Казенное общеобразовательное учреждение Омской области
«Полтавская адаптивная школа – интернат»
УТВЕРЖДАЮ
Директор КОУ ОО «Полтавская
адаптивная школа - интернат»
_________________ Г.И. Алексеева
(подпись) «9» сентября 2020 г.
Рабочая учебная программа по учебному предмету «Русский язык»
для учащихся 1 класса адаптивной школы (1 вариант) на 2020 - 2021 учебный год
Составитель: учитель высшей кв. категории А.А. Тарабунова
______________
(подпись)
Рассмотрено
На заседании МО
общеобразовательных
предметов
Протокол №__ от
«31 » августа 2020 г.
Руководитель МО
Е.П. Шмидт ________
(подпись)
Согласовано
«4» сентября 2020 г.
Зам. директора по УВР
С.В. Нечипоренко________
(подпись)
2020 г.
Пояснительная записка
Рабочая программа по предмету «Русский язык» предназначена для учащихся 1 класса с лёгкой степенью умственной отсталости и составлена на основании следующих нормативно-правовых документов: - Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; - Приказа Минобрнауки РФ от 19.12.2014 г. № 1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями); - Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 10.07.2015 г. N 26 "Об утверждении СанПиН 2.4.2.3286-15 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья" (вместе с "СанПиН 2.4.2.3286-15. (Зарегистрировано в Минюсте России 14.08.2015 N 38528); - Конституции Российской Федерации; - Устава КОУ «Полтавская адаптивная школа - интернат»; - Учебного плана КОУ «Полтавская адаптивная школа - интернат».
Рабочая программа по предмету «Русский язык» в первом классе (вариант 1) разработана на основе: - Адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 1-4 классов (вариант 1) и утверждена на педсовете 31.08.2020 г., протокол № 1.
- ПРОГРАММЫ специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. 0 – 4 классы. / [А.К. Аксёнова, Т.Н. Бугаева, И.А. Буравлёва, А.А. Дмитриев и др.] – 3-е изд., исправ. / Под ред. кандидата психологич. наук, профессора И.М. Бгажноковой. – М.: «Просвещение», 2011. – 240с.
Рабочая программа ориентирована на использование учебника «Букварь» 1кл.; учебник для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы в 2-х частях М.: «Просвещение», 2018.
Цель реализации программы: создать систему поэтапной педагогической поддержки ребенка в добукварный и букварный периоды. Задачи реализации программы:
- уточнение и обогащение представлений об окружающей действительности и овладение на этой основе языковыми средствами (слово, предложение, словосочетание);
- формирование первоначальных «дограмматических» понятий и развитие коммуникативно-речевых навыков;
- овладение различными доступными средствами устной и письменной коммуникации для решения практико-ориентированных задач; - коррекция недостатков речевой и мыслительной деятельности;
- формирование основ навыка полноценного чтения художественных текстов доступных для понимания по структуре и содержанию; - развитие навыков устной коммуникации; - формирование положительных нравственных качеств и свойств личности.
I. Общая характеристика учебного предмета
У школьников с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) отмечаются недостатки в развитии речевой деятельности, физиологической основой которых является нарушение взаимодействия между первой и второй сигнальными системами, что, в свою очередь, проявляется в недоразвитии всех сторон речи: фонетической, лексической, грамматической и синтаксической. Таким образом, для обучающихся с умственной отсталостью характерно системное недоразвитие речи.
Недостатки речевой деятельности этой категории обучающихся напрямую связаны с нарушением абстрактно-логического мышления. Однако в повседневной практике такие дети способны поддержать беседу на темы, близкие их личному опыту, используя при этом несложные конструкции предложений. Проведение систематической коррекционно-развивающей работы, направленной на систематизацию и обогащение представлений об окружающей действительности, создает положительные условия для овладения обучающимися различными языковыми средствами. Это находит свое выражение в увеличении объема и изменении качества словарного запаса, овладении различными конструкциями предложений, составлении небольших, но завершенных по смыслу, устных высказываний. Таким образом, постепенно создается основа для овладения более сложной формой речи ― письменной.
Письмо и развитие речи как учебный предмет является ведущим, так как его усвоение во многом зависит успешность всего школьного обучения. Практическая и коррекционная направленность обучения языку обусловливает его специфику.
Коррекционная направленность программного материала проявляется в области речевого развития детей, так как важнейшая цель уроков русского языка – формирование речи как средства общения, как способа коррекции познавательной деятельности учащихся и облегчения их адаптации после окончания школы. В процессе обучения проводится работа над устранением всех сторон речи ребенка. Умения анализировать, обобщать, группировать, систематизировать даже элементарный языковой материал, давать простейшие объяснения должны способствовать коррекции мышления, развитию познавательной деятельности школьников.
Практическая направленность программного материала нацелена на формирование у детей речевых навыков. Специальной задачей обучения в коррекционной школе является коррекция речи и мышления.
В 1-м классе осуществляются подготовительные практические грамматические упражнения на анализ звукового состава речи, графическое кодирование звуков, образование слов с помощью некоторых словообразовательных элементов, формообразование, составление и употребление простого предложения. Усвоение детьми новых знаний на этом этапе осуществляется не путем заучивания определений и правил, а в процессе работы над конкретным материалом. Основной метод – разнообразные по форме практические упражнения в письме и чтении. Игровые моменты остаются важнейшим (но не главным) средством обучения.
