Рабочая учебная программа по учебному предмету "Развитие речи" с задержкой психического развития 2 "А" класс II вид II отделение (вариант III)

  • doc
  • 19.10.2021
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала РАЗВИТИЕ РЕЧИ МОИСЕЕВА.doc

Департамент общего образования Томской области

Томское областное государственное образовательное учреждение

для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья: «Специальная (коррекционная) общеобразовательная

Школа-интернат №15 I, II вида»

 

 

Утверждена

на педагогическом совете школы-интерната 

Приказ №__

от «__»____2014 г.

Директор

_______А.В. Маланина

Рассмотрена и согласована на методическом совете школы Протокол №___

от «__»____2014 г.

Заместитель

директора по УР

_________ Н.С. Фролова

 

Рассмотрена и обсуждена на методическом объединении

Протокол №___

от «__»____2014 г.

Руководитель МО

_________ Т.П. Мурина

 

 

 

 

 

 

РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА

по учебному предмету

 

 «Развитие речи»

с задержкой психического развития

 

2 «А» класс II вид II отделение (вариант III)

 

 Рабочая учебная программа разработана на основе:

Программы для специальных (коррекционных) образовательных учреждений II вида II отделение (вариант III), Москва «Просвещение» 2007, допущена Министерством образования и науки Российской Федерации

 

 

 

Составитель программы:      

Р.И. Моисеева,

учитель начальных классов

 

 

 

ТОМСК

2014 г.

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

Роль и место данной дисциплины в образовательном процессе. В начальном обучении предмет «Развитие речи» занимает ведущее место, так как направлен на формирование функциональной грамотности и коммуникативной компетенции млад­ших школьников с особенностями в развитии. При этом значение и функции предмета «Развитие речи» носят универсальный, обобщающий характер, поскольку успехи в изучении русского языка во многом опреде­ляют качество подготовки ребёнка по другим школьным предметам.

Кому адресована программа. Программа адресована обучающимся с нарушениями слуховой функции вторых классов общеобразовательных школ.

Соответствие Федеральному государственному образовательному стандарту. Данная программа разработана в соответствии c типовой Программой  специальных (коррекционных) образовательных учреждений II отделения (вариант III).

Цели и задачи программы.

Познавательная цель предполагает ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического восприятия, логического мышления и воображения учащихся.

Социокультурная цель включает формирование коммуникативной компетенции учащихся – развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного пись­ма как показателя общей культуры человека.

Для достижения поставленных целей по развитию речи необходимо решение следующих практических задач:

развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;

освоение первоначальных знаний о лексике, фонетике, грамматике русского языка;

овладение умениями правильно писать и читать, участвовать в диалоге;

воспитание позитивного эмоционально-ценностного отно­шения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного ин­тереса к языку, стремления совершенствовать свою речь.

Принципы, лежащие в основе построения программы.

Принципиальная особенность курса направлена на личностно-развивающее, граждански- ориентированное, глобально-ориентированное, экоадекватное образование.

Специфика  программы. Систематический курс русского языка представлен в начальной школе как совокупность понятий, правил, сведений, взаи­модействующих между собой и являющихся основой для интеллектуального и коммуникативного развития детей. Таким образом, курс имеет познавательно-коммуникативную направленность, что предполагает коммуникативную мотивацию при рассмотрении различных разделов и тем курса, пристальное внимание к значению всех языковых единиц, к их функции в речи. При обучении русскому языку углубляется изучение системы языка, освоение культуры речи, формирование коммуникативных умений и навыков в ситуациях, актуальных для практики общения младших школьников.

Основные содержательные линии курса (разделы, структура). Система языка (основы лингвистических знаний): фоне­тика, графика, состав слова (морфемика), грамматика (морфология и синтаксис).

Орфография и пунктуация.

Развитие речи.

В структуре изучаемой программы выделяются следующие основные разделы:

Фонетика и орфоэпия. Графика. Лексика. Морфология. Синтаксис. Развитие речи.

Требования к уровню подготовки обучающихся.

Личностные результаты:

осознание языка как основного средства человеческого общения;

восприятие русского языка как явления национальной культуры;

понимание того, что правильная устная и письменная речь есть показатели индивидуальной культуры человека;

способность к самооценке на основе наблюде­ния за собственной речью.

Метапредметные  результаты:

умение использовать язык с целью поиска необходимой информации в различных источниках для решения учебных задач;

умение выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач;

стремление к более точному выражению собственного мнения и позиции;

умение задавать вопросы.

Предметные результаты:

Знать/понимать:

- главные члены предложения;

- связь слов в предложении;

- различие словосочетания и предложения;

- различение слабой и сильной позиций гласных и согласных в корне слова

(без терминологии);

- способы проверки обозначения на письме гласных и согласных звуков в слабой позиции в корне слова;

- парные и непарные согласные по звонкости и глухости, по твердости и мягкости;

- роль разделительного мягкого знака;

- употребление прописной буквы в именах собственных.

