Рабочая программа
Оценка 4.8

Рабочая программа

Оценка 4.8
Документация
doc
чистописание
Детсад
21.04.2017
Рабочая программа
Программа средней группы предполагает продолжение работы, начатой во второй младшей группе детского сада. Главная задача развития умственных способностей, начиная со средней группы, определяется авторами программы как развитие способностей к наглядному моделированию. Основные типы моделей, которыми овладевают дети в средней группе, - это графический план, используемый, прежде всего при ознакомлении с пространственными отношениями, а также графические модели предметов, применяемые при решении конструктивных задач. Большое внимание в программе уделяется развитию творческих способностей ребенка. Они проявляются в самостоятельном опробовании нового материала, в совместной со взрослым и другими детьми процессе освоения новых способов действия, но самое главное – в формировании замыслов и их реализации.
рабоч.Средняя.doc
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждения г. Нижневартовска детского сада №88 «Одуванчик»  Принято на заседании педагогического  совета № 4 от «26» мая      2014года УТВЕРЖДАЮ: Заведующий МБДОУ ДСКВ № 88  «Одуванчик» _____________ Н.В. Холмова приказ № 141 от 28.05.2013г.                                                                                                                                                                                                                                                                                            Рабочая программа по реализации основной общеобразовательной программы «Развитие» Л.А. под редакцией Венгера группы общеразвивающей направленности для детей  среднего возраста 4­5 лет  Воспитатели: первой квалификационной категории Степанова Л.А.                                                                        2014­2015 учебный год. г. Нижневартовск. 1. Целевой раздел Содержание. 1.1. Пояснительная записка 1.2. Принципы и подходы к формированию Программы 1.3. Возрастные особенности детей старшего возраста (II год обучения) 1.4. Индивидуальные особенности детей группы 1.5. Планируемые результаты освоения детьми основной общеобразовательной программы ДО 2.             2.1.    2.1.1.    2.1.2.    2.1.3. Содержательный раздел Особенности осуществления образовательного процесса Формы организации образовательной деятельности Модель организации образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития воспитанников «Познавательное развитие. Развитие элементарных математических представлений». Развитие экологических представлений». Развитие элементов логического мышления».    2.1.4. Ознакомление с пространственными отношениями».    2.1.5. Конструирование». 2.2.    2.2.1. Чтение художественной литературы» «Речевое»    2.2.2. «Обучение грамоте». 2.3. «Художественно – эстетическое развитие» 2.3.1. Раздел «Изобразительное искусство» 2 стр.4  стр.4 стр.5 стр.7 стр.8 стр.8 стр.16 стр.16 стр.18 стр.19 стр.20 стр.26 стр.39 стр.50 стр.60 стр.66 стр.73 стр.74 стр.86 стр.96 стр.97 2.4. «Физическое развитие» 2.4.1. 2.5.  2.5.1. 2.5.2  2.5.3.  2.5.4.   2.5.5.   2.5.6. 3. Раздел «Здоровье» Социально­коммуникативное развитие Раздел «Безопасность дорожного движения» Раздел «Пожарная безопасность» Раздел «Опасности дома и на улице» ОБЖ Раздел «Сюжетно­ролевая и режиссёрская игра». Раздел «Социальное развитие, правовое воспитание». Раздел «Труд». Вариативная часть программы/ Реализация регионального компонента   Способы и направления поддержки детской инициативы Формы взаимодействия с семьями воспитанников Система мониторинга достижений детьми планируемых результатов образовательных областей Организационный раздел 3.1. Материально­техническое обеспечение программы 3.2. Организация режима пребывания детей   3.3. Литература 3.4. Приложение 3.5. Словарь  стр.102 стр.102 стр.110 стр.113 стр.121 стр.124 стр.128 стр.137 стр.143 стр.151 стр.152 стр.153 стр.154 стр.162 стр.162 стр.164 стр.169 стр.173 стр.179 3 1.Пояснительная записка В соответствии с нормативными документами: ­    законом РФ «Об образовании»,  I.  ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ ­  письмом Минобразования от 02.06.98 г. № 89/34­16 «О реализации права дошкольного образовательного учреждения на выбор программ и  педагогических технологий»; ­    письмом Минобразования РФ от 24.04.95 г. № 46/19­15 «Рекомендации по экспертизе образовательных программ для дошкольных образо­ вательных учреждений»; ­    письмом Минобразования РФ от 14.03.00 г. № 65/23­16 «О гигиенических требованиях к максимальной нагрузке на детей дошкольного  возраста в организованных формах обучения»; ­     временными (примерные) требованиями к содержанию и методам воспитания и обучения, реализуемым в дошкольном образовательном  учреждении, утвержденные приказом Минобразованием РФ № 448 от 22.08.96 г.; ­  приказом Министерства образования и науки РФ от 23.11.2009г. №655 «Об утверждении федеральных государственных требований к  структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования», ­   общеобразовательной программой дошкольного образования «Развитие» под редакцией Л.А. Венгер, рекомендованной Министерством  образования и науки Российской Федерации; ­    с целями и задачами, определенными уставом МБДОУ ДСКВ № 88.  разработана рабочая учебная программа для детей 5 года жизни группы общеразвивающей направленности.   4 Цель   программы:  создание   условий   для   становления   познавательно­речевой,   художественно   ­   эстетической,   социально­личностной   и физически развитой личности, через создание единого образовательного пространства по реализации основной общеобразовательной программы «Развитие» Л.А. Венгера.  Основные задачи программы:         Создание условий для активной, разнообразной детской деятельности. Обеспечить реализацию в полном объеме всех образовательных областей;   обеспечение охраны и укрепление его здоровья (как физического, так и психического);   всестороннее и своевременное психическое развитие;   формирование активного и бережно­уважительного отношения к окружающему миру;   приобщение к основным сферам человеческой культуры (труду, знаниям, искусству, морали). 5 1.2. Принципы и подходы к формированию Программы Содержание программы выстраивается на следующих принципах: 1.  Принцип личностно­ориентированного общения.  Партнерство, соучастие и взаимодействие – приоритетные формы общения педагога с  детьми. 2.  Принцип тематического планирования материала. Предполагает подачу изучаемого материала по тематическим блокам. 3.  Принцип наглядности – широкое представление соответствующей изучаемому материалу наглядности. 4.  Принцип последовательности. Предполагает планирование изучаемого материала последовательно, чтобы дети усваивали знания  постепенно, в определенной системе. 5.  Принцип занимательности – изучаемый материла должен быть интересным, увлекательным для детей, этот принцип формирует у детей  желание выполнять предполагаемые виды заданий, стремиться к достижению результата. 6.  Принцип гуманизма.  Предполагает гуманность, как качество, присущее людям, как способность думать, говорить, выражать свои мысли,  осознанно действовать, предвидя последствия своих действий, осознанно относиться к себе и к другим существам. 6 Основное внимание авторы программы переносят с содержания обучения на его средства.  Развитие действий наглядного моделирования в средней группе проходит по нескольким линиям.  Первая линия ­ это расширение диапазона моделируемых отношений. В средней группе основное внимание уделялось работе с графическим  планом, который дети использовали при ознакомлении с пространственными отношениями, и графическим моделям предметов при решении  конструктивных задач. В средней группе к моделированию пространственных отношений добавляется моделирование временных отношений  (например, при построении наглядной модели сказки, звуковой модели слова), логических и прочих. Вторая линия изменений касается степени обобщенности моделируемых отношений. Если вначале дети осваивали моделирование единичных  конкретных ситуаций (например, схема данной постройки в конструировании), то в средней группе они учатся строить модели, имеющие  обобщенный характер и отображающие существенные черты многих объектов и ситуаций (например, так называемые круги Эйлера на  занятиях по логике моделируют отношения между самыми различными предметами). Третья линия изменений состоит в изменении самих наглядных моделей, с которыми действуют дети. Здесь движение идет от моделей,  имеющих "иконический" характер, т.е. сохраняющих известное внешнее сходство с моделируемыми объектами (например, изображение на  плане помещения различных предметов, находящихся в нем), к моделям, представляющим собой чисто условное изображение (числовая ось,  модель звукового состава слова и т.п.). Наглядное моделирование позволяет ребенку с помощью таких средств, как схемы, модели, планы, выявлять объективные связи между  предметами или частями предмета, обобщать свой познавательный опыт. В среднем возрасте дети находят предметное символическое обозначение для выражения своего эмоционально­познавательного опыта  (например, на занятиях по конструированию придумывают, каким может быть дом злого волка, доброй волшебницы и т.п.). В области развития творческих способностей, воображения дети не просто создают образы отдельных предметов, их действий и различных  7 деталей, но переходят к созданию предварительных замыслов своих произведений. Замысел начинает предшествовать непосредственному  выполнению деятельности (например, в конструировании ребенок сначала изображает свою будущую постройку на чертеже, а затем уже  реализует задуманное). Практически в каждом разделе имеются задачи, прямо направленные на развитие у детей возможностей на все более  высоком уровне создавать и реализовывать собственные замыслы. Возрастные особенности контингента детей, воспитывающихся в образовательном учреждении 1.3. Возрастные особенности детей 5­го года жизни Таблица 1  Социальная ситуация  развития Механизм возникновения  ведущей деятельности Структура содержания  ведущей деятельности Основные новообразования Сопутствующая линия  развития Ситуация совместной деятельности с взрослым человеком «ребенок­предмет­взрослый».  