Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа п.Модин»
Озинского района Саратовской области
«Рассмотрено» Руководитель ШМО __________/Мыльникова С.Т. Протокол № ____ от «___»_________2016г.
|
«Согласовано» Заместитель директора по УВР МОУ «СОШ п.Модин » ____________/Рябинина Л.А./ «___»____________2016 г.
|
«Утверждено» Директор МОУ «СОШ п. Модин » ____________/Сармина А.Е./ Приказ № _____ от «___»___________2016 г.
|
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учителя
Каирсапиевой Асель Амержановны
по краеведению
5 класс
Рассмотрено на заседании педагогического совета
протокол № __ от «_31_» августа 2016г.
2016 - 2017 учебный год
Пояснительная записка
Литературно-этнографический курс «Культура народов Поволжья» Программа для 5 класса (35 ч, 1 ч в неделю)
Саратовская земля не мыслима без Волги. В каком бы районе области ни жили наши земляки, все они с гордостью называют себя волжанами.
Предлагаемый курс отличается от традиционного курса литературы. Специфика его — двойственная природа, соединение литературы как искусства слова с этнографией. Поэтому курс сохраняет среди своих целей развитие художественного вкуса и воспитание читателей, с другой стороны, предполагает углубление представлений о Саратовском Поволжье и людях его населяющих.
Необходимость введения курса «Культура народов Поволжья» продиктована следующими факторами. В нашей области живут представители разных национальностей: русские, татары, чуваши, мордва, немцы, украинцы, казахи. Эти народы издавна проживают рядом друг с другом, их культуры постоянно взаимодействуют, сохраняя при этом неповторимый национальный колорит. Данный курс будет включать в себя фольклорные произведения разных народов Поволжья, а также этнографические сведения о национальных костюмах, особенностях жилища, некоторых интересных обычаях.
Целью курса «Культура народов Поволжья» является формирование у учащихся представления о богатой народной культуре данного региона, знакомство с этнографией и фольклором народов, населяющих Саратовскую область. Этот курс призван сформировать одну из ключевых компетенций — толерантность, которая означает уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего края, форм самовыражения и способов проявления человеческой индивидуальности.
Главная цель вводимого курса — пробуждение и углубление чувства любви к своей малой родине, чувства своего кровного родства с ее прошлым и настоящим. Для достижения этой цели выдвигаются конкретные задачи:
· Просветительская (приобщение к истории культуры и устному народному творчеству народов Саратовского Поволжья)
· Агитационная (увлечь школьников пафосом литературно-краеведческого поиска)
· Эстетическая (раскрыть школьникам богатство мира и образов сказаний и легенд народов Поволжья)
· Лингво-коммуникативная (обогатить устную и письменную речь школьников
· Обучающая (овладение начальными навыками музейно-экскурсионной работы, библиографического описания, классификации печатных и рукописных материалов.
Материал для осмысления подбирается из сборников сказаний и легенд народов, живущих на Волге. Богатый материал представлен в книге «Мифы древней Волги. Мифы, легенды, сказания, быт и обычаи народов, обитавших берега великой реки с древнейших времен до наших дней» (Саратов: «Надежда», 1996). Нами отобраны в отдельный сборник сказания и легенды народов, населяющих Саратовскую область.
В центре занятий находится работа по изучению быта, обычаев и произведений фольклора какого-либо поволжского народа, отрабатываются теоретические понятия, раскрываемые на материале изучаемых произведений. Используются в работе также и термины, характеризующие краеведческую сторону курса.
Проведение факультатива предполагает сочетание различных видов деятельности школьника и учителя.
1. Учебная:
1) классная работа (уроки различных типов, в том числе лекции, проведение литературно-краеведческих викторин, олимпиад, элементы фольклорного и литературно-
краеведческого театра, заочные путешествия по Саратовской земле с использованием литературной карты)
2) внеклассная работа с книгой (чтение и изучение легенд и сказаний; поиск материала в словарях и справочной литературе, энциклопедиях; использование периодических изданий, их классификация и т.д.)
