Рабочая программа

  • Образовательные программы
  • docx
  • 11.09.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Рабочая программа внеурочной деятельности «Тайны русского языка»( 5 класс)разработана в соответствии с требованиями ФГОС ООО для вовлечения учащихся во внеурочную деятельность. Программа стимулирует креативность и творчество учеников. Программа помогает свободное владение русским языком как средством общения в повседневной жизни и учебной деятельности.Рабочая программа внеурочной деятельности «Тайны русского языка» разработана в соответствии с требованиями ФГОС ООО.
Иконка файла материала рабочая программа.docx
Рабочая  программа внеурочной деятельности учащихся «Тайны русского языка» Направление: общекультурное.  Возраст обучающихся: 5 класс.  Пояснительная записка Согласно требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (далее ФГОС ООО) и Стратегии развития образования Ханты­Мансийского автономного округа ­ Югры до 2020 года главной  задачей в рамках перехода к новым образовательным стандартам является создание в образовательном учреждении  условий для вовлечения учащихся в систему внеурочной деятельности. Свободное владение русским языком как  средством общения в повседневной жизни и учебной деятельности может быть достигнуто при комплексном  использовании организационных форм учебной работы по русскому языку – различного типа уроков, факультативных  занятий, внеурочной деятельности, индивидуальных самостоятельных занятий. Программа внеурочной деятельности  должна быть направлена на обеспечение потребностей обучающихся, стимулирование самостоятельности и креативности  в решении учебных задач.  Рабочая программа внеурочной деятельности «Тайны русского языка» разработана в соответствии с требованиями ФГОС  ООО, Стратегии развития образования Ханты­Мансийского автономного округа – Югры, основными идеями и  положениями Концепции духовно­нравственного развития и воспитания личности гражданина России и дополняет  содержание учебной программы по русскому языку и литературе. Данная программа представляет собой адаптированный курс, в основу которого положен курс Трунцевой Т.Н. «К тайнам слова: занимательная лексика и фразеология»,  одобренная Министерством образования и науки Российской Федерации. 2Актуальность программы  Актуальность курса заключается в том, что программа обладает большим воспитательным потенциалом: реализует цели  общекультурного  воспитания, которые являются первостепенной задачей современной образовательной системы и представляют собой  важный компонент социального заказа для образования, решить которые необходимо, используя многоаспектную работу  над художественным словом, речевым развитием учащихся. Значимость данной программы состоит в приобретении  учащимися теоретической и практической базы для анализа языковых норм и формирования у школьников грамотной  выразительной речи.  Словарная работа, направленная на расширение активного словаря детей и на формирование у них умения использовать в  своей речевой практике доступные их возрасту и развитию лексические ресурсы родного языка, должна стать  первоосновой, на которой строятся занятия по русскому языку.  Практическая направленность рабочей программы заключается в том, что её реализация направлена на формирование и развитие универсальных учебных действий, социальной активности; представлений о нравственности, опыте  взаимодействия со сверстниками и взрослыми в соответствии с общепринятыми этическими нормами; на воспитание  эстетического отношения к окружающему миру, умение видеть и понимать прекрасное, потребность выражать себя в  доступных и наиболее привлекательных видах творческой деятельности.  Особенностью данного курса является интегративный межпредметный характер. Он включает в себя сведения  различных образовательных курсов: русского языка, литературы, истории.  Новизна курса заключается в реализации коммуникативно­деятельностного подхода, формирующего всесторонне  развитую личность. Именно внеурочная деятельность создаёт благоприятные условия для удовлетворения  индивидуальных интересов учащихся и для формирования устойчивых умений коммуникации, интериоризации и  интеракции учащихся в творческой и исследовательской деятельности. Практико­ориентированные занятия позволяют  учащимся выйти за рамки учебной литературы, научиться самостоятельно подбирать и анализировать материал,  пользоваться справочной литературой, вступать в коллективный диалог со сверстниками, аргументировать свою точку  зрения юного исследователя, составлять творческую работу по выработанному самостоятельно или в коллективной  проектной деятельности алгоритму. Для активизации познавательной деятельности, интенсификации процесса обучения  используется дидактический материал с текстами русской классической литературы и регионального компонента.  Цель программы – создание деятельностной ситуации для стартовой мотивации обучающихся к изучению  дополнительного предметного 3материала по русскому языку в разделе «Лексика и фразеология»; обо­гащение словарного запаса и формирование  грамотной устной и письменной речи; совершенствование способности применять приобретенные знания, умения и  навыки в процессе речевого общения в учебной деятельности и повседневной жизни.  Задачи программы  Обучающие: развитие интереса к русскому языку как к учебному предмету; углубление знаний, умений, навыков по  лексике и фразеологии русского языка; пробуждение потребности у учащихся к самостоятельной исследовательской и  проектной работе над познанием родного языка; формирование устойчивой мотивации к изучению русского языка;  развитие творчества и обогащение словарного запаса; совершенствование коммуникативной культуры учащихся;  углубление и расширение знаний и представлений о литературном языке.  Воспитывающие: воспитание культуры обращения с книгой; формирование и развитие у учащихся разносторонних  интересов, культуры мышления; воспитание любви и уважения к родному языку, интереса к чтению литературы.  Развивающие: приобщение школьников к самостоятельной исследовательской работе; развитие умения пользоваться  разнообразными словарями; обучение организации личной и коллективной деятельности в работе с книгой.  