Рабочая программа по информатике и ИКТ для 3 класса начальной общеобразовательной школы составлена на основании:
– Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения;
– основной образовательной программы начального общего образования МБОУ «
– учебного плана на 2015-2016 учебный год МБОУ «».
Содержание программы отобрано в соответствии с возможностями и способностями учащихся 8–9 лет. Программа реализует общекультурное направление во внеурочной деятельности. На реализацию программы отводится 1 час в неделю (одно занятие в неделю по 40 мин), всего 34 часа в год в 3 классе. Программа работы кружка рассчитана на трехгодичное обучение.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Ильинская средняя общеобразовательная школа»
ОреховоЗуевского муниципального района Московской области
«Утверждаю»
Директор школы:___________________
/Г.А.Карякин/
Приказ №72ш «31» августа 2017 г.
Рабочая программа
по внеурочной деятельности
Направление общеинтелектуальное
Наименование программы «Весёлая информатика»
Класс 3
Составитель:
Куранова Татьяна Александровна
20172018 уч.годПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по информатике и ИКТ для 3 класса начальной
общеобразовательной школы составлена на основании:
– Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения;
– основной образовательной программы начального общего образования МБОУ
«Ильинская СОШ»
– учебного плана на 20152016 учебный год МБОУ «Ильинская СОШ».
Содержание программы отобрано в соответствии с возможностями и способностями
учащихся 8–9 лет. Программа реализует общекультурное направление во внеурочной
деятельности. На реализацию программы отводится 1 час в неделю (одно занятие в неделю по
40 мин), всего 34 часа в год в 3 классе. Программа работы кружка рассчитана на трехгодичное
обучение.
Основная цель программы: формирование информационной компетентности и развитие
мышления младших школьников.
Назначение программы – помочь детям узнать основные возможности компьютера и
научиться ими пользоваться в повседневной жизни.
Задачи программы:
Обучающие:
Познакомить учащихся с основными компонентами устройства компьютера и
принципами работы в текстовом и графическом редакторах.
Формирование алгоритмического подхода к решению задач;
Расширение кругозора, развитие памяти, внимания, творческого воображения,
математического и образного мышления;
Пропедевтика таких понятий, как множества;
Формирование навыков работы с различными исполнителями;
Пропедевтика применения персонального компьютера как инструмента
практической деятельности.
Сформировать элементарные навыки работы в текстовом и графическом
редакторах.
Развивающие:
Начальное формирование и развитие логического мышления и пространственного
воображения в оптимальные сроки;
Осуществление индивидуальноличностного подхода к обучению школьников;
Развивать познавательный интерес младших школьников.
Развивать творческое воображение, математическое и образное мышление
учащихся.
Развивать умение работать с компьютерными программами и дополнительными
источниками информации.
Воспитывающие:
Воспитывать интерес к занятиям информатикой.
Воспитывать культуру общения между учащимися.
Формировать культуру безопасного труда при работе за компьютером.Формы и методы обучения определены возрастом учащихся. При проведении занятий
используются элементы игры, теоретическая работа чередуется с практической, а также
используются интерактивные формы обучения.
Программой предусмотрены методы обучения: объяснительноиллюстративные,
частичнопоисковые (вариативные задания), творческие, практические.
Формы проведения занятий: беседы, игры, практические занятия, конкурсы.Планируемые результаты реализации программы
Знать правила поведения в компьютерном классе;
Знать основные сферы применения компьютеров;
Уметь ориентироваться на клетчатом поле в направлениях “вверх”, “вниз”,
“вправо”, “влево”;
Уметь точно выполнять действия под диктовку учителя;
Уметь проводить анализ при решении логических задач;
Иметь понятие о множестве;
Уметь приводить примеры множеств предметов и располагать их в порядке
расширения или в порядке сужения объема понятий;
Уметь находить общий признак для группы предметов;
Знать понятие существенного признака предмета;
Уметь выделять существенный признак предмета и группы предметов;
Уметь выявлять закономерности в расположении предметов и продолжать
последовательности с учетом выявленных закономерностей;
Уметь предлагать несколько вариантов “лишнего предмета” в группе однородных
предметов;
Уметь конструировать фигуру из ее частей по представлению;
Уметь разделять фигуру на заданные части по преставлению;
Уметь использовать повороты при решении логических задач и при работе с
прикладными программами;
Иметь представление о различных формах курсора;
Знать назначение клавиш Enter, Bakspace, Пробел;
Использовать клавиатуру и мышь при работе с прикладными программами из
ППП “Страна Фантазия” (1й год обучения);
Уметь управлять объектами на экране монитора.
Уметь рисовать в графическом редакторе Paint.
Формирование универсальных учебных действий
На конец 1 года обучения мы можем говорить только о начале формирования
результатов освоения программы по курсу «Первые шаги в мире информатики». В связи с этим
можно выделить основные направления работы учителя по начальному формированию
универсальных учебных действий.