3) развитие устной и письменной речи(классное и внеклассное), формирование богатой, интонационно и лексически насыщенной речи, основанной на знании истории и бытия народа, отдельного человека.
Формы работы: устное изложение своих впечатлений, текстов легенд и сказаний, сочинения разных жанров и форм и т.д.
2. Эвристическая (участие в читательских конференциях, экскурсиях в музеи областного и районного города).
3. Творческая (выпуск специальных стенных газет, бюллетеней, альманахов, инсценирование сказок и легенд, проведение литературно-краеведческих вечеров, подготовка заметок и статей в стенные газеты, в местные и областные газеты. подготовка докладов, работа над проектами).
Курс связан с родственными учебными дисциплинами — основным курсом литературы, курсом русского языка, отечественной истории, географии.
Учебно –тематический план
№ п.п |
Содержание программного материала
|
Количество часов |
Формы контроля |
||
Контрольные работы |
Проверочные работы |
Практические и творческие работы |
|||
1 |
Введение |
2 |
|
|
|
2 |
Предания волгарей |
2 |
|
|
|
3 |
Топонимика |
2 |
|
|
|
4 |
Моя родословная |
1 |
|
|
|
5 |
Обитатели Древней Волги |
2 |
|
|
|
6 |
Сербы |
2 |
|
|
|
7 |
Татары |
2 |
|
|
|
8 |
Чуваши |
2 |
|
|
|
9 |
Мордва |
2 |
|
|
|
10 |
Русские |
2 |
|
|
|
11 |
Немцы |
2 |
|
|
|
12 |
Казахи |
2 |
|
|
|
13 |
Украинцы |
2 |
|
|
|
14 |
Калмыки |
2 |
|
|
|
15
|
. Создание итогового проекта «Мы разные, но мы вместе — Россия» или подготовка фольклорного праздника.
|
|
|
|
3 |
16
|
Защита проекта или фольклорный праздник
|
|
|
|
2 |
17 |
Экскурсии.
|
|
|
|
3 |
|
Итого:
|
35 часов |
|
|
|
Календарно-тематическое планирование
№ п.п |
Наименование разделов и тем
|
Количество часов |
Дата проведения |
|
план |
факт |
|||
1.
|
Введение. Программа «Культура народов Поволжья» |
2 |
07.09 |
|
|
Предания волгарей .
|
2 |
|
|
2 |
Легенды и предания о великой русской реке. |
1 |
14.09 |
|
3 |
Сколько названий у Волги? Предания , записанные М.Ежовым. |
1 |
21.09 |
|
|
Топонимика |
2 |
|
|
4 |
Что изучает топонимика? Район, область , где мы живем. |
1 |
28.09 |
|
5 |
Произведения о родном городе, селе, районе. Экскурсия по селу. |
1 |
05.10 |
|
|
Моя родословная |
1 |
|
|
6 |
Принципы и правила составления родословной. Практическое занятие. |
1 |
12.10 |
|
|
Обитатели Древней Волги |
2 |
|
|
7 |
Народы, жившие на Волге в глубокой древности. Легенды, предания |
1 |
19.10 |
|
8 |
Литературно-изобразительный проект «Мы на карте области» |
1 |
26.10 |
|
|
Сербы |
2 |
|
|
9 |
Сербы на Волге. Историческая справка. Интересные обычаи. |
1 |
16.11 |
|
10 |
Сербские сказки .Сюжеты и герои. Построение сказок. |
1 |
23.11 |
|
|
Татары |
2 |
|
|
11 |
Татары на Волге. Историческая справка. Интересные обычаи. |
1 |
30.11 |
|
12 |
Творческая работа. «Народы разные, а мораль…» |
1 |
07.12 |
|
|
Чуваши |
2 |
|
|
13 |
Чуваши на Волге. Историческая справка. Интересные обычаи |
1 |
14.12 |
|
14 |
Чувашские мифологические персонажи. Краеведческий музей районного центра Новые Бурасы |
