Рабочая программа
Оценка 4.8

Рабочая программа

Оценка 4.8
Руководства для учителя
doc
русский язык
4 кл
03.04.2017
Рабочая программа
Предмет "Русский язык" играет важную роль в реализации основных целевых установок начального образования: становлении основ гражданской идентичности и мировоззрения; формировании основ умения учиться и способности к организации своей деятельности; духовно-нравственном развитии и воспитании младших школьников. Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального образования.
программа русский язык 4 класс.doc
Пояснительная записка Рабочая программа по учебному предмету «Русский язык» для 4 класса разработана на основе требований   к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования с учетом программ, включенных в её структуру;   в соответствии с положением о рабочих программах по учебному предмету. Цель:ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и формирование на   этой   основе   знаково­символического   восприятия   и   логического   мышления   учащихся, формирование коммуникативной компетенции учащихся: развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма.  • Задачи: развивать речь, мышление, воображение учащихся, умение выбирать средства языка в  соответствии с целями, задачами и условиями общения; • формироватьу учащихся  представления о системе и структуре русского языка: лексике,  фонетике, графике, орфоэпии, морфемике (состав слова), морфологии и синтаксисе; • формировать навыки культуры речи во всех её проявлениях, умения правильно писать и  • читать, участвовать в диалоге, составлять несложные устные монологические  высказывания и письменные тексты; воспитывать позитивное эмоционально­ценностное отношениек русскому языку, чувство  сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты, пробудить познавательный  интерес к языку, стремление совершенствовать свою речь. Общая характеристика учебного предмета Рабочая программа учебного предмета «Русский язык»включает три основных раздела: «Текст», «Предложение», «Слово». Рабочая программа направлена на формирование у учащихся представлений о языке как явлении национальной культуры и основном средстве человеческого общения, на осознание ими значения русского языка   как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения. Содержание учебного предмета «Русский язык» представлено в рабочей программе как совокупность   понятий,   правил,   сведений,   взаимодействующих   между   собой,   отражающих реально существующую внутреннюю взаимосвязь всех сторон языка: фонетической, лексической, словообразовательной и грамматической (морфологической и синтаксической).                 В   4классе   ведущим   направлением   работы   по   языку   будет   функционально­ синтаксическое. Значительное место уделяется  частям  речи и их существенным  признакам. Учащиеся знакомятся со словоизменением частей речи (склонением  (имен существительных, изменением их по падежам, склонением имен прилагательных, личных местоимений, спряжением глагола, изменением глаголов настоящего и будущего времени по лицам и числам), с новой частью   речи   —   наречием.   На   этом   этапе   начинается   работа   над   формированием   сложных орфографических   навыков   правописания   безударных   падежных   окончаний   имен существительных, имен прилагательных, местоимений (в ознакомительном плане), безударных личных   окончаний   глаголов.   Развивается   умение   анализировать   слово   в   единстве   всех   его сторон:   морфологической, синтаксической.      Совершенствуются и углубляются уже приобретенные в процессе изучения основных единиц языка и речи знания, умения и навыки, формируются навыки культуры речи.  Одновременно учащиеся   получают   и   новые   сведения  о   речи,   тексте,   предложении,   об   однородных   членах предложения, о лексическом значении слова. Продолжается работа со словарями учебника.   словообразовательной,   смысловой,   произносительной, Описание места учебного предмета в учебном плане Учебный предмет «Русский язык»   входит в предметную область «Филология» обязательной части учебного плана  МБОУ «2­Пристанская ООШ» на 2015­2016 учебный год. На изучение учебного предмета «Русский  язык» в 4 классе  отводится  4 часа в неделю  и 1 час из части формируемой участниками образовательного процесса, всего 5 часов в неделю ­ 170 часов в год. Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета Одним из результатов обучения русскому языку является осмысление и присвоение учащимися системы ценностей.  Ценность добра – осознание себя как части мира, в котором люди соединены бесчисленными связями,   в   том   числе   с   помощью   языка;   осознание   постулатов   нравственной   жизни   (будь милосерден, поступай так, как ты хотел бы, чтобы поступали с тобой).  Ценность общения – понимание важности общения как значимой составляющей жизни общества, как одного из основополагающих элементов культуры. Ценность   природы   основывается   на   общечеловеческой   ценности   жизни,   на   осознании   себя частью   природного   мира.   Любовь   к   природе   –   это   и   бережное   отношение   к   ней   как   среде обитания  человека,  и переживание  чувства её  красоты, гармонии,  совершенства.  Воспитание любви и бережного отношения к природе через тексты художественных и научно­популярных произведений литературы. Ценность   красоты   и   гармонии   –   осознание   красоты   и   гармоничности   русского   языка,   его выразительных возможностей. Ценность истины – осознание ценности научного познания как части культуры человечества, проникновения   в   суть   явлений,   понимания   закономерностей,   лежащих   в   основе   социальных явлений; приоритетности знания, установления истины, самого познания как ценности. Ценность   семьи.   Понимание   важности   семьи   в   жизни   человека;   осознание   своих   корней; формирование   эмоционально­позитивного   отношения   к   семье,   взаимной ответственности, уважение к старшим, их нравственным идеалам. Ценность   труда   и   творчества   –   осознание   роли   труда   в   жизни   человека,   развитие организованности,   целеустремлённости,   ответственности,   самостоятельности,   ценностного отношения к труду в целом и к литературному труду, творчеству. Ценность   гражданственности   и   патриотизма   –   осознание   себя   как   члена   общества,   народа, представителя страны, государства; чувство ответственности за настоящее и будущее своего языка; интерес к своей стране: её истории, языку, культуре, её жизни и её народу. Ценность человечества – осознание себя не только гражданином России, но и частью мирового сообщества,   для   существования   и   прогресса   которого   необходимы   мир,   сотрудничество, толерантность, уважение к многообразию иных культур и языков. В   процессе   изучения   русского   языка   у   учащихся   формируется   позитивное   эмоционально­ ценностное   отношение   к   русскому   языку,   стремление   к   его   грамотному   использованию, понимание   того,   что   правильная   устная   и   письменная   речь   являются   показателем   общей культуры человека.    