Учебная программа 9 класса рассчитана на 102 часа (3 часа в неделю). Лабораторных и практических работ – 5 часов. Контрольных работ –5 часов. Содержание курса соотносится с рабочей программой «Физика 7–9 классы» к линии УМК А.В.Перышкина, Е.М.Гутника( авторы: Н.В.Филонович, Е.М.Гутник. М.: Дрофа 2017 г.). Данная программа подробно раскрывает планируемые результаты освоения учебного предмета; личностные результаты; метапредметные результаты, которые в свое время делятся регулятивные универсальные учебные действия, познавательные универсальные учебные действия и коммуникативные универсальные учебные действия. Предметные результаты расписаны по тематическим разделам.
Рабочая программа 9 класс по ФГОС.doc
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
«ФИЗИКА»
(набор 2019 года)
2019 1. Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты:
сформировать познавательный интерес к физике, уверенность в
возможности познания природы, необходимости разумного использования
достижений науки и техники, уважение к творцам науки, чувство патриотизма;
сформировать самостоятельность в приобретении знаний о физических
явлениях: электрических, магнитных, тепловых, световых явлениях;
сформировать познавательные интересы и творческие способности при
изучении физических приборов и способов измерения физических величин;
научиться самостоятельно приобретать знания о способах измерения
физических величин и практической значимости изученного материала;
приобретение положительного эмоционального отношения к
окружающей природе и самому себе как части природы, желание познавать
природные объекты и явления в соответствии с жизненными потребностями и
интересами;
сформировать ценностные отношения друг к другу, к учителю, к
результатам обучения;
принимать и обосновывать решения, самостоятельно оценивать
результаты своих действий;
стимулировать использование экспериментального метода
при
изучении электрического тока;
сформировать убежденность в необходимости разумного
использования достижений науки и технологий
уметь принимать самостоятельные решения, обосновывать и оценивать
результаты своих действий, проявлять инициативу при изучении световых
явлений.
Метапредметные результаты:
Метапредметные результаты включают освоенные обучающимися
межпредметные понятия (скорость, сила, амплитуда, вектор, частота, дыхание,
обмен веществ, работоспособность, ткани, возбуждение, торможение и мн.
другие) и универсальные учебные деиствия (регулятивные, познавательные,
коммуникативные).
Регулятивные универсальные учебные деиствия:
овладеть навыками постановки целей, планирования; 3
научиться понимать различия между теоретическими моделями и
реальными объектами, овладеть регулятивными универсальными действиями
для объяснения явлений природ;
овладеть эвристическими методами при решении проблем (переход
жидкости в пар или в твердое состояние и переход вещества из твердого
состояния в газообразное, минуя жидкое);
овладеть навыками самостоятельного приобретения знаний о
температуре;
овладеть навыками самостоятельной постановки цели, планирования
хода эксперимента, самоконтроля и оценки результатов своего измерения;
овладеть эвристическими методами решения проблем, навыками
объяснения явлений электризации тел, взаимодействия зарядов, электрический
ток и его действия (тепловое, химическое, магнитное);
овладеть навыками самостоятельной постановки цели, планирования
хода эксперимента, самоконтроля и оценки результатов измерения при
выполнении домашних экспериментальных заданий, лабораторных работ;
научиться самостоятельно искать, отбирать и анализировать
информацию в сети Интернет, в справочной литературе;
овладеть эвристическими методами решения проблем.