1 |
21.12 |
|
|
Мордва |
2 |
|
|
15 |
Историческая справка. Интересные обычаи. Устройство дома. |
1 |
11.01 |
|
16 |
Творческая работа . Сочинение мифа о происхождении города, поселка, деревни , где проживает школьник. |
1 |
18.01 |
|
|
Русские |
2 |
|
|
17 |
Историческая справка. Интересные обычаи. Этикет гостеприимства. |
1 |
25.01 |
|
18 |
Обрядовая поэзия «Утесы над Волгой», «Наказание Волги», «Казань». |
1 |
01.02 |
|
|
Немцы |
2 |
|
|
19 |
Историческая справка. Интересные обычаи. Национальный костюм, кухня. |
1 |
08.02 |
|
20 |
Как немцы на Волгу попали. Из истории немцев Поволжья. |
1 |
15.02 |
|
|
Казахи |
2 |
|
|
21 |
Быт и обычаи казахского народа в сказаниях и легендах. |
1 |
22.02 |
|
22 |
Волжские просторы в легендах казахского народа. |
1 |
01.03 |
|
|
Украинцы |
2 |
|
|
23 |
« Откуда есть пошла украинская земля?» Обычаи и быт малороссов. |
1 |
08.03 |
|
24 |
Обрядовая поэзия. «Иван –да- Марья». Сочинение сказки |
1 |
15.03 |
|
|
Калмыки |
2 |
|
|
25 |
Историческая справка. Интересные обычаи. |
1 |
22.03 |
|
26 |
Легенды и предания калмыков. |
1 |
05.04 |
|
|
. Создание итогового проекта «Мы разные, но мы вместе — Россия» или подготовка фольклорного праздника.
|
3 |
|
|
27 |
Инсценирование сказок, представление национальных костюмов., блюд. |
1 |
12.05 |
|
28 |
Викторина на знание сказок, пословиц, поговорок, загадок. |
1 |
19.05 |
|
29 |
Урок-концерт .«Мы разные, но мы вместе — Россия». |
1 |
26.05 |
|
|
Защита проекта или фольклорный праздник |
2 |
|
|
30 |
Защита проектов |
1 |
03.05 |
|
31 |
Защита проектов |
1 |
10.05 |
|
|
Экскурсии.
|
3 |
|
|
32 |
Виртуальная экскурсия в краеведческий музей г.Маркса |
1 |
17.05 |
|
33 |
Виртуальная экскурсия в краеведческий музей г.Энгельса. |
1 |
24.05 |
|
34 |
Экскурсия в Озинский краеведческий музей |
1 |
31.05 |
|
|
Итого: |
35 часа |
|
|
Содержание тем учебного курса
Тема 1. Введение (1 час)
Знакомство с целями и задачами курса, предметом изучения этнографии и фольклора. Народы, проживающие на берегах Волги сегодня. Специфика местности (краткий обзор географического положения, растительного и животного мира).
Крупные города, края, автономии.
Фольклор как форма познания и эстетического восприятия окружающего мира. Знакомство с жанрами. Мифы, легенды, предания, сказания. Пословицы и поговорки. Страшилки. Дразнилки. Былички. Сказки.
Тема 2. Предания волгарей (2 часа)
Мы родом с Волги. Легенды и предания о великой русской реке. Сколько названий у Волги? Что такое Среднее Поволжье? Предания, записанные М. Ежовым, — «Как вас прозывают», «Первый силач Волги», «Машинист», «Лоцман», В.Н. Марохиным — «Городецкие мастера», «Про Никитушку Ломова», «Медвежий парад», «Потайное подземелье», Г. Шенеманом — «Пароход на лугу» (по выбору учителя). Возможно использование других преданий, имеющихся у учителя.
«Ковыли» — легенда о происхождении ковыля. Структура легенды. Использование языковых средств для создания образа.
Творческая работа. Создание легенды о происхождении растения, произрастающего в вашей местности.
