Рабочая программа

  • Образовательные программы
  • docx
  • 03.04.2017
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Данная рабочая программа составлена на основе Фундаментального ядра содер¬жания общего образования, Требований к результатам ос¬новного общего образования, представленных в Федеральном государственном стандарте общего образования второго поколения (2010 г.), Примерные программы по учебным предметам. Литература: 5-9 классы. М., Просвещение, 2011 – Стандарты второго поколения, авторской программы (Ланин Б.А. «Литература: программа: 5-9 классы общеобразовательных учреждений / Б.А.Ланин, Л.Ю. Устинова; под ред. Б.А.Ланина.- М., Вентана–Граф, 2013) и учебника «Литература» (Литература: 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных организаций: в 2 ч./ Б.А.Ланин, Л.Ю. Устинова, В.М. Шамчикова; под ред. Б.А.Ланина.- М.: Вентана-Граф, 2014) без изменений и предназначена для работы в общеобразовательном 5 « Д » классе.
Иконка файла материала краеведение.docx

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа п.Модин»

                                       Озинского района Саратовской области

«Рассмотрено»

Руководитель   ШМО

__________/Мыльникова С.Т.

  Протокол № ____                      от    «___»_________2016г.

 

«Согласовано»

Заместитель директора по УВР МОУ «СОШ  п.Модин  »

____________/Рябинина Л.А./

«___»____________2016 г.

 

«Утверждено»

Директор  МОУ «СОШ                     п. Модин  »

____________/Сармина А.Е./

Приказ № _____ от

«___»___________2016 г.

 

 

 

 

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

учителя 

 

Каирсапиевой Асель Амержановны

 

 

по  краеведению

 

  5  класс

 

 

Рассмотрено                                                 на заседании                                                 педагогического совета

протокол № __                                                   от «_31_» августа 2016г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2016  -  2017 учебный год

                                         Пояснительная записка

 

Литературно-этнографический курс «Культура народов Поволжья» Программа для 5 класса (35 ч, 1 ч в неделю)

Саратовская земля не мыслима без Волги. В каком бы районе области ни  жили наши земляки, все они с гордостью называют себя волжанами.

Предлагаемый  курс отличается от традиционного курса литературы. Специфика его — двойственная природа, соединение литературы как искусства слова с этнографией. Поэтому курс сохраняет среди своих целей развитие художественного вкуса и воспитание читателей, с другой стороны, предполагает углубление представлений о Саратовском Поволжье и людях его населяющих.

Необходимость введения курса «Культура народов Поволжья» продиктована следующими факторами. В нашей области живут представители разных национальностей: русские, татары, чуваши, мордва, немцы, украинцы, казахи. Эти народы издавна проживают рядом друг с другом, их культуры постоянно взаимодействуют, сохраняя при этом неповторимый национальный колорит. Данный курс будет включать в себя фольклорные произведения разных народов Поволжья, а также этнографические сведения о национальных костюмах, особенностях жилища, некоторых интересных обычаях.

Целью курса «Культура народов Поволжья» является формирование у учащихся представления о богатой народной культуре данного региона, знакомство с этнографией и фольклором народов, населяющих Саратовскую область. Этот курс призван сформировать одну из ключевых компетенций — толерантность, которая означает уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего края, форм самовыражения и способов проявления человеческой индивидуальности.

Главная цель вводимого курса — пробуждение и углубление чувства любви к своей малой родине, чувства своего кровного родства с ее прошлым и настоящим. Для достижения этой цели выдвигаются конкретные задачи:

·  Просветительская (приобщение к истории культуры и устному народному творчеству народов Саратовского Поволжья)

·  Агитационная (увлечь школьников пафосом литературно-краеведческого поиска)

·  Эстетическая (раскрыть школьникам богатство мира и образов сказаний и легенд народов Поволжья)

·  Лингво-коммуникативная (обогатить устную и письменную речь школьников

·  Обучающая (овладение начальными навыками музейно-экскурсионной работы, библиографического описания, классификации печатных и рукописных материалов.

Материал для осмысления подбирается из сборников сказаний и легенд народов, живущих на Волге. Богатый материал представлен в книге «Мифы древней Волги. Мифы, легенды, сказания, быт и обычаи народов, обитавших берега великой реки с древнейших времен до наших дней» (Саратов: «Надежда», 1996). Нами отобраны в отдельный сборник сказания и легенды народов, населяющих Саратовскую область.