Применение на уроках чтения разнообразных типов (комбинированный урок - КУ, урок закрепления знаний и совершенствование умений и навыков - УЗЗиСУиН, урок обобщения и систематизации – УОиС, урок контроля - УК) и форм уроков (урок-игра, урок-путешествие, КВН, викторины и т.д.) повышает мотивацию учащихся к предмету и положительную динамику успеваемости. (Сокращения типов уроков применяется в календарно-тематическом плане).
Обучение школьников с особыми образовательными потребностями на уроках письма осуществляется на основе общих дидактических принципов: доступности, научности, систематичности, сознательности, наглядности, связи теории с практикой, прочности усвоения знаний, умений и навыков.
Программа составлена с учетом возрастных и психофизических особенностей развития учащихся, уровня их знаний и умений.
Основной формой организации процесса обучения русскому языку является урок. Ведущей формой работы учителя с учащимися на уроке является фронтальная работа при осуществлении дифференцированного и индивидуального подхода. Каждый урок оснащается необходимыми наглядными пособиями, раздаточным материалом, техническими средствами обучения.
Формы, методы, технологии организации учебного процесса
Формы организации образовательного процесса: индивидуально-обособленная; фронтальная; коллективная; работа в парах; групповая. Методы организации образовательного процесса:
В зависимости от формы организации совместной работы учителя и ученика применяются следующие методы обучения: изложение знаний, беседа, самостоятельная работа, наглядные методы (наблюдение, демонстрация предметов), практические методы, проблемное изучение знаний.
В зависимости от способов организации учебной деятельности школьников (непродуктивная, продуктивная деятельность) выделяют такие методы:
- объяснительно-иллюстративный, при котором учитель дает образец знания, а затем требует от учащихся воспроизведения знаний, действий, заданий в соответствии с этим образцом;
- частично - поисковый, при котором учащиеся частично участвуют в поиске путей решения поставленной задачи. При этом учитель расчленяет поставленную задачу на части, частично показывает учащимся пути решения задачи, а частично ученики самостоятельно решают задачу;
- исследовательский метод – это способ организации творческой деятельности учащихся в решении новых для них проблем.
Учитывая, что одним из планируемых результатов освоения Федерального государственного образовательного стандарта для детей с ОВЗ является умение работать с различными источниками информации: вербальными, текстовыми, цифровыми, табличными, необходимо формировать умение работать с информацией (понимать изображение, текст, устное высказывание, элементарное схематическое изображение, таблицу, предъявленные на бумажных и электронных и других носителях); использовать разные источники и средства получения информации для решения коммуникативных и познавательных задач, в том числе информационные.
Основные межпредметные связи осуществляются с уроками изобразительного искусства (использование рисунков к текстам), развитие речи на основе предметов и явлений окружающей действительности (составление связных текстов), природоведением (устно или письменное описание природных явлений), математикой (счет, определение размера, цвета и т.д.).
II. Описание места учебного предмета в учебном плане
Год обучения |
Кол-во часов в неделю |
Кол-во учебных недель |
Всего часов за учебный год |
1 класс |
3 |
33 |
99 |
III. Планируемые результаты изучения учебного предмета
Личностные результаты:
- овладение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия;
- овладение начальными навыками адаптации в динамично развивающемся и изменяющемся
мире;
- овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни;
- принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и развитие социально
значимых мотивов учебной деятельности;
- развитие навыков сотрудничества со взрослым и сверстниками в разных социальных
ситуациях;
Предметные результаты:
Минимальный уровень:
-различение гласных и согласных звуков и букв; ударных и безударных согласных звуков;
оппозиционных согласных по звонкости-глухости, твердости-мягкости;
-деление слов на слоги для переноса;
- списывание по слогам и целыми словами с рукописного и печатного текста с
орфографическим проговариванием;
-запись под диктовку слов и коротких предложений (2-4 слова) с изученными орфограммами;
- обозначение мягкости и твердости согласных звуков на письме гласными буквами и буквой Ь
(после предварительной отработки);
-дифференциация и подбор слов, обозначающих предметы, действия, признаки;
- составление предложений, восстановление в них нарушенного порядка слов с ориентацией на
серию сюжетных картинок;
-выделение из текста предложений на заданную тему;
-участие в обсуждении темы текста и выбора заголовка к нему.
Достаточный уровень:
-различение звуков и букв;
-характеристика гласных и согласных звуков с опорой на образец и опорную схему;
-списывание рукописного и печатного текста целыми словами с орфографическим
проговариванием;
-запись под диктовку текста, включающего слова с изученными орфограммами (30-35 слов);
-дифференциация и подбор слов различных категорий по вопросу и грамматическому значению
(название предметов, действий и признаков предметов);
-составление и распространение предложений, установление связи между словами с помощью
учителя;
-постановка знаков препинания в конце предложения (точка, вопросительный и
восклицательный знак);
-деление текста на предложения;
-выделение темы текста (о чём идет речь), выбор одного заголовка из нескольких,
подходящего по смыслу;
- самостоятельная запись 3-4 предложений из составленного текста после его анализа.
IV. Содержание учебного предмета
№ |
Тема раздела |
Кол-во часов |
1. |
Под Подготовка к обучению грамоте. |
8 |
2. |
Обучение грамоте. |
91 |
|
Итого: |
99 |
Содержание русского языка как учебного предмета в 1 классе включает добукварный период и
букварный период.
Добукварный период.
Знакомство с классом и школой, с режимом дня. Беседы о том, что находиться в классе. Беседы
на темы: «Порядок в классе», «Учитель и ученик», «Имя и отчества учителя», «Имена и
фамилии учеников», «Перемены в школе и их назначение», «Я и моя семья», «Окружающий
меня мир».
