Рабочая адаптированная образовательная программа общего образования обучающихся с умственной отсталостью
Оценка 5
Образовательные программы
docx
дефектология
1 кл
30.10.2019
Рабочая программа предназначена для организации и проведения коррекционно-педагогической работы с обучающимся с тяжелой степенью интеллектуальной недостаточности и РАС.
Для обучающегося по данной рабочей программе основным является развитие личности, формирование общей культуры, соответствующей общепринятым нравственным и социокультурным ценностям, формирование необходимых для самореализации и жизни в обществе практических представлений, умений и навыков, позволяющих достичь максимально возможной самостоятельности и независимости в повседневной жизни.
Рабочая программа на первое полугодие.
Содержит календарный план и сетку часов.
Данная программа рассчитана на 5 часов в неделю.
Обучающийся с РАС, тяжелой умственной отсталостью.
Рабочая программа и календарное планирование на первое полугодие.docx
1
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА 2
АОП общего образования обучающихся с умственной отсталостью определяет
содержание образования, ожидаемые результаты и условия ее реализации. Множественные
нарушения не учитываются рамками специальных образовательных программ. Вместе с
тем, право каждого человека на образование требует создания условий для обучения всех
детей, включая лиц с тяжёлыми и множественными нарушениями развития (в том числе с
синдромом Дауна и расстройством аутистического спектра).
Рабочая адаптированная образовательная программа общего образования
обучающихся с умственной отсталостью — это образовательная программа,
адаптированная для обучения детей с тяжёлыми и множественными нарушениями развития
(в том числе с синдромом Дауна и РАС) с учетом особенностей их психофизического
развития, индивидуальных возможностей, обеспечивающая коррекцию нарушений развития
и социальную адаптацию.
Целью специального образования
является подготовка к независимой жизни в условиях, которые обеспечивают достоинство
личности, способствуют её уверенности в себе и облегчают участие в жизни общества. При
этом под независимой жизнью понимают отсутствие постоянной зависимости от
посторонних в основных областях жизнедеятельности: моторика и передвижение,
самообслуживание и быт, коммуникация, социальноэмоциональное взаимодействие,
познание, труд и досуг.
Обучение направлено на формирование общей культуры, обеспечивающей развитие
необходимых для жизни в обществе практических представлений, умений и навыков,
позволяющих достичь максимально возможной самостоятельности и независимости в
повседневной жизни.
1.Особенности развития детей
является
Тяжёлое и множественное нарушение, согласно данным отечественных и
зарубежных исследований,
специфическицелостным феноменом,
характеризующим принципиально особую ситуацию развития. Кроме того, в разных
сочетаниях выявляются: двигательные нарушения (ДЦП разной формы и степени тяжести);
тяжелые нарушения речи (несформированность языковых средств), нарушения функций
анализаторных систем (зрения, слуха, тактильной чувствительности); повышенная
судорожная готовность (эпи синдром); расстройства эмоциональноволевой сферы
(нарушения регуляции поведения и др.); аутистические расстройства (стереотипные
действия, нарушение коммуникации, социального поведения).
Выявляется значительная неоднородность этой группы детей по количеству,
характеру, выраженности различных первичных и последующих нарушений в развитии,
специфики их сочетания. Уровень психофизического развития детей с тяжелыми
множественными нарушениями невозможно соотнести с какимилибо возрастными
параметрами. Органическое поражение центральной нервной системы, которое чаще всего
являются причиной сочетанных нарушений, обусловливающих выраженные нарушения
интеллекта, сенсорных функций, движения, поведения, коммуникации, в значительной
мере препятствуют развитию самостоятельной жизнедеятельности ребенка в семье и
обществе сверстников. Характер развития детей данной группы зависит от ряда факторов:
этиологии, патогенеза нарушений, времени возникновения и сроков выявления отклонений,
характера и степени выраженности каждого из первичных расстройств, специфики их
сочетания, а также от сроков начала, объема и качества коррекционной помощи.
В связи с выраженными нарушениями и (или) искажениями процессов
познавательной деятельности, прежде всего: восприятия, мышления, внимания, памяти
непродуктивным оказываются подходы,
требующие абстрактного мышления,
задействование процессов анализа и синтеза. Вследствие чего возникают серьезные 3
трудности в усвоении «академического» компонента. Специфика эмоциональной сферы
определяется ее неустойчивостью, часто гиперсензитивностью. В связи с неразвитостью
волевых процессов дети оказываются не способны произвольно регулировать свое
эмоциональное состояние в процессе деятельности, что не редко вызывает проблемы
поведения. Кроме всего перечисленного, трудности в обучении вызываются недоразвитием
мотивационнопотребностной сферы. Интерес к какойлибо деятельности, если возникает,
то, как правило, носит кратковременный, неустойчивый характер.
Интеллектуальное развитие детей с ТМНР (в том числе с синдромом Дауна и РАС)
различно. Степень умственной отсталости колеблется от умеренной до глубокой. Развитие
тех детей данной группы, у которых менее выражено интеллектуальное недоразвитие,
благоприятствует формированию представлений, умений и навыков, значимых для их
социальной адаптации. Так, у большинства детей проявляется интерес к общению и
взаимодействию, что является предпосылкой для обучения таких детей использованию
невербальных средств коммуникации (жесты, мимика, графические изображения и др.).
Способность ребенка выполнять отдельные двигательные действия (захват, удержание
предмета, контролируемые движения шеи и др.) создаѐт предпосылки для обучения
отдельным операциям по самообслуживанию и предметнопрактической деятельности.