Познавательные универсальные учебные деиствия:
формировать умения воспринимать и перерабатывать информацию в
символической форме при переводе физических величин;
формировать умения воспринимать, перерабатывать и воспроизводить
информацию в словесной и образной форме;
формировать навыки самостоятельного поиска, анализа и отбора
информации с использованием Интернета, справочной литературы для
подготовки презентаций;
овладеть познавательными универсальными учебными действиями при
составлении сравнительных таблиц, сборке электрических схем;
уметь предвидеть возможные результаты, понимать различия между
исходными фактами и гипотезами для их объяснения и реальными объектами;
уметь анализировать и перерабатывать полученную информацию
определять понятия, создавать обобщения, воспринимать и переводить
условия задач в символическую форму;
находить в тексте требуемую информацию (в соответствии с целями
своей деятельности);
ориентироваться в содержании текста, понимать целостный смысл
текста, структурировать текст; 4
отбирать и анализировать информацию о взаимодействии тел с
помощью Интернета;
уметь предвидеть возможные результаты, понимать различия между
исходными фактами и гипотезами для их объяснения, между теоретической
моделью и реальным объектом;
уметь проводить экспериментальную проверку выдвинутых гипотез;
овладеть познавательными универсальными учебными действиями при
составлении сравнительных таблиц;
воспринимать и переводить условия задач в символическую форму;
находить в тексте требуемую информацию (в соответствии с целями
своей деятельности);
ориентироваться в содержании текста, понимать целостный смысл
текста, структурировать текст;
отбирать и анализировать информацию о световых явлениях с
помощью Интернета;
научиться оценивать результаты своей деятельности.
Коммуникативные универсальные учебные деиствия:
развивать монологическую и диалогическую речь;
уметь выражать свои мысли, слушать собеседника, понимать его точку
зрения, отстаивать свою точку зрения, вести дискуссию;
пульса;
научиться работать в паре при измерении длины, высоты, частоты
уметь работать в группе;
уметь воспринимать перерабатывать и предъявлять информацию в
словесной, образной формах, выражать свои мысли, слушать собеседника,
принимать его точку зрения, отстаивать свою точку зрения, вести дискуссию.
Раздел 1. Глава1. Законы взаимодействия и движения тел.
Предметные результаты:
Выпускник научится:
понимать и способность описывать и объяснять физические явления:
поступательное движение, смена дня и ночи на Земле, свободное падение тел,
невесомость, движение по окружности с постоянной по модулю скоростью;
давать определения/описания физических понятий: относительность
движения, геоцентрическая и гелиоцентрическая системы мира; первая
космическая скорость,
реактивное движение; физических моделей:
материальная точка, система отсчета; физических величин: перемещение, 5
скорость равномерного прямолинейного движения, мгновенная скорость и
ускорение при равноускоренном прямолинейном движении, скорость и
центростремительное ускорение при равномерном движении тела по
окружности, импульс;
понимать смысл основных физических законов: законы Ньютона, закон
всемирного тяготения, закон сохранения импульса, закон сохранения энергии и
умение применять их на практике.
Выпускник получит возможность научиться:
умению приводить примеры технических устройств и живых
организмов, в основе перемещения которых лежит принцип реактивного
движения; знание и умение объяснять устройство и действие космических
ракетносителей;
умению измерять: мгновенную скорость и ускорение при
равноускоренном прямолинейном движении, центростремительное ускорение
при равномерном движении по окружности;
умению использовать полученные знания в повседневной жизни (быт,
экология, охрана окружающей среды).
Раздел 2. Глава2. Механические колебания и волны. Звук.
Предметные результаты:
Выпускник научится:
понимать и иметь способность описывать и объяснять физические
явления: колебания математического и пружинного маятников, резонанс (в том
числе звуковой), механические волны, длина волны, отражение звука, эхо;
давать определения физических понятий: свободные колебания,
колебательная система, маятник, затухающие колебания, вынужденные
колебания, звук и условия его распространения; физических величин:
амплитуда, период и частота колебаний, собственная частота колебательной
системы, высота, тембр, громкость звука, скорость звука; физических моделей:
гармонические колебания, математический маятник;
владение экспериментальными методами исследования зависимости
периода и частоты колебаний маятника от длины его нити.
Выпускник получит возможность научиться:
использовать знания об электромагнитных явлениях в повседневной
жизни для обеспечения безопасности при обращении с приборами и
техническими устройствами, для сохранения здоровья и соблюдения норм 6
экологического поведения в окружающей среде; различать границы
применимости физических законов,
понимать всеобщий характер
фундаментальных законов (закон сохранения электрического заряда) и
ограниченность использования частных законов (закон Ома для участка цепи,
закон ДжоуляЛенца и др.);
использовать приемы построения физических моделей, поиска и
формулировки доказательств выдвинутых гипотез и теоретических выводов на
основе эмпирически установленных фактов;
находить адекватную предложенной задаче физическую модель,
разрешать проблему как на основе имеющихся знаний об электромагнитных
явлениях с использованием математического аппарата, так и при помощи
методов оценки.
