Рабочая программа по основам религиозных
культур и светской этики срок обучения 1 год, преподается в последнем классе начальном школы. Рабочая программа по основам религиозных культур и светской этики разработана на основе примерной программы начального общего образования по основам религиозных культур и светской этики, соответствующей Федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования и авторской рабочей программой А.И Шемшурина «Основы светской этики»,
ОСНОВЫ СВЕТСКОЙ ЭТИКИ.docx
ОБЛАСТНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ СПЕЦИАЛЬНОЕ (КОРРЕКЦИОННОЕ) ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ «ИВАНОВСКАЯ
СПЕЦИАЛЬНАЯ (КОРРЕКЦИОННАЯ) ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛАИНТЕРНАТ»
Московская ул., д.44, г. Иваново, 153000 т.8(4932) 303225 ОГРН 1023700547419 ОКПО 02083763
ОКАТО24401370000ИНН/КПП3702011633/370201001
Рассмотрена на заседании
методического объединения
Протокол № от
Руководитель МО__________
Согласовано
Заместитель директора по
УВР
____________
Утверждаю
Директор _______
_приказ № от
Рабочая программа по основам религиозных
культур и светской этики
(учебный предмет, факультатив, элективный курс)
5 класс, начальное общее образование
(класс (ы), форма обучения, уровень образования)
1 год
(сроки реализации)
Разработчик: . 2017 год
1.Пояснительная записка
Рабочая программа по основам религиозных культур и светской этики разработана на
основе примерной программы начального общего образования по основам религиозных
культур и светской этики, соответствующей Федеральному государственному
образовательному стандарту начального общего образования и авторской рабочей
программой А.И Шемшурина «Основы светской этики», г. Москва, «Просвещение», 2015
год.
Рабочая программа составлена в соответствии с учебным планом и годовым календарным
учебным графиком школы, рассчитана на реализацию в течении 1 года в количестве 34
часов (исходя из 34(33 для выпускных и 1х классов) учебных недель в году.
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями Положения о
рабочих программах, факультативных и элективных курсов, утвержденного приказом по
школе № от года.
Реализация учебной программы обеспечивается учебным пособием:
А.И Шемшурина «Основы светской этики»,2015 год.
Целями изучения комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и
светской этики» —формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному
нравственному поведению, основанному на знании культурных и религиозных традиций
многонационального народа России и уважении к ним, а также к диалогу с
представителями других культур и мировоззрений.
Учебный курс является культурологическим и направлен на развитие у школьников
представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу религиозных и
светских традиций, на понимание их значения в жизни современного общества, а также
своей сопричастности к ним. Основные культурологические понятия учебного курса —
«культурная традиция», «мировоззрение», «духовность (душевность)» и «нравственность»
— являются объединяющим началом для всех понятий, составляющих основу курса
(религиозную или нерелигиозную).
Новый курс призван актуализировать в содержании общего образования вопрос
совершенствования личности ребёнка на принципах гуманизма в тесной связи с
религиозными и общечеловеческими ценностями. Курс должен сыграть важную роль как в
расширении образовательного кругозора учащегося, так и в воспитательном процессе
формирования порядочного, честного, достойного гражданина.
Основной принцип, заложенный в содержании курса, — общность в многообразии,
многоединство, поликультурность, — отражает культурную, социальную, этническую,
религиозную сложность нашей страны и современного мира.
Общая духовная основа многонационального народа России формируется
исторически и основывается на ряде факторов:
•
•
общая историческая судьба народов России;
единое пространство современной общественной жизни, включающее
развитую систему межличностных отношений, налаженный веками диалог культур, а также
общность социальнополитического пространства.
Учебный курс является единой учебновоспитательной системой. Все его модули согласуются между собой по педагогическим целям, задачам, требованиям к
результатам освоения учебного содержания, достижение которых обучающимися должен
обеспечить образовательный процесс, осуществляемый в пределах отведённого учебного
времени с учётом образовательных возможностей младших подростков.
Учебный курс имеет комплексный характер и включает 6 модулей: «Основы
православной культуры», «Основы исламской культуры», «Основы буддийской культуры»,
«Основы иудейской культуры», «Основы мировых религиозных культур», «Основы
светской этики».
