Департамент общего образования Томской области
Томское областное государственное казённое образовательное учреждение
для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья: «Специальная (коррекционная) общеобразовательная
Школа-интернат №15 I, II вида»
Утверждена на педагогическом совете школы-интерната Приказ №__ от «__»____2014 г. Директор ________А.В. Маланина
|
Рассмотрена и согласована на методическом совете школы Протокол №___ от «__»____2014 г. Заместитель директора по УР _________ Н.С. Фролова
|
Рассмотрена и обсуждена на методическом объединении Протокол №___ от «__»____2014 г. Руководитель МО _________ Т.П. Мурина |
Рабочая учебная программа
по учебному предмету
«ЧТЕНИЕ»
с задержкой психического развития
2 «А» класс II вид II отделение (вариант III)
Адаптированная рабочая учебная программа разработана на основе:
Программы для специальных (коррекционных) образовательных учреждений II вида II отделение (вариант III), Москва «Просвещение» 2011г,
допущена Министерством образования и науки Российской Федерации
Составитель программы:
Р.И. Моисеева,
учитель начальных классов
ТОМСК
2014 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Роль и место дисциплины в образовательном процессе
Курс литературного чтения для 2 «А» класса является первой ступенью единого непрерывного курса литературы средней образовательной школы. Важной особенностью начального этапа обучения является то, что ребёнок переходит с позиции слушателя в категорию читателя, который начинает постепенно постигать огромный мир литературы- одного из сложнейших видов искусства.
Кому адресована программа
Программа адресована обучающимся вторых классов общеобразовательных школ.
Соответствие государственному образовательному стандарту
Программа разработана на основе федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования 2009г. и авторской программы Л.Ф.Климановой, В.Г.Горецкого, М.В. Головановой.
Цели программы
Продолжить обучение детей чтению, ввести в мир художественной литературы и помочь осмыслить образность словесного искусства, пробуждать у детей интерес к словесному творчеству и к чтению художественных произведений.
Задачи программы
Развивать способность полноценно воспринимать художественное произведение, сопереживать героям, эмоционально откликаться на прочитанное.
Развивать поэтический слух детей, накапливать эстетический опыт слушания произведений изящной словесности, воспитывать художественный вкус.
Формировать потребность в постоянном чтении книги, развивать интерес к литературному творчеству, творчеству писателей, создателей произведений словесного искусства.
Обогащать чувственный опыт ребёнка, его реальные представления об окружающем мире и природе.
Обеспечивать развитие речи обучающихся и активно формировать навык чтения и речевые умения.
Создавать условия для формирования потребности в самостоятельном чтении художественных произведений, формировать читательскую самостоятельность.
Основные содержательные линии курса (разделы, структура)
Круг чтения.
Развитие речевых умений и навыков при работе с текстом
Обогащение и развитие опыта творческой деятельности обучающихся.
Требования к знаниям и умениям обучающихся
Должны:
владеть навыком сознательного, правильного, выразительного чтения целыми словами при темпе чтения незнакомого текста – не меньше 50 слов в минуту;
понимать содержание прочитанного произведения, определять его тему (о чём оно), определять главную мысль прочитанного (с помощью учителя);
устанавливать последовательность действий в произведении, осмысливать взаимосвязь описываемых в нем событий, подкреплять правильный ответ на вопросы выборочным чтением;
составлять план к прочитанному (с помощью учителя);
отыскивать в тексте слова и выражения, характеризующие события, героя произведения, картины природы. Воссоздавать на этой основе соответствующие
словесные картины;
развивать умение воспринимать на слух произведения различных жанров, эмоционально откликаться на них и передавать свое настроение в рисунках;
приобщать детей к миру поэзии: слушание и заучивание наизусть стихотворений, развитие поэтического слуха, наблюдение над звукописью, звукоподражанием;
познакомить со средствами художественной выразительности (эпитетами, сравнениями).
Требования к результатам универсальных учебных действий
Личностными результатами изучения предмета «Литературное чтение» являются следующие умения:
-действие смыслообразования (интерес, мотивация);
-действие нравственно-этического оценивания («что такое хорошо, что такое плохо»);
-формирование интереса и позитивного отношения к себе и окружающему миру (когда ребёнок задаёт вопросы);
-эмоциональное осознание себя и окружающего мира;
-формирование желания выполнять учебные действия;
Метапредметные результаты:
-выделение и формулирование познавательной цели с помощью учителя;
-поиск и выделение необходимой информации;
-планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками–определение цели,
-формирование вербальных способов коммуникаций (вижу, слышу, слушаю, отвечаю, спрашиваю).