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности:

интеллектуальные (обобщать, классифицировать, сравнивать и др.);

познавательные (учебно-познавательных мотивов, умений принимать, сохранять, ставить новые цели в учебной деятельности и работать над их достижением);

организационные (организовывать сотрудничество и планировать свою деятельность).

Умения, связанные с информационной культурой: читать, писать, эффективно работать с учебной книгой, пользоваться лингвистическими словарями и справочниками.

Виды и типы уроков. Программа предусматривает проведение уроков ознакомления с новым материалом, закрепления изученного, применения знаний и умений, обобщения и систематизации знаний, комбинированных,  интегрированных уроков, уроков-экскурсий,  уроков с дидактической и ролевой игрой.

Формы организации урока. Используется фронтальная, групповая, индивидуальная работа, работа в парах.

Итоговый контроль. Оценка знаний и умений  обучающихся проводится с помощью контрольных заданий, итогового теста, которые включают вопросы (задания) по основным проблемам курса.

Содержание программы

 (70 ч; по 2 ч в неделю)

Обогащение словаря. Слова, обозначающие виды трудовой де­ятельности, профессиональные занятия и профессии. Слова, обо­значающие детенышей животных. Слова, близкие и противополож­ные по значению (синонимы, антонимы).

Развитие связной речи. Понимание и употребление побуди­тельных, повествовательных и вопросительных предложений. Понимание и употребление сложных предложений с союзами и, а, но.

Диалоги в вопросно-ответной форме с использованием темати­ческого словаря. Составление и запись предложений на определен­ную тему (о маме, о школе, о детях и т. п.), по сюжетной картин­ке, серии картинок.

Составление устных рассказов по сюжетным картинкам, по лич­ным наблюдениям детей (с помощью учителя).

Примерный перечень тем:

До свидания, лето!

Осень пришла.

Как мы отдыхаем (об играх, прогулках, просмотре фильмов, те­лепередач и т. д.).

Мы зарядку делаем (о занятиях физкультурой и спортивных играх).

Что мы знаем о животных?

Зимушка-зима.

Что ты сделал хорошего (о хороших и плохих поступках)?

Посадили деревца (о природе и занятиях людей весной).

Мамин день.

Наши любимые сказки.

Все работы хороши (о профессиях).

Скоро лето.

К концу II класса учащиеся должны уметь:

составлять и записывать 6-8 предложений на определенную тему;

делать устное и письменное сообщение о погоде, календарных данных.

 

Количество часов в год - 70

         Количество часов в неделю – 2

         Количество часов в I четверти – 16

         Количество часов во II четверти – 16

         Количество часов в III четверти – 21

Количество часов в IV четверти – 17

 

 

Календарно-тематическое планирование по развитию речи

I четверть (2 часа в неделю, 16 ч)

Содержание программного материала

 

Кол-во часов

Речевой материал

Здравствуй школа!

1.

Школа. Чтение рассказа. Ответы на вопросы. С.3

1

Первый раз в первый класс.

2.

Утро. Режимные моменты. С.5

1

Убрал кровать, сделал зарядку.

3.

Овощи.

Чтение текста, работа над словарём. С.6

1

Какой огурец по цвету, по форме?

4.

Чтение рассказа «Аппликация «Овощи». Работа в тетрадях. С.7

1

Напиши слова. Я написал слова.

5.

Фрукты. Чтение текста, работа над словарём. С.8

1

Вова лепит большое жёлтое яблоко.

6.

Чтение рассказа «Аппликация «Фрукты». С.9

1

Кто хочет вырезать яблоко?

7.

Овощи и фрукты. Чтение загадок, рисование овощей и фруктов. С.10-11

1

Они покупали овощи и фрукты.

8.

Осень. Работа с картинками. Определение погоды. С.12

1

Какая сегодня погода?

Осень пришла …

9.

Класс. Работа с текстом, ответы на вопросы. Работа в тетради. С.13

1

Напиши, что есть в твоём классе.

10.

Осенний парк. Работа с картинкой, чтение рассказа. С.14-15

1

На деревьях и кустах разноцветные листья.

11.

Осенние цветы. С.16

1

На клумбе расцвели осенние цветы:

12.

Грибы. Съедобные, несъедобные грибы. С.18-19

1

Опенок какой? ….; мухомор какой?.....;

13.

Лесная столовая. Списывание сказки, подбор слов. С.22

1

Мишка любит … . Белка любит … .

14.

Осенний лес. С.23

Чтение рассказа, работа над словарем

1

Что несёт ёжик? Что нашёл лисёнок?

15.

Деревья.

Чтение текста, ответы на вопросы. С.24-25

1

Листья и ветки берёзы.

16.

Итоговый урок по теме

«Осень пришла!» 

1

Назови осенние месяцы. Отгадай загадки.

 

Дидактический материал:

Для работы по классификации предметов альбомы: Учебные вещи, Мебель, Посуда, Домашние и дикие животные, Овощи, Фрукты, Ягоды, и