Пояснительная записка.
Рабочая программа по геометрии для 8 класса составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования, требований к результатам освоения образовательной программы основного общего образования, представленных в федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования, утвержденном Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «17» декабря 2010 г. № 1897, на основе авторской программы В.Ф.Бутузова (Геометрия. Рабочая программа к учебнику Л.С.Атанасяна и др. 7–9 классы В.Ф.Бутузов/. — М.: Просвещение, 2018.) и УМК:
1. Геометрия: 7-9 классы: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / Л.С.Атанасян, В.Ф.Бутузов, С.Б.Кадомцев. — М.: Просвещение, 2018.
2. Геометрия: 8 класс: дидактические материалы: пособие для учащихся общеобразовательных организаций / Б.Г.Зив, В.М.Мейлер. — М.: Просвещение, 2018.
3. Геометрия: 8 класс: рабочая тетрадь / Л.С.Атанасян, В.Ф Бутузов, Ю.А.Глазков и др.. — М.: Просвещение, 2018.
4.Геометрия.Диагностические тесты.7-9 классы. / В.И.Рыжик. — М.: Просвещение, 2018.
5. Геометрия. Методические рекомендации. 8 класс. / Л.С.Атанасян, В.Ф Бутузов, Ю.А.Глазков и др.. — М.: Просвещение, 2018.
Данная программа является рабочей учебной программой по предмету «Геометрия» в 8 классе базового уровня муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №31» и соответствует ФГОС.
Содержание программы направлено на освоение учащимися знаний, умений и навыков , компетенций и компетентностей на базовом уровне, что соответствует образовательной программе школы. Она включает все темы, предусмотренные федеральным компонентом государственного образовательного стандарта основного общего образования по математике и авторской программой учебного курса.
В программе также учитываются доминирующие идеи и положения программы развития и формирования универсальных учебных действий для основного общего образования, которые обеспечивают формирование российской гражданской идентичности, коммуникативных качеств личности и способствуют формированию ключевой компетенции — умения учиться.
Планируемые предметные результаты освоения учебного предмета.
Изучение геометрии по данной программе способствует формированию у учащихся
личностных, метапредметных и предметных результатов обучения, соответствующих
требованиям федерального государственного образовательного стандарта основного
общего образования.
Личностные результаты:
Метапредметные результаты.
Регулятивные универсальные учебные действия:
Познавательные универсальные учебные действия:
Коммуникативные универсальные учебные действия:
Предметные результаты:
- определения параллелограмма и трапеции , свойства и признаки параллелограмма и равнобедренной трапеции, прямоугольника, ромба и квадрата.
- основные свойства площадей и формулу для вычисления площади
прямоугольника, параллелограмма, треугольника и трапеции;
-теорему Пифагора и обратную ей теорему.
- признаки подобия треугольников, теоремы о средней линии треугольника.
- определения синуса, косинуса и тангенса острого угла прямоугольного
треугольника.
-возможные случаи взаимного расположения прямой и окружности, определение
касательной, свойство и признак касательной.
-определение центрального и вписанного углов.
-теоремы об окружности, вписанной в треугольник, и об окружности, описанной
около треугольника, свойства вписанного и описанного четырехугольников.
- определения вектора и равных векторов, законы сложения векторов, определение
разности двух векторов;
При разработке программы учитывался компетентностный подход в обучении, который позволяет наполнить математическое образование знаниями, умениями и навыками, связанными с личным опытом и потребностями ученика с тем, чтобы он мог осуществлять продуктивную и осознанную деятельность по отношению к объектам реальной действительности.
В связи с этим развивать у учащихся компетентности:
• учить ставить цели и планировать деятельность по их достижению.
• учить добывать нужную информацию, используя доступные источники (справочники, учебники, словари, СМИ), передавать ее.
• совершенствовать навыки работы в команде, учить высказывать и аргументировано отстаивать своё мнение.
• вносить посильный вклад в достижение общего результата.
• обучать брать на себя ответственность при руководстве мини-группой.
• прививать навыки самостоятельной творческой работы.
• учить грамотно использовать в речи математические термины.
• учить применять математические знания и умения в реальных ситуациях.
• прививать навыки самоконтроля и взаимоконтроля.
