Рабочая программа
Оценка 4.8

Рабочая программа

Оценка 4.8
Образовательные программы
docx
естествознание
5 кл
03.04.2017
Рабочая программа
Данная рабочая программа составлена на основе Фундаментального ядра содер¬жания общего образования, Требований к результатам ос¬новного общего образования, представленных в Федеральном государственном стандарте общего образования второго поколения (2010 г.), Примерные программы по учебным предметам. Литература: 5-9 классы. М., Просвещение, 2011 – Стандарты второго поколения, авторской программы (Ланин Б.А. «Литература: программа: 5-9 классы общеобразовательных учреждений / Б.А.Ланин, Л.Ю. Устинова; под ред. Б.А.Ланина.- М., Вентана–Граф, 2013) и учебника «Литература» (Литература: 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных организаций: в 2 ч./ Б.А.Ланин, Л.Ю. Устинова, В.М. Шамчикова; под ред. Б.А.Ланина.- М.: Вентана-Граф, 2014) без изменений и предназначена для работы в общеобразовательном 5 « Д » классе.
краеведение.docx

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа п.Модин»

                                       Озинского района Саратовской области

«Рассмотрено»

Руководитель   ШМО

__________/Мыльникова С.Т.

  Протокол № ____                      от    «___»_________2016г.

 

«Согласовано»

Заместитель директора по УВР МОУ «СОШ  п.Модин  »

____________/Рябинина Л.А./

«___»____________2016 г.

 

«Утверждено»

Директор  МОУ «СОШ                     п. Модин  »

____________/Сармина А.Е./

Приказ № _____ от

«___»___________2016 г.

 

 

 

 

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

учителя 

 

Каирсапиевой Асель Амержановны

 

 

по  краеведению

 

  5  класс

 

 

Рассмотрено                                                 на заседании                                                 педагогического совета

протокол № __                                                   от «_31_» августа 2016г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2016  -  2017 учебный год

                                         Пояснительная записка

 

Литературно-этнографический курс «Культура народов Поволжья» Программа для 5 класса (35 ч, 1 ч в неделю)

Саратовская земля не мыслима без Волги. В каком бы районе области ни  жили наши земляки, все они с гордостью называют себя волжанами.

Предлагаемый  курс отличается от традиционного курса литературы. Специфика его — двойственная природа, соединение литературы как искусства слова с этнографией. Поэтому курс сохраняет среди своих целей развитие художественного вкуса и воспитание читателей, с другой стороны, предполагает углубление представлений о Саратовском Поволжье и людях его населяющих.

Необходимость введения курса «Культура народов Поволжья» продиктована следующими факторами. В нашей области живут представители разных национальностей: русские, татары, чуваши, мордва, немцы, украинцы, казахи. Эти народы издавна проживают рядом друг с другом, их культуры постоянно взаимодействуют, сохраняя при этом неповторимый национальный колорит. Данный курс будет включать в себя фольклорные произведения разных народов Поволжья, а также этнографические сведения о национальных костюмах, особенностях жилища, некоторых интересных обычаях.

Целью курса «Культура народов Поволжья» является формирование у учащихся представления о богатой народной культуре данного региона, знакомство с этнографией и фольклором народов, населяющих Саратовскую область. Этот курс призван сформировать одну из ключевых компетенций — толерантность, которая означает уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего края, форм самовыражения и способов проявления человеческой индивидуальности.

Главная цель вводимого курса — пробуждение и углубление чувства любви к своей малой родине, чувства своего кровного родства с ее прошлым и настоящим. Для достижения этой цели выдвигаются конкретные задачи:

·  Просветительская (приобщение к истории культуры и устному народному творчеству народов Саратовского Поволжья)

·  Агитационная (увлечь школьников пафосом литературно-краеведческого поиска)

·  Эстетическая (раскрыть школьникам богатство мира и образов сказаний и легенд народов Поволжья)

·  Лингво-коммуникативная (обогатить устную и письменную речь школьников

·  Обучающая (овладение начальными навыками музейно-экскурсионной работы, библиографического описания, классификации печатных и рукописных материалов.

Материал для осмысления подбирается из сборников сказаний и легенд народов, живущих на Волге. Богатый материал представлен в книге «Мифы древней Волги. Мифы, легенды, сказания, быт и обычаи народов, обитавших берега великой реки с древнейших времен до наших дней» (Саратов: «Надежда», 1996). Нами отобраны в отдельный сборник сказания и легенды народов, населяющих Саратовскую область.

В центре занятий находится работа по изучению быта, обычаев и произведений фольклора какого-либо поволжского народа, отрабатываются теоретические понятия, раскрываемые на материале изучаемых произведений. Используются в работе также и термины, характеризующие краеведческую сторону курса.

