Рабочая программа по математике предназначена для учащихся 2 класса, составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования, на основе авторской программы «Математика» авторов М.И.Моро, М.А.Бантовой, Т.В.Бельтюковой и ориентирована на работу по учебно-методическому комплекту «Школа России».
Пояснительная записка
Рабочая программа по математике предназначена для учащихся 2 класса, составлена в соответствии с
требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования,
Концепции духовнонравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых
результатов начального общего образования, на основе авторской программы «Математика» авторов
М.И.Моро, М.А.Бантовой, Т.В.Бельтюковой и ориентирована на работу по учебнометодическому комплекту
«Школа России».
Рабочая программа соответствует основной образовательной программе и учебному плану МБОУ
«Гимназия №6». Данная программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта
по математике и дает примерное распределение учебных часов по разделам курса и последовательность
изучения разделов математики с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики представления
учебного материала, а также возрастных особенностей учащихся.
Нормативные документы, обеспечивающие реализацию рабочей программы:
Закон Российской Федерации «Об образовании»;
Федеральный государственный образовательный стандарт НОО (2010 г.)
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации о введении ФГОС НОО от
06.10.2009г № 373;
Изменения в базисный учебный план общеобразовательных учреждений РФ, утвержденные приказом
Минобразования России.
Примерная программа по математике УМК «Школа России».
Перечень учебников, рекомендованных и допущенных к использованию Минобрнауки России на
2018 2019 учебный год.
Учебный план школы на 20182019 учебный год.
Начальный курс математики курс интегрированный: в нем объединены арифметический,
алгебраический и геометрический материалы. При этом основу начального курса составляют пред
ставления о натуральном числе и нуле, о четырех арифметических действиях с целыми неотрицательными
числами и важнейших их свойствах, а также основанное на этих знаниях осознанное и прочное усвоение
приемов устных и письменных вычислений.
Наряду с этим важное место в курсе занимает ознакомление с величинами и их измерением.
Курс предполагает также формирование у детей пространственных представлений, ознакомление
учащихся с различными геометрическими фигурами и некоторыми их свойствами, с простейшими
чертежными и измерительными приборами.
Включение в программу элементов алгебраической пропедевтики позволяет повысить уровень
формируемых обобщений, способствует развитию абстрактного мышления у учащихся.
Изучение начального курса математики должно создать прочную основу для дальнейшего обучения
этому предмету. Для этого важно не только вооружить учащихся предусмотренным программой кругом
знаний, умений и навыков, но и обеспечить необходимый уровень их общего и математического развития.
Последнее может быть достигнуто лишь при условии реализации в практике соответствующей
целенаправленной методики.
Содержание курса математики позволяет осуществлять его связь с другими предметами,
изучаемыми в начальной школе (русский язык, природоведение, трудовое обучение). Это открывает
дополнительные возможности для развития учащихся, позволяя, с одной стороны, применять в новых
условиях знания, умения и навыки, приобретаемые на уроках математики, а с другой уточнять и
совершенствовать их в ходе практических работ, выполняемых на уроках по другим учебным предметам.
Основные цели и задачи учебного курса
Целями
изучения предмета «Математика» во 2 классе являются:
Развитие образного и логического мышления, воображения; формирование предметных умений и
навыков, необходимых для успешного решения учебных и практических задач, продолжения
образования;
Освоение основ математических знаний, формирование первоначальных представлений о
математике;
Воспитание интереса к математике, стремления использовать математические знания в
повседневной жизни.
Задачи
, решаемые при изучении предмета:
формирование у школьников пространственных представлений; ознакомление с некоторыми свойствами геометрических фигур;
развитие абстрактного мышления;
формирование осознанных и прочных навыков вычислений;
осознание тех вещей, которые существуют между рассматриваемыми явлениями, развитие умения
сопоставлять, сравнивать, противопоставлять связанные между собой понятия, действия и задачи,
выяснять сходства и различия в рассматриваемых фактах.
Место предмета в Базисном учебном плане
Базисный учебный план для образовательных учреждений отводит 540 часов для обязательного
изучения математики на ступени начального образования, из них во 2классе 136 учебных часа из расчета 4
учебных часа в неделю. (34 учебные недели).
Результаты изучения курса
Личностные :
Чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России.
Осознание роли своей страны в мировом развитии, уважительное отношение к семейным ценностям,
бережное отношение к окружающему миру.
Целостное восприятие окружающего мира.