Привитие учащимся навыков учебной деятельности: умения правильно сидеть за партой,
вставать, слушать объяснения и указания учителя, поднимать руку при желании что-то сказать,
просить разрешения выйти из класса.
Изучение уровня общего развития и подготовленности учащихся к обучению грамоте в
процессе фронтальной и индивидуальной работы.
Развитие устной речи учащихся: формирование умения выполнять простые поручения по
словесному заданию, внятно выражать свои просьбы и желания, слушать сказки и рассказы в
устной передаче учителя, разучивать короткие стихотворения с голоса учителя, называть слова
по предметным картинкам, составлять простые предложения по своим практическим
действиям, по картинкам и вопросам.
Уточнение и развитие слухового восприятия учащихся.Развитие речевого слуха, формирование
фонематического восприятия. Различение звуков окружающей действительности. Выработка у
учащихся умения отчётливо повторять произносимые учителем слова и фразы, практически
различать слова, сходные по звуковому составу.
Уточнение и развитие зрительного приятия учащихся. Различение наиболее распространенных
цветов (чёрный, белый, красный, синий, зелёный, жёлтый). Конструирование простых, хорошо
знакомых детям предметов ( домик, столик, скамейка, лесенка, забор, ёлочка).
Специальная подготовка к письму.
Привитие навыков правильной посадки во время рисования и письма, правильного
расположения на парте тетради и пользование карандашом. Развитие координации движений
кисти рук и пальцев. Лепка, складывание и разрезание бумаги ножницами по прямым линиям.
Составление фигурок из тонких палочек, цветной соломки, бумажных полосок по данному
учителем образцу. Игра с мозаикой.
Рисование мелом на доске и карандашом на бумаге прямых линий в различных направлениях
(горизонтальные, вертикальные и наклонные). Обведение карандашом на бумаге простейших
геометрических фигур по трафарету, их закраска и штриховка, рисование прямых линий и
несложных предметов из них.
Написание основных элементов рукописных букв на доске и в тетрадях в такой
последовательности: прямая палочка, прямые палочки в соединении с наклонной, прямая
палочка с закруглением вверху и внизу, овал, полуовал.
Букварный период.
Последовательность изучение звуков и букв, усвоение основных слоговых структур.
Практическое знакомство с гласными и согласными звуками.
1-й этап. Изучение звуков и букв: А а ,У у, Мм, О о, Х х, С с, Н н, ы, Л л , В в, И и. Умение
правильно и отчетливо произносить изучаемые звуки, слышать их в словах, выделять первый
звук в начале слова, подбирать слова, начинающиеся с изучаемого звука, с опорой на картинки
или задание учителя. Соотнесение звука и буквы.
Практическое различение гласных и согласных звуков по мере изучения звуков и букв.
Наблюдение в зеркале за наличием или отсутствием преграды. Обозначение гласных и
согласных букв соответствующим цветом. Запоминание слогов.
Образование и чтение слогов, состоящих из одной гласной, в словах (а-у, у-а), закрытых( ом,
ум, ах ,ох )и открытых (ма, м,у ха, хо) двубуквенных слогов. Сравнение закрытых и открытых
слогов. Чтение слоговых таблиц.
Составление и чтение слов, состоящих из закрытого трёхбуквенного слога: мох, сом, сын.
Усвоение рукописного начертания всех изучаемых строчных и прописных букв: А а , У у , Мм,
О о, Х х , С с , Н н, ы, Л л, В в, Ии . Соотнесение графических образов печатных и
рукописных букв .Работа с прописями.
Списывание букв и слогов с печатного и рукописного шрифтов. Списывание слогов после
предварительного анализа и чёткого протяжного их проговаривания. Выкладывание звуко –
буквенной схемы слова. Запись под диктовку букв и слогов.
2-й этап. Повторение пройденных звуков и букв. Изучение новых звуков и букв: Ш ш, П п ,Т
т , К к, З з , Р р, й , Ж ж, Б б, Д д, Г г, ь. Правильное и чёткое произношение звуков.
Умение слышать изучаемый звук в слове. Выделение начального звука в слове. Соотнесение
звука с буквой, определение цвета буквы.
Усвоение рукописного начертания строчных и прописных букв. Списывание с печатного и
рукописного текстов букв, слогов, слов, состоящих из усвоенных слоговых структур. Письмо
по образцу предложений, состоящих из 2 слов. Большая буква в начале и точка в конце
предложения.
Письмо на слух букв и слогов. Интонирование каждого звука слова, обозначение звука в схеме
или буквой из разрезной кассы с последующей записью слова в тетрадь. Самостоятельное
составление изученных слогов с последующей записью. Вставка пропущенной буквы в словах
под картинками.
3-й этап Повторение пройденных звуков и букв, изучение новых: Е е, Я я , Ю ю , Ё ё, Ч ч ,
Фф, Ц ц, Э э, Щ щ, ъ.
Практическое различение гласных и согласных букв, правильное обозначение их в схеме.
Усвоение рукописного начертания строчных и прописных букв. Списывание с рукописного и
печатного текстов усвоенных букв, слогов, слов и предложений из 3 – 4 слов. Вставка
пропущенной буквы или слога при списывании. Прописная буква в именах людей.
Письмо на слух букв и слогов, слов, предложений после предварительного анализа.
Самостоятельное составление слов из разбросанных букв или слогов с опорой на картинку.
Контрольное списывание.