Содержание учебного предмета
№ |
Разделы и темы
|
Содержание |
Количество часов |
||
Всего |
Проектная, исследовательская, развивающая работа |
К/р |
|||
1 |
Четырехугольники |
Многоугольники. Параллелограмм и трапеция. Самостоятельная работа по теме: «Параллелограмм» Прямоугольник, ромб, квадрат. Контрольная работа №1 «Многоугольники». Защита проекта по теме: «Четырехугольники на каждом шагу» |
14 |
7 |
1 |
2 |
Площадь |
Площадь многоугольника. Площадь параллелограмма, треугольника и трапеции. Самостоятельная работа по теме: «Площади фигур». Теорема Пифагора. Самостоятельная работа по теме: «Теорема Пифагора». Контрольная работа №2 «Площадь». |
14 |
7 |
1 |
3 |
Подобные треугольники |
Определение подобных треугольников. Признаки подобия треугольников. Применение подобия к доказательству теорем и решение задач. Соотношения между сторонами и углами прямоугольного треугольника. Самостоятельная работа по теме: «Пропорциональные отрезки в прямоугольном треугольнике». Защита проекта «Бесподобное подобие». Контрольная работа №3 «Подобные треугольники». Контрольная работа №4 по теме: «Применение подобия треугольников. Соотношение между углами и сторонами треугольников» |
20 |
10 |
2 |
4 |
Окружность |
. Взаимное расположение прямой и окружности. Касательная к окружности. Градусная мера дуги окружности. Теорема о вписанном угле. Теорема об отрезках пересекающихся хорд. Самостоятельная работа по теме: «Углы в окружности» Свойство биссектрисы угла. Серединный перпендикуляр. Теорема о точке пересечения высот треугольника. Вписанная окружность. Свойство описанного четырёхугольника. Описанная окружность. Свойство вписанного четырёхугольника. Обобщение и систематизация знаний по теме: «Окружность».Защита проекта по теме: «Нестандартные задачи по геометрии» Контрольная работа №5 по теме: «Окружность». |
17 |
9 |
1 |
5 |
Повторение |
Четырехугольники. Площади многоугольников. Подобные треугольники. Окружность. Итоговая контрольная работа.
|
5 |
2,5 |
1 |
Календарно-тематическое планирование
№ урока |
Тема урока |
Учебные действия |
Дата |
Корректировка |
|
По плану |
По факту |
||||
1. |
Повторение по теме : «Признаки равенства прямоугольных треугольников» |
Повторяют признаки равенства прямоугольных треугольников. Решают задачи на применение признаков. |
|
|
|
2 |
Повторение по теме: «Параллельные прямые» |
Повторяют свойства и признаки параллельных прямых и применяют их при решении задач. |
|
|
|
Четырехугольники (14 часов). |
|||||
3 |
Многоугольник. Выпуклый многоугольник. |
Учащиеся знакомятся с понятием многоугольника, называют его элементы.; узнают , что такое периметр многоугольника, какой многоугольник называется выпуклым. Учащиеся выводят формулу суммы углов выпуклого многоугольника , находят углы многоугольников, их периметры. |
|
|
|
4 |
Параллелограмм |
Учащиеся знакомятся с определением параллелограмма |
|
|
|
5 |
Свойства и признаки параллелограммов. |
Учащиеся знакомятся с признаками и свойствами параллелограмма и учатся их доказывать |
|
|
|
6 |
Решение задач на свойства и признаки параллелограмма. Самостоятельная работа по теме: «Параллелограмм» |
Знают определение параллелограмма, его свойства и признаки параллелограмма Доказывают и применяют их при решении задач |
|
|
|
7 |
Трапеция |
Знакомятся , что такое трапеция, как называются стороны трапеции, какая трапеция называется равнобедренной, прямоугольной Решают задачи, используя определение трапеции. Знакомятся с теоремой Фалеса и применяют ее при решении задач. |
|
|
|
8 |
Теорема Фалеса. Сбор материала по теме проекта. |
|
|
|
|
9 |
Задачи на построение циркулем и линейкой |
Знакомятся с алгоритмом решения задач на построение циркулем и линейкой Решают простейшие задачи на построение. |
|
|
|
10 |
Прямоугольник. Сбор материала по теме проекта. |
Знакомятся с определением прямоугольника и его свойствами. Доказывают особое свойство прямоугольника, применяют свойства прямоугольника при решении задач. |
|
|
|
11 |
Ромб и квадрат. |
Знают определение и свойства ромба Доказывают особое свойство ромба, применяют его при решении задач. |
|
|
|
12 |
Решение задач по теме: «Прямоугольник, ромб, квадрат» |
