Рабочая программа по геометрии составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, ориентирована на учащихся 7 класса для детей с ОВЗ. Настоящая программа по геометрии для основной общеобразовательной школы 7-9 классов составлена на основе:
Федеральный компонент государственного образовательного стандарта основного общего образования (Приказ МО РФ от 05.03.2004 №1089).
адаптированная геометрия.doc
Пояснительная записка
Рабочая программа по геометрии составлена на основе
Федерального компонента государственного стандарта основного
общего образования, ориентирована на учащихся 7 класса для детей
с ОВЗ. Настоящая программа по геометрии для основной общеобразовательной школы
79 классов составлена на основе:
Федеральный компонент государственного образовательного стандарта основного
общего образования (Приказ МО РФ от 05.03.2004 №1089).
Примерная программа основного общего образования (письмо Департамента
государственной политики в образовании Минобрнауки России от 07.07.2005г № 03
1263) Программы общеобразовательных учреждений. Геометрия. 79 классы. / Сост.
Бурмистрова Т.А. – М.: Просвещение, 2010 г
Важнейшим условием построения учебного процесса для учащихся с ОВЗ, является
доступность, что достигается выделением в каждой теме главного, дифференциацией
материала, многократного повторения пройденного материала, выполнение заданий по
алгоритму, ликвидация пробелов.
Геометрический материал занимает важное место в обучении математике. На уроках
геометрии учащиеся учатся распознавать геометрические фигуры, тела на моделях,
рисунках, чертежах. Определять форму реальных предметов. Они знакомятся со
свойствами фигур, овладевают элементарными графическими умениями, приемами
применения измерительных и чертежных инструментов, приобретают практические
умения в решении задач измерительного и вычислительного характера. В процессе
обучения уделяется внимание словарной работе, в процессе которой усваиваются
специальные термины, уточняются значения имеющихся у учащихся понятий и
определений. Учащиеся развивают память путем усвоения и многократного повторения
определений, понятий.
К основным методам, применяемым на уроках относятся: беседа, объяснение, рассказ,
упражнения (тренировочные, по шаблону, самостоятельные), метод наблюдения,
дидактические игры.
Содержание курса по сравнению с традиционным пересмотрено таким образом, чтобы оно
было адекватно особенностям восприятия данной категории школьников. Объем
изучаемого материала в целом меньше, чем в традиционном курсе, что позволяет принять
небыстрый темп продвижения в обучении.
Общая характеристика учебного предмета
Геометрия — один из важнейших компонентов математического образования, она
необходима для приобретения конкретных знаний о пространстве и практически значимых умений, формирования языка описания объектов окружающего мира, развития
пространственного воображения и интуиции, математической культуры и эстетического
воспитания обучающихся.
Изучение геометрии вносит вклад в развитие логического мышления и формирование
понятия доказательства. Серьезное внимание уделяется формированию умений
рассуждать, делать простые выводы, давать обоснования выполняемых действий.
Параллельно закладываются основы для изучения систематических курсов стереометрии,
физики, химии и других смежных предметов.
Цели обучения
Изучение предмета направлено на достижение следующих целей:
овладение системой знаний и умений, необходимых для применения в практической
деятельности, изучения смежных дисциплин, продолжения образования;
интеллектуальное развитие, формирование свойственных математической
деятельности качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в
современном обществе: ясности и точности мысли, критичности мышления, интуиции,
логического мышления, элементов алгоритмической культуры, способности к
преодолению трудностей;
формирование представлений об идеях и методах геометрии как универсального
языка науки и техники, средства моделирования явлений и процессов;
воспитание культуры личности, отношения к предмету как к части
общечеловеческой культуры, играющей особую роль в общественном развитии.
Цель обучения геометрии для учащихся с ОВЗ
введение терминологии и отработка умения ее грамотного использования;
развитие навыков изображения планиметрических фигур и простейших
геометрических конфигурация;
совершенствование навыков применения свойств геометрических фигур как опоры
при решении задач;
формирование умения решения задач на вычисление геометрических величин с
применением изученных свойств фигур и формул;
развитие пространственных представлений и изобразительных умений, освоение
основных фактов и методов планиметрии, знакомство с простейшими пространственными
телами и их свойствами;
Задачи обучения
сохранить теоретические и методические подходы, оправдавшие себя в практике
преподавания геометрии в 78 классах;
обеспечить уровневую дифференциацию в ходе обучения;
2
обеспечить базу математических знаний, достаточную для успешной сдачи ГИА, а
также для продолжения образования;
сформировать устойчивый интерес учащихся к предмету;
продолжать развивать математические и творческие способности;
продолжить знакомство с геометрическими понятиями;
дать обучающимся возможность без лишних перегрузок подготовиться к сдаче ГИА
Задачи обучения геометрии в классе для учащихся с ОВЗ
развитие у учащихся основных мыслительных операций (анализ, синтез, сравнение,
обобщение);
нормализация взаимосвязи деятельности с речью;
формирование приемов умственной работы (анализ исходных данных, планирование
деятельности, осуществление поэтапного и итогового самоконтроля);
развитие речи, умения использовать при пересказе соответствующую
терминологию;
развитие общеучебных умений и навыков.
СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО КУРСА
Геометрия 7 класс
1. Начальные геометрические сведения
Прямая и отрезок. Луч и угол. Сравнение отрезков и углов. Измерение отрезков.
Измерение углов. Перпендикулярные прямые.
Цель – систематизировать сведения о взаимном расположении точек и прямых;
рассмотреть свойство прямой; ввести понятие отрезка; напомнить, что такое луч/угол и
познакомить с различными их обозначениями, ввести понятия внутренней и внешней
областей неразвернутого угла; ввести понятие равенства фигур, середины отрезка и
биссектрисы угла; научить сравнивать отрезки и углы; ввести понятие длины отрезка и
рассмотреть свойства длин отрезков, познакомить с различными единицами измерения и
инструментами для измерения отрезков; ввести понятие градусной меры угла и
рассмотреть свойства градусных мер углов; познакомить с приборами для измерения
3 углов на местности; ввести понятия смежных и вертикальных углов, рассмотреть их
свойства, ввести понятие перпендикулярных прямых и показать как применяются эти
понятия при решении задач.
Знать:
сколько прямых можно провести через две точки;
сколько общих точек могут иметь две прямые;
какая фигура называется отрезком;
какая геометрическая фигура называется углом, что такое стороны и вершины
угла;
какие геометрические фигуры называются равными;
какая точка называется серединой угла, какой луч называется биссектрисой угла;
что при выбранной единице измерения длина любого данного отрезка выражается
определенным положительным числом;
что такое градусная мера угла, чему равны минута и секунда;
какие углы называются смежными, чему равна их сумма;
какие углы называются вертикальными и их свойства;
какие прямые называются перпендикулярными.
Уметь:
обозначать точки и прямые на рисунке;
изображать возможные случаи взаимного расположения точек и прямых, двух
прямых;
объяснить, что такое отрезок, изображать и обозначать отрезки;
уметь обозначать неразвернутые и развернутые углы;
показать на рисунке внутреннюю область неразвернутого угла;
проводить луч, разделяющий угол на два угла;
сравнивать отрезки и углы, записывать результаты сравнения;
отмечать с помощью масштабной линейки середину отрезка;
с помощью транспортира проводить биссектрису угла;
измерить данный отрезок с помощью масштабной линейки, выразить его длину в
4 см, мм, м;
находить длину отрезка в тех случаях, когда точка делит данный отрезок на два
отрезка, длины которых известны;
находить градусные меры данных углов используя транспортир;
изображать прямой, тупой, острый и развернутый углы;
строить угол смежный с данным углом;
изображать вертикальные углы;
находить на рисунке смежные и вертикальные углы;
объяснять, почему две прямые перпендикулярные к третьей не пересекаются.
2. Треугольники
Первый признак равенства треугольников. Медианы, биссектрисы и высоты
треугольника. Второй и третий признаки равенства треугольников. Задачи на построение.
Цель – ввести понятие треугольника и его элементов, понятие теоремы и
доказательства теоремы, доказать I, II и III признаки равенства треугольников; ввести
понятие перпендикуляра к прямой и доказать теорему о перпендикуляре; ввести понятие
медианы, биссектрисы и высоты треугольника и рассмотреть свойства равнобедренного
треугольника; дать представление о новом классе задач – построение геометрических
фигур с помощью циркуля и линейки без масштабных делений – рассмотреть основные
задачи этого типа.
Знать:
что такое периметр треугольника;
какие треугольники называются равными;
формулировку и доказательство первого/второго/третьего признака равенства
треугольников;
формулировку теоремы о перпендикуляре к прямой;
знать и уметь доказывать теорему о свойствах равнобедренного треугольника;
определение окружности.
Уметь:
объяснить, какая фигура называется треугольником и называть его элементы;
5 объяснить, какой отрезок называется перпендикуляром, проведенным из данной
точки к данной прямой;
какие отрезки называются медианой, биссектрисой и высотой треугольника;
какой треугольник называется равнобедренным/равносторонним;
объяснить, что такое центр, радиус, хорда, дуга, диаметр окружности;
выполнять с помощью циркуля и линейки простейшие построения.
3. Параллельные прямые
Признаки параллельности двух прямых. Аксиомы параллельных прямых.
Цель – ввести понятие параллельных прямых, рассмотреть признаки
параллельности двух прямых, связанные с накрест лежащими, односторонними
соответственными углами; дать представление об аксиомах геометрии; ввести аксиому
параллельных прямых; рассмотреть свойства параллельных прямых.
Знать:
определение параллельных прямых;
названия углов, образующихся при пересечении двух прямых секущей;
формулировки признаков параллельности прямых;
аксиому параллельных прямых и следствия из нее.
Уметь:
показать на рисунке пары накрест лежащих, соответственных, односторонних
углов;
доказывать признаки параллельности двух прямых;
доказывать свойства параллельных прямых.
