Краснодарский край г. Курганинск
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 2
Утверждено
Решением педагогического совета
протокол № 1 от __.31.2016 года
Председатель педсовета
_____________ Р.В.Каранатов
Рабочая программа
“Основы безопасности жизнедеятельности”
Ступень обучения (класс) – III (10 – 11 классы)
Количество часов – 70 часов
Уровень – базовый
Учитель – Хуранов Айдамиркан Аскарбиевич
Программа разработана на основе государственной программы по курсу “Основы безопасности жизнедеятельности” для 10 – 11 классов общеобразовательных учреждений Российской Федерации.
Авторы программы: кандидат педагогических наук А.Т.Смирнов, Б.О.Хренников. Издательство “Просвещение”, г. Москва – 2012 год, по заказу Министерства науки и образования Российской Федерации.Краснодарский край г. Курганинск
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 2
Утверждено
Решением педагогического совета
протокол № 1 от __.31.2016 года
Председатель педсовета
_____________ Р.В.Каранатов
Рабочая программа
“Основы безопасности жизнедеятельности”
Ступень обучения (класс) – III (10 – 11 классы)
Количество часов – 70 часов
Уровень – базовый
Учитель – Хуранов Айдамиркан Аскарбиевич
Программа разработана на основе государственной программы по курсу “Основы безопасности жизнедеятельности” для 10 – 11 классов общеобразовательных учреждений Российской Федерации.
Авторы программы: кандидат педагогических наук А.Т.Смирнов, Б.О.Хренников. Издательство “Просвещение”, г. Москва – 2012 год, по заказу Министерства науки и образования Российской Федерации.
Рабочая программа 10-11 класс СОШ 1 2016 год 1 вариант.doc
Краснодарский край г. Курганинск
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 2
Решением педагогического совета
протокол № 1 от __.31.2016 года
Утверждено
Председатель педсовета
_____________ Р.В.Каранатов
Рабочая программа
“Основы безопасности жизнедеятельности”
Ступень обучения (класс) – III (10 – 11 классы)
Количество часов – 70 часов
Уровень – базовый
Учитель – Хуранов Айдамиркан Аскарбиевич
Программа разработана на основе государственной программы по курсу
“Основы безопасности жизнедеятельности” для 10 – 11 классов
общеобразовательных учреждений Российской Федерации.
Авторы программы: кандидат педагогических наук А.Т.Смирнов,
Б.О.Хренников. Издательство “Просвещение”, г. Москва – 2012 год, по
заказу Министерства науки и образования Российской Федерации. Пояснительная записка
1011 классы
Рабочая программа курса «Основы безопасности жизнедеятельности» составлена на
основе Федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего
образования.
Рабочая программа рассчитана на 35 учебных часов (1 час в неделю).
Настоящая программа написана с учётом научнотеоретических разработок и
нормативноправовых актов в области безопасности жизнедеятельности,
действующих в Российской Федерации в настоящее время. В основу разработки
программы легли положения Федерального закона «Об образовании в Российской
Федерации» (от 29 декабря 2012 г. № 273ФЗ), Стратегии национальной
безопасности Российской Федерации до 2020 г. (утверждена Указом Президента
Российской Федерации от 12 мая 2009 г. № 537) и Концепции федеральной
системы подготовки граждан Российской Федерации к военной службе на период
до 2020 г. (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 3
февраля 2010 г. № 134р).
Данная программа входит в учебнометодический комплект по основам
безопасности жизнедеятельности для учащихся 10—11 классов (под редакцией А.
Т. Смирнова), который подготовлен в издательстве «Просвещение» с учётом
требований ФГОС и новых государственных подходов в области обеспечения
национальной безопасности в современном мире.
Рабочая программа выполняет две основные функции:
информационнометодическую функцию, которая позволяет всем участникам
образовательного процесса получить представление о целях, содержании, общей стратегии
обучения, воспитания и развития обучающихся средствами данного учебного предмета;
организационнопланирующую функцию, которая предусматривает выделение этапов
обучения, структурирование учебного материала, определение его количественных и
качественных характеристик на каждом из этапов, в том числе для содержательного
наполнения промежуточной аттестации обучающихся.
В настоящей программе реализованы требования федеральных законов: «Об
образовании», «О гражданской обороне», «О защите населения и территорий от
чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», «Об обороне», «О
воинской обязанности и военной службе.
В ходе изучения предмета обучающиеся получают знания о здоровом образе жизни,
о чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, их последствиях и
мероприятиях, проводимых государством по защите населения. Большое значение
придается также формированию здорового образа жизни и профилактике вредных
привычек, привитию навыков оказания первой медицинской помощи пострадавшим.
Курс «Основы безопасности жизнедеятельности» в основной (полной)
общеобразовательной школе направлен на достижение следующих целей:
•формирование у обучаемых современного уровня культуры безопасности
жизнедеятельности и индивидуальной системы здорового образа жизни для
повышения защищённости жизненно важных интересов личности, общества и
государства от внешних и внутренних угроз;
•расширение представлений об экстремизме и терроризме, уяснение
социальных причин их возникновения, формирование негативного отношения к
любым видам экстремистской и террористической деятельности и способности
противостоять террористической и экстремистской идеологии; •совершенствование военнопатриотического воспитания и повышение
мотивации к военной службе в современных условиях.
Программа предусматривает формирование у обучающихся общеучебных умений и
навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом
направлении приоритетами для учебного предмета «Основы безопасности
жизнедеятельности» на этапе среднего (полного) общего образования являются:
∙ умение самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную
деятельность;
∙ использование элементов причинноследственного и структурнофункционального
анализа;
∙ участие в проектной деятельности, в организации и проведении учебно
исследовательской работе;
∙ поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа;
∙ оценивание и корректировка своего поведения в окружающей среде, выполнение в
практической деятельности и в повседневной жизни экологических требований;
∙ умение отстаивать свою гражданскую позицию, формировать свои мировоззренческие
взгляды;
∙ осуществление осознанного выбора путей продолжения образования или будущей
профессии.
Общеучебные умения навыки и способы деятельности
усвоение гуманистических,
Рабочая программа предусматривает формирование у обучающихся общеучебных умений
и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом
направлении приоритетами для учебного предмета «Основы безопасности
жизнедеятельности» личностными результатами обучения ОБЖ в основной школе
являются:
∙ развитие личностных, в том числе духовных и физических, качеств, обеспечивающих
защищенность жизненно важных интересов личности от внешних и внутренних угроз;
∙
демократических и традиционных ценностей
многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга
перед Родиной;
∙ формирование готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в
нём взаимопонимания;
∙ формирование потребности соблюдать нормы здорового образа жизни, осознанно
выполнять правила безопасности жизнедеятельности;
∙ развитие правового мышления и компетентности в решении моральных проблем на основе
личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения,
осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
∙ формирование антиэкстремистского мышления и антитеррористического поведения,
потребностей соблюдать нормы здорового образа жизни, осознанно выполнять правила
безопасности жизнедеятельности;
∙ экологическое сознание, признание высокой ценности жизни во всех её проявлениях;
знание основных принципов и правил отношения к природе; знание основ здорового образа
жизни и здоровьесберегающих технологий; правил поведения в чрезвычайных ситуациях.
