Рабочая программа, 2 класс, УМК "Школа России", ФГОС
Оценка 4.8

Рабочая программа, 2 класс, УМК "Школа России", ФГОС

Оценка 4.8
Образовательные программы
docx
математика +1
2 кл
30.11.2017
Рабочая программа, 2 класс, УМК "Школа России", ФГОС
Публикация является частью публикации:
РП-окр.мир.2класс, 2016.docx
ОКРУЖАЮЩИЙ МИР Пояснительная записка Рабочая программа по предмету «Окружающий мир» составлена на основе Федерального государственного стандарта начального общего образования, Концепции духовно­нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования,    Примерной программы начального общего образования по окружающему миру для образовательных учреждений   и   программы   общеобразовательных   учреждений   автора   А.А.   Плешакова   «Окружающий   мир.   1­4   классы»,   авторской программы  Л. П. Анастасовой,   П. В. Ижевского,   Н. В. Ивановой   «Основы   безопасности   жизнедеятельности»  (учебно­методический комплект «Школа России»). Изучение курса «Окружающий мир» в начальной школе направлено на достижение следующих     целей: единства рационально­научного познания и эмоционально­ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой; духовно­нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе ­ ­ российского общества.  задачами Основными        реализации содержания курса являются: 1 формирование уважительного отношения к семье, населённому пункту, региону, в котором проживают дети, к России, её природе и культуре, истории и современной жизни; 2 3 4 осознание ребёнком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нём; формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях; формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме. Общая характеристика курса Содержание курса охватывает весьма широкий круг вопросов: от элементарных правил личной гигиены до знаний о нашей планете, о странах и народах мира. При этом человек, природа и общество рассматриваются в их неразрывном, органичном единстве. 1 Многообразие как форма существования мира ярко проявляет себя и в природной, и в социальной сфере. На основе интеграции естественно­ научных, географических, исторических сведений в курсе выстраивается яркая картина действительности, отражающая многообразие природы и культуры, видов человеческой деятельности, стран и народов. Идея экологической целостности мира реализуется через раскрытие разнообразных экологических связей: между неживой природой и живой, внутри живой природы, между природой и человеком. Уважение к миру ­ это своего рода формула нового отношения к окружающему, основанного на признании самоценности сущего, на включении в нравственную сферу отношения не только к другим людям, но и к природе, к рукотворному миру, к культурному достоянию народов России и всего человечества. Специфика   курса   «Окружающий   мир»   состоит  в   том,   что   он,   имея   ярко   выраженный   интегративный   характер,   соединяет   в   равной   мере природоведческие,   обществоведческие,   исторические   знания   и   даёт   обучающемуся   материал   естественных   и   социально­гуманитарных   наук, необходимый для целостного и системного видения мира в/его важнейших взаимосвязях. Знакомство с началами естественных и социально­гуманитарных наук в их единстве и взаимосвязях даёт ученику ключ (метод) к осмыслению личного опыта, позволяя сделать явления окружающего мира понятными, знакомыми и предсказуемыми, найти своё место в ближайшем окружении, прогнозировать направление своих личных интересов в гармонии с интересами природы и общества, тем самым обеспечивая в дальнейшем как своё личное, так и социальное благополучие. Курс «Окружающий мир» представляет детям широкую панораму природных и общественных явлений как компонентов единого мира. В основной школе этот материал будет изучаться дифференцированно на уроках различных предметных областей: физики, химии, биологии, географии, обществознания, истории, литературы и других дисциплин. В рамках же данного предмета благодаря интеграции естественно­научных   и   социально­гуманитарных   знаний   могут   быть   успешно,   в   полном   соответствии   с   возрастными   особенностями   младшего школьника решены задачи экологического образования и воспитания, формирования системы позитивных национальных ценностей, идеалов взаимного уважения,   патриотизма,   опирающегося   на   этнокультурное   многообразие   и   общекультурное   единство   российского   общества   как   важнейшее национальное достояние России. Таким образом, курс создаёт прочный фундамент для изучения значительной части предметов основной школы и для дальнейшего развития личности. Используя для осмысления личного опыта ребёнка знания, накопленные естественными и социально­гуманитарными науками, курс вводит в процесс постижения мира ценностную шкалу, без которой невозможно формирование позитивных целевых установок подрастающего поколения. Курс «Окружающий мир» помогает ученику в формировании личностного восприятия, эмоционального, оценочного отношения к миру природы и культуры в их единстве, воспитывает нравственно и духовно зрелых, активных, компетентных граждан, способных оценивать своё место в окружающем мире и участвовать в созидательной деятельности на благо родной страны и планеты Земля. 2 Значение курса состоит также в том, что в ходе его изучения школьники овладевают основами практико­ориентированных знаний о человеке, природе и обществе, учатся осмысливать причинно­следственные связи в окружающем мире, в том числе на многообразном материале природы и культуры   родного   края.   Курс   обладает   широкими   возможностями   для   формирования   у   младших   школьников   фундамента   экологической   и культурологической   грамотности   и   соответствующих   компетентностей   —   умений   проводить   наблюдения   в   природе,   ставить   опыты,   соблюдать правила поведения в мире природы и людей, правила здорового образа жизни. Это позволит учащимся освоить основы адекватного природо­ и культуросообразного поведения в окружающей природной и социальной среде. Поэтому данный курс играет наряду с другими предметами начальной школы значительную роль в духовно­нравственном развитии и воспитании личности, формирует вектор культурно­ценностных ориентации младшего школьника в соответствии с отечественными традициями духовности и нравственности. Существенная особенность курса состоит в том, что в нём заложена содержательная основа для широкой реализации межпредметных связей всех дисциплин начальной школы. Предмет «Окружающий мир» использует и тем самым подкрепляет умения, полученные на уроках чтения, русского языка и математики, музыки и изобразительного искусства, технологии и физической культуры, совместно с ними приучая детей к рационально­ научному и эмоционально­ценностному постижению окружающего мира. В основе методики преподавания курса «Окружающий мир» лежит проблемно­поисковый подход, обеспечивающий «открытие» детьми нового знания   и   активное   освоение   различных   способов   познания   окружающего.   При   этом   используются   разнообразные   методы   и   формы   обучения   с применением   системы   средств,   составляющих   единую  информационно­образовательную   среду.   Учащиеся   ведут   наблюдения   явлений   природы   и общественной   жизни,   выполняют   практические   работы   и   опыты,   в   том   числе   исследовательского   характера,   различные   творческие   задания. Проводятся дидактические и ролевые игры, учебные диалоги, моделирование объектов и явлений окружающего мира. Для успешного решения задач курса важны экскурсии и учебные прогулки, встречи с людьми различных профессий, организация посильной практической деятельности по охране среды и другие формы работы, обеспечивающие непосредственное взаимодействие ребёнка с окружающим миром. Занятия могут проводиться не только в классе, но и на улице, в лесу, парке, музее и т. д. Очень большое значение для достижения планируемых результатов имеет организация проектной деятельности учащихся, которая предусмотрена в каждом разделе программы. В соответствии с ведущими идеями, особое значение при реализации программы имеют новые для практики начальной школы виды  деятельности учащихся, к которым относятся: 1 2 3  распознавание природных объектов с помощью специально разработанного для начальной школы атласа­определителя;  моделирование экологических связей с помощью графических и динамических схем (моделей);  эколого­этическая деятельность (включающая анализ собственного отношения к миру природы и поведения в нём, оценку поступков  других людей, выработку соответствующих норм и правил), которая осуществляется с помощью специально разработанной книги для чтения по  экологической этике.    3 В соответствии с Образовательной программой школы, на изучение курса «Окружаю   неделю.  щий мир» во2 классе отведено     68 часов в год, 2 часа в  Для реализации программного содержания используется учебное пособие: Плешаков A.A. Окружающий мир. 2 класс. Учебник для  общеобразовательных учреждений. В 2­х частях. ­ М.: Просвещение, 2015. Рабочая тетрадь «Окружающий мир. 2 класс.  2­х частях. Учебно­тематический план № п/п Название раздела Количество часов 2 3 4 5 6 7 «Где мы живем?» «Природа» «Жизнь города и села» «Здоровье и безопасность» «Общение» «Путешествия» 5 20 10 9 7 17 68 Всего Учебное содержание в каждом разделе охватывает основные области действительности: мир неживой природы; растения и животные; мир людей и созданных людьми предметов; наше здоровье и безопасность; экология. Продвигаясь в процессе освоения курса от темы к теме, учащиеся 4 Содержание программы вновь и вновь возвращаются к основным предметным областям, постоянно расширяя и углубляя свои знания о них, рассматривая их с новых точек зрения. Где мы живём. Наш «адрес» в мире: планета ­   Земля, страна ­ Россия, название нашего посёлка, что мы называем родным краем (район, область). Флаг, герб, гимн России. Что нас окружает. Солнце, воздух. Вода, растения. Животные­ всё это окружающая нас природа. Разнообразные вещи, машины, дома ­ это то, что сделано и построено руками людей. Наше отношение к окружающему. Где мы живём?  Неживая и живая природа, связь между ними. Солнце ­ источник света и тепла для всего живого. Явления природы. Температура и термометр. Природа  Что такое погода. Звёздное небо. Созвездия, представления о зодиакальных созвездиях. Горные породы и минералы. Гранит и его состав. Как люди используют богатства земных кладовых. Воздух и вода, их значение для растений, животных, человека. Загрязнение воздуха и воды, защита воздуха и воды от загрязнения. Какие бывают растения: деревья , кустарники, травы; их существенные признаки. Дикорастущие и культурные растения. Комнатные растения и их  Какие бывают животные: насекомые, рыбы, птицы, звери; их существенные признаки, уход за ними. Дикие и домашние животные.  Сезонные изменения в природе (осенние явления).   