль
Итоговое повторение, обобщение, контроль.
Тематическое планирование
№ |
Тема урока |
Кол-во часов |
Примечания |
|
Понятие о частях речи |
1 |
|
|
Имя существительное как часть речи |
1 |
|
|
Морфологические категории существительных |
1 |
|
|
Разносклоняемые и несклоняемые существительные |
1 |
|
|
Правописание окончаний имён существительных в единственном и множественном числе. |
1 |
|
|
Правописание суффиксов существительных. |
1 |
|
|
Правописание не с именами существительными. |
1 |
|
|
Правописание сложных имен существительных. Морфологический разбор имени существительного. Тест. |
1 |
|
|
Имя прилагательное как часть речи. Правописание имени прилагательного. Н и НН в имени прилагательном |
1 |
|
|
Полные и краткие формы имён прилагательных. |
1 |
|
|
Степени сравнения имён прилагательных. Особенности склонения имён прилагательных. |
1 |
|
|
Правописание сложных прилагательных. Правописание суффиксов прилагательных. |
1 |
|
|
Прописная и строчная буквы в притяжательных прилагательных, образованных от имён лиц. Правописание не с прилагательными. |
1 |
|
|
Морфологический разбор имени прилагательного. Проверочная работа по теме «Имя прилагательное». |
1 |
|
|
Имя числительное как часть речи. Правописание имения числительного. |
1 |
|
|
Анализ тестовой работы. Правописание имён числительных, склонение имён числительных |
1 |
|
|
Варианты сочетаний числительных с существительными, их стилистические особенности. |
1 |
|
|
Морфологический разбор имени числительного |
1 |
|
|
Местоимение как часть речи |
1 |
|
|
Правописание местоимений. Морфологический разбор. |
1 |
|
|
Подготовка к Итоговому сочинению ЕГЭ. Просмотр направлений Итогового сочинения. |
|
|
|
Работа аргументами Итогового сочинения ЕГЭ. |
|
|
|
Итоговое сочинение ЕГЭ |
|
|
|
Глагол как часть речи. Морфологические категории глагола |
1 |
|
|
Спряжение глаголов, правописание глаголов |
1 |
|
|
Причастие как особая форма глагола Образование причастий. |
1 |
|
|
Переход причастий в прилагательные. Правописание н и нн в причастиях и отглагольных прилагательных. |
1 |
|
|
Правописание НЕ с причастиями и отглагольными прилагательными. |
1 |
|
|
Деепричастие как особая форма глагола. Морфологический разбор деепричастия |
1 |
|
|
Повторение и обобщение изученного материала. Итоговая работа №2 |
1 |
|
|
Наречие как часть речи. Правописание наречий. Н и НН в наречиях. |
1 |
|
|
Слова категории состояния |
1 |
|
|
Употребление паронимов. Работа с заданием 5 ЕГЭ. |
|
|
|
Предлог как служебная часть речи. Слитное, раздельное, дефисное написание предлогов. |
1 |
|
|
Союз как служебная часть речи. |
1 |
|
|
Частица как служебная часть речи. |
1 |
|
|
Подготовка к заданию 2 ЕГЭ. Работа со служебными частями речи. |
|
|
|
Самостоятельная работа по заданию 2 по типу ЕГЭ. |
|
|
|
Междометие как особая часть речи. |
1 |
|
|
Повторение и обобщение изученного материала. |
1 |
|
|
Словосочетание и предложение |
1 |
|
|
Нормы согласования подлежащего и сказуемого в литературном языке. |
1 |
|
|
Односоставные предложения. |
1 |
|
|
Второстепенные члены предложения |
1 |
|
|
Приложение. Полные и неполные предложения. |
1 |
|
|
Приложение. Полные и неполные приложения. |
1 |
|
|
Знаки препинания при приложении |
1 |
|
|
Подготовка к сочинению (задание 27 ЕГЭ) |
1 |
|
|
Написание сочинения. |
1 |
|
|
Понятие о простом осложнённом предложении. |
1 |
|
|
Тире в простом предложении. Тире в неполном предложении. |
1 |
|
|
Однородные члены предложения |
1 |
|
|
Знаки препинания при обособленных определениях |
1 |
|
|
Знаки препинания при обособленных приложениях. Итоговая работа №5 |
1 |
|
|
Обособление обстоятельств, выраженных деепричастиями, существительными. |
1 |
|
|
Употребление союза как в различных синтаксических конструкциях. |
1 |
|
|
Обособление дополнений. |
1 |
|
|
Промежуточная аттестация |
1 |
|
|
Конструкции, грамматически не связанные с членами предложения Параграф 86-87. Итоговая работа №6 |
1 |
|
|
Понятие о сложном предложении, сложносочинённое предложение |
1 |
|
|
Сложноподчинённое предложение. Знаки препинания в сложноподчиненных предложениях с одним и несколькими придаточными. Двоеточие, тире, запятая и тире в сложноподчинённом предложении. |
1 |
|
|
Пунктуация в сложносочиненном предложении и в предложении с однородными членами |
1 |
|
|
СПП предложение с двумя или несколькими придаточными. |
1 |
|
|
Знаки препинания на стыке союза и союзных слов |
1 |
|
|
Бессоюзное сложное предложение. Синтаксический разбор БСП. |
1 |
|
|
Период. Итоговая работа №7 |
1 |
|
|
Прямая речь. Знаки препинания при прямой речи. Диалог. Косвенная речь, цитаты. |
1 |
|
|
Синтаксические средства художественной выразительности речи. |
1 |
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.