Рабочая учебная программа по русскому языку 11 класс

  • Образовательные программы
  • doc
  • 13.09.2022
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Русский язык 11 класс.doc

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕУЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 9»

ГОРОДА ЧЕБОКСАРЫ ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

 

    РАССМОТРЕНА

на заседании МО учителей

гуманитарного цикла

Председатель МО

________/Степанова Т.И./

протокол № ________

 

от «____»__________2022г.

СОГЛАСОВАНА

Заместитель директора  МБОУ «СОШ № 9»

г. Чебоксары

 

________/Кириенко Н.О./                                                 

 

«____»___________2022 г.

УТВЕРЖДЕНА

Директор МБОУ «СОШ № 9»

г. Чебоксары

 

 _______Г.А.Пенькова 

      приказ № _________

 

от «____» _________2022г.

 

 

 

 

 

 

РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА

Русский язык

11 КЛАСС

2022/2023 учебный год

 

 

 

 

 

       Разработана:

                                                                            Бесчастновы С.А., учителем первой квалификационной категории.

 

 

 

 

 

 

 

Чебоксары  2022

 

   Пояснительная записка

 

Данная рабочая учебная программа по русскому языку разработана для общеобразовательного 11а класса МБОУ «СОШ № 9» г. Чебоксары.

Данный предмет входит в образовательную область «Филология».

Общее количество часов в год 68 часов (34 учебных недель, 2 часа в неделю).

Срок реализации программы 2022-2023 учебный год.

 

 

Планируемые результаты

 

Личностными результатами освоения выпускниками средней школы курса русского языка на базовом уровне являются:

1) бережное отношение к русскому языку как неотъемлемой части русской культуры как основе гражданской идентичности; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры;

2) уважение к своему народу, его прошлому, отражённому в языке;

 3) осознание роли русского языка как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения;

4) осознание своего места в поликультурном мире;

5) сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития гуманитарной науки; готовность участвовать в диалоге культур;

6) потребность саморазвития, в том числе речевого, понимание роли языка в процессах познания;

7) готовность к самостоятельной творческой и ответственной деятельности;

8) готовность и способность вести диалог с другими людьми; сформированность навыков сотрудничества;

 9) эстетическое отношение к языку и речи, осознание их выразительных возможностей;

10) нравственное сознание и поведение на основе общечеловеческих ценностей.

Метапредметными результатами освоения выпускниками средней школы курса русского языка на углублённом уровне являются:

 1) умение эффективно общаться в процессе совместной деятельности со всеми её участниками, не допускать конфликтов;

 2) владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности; использование различных методов познания; владение логическими операциями анализа, синтеза, сравнения;

 3) способность к самостоятельному поиску информации, в том числе умение пользоваться лингвистическими словарями;

4) умение критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;

 5) владение всеми видами речевой деятельности: говорением, слушанием, чтением и письмом;

 6) умение выражать своё отношение к действительности и создавать устные и письменные тексты разных стилей и жанров с учётом речевой ситуации (коммуникативной цели, условий общения, адресата и т. д.);

7) свободное владение устной и письменной формой речи, диалогом и монологом;

8) умение определять цели деятельности и планировать её, контролировать и корректировать деятельность;

9) умение оценивать свою и чужую речь с эстетических и нравственных позиций;

 10) умение выбирать стратегию поведения, позволяющую достичь максимального эффекта.

Выпускник  научится:

 – использовать языковые средства адекватно цели общения и речевой ситуации;

– создавать устные и письменные высказывания, монологические и диалогические тексты определенной функционально-смысловой принадлежности (описание, повествование, рассуждение) и определенных жанров (тезисы, конспекты, выступления, лекции, отчеты, сообщения, аннотации, рефераты, доклады, сочинения);

 – правильно использовать лексические и грамматические средства связи предложений при построении текста;

 – создавать устные и письменные тексты разных жанров в соответствии с функционально-стилевой принадлежностью текста;

 – анализировать текст с точки зрения наличия в нем явной и скрытой, основной и второстепенной информации, определять его тему, проблему и основную мысль;

– извлекать необходимую информацию из различных источников и переводить ее в текстовый формат;

– преобразовывать текст в другие виды передачи информации; – соблюдать культуру публичной речи;

– соблюдать в речевой практике основные орфоэпические, лексические, грамматические, стилистические, орфографические и пунктуационные нормы русского литературного языка;

– оценивать собственную и чужую речь с позиции соответствия языковым нормам; – использовать основные нормативные словари и справочники для оценки устных и письменных высказываний с точки зрения соответствия языковым нормам.

