Планирование к рабочей программе по литературе для 8 кл Учебно методический комплект под редакцией В.Я. Коровиной, планирование рассчитано на 102 учебных часа, 34 учебные недели. Ориентировано на общеобразовательные учреждения, в том числе с гуманитарной направленностью. Может использоваться учителем и методистами.
№ дата тема
содержание
Деятельность учащихся
практика
контроль
Средства
обучения
учебник
1
2
3
Умение составлять тезисы и
план прочитанного; владеть
различными видами
пересказа
Составление
плана,
пересказ
фронтальный
Введение 1 час
Литература и история.
Интерес русских
писателей к
историческому прошлому
своего народа.
Литература и история.
Интерес русских писателей
к историческому прошлому
своего народа. Историзм
творчества классиков
русской литературы.
Выявление уровня
литературного развития
учащихся. Понятие
«художественная
литература», характерные
черты русской литературы.
народное
Устное
творчество 2 часа
В мире русской народной
песни. Отражение жизни
народа в народной песне
(лирические и
исторические песни)
Выразительн
ое чтение
индивидуальн
ый
Учебник,
ТСО
Отражение жизни народа
в народных песнях.
Лирические песни «В
тёмном лесе», «Уж ты
ночка», «Вдоль по улице
метелица». Исторические
песни «Пугачёв в
темнице», «Пугачев казнён
объяснять особенности
лирических песен,
своеобразие жанра частушки,
роль народных песен в
художественной литературе,
отличать лирическое и
эпическое начало в песне,
своеобразие поэтического
языка, многозначность
поэтического образа,
оценивать исполнение
народных песен
Частушка как малый
песенный жанр.
Частушка как малый жанр.
Её тематика и поэтика.
объяснять особенности
лирических песен,
Выразительн
ое чтение
индивидуальн
ый
Учебник,
ТСО
Домашнее
задание
Задание 4 (с.
5) Ответить
на вопросы:
какую роль
играет в
вашей жизни
книга? Зачем
человеку в
трудную
минуту
хочется
обратиться к
книге?
Написать
небольшое
сочинение
«Книга в моей
жизни
Пересказ
статьи
«Русские
народные
песни»,
выразительно
е
речитативное
чтение песен,
вопросы и
задания (с.
12).
Иллюстрация
к песне
(индивид
задание)
Читать
«Повесть о
14
5
Предания как жанр
фольклора.
«Повесть о житии и о
храбрости благородного
и великого князя
Александра Невского».
Особенности житийной
литературы.
своеобразие жанра частушки,
роль народных песен в
художественной литературе,
отличать лирическое и
эпическое начало в песне,
своеобразие поэтического
языка, многозначность
поэтического образа,
оценивать исполнение
народных песен
раскрывать особенности
содержания и
художественной формы
предания, сопоставлять
предания с народными
сказками, определять сходное
и отличное
воспринимать и
анализировать
художественный текст;
определять род и жанр
произведения
Особенности
художественной формы
фольклорных
произведений
Предания как
исторический жанр
русской народной прозы.
«О Пугачёве», «О
покорении Сибири
Ермаком». Особенности
содержания и
художественной формы
народных преданий.
Житийная литература
как особый жанр
древнерусской
литературы.«Житие
Александра Невского»
(фрагменты). Защита
русских земель от врагов и
бранные подвиги
Александра Невского.
Особенности содержания
и формы воинской повести
и жития
содержание и
историческую основу
«Повести о житии ...»,
определения понятий:
«летопись», «житие»,
смысл понятия «духовная
литература», идейно
Чтение и
анализ
фронтальный
учебник
Чтение и
анализ
фронтальный
учебник
житии и о
храбрости
благородного
и великого
князя
Александра
Невского».
Ответы на
вопросы
Стр.1316
подготовить
сообщение о
жизни
А.Невского
Подготовить
сообщение о
житейской
литературе.
26
14.0
9
«Кто он – сын земли
Русской...» Образ князя
Александра Невского.
художественное
своеобразие произведения
Житие Александра
Невского» (фрагменты).
Защита русских земель от
врагов и бранные подвиги
Александра Невского.
Особенности содержания
и формы воинской повести
и жития
давать характеристику
персонажа, выявлять
авторскую позицию,
раскрывать идейно
художественное своеобразие
произведения через образ
главного героя, Александра
Невского, соотносить события
далекого прошлого с днем
сегодняшним
Характеристи
ка персонажа
Письменный,
индивидуальн
ый
7
17
Вн. чтение. «Повесть о
Шемякином суде» –
сатирическое
произведение 17 века
«Шемякин суд» как
сатирическое
произведение 17 века.
Действительные и
вымышленные события,
новые герои, сатирический
пафос произведения.
находить приемы
сатирического изображения,
жанровые особенности
сатирической повести
Чтение и
анализ
фронтальный
8
20
Вн. чтение. Новые герои,
сатирический пафос
произведения «Повести о
Шемякином суде»
Действительные и
вымышленные события,
новые герои, сатирический
пафос произведения.
Особенности поэтики
находить приемы
сатирического изображения,
жанровые особенности
сатирической повести
Чтение и
анализ
фронтальный
Ответить на
основе
материала
учебника на
вопрос:
«Какие
качества
характера
героев
утверждаютс
я и
прославляютс
я?» «Какие
нравственные
уроки мы
выносим из
сказаний?»
Вопросы и
задания 1
2
,Подготовить
выразительно
е чтение
повести,
подготовить
развёрнутый
ответ,
включив
выражение
«шемякин
суд» как
поговорку.
Стр.3236
Вопр.
Стр.36
3раскрывать сатирический
пафос пьесы, определять
тематику и проблематику
произведения
чтение
Фронтальный
,
индивидуальн
ый
Учебник,
ТСО
Чтение и
анализ
фронтальный
Чтение
вступительно
й статьи о
Д.И.Фонвизи
не (с. 3739),
комедии
«Недоросль»
Рассказ о
Стародуме
Анализ отд.
сцен
9
21
XVIII
Из литературы
века5 часов
Д.И.
Фонвизин.