Деятельность ребенка и взрослого содержит в себе противоречие. Конфликты с взрослым по поводу  волеизъявлений ребенка (вспомните о кризисе трех лет) или конфликты со сверстниками по поводу обладания  игрушками. Мотив – способ употребления предмета. Общение предметно­ манипулятивное.  Примитивные игры с  сюжетом. Сравнение своего действия с действием взрослого. Видит себя феноменом «Я сам». Развитие осознанной  собственной воли, способностей к обособлению, рефлексивные способности. Мышление детей носит наглядно­ образный характер Пятилетний ребенок — неутомимый деятель. Он постоянно готов что­то строить, с удовольствием будет  заниматься любым продуктивным трудом — клеить, лепить, рисовать. В то же время он еще не готов  выслушивать долгие рассказы о том, что он не может непосредственно воспринимать. Его мир — это мир  «здесь и теперь». Он активно исследует и познает то, что непосредственно воспринимает и чем может  практически манипулировать. Ребенок начинает получать удовольствие оттого, что он что­то умеет, гордится  8 своими умениями. Совершенствуйте навыки самообслуживания.  Сфера познавательной деятельности малыша по­прежнему сосредоточена на реальном предметном мире,  непосредственно окружающем его в данный момент. Социальный опыт малышей и их речевые возможности  также ограничивают способность самостоятельно находить компромиссные решения и договариваться.  Формирование начальных математических представлений детей о количестве, величине, признаках и свойствах предметов. Яркость и непосредственность эмоций, легкая переключаемость. Эмоции детей сильны, но  поверхностны. Ребенок еще не умеет скрывать свои чувства 1.4.Характеристика особенностей развития детей среднего дошкольного возраста Программа средней группы предполагает продолжение работы, начатой во второй младшей группе детского сада.  Главная задача развития  умственных способностей, начиная со средней группы, определяется авторами программы как развитие способностей к наглядному  моделированию.  Основные типы моделей, которыми овладевают дети в средней группе, ­  это графический план, используемый, прежде всего при  ознакомлении с пространственными отношениями, а также графические модели предметов, применяемые при решении конструктивных задач. Большое внимание в программе уделяется развитию творческих способностей ребенка.  Они проявляются в самостоятельном опробовании  нового материала, в совместной со взрослым и другими детьми процессе освоения новых способов действия, но самое главное – в  формировании замыслов и их реализации. Основной путь развития способностей – это постоянный переход от внешних действий с условиями заместителями предметов (схемами,  моделями) к действиям в уме. 9 Что касается развития личности ребенка, то, с одной стороны, в процессе развития способностей происходит становление таких важнейших  личностных характеристик, как произвольность и осознанность собственных действий. Основной же путь развития личности – наличие привлекательных видов деятельности, внимание и уважение со стороны взрослого к каждому  ребенку и к взаимоотношениям детей, подлинное сотрудничество взрослого с детьми.  С детьми 5 года жизни воспитатель продолжает работу по развитию ориентировки в окружающей среде.  Знакомит их с некоторыми  правилами дорожного движения, рассказывать о значении желтого сигнала светофора, объясняет правила движения пешеходов: ходить по  улице спокойно, придерживаясь правой стороны тротуара, переходить улицу только там, где есть переход, на зеленый свет светофора.   Объясняет значение слов «проезжая часть», «одностороннее и двустороннее движение», «пешеход», «наземный и подземный переход» 1.5.Характеристика особенностей организации образовательного процесса Организация образовательного процесса: ­ непосредственно образовательная деятельность (не связанная с одновременным проведением режимных моментов); ­ образовательная деятельность, осуществляемая в режимных моментах (во время утреннего прихода детей в образовательную организацию,  прогулки, подготовки к приемам пищи и дневному сну и т.п.); ­ взаимодействие с семьями детей по реализации ООПДО; ­ совместная деятельность взрослого и детей направленная на становление первичной ценностной ориентации и социализации; ­ организация предметно­пространственной развивающей среды для поддержки детской инициативы (уголки самостоятельной активности); ­ поддержка индивидуальности ребенка. Условия, необходимые для создания социальной ситуации развития детей, соответствующей  специфике дошкольного возраста, предполагают: 10 ­ обеспечение эмоционального благополучия; ­ поддержку индивидуальности и инициативы детей; ­ создание условий для принятия детьми решений, выражения своих чувств и мыслей; ­ недирективную помощь детям, поддержку детской инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности (игровой,  исследовательской, проектной, познавательной и т.д.); ­ установление правил взаимодействия в разных ситуациях; ­ построение вариативного развивающего образования, ориентированного на уровень развития, проявляющийся у ребенка в совместной  деятельности со взрослым и более опытными сверстниками, но не актуализирующийся в его индивидуальной деятельности (далее ­ зона  ближайшего развития каждого ребенка); ­ взаимодействие с родителями (законными представителями) по вопросам образования ребенка, непосредственного вовлечения их в  образовательную деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьей на основе выявления  потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи. 11 1.6.Планируемые результаты освоения основной образовательной программы дошкольной организации. Требования Стандарта к результатам освоения Программы представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования, которые  представляют собой социально­нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка на этапе завершения уровня  дошкольного образования.  Специфика  дошкольного  детства  (гибкость,  пластичность  развития  ребенка,  высокий  разброс  вариантов  его   развития,  его непосредственность  и  непроизвольность),  а  также  системные  особенности  дошкольного  образования  (необязательность   уровня  дошкольного образования в Российской Федерации, отсутствие возможности вменения ребенку какой­либо ответственности за  результат) делают неправомерными требования  от  ребенка дошкольного  возраста конкретных  образовательных  достижений  и   обусловливают  необходимость  определения  результатов освоения образовательной программы в виде целевых ориентиров. Целевые ориентиры дошкольного образования определяются независимо от форм реализации Программы, а также от ее характера,  особенностей развития детей и Организации, реализующей Программу. 12 Целевые ориентиры не подлежат непосредственной оценке, в том числе в виде педагогической диагностики (мониторинга), и не являются  основанием для их формального сравнения с реальными достижениями детей.  Они не являются основой объективной оценки соответствия  установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки детей. Освоение Программы не сопровождается проведением  промежуточных аттестаций и итоговой аттестации воспитанников. Настоящие требования являются ориентирами для: а) построения образовательной политики на соответствующих уровнях с учетом целей дошкольного образования, общих для всего  образовательного пространства Российской Федерации; б) решения задач: формирования Программы; анализа профессиональной деятельности; взаимодействия с семьями; в) изучения характеристик образования детей в возрасте от 2 месяцев до 8 лет; г) информирования родителей (законных представителей) и общественности относительно целей дошкольного образования, общих для всего  образовательного пространства Российской Федерации. Целевые ориентиры не могут служить непосредственным основанием при решении управленческих задач, включая: аттестацию  педагогических кадров; оценку качества образования; оценку  как  итогового,  так  и  промежуточного  уровня  развития  детей,  в  том  числе  в  рамках  мониторинга  (в  том  числе  в  форме  тестирования,  с использованием методов, основанных на наблюдении, или иных методов  измерения результативности детей);оценку выполнения муниципального (государственного) задания посредством их включения в показатели  качества выполнения задания; распределение стимулирующего фонда оплаты труда работников Организации. К целевым ориентирам дошкольного образования относятся следующие социально­нормативные возрастные характеристики возможных  достижений ребенка: 13 Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования: ребенок овладевает  основными  культурными  способами  деятельности,   проявляет  инициативу  и  самостоятельность  в  разных  видах  деятельности  ­игре,  общении,  познавательно­исследовательской   деятельности,  конструировании  и  др.;  способен  выбирать  себе  род  занятий,  участников  по совместной деятельности; ребенок  обладает   установкой  положительного  отношения  к  миру,  к  разным  видам  труда,  другим  людям  и  самому  себе,  обладает  чувством  собственного  достоинства;  активно  взаимодействует  со  сверстниками  и  взрослыми,  участвует  в  совместных  играх.  