Выпускник  получит возможность научиться: –

– распознавать уровни и единицы языка в предъявленном тексте и видеть взаимосвязь между ними;

– анализировать при оценке собственной и чужой речи языковые средства, использованные в тексте, с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;

– комментировать авторские высказывания на различные темы (в том числе о богатстве и выразительности русского языка);

– использовать синонимические ресурсы русского языка для более точного выражения мысли и усиления выразительности речи;

– иметь представление об историческом развитии русского языка и истории русского языкознания;

– выражать согласие или несогласие с мнением собеседника в соответствии с правилами ведения диалогической речи; – владеть умениями информационно перерабатывать прочитанные и прослушанные тексты и представлять их в виде тезисов, конспектов, аннотаций, рефератов

 – соблюдать нормы речевого поведения в разговорной речи, а также в учебно-научной и официально-деловой сферах общения;

– совершенствовать орфографические и пунктуационные умения и навыки на основе знаний о нормах русского литературного языка;

– использовать основные нормативные словари и справочники для расширения словарного запаса и спектра используемых языковых средств;

 – оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов (в том числе художественной литературы).

 

 

Содержание учебного предмета

 

Морфология

Понятие о частях речи

Три признака основных лексико-грамматических классов слов: семантический, морфологический, синтаксический. Самостоятельные и служебные части речи. Особые группы слов – междометия и звукоподражательные слова.

Имя существительное

Признаки имени существительного: семантический, морфологический и синтаксический. Лексико-грамматические разряды существительных: нарицательные и собственные; существительные конкретные, отвлечённые, вещественные и собирательные.

Морфологические категории существительных: одушевлённость/неодушевлённость, род, число, падеж. Склонение существительных. Разносклоняемые и несклоняемые существительные. Особенности склонения русских и иноязычных имён и фамилий. Синонимия грамматических форм существительных (числа, падежа,рода) и их стилистические возможности.

Из истории имён существительных: формирование категории одушевленности/неодушевлённости; переход существительных из одного рода в другой; исчезновение двойственного числа; сокращение количества падежей и типов склонения; историческое чередование -ен//-я в основах разносклоняемых существительных; происхождение вариантов падежных окончаний.

Правописание окончаний имён существительных в единственном и множественном числе. Правописание некоторых фамилий и названий населенных пунктов в творительном падеже

единственного числа. Правописание суффиксов существительных. Правописание не с именами существительными. Правописание сложных имен существительных.

Морфологический разбор имени существительного.

Роль существительных в образовании изобразительно-выразительных средств языка.

Имя прилагательное

Признаки имени прилагательного: семантический, морфологический, синтаксический. Грамматические категории рода, числа и падежа прилагательных. Лексико-грамматические разряды имён прилагательных: качественные, относительные и притяжательные. Особенности склонения имён прилагательных. Полные и краткие формы имён прилагательных. Синонимия полной и краткой форм прилагательных, вариантов краткой формы прилагательных. Степени сравнения имён прилагательных. Нормы употребления прилагательных в речи.

Из истории имён прилагательных: происхождение полной формы прилагательных от краткой; происхождение окончаний -ой; -ый; -ий в начальной форме прилагательных.

Правописание сложных прилагательных. Правописание суффиксов прилагательных. Прописная и строчная буквы в притяжательных прилагательных, образованных от имён лиц. Правописание не с прилагательными.

Морфологический разбор имени прилагательного.

Роль прилагательных в образовании изобразительно-выразительных средств языка.

Имя числительное

Признаки имени числительного: семантический, морфологический, синтаксический. Лексико-грамматические разряды числительных: количественные, собирательные, дробные, неопределённо-количественные, порядковые. Словообразовательная

структура числительных: простые, сложные, составные.

Из истории имён чис лительных: формирование числительных как особой части речи.

Употребление ь в числительных. Слитное, раздельное, дефисное написание числительных. Особенности склонения имён числительных.

Нормы употребления числительных в литературном языке.

Варианты сочетаний числительных с существительными, их стилистические особенности.

Морфологический разбор имени числительного.

Местоимение

Признаки местоимения: семантический, морфологический,

синтаксический. Разряды местоимений.

Из истории местоимений: формирование разряда личных местоимений; происхождение ряда современных морфем от местоимения «сей»; происхождение начального н в косвенных падежах личных местоимений.