V. Тематическое планирование по русскому языку (3часа в неделю)
№ |
Тема урока |
Основные виды учебной деятельности |
Кол-во часов |
Дата |
|
I четверть |
|||||
1. Подготовка к обучению грамоте – 8 часов |
|||||
1 |
Строка и междустрочное пространство. |
Слушание объяснения учителя. Участие в собеседовании с учителем. Рассматривание и анализ наглядных пособий. Нахождение строки. Ответы на вопросы. Рисование и раскрашивание. Самооценка. |
1
|
|
|
2 |
Нахождение верхней и нижней линии рабочей строки. |
Слушание объяснения учителя. Участие в собеседовании с учителем. Ответы на вопросы. Анализ наглядных пособий. Определение верхней и нижней линии рабочей строки. Рисование, раскрашивание. Самооценка. |
1 |
|
|
3 |
Письмо прямых линий. |
Слушание объяснения учителя. Участие в собеседовании с учителем. Ответы на вопросы. Анализ наглядных пособий. Пальчиковая гимнастика. Письмо прямых линий, штриховка. Самооценка. |
1 |
|
|
4 |
Письмо горизонтальных длинных линий. |
Слушание объяснения учителя. Участие в собеседовании с учителем. Ответы на вопросы. Письмо горизонтальных длинных линий. Выполнение пальчиковой гимнастики и физминутки. Самооценка. |
1 |
|
|
5 |
Письмо прямых, наклонных линий коротких и длинных. |
Слушание объяснения учителя. Участие в собеседовании с учителем. Ответы на вопросы. Письмо прямых, наклонных линий коротких и длинных. Выполнение в тетради штриховки. Выполнение пальчиковой гимнастики и физминутки. Осуществление самооценки. |
1 |
|
|
6 |
Письмо прямых линий с закруглением внизу и вверху. |
Слушание объяснения учителя. Участие в собеседовании с учителем. Ответы на вопросы. Письмо прямых линий с закруглением внизу и вверху. Выполнение пальчиковой гимнастики. Осуществление самооценки. |
1 |
|
|
7 |
Письмо полуовала, овала. |
Слушание объяснения учителя. Участие в собеседовании с учителем. Ответы на вопросы. Письмо полуовала, овала. Выполнение пальчиковой гимнастики. Выполнение зарисовки. Осуществление самооценки. |
1 |
|
|
8 |
Составление фигур из изученных элементов. |
Слушание объяснения учителя. Работа с опорными схемами и раздаточным материалом. Участие в развивающих играх. Составление фигур из изученных элементов, выполнение зарисовки. Осуществление самооценки. |
1 |
|
|
II. Обучение грамоте – 91 час |
|||||
9 |
Письмо заглавной А и строчной буквы а. |
Слушание объяснения учителя. Работа с раздаточным материалом. Рассматривание и анализ буквы. Письмо букв. Работа по учебнику. Работа с опорными схемами. Осуществление самооценки. |
1 |
|
|
10 |
Письмо заглавной У и строчной буквы у. |
Слушание объяснения учителя. Работа с раздаточным материалом. Рассматривание и анализ буквы. Письмо букв. Работа с опорными схемами. Работа по учебнику. |
1 |
|
|
11 |
Письмо заглавной М и строчной буквы м. |
Слушание объяснения учителя. Рассматривание и анализ буквы. Письмо букв. Работа с опорными схемами. Выполнение пальчиковой гимнастики. Самооценка. |
1 |
|
|
12 |
Письмо букв, слогов и слов с изученными буквами. Тест. |
Слушание объяснений учителя. Письмо букв, слогов и слов с изученными буквами. Выполнение пальчиковой гимнастики. Работа с опорными схемами. Самооценка. |
1 |
|
|
13 |
Письмо буквосочетаний, слогов, слов с изученными буквами. |
Слушание объяснений учителя. Анализ воспринимаемого материала. Выполнение пальчиковой гимнастики. Письмо букв и буквосочетаний. Оценивание друг друга. |
1 |
|
|
14 |
Письмо заглавной О и строчной буквы о. |
Слушание объяснений учителя. Рассматривание и анализ букв. Письмо букв. Самооценка. |
1 |
|
|
15 |
Письмо слогов, слов после звукобуквенного анализа. |
Слушание объяснений учителя. Выполнение действий и движений по инструкции учителя. Письмо слогов, слов. Осуществление самооценки. |
1 |
|
|
16 |
Письмо заглавной Х и строчной буквы х. |
Слушание объяснения учителя. Работа с раздаточным материалом. Рассматривание и анализ буквы. Работа с опорными схемами. Письмо букв. Оценивание друг друга. |
1 |
|
|
17 |
Письмо букв, слогов, слов, предложений. |
Слушание объяснения учителя. Работа с раздаточным материалом. Анализ слогов и слов. Работа с опорными схемами. Письмо букв, слогов, слов, предложений. Оценивание друг друга. |
1 |
|
|
18 |
Списывание предложений из двух слов. Обозначение на письме границ предложения. |
Слушание объяснения учителя. Работа с раздаточным материалом, с опорными схемами. Списывание предложений из двух слов. Оценивание друг друга. |
