Департамент общего образования Томской области
Томское областное государственное образовательное учреждение
для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья: «Специальная (коррекционная) общеобразовательная
Школа-интернат №15 I, II вида»
Утверждена на педагогическом совете школы-интерната Приказ №__ от «__»____2014 г. Директор _______А.В. Маланина |
Рассмотрена и согласована на методическом совете школы Протокол №___ от «__»____2014 г. Заместитель директора по УР _________ Н.С. Фролова
|
Рассмотрена и обсуждена на методическом объединении Протокол №___ от «__»____2014 г. Руководитель МО _________ Т.П. Мурина |
РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА
по учебному предмету
«Развитие речи»
с задержкой психического развития
2 «А» класс II вид II отделение (вариант III)
Рабочая учебная программа разработана на основе:
Программы для специальных (коррекционных) образовательных учреждений II вида II отделение (вариант III), Москва «Просвещение» 2007, допущена Министерством образования и науки Российской Федерации
Составитель программы:
Р.И. Моисеева,
учитель начальных классов
ТОМСК
2014 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Роль и место данной дисциплины в образовательном процессе. В начальном обучении предмет «Развитие речи» занимает ведущее место, так как направлен на формирование функциональной грамотности и коммуникативной компетенции младших школьников с особенностями в развитии. При этом значение и функции предмета «Развитие речи» носят универсальный, обобщающий характер, поскольку успехи в изучении русского языка во многом определяют качество подготовки ребёнка по другим школьным предметам.
Кому адресована программа. Программа адресована обучающимся с нарушениями слуховой функции вторых классов общеобразовательных школ.
Соответствие Федеральному государственному образовательному стандарту. Данная программа разработана в соответствии c типовой Программой специальных (коррекционных) образовательных учреждений II отделения (вариант III).
Цели и задачи программы.
Познавательная цель предполагает ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического восприятия, логического мышления и воображения учащихся.
Социокультурная цель включает формирование коммуникативной компетенции учащихся – развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека.
Для достижения поставленных целей по развитию речи необходимо решение следующих практических задач:
развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;
освоение первоначальных знаний о лексике, фонетике, грамматике русского языка;
овладение умениями правильно писать и читать, участвовать в диалоге;
воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь.
Принципы, лежащие в основе построения программы.
Принципиальная особенность курса направлена на личностно-развивающее, граждански- ориентированное, глобально-ориентированное, экоадекватное образование.
Специфика программы. Систематический курс русского языка представлен в начальной школе как совокупность понятий, правил, сведений, взаимодействующих между собой и являющихся основой для интеллектуального и коммуникативного развития детей. Таким образом, курс имеет познавательно-коммуникативную направленность, что предполагает коммуникативную мотивацию при рассмотрении различных разделов и тем курса, пристальное внимание к значению всех языковых единиц, к их функции в речи. При обучении русскому языку углубляется изучение системы языка, освоение культуры речи, формирование коммуникативных умений и навыков в ситуациях, актуальных для практики общения младших школьников.
Основные содержательные линии курса (разделы, структура). Система языка (основы лингвистических знаний): фонетика, графика, состав слова (морфемика), грамматика (морфология и синтаксис).
Орфография и пунктуация.
Развитие речи.
В структуре изучаемой программы выделяются следующие основные разделы:
Фонетика и орфоэпия. Графика. Лексика. Морфология. Синтаксис. Развитие речи.
Требования к уровню подготовки обучающихся.
Личностные результаты:
осознание языка как основного средства человеческого общения;
восприятие русского языка как явления национальной культуры;
понимание того, что правильная устная и письменная речь есть показатели индивидуальной культуры человека;
способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
Метапредметные результаты:
умение использовать язык с целью поиска необходимой информации в различных источниках для решения учебных задач;
умение выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач;
стремление к более точному выражению собственного мнения и позиции;
умение задавать вопросы.
Предметные результаты:
Знать/понимать:
- главные члены предложения;
- связь слов в предложении;
- различие словосочетания и предложения;
- различение слабой и сильной позиций гласных и согласных в корне слова
(без терминологии);
- способы проверки обозначения на письме гласных и согласных звуков в слабой позиции в корне слова;
- парные и непарные согласные по звонкости и глухости, по твердости и мягкости;
- роль разделительного мягкого знака;
- употребление прописной буквы в именах собственных.
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности:
интеллектуальные (обобщать, классифицировать, сравнивать и др.);
познавательные (учебно-познавательных мотивов, умений принимать, сохранять, ставить новые цели в учебной деятельности и работать над их достижением);
организационные (организовывать сотрудничество и планировать свою деятельность).
Умения, связанные с информационной культурой: читать, писать, эффективно работать с учебной книгой, пользоваться лингвистическими словарями и справочниками.
