Рабочая программа внеурочной деятельности «Тайны русского языка»( 5 класс)разработана в соответствии с требованиями ФГОС ООО для вовлечения учащихся во внеурочную деятельность. Программа стимулирует креативность и творчество учеников. Программа помогает свободное владение русским языком как средством общения в повседневной жизни и учебной деятельности.Рабочая программа внеурочной деятельности «Тайны русского языка» разработана в соответствии с требованиями ФГОС ООО.
Рабочая программа
внеурочной деятельности учащихся
«Тайны русского языка»
Направление: общекультурное.
Возраст обучающихся: 5 класс.
Пояснительная записка
Согласно требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (далее
ФГОС ООО) и Стратегии развития образования ХантыМансийского автономного округа Югры до 2020 года главной
задачей в рамках перехода к новым образовательным стандартам является создание в образовательном учреждении
условий для вовлечения учащихся в систему внеурочной деятельности. Свободное владение русским языком как
средством общения в повседневной жизни и учебной деятельности может быть достигнуто при комплексном
использовании организационных форм учебной работы по русскому языку – различного типа уроков, факультативных
занятий, внеурочной деятельности, индивидуальных самостоятельных занятий. Программа внеурочной деятельности
должна быть направлена на обеспечение потребностей обучающихся, стимулирование самостоятельности и креативности
в решении учебных задач.
Рабочая программа внеурочной деятельности «Тайны русского языка» разработана в соответствии с требованиями ФГОС
ООО, Стратегии развития образования ХантыМансийского автономного округа – Югры, основными идеями и
положениями Концепции духовнонравственного развития и воспитания личности гражданина России и дополняет
содержание учебной программы по русскому языку и литературе. Данная программа представляет собой адаптированный
курс, в основу которого положен курс Трунцевой Т.Н. «К тайнам слова: занимательная лексика и фразеология»,
одобренная Министерством образования и науки Российской Федерации. 2Актуальность программы
Актуальность курса заключается в том, что программа обладает большим воспитательным потенциалом: реализует цели
общекультурного
воспитания, которые являются первостепенной задачей современной образовательной системы и представляют собой
важный компонент социального заказа для образования, решить которые необходимо, используя многоаспектную работу
над художественным словом, речевым развитием учащихся. Значимость данной программы состоит в приобретении
учащимися теоретической и практической базы для анализа языковых норм и формирования у школьников грамотной
выразительной речи.
Словарная работа, направленная на расширение активного словаря детей и на формирование у них умения использовать в
своей речевой практике доступные их возрасту и развитию лексические ресурсы родного языка, должна стать
первоосновой, на которой строятся занятия по русскому языку.
Практическая направленность рабочей программы заключается в том, что её реализация направлена на формирование и
развитие универсальных учебных действий, социальной активности; представлений о нравственности, опыте
взаимодействия со сверстниками и взрослыми в соответствии с общепринятыми этическими нормами; на воспитание
эстетического отношения к окружающему миру, умение видеть и понимать прекрасное, потребность выражать себя в
доступных и наиболее привлекательных видах творческой деятельности.
Особенностью данного курса является интегративный межпредметный характер. Он включает в себя сведения
различных образовательных курсов: русского языка, литературы, истории.
Новизна курса заключается в реализации коммуникативнодеятельностного подхода, формирующего всесторонне
развитую личность. Именно внеурочная деятельность создаёт благоприятные условия для удовлетворения
индивидуальных интересов учащихся и для формирования устойчивых умений коммуникации, интериоризации и
интеракции учащихся в творческой и исследовательской деятельности. Практикоориентированные занятия позволяют
учащимся выйти за рамки учебной литературы, научиться самостоятельно подбирать и анализировать материал,
пользоваться справочной литературой, вступать в коллективный диалог со сверстниками, аргументировать свою точку
зрения юного исследователя, составлять творческую работу по выработанному самостоятельно или в коллективной
проектной деятельности алгоритму. Для активизации познавательной деятельности, интенсификации процесса обучения
используется дидактический материал с текстами русской классической литературы и регионального компонента.
Цель программы – создание деятельностной ситуации для стартовой мотивации обучающихся к изучению
дополнительного предметного 3материала по русскому языку в разделе «Лексика и фразеология»; обогащение словарного запаса и формирование
грамотной устной и письменной речи; совершенствование способности применять приобретенные знания, умения и
навыки в процессе речевого общения в учебной деятельности и повседневной жизни.
Задачи программы
Обучающие: развитие интереса к русскому языку как к учебному предмету; углубление знаний, умений, навыков по
лексике и фразеологии русского языка; пробуждение потребности у учащихся к самостоятельной исследовательской и
проектной работе над познанием родного языка; формирование устойчивой мотивации к изучению русского языка;
развитие творчества и обогащение словарного запаса; совершенствование коммуникативной культуры учащихся;
углубление и расширение знаний и представлений о литературном языке.
Воспитывающие: воспитание культуры обращения с книгой; формирование и развитие у учащихся разносторонних
интересов, культуры мышления; воспитание любви и уважения к родному языку, интереса к чтению литературы.
Развивающие: приобщение школьников к самостоятельной исследовательской работе; развитие умения пользоваться
разнообразными словарями; обучение организации личной и коллективной деятельности в работе с книгой.