1 |
|
|
19 |
Письмо заглавной С и строчной буквы с. |
Слушание объяснения учителя. Работа с раздаточным материалом. Рассматривание и анализ буквы. Работа с опорными схемами. Письмо букв. Оценивание друг друга. |
1 |
|
|
20 |
Письмо букв, слогов, слов, предложений. Списывание предложений из двух слов. |
Слушание объяснения учителея. Работа с раздаточным материалом. Анализирование слогов и слов. Работа с опорными схемами. Письмо слогов и слов. Оценивание друг друга. |
1 |
|
|
21 |
Письмо заглавной Н и строчной буквы н. |
Слушание объяснения учителя. Работа с раздаточным материалом. Рассматривание и анализ буквы. Работа с опорными схемами. Письмо букв. Оценивание друг друга. |
1 |
|
|
22 |
Письмо букв, слогов, слов, предложений. |
Слушание объяснения учителя. Работа с раздаточным материалом. Анализирование слогов и слов. Работа с опорными схемами. Письмо слогов и слов. Оценивание друг друга. |
1 |
|
|
23 |
Письмо строчной буквы ы. |
Слушание объяснения учителя. Работа с раздаточным материалом. Рассматривание и анализирование звука и буквы. Работа с опорными схемами. Работа по учебнику. Письмо букв. Оценивание друг друга. |
1 |
|
|
24 |
Письмо букв, слогов, слов, предложений. |
Слушание объяснения учителя. Работа с раздаточным материалом. Письмо слов и предложений из двух слов. Оценивание друг друга. |
1 |
|
|
25 |
Письмо заглавной Л и строчной буквы л. |
Слушание объяснения учителя. Работа с раздаточным материалом. Рассматривание и анализирование буквы. Работа с опорными схемами. Письмо букв. Оценивание друг друга. |
1 |
|
|
II четверть |
|||||
1 |
Письмо букв, слогов, слов, предложений. |
Слушание объяснения учителя. Работа с раздаточным материалом. Рассматривание и анализирование буквы. Письмо слов и предложений из двух слов. Работа по учебнику. Оценивание друг друга. |
1 |
|
|
2 |
Письмо заглавной В и строчной буквы в. |
Слушание объяснения учителя. Работа с раздаточным материалом. Рассматривание и анализирование буквы. Пальчиковая гимнастика. Работа с опорными схемами. Письмо буквы. Оценивание друг друга. |
1 |
|
|
3 |
Письмо букв, слогов, слов, предложений. |
Слушание объяснения учителя. Работа с раздаточным материалом. Рассматривание и анализирование буквы. Письмо слов и предложений из двух слов. Работа по учебнику. Оценивание друг друга. |
1 |
|
|
4 |
Письмо заглавной И и строчной буквы и. |
Слушание объяснения учителя. Работа с раздаточным материалом. Рассматривание и анализирование буквы. Пальчиковая гимнастика. Работа с опорными схемами. Письмо буквы. Оценивание друг друга. |
1 |
|
|
5 |
Письмо букв, слогов, слов, предложений. |
Слушание объяснения учителя. Работа с раздаточным материалом. Рассматривание и анализирование буквы. Письмо слов и предложений из двух слов. Работа по учебнику. Оценивание друг друга. |
1 |
|
|
6 |
Письмо заглавной Ш и строчной буквы ш. |
Слушание объяснения учителя. Работа с раздаточным материалом. Рассматривание и анализирование буквы. Пальчиковая гимнастика. Работа с опорными схемами. Письмо буквы. Оценивание друг друга. |
1 |
|
|
7 |
Письмо букв, слогов, слов, предложений. |
Слушание объяснения учителя. Работа с раздаточным материалом. Рассматривание и анализирование буквы. Письмо слов и предложений из двух слов. Работа по учебнику. Оценивание друг друга. |
1 |
|
|
8 |
Письмо слов с мягкими согласными в начале слова. Письмо слов с сочетанием ШИ. |
Слушание объяснения учителя. Работа с раздаточным материалом. Рассматривание и анализирование буквы. Пальчиковая гимнастика. Работа с опорными схемами. Письмо слов с сочетанием ШИ. Оценивание друг друга. |
1 |
|
|
9 |
Письмо заглавной П и строчной буквы п. |
Слушание объяснения учителя. Работа с раздаточным материалом. Рассматривание и анализирование буквы. Пальчиковая гимнастика. Работа с опорными схемами. Письмо буквы п. Оценивание друг друга. |
1 |
|
|
10 |
Письмо букв, слогов, слов, предложений. |
Слушание объяснения учителем. Работа с раздаточным материалом. Рассматривание и анализирование буквы. Письмо слов и предложений из двух слов. Работа по учебнику. Оценивание друг друга. |
1 |
|
|
11 |
Письмо заглавной Т и строчной буквы т. |
Слушание объяснения учителя. Работа с раздаточным материалом. Рассматривание и анализирование буквы. Пальчиковая гимнастика. Работа с опорными схемами. Письмо буквы т. Оценивание друг друга. |