Нормы употребления местоимений в литературном языке.

Правописание неопределённых и отрицательных местоимений, сочетаний не кто иной, как; не что иное, как и др.

Морфологический разбор местоимения.

Роль местоимений в образовании изобразительно-выразительных средств языка.

Повторение и обобщение изученного материала; контроль

Глагол

Признаки глагола: семантический, морфологический, синтаксический. Инфинитив.

Из истории глаголов: происхождение инфинитивных форм на -чь, -сть, -сти; происхождение современных форм прошедшего времени от древнерусских причастий; роль древних тематических гласных в формировании современных типов спряжения.

Формообразующие основы глагола. Морфологические категории глагола: вид, время, наклонение, лицо. Глаголы переходные/непереходные, возвратные/невозвратные. Спряжение глаголов.

Основные нормы употребления глагольных форм в литературном языке. Синонимическое употребление глагольных форм, их стилистические и смысловые особенности.

Правописание суффиксов и безударных личных окончаний глаголов. Правописание не с глаголами.

Морфологический разбор глагола.

Роль глаголов в образовании изобразительно-выразительных средств языка.

Причастие как особая форма глагола

Признаки причастия: семантический, морфологический, синтаксический. Образование причастий. Причастия действительные и страдательные, полные и краткие. Переход причастий в прилагательные. Из истории причастий: происхождение суффиксов причастий -ущ (-ющ), -ащ ( -ящ) и суффиксов прилагательных -уч (-юч), -ач (-яч).

Правописание гласных в суффиксах причастий. Правописание н и нн в причастиях и отглагольных прилагательных. Правописание не с причастиями и отглагольными прилагательными.

Морфологический разбор причастия.

Деепричастие как особая форма глагола

Признаки деепричастия: семантический, морфологический, синтаксический. Образование деепричастий.

Из истории деепричастий: происхождение деепричастий от кратких форм причастий.

Отличие деепричастий от омонимичных частей речи. Правописание деепричастий.

Нормы употребления деепричастий в речи.

Морфологический разбор деепричастия.

Повторение и обобщение изученного материала; контроль

Наречие

Признаки наречия: семантический, морфологический, синтаксический. Разряды наречий по значению: определительные и обстоятельственные, знаменательные и местоименные. Словообразовательная структура наречий: производные и непроизводные наречия. Степени сравнения наречий.

Правописание суффиксов наречий. Правописание н и нн в наречиях. Слитное, раздельное и дефисное написание наречий и наречных выражений.

Морфологический разбор наречия.

Слова категории состояния

Признаки слов категории состояния: семантический, морфологический, синтаксический. Степени сравнения слов категории состояния. Отличие слов категории состояния от омонимичных наречий и кратких прилагательных.

Морфологический разбор слова категории состояния.

Предлог

Предлог как служебная часть речи. Разряды предлогов по происхождению: непроизводные и производные (наречные, отымённые, отглагольные). Разряды предлогов по структуре: простые, сложные, составные. Разряды предлогов по значению: пространственные, временные и др. Падежное употребление предлогов. Варианты сочетаний некоторых предлогов с падежными формами.

Отличие производных предлогов от омонимичных частей речи. Слитное, раздельное, дефисное написание предлогов.

Морфологический разбор предлога.

Союз

Союз как служебная часть речи. Разряды союзов по происхождению: непроизводные и производные. Разряды союзов по структуре: простые и составные. Разряды союзов по употреблению: одиночные, повторяющиеся, двойные. Разряды союзов по значению и грамматической функции: сочинительные и подчинительные. Отличие союзов от омонимичных местоимений, наречий и вводных слов.

Правописание союзов.

Морфологический разбор союза.

Частица

Частица как служебная часть речи. Разряды частиц по происхождению: непроизводные и производные. Разряды частиц по структуре: простые и составные. Разряды частиц по выполняемой функции: смысловые и формообразующие. Отличие частиц от омонимичных им союзов, наречий, местоимений с частицами.

Слитное, раздельное, дефисное написание частиц со словами.

Основные случаи употребления частиц не и ни.

Морфологический разбор частицы.

Междометие. Звукоподражательные слова

Междометие как особая часть речи. Разряды междометий по происхождению: непроизводные и производные. Разряды междометий по структуре: простые, сложные, составные. Разряды междометий по значению: эмоциональные, повелительные, этикетные. Звукоподражательные слова как особая группа слов, близкая к междометиям.

Правописание междометий.

Морфологический разбор междометия.