Образовательный процесс в границах учебного курса и сопутствующей ему системы
межпредметных связей формирует у обучающихся начальное представление о
религиозных культурах и светской этике посредством:
ориентации содержания всех модулей учебного курса на общую
педагогическую цель
•
•
•
воспитание нравственного, творческого, ответственного гражданина России;
•
педагогического согласования системы базовых ценностей, лежащих в основе
содержания всех модулей учебного курса;
•
системы связей, устанавливаемых между модулями учебного курса, а также
между ними и другими учебными предметами (окружающий мир, русский язык,
литература, история и др.);
ориентации учебного содержания на совместное осмысление педагогами,
обучающимися и их родителями актуальных проблем
единых требований к результатам освоения содержания учебного курса.
развития личностной ценностносмысловой сферы младших подростков;
•
Программа определяет ряд практических задач, решение которых обеспечит
достижение основных целей изучения предмета Основные задачи комплексного учебного
курса:
познакомить обучающихся с основами религиозных культур и светской
этики;
•
развивать представления младшего школьника о значении нравственных норм
и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества;
•
обобщить знания, понятия и представления о духовной культуре и морали,
полученных обучающимися в начальной школе, и формирование у них ценностно
смысловых мировоззренческих основ,
обеспечивающих целостное восприятие
отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени
основной школы;
•
развивать способности младших школьников к общению в политичной и
многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога во имя
общественного мира и согласия.
Учебный курс создаёт начальные условия для освоения обучающимися российской
культуры как целостного, самобытного феномена мировой культуры; понимания
религиозного, культурного многообразия и исторического, национальногосударственного,
духовного единства российской жизни.
Место комплексного учебного курса в учебном плане.
В рамках апробации комплексный учебный курс «Основы религиозных культур и
светской этики» изучается в объёме 1 ч в неделю.
Основные содержательные модули курса:
Основы православной культуры
Основы исламской культуры
Основы буддийской культуры
Основы иудейской культуры Основы мировых религиозных культур
Основы светской этики
Каждому обучающемуся в рамках освоения содержания учебного курса с его
согласия и по выбору его родителей (законных представителей) предлагается для изучения
один из шести учебных модулей.
Образовательное учреждение на основе определения образовательных потребностей
обучающихся и их родителей (законных представителей), а также собственных
возможностей организации образовательного процесса самостоятельно определяет
перечень модулей учебного курса. При этом выбор родителей (законных представителей)
является приоритетным для организации обучения ребёнка по содержанию того или иного
модуля.
В процессе изучения курса предусмотрена подготовка и презентация творческих
проектов на основе изученного материала. Проекты могут быть как индивидуальными, так
и коллективными. В ходе подготовки проекта учащиеся получают возможность обобщить
ранее изученный материал, освоить его в творческой, деятельности форме.
Программа обеспечивает достижение выпускниками начальной школы определенных
личностных, метапредметных и предметных результатов.
Освоение школьниками учебного содержания каждого из модулей, входящих в учебный
курс, должно обеспечить:
понимание значения нравственности, морально ответственного поведения в жизни
человека и общества;
формирование первоначальных представлений об основах религиозных культур и светской
этики;
формирование уважительного отношения к разным духовным и светским традициям;
знакомство с ценностями: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, и их
понимание как основы традиционной культуры многонационального народа России;
укрепление средствами образования преемственности поколений на основе сохранения и
развития культурных и духовных ценностей.
Личностные результаты:
формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою
Родину;
формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур,
национальностей, религий, воспитание доверия и уважения к истории и культуре всех
народов;
развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе
представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
развитие этических чувств как регуляторов морального поведения; — воспитание доброжелательности и эмоциональнонравственной отзывчивости,
понимания и сопереживания чувствам других людей; развитие начальных форм регуляции
своих эмоциональных состояний;
развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных
ситуациях, умений не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным
и духовным ценностям.