1 |
|
|
12 |
Письмо букв, слогов, слов, предложений. |
Слушание объяснения учителя. Работа с раздаточным материалом. Рассматривание и анализирование буквы. Письмо слов и предложений из двух слов. Работа по учебнику. Оценивание друг друга. |
1 |
|
|
13 |
Письмо слов и предложений после анализа. |
Слушание объяснения учителя. Работа с раздаточным материалом. Рассматривание и анализирование буквы. Списывание слов и предложений. Работа по учебнику. Оценивание друг друга. |
1 |
|
|
14 |
Письмо заглавной К и строчной буквы к. |
Слушание объяснения учителя. Работа с раздаточным материалом. Рассматривание и анализирование буквы. Пальчиковая гимнастика. Работа с опорными схемами. Письмо буквы к. Оценивание друг друга. |
1 |
|
|
15 |
Письмо букв, слогов, слов, предложений. |
Слушание объяснения учителя. Работа с раздаточным материалом. Рассматривание и анализирование буквы. Письмо слов и предложений из двух слов. Работа по учебнику. Оценивание друг друга. |
1 |
|
|
16 |
Письмо слов и предложений после анализа. |
Слушание объяснения учителем. Работа с раздаточным материалом. Рассматривание и анализирование буквы. Списывание слов и предложений. Работа по учебнику. Оценивание друг друга. |
1 |
|
|
17 |
Письмо заглавной З и строчной буквы з. |
Слушание объяснения учителем. Работа с раздаточным материалом. Рассматривание и анализирование буквы. Пальчиковая гимнастика. Работа с опорными схемами. Письмо буквы з. Оценивание друг друга. |
1 |
|
|
18 |
Письмо букв, слогов, слов, предложений. |
Слушание объяснения учителя. Работа с раздаточным материалом. Рассматривание и анализирование буквы. Письмо слов и предложений из двух слов. Работа по учебнику. Оценивание друг друга. |
1 |
|
|
19 |
Письмо слов и предложений после анализа. |
Слушание объяснения учителя. Работа с раздаточным материалом. Рассматривание и анализирование буквы. Списывание слов и предложений. Работа по учебнику. Оценивание друг друга. |
1 |
|
|
20 |
Письмо заглавной Р и строчной буквы р. |
Слушание объяснения учителя. Работа с раздаточным материалом. Рассматривание и анализирование буквы. Пальчиковая гимнастика. Работа с опорными схемами. Письмо буквы р. Оценивание друг друга. |
1 |
|
|
21 |
Письмо букв, слогов, слов, предложений. |
Слушание объяснения учителя. Работа с раздаточным материалом. Рассматривание и анализирование буквы. Списывание слов и предложений. Работа по учебнику. Оценивание друг друга. |
1 |
|
|
22 |
Письмо слов и предложений после анализа. |
Слушание объяснения учителя. Работа с раздаточным материалом. Рассматривание и анализирование буквы. Списывание слов и предложений. Работа по учебнику. Оценивание друг друга. |
1 |
|
|
23 |
Письмо буквы Й. |
Слушание объяснения учителя. Работа с раздаточным материалом. Рассматривание и анализирование буквы. Пальчиковая гимнастика. Работа с опорными схемами. Письмо буквы й. Оценивание друг друга. |
1 |
|
|
III четверть |
|||||
1 |
Письмо слов с мягкими и твёрдыми согласными в начале слова. |
Слушание объяснения учителя. Списывание слов с мягкими и твёрдыми согласными в начале слова. Работа по учебнику. Оценивание друг друга. |
1 |
|
|
2 |
Письмо слогов, слов и предложений с печатного текста. |
Слушание объяснения учителя. Работа с раздаточным материалом. Списывание слов и предложений. Работа по учебнику. Оценивание друг друга. |
1 |
|
|
3 |
Письмо заглавной Ж и строчной буквы ж. |
Слушание объяснения учителя. Работа с раздаточным материалом. Рассматривание и анализирование буквы. Выполнение пальчиковой гимнастики. Работа с опорными схемами. Оценивание друг друга. |
1 |
|
|
4 |
Письмо слогов, слов и предложений. |
Слушание объяснения учителя. Работа с раздаточным материалом. Рассматривание и анализирование буквы. Списывание слов и предложений. Работа по учебнику. Оценивание друг друга. |
1 |
|
|
5 |
Письмо слов с сочетаниями ЖИ – ШИ. Письмо под диктовку.
|
Слушание объяснения учителя. Работа с раздаточным материалом. Списывание слов с сочетаниями ЖИ – ШИ. Работа по учебнику. Оценивание друг друга. |
1 |
|
|
6 |
Письмо заглавной Б и строчной буквы б. |
Слушание объяснения учителя. Работа с раздаточным материалом. Рассматривание и анализирование буквы. Пальчиковая гимнастика. Работа с опорными схемами. Письмо буквы б. Оценивание друг друга. |
1 |
|
|
7
|
Письмо слогов, слов и предложений с печатного текста. Промежуточный тест.
