Рабочая программа . Литература 8 класс. Г. С. Меркин
Оценка 4.8

Рабочая программа . Литература 8 класс. Г. С. Меркин

Оценка 4.8
Образовательные программы
docx
русский язык
8 кл
06.11.2019
Рабочая программа . Литература 8 класс. Г. С. Меркин
Рабочая программа по литературе для 8 класса рассчитана на 70 часов (2 часа в неделю). Составлена в соответствии с правовыми и нормативными документами. Учебно-методический комплекс 1. Учебник Г.С.Меркина. (Литература: учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений: в 2 ч./ авт.-сост. Г.С.Меркин. – 2-е изд. – М.: ООО «Русское слово-учебник», 2015. – (ФГОС. Инновационная школа).
Рабочая программа 8 . Г.С .Меркин.docx
Структура рабочей программы: 1. Пояснительная записка. 2. 3. 4.  Планируемые результаты.  Содержание тем учебного курса  Тематическое планирование. Пояснительная записка Рабочая программа по литературе  для 8 «А» класса составлена в соответствии с правовыми и нормативными документами:  Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» (от 29.12. 2012 г. № 273­ФЗ);  Федеральный Закон от 01.12.2007 г. № 309 (ред. от 23.07.2013 г.) «О внесении изменений в отдельные законодательные акты  Российской Федерации в части изменения и структуры Государственного образовательного стандарта»;  Областной закон от 14.11.2013 г. № 26­ЗС «Об образовании в Ростовской области»;  Приказ Минобразования России от 05.03.2004 г. № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных  образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»;  Приказ Минобрнауки России от 31.03.2014 г. № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к  использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного  общего, среднего общего образования на 2014­2015 учебный год»;  Приказ Минобрнауки России от 05 июля2017г.№629 «О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к  использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного  общего, среднего общего образования , утвержденный приказом Министерства образования и науки  РФ от 31 марта 2014г. №253.  Приказ Минобразования России от 09.03.2004 г. № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных  учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»;  Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 декабря 2015 г. № 1577 «О внесении изменений в  федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства  образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897»;  Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 декабря 2015 г. № 1578 «О внесении изменений в  федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства  образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. № 413»;  Письмо Министерства образования и науки РФ от 28.октября 2015г. №08­1786 «О рабочих программах».  Авторская программа курса «Литература» 5 – 9 классы / авт.­сост. Г.С. Меркин, С.А. Зинин.–  2­  е изд. – М.: «Русское слово ­ учебник », 2012.   Учебный план МБОУ СОШ № 23 на 2018­2019 учебный год.  Образовательная программа МБОУ СОШ № 23.  Положение о рабочей программе (курсе) МБОУ СОШ № 23. Федеральный базисный план отводит 70  часов для образовательного изучения литературы в 8 классе из расчёта 2 часа в неделю.  Образовательная программа МБОУ СОШ№23  также отводит  70 часов  для изучения  литературы  в 8  классе из расчёта 2 часа в неделю.  Однако в соответствии с годовым календарным графиком для муниципальных образовательных учреждений города  Шахты  на 2018­2019   учебный год часть учебных часов выпадает на праздничные выходные дни ( 02.05.19)), в связи с этим программа будет реализована за 69 часов. Программный материал учебных часов, выпавших на праздничные дни, будет выдан за счёт дифференциации или уплотнения учебного  материала.  Рабочая программа рассчитана на 69 час в год (2 ч. в неделю).   Из них   Р/К – 6 часов, Р/Р – 7 часов, вн.чт.­7 часов Учебно­методический комплекс 1. Учебник Г.С.Меркина. (Литература: учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений: в 2 ч./ авт.­сост. Г.С.Меркин. – 2­е изд. –  М.: ООО «Русское слово­учебник», 2014. – (ФГОС. Инновационная школа).        2. Соловьева Ф.Е. Уроки литературы: методическое пособие к учебнику Г.С.Меркина «Литература». 6 класс / Ф.Е.Соловьева; под ред.  Г.С.Меркина. – М: ООО «Русское слово – учебник», 2014. (ФГОС. Инновационная школа).   Согласно   государственному   образовательному   стандарту,   изучение  литературы   в   основной   школе   направлено   на   достижение   следующих целей:     воспитание  духовно­развитой личности, осознающей свою принадлежность к родной культуре, обладающей гуманистическим мировоззрением, общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма; воспитание любви к русской литературе и культуре, уважения к литературам и культурам других народов; обогащение духовного мира школьников, их жизненного и эстетического опыта; развитиепознавательных   интересов,   интеллектуальных   и   творческих   способностей,   устной   и   письменной   речи   учащихся; формирование   читательской   культуры,   представления   о   специфике   литературы   в   ряду   других   искусств,   потребности   в самостоятельном чтении художественной литературы, эстетического вкуса на основе освоения художественных текстов;  освоение   знаний  о   русской   литературе,   ее   духовно­нравственном   и   эстетическом   значении;   о   выдающихся   