В центре занятий находится работа по изучению быта, обычаев и произведений фольклора какого-либо поволжского народа, отрабатываются теоретические понятия, раскрываемые на материале изучаемых произведений. Используются в работе также и термины, характеризующие краеведческую сторону курса.

Проведение факультатива предполагает сочетание различных видов деятельности школьника и учителя.

 

1. Учебная:

1) классная работа (уроки различных типов, в том числе лекции, проведение литературно-краеведческих викторин, олимпиад, элементы фольклорного и литературно-

краеведческого театра, заочные путешествия по Саратовской земле с использованием литературной карты)

2) внеклассная работа с книгой (чтение и изучение легенд и сказаний; поиск материала в словарях и справочной литературе, энциклопедиях; использование периодических изданий, их классификация и т.д.)

3) развитие устной и письменной речи(классное и внеклассное), формирование богатой, интонационно и лексически насыщенной речи, основанной на знании истории и бытия народа, отдельного человека.

Формы работы: устное изложение своих впечатлений, текстов легенд и сказаний, сочинения разных жанров и форм и т.д.

2. Эвристическая (участие в читательских конференциях, экскурсиях в музеи областного и районного города).

3. Творческая (выпуск специальных стенных газет, бюллетеней, альманахов, инсценирование сказок и легенд, проведение литературно-краеведческих вечеров, подготовка заметок и статей в стенные газеты, в местные и областные газеты. подготовка докладов, работа над проектами).

Курс связан с родственными учебными дисциплинами — основным курсом литературы, курсом русского языка, отечественной истории, географии.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                     

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Учебно –тематический план

 

№ п.п

Содержание программного материала

 

Количество часов

Формы контроля

Контрольные работы

Проверочные работы

Практические и творческие работы

1

Введение

2

 

 

 

2

Предания волгарей

2

 

 

 

3

Топонимика

2

 

 

 

4

Моя родословная

1

 

 

 

5

Обитатели Древней Волги

2

 

 

 

6

Сербы

2

 

 

 

7

Татары

2

 

 

 

8

Чуваши

2

 

 

 

9

Мордва

2

 

 

 

10

Русские

2

 

 

 

11

Немцы

2

 

 

 

12

Казахи

2

 

 

 

13

Украинцы

2

 

 

 

14

Калмыки

2

 

 

 

15

 

. Создание итогового проекта

«Мы разные, но мы вместе — Россия»

или подготовка фольклорного праздника.

 

 

 

 

3

16

 

Защита проекта или фольклорный праздник

 

 

 

 

2

17

Экскурсии.

 

 

 

 

3

 

Итого:

 

                       35 часов

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Календарно-тематическое планирование

 

№ п.п

Наименование разделов и тем

 

 

Количество часов

Дата проведения

план

факт

1.

 

Введение. Программа «Культура народов Поволжья»

2

07.09

 

 

Предания волгарей .

 

2

 

 

2

Легенды  и предания  о великой русской реке.

1

14.09

 

3

Сколько названий у Волги? Предания , записанные М.Ежовым.

1

21.09

 

 

Топонимика

2

 

 

4

Что изучает топонимика? Район, область , где мы живем.

1

28.09

 

5

Произведения о родном городе, селе, районе. Экскурсия по селу.

1

05.10

 

 

Моя родословная

1

 

 

6

Принципы и правила составления родословной. Практическое занятие.

1

12.10

 

 

Обитатели Древней Волги

2

 

 

7

Народы, жившие на Волге в глубокой древности. Легенды, предания

1

19.10

 

8

Литературно-изобразительный проект  «Мы  на карте области»

1

26.10

 

 

Сербы

2

 

 

9

Сербы на Волге. Историческая справка. Интересные обычаи.

1

16.11

 

10

Сербские сказки .Сюжеты  и герои. Построение сказок.

1

23.11

 

 

Татары

2

 

 

11

Татары на Волге. Историческая справка. Интересные обычаи.

1

30.11

 

12

Творческая работа. «Народы разные, а мораль…»

1

07.12

 

 

Чуваши

2

 

 

13

Чуваши на Волге. Историческая справка. Интересные обычаи

1

14.12

 

14

Чувашские мифологические персонажи. Краеведческий  музей районного центра Новые Бурасы

1

21.12

 

 

Мордва

2

 

 

15

Историческая справка. Интересные обычаи. Устройство дома.