Кошки и собаки различных пород. Уход   за домашними питомцами. Животные живого уголка. Экологические связи между растениями и животными: растения ­ пища и укрытие для животных; животные – распространители плодов и семян растений.   Отрицательное влияние людей на растения и животных (сбор букетов, обламывание ветвей. Вырубка лесов, вылов красивых насекомых. Неумеренная охота и рыбная ловля, разорение птичьих гнёзд и муравейников.) Охрана растений и животных своего края. Красная книга России: знакомство с отдельными растениями, животными. Меры их охраны. Правила поведения в природе. Экскурсия: наблюдение осенних изменений в природе. Практическая работа: знакомство с устройством термометра, измерение температуры воздуха, воды, тела человека; знакомство с горными породами и минералами; сравнительное исследование деревьев, кустарников и трав, знакомство с представителями дикорастущих и культурных растений, отработка приёмов ухода за комнатными растениями.  Жизнь города и села  5 Посёлок, где мы живём: основные особенности, доступные сведения из истории. Наш дом: городской, сельский .Соблюдение чистоты, порядка на лестничной площадке, в подъезде, во дворе. Домашний адрес. Что такое экономика. Промышленность. сельское хозяйство, строительство. Транспорт, торговля­ составные части экономики, их взаимосвязь. Деньги. Первоначальное представление об отдельных производственных процессах. Промышленные предприятия посёлка. Строительство в посёлке. Какой бывает транспорт: наземный, водный, подземный, воздушный; пассажирский, грузовой, специальный. Пассажирский транспорт города. Магазины  посёлка. Культура и образование нашего края: музеи, театры, школы. Памятники культуры ,  их охрана. Профессии людей, занятых на производстве. Труд писателя, учёного, артиста, учителя, других деятелей культуры и образования. Сезонные изменения в природе: зимние явления. Экологические связи в зимнем лесу. Экскурсии: наблюдение зимних явлений  природе; знакомство с достопримечательностями посёлка. Здоровье и безопасность  Строение тела человека. Здоровье человека ­ его важнейшее богатство. Режим дня. Правила личной гигиены. Наиболее распространённые заболевания, их предупреждение и лечение. Поликлиника, больница и другие учреждения здравоохранения. Специальности врачей (терапевт, стоматолог, отоларинголог). Правила безопасного поведения на улицах и дорогах. Меры безопасности в домашних условиях (при обращении с бытовой техникой, острыми предметами). Противопожарная безопасность.  Правила безопасного поведения на воде. Съедобные и несъедобные грибы и ягоды. Жалящие насекомые. Ориентация в опасных ситуациях при контакте с людьми. Правила экологической безопасности:   не купаться в загрязнённых водоёмах, не стоять возле автомобиля с работающем двигателем,   не собирать ягоды и грибы возле шоссе. Практическая  работа: Отработка правил перехода улицы.   Общение  Труд и отдых в семье. Внимательные и заботливые отношениями между членами семьи. Имена и отчества родителей. Школьные товарищи, друзья, совместная учёба, игры, отдых. Взаимоотношения мальчиков и девочек. Правила вежливости (дома, в школе, на улице). Этикет телефонного разговора. Приём гостей и поведение в гостях. Как вести себя за столом. Культура поведения в общественных местах( в магазине, кинотеатре, транспорте) Практическая работа: Отработка основных правил этикета. Горизонт. Линия горизонта. Основные стороны горизонта, их определение по компасу. Формы земной поверхности: равнины и горы, холмы, овраги. Разнообразие водоёмов: река, озеро, море. Части реки (исток, устье, приток). Сезонные изменения в природе: весенние и летние явления. Бережное отношение к природе весной и летом 6 Путешествия Изображение нашей страны на карте. Как читать карту. Москва – столица России. Московский Кремль и другие достопримечательности. Знакомство с другими городами нашей страны. Карта мира, материки, океаны. Страны и народы мира. Земля – общий дом всех людей. Экскурсия: наблюдение весенних изменений в природе, летние наблюдения. Практическая работа: определение сторон горизонта по компасу, освоение основных приёмов чтения карты. Темы  курса ОБЖ даются интегрировано  с основными  темами по окружающему  миру. Курс по ОБЖ включает  темы  основных  разделов: безопасность на природе, безопасность на дорогах, безопасность на воде, безопасность в доме и школе, первая медицинская помощь, действия в чрезвычайных ситуациях, пожарная безопасность. Планируемые результаты освоения программы  Личностными результатами изучения являются:  осознание себя членом общества и государства (российской идентичности), чувство любви к родной стране, выражающееся в интересе к ее природе, культуре и желании участвовать в ее делах и событиях; осознание   и   принятие   базовых   общечеловеческих   ценностей,   сформированность   нравственных   представлений   и   этических   чувств; культура поведения и взаимоотношений с окружающими; установка на безопасный здоровый образ жизни; ежедневную физическую культуру и закаливание. Метапредметными результатами изучения являются:  способность регулировать собственную деятельность, направленную на познание окружающей действительности и внутреннего мира человека;   способность осуществлять информационный поиск для выполнения учебных задач; осознание правил и норм взаимодействия со взрослыми и сверстниками в сообществах разного типа (класс, школа, семья, учреждение культуры и пр.); способность работать с моделями изучаемых объектов и явлений окружающего мира.     Предметными результатами изучения являются:  усвоение   первоначальных   сведений   о   сущности   и   особенностях   объектов,   процессов   и   явлений,   характерных   для   природной   и социальной действительности (в пределах изученного); владение   базовым   понятийным   аппаратом   (доступным   для   осознания   младшим   школьником),   необходимым   для   дальнейшего образования в области естественнонаучных и социальных дисциплин; 7  умение наблюдать, исследовать явления окружающего мира, выделять характерные особенности природных объектов, описывать и характеризовать факты и события культуры, истории общества. Раздел «Человек и природа». Второклассник научится:  различать   (узнавать)   изученные   объекты   и   явления   живой   и   неживой   природы;   дикорастущие   и   культурные   растения;   деревья, кустарники, травы; диких и домашних животных; насекомых, рыб, птиц, зверей; основные признаки времен года; некоторые охраняемые растения и животных своей местности;  описывать   на   основе   предложенного   плана   изученные   объекты   и   явления   живой   и   неживой   природы,   выделять   их   основные существенные признаки; сравнивать объекты живой и неживой природы, объекты природы и предметы, созданные человеком, на основе внешних признаков или известных характерных свойств и проводить простейшую классификацию изученных объектов природы; проводить несложные  наблюдения  и  ставить  опыты,  используя  простейшее  лабораторное  оборудование  и  измерительные  приборы; следовать инструкциям и правилам техники безопасности при проведении наблюдений и опытов; использовать естественнонаучные тексты с целью поиска и извлечения познавательной информации, ответов на вопросы, объяснений, создания собственных устных или письменных высказываний; использовать различные справочные издания (атлас­определитель «От земли до неба», «Зеленые страницы», «Великан на поляне, или Первые уроки экологической этики», атлас карт) для поиска необходимой информации; использовать   готовые   модели   (глобус,   карта,   план,   муляжи)   для   объяснения   явлений   или   выявления   свойств   объектов,   изучения основных форм земной поверхности: равнины и горы; основные виды естественных водоёмов; части реки; использовать приборы (компас) для определения основных сторон горизонта; обнаруживать   простейшие   взаимосвязи   между   живой   и   неживой   природой,   взаимосвязи   в   живой   природе;   использовать   их   для           объяснения необходимости бережного отношения к природе; здоровье и безопасность человека; определять характер взаимоотношений человека с природой, находить примеры влияния этих отношений на природные объекты, на понимать   необходимость   здорового   образа   жизни,   соблюдения   правил   безопасного   поведения;   использовать   знания   о   строении   и функционировании организма человека для сохранения и укрепления своего здоровья. Второклассник получит возможность научиться: 8  осознавать ценность природы и необходимость нести ответственность за ее сохранение, соблюдать правила экологического поведения в быту (раздельный сбор мусора, экономия воды и электроэнергии) и в природе; пользоваться простыми навыками самоконтроля и саморегуляции своего самочувствия для сохранения здоровья, осознанно выполнять режим дня, правила рационального питания и личной гигиены; выполнять правила безопасного поведения в природе, оказывать первую помощь при несложных несчастных случаях.   Раздел «Человек и общество». Второклассник научится:  различать государственную символику Российской Федерации; описывать достопримечательности столицы, Санкт­Петербурга, родного края и некоторых других городов России; находить на карте Российскую Федерацию, Москву – столицу России, Санкт­Петербург, свой регион и его главный город, некоторые другие города России, страны мира;  предков;    используя   дополнительные   источники   информации,   находить   факты,   относящиеся   к   образу   жизни,   обычаям   и   верованиям   наших оценивать характер взаимоотношений людей в различных социальных группах (семья, общество сверстников и т. д.); использовать различные справочные издания (словари, энциклопедии) и детскую литературу о человеке и обществе с целью поиска и извлечения познавательной информации, ответов на вопросы, объяснений, для создания собственных устных или письменных высказываний; соблюдать правила личной безопасности и безопасности окружающих, понимать необходимость здорового образа жизни.  проявлять уважение и готовность выполнять совместно установленные договоренности и правила, в том числе правила общения со  Выпускник получит возможность научиться:  взрослыми и сверстниками в официальной обстановке школы. 9 Контрольно­измерительные материалы № урока 5 25 30 35 44 51 63 68 Вид работы Проверочная работа № 1 Проверочная работа № 2 Промежуточная диагностическая работа Проверочная работа № 3 Проверочная работа № 4 Проверочная работа № 5 Итоговая диагностическая работа Проверочная работа № 6 Раздел/ Тема «Где мы живём?» «Природа» Итоговая работа за 1 полугодие «Жизнь города и села» «Здоровье и безопасность» «Общение» Качество усвоения программного материала за учебный год «Путешествия» № урока 7 12 15 18 20 39 53 60 Вид работы Практическая работа № 1 Практическая работа № 2 Практическая работа № 3 Практическая работа № 4 Практическая работа № 5 Практическая работа № 6 Практическая работа № 7 Практическая работа № 8 График практических работ Раздел/ Тема Измерение температуры Знакомство с горными породами и минералами Распознавание деревьев, кустарников и трав Знакомство с представителями дикорастущих и культурных растений Отработка приёмов ухода за комнатными растениями Отработка правил перехода улиц Определение сторон горизонта по компасу Освоение основных приёмов чтения карты 10 КАЛЕНДАРНО­ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ № п/п Дата Тема урока Тип  урока Основные виды учебной  деятельности Планируемые результаты освоения материала предметные метапредметные личностные Раздел «Где мы живём?»     