обучения основам безопасности
Метапредметными результатами
жизнедеятельности в основной школе являются:
∙ овладение умениями формулировать личные понятия о безопасности; анализировать
причины возникновения опасных и чрезвычайных ситуаций; обобщать и сравнивать по
следствия опасных и чрезвычайных ситуаций; выявлять причинноследственные связи
опасных ситуаций и их влияние на безопасность жизнедеятельности человека;
∙ овладение обучающимися навыками самостоятельно определять цели и задачи по
безопасному поведению в повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях, выбирать средства реализации поставленных целей, оценивать результаты своей
деятельности в обеспечении личной безопасности;
∙ формирование умения воспринимать и перерабатывать информацию, генерировать идеи,
моделировать индивидуальные подходы к обеспечению личной безопасности в
повседневной жизни и в чрезвычайных ситуациях;
∙ приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации в области
безопасности жизнедеятельности с использованием различных источников и новых
информационных технологий;
∙ развитие умения выражать свои мысли и способности слушать собеседника, понимать его
точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение;
∙ освоение приемов действий в опасных и чрезвычайных ситуациях природного,
техногенного и социального характера;
∙ формирование умений взаимодействовать с окружающими, выполнять различные
социальные роли во время и при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.
Предметными результатами обучения ОБЖ в основной школе являются:
1. В познавательной сфере:
∙ знания об опасных и чрезвычайных ситуациях; о влиянии их последствий на безопасность
личности, общества и государства; о государственной системе обеспечения защиты
населения от чрезвычайных ситуаций; об организации подготовки населения к действиям в
условиях опасных и чрезвычайных ситуаций; о здоровом образе жизни; об оказании первой
медицинской помощи при неотложных состояниях; о правах и обязанностях граждан в
области безопасности жизнедеятельности.
2. В ценностноориентационной сфере:
∙ умения предвидеть возникновение опасных ситуаций по характерным признакам их
появления, а также на основе анализа специальной информации, получаемой из различных
источников;
∙ умения применять полученные теоретические знания на практике — принимать
обоснованные решения и вырабатывать план действий в конкретной опасной ситуации с
учетом реально складывающейся обстановки и индивидуальных возможностей;
∙ умения анализировать явления и события природного, техногенного и социального
характера, выявлять причины их возникновения и возможные последствия, проектировать
модели личного безопасного поведения.
3. В коммуникативной сфере:
∙ умения информировать о результатах своих наблюдений, участвовать в дискуссии,
отстаивать свою точку зрения, находить компромиссное решение в различных ситуациях.
4. В эстетической сфере:
∙ умение оценивать с эстетической (художественной) точки зрения красоту окружающего
мира; умение сохранять его.
5. В трудовой сфере:
∙ знания устройства и принципов действия бытовых приборов и других технических
средств, используемых в повседневной жизни; локализация возможных опасных ситуаций,
связанных с нарушением работы технических средств и правил их эксплуатации;
∙ умения оказывать первую медицинскую помощь.
6. В сфере физической культуры:
∙ формирование установки на здоровый образ жизни;
∙ развитие необходимых физических качеств: выносливости, силы, ловкости, гибкости,
скоростных качеств, достаточных для того, чтобы выдерживать необходимые умственные и
физические нагрузки; умение оказывать первую медицинскую помощь при занятиях
физической культурой и спортом.
Оценка знаний
Знания и умения учащихся оцениваются на основании устных ответов (выступлений), а
также практической деятельности, учитывая их соответствие требованиям программы
обучения, по пятибалльной системе оценивания. 1. Оценку «5» получает учащийся, чей устный ответ (выступление), письменная работа,
практическая деятельность или их результат соответствуют в полной мере требованиям
программы обучения. Если при оценивании учебного результата используется зачёт в
баллах, то оценку «5» получает учащийся, набравший 90 – 100% от максимально
возможного количества баллов.
2. Оценку «4» получает учащийся, чей устный ответ (выступление), письменная работа,
практическая деятельность или их результат, в общем, соответствуют требованиям
программы обучения, но недостаточно полные или имеются мелкие ошибки. Если при
оценивании учебного результата используется зачёт в баллах, то оценку «4» получает
учащийся, набравший 70 – 89% от максимально возможного количества баллов.
3. Оценку «3» получает учащийся, чей устный ответ (выступление), письменная работа,
практическая деятельность или их результат соответствуют требованиям программы
обучения, но имеются недостатки и ошибки. Если при оценивании учебного результата
используется зачёт в баллах, то оценку «3» получает учащийся, набравший 45 69% от
максимально возможного количества баллов.
4. Оценку «2» получает учащийся, чей устный ответ (выступление), письменная работа,
практическая деятельность или их результат частично соответствуют требованиям
программы обучения, но имеются существенные недостатки и ошибки. Если при
оценивании учебного результата используется зачёт в баллах, то оценку «2» получает
учащийся, набравший 20 44% от максимально возможного количества баллов
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕДМЕТА «ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ
ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
Цель изучения основ безопасности жизнедеятельности — способствовать
завершению формирования ключевых качеств выпускника школы, которые
определены Федеральным государственным образовательным стандартом средне
го общего образования.
Ключевые качества характеризуют выпускника как человека XXI века и
гражданина Российской Федерации:
•любящего свой край и свою Родину, уважающего свой народ, его культуру и
духовные традиции;
•осознающего и принимающего традиционные ценности семьи, российского
гражданского общества, многонационального российского народа, человечества,
осознающего свою сопричастность судьбе Отечества;
•креативного и критически мыслящего, активно и целенаправленно познающего
мир, осознающего ценности образования и науки, труда и творчества для человека
и общества;
•владеющего основами научных методов познания окружающего мира;
•мотивированного на творческую и инновационную деятельность;
•готового к сотрудничеству,
способного осуществлять учебно
исследовательскую, проектную и информационно познавательную деятельность;
•осознающего себя социально активной личностью, уважающей закон и
правопорядок, осознающего ответственность перед семьёй, обществом,
государством, человечеством;
•уважающего мнение других людей (если оно не носит противоправного
характера), умеющего вести конструктивный диалог, способного достигать
взаимопонимания и успешно взаимодействовать;
•осознанно выполняющего и обоснованно пропагандирующего правила
здорового, безопасного и экологически целесообразного образа жизни;
•подготовленного к осознанному выбору профессии, понимающего значение
профессиональной деятельности для человека и общества.
Достижение этой цели обеспечивается решением следующих учебных
задач:
1) формированием у учащихся экологического мышления, понимания ими
влияния социальноэкологических процессов на состояние природной и
социальной среды обитания человека; воспитанием у них культуры безопасного поведения в условиях неблагоприятной экологической обстановки в местах
проживания;
2) формированием у учащихся духовнонравственных принципов
взаимоотношения полов, способствующих осознанию традиционных ценностей
семьи, их готовности к созданию благополучной семьи в современных условиях и
обеспечению демографической безопасности государства;
3) формированием у учащихся индивидуальной системы здорового образа
жизни для повышения уровня их духовного, физического и социального
благополучия, а также для обеспечения здорового долголетия граждан Россий
ской Федерации;
4) формированием у учащихся современного уровня культуры безопасности
жизнедеятельности для повышения их защищённости на индивидуальном уровне
от внешних и внутренних угроз в повседневной жизни и в условиях опасных и
чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера;
5) формированием у учащихся духовных и физических качеств, свойственных
гражданину Российской Федерации и защитнику Отечества; подготовка их к
военной службе в современных условиях (граждан мужского пола — обязательно,
граждан женского пола — по их желанию).
Учебный предмет «Основы безопасности жизнедеятельности» в 10—11 классах
реализует комплексный подход в формировании у учащихся личностных
социальных качеств, определённых Федеральным государственным обра
зовательным стандартом среднего общего образования, при модульной структуре
содержания предмета.
Под учебным модулем следует понимать конструктивно завершённую часть
предмета, основанную на его методологии и включающую в себя такой объём
учебного материала, который позволяет использовать его как самостоятельный
учебный компонент
«Основы безопасности
жизнедеятельности».
системы предмета
Структура предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» при модульном
построении содержания образования включает в себя три учебных модуля и семь
разделов.
