Рабочая учебная программа по учебному предмету "Математика" с задержкой психического развития 2 "А" класс II вид II отделение (вариант III)

  • doc
  • 19.10.2021
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала МАТЕМАТИКА МОИСЕЕВА.doc

Департамент общего образования Томской области

Томское областное государственное казённое образовательное учреждение

для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья: «Специальная (коррекционная) общеобразовательная

Школа-интернат №15 I, II вида»

 

 

Утверждена

на педагогическом совете школы-интерната 

Приказ №__

от «__»____2014 г.

Директор

________А.В. Маланина

 

Рассмотрена и согласована на методическом совете школы Протокол №___

от «__»____2014 г.

Заместитель директора по УР

_________ Н.С. Фролова

 

Рассмотрена и обсуждена на методическом объединении

Протокол №___

от «__»____2014 г.

Руководитель МО

_________ Т.П. Мурина

 

 

 

 

РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА

по учебному предмету

 

«МАТЕМАТИКА»

 с задержкой психического развития

 

2 «А»  класс II вид II отделение (вариант III)

 

Рабочая учебная программа разработана на основе:

Программы для специальных (коррекционных) образовательных учреждений II вида II отделение (вариант II), Москва «Просвещение» 2007, допущена Министерством образования и науки Российской Федерации

 

 

       Составитель программы:

Р.И. Моисеева

учитель начальных классов

 

 

ТОМСК

2014 г.


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Роль и место данной дисциплины в образовательном процессе.

Курс обеспечивает доступность обучения, способствует пробуждению у учащихся интереса к занятиям математикой, накоплению опыта моделирования (объектов, связей, отношений) – важнейшего метода математики. Курс является началом и органической частью школьного математического образования.

Кому адресована программа.

Программа адресована обучающимся  второго класса с нарушениями слуха образовательных школ.

Соответствие федеральному государственному образовательному стандарту.

Данная учебная рабочая программа разработана с учётом особенностей обучающихся, имеющих нарушения слуха, соответствует возможностям детей с особыми  образовательными потребностями и в полной мере отвечает современным требованиям.

Программа разработана на основе федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования 2009г. и авторской программы  М.И.Моро, С.И. Волкова, С.В. Степанова.

Цели и задачи программы.

Формирование у обучающихся:

-осознанных и прочных навыков вычислений;

-пространственных представлений;

-общеучебных умений.

-читать, записывать и сравнивать числа в пределах 100;

-находить сумму и разность чисел в пределах 100: в более легких случаях устно, в более сложных- письменно;

-находить значения числовых выражений в 2 действия, содержащих сложение и вычитание (со скобками и без них);

-устные приемы сложения и вычитания в пределах 100;

-обратные задачи в одно действие, раскрывающие конкретный смысл умножения и деления;

-чертить отрезок заданной длины и измерять длину данного отрезка;

-находить длину ломаной, состоящей из 3-4 звеньев, и периметр многоугольника (треугольника, четырехугольника).

Обеспечение доступности обучения, пробуждения у обучающихся интереса к занятиям математикой.

Принципы, лежащие в основе построения программы.

Органическое сочетание обучения и воспитания.

Усвоение знаний и развитие познавательных способностей детей.

Практическая направленность обучения.

Выработка необходимых для этого умений.

Щадящий режим подачи материала.

Специфика программы.

Учёт  возрастных и индивидуальных особенностей детей.

Реализация  дифференцированного подхода в обучении.

Основные содержательные линии курса (разделы, структура).

Начальный курс математики – курс интегрированный: в нём объединён арифметический, геометрический материал.

Требования к уровню подготовки обучающихся.

Обучающие должны знать:

-названия и последовательность чисел от 1 до 100;

-названия компонентов и результатов сложения и вычитания;

-правила порядка выполнения действий в числовых выражениях в два действия, содержащих сложение и вычитание (со скобками и без них);

-названия и  обозначение действий умножения и деления.

Таблицу сложения однозначных чисел и соответствующие случаи вычитания обучающиеся должны усвоить на уровне автоматизированного навыка.

Обучающиеся должны уметь:

Требования к результатам универсальных учебных действий.

Личностные универсальные учебные действия:

-учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;

-ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание предложений и оценок учителей, товарищей, родителей и других людей;

-способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.

