Данная программа отражает построение учебно – тренировочного процесса в группах начальной подготовки и учебно – тренировочных группах. Программа предусматривает формирование у специалистов форм и методов планирования и соревновательного процесса, овладение техникам видов легкой атлетики, изучение теории и методики преподавания, приобретение знаний и умений необходимых для самостоятельной работы.Данная программа отражает построение учебно – тренировочного процесса в группах начальной подготовки и учебно – тренировочных группах. Программа предусматривает формирование у специалистов форм и методов планирования и соревновательного процесса, овладение техникам видов легкой атлетики, изучение теории и методики преподавания, приобретение знаний и умений необходимых для самостоятельной работы.
Приложение 7
по повышению мастерства и по оздоровлению,
укреплению здоровья учащихся в секции по
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
легкой атлетике.
Объяснительная записка
Данная программа отражает построение учебно – тренировочного
процесса в группах начальной подготовки и учебно – тренировочных группах.
Программа предусматривает формирование у специалистов форм и методов
планирования и соревновательного процесса, овладение техникам видовПриложение 7
легкой атлетики, изучение теории и методики преподавания, приобретение
знаний и умений необходимых для самостоятельной работы. Определение
легкой атлетики,
классификация и характеристика
легкоатлетических видов, оздоровительное, прикладное и воспитательное
содержание,
значение. Умение планировать учебнотренировочный процесс с учетом
возрастных и др. особенностей занимающихся. Оценивать эффективность
используемых средств и методов тренировки, использовать технические
средства и инвентарь для повышения качества учебного и тренировочного
процесса.
В основе адаптированной программы – Программа занятий спортивной
секции по легкой атлетике, рекомендованная Министерством образования РФ
от 2005 года. (Автор: Бауэр В.Г., Зеличенок В.Б.).).
Срок реализации Программы: 2009 – 2011 годы
1. Требование стандарта
УЧАЩИЕСЯ ДОЛЖНЫ:
I.1. Понимать роль физической культуры для развития человека.Приложение 7
I.2.
I.3.
Знать основы физической культуры здорового образа жизни;
Владеть системой практических умений и навыков, обеспечивающих
сохранение и укрепление здоровья, развитие и совершенствование
психофизических способностей, развития и совершенствования.
Выполнить нормативные требования.
I.4.
I.5. Участвовать в соревнованиях, выполнять контрольные нормативы по
ОФП, СФП.
I.6. Уметь использовать приобретенные знании в области физической
культуры и спорта для достижения жизненных и профессиональных
целей.
2. Принципы
2.1 Данный курс по легкой атлетике разработан в соответствии с учетом
плана работы МОУ СОШ №1
2.2 Систематичность учебы тренировочных занятий
2.3.
Постоянный контроль состояния
подготовленности.
2.4. Обучения навыкам техники и тактики бега:
а) Развитие легкой атлетики
б) Правила соревнований по легкой атлетике
в) Основы ТБ на занятиях
г) Режим дня и питания спортсмена
д) Гигиена и закаливание
физической
здоровья,
3. Цели и задачи
3.1. Пропаганда и популяризация легкой атлетики среди учащихся МОУ
СОШ №1
3.2. Закрепление и совершенствование тактики бега
3.3. Пропаганда здорового образа жизни среди учащихся
3.4. Развитие физических качеств
3.5. Участие в соревнованиях
По окончании периода обучения учащиеся будут:
3.6. Иметь представление:
а) о содержании, принципах и методах системы легкой атлетики, ее роли и
месте в общей системе физической культуры, о правилах соревнований.
б) о влиянии нагрузок на организм человека.
3.7. Знать:
а) средства и методы, применяемые в легкой атлетике
б) основные методики обучения, тренировкиПриложение 7
в) принципы подбора нагрузки и планирование тренировочного процесса
3.8. Уметь:
а) владеть техникой двигательных действий и развитием физических качеств
при занятиях легкой атлетики
б) оказывать помощь, страховку при выполнении упражнений
в) судить и организовать соревнование по легкой атлетике
4. Самостоятельная работа учащихся
(домашнее задание)
4.1. Самостоятельное изучение спортивной литературы по легкой атлетике,
периодические печати
4.2. Разбор и анализ выступлений ведущих легкоатлетов
4.3. Ведение дневника самоконтроля
4.4. Режим дня, гигиена и закаливание
№
1.
2.
3.