Повторение и обобщение изученного материала; контроль

Синтаксис и пунктуация

Понятие о синтаксисе и пунктуации

Основные синтаксические единицы: предложение и словосочетание. Принципы русской пунктуации: логический, структурно-синтактический, интонационный. Функции знаков препинания: разделительные (отделительные) и выделительные знаки.

Словосочетание

Виды словосочетаний. Нормы построения словосочетаний в современном русском языке. Типичные ошибки, связанные с построением словосочетаний.

Предложение

Простое предложение

Общие сведения о предложении. Виды предложений по струкуре, по цели высказывания, по эмоциональной окраске. Предложения распространённые и нераспространённые. Грамматическая основа предложения.

Двусоставные предложения. Способы выражения подлежащего и сказуемого. Виды сказуемых. Нормы согласования подлежащего и сказуемого в литературном языке.

Односоставные предложения. Типы односоставных предложений.

Второстепенные члены предложения: определение, дополнение, обстоятельство, приложение. Употребление дефиса при одиночных приложениях.

Полные и неполные предложения.

Порядок слов в простом предложении. Порядок слов как средство выразительности.

Тире между подлежащим и сказуемым в простом предложении. Тире в неполных и эллиптических предложениях. Соединительное и интонационное тире.

Повторение и обобщение изученного материала; контроль

Простое осложнённое предложение

Понятие о простом осложнённом предложении.

Однородные члены предложения. Знаки препинания при однородных членах. Стилистические возможности предложений с однородными членами.

Обособленные члены предложения. Знаки препинания при обособленных членах.

Условия обособления согласованных и несогласованных определений.

Обособленные приложения. Знаки препинания при обособленных приложениях.

Обособленные обстоятельства. Обособление обстоятельств, выраженных деепричастиями, существительными.

Обособление уточняющих, пояснительных и присоединительных членов предложения.

Употребление союза как в различных синтаксических конструкциях.

Обособление дополнений.

Конструкции, грамматически не связанные с членами предложения. Вводные и вставные конструкции: слова, словосочетания, предложения. Знаки препинания в предложениях с вводными словами, вводными и вставными предложениями. Обращения, слова-предложения, междометия; знаки препинания при них.

Синтаксический разбор простого предложения.

Повторение и обобщение изученного материала; контроль

Сложное предложение

Понятие о сложном предложении. Типы сложных предложений по способам связи частей. Синонимия сложных предложений различных видов, сложных и простых предложений. Нормы употребления сложных предложений.

Сложносочиненное предложение. Знаки препинания в сложносочиненных предложениях. Синонимия предложений с однородными членами и сложносочиненных предложений.

Сложноподчиненное предложение. Виды сложноподчиненных предложений. Типы придаточных предложений. Знаки препинания в сложноподчиненных предложениях с одним и несколькими придаточными.

Бессоюзное сложное предложение. Знаки препинания в бессоюзных сложных предложениях.

Сложные предложения с различными видами связи.

Синтаксический разбор сложного предложения.

Период

Период как синтаксическая единица. Знаки препинания при периоде. Период как средство выразительности речи.

Повторение и обобщение изученного материала; контроль

Способы передачи чужой речи

 Прямая речь, диалог, косвенная речь, цитаты. Пунктуационное оформление чужой речи.

Повторение и обобщение изученного материала; контроль

 Итоговое повторение, обобщение, контроль.

 

 

 

 

Тематическое планирование

 

 

Тема урока

Кол-во часов

Примечания

  1.  

Понятие о частях речи

1

 

  1.  

Имя существительное как часть речи

1

 

  1.  

Морфологические категории существительных

1

 

  1.  

Разносклоняемые и несклоняемые существительные

1

 

  1.  

Правописание окончаний имён существительных в единственном и множественном числе.

1

 

  1.  

Правописание суффиксов существительных.

1

 

  1.  

Правописание не с именами существительными.

1

 

  1.  

Правописание сложных имен существительных. Морфологический разбор имени существительного. Тест.

1

 

  1.  

Имя прилагательное как часть речи. Правописание имени прилагательного. Н и НН в имени прилагательном

1

 

  1.  

Полные и краткие формы имён прилагательных.

1

 

  1.  

Степени сравнения имён прилагательных. Особенности склонения имён прилагательных.

1

 

  1.  

Правописание сложных прилагательных. Правописание суффиксов прилагательных.

1

 

  1.  

Прописная и строчная буквы в притяжательных прилагательных, образованных от имён лиц. Правописание не с прилагательными.