Метапредметные результаты :
овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, а
также находить средства её осуществления;
формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в
соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
определять наиболее эффективные способы достижения результата; вносить
соответствующие коррективы в их выполнение на основе оценки и с учётом характера
ошибок; понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;
адекватное использование речевых средств и средств информационнокоммуникационных
технологий для решения различных коммуникативных и познавательных задач;
умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий;
овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного
построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации;
овладение логическими действиями анализа,
обобщения,
классификации, установления аналогий и причинноследственных связей, построения
рассуждений, отнесения к известным понятиям;
сравнения,
синтеза,
готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования
различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную; излагать своё мнение и
аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
— определение общей цели и путей её достижения, умение договориться о распределении
ролей в совместной деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведение
окружающих.
Предметные результаты:
знание, понимание и принятие обучающимися ценностей: Отечество, нравственность,
долг, милосердие, миролюбие, как основы культурных традиций многонационального
народа России; знакомство с основами светской и религиозной морали, понимание их значения в
выстраивании конструктивных отношений в обществе;
формирование первоначальных представлений о светской этике, религиозной культуре и
их роли в истории и современности России;
осознание ценности нравственности и духовности в человеческой жизни.
Коррекционная составляющая.
запаса,
В школе–интернате для слабослышащих и глухих детей особой, специальной целью
в преподавании русского языка является преодоление речевого недоразвития учащихся и
практическое овладение речевыми навыками (понимание значений слов и их употребление,
обогащение словарного
практическое овладение грамматическими
закономерностями языка, развитие навыков связной речи), обучение речевому
самоконтролю и самокоррекции, а также развитие речевого слуха учащихся.
Эти цели реализуются в процессе решения следующих задач:
Задачи курса:
познакомить обучающихся с основами религиозных культур и светской этики;
развивать представления младшего школьника о значении нравственных норм и ценностей
для достойной жизни личности, семьи, общества;
обобщить знания, понятия и представления о духовной культуре и морали, полученных
обучающимися в начальной школе, и формирование у них ценностносмысловых
мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и
культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы;
развивать способности младших школьников к общению в политичной и
многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога во имя
общественного мира и согласия.
учебный курс создаёт начальные условия для освоения обучающимися российской
культуры как целостного, самобытного феномена мировой культуры; понимания
религиозного, культурного многообразия и исторического, национальногосударственного,
духовного единства российской жизни.
формирование и обогащение словарного запаса и грамматического строя речи
обучение школьников умению связно излагать свои мысли в устной и письменной форме,
осуществлять самоконтроль и самокоррекцию своей речи;
расширение словарного запаса, развитие зрительной памяти, внимания, предупреждение
дисграфии;
коррекция зрительно – двигательной коррекции, развитие мелкой моторики.
На Методическом Объедении учителей начальных классов от года был рассмотрен
вопрос о вхождении предмета « Основы религиозных культур и светской этики» «в
систематический курс. Было принято единогласное решение (Протокол № заседания МО
учителей начальных классов от года).
Планируемые результаты освоения ФГОС НОО по основам религиозных культур и
светской этики.
Личностные УУД 1. Оценка жизненных ситуаций и поступков героев художественных текстов с точки зрения
общечеловеческих норм, нравственных и этических ценностей, ценностей гражданина
России.
2. Критично относиться к своему мнению. Уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и
договариваться с людьми иных позиций.
3. Ценить и принимать следующие базовые ценности: «добро», «терпение», «родина»,
«природа», «семья».
4. Уважение к своей семье, к своим родственникам, любовь к родителям.
5. Освоить роли ученика; формирование интереса (мотивации) к учению.
6. Оценивать жизненные ситуаций и поступки героев художественных текстов с точки
зрения общечеловеческих норм.
Регулятивные УУД
1. Определять самостоятельно критерии оценивания, давать самооценку.
2. Сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных источников (словари,
энциклопедии, справочники, электронные диски, сеть Интернет).
3. Анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, явления, факты.
4. Определять цель выполнения заданий на уроке, во внеурочной деятельности, в
жизненных ситуациях под руководством учителя.
5. Определять план выполнения заданий на уроках, внеурочной деятельности, жизненных
ситуациях под руководством учителя.