|
Слушание объяснения учителя. Выполнение пальчиковой гимнастики. Списывание слов и предложений с печатного текста. Работа по учебнику. Оценивание друг друга. Слушание объяснения учителя. |
1
|
|
|
8 |
Письмо заглавной Д и строчной буквы д. |
Выполнение пальчиковой гимнастики. Рассматривание и анализирование буквы. Работа по учебнику. Оценивание друг друга. |
1 |
|
|
9 |
Письмо слогов, слов и предложений. |
Слушание объяснения учителя. Выполнение пальчиковой гимнастики. Письмо слов под диктовку. Работа по учебнику. Оценивание друг друга. |
1 |
|
|
10 |
Письмо слогов, слов и предложений. Письмо слов под диктовку. |
Слушание объяснения учителя. Выполнение пальчиковой гимнастики. Письмо слов под диктовку. Работа по учебнику. Оценивание друг друга. |
1 |
|
|
11 |
Письмо заглавной Г и строчной буквы г. |
Слушание объяснения учителя. Работа с раздаточным материалом. Рассматривание и анализирование буквы. Пальчиковая гимнастика. Работа с опорными схемами. Письмо буквы г. Оценивание друг друга. |
1 |
|
|
12 |
Письмо слогов, слов и предложений. |
Слушание объяснения учителя. Выполнение пальчиковой гимнастики. Письмо слогов, слов и предложений. Работа по учебнику. Оценивание друг друга. |
1 |
|
|
13 |
Письмо слогов, слов и предложений с печатного текста. |
Слушание объяснения учителя. Выполнение пальчиковой гимнастики. Списывание слов и предложений с печатного текста. Работа по учебнику. Оценивание друг друга. |
1 |
|
|
14 |
Письмо строчной буквы ь. |
Слушание объяснения учителя. Работа с раздаточным материалом. Рассматривание и анализирование буквы. Пальчиковая гимнастика. Работа с опорными схемами. Письмо буквы ь. Оценивание друг друга. |
1 |
|
|
15 |
Списывание слов с ь в середине и на конце слова. |
Слушание объяснения учителя. Выполнение пальчиковой гимнастики. Списывание слов с ь. Работа по учебнику. Оценивание друг друга. |
1 |
|
|
16-17 |
Письмо слов и предложений с буквой ь. |
Слушание объяснения учителя. Выполнение пальчиковой гимнастики. Списывание слов и предложений. Работа по учебнику. Оценивание друг друга. |
2 |
|
|
18 |
Письмо заглавной Е и строчной буквы е. |
Слушание объяснения учителя. Работа с раздаточным материалом. Рассматривание и анализирование буквы. Пальчиковая гимнастика. Работа с опорными схемами. Письмо буквы е. Оценивание друг друга. |
1 |
|
|
19-20 |
Письмо слогов, слов и предложений. |
Слушание объяснения учителя. Выполнение пальчиковой гимнастики. Письмо слогов, слов и предложений. Работа по учебнику. Оценивание друг друга. |
2 |
|
|
21 |
Письмо слогов, слов и предложений с печатного текста. |
Слушание объяснения учителя. Выполнение пальчиковой гимнастики. Списывание слов и предложений с печатного текста. Работа по учебнику. Оценивание друг друга. |
1 |
|
|
22 |
Письмо заглавной Я и строчной буквы я. |
Слушание объяснения учителя. Работа с раздаточным материалом. Рассматривание и анализирование буквы. Пальчиковая гимнастика. Работа с опорными схемами. Письмо буквы я. Оценивание друг друга. |
1 |
|
|
23-24 |
Письмо слогов, слов и предложений. |
Слушание объяснения учителя. Выполнение пальчиковой гимнастики. Письмо слогов, слов и предложений. Работа по учебнику. Оценивание друг друга. |
2 |
|
|
25 |
Письмо заглавной Ю и строчной буквы ю. |
Слушание объяснения учителя. Работа с раздаточным материалом. Рассматривание и анализирование буквы. Пальчиковая гимнастика. Работа с опорными схемами. Письмо буквы ю. Оценивание друг друга.
|
1 |
|
|
IV четверть |
|||||
1 |
Письмо слогов, слов и предложений. |
Слушание объяснения учителя. Выполнение пальчиковой гимнастики. Письмо слогов, слов и предложений. Работа по учебнику. Оценивание друг друга. |
1 |
|
|
2 |
Письмо заглавной Ё и строчной буквы ё. |
Слушание объяснения учителя. Работа с раздаточным материалом. Рассматривание и анализирование буквы. Пальчиковая гимнастика. Работа с опорными схемами. Письмо буквы ё. Оценивание друг друга. |
1 |
|
|
3 |
Письмо слогов, слов и предложений. |
Слушание объяснения учителя. Выполнение пальчиковой гимнастики. Письмо слогов, слов и предложений. Работа по учебнику. Оценивание друг друга. |
1 |
|
|
4 |
Письмо слогов, слов и предложений. Письмо под диктовку. |
Слушание объяснения учителя. Выполнение пальчиковой гимнастики. Письмо слогов, слов и предложений. Работа по учебнику. Оценивание друг друга. |
1 |
|
|
5 |
Письмо заглавной Ч и строчной буквы ч. |
Слушание объяснения учителя. Работа с раздаточным материалом. Рассматривание и анализирование буквы. Пальчиковая гимнастика. Работа с опорными схемами. Письмо буквы ч. Оценивание друг друга. |
1 |
|
|
6 |
Письмо слогов, слов и предложений. Письмо под диктовку.
|
Слушание объяснения учителя. Выполнение пальчиковой гимнастики. Письмо слогов, слов и предложений. Работа по учебнику. Оценивание друг друга. |
1 |
|
|
7-8 |
Письмо слов с сочетаниями ЧА – ЧУ.