Особенности развития детей с ТМНР (в том числе с синдромом Дауна и РАС)
обусловлены выраженными нарушениями их поведения (часто вследствие аутистических
расстройств) и проявляются в расторможенности, «полевом», нередко агрессивном
поведении, стереотипиях, трудностях коммуникации и социального взаимодействия.
Аутистические черты часто затрудняют установление степени нарушения
интеллектуального развития. Контакт с окружающими отсутствует или возникает в форме
физического обращения к взрослым обычно в ситуациях, когда ребёнку требуется помощь
в удовлетворении потребности. Дети данной группы не выражают интерес к деятельности
других и не проявляют ответные реакции на попытки учителя организовать взаимодействие
с окружающими. Они часто не выполняют просьбы или инструкции взрослого, на запрет
реагируют агрессией или само агрессией, бросанием предметов и другими деструктивными
действиями. Такая же реакция наблюдается чаще при скученности людей, в шуме.
Моторные функции рук обычно не нарушены, однако формирование предметных действий
затруднено в связи со слабой мотивационнопотребностной стороной деятельности.
Особенности эмоциональноволевого развития детей второй группы, их аутистические
расстройства затрудняют обучение этих детей в условиях группы. На начальном этапе
обучения они нуждаются в постоянном внимании и индивидуальном сопровождении со
стороны специалиста.
У детей с ТМНР (в том числе с синдромом Дауна и РАС) могут иметь место
нарушения общей моторики, но они передвигаются самостоятельно. Их моторная
недостаточность проявляется в замедленном темпе, несформированной координации и
неточности движений. У некоторых детей наблюдается деструктивное поведение,
стереотипии, нежелание контактировать с окружающими и другие аутистические черты,
свойственные в более выраженной степени детям второй группы. Диапазон их
интеллектуального недоразвития – от умеренной до тяжелой степени умственной
отсталости. Большинство детей данной группы могут общаться. Часть из них, владеющая
вербальной речью, может обратиться к окружающим и выразить свою потребность,
выполнить простую просьбу, сообщить о выполненном задании, ответить на вопросы
взрослого на уровне слова, словосочетания или простого предложения. Другая часть, не
владея речью, может вступать в контакт и осуществлять элементарное общение при
помощи естественных жестов, вокализаций, отдельных слогов и слов. Дети третьей группы
могут выполнить отдельные операции, входящие в состав предметных действий. Однако, 4
качественные показатели деятельности – слабая мотивация, кратковременность
концентрации внимания, непоследовательность выполняемых операций – препятствуют
выполнению действия целиком.
2. Особые образовательные потребности обучающихся
Под особыми образовательными потребностями детей с умеренной, тяжелой,
глубокой умственной отсталостью, с ТМНР (в том числе с синдромом Дауна и РАС)
следует понимать комплекс специфических потребностей, возникающих вследствие
выраженных нарушений интеллектуального развития, часто в сочетанных формах с
другими психофизическими нарушениями. Учет таких потребностей определяет
необходимость создания адекватных условий, способствующих развитию личности
обучающихся для решения их насущных жизненных задач.
Основные образовательные потребности детей с ТМНР (в том числе с синдромом
Дауна и РАС) можно разделить на четыре больших группы.
Осознание собственной личности.
Собственное тело, как первичное пространство ощущений и обучения, представляет
собой "мост к внешнему миру" (Пфеффер). Удовлетворение этой потребности
предполагает переживание и познание ребёнком с ТМНР (в том числе с синдромом Дауна и
РАС) на собственном опыте разнообразных чувственных ощущений в соматической
области; сознательное восприятие и различение частей тела и их функций; принятие
помощи при уходе за телом и приёме пищи; осознание необходимости физической гигиены
и принятие посильного участия в ней и др.
Осознание другой личности.
При осознании другой личности особенно важно, чтобы ребёнок мог испытывать и
переживать физический контакт; знать и различать людей, осуществляющих уход;
реагировать на обращения окружающих; устанавливать зрительный контакт с ними;
понимать настроение партнёра по общению; применять доступные вербальные и
невербальные средства общения сообразно повседневным жизненным ситуациям и др.
Осознание окружающего предметного мира.
Активное столкновение с окружающими предметами является важнейшей
предпосылкой для развития восприятия, моторики, речи и мышления. При этом основной
акцент следует сделать на познание предметов окружающего мира и их функций на
сенсорной основе; различение и выделение внешних признаков предметов (величина,
форма, цвет и др.); выполнение элементарных бытовых и трудовых действий;
осуществление элементарной продуктивной деятельности с бумагой, картоном,
пластическими и др. материалами; развитие практической ориентировки в пространстве и
во времени и др.
Осознание окружающего социального мира.
Дети с ТМНР (в том числе с синдромом Дауна и РАС) нуждаются в объяснении
социальных явлений жизни и общепринятых норм поведения. Удовлетворение данной
потребности связано с пониманием, распознаванием и выражением эмоций; проигрыванием
и исполнением социальных ролей; выполнением требований взрослого и социальных
правил; соблюдением очерёдности действий; посещением общественных мест; участием в
совместных досуговых и спортивных мероприятиях и др.
Создание специальных методов и средств обучения.
Обеспечивается потребность в построении "обходных путей", использовании
специфических методов и средств обучения, в более дифференцированном, "пошаговом"
обучении, чем этого требует обучение обычно развивающегося ребенка. (Например,
использование печатных изображений, предметных и графических алгоритмов,
электронных средств коммуникации, внешних стимулов и т.п.) 5
Метод пошагового обучения.