Личностные
•
•
•
внутренняя позиции школьника на основе положительного отношения к школе;
принятие образа «хорошего ученика»;
положительная мотивация и познавательный интерес к изучению курса «Первые
шаги в мире информатики»;
способность к самооценке;
начальные навыки сотрудничества в разных ситуациях;
•
•
•
•
•
•
•
•
•
Метапредметные
•
начало формирования навыка поиска необходимой информации для выполнения
учебных заданий;
сбор информации;
обработка информации (с помощью ИКТ);
анализ информации;
передача информации (устным, письменным, цифровым способами);
самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель;
использовать общие приёмы решения задач;
контролировать и оценивать процесс и результат деятельности;
(cid:252)
(cid:252)
(cid:252)
(cid:252)
(cid:252)
(cid:252)
(cid:252)
(cid:252)
(cid:252)
(cid:252)
(cid:252)
(cid:252)
(cid:252)
(cid:252)
(cid:252)
(cid:252)
(cid:252)
(cid:252)
(cid:252)
(cid:252)моделировать, т.е. выделять и обобщенно фиксировать группы существенных
признаков объектов с целью решения конкретных задач.
подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения
•
•
существенных признаков;
•
•
•
•
•
синтез;
сравнение;
классификация по заданным критериям;
установление аналогий;
построение рассуждения.
Содержание программы
Правила поведения и техника безопасности в компьютерном классе. Что умеет
делать компьютер? (2ч.)
Знакомство с кабинетом, с правилами поведения в кабинете по картинкам. Сказка
“Компьютерная школа”. Знакомство с компьютером. Демонстрация возможностей
персональных компьютеров.
Развитие внимания.
Понятия: вверх, вниз, вправо, влево. Курсор (6ч.)
Развитие внимания. Понятия: вверх, вниз, вправо, влево. Курсор.
Введение в логику (25ч.)
Решение задач на развитие внимания. Понятие множества. Вложенность множеств.
Общий признак для группы предметов. Поиск “лишнего” предмета в группе предметов.
Выделение существенного признака предмета. Выделение существенного признака группы
предметов. Выявление закономерностей в расположении предметов. Решение логических задач.
Логика и конструирование.
Тематическое планирование
№ п/п Наименование раздела
Всего часов
1
2
3
Правила поведения и техника безопасности в
компьютерном классе. Что умеет делать
компьютер
Развитие внимания.
Понятия: вверх, вниз, вправо, влево. Курсор
Введение в логику
Всего
2
6
25
34Календарнотематическое планирование.
№
урока
Наименование
разделов и тем
Характеристика
основных видов
деятельности
ученика (на уровне
учебных действий) по
теме
Плановые
сроки
прохождения
темы
Фактические
сроки (и/или
коррекция)
Правила поведения и техника безопасности в компьютерном классе. Что умеет делать
компьютер? (2ч.)
1
2
3
4
5
6
7
01.0904.09
07.0911.09
Правила поведения и
техника безопасности в
кабинете информатики.
Введение в предмет.
Сказка «Компьютерная
школа». Что умеет
делать компьютер?
Компьютер и его
основные устройства.
Понятия: вверх, вниз,
влево, вправо. Развитие
внимания. Курсор.
Назначение клавиш
стрелок. Клавиша
.
соблюдать требования
к организации
компьютерного
рабочего места,
требования
безопасности и
гигиены при работе со
средствами ИКТ
определять устройства
компьютера (основные
и подключаемые) и
выполняемые ими
функции
знакомятся с главными
частями компьютера
Понятия: вверх, вниз, вправо, влево. Курсор (6ч.)
Компьютер и его
основные устройства.
Понятия: вверх, вниз,
вправо, влево. Работа с
мышью.
Обучение запуску
программы.
Клавиатура. Работа на
клавиатуре. Назначение
клавиши <Пробел>.
Развитие внимания.
Понятия: вверх, вниз,
вправо, влево.
Обучаемся, играя.
Игровой урок.
(Программа «Башня
знаний»).
Клавиатура. Работа на
клавиатуре. Развитие
внимания. Понятия:
вверх, вниз, вправо,
влево.
Назначение клавиш
<Пробел>,
14.0918.09
21.0924.09
различать
программное и
аппаратное
обеспечение
компьютера
запускать на
выполнение
программу, работать с
ней, закрывать
программу
вводить информацию в
компьютер с помощью
клавиатуры и мыши
выполнять
арифметические
вычисления с помощью
программы
Калькулятор
применять назначение
клавиш Enter,
28.0901.10
05.1009.10
12.1016.10.
Понятие «замкнутая
область». Клавиатура.
Работа на клавиатуре.
Развитие внимания.
Повторение назначения
ранее изученных
клавиш (<Пробел>,
,,, ?, ?, ?>) и
понятия «замкнутая
область». Клавиатура.
Работа на клавиатуре.
Развитие внимания,
логического и
образного мышления.
Решение задач на
развитие внимания,
логического и
образного мышления.
Раскрашивание
компьютерных
рисунков.
Решение задач на
развитие внимания,
логического и
образного мышления.
Работа на клавиатуре
Решение задач на
развитие внимания,
логического и
образного мышления.
Конструирование.
Решение задач на
развитие внимания,
логического и
образного мышления.