Регулятивные универсальные учебные действия:

-принимать и сохранять учебную задачу;

-учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;

-планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;

-осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату (в случае работы в интерактивной среде пользоваться реакцией среды решения задачи).

Познавательные универсальные учебные действия:

-ориентироваться на разнообразие способов решения задач;

-осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;

-осуществлять синтез как составление целого из частей;

-проводить сравнение и классификацию по заданным

критериям;

-осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий.

Коммуникативные универсальные учебные действия:

-формулировать собственное мнение и позицию;

-договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

-задавать вопросы;

-использовать речь для регуляции своего действия;

-адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.

Виды и формы организации учебного процесса.

Работа в парах, группах, индивидуальная работа.

Урок ознакомления с новым материалом; урок закрепления изученного; урок применения знаний и умений, урок обобщения и систематизации знаний, урок проверки и коррекции знаний и умений, комбинированный урок.

Итоговый контроль.

Оценка знаний и умений  обучающихся проводится с помощью контрольной работы (итогового теста), который включает вопросы (задания) по основным проблемам курса.

Объём и сроки обучения.

 136 ч в год-4 ч в неделю.

Библиографический список для обучающихся.

1. Математика. Учеб. для 2 кл. нач. шк. В 2 ч. Ч. 1-2. / [М.И.Моро, С.И. Волкова, С.В. Степанова  и др.].- 7-е изд.-М.: Просвещение, 2008.- 96с.: ил.- ISBN 978-5-09-019683-3.

2. Тетрадь по математике №1,2.Авт.: М.И.Моро, С.И.Волкова М.: Просвещение, 2009.

Библиографический список для учителя.

1. Примерные программы начального общего образования. В 2 ч. Ч.1-2-е изд.- М.:Просвещение, 2009.- 317с.- (Стандарты второго поколения).  ISBN 978-5-09- 021421-6.

2. Школа России. Концепция и программы для нач. кл. Ш67 В 2ч. Ч.1/ [М.А. Бантова, Г.В. Бельтюкова, С.И. Волкова и др.]. -4-е изд.-М.: Просвещение, 2009.-158с.-  ISBN 978-5-09

- 020619-8.

 

Таким образом, математика – важный общеобразовательный предмет, который готовит учащихся к жизни и овладению доступными профессионально - трудовыми навыками. Содержание курса математики располагает необходимыми предпосылками для развития познавательных способностей.  Процесс обучения опирается на наглядно-образное и наглядно-действенное мышление, с помощью чего формируются элементы абстрактного мышления. Через математическое содержание формируются такие формы мыслительной деятельности, как сравнение, анализ, синтез.

Рабочая учебная программа по учебному предмету «МАТЕМАТИКА» для обучающихся 2 «А» класса II отделения (вариант III) является нормативным документом, определяющим объём, порядок, содержание и методику преподавания математики во 2 «А»  классе для слабослышащих детей.

 

Цели программы:

- овладение конкретными математическими знаниями, необходимыми для применения в практической деятельности, для изучения смежных дисциплин, продолжения образования;

- интеллектуальное развитие слабослышащих детей, формирование качеств мышления, характерных для математической деятельности и необходимых для продуктивной жизни в обществе;

- развитие навыков речи детей, так как усвоение системы математических знаний находится в прямой зависимости от их уровня, что содействует развитию словесно-логического мышления, которое у детей с нарушениями слуха не развито или совсем отсутствует;

- воспитывать интерес к математике.

Образовательный процесс осуществляется на основе программ общеобразовательных школ при сохранении коррекционной направленности педагогического процесса в обучении математики, реализуемого через допустимые изменения в структурировании содержания. Содержание обучения откорректировано с учётом психофизических возможностей обучающихся и обязательного уровня математической подготовки учащихся. Используется дифференцированный подход, для слабослышащих обучающихся, проявляющих интерес и способности к математике, предлагаются дополнительные, более сложные задания.

Программа предусматривает:

повторение освоенного материала предыдущих лет обучения, с постепенным расширением и углублением ранее изученного;

в начале учебного года проведение диагностической контрольной работы;

непрерывную повторяемость уже полученных знаний, возвращение к ним на последующих уроках, включение новых знаний, создание ситуаций, в которых учащиеся используют ранее приобретённые знания;

проведение  самостоятельных работ после изучения каждой темы и четвертных контрольных работ.