На первом этапе создаются условия для установления эмоционального контакта с
ребенком и формирование у него мотивации к взаимодействию с взрослым. С этой целью
используются ситуации для вызывания потребностей у ребенка к общению, подражание
действиям ребёнка, эмоциональносмысловой комментарий действий ребёнка. Эта задача
решается первоначально в обиходнобытовых ситуациях и только потом на специально
организованных занятиях. Когда ребенок начинает доброжелательно реагировать на
инициативу взрослого и легко вступать в эмоциональный контакт, можно переходить к
следующему этапу обучения.
На втором этапе – этапе совместных действий – взрослый кладет свои руки на
руки ребенка и выполняет действия его руками. Важно подобрать индивидуальный темп
выполнения, предусмотреть эмоциональное комментирование действий (что делаем, в
какой последовательности и зачем). Озвучивание необходимо для развития представлений
об окружающем мире, установления смысловых взаимосвязей между событиями и развития
речевых функций. Этап важен, так как у ребенка не сформировано подражание и
ограничены возможности самостоятельного выполнения движений (вследствие
интеллектуального или двигательного нарушения).
На третьем этапе подключаются имитационные действия: взрослый показывает
весь алгоритм действия, при этом ребенок наблюдает, используя сохранные органы чувств,
далее отрабатывается поэлементное выполнение действия одновременно ребенком и
взрослым, который выполняет движения рядом с ребенком на таком же материале.
Взрослый использует эмоциональное комментирование и стимулирует развитие речевого
подражания. При необходимости в случае затруднения ребенка взрослый может
использовать жестовую инструкцию или элементы совместных действий (например,
начинает действие за ребенка).
На четвёртом этапе – этапе проб и ошибок – взрослый показывает алгоритм
действий и предлагает повторить его ребенку. Ребенок выполняет и в случае ошибки,
взрослый указывает, что действие совершается неверно и стимулирует к поиску
правильного способа выполнения. Используются подсказывающие, альтернативные и
наводящие вопросы, чтобы побудить ребенка действовать правильно. Подсказывающие –
содержащие в себе однозначный правильный ответ. Альтернативные – предполагающие
выбор из двух, чаще контрастных вариантов. Наводящие – включающие опорные слова и
требующие распространения высказывания (домысливание ситуации с опорой на прошлый
опыт). Если ребенок самостоятельно не способен исправить ошибку, взрослый вновь
возвращается на этап имитационных или совместных действий. После того, как ребенок
научится выполнять данное действие по образцу без ошибок, можно переходить к
следующему этапу.
На пятом этапе ребёнок действует по словесной инструкции. Вначале ребенок
действует, опираясь на поэлементную инструкцию, а затем ориентируется на целостную
многоступенчатую, отражающую весь алгоритм действий.
Особая организация обучения
Особые образовательные потребности обучающихся требуют специальной
организации среды, обеспечивающей развитие их жизненных компетенций в разных
социальных сферах (образовательной, семейной, досуговой, трудовой и других).
Особые образовательные потребности обучающихся требуют специального подбора
учебного и дидактического материала, позволяющего эффективно осуществлять процесс
обучения по всем предметным областям.
Освоение учебных предметов предполагает использование разнообразного
предметного и изобразительного дидактического материала; вербальных и невербальных средств коммуникации, включая электронные, в т.ч. компьютерные устройства и
соответствующее программное обеспечение.
Содержание обучения
6
Предметная область: математика.
Основные задачи реализации содержания
Формирование элементарных математических представлений о форме, величине,
количественных
временных представлениях.
Формирование представлений о количестве, числе, знакомство с цифрами, составом числа
в доступных ребенку пределах, счет, решение простых арифметических задач с опорой на
наглядность. Овладение способностью пользоваться математическими знаниями при
решении соответствующих возрасту житейских задач.
пространственных,
(дочисловых),
Элементарные математические представления о форме, величине; количественные
(дочисловые), пространственные, временные представления
Умение различать и сравнивать предметы по форме, величине, удаленности.
Умение ориентироваться в схеме тела, в пространстве, на плоскости.
Умение различать, сравнивать и преобразовывать множества (один – много).
Представления о количестве, числе, знакомство с цифрами, составом числа в
доступных ребенку пределах, счет, решение простых арифметических задач с опорой на
наглядность.
Умение соотносить число с соответствующим количеством предметов,
обозначать его цифрой.
Умение пересчитывать предметы в доступных пределах.
Умение представлять множество двумя другими множествами в пределах 5
ти.
Умение обозначать арифметические действия знаками.
Умение решать задачи на увеличение и уменьшение на несколько единиц.
Овладение способностью пользоваться математическими знаниями при решении
соответствующих возрасту житейских задач.
Умение обращаться с деньгами, рассчитываться ими, пользоваться
карманными деньгами и т.д.
Умение определять длину, вес, объем, температуру, время, пользуясь
мерками и измерительными приборами.
Умение устанавливать взаимнооднозначные соответствия.
Умение распознавать цифры, обозначающие номер дома, квартиры, автобуса,
телефона и др.
Умение различать части суток, соотносить действие с временными
промежутками, составлять и прослеживать последовательность событий,
определять время по часам, соотносить время с началом и концом
деятельности.