близким, Планируемые результаты освоения учебного предмета. Личностные результаты: • Формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России; осознание своей этнической и национальной принадлежности, формирование ценностей многонационального   российского   общества;   становление   гуманистических   и демократических ценностных ориентации. • Принятие   и   освоение   социальной   роли   учащегося,   развитие   мотивов   учебной деятельности и формирование личностного смысла учения. • Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств. • Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками различных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций. • Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий. • Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов. Метапредметные результаты: • Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности,  поиска средств её осуществления. • Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в  соответствии с поставленной задачей и условиями к реализации, определять наиболее  эффективные способы достижения результата. • Использование знаково­символических средств представления информации. • Активное использование речевых средств и средств для решения коммуникативных и  познавательных задач. • Использование различных способов поиска (в справочных источниках), сбора, обработки,  анализа, организации, передачи и интерпретации Информации. • Умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования  (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета  «Русский язык». • Формирование   умения   планировать,   контролировать   и   оценивать   учебные   действия   в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата. • Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования  различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценки событий. Предметные результаты: Учащиеся должны знать / понимать: изученныечасти речи, их признаки и определения; однородные члены предложения, их признаки. орфографически и каллиграфически правильно списывать и писать под диктовку текст (70—85   слов),   включающий   все   изученные   орфограммы   по   программе   начальной школы; проверять написанное; производить   звуко­буквенный   разбор   слов   типа  школьный,  сливки,   народ,   ружьё,   ель, морковь; производить разбор по составу (находить в слове окончание, выделять корень, приставку, суффикс) слов типа позвонить, смелость, лимонный, подсказка, заморский, пообедали; производить разбор слова как части речи: начальная форма, род, склонение, падеж, число имен   существительных;  начальная   форма,   род,   падеж,   число   имен   прилагательных; начальная   (неопределенная)   форма,   спряжение,   число,   время,  лицо   (в   настоящем   и будущем времени), род (в прошедшем времени) глаголов; начальная форма, падеж, лицо, число, род (в 3­м лице единственного числа) местоимений; производить   синтаксический   разбор   простого   предложения,   предложения   с однородными членами; определять тему текста, его основную мысль, автором  прямо не сформулированную, подбирать заголовок к тексту, делить текст на части, составлять план текста; определять тип текста (повествование, описание, рассуждение); использовать эти типы текстов в речи; писать   изложение   и   сочинение   (60—75   слов)   повествовательного   текста   с   элементами описания и рассуждения по  коллективно или самостоятельно составленному плану под руководством учителя; • • • • • • • • • • в   соответствии   с   правилами   культуры   общения   выражать  просьбу,   благодарность, извинение, отказ, приглашение, поздравление. Содержание учебного предмета, курса. Лексика, фонетика, грамматика, правописание и развитие речи.  Повторение Наша   речь   и   наш   язык.  Текст   и   его   признаки.   Тема,   основная   мысль,  заголовок   текста. Построение   (композиция)   текста.   Связь  между   частями   текста.   План.   Типы   текста (повествование, описание, рассуждение, смешанный текст). Предложение   как   единица   речи.  Виды  предложений  по цели высказывания  и интонации. Знаки   препинания   в   конце   предложений.   Диалог.   Обращение.  Знаки   препинания   в предложениях с обращением в начале, середине, конце предложения (общее представление).   Составление предложений с обращением.   Основа предложения. Главные и второстепенные члены предложения.   Словосочетание. Вычленение из предложения основы и словосочетаний.   Разбор предложения по членам предложения. Предложение     Однородные   члены   предложения   (общее   представление).  Предложения   с   однородными членами без союзов. Интонация перечисления, запятая при перечислении. Предложения  с однородными  членами,  связанными  союзами и  (без  перечисления),   а,   но.   Интонация,   знаки препинания при однородных членах с союзами и, а, но. Составление и запись предложений с однородными членами с союзами и без союзов.        Простые и сложные предложения (общее представление). Знаки препинания в сложных предложениях. Сложное предложение и предложение с однородными членами. Слово в языке и речи Лексическое   значение   слова.   Однозначные  и   многозначные   слова.   Прямое   и   переносное значения слов. Синонимы, антонимы, омонимы. Устаревшие и новые слова.  Заимствованные слова.   Устойчивые   сочетания   слов   (фразеологизмы).   Ознакомление   со   словарем иностранных слов учебника. Формирование умения правильно выбирать слова для  выражения мысли в соответствии с типом   текста   и   видами   речи.Работа   с   лингвистическими   словарями: (толковым,синонимов,антонимов,омонимов,фразеологизмов).Наблюдениенад изобразительно­выразительными   средствами   языка.Состав   слова.Значимые   части слова.Различие однокоренных слов и различных форм одного того же слова. Правописание приставок и суффиксов, разделительных твердого (ъ) и мягкого (ь) знаков. Обобщение знаний о   частях   речи   (имя  существительное,   имя   прилагательное,   глагол,   имя   числительное, местоимение, предлог),деление частей речи на самостоятельные и служебные. Наречие как часть   речи     вопросы.Роль   наречий   в предложении(второстепенный член предложения). Имя существительное    существительных и в распознавании падежей. Несклоняемые имена существительные.         Основные   тины   склонения   имен   существительных   (общее   представление).   Первое склонение имен существительных и упражнение в распознавании имен существительных 1­го склонения.   Второе   склонение   имен   существительных   и   упражнение   в   распознавании   имен существительных  2­го склонения.   3­е   склонение   имен   существительных   и   упражнение  в распознавании имен существительных 3­го склонения.     Склонение   имен   существительных   (повторение).   Развитие   навыка   в   склонении   имен (общее   представление),   значение, Правописание безударных падежных окончаний имен существительных 1, 2 и 3­го склонения в  единственном  числе  (кроме имен существительных  на ­мя, ­ий,  ­ие,  ­ия). Ознакомление со способами   проверки   безударных   падежных   окончаний   имен   существительных   (общее представление).   Развитие   навыка   правописания   безударных   падежных   окончаний  имен существительных 1, 2 и 3­го склонения в единственном числе в каждом из падежей. Упражнение в употреблении падежных форм имен существительных с предлогом и без предлога в речи (пришёл из школы, из магазина, с вокзала; работать в магазине, на почте; гордиться товарищем, гордость за товарища; слушать музыку, прислушиваться к музыке).        Склонение имен существительных во множественном числе. Развитие навыка правописания окончаний имен существительных во множественном числе. Формирование умений образовывать формы   именительного   и   родительного   падежей   множественного   числа  (инженеры,   учителя, директора; урожай помидоров, яблок)и правильно употреблять их в речи.Морфологический разбор имён существительных.    