«Недоросль». Слово о
писателе. Сатирическая
направленность комедии.
Проблема воспитания
истинного гражданина.
10
24
Понятие о классицизме.
Речевые характеристики
гл.героев.
бытовой сатирической
повести
факты жизни и
творческой деятельности
Д.И. Фонвизина, его
место в развитии
драматургии и театра;
содержание пьесы, черты
классицизма.
«Недоросль»
Сатирическая
направленность комедии.
Проблема воспитания
истинного гражданина.
Понятия о
классицизме. Речевые
характеристики главных
героев как средство
создания комического.
11
27
12
28
Анализ эпизода комедии
Д.И. Фонвизина
«Недоросль».
Особенности анализа
эпизода драматического
произведения.
Анализ эпизода.
Основные правила
классицизма в
драматическом
произведении.
«Недоросль» сцены
«Недоросль» сцены
определять тематику и
проблематику произведения,
авторское отношение к
героям, уметь анализировать
текст, называть персонажей,
выражающих авторскую
оценку, объяснять, как
каждый из них оказывается в
поместье Простаковой; давать
характеристику героям,
определяя особенности речи
«положительных»
персонажей, оценивать
новый, просветительский
взгляд писателя
выразительно читать по
ролям, проводить анализ
отдельного эпизода, давать
характеристику персонажей,
давать оценку действиям
героев, в том числе речевую
выразительно читать по
ролям, проводить анализ
отдельного эпизода, давать
характеристику персонажей,
давать оценку действиям
героев, в том числе речевую
Работа в
группах,
Чтение и
анализ
Работа в
группах
Чтение и
анализ
групповой
Анализ
эпизода
групповой
Письменное
задание (на
выбор):
1.Актуальна
ли комедия в
сегодняшние
4содержание и
проблематика изученных
произведений
13
1.10
Р.р. Подготовка к
домашнему сочинению
«Человек и история в
фольклоре,
древнерусской
литературе и в
литературе XVIII века (на
примере 1 – 2
произведений)
14
4
И.А. Крылов. Слово о
баснописце.
Слово о баснописце. Басни
«Лягушки, просящие царя»
и «Обоз», их историческая
основа.
выбрать тему и жанр
сочинения; составить план к
выбранной теме;
сформулировать идею,
подобрать цитатный
материал; аргументировать
свою точку зрения;
редактировать написанное
Уметь: отбирать
литературный материал для
раскрытия темы,
структурировать его в
соответствии с темой, идеей,
умело цитировать, отражать в
своем сочинении комедийное
мастерство драматурга
(ситуации пьесы, речь
персонажей, их комичные
«поединки», использование
антитезы, словесной детали)
Умение определить
историческую основу басен
И.А. Крылова, знать
содержание басен
15
5
Басни «Лягушки,
просящие царя» и
«Обоз», их историческая
основа. Мораль басен.
Слово о баснописце. Басни
«Лягушки, просящие царя»
и «Обоз», их историческая
основа. Сатирическое
Выразительное чтение басен
чтение
индивидуальн
ый
дни 2.Образы
помещиков.
Приемы их
создания
сочинение
Составление
черновиков
сочинения
индивидуальн
ый
Учебник,
ТСО
чтение
фронтальный Учебник,
ТСО
Вопросы и
задания 6 (с.
84), 3 (с. 87),
сообщение об
И.А. Крылове
–
журналисте,
музыканте,
писателе,
философе
Чтение басен,
ответы на
вопросы,
выучить
516
8
Вн.чтение. И.А. Крылов –
поэт и мудрец.
17
11
К.Ф. Рылеев. Слово о
поэте. Думы К.Ф.
Рылеева.
18
12
Дума «Смерть Ермака и
ее связь с русской
историей.
19
15
20
18
А.С. Пушкин. Слово о
поэте. Его отношение к
истории и исторической
теме в литературе.
Любовная лирика А.С.
Пушкина. «Память
сердца» в стихотворении
«К ***» («Я помню чудное
мгновенье…»)
изображение человеческих
и общественных пороков
Отражение в баснях
таланта Крылова –
журналиста, музыканта,
писателя, философа.
Факты жизни творчества
поэта, особенности жанра
«дума»
Дума «Смерть Ермака» и
её связь с русской
историей. Тема
расширения русских
земель. Образ Ермака
Тимофеевича. Дума
Рылеева и народное
предание «О покорении
Сибири Ермаком»:
сопоставительный анализ.
Понятие о думе.
Характерные особенности
жанра. Народная песня о
Ермаке на стихи К. Ф.
Рылеева.
Факты жизни и творчества
А.С. Пушкина
история создания
стихотворения;
мотивы стихотворения
«К***», особенности
поэтической формы
Выразительное чтение басен,
ответы на вопросы
чтение
групповой
Учебник,
ТСО
Выразительное чтение текста
чтение
Фронтальный Учебник,
ТСО
Выразительное чтение текста Чтение и
анализ
индивидуальн
ый
Слушание, Чтение статьи
учебника, конспектирование
материала
определять тему
стихотворения, находить и
объяснять значение музыки
любви (звуковые и
лексические повторы, повтор
строк, сквозные рифмы), роль
конспект
Фронтальный
, письменной
Учебник,
ТСО
чтение
индивидуальн
ый
Учебник,
ТСО
басню
наизусть
Выразительн
ое чтение
думы,
вопросы и
задания 1—9
Сообщение о
жизни
творчестве
А.С. Пушкина
Выразительн
ое чтение
стихотворени
й
Учить
наизусть
стихотворени
е по выбору
учащихся
621
19
Тема «дружества
святого» в
стихотворении «19
октября» («Роняет лес
багряный свой убор...»)
22
22
Семинар по теме «А.С.
Пушкин и история». (на
основе изученного в 67
классах)
23
25
А.С. Пушкин. «История
Пугачева» (отрывки).
24
26
А.С.
Пушкин.
«Капитанская дочка».
История
создания
произведения. Герои и их
исторические прототипы.