Предметная область: чтение и развитие речи (русский язык)
Основные задачи реализации содержания
Развитие речи как средства общения в контексте познания окружающего мира и
личного опыта ребенка. Понимание обращенной речи и смысла доступных невербальных
графических знаков (рисунков, фотографий, и других графических изображений),
неспецифических жестов.
Пользование воспроизводящими заменяющими речь
устройствами (персональные компьютеры и другие). Овладение умением вступать в
контакт, поддерживать и завершать его, используя традиционные языковые (вербальные) и
альтернативные средства коммуникации, соблюдая общепринятые правила общения. 7
Формирование навыка понимания смысла узнаваемого слова; копирование с образца
отдельных букв, слогов или слов; развитие предпосылок к осмысленному чтению и письму;
овладение чтением и письмом на доступном уровне.
Основной задачей обучения русскому является задача социальной адаптации
учащихся, с целью дальнейшей интеграции в общество в той мере и степени, которая
доступна каждому индивидуально. Для реализации задачи социальной адаптации
содержание программы по обучению русскому языку максимально связывается с
жизненным опытом учащихся. При обучении русскому языку задача социальной адаптации
решается в первую очередь через расширение, уточнение и активизацию социальной и
бытовой лексики, развитие коммуникативных возможностей у данной категории детей.
Развитие речи как средства общения в контексте познания окружающего мира и
личного опыта ребенка.
Понимание слов, обозначающих объекты и явления природы, объекты
рукотворного мира и деятельность человека. Овладение доступными средствами
коммуникации и общения – вербальными и невербальными
Социально бытовая ориентировка
Задача СБО сориентировать, помочь разобраться в окружающей обстановке,
сформировать осведомленность в бытовых и социальных вопросах, сформировать
адаптивные знания, умения и навыки на доступном уровне.
Овладение умением выполнять доступные бытовые поручения (обязанности),
связанные с уборкой помещений, с уходом за вещами; участие в покупке продуктов, в
сервировке и уборке столов.
Ознакомление с окружающим миром.
Основные задачи реализации содержания
Формирование представлений о явлениях и объектах неживой природы, смене
времен года и соответствующих сезонных изменениях в природе, умения адаптироваться к
конкретным природным и климатическим условиям. Формирование представлений о
животном и растительном мире, их значении в жизни человека.
Представление о себе как "Я", осознание общности и различий "Я" от других.
Умение решать каждодневные жизненные задачи, связанные с удовлетворением
первоочередных потребностей: прием пищи, туалет, гигиена тела, одевание (раздевание).
Умение поддерживать образ жизни, соответствующий возрасту, потребностям и
ограничениям здоровья; поддерживать режим дня с необходимыми оздоровительными
процедурами. Представления о своей семье, о взаимоотношениях в семье. Формирование
первоначальных представлений о мире, созданном человеком: о доме, школе, о
расположенных в них и рядом объектах, о транспорте и т.д. Усвоение правил безопасного
поведения в помещении и на улице.
Музыка и пение
Основные задачи реализации содержания
Накопление впечатлений и формирование интереса к доступным видам
музыкального искусства. Развитие слуховых и двигательных восприятий, танцевальных,
певческих, хоровых умений, освоение игры на доступных музыкальных инструментах,
эмоциональное и практическое обогащение опыта в процессе музыкальных занятий, игр,
музыкальнотанцевальных, вокальных и инструментальных выступлений. Готовность к
участию в совместных музыкальных мероприятиях.
Основные задачи реализации содержания
ИЗО (рисование) 8
Накопление впечатлений и формирование интереса к доступным видам
изобразительного искусства. Формирование простейших эстетических ориентиров (красиво
не красиво) в практической жизни и их использование в организации обыденной жизни и
праздника. Освоение доступных средств изобразительной деятельности: лепка, рисование,
аппликация; использование различных изобразительных технологий. Развитие способности
к совместной и самостоятельной изобразительной деятельности. Накопление опыта
самовыражения в процессе изобразительной деятельности.
Хозяйственнобытовой труд
Основные задачи реализации содержания
Овладение трудовыми умениями, необходимыми в разных жизненных сферах.
Овладение умением адекватно применять доступные технологии и освоенные трудовые
навыки для социального и трудового взаимодействия. Обогащение положительного опыта
и установки на активное использование освоенных технологий и навыков для
индивидуального жизнеобеспечения, социального развития и помощи близким.
Адаптивная физкультура
Основные задачи реализации содержания
Развитие восприятия собственного тела, осознание своих физических возможностей
и ограничений. Освоение доступных способов передвижения (в том числе с использованием
технических средств). Соотнесение самочувствия с настроением, собственной
активностью, самостоятельностью и независимостью. Формирование двигательных
навыков, координации движений, физических качеств. Освоение доступных видов
физкультурноспортивной деятельности.
Коррекционная подготовка
Содержание коррекционноразвивающей области "Предметнопрактические
действия", "Двигательное развитие", "Изотерапия».
Коррекционный курс "Изотерапия". Основные задачи реализации содержания:
Обогащение чувственного опыта через целенаправленное систематическое
воздействие на различные анализаторы. Развитие зрительного, слухового, тактильного,
кинестетического восприятия как пропедевтика формирования навыков общения,
предметнопрактической и познавательной деятельности.
Коррекционный курс "Предметнопрактические действия". Основные задачи
реализации содержания:
Формирование интереса к предметному рукотворному миру; освоение простых
действий с предметами и материалами; умение следовать определенному порядку
(алгоритму, расписанию) при выполнении предметных действий. Овладение навыками
предметнопрактической деятельности как необходимой основой для самообслуживания,
коммуникации, изобразительной, бытовой и трудовой деятельности.