Учащиеся применяют изученные свойства прямоугольника, ромба и квадрата при решении задач. |
|
|
|
13 |
Осевая и центральная симметрия. Сбор материала по теме проекта. |
Знакомятся с определением точек и фигур, симметричных относительно прямой и точки. Строят симметричные точки и распознают фигуры, обладающие осевой и центральной симметрией |
|
|
|
14 |
Решение задач на тему «Многоугольники» |
Закрепляют изученный материал по теме «Многоугольники . Параллелограмм и трапеция»; готовятся к контрольной работе |
|
|
|
15 |
Обобщающий урок на тему «Четырехугольники». Защита проекта по теме: «Четырехугольники на каждом шагу». |
Закрепляют изученный материал по теме «Четырехугольники»; готовятся к контрольной работе |
|
|
|
16 |
Контрольная работа №1 по теме «Четырехугольники»
|
Используют разные приемы проверки правильности выполняемых заданий. |
|
|
|
|
|||||
17 |
Анализ контрольной работы. Площадь многоугольника |
Знакомятся с понятием площади многоугольника, свойства площадей, единицы измерения площадей Решают задачи с понятием площади , находят площадь квадрата |
|
|
|
18 |
Площадь прямоугольника |
Знакомятся с основными свойствами площадей, формулой для вычисления площади квадрата и прямоугольника, единицы измерения площадей Решают задачи на нахождение площади квадрата и прямоугольника |
|
|
|
19 |
Площадь параллелограмма |
Знакомятся как находится площадь параллелограмма. Доказывают теорему о площади параллелограмма, решают задачи, связанные с площадью параллелограмма. |
|
|
|
20 |
Площадь треугольника. |
Учащиеся знакомятся с формулой для вычисления площади треугольника, теоремой об отношении площадей треугольников, имеющих по равному углу. Учащиеся применяют полученные формулы и теоремы при решении задач. |
|
|
|
21 |
Решение задач по теме :«Треугольник».
|
|
|
|
|
22 |
Площадь трапеции. |
Учащиеся знакомятся с формулой для вычисления площади трапеции и решают задачи на применение этой формулы. |
|
|
|
23 |
Решение задач по теме :«Трапеции». |
|
|
|
|
|
Решение задач на вычислении площадей фигур. |
Учащиеся используют формулы площади прямоугольника, параллелограмма, треугольника и трапеции для решения задач. |
|
|
|
24 |
Решение задач на вычислении площади. Самостоятельная работа по теме: «Площади фигур». |
Учащиеся повторяют формулы для вычисления площадей параллелограмма, треугольника и трапеции . применяют изученные формулы при решении задач, в устной форме доказывают теоремы и излагают необходимый теоретический материал. |
|
|
|
25 |
Теорема Пифагора. |
Учащиеся рассматривают теорему Пифагора, учатся ее доказывать; применяют полученную теорему при решении задач. |
|
|
|
26 |
Теорема обратная теореме Пифагора. |
Учащиеся рассматривают теорему, обратную теореме Пифагора , учатся ее доказывать; применяют теорему при решении задач. |
|
|
|
27 |
Решение задач по теме «Теорема Пифагора». Самостоятельная работа по теме: «Теорема Пифагора». |
Учащиеся применяют терему Пифагора и обратную ей теорему при решении задач. |
|
|
|
28 |
Обобщение и систематизация знаний по теме: « Площади фигур». |
Учащиеся повторяют формулы для вычисления площадей параллелограмма, треугольника и трапеции . применяют изученные формулы при решении задач, в устной форме доказывают теоремы и излагают необходимый теоретический материал. |
|
|
|
29 |
Контрольная работа №2 по теме «Площадь». |
Используют разные приемы проверки правильности выполняемых заданий |
|
|
|
Подобные треугольники ( 20 часов) |
|||||
30 |
Анализ контрольной работы. Определение подобных треугольников. |
Учащиеся знакомятся с определением пропорциональных отрезков и подобных треугольников; изучают теорему об отношении подобных треугольников и свойство биссектрисы треугольника. Учащиеся определяют подобные треугольники, находят неизвестные величины из пропорциональных отношений , применяют теорию при решении задач. |
|
|
|
31 |
Отношение площадей подобных треугольников |
|
|
|
|
32 |
Первый признак подобия треугольников. |
Учащиеся знакомятся с первым признаком подобия треугольников, учатся его доказывать и применяют полученные знания при решении задач. |
|
|
|
33 |
Решение задач на применение первого признака подобия треугольников. Сбор материала по теме проекта. |