Основной задачей обучения математики является -  преодоление недостатков в познавательной деятельности и эмоционально-волевой сфере учащихся с задержкой психического развития, а также их подготовка к трудовой деятельности, коррекция интеллекта и личности учащихся, социальная   адаптация  учащихся   в современном обществе.

Таким образом, при обучении математики решаются следующие задачи:

Образовательные задачи: за период обучения учащиеся должны овладеть понятием о натуральном числе, нуле, натуральном ряде чисел и его основных свойствах; простейшими измерительными навыками;

уметь пользоваться измерительными инструментами (линейкой, часами) должны называть  цифры, выполнять  различные  действия  с  числами; различать  цвета; уметь решать простые задачи.

Воспитательные задачи: умение работать в коллективе; умение работать самостоятельно;

умение учащихся слушать объяснения учителя и уметь сформулировать ответ на поставленный вопрос;

воспитать любознательность, настойчивость, терпеливость, трудолюбие;

формировать умение планировать свою деятельность, осуществлять контроль и самоконтроль;

воспитывать бережное отношение к учебным вещам,  раздаточному материалу.

 Развивающие задачи:

развитие различных видов мышления: наглядно - образного, словесно-логического   (умение   видеть   и  устанавливать   связи  между предметами, явлениями и событиями);

совершенствование движений и сенсомоторного развития;

коррекция отдельных сторон психической деятельности, зрительного восприятия, памяти, внимания;

развитие основных мыслительных операций (сравнение, обобщение, анализ и т.д.).

формирование навыков группировки и классификации;

формирование   умения   работать   по   словесной   и   письменной инструкции, по алгоритму;

формирование умения планировать свою деятельность. Развитие комбинаторных способностей;

развитие связной речи;

расширение представлений об окружающем мире, обогащение словаря.

Методы обучения математике:

словесные, наглядные, практические:       работа   с    учебником, упражнение, самостоятельная  работа, экскурсия,    наблюдение,     демонстрация и т.д.

 Приёмы работы:

-   дидактические игры;

-   игровые приёмы;

-   занимательные упражнения;

-   создание увлекательных ситуаций;

-   сравнение (один из важных приёмов обучения);

-    материализация, т. е. умение конкретизировать любое отвлечённое понятие, использовать его в жизненной ситуации.

 

К концу II класса обучающиеся должны знать:

последовательность чисел от 0 до 100;

таблицу сложения чисел в пределах 20.

Обучающиеся должны уметь:

читать и записывать числа от 0 до20;

измерять длину отрезков;

определять время по часам без минут.

Количество часов в год – 136

Количество часов в неделю – 4

Количество часов в I четверти –32

Количество часов во II четверти – 30

Количество часов в III четверти – 42

Количество часов в IV четверти – 31

 

Содержание программы  (136 ч; по 4 ч в неделю)

I четверть

Сложение и вычитание в пределах десяти

1.

Сложение и вычитание в пределах 10.

2.

Решение простых задач.

3.

Чтение и запись числовых выражений.

4.

Число 0 и его обозначение.

5.

Сложение и вычитание вида 7-7, 0+8

6.

Решение и составление простых задач на сложение и вычитание.

II четверть

 

Числа от 11 до 20

1.       

Название и последовательность чисел от 11 до 20.

2.       

Чтение и запись чисел 11-20

3.       

Сравнение чисел.

4.       

Час. Обозначение час – ч. Определение времени по часам без минут.

5.       

Количество месяцев в году, их названия. Умение называть прошедший, настоящий и будущий месяцы года.

6.       

Решение задач на сложение и вычитание в пределах 10

III четверть

 

Табличное сложение и вычитание чисел

1.

Сложение двух однозначных чисел, сумма которых равна

 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17,18

2.

Сравнение чисел. Знаки <, >, =

3.

Таблица сложения и соответствующие случаи вычитания.

4.

Сложение и вычитание вида 8+0, 10-0. Название данных чисел.

5.

Чтение и запись числовых выражений.

6.

Решение простых задач на сложение и вычитание.

IV четверть

 

Числа от 21 до 100

1.

Название и последовательность чисел в пределах 100

2.

Чтение и запись чисел 21-100

3.