Способен   договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои  чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты; ребенок  обладает  развитым  воображением,  которое  реализуется в  разных  видах  деятельности,  и  прежде  всего  в  игре;  ребенок  владеет  разными формами и видами игры, различает условную и реальную  ситуации, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам; ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать  свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в  ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности; у  ребенка  развита  крупная  и   мелкая  моторика;  он  подвижен,  вынослив,  владеет  основными  движениями,  может  контролировать  свои  движения и управлять ими;  ребенок  способен  к  волевым  усилиям,  может  следовать  социальным  нормам  поведения  и  правилам  в  разных  видах  деятельности,  во  взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены; ребенок  проявляет   любознательность,  задает  вопросы  взрослым  и  сверстникам,  интересуется  причинно­следственными  связями,  пытается самостоятельно   придумывать  объяснения  явлениям  природы  и  поступкам  людей;  склонен  наблюдать,  экспериментировать.  Обладает начальными  знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет; знаком с произведениями детской литературы, обладает  элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т.п.; ребенок способен к принятию  собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.  14 Целевые ориентиры Программы выступают основаниями преемственности дошкольного и начального общего образования.  При соблюдении  требований к условиям реализации Программы настоящие целевые ориентиры предполагают формирование у детей дошкольного возраста  предпосылок к учебной деятельности на этапе завершения ими дошкольного образования. II. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ 1. Особенности осуществления образовательного процесса  1. Участники образовательной деятельности: дети, родители (законные представители), педагогические работники ДОУ. 15 2. Образовательная деятельность в ДОУ осуществляется на русском языке. 3. Образовательная деятельность строится на адекватных возрасту формах работы с детьми, при этом основной формой и ведущим видом деятельности является игра.  4. Содержание   образовательной   деятельности   направлено   на   реализацию   задач   пяти   образовательных   областей:   социально­ коммуникативное, познавательное, речевое, художественно­эстетическое и физическое развитие воспитанников. 5. Конкретное   содержание   образовательных   областей   зависит   от   возрастных   и   индивидуальных   особенностей   воспитанников   и реализовывается в различных видах деятельности: с детьми дошкольного возраста (5­7 лет):   игровая (включая сюжетно­ролевую игру, игру с правилами и другие виды игры),   коммуникативная (общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками),  познавательно ­ исследовательская (исследование объектов окружающего мира и экспериментирование с ними),   восприятие художественной литературы и фольклора,   самообслуживание и элементарный бытовой труд (в помещении и на улице),   конструирование из разного материала (включая конструкторы, модули, бумагу, природный и иной материал),  изобразительная (рисование, лепка, аппликация),  музыкальная   (восприятие   и   понимание   смысла   музыкальных   произведений,   пение,   музыкально­ритмические   движения,   игры   на музыкальных инструментах),   двигательная (овладение основными движениями) 6. Реализация задач осуществляется в совместной деятельности педагога и детей, в самостоятельной деятельности детей.         16 17 Таблица 4 Формы организации образовательной деятельности Совместная деятельность взрослого и детей Самостоятельная деятельность детей Непосредственная  образовательная  деятельность (не  сопряжена с  одновременным  выполнением педагогом  функций по присмотру и  уходу за детьми)  использование ИКТ в  НОД Различные виды детской  деятельности  Образовательная  деятельность,  осуществляемая  в  ходе  режимных  моментов  (решение  образовательных  задач  с  одновременным  выполнением  функций  по  присмотру  и  уходу  за  детьми).  Использование  ИКТ. сопряжено  Формы реализации формы реляции и различных  детской  с  Интеграция  видов  деятельности  использованием  разнообразных  форм  методов работы и  18 Общий объём  самостоятельной  деятельности  соответствует  требованиям  действующих  СанПиН (не менее  3­4 часов в день) Количество и  продолжительность  непосредственно  образовательной  деятельности, объём  образовательной нагрузки  (включая реализацию  дополнительных   образовательных  программ)   устанавливаются   годовым календарным  учебным графикам,  составленным с учётом  санитарно­гигиенических  норм и требований  (СанПиН 2.4.1.3049­13). Модель организации образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития воспитанников     Таблица 5  Модель организации образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития воспитанников Освоение воспитанниками примерной основной образовательной программы дошкольного образования: Программа «Развитие» автор Л.А Венгер  (4­ 5 лет)       Физическое  развитие Познавательное  развитие           Речевое   развитие Социально­коммуникативное развитие Художественно­ эстетическое развитие ­ Физическая  культура ­ Здоровье ­ Ознакомление с природой ­ Развитие элементарных  математических представлений ­ Экспериментирование  ­ Конструирование ­ Развитие речи ­ Ознакомление с  художественной  литературой ­Игра ­Труд  ­Безопасность ­Патриотическое  воспитание ­Развитие музыкальности ­Изобразительное искусство  (рисование, лепка,  аппликация) 19 2.1. Образовательная область «Познавательное развитие»                                  Таблица 6 «Развитие элементарных математических  представлений»,  «Ознакомление с природой»,   «Экспериментирование», «Конструирование» Образовательная деятельность,  осуществляемая в ходе  режимных моментов Самостоятельная деятельность детей ­ Уголок экспериментирования  ­ пособия, оборудование для  познавательно ­  исследовательской  деятельности  ­Книжный уголок» ­  энциклопедии, книги, картины,  познавательная литература ­ игры с мозаикой,  выкладывание фигур из  счетных палочек и пр. ­ игры на развитие мелкой  моторики рук Взаимодействие с  родителями и социальными  партнёрами Непосредственно  образовательная  деятельность Образовательная деятельность по  реализации задач программы  «Развитие» ­ разделы «Развитие элементарных  математических представлений»,  «Развитие экологических  представлений», «Развитие элементов логического  мышления» ­ дидактические, развивающие игры, логические игры ­  игры,  направленные  на  получение  информации  о  предметном  мире,  деятельность  с  использованием  схем,  символов, знаков ­ игры, направленные на развитие стремления к творчеству  (с водой, песком, со строительным материалом)  ­ чтение познавательной литературы ­  обсуждение  телепередач  познавательного  характера,  просмотр познавательных фильмов, роликов, слайдов ­  рассказывание  детям  об  окружающем  мире,  беседы,  передача фактов, сведений из разных областей знаний. ­ наблюдение за объектами окружающего мира, экскурсии ­  познавательные  практикумы  с  различными  материалами,  оборудованием,  экологическому  воспитанию ­ интеллектуально­познавательные игры ­  экспериментирование,  в  том  числе  с  элементарными  действиями  по  преобразованию  объектов,  природным  материалом, исследовательская деятельность ­ проектная деятельность, поисковая деятельность  ­ изготовление альбомов, календарей и др.   деятельность  по  развития  познавательных  ­ конкурсы по организации предметно­развивающей среды  для  интересов,  интеллектуальной культуры детей ­ тематические недели для родителей ­ посещение выставок, музея ­ «Встречи с интересными людьми» 20 Развитие памяти, внимания,  мышления Различные виды деятельности Вопросы детей Занятия по развитию логики Развивающие игры                                                 Познавательное развитие дошкольников Развитие любознательности Формирование специальных способов ориентации Развитие познавательной мотивации Развитие воображения и творческой  активности Экспериментирование с природным материалом Использование схем, символов, знаков Таблица 7 Таблица   8 Название темы Цель Тематическое планирование не де ля 1. День знаний 2. Осень 3. Золотая осень Дать   понять   детям,   что   они   самые   старшие   дошкольники   в детском саду, ощущение «взрослости», на этой основе вызвать стремление к решению новых задач: мы хотим узнать многое, многому научиться, мы готовимся к школе, развивать интерес к обучению в школе. Закреплять знания о временах года; систематизировать  представления детей об осени на основе рассматривания  сюжетных картинок, содержащих основные признаки осени  (уменьшение продолжительности дня, похолодание, частые  дожди). Познакомить с цветами, их значением в жизни человека. Закрепить представления о сезонных изменениях в природе;  обобщить и систематизировать представления о характерных  признаках осени; воспитывать чувство любви к родной природе; 21 4. Лес, деревья 5. Огород, овощи 6. Сад, фрукты 7. 8. Грибы, ягоды Осенние дары  природы итоговое учить любоваться красотой осенней природы; развивать умение  восстанавливать логическую взаимосвязь, развивать  экологическое сознание, внимание и память. Познакомить с жизнью растений осенью (созревание плодов и  семян, увядание цветов и трав), закреплять знания о желтом,  зеленом, красном цветах в природе. 2.   Закрепить   знания   детей   о  деревьях,   как   о  представителях земной флоры, об их красоте и пользе для человека, развивать представления о внешних отличиях деревьев.  Закрепить умение определять их по листьям, коре, строению. Дать представление об осенних работах человека на огороде,  приготовлениях к зиме, заготовкой овощей, семян;  формировать представление о труде овощеводов, о пользе  овощей для здоровья; воспитывать желание помогать взрослым;  развивать эстетическое восприятие окружающего мира,  развивать речь, желание поддерживать беседу. 