|
Слушание объяснения учителя. Работа с раздаточным материалом. Списывание слов с сочетаниями ЧА – ЧУ. Работа по учебнику. Оценивание друг друга. |
2 |
|
|
9 |
Письмо заглавной Ф и строчной буквы ф. |
Слушание объяснения учителя. Работа с раздаточным материалом. Рассматривание и анализирование буквы. Пальчиковая гимнастика. Работа с опорными схемами. Письмо буквы ф. Оценивание друг друга. |
1 |
|
|
10 |
Письмо слогов, слов и предложений. |
Слушание объяснения учителя. Выполнение пальчиковой гимнастики. Письмо слогов, слов и предложений. Работа по учебнику. Оценивание друг друга. |
1 |
|
|
11 |
Письмо слогов, слов и предложений с печатного текста. |
Слушание объяснения учителя. Выполнение пальчиковой гимнастики. Письмо слогов, слов и предложений. Работа по учебнику. Оценивание друг друга. |
1 |
|
|
12 |
Письмо заглавной Ц и строчной буквы ц. |
Слушание объяснения учителя. Работа с раздаточным материалом. Рассматривание и анализирование буквы. Пальчиковая гимнастика. Работа с опорными схемами. Письмо буквы ц. Оценивание друг друга. |
1 |
|
|
13 |
Письмо слогов, слов, предложений. |
Слушание объяснения учителя. Выполнение пальчиковой гимнастики. Письмо слогов, слов и предложений. Работа по учебнику. Оценивание друг друга. |
1 |
|
|
14 |
Письмо слогов, слов, предложений. Письмо под диктовку. |
Слушание объяснения учителя. Выполнение пальчиковой гимнастики. Письмо слогов, слов и предложений. Работа по учебнику. Оценивание друг друга. |
1 |
|
|
15 |
Письмо заглавной Э и строчной буквы э. |
Слушание объяснения учителя. Работа с раздаточным материалом. Рассматривание и анализирование буквы. Пальчиковая гимнастика. Работа с опорными схемами. Письмо буквы э. Оценивание друг друга. |
1 |
|
|
16-17 |
Письмо слогов, слов, предложений. |
Слушание объяснения учителя. Выполнение пальчиковой гимнастики. Письмо слогов, слов и предложений. Работа по учебнику. Оценивание друг друга. |
2 |
|
|
18 |
Письмо заглавной Щ и строчной буквы щ. |
Слушание объяснения учителя. Работа с раздаточным материалом. Рассматривание и анализирование буквы. Пальчиковая гимнастика. Работа с опорными схемами. Письмо буквы щ. Оценивание друг друга. |
1 |
|
|
19 |
Письмо слов и предложений с сочетаниями ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ. |
Слушание объяснения учителя. Выполнение пальчиковой гимнастики. Письмо слогов, слов и предложений. Работа по учебнику. Оценивание друг друга. |
1 |
|
|
20 |
Письмо слогов, слов, предложений. Письмо с печатного текста. |
Слушание объяснения учителя. Выполнение пальчиковой гимнастики. Письмо слогов, слов и предложений. Работа по учебнику. Оценивание друг друга. |
1 |
|
|
21 |
Письмо разделительного ъ. |
Слушание объяснения учителя. Работа с раздаточным материалом. Рассматривание и анализирование буквы. Пальчиковая гимнастика. Работа с опорными схемами. Письмо буквы щ. Оценивание друг друга. |
1 |
|
|
22 |
Комплексная контрольная работа. |
Слушание объяснения учителя. Выполнение пальчиковой гимнастики. Письмо слогов, слов и предложений. Работа по учебнику. Оценивание друг друга. |
1 |
|
|
23 |
Письмо слогов, слов, предложений. |
Слушание объяснения учителя. Самостоятельное выполнение заданий в комплексной работе. |
1 |
|
|
24 |
Письмо слогов, слов, предложений. |
Слушание объяснения учителя. Выполнение пальчиковой гимнастики. Письмо слогов, слов и предложений. Работа по учебнику. Оценивание друг друга. |
1 |
|
|
|
|||||
25 |
Письмо слогов, слов, предложений. |
Слушание объяснения учителя. Выполнение пальчиковой гимнастики. Письмо слогов, слов и предложений. Работа по учебнику. Оценивание друг друга. |
1 |
|
|
VII. Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения:
Использован учебный комплекс для учащихся:
Учебник «Букварь» 1кл. часть 1, часть 2: учебник для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы в 2-х частях Москва «Просвещение», 2018г.
Научно-методическая литература:
1. А.К. Аксенова, С.В. Комарова, М.И. Шишкова «Букварь» 1кл.; учебник для
общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные
общеобразовательные программы в 2-х частях М.: «Просвещение», 2018г.
2. Бурдина С.В. ОАО «Дом печати - Вятка» Серия книг «Говорим правильно»,
Играем в слова, Делим слова на слоги, Читаем предложения.
3. Волина В.В. Учимся играя. – М.: Новая школа, 1994.-448с.
4. Рудченко Л.И. Чтение. 1класс: коррекционно-развивающие занятия/авт.- сост.
Л.И. Рудченко. – Волгоград, 2007.-150с.
5. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида.
Подготовительный класс. 1– 4 классы. / [А.А. Айдарбекова, В.М. Белов, В.В. Воронкова
и др.] – 8-е изд. / Под ред. В.В.Воронковой. – М.: Просвещение, 2013. – 176с.
6. Примерная адаптированная основная образовательная программа общего образования,
разработанная на основе ФГОС для обучающихся с умственной отсталостью;
7. Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с
умственной отсталость.
Материально-техническое обеспечение образовательной деятельности
Иллюстрации; индивидуальный раздаточный материал;
Технические средства обучения (мультимедийный проектор, компьютер,
мультимедийные презентации, соответствующие тематике учебных курсов.).
Комплекты для обучения грамоте (наборное полотно, алфавит, набор букв,
образцы письменных букв, фишки для звукового анализа).
Таблицы, плакаты к основным разделам грамматического материала.
Наборы сюжетных и предметных картинок, ситуационные плакаты с раздаточным
материалом.
Таблицы по чистописанию.
Таблицы по грамматике и правописанию.
Серии сюжетных картинок.
Касса букв.
Картонный словарь.
Лента букв.
Сборники дидактического материала, карточки для индивидуальной или групповой
работы.
Технические средства обучения: ноутбук, мультимедийный проектор (презентации, мультфильмы); учебные столы, магнитная доска; интернет ресурсы.
Демонстрационный материал (картинки предметные, таблицы) в соответствии с основными темами программы обучения.
Демонстрационное пособие:
Печатные буквы на магнитах.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.