Департамент общего образования Томской области
Томское областное государственное казённое образовательное учреждение
для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья: «Специальная (коррекционная) общеобразовательная
Школа-интернат №15 I, II вида»
Утверждена на педагогическом совете школы-интерната Приказ №__ от «__»____2014 г. Директор ________А.В. Маланина
|
Рассмотрена и согласована на методическом совете школы Протокол №___ от «__»____2014 г. Заместитель директора по УР _________ Н.С. Фролова
|
Рассмотрена и обсуждена на методическом объединении Протокол №___ от «__»____2014 г. Руководитель МО _________ Т.П. Мурина |
РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА
по учебному предмету
«МАТЕМАТИКА»
с задержкой психического развития
2 «А» класс II вид II отделение (вариант III)
Рабочая учебная программа разработана на основе:
Программы для специальных (коррекционных) образовательных учреждений II вида II отделение (вариант II), Москва «Просвещение» 2007, допущена Министерством образования и науки Российской Федерации
Составитель программы:
Р.И. Моисеева
учитель начальных классов
ТОМСК
2014 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Роль и место данной дисциплины в образовательном процессе.
Курс обеспечивает доступность обучения, способствует пробуждению у учащихся интереса к занятиям математикой, накоплению опыта моделирования (объектов, связей, отношений) – важнейшего метода математики. Курс является началом и органической частью школьного математического образования.
Кому адресована программа.
Программа адресована обучающимся второго класса с нарушениями слуха образовательных школ.
Соответствие федеральному государственному образовательному стандарту.
Данная учебная рабочая программа разработана с учётом особенностей обучающихся, имеющих нарушения слуха, соответствует возможностям детей с особыми образовательными потребностями и в полной мере отвечает современным требованиям.
Программа разработана на основе федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования 2009г. и авторской программы М.И.Моро, С.И. Волкова, С.В. Степанова.
Цели и задачи программы.
Формирование у обучающихся:
-осознанных и прочных навыков вычислений;
-пространственных представлений;
-общеучебных умений.
-читать, записывать и сравнивать числа в пределах 100;
-находить сумму и разность чисел в пределах 100: в более легких случаях устно, в более сложных- письменно;
-находить значения числовых выражений в 2 действия, содержащих сложение и вычитание (со скобками и без них);
-устные приемы сложения и вычитания в пределах 100;
-обратные задачи в одно действие, раскрывающие конкретный смысл умножения и деления;
-чертить отрезок заданной длины и измерять длину данного отрезка;
-находить длину ломаной, состоящей из 3-4 звеньев, и периметр многоугольника (треугольника, четырехугольника).
Обеспечение доступности обучения, пробуждения у обучающихся интереса к занятиям математикой.
Принципы, лежащие в основе построения программы.
Органическое сочетание обучения и воспитания.
Усвоение знаний и развитие познавательных способностей детей.
Практическая направленность обучения.
Выработка необходимых для этого умений.
Щадящий режим подачи материала.
Специфика программы.
Учёт возрастных и индивидуальных особенностей детей.
Реализация дифференцированного подхода в обучении.
Основные содержательные линии курса (разделы, структура).
Начальный курс математики – курс интегрированный: в нём объединён арифметический, геометрический материал.
Требования к уровню подготовки обучающихся.
Обучающие должны знать:
-названия и последовательность чисел от 1 до 100;
-названия компонентов и результатов сложения и вычитания;
-правила порядка выполнения действий в числовых выражениях в два действия, содержащих сложение и вычитание (со скобками и без них);
-названия и обозначение действий умножения и деления.
Таблицу сложения однозначных чисел и соответствующие случаи вычитания обучающиеся должны усвоить на уровне автоматизированного навыка.
Обучающиеся должны уметь:
Требования к результатам универсальных учебных действий.
Личностные универсальные учебные действия:
-учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;
-ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание предложений и оценок учителей, товарищей, родителей и других людей;
-способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.
Регулятивные универсальные учебные действия:
-принимать и сохранять учебную задачу;
-учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
-планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;
-осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату (в случае работы в интерактивной среде пользоваться реакцией среды решения задачи).
Познавательные универсальные учебные действия:
-ориентироваться на разнообразие способов решения задач;
-осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
-осуществлять синтез как составление целого из частей;
-проводить сравнение и классификацию по заданным
критериям;
-осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий.