факты жизни поэта
(лицейские годы,
Михайловская ссылка),
понимать отношение
Пушкина к «лицейскому
братству», скрепленному
«лицейским духом»;
факты жизни и
творческого пути А. С.
Пушкина; исторические
источники; содержание
изучаемых произведений.
История пугачевского
восстания в
художественном
произведении и
историческом труде
писателя. Отношение к
Пугачеву народа, дворян и
автора.
Интерес А.С. Пушкина к
эпохе Екатерины II, герои
повести, исторические
персонажи
25
29
«Я жил недорослем».
Интересы и душевные
качества
молодого
Гринёва
Гринев. Жизненный путь
героя. Нравственная
оценка его личности
художественно
выразительных средств,
выразительно читать
наблюдать над словом в его
художественной функции,
над интонацией и
построением стихотворения,
определять основные мотивы
каждой строфы,
выразительно читать
Умение работать в группе,
анализировать текст,
находить нужную
информацию и строить
монологическое
высказывание по теме, вести
диалог в группе
Работа с текстом
произведения
определять тематику романа,
сопоставлять художественный
текст с историческим трудом
писателя, объяснять
отношение народа, дворян и
автора к предводителю
восстания по «Истории
Пугачева»
владеть различными видами
пересказа; проводить анализ
отдельного эпизода, давать
характеристику персонажей,
давать оценку действиям
чтение
индивидуальн
ый
групповой
ТСО
Чтение,
анализ,
монологическ
ое
высказывани
е
Учить
наизусть
стихотворени
е по выбору
учащихся
Читать
«Капитанску
ю дочку»
Чтение
фронтальный
учебник
Ответы на
вопросы
Чтение и
анализ
фронтальный
учебник
Читать
«Капитанску
ю дочку»
пересказ
фронтальный
Закладки,
характеристи
ка героев
726
27
28
Гринев и Швабрин.
Гринев и Савельич
2
четв
ерть
капитана
Маша
–
идеал
Семья
Миронова.
Миронова
нравственный
Пушкина.
Практикум по теме
«Пугачев и народное
восстание в романе и в
историческом
труде
Пушкина».
Письменный,
групповой
Составление
сравнительно
й
характеристи
ки
пересказ
фронтальный
Анализ
произведения
групповой
Характеристика героев, их
нравственная оценка.
Проблемы чести и
достоинства,
нравственности поступка.
Сравнение и
сопоставление.
А. С. Пушкин. “Капитанская
дочка”. Главы 47. Гринёв и
Маша Миронова.
Нравственная красота
героини.
Пугачев и народное
восстание в романе и
историческом труде
Пушкина. Народное
восстание в авторской
оценке. Главы 8–9.
Изображение народной
войны и ее вождя
Емельяна Пугачева.
Взаимоотношения Гринёва
и Пугачева
героев.
Уметь рассуждать о роли
отца, матери, Савельича в
воспитании Петруши Гринёва.
Составление сравнительной
характеристики
владеть различными видами
пересказа; участвовать в
диалоге по вопросам; давать
характеристику героям
характеризовать особенности
сюжета, композиции;
выявлять авторскую позицию
и свое отношение к
прочитанному; объяснять, как
изображен восставший народ
в романе, отношение автора к
проблеме народного
восстания, как к «бунту,
бессмысленному и
беспощадному», масштаб и
сложность личности
Пугачева, роль Пугачева в
жизни героя; сравнивать
изображение Пугачева в
«Капитанской дочке» и в
«Истории пугачевского бунта»,
сравнивать Пугачева и
Екатерину II; оценивать
сложность и
противоречивость
человеческого облика
Пугачева, мотив превращения
Закладки по
теме, ответы
на вопросы
Ответы на
вопросы
Закладки ,
ответы на
вопросы. Стр
172212
8Анализ
произведения
фронтальный Учебник,
ТСО
Материалы
для
сочинения
Черновики
сочинения
фронтальный Учебник,
сочинение
ТСО
29
30
31
32
РР Гуманизм и историзм
А.С.Пушкина в повести
«Капитанская дочка».
Утверждение автором
нравственных идеалов
гуманности, чести и долга.
Углубление понятия о
художественном образе
характере. Становление
личности под влиянием
“благих потрясений”.
Подготовка к сочинению
по повести А.С.Пушкина
«Капитанская дочка».
Составление черновиков
сочинения
А.С.Пушкин. «Пиковая
дама». Проблема
человека и судьбы.
Система образов
персонажей в повести
Система образов
персонажей в повести.
Образ Петербурга.
Композиция повести:
смысл названия,
эпиграфов, символических
и фантастических образов,
эпилога.
Система образов
персонажей в повести.
в создании образа Пугачёва,
пришедший из фольклора
Умение глубоко
анализировать
художественный текст
(сопоставлять эпизоды и
сравнивать поступки и
характеры героев; выражать
свое отношение к
прочитанному; владеть
различными видами
пересказа)
обдумывать тему, ставить
перед собой вопросы,
определяющие ход
рассуждения, определять
основную мысль сочинения в
соответствии с заданной
темой, составлять план
сочинения и следовать
логике данного плана при
написании работы,
фиксировать свои мысли,
читательские переживания,
обосновывать свою точку
зрения, строить развернутое
высказывание, соблюдая
нормы литературного языка
сравнивать «Пиковую даму» с
другими произведениями
пушкинской прозы
Чтение и
анализ
фронтальный
ТСО
Знать: сюжет
и содержание
повести
«Пиковая
дама».
Знать: сюжет
и содержание
9
сравнивать «Пиковую даму» с
другими произведениями
Чтение и
анализ
фронтальный33
34
35
пушкинской прозы
Знание содержания
произведений, литературные
термины
анализировать поэтический
текст; характеризовать
особенности сюжета,
композиции, роль ИВС;
выразительно читать
стихотворения
Понимать, что значил Кавказ
для Лермонтовачеловека,
Лермонтовапоэта;
Лермонтоваофицера
выразительно читать текст
поэмы; анализировать
поэтический текст;
характеризовать особенности
сюжета, композиции, роль
ИВС
«Пиковая дама»
Контрольная работа по
творчеству А.С. Пушкина
Образ Петербурга.