Работа на клавиатуре
8
9
10
11
12
13
Обучаемся, играя.
Игровой урок.
(Программа «Кузя.
Новый год»).
Bakspace, Пробел
19.1023.10
уметь ориентироваться
на клетчатом поле в
направлениях “вверх”,
“вниз”, “вправо”,
“влево”
Введение в логику (25ч.)
применять
инструменты:
карандаш, ластик,
кисть, палитра,
создавать и сохранять
рисунки
вводить информацию в
компьютер с помощью
клавиатуры
определить понятие
“конструирование”,
познакомиться с
конструированием
объектов из типовых
геометрических
элементов
работать с основными
элементами
пользовательского
интерфейса:
использовать меню,
обращаться за
справкой, работать с
окнами (изменять
размеры и перемещать
окна, реагировать на
диалоговые окна)
формировать навыки
работы с
графическими
объектами
компьютера;
развивать
26.1030.10
09.11013.11
16.1120.11
23.1127.11
30.1104.1214
15
16
17
18
19
20
21
Решение задач на
развитие внимания,
логического и
образного мышления.
Понятие
«информация».
Способы представления
и передачи
информации.
Решение задач на
развитие внимания.
Повторение:
информация, способы
получения и передачи
информации.
Решение задач на
развитие внимания.
Множества. Работа на
клавиатуре
Решение задач на
развитие внимания,
памяти, мышления.
Множества. Элементы
логики. Суждение:
истинное и ложное.
Решение задач на
развитие внимания,
памяти, мышления.
Множества. Поиск
«лишнего» предмета в
группе предметов.
Элементы логики.
Сопоставление. Работа
на клавиатуре.
Решение задач на
развитие внимания,
памяти, мышления.
Множества. Выделение
существенного
признака предмета.
Знакомство с
графическим
редактором Paint
Решение задач на
развитие внимания,
памяти, мышления.
произвольное
внимание
понимать и правильно
применять на бытовом
уровне понятий
«информация»,
информационный
объект»
приводить примеры
передачи, хранения и
обработки
информации в
деятельности
человека, в живой
природе, обществе,
технике
уметь приводить
примеры множеств
предметов и
располагать их в
порядке расширения
или в порядке сужения
объема понятий
использовать повороты
при решении
логических задач и при
работе с прикладными
программами
находить общий
признак для группы
предметов
знать панель
инструментов
рисования
07.1211.12
14.1218.12
21.1225.12
28.1231.12
11.0115.11
18.0122.01
25.0129.01
знать основные
функции программы
Paint
01.0205.02Множества. Рисование
в графическом
редакторе Paint.
(Рисунок «Цветы»).
Решение задач на
развитие внимания,
памяти, мышления.
Рисование в
графическом редакторе
Paint. (Рисунок
«Домик»).
Решение логических
задач. Рисование в
графическом редакторе
Paint. (Рисунок
«Слоник»).
Обучаемся, играя.
Игровой урок.
(Программа «Башня
знаний»).
Решение логических
задач. Рисование в
графическом редакторе
Paint. (Рисунок
«Космос»).
Решение логических
задач. Множества.
Рисование в
графическом редакторе
Paint. (Рисунок
«Верба»).
Решение логических
задач. Множества.
Рисование в
графическом редакторе
Paint. (Рисунок
«Цыплёнок»).
Решение логических
задач. Рисование в
графическом редакторе
Paint. (Рисунок
«Дворик»).
Решение логических
задач.
Конструирование.
Рисование в
графическом редакторе
Paint. (Рисунок
«Машина»).
Решение задач на
развитие образного
мышления. Понятие
«Исполнитель».
22
23
24
25
26
27
28
29
30
08.0212.02
применять простейший
графический редактор
для создания и
редактирования
простых рисунков
уметь рисовать в
графическом
редакторе Paint
15.0219.02
уметь управлять
объектами на экране
монитора
уметь рисовать в
графическом
редакторе Paint
22.0226.02
29.0204.03
уметь рисовать в
графическом
редакторе Paint
07.0311.03
уметь рисовать в
графическом
редакторе Paint
14.0318.03
уметь рисовать в
графическом
редакторе Paint
уметь рисовать в
графическом
редакторе Paint
28.0301.04
04.0408.04
11.0415.0431
32
33
34
Решение задач на
развитие образного
мышления. «Пример
исполнителя».
Рисование в
графическом редакторе
Paint. (Рисунок
«Бабочка»).
Обучаемся, играя.
Игровой урок.
(Программа «Башня
знаний»).
Повторение изученного
за год материала.
Резерв
уметь работать с
палитрой
18.0422.04
уметь рисовать в
графическом
редакторе Paint
25.0429.04
02.0506.05
09.0513.05
Перечень учебнометодического обеспечения
1. Основные пособия учителя:
Поурочные разработки занятий курса Тур С. Н., Бокучава Т. П. “Первые шаги в мире
информатики”
Дополнительная учебная литература:
Компактдиск 1 С Образовательная коллекция «Информатика 3 класс».
Компактдиск «Башня знаний».
Компактдиск «Кузя. Новый год».