Коммуникативные универсальные учебные действия:
-формулировать собственное мнение и позицию;
-договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
-задавать вопросы;
-использовать речь для регуляции своего действия;
-адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.
Виды и формы организации учебного процесса.
Работа в парах, группах, индивидуальная работа.
Урок ознакомления с новым материалом; урок закрепления изученного; урок применения знаний и умений, урок обобщения и систематизации знаний, урок проверки и коррекции знаний и умений, комбинированный урок.
Итоговый контроль.
Оценка знаний и умений обучающихся проводится с помощью контрольной работы (итогового теста), который включает вопросы (задания) по основным проблемам курса.
Объём и сроки обучения.
136 ч в год-4 ч в неделю.
Библиографический список для обучающихся.
1. Математика. Учеб. для 2 кл. нач. шк. В 2 ч. Ч. 1-2. / [М.И.Моро, С.И. Волкова, С.В. Степанова и др.].- 7-е изд.-М.: Просвещение, 2008.- 96с.: ил.- ISBN 978-5-09-019683-3.
2. Тетрадь по математике №1,2.Авт.: М.И.Моро, С.И.Волкова М.: Просвещение, 2009.
Библиографический список для учителя.
1. Примерные программы начального общего образования. В 2 ч. Ч.1-2-е изд.- М.:Просвещение, 2009.- 317с.- (Стандарты второго поколения). ISBN 978-5-09- 021421-6.
2. Школа России. Концепция и программы для нач. кл. Ш67 В 2ч. Ч.1/ [М.А. Бантова, Г.В. Бельтюкова, С.И. Волкова и др.]. -4-е изд.-М.: Просвещение, 2009.-158с.- ISBN 978-5-09
- 020619-8.
Таким образом, математика – важный общеобразовательный предмет, который готовит учащихся к жизни и овладению доступными профессионально - трудовыми навыками. Содержание курса математики располагает необходимыми предпосылками для развития познавательных способностей. Процесс обучения опирается на наглядно-образное и наглядно-действенное мышление, с помощью чего формируются элементы абстрактного мышления. Через математическое содержание формируются такие формы мыслительной деятельности, как сравнение, анализ, синтез.
Рабочая учебная программа по учебному предмету «МАТЕМАТИКА» для обучающихся 2 «А» класса II отделения (вариант III) является нормативным документом, определяющим объём, порядок, содержание и методику преподавания математики во 2 «А» классе для слабослышащих детей.
Цели программы:
- овладение конкретными математическими знаниями, необходимыми для применения в практической деятельности, для изучения смежных дисциплин, продолжения образования;
- интеллектуальное развитие слабослышащих детей, формирование качеств мышления, характерных для математической деятельности и необходимых для продуктивной жизни в обществе;
- развитие навыков речи детей, так как усвоение системы математических знаний находится в прямой зависимости от их уровня, что содействует развитию словесно-логического мышления, которое у детей с нарушениями слуха не развито или совсем отсутствует;
- воспитывать интерес к математике.
Образовательный процесс осуществляется на основе программ общеобразовательных школ при сохранении коррекционной направленности педагогического процесса в обучении математики, реализуемого через допустимые изменения в структурировании содержания. Содержание обучения откорректировано с учётом психофизических возможностей обучающихся и обязательного уровня математической подготовки учащихся. Используется дифференцированный подход, для слабослышащих обучающихся, проявляющих интерес и способности к математике, предлагаются дополнительные, более сложные задания.
Программа предусматривает:
повторение освоенного материала предыдущих лет обучения, с постепенным расширением и углублением ранее изученного;
в начале учебного года проведение диагностической контрольной работы;
непрерывную повторяемость уже полученных знаний, возвращение к ним на последующих уроках, включение новых знаний, создание ситуаций, в которых учащиеся используют ранее приобретённые знания;
проведение самостоятельных работ после изучения каждой темы и четвертных контрольных работ.
Основной задачей обучения математики является - преодоление недостатков в познавательной деятельности и эмоционально-волевой сфере учащихся с задержкой психического развития, а также их подготовка к трудовой деятельности, коррекция интеллекта и личности учащихся, социальная адаптация учащихся в современном обществе.