Сравнение предметов: длинный – короткий, высокий – низкий.

4.

Количество дней в месяце.

5.

Умение называть сегодняшнее, вчерашнее и завтрашнее число, день недели и месяц года.

6.

Решение задач на сложение и вычитание в пределах 20

7.

Измерение длины. Сантиметр. Обозначение сантиметра – см. Черчение отрезка заданной длины.

8.

Повторение изученного материала.

 

 

 

 

 

Тематическое планирование

1 четверть (4 ч в неделю, 32 ч)

Содержание программного материала

Кол-во часов

Речевой материал

1.

День Знаний

1

Классный час Виртуальная экскурсия – прогулка по Томску: «Стоит над Томском град старинный».

2.

Счет предметов. С.4 – 5

1

Счет по порядку и порядковый счет.

3.

Решение примеров вида ? – 1 –2. С.6

1

Из ?  вычесть …будет   …

К ? прибавить …будет …

4.

Сравнение чисел. С.7

1

Больше, меньше, равно, столько же

5.

Решение примеров вида ?  + и – 4. С.8

1

Из ?  вычесть …будет   …

К ? прибавить …будет …

6.

Состав 10. С.9

1

Десять – это один и девять,

Два и восемь, …

7.

Решение задач на сколько больше? (меньше?)  С.10

1

Больше, меньше, равно, столько же

8.

Закрепление. Решение примеров. С. 11

1

Десять – это один и девять,

Два и восемь, …

9.

Заполнение таблицы ? + и – 4. С.12

1

Сложить, прибавить, увеличить.

10.

Закрепление решения задач и примеров. С.13

1

Вычесть, убавить, уменьшить.

11.

Диагностическая работа.

1

 

12.

Работа над ошибками. Закрепление изученного.

1

Сложить, прибавить, увеличить.

Вычесть, убавить, уменьшить.

13.

Перестановка слагаемых. С. 14

1

От перестановки слагаемых, сумма не меняется.

14.

Решение примеров вида ?  + и – 5. С. 15

1

Сложить, прибавить, увеличить.

Вычесть, убавить, уменьшить.

15.

Закрепление решения примеров. С.15

1

Сложить, прибавить, увеличить.

Вычесть, убавить, уменьшить.

16.

Заполнение таблицы ? + и – 5. С.16

1

Сложить, прибавить, увеличить.

Вычесть, убавить, уменьшить.

17.

Прямой и обратный счет. С.17

1

Счет до десяти и обратно.

18.

Составление примеров на сложение и вычитание (бытовая деятельность)

1

Сложить, прибавить, увеличить.

Вычесть, убавить, уменьшить.

19.

Составление примеров на сложение и вычитание (бытовая деятельность)

1

Сложить, прибавить, увеличить.

Вычесть, убавить, уменьшить.

20.

Закрепление состава чисел до 10. С.18

1

Десять – это один и девять,

Два и восемь, …

21.

Закрепление состава чисел до 10. С.19

1

Десять – это один и девять,

Два и восемь, …

22.

Упражнения для закрепления. Решение примеров  на + и –. (Бытовая деятельность)

1

Сложить, прибавить, увеличить.

Вычесть, убавить, уменьшить.

23.

Закрепление. Слагаемое, сумма. С.24

1

Сумма … и … равна …

24.

Закрепление. Слагаемое, сумма. С.25

1

Сумма … и … равна …

25.

Решение задач, нахождение общего количества. С.26

1

Условие, вопрос. Решение, ответ.

26.

Закрепление решения примеров и задач.

1

Условие, вопрос. Решение, ответ.

27.

Контрольная работа

1

 

28.

Работа над ошибками

1

Сложить, прибавить, увеличить.

Вычесть, убавить, уменьшить.

29.

Решение примеров на вычитание. Уменьшаемое, вычитаемое, разность. С.27

1

Вычесть, убавить, уменьшить.

Разность чисел .. и … равна …

30.

Закрепление изученного. С.28

1

Сложить, прибавить, увеличить.

Вычесть, убавить, уменьшить.

31.

Закрепление решения примеров и задач. С.29

1

Вычесть, убавить, уменьшить.

Разность чисел .. и … равна …

32.

Закрепление решения примеров и задач. С.30

1

Сложить, прибавить, увеличить.

Вычесть, убавить, уменьшить.