2. Закреплять и уточнять представления детей об овощах, учить различать овощи по вкусу, на ощупь. Учить составлять  описательные Уточнять знания детей о фруктах, учить составлять загадки­ описания фруктов. Учить отвечать на вопросы простыми и  распространенными предложениями.  Дать понятие об осенних приготовлениях человека к зиме в  саду; познакомить с посадкой деревьев, кустарников, цветов в  осенний период, с заготовкой семян, воспитывать желание  помогать взрослым в заготовке фруктов на зиму; развивать  эстетическое восприятие окружающего. Учить узнавать и правильно называть предметы, относящиеся к  понятию «Ягоды». Учить составлять рассказы по опорным  картинкам. Систематизировать знания детей об осени и осенних явлениях, Закреплять умения различать овощи, фрукты с помощью  различных анализаторов. Формировать обобщающие понятия. 22 9. Моя страна 10. Человек. Я выросту  здоровым 11. Одежда.  12. Обувь 13. Мой дом. Семья. 14. Безопасность  15. Мой округ    предложения,   распространенные дать представление о человеке, как об основной части природы, росте и развитии, физиологических потребностях, о сохранении здоровья и здоровом образе жизни, о необходимости соблюдать гигиенические   навыки;   учить   проводить   эксперименты, объектом,   которых   является   человек;   пополнить   словарный запас терминами «часть тела», «орган», и т.д.  Уточнение представлении о строении человеческого тела. систематизировать   знания   детей   о   классификации   одежды   и обуви   в   зависимости   от   сезона;   познакомить   с   названиями тканей и материалов из которых изготовлены одежда и обувь; познакомить   с   трудом   работников   швейной   и   обувной промышленности; расширять активный словарный запас, учить строить   развивать познавательный интерес.  Учить детей правильно называть предметы верхней одежды;  формировать представления о головных уборах в соответствии  с временем года. Уточнять и расширять знания детей об обуви; формировать  понятие «обувь»; познакомить с отдельными деталями обуви. Уточнять и закреплять знания детей о себе и о своей семье Словообразование: ­ прилагательных от существительных (мама – мамина) ­ сравнительной степени прилагательных (старший, старше) Антонимы: высокий –низкий, старый – молодой, веселый –  грустный углубить представления детей о роли огня в жизни человека;  закрепить правила пожарной безопасности; формировать  образные представления, нравственные понятия, уважительное  отношение к труду пожарных; развивать речь детей,  воображение, наблюдательность. дать   знания   о   своеобразии   жизни   народов   Севера:   природа, жилища,   одежда,   труд;   развивать   познавательный   интерес   к жизни   и   традициям   северных   народов;   пополнять   словарный 23 запас, развивать активную речь. Закрепить знания детей о своем округе   –Югре;   дать   знания   о   своеобразии   жизни   народов Севера:   природа,   жилища,   одежда;   познакомить   с   трудом   в тяжелых   природных   условиях   нефтяников,   строителей, рыбаков, охотников; Воспитывать любовь к родному краю, к его природе, людям, активизировать словарный запас. Познакомить с достопримечательностями родного города. Продолжать знакомить детей с зимними явлениями в природе;  расширять представления о зимних видах спорта; закрепить  понятие «спортивная одежда». Словообразование: ­ прилагательных от существительных (зима – зимний) ­ приставочных глаголов (слепить, вылепить) Антонимы: холодный – теплый обобщить представления детей о зиме; закрепить их знания о характерных признаках зимних  месяцев; учить устанавливать связи и закономерности в  природе; активизировать словарь, соответствующий теме.  дать   представление   о   традиции   празднования   Нового   года   в России,   развивать   познавательный   интерес,   воспитывать уважение к традициям разных народов; учить детей принимать активное участие в разговоре.   Учить детей составлять рассказ о празднике с опорой на личные воспоминания и по опорным картинкам. продолжать учить целенаправленному рассматриванию картины и   описанию   ее;   формировать   умение   составлять   логичные, эмоциональные   описательные   рассказы,   развивать   творческое описание. Закрепить знания детей о птицах, их внешнем виде,  повадках, местах гнездования. Закрепить знания о  зимующих птицах. Показать взаимосвязь всего живого в  природе. Закреплять умение составлять описательные  рассказы. Закрепить знания о диких животных, умения узнавать их на  картинке и по описанию с использованием схем. 24 16. Зима  17. Новый год 18. Зимние развлечения  19. Зимующие птицы 20. Дикие животные.  Животные Севера 21. Посуда 22. Мебель 23. День защитника  Отечества Словообразование: ­ прилагательных от существительных (заяц – заячий) ­ существительных от существительных (медведь – медведица, медвежонок) Уточнить   и  расширить   представления   детей  об  образе   жизни животных   севера;   способах   самозащиты   от   врагов; особенностях   питания;   учить   детей   давать   развернутые высказывания;   воспитывать   интерес,   добрые   чувства   к животным. познакомить   детей   со   свойствами   стекла   и   пластмассы; упражнять   в   умении   обследовать   предметы,   выделять   их качества и свойства; закреплять умение группировать предметы по   общим   признакам;   знакомить   детей   с   тем,   как   люди используют свойства и качества материалов при изготовлении разных предметов; активизировать словарный запас. Закреплять название и назначение отдельных предметов посуды; учить сравнивать столовую и кухонную посуду (назначение и  материал); учить согласовывать прилагательные с  существительными в роде. Познакомить детей с предметами чайной посуды (из чего  сделана, как ухаживать за ней; учить составлять рассказ­ описание предмета посуды закрепить   знания   детей   о   назначении   мебели,   названии материалов   из   которых   изготовлена   мебель,   их   свойствах; расширить представление детей об истории создания предметов человеком; воспитывать уважение к труду взрослых, бережное отношение   ко   всему,   что   нас   окружает,   активизировать словарный запас. Уточнять и расширять знания детей об основных видах мебели;  учить правильно обставлять комнату. Познакомить детей с военными профессиями (летчик, танкист,  ракетчик), учить составлять рассказ о защитниках Родины. Словообразование: ­ прилагательных от существительных (воздух – воздушный) ­ приставочных глаголов (доехать, выехать) 25 24. Профессии  25. 8 марта 26. Наш город 27. Транспорт. 28. Весна ­ существительных с уменьшительно­ласкательными  суффиксами (корабль – кораблик) продолжать знакомить детей с людьми, прославившими Россию; закрепить   названия   родов   войск,   военные   профессии; воспитывать в детях гордость за историческое прошлое своей страны; добиваться правильного построения предложений. Все работы хороши. Цель: закрепить знания детей о разнообразных профессиях, их названии и роде деятельности; Воспитывать уважение к труду взрослых, желание мечтать о будущем и стремлении учиться; учить составлять рассказы о работе родителей. воспитывать у детей доброе, внимательное отношение к маме,  стремление помогать ей; учить отвечать на вопросы, правильно  строить сложные предложения в рассказе о маме; развивать  эстетическое восприятие. уточнить знания детей о родном городе; дать знания о том, что город имеет огромное значение в жизни страны; познакомить с гербом   и   флагом   страны»   родом   занятий   жителей   города. Воспитывать в детях чувство привязанности и любви к городу. Познакомить с достопримечательностями родного города. Словообразование: ­ прилагательных от существительных (город – городской) ­ существительных с уменьшительно­ласкательными  суффиксами (город – городок) Познакомить детей с понятием «Транспорт», с профессиями  людей, работающих на водном и воздушном транспорте. Словообразование: ­ прилагательных от существительных (воздух – воздушный) ­ сложных слов (двухколесный, молоковоз) антонимы: быстро – медленно, загрузить ­ выгрузить Учить детей составлять рассказ по представлению (с опорой на  картинки­подсказки) обобщить и закрепить приметы ранней  весны; воспитывать у детей любовь к природе, развивать  интерес к познаниям природы, учить строить сложные  предложения, активизировать словарный запас. 26 29. Животные весной 30. Космос 31. Перелетные птицы 32. Народная культура,  традиции 33. Праздник Победы  34. Человек весной.  Весенняя работа Ознакомление детей с жизнью животных весной (внешний  вид, повадки) Закрепить знания о Дне космонавтики, о значении солнца в  космосе (с использованием глобуса), сформировать у детей  понятия «космос», «космическое пространство»; объяснить,  что представляет собой космическая система; ввести понятия:  «звезды», «планеты», «комета», «спутник», «вселенная»;  рассказать о том, как люди мечтали покорить космос, о первом  космонавте Ю. А.Гагарине; отвечать на вопросы полными  ответами; формировать активный словарь. Расширять знания детей о перелетных птицах; познакомить с  жизнью разных птиц (гнездование, выведение птенцов). Учить  составлять рассказ по картине закрепить представление детей о  перелетных птицах; формировать понимание причинно­  следственных связей и закономерностей в природе,  совершенствовать грамматический строй речи, развивать  мышление, общеречевые навыки, воспитывать доброе  отношение к природе. Познакомить   детей   с   народными   традициями,   народной культурой. Обобщать знания по теме, развивать мышление, память;  активизировать предметный словарь, упражнять в  словообразовании. Словарь: награда, подвиг, памятник, «Вечный огонь» Закрепить   знания   детей   о   том,   как   защищали   свою   Родину россияне в годы Великой Отечественной войны, как живые чтят память о погибших воинах, познакомить с памятником павшим землякам; воспитывать чувство уважения к ветеранам В. О. в., желание заботиться о них, развивать речь. дать детям представление о весенних работах в саду, огороде, на   поле;   о   способах   выращивании   растений,   познакомить   с приемами   высадки   рассады,   вызвать   интерес   к   выращиванию растений;   подвести   к   пониманию   условий,   необходимых   для быстрого   роста   растений;   развивать   наблюдательность, 27 35. Насекомые 36. Лето. Цветы мышление, речь. Познакомить детей с насекомыми (бабочка, жук, комар),  внешним строением их тел, названием отдельных частей.  