Таким образом, при обучении математики решаются следующие задачи:
Образовательные задачи: за период обучения учащиеся должны овладеть понятием о натуральном числе, нуле, натуральном ряде чисел и его основных свойствах; простейшими измерительными навыками;
уметь пользоваться измерительными инструментами (линейкой, часами) должны называть цифры, выполнять различные действия с числами; различать цвета; уметь решать простые задачи.
Воспитательные задачи: умение работать в коллективе; умение работать самостоятельно;
умение учащихся слушать объяснения учителя и уметь сформулировать ответ на поставленный вопрос;
воспитать любознательность, настойчивость, терпеливость, трудолюбие;
формировать умение планировать свою деятельность, осуществлять контроль и самоконтроль;
воспитывать бережное отношение к учебным вещам, раздаточному материалу.
Развивающие задачи:
развитие различных видов мышления: наглядно - образного, словесно-логического (умение видеть и устанавливать связи между предметами, явлениями и событиями);
совершенствование движений и сенсомоторного развития;
коррекция отдельных сторон психической деятельности, зрительного восприятия, памяти, внимания;
развитие основных мыслительных операций (сравнение, обобщение, анализ и т.д.).
формирование навыков группировки и классификации;
формирование умения работать по словесной и письменной инструкции, по алгоритму;
формирование умения планировать свою деятельность. Развитие комбинаторных способностей;
развитие связной речи;
расширение представлений об окружающем мире, обогащение словаря.
Методы обучения математике:
словесные, наглядные, практические: работа с учебником, упражнение, самостоятельная работа, экскурсия, наблюдение, демонстрация и т.д.
Приёмы работы:
- дидактические игры;
- игровые приёмы;
- занимательные упражнения;
- создание увлекательных ситуаций;
- сравнение (один из важных приёмов обучения);
- материализация, т. е. умение конкретизировать любое отвлечённое понятие, использовать его в жизненной ситуации.
К концу II класса обучающиеся должны знать:
последовательность чисел от 0 до 100;
таблицу сложения чисел в пределах 20.
Обучающиеся должны уметь:
читать и записывать числа от 0 до20;
измерять длину отрезков;
определять время по часам без минут.
Количество часов в год – 136
Количество часов в неделю – 4
Количество часов в I четверти –32
Количество часов во II четверти – 30
Количество часов в III четверти – 42
Количество часов в IV четверти – 31
Содержание программы (136 ч; по 4 ч в неделю) |
|
I четверть |
|
№ |
Сложение и вычитание в пределах десяти |
1. |
Сложение и вычитание в пределах 10. |
2. |
Решение простых задач. |
3. |
Чтение и запись числовых выражений. |
4. |
Число 0 и его обозначение. |
5. |
Сложение и вычитание вида 7-7, 0+8 |
6. |
Решение и составление простых задач на сложение и вычитание. |
II четверть |
|
|
Числа от 11 до 20 |
1. |
Название и последовательность чисел от 11 до 20. |
2. |
Чтение и запись чисел 11-20 |
3. |
Сравнение чисел. |
4. |
Час. Обозначение час – ч. Определение времени по часам без минут. |
5. |
Количество месяцев в году, их названия. Умение называть прошедший, настоящий и будущий месяцы года. |
6. |
Решение задач на сложение и вычитание в пределах 10 |
III четверть |
|
|
Табличное сложение и вычитание чисел |
1. |
Сложение двух однозначных чисел, сумма которых равна 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17,18 |
2. |
Сравнение чисел. Знаки <, >, = |
3. |
Таблица сложения и соответствующие случаи вычитания. |
4. |
Сложение и вычитание вида 8+0, 10-0. Название данных чисел. |
5. |
Чтение и запись числовых выражений. |
6. |
Решение простых задач на сложение и вычитание. |
IV четверть |
|
|
Числа от 21 до 100 |
1. |
Название и последовательность чисел в пределах 100 |