Коррекционный курс "Двигательное развитие".
Основные задачи реализации содержания:
Мотивация двигательной активности; поддержка и развитие имеющихся движений,
расширение диапазона движений и профилактика возможных нарушений. Обучение
переходу из одной позы в другую; освоение новых способов передвижения (включая
передвижение с помощью технических средств реабилитации); формирование
функциональных двигательных навыков; развитие функции руки, в том числе мелкой
моторики; формирование ориентировки в пространстве; обогащение сенсомоторного
опыта.
Требование к результатам обучения
Основным ожидаемым результатом освоения обучающимся специальной
индивидуальной общеобразовательной программы является, развитие жизненной 9
компетенции, позволяющей достичь максимальной самостоятельности (в соответствии с
его психическими и физическими возможностями) в решении повседневных жизненных
задач).
Итоговые достижения определяются индивидуальными возможностями ребенка с
тяжелыми и множественными нарушениями развития и тем, что его образование
направлено на максимальное развитие жизненной компетенции. Овладение знаниями,
умениями и навыками в различных образовательных областях определяется рамками
полезных и необходимых инструментов для решения задач повседневной жизни.
Накопление доступных навыков коммуникации, самообслуживания, бытовой и доступной
трудовой деятельности, а также перенос сформированных представлений и умений в
собственную деятельность готовит обучающегося к использованию приобретенных в
процессе образования способностей для жизни в семье и обществе.
Возможные результаты освоения индивидуальной программы по учебным
предметам:
понимание слов, обозначающих объекты и явления природы, объекты рукотворного
Развитие речи, чтение (русский язык)
мира и деятельность человека;
развитие речи как средства общения в контексте познания окружающего мира и
личного опыта ребенка:
понимание обращенной речи, понимание смысла рисунков, фотографий, других
графических знаков;
Математика
элементарные математические представления о форме, величине; количественные
(до числовые), пространственные, временные представления:
умение различать и сравнивать предметы по форме, величине, удаленности;
умение ориентироваться в схеме тела, в пространстве, на плоскости;
умение различать, сравнивать и преобразовывать множества (один много).
умение
соответствующим количеством
соотносить
число с
предметов, обозначать его цифрой;
умение пересчитывать предметы в доступных пределах;
умение распознавать цифры, обозначающие номер дома, квартиры, автобуса,
телефона и другое;
умение различать части суток, соотносить действие с временными промежутками,
составлять и прослеживать последовательность событий, определять время по
часам, соотносить время с началом и концом деятельности.
Окружающий мир
представления о явлениях и объектах неживой природы, смене времен года и
соответствующих сезонных изменениях в природе, умений адаптироваться к
конкретным природным и климатическим условиям:
представления о временах года, характерных признаках времен года, погодных
изменениях, их влиянии на жизнь человека;
умение учитывать изменения в окружающей среде для выполнения правил
жизнедеятельности, охраны здоровья.
представления о животном и растительном мире, их значении в жизни человека;
(растения, животные, их виды, понятия "полезные" "вредные", "дикие"
"домашние" и другие);
элементарные представления о течении времени: 10
представление о себе как "Я", осознание общности и различий "Я" от других;
умение обслуживать себя: принимать пищу и пить, ходить в туалет, выполнять
гигиенические процедуры, одеваться и раздеваться и другое;
представления о членах семьи, родственных отношениях в семье и своей социальной
роли, обязанностях членов семьи, бытовой и досуговой деятельности семьи.
умение принимать посильное участие в повседневных делах дома:
представление о праздниках, праздничных мероприятиях, участие в них.
Музыка и пение
развитие слуховых и двигательных восприятий, эмоциональное и практическое
обогащение опыта в процессе музыкальных занятий, игр, музыкальнотанцевальных,
вокальных и инструментальных выступлений:
интерес к различным видам музыкальной деятельности (слушание, пение, движение
под музыку, игра на музыкальных инструментах);
умение слушать музыку и выполнять простейшие танцевальные движения;
умение узнавать знакомые песни, подпевать их.
умение проявлять адекватные эмоциональные реакции от совместной и
самостоятельной музыкальной деятельности;
ИЗО (рисование)
освоение доступных средств изобразительной деятельности и их использование в
повседневной жизни:
интерес к доступным видам изобразительной деятельности;
умение использовать инструменты,
изобразительной деятельности (лепка, рисование, аппликация);
способность к совместной изобразительной деятельности: положительные
эмоциональные реакции (удовольствие, радость) в процессе изобразительной
деятельности;
готовность к участию в совместных мероприятиях: готовность к взаимодействию в
творческой деятельности совместно со сверстниками, взрослыми.
материалы в процессе доступной
Адаптивная физическая культура
восприятие собственного тела, осознание своих физических возможностей и
ограничений; выносливости;
умение радоваться успехам: выше прыгнул, быстрее пробежал и другое.
соотнесение самочувствия с настроением, собственной активностью: умение
определять свое самочувствие в связи с физической нагрузкой: усталость, болевые
ощущения и другое;
освоение доступных видов физкультурноспортивной деятельности
Хозяйственнобытовой труд
овладение трудовыми умениями, необходимыми в разных жизненных сферах;
формирование навыков обувания, расстёгивания обуви;
формирование навыков одевания и раздевания одежды;
формирование умения расстегивать и застегивать пуговицы.