Виды и формы организации учебного процесса
Фронтальная, групповая, индивидуальная работа, работа в парах.
Комбинированные, обобщающие, уроки-драматизации, импровизации, игры, концерты.
Таким образом, младший школьный возраст – время, когда закладываются основы духовности личности благодаря чтению и развитию речи, эмоциональности восприятия ребенком художественных произведений. Именно в этот период возможно формирование будущего читателя, слушателя, зрителя посредством включения ребёнка в читательскую деятельность по освоению художественных произведений.
Курс чтения призван продолжить обучение детей чтению, ввести в мир художественной литературы и помочь осмыслить образность словесного искусства, посредством которой художественное произведение раскрывается во всей своей полноте и многогранности.
Таким образом, данная рабочая программа ориентирована, прежде всего, на усвоение обязательного минимума литературного образования, позволяет работать без перегрузок в классе с детьми разного уровня обучения и интереса к литературе.
В базисном учебном плане на чтение во 2-ом а классе начальной школы отводится 3 часа в неделю (в том числе 1 час в две недели внеклассное чтение), что составляет 35 учебных недель, которые включают 105 уроков за год.
Актуальность учебной программы заключается в формировании умения воссоздавать художественные образы литературного произведения, развивать творческое и воссоздающее воображение учащихся, и особенно – ассоциативное мышление.
Общеучебные умения
В процессе обучения чтению на базовом уровне развиваются общеучебные умения:
1. Коммуникативные (базовые умения использования языка в процессе читательской и прочей деятельности);
2. Интеллектуальные (анализ прочитанных произведений, сравнение и сопоставление с действительностью);
3. Информационные (извлечение информации из необходимых источников);
4. Организационные (осуществление самоконтроля в процессе чтения).
Новизной данной программы является направленность курса на формирование самостоятельного читательского опыта и применения знаний, умений и навыков в дальнейшей социальной жизни.
Чтение – 88 часов
Внеклассное чтение - 17 часов
Количество часов в год - 105
Количество часов в неделю – 3
Количество часов в I четверти – 24
Количество часов во II четверти –
Количество часов в III четверти –
Количество часов в IV четверти –
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ РАБОЧЕЙ УЧЕБНОЙ ПРОГРАММЫ
Школа России ФГОС Литературное чтение. Учебник для 1 класса для общеобразовательных организаций с аудиоприложением на электронном носителе в 2 частях. Часть 1. Москва «Просвещение» 2014 г.
Литература по сурдопсихологии и сурдопедагогике.
1. Лалаева Р.И. Логопедическая работа в коррекционных классах: метод. Пособие для учителя-логопеда /Р.И. Лалаева. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2007. – 223 с.
2. Назарова Л.П. Методика развития слухового восприятия У детей с нарушениями слуха: Учеб. Пособие для студ. Пед. Высш. Учеб. Заведений / под ред. В.И. Селивёрстова. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2008. – 288.
3. Богданова Т.Г. Сурдопсихология: Учеб. Пособие для студ. Высш. Пед. Учеб. Заведений. – М.: Издательский центр «Академия, 2009 – 224 с.»
