Департамент общего образования Томской области
Томское областное государственное казённое образовательное учреждение
для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья: «Специальная (коррекционная) общеобразовательная
Школа-интернат №15 I, II вида»
Утверждена на педагогическом совете школы-интерната Приказ №__ от «__»____2014 г. Директор _______А.В. Маланина |
Рассмотрена и согласована на методическом совете школы протокол №___ от «__»____2014 г. Заместитель директора по УР _________ Н.С. Фролова
|
Рассмотрена и обсуждена на методическом объединении протокол №___ от «__»____2014 г. Руководитель МО _________ Т.П. Мурина |
РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА
по учебному предмету
«ОЗНАКОМЛЕНИЕ С ОКРУЖАЮЩИМ МИРОМ»
с задержкой психического развития
2 «А» класс II вид II отделение (вариант III)
Рабочая учебная программа разработана на основе:
Программы для специальных (коррекционных) образовательных учреждений II вида II отделение (вариант II),
Москва «Просвещение» 2007, допущена Министерством образования и науки Российской Федерации
Составитель программы:
Р.И. Моисеева,
учитель начальных классов
ТОМСК
2014 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Роль и место данной дисциплины в образовательном процессе.
Предмет естественнонаучного цикла, создающий прочный фундамент для изучения значительной части предметов основной школы и для дальнейшего развития личности.
Кому адресована программа.
Учебный курс «Окружающий мир» адресован обучающимся 2 «А» класса слабослышащего отделения.
Соответствие федеральному государственному образовательному стандарту.
Программа разработана на основе федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования второго поколения 2009г. и авторской программы Т.С. Зыковой, М.А. Зыковой М.: «Просвещение» 2005
Цели и задачи программы.
Формирование целостной картины мира и осознания места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми, обществом и природой:
1. формирование предметных и универсальных способов действий, обеспечивающих возможность продолжения образования в основной школе;
2. развитие умения учиться способности к самоорганизации с целью решения учебных задач;
3. создание психолого-педагогических условий для индивидуального прогресса в основных сферах личностного развития – эмоциональной, познавательной, в сфере саморегуляции с опорой на систему базовых культурных ценностей российского общества.
Принципы, лежащие в основе построения программы.
Принципиальная особенность программы – построение на национально-значимых приоритетах, что выражается в совокупности характеристик предлагаемой модели образования: личностно-развивающее, граждански-ориентированное, глобально-ориентированное, экоадекватное.
Специфика программы.
Имеет ярко выраженный интегративный характер, соединяет в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания.
Даёт материал естественных и социально-гуманитарных наук, необходимый для целостного и системного видения мира в его важнейших взаимосвязях.
Основные содержательные линии курса (разделы, структура).
1. Ознакомление с природой.
2. Знакомство с жизнью общества на примере своего города или села.
3. Здоровье и безопасность жизнедеятельности ребёнка.
4. Обучение учащихся простейшим способам ориентирования на местности.
5. Формирование первоначальных географических представлений о родной стране, её столице и других городах, о разных странах мира и нашей планете в целом.
Требования к уровню подготовки обучающихся.
Знать:
неживая и живая природа; растения дикорастущие и культурные; деревья, кустарники, травы; животные дикие и домашние; насекомые, рыбы, птицы, звери; основные признаки времен года; некоторые охраняемые растения и животные своей местности; правила поведения в природе; основные сведения о своем городе (селе); домашний адрес; виды транспорта; наиболее распространенные профессии;
строение тела человека; правила личной гигиены; правила безопасного поведения на улице, в быту, на воде, при контактах с людьми;
имена и отчества родителей; основные формы приветствия, просьбы, благодарности, извинения, прощания; культура поведения в общественных местах;
основные стороны горизонта; устройство и назначение компаса; основные формы земной поверхности: равнины и горы; основные виды естественных водоемов; части реки;
названия нашей страны и её столицы, некоторых других городов России; названия нескольких стран мира; государственные символы России.
Уметь:
различать объекты природы и предметы, созданные человеком; объекты неживой и живой природы; различать изученные группы растения и животных; распознавать изученные растения, животных (по нескольку представителей каждой группы); вести наблюдения в природе под руководством учителя, воспитателя группы продленного дня; выполнять правила поведения в природе; различать изученные виды транспорта, вести наблюдения за жизнью города (села), трудом людей под руководством учителя, воспитателя группы продленного дня; выполнять правила личной гигиены и безопасного поведения на улице и в быту;
использовать основные формы приветствия, просьбы и т.д. в отношениях с другими людьми; выполнять правила поведения в общественных местах;
определять основные стороны горизонта с помощью компаса.