Словообразование: ­приставочных глаголов (улетел, прилетел) ­ существительных с уменьшительно­ласкательными  суффиксами. Антонимы: маленький – большой, громко – тихо, вредный –  полезный.       Познакомить   детей   с   миром   насекомых;   развивать   умение обобщать насекомых по определенным признакам; воспитывать интерес   к   насекомым;   желание   узнать   о   них   что­то   новое; пополнять словарный запас уточнить знания детей о последовательности летних изменений  в природе (долгота дня, состояние погоды, рост и цветение  растений, жизнь животных, насекомых, появление птенцов)  учить устанавливать связь между изменениями в живой и  неживой природе; познакомить с образом лета в произведениях  искусства, воспитывать чувство любви к природе; развивать  речь, активизировать словарный запас. 28 2.1.1. Раздел «Развитие элементарных математических представлений» / РЭМП Занятия проводятся по подгруппам 1 раз в 2 недели в первой половине дня   по 15 минут. Всего 18 занятий. Педагогический анализ: проводится 3 раза в год (по плану занятий № 15, 17 и в конце учебного года, когда дети хорошо     познакомились со  способом опосредствованного сравнения). Цели и задачи образовательной области «Познавательное развитие» (Развитие элементарных математических представлений). Цель: развивать умственные способности. Научить выделять существенные для каждой познавательной задачи признаки, выполнять необходи­ мые умственные действия. Задачи.       1.Освоение действий, связанных с количеством и величиной, используя мерки, заместители, наглядные модели.       2.  Учить детей сравнивать 2 предмета по величине (длине, ширине, высоте) с помощью меры.       3.  Учить понимать математические отношения: больше, меньше, поровну.       4. Развивать представления о количестве предметов от одного до 5 и обозначение количеств значками       5. Овладение действием непосредственного сравнения при построении сериационных рядов.       6.  Помочь освоить действия использования условной меры при сравнении сыпучих тел.        7. Овладение действиями замещения при отборе требуемого количества предметов без использования счета.       8. Освоение действий построения предметных моделей для сравнения других множеств. 29 Комплексно­тематическое планирование раздела («Развитие элементарных математических представлений»). Непосредственно образовательная деятельность ц я с е М я л е д е н   я а н б е ч У ы м е т   № Источник  (методическая  литература,  дидактический  материал,  оборудование Образовательна я деятельность,  осуществляемая в процессе  организации  различных  видов детской  деятельности  режимных  моментов 1 2 3 4 5 6 1 ­2 неделя 01.09 ­ 05.09 и 08.09 ­12.09 ) х а т у н и м в (   а к з у р г а Н ) х а т у н и м в     7 Взаимодействие с  семьей Самостоя тельная  деятельн ость 8 9 30 ь р б я т н е С № 1 № 2 Задачи: Освоение действий  использования условных обозначений  отдельных свойств (цвет, форма,  величина) при анализе различных  предметов. Педагогическая ди­ агностика по про­ грамме «Развитие»  (младший и средний дошкольный воз­ раст), Москва, 2000 Дидактические  игры «Магазин»,  «Спортсмены  строятся».                              3­4 неделя 15.09 ­19.09 и 22.09 ­26.09 20 мин . Задачи: Освоение действий выделения различных свойств предметов (цвета,  количества) с помощью обозначающих  значков  Экспериментиро­ вание в уголке  науки. 20 мин Куклы – шофёры,  фишки, трафареты,  фишки, карточки Планы занятий по  программе «Разви­ тие» Л. А. Венгера.   Москва, 2002                                                                                    5­6 неделя 29.09 – 03.10 и 06.10 – 10.10 Презентация воспитателем авторского  перспективного  плана по совместной деятельности с детьми, приглашение кружок. на     № 3 Задачи: Освоение действий выделения различных   свойств   предметов   (цвета, формы, количества) с помощью обозна­ чающих их значков. 20 мин Экспериментиро­ вание в уголке  науки. Дидактическая  игра «Достроим  дома». 10­12 фишек,  коробка для фишек,  карточки,  строительные  детали, клей,  ножницы Планы занятий по  программе «Разви­ тие» Л. А. Венгера.   Москва, 2002 7­8 неделя 13.10 – 17.10 и 20.10 – 24.10 31 Консультация «Развитие представлений   о цвете, форме, величине посредством развивающих игр» № 4  Овладение Задачи:   действием построения   сериационных   рядов предметов и их заместителей. Педагогическая ди­ агностика по про­ грамме «Развитие»  (младший и средний дошкольный воз­ раст), Москва, 2000 Дидактические  игры «Магазин»,  «Спортсмены  строятся». 20 мин . Презентация воспитателем авторского  перспективного  плана по совместной деятельности с детьми, приглашение кружок. на     ь р б я т к О   № 5 № 6              9­10 неделя 27.10 – 31.10 и 05.11 – 07.11 Задачи: Освоение действий выделения различных свойств предметов (цвета,  формы, количества) с помощью обозна­ чающих значков. Планы занятий по  программе «Разви­ тие» Л. А. Венгера.   Москва, 2002 Дидактические  игры «Ателье»,  «Путешествие на поезде». 20 мин 11­12 неделя 10.11 – 14.11 и 17.11 – 21.11 Задачи: Развитие представлений о ко­ личестве предметом от одного до 5 и  обозначение количеств значками (чи­ словыми карточками) без  использования счета и без установле­ ния взаимно однозначного соответст­ вия Куклы – шофёры,  фишки, трафареты,  фишки, карточки Планы занятий по  программе «Разви­ тие» Л. А. Венгера.   Москва, 2002 Экспериментиро­ вание в уголке  науки. 20 мин Картотека развивающих   игр для родителей. 13­14 неделя 24.11 – 28.11 и 01.12 – 05.12 32 № 7 Задачи: Освоение действий использо­ вания условной меры при сравнении  объекта по величине Педагогическая ди­ агностика по про­ грамме «Развитие»  (младший и средний дошкольный воз­ раст), Москва, 2000 Дидактические  игры «Магазин»,  «Спортсмены  строятся». 20 мин . 15­16 неделя 10.12 – 12.12 и 15.12 – 19.12 № 8 Задачи: Овладение действиями заме­ щения при отборе требуемого количе­ ства предметов (без использования сче­ та). 20 мин Экспериментиро­ вание в уголке  науки. Дидактическая  игра «Достроим  дома». 10­12 фишек,  коробка для фишек,  карточки,  строительные  детали, клей,  ножницы Планы занятий по  программе «Разви­ тие» Л. А. Венгера.   Москва, 2002 17­18 неделя 22.12 – 26.12 и 29.12 – 16.01 № 9 Задачи: Освоение действий   использо­ вания условной меры для сравнения  предметов по одному из параметров  величины Планы занятий по  программе «Разви­ тие» Л. А. Венгера.   Москва, 2002 20 мин Дидактические  игры «Подбери  груз к машине»,  «Помоги  животным». 19­20 неделя 19.01 – 23.01 и 26.01 – 30.01 33 Презентация воспитателем авторского  перспективного  плана по совместной деятельности с детьми, приглашение кружок. на     Консультация «Развитие представлений   о цвете, форме, величине посредством развивающих игр»   Индивидуальные  ответы –  рекомендации по  приобретению игры  для закрепления  определённого  материала. № 10 Задачи: Овладение действиями  замещения определенного количества  предметов (при отборе требуемого  количества). Планы занятий по  программе «Разви­ тие» Л. А. Венгера.   Москва, 2002 20 мин Дидактические  игры «Подбери  груз к машине»,  «Помоги  животным». 21­22 неделя 02.02 – 06.02 и 09.02 – 13.02 № 11 Задачи: Освоение действий   использо­ вания условной меры при сравнении  предметов по величине. 20 мин Экспериментиро­ вание в уголке  науки. Дидактическая  игра «Достроим  дома». 10­12 фишек,  коробка для фишек,  карточки,  строительные  детали, клей,  ножницы Планы занятий по  программе «Разви­ тие» Л. А. Венгера.   Москва, 2002 23­24 неделя 16.02 – 20.02 и 24.02 – 27.02 Индивидуальные  ответы –  рекомендации по  приобретению игры  для закрепления  определённого  материала. Консультация «Развитие представлений   о цвете, форме, величине посредством развивающих игр»   34 № 12 Задачи: Овладение действиями  замещения определенного количества  предметов (при отборе требуемого  количества). 20 мин Экспериментиро­ вание в уголке  науки. Дидактическая  игра «Достроим  дома». 10­12 фишек,  коробка для фишек,  карточки,  строительные  детали, клей,  ножницы Планы занятий по  программе «Разви­ тие» Л. А. Венгера.   Москва, 2002 25­26 неделя 03.03 – 06.03 и 10.03 – 13.03 № 13 Задачи: Овладение действиями  замещения определенного количества  предметов (при отборе требуемого  количества). Планы занятий по  программе «Разви­ тие» Л. А. Венгера.   Москва, 2002 20 мин Дидактические  игры «Подбери  груз к машине»,  «Помоги  животным». 27­28 неделя 16.03 – 20.03 и 23.03 – 27.03 Консультация «Развитие представлений   о цвете, форме, величине посредством развивающих игр»   Индивидуальные  ответы –  рекомендации по  приобретению игры  для закрепления  определённого  материала. 35 № 14 Задачи: Освоение действий   использо­ вания условной меры при сравнении  сыпучих тел. 20 мин Экспериментиро­ вание в уголке  науки. Дидактическая  игра «Достроим  дома». 10­12 фишек,  коробка для фишек,  карточки,  строительные  детали, клей,  ножницы Планы занятий по  программе «Разви­ тие» Л. А. Венгера.   Москва, 2002 29­30 неделя 30.03 – 03.04 и 06.04 – 10.04 № 15 Задачи: Овладение действиями  замещения определенного количества  предметов (при отборе требуемого  количества). 20 мин Экспериментиро­ вание в уголке  науки. Дидактическая  игра «Достроим  дома». 10­12 фишек,  коробка для фишек,  карточки,  строительные  детали, клей,  ножницы Планы занятий по  программе «Разви­ тие» Л. А. Венгера.   