Имя прилагательное        Имя прилагательное как часть речи. Связь имен прилагательных с именем существительным. Упражнение   в   распознавании   имен   прилагательных   по   общему   лексическому  значению,   в изменении имен прилагательных по числам  в единственном числе по родам, в правописании родовых окончаний.           Склонение   имен   прилагательных   (кроме   прилагательных   с   основой   на   шипящий   и оканчивающихся на  ­ья, ­ье, ­ов,  ­ин). Способы проверки правописания безударных падежных окончаний имен прилагательных (общее представление).     Склонение имен прилагательных в мужском и среднем роде в единственном числе. Развитие навыка правописания падежных окончаний имен прилагательных мужского и среднего  рода  в единственном числе.            Склонение имен прилагательных в женском роде в единственном числе. Развитие навыка правописания падежных окончаний имен прилагательных женского рода в единственном числе.     Склонение и правописание имен прилагательных во множественном числе. Личные местоимение        Местоимение   как   часть   речи.   Личные   местоимения   1,   2   и  3­го   лица   единственного   и множественного   числа.   Склонение   личных   местоимений   с   предлогами   и   без   предлогов. Раздельное   написание   предлогов   с   местоимениями  (к   тебе,  у   тебя,   к   ним).  Развитие навыка правописания падежных форм личных местоимений в косвенных падежах (тебя, меня, его,   её,   у   него,   с   нею).  Упражнение   в   правильном   употреблении   местоимений   в   речи. Использование местоимений как одного из средств связи предложений в тексте. Глагол          Глагол   как  часть   речи.   Упражнение   в   распознавании  глаголов   по   общему   лексическому значению, в изменении глаголов по временам и числам, глаголов прошедшего времени по родам в единственном числе.          Неопределенная  форма глагола (особенности данной  формы). Образование временных форм   от   неопределенной  формы   глагола.   Возвратные   глаголы   (общее   представление). Правописание возвратных глаголов в неопределенной форме.         Изменение   глаголов   по   лицам   и   числам   в   настоящем   и  будущем   времени   (спряжение). Развитие   умения   изменять  глаголы   в   настоящем   и   будущем   времени   по   лицам   и   числам, распознавать лицо и число глаголов. Правописание мягкого знака (ь) в окончаниях глаголов 2­ го лица единственного числа после шипящих.         Глаголы  I  и  II  спряжения   (общее   представление).   Глаголы­исключения.   Правописание безударных   личных   окончаний   глаголов   в   настоящем   и   будущем   времени.   Распознавание возвратных  глаголов   в  3­м  лице   и  в  неопределенной  форме   по   вопросам   (что   делает? умывается,  что   делать?  умываться).  Правописание   буквосочетаний   ­тсяв возвратных Составление   небольшого   рассказа   с   элементами   описания  и   рассуждения   с   учетом глаголах   в   3­м   лице   и  ­тьсяв   возвратных   глаголах   неопределенной   формы   (общее представление).        Правописание глаголов в прошедшем времени. Правописание родовых окончаний глаголов в прошедшем времени, правописание суффиксов глаголов в прошедшем времени (видеть — видел, слышать — слышал)       Употребление   в   речи   глаголов   в   прямом   и   переносном  значении,   глаголов­синонимов, глаголов­антонимов.   Развитие   умения   правильно   употреблять   при   глаголах   имена   су­ ществительные   в   нужных   падежах   с   предлогами   и   без   предлогов  (тревожиться   за   отца, беспокоиться об отце, любоваться закатом, смотреть на закат). Развитие речи          Речь и ее значение в речевой практике человека. Место  и роль речи в общении между людьми.   Зависимость   речи   от  речевой   ситуации.  Текст.   Текст,   основная   мысль,   заголовок. Построение  (композиция)   текста.   План.   Составление   плана   к   изложению  и   сочинению (коллективно   и   самостоятельно).   Связь   между  предложениями   в   тексте,   частями   текста. Структура текста­повествования, текста­описания, текста­рассуждения.   разновидностей речи (о случае из жизни, об экскурсии, наблюдениях и др.).          Изложение. Изложение (подробное, сжатое) текста по  коллективно или самостоятельно составленному плану.         Использование   при   создании   текста   изобразительно­выразительных   средств   (эпитетов, сравнений, олицетворений), глаголов­синонимов, прилагательных­синонимов, существительных­ синонимов и др.   Сочинения   (устные   и   письменные)   по   сюжетному   рисунку,   серии   сюжетных   рисунков, демонстрационной  картине,   по   заданной   теме   и   собственному   выбору   темы  с предварительной   коллективной   подготовкой   под   руководством   учителя   либо   без   помощи учителя.      Речевая этика: слова приветствия, прощания, благодарности, просьбы; слова, используемые при извинении и отказе. Повторение изученного Слова с непроверяемыми написаниями Автомобиль, агроном, адрес, аллея, аппетит, багаж, беседа, библиотека, билет, богатство, ботинки, вагон, везде, вокзал, впереди, вчера, газета, гореть, горизонт, двадцать, двенадцать, директор, ещё, железо, завтра, здесь, издалека,  инженер, календарь, каникулы, кастрюля, километр,  командир, комбайн, корабль, космонавт, костёр, костюм, лучше, медленно, металл, назад, налево, направо, оборона,   одиннадцать,  пассажир,   пейзаж,   победа,   портрет,   правительство,   председатель,. прекрасный, путешествие, расстояние, салют, самолёт. сверкать, сверху, свитер, свобода, сегодня, сейчас, семена, сеялка.слева, снизу, справа, тарелка, телефон, теперь, тепловоз, хлебороб, хозяин, хозяйство, человек, шестнадцать, шофёр, экскурсия, электричество, электровоз, электростанция. Тематическое планирование с указанием количества часов отводимых на освоение каждой темы. № п/п Раздел/тема Повторение  Наша речь и наш язык Язык и речь. Формулы вежливости. Текст и его план. 1 2 3 Кол­во  часов     11 ч 1 1 1 Основные виды учебной деятельности  Анализировать высказывания о русском  языке. 4 5 6 7 8 9 10 Р/р Обучающее изложение. Типы текстов. Предложение как единица речи. Виды предложений по цели  высказывания и по интонации. Диалог. Обращение. Основа предложения. Главные и  второстепенные члены предложения. Стартовая контрольная работа. 1 1 1 1 1 1 1 Высказываться о значении «волшебных»  слов в речевом общении, использовать их в  речи. Составлять текст (о речи или о языке) по  выбранной пословице. Составлять (совместно со сверстниками)  текст по рисунку с включением в него  диалога  Определять тему и главную мысль текста. 11 Словосочетание. 1 Подбирать заголовок к тексту. Соотносить заголовок и текст. Выделять части текста и обосновывать  правильность их выделения. Составлять план текста. Комплексная работа над структурой  текста: озаглавливание, корректирование  порядка предложений и частей текста  (абзацев). Работать с памяткой «Как подготовиться к  изложению». Самостоятельно подготовиться к  написанию изложения.  