«Основы безопасности жизнедеятельности»
Структура курса
М1
Учебные модули
М2
М3
Основы безопасности
личности, общества и
государства
Основы медицинских
знаний и здорового
образа жизни
Обеспечение военной
безопасности
государства
Р4
Разделы
Основы здо
рового образа
жизни
Р6
Основы обороны
государства
Р5 Основы меди
цинских знаний
и оказание
первой помощи
Р7 Основы военной
службы (в том
числе учебные
сборы)
Р1
Р2
Р3
Основы ком
плексной без
опасности
Защита на
селения
Российской
Федерации от
чрезвычайных
ситуаций
Основы про
тиводействия
терроризму и
экстремизму в
Российской
Федерации
Основной акцент учебновоспитательного процесса в данной программе сделан
на:
•формирование у учащихся индивидуальной системы здорового образа жизни и негативного отношения к курению и употреблению алкоголя, наркотиков и
других психоактивных веществ;
формирование у учащихся современного уровня культуры безопасности
жизнедеятельности и негативного отно шения к противоправному поведению и
любым проявлениям экстремизма и терроризма;
• формирование у учащихся духовных и физических качеств защитника
Отечества и подготовку их к военной службе в современных условиях.
Модульный принцип построения содержания курса ОБЖ позволяет:
• последовательно и логически взаимосвязанно структурировать тематику
предмета «Основы безопасности жизнедеятельности»;
• повысить эффективность процесса формирования у учащихся современного
уровня культуры безопасности и готовности к военной службе с учётом их
возрастных особенностей и уровня подготовки по другим учебным предметам (при
поурочном планировании предмета по годам обучения), а также с учётом
Реализация содержания учебных целей и задач по основам
безопасности жизнедеятельности осуществляется на базовом
уровне. Для изучения предмета «Основы безопасности
жизнедеятельности» на базовом уровне предусмотрено 140 ч
(по два часа в неделю в каждом классе). Кроме того, после
окончания занятий в 10 классе с учащимися (гражданами
мужского пола, не имеющими освобождения по состоянию
здоровья) предусмотрено проведение учебных сборов в
течение 5 дней (35 ч).
особенностей обстановки в регионе в области безопасности (при разработке
региональных учебных программ);
• эффективнее использовать межпредметные связи (элементы содержания
предмета ОБЖ могут быть использованы в других предметах, что способствует
формированию у обучаемых целостной картины окружающего мира);
• обеспечить непрерывность образования и более тесную преемственность
процессов обучения и формирования современного уровня культуры безопасности
у учащихся на третьей ступени образования;
• более эффективно использовать материальнотехническое обеспечение
предмета ОБЖ, осуществляя его «привязку» к конкретным разделам и темам;
•
В соответствии с положениями нормативно-правовых актов Российской
Федерации в области подготовки граждан к военной службе1 раздел 7
«Основы военной службы» изучается в обязательном порядке только с
учащимися — гражданами мужского пола. № модуля,
раздела,
темы
М – I
Р I
Тема 1
Тема 2
Тема 3
Р II
Тема 4
Р III
М II
Р III
Тема 5
Тема 6
М III
Р –V
Тема 7
Тема 8
Тема 9
Тема 10
Модули, разделы и темы программы
Количество часов
10 класс
проблем
комплекс
населения
в условиях
Российской
Основы безопасности личности, общества
и государства
Основы комплексной безопасности
Обеспечение личной безопасности в
повседневной жизни
Личная безопасность
чрезвычайных ситуаций.
Современный
безопасности социального характера.
Защита
Федерации от чрезвычайных ситуации.
Нормативноправовая база Российской
Федерации по обеспечению безопасности
личности, общества и государства.
Основы противодействия терроризму и
экстремизму в РФ
Экстремизм и терроризм – чрезвычайные
опасности для общества и государства
Нормативноправовая база борьбы с
терроризмом
Духовнонравт
Основы медицинских знаний и здорового
образа жизни.
Основы здорового образа жизни.
Основы медицинских
профилактика инфекционных заболеваний.
Здоровый образ жизни и его составляющие.
Обеспечение военной безопасности
государства.
Основы обороны государства
Гражданская оборона – составная часть
обороноспособности страны.
Вооруженные Силы Российской Федерации
– защитники нашего Отечества.
Виды Вооруженных Сил Российской
Федерации и рода войск.
Боевые традиции Вооруженных Сил России.
знаний
и
Примерная
авторская
программа
17
15
6
4
5
2
2
15
6
6
2
4
47
19
7
3
7
2
Рабочая
программа
24
10
4
4
2
2
2
12
4
2
4
6
2
4
38
22
10
3
7
2 Р –VI
Тема 11
Тема 12
Тема 13
Тема 14
Тема 15
Тема 16
Основы военной службы.
Размещение и быт военнослужащих.
Суточный наряд, общие обязанности лиц
суточного наряда.
Организация караульной службы.
Строевая подготовка.
Огневая подготовка.
Тактическая подготовка.
Резервное время
28
3
3
3
6
2
3
8
23
3
3
3
9
3
2
Итого:
70 часов
68 часов
Модули, разделы и темы программы
11 класс
№ модуля,
раздела,
темы
М I
Р I
Тема 1
Р II
Тема 2
М II
Р III
Тема 3
Р IV
Тема 4
М III
Р –V
Тема 5
Тема 6
Тема 7
Р –VI
Тема 8
Тема 9
Тема 10
Тема 11
Основы безопасности личности, общества
и государства
Основы комплексной безопасности
Обеспечение личной безопасности в
повседневной жизни.
населения
Российской
Защита
Федерации от чрезвычайных ситуации.
Организационные основы борьбы с
терроризмом и наркобизнесом в Российской
федерации.
Основы медицинских знаний и здорового
образа жизни.
Основы здорового образа жизни.
Нравственность и здоровье.
Основы медицинских знаний и оказание
первой помощи пострадавшим.
Первая помощь при неотложных состояниях.
Обеспечение военной безопасности
государства.
Основы обороны государства
Вооруженные Силы Российской Федерации –
основа обороны государства
Символы воинской чести.
Воинская обязанность.
Основы военной службы.
Особенности военной службы.
Военнослужащий – вооруженный защитник
Отечества. Честь и достоинство воина
Вооруженных Сил Российской Федерации.
Ритуалы Вооруженных Сил Российской
Федерации.
Прохождение военной службы по призыву.
Количество часов
Примерная
авторская
программа
3
3
Рабочая
программа
2
2
1
1
7
3
3
4
4
25
7
2
2
3
18
4
6
3
2
2
2
1
1
7
3
3
4
4
24
7
2
2
3
17
4
6
3
2 Тема 12
Прохождение военной службы по контракту.
Резервное время
2
1
2
Итого:
35 часов
34 часа
МЕСТО ПРЕДМЕТА «ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ» В
УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Для реализации содержания, учебных целей и задач предмета «Основы безопасности
жизнедеятельности» в 10 и 11 классах в программе предусмотрены 70 часов на 2 года (по
одному часу в неделю в каждом классе). Этот объём для учебного предмета «Основы
безопасности жизнедеятельности» определён на базовом уровне1 (разделы 16 программы).
На профильном уровне для изучения предмета предусмотрено 140 часов (17 разделы
программы).
Кроме того, после окончания занятий в 10 классе предусмотрено проведение с
обучающимися (гражданами мужского пола, не имеющими освобождения по состоянию
здоровья) учебных сборов в течение 5 дней (35 часов)2.
В соответствии с положениями нормативноправовых актов Российской Федерации
в области подготовки граждан к военной службе3 раздел 7 «Основы военной службы»
изучается в образовательном порядке только с обучающимися – гражданами мужского
пола. Подготовка обучающихся – граждан женского пола по основам военной службы
может осуществляться только в добровольном порядке, с ними в это время в обязательном
порядке проводятся занятия по углублённому изучению основ медицинских знаний4.