Москва, 2002 31­32 неделя 13.04 – 17.04 и 22.04 – 24.04 Консультация «Развитие представлений   о цвете, форме, величине посредством развивающих игр»   Консультация «Развитие представлений   о цвете, форме, величине посредством развивающих игр»   36 № 16 Задачи: Освоение действий построе­ ния предметных моделей для сравне­ ния двух множеств предметов. Планы занятий по  программе «Разви­ тие» Л. А. Венгера.   Москва, 2002 Дидактические  игры «Подбери  груз к машине»,  «Помоги  животным». 20 мин                                                                                  33­34 неделя 27.04 – 08.05 и 12.05 – 15.05 № 17 20 мин Задачи: Освоение действий    построения предметных моделей для  сравнения двух множеств предметов. Экспериментиро­ вание в уголке  науки. Дидактическая  игра «Достроим  дома». 10­12 фишек,  коробка для фишек,  карточки,  строительные  детали, клей,  ножницы Планы занятий по  программе «Разви­ тие» Л. А. Венгера.   Москва, 2002 Индивидуальные  ответы –  рекомендации по  приобретению игры  для закрепления  определённого  материала. Консультация «Развитие представлений   о цвете, форме, величине посредством развивающих игр»   35­36 неделя 18.05 – 22.05 и 25.05 ­ 29.05 Экспериментиро­ вание в уголке  науки. 20 мин Картотека развивающих   игр для родителей. № 18 Задачи: Освоение действий построе­ ния предметных моделей для сравне­ ния двух множеств предметов. Куклы – шофёры,  фишки, трафареты,  фишки, карточки Планы занятий по  программе «Разви­ тие» Л. А. Венгера.   Москва, 2002 37 2.1.2. Раздел «Ознакомление с природой» Занятия по данному разделу проводятся 1 раз в неделю. Всего 20 занятий. Диагностика проводится   2 раза в год.  Цели и задачи раздела (Ознакомление с природой).  Развивать наблюдательность и любознательность детей, продолжая знакомить их с сезонными явлениями природы и изменениями в жизни жи­ вотных. Задачи:  Развивать познавательные и творческие способности через овладение действием замещения. Развивать познавательные и творческие способности через построение и использование простейших пространственно – временных моделей. Учить наблюдать явления природы и устанавливать с помощью воспитателя взаимосвязь между явлениями живой и неживой природы, опреде­ лять состояние погоды. Продолжать знакомить детей изменениями во времени, происходящими с людьми, растениями и животными. Обогащать детские представления о мире природы и развивать способности выделять в самых общих чертах основные закономерности при­ родных явлений. Закреплять у детей представления о сезонных изменениях в природе. Развивать у детей умения видеть красоту окружающей природы, чувства бережного отношения ко всему живому. Выработать способность творчески мыслить, желание приобретать новые знания о природе.   Содержание раздела. Ознакомление детей с природой предполагает два аспекта: воспитательный и образовательный. Воспитательный аспект состоит в развитии у  ребенка умения видеть красоту окружающей природы, чувства к ней и бережного отношения ко всему живому; образовательный – в  обогащении детских представлений о мире природы и развитии способности выделять в самых общих чертах основные закономерности  природных явлений. В процессе познании у ребёнка вырабатывается способность творчески мыслить, желание приобретать новые знания о  природе. Эти аспекты рассматриваются в комплексе и неотделимы друг от друга.  Дети с помощью воспитателя узнают о сезонных  изменениях, происходящих в природе, усваивают основные признаки времен года, устанавливают взаимосвязь между явлениями живой и  неживой природы.  Список    средств обучения… 38 1. Учебно – наглядные пособия:  Круговая диаграмма смены времен года. Картины, изображающие различные сезонные явления. Предметные картинки. Стихи, загадки, экологические сказки о   живой и неживой природе.  Комплекты карточек с условными изображениями. Игрушки мягкие, пластмассовые, резиновые. Фрукты, овощи, грибы или муляжи, семена растений. Музыкальные произведения бодрого, жизнеутверждающего характера композиторов родного региона. Гербарий. 2. Инструменты и оборудование: Фломастеры, карандаши, цветные мелки. Листы бумаги. Костюмы или шапочки зверей.  Предметы для игр с водой. Лейка, грабли, лопаточка, фартуки клеенчатые. Земля, песок, горшки для рассады. Природный материал. Мольберт. Ёлочные украшения, мишура, снежинка. 39 Комплексно­тематическое планирование раздела (Ознакомление с природой). Непосредственно образовательная деятельность ц я с е М я л е д е н   я а н б е ч У ы м е т   № Источник  (методическая  литература,  дидактический  материал,  оборудование Образовательная  деят­ть  осуществляемая в  процессе организации  различных видов  детской деятельности  режимных моментов Самостоятельн ая деятельность Взаимодействие с  семьей а к з у р г а Н ) х а т у н и м в ( ) х а т у н и м в     1 ь р б я т н е С 2 3 9 №1 0 . 5 0   ­   9 0 .   1 0 я л е д е н 1         4 Ознакомление детей с последователь­ ностью смены времен года; уточнение представления о характерных призна­ ках каждого сезона. Материал:  Картины,   изображающие различные сезонные явления; предмет­ ные  и  сюжетные  картинки  по  време­ нам года; стихи, загадки о природе; по 4   карточки   разных   цветов   (желтого, белого, зеленого, красного) на каждо­ го ребенка. 5 Планы   занятий   по программе   «Разви­ тие»   Л.   А.   Венгера. Москва, 2002 Дневник   воспитате­ ля:   развитие   детей дошкольного   возрас­ та, учебный центр им. Л. А. Венгера, Моск­ ва, 2001   7 20 мин 6 Чтение стихов, отгады­ вание загадок о  приро­ де. Рассматривание клум­ бы. Аппликация «Осен­ ний пейзаж» (из засу­ шенных листьев). Сбор  семян. 8 9 40 9 №2   0 . 9 1 ­   9 0 .   5 1 я л е д е н 3   ь р б я т к О ­ ь р б я т н е С 0 №3  1 . 3 0 ­ 9 0 .   9 2 я л е д е н 5                           «Осен ь —  изме­ нения в жиз­ ни  расте ний» №4 «Да­ ры осе­ ни» Наблюдение за листопа­ дом. Акция «Поможем  земле приготовиться к  зиме». 20 мин Наблюдение на прогул­ ке за сезонными явлен­ иями осенью. 20  мин Уточнение представлений детей о сез­ онных изменениях в природе осенью.  Овладение действием замещения. Раз­ витие эмоционального проживания  природных явлений. Материал: Игрушка­медведь; загадки об осени; листы бумаги желтого цвета, фломастеры. Ознакомление детей с изменениями в  жизни растений осенью. Овладение  действием замещения. Проживания. Материал: Картинки осеннего пейза­ жа; стихи об осени; желтые листы бу­ маги, фломастеры Обобщение представлений об овощах,  фруктах, грибах и семенах. Овладение действием замещения. Проживания. Планы занятий по  программе «Разви­ тие» Л. А. Венгера.   Москва, 2002 Сборник практичес­ ких материалов для  ДОУ к программе  «Развитие» «Эколо­ гия», О. Г. Жукова,  Москва, 2007 Планы занятий по  программе «Разви­ тие» Л. А. Венгера.   Москва, 2002 Региональная про­ грамма экологичес­ кого воспитания до­ школьников «Эколо­ гия для малышей»,  Е. В. Гончарова День добрых дел  «Наши меньшие  друзья!» 41 ь р б я т к О 0 1 . 7 1 ­ 0 1 .   3 1 я л е д е н 7         1 №5 «Осен ь —  изме­ нения в жиз­ ни  живо­ тных» Закрепление представлений о подго­ товке зверей (медведя, белки, ежа,  зайца) к зиме. Овладение действием  замещения. Проживания. Материал: Картинки с изображением  медведя, ежа, зайца белого и серого,  белки рыжей и серой; загадки про зве­ рей; желтые листы бумаги, фломасте­ ры. Планы занятий по  программе «Разви­ тие» Л. А. Венгера.   Москва, 2002 Дневник   воспитате­ ля:   развитие   детей дошкольного   возрас­ та, учебный центр им. Л. А. Венгера, Моск­ ва, 2001 Организация выставки  «Дары осени». Сбор  урожая на огороде. Ди­ дактическая игра «Ког­ да это бывает?». 20  мин Статьи:   «Кормушки и   как   их   сделать!», «Домики от ветра!», и т. д. Помощь при выборе   места   для кормушек, установки их, выдача   трудового инвентаря.   0 №6  1 . «Что  быва­ ет  осе­ нью» 1 3   –   0 1 .   7 2 я л е д е н 9       Развитие представлений детей об отл­ ете птиц осенью, введение понятия  «перелетные птицы». Обобщение и си­ стематизация знаний детей об осени.  Овладение действием замещения. Материал: Картинки с изображением  перелетных птиц (ласточка, скворец,  грач, аист, утка и др.); загадки о прим­ етах осени; набор карточек с условны­ ми изображениями осенних явлений. Планы занятий по  программе «Разви­ тие» Л. А. Венгера.   Москва, 2002 Региональная про­ грамма экологичес­ кого воспитания до­ школьников «Эколо­ гия для малышей»,  Е. В. Гончарова Изготовление   фигурок животных   для   макета «Животные   родного края». 20  мин 42 Развитие представлений детей о  сезонных изменениях в природе зимой. Овладение действием замещения.  Проживания. №7 «Зима. Сезон­ ные  изме­ нения  в при­ роде» ь р б я о Н 1 1 . 1 2 ­ 1 1 .   0 1 я л е д е н 1 1         1 1 . 4 2   8 2   ­ 1 1 1 №8 «Зи­ ма. Изме­ нения в жиз­ ни расте­ ний» 1 я л е д е н 3 1 .     Ознакомление детей с изменениями в  жизни растений зимой; введение пон­ ятий «лиственные деревья», «хвойные  деревья». Овладение действием  замещения. Проживания и  экспериментирование.  Материал: Картинки зимнего пейза­ жа; отрывок из стихотворения А.С.  Пушкина «Зимнее утро»; веточки де­ ревьев (клен, береза, ель); белые листы бумаги, фломастеры. Наблюдение за птицами на участке. 20  мин Строительство с  семьями зимних  построек,  индивидуальное и  коллективное  обыгрывание их. 20  мин Отгадывание   загадок   о зиме,   чтение   стихов. Акция   «Сохраним   жи­ вые   ели».   Анкетирова­ ние родителей: «А у вас какая ёлка?». Планы занятий по  программе «Разви­ тие» Л. А. Венгера.   Москва, 2002 Сборник практичес­ ких материалов для  ДОУ к программе  «Развитие» «Эколо­ гия», О. Г. Жукова,  Москва, 2007 Планы занятий по  программе «Разви­ тие» Л. А. Венгера.   Москва, 2002 Дневник   воспитате­ ля:   развитие   детей дошкольного   возрас­ та, учебный центр им. Л. А. Венгера, Моск­ ва, 2001 43 ь р б а к е Д 2 1 . 2 1   –   2 1 .   