Развитую мотивацию учебной деятельности и личностного смысла учения, заинтересованность в
приобретении и расширении знаний и способов действий, творческий подход к выполнению заданий.
Рефлексивную самооценку, умение анализировать свои действия и управлять ими.
Навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками.
Установку на здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, к работе на результат.
Метапредметные:
Способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, находить средства и способы
её осуществления.
Овладение способами выполнения заданий творческого и поискового характера.
Умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной
задачей и условиями её выполнения, определять наиболее эффективные способы достижения
результата.
Способность использовать знаковосимволические средства представления информации для создания
моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебнопознавательных и практических задач.
Использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для
решения коммуникативных и познавательных задач.
Использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном
информационном пространстве Интернета), сбора, обработки, анализа, организации и передачи
информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями
учебного предмета, в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры компьютера, фиксировать
(записывать) результаты измерения величин и анализировать изображения, звуки, готовить своё
выступление и выступать с аудио, видео и графическим сопровождением.
Готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признать возможность существования
различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою
точку зрения.
Определение общей цели и путей её достижения: умение договариваться о распределении функций и
ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности,
адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов и процессов в соответствии с
содержанием учебного предмета «математика».
Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и
отношения между объектами и процессами.
Умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе
с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Математика».
Предметные:
Использование приобретённых математических знаний для описания и объяснения окружающих
предметов, процессов, явлений, а также для оценки их количественных и пространственных отношений. Овладение основами логического и алгоритмического мышления, пространственного воображения и
математической речи, основами счёта, измерения, прикидки результата и его оценки, наглядного
представления данных в разной форме (таблицы, схемы, диаграммы), записи и выполнения алгоритмов.
Приобретение начального опыта применения математических знаний для решения учебно
познавательных и учебнопрактических задач.
Умения выполнять устно и письменно арифметические действия с числами и числовыми выражениями,
решать текстовые задачи, выполнять и строить алгоритмы и стратегии в игре, исследовать, распознавать
и изображать геометрические фигуры, работать с таблицами, схемами, графиками и диаграммами,
цепочками, представлять, анализировать и интерпретировать данные.
Приобретение первоначальных навыков работы на компьютере (набирать текст на клавиатуре, работать
с меню, находить информацию по заданной теме, распечатывать её на принтере).
Основное содержание учебного предмета
Числа и операции над ними.
Числа от 1 до 100. Нумерация (18ч)
Десяток. Счёт десятками. Образование и название двузначных чисел. Модели двузначных чисел. Чтение
и запись чисел. Сравнение двузначных чисел, их последовательность. Представление двузначного числа в виде
суммы разрядных слагаемых.
Устная и письменная нумерация двузначных чисел. Разряд десятков и разряд единиц, их место в записи
чисел.
Сложение и вычитание чисел.(70ч)
Операции сложения и вычитания. Взаимосвязь операций сложения и вычитания.
Изменение результатов сложения и вычитания в зависимости от изменения компонент. Свойства
сложения и вычитания. Приёмы рациональных вычислений.
Сложение и вычитание двузначных чисел, оканчивающихся нулями.
Устные и письменные приёмы сложения и вычитания чисел в пределах 100.
Алгоритмы сложения и вычитания.
Умножение и деление чисел.(40ч)
Нахождение суммы нескольких одинаковых слагаемых и представление числа в виде суммы одинаковых
слагаемых. Операция умножения. Переместительное свойство умножения.
Операция деления. Взаимосвязь операций умножения и деления. Таблица умножения и деления
однозначных чисел.
Величины и их измерение.
Длина. Единица измерения длины – метр. Соотношения между единицами измерения длины.
Перевод именованных чисел в заданные единицы (раздробление и превращение).
Периметр многоугольника. Формулы периметра квадрата и прямоугольника.
Цена, количество и стоимость товара.
Время. Единица времени – час.
Текстовые задачи.
Простые и составные текстовые задачи, при решении которых используется:
а) смысл действий сложения, вычитания, умножения и деления;
в) разностное сравнение;
Элементы геометрии.
Обозначение геометрических фигур буквами.
Острые и тупые углы.
Составление плоских фигур из частей. Деление плоских фигур на части.
Элементы алгебры.
Переменная. Выражения с переменной. Нахождение значений выражений вида а ± 5; 4 – а; при заданных
числовых значениях переменной.
Использование скобок для обозначения последовательности действий. Порядок действий в выражениях,
содержащих два и более действия со скобками и без них.