Подробно излагать содержание  повествовательного текста и оценивать  правильность написанного  Сравнивать между собой разные типы  текстов: повествование, описание,  рассуждение. Сопоставлять тексты разного стиля. Работать с памяткой «Как подготовиться к  составлению повествовательного текста». Сочинять рассказ в соответствии с  выбранной темой  Составлять из каждой группы слов  предложение. Классифицировать предложения по цели  высказывания. Обосновывать использование знаков  препинания в конце предложений и знака  тире в диалогической речи. Составлять предложения, различные по  цели высказывания и по интонации. Соблюдать в устной речи логическое  (смысловое) ударение и интонацию конца  предложения  Находить в предложении обращения в  начале, середине, конце. Составлять предложения с обращением. Выделять обращения на письме  Устанавливать при помощи смысловых  вопросов связь между словами в  предложении. Выделять главные члены предложения и  объяснять способы нахождения главных  членов предложения. Различать главные и второстепенные члены  предложения  Моделировать предложения. Работать с памяткой «Разбор предложения  по членам». Предложение 12 Представление о предложениях с   однородными членами Связь однородных членов в  предложении с помощью интонации  перечисления. Знаки препинания в предложениях с  однородными членами. Р/р Сочинение по картине И. И.  Левитана «Золота осень». Предложения с однородными  членами без союзов и союзами и,а,но. Простые и сложные предложения.  Связь между простыми  предложениями в составе сложного. Простое предложение с однородными членами и сложные предложения. Р/р Обучающее изложение. Диктант по теме «Предложение». 13 14 15 16 17 18 19 20 Слово в языке и речи Слово и его лексическое значение. 21 22 Многозначные слова. Заимствованные слова. Устаревшие слова. 9ч 1 1 1 1 1 1 1 1 1 19ч 1 1 Распознавать предложения с однородными  членами, находить их в тексте. Определять, каким членом предложения  являются однородные члены. Распознавать однородные второстепенные  члены, имеющие при себе пояснительные  слова. Соблюдать интонацию перечисления в  предложениях с однородными членами  Анализировать таблицу «Однородные  члены предложения» и составлять по ней  сообщение  Составлять предложения с однородными  членами без союзов и с союзами (и, а, но). Объяснять выбор нужного союза в  предложении с однородными членами. Продолжать ряд однородных членов  Обосновывать постановку запятых в  предложениях с однородными членами . Оценивать текст с точки зрения  пунктуационной правильности. Составлять рассказ по репродукции  картины И.И. Левитана «Золотая осень» и  данному плану  Сравнивать простые и сложные  предложения. Выделять в сложном предложении его  основы  Различать простое предложение с  однородными членами и сложное  предложение. Ставить запятые между простыми  предложениями, входящими в состав  сложного Наблюдать над союзами, соединяющими  части сложного предложения. Ставить запятые между простыми  предложениями, входящими в состав  сложного. Оценивать результаты выполненного  задания «Проверь себя» по учебнику. Письменно передавать содержание  повествовательного текста по  самостоятельно составленному плану  Анализировать высказывания о русском  языке. Синонимы. Антонимы и омонимы. 23 24 Фразеологизмы. Обобщение знаний о  25­ 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38   и   приставок лексических группах слов. Состав слова. Распознавание  значимых частей слова.  Разбор слова по составу Правописание гласных и согласных в корнях слов. Правописание гласных и согласных в значимых   частях   слова,   удвоенных согласных в словах. Правописание суффиксов. Разделительные твёрдый и мягкий  знаки. Р/р Обучающее изложение Части речи, деление частей речи на  самостоятельные и служебные. Склонение   имен   существительных   и имен прилагательных. Имя числительное. Глагол.  Наречие как часть речи. Правописание наречий. Р/р Сочинение­отзыв по картине В.М. Васнецова «Иван­царевич на Сером  волке»  1 1 2 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Выявлять слова, значение которых требует  уточнения. Объяснять принцип построения толкового  словаря. Определять (выписывать) значение слова,  пользуясь толковым словарём (сначала с  помощью учителя, затем самостоятельно). Составлять собственные толковые  словарики, внося в них слова, значение  которых ранее было неизвестно. Оценивать уместность использования слов  в тексте, выбирать из ряда предложенных  слова для успешного решения  коммуникативной задачи  Распознавать многозначные слова, слова в  прямом и переносном значениях. Работать с таблицей слов, пришедших к  нам из других языков. Работать с лингвистическими словарями  учебника (толковым, синонимов,  антонимов, омонимов), находить в них  нужную информацию о слове. Подбирать к слову синонимы, антонимы. Контролировать уместность использования слов в предложениях, находить случаи  неудачного выбора слова, корректировать  обнаруженные ошибки, подбирая наиболее  точный синоним. Работать со словарём фразеологизмов  учебника, находить в нём нужную  информацию о слове. 39 Диктант по теме «Части речи». 1                  Имя существительное 40 Распознавание падежей имен  существительных.  Упражнение в распознавание падежей неодушевленных имен  существительных. 41 41 ч 1 1 Наблюдать над изобразительно­ выразительными средствами языка  (словами, употреблёнными в переносном  значении, значениями фразеологизмов),  составлять текст по рисунку и  фразеологизму  Различать однокоренные слова и формы  одного и того же слова, синонимы и  однокоренные слова, однокоренные слова и слова с омонимичными корнями  Работать с памяткой «Разбор слова по  составу».  Анализировать заданную схему слова и  подбирать слова заданного состава.  Анализировать текст с целью нахождения  в нём однокоренных слов, слов с  определёнными суффиксами и  приставками. Моделировать слова  Работатьс таблицей «Правописание  гласных и согласных в корне сло­ ва»,устанавливатьсходство и различия в  способах проверки гласных и согласных в  корне слова.Устанавливать наличие в сло­ вах изученных орфограмм,обосновыватьих  написание.Использоватьалгоритм при­ менения орфографического правила при  обосновании написания слова.Контроли­ роватьправильность записи слов и текста с  изучаемыми орфограммами.Оценивать  результаты своей деятельности Находить наречия среди данных слов в  тексте.  Анализировать грамматические признаки  наречия.  Определять роль наречий в предложении и  тексте Классифицировать наречия по  значению и вопросам. Образовывать наречия от имён  прилагательных Классифицировать наречия по значению и  вопросам. Различать имена существительные,  определять признаки, присущие имени  существительному. Изменять имена существительные по  падежам 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 Упражнение в распознавание падежей одушевленных имен  существительных. Упражнение в распознавание падежей имен существительных. Повторение сведений о падежах.  Несклоняемые имена  существительные Три склонения имён  существительных. 1­е склонение имён существительных  Упражнение в распознавание имен  существительных 1­го склонения. Р/р Сочинение по картине А.А.  Пластова «Первый снег».  2­склонение имен существительных. Упражнение в распознавание имен  существительных 2­го склонения. 3­е склонение имён существительных  Упражнение в распознавание имен  существительных 3­го склонения. Типы склонения. Алгоритм  определения склонения имени  существительного. Р/р Обучающее изложение. Падежные окончания имен  существительных единственного  числа 1, 2, 3 – го склонения. Способы проверки безударных  падежных окончаний имён  существительных  Именительный и винительный падежи Правописание окончаний имен  существительных в родительном  падеже.  Именительный, родительный и  винительный падежи одушевлённых  имён существительных  Дательный падеж  Упражнение в правописании  окончаний имен существительных в  родительном и дательном падежах.  Упражнение в правописании  окончаний имен существительных в  родительном и дательном падежах.  