Проведение факультатива предполагает сочетание различных видов деятельности школьника и учителя.

 

1. Учебная:

1) классная работа (уроки различных типов, в том числе лекции, проведение литературно-краеведческих викторин, олимпиад, элементы фольклорного и литературно-

краеведческого театра, заочные путешествия по Саратовской земле с использованием литературной карты)

2) внеклассная работа с книгой (чтение и изучение легенд и сказаний; поиск материала в словарях и справочной литературе, энциклопедиях; использование периодических изданий, их классификация и т.д.)

3) развитие устной и письменной речи(классное и внеклассное), формирование богатой, интонационно и лексически насыщенной речи, основанной на знании истории и бытия народа, отдельного человека.

Формы работы: устное изложение своих впечатлений, текстов легенд и сказаний, сочинения разных жанров и форм и т.д.

2. Эвристическая (участие в читательских конференциях, экскурсиях в музеи областного и районного города).

3. Творческая (выпуск специальных стенных газет, бюллетеней, альманахов, инсценирование сказок и легенд, проведение литературно-краеведческих вечеров, подготовка заметок и статей в стенные газеты, в местные и областные газеты. подготовка докладов, работа над проектами).

Курс связан с родственными учебными дисциплинами — основным курсом литературы, курсом русского языка, отечественной истории, географии.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                     

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Учебно –тематический план

 

№ п.п

Содержание программного материала

 

Количество часов

Формы контроля

Контрольные работы

Проверочные работы

Практические и творческие работы

1

Введение

2

 

 

 

2

Предания волгарей

2

 

 

 

3

Топонимика

2

 

 

 

4

Моя родословная

1

 

 

 

5

Обитатели Древней Волги

2

 

 

 

6

Сербы

2

 

 

 

7

Татары

2

 

 

 

8

Чуваши

2

 

 

 

9

Мордва

2

 

 

 

10

Русские

2

 

 

 

11

Немцы

2

 

 

 

12

Казахи

2

 

 

 

13

Украинцы

2

 

 

 

14

Калмыки

2

 

 

 

15

 

. Создание итогового проекта

«Мы разные, но мы вместе — Россия»

или подготовка фольклорного праздника.

 

 

 

 

3

16

 

Защита проекта или фольклорный праздник

 

 

 

 

2

17

Экскурсии.

 

 

 

 

3

 

Итого:

 

                       35 часов

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Календарно-тематическое планирование

 

№ п.п

Наименование разделов и тем

 

 

Количество часов

Дата проведения

план

факт

1.

 

Введение. Программа «Культура народов Поволжья»

2

07.09

 

 

Предания волгарей .

 

2

 

 

2

Легенды  и предания  о великой русской реке.

1

14.09

 

3

Сколько названий у Волги? Предания , записанные М.Ежовым.

1

21.09

 

 

Топонимика

2

 

 

4

Что изучает топонимика? Район, область , где мы живем.

1

28.09

 

5

Произведения о родном городе, селе, районе. Экскурсия по селу.

1

05.10

 

 

Моя родословная

1

 

 

6

Принципы и правила составления родословной. Практическое занятие.

1

12.10

 

 

Обитатели Древней Волги

2

 

 

7

Народы, жившие на Волге в глубокой древности. Легенды, предания

1

19.10

 

8

Литературно-изобразительный проект  «Мы  на карте области»

1

26.10

 

 

Сербы

2

 

 

9

Сербы на Волге. Историческая справка. Интересные обычаи.

1

16.11

 

10

Сербские сказки .Сюжеты  и герои. Построение сказок.

1

23.11

 

 

Татары

2

 

 

11

Татары на Волге. Историческая справка. Интересные обычаи.

1

30.11

 

12

Творческая работа. «Народы разные, а мораль…»

1

07.12

 

 

Чуваши

2

 

 

13

Чуваши на Волге. Историческая справка. Интересные обычаи

1

14.12

 

14

Чувашские мифологические персонажи. Краеведческий  музей районного центра Новые Бурасы

1

21.12

 

 

Мордва

2

 

 

15

Историческая справка. Интересные обычаи. Устройство дома.

1

11.01

 

16

Творческая работа . Сочинение мифа о происхождении города, поселка, деревни , где проживает школьник.

1

18.01

 

 

Русские

2

 

 

 

17

Историческая справка. Интересные обычаи. Этикет гостеприимства.

1

25.01

 

18

Обрядовая поэзия «Утесы  над Волгой», «Наказание Волги», «Казань».