обогащение положительного опыта и установка на активное использование
освоенных технологий и навыков для индивидуального жизнеобеспечения.
Итогом образования, является нормализация его жизни. Общим результатом
образования такого обучающегося может стать набор компетенций, позволяющих
максимально самостоятельно (соразмерно психическим и физическим возможностям)
решать задачи, направленные на нормализацию его жизни. 11
Формы и способы обозначения выявленных результатов обучения детей
осуществляются в оценочных показателях, а также в качественных критериях по итогам
практических действий.
Например "выполняет действие самостоятельно", "выполняет действие по
инструкции" (вербальной или невербальной), "выполняет действие по образцу", "выполняет
действие с частичной физической помощью", "выполняет действие со значительной
физической помощью", "действие не выполняет"; "узнает объект", "не всегда узнает
объект", "не узнает объект".
Анализ результатов обучения позволяют составить развернутую характеристику
учебной деятельности ребенка, оценить динамику развития его жизненных компетенций.
№
Предмет
Сетка часов
Сентябрь
недели
1
2
3
4
5
6
7
8
9
Математика
Русскийчт.
Физкультура
Музыка
Окружающий мир
Рисование
х/б труд
Конструирование
СБО
Всего часов в неделю
№
Предмет
1
2
3
4
5
6
7
8
9
Математика
Русскийчт.
Физкультура
Музыка
Окружающий мир
Рисование
х/б труд
Конструирование
СБО
Всего часов в неделю
1
пт
1
1
1
3
1
пт
1
1
1
3
вт
1
1
2
вт
1
1
2
2
пт
1
1
1
3
3
пт
1
1
1
3
вт
1
1
2
Октябрь
недели
2
пт
1
1
1
3
3
пт
1
1
1
3
вт
1
1
2
вт
1
1
2
вт
1
1
2
4
пт
1
1
1
3
4
пт
1
1
1
3
вт
1
1
2
вт
1
1
2
Всего
часов в
месяц
2
4
1
1
1
1
2
4
4
20
Всего
часов в
месяц
2
4
1
1
1
1
2
4
4
20 №
Предмет
1
2
3
4
5
6
7
8
9
Математика
Русскийчт.
Физкультура
Музыка
Окружающий мир
Рисование
х/б труд
Конструирование
СБО
Всего часов в неделю
№
Предмет
1
2
3
4
5
6
7
8
9
Математика
Русскийчт.
Физкультура
Музыка
Окружающий мир
Рисование
х/б труд
Конструирование
СБО
Всего часов в неделю
Ноябрь
недели
2
пт
1
1
1
3
вт
1
1
2
Декабрь
недели
2
пт
1
1
1
3
вт
1
1
2
3
пт
1
1
1
3
3
пт
1
1
1
3
вт
1
1
2
вт
1
1
2
1
пт
1
1
1
3
1
пт
1
1
1
3
вт
1
1
2
вт
1
1
2
4
пт
1
1
1
3
4
пт
1
1
1
3
вт
1
1
2
вт
1
1
2
12
Всего
часов в
месяц
2
4
1
1
1
1
2
4
4
20
Всего
часов в
месяц
2
4
1
1
1
1
2
4
4
20
КАЛЕНДАРНОТЕМАТИЧЕСКОЕ
ПЛАНИРОВАНИЕ 13
на 20192020 учебный год
1 вспомогательный класс
учителядефектолога Федющенко А.Л.
Донецк
№п/п
1
2
3
ЧТЕНИЕ И РУССКИЙ ЯЗЫК
Содержание материала
Звуки вокруг нас. Понимание обращенной речи
Звуки животных. Игра «Кто как подает голос)» (Корова,
лошадь, кошка и др.), (артикуляционные упражнения).
Понимание слов, обозначающих объекты/субъекты
(предметы, материалы, люди, животные и т.д.). Понимание
обращенной речи, понимание смысла рисунков
Чтение сказки «Мухацокотуха». Понимание слов,
обозначающих объекты/субъекты (предметы, материалы,
часы
1
1
дата
03.09
10.09
2
17,24.09 люди, животные и т.д.). Понимание обращенной речи,
понимание смысла рисунков
Звуки насекомых. Игра «Кто как говорит» (артикуляционные
упражнения). Понимание слов, обозначающих
объекты/субъекты (предметы, материалы, люди, животные и
т.д.). Понимание обращенной речи, понимание смысла
рисунков
Чтение сказки «Колобок». Понимание слов, обозначающих
объекты/субъекты (предметы, материалы, люди, животные и
т.д.)
Понимание обращенной речи, понимание смысла рисунков
Различение звуков окружающей действительности (шуршание
листьев, звуки звонков, топанье детских ножек, хлопанье
ладошек и др.
Чтение сказки «Репка». Понимание обращенной речи,
понимание смысла рисунков
Игры с движениями, направленные на подведение к
восприятию звуков речи (самолет летит, рокочет мотор: рр
р). Понимание обращенной речи
Чтение коротких стихотворений, где обыгрываются голоса
животных. Понимание обращенной речи
Чтение сказки «Доктор Айболит»». Понимание обращенной
речи, понимание смысла рисунков
4
5
6
7
8
9
2
2
1
2
2
1
2
14
01,8.10
15,22.10
05.11
12,19.11
26.11,
03.12
10.12
17,24.12
СОЦИАЛЬНОБЫТОВАЯ ОРИЕНТИРОВКА
№п/п
Содержание материала
часы
1
2
3
4
5
Семья. Родственные отношения в семье.