Творительный падеж  Упражнение в правописании  окончаний имен существительных в  творительном падеже  1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Различать падежные и смысловые  (синтаксические) вопросы. Различать имена существительные в  начальной и косвенной формах  Определять падеж имени  существительного, пользуясь памяткой. Выделять особенности именительного  падежа имени существительного: в  предложении является подлежащим. Различать именительный и винительный  падежи  Соблюдать нормы употребления в речи  неизменяемых имён существительных  Определять принадлежность имён  существительных к 1­му склонению и  обосновывать правильность определения.  Подбирать примеры существительных 1­го  склонения  Определять принадлежность имён  существительных ко 2­му склонению и  обосновывать правильность определения,  подбирать примеры существительных 2­го  склонения. Определять принадлежность имён  существительных к 3­му склонению и  обосновывать правильность определения,  подбирать примеры существительных 3­го  склонения. Классифицировать имена существительные разных склонений: находить их сходство и  различие. Составлять текст­отзыв по репродукции  картины художника В.А. Тропинина  «Кружевница»  Устанавливать наличие в именах  существительных безударного падежного  окончания и определять способ его  проверки. Анализировать разные способы проверки  безударного падежного окончания и  выбирать нужный способ проверки при  написании слова  Называть признаки, по которым можно  определить именительный и винительный  падежи имени существительного. Распознавать винительный падеж, в  котором употреблено имя  существительное, по падежному вопросу и  предлогу. Устанавливать, какими членами 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 Предложный падеж  Упражнение в правописании  окончаний имен существительных в  предложном падеже  Правописание безударных окончаний  имен существительных во всех  падежах. Упражнение в правописании  безударных падежных окончаний  имён существительных  Упражнение в правописании  безударных падежных окончаний  имён существительных  Р/р Сочинение по картине В. А.  Тропинина «Кружевница». Диктант по теме «Правописание  безударных падежных окончаний  имен существительных в  единственном числе». Работа над ошибками. Повторение. Склонение имён существительных во  множественном числе Именительный падеж имен  существительных во множественном  числе. Родительный падеж имен  существительных во множественном  числе. Родительный и винительный падежи  множественного числа Дательный, творительный,  предложный падежи множественного  числа  Р/р Обучающее изложение. Правописание падежных окончаний  имен существительных в  единственном и множественном числе Диктант за первое полугодие. Работа над ошибками. Проверочная  работа. 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 предложения являются имена  существительные в именительном и  винительном падежах  Называть признаки, по которым можно  определить родительный падеж имени  существительного. Проверять написание безударного  окончания имени существительного в  родительном падеже. Распознавать родительный и винительный  падежи одушевлённых имён  существительных 2­го склонения  Определять падеж имени  существительного. Контролировать правильность записи в  тексте имён существительных с  безударными окончаниями  Сопоставлять формы имён  существительных, имеющих окончания е и  и. Обосновывать написание безударного  падежного окончания. Контролировать правильность записи в  тексте имён существительных с  безударными окончаниями, находить и  исправлять ошибки  Называть признаки, по которым можно  определить дательный падеж имени  существительного. Ставить имена существительные в форму  дательного падежа. Называть признаки, по которым можно  определить творительный падеж имени  существительного. Использовать правило при написании имён  существительных в творительном падеже,  оканчивающихся на шипящий и ц Называть признаки, по которым можно  определить предложный падеж имени  существительного. 80 Проект «Говорите правильно!» 1                     Имя прилагательное 81 82 83 Имя прилагательное как часть речи.  Род и число имён прилагательных  Р/р. Сочинение описание по личным  наблюдениям на тему «Моя любимая  игрушка» Склонение имен прилагательных Р/р. Составление текста­рассуждения по картине В. А. Серова «Мика  Морозов»  Склонение имён прилагательных. Склонение имён прилагательных  мужского и среднего рода в  единственном числе  84 85 86 87 31 ч 1 1 1 1 1 1 1 Сопоставлять формы имён  существительных, имеющих окончания е и  и Писать правильно буквы е и и в окончаниях имён существительных единственного  числа  Указывать падеж и склонение имён  существительных  Составлять из пары слов словосочетания,  употребив имена существительные в  родительном, дательном или предложном  падежах с предлогом  Составлять   и   записывать   словосочетания, употребляя   имена   существительные   с предлогом  Объяснять написание пропущенных  падежных окончаний имён  существительных  Работать с текстом: осмысленно читать,  отвечать на вопросы к тексту, определять  тип текста, тему и главную мысль,  подбирать заголовок, самостоятельно  составлять план, подробно излагать  содержание по самостоятельно  составленному плану. Проверять письменную работу (изложение)  Контролировать правильность записи  текста, находить неправильно написанные  слова и исправлять ошибки  Доказывать, что имена существительные  употреблены во множественном числе. Обосновывать написание безударного  падежного окончания имён  существительных во множественном числе. Определять границы предложений   Находить имена прилагательные среди  других слов и в тексте. Подбирать к данному имени  существительному максимальное  количество имён прилагательных. Образовывать имена прилагательные при  помощи суффиксов  Определять род и число имён  прилагательных. Изменять имена прилагательные по числам, по родам (в единственном числе). Согласовывать форму имени  прилагательного с формой имени 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 Склонение имён прилагательных  мужского и среднего рода в  единственном числе  Склонение имён прилагательных  мужского и среднего рода в  единственном числе  Именительный, винительный,  родительный падежи. Творительный и предложный падежи  имён прилагательных мужского и  среднего рода  Правописание падежных окончаний  имён прилагательных мужского и  среднего рода  Выборочное изложение описательного текста. Правописание падежных окончаний  имён прилагательных мужского и  среднего рода  Склонение имен прилагательных  женского рода. Именительный и винительный падежи имён прилагательных женского рода  Родительный, дательный,  творительный и предложный падежи  имён прилагательных женского рода  Винительный и творительный падежи  имен прилагательных женского рода. Упражнение в правописание  падежных окончаний имён  прилагательных  Р/р. Изложение описательного текста. Упражнение в правописание  падежных окончаний имён  прилагательных  Склонение имён прилагательных во  множественном числе. Р/р. Сочинение­отзыв по картине Н.К. Рериха «Заморские гости» Именительный и винительный падежи имён прилагательных  множественного числа  Родительный и предложный падежи  имён прилагательных  множественного числа  Дательный и творительный падежи  имён прилагательных  множественного числа. 