основных Знание , моральных   норм   осознание   себя   членом общества;   формирование основ российской гражданской идентичности;   учебно­ познавательный   интерес к   новому   учебному материалу;   осознание своей этнической   принадлежности. 1   с Знакомство учебником. Родная страна. Постановка и   решение учебной задачи Понимать учебные задачи урока. Анализировать информацию, полученную на уроке, и делиться своими знаниями.   2­3 Город и село. Наш дом. Проект «Родной город». Конструиро вание способа действий . Сравнивать с помощью фотографий и по личным наблюдениям город и село,   формулировать   вывод   из изученного   материала.   Подбирать материал   для   проекта.   Оформить стенд, сделать презентацию. 4   и Природа рукотворный   мир. Наше   отношение   к миру. Решение частных задач Классифицировать   объекты   по существенным признакам. Приводить примеры объектов.   11   Знание   названия   нашей планеты, родной страны и   её   столицы,   региона, где   проживаем;   умение называть   свой   адрес   в мире,   давать   устное описание объектов окру­ жающего   мира.   Знание символов России ­ герба, флага,   гимна.   Умение оценивать свои достижения на уроке. Знание понятия «город» и «село», названий строительных   машин,   со­ ставных частей экономики, понятий «торговля», «гастроном»,   «культурное учреждение»,   «образова­ тельное учреждение». Умение отличить город от села. Знание   названий   времён года,   основных   свойств воздуха   и   воды,   общих условий,   необходимых для   жизни   растений   и животных.   Умение           Регулятивные УУД: Понимать   и   сохранять учебную задачу; учитывать   выделенные учителем   ориентиры действия   в   новом учебном   материале   в сотрудничестве с адекватно учителем;   воспринимать   оценку учителя. Познавательные УУД: Осуществлять необходимой   для информации учебных выполнения заданий; строить речевое высказывание   в   устной форме; умение структурировать знания. Коммуникативные УУД: Учитывать разные мнения   и   стремиться   к координации   различных позиций в поиск 5 6 Обобщение по разделу П/Р по разделу  «Где мы живем?» Контроль   и коррекция знаний Выполнять   тестовые   задания учебника,   оценивать   правильность предложенных ответов.   различать объекты живой   и   неживой природы. Знание   своей   страны, малой   родины,   символы страны,   знать   объекты природы   и   рукотворного мира. Раздел «Природа» Живая   и   неживая природа.   Связи   в природе. Постановка и   решение учебной задачи Классифицировать   объекты   по существенным признакам. Знание   названий   времён года,   основных   свойств воздуха   и   воды,   общих условий,   необходимых для   жизни   растений   и   Умение животных. различать объекты живой   и   неживой природы.   12 сотрудничестве;   строить понятные   для   партнёра высказывания;   задавать вопросы; контролировать свои действия и действия партнёра. Осознанное и произвольное построение речевого выска­ зывания, аргументация сво­ его мнения и позиции в ком­ муникации. Умение   читать   схемы   и работать   с   ними,   давать аргументированный ответ   на   поставленный вопрос. Умение   читать   схемы   и работать   с   ними,   давать аргументированный   ответ на   поставленный   вопрос. Строить   рассуждения   в форме   связи   простых суждений   об   объекте,   его строении,   свойствах   и связях.   урока       учебную и её Регулятивные УУД: Понимать задачу   стремиться выполнить; ­ воспринимать учителя; ­учитывать   выделенные учителем   ориентиры адекватно   оценку учебно­познавательный  интерес к новому  учебному материалу; ­способность к  самооценке на основе  критерия успешности  учебной деятельности  широкая мотивационная основа учебной  деятельности; ­ориентация на  понимание причин успеха в учебной деятельности; способность   ­ самооценке.   к   действия   в   новом учебном материале. Познавательные УУД: Строить речевое высказывание; проводить сравнение;  обобщать т.е. выделять   общее   на основе существенных признаков.  Установление причинно­следственных связей, действий по алгоритму. Коммуникативные УУД: Строить   понятные   для партнёра   высказывания; задавать вопросы. выполнение         урока   учебную и её Регулятивные УУД: Понимать задачу   стремиться выполнить; ­учитывать   выделенные учителем   ориентиры действия   в   новом учебном материале. Познавательные УУД: осуществлять анализ  объектов с выделением  существенных и  несущественных  признаков; проводить  опыты, описывать  7 Явления природы. Практическая работа № 1 «Измерение температуры».  Конструиро вание способа действий ОБЖ   явления». «Опасные Рассказывать о результатах своих наблюдений, определять сезон по характерным  явлениям  природы. Знакомиться   с   различными видами термометров, измерять и записывать   температуру, работать в парах. 13       понятия Знание   природы», «явления свойств основных воздуха и воды. Умение различать объекты природы   и   предметы, созданные   человеком. Знание понятия «температура»,   правил измерения температуры, названий   времён   года. Умение определять температуру   воздуха, человека, воды. изученные явления  природы; проводить  несложные  наблюдения.  Коммуникативные УУД: учитывать   различные мнения   и   стремиться   к координации   различных позиций в   сотрудничестве.     урока   учебную и её Регулятивные УУД: Понимать задачу   стремиться выполнить; ­   учитывать   выделенные учителем   ориентиры действия   в   новом учебном материале. Познавательные УУД: научатся наблюдать изменения   в   природе   и   учебно­познавательный  интерес к новому  учебному материалу; ­способность к  самооценке на основе  критерия успешности  учебной деятельности  широкая мотивационная  основа учебной  деятельности; ­ориентация на  понимание причин успеха в учебной деятельности; способность   ­ самооценке.   к 8 Что такое погода? Постановка и   решение частных задач Наблюдать и описывать погоду за окном   класса,   характеризовать погоду, сочетание температуры   воздуха,   осадков, облачности, ветра. Вести дневник наблюдений за погодой. как     9 В   гости   к   осени. Экскурсия № 1. ОБЖ   «Определение опасных и безопасных участков   улиц,   дорог в селе». Урок­ экскурсия. Наблюдать изменения в живой и неживой   природе,   устанавливать взаимосвязи   между   ними, формулировать выводы. 14         понятия Знание названий «погода», времён   года,   названий осенних месяцев. Умение отмечать погоду в дневнике наблюдений, определять   признаки осенних   изменений   в природе,   определять температуру   воздуха, человека, воды. Знание правил поведения на экскурсии. Умение   устанавливать связи   между   сезонными изменениями  в живой и неживой природе. 10 В   гости   к   осени Неживая   и   живая природа осенью. Решение частных задач Наблюдать изменения в неживой и   живой   природе   осенью, формулировать выводы.   об   осенних Рассказывать явлениях   в   неживой   и   живой природе.   Вести   дневник   наблю­ дений за погодой.       Знание признаков осени, осенних названий месяцев, основных свойств воздуха и воды. Умение   устанавливать связи   между   сезонными изменениями   в   неживой и живой природе. 11 Звёздное небо. Решение частных задач    Находить   на   рисунке   знакомые моделировать созвездия,   Лебедя, созвездия   Ориона, Кассиопеи,   формулировать выводы.   понятий: Знание  небо», «звёздное «созвездие».   Умение работать   с   картой звёздного   неба,   решать практические   задачи   с помощью наблюдения. 15   урока   учебную и её устанавливать взаимосвязь.  Коммуникативные УУД: формулировать собственное   мнение   и позицию.  Регулятивные УУД: Понимать задачу   стремиться выполнить; ­   учитывать   выделенные учителем   ориентиры действия   в   новом учебном материале. Познавательные УУД: научатся наблюдать изменения   в   природе   и рассказывать о них. Коммуникативные УУД: строить   понятные   для партнёра высказывания. Регулятивные УУД: Понимать задачу   стремиться выполнить; ­   планировать   своё действие   в   соответствии с поставленной задачей. Познавательные УУД наблюдать звёздное небо; сопоставлять   урока   учебную и её       ­ учебно­познавательный  интерес к новому  учебному материалу; ­способность к  самооценке на основе  критерия успешности  учебной деятельности; ­   внутренняя   позиция 12 Заглянем   в   кладовые Земли.  Практическая 2 работа «Знакомство с горными   породами и минералами».   №     Решение частных задач Исследовать   с   помощью   лупы состав гранита, различать горные породы,   формулировать   выводы. Работать в паре Знание понятий «горная порода»   и   «минерал», названий   и   отличие горных   пород   от   Умение минералов. различать объекты природы   и  предметы, созданные   человеком, объекты   живой   и неживой природы.   13 Про воздух. Постановка и   решение учебных задач Рассказывать   о   значении воздуха   для   растений,   жи­ вотных и человека. Описывать эстетическое воздействие созерцания неба на человека.   16   Знание основных свойств   воздуха   и воды,   общих   условий, необходимых для жизни   растений   и животных.   Умение         урока   учебную и её иллюстрации с описанием;   использовать модели. Коммуникативные УУД: задавать вопросы; контролировать действия партнёра. Регулятивные УУД: Понимать задачу   стремиться выполнить; ­   учитывать   выделенные учителем   ориентиры действия   в   новом учебном материале. Познавательные УУД: осуществлять необходимой информации   с   помощью атласа­определителя; наблюдать   и   делать выводы. Коммуникативные УУД: задавать вопросы; контролировать действия партнёра Регулятивные УУД: Понимать задачу   стремиться выполнить;   урока   учебную и её     поиск     школьника   на   уровне положительного отношения к школе. учебно­познавательный  интерес к новому  учебному материалу; ­способность к 14 Про воду. Постановка и   решение учебных задач Рассказывать   о   значении   воды для   растений,   животных   и Описывать человека. эстетическое воздействие созерцания   водных   просторов на человека.         определять   свойства воздуха,   температуру воздуха и воды. где Знание, вода, используется   как почему загрязняется.   Умение называть свойства воды,   роль   воды   в природе, живой называть очисти­ тельные сооружения. и         15 бывают Какие   растения? Практическая работа «Распознавание деревьев, тарников и трав».     №3 кус­     Знание, чем отличаются   друг   от деревья, друга кустарники,   травы; лиственные   и   хвойные деревья;   знание   2­3 растений,   занесённые в   Красную   книгу. Умение   определять   называть растения, дикорастущие и культурные   растения своего края.   Решение частных задач Устанавливать   по   схеме различия   между   группами растений,   классифицировать растения   и   делать   са­ приводить мопроверку, примеры   деревьев,   кустар­ ников, трав своего края.   17 самооценке на основе  критерия успешности  учебной деятельности; ­   внутренняя   позиция школьника   на   уровне положительного отношения к школе.     ­   учитывать   выделенные учителем   ориентиры действия   в   новом учебном материале; ­адекватно воспринимать оценку учителя. Познавательные УУД: осознают значение воздуха   и   воды   для растений,   животных   и человека; научатся анализировать схемы. Коммуникативные УУД: строить   понятные   для партнёра   высказывания; задавать вопросы Регулятивные УУД: Понимать задачу   стремиться выполнить; ­   учитывать   выделенные учителем   ориентиры действия   в   новом учебном материале. Познавательные УУД: проводить   сравнение     и классификацию по заданным критериям. Коммуникативные УУД: учитывать разные мнения,   формулировать учебную и её   урока ­  широкая  мотивационная основа  учебной деятельности,  включающая социальные, учебно­познавательные  и внешние мотивы; ­будут сформированы  чувства   прекрасного   и эстетические чувства. 16 Какие   животные?  бывают Решение частных задач   находить Соотносить   группы   животных и   их   существенные   признаки, знакомиться   с   разнообразием животных, в рассказах   новую   информацию, выступать   с   сообщениями. Сравнивать животных. Выявлять   зависимость   между строением   тела   животного   и местом его обитания.       Знание общих условий, необходимых для   жизни   животных, особенности   внешнего вида   животных   и растений, особенности ухода   за   домашними животными;   знать   2­3 животных,   занесённых в   Красную   книгу. Умение раскрыть особенности   внешнего вида   и   жизни   живот­ ных,   приводить   2­3 примера.   17 Невидимые   нити   в природе: взаимосвязь растительного животного мира. и   Решение частных задач   Моделировать изучаемые взаимосвязи,   выявлять   роль человека   в   сохранении   или нарушении этих взаимосвязей.   Знание понятия «невидимые   нити   в природе».   Умение устанавливать взаимосвязи. 18 собственное мнение.          урока   учебную и её Регулятивные УУД: Понимать задачу   стремиться выполнить; ­   учитывать   выделенные учителем   ориентиры действия   в   новом учебном материале. Познавательные УУД: научатся выявлять зависимость   строения тела   животного   от   его образа жизни. Коммуникативные УУД: задавать вопросы; учитывать разные мнения и интересы. Регулятивные УУД: Понимать задачу   стремиться выполнить; ­   планировать   своё действие   в   соответствии с поставленной задачей. Познавательные УУД: знаково­ использовать   символические   средства, в том числе модели. Коммуникативные учебную и её   урока 18 19 Постановка и решение учебной задачи. и   Дикорастущие культурные растения. Практическая работа №   4   «Знакомство   с представителями дикорастущих   культурных растений». и     и Сравнивать различать дикорастущие   и   культурные растения;   приводить   примеры, находить   и   обсуждать   новую информацию.   Формулировать выводы. Работать в парах.     Знание   дикорастущих   и культурных растений. Умение делить растения на дикорастущие и культурные;   различать части   растений;   отобра­ жать   их   на   рисунке. Умение оценивать воздействие   человека   на природу.   Дикие   и   домашние животные. «Чтобы ОБЖ   животные   не   стали врагами». Решение частных задач. Сравнивать   и   различать   диких   и домашних животных; моделировать значение   домашних   животных   для человека.   Формулировать   выводы. Работать в парах. 19   Знание общих условий для жизни животных, особенности внешнего вида животных   и   растений, особенности   ухода   за домашними   животными. Умение раскрыть особенности   внешнего вида   и   жизни   животных, приводить 2­3 примера.         урока   учебную и её УУД: формулировать собственное   мнение   и позицию. . Регулятивные УУД: Понимать задачу   стремиться выполнить; ­   планировать   своё действие   в   соответствии с поставленной задачей. Познавательные УУД: научится проводить сравнение;   осуществлять расширенный поиск информации. Коммуникативные УУД: задавать строить высказывания. Регулятивные УУД: Понимать задачу   стремиться выполнить; ­   планировать   своё действие   в   соответствии с поставленной задачей. Познавательные УУД: научатся проводить сравнение;   использовать модели   для   решения учебную и её вопросы; понятные   урока             учебно­познавательный  интерес к новому  учебному материалу; ­способность к  самооценке на основе  критерия успешности  учебной деятельности; ­   внутренняя   позиция школьника   на   уровне положительного отношения к школе. учебно­познавательный  интерес к новому  учебному материалу; ­способность к  самооценке на основе  критерия успешности  учебной деятельности; ­   внутренняя   позиция школьника   на   уровне положительного отношения к школе. 20 Комнатные растения. Практическая работа №5 «Отработка приё­ мов   за к о м н ат н ы м и р а ст е н и я м и » ухода   Решение частных задач Узнавать   комнатные   растения   на   рисунках; осуществлять   Оценивать   роль самопроверку. комнатных   для физического   и   психического здоровья человека. Работа в группе. растений   21­22 Животные уголка.    живого Про кошек и собак. Решение частных задач. Конструиров ание   способа действий   у г о л к а Р а с с к а з ы в а т ь   о   ж и в о т н ы х ж и в о г о и о с о б е н н о с т я х   у х о д а   з а н и м и .   О п р е д е л я т ь   п о р о д ы с о б а к   и   к о ш е к .   20   особенностей Знание выращивания   комнатных   Умение   вы­ растений. полнять   практическую работу   по   уходу   и пересадке комнатных рас­ тений. Знание   представителей живого   уголка,   правила ухода   за   животными называть   породы   собак   и кошек,   характеризовать условия   жизни   кошек   и собак.       урока   вопросы; понятные учебную и её задач. Коммуникативные УУД: задавать строить высказывания. Регулятивные УУД: Понимать задачу   стремиться выполнить; ­­ учитывать выделенные учителем   ориентиры действия   в   новом учебном материале. Познавательные УУД: научится   осуществлять поиск необходимой   информации для выполнения учебных заданий. Коммуникативные УУД: формулировать собственное   мнение   и позицию. Регулятивные УУД: Понимать задачу   стремиться выполнить; ­   учитывать   выделенные учителем   ориентиры действия   в   новом учебном материале. учебную и её   урока урока         вопросы; понятные учебную и её Познавательные УУД: научится   осуществлять поиск необходимой   информации для выполнения учебных заданий. Коммуникативные УУД: задавать строить высказывания. Регулятивные УУД: Понимать задачу   стремиться выполнить; ­   планировать   своё действие   в   соответствии с поставленной задачей. Познавательные УУД: устанавливать   причинно­ следственные связи; научится   осуществлять поиск необходимой   информации для выполнения учебных заданий. Коммуникативные УУД: формулировать собственное   мнение   и позицию; задавать вопросы.         ­   учебно­познавательный интерес   к   новому учебному материалу; ­   внутренняя   позиция школьника   на   уровне положительного отношения к школе; ­ способность к  самооценке.  - внутренняя   позиция школьника   на   уровне 23 24 Красная книга. Рефлексия  Выявлять   причины   исчезновения изучаемых   растений   и   животных; предлагать и обсуждать меры по их охране. Работать в группах. Будь   природе   другом. Проект  «Красная книга или   Возьмём   под защиту». Рефлексия  Анализировать факты, угрожающие живой   природе,   знакомиться   с Правилами   друзей   природы   и экологическими знаками, договари­ ваться о соблюдении этих правил и предлагать свои правила. Работать в группах. Знание   истории   создания Красной   книги,   знание нескольких   животных   и растений,   занесённых   в Красную   книгу.   Умение устанавливать взаимосвязи в природе. Знание   историй   создания Красной   книги,   знание нескольких   животных   и растений,   занесённых   в Красную книгу. Умение экологический знак. объяснять   25 Обобщение по разделу. Контроль   и Выполнять   тестовые   задания Знание   истории   создания Регулятивные УУД: 21 П/р   №   2   по   разделу «Природа».   коррекция знаний учебника,   оценивать   правильность предложенных ответов. Красной   книги,   знание нескольких   животных   и растений,   занесённых   в Красную книгу. Умение экологический знак. объяснять   ­   учитывать   выделенные учителем   ориентиры действия   в   новом учебном материале; ­ осуществлять итоговый и пошаговый контроль. Познавательные УУД: умение   структурировать знания. Коммуникативные УУД: умение   контролировать себя и своего партнёра. Раздел «Жизнь города и села» положительного отношения к школе;     способность ­ к самооценке   на   основе успешности учебной деятельности.   26 Что такое экономика? Постановка и решение учебной задачи     предложенному Рассказывать об отраслях экономики по плану, моделировать взаимосвязи отраслей экономики, читать тексты, находить в   них   ответы   на   поставленные вопросы. Знание   понятия «экономика»,   названий строительных   машин,   со­ ставных частей экономики, названий товаров. Умение отличить город от села. 22     урока   учебную и её Регулятивные УУД: Понимать задачу   стремиться выполнить; ­   учитывать   выделенные учителем   ориентиры действия   в   новом учебном материале. Познавательные УУД: научится   осуществлять поиск необходимой   информации для выполнения учебных заданий. Коммуникативные УУД: формулировать собственное   мнение;     ­   учебно­познавательный интерес   к   новому учебному материалу; ­   внутренняя   позиция школьника   на   уровне положительного отношения к школе; ­ способность к  самооценке. 27 Из чего что сделано?  Решение частных задач Классифицировать   предметы   по характеру материала, прослеживать производственные цепочки, моделировать   их   и   составлять рассказ.   28 29 Как построить дом? Решение частных задач Рассказывать   о   строительстве городского и сельского домов. Решение частных задач Узнавать   по   фотографиям   виды транспорта и классифицировать его. Какой бывает транспорт? ОБЖ   «Правила пользования общественным транспортом». 23   Знание   материалов   и объектов труда, составных частей экономики, названий товаров, названий профессий. Умение определять материалы,  из которых   сделаны   товары. Умение классифицировать товары.   технологию Знание     дома возведения городского   и   сельского, строительного материала и его назначения. понятий   Знание видов «транспорт», названий транспорта, профессий. Умение приводить примеры видов транспорта.       