Раздел 3. Глава3. Электромагнитное поле.
Предметные результаты:
Выпускник научится:
распознавать электромагнитные явления и объяснять на основе
имеющихся знаний основные свойства или условия протекания этих явлений:
взаимодействие магнитов, электромагнитная индукция, действие магнитного
поля на проводник с током и на движущуюся заряженную частицу, действие
электрического поля на заряженную частицу, электромагнитные волны;
описывать изученные свойства тел и электромагнитные явления,
используя физические величины: электрический заряд, работа электрического
поля; при описании верно трактовать физический смысл используемых
величин, их обозначения и единицы измерения; находить формулы,
связывающие данную физическую величину с другими величинами;
приводить примеры практического использования физических знаний о
электромагнитных явлениях.
Выпускник получит возможность научиться:
использовать знания об электромагнитных явлениях в повседневной
жизни для обеспечения безопасности при обращении с приборами и
техническими устройствами, для сохранения здоровья и соблюдения норм
экологического поведения в окружающей среде; приводить примеры влияния
электромагнитных излучений на живые организмы;
использовать приемы построения физических моделей, поиска и
формулировки доказательств выдвинутых гипотез и теоретических выводов на
основе эмпирически установленных фактов; 7
находить адекватную предложенной задаче физическую модель,
разрешать проблему как на основе имеющихся знаний об электромагнитных
явлениях с использованием математического аппарата, так и при помощи
методов оценки.
Раздел 4. Глава4. Строение атома и атомного ядра.
Предметные результаты:
Выпускник научится:
распознавать квантовые явления и объяснять на основе имеющихся
знаний основные свойства или условия протекания этих явлений: естественная
и искусственная радиоактивность, возникновение линейчатого спектра
излучения;
описывать изученные квантовые явления, используя физические
величины: скорость электромагнитных волн, длина волны и частота света,
период полураспада; при описании правильно трактовать физический смысл
используемых величин, их обозначения и единицы;
измерения; указывать формулы, связывающие данную физическую
величину с другими величинами, вычислять значение физической величины;
анализировать квантовые явления, используя физические законы и
постулаты: закон сохранения энергии, закон сохранения электрического
заряда, закон сохранения массового числа, закономерности излучения и
поглощения света атомом;
различать основные признаки планетарной модели атома, нуклонной
модели атомного ядра;
приводить примеры проявления в природе и практического
ядерных и термоядерных реакций,
использования радиоактивности,
линейчатых спектров.
Выпускник получит возможность научиться:
использовать полученные знания в повседневной жизни при обращении
с приборами (счетчик ионизирующих частиц, дозиметр), для сохранения
здоровья и соблюдения норм экологического поведения в окружающей среде;
соотносить энергию связи атомных ядер с дефектом массы;
приводить примеры влияния радиоактивных излучений на живые
организмы; понимать принцип действия дозиметра;
понимать экологические проблемы, возникающие при использовании
атомных электростанций, и пути решения этих проблем, перспективы
использования управляемого термоядерного синтеза. 8
Раздел 5. Глава5. Строение и эволюция Вселенной.
Предметные результаты:
Выпускник научится:
указывать названия планет Солнечной системы;
различать основные признаки суточного вращения звёздного неба,
движения Луны, Солнца и планет относительно звёзд;
понимать различия между гелиоцентрической и геоцентрической
системами мира.
Выпускник получит возможность научиться:
указывать общие свойства и отличия планет земной группы и планет
гигантов; малых тел Солнечной системы и больших планет;
пользоваться картой звёздного неба при наблюдениях звездного неба;
различать основные характеристики звезд (размер, цвет, температуру);
соотносить цвет звезд с температурой; различать гипотезы о
происхождении Солнечной системы.