Содержание занятий
Теоретический раздел:
А) история развития легкой атлетики в России и за
рубежом
Б) правила соревнований в легкой атлетике
В) возрастные изменения строений и функций
организма человека в процессе занятий спортом
Г) физиологические предпосылки повышения
тренированности детей и подростков
Д) общая спортивная гигиена
Е) роль восстанавливающих средств
Практический раздел:
А) упражнение на развитие гибкости
Б) упражнение на развитие выносливости
В) упражнение на развитие силы
Г) упражнение на развитие быстроты координаций,
ловкости
Д) спортивные игры
Е) круговая тренировка
Специальная физическая подготовка
А) упражнения на развитие специальных качеств
беговые упражнения
прыжковые упражнения
Количество
часов
10
55
55Приложение 7
ускорения
имитационные упражнения
б) упражнения, близкие к соревновательным
в) участие на соревновании
г) упражнения на психомышечную регуляцию
Тактичнотехническая подготовка:
А) изучение и совершенствование техники бега
Б) изучение и совершенствование техники прыжка
В) изучение и совершенствование тактики бега
Г) тесты и контрольные старты
Судейство на соревнованиях
Спортивные соревнования
4.
5.
6.
Теоретический раздел: 10
Практический раздел: 130
Всего: 140
20
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ
№ Тема
1.
2.
Обучение техники бега на короткие
дистанции и эстафетного бега. Учебная
практика.
План:
1.Теоретическаяинформация о технике
спринта.
2.Обучение техники бега по дистанции.
3.Обучение техники низкого старта
,финиширования.
4.Специальные беговые упражнения.
5.Совершенствование технических
действий в целом.
Правила соревнований и судейство в
лёгкой атлетике, учебная практика.
План:
1.Теоретическая информация о
некоторых особенностях судейства в беге
и прыжках.
Ча
сы
6
Самостоятельная работа
Перечень основных
специальных упражнений
для обучения основных
форм техники, и
последовательность их
использования.
4
Обязанности судей,
определение победителей,
перечень нарушений
правил соревнований в
беге и прыжках.3.
4.
Приложение 7
2.Подбор и расстановка судей для
проведения соревнований.
3.По легкоатлетическим видам.
4.Подведение итогов соревнований.
Обучение техники прыжка в длину с
разбега , учебная практика.
План:
1.Теоретическая информация о прыжках;
2.Обучение отталкиванию и разбегу;
3.Обучение приземлению;
4.Совершенствование в технике
двигательных действий.
5.Специальные упражнения прыгуна.
Обучение технике легкоатлетических
упражнений, учебная практика.
План:
1.Алгоритм обучения техники бега и
прыжков.
2.Классификация специальных
упражнений для обучения.
3.Методы обучения.
4.Контроль над выполнением
технических действий.
4
6
Характеристика основных
частей техники, перечень
специальных упражнений
для обучения.
Скоростные параметры
прыжка.
Последовательность
обучения по «фазам»
техники и использованию
специальных упражнений
для бега и прыжков.
Перечень контрольных упражнений и нормативов в беге на скорость и
выносливость (девушки)
№ Упражнения, баллы Спортивно
оздоровительные
группы, год обучения
Учебно
тренировочные
группы, год
обучения
1.
2.
3.
4
5
6
7.
Бег на 60 м (с)
Прыжки в длину с
места (см)
Бег на 100 м (с)
Бег на 200 м (с)
Бег на 400 м (с)
Бег на 800 м (мин.с)
Бег на 1000 м (мин.с)
1й
9,5
170
14,5
35
75
2,35
4,20
2й
9,0
185
13,8
32
70
2,25
4,05
1й
8,4
200
13,2
30
66
2,15
3,50
2й
8,0
215
13,0
27
62
2,6
3,35Приложение 7
8.
9.
10.
Бег на 1500 м (мин.с)
Бег на 2000 м (мин.с)
Прыжок в длину с
разбега.(м, см)
6,20
8,50
4,20
6,00
8,30
4,80
5,50
8,00
5,00
5,30
7,50
5,20
Рекомендуемая литература:
1. Обязательная литература:
1. Ж.К. Холодов, В.С. Кузнецов. Теория и методика физического воспитания
и спорта. 2000.
2. В.И. Дубровский. Спортивная медицина. 1999
3. С.С. Чернов. Игровые методы на начальных этапах подготовки бегунов на
выносливость. 1999.
4. В.В. Мехрикадзе. Тренировка юного спринтера. 1999.
5. В.Б. Зеличенок, В.Г. Никитушкин. Критерии отбора в легкой атлетике.
2000.
6. А.Л. Попов . Спортивная психология. 2000.
7. В.И. Дубровский. Массаж при травмах и заболеваниях у спортсменов.
2. Дополнительная литература:
1. И.А. Пирогова, Л.Я. Иващенко, Н.Л. Странко. Влияние физических
упражнений на работоспособность и здоровье человека.1986.
2. В.Т. Назаров. Движение спортсмена. 1984.
3. В.Б. Попов. Прыжок в длину: многолетняя подготовка. 2001.
4. Игорь ТерОванесян. Подготовка легкоатлета: современный взгляд. 2000.
5. Научный атлетический вестник по легкой атлетике. 19992000.