Департамент общего образования Томской области
Томское областное государственное казенное образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченнымb возможностями здоровья «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат №15 I, II вида»
Утверждена на педагогическом совете школы-интерната Приказ №__ от «__»______2014 г. Директор ________А.В. Маланина
|
Рассмотрена и согласована на методическом совете школы Протокол №___ от «__»____2014 г. Заместитель директора по УР _________ Н.С. Фролова
|
Рассмотрена и обсуждена на методическом объединении Протокол №___ от «__»____2014 г. Руководитель МО _________ Т.П. Мурина |
РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА
по учебному предмету
«ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО»
с задержкой психического развития
2 «А» класс II вид II отделение (вариант III)
Рабочая учебная программа разработана на основе:
Программы для специальных (коррекционных) образовательных учреждений II вида II отделение (вариант II), Москва «Просвещение» 2007,
допущена Министерством образования и науки Российской Федерации
Составитель программы:
Р.И. Моисеева,
учитель начальных классов
ТОМСК
2014 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая учебная программа «Изобразительное искусство» в начальной образовательной (коррекционной) школе соответствует образовательной области «Искусство» ФГОС НОО обязательного минимума содержания начального общего образования и отражает один из основных видов художественного творчества людей, эстетического осмысления ими действительности — изобразительное искусство.
Посредством образного отражения предметов и явлений действительности рисунок, живопись, декоративно-прикладное искусство помогают с первых шагов обучения в школе познавать окружающий мир, видеть в нём красоту, развивать свои художественные способности. В федеральном базисном учебном плане на изучение «Изобразительного искусства» во 2 классе отводится 1 час в неделю (32 часа в год).
Программа предполагает целостный интегрированный курс, включающий в себя виды искусства: живопись, графику, скульптуру, народное и декоративно-прикладное искусство, - и строится на основе отечественных традиций гуманной педагогики.
Содержание программы направлено на реализацию приоритетных направлений художественного образования: приобщение к искусству как духовному опыту поколений, овладение способами художественной деятельности, развитие индивидуальности, дарования и творческих способностей ребенка. Изучаются такие закономерности изобразительного искусства, без которых невозможна ориентация в потоке художественной информации. Учащиеся получают представление об изобразительном искусстве как целостном явлении. Темы программы формулируются так, чтобы избежать излишней детализации, расчлененности и препарирования явлений, фактов, событий. Это даёт возможность сохранить ценностные аспекты искусства и не свести его изучение к узкотехнологической стороне.
Рабочая учебная программа опирается на приоритеты современного школьного образования.
Школьное образование в современных условиях призвано обеспечить функциональную грамотность и социальную адаптацию обучающихся на основе приобретения ими компетентностного опыта в сфере учения, познания, профессионально-трудового выбора, личностного развития, ценностных ориентации и смыслотворчества. Это предопределяет направленность целей обучения на формирование компетентной личности, способной к жизнедеятельности и самоопределению в информационном обществе, ясно представляющей свои потенциальные возможности, ресурсы и способы реализации выбранного жизненного пути.
Главной целью школьного образования является развитие ребёнка как компетентной личности путем включения его в различные виды ценностной человеческой деятельности: учеба, познание, коммуникация, личностное саморазвитие, ценностные ориентации, поиск смыслов жизнедеятельности. С этих позиций обучение рассматривается как процесс овладения не только определенной суммой знаний и системой соответствующих умений и навыков, но и как процесс овладения компетенциями: коммуникативной (К), личностного саморазвития (ЛС), ценностно-ориентационной (ЦО), смыслопоисковой (СП), рефлексивной (Р).
Это определило цели обучения изобразительному искусству на ступени начального общего образования:
• развитие способности к эмоционально-ценностному восприятию произведения изобразительного искусства, выражению в творческих работах своего отношения к окружающему миру;
• овладение элементарными умениями, навыками, способами художественной деятельности;
• воспитание эмоциональной отзывчивости и культуры восприятия произведений профессионального и народного изобразительного искусства; нравственных и эстетических чувств: любви к родной природе, своему народу, Родине, уважения к её традициям, многонациональной культуре.
В контексте компетентностного подхода к образованию планирование построено так, чтобы дать обучающимся ясные представления о системе взаимодействия искусства с жизнью. Предусматривается широкое привлечение жизненного опыта детей, примеров из окружающей действительности.
Принципы отбора содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся.
Для формирования представлений о пространственной композиции предусматривается организация разных форм деятельности учащихся: моделирование и конструирование (из бумаги, ткани, пластика и т. д.), лепка, графика и др.
В тематическом плане определены виды и приёмы художественной деятельности школьников на уроках изобразительного искусства с использованием разнообразных форм выражения:
- изображение на плоскости и в объеме (с натуры, по памяти, по представлению);
- декоративная и конструктивная работа;
- обсуждение работ товарищей, результатов коллективного творчества, в процессе которого формируются навыки учебного сотрудничества (умение договариваться, распределять работу, оценивать свой вклад в деятельность и ее общий результат) и индивидуальной работы на уроках;
- подбор иллюстративного материала к изучаемым темам;
- прослушивание музыкальных и литературных произведений (народных, классических, современных).