задавать вопросы.     урока   учебную и её Регулятивные УУД: Понимать задачу   стремиться выполнить; ­   планировать   своё действие   в   соответствии с поставленной задачей. Познавательные УУД: проводить   сравнение   и классификацию; использовать   знаково­ символические средства. Коммуникативные УУД: строить   понятные   для партнёра высказывания. Регулятивные УУД: Понимать учебную  задачу урока и  стремиться её  выполнить; ­ планировать своё  действие в соответствии  с поставленной задачей. Познавательные  УУД: Осуществлять поиск  необходимой  информации для  выполнения задания. Коммуникативные  УУД: ­   учебно­познавательный интерес   к   новому учебному материалу; ­   внутренняя   позиция школьника   на   уровне положительного отношения к школе; ­ способность к  самооценке. 30 Промежуточная диагностическая работа. Контроль знаний Анализировать взаимосвязи отраслей экономики   при   производстве определённых товаров и продуктов. 31­32 Культура и образование.  Все профессии важны. Проект «Профессии» Решение частных задач Различать   учреждения   культуры   и образования, узнавать их и приводить примеры. Посещать музеи.   Знание   составных   частей экономики, понятий: «торговля»,«гастроном», «культурное учреждение», «образовательное учреждение». Знание   «культура», разование», учреждение», «образовательное учрежде­ ние»; названия профессий. Умение называть профессии в сфере обра­ зования и культуры. понятий: «об­   «культурное     33 34 В гости к зиме.  Экскурсия № 2.  ОБЖ «Безопасность на дорогах зимой» Урок­ экскурсия В гости к зиме. Неживая и живая природа зимой. Решение частных задач Наблюдать над зимними природными явлениями.   Обсуждать   зимние явления за прошедший день, иссле­ довать   пласт   снега   и   выявлять зависимость   от   чередования оттепелей, снегопадов и морозов. Обобщить наблюдения над зимними природными явлениями. Формулировать  правила   поведения на улице зимой.   Знание признаков сезонных изменений   в   природе зимой, названий зимующих птиц.   Умение   проводить наблюдения   за   зимними изменениями   в   живой   и неживой природе. Знание признаков сезонных изменений   в   природе зимой, названий зимующих птиц.   Умение   проводить 24 ­   учебно­познавательный интерес   к   новому учебному материалу; ­   внутренняя   позиция школьника   на   уровне положительного отношения к школе; ­ способность к  самооценке.            урока   учебную и её задавать вопросы; строить   понятные   для партнёра высказывания. Регулятивные УУД: Понимать задачу   стремиться выполнить; ­   планировать   своё действие   в   соответствии с поставленной задачей. Познавательные УУД: Строить   рассуждения   в форме   связи   простых суждений;   осуществлять поиск необходимой информации.  Коммуникативные УУД: Строить   понятные   для партнёра   высказывания; договариваться и приходить   к   общему решению. Регулятивные УУД: Понимать задачу   стремиться выполнить; ­   планировать   своё действие   в   соответствии с поставленной задачей. Познавательные УУД: устанавливать   причинно­ учебную и её   урока 35 Обобщение по разделу   П/р  № 3  по разделу «Жизнь города и села». Контроль   и коррекция знаний Выполнять   тестовые   задания. Выступать   с   подготовленными сообщениями,   иллюстрировать   их наглядными материалами. наблюдения   за   зимними изменениями   и   жилой   и неживой природе.   Знание понятий «город» и   «село», названий   машин, строительных составных частей экономики, понятий: «тор­ говля», «гастроном», «культурное учреждение», «образовательное   учреж­ дение». Умение отличить  город от села.   Раздел «Здоровье и безопасность» 36 Строение тела человека. Постановка и решение учебной задачи Называть   и   показывать   внешние части тела человека, определять на страницах учебника или на муляже положение внутренних органов. 25   Знание   основных   систем органов человека, их роль в организме; правил сохранения   и   укрепления здоровья; понятия «здоровый   образ   жизни». Умение определять органы       связи; следственные строить речевое   высказывание   в   устной форме. Коммуникативные УУД: задавать вопросы; строить   понятные   для партнёра высказывания. Регулятивные УУД: ­   учитывать   выделенные учителем   ориентиры действия   в   новом учебном материале; ­осуществлять   итоговый и пошаговый контроль по результату; ­адекватно воспринимать оценку учителя.  Познавательные УУД: умение   структурировать знания. Коммуникативные УУД: умение   контролировать себя и своего партнёра. Регулятивные УУД: Понимать задачу   стремиться выполнить; ­   учитывать   выделенные учебную и её   урока     ­   внутренняя   позиция школьника   на   уровне положительного отношения к школе;   ­­способность к самооценке   на   основе критерия   успешности учебной деятельности.   ­ учебно­ познавательный   интерес к   новому   учебному материалу; ­способность   к 37 Если хочешь быть здоров. Конструиров ание   способа действий     Обсуждать Рассказывать о своём режиме дня, составлять рациональный режим дня школьника. сба­ лансированное   питание   школьника, формулировать   правила   личной гигиены.  Выяснить   понятия «здоровье». Обсудить проблему, что может   повредить   здоровью,   что поможет сохранить его. значение     человека,   рассказывать   о функциях основных систем органов человека Знание понятия «болезнь», правил   сохранения   и здоровья. укрепления Умение проводить профилактику болезней.     38­39 40   Берегись автомобиля!  Школа пешехода. Практическая работа  №   6   «Отработка правил перехода улиц». ОБЖ   «Правила дорожного движения». Домашние опасности. Решение частных задач   Формулировать правила безопасности на основе прочитанных рассказов,   моделировать   сигналы светофора.   Практически   учиться соблюдать   правила   дорожной безопасности. Знание   правил   поведения на   дороге,   в   транспорте; дорожных   знаков   ПДД. Умение выполнять правила дорожного движения. Постановка и решение учебной задачи Объяснять с опорой на иллюстрацию учебника   потенциальную   опасность бытовых   предметов   и   ситуаций, формулировать правила безопасности в быту.     Знание правил обращения с электроприборами и газооборудованием, колющими   и   режущими предметами,   лекарствами. Умение выполнять правила безопасности дома. 41 Пожар. Решение частных задач Характеризовать   пожароопасные   запомнить   правила предметы, предупреждения пожара, моделировать   вызов   пожарной охраны по мобильному и обычному телефону по номеру МЧС.   правил Знание   безопасности,   которые надо   соблюдать   дома; правил   противопожарной безопасности, правил поведения   в   социальной   26   учителем   ориентиры действия   в   новом учебном материале. Познавательные УУД: осуществлять подведение   под   понятие на   основе   распознания объектов, выделения существенных признаков. Коммуникативные УУД: Строить   понятные   для партнёра высказывания. Регулятивные УУД: Понимать задачу   стремиться выполнить; ­   планировать   своё действие   в   соответствии с поставленной задачей. Познавательные УУД: Использовать   знаково­ символические   средства; строить речевое   высказывание. Коммуникативные УУД: Задавать вопросы; контролировать действия партнёра. учебную и её   урока       самооценке   на   основе критерия   успешности учебной деятельности; ­ ориентация на здоровый образ жизни. ­   учебно­познавательный интерес   к   новому учебному материалу; ­   внутренняя   позиция 42 На воде и в лесу. Лесные опасности.  ОБЖ «Безопасность   на воде и в лесу». Постановка и решение учебной задачи Характеризовать   потенциальные опасности   в   лесу,   определять   с помощью дополнительной литературы опасных насекомых.   43 Опасные незнакомцы. Решение частных задач Характеризовать   потенциальные опасности   при   контактах   с незнакомыми людьми, предлагать и обсуждать   варианты   поведения   в подобных   ситуациях,   моделировать звонок в полицию  и МЧС 44 Обобщение   по   разделу П/р   №   4  по   разделу «Здоровье и безопасность».    Контроль   и коррекция знаний  тестовые Выполнять  задания учебника,   оценивать   правильность предложенных ответов. 27   среде.   Умение   выполнять правила безопасности дома. правил Знание   безопасности,   которые надо   соблюдать   в   лесу, знать   съедобные   и ядовитые   грибы,   правил экологической безопасности.   Умение правильно   вести   себя   на природе. правил Знание     которые безопасности, в надо   социальной   среде,   как вести себя с незнакомцами. Умение выполнять правила безопасности с незнакомыми людьми. Знание правил безопасности   в   лесу,   на воде, в социальной среде, дома,   на   дороге.   Умение выполнять правила безопасности. соблюдать         школьника   на   уровне положительного отношения к школе.   ­­способность к самооценке   на   основе критерия   успешности учебной деятельности ­   внутренняя   позиция школьника   на   уровне положительного отношения к школе;   к ­­способность самооценке   на   основе критерия   успешности учебной деятельности. Регулятивные УУД: ­   планировать   своё действие   в   соответствии с поставленной задачей; ­вносить   необходимые коррективы   в   действие после его завершения на основе   его   оценки   и учета характера сделанных  ошибок. Познавательные УУД: умение   структурировать знания. Коммуникативные УУД: Раздел «Общение» умение   контролировать себя и своего партнёра 45­46 Наша дружная семья. Проект «Родословная» Постановка и решение учебной задачи Формировать   понятие   «культура общения», рассказывать о семейных взаимоотношениях,   моделировать ситуации семейной трапезы.   Знание понятий: «культура «семья». общения», выполнять Умение   элементарные   нормы общения в семье, в школе. 47 В школе. Решение частных задач   Рассказывать   о   своём   школьном коллективе, совместных мероприятиях в классе, в школе. Обсуждать   вопрос   о   культуре общения   в   школе,   моделировать различные ситуации. 48 Правила вежливости. Решение частных задач Обсуждать,   какие   правила вежливости   имеются   в   русском языке  и как  они применяются  в различных   ситуациях   общения. Формировать правила поведения, моделировать   ситуации   общения в различных ситуациях. 28     понятия Знание «культура   общения», элементарных норм общения   в   семье,   в школе.   Умение   приме­ нять   основные   правила поведения   и   соблюдать элементарные   нормы общения в общественных местах.       Знание понятия «культура   общения», элементарных норм общения   в   семье,   в школе.   Умение   приме­ нять   основные   правила поведения   и   соблюдать элементарные   нормы общения в общественных местах.   ­   учебно­познавательный интерес   к   новому учебному материалу;   ­способность к самооценке   на   основе критерия   успешности учебной деятельности; ­знание моральных норм   основных     урока   учебную и её Регулятивные УУД: Понимать задачу   стремиться выполнить; ­   учитывать   выделенные учителем   ориентиры действия   в   новом учебном материале. Познавательные УУД: строить   рассуждения   в форме   связи   простых суждений; строить речевое   высказывание   в устной форме; обобщать и делать выводы. Коммуникативные УУД: Строить   понятные   для партнёра высказывания.       