4. Соотношения между сторонами и углами треугольника
Сумма углов треугольника. Соотношение между сторонами и углами треугольника.
Прямоугольные треугольники. Построение треугольника по трем элементам.
Цель – доказать теорему о сумме углов треугольника, следствия из нее; ввести
понятия остроугольного, прямоугольного и тупоугольного треугольника; рассмотреть
теоремы о соотношениях между сторонами и углами треугольника, следствия из этих
теорем; рассмотреть некоторые свойства прямоугольных треугольников, признаки их
6 равенства; ввести понятия расстояния от точки до прямой и расстояния между
параллельными прямыми; рассмотреть задачи на построение треугольника по трем
элементам.
Знать:
какой угол называется внешним углом треугольника;
какой треугольник называется остроугольным, тупоугольным, прямоугольным;
формулировки признаков равенства прямоугольных треугольников;
какой отрезок называется наклонной, проведенной из данной точки к данной
прямой;
что называется расстоянием от точки до прямой и расстоянием между двумя
параллельными прямыми.
Уметь:
доказывать теорему о сумме углов треугольника и ее следствия;
доказывать теорему о соотношениях между сторонами и углами треугольника,
следствия из этих теорем;
доказывать теорему о неравенстве треугольника;
доказывать свойства прямоугольных треугольников;
доказывать, что перпендикуляр, проведенный из точки к прямой меньше любой
наклонной, проведенной из той же точки к этой прямой;
доказывать теорему о том, что все точки каждой из двух параллельных прямых
равноудалены от другой прямой;
строить треугольник по трем элементам.
5. Повторение. Решение задач
Закрепление знаний, умений и навыков, полученных на уроках по данным темам (курс
геометрии 7 класса).
Требования к подготовке учащихся
В результате изучения курса ученик должен овладеть следующими понятиями:
угол, луч, прямая, отрезок;
7
треугольник и его виды;
медиана, биссектриса, высота;
признаки равенства треугольников;
признаки параллельных прямых;
свойства параллельных прямых;
аксиомы параллельных прямых;
соотношения между сторонами и углами треугольника;
неравенство треугольника;
свойства прямоугольного треугольника;
расстояние между параллельными прямыми;
построение треугольника по трем элементам;
окружность.
В результате овладения программы обучающийся должен знать и уметь:
доказывать изученные теоремы;
проводить обоснования при решении задач, используя изученные сведения;
знать виды треугольников и их свойства, уметь применять эти положения при
решении задач;
знать признаки равенства треугольника и уметь находить равные треугольники;
знать соотношения между сторонами и углами треугольника, уметь принимать эти
положения при решении задач;
уметь строить треугольник по трем элементам.
Также обучающий может использовать приобретенные знания и умения в практической
деятельности и повседневной жизни для:
описания реальных ситуаций на языке геометрии;
расчетов, включающих простейшие формулы;
решения практических задач, связанных с нахождением геометрических величин
(используя при необходимости справочники и технические средства);
построений геометрическими инструментами (линейка, угольник, циркуль,
транспортир).
8 Календарнотематическое планирование
№ п\п Планируемы
е
сроки
прохождени
я
Фактически
е
сроки
прохожде-
ния
Содержание
Примечани
е
1
2
3
4
5
6
Прямая и отрезок. Луч и угол
Сравнение отрезков и углов.
Измерение отрезков и углов
Перпендикулярные прямые
Решение задач по теме
«Начальные геометрические
сведения»
Первый признак равенства
треугольников
Медианы, биссектрисы и
высоты треугольника
9 7
8
9
10
11
12
14
15
13
Второй и третий признаки
равенства треугольников
Второй и третий признаки
равенства треугольников
.
Решение задач по теме
«Треугольники»
Контрольная работа № 1 по
теме «Треугольники»
Анализ контрольной работы
Признаки параллельности
двух прямых
Признаки параллельности
двух прямых
Аксиома параллельных
прямых
Сумма углов треугольника
Соотношения между
сторонами и углами
треугольника
Прямоугольные
треугольники
10 16
17
Прямоугольные
треугольники
Итоговая контрольная работа
Перечень учебнометодических средств обучения.
1. Примерная программа общеобразовательных учреждений по геометрии 7–9 классы, к учебному
комплексу для 79 классов (авторы Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, С.В. Кадомцев и др., составитель Т.А.
Бурмистрова – М: «Просвещение», 2008 – М: «Просвещение», 2008. – с. 1921).
2. Геометрия: учеб, для 7—9 кл. / [Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, С.В. Кадомцев и др.]. — М.:
Просвещение, 2014.
3. Зив Б.Г. Геометрия: дидакт. материалы для 7 кл. / Б.Г. Зив, В.М. Мейлер. — М.: Просвещение,
2004—2008.
11
Рабочая программа
Рабочая программа
Рабочая программа
Рабочая программа
Рабочая программа
Рабочая программа
Рабочая программа
Рабочая программа
Рабочая программа
Рабочая программа
Рабочая программа
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.