Рабочая учебная программа по учебному предмету "Изобразительное искусство" с задержкой психического развития 2 "А" класс II вид II отделение (вариант III))

  • doc
  • 19.10.2021
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала ИЗО МОИСЕЕВА.doc

Департамент общего образования Томской области

Томское областное государственное казенное образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченнымb возможностями здоровья «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат №15 I, II вида»

 

 

Утверждена

на педагогическом совете школы-интерната

Приказ №__

от «__»______2014 г.

Директор

________А.В. Маланина

 

Рассмотрена и согласована на методическом совете школы Протокол №___

от «__»____2014 г.

Заместитель директора по УР

_________ Н.С. Фролова

 

Рассмотрена и обсуждена на методическом объединении

Протокол №___

от «__»____2014 г.

Руководитель МО

_________ Т.П. Мурина

 

 

 

 

РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА

по учебному предмету

 

«ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО»

с задержкой психического развития

 

2 «А» класс II вид II отделение (вариант III)

 

 

 

Рабочая учебная программа разработана на основе:

Программы для специальных (коррекционных) образовательных учреждений II вида II отделение (вариант II), Москва «Просвещение» 2007,

допущена Министерством образования и науки Российской Федерации

 

 

 

       Составитель программы:

Р.И. Моисеева,

учитель начальных классов

 

 

 

 

ТОМСК

2014 г.

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая учебная программа «Изобразительное искусство» в начальной образовательной (коррекционной) школе соответствует образовательной области «Искусство» ФГОС НОО обязательного минимума содержания начального общего образования и отражает один из основных видов художественного творчества людей, эстетического осмысления ими действительности — изобразительное искусство.

Посредством образного отражения предметов и явлений действительности рисунок, живопись, декоративно-прикладное искусство помогают с первых шагов обучения в школе познавать окружающий мир, видеть в нём красоту, развивать свои художественные способности. В федеральном базисном учебном плане на изучение «Изобразительного искусства» во 2 классе отводится 1 час в неделю (32 часа в год).

Программа предполагает цело­стный интегрированный курс, включающий в себя виды искусства: живопись, графику, скульптуру, народное и декоративно-прикладное искусство, - и строится на основе отечественных традиций гу­манной педагогики.

Содержание программы направлено на реализацию приоритетных направлений художествен­ного образования: приобщение к искусству как духовному опыту поколений, овладение способами художественной деятельности, развитие индивидуальности, дарования и творческих способностей ребенка. Изучаются такие закономерности изобразительного искусства, без которых невозможна ориентация в потоке художественной информации. Учащиеся получают представление об изобрази­тельном искусстве как целостном явлении. Темы программы формулируются так, чтобы избежать излишней детализации, расчлененности и препарирования явлений, фактов, событий. Это даёт воз­можность сохранить ценностные аспекты искусства и не свести его изучение к узкотехнологической стороне.

Рабочая учебная программа опирается на приори­теты современного школьного образования.

Школьное образование в современных условиях призвано обеспечить функциональную гра­мотность и социальную адаптацию обучающихся на основе приобретения ими компетентностного опыта в сфере учения, познания, профессионально-трудового выбора, личностного развития, ценно­стных ориентации и смыслотворчества. Это предопределяет направленность целей обучения на фор­мирование компетентной личности, способной к жизнедеятельности и самоопределению в информа­ционном обществе, ясно представляющей свои потенциальные возможности, ресурсы и способы реа­лизации выбранного жизненного пути.

Главной целью школьного образования является развитие ребёнка как компетентной личности путем включения его в различные виды ценностной человеческой деятельности: учеба, познание, коммуникация, личностное саморазвитие, ценностные ориентации, поиск смыслов жизнедеятельно­сти. С этих позиций обучение рассматривается как процесс овладения не только определенной сум­мой знаний и системой соответствующих умений и навыков, но и как процесс овладения компетен­циями: коммуникативной (К), личностного саморазвития (ЛС), ценностно-ориентационной (ЦО), смыслопоисковой (СП), рефлексивной (Р).

Это определило цели обучения изобразительному искусству на ступени начального общего об­разования:

  развитие способности к эмоционально-ценностному восприятию произведения изобразитель­ного искусства, выражению в творческих работах своего отношения к окружающему миру;

овладение элементарными умениями, навыками, способами художественной деятельности;

  воспитание эмоциональной отзывчивости и культуры восприятия произведений профессио­нального и народного изобразительного искусства; нравственных и эстетических чувств: любви к родной природе, своему народу, Родине, уважения к её традициям, много­национальной культуре.

В контексте компетентностного подхода к образованию планирование построено так, чтобы дать обучающимся ясные представления о системе взаимодействия искусства с жизнью. Предусматривается широкое привлечение жизненного опыта детей, примеров из окружающей дейст­вительности.

Принципы отбора содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенно­стями развития учащихся.

Для формирования представлений о пространственной композиции предусматривается органи­зация разных форм деятельности учащихся: моделирование и конструирование (из бумаги, ткани, пластика и т. д.), лепка, графика и др.