Требования к результатам универсальных учебных действий.
Характеризовать признаки времен года, информацию, полученную в ходе наблюдений и работы с иллюстрациями.
Характеризовать особенности дикорастущих и культурных растений, диких и домашних животных (на примере своей местности).
Анализировать примеры использования человеком богатств природы.
Различать природные объекты и изделия (искусственные предметы).
Наблюдать объекты и явления природы (на краеведческом материале), характеризовать их особенности.
Группировать объекты живой или неживой природы по отличительным признакам.
Различать изученные полезные ископаемые, описывать их применения на примере своей местности.
Описывать внешний вид, характерные особенности представителей насекомых, рыб, птиц, зверей.
Анализировать влияние современного человека на природу, оценивать примеры зависимости благополучия жизни людей от состояния природы.
Моделировать в ходе практической работы ситуации по применению правил сохранения и укрепления здоровья.
Выявлять потенциально опасные ситуации для сохранения жизни и здоровья человека, сохранение личного и общественного имущества.
Осваивать правила поведения в разных ситуациях: как вести себя дома, на дорогах, в школе.
Познакомиться с особенностями Государственного флага России (последовательность расположения полос, цвета флага).
Виды и формы организации учебного процесса.
Работа в парах, группах, индивидуальная работа.
Урок ознакомления с новым материалом; урок закрепления изученного; урок применения знаний и умений, урок обобщения и систематизации знаний, урок проверки знаний и умений, комбинированный урок, урок-игра, практическое занятие, экскурсия.
Итоговый контроль.
Оценка знаний и умений обучающихся проводится с помощью итогового теста, который включает вопросы (задания) по основным проблемам курса.
Объём и сроки обучения. 68 ч в год – 2 ч в неделю.
Библиографический список для обучающихся.
1. Ознакомление с окружающим миром. Учебник для 2 класс специальных (коррекционных) образовательных учреждений I, II вида. Допущено Министерством образования Российской Федерации. Москва «Просвещение» 2005
Библиографический список для учителя.
1. Примерные программы начального общего образования. В 2 ч. Ч.1-2-е изд.- М.: Просвещение, 2009.- 317с.- (Стандарты второго поколения). ISBN 978-5-09- 021421-6.
Таким образом, Рабочая учебная программа предназначена для изучения курса «Ознакомление с окружающим миром» во 2-ом классе на базовом уровне и составлена из расчёта 2 часа в неделю (68 часов в год). Предлагаемый курс должен обеспечить более высокий уровень языковой подготовки обучающихся и способствовать восприятию языка как системы. Особый акцент в программе сделан на использование компьютерных технологий на уроке (по требованиям СанПиНов не более 15 минут), что является признаком соответствия современным требованиям к организации учебного процесса.
Цель учебной рабочей программы «Ознакомление с окружающим миром» – создание основы для осуществления экологического, эстетического, патриотического воспитания, через наблюдения, экскурсии, практические работы, опыты и т.д.
Задачами учебной рабочей программы являются:
закреплять и развивать представления о собственном здоровье, о семье (люди, которые окружают), об окружающем мире, о стране, в которой живём;
воспитывать у детей стремление бережного отношения к сохранению и укреплению своего здоровья;
формировать у детей гуманное отношение к окружающим – родным, сверстникам, педагогам и др., воспитывать культуру общения, нравственного отношения к людям труда, результатам их трудовой деятельности;
систематизировать представления детей о группах растений (деревья, кустарники, травы) и животных (насекомые, птицы, звери и т.д.), что служит необходимой предпосылкой для дальнейшего изучения природоведения;
не раскрывая понятия о биологическом равновесии в природе, учащимся дать представление о том, что гибель одного природного фактора влечёт за собой гибель других (вырубка леса ведёт к пересыханию рек, разрушению почвы, уменьшению численности животных и т.д.то гибель одного природного фактора влечёт за собой гибель других ()еобходимо дать представления о том, ироды, познакомить с ме);
исправлять имеющиеся у слабослышащих школьников ложные представления о растениях и животных (например, растение – неживое, от прикосновения к жабе появляются бородавки, все пауки ядовиты и опасны и т.д.);
воспитывать такие качества, как желание трудиться, аккуратность, дисциплинированность, настойчивость, взаимопомощь, умение организовывать свою работу и доводить её до конца;
воспитывать гуманные чувства к растениям и животным, желание заботиться о них, защищать их;
активизировать работу слухоречевого анализатора, недостатков эмоционально-личностного, социально-общественного развития, через социально-трудовую адаптацию.