Коммуникативные УУД
1. Понимать точку зрения другого
2. Уметь передавать содержание в сжатом, выборочном или развёрнутом виде
3. Участвовать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях.
4. Отвечать на вопросы учителя, товарищей по классу. Соблюдать простейшие нормы
речевого этикета: здороваться, прощаться, благодарить.
5. Слушать и понимать речь других. 4. Участвовать в паре.
2.Учебно тематическое планирование всего учебного предмета, курса по годам
1 год обучения №
п/п
Наименование разделов и
тем
Всего часов
(рабочая
программа)
В том числе на:
Уроки
1.
2.
Введение. Духовные
ценности и нравственные
идеалы в жизни человека и
общества.
Основы религиозных
культур и светской
этики.Часть№1
Основы религиозных
культур и светской
этики.Часть№2
Духовные традиции
многонационального
народа России.
1
16
12
5
1
15
11
4
Контрольные
работы
тест
тест
тест
3. Содержание тем учебного предмета, курса.
Каждый учебный модуль, являясь частью курса, имеет логическую завершённость
по отношению к установленным целям и результатам обучения и воспитания и включает в
себя такой объём материала по предмету, который позволяет использовать его как
самостоятельный учебный компонент.
Содержание каждого из шести модулей учебного курса организовано в рамках
четырёх основных тематических разделов (уроков). Два из них (уроки 1 и 30) являются
общими для всех учебных модулей. Содержательные акценты первого тематического
раздела — духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества.
Четвёртый тематический раздел представляет духовные традиции многонационального
народа России. Второй и третий тематические разделы (уроки 2—29), изучаемые
соответственно в 4 классах, дифференцируют содержание учебного курса применительно к
каждому из учебных модулей. Учебный модуль «Основы светской этики»
Основное содержание курса (34 часа)
Россия − наша Родина. Духовный мир человека. Культурные традиции.
Светская этика и её значение в жизни человека. Мораль и нравственность.
Культура и мораль. Происхождение морали. Высшие нравственные ценности, идеалы,
принципы морали.
Особенности морали. Правила морали. Кто должен заботиться о соблюдении моральных
норм в обществе.
Добро и зло. Почему нужно стремиться к добру и избегать зла. Как менялись представления о добре и зле в ходе истории.
Добродетель и порок. Кто такой добродетельный человек.
Как понимал добродетель древнегреческий философ Аристотель. Какое чувство важно
сохранять при стремлении к добродетели.
Что такое свобода. Как связана свобода с моральным выбором.
В каких ситуациях морального выбора чаще всего оказывается человек.
Что такое ответственность. При каких условиях возможно ответственное поведение.
Что такое моральный долг. В чем особенности морального долга. Какие моральные
обязанности есть у человека.
Что такое справедливость. По каким признакам можно судить о справедливости. Какие
моральные правила нужно соблюдать, чтобы быть справедливым.
Что такое альтруизм. Что такое эгоизм. Что значит быть «разумным эгоистом».
Какие отношения существуют между людьми. Что такое дружба. Чем дружеские
отношения отличаются от других отношений.
Как светская этика отвечает на вопрос «Что значит быть моральным?»
Подготовка и защита творческих работ и проектов. Методика создания морального
кодекса в школе. Образование как нравственная норма.
Род и семья – исток нравственных отношений. Что такое род, семья. Как возникли
некоторые фамилии. Что такое родословная.
Что такое поступок в этике. Что такое нравственный поступок. Какие признаки имеет
нравственный поступок. Что значит быть нравственным в наше время?
Почему появилось золотое правило нравственности. Как формулируется золотое правило
нравственности. Как применять золотое правило нравственности в жизни.
Что такое стыд. Что такое чувство вины. Когда принято извиняться. Методы
нравственного самосовершенствования.
Что такое честь. Что такое достоинство.
Что такое совесть.
Чем различаются понятия «Стыд» и «совесть».
Нравственные идеалы. Смелые и сильные защитники Отечества – богатыри. Правила
честного поединка. Кто такие рыцари, джентльмены и леди. Какими качествами должен обладать истинный
рыцарь и джентльмен. Что значит быть настоящей леди.