Содержание программы «Основы безопасности жизнедеятельности» 10
11 класс (для юношей)
Модуль 1. Основы безопасности личности, общества и государства
Раздел 1. Основы комплексной безопасности
Обеспечение личной безопасности в повседневной жизни
Автономное пребывание человека в природной среде. Добровольная и вынужденная
автономия. Способы подготовки человека к автономному существованию.
Обеспечение личной безопасности на дорогах. Правила безопасного поведения на дорогах
пешеходов и пассажиров. Общие обязанности водителя.
Пожарная безопасность. Права и обязанности граждан в области пожарной безопасности.
Правила личной безопасности при пожаре.
1 Приказ Минобрнауки России от 20 августа 2008 г. №241.
2 Приказ Министра обороны Российской Федерации и Минобрнауки России от 24 февраля 2010 г. №96/134.
3 Закон Российской Федерации «Об образовании», статья 14, пункт 7.
4 Положение о подготовке граждан Российской Федерации к военной службе (в редакции Постановления
Правительства Российской Федерации от 15.06.2009 г. №481). Обеспечение личной безопасности на водоёмах в разное время года. Безопасный отдых у
воды. Соблюдение правил безопасности при купании в оборудованных и необорудованных
местах.
Обеспечение личной безопасности в различных бытовых ситуациях. Безопасное обращение
с электричеством, бытовым газом и средствами бытовой химии. Меры безопасности при
работе с инструментами. Безопасность и компьютер.
Обеспечение личной безопасности в криминогенных ситуациях. Наиболее вероятные
ситуации криминогенного характера на улице, в транспорте, в общественном месте, в
подъезде дома, в лифте. Правила безопасного поведения в местах с повышенной
криминогенной опасностью.
Личная безопасность в условиях чрезвычайных ситуаций
Чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера, причины их возникновения
и возможные последствия.
Рекомендации населению по правилам безопасного поведения в условиях чрезвычайных
ситуаций природного и техногенного характера для минимизации их последствий.
Современный комплекс проблем безопасности военного характера
Военные угрозы национальной безопасности России. Национальные интересы России в
военной сфере, защита её независимости, суверенитета, демократического развития
государства, обеспечение национальной обороны.
Характер современных войн и вооружённых конфликтов. Военный конфликт, вооружённый
конфликт, локальная война, региональная война, крупномасштабная война.
Раздел 2. Защита населения Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций
Нормативноправовая база и организационные основы по защите населения от
чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера
Нормативноправовая база Российской Федерации в области обеспечения безопасности
населения в чрезвычайных ситуациях.
Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций
(РСЧС), её структура и задачи.
Раздел 3. Основы противодействия терроризму и экстремизму в Российской
Федерации
Экстремизм и терроризм – чрезвычайные опасности для общества и государства
Терроризм и террористическая деятельность, их цели и последствия. Факторы,
способствующие вовлечению в террористическую деятельность. Профилактика их
влияния.
Экстремизм и экстремистская деятельность. Основные принципы и направления
террористической и экстремистской деятельности.
Нормативноправовая база борьбы с терроризмом и экстремизмом в Российской
Федерации
Основные положения Конституции Российской Федерации, положения Федеральных
законов «О противодействии терроризму» и «О противодействии экстремистской
деятельности», положения Концепции противодействия терроризму в Российской
Федерации, в которых определены нормативноправовые основы борьбы с терроризмом и
экстремизмом. Роль государства в обеспечении защиты населения страны от террористической и
экстремистской деятельности и обеспечение национальной безопасности Российской
Федерации.
Организационные основы системы противодействия терроризму и экстремизму в
Российской Федерации
Национальный антитеррористический комитет (НАК), его предназначение, структура и
задачи.
Контртеррористическая операция и условия её проведения. Правовой режим
контртеррористической операции.
Роль и место гражданской обороны в противодействии терроризму.
Применение Вооружённых Сил Российской Федерации в борьбе с терроризмом. Участие
Вооружённых Сил Российской Федерации в пресечении международной террористической
деятельности за пределами страны.
Духовнонравственные основы противодействия терроризму и экстремизму
Значение нравственных позиций и личных качеств в формировании антитеррористического
поведения.
Роль культуры безопасности жизнедеятельности по формированию антитеррористического
поведения и антитеррористического мышления.
Уголовная ответственность за участие в террористической и экстремистской
деятельности
Уголовная ответственность за террористическую деятельность. Уголовный кодекс
Российской Федерации об ответственности за участие в террористической деятельности.
Федеральный закон «О противодействии экстремистской деятельности» об
ответственности за осуществление экстремистской деятельности. Уголовный кодекс
Российской Федерации об уголовной ответственности за экстремистскую деятельность.
Обеспечение личной безопасности при угрозе террористического акта (1 час)
Правила безопасного поведения при угрозе террористического акта. Правила оказания
само и взаимопомощи пострадавшим от теракта.
Модуль 2. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни
Раздел 4. Основы здорового образа жизни
Основы медицинских знаний и профилактика инфекционных заболеваний
Сохранение и укрепление здоровья – важная часть подготовки молодёжи к военной службе
и трудовой деятельности. Основные требования, предъявляемые к здоровью гражданина
при поступлении его на военную службу. Духовные и физические качества человека,
способствующие успешному выполнению обязанностей в профессиональной деятельности.
Основные инфекционные заболевания, их классификация и профилактика.
Здоровый образ жизни и его составляющие
Здоровый образ жизни как индивидуальная система поведения человека, направленная на
сохранение и укрепление его здоровья. Факторы, влияющие на здоровье. Основные
составляющие здорового образа жизни.
Биологические ритмы и их влияние на работоспособность. Основные понятия о
биологических ритмах человека, их влияние на уровень жизнедеятельности человека,
профилактика утомления. Значение двигательной активности и физической культуры для здоровья человека.
Необходимость выработки привычки на уровне потребности к систематическим занятиям
физической культурой.
Вредные привычки и их социальные последствия. Курение и употребление алкоголя –
разновидность наркомании. Наркомания – это практически неизлечимое заболевание,
связанное с зависимостью от употребления наркотика. Профилактика наркомании.
Правила личной гигиены. Личная гигиена, общие понятия и определения. Уход за кожей,
зубами и волосами. Гигиена одежды. Некоторые понятия об очищении организма.
Нравственность и здоровье
Формирование правильных взаимоотношений полов. Семья и её значение в жизни человека.
Факторы, оказывающие влияние на гармонию семейной жизни. Качества, необходимые для
создания прочной семьи.
Инфекции, передаваемые половым путём (ИППП), пути их передачи, причины,
способствующие заражению. Меры профилактики.
ВИЧинфекция и СПИД, основные пути заражения. Профилактика ВИЧинфекций.
Ответственность за заражение ВИЧинфекцией.
Семья в современном обществе. Брак и семья, основные понятия и определения. Условия и
порядок заключения брака. Личные права и обязанности супругов. Права и обязанности
родителей.
Раздел 5. Основы медицинских знаний и оказание первой помощи
Первая помощь при неотложных состояниях
Сердечная недостаточность и причины её возникновения. Общие правила оказания первой
помощи при острой сердечной недостаточности. Инсульт, причины его возникновения,
признаки возникновения. Первая помощь при инсульте.
Первая помощь при ранениях. Понятие о ране, разновидности ран. Последовательность
оказания первой помощи при ранении. Понятие об асептике и антисептике.
Основные правила оказания первой помощи.
Правила остановки артериального кровотечения. Признаки артериального кровотечения,
методы временной остановки кровотечения. Правила наложения давящей повязки. Правила
наложения жгута.
Способы иммобилизации и переноски пострадавшего.
Первая помощь при травмах опорнодвигательного аппарата.
Первая помощь при черепномозговой травме, травме груди, травме живота.
Первая помощь при травме в области таза, при повреждениях позвоночника, спины.