Тема 3. Топонимика (2 часа)
Что изучает топонимика? Район, область, где мы живём. Короткий исторический экскурс в историю населённого пункта, в котором проживают учащиеся, области, в которой находится населённый пункт. Место моей семьи в истории родного края и на карте области. Предания о родном городе. Литературные произведения о родном городе.
Творческая работа. Предание, сказание, легенда, миф о происхождении города, в котором живёшь.
Экскурсии:
1) Экскурсия по улицам города «О чём рассказывают названия улиц и районов населённого пункта?»
2) Экскурсия в местный краеведческий музей «История города».
3) Экскурсия в областной краеведческий музей (если есть такая возможность).
Тема 4. Моя родословная (1 час)
Принципы и правила составления родословной. Практическое занятие.
Творческая работа. Моя родословная (с привлечением иллюстративного материала, собранного ребятами в семье, характерного для каждого поколения). Выступления учащихся (по желанию).
Тема 5. Обитатели Древней Волги (2 часа)
Народы, жившие на Волге в глубокой древности. Легенды, предания.
«Скифы и персидский царь Дарий», «Аттила», «Дочь булгарского хана», «Князь Святослав и хазарское иго». Народы района, в котором проживает школьник. Предания и легенды о народах, проживающих в вашем крае.
Творческая работа. Литературно-изобразительный проект «Мы на карте области» (оформление мини-карты в сопровождении с литературными цитатами о народностях, заселяющих область, район).
Тема 6. Сербы (2 часа)
Сербы на Волге. Историческая справка. Интересные обычаи. Устройство дома. Этикет гостеприимства. Этикет семейной жизни. Национальный костюм. Национальная кухня. Календарно-праздничный цикл.
Сербские сказки. Сюжеты и герои. Построение сказок. Особенности манеры их исполнения. Нравственные идеалы в сказках. «Кто не работает, тот не ест», «Правда и кривда», «Рубаха счастливого человека», «Сливы за сор», «Счастье и ум», «Век живи — век учись».
Творческая работа. Образ автора сербских сказок (сочинение-коллаж из цитат сербских сказок).
Тема 7. Татары (2 часа)
Татары на Волге. Историческая справка. Интересные обычаи. Устройство дома. Этикет гостеприимства. Этикет семейной жизни. Национальный костюм. Национальная кухня. Календарно-праздничный цикл.
Нравственные идеалы, утверждаемых в сказках, легендах, преданиях. Отражение действительности в легендах и сказках. «С Амура-батюшки на Волгу-матушку», « Мудрый старик», «С ремеслом не пропадешь, а без ремесла дня не проживешь», «Завещание», «Предание о Казани», «Правда спасает, а неправда подводит», «О кривой берёзе».
Творческая работа. «Народы разные, а мораль…» (сочинение на основе анализа сказок «Правда и кривда» и «Правда спасает, а неправда подводит»).
Экскурсии:
1) Возможна экскурсия на раскопки в районе Увека и в областной краеведческий музей на выставку, рассказывающую об Увеке.
2) Возможна экскурсия в школы татарских сёл, изучающих историю своего народа (Усть-Уза, Татаро-Пакаевка).
Тема 8. Чуваши(2 часа)
Чуваши на Волге. Историческая справка. Интересные обычаи. Устройство дома. Этикет гостеприимства. Этикет семейной жизни. Национальный костюм. Национальная кухня. Календарно-праздничный цикл.
Быт и обычаи в чувашских мифах и легендах. Мифы как форма познания и эстетического восприятия мира. Яркость поэтического представления об окружающей природе. Отражение действительности в мифах.
Чувашские мифологические персонажи. Улып-Великан. «Земля Улыпа», «Гора Чабырлы», «Что сильнее всего на свете», «Мост Азамата», «Отчего ласточка двухвостая», «Почему сосна и ель вечно зелёные», «Как ловили луну».
Экскурсии
Возможна экскурсия в краеведческий музей районного центра Новые Бурасы.
Творческая работа. Сочинение мифа о каком-либо явлении природы, характерном для нашей местности.