2. Содержание учебного предмета
Введение (3 часа)
Раздел 1. Глава1. Законы взаимодействия и движения тел (29 часов)
Механическое движение. Материальная точка как модель физического
тела. Относительность механического движения. Система отсчета. Физические
величины, необходимые для описания движения и взаимосвязь между ними
(путь, перемещение, скорость, ускорение, время движения). Равномерное и
равноускоренное прямолинейное движение. Равномерное движение по
окружности. Первый закон Ньютона и инерция. Масса тела. Плотность
вещества. Сила. Единицы силы. Второй закон Ньютона. Третий закон Ньютона.
Свободное падение тел. Сила тяжести. Закон всемирного тяготения. Сила
упругости. Закон Гука. Вес тела. Невесомость. Связь между силой тяжести и
массой тела. Динамометр. Равнодействующая сила. Сила трения. Трение
скольжения. Трение покоя. Трение в природе и технике.
Импульс.
Закон сохранения импульса.
Реактивное движение.
Механическая работа. Мощность. Энергия. Потенциальная и кинетическая
энергия. Превращение одного вида механической энергии в другой. Закон
сохранения полной механической энергии.
ФРОНТАЛЬНЫЕ ЛАБОРАТОРНЫЕ РАБОТЫ 9
1. Исследование равноускоренного движения без начальной скорости.
2. Измерение ускорения свободного падения.
Раздел 2. Глава2. Механические колебания и волны. Звук. (15 часов)
Механические колебания. Период, частота, амплитуда колебаний.
Резонанс. Механические волны в однородных средах. Длина волны. Звук как
механическая волна. Громкость и высота тона звука. Колебательное движение.
Колебания груза на пружине. Свободные колебания. Колебательная система.
Маятник. Амплитуда, период, частота колебаний. Гармонические колебания.
Превращение энергии при колебательном движении. Затухающие колебания.
Вынужденные колебания. Резонанс. Распространение колебаний в упругих
средах. Поперечные и продольные волны. Длина волны. Связь длины волны со
скоростью ее распространения и периодом (частотой). Звуковые волны.
Скорость звука. Высота, тембр и громкость звука. Эхо. Звуковой резонанс.
Интерференция звука.
ФРОНТАЛЬНАЯ ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА
3. Исследование зависимости периода и частоты свободных колебаний
маятника от длины его нити.
Раздел 3. Глава3. Электромагнитное поле. (21 час)
Магнитное поле. Индукция магнитного поля. Магнитное поле тока.
Опыт Эрстеда. Магнитное поле постоянных магнитов. Магнитное поле Земли.
Электромагнит.
Применение
электромагнитов. Действие магнитного поля на проводник с током и
движущуюся заряженную частицу. Сила Ампера и сила Лоренца.
Электродвигатель. Явление электромагнитной индукция. Опыты Фарадея.
Магнитное поле катушки с током.
колебания.
Электромагнитные
контур.
Электрогенератор. Переменный ток. Трансформатор. Передача электрической
энергии на расстояние. Электромагнитные волны и их свойства. Принципы
радиосвязи и телевидения. Влияние электромагнитных излучений на живые
организмы.
Колебательный
Свет электромагнитная волна. Скорость света. Источники света. Закон
прямолинейного распространение света. Закон отражения света. Плоское
зеркало. Закон преломления света. Линзы. Фокусное расстояние и оптическая
сила линзы. Изображение предмета в зеркале и линзе. Оптические приборы.
Глаз как оптическая система. Дисперсия света. Интерференция и дифракция
света.
ФРОНТАЛЬНЫЕ ЛАБОРАТОРНЫЕ РАБОТЫ
4. Изучение явления электромагнитной индукции.
5. Наблюдение сплошного и линейчатых спектров испускания. 10
Раздел 4. Глава4. Строение атома и атомного ядра. (18 часов)
Строение атомов. Планетарная модель атома. Квантовый характер
поглощения и испускания света атомами. Линейчатые спектры. Опыты
Резерфорда. Состав атомного ядра. Протон, нейтрон и электрон. Закон
Эйнштейна о пропорциональности массы и энергии. Дефект масс и энергия
связи атомных ядер. Радиоактивность. Период полураспада. Альфаизлучение.