Семья. Родственные отношения в семье.
Квартира, дом
представление о частях дома (стена, крыша, окно, дверь…)
Квартира, дом
представление о типах домов (одноэтажные, многоэтажные,
каменные, деревянные)
Квартира, дом
1
1
1
1
1
дата
06.09
13.09
20.09
27.09
04.10 представление о помещениях квартиры (комната, прихожая,
кухня, ванная комната, туалет, балкон)
Квартира, дом
представление о территории двора (место для отдыха,
игровая площадка, спортивная площадка, место для
парковки автомобилей, место для сушки белья, место для
выбивания ковров, место для контейнеров с мусором, газон)
Предметы быта
представление об убранстве дома, о предметах мебели
(стол, стул, диван, шкаф, полка, кресло, кровать, табурет)
Предметы быта
представление о предметах посуды, предназначенных для
сервировки стола (тарелка, стакан, кружка, ложка, вилка,
нож) и для приготовления пищи (кастрюля, сковорода,
чайник, половник, нож)
Предметы быта
представление об электроприборах (телевизор, утюг, лампа,
электрический чайник, фен)
представление о часах
Предметы быта
представление об электронных устройствах (телефон,
компьютер)
Продукты питания
представление о напитках (вода, чай, сок, какао, лимонад,
компот, кофе)
Продукты питания
представление о молочных продуктах (молоко, йогурт,
творог, сметана, кефир, масло, мороженое
Продукты питания
представление о кондитерских изделиях (торт, печенье,
пирожное, конфета, шоколад)
Транспорт. Виды транспортных средств.
6
7
8
9
10
11
12
13
14
2
1
1
1
1
1
1
1
2
15
11,18.10
25.10
08.11
15.11
22.11
29.11
06.12
13.12
20,27.12
ПРЕДМЕТНОПРАКТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ (КОНСТРУИРОВАНИЕ)
№п/п
1
Содержание материала
Пальчиковая гимнастика. Работа с мелкими предметами.
Открывание коробок, извлечение предметов и расстановка
их. Обратный порядок
часы
1
дата
06.09 2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
Пальчиковая гимнастика. Работа с мелкими предметами.
Открывание коробок, извлечение предметов и расстановка
их. Обратный порядок
Пальчиковая гимнастика. Работа с магнитной доской.
Собирание фигур по цвету.
Пальчиковая гимнастика. Работа с магнитной доской.
Собирание фигур по цвету.
Пальчиковая гимнастика. Работа с магнитной доской.
Собирание фигур по форме
Пальчиковая гимнастика. Работа с магнитной доской.
Собирание фигур по форме
Пальчиковая гимнастика. Работа с магнитной доской.
Собирание фигур по величине
Пальчиковая гимнастика. Работа с магнитной доской.
Собирание фигур по величине
Пальчиковая гимнастика. Работа с магнитной доской.
Составление дома из разных частей
Пальчиковая гимнастика. Работа с магнитной доской.
Составление дома из разных частей
Пальчиковая гимнастика. Собирание картинки «Муха
Цокотуха» из пазлов.
Пальчиковая гимнастика. Собирание картинки «Муха
Цокотуха» из пазлов.
Пальчиковая гимнастика. Собирание картинки «Курочка
Ряба» из пазлов
Пальчиковая гимнастика. Собирание картинки «Курочка
Ряба» из пазлов
15,16 Пальчиковая гимнастика. Повторение.
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
2
МАТЕМАТИКА
№п/п
Содержание материала
часы
1
2
3
математические
математические
Элементарные
форме – круг, квадрат
Элементарные
величине – большой, маленький
Сравнение предметов по форме
представления о
представления о
1
1
1
16
13.09
20.09
27.09
04.10
11.10
18.10
25.10
08.11
15.11
22.11
29.11
06.12
13.12
20,27.12
дата
03.09
17.09
01.10 4
5
6
7
8
Сравнение предметов по длине
Сравнение предметов по ширине
Сравнение предметов по высоте
Сравнение предметов по толщине
Сравнение предметов по массе
1
1
1
1
1
ХОЗЯЙСТВЕННОБЫТОВОЙ ТРУД
№п/п
Содержание материала
часы
1
2
3
4
5
6
7
8
Самообслуживание. Туалетные принадлежности, чистка
зубов, умывание.
Подготовка места для проведения урока. Складывание
игрушек и уборка посторонних предметов.
Раздевание, одевание
Предметы одежды
Одевание, раздевание одежды
Складывание одежды
Формирование навыков обувания, расстёгивания обуви
Знакомство с предметами обуви
Обувание и расстёгивание обуви
1
1
1
1
1
1
1
1
ФИЗКУЛЬТУРА
№п/п
Содержание материала
часы
1
2
3
4
Дыхательные упражнения. Комплекс утренней гимнастики.
Разновидности ходьбы.
Дыхательные упражнения. Ходьба с хлопками. Игра «Найди
свое место»
Дыхательные упражнения. Повороты вправо, влево. Игра
«Найди свое место»
Дыхательные упражнения. Прыжки на двух ногах.
1
1
1
1
МУЗЫКА И ПЕНИЕ
17
15.10
05.11
19.11
03.12
17.12
дата
10.09
24.09
08.10
22.10
12.11
26.11
10.12
24.12
дата
06.09
04.10
08.11
06.12
№п/п
1
Содержание материала
Слушаем быструю и медленную музыку. Сопровождаем
движениями рук.