Первая помощь при остановке сердца. Реанимация. Правила проведения сердечнолёгочной
реанимации. Непрямой массаж сердца. Искусственная вентиляция лёгких.
Модуль 3. Обеспечение военной безопасности государства
Раздел 6. Основы обороны государства
Гражданская оборона – составная часть обороноспособности страны
Гражданская оборона как составляющая обороны государства, предназначение и задачи
гражданской обороны по защите населения от чрезвычайных ситуаций мирного и военного
времени.
Основные виды оружия и их поражающие свойства. Мероприятия, проводимые по защите
населения от современных средств поражения.
Оповещение и информирование населения о чрезвычайных ситуациях мирного и военного
времени. Действия населения по сигналам оповещения о чрезвычайных ситуациях. Инженерная защита населения от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени.
Защитные сооружения гражданской обороны. Правила поведения в защитных сооружениях.
Средства индивидуальной защиты. Основные средства защиты органов дыхания, средства
защиты кожи. Медицинские средства защиты и профилактики. Правила использования
средств индивидуальной защиты.
Организация проведения аварийноспасательных и других неотложных работ в зоне
чрезвычайной ситуации.
Организация гражданской обороны в общеобразовательном учреждении, её предназначение
и задачи. План гражданской обороны общеобразовательного учреждения (ООУ).
Обязанности обучающихся.
Вооружённые Силы Российской Федерации – защитники нашего Отечества
История создания Вооружённых Сил России.
Памяти поколений – дни воинской славы России, дни славных побед, сыгравших
решающую роль в истории государства.
Состав Вооружённых Сил Российской Федерации и управление Вооружёнными Силами
Российской Федерации.
Виды и рода войск Вооружённых Сил Российской Федерации
Сухопутные войска (СВ), их состав и предназначение, вооружение и военная техника
Сухопутных войск.
Военновоздушные силы (ВВС), их состав и предназначение. Вооружение и военная техника
Военновоздушных сил.
Военноморской флот (ВМФ), его состав и предназначение. Вооружение и военная техника
Военноморского флота.
Ракетные войска стратегического назначения (РВСН), их состав и предназначение.
Вооружение и военная техника Ракетных войск стратегического назначения.
Воздушнодесантные войска, их состав и предназначение.
Космические войска, их состав и предназначение.
Войска воздушнокосмической обороны России.
Войска и воинские формирования, не входящие в состав Вооружённых Сил Российской
Федерации.
Боевые традиции Вооружённых Сил России
Патриотизм и верность воинскому долгу – качества защитника Отечества.
Дружба и войсковое товарищество – основа боевой готовности частей и подразделений.
Вооружённые Силы Российской Федерации – основа обороны государства
Основные задачи современных Вооружённых Сил.
Международная (миротворческая) деятельность Вооружённых Сил Российской Федерации.
Символы воинской чести
Боевое знамя воинской части – официальный символ и воинская реликвия воинской части,
олицетворяющая её честь, доблесть, славу и боевые традиции, указывающая на
предназначение воинской части и её принадлежность.
Ордена – почётные награды за воинские отличия и заслуги в бою и военной службе.
Военная форма одежды и знаки различия, их воспитательное значение.
Воинская обязанность
Основные понятия о воинской обязанности. Воинский учёт, обязательная подготовка к
военной службе, призыв на военную службу, прохождение военной службы по призыву,
пребывание в запасе, призыв на военные сборы и прохождение военных сборов в период
пребывания в запасе. Организация воинского учёта, основное предназначение воинского учёта.
Первоначальная постановка граждан на воинский учёт.
Обязанности граждан по воинскому учёту до призыва их на военную службу и при
увольнении с военной службы.
Обязательная подготовка граждан к военной службе, периоды обязательной подготовки к
военной службе и их основные особенности.
Требования к индивидуальным качествам военнослужащих – специалистов по сходным
воинским должностям.
Подготовка граждан по военноучётным специальностям, её предназначение и порядок
осуществления.
Добровольная подготовка граждан к военной службе, основные её направления.
Организация медицинского освидетельствования граждан при постановке их на воинский
учёт. Основное предназначение освидетельствования и порядок его проведения.
Профессиональный психологический отбор, его предназначение и критерии определения
профессиональной пригодности призывника к военной службе.
Увольнение с воинской службы и пребывание в запасе, предназначение запаса, разряды
запаса в зависимости от возраста граждан.
Раздел 7. Основы военной службы
Содержание помещений,
Размещение и быт военнослужащих
Размещение военнослужащих.
безопасности.
Распределение времени и внутренний распорядок в повседневной деятельности
военнослужащих, распорядок дня.
Сохранение и укрепление здоровья военнослужащих, обеспечение безопасности воинской
службы.
обеспечение пожарной
Суточный наряд, обязанности лиц суточного наряда
Суточный наряд, его предназначение, состав суточного наряда. Обязанности дежурного и
дневального по роте.
Организация караульной службы
Организация караульной службы. Общие положения. Часовой и его неприкосновенность.
Обязанности часового.
Строевая подготовка
Строи и управление ими. Строевые приёмы и движение без оружия. Выполнение воинского
приветствия без оружия на месте и в движении. Выход из строя и возвращение в строй.
Подход к начальнику и отход от него.
Строи отделения, развёрнутый строй, походный строй. Выполнение воинского приветствия
в строю, на месте и в движении.
Огневая подготовка
Назначение и боевые свойства автомата Калашникова. Порядок неполной разборки и
сборки автомата Калашникова. Приёмы и правила стрельбы из автомата.
Тактическая подготовка
Современный бой. Обязанности солдата в бою.
Особенности военной службы Правовые особенности военной службы. Статус военнослужащего. Военные аспекты
международного права.
Устав внутренней службы Вооружённых Сил Российской Федерации. Дисциплинарный
устав Вооружённых Сил Российской Федерации, устав гарнизонной, комендантской и
караульной служб Вооружённых Сил Российской Федерации, строевой устав Вооружённых
Сил Российской Федерации.
Военнослужащий – вооружённый защитник Отечества
Основные виды воинской деятельности. Основные особенности воинской деятельности.
Требования воинской деятельности, предъявляемые к моральным и индивидуальным
качествам гражданина.
Военнослужащий – патриот. Честь и достоинство военнослужащего Вооружённых Сил
Российской Федерации. Военнослужащий – специалист своего дела. Военнослужащий –
подчиненный, выполняющий требования воинских уставов, приказы командиров и
начальников.
Основные обязанности военнослужащих.
Ритуалы Вооружённых Сил Российской Федерации
Порядок вручения Боевого знамени воинской части.
Порядок приведения к Военной присяге (принесение обязательства).
Порядок вручения личному составу вооружения, военной техники и стрелкового оружия.
Ритуал подъёма и спуска Государственного флага Российской Федерации.
Прохождение военной службы по призыву
Призыв на военную службу. Порядок прохождения военной службы. Размещение и быт
военнослужащих.
Прохождение военной службы по контракту
Особенности военной службы по контракту.
Альтернативная гражданская служба.
Учебные сборы (5 дней, 35 учебных часов)
Практическое закрепление полученных знаний в области подготовки к военной службе. Содержание программы «Основы медицинских знаний и здорового образа жизни»
(для девушек). 1011 классы
Раздел 1. Основы медицинских знаний и оказание первой помощи
Основные инфекционные заболевания и их профилактика
Основные кишечные инфекции. Инфекции дыхательных путей.
Основные неинфекционные заболевания и их профилактика
Основные неинфекционные заболевания. Факторы риска их возникновения. Ишемическая
болезнь сердца, факторы риска её возникновения.
Первая помощь при травмах и ранениях
Значение своевременного оказания первой помощи по снижению тяжести последствий для
пострадавшего. Оказание первой помощи при ушибах, вывихах и растяжениях.
Оказание первой помощи при ранениях, методы остановки кровотечения.