Композиция повести:
смысл названия,
эпиграфов, символических
и фантастических образов,
эпилога.
Написание контрольной
работы
М.Ю.Лермонтовпевец
свободы. Лермонтовский
Кавказ.
факты жизни и творчества
поэта, связанные с
Кавказом
История создания поэмы
«Мцыри».
Комментированное
чтение поэмы.
содержание изучаемого
произведения; оценка
образа Мцыри
духовный мир, мысли и
чувства героя,
трагические противоречия
между огромными силами
его души и жизненными
обстоятельствами; замысел
автора; способы и средства
раскрытия образа главного
героя поэмы (пейзаж,
портрет, деталь,
изобразительно
выразительные средства)
повести
«Пиковая
дама».
Подготовка к
контрольной
работе.
Не задано
Написание
работы
письменный
фронтальный Учебник,
ТСО
Читать
«Мцыри»
Чтение и
анализ
фронтальный
Подготовить
пересказ
«Жизнь
Мцыри в
монастыре.
Характер и
мечты юноши
послушника».
Ответить на
вопросы:
1)какова цель
побега
Мцыри? 2)Что
увидел и что
узнал Мцыри
о жизни во
время своих
скитаний?
3)почему
10Идейное содержание
поэмы “Мцыри”. Образ
Мцыри в поэме.
Жизнь героя в монастыре
и три дня, проведенные на
воле.
давать характеристику
литературному герою,
раскрывать мотивы поступков
героя
Чтение и
анализ
фронтальный
погиб Мцыри?
Подготовить
для
выразительно
го чтения
наизусть
отрывок из
поэмы.
Подготовитьс
я к тесту по
поэме.
Составить
связный
рассказ о
герое.
Подготовить
для
выразительно
го чтения
наизусть
отрывок из
поэмы.
Подготовитьс
я к тесту по
поэме.
Составить
связный
рассказ о
герое.
Материалы
для
сочинения
Чтение и
анализ
фронтальный
Чтение
наизусть
индивидуальн
ый
36
37
38
М.Ю. Лермонтов “Мцыри”.
Художественное
своеобразие поэмы.
черты романтизма как
литературного
направления, определение
понятия;
Р.Р. Своеобразие
«Мцыри» как
романтической поэмы.
Тема свободы личности в
поэме.
Р.Р. Чтение наизусть.
Отрывок из поэмы
“Мцыри”. Своеобразие
«Мцыри» как
романтической поэмы.
Тема свободы личности в
поэме.
выявлять черты романтизма в
поэме «Мцыри», объяснять ее
своеобразие особенностями
романтизма, проявившимися в
поэме, оценивать лирически
приподнятый язык поэмы,
определять стихотворный
размер
выявлять черты романтизма в
поэме «Мцыри», объяснять ее
своеобразие особенностями
романтизма, проявившимися в
поэме, оценивать лирически
приподнятый язык поэмы,
определять стихотворный
размер
Уметь: развернуто
39
Р.Р. Сочинение по поэме Написание сочинения
сочинение
письменный
Читать
11М.Ю.Лермонтова
«Мцыри»
Н.В. Гоголь – великий
сатирик. История
создания комедии
«Ревизор»
Н.В. Гоголь. Слово о
писателе. Его отношение к
истории,
исторической
теме в художественном
творчестве.
Уездный город и его
обитатели(1ое действие
комедии)
Н.В. Гоголь. «Ревизор» как
социальная комедия «со
злостью и солью». История
создания комедии и ее
первые постановки.
Разоблачение
нравственных и
социальных пороков
чиновничества в комедии
«Ревизор»
Разоблачение
пороков
чиновничества в пьесе
«Ревизор».
Приемы
сатирического
изображения чиновников.
40
41
42
43
Приёмы сатирического
Анализ эпизода
обосновывать суждения,
приводить доказательства,
используя цитатный
материал; искать нужную
информацию по заданной
теме в источниках различного
типа
составлять тезисы к лекции;
определять роль и жанр
литературного произведения;
выразительно читать
фрагменты по ролям;
понимать идейный замысел
комедии; объяснять
отношение современников и
императора к пьесе Н.В.Гоголя
давать характеристику
персонажам; владеть
различными видами
пересказа; участвовать в
диалоге по прочитанному
произведению; выразительно
читать фрагменты комедии;
выражать свое отношение к
прочитанному
давать оценку действиям
героев, раскрывать мотивы
поступков героев; владеть
различными видами
пересказа; участвовать в
диалоге по прочитанному
произведению; выразительно
читать фрагменты комедии;
выражать свое отношение к
прочитанному, выявить
нравственные и социальные
пороки чиновников.
строить устные и письменные Устные и
Составление
тезисов,
чтение и
анализ
Характеристи
ка
персонажей
Пересказ,
выразительно
е чтение
«Ревизор»
фронтальный Учебник,
ТСО
Закладки,
ответы на
вопросы
групповой
Закладки,
ответы на
вопросы
групповой
Что такое
«хлестаковщи
на» в вашем
понимании?
Прочитать 4е
действие
пьесы,
ответить на
вопросы на с.
228229
Групповой,
Прочитать 5е
12изображения чиновников
письменные
высказывания
индивидуальн
ый
высказывания в связи с
изучением произведения;
участвовать в диалоге по
содержанию и сопоставлению
характеров;
аргументированно отстаивать
свою позицию
44
45
46
Мастерство Н.В.Гоголя в
создании образа
Хлестакова.
Р.Р Чиновники на приеме
у «ревизора» (анализ 3 и
4 действия комедии)
Финал комедии, его
идейнокомпозиционное
значение.
Мастерство Гоголя
сатирика. Белинский о
комедии “Ревизор”.
Особенности
композиционной
структуры комедии.
Хлестаков.
«миражной
Хлестаковщина
нравственное явление.
Понятие о
интриге».
как
Анализ эпизода (действие
3, явление 6).