Бетаизлучение. Гаммаизлучение. Ядерные реакции. Источники энергии
Солнца и звезд. Ядерная энергетика. Экологические проблемы работы атомных
электростанций. Дозиметрия. Влияние радиоактивных излучений на живые
организмы.
ФРОНТАЛЬНЫЕ ЛАБОРАТОРНЫЕ РАБОТЫ
6. Измерение естественного радиационного фона дозиметром.
7. Изучение деления ядра атома урана по фотографии треков.
8. Оценка периода полураспада находящихся в воздухе продуктов распада
газа радона.
9. Изучение треков заряженных частиц по готовым фотографиям.
Раздел 5. Глава5. Строение и эволюция Вселенной (7 часов).
Геоцентрическая и гелиоцентрическая системы мира. Физическая природа
небесных тел Солнечной системы. Происхождение Солнечной системы.
Физическая природа Солнца и звезд. Строение Вселенной. Эволюция
Вселенной. Гипотеза Большого взрыва.
Повторение (8 часов).
3. Тематическое планирование
Название темы
Количество часов,
отводимых на
освоение темы
Инструктаж по ТБ.
Физический эксперимент и физическая теория.
Физические модели. Роль математики в развитии
физики.
Физика и развитие представлений о материальном
мире.
Контрольный срез остаточных знаний.
Законы взаимодействия и движения тел (29 часов).
Прямолинейное равномерное движение.
Материальная точка. Перемещение. Путь.
1
1
1
1
№
темы
1
2
3
4 11
Графическое представление движения.
Определение координаты движущегося тела.
Перемещение при прямолинейном равномерном
движении.
Прямолинейное равноускоренное движение.
Ускорение.
Перемещение при прямолинейном
равноускоренном движении.
Фронтальная лабораторная работа №1 по теме:
«Изучение зависимости пути от времени при
равномерном и равноускоренном движении»
Прямолинейное равноускоренное движение.
Мгновенная скорость.
Прямолинейное равноускоренное движение.
Графики зависимости пути и скорости от времени.
Относительность механического движения.
Оценка погрешности измерений. Решение задач.
ЛР №2 «Исследование равноускоренного
движения без начальной скорости».
Контрольная работа №1 по темам
«Прямолинейное равномерное и прямолинейное
равноускоренное движения».
Зачет №1 по темам «Прямолинейное равномерное
и прямолинейное равноускоренное движения».
Инерциальные системы отсчета. Первый закон
Ньютона.
Второй закон Ньютона. Третий закон Ньютона.
Решение задач на законы Ньютона
Свободное падение тел
Движение тела, брошенного вертикально вверх.
Невесомость.
Закон всемирного тяготения.
Ускорение свободного падения на Земле и других
небесных телах.
Сила тяжести и ускорение свободного падения
Вес тела. Невесомость.
Фронтальная лабораторная работа №3
«Исследование зависимости силы тяжести от
массы тела».
Равномерное движение по окружности. Период и
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1 12
26
27
28
частота обращения.
Решение задач на движение по окружности.
Движение искусственных спутников.
Геоцентрическая и гелиоцентрическая системы
мира.
29 Импульс. Закон сохранения импульса.
30
31
32
Реактивное движение. Ракеты.
Вывод закона сохранения механической энергии.
Решение задач на закон сохранения импульса.
Механические колебания и волны. Звук (15 часов).
33
34
35
Свободные и вынужденные колебания
Величины, характеризующие колебательное
движение: период, частота и амплитуда
колебаний. Период колебаний математического и
пружинного маятников.
Лабораторная работа №4 «Измерение ускорения
свободного падения с помощью маятника».
36 Превращение энергии при колебаниях.
37
Лабораторная работа №5«Изучение зависимости
периода колебаний груза на пружине от массы
груза и периода колебаний маятника от длины
нити».
Затухающие колебания. Вынужденные колебания.
Резонанс.