8 0 я л е д е н 5 1   № 9 «Зи­ ма. Изме­ нения в жиз­ ни живо­ тных» Ознакомление детей с жизнью живот­ ных зимой. Введение понятия «зимую­ щие птицы». Овладение действием  замещения. Материал: Картинки с изображением  медведя, ежа, белки (серой), зайца (бе­ лого) и зимующих птиц (воробей, син­ ица, ворона, снегирь, сорока, дятел).    Коробка с елочными украшениями. Планы занятий по  программе «Разви­ тие» Л. А. Венгера.   Москва, 2002 Региональная про­ грамма экологичес­ кого воспитания до­ школьников «Эколо­ гия для малышей»,  Е. В. Гончарова 20 мин Наблюдение на прогул­ ке за знакомым деревом и за веткой в вазе в те­ чение месяца. .   1 . 6 2 ­ 2 1 2 № 10. «Зи­ ма.  Сезо­ нные  изм­ ене­ ния в  прир­ оде»  2 2 я л е д е н 7 1    Закрепление знаний детей о зимних  явлениях природы. Овладение  действием замещения. Проживания. Материал: Белая ткань (для изображ­ ения сугробов); стекло (для изображе­ ния пруда); вырезанные из бумаги  рыбки, водоросли; отрывок из стихо­ творения А.С. Пушкина «Зимний ве­ чер»; фломастеры, белые листы бума­ ги. Планы занятий по  программе «Разви­ тие» Л. А. Венгера.   Москва, 2002 Сборник практичес­ ких материалов для  ДОУ к программе  «Развитие» «Эколо­ гия», О. Г. Жукова,  Москва, 2007 20 мин Акция   «Помогаем   пти­ цам выжить». Дидакти­ ческая   игра   «Чей след?». Лепка «Моё любимое  животное». 44 ь р а в н Я 0 3 2 ­ 1 0 1 № 11 «Что  бывае т  зимой ?» . .   9 1 я л е д е н 9 1   Обобщение и систематизация знаний  детей о зиме. Овладение действием  замещения. 20 мин Чтение отрывков из  стихотворений и изобр­ ажение с помощью зна­ ков то, что увидели на  прогулке (метель, суг­ робы, лёд). Планы занятий по  программе «Разви­ тие» Л. А. Венгера.   Москва, 2002 Дневник   воспитате­ ля:   развитие   детей дошкольного   возрас­ та, учебный центр им. Л. А. Венгера, Моск­ ва, 2001 45 ь л а р в е Ф 2 0 . 6 0 ­ 2 0 .   2 0 я л е д е н 1 2   2 0 . 0 2 ­ 2 0 .   6 1 я л е д е н 3 2           №12. «Вес­ на. Сезо­ нные изм­ ен­ ения в при­ роде» № 13. «Вес­ на. Изме­ нения в жиз­ ни расте­ ний» Развитие представлений детей о  сезонных изменениях в природе  весной.  Овладение действием  замещения. Проживания. Материал: Загадки и стихотворе­ ния о весне; фломастеры, зеленые  листы бумаги. Ознакомление детей с изменениями  в жизни растений весной. Введение  понятия «первоцветы».  Овладение  действием замещения. Материал: Ветки деревьев с набу­ хшими почками; картинки первоцве­ тов; фломастеры; карточки с изоб­ ражениями весенних и зимних зна­ ков. Планы занятий по  программе «Разви­ тие» Л. А. Венгера.   Москва, 2002 Региональная про­ грамма экологичес­ кого воспитания до­ школьников «Эколо­ гия для малышей»,  Е. В. Гончарова Планы занятий по  программе «Разви­ тие» Л. А. Венгера.   Москва, 2002 Сборник практичес­ ких материалов для  ДОУ к программе  «Развитие» «Эколо­ гия», О. Г. Жукова,  Москва, 2007 20  мин 20  мин Подвижная игра «Руче­ ёк». Наблюдение на прогул­ ке за почками. «Зелёная служба   Айболита:   ве­ сенний уход за комнат­ ными цветами». 46 т р а М 3 0 . 0 2 ­ 3 0 . 6 1 3 0 . 0 2 ­ 3 0 . 6 1 и 3 0 . 6 0 ­ 3 0 .   2 0 я л е д е н 7 2 ­ 5 2   4 0 . 7 1 ­ 4 0 .   3 1 и 4 0   . 4 0 ­ 3 0 .   0 3 я л е д е н 1 3 ­ 9 2   № 14. Ознакомление детей с жизнью живо­ тных весной. Введение понятия «на­ секомые».  Овладение действием  замещения. Проживания. Материал: Картинки с изображени­ ем насекомых: бабочки ­  крапивница, лимонница; шмель и божья коровка;  животных (медведь, еж, заяц серый,  белка рыжая). Фломастеры, зеленые  листы бумаги № 15. «Вес­ на. Изме­ нения в жиз­ ни живо­ тных» Продолжение знакомства детей с  жизнью животных весной.  Овладение действием замещения. 20  мин Игра «Летает – не лета­ ет».  Участие в международ­ ной   акции   «Марш   пар­ ков», оформить выстав­ ку рисунков. Планы занятий по  программе «Разви­ тие» Л. А. Венгера.   Москва, 2002 Дневник   воспитате­ ля:   развитие   детей дошкольного   возрас­ та, учебный центр им. Л. А. Венгера, Моск­ ва, 2001 Беседа по вопросам о  погоде. Субботник с ро­ дителями «Весну встре­ чаем чистотой». 20  мин Планы занятий по  программе «Разви­ тие» Л. А. Венгера.   Москва, 2002 Региональная про­ грамма экологичес­ кого воспитания до­ школьников «Эколо­ гия для малышей»,  Е. В. Гончарова 47 Ознакомление детей с весенними  явлениями природы (зацветание  деревьев, первые грозы).  Закрепление и систематизация  знаний детей о весне с помощью  условных обозначений. Проживание. №16 . «Пу­ теш­ ес­ твие  в  май»   20  мин Планы занятий по  программе «Разви­ тие» Л. А. Венгера.   Москва, 2002 Дневник   воспитате­ ля:   развитие   детей дошкольного   возрас­ та, учебный центр им. Л. А. Венгера, Моск­ ва, 2001 Конструирование из бу­ маги «Цветы». Рассматривание клумбы с садовыми цветами. й а М 5 0 . 2 2 ­ 5 0 .   8 1 и 5 0 . 8 0 ­ 4 0 .   7 2 я л е д е н 5 3 ­ 3 3   1 2.1.4. Раздел «Ознакомление с пространственными отношениями». Занятия проводятся по подгруппам 1 раз в 2 недели в первой половине дня   по 15 минут. Всего 18 занятий. Педагогический анализ: проводится 3 раза в год (по плану занятий № 15, 17 и в конце учебного года, когда дети хорошо     познакомились со  способом опосредствованного сравнения). Цели и задачи раздела (ознакомление с пространственными отношениями). 48 Цель: развивать умственные способности. Научить выделять существенные для каждой познавательной задачи признаки, выполнять необходи­ мые умственные действия. Задачи.       1.Освоение действий, связанных с количеством и величиной, используя мерки, заместители, наглядные модели.       2.  Учить детей сравнивать 2 предмета по величине (длине, ширине, высоте) с помощью меры.       3.  Учить понимать математические отношения: больше, меньше, поровну.       4. Развивать представления о количестве предметов от одного до 5 и обозначение количеств значками       5. Овладение действием непосредственного сравнения при построении сериационных рядов.       6.  Помочь освоить действия использования условной меры при сравнении сыпучих тел.        7. Овладение действиями замещения при отборе требуемого количества предметов без использования счета.       8. Освоение действий построения предметных моделей для сравнения других множеств. Комплексно­тематическое раздела (Ознакомление с пространственными отношениями). 49 Непосредственно образовательная деятельность ц я с е М ы м е т   № я л е д е н   я а н б е ч У Источник  (методическая  литература,  дидактический  материал,  оборудование   Образовательная  деят­ть  осуществляемая в  процессе  организации  различных видов  детской  деятельности  режимных  моментов а к з у р г а Н ) х а т у н и м в   ( ) х а т у н и м в     Самостоятель ная  деятельность Взаимодействие  с семьей 1 2 3 4 5 6 1 неделя 01.09 ­ 05.09 ь р б я т н е С я№ 1  л е д е н                               № 2 Задачи: Развитие  пространственных представлений  о направлениях пространства.  Употребление предлога «за». Планы занятий по  программе «Разви­ тие» Л. А. Венге­ ра.  Москва, 2002 Изготовление из бро­ сового материала  (коробок) макеты до­ мов, деревьев. Задачи: Развитие  пространственных представлений  о направлениях. Употребление  предлога «за». Планы занятий по  программе «Разви­ тие» Л. А. Венге­ ра.  Москва, 2002 Изготовление из бро­ сового материала  (коробок) макеты до­ мов, деревьев. 2 неделя 08.09 ­12.09 3 неделя 15.09 ­19.09 № 3 Задачи: Развитие  пространственных представлений  о направлениях. Употребление  предлога «перед». Планы занятий по  программе «Разви­ тие» Л. А. Венге­ ра.  Москва, 2002 Изготовление из бро­ сового материала  (коробок) макеты до­ мов, деревьев. 4 неделя 22.09 ­26.09 50 8 9   7 20  мин 20  мин 20  мин № 4 Задачи: Развитие  пространственных представлений  о направлениях. Употребление  наречий­направо, налево. Планы занятий по  программе «Разви­ тие» Л. А. Венгера. Москва, 2002 Дидактические игры 20 мин ь р б я т к О ­ ь р б я т н е С я№  5 л е д е н                                     № 6 5 неделя 29.09 – 03.10 Задачи: Развитие  пространственных представлений  о расположении объектов «лицом  друг другу»; употребление  предлога «между». Программа нового поколения для  ДОУ (средняя  группа), учебный  центр им. Л. А.  Венгера, Москва,  1999 Дидактические игры 6 неделя 06.10 – 10.10 Задачи: Развитие представлений  о направлениях (право, лево).  Определение собственной позиции и употребление пространственных предлогов и наречий. Планы занятий по  программе «Разви­ тие» Л. А. Венге­ ра.  Москва, 2002 Дидактические игры 20  мин 20  мин № 7 Задачи: Развитие  пространственных представлений  при составлении плана  игрушечной комнаты.  Употребление пространственных  предлогов и наречий. 7 неделя 13.10 – 17.10 Планы занятий по  программе «Разви­ тие» Л. А. Венгера. Москва, 2002 Изготовление из бро­ сового материала  (коробок) макеты до­ мов, деревьев. 20  мин 8 неделя 20.10 – 24.10 51 № 8 Задачи: Развитие пространственных представлений при составлении плана  игрушечной комнаты; употребление пространственных предлогов и наречий. 9 неделя 27.10 – 31.10 № 9 Задачи: Развитие  пространственных представлений  при составлении плана  игрушечной комнаты;  употребление пространственных  предлогов и наречий. Планы занятий по  программе «Разви­ тие» Л. А. Венге­ ра.  Москва, 2002 Дидактические игры 20  мин ь р б я о Н я л е д е н                                                   10 неделя 05.11 – 07.11 № 10 Задачи: Развитие  пространственных представлений  при составлении плана  игрушечной комнаты;  употребление пространственных  предлогов и наречий.  Программа нового поколения для  ДОУ (средняя  группа), учебный  центр им. Л. А.  Венгера, Москва,  1999 Изготовление из бро­ сового материала  (коробок) макеты до­ мов, деревьев. 20  мин 11 неделя 10.11 – 14.11 № 11 Задачи: Развитие  пространственных представлений  при составлении плана  игрушечной комнаты;  употребление пространственных  предлогов и наречий.  Планы занятий по  программе «Разви­ тие» Л. А. Венге­ ра.  Москва, 2002 Дидактические игры 20  мин 12 неделя 17.11 – 21.11 52