1

11.01

 

16

Творческая работа . Сочинение мифа о происхождении города, поселка, деревни , где проживает школьник.

1

18.01

 

 

Русские

2

 

 

 

17

Историческая справка. Интересные обычаи. Этикет гостеприимства.

1

25.01

 

18

Обрядовая поэзия «Утесы  над Волгой», «Наказание Волги», «Казань».

1

01.02

 

 

Немцы

2

 

 

19

Историческая справка. Интересные обычаи. Национальный костюм, кухня.

1

08.02

 

20

Как немцы на Волгу попали. Из истории немцев Поволжья.

1

15.02

 

 

Казахи

2

 

 

21

Быт и обычаи казахского народа в сказаниях и легендах.

1

22.02

 

22

Волжские просторы в легендах казахского народа.

1

01.03

 

 

Украинцы

2

 

 

23

« Откуда  есть пошла украинская земля?» Обычаи и быт малороссов.

1

08.03

 

24

Обрядовая поэзия. «Иван –да- Марья». Сочинение сказки

1

15.03

 

 

Калмыки

2

 

 

25

Историческая справка. Интересные обычаи.

1

22.03

 

26

Легенды и предания калмыков.

1

05.04

 

 

. Создание итогового проекта

«Мы разные, но мы вместе — Россия»

или подготовка фольклорного праздника.

 

3

 

 

27

Инсценирование  сказок, представление национальных костюмов., блюд.

1

12.05

 

28

Викторина на знание сказок, пословиц, поговорок, загадок.

1

19.05

 

29

Урок-концерт .«Мы разные, но мы вместе — Россия».

1

26.05

 

 

Защита проекта или фольклорный праздник

2

 

 

30

Защита проектов

1

03.05

 

31

Защита проектов

1

10.05

 

 

Экскурсии.

 

3

 

 

32

Виртуальная экскурсия  в краеведческий музей г.Маркса

1

17.05

 

33

Виртуальная экскурсия  в краеведческий музей г.Энгельса.

1

24.05

 

34

Экскурсия  в Озинский краеведческий музей

1

31.05

 

 

Итого:

35 часа

 

 

 

 

 

                                                                 Содержание тем учебного курса

 

Тема 1. Введение (1 час)

Знакомство с целями и задачами курса, предметом изучения этнографии и фольклора. Народы, проживающие на берегах Волги сегодня. Специфика местности (краткий обзор географического положения, растительного и животного мира).

Крупные города, края, автономии.

Фольклор как форма познания и эстетического восприятия окружающего мира. Знакомство с жанрами. Мифы, легенды, предания, сказания. Пословицы и поговорки. Страшилки. Дразнилки. Былички. Сказки.

Тема 2. Предания волгарей (2 часа)

Мы родом с Волги. Легенды и предания о великой русской реке. Сколько названий у Волги? Что такое Среднее Поволжье? Предания, записанные М. Ежовым, — «Как вас прозывают», «Первый силач Волги», «Машинист», «Лоцман», В.Н. Марохиным — «Городецкие мастера», «Про Никитушку Ломова», «Медвежий парад», «Потайное подземелье», Г. Шенеманом — «Пароход на лугу» (по выбору учителя). Возможно использование других преданий, имеющихся у учителя.

«Ковыли» — легенда о происхождении ковыля. Структура легенды. Использование языковых средств для создания образа.

Творческая работа. Создание легенды о происхождении растения, произрастающего в вашей местности.

Тема 3. Топонимика (2 часа)

Что изучает топонимика? Район, область, где мы живём. Короткий исторический экскурс в историю населённого пункта, в котором проживают учащиеся, области, в которой находится населённый пункт. Место моей семьи в истории родного края и на карте области. Предания о родном городе. Литературные произведения о родном городе.

Творческая работа. Предание, сказание, легенда, миф о происхождении города, в котором живёшь.

Экскурсии:

1) Экскурсия по улицам города «О чём рассказывают названия улиц и районов населённого пункта?»

2) Экскурсия в местный краеведческий музей «История города».

3) Экскурсия в областной краеведческий музей (если есть такая возможность).