Тема 9. Мордва (2 часа)
Историческая справка. Интересные обычаи. Устройство дома. Этикет гостеприимства. Этикет семейной жизни. Национальный костюм. Национальная кухня. Календарно-праздничный цикл.
Быт и обычаи в мифах и легендах мордвы. Средства художественной выразительности. Герои. Сюжеты. «Волга-Рав и Каспий», «Сыре-Варда», «Благодарный медведь», «Ехал по Волге князь Мурза», «Алтырь и Инсар», «Как кузнец соседа подковал».
Творческая работа. Сочинение мифа о происхождении города, посёлка, деревни района, в котором проживает школьник (обязательное условие — учитывать исторические факты).
Экскурсии. Возможна экскурсия в школы мордовских сёл, изучающих историю своего народа (Ново-Захаркино, Савкино).
Тема 10. Русские (2часа)
Историческая справка. Интересные обычаи. Устройство дома. Этикет гостеприимства. Этикет семейной жизни. Национальный костюм. Национальная кухня. Календарно-праздничный цикл.
Что значит быть русским? Быт и обычаи, история страны в преданиях княжеской Руси. Обрядовая поэзия. «Утёсы над Волгой», «Наказание Волги», «Казань», «Русланушка», «Про град Китеж», «Легенды о граде Китеже», «Воцарение Ивана Грозного», «Свеча».
Творческая работа. Сочинение о происхождении русского народа (жанр выбирают учащиеся).
Тема 11. Немцы (2часа)
Историческая справка. Интересные обычаи. Устройство дома. Этикет гостеприимства. Этикет семейной жизни. Национальный костюм. Национальная кухня. Календарно-праздничный цикл.
Немецкие колонии на Волге. Б.Пильняк «Немецкая история». Роль фольклорных вставок в произведении. Сказания о немцах Поволжья. Сказки «Госпожа Метелица», «Червячок и скворец».
Творческая работа. Как немцы на Волгу попали (жанр выбирают учащиеся).
Экскурсии.
1. Экскурсия в областной краеведческий музей на выставку «Из истории немцев Поволжья».
2. Возможна экскурсия в краеведческий музей города Маркса, Энгельса.
Тема 12. Казахи (2часа)
Быт и обычаи казахского народа в сказаниях и легендах. Сюжет, герои. «Сказания об орлах», легенда о Ер-Каптагае, сказка «Мастер Али».
Творческая работа. Волжские просторы в легендах казахского народа. Возможно сочинение «О чём поёт ветер?» (жанр выбирают учащиеся, обосновывая свой выбор).
Тема 13. Украинцы (2часа)
«Откуда есть пошла украинская земля?» Обычаи и быт малороссов. Обрядовая поэзия. «Иван-да-Марья».
Творческая работа. Сочинение сказки.
Тема 14. Калмыки (2часа)
Историческая справка. Интересные обычаи. Устройство дома. Этикет гостеприимства. Этикет семейной жизни. Национальный костюм. Национальная кухня. Календарно-праздничный цикл.
Легенды и предания калмыков. «Почему комар жалобно поет», «Сказка о родном крае», «Лотос», «Как ленивый старик работать стал», «Три мудреца».
Тема 15. Создание итогового проекта
«Мы разные, но мы вместе — Россия»
или подготовка фольклорного праздника. (3часа)
Инсценирование сказок, представление национальных костюмов (элементов национальных костюмов), национальных блюд, конкурсы, викторины на знание сказок, пословиц, поговорок. Отгадывание загадок и т.д.
Тема 16. Защита проекта или фольклорный праздник (2часа)
Тема 17. Резерв (желательно использовать на экскурсии) (4часа)
Перечень учебно –методического обеспечения
1. Программа «Культура народов Поволжья», программа для 5 класса
2. Волжские сказки, легенды, были. Учебное пособие для 5 класса, КИЦ «Саратовтелефильм» - «Добродея» 2014 г
Список литературы ( основной и дополнительной)
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.