Параметры требований к содержанию рабочей учебной программы
Рабочая учебная программа соответствует современному уровню развития науки;
в ней чётко определены задачи учебной дисциплины;
программа реализует принцип системного подхода в отборе программного материала;
программа соединяет преемственность элементов содержания;
учитывает межпредметные связи;
конкретизирует требования к приобретаемым обучающимися знаниям, умениям и навыкам;
учитывает специфику учебной дисциплины;
дозирует программный материал с учётом индивидуальных, психофизиологических особенностей обучающихся с ограниченными возможностями здоровья;
изучение данного курса тесно связано с такими дисциплинами, как развитие речи, трудовая деятельность, изобразительное искусство, чтение.
Практическая реализация принципов программы:
создание положительного эмоционального фона в процессе урочной деятельности педагога и ребёнка;
индивидуализация коррекционных приёмов и методов;
создание развивающей сферы как фактора психического развития ребенка;
ориентация на зону ближайшего развития;
воспитание через коллектив, как основной фактор социализации и развития личности;
Результативность рабочей учебной программы
целенаправленная и систематическая деятельность данного природоведческого цикла поможет детям с ограниченными возможностями здоровья, имеющим выраженные отклонения в речевом развитии:
обогатить язык специальной терминологией, наполняя их речь определённым содержанием;
установить более тесные связи между познанием природы и социальной жизни;
понять взаимосвязи в системе «человек-природа-общество»
осознать необходимость выполнения правил поведения, сущность нравственно-этических установок;
осознавать себя частью природы и общества;
понять себя как индивидуальность, осознать возможность изменить себя, важность здорового образа жизни.
Количество часов в год - 68
Количество часов в неделю – 2
Количество часов в I четверти – 16
Количество часов во II четверти – 16
Количество часов в III четверти – 20
Количество часов в IV четверти – 16
Тематическое планирование |
|||
1 четверть (2 ч в неделю, 16 ч) |
|||
№ |
Содержание программного материала
|
Кол-во часов |
Речевой материал |
1. |
Правила поведения в классе, в школе. С.4 |
1 |
Учитель, ученики, школьники, ученицы, школьницы. |
2. |
Школа, класс, ученики. Школьные принадлежности. С.5 |
1 |
Какие вещи нужны на уроках? |
3. |
РНС «Репка». Орудия труда, порядок действий при посадке семечка в землю. С.6-7 |
1 |
Репка круглая. Трудно тащить одному. Репка очень большая. |
4. |
РНС «Репка». Вежливые слова при обращении. С.8 |
1 |
- Иди сюда! - Беги скорей! - Подойди, пожалуйста, ко мне. |
5. |
РНС «Репка». Что можно приготовить из репки? С.10 |
1 |
Сырая репка, каша из репки. |
6. |
Электрические приборы. Закрепление правил поведения дома и в школе. С.9 |
1 |
Уходя из дома не забудь выключить утюг, газ, воду, свет. |
7. |
Домашние животные. Названия животных, детёнышей. Игра «Кто где живёт?». С.11 |
1 |
Конура, стайка, хлев, курятник. |
8. |
Плоды осени. Что как растёт? Что нужно, чтобы выросли плоды? С.12 |
1 |
Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья! |
9. |
Уход за растениями. С.13 |
1 |
Поливать, протирать, рыхлить. |
10. |
Времена года «Осень». Экскурсия на пришкольный участок, сбор природного материала для поделок. С.14-15 |
1 |
Дождливая погода, птицы улетают в тёплые края, люди убирают урожай, животные готовятся к зиме. |
11. |
День учителя. Заучивание стихов. |
1 |
В октябре бывает день учителя. |
12. |
РНС. «Как лиса училась летать». Воздушный транспорт. Работа с кроссвордом. С.16-17-18 |
1 |
Давным-давно человек тоже хотел летать сам. Он прикреплял к рукам деревянные крылья. Но ничего не получалось. |
13. |
Правила дорожного движения. Использование условных обозначений. С.20 |
1 |
Дорожные знаки рядом со зданием школы. |
14. |
Правила дорожного движения и подбор к ним рисунков. С.21 |
1 |
Подземный переход. Зелёный свет. «Зебра». |
15. |
Проверь себя. Работа над вопросами 1-4. Закрепление материала. С.22 |
1 |
Осенняя одежда, животные осенью, осенние месяцы. |
16. |
Итоговый урок. Запись ответов на вопросы. С.22 |
1 |
Как тебя зовут? Как твоя фамилия? Какие уроки бывают во вторник? Что есть в твоём классе?. |
Запись наблюдений за погодой, явлениями природы ведётся в уголке природы.
Дидактический материал: Альбом по временам года «Лето», «Осень», «Зима», «Весна», иллюстративный материал, плакат «Времена года».
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.