Решение уравнений вида а ± х = b; х – а = b; а – х = b;
Занимательные и нестандартные задачи.
Логические задачи. Арифметические лабиринты, магические фигуры, математические фокусы.
Задачи на разрезание и составление фигур. Задачи с палочками.
Итоговое повторение.(8ч)Формы образовательных технологий:
Для организации учебнопознавательной деятельности используются
следующие технологии: адаптивного обучения, игровая, коммуникативная, ИКТ, проектная,
исследовательская, здоровьесберегающая.
Для формирования ключевых образовательных компетенций используются такие средства, формы и
приемы обучения, как:
интерактивные технологии
метод сотрудничества
методики проектирования
дифференцированный подход
деятельностный подход
работа по алгоритму и др.
Виды учебной деятельности
Виды организации и осуществления учебнопознавательной деятельности:
Словесные, наглядные, практические.
Индуктивные, дедуктивные.
Репродуктивные, проблемнопоисковые.
Самостоятельные, несамостоятельные.
Виды стимулирования и мотивации учебнопознавательной деятельности:
Стимулирование и мотивация интереса к учению.
Стимулирование долга и ответственности в учении.
Формы контроля и оценки достижения планируемых результатов
Контроль достижения учениками уровня государственного стандарта осуществляется в следующих формах:
текущий и итоговый контроль.
индивидуальная работа у доски.
индивидуальная работа по карточкам.
самостоятельная работа.
проверочная работа.
фронтальный опрос.
математический диктант.
тест
Основные требования к знаниям и умениям учащихся
Обучающиеся должны знать:
Названия и последовательность чисел от 1 до 100;
Названия компонентов и результатов действий сложения и вычитания;
Правила о порядке выполнения действий в числовых выражениях в два действия, содержащих
сложение и вычитание (со скобками и без них);
Название и обозначение действий умножения и деления;
Таблицу сложения однозначных чисел и соответствующие случаи вычитания учащиеся должны
усвоить на уровне автоматизированного навыка
Обучающиеся должны уметь:
Читать, записывать и сравнивать числа в пределах 100;
Находить сумму и разность чисел в пределах 100: в более лёгких случаях устно, в более сложных –
письменно;
Находить значения числовых выражений в два действия, содержащих сложение и вычитание (со
скобками и без них);
Решать задачи в 1 – 2 действия на сложение и вычитание и задачи в одно действие, раскрывающие
конкретный смысл умножения и деления;
Чертить отрезок заданной длины и измерять длину заданного отрезка;
Находить длину ломаной, составленной из 3 – 4 звеньев, и периметр многоугольника (треугольника,
четырёх угольника).Система проверочных и контрольных измерений по предмету
Сроки проведения контрольных работ
В начале учебного год проводится входная контрольная работа – для фиксации первоначального
результата (сентябрь).
Итоговые контрольные работы по математике проводятся:
в конце 1 четверти – для определения уровня формирования предметныхУУД по изученным темам (октябрь);
в конце 2 четверти – для определения уровня формирования предметныхУУД по изученным темам (декабрь);
в конце 3 четверти – для определения уровня формирования предметныхУУД по изученным темам (март);
в конце года – для сравнения результатов и определения уровня усвоения стандарта начального общего
образования (май).
Форма проведения контрольных работ
Контрольные работы проводятся в форме комбинированных контрольных работ по математике.
Содержание контрольных работ
Тексты контрольных работ составляются
-
программе обучения;
-
программе обучения;
-
Количество плановых контрольных работ во 2 классе – 10
конец 1, 2 и 3 четверти с учётом пройденного материала на момент проверки знаний по каждой
начало учебного года с учётом пройденного материала на момент проверки знаний по каждой
конец учебного года в соответствии со стандартом начального общего образования.
Сводная таблица проверочных и контрольных работ за год:
проектные
контрольные
контрольный
устный счёт
I четверть
II четверть
III четверть
IV четверть
год
работы
3
2
2
3
10
1
1
1
1
4
работы
1
1
2
Разделы тематического планирования
Тема
Колво часов
Числа от 1 до 100. Нумерация
Числа от 1 до 100. Сложение и вычитание
Числа от 1 до 100.Умножение и деление
Повторение
ИТОГО
18
70
40
8
136
Учебнометодическое обеспечение реализации учебной программы
1.Учебное оборудование:
а) технические средства (компьютер)
б) учебные (столы, доска)
2. Собственно учебные средства:
1. М.И.Моро, М.А.Бантова и др. Математика: Учебник. 2 класс: в 2х частях, часть 1. М.,
«Просвещение», 2014 год.