Занятия по внеурочной деятельности ориентированы на системно­деятельностный и компетентностный подходы в  образовании, основанные на проблемном, личностно ориентированном обучении, сотрудничестве учителя и ученика,  опоры на жизненный опыт учащихся.  Деятельность обучающихся в рамках данной программы базируется на следующих принципах:  научность, связь теории и практики;  принцип учёта возрастных особенностей учащихся;  принцип связи обучения и воспитания с жизнью;  учёт индивидуальных особенностей учащихся;  принцип коммуникативной активности учащихся в практической (творческой, исследовательской) деятельности;  непрерывность образования и воспитания личностных качеств учащихся как механизма обеспечения полноты и  цельности образовательного и воспитательного процесса.  Содержание программы внеурочной деятельности «Тайны русского языка» соответствует целям и задачам основной  образовательной программы основного общего образования, ориентированной на единое пространство учебной и  внеурочной деятельности. Поэтому данный курс будет способствовать формированию, совершенствованию и развитию  метапредметных умений, предусмотренных ФГОС ООО и общеобразовательной школьной программой. 4В соответствии с требованиями ФГОС ООО во внеурочной деятельности реализуются современные образовательные  технологии: информационная технология, технологии проектного и личностно ориентированного обучения. Выбор  технологий обусловлен необходимостью дифференциации и индивидуализации обучения в целях развития универсальных  учебных действий и личностных качеств школьника.  В образовательном процессе используются следующие методы и приёмы: метод творческого чтения, проблемный,  исследовательский метод, дидактические игры, создание ситуаций эмоционально­нравственных переживаний, ситуаций  апперцепции (опоры на жизненный опыт).  Основными формами организации занятий: беседа, дискуссия, практическая самостоятельная работа, ролевая игра,  круглый стол, экскурсия, презентация, проект. Курс предполагает использование коллективной, групповой,  индивидуальной форм работы, сотрудничество с родителями и социальными партнерами. Привлечение социальных  партнеров необходимо для создания системы воспитания, наиболее полно удовлетворяющей интересам государства,  общества, учащихся и их родителей. Это реализуется через организацию совместной деятельности с предприятиями  социокультурного комплекса: городским домом детского творчества (далее ГДДТ), городской библиотекой (экскурсии,  уроки информационной культуры, досуговые мероприятия).  Программа курса внеурочной деятельности «Тайны русского языка» предусматривает использование современных  оценочных средств: тестовые программы testedu, диагностирование и мониторинг обученности (ведение индивидуальных карт учёта достижений каждого обучающегося). Одним из методов оценки личностных результатов обучающихся  является проектная деятельность, интегрирующая в себе проблемный подход, групповые методы работы, рефлексивную  и поисковую деятельность, публичное выступление. Данная работа позволяет учащимся в практической ситуации  демонстрировать полученные знания.  Объектом оценки метапредметных результатов служит сформированность у обучающихся регулятивных,  коммуникативных, познавательных универсальных действий, направленных на анализ познавательной деятельности и  управление ею. Объектом оценки предметных результатов служит способность обучающихся решать познавательные и  практические задачи с использованием средств учебного предмета. Такие результаты должны быть выражены в форме  письменных работ: сочинений­рассуждений, отзывов, рецензий.  Планируемые результаты внеурочной деятельности  Личностные:  •  уважение ценностей семьи, общества;  •  любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;5•  эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;  •  эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать;  •  чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию  собственной речи;  •  интерес к чтению, ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;  •  интерес к письму, созданию собственных текстов, письменной форме общения;  •  интерес к изучению языка;  •  осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.  Метапредметные результаты  Регулятивные УУД  •  способность извлекать информацию из разных источников, включая СМИ, компакт­диски учебного назначения, ресурсы Интернета; свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой;  •  овладение приёмами отбора и систематизации материала на определённую тему; умение вести самостоятельный поиск  информации, её анализ и отбор;  •  способность определять цели предстоящей исследовательской, творческой деятельности (индивидуальной и  коллективной), последовательность действий;  •  работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;  •  в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в  соответствии с этими критериями.  Познавательные УУД:  •  умение перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);  •  умение пользоваться словарями, справочниками;  •  умение осуществлять анализ и синтез;  •  умение устанавливать причинно­следственные связи;•  умение строить рассуждения;  Коммуникативные УУД:  •  умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с разной степенью свёрнутости;  •  умение создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей и жанров с учётом замысла, адресата, ситуации  общения;  6•  способность свободно и правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме;  •  способность принимать участие в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета;  •  способность оценивать свою речь с точки зрения её содержания, языкового оформления.  Место данного курса в базисном учебном плане  Рабочая программа внеурочной деятельности «Тайны русского языка» предназначена для учащихся 5 классов и  учитывает возрастные особенности школьников 11­12 лет. Она может быть использована как в работе педагога с отдельно взятым классом, так и с группой учащихся из разных классов.  Срок реализация программы – 1 год. Курс рассчитан на 35 часов в год (1 занятие в неделю). Продолжительность занятия  40 минут.  Учебно­ тематическ ий план №  п/п  1  Количество  часов  Раздел  Теория  Практика  5  1  4  Введение.  Слово  красит  человека:  речевой  этикет  Слово о  словах  «Что в  имени тебе  моём…»  2  3  35  20  10  3  1  17  9  5  30