В тематическом плане определены виды и приёмы художественной деятельности школьников на уроках изобразительного искусства с использованием разнообразных форм выражения:

-   изображение на плоскости и в объеме (с натуры, по памяти, по представлению);

-   декоративная и конструктивная работа;

-   обсуждение работ товарищей, результатов коллективного творчества, в процессе которого формируются навыки учебного сотрудничества (умение договариваться, распределять работу, оцени­вать свой вклад в деятельность и ее общий результат) и индивидуальной работы на уроках;

-   подбор иллюстративного материала к изучаемым темам;

-   прослушивание музыкальных и литературных произведений (народных, классических, со­временных).

Предусматривается освоение трех способов художественного выражения действительно­сти: изобразительного, декоративного и конструктивного, которые в начальной школе выступают для детей в качестве хорошо им понятных, интересных и доступных видов художественной деятель­ности. Поэтому система уроков опирается на знакомство учащихся начальной школы с Мастерами Изображения, Украшения, Постройки. Постоянное практическое участие школьников в этих трех видах деятельности позволит систематически приобщать их к миру искусства.

Программа уроков предусматривает последовательное изучение методически выстроенного материала. Предложенные в данном тематическом планировании педагогические технологии призва­ны обеспечить выполнение каждой из поставленных задач и способствуют успешному ее решению.

Темы и задания уроков предполагают создание игровых и сказочных ситуаций. От урока к уроку происходит по­стоянная смена художественных материалов, овладение их выразительными возможностями.

Планирование уроков предполагает выполнение следующих этапов познания: восприятие учебного материала - осмысление - усвоение - применение усвоенного в практической деятельности.

Планируется подача материала тематическими блоками, что усиливает его усвоение, поскольку информация, упражнения, закрепление знаний, умений и навыков проходят в единстве и взаимосвязи в короткий период времени.

Тематическим планом предусматривается широкое использование наглядных пособий, мате­риалов и инструментария информационно-технологической и методической поддержки как из учеб­ника и коллекций классических произведений, так и из арсенала авторских разработок педагога.

Количество часов:

·        в год – 32;

·        в неделю – 1;

·        в 1-й четверти – 8;

·        во 2-й четверти – 7;

·        в 3 –й четверти – 9,

·         в 4-й четверти – 7.

Требования к уровню подготовки учащихся  (базовый уровень) Учащиеся  должны знать/понимать:

  различать основные и составные, тёплые и холодные цвета;

сравнивать различные виды изобразительного искусства (графики, живописи, декоративно-прикладного искусства);

использовать художественные материалы (гуашь, цветные карандаши, акварель, бумага);

• применять основные средства художественной выразительности в рисунке, живописи и скульптуре (с натуры, по памяти и воображению); в декоративных и конструктивных работах: иллю­страциях к произведениям литературы и музыки;

Требования к уровню подготовки учащихся  (продвинутый уровень) Учащиеся  должны уметь:

использовать художественные материалы (мелки, фломастеры, пластилин);

моделировать предметы бытового окружения человека;

применить навыки несложных зарисовок с натуры;

построить несложную композицию;

воспринимать окружающий мир и произведения искусства;

анализировать результаты сравнения;

использовать в индивидуальной и коллективной деятельности различные художественные техники: коллаж, аппликация, восковые мелки, фломастеры, пластилин, тушь , уголь , гелевая ручка.

 

 

Критерии и система оценки творческой работы

1.     Как решена композиция: правильное решение композиции, предмета, орнамента (как организована плоскость листа, как согласованы между собой все компоненты изображения, как выражена общая идея и содержание).

2.     Владение техникой: как ученик пользуется художественными материалами, как использует выразительные художественные средства в выполнении задания.

3.     Общее впечатление от работы. Оригинальность, яркость и эмоциональность созданного образа, чувство меры в оформлении и соответствие оформления  работы. Аккуратность всей работы.

 

Из всех этих компонентов складывается общая оценка работы обучающегося.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тематическое планирование на 1 четверть

Содержание программного материала

Кол-во часов

Речевой материал

1.

«Воспоминания о лете»

Беседа о изобразительном искусстве и красоте вокруг нас. Перспектива. Цветовой круг.

1

Простая  форма, основные пропорции, общее строение и цвет предметов

2.

«Осенний лист кружится, осенний лист ложится»

1

Разнообразная форма листа, цветовая гамма, оттенки, прожилки

3.

«Раскудрявая берёза на ветру качается»

1

Ствол, крона, листва, кора дерева.

4.

«Осенние дары».  Корзина с овощами.

1

Глазам страшно, а руки делают. Натюрморт из фруктов и овощей.

5.

«Осенние дары». Ваза с фруктами.

1

Перспектива. Светотень.

6.

«Дары хвойных лесов».  Гриб боровик.

1

Шляпка, ножка, размер, расположение на листе.

7.

«Туча чёрная плывёт, грубым голосом поёт …». Акварельные краски.

1

Кисть, палитра, смешивание цвета.

8.

Декоративная салфетка.

1

Узор в квадрате – ритмическое симметричное повторение элементов в квадрате.

 

 

Дидактический материал:

Образцы узоров, альбом иллюстраций русских художников, трафареты, образцы рисунков, макеты, декоративные осенние листья.