1

01.02

 

 

Немцы

2

 

 

19

Историческая справка. Интересные обычаи. Национальный костюм, кухня.

1

08.02

 

20

Как немцы на Волгу попали. Из истории немцев Поволжья.

1

15.02

 

 

Казахи

2

 

 

21

Быт и обычаи казахского народа в сказаниях и легендах.

1

22.02

 

22

Волжские просторы в легендах казахского народа.

1

01.03

 

 

Украинцы

2

 

 

23

« Откуда  есть пошла украинская земля?» Обычаи и быт малороссов.

1

08.03

 

24

Обрядовая поэзия. «Иван –да- Марья». Сочинение сказки

1

15.03

 

 

Калмыки

2

 

 

25

Историческая справка. Интересные обычаи.

1

22.03

 

26

Легенды и предания калмыков.

1

05.04

 

 

. Создание итогового проекта

«Мы разные, но мы вместе — Россия»

или подготовка фольклорного праздника.

 

3

 

 

27

Инсценирование  сказок, представление национальных костюмов., блюд.

1

12.05

 

28

Викторина на знание сказок, пословиц, поговорок, загадок.

1

19.05

 

29

Урок-концерт .«Мы разные, но мы вместе — Россия».

1

26.05

 

 

Защита проекта или фольклорный праздник

2

 

 

30

Защита проектов

1

03.05

 

31

Защита проектов

1

10.05

 

 

Экскурсии.

 

3

 

 

32

Виртуальная экскурсия  в краеведческий музей г.Маркса

1

17.05

 

33

Виртуальная экскурсия  в краеведческий музей г.Энгельса.

1

24.05

 

34

Экскурсия  в Озинский краеведческий музей

1

31.05

 

 

Итого:

35 часа

 

 

 

 

 

                                                                 Содержание тем учебного курса

 

Тема 1. Введение (1 час)

Знакомство с целями и задачами курса, предметом изучения этнографии и фольклора. Народы, проживающие на берегах Волги сегодня. Специфика местности (краткий обзор географического положения, растительного и животного мира).

Крупные города, края, автономии.

Фольклор как форма познания и эстетического восприятия окружающего мира. Знакомство с жанрами. Мифы, легенды, предания, сказания. Пословицы и поговорки. Страшилки. Дразнилки. Былички. Сказки.

Тема 2. Предания волгарей (2 часа)

Мы родом с Волги. Легенды и предания о великой русской реке. Сколько названий у Волги? Что такое Среднее Поволжье? Предания, записанные М. Ежовым, — «Как вас прозывают», «Первый силач Волги», «Машинист», «Лоцман», В.Н. Марохиным — «Городецкие мастера», «Про Никитушку Ломова», «Медвежий парад», «Потайное подземелье», Г. Шенеманом — «Пароход на лугу» (по выбору учителя). Возможно использование других преданий, имеющихся у учителя.

«Ковыли» — легенда о происхождении ковыля. Структура легенды. Использование языковых средств для создания образа.

Творческая работа. Создание легенды о происхождении растения, произрастающего в вашей местности.

Тема 3. Топонимика (2 часа)

Что изучает топонимика? Район, область, где мы живём. Короткий исторический экскурс в историю населённого пункта, в котором проживают учащиеся, области, в которой находится населённый пункт. Место моей семьи в истории родного края и на карте области. Предания о родном городе. Литературные произведения о родном городе.

Творческая работа. Предание, сказание, легенда, миф о происхождении города, в котором живёшь.

Экскурсии:

1) Экскурсия по улицам города «О чём рассказывают названия улиц и районов населённого пункта?»

2) Экскурсия в местный краеведческий музей «История города».

3) Экскурсия в областной краеведческий музей (если есть такая возможность).

Тема 4. Моя родословная (1 час)

 

Принципы и правила составления родословной. Практическое занятие.

Творческая работа. Моя родословная (с привлечением иллюстративного материала, собранного ребятами в семье, характерного для каждого поколения). Выступления учащихся (по желанию).

Тема 5. Обитатели Древней Волги (2 часа)

Народы, жившие на Волге в глубокой древности. Легенды, предания.

«Скифы и персидский царь Дарий», «Аттила», «Дочь булгарского хана», «Князь Святослав и хазарское иго». Народы района, в котором проживает школьник. Предания и легенды о народах, проживающих в вашем крае.

Творческая работа. Литературно-изобразительный проект «Мы на карте области» (оформление мини-карты в сопровождении с литературными цитатами о народностях, заселяющих область, район).