строить устные и письменные
высказывания в связи с
изучением произведения;
участвовать в диалоге по
содержанию и сопоставлению
характеров;
аргументированно отстаивать
свою позицию
выразительно читать,
анализировать прочитанное
Сцена вранья Хлестакова
–кульминация пьесы.
Мастерство Гоголя
сатирика. Белинский о
комедии “Ревизор”.
Особенности
композиционной структуры
комедии.
Подготовка к домашнему
сочинению.
делать обобщенные выводы о
героях комедии, объяснять:
конфликт и сюжет
художественного
произведения, как в действии
драматического
произведения
обнаруживаются особенности
характеров героев,
отношение драматурга к
действие,
подумать над
вопросами,
предложенны
ми в
учебнике.
Подготовить
на выбор
устную
характеристи
ку
городничего
или
Хлестакова.
Подготовитьс
я к
практической
работе по
комедии
«Ревизор».
Устные и
письменные
высказывания
индивидуальн
ый
Чтение и
анализ
устные и
письменные
высказывания
фронтальный
фронтальный Учебник,
сочинение
ТСО
1347
Н.В. Гоголь. «Шинель».
Н.В. Гоголь. «Шинель».
Образ
«маленького
человека» в литературе.
Духовная сила героя и его
противостояние бездушию
общества.
изображаемой им жизни;
составлять тезисы к статье;
выражать свое отношение к
прочитанному; сопоставлять
эпизоды и сцены комедии;
сравнивать героев; строить
устные и письменные
высказывания
составлять тезисы к статье;
выражать свое отношение к
прочитанному; сопоставлять
эпизоды и сцены комедии;
сравнивать героев; строить
устные и письменные
высказывания
Тезисы,
сравнение
героев
Фронтальный Учебник,
ТСО
48
49
Образ Петербурга. Роль
фантастики в
повествовании
Потеря Башмачкиным лица. Делать обобщенные выводы о
анализ
фронтальный
героях, видеть элементы
фантастики в произведении
М.Е. СалтыковЩедрин.
«История одного города»
– художественно
политическая сатира.
Образы
градоначальников
«История одного города»
художественно
политическая сатира на
общественные порядки.
Обличение строя,
основанного на бесправии
народа. Гротескные
образы градоначальников.
Понятие о литературной
пародии.
Слово о писателе, редакторе,
издателе М.Е. Салтыкове
Щедрине. Повторение и
обобщение изученного о
творчестве писателя в 7
классе. «История одного
города» художественно
политическая сатира на
общественные порядки.
Обличение строя,
основанного на бесправии
народа. Гротескные образы
Учебник,
ТСО
Гоголь
«Шинель»
Сообщения.
Гоголь
«Невский
проспект»
(прочитать)
Подготовитьс
я к зачёту
Прочитать
сказку на
выбор,
презентация
выбранной
сказки.
Вопросы и
задания 1—2
(с 5), 17
Вопросы и
задания 1—2
(с 5), 17
1450
51
52
53
Обучение анализу
эпизода из романа
"История одного города".
Подготовка к домашнему
сочинению и контрольной
работе.
Контрольная работа по
творчеству
М.Ю.Лермонтова,
Н.В.Гоголя,
М.Е.СалтыковаЩедрина.
Вн чт Сказки М.Е.
СалтыковаЩедрина
И.С. Тургенев.
Автобиографический
характер повести «Ася»
54
История семьи Гагиных.
градоначальников. Понятие о
литературной пародии.
Анализ эпизода
Анализ
эпизода
Фронтальный
,
индивидуальн
ый
ТСО,
учебник
Сочинение,
подготовка к
контрольной
работе
«История одного города»
художественно
политическая сатира на
общественные порядки.
Обличение строя,
основанного на бесправии
народа. Гротескные
образы градоначальников.
Понятие о литературной
пародии.
Написание теста
тест
тест
тест
Проект
Презентация сказки
презентация
презентация
групповой
ТСО
основные факты жизни и
творческого пути И.С.
Тургенева; содержание
повести«Ася»
Герои произведения, их
роль для раскрытия
замысла автора
Индивидуальная работа
Лекция, Сообщение ученика
Беседа
Обучение конспектированию;
работе со справочной
литературой
Выразительное чтение
глав.
Анализ эпизода,
аналитическая беседа,
находить нужные цитаты,
характеризовать героев,
выявлять авторскую оценку
конспект
Фронтальный
, письменный
Учебник,
ТСО
Чтение и
анализ
Фронтальный
, групповой
Сообщение о
жизни И.С.
Тургенева
Читать
повесть
«Ася»
Закладки,
ответы на
вопросы,
1555
56
57
58
59
«Тургеневская» девушка
в повести. Образ Аси.
содержание повести,
понятие «Тургеневская
девушка»
героев
владеть различными видами
пересказа; участвовать в
диалоге, давать оценку
поступкам героини
«У счастья нет
завтрашнего дня». Образ
главного героя повести
«Ася»
История любви как основа
сюжета повести. Образ
герояповествователя.
давать характеристики
героев, оценивать их
поступки
Л.Н. Толстой: страницы
биографии. Жизненные
источники рассказа
«После бала». Образ
рассказчика.
основные факты жизни и
творческого пути Л. Н.
Толстого; содержание
произведения
Контраст как прием,
раскрывающий идею
рассказа «После бала»
содержание изучаемого
произведения; прием
“контраста”.
Мысль автора о
моральной
Художественная деталь,
антитеза, портрет, пейзаж,
воспринимать и
анализировать
художественный текст;
выделять смысловые части
рассказа, составлять план
прочитанного;
формулировать тему, идею,
проблематику произведения
видеть авторскую позицию и
позицию рассказчика,
совершенствовать навык
устного и письменного
высказывания, находить при
анализе текста ИВС;
сопоставлять эпизоды
рассказа; владеть
различными видами
пересказа; участвовать в
диалоге
видеть авторскую позицию и
позицию рассказчика,
Работа в
группах ,
Выразительн
ое чтение
глав,
Анализ
эпизодов
Работа в
группах ,
Выразительн
ое чтение
глав,
Анализ
эпизодов
Чтение и
анализ
Групповой
Групповой,
индивидуальн
ый
фронтальный Учебник,
ТСО
фронтальный
Устные и
письменные
высказывания
, пересказ
Чтение,
анализ,
письменный
Пересказ,
письменные
ответы на
вопрос
(характерист
ика героя)
Письменный
ответ на
вопрос
перечитать
рассказ
«После
бала»,
обратить
внимание на
выразительн
ые средства,
использованн
ые автором.