2. |
Чтение и запись чисел 21-100 |
3. |
Сравнение предметов: длинный – короткий, высокий – низкий. |
4. |
Количество дней в месяце. |
5. |
Умение называть сегодняшнее, вчерашнее и завтрашнее число, день недели и месяц года. |
6. |
Решение задач на сложение и вычитание в пределах 20 |
7. |
Измерение длины. Сантиметр. Обозначение сантиметра – см. Черчение отрезка заданной длины. |
8. |
Повторение изученного материала. |
Тематическое планирование |
|||
1 четверть (4 ч в неделю, 32 ч) |
|||
№ |
Содержание программного материала |
Кол-во часов |
Речевой материал |
1. |
День Знаний |
1 |
Классный час Виртуальная экскурсия – прогулка по Томску: «Стоит над Томском град старинный». |
2. |
Счет предметов. С.4 – 5 |
1 |
Счет по порядку и порядковый счет. |
3. |
Решение примеров вида ? – 1 –2. С.6 |
1 |
Из ? вычесть …будет … К ? прибавить …будет … |
4. |
Сравнение чисел. С.7 |
1 |
Больше, меньше, равно, столько же |
5. |
Решение примеров вида ? + и – 4. С.8 |
1 |
Из ? вычесть …будет … К ? прибавить …будет … |
6. |
Состав 10. С.9 |
1 |
Десять – это один и девять, Два и восемь, … |
7. |
Решение задач на сколько больше? (меньше?) С.10 |
1 |
Больше, меньше, равно, столько же |
8. |
Закрепление. Решение примеров. С. 11 |
1 |
Десять – это один и девять, Два и восемь, … |
9. |
Заполнение таблицы ? + и – 4. С.12 |
1 |
Сложить, прибавить, увеличить. |
10. |
Закрепление решения задач и примеров. С.13 |
1 |
Вычесть, убавить, уменьшить. |
11. |
Диагностическая работа. |
1 |
|
12. |
Работа над ошибками. Закрепление изученного. |
1 |
Сложить, прибавить, увеличить. Вычесть, убавить, уменьшить. |
13. |
Перестановка слагаемых. С. 14 |
1 |
От перестановки слагаемых, сумма не меняется. |
14. |
Решение примеров вида ? + и – 5. С. 15 |
1 |
Сложить, прибавить, увеличить. Вычесть, убавить, уменьшить. |
15. |
Закрепление решения примеров. С.15 |
1 |
Сложить, прибавить, увеличить. Вычесть, убавить, уменьшить. |
16. |
Заполнение таблицы ? + и – 5. С.16 |
1 |
Сложить, прибавить, увеличить. Вычесть, убавить, уменьшить. |
17. |
Прямой и обратный счет. С.17 |
1 |
Счет до десяти и обратно. |
18. |
Составление примеров на сложение и вычитание (бытовая деятельность) |
1 |
Сложить, прибавить, увеличить. Вычесть, убавить, уменьшить. |
19. |
Составление примеров на сложение и вычитание (бытовая деятельность) |
1 |
Сложить, прибавить, увеличить. Вычесть, убавить, уменьшить. |
20. |
Закрепление состава чисел до 10. С.18 |
1 |
Десять – это один и девять, Два и восемь, … |
21. |
Закрепление состава чисел до 10. С.19 |
1 |
Десять – это один и девять, Два и восемь, … |
22. |
Упражнения для закрепления. Решение примеров на + и –. (Бытовая деятельность) |
1 |
Сложить, прибавить, увеличить. Вычесть, убавить, уменьшить. |
23. |
Закрепление. Слагаемое, сумма. С.24 |
1 |
Сумма … и … равна … |
24. |
Закрепление. Слагаемое, сумма. С.25 |
1 |
Сумма … и … равна … |
25. |
Решение задач, нахождение общего количества. С.26 |
1 |
Условие, вопрос. Решение, ответ. |
26. |
Закрепление решения примеров и задач. |
1 |
Условие, вопрос. Решение, ответ. |
27. |
Контрольная работа |
1 |
|
28. |
Работа над ошибками |
1 |
Сложить, прибавить, увеличить. Вычесть, убавить, уменьшить. |
29. |
Решение примеров на вычитание. Уменьшаемое, вычитаемое, разность. С.27 |
1 |
Вычесть, убавить, уменьшить. Разность чисел .. и … равна … |
30. |
Закрепление изученного. С.28 |
1 |
Сложить, прибавить, увеличить. Вычесть, убавить, уменьшить. |
31. |
Закрепление решения примеров и задач. С.29 |
1 |
Вычесть, убавить, уменьшить. Разность чисел .. и … равна … |
32. |
Закрепление решения примеров и задач. С.30 |
1 |
Сложить, прибавить, увеличить. Вычесть, убавить, уменьшить. |
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.