 

 

 

 

Тема 6. Сербы (2 часа)

Сербы на Волге. Историческая справка. Интересные обычаи.  Устройство дома. Этикет гостеприимства. Этикет семейной жизни. Национальный костюм. Национальная кухня. Календарно-праздничный цикл.

Сербские сказки. Сюжеты и герои. Построение сказок. Особенности манеры их исполнения. Нравственные идеалы в сказках. «Кто не работает, тот не ест», «Правда и кривда», «Рубаха счастливого человека», «Сливы за сор», «Счастье и ум», «Век живи — век учись».

Творческая работа. Образ автора сербских сказок (сочинение-коллаж из цитат сербских сказок).

Тема 7. Татары (2 часа)

Татары на Волге. Историческая справка. Интересные обычаи.  Устройство дома. Этикет гостеприимства. Этикет семейной жизни. Национальный костюм. Национальная кухня. Календарно-праздничный цикл.

Нравственные идеалы, утверждаемых в сказках, легендах, преданиях. Отражение действительности в легендах и сказках. «С Амура-батюшки на Волгу-матушку», « Мудрый старик», «С ремеслом не пропадешь, а без ремесла дня не проживешь», «Завещание», «Предание о Казани», «Правда спасает, а неправда подводит», «О кривой берёзе».

Творческая работа. «Народы разные, а мораль…» (сочинение на основе анализа сказок «Правда и кривда» и «Правда спасает, а неправда подводит»).

Экскурсии:

1) Возможна экскурсия на раскопки в районе Увека и в областной краеведческий музей на выставку, рассказывающую об Увеке.

2) Возможна экскурсия в школы татарских сёл, изучающих историю своего народа (Усть-Уза, Татаро-Пакаевка).

Тема 8. Чуваши(2 часа)

Чуваши на Волге. Историческая справка. Интересные обычаи. Устройство дома. Этикет гостеприимства. Этикет семейной жизни. Национальный костюм. Национальная кухня. Календарно-праздничный цикл.

Быт и обычаи в чувашских мифах и легендах. Мифы как форма познания и эстетического восприятия мира. Яркость поэтического представления об окружающей природе. Отражение действительности в мифах.

Чувашские мифологические персонажи. Улып-Великан. «Земля Улыпа», «Гора Чабырлы», «Что сильнее всего на свете», «Мост Азамата», «Отчего ласточка двухвостая», «Почему сосна и ель вечно зелёные», «Как ловили луну».

Экскурсии

Возможна экскурсия в краеведческий музей районного центра Новые Бурасы.

Творческая работа. Сочинение мифа о каком-либо явлении природы, характерном для нашей местности.

Тема 9. Мордва (2 часа)

Историческая справка. Интересные обычаи. Устройство дома. Этикет гостеприимства. Этикет семейной жизни. Национальный костюм. Национальная кухня. Календарно-праздничный цикл.

Быт и обычаи в мифах и легендах мордвы. Средства художественной выразительности. Герои. Сюжеты. «Волга-Рав и Каспий», «Сыре-Варда», «Благодарный медведь», «Ехал по Волге князь Мурза», «Алтырь и Инсар», «Как кузнец соседа подковал».

 

 

 

Творческая работа. Сочинение мифа о происхождении города, посёлка, деревни района, в котором проживает школьник (обязательное условие — учитывать исторические факты).

Экскурсии. Возможна экскурсия в школы мордовских сёл, изучающих историю своего народа (Ново-Захаркино, Савкино).

Тема 10. Русские (2часа)

Историческая справка. Интересные обычаи. Устройство дома. Этикет гостеприимства. Этикет семейной жизни. Национальный костюм. Национальная кухня. Календарно-праздничный цикл.

Что значит быть русским? Быт и обычаи, история страны в преданиях княжеской Руси. Обрядовая поэзия. «Утёсы над Волгой», «Наказание Волги», «Казань», «Русланушка», «Про град Китеж», «Легенды о граде Китеже», «Воцарение Ивана Грозного», «Свеча».

Творческая работа. Сочинение о происхождении русского народа (жанр выбирают учащиеся).

Тема 11. Немцы (2часа)

Историческая справка. Интересные обычаи. Устройство дома. Этикет гостеприимства. Этикет семейной жизни. Национальный костюм. Национальная кухня. Календарно-праздничный цикл.

Немецкие колонии на Волге. Б.Пильняк «Немецкая история». Роль фольклорных вставок в произведении. Сказания о немцах Поволжья. Сказки «Госпожа Метелица», «Червячок и скворец».

Творческая работа. Как немцы на Волгу попали (жанр выбирают учащиеся).

Экскурсии.

1. Экскурсия в областной краеведческий музей на выставку «Из истории немцев Поволжья».