Ответы на
вопросы
Письменный
ответ на
16ответственности
человека за все
происходящее.
внутренний монолог как
приемы изображения
внутреннего состояния
героев.
Психологизм рассказа.
Р.Р. Сочинение по
произведениям
Л.Н.Толстого и
И.С.Тургенева
Вн. чт Н.С.Лесков. Слово
о писателе.
Нравственные проблемы
рассказа "Старый гений".
Поэзия родной природы в
творчестве А.С.Пушкина.
М.Ю.Лермонтова,
Ф.И.Тютчева, А.А.Фета,
А.Н.Майкова.
А.П.Чехов. Слово о
писателе. Рассказ «О
любви»как история об
упущенном счастье.
Материалы для сочинения
Слово о Н.С. Лескове.
Нравственные проблемы
рассказа «Старый гений».
Сатира на чиновничество.
Защита обездоленных.
Художественная деталь
как средство создания
образа в рассказе.
Развитие представлений о
жанре рассказа.
Основные мотивы
стихотворений поэтов 19
века о природе, сравнение
и сопоставление
Слово об А.П. Чехове.
Переосмысление А.П.
Чеховым темы «маленького
человека». Рассказ «О
любви» история об
упущенном счастье.
Развитие понятия о
психологизме.
60
61
62
63
письменные
высказывания
вопрос
совершенствовать навык
устного и письменного
высказывания, находить при
анализе текста ИВС;
сопоставлять эпизоды
рассказа; владеть
различными видами
пересказа; участвовать в
диалоге
Умение отбирать нужный
материал, строить текст
сочинение
письменный
Сообщения, выразительное
чтение, характеристика
героев, вопросы и задания
Чтение и
анализ
фронтальный
ТСО
Умение выразительно читать,
видеть основные приемы
выразительности
Чтение,
работа в
группах
Фронтальный
, групповой
Учебник,
ТСО
чтение и анализ рассказа
Чтение,
письменные
ответы на
вопросы
индивидуальн
ый
Учебник,
ТСО
Читать
рассказ
«Старый
гений»
Сообщения,
выразительно
е чтение,
характеристи
ка героев,
вопросы и
задания.
Сообщение о
жизни
писателя
А. П. Чехов
«О любви»
Чехов
«Человек в
футляре»,
«Крыжовник»
, «Ионыч»
1764
65
И.А.Бунин. Слово о
писателе. Трагедия
любви в рассказе
И.Бунина «Кавказ»
Роль детали (фотография
из альбома матери
Алехина).
Особенности композиции
произведения.
Нравственные проблемы
рассказа . Утверждение
согласия и
взаимопонимания, любви и
счастья в семье.
Самоотверженность и
находчивость главной
героини.
Сравнительная
характеристика героев
Слово об И
.А.Бунине(сообщения
учащихся). Чтение
вступительной статьи о
писателе.
Чтение,
анализ
фронтальный Учебник,
ТСО
А.И.Куприн. Слово о
писателе. Нравственные
проблемы рассказа "Куст
сирени".
Слово о писателе.
Нравственные проблемы
рассказа «Куст сирени».
Утверждение согласия и
взаимопонимания, любви и
счастья в семье.
Самоотверженность и
находчивость главной
героини. Сравнительная
характеристика главных
героев
Чтение вступительной статьи
о писателе.
Чтение текста, ответы на
вопросы. Сравнительная
характеристика героев
Чтение,
анализ,
устные и
письменные
ответы
фронтальный Учебник,
ТСО
Ответить на
вопрос
«Какие
чувства
вызвали у вас
поступки
героев?»
Мини
сочинение
«Над чем
меня
заставил
задуматься
рассказ
И.А.Бунина
«Кавказ?»
Прочитать
рассказ «куст
сирени»
Куприна
Прочитать
рассказ
«Телеграмма»
К.Г.Паустовск
ого, сравнить
его с ранее
изученными
произведения
ми на
нравственную
тему.
Подготовить
пересказ
рассказа.
1866
67
Урокдиспут "Что значит
быть счастливым".
Подготовка к домашнему
сочинению по рассказам
Н.С.Лескова,
Л.Н.Толстого, А.П.Чехова,
И.А.Бунина, А.И.Куприна.
М.Горький, Слово о
писателе. «Явление
босяка» в творчестве
писателя
Работа с текстами
произведений
Чтение, пересказ, ответы на
вопросы, монологические и
диалогические высказывание
Монологическ
ие и
диалогически
е
высказывания
по теме
групповой
сочинение
Жизнь и творчество
писателя
Составление конспекта по
материалам лекции и
учебника
Слушание,
чтение,
конспект
Фронтальный
, письменный
Учебник,
ТСО
Читать
«Челкаш»
68
М.Горький «Челкаш».
69
Герои и их судьбы.
Авторское представление
о счастье.
А.А.Блок. Историческая
тема в творчестве
писателя.
«На поле Куликовом».
Анализ цикла. Тема
Родины в лирике Блока
70
С.Есенин. Слово о поэте.
«Пугачев – поэма на
историческую тему»
Развитие образов Челкаша
и Гаврилы Отношение к
деньгам как проверка
нравственной стойкости
человека
Тема двух России в
творчестве А.А. Блока.
История как повод для
размышлений о
на¬стоящем и будущем
России.
Россия главная тема
есенинской поэзии.
Особенности историзма
С.А. Есенина.
«Пугачев» поэма на
историческую тему.
Аналитическая беседа
Чтение,
анализ
фронтальный Учебник,
ТСО
Чтение, умение находить ИВС чтение
фронтальный Учебник,
ТСО
Стр. 8895
(чтение,
вопросы)
Сообщения, выразительное
чтение, анализ текста,
вопросы и задания.