урока   учебную и её Регулятивные УУД: Понимать задачу   стремиться выполнить; ­   учитывать   выделенные учителем   ориентиры действия   в   новом учебном материале. Познавательные 49 Ты и твои друзья.  Решение частных задач   Обсуждать морально­ эстетические   аспекты   дружбы, правила   поведения   за   столом. Формулировать   правила   этикета в   Моделировать различные ситуации за столом. гостях.       Знание понятия «культура   общения», элементарных норм общения   в   семье,   в школе.   Умение   приме­ нять   основные   правила поведения   и   соблюдать элементарные   нормы общения в общественных местах.   50 51 Мы   ­   зрители   и пассажиры.  Решение частных задач     в Обсуждать   правила   поведения   в театре, общественном транспорте, формулировать их на основе   иллюстраций   учебника Выполнять   тестовые   задания учебника. Обобщение по разделу. П/р   №5   по   разделу «Общение».  Контроль   и коррекция знаний Выполнять   тестовые   задания оценивать правильность предложенных ответов.       понятий: Знание   «пас­ «зрители», «культура сажиры»,   Умение общения». выполнять   основные правила   поведения   и элементарные   нормы общения в транспорте и театре. 52 Посмотрите вокруг. Раздел «Путешествия» Постановка и решение учебной задачи Сравнивать   фотографии   в учебнике,   находить   линию горизонта;   находить   на   схеме   и называть   указанные   стороны 29 Знание   «горизонт», обозначений горизонта. понятия   условных   сторон   Умение   УУД: Устанавливать причинно­ следственные связи; обобщать   и   делать выводы. Коммуникативные УУД: Задавать вопросы, контролировать   себя   и товарища.     Регулятивные УУД: ­   планировать   своё действие   в   соответствии с поставленной задачей; ­вносить   необходимые коррективы   в   действие после его завершения на основе   его   оценки   и учета характера сделанных  ошибок. Познавательные УУД: умение   структурировать знания. Коммуникативные УУД: умение   контролировать себя и своего партнёра. Регулятивные УУД: Понимать задачу   стремиться   урока   учебную и её   ­   учебно­познавательный интерес   к   новому учебному материалу;   ­способность к самооценке   на   основе критерия   успешности учебной деятельности;   основных ­знание моральных норм ­   внутренняя   позиция школьника   на   уровне положительного отношения к школе;   ­­способность к самооценке   на   основе критерия   успешности учебной деятельности. ­   учебно­познавательный интерес   к   новому учебному материалу; горизонта. 53 Решение частных задач Ориентирование   на местности.  Практическая работа   № «Определение сторон горизонта по компасу».  7 Находить   ориентиры   на   рисунке учебника,   на   дороге  от  дома  до школы,   в   своём   городе. Знакомиться   с   устройством компаса   и   правилами   работы   с ним.   Знакомиться   со   способами ориентирования   по   местным признакам. 54 Формы   поверхности. земной Решение частных задач   Сопоставлять фотографии равнин   и   гор,   анализировать цветовое   обозначение   равнин   и гор   на   глобусе.   Сравнивать   по схеме   гору   и   холм,   описывать красоту гор. 30   ориентироваться на местности   с   помощью компаса,   показывать   на карте, глобусе материки, океаны, горы, равнины, моря, реки.     Знание   правил определения сторон горизонта   с   помощью условных компаса,   обозначений   сторон   Умение горизонта. ориентироваться на местности   с   помощью компаса,   показывать   на карте,   глобусе   матери­ ки, горы, равнины, моря, реки. Знание   формы   земной поверхности,   условных   обозначений сторон горизонта.   Умение ориентироваться на местности   с   помощью компаса,   показывать   на карте, глобусе   океаны,           выполнить; ­   учитывать   выделенные учителем   ориентиры действия   в   новом учебном материале. Познавательные УУД: Осуществлять   анализ, обобщать   и   делать выводы;   использовать знаково­символические средства. Коммуникативные УУД: Задавать вопросы; строить   понятные   для партнёра высказывания. Регулятивные УУД: Понимать задачу   стремиться выполнить; ­   планировать   своё действие   в   соответствии с поставленной задачей. Познавательные УУД: Использовать   знаково­ символические   средства; строить рассуждения;  Коммуникативные УУД: Формулировать собственное   мнение; контролировать действия партнёра. учебную и её   урока       ­способность к самооценке   на   основе критерия   успешности учебной деятельности учебно­познавательный интерес учебному материалу;   к   новому   ­способность к самооценке   на   основе критерия   успешности 55 Водные богатства. Решение частных задач   искусственного Различать водоёмы естественного и  проис хождения.   Анализировать   схему частей реки. 56­57 Решение частных задач В  гости   к   весне. Экскурсия № 3. Неживая   и   живая природа весной. . Наблюдать за состоянием погоды, таянием   снега,   появлением зелени, появлением  первых  птиц и т.д., используя дополнительную литературу.   Формулировать выводы   о   весенних   явлениях природы. 31         материки, океаны, горы, равнины, моря, реки. Знание понятия «водоём», правил поведения   у   водоёма. ори­ Умение ентироваться на местности   с   помощью компаса,   показывать   на карте, глобусе материки,   океаны   горы, равнины,   моря,   реки, различать   по  карте   и показывать  различные водоёмы. Знание признаков весны, названий весенних месяцев,   три   названия раннецветущих Умение растений.   связи устанавливать между сезонными изменениями  в живой и неживой природе.         учебной деятельности; ­­чувства   прекрасного   и эстетические   чувства   на основе   знакомства   с отечественной культурой.     урока   учебную и её Регулятивные УУД: Понимать задачу   стремиться выполнить; ­   планировать   своё действие   в   соответствии с поставленной задачей. ­   учитывать   выделенные учителем   ориентиры действия   в   новом учебном материале. Познавательные УУД: устанавливать   причинно­ связи; следственные строить   речевое высказывание   в   устной форме. Коммуникативные УУД: задавать вопросы; 58­59 60 61 Решение частных задач Сравнивать   изображение   России на   глобусе   и   карте,   осваивать приёмы   чтения   карты,   учиться правильно показывать объекты на настенной карте. Постановка и решение учебной задачи Учиться   правильно   показывать объекты   на   настенной   карте, осваивать приёмы чтения карты.   Россия   на   карте. Путешествие по родной стране. Проект  России». «Города   Что такое карта и как её читать? Практическая работа 8 «Освоение   основных приёмов чтения карты».   №       Путешествие по Москве.   Московский Кремль. Решение частных задач Находить   Москву   на   карте России,   знакомиться   с   планом Москвы.   Обсуждать   значение Московского   Кремля   для каждого россиянина, извлекать из дополнительной литературы сведения   о   достопримеча­ тельностях Москвы.     Знание  названия  родной страны, условных обозначений   сторон   го­ ризонта. Умение показать   на   карте, глобусе материки, океаны,   горы,   равнины, моря, реки, различать по карте   и   показывать различные водоёмы, границу нашей Родины.       Знание понятия «карта», условных   обозначений на   карте.   Умение   по­ казать на карте, глобусе материки, океаны, горы, равнины,   моря,   реки, различать   по   карте   и показывать   различные водоёмы, границу нашей Родины.   Показывать   на карте город Москву, 1­2 города России. Знание  столицы России, правил работы с картой, достопримеча­ тельностей   Москвы. Умение   показать   на карте   город   Москву   ­ столицу России, называть   2­3   досто­ примечательности.   62 Город на Неве. Решение Находить   Санкт­Петербург   на Знание правил работы с 32     урока   учебную и её строить   понятные   для партнёра высказывания. Регулятивные УУД: Понимать задачу   стремиться выполнить; ­   учитывать   выделенные учителем   ориентиры действия   в   новом учебном материале. Познавательные УУД: Проводить   сравнение; использовать   знаково­ символические средства. Коммуникативные УУД: Осуществлять взаимоконтроль ­   учебно­познавательный интерес   к   новому учебному материалу; ­   внутренняя   позиция школьника   на   уровне положительного отношения к школе; ­чувства   прекрасного   и эстетические   чувства   на основе   знакомства   с отечественной культурой.     урока   учебную и её Регулятивные УУД: Понимать задачу   стремиться выполнить; ­   планировать   своё действие   в   соответствии с поставленной задачей. Познавательные УУД: Осуществлять поиск частных задач   карте   России,   знакомиться   с планом Санкт­Петербурга. Извлекать   из   дополнительной литературы   о достопримечательностях   Санкт­ Петербурга. сведения   63 Итоговая  диагностическая работа. Контроль знаний Выполнять тестовые задания. 64 Путешествие планете.   по Решение частных задач Сравнивать глобус и карту мира, находить, называть и показывать на глобусе и карте мира материки и океаны. 33 картой, достопримечательносте й   Санкт­Петербурга. Умение   показать   на карте   город   Санкт­ Петербург, называть 2­3 достопримечательности.   Знание материала, изученного во 2 классе. Умение  применить  свои знания   при   выполнении итоговой диагностической работы. условных Знание     сторон обозначений горизонта.   Умение показать   на   карте, глобусе материки, океаны,   горы,   равнины, моря, реки, различать по карте   и   показывать     строить необходимой информации; речевое высказывание. Коммуникативные УУД: Строить   понятные   для партнёра   высказывания; осуществлять взаимоконтроль. Регулятивные УУД:   планировать   своё ­ действие   в   соответствии с поставленной задачей; ­вносить   необходимые коррективы   в   действие после его завершения на основе   его   оценки   и учета характера сделанных  ошибок. Познавательные УУД: умение   структурировать знания. Коммуникативные УУД: умение   контролировать себя и своего партнёра.   ­   внутренняя   позиция школьника   на   уровне положительного отношения к школе;   ­­способность к самооценке   на   основе критерия   успешности учебной деятельности. 65­66 67 68 Путешествие материкам. мира. Проект мира».   по   Страны  «Страны Решение частных задач Сравнивать   политическую   и физическую   карты   мира. Приводить   примеры   стран, расположенных   на   разных материках. Впереди Экскурсия № 4.   лето. Решение частных задач Приводить   примеры   летних явлений   в   живой   и   неживой природе,   определять   цветущие травы помощью дополнительной литературы. с     различные границу нашей Родины. водоёмы,       Знание   стран   мира. Умение ориен­ тироваться на местности с   помощью   компаса, показывать   на   карте, глобусе материки, океаны,   горы,   равнины, моря, реки, страны, сто­ лицу. Знание признаков сезонных   изменений   в природе   летом.   