2. Возможна экскурсия в краеведческий музей города Маркса, Энгельса.

Тема 12. Казахи (2часа)

Быт и обычаи казахского народа в сказаниях и легендах. Сюжет, герои. «Сказания об орлах», легенда о Ер-Каптагае, сказка «Мастер Али».

Творческая работа. Волжские просторы в легендах казахского народа. Возможно сочинение «О чём  поёт ветер?» (жанр выбирают учащиеся, обосновывая свой выбор).

Тема 13. Украинцы (2часа)

«Откуда есть пошла украинская земля?» Обычаи и быт малороссов. Обрядовая поэзия. «Иван-да-Марья».

Творческая работа. Сочинение сказки.

Тема 14. Калмыки (2часа)

Историческая справка. Интересные обычаи. Устройство дома. Этикет гостеприимства. Этикет семейной жизни. Национальный костюм. Национальная кухня. Календарно-праздничный цикл.

Легенды и предания калмыков. «Почему комар жалобно поет», «Сказка о родном крае», «Лотос», «Как ленивый старик работать стал», «Три мудреца».

Тема 15. Создание итогового проекта

«Мы разные, но мы вместе — Россия»

или подготовка фольклорного праздника. (3часа)

 

Инсценирование сказок, представление национальных костюмов (элементов национальных костюмов), национальных блюд, конкурсы, викторины на знание сказок, пословиц, поговорок. Отгадывание загадок и т.д.

Тема 16. Защита проекта или фольклорный праздник (2часа)

Тема 17. Резерв (желательно использовать на экскурсии) (4часа)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Перечень учебно –методического обеспечения

 

1.      Программа «Культура народов Поволжья», программа для 5 класса

2.      Волжские сказки, легенды, были. Учебное пособие для 5 класса, КИЦ «Саратовтелефильм» - «Добродея» 2014 г

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы ( основной и дополнительной)

 

  1. Программа «Культура народов Поволжья», программа для 5 класса
  2. Волжские сказки, легенды, были. Учебное пособие для 5 класса, КИЦ «Саратовтелефильм» - «Добродея» 2014 г
  3. Красная книга Саратовской области. Растения и животные. Саратов Региональное Приволжское издательство «Детская книга» 1996 г, В.В.Панов, В.В.Иванова.
  4. Книга памяти 1941-1941, Саратов, Региональное Приволжское издательство «Детская книга», 1997 г
  5. «Неиссякаемый источник» А.Л.Фокеев, Саратов, Издательство «Лицей»,2005 г
  6. «Наша Родина», Г.А.Фиалкина, Э.А.Нефедова
  7. «Педагогический опыт»- сборник методических разработок .Находками делюсь с коллегами. Саратов.
  8. «Озинки – милый сердцу край». - Саратов. ООО «Приволжское издательство», 2008 г.
  9.  Озинский муниципальный район – набор открыток. Фото – А . Пенькова,                     А. Башкатова, издательство ООО «Орион»,2013 г
  10.  Диск СD,  «Саратов вчера и сегодня».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа п

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа п

Пояснительная записка Литературно-этнографический курс «Культура народов

Пояснительная записка Литературно-этнографический курс «Культура народов

Формы работы: устное изложение своих впечатлений, текстов легенд и сказаний, сочинения разных жанров и форм и т

Формы работы: устное изложение своих впечатлений, текстов легенд и сказаний, сочинения разных жанров и форм и т

Учебно –тематический план № п

Учебно –тематический план № п

Календарно-тематическое планирование № п

Календарно-тематическое планирование № п

Историческая справка. Интересные обычаи

Историческая справка. Интересные обычаи

Содержание тем учебного курса

Содержание тем учебного курса

Тема 6. Сербы (2 часа) Сербы на

Тема 6. Сербы (2 часа) Сербы на

Творческая работа. Сочинение мифа о происхождении города, посёлка, деревни района, в котором проживает школьник (обязательное условие — учитывать исторические факты)

Творческая работа. Сочинение мифа о происхождении города, посёлка, деревни района, в котором проживает школьник (обязательное условие — учитывать исторические факты)

Инсценирование сказок, представление национальных костюмов (элементов национальных костюмов), национальных блюд, конкурсы, викторины на знание сказок, пословиц, поговорок

Инсценирование сказок, представление национальных костюмов (элементов национальных костюмов), национальных блюд, конкурсы, викторины на знание сказок, пословиц, поговорок

Перечень учебно –методического обеспечения 1

Перечень учебно –методического обеспечения 1

Список литературы ( основной и дополнительной)

Список литературы ( основной и дополнительной)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
03.04.2017