Чтение и
анализ
индивидуальн
ый
Учебник,
ТСО
Учить
стихотворени
е наизусть
1971
72
73
И.С.Шмелев. Слово о
писателе. "Как я стал
писателем".
И.С. Шмелёв «Как я стал
писателем»
воспоминание о пути к
творчеству.
М.А.Осоргин. Сочетание
фантастики и реальности
в рассказе «Пенсне»
История создания поэмы.
Желание поэта осмыслить
путь крестьянства в
революции. Характер
Пугачева.
Слово об И.С. Шмелеве.
Чтение вступительной
статьи о писателе О.
Михайлова (с. 96—97).
«Как я стал писателем»
рассказ о пути к
творчеству.
Роль детских впечатлений
и гимназических
преподавателей в судьбе
писателя.
Чувство свободы
творчества в рассказе.
Чувство свободы
творчества в рассказе.
Слово о М.А.Осоргине.
Чтение вступительной
статьи О.Ю.Авдеевой о
писателе (с. 108—109).
Сочетание фантастики и
реальности в рассказе
«Пенсне».
Мелочи быта и их
психологическое
содержание. Жизнь вещей
в рассказе, роль
олицетворения.
Особенности языка
Чтение,
Чтение и
анализ
фронтальный Учебник,
ТСО
Вопросы 1 (с.
97), 15 (с.
105106
Чтение, аналитическая
беседа
чтение
фронтальный
Чтение,
Чтение и
анализ
фронтальный Учебник,
ТСО
сюжет и
содержание
рассказа
«Как я стал
писателем».
сюжет и
содержание
рассказа
«Пенсне»
2074
75
76
77
78
79
Журнал «Сатирикон».
Сатирическое
изображение
исторических событий.
Теффи (Н.А. Лохвицкая).
«Жизнь и воротник.
М.Зощенко
«История болезни»
М.А.Осоргина. Юмор в
произведении.
Журнал «Сатирикон».
Всеобщая история,
обработанная
«Сатириконом».
Сатирическое
изображение исторических
событий. Ироническое
повествование о прошлом и
современности.
Сатирическое
изображение исторических
событий. Ироническое
повествование о прошлом и
современности.
Жизнь и творчество
Зощенко, основы сатиры
писателя
тест
Контрольная работа по
творчеству Л.Н.Толстого,
А.П.Чехова, И.А.Бунина,
М.Горького, А.А.Блока,
С.А.Есенина.
А.Т. Твардовский. Поэма
«Василий Теркин».
История создания поэмы.
Народнопоэтическая
основа, героика и юмор в
поэме «Василий Теркин».
Главы «На привале»,
А.Т Твардовский.
Слово о поэте. Поэма
«Василий
Тёркин». Картины
фронтовой жизни в поэме.
Тема честного служения
Родине. Восприятие поэмы
современниками
Василий Тёркин –
защитник родной страны.
Новаторский характер
образа Василия Тёркина.
Чтение и
анализ
фронтальный Учебник,
ТСО
Чтение, аналитическая
беседа
чтение
фронтальный Учебник,
ТСО
чтение
тест
Чтение и
анализ
групповой
ТСО
тест
письменный
Чтение вступительной статьи
о поэте А.Л. Гришунина (с. 136
—137). Конспектирование.
Чтение произведения
Чтение,
конспект
письменный
Учебник,
ТСО
Ответы на
вопросы,
чтение
рассказов
Читать
рассказы М.
Зощенко.
Пересказ
рассказа по
выбору
учащегося
Не задано
Подготовить
устный
рассказ с
цитированием
.
Чтение, анализ текста
Чтение и
анализ
фронтальный Учебник,
ТСО
Отрывок
наизусть.
2180
81
82
«Перед боем», «Гармонь»
Василий Теркин –
олицетворение
национального
характера.
«Переправа», «Два
солдата», «Кто стрелял?»
Образ автора в поэме.
Любимые главы поэмы
«Василий Теркин»
РР Урок – концерт.
Стихи и песни о Великой
Отечественной войне.
Правда о войне в поэме
Твардовского.
РР Обучение устному
рассказу
Композиция и язык поэмы
«Василий Тёркин». Юмор.
Фольклорные мотивы.
Новаторский характер
образа Василия Тёркина.
Авторские отступления.
Мастерство А.Т.
Твардовского в поэме.
РР Обучение устному
рассказу
Боевые подвиги и военные
будни в творчестве Е.
Винокурова
(«Москвичи»),М.
Исаковского («Катюша»,
«Враги сожгли родную
хату…»), Б.
Окуджавы («Песенка о
пехоте», «Здесь птицы не
поют…»), А.
Фатьянова «Соловьи»), Л.
Ошанина («Дороги») и др.
(См. стихи О. Берггольц,
Ю. Друниной, К.
Чтение и анализ текста
Рассказывани
е наизусть
Выразительн
ое чтение
Учебник,
ТСО
анализ художественного
текста; характеристика
герою ; характеризовать
особенности сюжета,
композиции, роль ИВС;
выражение своего отношения
к прочитанному; участие в
диалоге
Слушание, выразительное
чтение
Владение
монологическ
ой и
диалогическо
й речью;
выбор и
использовани
е
выразительн
ых средств
языка
чтение
фронтальный
ТСО
индивидуальн
ый
ТСО
Стр. 164189
(чтение,
вопросы).
Подг.
выразит.
чтение
наизусть ст. о
ВОВ
Подг.
выразит.
чтение
наизусть ст. о
ВОВ
2283
84
85
86
87
88
РР Урок – концерт.
Стихи и песни о Великой
Отечественной войне.
А.П. Платонов.
Слово о писателе.
А.П. Платонов «
Возвращение». Картины
войны и мирной жизни в
рассказе.
Утверждение добра,
сострадания, гуманизма в
душах солдат,
вернувшихся с войны.
В.П. Астафьев.
Слово о писателе.
Проблемы рассказа
«Фотография, на которой
меня нет».
Отражение военного
Симонова, А.Суркова, С.