Предусматривается освоение трех способов художественного выражения действительности: изобразительного, декоративного и конструктивного, которые в начальной школе выступают для детей в качестве хорошо им понятных, интересных и доступных видов художественной деятельности. Поэтому система уроков опирается на знакомство учащихся начальной школы с Мастерами Изображения, Украшения, Постройки. Постоянное практическое участие школьников в этих трех видах деятельности позволит систематически приобщать их к миру искусства.
Программа уроков предусматривает последовательное изучение методически выстроенного материала. Предложенные в данном тематическом планировании педагогические технологии призваны обеспечить выполнение каждой из поставленных задач и способствуют успешному ее решению.
Темы и задания уроков предполагают создание игровых и сказочных ситуаций. От урока к уроку происходит постоянная смена художественных материалов, овладение их выразительными возможностями.
Планирование уроков предполагает выполнение следующих этапов познания: восприятие учебного материала - осмысление - усвоение - применение усвоенного в практической деятельности.
Планируется подача материала тематическими блоками, что усиливает его усвоение, поскольку информация, упражнения, закрепление знаний, умений и навыков проходят в единстве и взаимосвязи в короткий период времени.
Тематическим планом предусматривается широкое использование наглядных пособий, материалов и инструментария информационно-технологической и методической поддержки как из учебника и коллекций классических произведений, так и из арсенала авторских разработок педагога.
Количество часов:
· в год – 32;
· в неделю – 1;
· в 1-й четверти – 8;
· во 2-й четверти – 7;
· в 3 –й четверти – 9,
· в 4-й четверти – 7.
Требования к уровню подготовки учащихся (базовый уровень) Учащиеся должны знать/понимать:
• различать основные и составные, тёплые и холодные цвета;
• сравнивать различные виды изобразительного искусства (графики, живописи, декоративно-прикладного искусства);
• использовать художественные материалы (гуашь, цветные карандаши, акварель, бумага);
• применять основные средства художественной выразительности в рисунке, живописи и скульптуре (с натуры, по памяти и воображению); в декоративных и конструктивных работах: иллюстрациях к произведениям литературы и музыки;
Требования к уровню подготовки учащихся (продвинутый уровень) Учащиеся должны уметь:
• использовать художественные материалы (мелки, фломастеры, пластилин);
• моделировать предметы бытового окружения человека;
• применить навыки несложных зарисовок с натуры;
• построить несложную композицию;
• воспринимать окружающий мир и произведения искусства;
• анализировать результаты сравнения;
• использовать в индивидуальной и коллективной деятельности различные художественные техники: коллаж, аппликация, восковые мелки, фломастеры, пластилин, тушь , уголь , гелевая ручка.
Критерии и система оценки творческой работы
1. Как решена композиция: правильное решение композиции, предмета, орнамента (как организована плоскость листа, как согласованы между собой все компоненты изображения, как выражена общая идея и содержание).
2. Владение техникой: как ученик пользуется художественными материалами, как использует выразительные художественные средства в выполнении задания.
3. Общее впечатление от работы. Оригинальность, яркость и эмоциональность созданного образа, чувство меры в оформлении и соответствие оформления работы. Аккуратность всей работы.
Из всех этих компонентов складывается общая оценка работы обучающегося.
Тематическое планирование на 1 четверть
№ |
Содержание программного материала |
Кол-во часов |
Речевой материал |
1. |
«Воспоминания о лете» Беседа о изобразительном искусстве и красоте вокруг нас. Перспектива. Цветовой круг. |
1 |
Простая форма, основные пропорции, общее строение и цвет предметов |
2. |
«Осенний лист кружится, осенний лист ложится» |
1 |
Разнообразная форма листа, цветовая гамма, оттенки, прожилки |
3. |
«Раскудрявая берёза на ветру качается» |
1 |
Ствол, крона, листва, кора дерева. |
4. |
«Осенние дары». Корзина с овощами. |
1 |
Глазам страшно, а руки делают. Натюрморт из фруктов и овощей. |
5. |
«Осенние дары». Ваза с фруктами. |
1 |
Перспектива. Светотень. |
6. |
«Дары хвойных лесов». Гриб боровик. |
1 |
Шляпка, ножка, размер, расположение на листе. |
7. |
«Туча чёрная плывёт, грубым голосом поёт …». Акварельные краски. |
1 |
Кисть, палитра, смешивание цвета. |
8. |
Декоративная салфетка. |
1 |
Узор в квадрате – ритмическое симметричное повторение элементов в квадрате. |
Дидактический материал:
Образцы узоров, альбом иллюстраций русских художников, трафареты, образцы рисунков, макеты, декоративные осенние листья.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.