2. М.И.Моро, М.А.Бантова и др. Математика: Учебник. 2 класс: в 2х частях, часть 2. М.,
«Просвещение», 2014 год.
3. Информационные материалы (программнометодическое обеспечение)
1. 1. М.И.Моро. Уроки математики: Методические рекомендации для учителя. 2 класс. – М.:
Просвещение, 2012.
2. «Школа России»: Программы для начальной школы. — М.: «Просвещение», 2011.4. Дидактические материалы: (литература, развивающая познавательный интерес учащихся)
1. С.И.Волкова. Математика: Проверочные работы. 2 класс. М.: Просвещение, 2012.
5. База данных КИМов и творческих заданий (контрольные, самостоятельные работы, тесты)
Поурочнокалендарное планирование по МАТЕМАТИКЕ (М.И.Моро)
(4 часа в неделю, 136 часов в год)
Тема урока
I триместр – 48 часов.
Числа от 1 до 100. Нумерация (18 ч)
Кол
во
часов
Дата
по
плану
факти
чески
№
урока
1
2
3
4
5
17
18
19
20
2122
23
2425 Контрольный устный счёт.
Длина ломаной. с3235
Знакомство с учебником. Повторение изученного в 1 классе.
Числа от 1 до 20 с.4
Числа от 1 до 20 с.5
Числа от 1 до 100. Образование и запись чисел от 20 до 100.Счет
десятками с.6
Числа от 1 до 100. Образование и запись чисел от 20 до 100.Счет
десятками с.7
Поместное значение цифр с.8
Однозначные и двузначные числа. с.9
Единицы измерения длины – миллиметр. с10
Закрепление по теме «Нумерация» с11
Входная контрольная работа №1
Работа над ошибками. Число 100. с12
6
7
8
9
10
11
12 Метр. Таблица единиц длины. с13
13
14
15
16
Сложение и вычитание вида 35+5, 3520, 355. с14
Замена двузначного числа суммой разрядных слагаемых с15
Единицы стоимости: рубль, копейка. с16
Странички для любознательных. Закрепление по теме: «Сложение и
вычитание» с1719
Что узнали. Чему научились. с2021
Контрольная работа №2 по теме «Нумерация»
Числа от 1 до 100. Сложение и вычитание. (70ч)
Работа над ошибками. Задачи, обратные данной.с 26
Сумма и разность отрезков. с27
Решение задач на нахождение неизвестного уменьшаемого и вычитаемого. с
2830
Час. Минута. Определение времени по часам. с 31
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
2
1
226
27
28
29
Порядок выполнения действий в числовых выражениях. Скобки. с 38
39
Числовые выражения.с.40
Сравнение числовых выражений. с 41
Периметр многоугольника. с4243
3031 Применение переместительного и сочетательного свойств сложения
3233
34
35
для рационализации вычислений с 4446
Закрепление. с 47 Проект «Математика вокруг нас. Узоры на
посуде». с4849
Контрольная работа №3 по теме «Сложение и вычитание»
Работа над ошибками.
Страничка для любознательных. с 5051
3639 Анализ контрольной работы. Повторение и закрепление по теме
«Сложение и вычитание» с 52 56
Подготовка к изучению устных приёмов сложения и вычитания. с 57
Приёмы вычислений для случаев вида 36+2, 36+20. с 58
Приёмы вычислений для случаев вида 362, 3620. с59
Приёмы вычислений для случаев вида 26+4. с60
Приёмы вычислений для случаев вида 307.с 61
Контрольный устный счёт
Приёмы вычислений для случаев вида 6024. с 62
40
41
42
43
44
45
4647 Решение задач по теме «Сложение и вычитание». с 6365
48
49
5051
Приёмы вычислений для случаев вида 26+7. с 66
II триместр – 44 часа.
Приёмы вычислений для случаев вида 357. с 67
Закрепление приёмов сложения и вычитания.с 6869
Страничка для любознательных. Закрепление. с 7072
52
5354 Повторение пройденного «Что узнали. Чему научились» с 7375
55
Контрольная работа. №4 по теме «Устные приёмы сложения и
вычитания в пределах 100»
5657 Работа над ошибками.