Гудзенко, В. Высоцкого
Боевые подвиги и военные
будни в творчестве Е.
Винокурова
(«Москвичи»),М.
Исаковского («Катюша»,
«Враги сожгли родную
хату…»), Б.
Окуджавы («Песенка о
пехоте», «Здесь птицы не
поют…»), А.
Фатьянова «Соловьи»), Л.
Ошанина («Дороги») и др.
(См. стихи О. Берггольц,
Ю. Друниной, К.
Симонова, А.Суркова, С.
Гудзенко, В. Высоцкого
Факты жизни и творчества
Нравственная
проблематика и гуманизм
рассказа
Нравственная
проблематика и гуманизм
рассказа
Отражение военного
времени в рассказе.
Развитие представлений о
героеповествователе
Слушание, выразительное
чтение
индивидуальн
ый
ТСО
Рассказ о
жизни
писателя
конспектирование
конспект
выразительное чтение
произведения; анализ текста ;
формулировка темы, идеи,
проблематики ; выражение
своей точки зрения
выразительное чтение
произведения; анализ текста ;
формулировка темы, идеи,
проблематики ; выражение
своей точки зрения
Слушание, конспектирование,
аналитическая беседа
индивидуальн
ый
Учебник,
ТСО
фронтальный
ТСО
Чтение и
анализ
Чтение и
анализ
индивидуальн
ый
учебник
Конспект
фронтальный Учебник,
ТСО
Стр. 164189
(чтение,
вопросы).
Ответы на
вопросы
Письменный
ответ на
вопрос
Содержание
рассказа
Отражение военного
анализ текста ;
Владение
учебник
Материалы
23времени в рассказе
«Фотография, на
которой меня нет»
времени в рассказе.
Развитие представлений о
героеповествователе
формулировка темы, идеи,
проблематики ; выражение
своей точки зрения
Содержание изученных
произведений, подготовка
материалов для сочинения
Отбор и систематизация
материала по заданной теме,
составление плана, работа с
художественными текстами
монологическ
ой и
диалогическо
й речью
Черновик
сочинения
письменный
Написание сочинения
сочинение
сочинение
письменный
РР Классное
сочинение «Великая
Отечественная война в
произведениях писателей
20го века»
РР Классное
сочинение «Великая
Отечественная война в
произведениях писателей
20го века»
Русские поэты 20 века о
родине, родной природе
У. Шекспир.
Слово о писателе.
«Ромео и
Джульетта». Поединок
семейной вражды и
любви.
90
91
92
93
94
Русские поэты XX века о
Родине, родной природе.
(И.Анненский,
Д.Мережковский,Н.Заболо
цкий,Н.Рубцов)
Выразительн
ое чтение
наизусть
Чтение
Учебник,
ТСО
чтение
фронтальный
ТСО
Чтение и
анализ
фронтальный
ТСО
выразительное чтение ;
анализ текста ;
формулировка темы, идеи,
проблематики ; выражение
своей точки зрения,
понимание роли ИВС
Умение анализировать
художественное
произведение; определять
род и жанр литературного
произведения;
характеризовать
особенности сюжета,
композиции, роль ИВС
Умение анализировать
художественное
произведение; определять
род и жанр литературного
произведения;
характеризовать
« Вечные проблемы» в
трагедии Шекспира.
Конфликт как основа
сюжета драматического
произведения. Анализ
эпизода из трагедии «
Ромео и Джульетта».
для
сочинения
Стр. 202220
(чтение,
вопросы).Выр
азительное
чтение
наизусть.
Читать пьесу
«Ромео и
Джульетта»
Читать
сонеты
Шекспира
2495
Сонеты У. Шекспира
особенности сюжета,
композиции, роль ИВС (П).
Выразительное чтение
чтение
чтение
ТСО
«Кто хвалится родством
своим и знатью…», «Увы,
мой стих не блещет
новизной…». Воспевание
поэтом любви и дружбы.
Сонет как форма
лирической поэзии
Чтение произведения,
факты жизни и творчества
писателя
Черты классицизма в
комедии Мольера.
Мастерство писателя.
Общечеловеческий смысл
комедии .
Ж. Б. Мольер.
« Мещанин во
дворянстве» (сцены).
Ж. Б. Мольер.
« Мещанин во
дворянстве» Сатира на
дворянство и
невежественных буржуа.
Дж. Свифт.
Слово о писателе.
«Путешествие
Гулливера» как сатира на
государственное
устройство общества
Знакомство учащихся с
личностью Д. Свифта и
его творчеством;
выявление глубинного
содержания его романа,
развитие навыков
выразительного чтения,
анализа текста
Чтение, аналитическая
беседа
выразительное чтение
произведения; анализ текста ;
формулировка темы, идеи,
проблематики ; выражение
своей точки зрения
Конспектирование, чтение и
аналитическая беседа.
Запись крылатых выражении
из сказки.
Урокзачет.
Литература и история в
произведениях,
изученных в 8 классе.
Урокзачёт
Зачётная работа
96
97
98
99
Читать
«Мещанин во
дворянстве»
Ответы на
вопросы
Читать
«Путешествие
Гулливера»
чтение
фронтальный
ТСО
Чтение и
анализ
индивидуальн
ый
ТСО
Владение
монологичес
кой и
диалогическ
ой речью.
Поиск
нужной
информации
.
Устные и
письменные
высказывания
фронтальный
ТСО
Подготовка к
зачёту
зачёт
Не задано
2510
0
10
1
10
2
Вальтер Скотт.
Слово о писателе.
«Айвенго» как
исторический роман
«Айвенго»
Заключительный урок.
Подведение итогов.
понятие о жанре
исторического романа,
рассказ о Вальтере Скотте
как родоначальнике
исторического романа, о
его концепции истории и
человека в романе
концепция истории и
человека в романе
«Айвенго»
Литература для чтения
летом
Слушание, конспектирование,
аналитическая беседа
конспект
фронтальный
ТСО
Чтение, аналитическая
беседа
чтение
индивидуальн
ый
Учебник,
ТСО
Содержание
романа
«Айвенго»
26