Занятия по внеурочной деятельности ориентированы на системнодеятельностный и компетентностный подходы в
образовании, основанные на проблемном, личностно ориентированном обучении, сотрудничестве учителя и ученика,
опоры на жизненный опыт учащихся.
Деятельность обучающихся в рамках данной программы базируется на следующих принципах:
научность, связь теории и практики;
принцип учёта возрастных особенностей учащихся;
принцип связи обучения и воспитания с жизнью;
учёт индивидуальных особенностей учащихся;
принцип коммуникативной активности учащихся в практической (творческой, исследовательской) деятельности;
непрерывность образования и воспитания личностных качеств учащихся как механизма обеспечения полноты и
цельности образовательного и воспитательного процесса.
Содержание программы внеурочной деятельности «Тайны русского языка» соответствует целям и задачам основной
образовательной программы основного общего образования, ориентированной на единое пространство учебной и
внеурочной деятельности. Поэтому данный курс будет способствовать формированию, совершенствованию и развитию
метапредметных умений, предусмотренных ФГОС ООО и общеобразовательной школьной программой. 4В соответствии с требованиями ФГОС ООО во внеурочной деятельности реализуются современные образовательные
технологии: информационная технология, технологии проектного и личностно ориентированного обучения. Выбор
технологий обусловлен необходимостью дифференциации и индивидуализации обучения в целях развития универсальных
учебных действий и личностных качеств школьника.
В образовательном процессе используются следующие методы и приёмы: метод творческого чтения, проблемный,
исследовательский метод, дидактические игры, создание ситуаций эмоциональнонравственных переживаний, ситуаций
апперцепции (опоры на жизненный опыт).
Основными формами организации занятий: беседа, дискуссия, практическая самостоятельная работа, ролевая игра,
круглый стол, экскурсия, презентация, проект. Курс предполагает использование коллективной, групповой,
индивидуальной форм работы, сотрудничество с родителями и социальными партнерами. Привлечение социальных
партнеров необходимо для создания системы воспитания, наиболее полно удовлетворяющей интересам государства,
общества, учащихся и их родителей. Это реализуется через организацию совместной деятельности с предприятиями
социокультурного комплекса: городским домом детского творчества (далее ГДДТ), городской библиотекой (экскурсии,
уроки информационной культуры, досуговые мероприятия).
Программа курса внеурочной деятельности «Тайны русского языка» предусматривает использование современных
оценочных средств: тестовые программы testedu, диагностирование и мониторинг обученности (ведение индивидуальных
карт учёта достижений каждого обучающегося). Одним из методов оценки личностных результатов обучающихся
является проектная деятельность, интегрирующая в себе проблемный подход, групповые методы работы, рефлексивную
и поисковую деятельность, публичное выступление. Данная работа позволяет учащимся в практической ситуации
демонстрировать полученные знания.
Объектом оценки метапредметных результатов служит сформированность у обучающихся регулятивных,
коммуникативных, познавательных универсальных действий, направленных на анализ познавательной деятельности и
управление ею. Объектом оценки предметных результатов служит способность обучающихся решать познавательные и
практические задачи с использованием средств учебного предмета. Такие результаты должны быть выражены в форме
письменных работ: сочиненийрассуждений, отзывов, рецензий.
Планируемые результаты внеурочной деятельности
Личностные:
• уважение ценностей семьи, общества;
• любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;5• эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;
• эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать;
• чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию
собственной речи;
• интерес к чтению, ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;
• интерес к письму, созданию собственных текстов, письменной форме общения;
• интерес к изучению языка;
• осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД
• способность извлекать информацию из разных источников, включая СМИ, компактдиски учебного назначения, ресурсы
Интернета; свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой;
• овладение приёмами отбора и систематизации материала на определённую тему; умение вести самостоятельный поиск
информации, её анализ и отбор;
• способность определять цели предстоящей исследовательской, творческой деятельности (индивидуальной и
коллективной), последовательность действий;
• работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
• в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в
соответствии с этими критериями.
Познавательные УУД:
• умение перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
• умение пользоваться словарями, справочниками;
• умение осуществлять анализ и синтез;
• умение устанавливать причинноследственные связи;• умение строить рассуждения;
Коммуникативные УУД:
• умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с разной степенью свёрнутости;
• умение создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей и жанров с учётом замысла, адресата, ситуации
общения;
6• способность свободно и правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме;
• способность принимать участие в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета;
• способность оценивать свою речь с точки зрения её содержания, языкового оформления.
Место данного курса в базисном учебном плане
Рабочая программа внеурочной деятельности «Тайны русского языка» предназначена для учащихся 5 классов и
учитывает возрастные особенности школьников 1112 лет. Она может быть использована как в работе педагога с отдельно
взятым классом, так и с группой учащихся из разных классов.
Срок реализация программы – 1 год. Курс рассчитан на 35 часов в год (1 занятие в неделю). Продолжительность занятия
40 минут.
Учебно
тематическ
ий план №
п/п
1
Количество
часов
Раздел
Теория
Практика
5
1
4
Введение.
Слово
красит
человека:
речевой
этикет
Слово о
словах
«Что в
имени тебе
моём…»
2
3
35
20
10
3
1
17
9
5
30