1

 

  1.  

Морфологический разбор имени прилагательного. Проверочная работа по теме «Имя прилагательное».

1

 

  1.  

Имя числительное как часть речи. Правописание имения числительного.

1

 

  1.  

Анализ тестовой работы. Правописание имён числительных, склонение имён числительных

1

 

  1.  

Варианты сочетаний числительных с существительными, их стилистические особенности.

1

 

  1.  

Морфологический разбор имени числительного

1

 

  1.  

Местоимение как часть речи

1

 

  1.  

Правописание местоимений. Морфологический разбор.

1

 

  1.  

Подготовка к Итоговому сочинению ЕГЭ.  Просмотр направлений Итогового сочинения.

 

 

  1.  

Работа аргументами Итогового сочинения ЕГЭ.

 

 

  1.  

Итоговое сочинение ЕГЭ

 

 

  1.  

Глагол как часть речи. Морфологические категории глагола

1

 

  1.  

Спряжение глаголов, правописание глаголов

1

 

  1.  

Причастие как особая форма глагола  Образование причастий.

1

 

  1.  

Переход причастий в прилагательные. Правописание н и нн в причастиях и отглагольных прилагательных.

1

 

  1.  

Правописание НЕ с причастиями и отглагольными прилагательными.

1

 

  1.  

Деепричастие как особая форма глагола. Морфологический разбор деепричастия

1

 

  1.  

Повторение и обобщение изученного материала. Итоговая работа №2

1

 

  1.  

Наречие как часть речи. Правописание наречий. Н и НН в наречиях.

1

 

  1.  

Слова категории состояния

1

 

  1.  

Употребление паронимов. Работа с заданием 5 ЕГЭ.

 

 

  1.  

Предлог как служебная часть речи. Слитное, раздельное, дефисное написание предлогов.

1

 

  1.  

Союз как служебная часть речи.

1

 

  1.  

Частица как служебная часть речи.

1

 

  1.  

Подготовка к заданию 2 ЕГЭ. Работа со служебными частями речи.

 

 

  1.  

Самостоятельная работа по заданию 2 по типу ЕГЭ.

 

 

  1.  

Междометие как особая часть речи.

1

 

  1.  

Повторение и обобщение изученного материала.

1

 

  1.  

Словосочетание и предложение

1

 

  1.  

Нормы согласования подлежащего и сказуемого в литературном языке.

1

 

  1.  

Односоставные предложения.

1

 

  1.  

Второстепенные члены предложения

1

 

  1.  

Приложение. Полные и неполные предложения.

1

 

  1.  

Приложение. Полные и неполные приложения.

1

 

  1.  

Знаки препинания при приложении

1

 

  1.  

Подготовка к сочинению (задание 27 ЕГЭ)

1

 

  1.  

Написание сочинения.

1

 

  1.  

Понятие о простом осложнённом предложении.

1

 

  1.  

Тире в простом предложении. Тире в неполном предложении.

1

 

  1.  

Однородные члены предложения

1

 

  1.  

Знаки препинания при обособленных определениях

1

 

  1.  

Знаки препинания при обособленных приложениях. Итоговая работа №5

1

 

  1.  

Обособление обстоятельств, выраженных деепричастиями, существительными.

1

 

  1.  

Употребление союза как в различных синтаксических конструкциях.

1

 

  1.  

Обособление дополнений.

1

 

  1.  

Промежуточная аттестация

1

 

  1.  

Конструкции, грамматически не связанные с членами предложения   Параграф 86-87. Итоговая работа №6

1

 

  1.  

Понятие о сложном предложении, сложносочинённое предложение

1

 

  1.  

Сложноподчинённое предложение. Знаки препинания в сложноподчиненных предложениях с одним и несколькими придаточными. Двоеточие, тире, запятая и тире в сложноподчинённом предложении.

1

 

  1.  

Пунктуация в сложносочиненном предложении и в предложении с однородными членами

1

 

  1.  

СПП предложение с двумя или несколькими придаточными.

1

 

  1.  

Знаки препинания на стыке союза и союзных слов

1

 

  1.  

Бессоюзное сложное предложение. Синтаксический разбор БСП.

1

 

  1.  

Период. Итоговая работа №7

1

 

  1.  

Прямая речь. Знаки препинания при прямой речи. Диалог. Косвенная речь, цитаты.

1

 

  1.  

Синтаксические средства художественной выразительности речи.

1