Образцы нравственности в культурах разных народов. Образцы нравственного поведения в
культуре России. Трудовая мораль. Нравственные традиции предпринимательства.
Наши знаменитые земляки – труженики, патриоты, воины, коллективисты.
Что такое этикет. Одежда и этикет. Значение речи для этикета. Какие правила этикета
должен знать каждый.
Праздники как одна из форм исторической памяти. Когда и как появились праздники.
Какое значение имеют праздники. Что такое подарок и как его выбирать.
Жизнь человека – высшая нравственная ценность.
Любовь и уважение к Отечеству. Государство и мораль гражданина. Патриотизм
многонационального и многоконфессионального народа России.
4. Требования к уровню подготовки обучающихся по данной программе.
В результате изучения курса основы религиозных культур светской этики обучающиеся на
ступени начального общего образования научатся
Знать:
основные понятия светской этики;
значение этики в жизни человека;
образцы нравственности в культурах разных народов;
духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества.
Уметь:
излагать свое мнение по поводу значения светской этики в жизни людей и общества;
соотносить нравственные формы поведения с нормами поведения культур разных народов;
строить толерантные отношения в обществе;
применять полученные знания в социуме;
осуществлять поиск необходимой информации для выполнения творческих заданий;
осознавать
5. Учебно – методическое обеспечение.
Учебнометодические комплекты (УМК) для 15 классов (программа, учебники, рабочие
тетради, дидактические материалы и др.)
№
п/п
1
Содержание
Класс
Автор
Издательство
Год издания
4 класс
А.И
Шемшурина
М.:
Просвещение,
2015.
Программа
комплексного
учебного
курса
«Основы светской
этики»
классная доска с набором
Средства обучения и обеспечения.
приспособлений для крепления таблиц, постеров и картинок. Настенная доска с набором
приспособлений для крепления картинок. Телевизор .Видеомагнитофон/ видеоплейер
Аудиоцентр/ магнитофон. Мультимедийный проектор. Экспозиционный экран Компьютер
материальные: Аппаратура коллективного пользования , обеспечивающие связь между преподавателем и
учащимися, между учащимися Ученические столы 12 местные с комплектом стульев
Стол учительский с тумбой Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов,
пособий и пр. Настенные доски для вывешивания иллюстративного материала Подставки
для книг, держатели для схем и таблиц и т.п.
искуственные: Учебнометодические комплекты для 5 класса (программы, учебники,
рабочие тетради и др.). Наборы сюжетных (и предметных) картинок в соответствии с
тематикой, определенной в стандарте начального образования по русскому языку (в том
числе и в цифровой форме). Словари всех типов. Репродукции картин в соответствии с
тематикой и видами работы, указанными в стандарте начального образования .
используемые учителем: Наборы сюжетных картинок в соответствии с тематикой.
Словари (по возможности всех типов) Репродукции картин и художественные фотографии
в соответствии с содержанием обучения (в том числе в цифровой форме). Детские книги
разных типов и жанров из круга детского чтения. Портреты поэтов и писателей
(персоналия в соответствии с Обязательным минимумом). Детские книги разных типов и
жанров из круга детского чтения. Портреты поэтов и писателей.
используемые учащимися: куклы в русской (национальной) одежде и другие предметы
окружающего мира ребенка, передающие этнический облик русских и других
представителей Российской Федерации. Наборы ролевых игр, игрушек и конструкторов.
Настольные развивающие игры, литературное лото, викторины
плоские: словари всех типов. Репродукции картин.
виртуальные: слайды (диапозитивы), соответствующие содержанию обучения (по
возможности), мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, соответствующие
содержанию обучения (по возможности
аудиальные: аудиозаписи художественного исполнения изучаемых произведений.
аудиовизуальные:
соответствующие содержанию обучения (по
возможности).
Видеофильмы,
Рабочая программа
Рабочая программа
Рабочая программа
Рабочая программа
Рабочая программа
Рабочая программа
Рабочая программа
Рабочая программа
Рабочая программа
Рабочая программа
Рабочая программа
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.