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 существительного при составлении  словосочетаний «имя существительное +  имя прилагательное»  Работать с памяткой «Как подготовиться к  составлению описательного текста».  Сочинять текст о любимой игрушке  Находить в сказке имена прилагательные и  определять их роль  Изменять имена прилагательные по  падежам (кроме прилагательных на –ий,­ ья, ­ов, ­ин). Работать с памяткой «Как определять  падеж имён прилагательных». Определять падеж имён прилагательных и  обосновывать правильность его  определения  Работать с памяткой «Как подготовиться к  составлению текста­рассуждения». Составлять текст­рассуждение о своём  впечатлении от картины  Сравнивать падежные окончания имён  прилагательных мужского и среднего рода  по таблице  Работать с памяткой «Как правильно  написать безударное падежное окончание  имени прилагательного в единственном  числе». Определять способ проверки и написания  безударного падежного окончания имени  прилагательного. Анализировать разные способы проверки  безударного падежного окончания имени  прилагательного и выбирать наиболее  рациональный способ проверки для имени  прилагательного  Определять и обосновывать написание  безударного падежного окончания имён  прилагательных мужского, женского и  среднего рода в падежах, проверять  правильность написанного  Сравнивать падежные окончания имён  прилагательных женского рода по таблице  Записывать текст по памяти. Сравнивать падежные окончания имён  прилагательных во множественном числе.  Изменять имена прилагательные  множественного числа по падежам 107 108 109 110 111 Обобщение по теме «Имя  прилагательное». Р/р. Сочинение по картине И.Э.  Грабаря «Февральская лазурь» Обобщение знаний об имени  прилагательном  Диктант по теме «Имя  прилагательное». Работа над ошибками. Повторение. Личные местоимения 112 Местоимение как часть речи. 113 114 Личные местоимения.  Склонение личных местоимений 1­го  и 2­го лица по падежам.  Склонение личных местоимений 3­го  лица по падежам.  Изменение личных местоимений по  падежам.  Р/р. Изложение повествовательного  текста Обобщение по теме «Обобщение». 115 116 117 118 119 120 Диктант по теме «Местоимение». Работа над ошибками. Повторение. 1 1 1 1 1 9 ч 1 1 1 1 1 1 1 1 Определять и обосновывать написание  безударного падежного окончания имён  прилагательных множественного числа,  оценивать правильность написанного. Контролировать правильность записи в  тексте имён прилагательных с безударными окончаниями   Определять последовательность действий  при разборе имени прилагательного как  части речи по заданному алгоритму,  обосновывать правильность выделения  изученных признаков имени  прилагательного  Находить местоимения среди других  частей речи. Определять наличие в тексте местоимений  Называть лицо, число, род у личных  местоимений 3­го лица. Работать с таблицами склонений личных  местоимений; изменять личные  местоимения по падежам. Различать начальную и косвенные формы  личных местоимений  Определять падеж личных местоимений,  употреблённых в косвенной форме. Оценивать уместность употребления  местоимений в тексте, заменять  повторяющиеся в тексте имена  существительные соответствующими  местоимениями. Составлять небольшие тексты­диалоги,  оценивать правильность употребления в  них местоимений  Раздельно писать предлоги с  местоимениями. Редактировать текст, в котором  неправильно употреблены формы  местоимений. Устанавливать наличие в словах­ местоимениях орфограмм и обосновывать  написание местоимений, употреблённых в  формах косвенных падежей. Выполнять разбор личного местоимения  как части речи, пользуясь алгоритмом,  данным в учебнике. Глагол Глагол как часть речи (повторение)  121 32 ч 1 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 Изменение глаголов по временам  Неопределённая форма глагола  Неопределённая форма глагола  Изменение глаголов по временам  Р/р. Изложение повествовательного  текста.  Спряжение глаголов.  Спряжение глаголов.  2­е лицо глаголов единственного  числа настоящего и будущего  времени  Р/р. Сочинение по картине И.И.  Левитана «Весна. Большая вода»  ΙΙ  спряжения глаголов. Ι  и  Спряжение глаголов в настоящем  времени  132 Спряжение глаголов в будущем  133 134­ 136 времени  Ι  и  Наши проекты. ΙΙ  спряжения глаголов. Правописание безударных личных  окончаний глаголов в настоящем и  будущем времени. 137 Упражнение в распознавании  спряжения глаголов по  неопределенной форме  138 Личные окончания глаголов I и  IIспряжений   Правописание –тся и –ться в  возвратных глаголах. Закрепление изученного. 139­ 140 141 142 Правописание глаголов в прошедшем  времени   143 Правописание родовых окончаний  глаголов в прошедшем  времени   144 Правописание безударного суффикса  145 в глаголах прошедшего времени.   Р/р. Изложение повествовательного  текста. 146 Диктант по теме «Глагол».  147 148­ 149 Работа над ошибками. Повторение. Обобщение по теме «Глагол». 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 3 1 1 2 1 1 1 1 1 1 1 2 Различать глаголы среди других слов в  тексте  Определять изученные грамматические  признаки глаголов (число, время, роль в  предложении)  Трансформировать текст, изменяя время  глагола. Изменять глаголы прошедшего времени по  родам в единственном числе  Различать неопределённую форму глагола  среди других форм глагола и отличать её  от омонимичных имён существительных  (знать, печь). Различать глаголы, отвечающие на  определённый вопрос  Образовывать от глаголов в  неопределённой форме временные формы  глагола  Образовывать глаголы при помощи  приставок и суффиксов. Ставить вопросы к глаголам в  неопределённой форме и  классифицировать глаголы, отвечающие на  вопросы: «что делать?» и «что сделать?»  Анализировать текст, отбирать содержание для выборочного изложения, составлять  план предстоящего текста, выбирать  опорные слова. Подробно излагать повествовательный  текст по самостоятельно составленному  плану. Оценивать правильность содержания,  структуры написанного текста и  использования в нём языковых средств  Изменять глаголы в настоящем и будущем  времени по лицам и числам. Определять лицо и число глаголов. Выделять личные окончания глаголов. Определить роль мягкого знака (ь) в  окончаниях глаголов 2­го лица  единственного числа в настоящем и  будущем времени (­ешь, ­ишь). Использовать правило при написании  глаголов 2­го лица единственного числа в  настоящем и будущем времени  Писать сочинение на основе анализа  искусствоведческого текста и репродукции картины 150 Р/р. Изложение повествовательного  текста. 151 Проверочная работа по теме  «Глагол». 152 Повторение. Морфологический  разбор глагола. 1 1 1 Повторение Язык. Речь. Текст. 153 18 ч 1 Работать с таблицами спряжений глаголов  в будущем (простом и сложном) времени;  наблюдать над написанием личных  окончаний в глаголах I и II спряжений. Группировать найденные в тексте глаголы,  записывая их в соответствующий столбец  таблицы «I и II спряжение глаголов»  Определять спряжение глаголов  Работать с памяткой определения  безударного личного окончания глагола по  неопределённой форме. Моделировать в процессе коллективной  работы алгоритм определения спряжения  глаголов с безударными личными  окончаниями. Обсуждать последовательность действий  при выборе личного окончания глагола  Обосновывать правильность написания  безударного личного окончания глагола  Устанавливать наличие в глаголах  орфограмм, доказывать правильность их  написания. Узнавать возвратные глаголы среди других  форм глагола.  