Виды и типы уроков. Программа предусматривает проведение уроков ознакомления с новым материалом, закрепления изученного, применения знаний и умений, обобщения и систематизации знаний, комбинированных, интегрированных уроков, уроков-экскурсий, уроков с дидактической и ролевой игрой.
Формы организации урока. Используется фронтальная, групповая, индивидуальная работа, работа в парах.
Итоговый контроль. Оценка знаний и умений обучающихся проводится с помощью контрольных заданий, итогового теста, которые включают вопросы (задания) по основным проблемам курса.
Содержание программы
(70 ч; по 2 ч в неделю)
Обогащение словаря. Слова, обозначающие виды трудовой деятельности, профессиональные занятия и профессии. Слова, обозначающие детенышей животных. Слова, близкие и противоположные по значению (синонимы, антонимы).
Развитие связной речи. Понимание и употребление побудительных, повествовательных и вопросительных предложений. Понимание и употребление сложных предложений с союзами и, а, но.
Диалоги в вопросно-ответной форме с использованием тематического словаря. Составление и запись предложений на определенную тему (о маме, о школе, о детях и т. п.), по сюжетной картинке, серии картинок.
Составление устных рассказов по сюжетным картинкам, по личным наблюдениям детей (с помощью учителя).
Примерный перечень тем:
До свидания, лето!
Осень пришла.
Как мы отдыхаем (об играх, прогулках, просмотре фильмов, телепередач и т. д.).
Мы зарядку делаем (о занятиях физкультурой и спортивных играх).
Что мы знаем о животных?
Зимушка-зима.
Что ты сделал хорошего (о хороших и плохих поступках)?
Посадили деревца (о природе и занятиях людей весной).
Мамин день.
Наши любимые сказки.
Все работы хороши (о профессиях).
Скоро лето.
К концу II класса учащиеся должны уметь:
составлять и записывать 6-8 предложений на определенную тему;
делать устное и письменное сообщение о погоде, календарных данных.
Количество часов в год - 70
Количество часов в неделю – 2
Количество часов в I четверти – 16
Количество часов во II четверти – 16
Количество часов в III четверти – 21
Количество часов в IV четверти – 17
Календарно-тематическое планирование по развитию речи |
|||
I четверть (2 часа в неделю, 16 ч) |
|||
№ |
Содержание программного материала
|
Кол-во часов |
Речевой материал |
Здравствуй школа! |
|||
1. |
Школа. Чтение рассказа. Ответы на вопросы. С.3 |
1 |
Первый раз в первый класс. |
2. |
Утро. Режимные моменты. С.5 |
1 |
Убрал кровать, сделал зарядку. |
3. |
Овощи. Чтение текста, работа над словарём. С.6 |
1 |
Какой огурец по цвету, по форме? |
4. |
Чтение рассказа «Аппликация «Овощи». Работа в тетрадях. С.7 |
1 |
Напиши слова. Я написал слова. |
5. |
Фрукты. Чтение текста, работа над словарём. С.8 |
1 |
Вова лепит большое жёлтое яблоко. |
6. |
Чтение рассказа «Аппликация «Фрукты». С.9 |
1 |
Кто хочет вырезать яблоко? |
7. |
Овощи и фрукты. Чтение загадок, рисование овощей и фруктов. С.10-11 |
1 |
Они покупали овощи и фрукты. |
8. |
Осень. Работа с картинками. Определение погоды. С.12 |
1 |
Какая сегодня погода? |
Осень пришла … |
|||
9. |
Класс. Работа с текстом, ответы на вопросы. Работа в тетради. С.13 |
1 |
Напиши, что есть в твоём классе. |
10. |
Осенний парк. Работа с картинкой, чтение рассказа. С.14-15 |
1 |
На деревьях и кустах разноцветные листья. |
11. |
Осенние цветы. С.16 |
1 |
На клумбе расцвели осенние цветы: |
12. |
Грибы. Съедобные, несъедобные грибы. С.18-19 |
1 |
Опенок какой? ….; мухомор какой?.....; |
13. |
Лесная столовая. Списывание сказки, подбор слов. С.22 |
1 |
Мишка любит … . Белка любит … . |
14. |
Осенний лес. С.23 Чтение рассказа, работа над словарем |
1 |
Что несёт ёжик? Что нашёл лисёнок? |
15. |
Деревья. Чтение текста, ответы на вопросы. С.24-25 |
1 |
Листья и ветки берёзы. |
16. |
Итоговый урок по теме «Осень пришла!» |
1 |
Назови осенние месяцы. Отгадай загадки. |
Дидактический материал:
Для работы по классификации предметов альбомы: Учебные вещи, Мебель, Посуда, Домашние и дикие животные, Овощи, Фрукты, Ягоды, и
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.