Рабочая программа

Рабочая программа

Рабочая программа

Рабочая программа

Рабочая программа

Рабочая программа

Рабочая программа

Рабочая программа

Рабочая программа

Рабочая программа

Рабочая программа

Рабочая программа

Рабочая программа

Рабочая программа

Рабочая программа

Рабочая программа

Рабочая программа

Рабочая программа

Рабочая программа

Рабочая программа

Рабочая программа

Рабочая программа

Рабочая программа

Рабочая программа

Рабочая программа

Рабочая программа

Рабочая программа

Рабочая программа

Рабочая программа

Рабочая программа

Рабочая программа

Рабочая программа

Рабочая программа

Рабочая программа

Рабочая программа

Рабочая программа

Рабочая программа

Рабочая программа

Рабочая программа

Рабочая программа

Рабочая программа

Рабочая программа

Рабочая программа

Рабочая программа

Рабочая программа

Рабочая программа

Рабочая программа

Рабочая программа

Рабочая программа

Рабочая программа

Рабочая программа

Рабочая программа

Рабочая программа

Рабочая программа

Рабочая программа

Рабочая программа

Рабочая программа

Рабочая программа

Рабочая программа

Рабочая программа

Рабочая программа

Рабочая программа

Рабочая программа

Рабочая программа

Рабочая программа

Рабочая программа

Рабочая программа

Рабочая программа

Рабочая программа

Рабочая программа

Рабочая программа

Рабочая программа

Рабочая программа

Рабочая программа

Рабочая программа

Рабочая программа

Рабочая программа

Рабочая программа

Рабочая программа

Рабочая программа

Рабочая программа

Рабочая программа

Рабочая программа

Рабочая программа

Рабочая программа

Рабочая программа

Рабочая программа

Рабочая программа

Рабочая программа

Рабочая программа

Рабочая программа

Рабочая программа

Рабочая программа

Рабочая программа

Рабочая программа

Рабочая программа

Рабочая программа

Рабочая программа

Рабочая программа

Рабочая программа

Рабочая программа

Рабочая программа

Рабочая программа

Рабочая программа

Рабочая программа

Рабочая программа

Рабочая программа

Рабочая программа

Рабочая программа

Рабочая программа

Рабочая программа

Рабочая программа

Рабочая программа

Рабочая программа

Рабочая программа

Рабочая программа

Рабочая программа

Рабочая программа

Рабочая программа

Рабочая программа

Рабочая программа

Рабочая программа

Рабочая программа

Рабочая программа

Рабочая программа

Рабочая программа

Рабочая программа

Рабочая программа

Рабочая программа

Рабочая программа

Рабочая программа

Рабочая программа

Рабочая программа

Рабочая программа

Рабочая программа

Рабочая программа

Рабочая программа

Рабочая программа

Рабочая программа

Рабочая программа

Рабочая программа

Рабочая программа

Рабочая программа

Рабочая программа

Рабочая программа

Рабочая программа

Рабочая программа

Рабочая программа

Рабочая программа

Рабочая программа

Рабочая программа

Рабочая программа

Рабочая программа

Рабочая программа

Рабочая программа

Рабочая программа

Рабочая программа

Рабочая программа

Рабочая программа

Рабочая программа

Рабочая программа

Рабочая программа

Рабочая программа

Рабочая программа

Рабочая программа

Рабочая программа

Рабочая программа

Рабочая программа

Рабочая программа

Рабочая программа

Рабочая программа

Рабочая программа

Рабочая программа

Рабочая программа

Рабочая программа

Рабочая программа

Рабочая программа

Рабочая программа

Рабочая программа

Рабочая программа

Рабочая программа

Рабочая программа

Рабочая программа

Рабочая программа

Рабочая программа

Рабочая программа

Рабочая программа

Рабочая программа

Рабочая программа

Рабочая программа

Рабочая программа

Рабочая программа

Рабочая программа

Рабочая программа

Рабочая программа

Рабочая программа

Рабочая программа

Рабочая программа

Рабочая программа

Рабочая программа

Рабочая программа

Рабочая программа

Рабочая программа

Рабочая программа

Рабочая программа

Рабочая программа

Рабочая программа

Рабочая программа

Рабочая программа

Рабочая программа

Рабочая программа

Рабочая программа

Рабочая программа

Рабочая программа

Рабочая программа

Рабочая программа

Рабочая программа

Рабочая программа

Рабочая программа

Рабочая программа

Рабочая программа

Рабочая программа

Рабочая программа

Рабочая программа

Рабочая программа

Рабочая программа

Рабочая программа

Рабочая программа

Рабочая программа

Рабочая программа

Рабочая программа

Рабочая программа

Рабочая программа

Рабочая программа

Рабочая программа

Рабочая программа

Рабочая программа

Рабочая программа

Рабочая программа

Рабочая программа
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
21.04.2017