Выражения с переменной видаа+12, в15, 48с. с 7679
5859 Уравнение. с 8083
60
61
62
63
64
Проверка сложения вычитанием. с 8485
Проверка вычитания сложением и вычитанием. с 8687
Повторение пройденного «Что узнали. Чему научились» с 88
Административная контрольная работа за 1 полугодие №5.
Анализ контрольной работы. Работа над ошибками с 89
6566 Повторение пройденного «Что узнали. Чему научились»
с 9093
Письменный приём сложения вида 45+23 с 4
Письменные приёмы вычитания вида 5726. с 5
Проверка сложения и вычитания. с 6
Повторение письменных приёмов сложения и вычитания. с 7
Угол. Виды углов(прямой, тупой, острый). с 89
Закрепление. Решение задач. с 1011
Письменный приём сложения вида 37+48. с 12
Сложение вида 37+53. с 13
Прямоугольник. с 1415
67
68
69
70
71
72
73
74
75
7677 Сложение вида 87+13. с1617
7879 Вычитание вида 408, 5024. с1819
1
1
1
1
2
2
1
1
4
1
1
1
1
1
1
2
1
1
2
1
2
1
2
2
1
1
1
1
1
2
1
1
1
1
1
1
1
1
1
2
28081 Контрольный устный счёт. Закрепление по теме «Решение задач».
82
83
84
85
86
87
88
Страничка для любознательных с 2028
Приём письменного вычитания вида 52 – 24 с29
Подготовка к умножению с3031
Свойства противоположных сторон прямоугольника. с 3233
Квадрат. с 3435
Что узнали. Чему научились.
Наши проекты «Оригами» с3641
Контрольная работа №6 по теме «Письменные приёмы сложения и
вычитания»
Анализ контрольной работы. Закрепление и повторение.
с4245
Умножение и деление. (40 ч)
8990 Конкретный смысл действия умножения. с 4849
Приём умножения с помощью сложения. с 50
Задачи на умножение. с 51
III
триместр – 44 часа.
Периметр прямоугольника. с 52
Приёмы умножения единицы и нуля. с 53
Названия компонентов и результата умножения. с 54
Закрепление. Решение задач. с 55
Переместительное свойство умножения. с 5657
Конкретный смысл действия деления (с помощью решения задач на
деление по содержанию) с 58
Закрепление. Задачи, раскрывающие смысл деления. с 59
Конкретный смысл деления (с помощью решения задач на деление на
равные части). с 60
Конкретный смысл деления. Закрепление. с 61
Название компонентов и результата деления. с 62
Закрепление. Что узнали. Чему научились. с 6366
101
102
103
104 Контрольная работа №7 по теме «Умножение и деление»
105
106
107
108
Закрепление. Страничка для любознательных. с 6771
Связь между компонентами и результатом умножения с 72
Приём деления, основанный на связи между компонентами и
результатом умножения. с 73
Приёмы умножения и деления на 10. с 74
Задачи с величинами: цена, количество, стоимость. с 75
Задачи на нахождение неизвестного третьего слагаемого.с 76
Закрепление. Решение задач. с 77
Контрольная работа №8 по теме «Умножение и деление»
Табличное умножение и деление. с 8081
Приёмы умножения числа 2. с 82
Деление на 2. с 8385
91
92
93
94
95
96
97
98
99
100
109
110
111
112
113
114
115
116
118
119
120
121
122
123
124
Закрепление. Умножение и деление с числом 2. с 8889
Умножение числа 3, умножение на 3. с 9091
Деление на 3. с 9293
Страничка для любознательных. с 9495
2
1
1
1
1
1
1
1
2
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
2
1
1
1
1
1
1
1
1
1
3
1
2
2
1Что узнали. Чему научились. Закрепление. с 9699
125
126
127 Контрольная работа №9 по теме «Табличное умножение и деление
на 2 и 3»
Анализ контрольной работы. Работа над ошибками.
Итоговое повторение (8ч.)
128
129
130
136
Числа от 1 до 100. Нумерация. с 102
Числовые и буквенные выражения. Равенство. Неравенство.
Уравнение. с 103
Сложение и вычитание. Свойства сложения с 104106
Повторение. Решение задач с 106107
131
132
133 Итоговая комплексная контрольная работа №10
134
135
Анализ контрольной работы. Повторение. Решение задач.с108
Длина отрезка. Единицы длины. Геометрические фигуры.
с 109
Закрепление изученного материала. Умножение и деление чисел 2 и 3.
Контрольный устный счёт.
2
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1