Тема 4. Моя родословная (1 час)

 

Принципы и правила составления родословной. Практическое занятие.

Творческая работа. Моя родословная (с привлечением иллюстративного материала, собранного ребятами в семье, характерного для каждого поколения). Выступления учащихся (по желанию).

Тема 5. Обитатели Древней Волги (2 часа)

Народы, жившие на Волге в глубокой древности. Легенды, предания.

«Скифы и персидский царь Дарий», «Аттила», «Дочь булгарского хана», «Князь Святослав и хазарское иго». Народы района, в котором проживает школьник. Предания и легенды о народах, проживающих в вашем крае.

Творческая работа. Литературно-изобразительный проект «Мы на карте области» (оформление мини-карты в сопровождении с литературными цитатами о народностях, заселяющих область, район).

 

 

 

 

Тема 6. Сербы (2 часа)

Сербы на Волге. Историческая справка. Интересные обычаи.  Устройство дома. Этикет гостеприимства. Этикет семейной жизни. Национальный костюм. Национальная кухня. Календарно-праздничный цикл.

Сербские сказки. Сюжеты и герои. Построение сказок. Особенности манеры их исполнения. Нравственные идеалы в сказках. «Кто не работает, тот не ест», «Правда и кривда», «Рубаха счастливого человека», «Сливы за сор», «Счастье и ум», «Век живи — век учись».

Творческая работа. Образ автора сербских сказок (сочинение-коллаж из цитат сербских сказок).

Тема 7. Татары (2 часа)

Татары на Волге. Историческая справка. Интересные обычаи.  Устройство дома. Этикет гостеприимства. Этикет семейной жизни. Национальный костюм. Национальная кухня. Календарно-праздничный цикл.

Нравственные идеалы, утверждаемых в сказках, легендах, преданиях. Отражение действительности в легендах и сказках. «С Амура-батюшки на Волгу-матушку», « Мудрый старик», «С ремеслом не пропадешь, а без ремесла дня не проживешь», «Завещание», «Предание о Казани», «Правда спасает, а неправда подводит», «О кривой берёзе».

Творческая работа. «Народы разные, а мораль…» (сочинение на основе анализа сказок «Правда и кривда» и «Правда спасает, а неправда подводит»).

Экскурсии:

1) Возможна экскурсия на раскопки в районе Увека и в областной краеведческий музей на выставку, рассказывающую об Увеке.

2) Возможна экскурсия в школы татарских сёл, изучающих историю своего народа (Усть-Уза, Татаро-Пакаевка).

Тема 8. Чуваши(2 часа)

Чуваши на Волге. Историческая справка. Интересные обычаи. Устройство дома. Этикет гостеприимства. Этикет семейной жизни. Национальный костюм. Национальная кухня. Календарно-праздничный цикл.

Быт и обычаи в чувашских мифах и легендах. Мифы как форма познания и эстетического восприятия мира. Яркость поэтического представления об окружающей природе. Отражение действительности в мифах.

Чувашские мифологические персонажи. Улып-Великан. «Земля Улыпа», «Гора Чабырлы», «Что сильнее всего на свете», «Мост Азамата», «Отчего ласточка двухвостая», «Почему сосна и ель вечно зелёные», «Как ловили луну».

Экскурсии

Возможна экскурсия в краеведческий музей районного центра Новые Бурасы.

Творческая работа. Сочинение мифа о каком-либо явлении природы, характерном для нашей местности.

Тема 9. Мордва (2 часа)

Историческая справка. Интересные обычаи. Устройство дома. Этикет гостеприимства. Этикет семейной жизни. Национальный костюм. Национальная кухня. Календарно-праздничный цикл.

Быт и обычаи в мифах и легендах мордвы. Средства художественной выразительности. Герои. Сюжеты. «Волга-Рав и Каспий», «Сыре-Варда», «Благодарный медведь», «Ехал по Волге князь Мурза», «Алтырь и Инсар», «Как кузнец соседа подковал».

 

 

 

Творческая работа. Сочинение мифа о происхождении города, посёлка, деревни района, в котором проживает школьник (обязательное условие — учитывать исторические факты).

Экскурсии. Возможна экскурсия в школы мордовских сёл, изучающих историю своего народа (Ново-Захаркино, Савкино).