Умение проводить   наблюдения за летними изменениями в   живой   и   неживой природе.   Обобщение по разделу. П/р  №   6   по   разделу «Путешествие». Контроль знаний Обобщить   знания   по   теме «Путешествие». Выполнять тестовые задания.   Умение   работать   с картой, ориентироваться на местности с помощью компаса,   показывать   на карте, глобусе материки, океаны, горы, равнины,   моря,   реки, страны, столицу.   ­   внутренняя   позиция школьника   на   уровне положительного отношения к школе;   к ­­способность самооценке   на   основе критерия   успешности учебной деятельности. Регулятивные УУД: ­   планировать   своё действие   в   соответствии с поставленной задачей; ­вносить   необходимые коррективы   в   действие после его завершения на основе   его   оценки   и учета характера сделанных  ошибок. Познавательные УУД: умение   структурировать знания. Коммуникативные УУД:   34 умение   контролировать себя и своего партнёра. МАТЕРИАЛЬНО­ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА Наименование объектов и средств материально­ технического обеспечения Книгопечатная продукция Примечания Плешаков А. А. Окружающий мир. Рабочие программы. 1—4 классы.  Учебники 1. Плешаков А. А. Окружающий мир. Учебник. 2 класс. В 2 ч. Ч. 1. — М.:  Просвещение, 2015. 2. Плешаков А. А. Окружающий мир. Учебник. 2 класс. В 2 ч. Ч. 2. — М.:  Просвещение, 2015. В программе определены цели и задачи курса «Окружающий мир»; рассмотрены подходы   к   структурированию   учебного   материала;   представлены   результаты изучения предмета, основное содержание курса, тематическое планирование с характеристикой основных видов деятельности учащихся; описано материально­ техническое обеспечение. В учебнике на шмуцтитулах каждого раздела сформулированы основные цели и задачи   учебной   деятельности.   В   начале   каждого   урока   представлены   цели   и задачи учебной деятельности на данном уроке. С целью формирования умения планировать   учебные   действия,   определять   наиболее   эффективные   способы достижения   результата   в   учебнике   включены   планы   описания   и   изучения объектов   окружающего   мира,   алгоритмы   практических   действий,   задания, предусматривающие   определение   этапов   проведения   опытов,   способов моделирования.   Развитию   умения   планировать   учебные   действия,   работать   на результат  служит  осуществление  проектной деятельности,   предусмотренной  в рубрике   «Наши   проекты».   В   методическом   аппарате   каждой   темы   имеются задания   для   осуществления       контрольно­оценочной     деятельности.   В   конце каждого раздела помещены задания под рубрикой «Проверим себя и оценим свои достижения»,   которые   позволяют   учащимся   сделать   вывод   о   достижении поставленных   в   начале   изучения   раздела   целей   и   задач.   В   учебнике   имеются «Странички   для   самопроверки»,     помогающие     осуществлять   самоконтроль. Учебные проекты также предусматривают подготовку и проведение презентаций 35 и оценку результатов работы. На   освоение   начальных   форм   познавательной   рефлексии   направлены практически   все   учебные   темы   учебника.   Структура   учебного   материала   по каждой теме предусматривает осознание учеником целей, процессов и резуль­ татов деятельности. Каждая тема в учебнике заканчивается рубрикой «Проверь себя» и кратким резюме по содержанию учебного материала, предоставляющим эталон,   с   которым   дети   сравнивают   собственные   выводы.   Каждый   раздел учебника заканчивается заданиями под рубрикой «Проверим себя и оценим свои достижения».   Специальные   условные   знаки   в   виде   «смайликов»   помогают осуществлению   действия   самооценивания,   после   которого   ученику предоставляется   возможность   повторить   или   заново   изучить   тот   или   иной учебный материал. Знаково­символические средства активно используются для создания моделей изучаемых   объектов   и   процессов.   Деятельность   моделирования   широко представлена   в   учебниках   для   всех   классов.   Задания   такого   рода   отмечены специальным условным знаком. Немаловажное значение для достижения указанных результатов имеет освоение  учащимися системы навигации учебника, выстроенной в едином ключе.  Основным её элементом являются условные знаки и символы, нацеливающие на  определённые виды деятельности и способы её организации. Первоначальное  знакомство с системой навигации осуществляется именно в 1 классе в теме  «Наши помощники — условные знаки». Рабочие тетради сориентированы главным образом на вычленение и тщательную отработку   наиболее   существенных   элементов   содержания   учебников, обеспечивают фиксацию результатов наблюдений, опытов, практических работ, а также   творческую   деятельность   детей.   Специально   для   занятий   в   семье предназначены вкладыши в рабочих тетрадях — «Мой научный дневник». В нём содержатся задания, которые ребёнок с помощью взрослых должен выполнить в течение учебного года. Тетради тестовых заданий содержат тесты по всем темам курса. В конце каждой тетради имеются ответы на все тесты. 36 Рабочие тетради 1.Плешаков А. А. Окружающий мир. Рабочая тетрадь. 2 класс. В 2 ч. Ч. 1.  2.Плешаков А. А. Окружающий мир. Рабочая тетрадь. 2 класс. В 2 ч. Ч. 2.  Тесты Е.М. Тихомирова. Окружающий мир: Тесты:  2 класс, в 2­х частях. Методические пособия 1.Г.Т. Дьячкова. Технологические карты уроков «Окружающий мир», 2 класс. 2.С.А. Арженовская. Уроки окружающего мира с применением информационных технологий. 1­3 классы + СD ­ диск. 1. Плешаков А. А. От земли до неба: Атлас­определитель: Пособие для  учащихся общеобразовательных учреждений.  2. Плешаков А. А. Зелёные страницы. Книга для учащихся начальных классов.   3.  Плешаков А. А., Румянцев А. А. Великан на поляне, или Первые уроки  экологической этики: пособие для учащихся общеобразовательных учреждений.  В книге представлены поурочные разработки по курсу    «Окружающий    мир», подготовленные с учётом последних изменений в содержании учебника и составе учебно­методического   комплекса   (УМК).   Применительно   к   каждому   уроку раскрыты его задачи и планируемые достижения учащихся, приведён перечень необходимого   оборудования,   подробно   освещены   особенности   содержания, методы   и   приёмы   работы.   Методическое   пособие   построено   как   своего   рода навигатор в системе средств УМК. В предлагаемой книге определены место и функции   каждого   компонента   УМК   на   уроке,   детально   освещены   способы взаимодействия   и   взаимного   дополнения   составных   частей   комплекта,   осо­ бенности работы с каждым из них. При этом первостепенное внимание уделяется развитию у учащихся умения работать с различными источниками информации (для   её   получения,   преобразования,   передачи)   как   одного   из   важнейших общеучебных умений. В   предлагаемых   поурочных   разработках   определено   оптимальное   сочетание различных   форм   организации   деятельности   учащихся   на   уроках: индивидуальной,   групповой,   фронтальной,   коллективной;   много   внимания уделяется   работе   в   парах,   которая   во   многих   случаях   оказывается   наиболее эффективной. В пособии даны разъяснения к трудным темам курса, приведены инструктивные карточки для самостоятельной работы, примерные вопросы для проведения   бесед   и   т.   д.   Определён   объём   домашней   работы   учащихся   с указанием конкретных заданий по всем задействованным при этом компонентам УМК. В комплекте имеются универсальные пособия, работа с которыми рассчитана на все   годы   обучения.   Это   атлас­определитель   «От   земли   до   неба»,   книги   для учащихся «Зелёные страницы» и «Великан на поляне, или Первые уроки эколо­ гической   этики».   В   1   классе   начинается   активная   работа   с   атласом­ определителем «От земли до неба». Это пособие обеспечивает один из прио­ ритетных для курса видов деятельности учащихся — распознавание  природных объектов.   В   классе   необходимо   иметь   набор   атласов­определителей, достаточный хотя бы для работы в парах. Желательно, чтобы каждый ребёнок имел дома свой собственный атлас­ определитель и пользовался им (с помощью взрослых или самостоятельно) как в 37 домашних условиях, так и во время прогулок, экскурсий, на каникулах летом, внеклассных занятиях. Вовлечение ребёнка и взрослого в реальную совместную деятельность позволяет решать   воспитательные   задачи   в   познании   окружающего   мира,   избегая декларативности,   морализаторства,   отчуждения   учебного   материала   от интересов   ребёнка.   И   в   адекватной   для   ребёнка   форме   решает   задачи формирования нравственных ценностей. Таким образом реализуется идея курса —   формирование   семейных   ценностей   через   организацию   совместной деятельности   ребёнка   и   взрослых   в   семье.   В   поддержку   этой   деятельности работают все данные книги. Они создавались не только для использования на уроке, но в большей степени и для работы в семье, что является отличительной чертой комплекта. Плешаков А. А. Таблицы и плакаты по окружающему миру.  Тематические наборы картинок. Печатные пособия Таблицы и плакаты представляют собой важный компонент УМК, призванный обеспечить на уроке разнообразную, прежде всего коллективную, деятельность школьников   под   руководством   учителя   по   освоению   всех   разделов   курса. Таблицы позволяют выстроить эффектный зрительный ряд, который поможет решению   целого   ряда   задач:   развитию   у   школьников   интереса   к   познанию окружающего   мира,   формированию   современных   представлений   о   природе   и мире   людей,   развитию   эмоционально­ценностного   отношения   к   действи­ тельности,   осмыслению   личного   опыта   общения   с   природным   и   социальным окружением,   освоению   школьниками   предметных   и   метапредметных универсальных учебных действий. Компьютерные и информационно­коммуникативные средства 1. Электронное сопровождение к учебнику «Окружающий мир», 2 класс. 2.Электронное приложение к методическому пособию С.А. Арженовской. Уроки окружающего мира с применением информационных технологий. 1­3 классы. 3. Видеоуроки 2 класс. Один   из   ключевых   компонентов,   входящих   в   состав     современной информационно­образовательной   среды,   —   учебные   электронные   издания. Электронные   приложения   дополняют   и   обогащают   материал   учебников мультимедиа­объектами,   справочной   информацией, проверочными тестами разного типа и уровня сложности.   видеоматериалами, Ноутбук. Технические средства обучения Мультимедийный проектор. 38 Интерактивная доска. Коллекции полезных ископаемых.  Коллекции плодов и семян растений.  Музыкальный центр. Натуральные объекты Гербарии культурных и дикорастущих растений (с учётом содержания обучения). Живые объекты (комнатные растения.) 39