Учащиеся доказывают первый признак подобия, применяют его при решении задач. |
|
|
|
34 |
Второй и третий признаки подобия треугольников. |
Учащиеся рассматривают признаки подобия треугольников, разбирают их доказательство; применяют признаки при решении задач. |
|
|
|
35 |
Решение задач на применение второго и третьего признаков подобия. |
Учащиеся рассматривают признаки подобия треугольников, разбирают их доказательство; применяют признаки при решении задач. |
|
|
|
36 |
Решение задач на применение признаков подобия треугольников. Сбор материала по теме проекта. |
Учащиеся отвечают на вопросы, доказывают признаки подобия треугольников и применяют их при решении задач. |
|
|
|
37 |
Обобщающий урок по теме: «Признаки подобия треугольников». |
Находят элементы треугольников , применяя признаки подобия. |
|
|
|
38 |
Контрольная работа №3 на тему «Признаки подобия треугольников» |
Используют разные приемы проверки правильности выполняемых заданий |
|
|
|
39 |
Анализ контрольной работы. Средняя линия треугольника. |
Учащиеся знакомятся с определением средней линии, разбирают доказательство теоремы о средней линии и применяют ее при решении задач. |
|
|
|
40 |
Свойство медиан треугольника. Сбор материала по теме проекта. |
Учащиеся знакомятся со свойством медиан треугольника, разбирают доказательство теоремы и применяют свойство при решении задач. |
|
|
|
41 |
Пропорциональные отрезки. Самостоятельная работа по теме: «Пропорциональные отрезки в прямоугольном треугольнике». |
Учащиеся знакомятся со свойством высоты прямоугольного треугольника, проведенного из вершины прямого угла Находят элементы прямоугольного треугольника, используя свойство высоты. |
|
|
|
42 |
Пропорциональные отрезки в прямоугольном треугольнике. |
Учащиеся знакомятся с понятием среднего пропорционального, теоремы о пропорциональности отрезков в прямоугольном треугольнике. Используют теоремы при решении задач. |
|
|
|
43 |
Измерительные работы на местности. Задачи на построение методом подобия. Сбор материала по теме проекта. |
Учащиеся находят расстояние до недоступной точки. Используют подобие треугольников в измерительных работах на местности Знакомятся с этапами построений биссектрисы, высоты, медианы треугольника; угла, равного данному Строят биссектрису, высоту, медиану треугольника; угол, равного данному |
|
|
|
44 |
Синус, косинус и тангенс острого угла в прямоугольном треугольнике. Сбор материала по теме проекта. |
Знакомятся с понятием синуса, косинуса и тангенса острого угла прямоугольного треугольника, основное тригонометрическое тождество. Находят значения одной из тригонометрических функций по значению другой |
|
|
|
45 |
Значение синуса, косинуса и тангенса для углов 300; 450; 600. |
Учащиеся находят значения синуса, косинуса и тангенса для углов 30º, 45º, 60º, 90º Определяют значения синуса, косинуса и тангенса по заданному значению углов. |
|
|
|
46 |
Соотношение между сторонами и углами прямоугольного треугольника. Самостоятельная работа по теме: «Решение прямоугольных треугольников». |
Знакомятся с соотношениями между сторонами и углами прямоугольного треугольника. Решают прямоугольные треугольники, используя определение синуса, косинуса, тангенса острого угла. |
|
|
|
47 |
Решение задач. Защита проекта « Применение подобия треугольников при измерительных работах». |
Учащиеся применяют теорию подобия треугольников, соотношения м/у сторонами и углами прямоугольного треугольника при решении задач, решают геометрические задачи с использованием тригонометрии. |
|
|
|
48 |
Обобщение и систематизация знаний по теме: «Подобные треугольники». Защита проекта по теме: «Бесподобное подобие» |
Повторяют теорию подобия треугольников, соотношения м/у сторонами и углами прямоугольного треугольника. Применяют теорию подобия треугольников, соотношения м/у сторонами и углами прямоугольного треугольника при решении задач, решают геометрические задачи с использованием тригонометрии. |
|
|
|
49 |
Контрольная работа №4 по теме «Применение подобия треугольников. Соотношение между углами и сторонами треугольника» |
Используют разные приемы проверки правильности выполняемых заданий |
|
|
|
Окружность(17 часов) |
|||||
50 |