Травматические переломы, правила оказания первой помощи при переломах опорно
двигательного аппарата.
Виды повязок и правила их наложения. Основные приёмы транспортной иммобилизации
пострадавших и правила их транспортировки. Первая помощь при отравлениях
Оказание первой помощи при отравлении лекарственными препаратами, алкоголем и
никотином, препаратами бытовой химии.
Оказание первой помощи при отравлении угарным газом и аварийно химически опасными
веществами (АХОВ).
Первая помощь при ожогах, отморожениях, тепловом и солнечном ударах и при
поражении электрическим током.
Правила оказания первой помощи при ожогах, отморожениях, тепловом и солнечном
ударах и при поражении электрическим током.
Первая помощь при массовых поражениях
Особенности оказания первой помощи в условиях массовых поражений. Медицинские
средства защиты и профилактики.
Раздел 2. Основы здорового образа жизни
Здоровье и здоровый образ жизни
Здоровье, общие понятия и определения. Факторы, влияющие на здоровье.
Репродуктивное здоровье и социальнодемографические процессы в России.
Здоровый образ жизни как необходимое условие сохранения и укрепления здоровья
человека и общества.
Репродуктивное здоровье женщины и факторы, на него влияющие
Женская половая система и её функционирование.
Здоровье родителей и здоровье будущего ребёнка.
Влияние неблагоприятных факторов внешней среды на здоровье плода и новорождённого.
Вредные привычки и их влияние на здоровье. Наркомания, её последствия, профилактика
вредных привычек.
Ранние половые связи и их последствия для здоровья. Инфекции, передаваемые половым
путём, меры по их профилактике.
Здоровый образ жизни – неотъемлемое условие сохранения репродуктивного здоровья
Стресс и его воздействие на человека. Режим дня, труда и отдыха.
Основные виды питательных веществ и их значение в питании человека. Рациональное
питание и его значение для здоровья.
Влияние двигательной активности на здоровье человека. Закаливание и его влияние на
здоровье. Личная гигиена и здоровье.
Правовые аспекты взаимоотношения полов
Брак и семья. Культура брачных отношений. Основы семейного права в Российской
Федерации. Права и обязанности родителей. Конвенция ООН «О правах ребёнка».
Беременность и уход за младенцем
Влияние здоровья женщины в период беременности на здоровье будущего ребёнка. Нормы
здорового образа жизни, которые желательно соблюдать в период беременности.
Образ жизни матери в первые шесть месяцев жизни ребёнка. Тематическое планирование предмета «Основы безопасности жизнедеятельности». 10
класс
(2 ч в неделю, всего 70 ч)
Номер
темы
Название модуля, раздела,
темы
Основное содержание
Модуль 1. Основы безопасности личности, общества и государства (24 ч)
Раздел 1. Основы комплексной безопасности (10 ч)
1
Обеспечение личной
безопасности в повседневной
жизни (4 ч)
1.1. Автономное пребывание человека в природной
среде
1.2. Практическая подготовка к автономному 2
3
Личная безопасность в
условиях чрезвычайных
ситуаций (4 ч)
Современный комплекс
проблем безопасности
военного характера (2 ч)
существованию в природной среде
1.3. Обеспечение личной безопасности на дорогах
1.4. Обеспечение личной безопасности в
криминогенных ситуациях
2.1. Чрезвычайные ситуации природного характера и
возможные их последствия
2.2. Рекомендации населению по обеспечению личной
безопасности в условиях чрезвычайных ситуаций
природного характера
2.3. Чрезвычайные ситуации техногенного характера
и возможные их последствия
2.4. Рекомендации населению по обеспечению личной
безопасности в условиях чрезвычайных ситуаций
техногенного характера
3.1. Военные угрозы национальной безопасности
России и национальная оборона
3.2. Характер современных войн и вооружённых
конфликтов
Раздел 2. Защита населения Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций природного и
техногенного характера (2 ч)
4
Нормативноправовая база и
организационные основы по
защите населения от
чрезвычайных ситуаций
природного и техногенного
характера (2 ч)
4.1. Нормативноправовая база Российской
Федерации в области обеспечения безопасности
населения в чрезвычайных ситуациях
4.2. Единая государственная система
предупреждения и ликвидации чрезвычайных
ситуаций (РСЧС), её структура и задачи
Раздел 3. Основы противодействия терроризму и экстремизму в Российской Федерации (12
ч)
5
Экстремизм и терроризм –
чрезвычайные опасности для
общества и государства (4 ч)
5.1. Терроризм и террористическая деятельность, их
цели и последствия
5.2. Факторы, способствующие вовлечению в
террористическую деятельность. Профилактика их
влияния
5.3. Экстремизм и экстремистская деятельность
5.4. Основные принципы и направления действия
террористической и экстремистской деятельности
6.1. Положения Конституции Российской Федерации,
Концепции противодействия терроризму в
Российской Федерации, Федеральных законов «О
противодействии терроризму» и «О противодействии
экстремистской деятельности»
6.2. Роль государства в обеспечении национальной
безопасности Российской Федерации
7.1. Значение нравственных позиций и личных качеств
в формировании антитеррористического поведения
7.2. Культура безопасности жизнедеятельности –
условие формирования антитеррористического
поведения и антиэкстремистского мышления
8.1. Уголовная ответственность за террористическую
деятельность
8.2. Ответственность за осуществление
экстремистской деятельности
6
7
8
Нормативноправовая база
борьбы с терроризмом и
экстремизмом в Российской
Федерации (2 ч)
Духовнонравственные основы
противодействия терроризму
и экстремизму (2 ч)
Уголовная ответственность за
участие в террористической и
экстремистской деятельности
(2 ч) 9
Обеспечение личной
безопасности при угрозе
террористического акта (2 ч)
9.1. Правила безопасного поведения при угрозе
террористического акта
Модуль 2. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни (6 ч)
Раздел 4. Основы здорового образа жизни (6 ч)
10
Основы медицинских знаний и
профилактика инфекционных
заболеваний (2 ч)
11
Здоровый образ жизни и его
составляющие (4 ч)
10.1. Сохранение и укрепление здоровья – важная
часть подготовки юноши к военной службе и
трудовой деятельности
10.2. Основные инфекционные заболевания, их
классификация и профилактика
11.1. Здоровый образ жизни
11.2. Биологические ритмы и их влияние на
работоспособность человека
11.3. Значение двигательной активности и
физической культуры для здоровья человека
11.4. Вредные привычки, их влияние на здоровье.