Рабочая программа, 2 класс, УМК "Школа России", ФГОС

Рабочая программа, 2 класс, УМК "Школа России", ФГОС

Рабочая программа, 2 класс, УМК "Школа России", ФГОС

Рабочая программа, 2 класс, УМК "Школа России", ФГОС

Рабочая программа, 2 класс, УМК "Школа России", ФГОС

Рабочая программа, 2 класс, УМК "Школа России", ФГОС

Рабочая программа, 2 класс, УМК "Школа России", ФГОС

Рабочая программа, 2 класс, УМК "Школа России", ФГОС

Рабочая программа, 2 класс, УМК "Школа России", ФГОС

Рабочая программа, 2 класс, УМК "Школа России", ФГОС

Рабочая программа, 2 класс, УМК "Школа России", ФГОС

Рабочая программа, 2 класс, УМК "Школа России", ФГОС

Рабочая программа, 2 класс, УМК "Школа России", ФГОС

Рабочая программа, 2 класс, УМК "Школа России", ФГОС

Рабочая программа, 2 класс, УМК "Школа России", ФГОС

Рабочая программа, 2 класс, УМК "Школа России", ФГОС

Рабочая программа, 2 класс, УМК "Школа России", ФГОС

Рабочая программа, 2 класс, УМК "Школа России", ФГОС

Рабочая программа, 2 класс, УМК "Школа России", ФГОС

Рабочая программа, 2 класс, УМК "Школа России", ФГОС

Рабочая программа, 2 класс, УМК "Школа России", ФГОС

Рабочая программа, 2 класс, УМК "Школа России", ФГОС

Рабочая программа, 2 класс, УМК "Школа России", ФГОС

Рабочая программа, 2 класс, УМК "Школа России", ФГОС

Рабочая программа, 2 класс, УМК "Школа России", ФГОС

Рабочая программа, 2 класс, УМК "Школа России", ФГОС

Рабочая программа, 2 класс, УМК "Школа России", ФГОС

Рабочая программа, 2 класс, УМК "Школа России", ФГОС

Рабочая программа, 2 класс, УМК "Школа России", ФГОС

Рабочая программа, 2 класс, УМК "Школа России", ФГОС

Рабочая программа, 2 класс, УМК "Школа России", ФГОС

Рабочая программа, 2 класс, УМК "Школа России", ФГОС

Рабочая программа, 2 класс, УМК "Школа России", ФГОС

Рабочая программа, 2 класс, УМК "Школа России", ФГОС

Рабочая программа, 2 класс, УМК "Школа России", ФГОС

Рабочая программа, 2 класс, УМК "Школа России", ФГОС

Рабочая программа, 2 класс, УМК "Школа России", ФГОС

Рабочая программа, 2 класс, УМК "Школа России", ФГОС

Рабочая программа, 2 класс, УМК "Школа России", ФГОС

Рабочая программа, 2 класс, УМК "Школа России", ФГОС

Рабочая программа, 2 класс, УМК "Школа России", ФГОС

Рабочая программа, 2 класс, УМК "Школа России", ФГОС

Рабочая программа, 2 класс, УМК "Школа России", ФГОС

Рабочая программа, 2 класс, УМК "Школа России", ФГОС

Рабочая программа, 2 класс, УМК "Школа России", ФГОС

Рабочая программа, 2 класс, УМК "Школа России", ФГОС

Рабочая программа, 2 класс, УМК "Школа России", ФГОС

Рабочая программа, 2 класс, УМК "Школа России", ФГОС

Рабочая программа, 2 класс, УМК "Школа России", ФГОС

Рабочая программа, 2 класс, УМК "Школа России", ФГОС

Рабочая программа, 2 класс, УМК "Школа России", ФГОС

Рабочая программа, 2 класс, УМК "Школа России", ФГОС

Рабочая программа, 2 класс, УМК "Школа России", ФГОС

Рабочая программа, 2 класс, УМК "Школа России", ФГОС

Рабочая программа, 2 класс, УМК "Школа России", ФГОС

Рабочая программа, 2 класс, УМК "Школа России", ФГОС

Рабочая программа, 2 класс, УМК "Школа России", ФГОС

Рабочая программа, 2 класс, УМК "Школа России", ФГОС

Рабочая программа, 2 класс, УМК "Школа России", ФГОС

Рабочая программа, 2 класс, УМК "Школа России", ФГОС

Рабочая программа, 2 класс, УМК "Школа России", ФГОС

Рабочая программа, 2 класс, УМК "Школа России", ФГОС

Рабочая программа, 2 класс, УМК "Школа России", ФГОС

Рабочая программа, 2 класс, УМК "Школа России", ФГОС

Рабочая программа, 2 класс, УМК "Школа России", ФГОС

Рабочая программа, 2 класс, УМК "Школа России", ФГОС

Рабочая программа, 2 класс, УМК "Школа России", ФГОС

Рабочая программа, 2 класс, УМК "Школа России", ФГОС

Рабочая программа, 2 класс, УМК "Школа России", ФГОС

Рабочая программа, 2 класс, УМК "Школа России", ФГОС

Рабочая программа, 2 класс, УМК "Школа России", ФГОС

Рабочая программа, 2 класс, УМК "Школа России", ФГОС

Рабочая программа, 2 класс, УМК "Школа России", ФГОС

Рабочая программа, 2 класс, УМК "Школа России", ФГОС

Рабочая программа, 2 класс, УМК "Школа России", ФГОС

Рабочая программа, 2 класс, УМК "Школа России", ФГОС

Рабочая программа, 2 класс, УМК "Школа России", ФГОС

Рабочая программа, 2 класс, УМК "Школа России", ФГОС
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
30.11.2017