Правильно произносить и писать  возвратные глаголы. Отличать возвратные глаголы,  употреблённые в неопределённой форме от глаголов 3­го лица единственного и  множественного числа настоящего и  будущего времени  Отличать возвратные глаголы,  употреблённые в неопределённой форме от глаголов 3­го лица единственного и  множественного числа настоящего и  будущего времени  Работать с текстом: составлять текст,  определять тип текста, тему, главную  мысль, части текста; составлять план,  выписать из каждой части глаголы;  письменно излагать содержание текста с  опорой на выписанные опорные слова  (глаголы)  Определять и образовывать формы  глаголов в прошедшем времени. Обосновывать правильность написания  родовых окончаний глаголов 154­ 156 157 158 159­ 161 162 163­ 164 165 166 167 168 169 170 Предложение и словосочетание. Лексическое значение слова.  Р/р. Сочинение по картине И. И.  Шишкина «Рожь». Состав слова. Орфограммы в значимых частях  слова  Части речи.  Р/р. Изложение повествовательного  текста  Части речи.  Итоговый контрольный диктант.  Работа над ошибками. Повторение. Звуки и буквы. Обобщение знаний по курсу «Русский язык». 3 1 1 3 1 2 1 1 1 1 1 1 Анализировать не пунктированный текст,  выделять в нём предложения. Разбирать предложение по членам. Классифицировать предложения по цели  высказывания и по интонации  Применять свои знания для выполнения  итоговой работы  Знание всех орфограмм, изученных в 4  классе  Работать с текстом: составлять текст,  определять тип текста, тему, главную  мысль, части текста; составлять план,  выписать из каждой части глаголы;  письменно излагать содержание текста с  опорой на выписанные опорные слова Соотносить результат проведённого  самоконтроля с целями, поставленными  при изучении темы, оценивать их и делать  выводы. Приводить примеры всех  орфограмм, изученных в 1­4 классах  Оценивать результаты освоения тем,  проявить личностную заинтересованность в приобретении и расширении знаний и  способов действий  Применять свои знания для выполнения  заданий  Описание материально­ технического обеспечения образовательной деятельности. o Дмитриева О.И. Поурочные разработки по русскому языку к учебному комплексу Канакина В. П., Горецкий В.Г. – М.: Вако, 2014. o Канакина, В. П. Русский язык. Рабочие программы. 1–4 классы [Текст] : пособие для учителей общеобразоват. учреждений / В. П. Канакина, В. Г. Горецкий, М. В. Бойкина, М. Н. Дементьева, Н. А. Стефаненко. – М. : Просвещение, 2011. o Канакина,   В.   П.   Русский   язык.   4   класс   [Текст]   :   учеб.для   общеобразоват. учреждений : в 2 ч. / В. П. Канакина, В. Г. Горецкий. – М. : Просвещение, 2012. o  Канакина, В. П. Русский язык. Рабочая тетрадь. 4 класс [Текст] : пособие для учащихся   общеобразоват.   учреждений   :   в   2   ч.   /   В.   П.   Канакина.   –   М.   : Просвещение, 2012. o Канакина,   В.   П.   Русский   язык.   Методические   рекомендации.   4   класс.   –   М.   : Просвещение, 2014. o Канакина   В.   П.,   Щёголева   Г.С.   Русский   язык.   Сборник   диктантов   и самостоятельных работ 1­4 классы. – М. : Просвещение, 2012. Дополнительная литература. o Бахметьева И.А. Дружок. Правила по русскому языку. o Бетенькова Н.М. Орфография и грамматика в рифмах 1­4 кл. o Балашова И.К. Сборник диктантов. o Волина В. Учимся играя. o Волина В. Почему мы так говорим. Занимательный фразеологический словарь. o Городилова В.И., Кудрявцева М.З. Сборник упражнений по исправлению недостатков  письма и чтения. o Голубь В.Т. Сборник диктантов. 1­4 классы. o Дьячкова Г.Т.  Сочинение и изложение. 2 – 4  кл. o Жиренко О.Е., Полещук В.Ф., Обухова А.А. Тренажер по русскому языку для начальной  школы. Пословицы и поговорки. o Игнатьева Т.В. Тикунова Л.И. Контрольные, проверочные и творческие работы по  русскому языку. o Леонович Е.Н. Учимся говорить и писать. o Львов М.Р. Словарик синонимов и антонимов. o Петленко Л.В. Краткий справочник по русскому языку. o Рик Т. Здравствуй, дядюшка  Глагол. o Ситников В.П. Орфографический словарь современного русского языка. o Тихомирова Е.М. Тесты по русскому языку. o Узорова О.В., Нефедова Е.А. Правила и упражнения по русскому языку. o Шклярова Т.В. Памятки 1­5 классы.  o Шклярова Т.В. Словарь трудностей русского языка. o Шклярова Т.В. Сборник самостоятельных работ. Вставь букву. o Шклярова Т.В. Сборник самостоятельных работ. Найди ошибку. o Штоль А. Русский язык в таблицах. Орфография и пунктуация. o Е.В. Юрова. 250 упражнений для развития устной речи. o Е.В. Юрова. 200 упражнений для развития письменной речи. Электронные ресурсы. o В.И. Даль. Толковый словарь живого великорусского языка для детей. o Русский язык 1­4 классы. Упражнения­игры, живая книжка. o Демонстрационные таблицы. o Русский язык  3 – 4 кл. (дидактический и раздаточный материал) Печатные пособия o Словари по русскому языку: толковый, фразеологизмов, орфографический.    o Комплект таблиц для начальной школы  по русскому языку. Календарно­тематическое планирование по русскому языку № п/п 1 2 Тема Повторение  Наша речь и наш язык Язык и речь. Формулы вежливости. Кол­во часов     11 ч 1 1 Приложение №1 Дата проведения 10 11 Предложение 12 13 3 4 5 6 7 8 9 14 15 16 17 18 19 20 30 31 32 33 34 35 36 37 Текст и его план. Р/р Обучающее изложение. Типы текстов. Предложение как единица речи. Виды предложений по цели высказывания и по интонации. Диалог. Обращение. Основа предложения. Главные и второстепенные члены  предложения. Стартовая контрольная работа. Словосочетание. Представление о предложениях с  однородными членами Связь однородных членов в предложении с помощью интонации  перечисления.  Знаки препинания в предложениях с однородными членами. Р/р Сочинение по картине И. И. Левитана «Золота осень». Предложения с однородными членами без союзов и союзами и, а,  но. Простые и сложные предложения. Связь между простыми  предложениями в составе сложного. Простое предложение с однородными членами и сложные  предложения.  Р/р Обучающее изложение. Диктант по теме «Предложение». Слово в языке и речи Синонимы. Антонимы и омонимы.  Слово и его лексическое значение.  Состав слова. Распознавание значимых частей слова. 21 22 Многозначные слова. Заимствованные слова. Устаревшие слова. 23 24 Фразеологизмы. Обобщение знаний о лексических группах слов. 25­ 26 27 28 29  Разбор слова по составу Правописание гласных и согласных в корнях слов. Правописание   гласных   и   согласных   в   значимых   частях   слова, удвоенных согласных в словах. Правописание приставок и суффиксов. Разделительные твёрдый и мягкий знаки. Р/р Обучающее изложение Части речи, деление частей речи на самостоятельные и служебные. Склонение имен существительных и имен прилагательных. Имя числительное. Глагол.  Наречие как часть речи. Правописание наречий. 1 1 1 1 1 1 1 1 1 9ч 1 1 1 1 1 1 1 1 1 19ч 1 1 1 1 2 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 38 Р/р Сочинение­отзыв по картине В.М. Васнецова «Иван­царевич на  Сером волке»  Диктант по теме «Части речи». 39                  Имя существительное 40 41 Распознавание падежей имен существительных.  Упражнение в распознавание падежей неодушевленных имен  существительных. Упражнение в распознавание падежей одушевленных имен  существительных. Упражнение в распознавание падежей имен существительных. Повторение сведений о падежах. Несклоняемые имена  существительные Три склонения имён существительных. 1­е склонение имён  существительных  Упражнение в распознавание имен существительных 1­го  склонения. Р/р Сочинение по картине А.А. Пластова «Первый снег».  2­склонение имен существительных. Упражнение в распознавание имен существительных 2­го  склонения. 