Профилактика вредных привычек
12.1. Гражданская оборона – составная часть
обороноспособности страны
12.2. Основные виды оружия и их поражающие
факторы
12.3. Оповещение и информирование населения о
чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени
12.4. Инженерная защита населения от чрезвычайных
ситуаций мирного и военного времени
12.5. Средства индивидуальной защиты
12.6. Организация проведения аварийноспасательных
и других неотложных работ в зоне чрезвычайной
ситуации
12.7. Организация гражданской обороны в ООУ
13.1. История создания Вооружённых Сил
Российской Федерации
13.2. Памяти поколений – дни воинской славы России
13.3. Состав Вооружённых Сил РФ. Руководство и
управление Вооружёнными Силами РФ
14.1. Сухопутные войска (СВ), их состав и
предназначение. Вооружение и военная техника СВ
14.2. Военновоздушные силы (ВВС), их состав и
предназначение. Вооружение и военная техника ВВС
14.3. Военноморской флот (ВМФ), его состав и
предназначение. Вооружение и военная техника ВМФ
14.4. Ракетные войска стратегического назначения
(РВСН), их состав и предназначение. Вооружение и
военная техника РВСН
14.5. Воздушнодесантные войска, их состав и
предназначение
14.6. Космические войска, их состав и
Модуль 3. Обеспечение военной безопасности государства (40 ч)
Раздел 6. Основы обороны государства (19 ч)
12
Гражданская оборона –
составная часть
обороноспособности страны (7
ч)
13
14
Вооружённые Силы
Российской Федерации –
защитники нашего Отечества
(3 ч)
Виды и рода войск
Вооружённых Сил Российской
Федерации (7 ч) 15
Боевые традиции
Вооружённых Сил России
(2 ч)
предназначение. Войска воздушнокосмической
обороны
14.7. Войска и воинские формирования, не входящие
в состав Вооружённых Сил Российской Федерации
15.1. Патриотизм и верность воинскому долгу –
качества защитника Отечества
15.2. Дружба и войсковое товарищество – основа
боевой готовности частей и подразделений
Раздел 7. Основы военной службы (профильный уровень по выбору)5 (21 ч)
16
Размещение и быт
военнослужащих (3 ч)
17
18
Суточный наряд, обязанности
лиц суточного наряда (3 ч)
Организация караульной
службы (3 ч)
19
Строевая подготовка (6 ч)
20
Огневая подготовка (4 ч)
21
Тактическая подготовка (2 ч)
16.1. Размещение военнослужащих
16.2. Распределение времени и повседневный порядок
16.3. Сохранение и укрепление здоровья
военнослужащих
17.1. Суточный наряд. Общие положения
17.2. Обязанности дежурного по роте
17.3. Обязанности дневального по роте
18.1. Организация караульной службы. Общие
положения
18.2. Часовой и его неприкосновенность
18.3. Обязанности часового
19.1. Строи и управление ими
19.2. Строевые приёмы и движения без оружия
19.3. Выполнение воинского приветствия без оружия
на месте и в движении
19.4. Выход из строя и возвращение в строй. Подход
к начальнику и отход от него
19.5. Строи отделения, развёрнутый строй, походный
строй
19.6. Выполнение воинского приветствия в строю, на
месте и в движении
20.1. Назначение и боевые свойства автомата
Калашникова
20.2. Порядок неполной разборки и сборки автомата
Калашникова
20.3. Приёмы и правила стрельбы из автомата
21.1. Современный бой
21.2. Обязанности солдата в бою
Всего часов:
70
Содержание учебной программы для учащихся 10 класса
Раздел I. Безопасность и защита человека в опасных и чрезвычайных ситуациях
(12 ч)
Тема 1.1. Правила поведения в условиях вынужденной автономии в природных условиях (4
ч)
5 В соответствии с Положением о подготовке граждан Российской Федерации к военной службе (в редакции
Постановления Правительства Российской Федерации от 15.06.2009 г. №481) девушки – обучающиеся 10 и 11
классов могут изучать основы военной службы только на добровольной основе (по выбору), с остальными
старшеклассницами в это время проводятся занятия по углублённому изучению основ медицинских знаний. Разбор наиболее возможных причин попадания человека в условия вынужденного
автономного существования, меры профилактики и подготовки к безопасному поведению в
условиях автономного существования. Совершенствование правил ориентирования на
местности, движения по азимуту, правил обеспечения водой и питанием, оборудование
временного жилища, добыча огня.
Тема 1.2. Средства индивидуальной защиты (2 ч)
Основные средства защиты органов дыхания и правила их использования. Средства защиты
кожи. Медицинские средства защиты и профилактики.
Тема 1.3. Уголовная ответственность несовершеннолетних (2 ч)
Особенности уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних. Виды
наказания, назначаемые несовершеннолетним. Правила поведения в общественном
транспорте. Уголовная ответственность за приведение в негодность транспортных средств
или нарушения правил, обеспечивающих безопасную работу транспорта. Хулиганство и
вандализм, общие понятия, уголовная ответственность за совершение.
Тема 1.4. Законы и другие нормативноправовые акты РФ по обеспечению безопасности (2
ч)
Положения Конституции РФ, гарантирующие права и свободы человека и гражданина.
Основные законы РФ, положения, которые направлены на обеспечение безопасности
граждан (ФЗ «О защите населения и территории от ЧС техногенного и природного
характера», ФЗ «О безопасности», «О пожарной безопасности», «О безопасности
дорожного движения», «Об обороне», и др.
Тема 1.5. Организация безопасности образовательного учреждения (2 ч)
Организация гражданской обороны в образовательном учреждении, ее предназначение.
План гражданской обороны, обязанности учащихся. Оповещение об опасностях.
Раздел II. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни (15 ч)
Тема 2.1. Сохранение и укрепление здоровья – важная часть подготовки юношей
допризывного возраста к военной службе и трудовой деятельности (2 ч)
Здоровье человека, общие понятия и определения. Здоровье индивидуальное и
общественное, духовное и физическое. Основные критерии здоровья. Влияние окружающей
среды на здоровье человека в процессе жизнедеятельности. Необходимость сохранения и
укрепления здоровья – социальная потребность общества.
Тема 2.2. Основные инфекционные болезни (2 ч)
Инфекционные заболевания, причины их возникновения, механизм передачи инфекции.
Классификация инфекционных заболеваний. Понятие об иммунитете, экстренной и
специфической профилактике. Наиболее характерные инфекционные заболевания,
механизм передачи инфекции.
Профилактика наиболее часто встречающихся
инфекционных заболеваний.
Тема 2.3. Здоровый образ жизни и его составляющие (3 ч)
Здоровый образ жизни – индивидуальная система поведения человека, направленная на
сохранение и укрепление здоровья. Общие понятия о режиме жизнедеятельности и его
значение для здоровья человека. Пути обеспечения высоко уровня работоспособности
человека. Основные элементы жизнедеятельности человека (умственная и физическая
нагрузка, активный отдых, сон, питание и др.) Значение правильного режима труда и
отдыха для гармоничного развития человека, его физических и духовных качеств.
Тема 2.4. Значение двигательной активности и закаливания организма для здоровья
человека (4 ч)
Значение двигательной активности для здоровья человека в процессе его
жизнедеятельности. Выработка привычки систематического занятия физической культурой
для обеспечения высокого уровня работоспособности и здорового долголетия.
Особенности влияния закаливающих процедур на организм человека и укрепление его
здоровья. Использование факторов окружающей среды для закаливания. Тема 2.5. Вредные привычки и их влияние на здоровье. Профилактика вредных привычек (4
ч)
Вредные привычки (употребление алкоголя, курение, употребление наркотиков) и
социальные последствия вредных привычек. Влияние вредных привычек на здоровье.
Профилактика вредных привычек, чистота и культура в быту.
Раздел III. Основы обороны государства (8 ч)
Тема 3.1. Функции и основные задачи современных вооруженных сил России, их роль и
место в системе обеспечения национальной безопасности страны (2 ч)
Вооруженные силы страны – государственная военная организация, составляющая основу
обороны страны. Руководство и управление Вооруженными силами. Реформа ВС РФ, ее
этапы и основное содержание.
Тема 3.2. Другие войска, их состав и предназначение с учетом концепции государственной
политики РФ по военному строительству (2 ч)
Пограничная службы ФСБ РФ, Внутренние войска МВД РФ, Железнодорожные войска РФ,
войска Гражданской обороны, Федеральная служба охраны, их состав и предназначение.
Тема 3.3. СКВО – оплот безопасности страны в регионе (2 ч)
История создания и боевой путь СевероКавказского военного округа. Задачи СКВО на
современном этапе.
Тема 3.4. Боевые традиции Вооруженных сил России (2 ч)
Патриотизм и верность воинскому долгу – основные качества защитника Отечества: Дни
воинской славы России. Дружба и войсковое товарищество – основа воинской боевой
готовности части и подразделения.