Распространение колебаний в среде. Волны.
Длина волны. Скорость распространения волн.
38
39
40
41
42 Источники звука. Звуковые колебания.
43
44
45 Отражение звука. Звуковой резонанс.
Высота, тембр и громкость звука
Распространение звука. Звуковые волны.
46
Защита проектов по теме «Механические
колебания и волны. Звук»
Контрольная работа №3 по теме «Механические
колебания и волны. Звук»
47
48 Промежуточный контрольный срез знаний.
Электромагнитное поле (21 час).
Магнитное поле тока Графическое изображение
магнитного поля.
Действие магнитного поля на проводник с током.
49
50
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1 13
Сила Ампера.
51 Индукция магнитного поля.
52
Решение задач на расчет силы Ампера и
магнитной индукции.
53 Магнитный поток.
54
55
56
Явление электромагнитной индукции. Опыты
Фарадея.
Самоиндукция. Индуктивность.
Лабораторная работа №6 «Изучения явления
электромагнитной индукции».
57 Получение переменного электрического тока.
Трансформатор. Передача электрической энергии
на расстояние.
Свободные и вынужденные э/м колебания.
Колебательный контур.
Электромагнитное поле.
60
61 Принципы радиосвязи и телевидения.
62
Электромагнитная природа света.
Преломление света. Физический смысл показателя
преломления. Дисперсия.
58
59
63
66
67
68
69
70
71
72
73
74
64 Цвета тел.
65
Типы оптических спектров.
Лабораторная работа № 7«Наблюдение
линейчатых спектров излучения.»
Поглощение и испускание света атомами.
Происхождение линейчатых спектров.
Решение задач.
Контрольная работа №4 по теме
«Электромагнитное поле».
Строение атома и атомного ядра (18 часов).
Радиоактивность как свидетельство сложного
строения атома.
Строение атома. Схема опыта Резерфорда.
Альфа, бета и гаммаизлучения .Радиоактивные
превращения атомных ядер.
Решение задач.
Экспериментальные методы регистрации
заряженных частиц.
75 Линейчатые оптические спектры. Поглощение и
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1 14
испускание света атомами.
76 Открытие протона и нейтрона.
77
78
79
Состав атомного ядра. Ядерные силы.
Энергия связи. Дефект масс.
Деление ядер урана. Цепные ядерные реакции.
Ядерный реактор. Экологические проблемы
работы атомных электростанций.
Решение задач.
Лабораторная работа №8 «Изучение деления ядер
урана по фотографии треков».
Термоядерные реакции. Деление и синтез ядер.
Источники энергии Солнца и звезд.
80
81
82
83
84 Атомная энергетика.
85
Биологическое действие радиоактивных
излучений на живые организмы Дозиметрия.
Фронтальная лабораторная работа №9
«Измерение естественного радиоактивного фона
дозиметром».
86 Итоговая контрольная работа
87
Решение задач.
Контрольная работа №5 по теме «Строение атома
и атомного ядра».
Строение и эволюция Вселенной (7 часов).
88
89
Состав, строение и происхождение Солнечной
системы.
Большие планеты Солнечной системы.
90
91 Малые тела Солнечной системы.
92
93
94 Повторение.
Строение, излучение и эволюция Солнца и звезд.
Строение и эволюция Вселенной.
Заключительное занятие по теме «Строение
Вселенной».
Повторение (7 часов).
95
96
102
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
Рабочая программа 9 класс по ФГОС
Рабочая программа 9 класс по ФГОС
Рабочая программа 9 класс по ФГОС
Рабочая программа 9 класс по ФГОС
Рабочая программа 9 класс по ФГОС
Рабочая программа 9 класс по ФГОС
Рабочая программа 9 класс по ФГОС
Рабочая программа 9 класс по ФГОС
Рабочая программа 9 класс по ФГОС
Рабочая программа 9 класс по ФГОС
Рабочая программа 9 класс по ФГОС
Рабочая программа 9 класс по ФГОС
Рабочая программа 9 класс по ФГОС
Рабочая программа 9 класс по ФГОС
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.