Тема 10. Русские (2часа)

Историческая справка. Интересные обычаи. Устройство дома. Этикет гостеприимства. Этикет семейной жизни. Национальный костюм. Национальная кухня. Календарно-праздничный цикл.

Что значит быть русским? Быт и обычаи, история страны в преданиях княжеской Руси. Обрядовая поэзия. «Утёсы над Волгой», «Наказание Волги», «Казань», «Русланушка», «Про град Китеж», «Легенды о граде Китеже», «Воцарение Ивана Грозного», «Свеча».

Творческая работа. Сочинение о происхождении русского народа (жанр выбирают учащиеся).

Тема 11. Немцы (2часа)

Историческая справка. Интересные обычаи. Устройство дома. Этикет гостеприимства. Этикет семейной жизни. Национальный костюм. Национальная кухня. Календарно-праздничный цикл.

Немецкие колонии на Волге. Б.Пильняк «Немецкая история». Роль фольклорных вставок в произведении. Сказания о немцах Поволжья. Сказки «Госпожа Метелица», «Червячок и скворец».

Творческая работа. Как немцы на Волгу попали (жанр выбирают учащиеся).

Экскурсии.

1. Экскурсия в областной краеведческий музей на выставку «Из истории немцев Поволжья».

2. Возможна экскурсия в краеведческий музей города Маркса, Энгельса.

Тема 12. Казахи (2часа)

Быт и обычаи казахского народа в сказаниях и легендах. Сюжет, герои. «Сказания об орлах», легенда о Ер-Каптагае, сказка «Мастер Али».

Творческая работа. Волжские просторы в легендах казахского народа. Возможно сочинение «О чём  поёт ветер?» (жанр выбирают учащиеся, обосновывая свой выбор).

Тема 13. Украинцы (2часа)

«Откуда есть пошла украинская земля?» Обычаи и быт малороссов. Обрядовая поэзия. «Иван-да-Марья».

Творческая работа. Сочинение сказки.

Тема 14. Калмыки (2часа)

Историческая справка. Интересные обычаи. Устройство дома. Этикет гостеприимства. Этикет семейной жизни. Национальный костюм. Национальная кухня. Календарно-праздничный цикл.

Легенды и предания калмыков. «Почему комар жалобно поет», «Сказка о родном крае», «Лотос», «Как ленивый старик работать стал», «Три мудреца».

Тема 15. Создание итогового проекта

«Мы разные, но мы вместе — Россия»

или подготовка фольклорного праздника. (3часа)

 

Инсценирование сказок, представление национальных костюмов (элементов национальных костюмов), национальных блюд, конкурсы, викторины на знание сказок, пословиц, поговорок. Отгадывание загадок и т.д.

Тема 16. Защита проекта или фольклорный праздник (2часа)

Тема 17. Резерв (желательно использовать на экскурсии) (4часа)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Перечень учебно –методического обеспечения

 

1.      Программа «Культура народов Поволжья», программа для 5 класса

2.      Волжские сказки, легенды, были. Учебное пособие для 5 класса, КИЦ «Саратовтелефильм» - «Добродея» 2014 г

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы ( основной и дополнительной)

 

  1. Программа «Культура народов Поволжья», программа для 5 класса
  2. Волжские сказки, легенды, были. Учебное пособие для 5 класса, КИЦ «Саратовтелефильм» - «Добродея» 2014 г
  3. Красная книга Саратовской области. Растения и животные. Саратов Региональное Приволжское издательство «Детская книга» 1996 г, В.В.Панов, В.В.Иванова.
  4. Книга памяти 1941-1941, Саратов, Региональное Приволжское издательство «Детская книга», 1997 г
  5. «Неиссякаемый источник» А.Л.Фокеев, Саратов, Издательство «Лицей»,2005 г
  6. «Наша Родина», Г.А.Фиалкина, Э.А.Нефедова
  7. «Педагогический опыт»- сборник методических разработок .Находками делюсь с коллегами. Саратов.
  8. «Озинки – милый сердцу край». - Саратов. ООО «Приволжское издательство», 2008 г.
  9.  Озинский муниципальный район – набор открыток. Фото – А . Пенькова,                     А. Башкатова, издательство ООО «Орион»,2013 г
  10.  Диск СD,  «Саратов вчера и сегодня».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

Посмотрите также