Тема 3.5. Символы воинской чести (2 ч)
Боевое знамя воинской части – символ воинской чести, доблести и славы; ордена,
почетные награды за воинские отличия, за заслуги в бою и военной службе; ритуалы ВС РФ. Содержание учебной программы для учащихся 11 классов
Раздел I. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни (15 ч)
Тема 1.1. Правила личной гигиены и здоровье (2 ч)
Личная гигиена, общие понятия и определения. Уход за кожей, зубами и волосами. Гигиена
одежды. Некоторые понятия об очищении организма.
Тема 1.2. Болезни, передаваемые половым путем. Меры профилактики (2 ч)
Болезни, передаваемые половым путем, формы передачи; причины, способствующие
заражению БППП. Меры профилактики. Уголовная ответственность за заражение
венерической болезнью.
Тема 1.3. СПИД и его профилактика (2 ч)
ВИЧ –инфекция и СПИД, краткая характеристика и пути заражения. СПИДэто финальная
стадия инфекционного заболевания, вызываемая вирусом иммунодефицита человека
(ВИЧ). Профилактика СПИД. Ответственность за заражение ВИЧ – инфекцией.
Тема 1.4. Семья в современном обществе. Законодательство о семье (2 ч)
Брак и семья, основные понятия и определения. Условия и порядок заключения брака.
Личные права и обязанности супругов. Имущественные права супругов. Права и
обязанности родителей.
Тема 1.5. Первая медицинская помощь при острой сердечной недостаточности и инсульте
(2 ч)
Сердечная недостаточность, основные понятия и определения. Инсульт, возможные
причины и возникновение. Первая медицинская помощь при острой сердечной
недостаточности и инсульте.
Тема 1.6. Первая медицинская помощь при ранениях (2 ч)
Виды ран и правила оказания первой медицинской помощи. Способы остановки
кровотечения. Правила наложения давящей повязки. Правила наложения жгута. Борьба с
болью.
Тема 1.7. Первая медицинская помощь при травмах (2 ч)
Первая медицинская помощь при травмах опорнодвигательного аппарата, их
профилактика. Первая медицинская помощь при черепномозговой травме. Первая
медицинская помощь при травмах груди, живота, области таза при повреждении
позвоночника.
Тема 1.8. Первая медицинская помощь при остановке сердца (1 ч)
Понятие о клинической смерти и реанимации. Возможные причины клинической смерти и
ее признаки. Правила проведения непрямого массажа сердца и искусственной вентиляции
легких. Правила сердечнолегочной реанимации.
Раздел II. Основы военной службы (16 ч)
Тема 2.1. Основные понятия о воинской обязанности (2 ч)
Воинская обязанность, определение воинской обязанности и ее содержание. Воинский учет,
обязательная подготовка к военной службе, призыв на военную службу, прохождение
военной службы по призыву, пребывание в запасе, призыв на военные сборы и прохождение
военных сборов в период пребывания в запасе.
Тема 2.2. Обязательная подготовка граждан к военной службе (1 ч)
Основное содержание обязательной подготовки граждан к военной службе. Основные
требования к индивидуальнопсихологическим и профессиональным качествам молодежи
призывного возраста для комплектования различных воинских должностей (командные,
операторские, связи и наблюдения, водительские и др.).
Тема 2.3. Добровольная подготовка граждан к военной службе (2 ч)
Основные направления добровольной подготовки граждан к военной службе. Занятия
военноприкладными видами спорта. Обучение по дополнительным образовательным
программам, имеющие целью военную подготовку учащихся образовательных учреждений. Категории годности к военной службе.
Тема 2.4. Организация медицинского освидетельствования и медицинского обследования
граждан при постановке на воинский учет (2 ч)
Организация медицинского освидетельствования и медицинского обследования при
первоначальной подготовке граждан на воинский учет. Предназначение медицинского
освидетельствования.
Организация
профессиональнопсихологического отбора граждан при первоначальной постановке
граждан на воинский учет.
Тема 2.5. Правовые основы военной службы (2 ч)
Конституция РФ, Федеральные законы «Об обороне», «О статусе военнослужащих», «О
воинской обязанности и военной службе». Военная служба – особый вид федеральной
государственной службы. Льготы, предоставляемые военнослужащим, проходящим службу
по призыву. Военные аспекты международного права.
Тема 2.6. Общевоинские уставы ВС РФ (2 ч)
Общевоинские уставы – нормативноправовые акты, регламентирующие жизнь и быт
военнослужащих. Устав внутренней службы Вооруженных сил РФ, Устав гарнизонной и
караульной службы Вооруженных сил РФ, Дисциплинарный устав Вооруженных сил РФ,
Строевой устав Вооруженных сил РФ, их предназначения и основные положения.
Тема 2.7. Прохождение военной службы по призыву (1 ч)
Призыв на военную службу. Время призыва на военную службу, организация призыва.
Порядок освобождения граждан от военной службы и предоставление отсрочек. Время
военной службы, воинские звания военнослужащих ВС РФ.
Тема 2.8. Прохождение военной службы по контракту (2 ч)
Основные условия прохождение военной службы по контракту. Требования,
предъявляемые к гражданам, поступающим на военную службу по контракту. Сроки
военной службы по контракту. Права и льготы, предоставляемые военнослужащим,
проходящим военную службу по контракту.
Тема 2.9. Права и ответственность военнослужащих (2 ч)
Общие права военнослужащих.
ответственности, установленные для военнослужащих (дисциплинарная,
административная, гражданскоправовая, материальная, уголовная). Воинская
дисциплина, ее сущность и значение, дисциплинарные взыскания, налагаемые на солдат и
матросов, проходящих военную службу по призыву.
Раздел III. Государственная система обеспечения безопасности населения (4 ч)
Тема 3.1. Классификация ЧС. Основные направления деятельности государственных
организаций по защите населения от ЧС (2 ч)
Риски катастроф и управление ими. Виды катастроф, их причины и последствия.
Этические аспекты защиты жизни человека.
Тема 3.2. Задачи РСЧС, гражданской обороны по обеспечению безопасности и защиты
населения от ЧС природного и техногенного характера (2 ч)
Российская система предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях, ее
предназначение, структура, задачи. Роль и место гражданской обороны по защите
населения от ЧС мирного и военного времени. Единая система оповещения населения.
Организация спасательных и других неотложных работ.
Общие обязанности военнослужащих.
Виды
Согласовано Согласовано:
Протокол заседания МО Зам. директора по УР
Учителей МАОУ СОШ № 2 __________ Т.Н. Марущак
от 31.08.2016г. №1 «____»____________ 2016г.
____________ П. В. Стрикунов
Рабочая программа 10-11 класс ОБЖ
Рабочая программа 10-11 класс ОБЖ
Рабочая программа 10-11 класс ОБЖ
Рабочая программа 10-11 класс ОБЖ
Рабочая программа 10-11 класс ОБЖ
Рабочая программа 10-11 класс ОБЖ
Рабочая программа 10-11 класс ОБЖ
Рабочая программа 10-11 класс ОБЖ
Рабочая программа 10-11 класс ОБЖ
Рабочая программа 10-11 класс ОБЖ
Рабочая программа 10-11 класс ОБЖ
Рабочая программа 10-11 класс ОБЖ
Рабочая программа 10-11 класс ОБЖ
Рабочая программа 10-11 класс ОБЖ
Рабочая программа 10-11 класс ОБЖ
Рабочая программа 10-11 класс ОБЖ
Рабочая программа 10-11 класс ОБЖ
Рабочая программа 10-11 класс ОБЖ
Рабочая программа 10-11 класс ОБЖ
Рабочая программа 10-11 класс ОБЖ
Рабочая программа 10-11 класс ОБЖ
Рабочая программа 10-11 класс ОБЖ
Рабочая программа 10-11 класс ОБЖ
Рабочая программа 10-11 класс ОБЖ
Рабочая программа 10-11 класс ОБЖ
Рабочая программа 10-11 класс ОБЖ
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.