Анализ контрольной работы. Взаимное расположение прямой и окружности. |
Учащиеся знакомятся со случаями взаимного расположения прямой и окружности и применяют полученные знания при решении заданий. |
|
|
|
51 |
Касательная к окружности. |
Учащиеся знакомятся с определением, свойством и признаком касательной. Учащиеся разбирают доказательство свойства и признака касательной ; применяют их при решении задач. |
|
|
|
62 |
Решение задач по теме «Касательная к окружности». Сбор материала по теме проекта. |
Учащиеся доказывают свойство и признак касательной, выполняют задачи на построение окружностей и касательных, определяют отрезки хорд окружностей. |
|
|
|
53 |
Градусная мера дуги окружности. |
Учащиеся знакомятся с понятием градусная мера дуги окружности; решают задачи на определение дуги окружности. |
|
|
|
54 |
Теорема о вписанном угле. Сбор материала по теме проекта. |
Учащиеся знакомятся с понятиями центрального и вписанного угла, определяют центральные и вписанные углы ; знакомятся с теоремой о вписанном угле и следствиями из нее; доказывают теорему и применяют при решении задач. |
|
|
|
55 |
Теорема об отрезках пересекающихся хорд. |
Учащиеся знакомятся с теоремой о произведении отрезков пересекающихся хорд.; доказывают ее и применяют при решении задач. |
|
|
|
56 |
Решение задач по теме « Центральные и вписанные углы». Самостоятельная работа по теме: «Углы в окружности» |
Учащиеся теорему о вписанном угле, следствия из нее и теорему о произведении отрезков пересекающихся хорд при решении задач. |
|
|
|
57 |
Свойство биссектрисы угла. |
Учащиеся знакомятся с теоремой о биссектрисе угла; доказывают теорему и применяют при решении задач; выполняют построение замечательных точек треугольника. |
|
|
|
58 |
Серединный перпендикуляр. Сбор материала по теме проекта. |
Учащиеся знакомятся с теоремой о серединном перпендикуляре к отрезку; доказывают теорему и применяют при решении задач. |
|
|
|
59 |
Теорема о точке пересечения высот треугольника. |
Учащиеся знакомятся с теоремой о пересечении высот треугольника и доказывают ее.; выполняют построение замечательных точек треугольника. |
|
|
|
60 |
Вписанная окружность. |
Учащиеся знакомятся с определением окружности вписанной в многоугольник и определением окружности описанной около многоугольника.; теоремой об окружности , вписанной в треугольник, и об окружности, описанной около треугольника; доказывают эти теоремы и применяют при решении задач . |
|
|
|
61 |
Свойство описанного четырёхугольника. Сбор материала по теме проекта. |
Учащиеся знакомятся со свойствами вписанного и описанного четырехугольников, доказывают эти свойства, решают задачи на применение свойств вписанного и описанного четырехугольников.; распознают на чертежах описанные окружности. |
|
|
|
62 |
Описанная окружность. |
|
|
|
|
63 |
Свойство вписанного четырёхугольника. |
|
|
|
|
64 |
Решение задач по теме «Окружность». |
Учащиеся повторяют весь теоретический материал по теме: «Окружность».; отрабатывают навыки решения задач по данной теме. |
|
|
|
|
Обобщение и систематизация знаний по теме: «Окружность». Защита проекта по теме: «Нестандартные задачи по геометрии» |
Учащиеся повторяют определение окружности вписанной в многоугольник и определение окружности описанной около многоугольника.; теорему об окружности , вписанной в треугольник, и об окружности, описанной около треугольника; Учащиеся повторяют свойства вписанного и описанного четырехугольников; решают задачи на применение этих свойств. |
|
|
|
65 |
Контрольная работа №5 по теме: «Окружность». |
Проверка усвоения изученного материала. |
|
|
|
Повторение (5 часов). |
|||||
66 |
Четырехугольники. Площади четырехугольников. |
Повторяют все свойства четырехугольников, применяют их при решении задач. Повторяют формулы нахождения площади параллелограмма, треугольника, ромба, трапеции; решают задачи на нахождение площади фигур. |
|
|
|
67 |
Подобные треугольники. |
Решают задачи на применение признаков подобия. |
|
|
|
68 |
Окружность. |
Повторяют все свойства окружности, применяют эти свойства при решении задач. |
|
|
|
69 |
Итоговая контрольная работа. |
|
|
|
|
70 |
Анализ контрольной работы. |
|
|
|
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.