3­е склонение имён существительных  Упражнение в распознавание имен существительных 3­го  склонения. Типы склонения. Алгоритм определения склонения имени  существительного. Р/р Обучающее изложение. Падежные окончания имен существительных единственного числа  1, 2, 3 – го склонения. Способы проверки безударных падежных окончаний имён  существительных  Именительный и винительный падежи  Правописание окончаний имен существительных в родительном  падеже.  Именительный, родительный и винительный падежи одушевлённых имён существительных  Дательный падеж  Упражнение в правописании окончаний имен существительных в  родительном и дательном падежах.  Упражнение в правописании окончаний имен существительных в  родительном и дательном падежах.  Творительный падеж  Упражнение в правописании окончаний имен существительных в  творительном падеже  Предложный падеж  Упражнение в правописании окончаний имен существительных в  предложном падеже  Правописание безударных окончаний имен существительных во  всех падежах. 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 1 1 41 ч 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 78 79 80                     Имя прилагательное 81 82 83 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 Упражнение в правописании безударных падежных окончаний  имён существительных  Упражнение в правописании безударных падежных окончаний  имён существительных  Р/р Сочинение по картине В. А. Тропинина «Кружевница». Диктант по теме «Правописание безударных падежных окончаний  имен существительных в единственном числе». Работа над ошибками. Повторение. Склонение имён существительных во множественном числе Именительный падеж имен существительных во множественном  числе. Родительный падеж имен существительных во множественном  числе. Родительный и винительный падежи множественного числа Дательный, творительный, предложный падежи множественного  числа  Р/р Обучающее изложение. Правописание падежных окончаний имен существительных в  единственном и множественном числе Диктант за первое полугодие. Работа над ошибками. Проверочная работа. Проект «Говорите правильно!» Имя прилагательное как часть речи.  Род и число имён прилагательных  Р/р. Сочинение описание по личным наблюдениям на тему «Моя  любимая игрушка» Склонение имен прилагательных Р/р. Составление текста­рассуждения по картине В. А. Серова  «Мика Морозов»  Склонение имён прилагательных. Склонение имён прилагательных мужского и среднего рода в  единственном числе  Склонение имён прилагательных мужского и среднего рода в  единственном числе  Склонение имён прилагательных мужского и среднего рода в  единственном числе  Именительный, винительный, родительный падежи. Творительный и предложный падежи имён прилагательных  мужского и среднего рода  Правописание падежных окончаний имён прилагательных  мужского и среднего рода  Выборочное изложение описательного текста. Правописание падежных окончаний имён прилагательных  мужского и среднего рода  Склонение имен прилагательных женского рода. Именительный и винительный падежи имён прилагательных  женского рода  1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 31 ч 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 Родительный, дательный, творительный и предложный падежи  имён прилагательных женского рода  Винительный и творительный падежи имен прилагательных  женского рода. Упражнение в правописание падежных окончаний имён  прилагательных  Р/р. Изложение описательного текста. Упражнение в правописание падежных окончаний имён  прилагательных  Склонение имён прилагательных во множественном числе. Р/р. Сочинение­отзыв по картине Н.К. Рериха «Заморские гости» Именительный и винительный падежи имён прилагательных  множественного числа  Родительный и предложный падежи имён прилагательных  множественного числа  Дательный и творительный падежи имён прилагательных  множественного числа. Обобщение по теме «Имя прилагательное». Р/р. Сочинение по картине И.Э. Грабаря «Февральская лазурь» Обобщение знаний об имени прилагательном  Диктант по теме «Имя прилагательное». Работа над ошибками. Повторение. Личные местоимения 112 Местоимение как часть речи. 113 114 115 116 117 118 119 120 Личные местоимения.  Склонение личных местоимений 1­го и 2­го лица по падежам.  Склонение личных местоимений 3­го лица по падежам.  Изменение личных местоимений по падежам.  Р/р. Изложение повествовательного текста Обобщение по теме «Местоимение». Диктант по теме «Местоимение». Работа над ошибками. Повторение. Глагол Глагол как часть речи (повторение)  Изменение глаголов по временам  Неопределённая форма глагола  Неопределённая форма глагола  Изменение глаголов по временам  Р/р. Изложение повествовательного текста.  Спряжение глаголов.  Спряжение глаголов.  2­е лицо глаголов единственного числа настоящего и будущего  времени  Р/р. Сочинение по картине И.И. Левитана «Весна. Большая вода»  Ι  и  времени   спряжения глаголов. Спряжение глаголов в настоящем  121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 ΙΙ 132 Спряжение глаголов в будущем времени  133  спряжения глаголов. Наши проекты. Ι  и  ΙΙ 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 9 ч 1 1 1 1 1 1 1 1 32 ч 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Правописание безударных личных окончаний глаголов в  настоящем и будущем времени. 134­ 136 137 Упражнение в распознавании спряжения глаголов по  неопределенной форме.  Правописание –тся и –ться в возвратных глаголах. 138 Личные окончания глаголов I и II спряжений   139­ 140 141 142 Правописание глаголов в прошедшем  времени   143 Правописание родовых окончаний глаголов в прошедшем  времени  144 Правописание безударного суффикса в глаголах прошедшего  Закрепление изученного. времени.   Р/р. Изложение повествовательного текста. Работа над ошибками. Повторение. Обобщение по теме «Глагол». 145 146 Диктант по теме «Глагол».  147 148­ 149 150 151 Проверочная работа по теме «Глагол». 152 Повторение. Морфологический разбор глагола. Р/р. Изложение повествовательного текста. Повторение Язык. Речь. Текст. Предложение и словосочетание. Лексическое значение слова.  Р/р. Сочинение по картине И. И. Шишкина «Рожь». Состав слова. Орфограммы в значимых частях слова  Части речи.  Р/р. Изложение повествовательного текста  Части речи.  Итоговый контрольный диктант.  Работа над ошибками. Повторение. Звуки и буквы. Обобщение знаний по курсу «Русский язык».  153 154­ 156 157 158 159­ 161 162 163­ 164 165 166 167 168 169 170 3 1 1 2 1 1 1 1 1 1 1 2 1 1 1 18 ч 1 3 1 1 3 1 2 1 1 1 1 1 1

Рабочая программа

Рабочая программа

Рабочая программа

Рабочая программа

Рабочая программа

Рабочая программа

Рабочая программа

Рабочая программа

Рабочая программа

Рабочая программа

Рабочая программа

Рабочая программа

Рабочая программа

Рабочая программа

Рабочая программа

Рабочая программа

Рабочая программа

Рабочая программа

Рабочая программа

Рабочая программа

Рабочая программа

Рабочая программа

Рабочая программа

Рабочая программа

Рабочая программа

Рабочая программа

Рабочая программа

Рабочая программа

Рабочая программа

Рабочая программа

Рабочая программа

Рабочая программа

Рабочая программа

Рабочая программа

Рабочая программа

Рабочая программа

Рабочая программа

Рабочая программа

Рабочая программа

Рабочая программа

Рабочая программа

Рабочая программа

Рабочая программа

Рабочая программа

Рабочая программа

Рабочая программа

Рабочая программа

Рабочая программа

Рабочая программа

Рабочая программа
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
03.04.2017