Календарно-тематическое планирование по чтению |
|||
I четверть (3 часа в неделю, 20 ч) |
|||
№ |
Содержание программного материала
|
Кол-во часов |
Речевой материал |
Здравствуй школа! |
|||
1. |
Знакомство с учебником «Литературное чтение». Часть 1. |
1 |
Условные обозначения: работай в «Рабочей тетради», работай в паре, работай в группе, задание повышенной сложности. |
2. |
И. Токмакова. «Аля, Кляксич и буква «А». Слушание рассказа, работа с картинкой. Ответы на вопросы. С.9-10 |
1 |
Выбежала на середину страницы. Размахивала руками. |
3. |
С. Чёрный. «Живая азбука» (в сокращении). Чтение, слушание, ответы на вопросы. Поиск заданного слова в Толковом словаре. С.11 |
1 |
Буквы живые, слезли с полки на кровать. |
4. |
Ф. Кривин. «Почему «А» поётся, а «Б» нет». Слушание педагога, поиск заданных словосочетаний в тексте. С.12-13 |
1 |
Гласные и согласные буквы. Согласные разговаривают, гласные поют. Поют, пыхтят, кряхтят. |
5. |
Ф. Кривин. «Почему «А» поётся, а «Б» нет». Поочерёдное чтение, ответы на вопросы. С.12-13 |
1 |
Голосистые поют заливаются, согласные шипят, жужжат, рычат. |
6. |
Г. Сапгир. «Про медведя». Определение автора, главного героя, знакомство с пословицами. С.14-15 |
1 |
Не стыдно молчать, коли нечего сказать. Знай больше, а говори меньше. |
7. |
М. Бородицкая. «Разговор с пчелой». Неоднократное выразительное чтение, прислушивание к звучанию – разговору с пчелой. С.16 |
1 |
Уж-жасно, нуж-жен, уж-жин. |
8. |
И. Гамазкова. «Кто как кричит?». Чтение, подбор пропущенных слов по смыслу и звучанию. Представление презентации «Угадай, кто кричит?» |
1 |
Весёлое стихотворение. Не пойму я, почему запищал цыплёнок: «М-У-У-У» . |
Как хорошо уметь читать |
|||
9. |
И. Гамазкова, Е. Григорьева. «Живая азбука». Чтение. Подбор пропущенных слов с опорой на рифму. С.18 |
1 |
Куда ведёт подземный ход? Об этом знает только … |
10. |
С. Маршак. «Автобус номер двадцать шесть». Слушание педагога. Ответы на вопросы. Определение букв алфавита в прямой последовательности. Чтение. С.19-21 |
1 |
Автобус номер двадцать шесть. Баран успел в автобус влезть, верблюд вошёл … |
11. |
С. Маршак. «Автобус номер двадцать шесть». Чтение стихотворения. Ответы на вопросы. Чтение предложения на заданную букву по цепочке. С.19-21 |
1 |
Когда в автобусе мы едем или в вагоне под землёй, не будь ежом, не будь медведем, не будь удавом и свиньёй. |
12. |
Русское народное творчество. «Пословицы и поговорки». Слушание. Обыгрывание. С.22 |
1 |
Не одежда красит человека, а его добрые дела и поступки. |
13. |
Русское народное творчество. «Пословицы и поговорки». Чтение, обсуждение. Обыгрывание. С.22 |
1 |
Не откладывай на завтра то, что можешь сделать сегодня. |
Разноцветные страницы |
|||
14. |
Т. Павлова. «Говорю я детям …». Медленное чтение по слогам, целыми словами, постепенно ускоряя темп чтения. С.24 |
1 |
Этот звук такой, очень непростой. |
15. |
В. Лунин. «Шорох, шептанье, шумок за окном ..». Медленное чтение по слогам, целыми словами, постепенно ускоряя темп чтения. С.25 |
1 |
Шуршит тишина. |
16. |
Ф. Бобылёв. «Хохотала звонко Мила …»Медленное чтение по слогам, целыми словами, постепенно ускоряя темп чтения. С.25 |
1 |
Смешинку потеряла. |
17. |
Проверка себя и оценка собственных достижений. Работа с вопросами 1-2-3. Чтение, ответы на вопросы, возвращение к прочитанному материалу. С.26 |
1 |
Что такое буквы? Что такое звуки? |
18. |
Проверка себя и оценка собственных достижений. Работа с вопросами 4-5-6. Чтение, ответы на вопросы, возвращение к прочитанному материалу. С.26 |
1 |
Кто такие писатели? Они учат разговаривать буквы. |
19. |
Проверка себя и оценка собственных достижений. Работа с вопросами 7-8-9. Чтение, придумывание предложений, возвращение к прочитанному материалу. С.26 |
1 |
Разводил клевер, левкои, ходил в сталеварку. |
20. |
Итоговый урок. |
1 |
|
Календарно-тематическое планирование по внеклассному чтению |
|||
I четверть (1 час в 2 недели, 4 ч) |
|||
№ |
Содержание программного материала
|
Кол-во часов |
Речевой материал |
1. |
В. Данько. Загадочные буквы. Первое знакомство. Поиск картинок, соотношение начальной буквы в слове и картинки С.5 |
1 |
А лягушку проглотила. Б тележку покатила. |
2. |
В. Данько. Загадочные буквы. Определение алгоритма по поиску «спрятавшихся» букв С.6 |
1 |
М спасается от кошки. Ц в горшочке на окошке. |
3. |
В. Данько. Загадочные буквы. Чтение стихотворения в паре – один называет букву, другой читает предложение С.7 |
1 |
С по шёрстке мы погладим. Ё мы к празднику нарядим. |
4. |
В. Данько. Загадочные буквы. Интонационное сопровождение составленного текста. Чтение по цепочке С.8 |
1 |
Подумай, какие буквы спрятались в квадратиках? |
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.