часы
1
дата
13.09 2
3
4
Слушаем музыку из мультфильмов. Сопровождаем
припев хлопками.
Слушаем музыку из мультфильмов. Сопровождаем
припев притопами.
Слушаем музыку из мультфильмов. Сопровождаем
припев хлопками и притопами.
РИСОВАНИЕ
18
11.10
15.11
13.11
1
1
1
№п/п
Содержание материала
часы
1
2
3
4
Рисование прямых линий в разном направлении
Рисование горизонтальных и вертикальных линий
Рисование дугообразных линий
Рисование замкнутых в круг линий
1
1
1
1
ОКРУЖАЮЩИЙ МИР
№п/п
Содержание материала
часы
1
2
3
4
Сезонные изменения в природе. Погода каждый день. Лето
Сезонные изменения в природе. Погода каждый день. Осень
Сезонные изменения в природе. Погода каждый день. Зима
Сезонные изменения в природе. Погода каждый день. Весна
1
1
1
1
дата
27.09
25.10
29.11
27.12
дата
20.09
18.10
22.11
20.12
Коррекционные упражнения
Зрительное восприятие
фиксация взгляда на лице человека, находящегося на расстоянии вытянутой руки
фиксация взгляда на неподвижном светящемся предмете (фонарик, светящиеся
игрушки), расположенном на расстоянии до 1 м
фиксация взгляда на неподвижном предмете, расположенном (справа, слева) на
уровне глаз на расстоянии 4550 см узнавание (различение) цвета объектов (красный)
узнавание (различение) цвета объектов (желтый)
Слуховое восприятие
локализация неподвижного источника звука, расположенного на уровне уха (плеча,
19
талии)
соотнесение звука с его источником
Кинестетическое восприятие
эмоционально двигательная реакция на прикосновения человека
различение материалов по температуре (холодный, горячий)
Восприятие запаха
узнавание (различение) напитков по запаху (вода, чай, кофе)
Восприятие вкуса
узнавание (различение) продуктов по вкусу (яблоко, колбаса)
Действия с предметами
нажимание на предмет (юла) всей кистью
сжимание предмета (губки) двумя руками (одной рукой)
вынимание предметов из емкости
складывание предметов в емкость
перекладывание предметов из одной емкости в другую
Речь и альтернативная коммуникация
Коммуникация
Коммуникация с использованием вербальных средств
установление зрительного контакта с учителем
реагирование на собственное имя
приветствие собеседника
привлечение к себе внимания речью
выражение своих желаний с использованием слова
обращение с просьбой о помощи
выражение согласия и несогласия
выражение благодарности
соблюдение очередности в разговоре
ответы на вопросы
задавание вопросов
соблюдение дистанции в разговоре
прощание с собеседником.
Развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации
Импрессивная речь
понимание слов, обозначающих объекты/субъекты (предметы, материалы, люди,
животные и т.д.)
понимание слов, обозначающих признак предмета (цвет, величина, форма и др.) 20
понимание слов, обозначающих число, количество предметов (пять, второй и др.)
понимание слов, обозначающих места расположения объектов/субъектов («на
столе», «около дома», «на верхней полке» и так далее)
понимание слово сочетаний, простых предложений
Экспрессивная речь
употребление слов, обозначающих объекты/субъекты (предметы, материалы, люди,
животные и т.д.)
др.)
употребление слов, обозначающих признак предмета (цвет, величина, форма и др.)
употребление слов, обозначающих число, количество предметов (пять, второй и
употребление слов, обозначающих места расположения объектов/субъектов («на
столе», «около дома», «на верхней полке» и т.д.)
употребление словосочетаний, простых предложений
Рабочая адаптированная образовательная программа общего образования обучающихся с умственной отсталостью
Рабочая адаптированная образовательная программа общего образования обучающихся с умственной отсталостью
Рабочая адаптированная образовательная программа общего образования обучающихся с умственной отсталостью
Рабочая адаптированная образовательная программа общего образования обучающихся с умственной отсталостью
Рабочая адаптированная образовательная программа общего образования обучающихся с умственной отсталостью
Рабочая адаптированная образовательная программа общего образования обучающихся с умственной отсталостью
Рабочая адаптированная образовательная программа общего образования обучающихся с умственной отсталостью
Рабочая адаптированная образовательная программа общего образования обучающихся с умственной отсталостью
Рабочая адаптированная образовательная программа общего образования обучающихся с умственной отсталостью
Рабочая адаптированная образовательная программа общего образования обучающихся с умственной отсталостью
Рабочая адаптированная образовательная программа общего образования обучающихся с умственной отсталостью
Рабочая адаптированная образовательная программа общего образования обучающихся с умственной отсталостью
Рабочая адаптированная образовательная программа общего образования обучающихся с умственной отсталостью
Рабочая адаптированная образовательная программа общего образования обучающихся с умственной отсталостью
Рабочая адаптированная образовательная программа общего образования обучающихся с умственной отсталостью
Рабочая адаптированная образовательная программа общего образования обучающихся с умственной отсталостью
Рабочая адаптированная образовательная программа общего образования обучающихся с умственной отсталостью
Рабочая адаптированная образовательная программа общего образования обучающихся с умственной отсталостью
Рабочая адаптированная образовательная программа общего образования обучающихся с умственной отсталостью
Рабочая адаптированная образовательная программа общего образования обучающихся с умственной отсталостью
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.