произведениях русских писателей, их жизни и творчестве, об отдельных произведениях зарубежной классики; овладение умениями  творческого чтения и анализа художественных произведений с привлечением необходимых сведений по теории и истории литературы; умением выявлять в них конкретно­историческое и общечеловеческое содержание, правильно пользоваться русским языком. На   основании   требований   государственного   образовательного   стандарта   в   содержании   рабочей   программы   предполагается реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно­ориентированный, деятельностный подходы, которые определяют задачи обучения:  формирование способности понимать и эстетически воспринимать произведения русской и зарубежной литературы;  обогащение духовного мира учащихся путём приобщения их к нравственным ценностям и художественному многообразию литературы;  развитие и совершенствование устной и письменной речи учащихся. Рабочая   программа   обеспечивает   взаимосвязанное   развитие   и   совершенствование   ключевых,   общепредметных   и   предметных компетенций. Это устремление зависит от степени эстетического, историко­культурного, духовного развития школьника. Отсюда возникает необходимость   активизировать   художественно­эстетические   потребности   детей,   развивать   их   литературный   вкус   и   подготовить   к самостоятельному эстетическому восприятию и анализу художественного произведения. Цели изучения литературы могут быть достигнуты при обращении к художественным произведениям, которые давно и всенародно признаны   классическими   с   точки   зрения   их   художественного   качества   и   стали   достоянием   отечественной   и   мировой   литературы. Следовательно, цель литературного образования в школе состоит и в том, чтобы познакомить учащихся с классическими образцами мировой словесной  культуры,  обладающими  высокими  художественными  достоинствами,  выражающими  жизненную  правду,  общегуманистические идеалы, воспитывающими высокие нравственные чувства у человека читающего. Личностными результатами, формируемыми при изучении предмета «Литература», являются: 1) совершенствование духовно­нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения к русской литературе, к культурам других народов; 2)   использование   для   решения   познавательных   и   коммуникативных   задач   различных   источников   информации   (словари,   энциклопедии, интернет­ресурсы и др.). Метапредметными результатами изучения курса «Литература» является формирование универсальных учебных действий. 1) Регулятивные УУД: ­ самостоятельно формулировать проблему (тему) и цели урока; иметь способность к целеполаганию, включая постановку новых целей; ­ самостоятельно анализировать условия и пути достижения цели; ­ самостоятельно составлять план решения учебной проблемы; ­ работать по плану, сверяя свои действия с целью, прогнозировать, корректировать свою деятельность; ­ в диалоге с учителем  вырабатывать критерии  оценки и  определять  степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями. 2) Познавательные УУД: ­ самостоятельно вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную; адекватно понимать основную и дополнительную информацию текста, воспринятого на слух; ­ пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным; ­ извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст – иллюстрация, таблица, схема); ­ пользоваться различными видами аудирования (выборочным, ознакомительным, детальным); ­ перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему); ­ излагать содержание прочитанного (прослушанного) текста подробно, сжато, выборочно; ­ пользоваться словарями, справочниками; ­ осуществлять анализ и синтез; ­ устанавливать причинно­следственные связи; ­ строить рассуждения. 3) Коммуникативные УУД: ­ учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; ­ уметь формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности; ­ уметь устанавливать и сравнивать разные точки зрения прежде, чем принимать решения и делать выборы; ­ уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов; ­ уметь задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром; ­ уметь осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь; ­ осознавать важность коммуникативных умений в жизни человека; ­ оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации; создавать тексты различного типа, стиля, жанра; ­ оценивать и редактировать устное и письменное речевое высказывание; ­  адекватно   использовать  речевые   средства   для   решения   различных   коммуникативных   задач;   владеть   монологической   и   диалогической формами речи, различными видами монолога и диалога; ­ высказывать и обосновывать свою точку зрения; ­ слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения; ­ выступать перед аудиторией сверстников с сообщениями; ­ договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; ­ задавать вопросы. Предметные результаты выпускников основной школы состоят в следующем: 1) в познавательной сфере: ­ понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора и фольклора других народов, древнерусской литературы, литературы XVIII в., русских писателей XIX—XX вв., литературы народов России и зарубежной литературы;    ­   понимание   связи   литературных   произведений   с   эпохой   их   написания,   выявление   заложенных   в   них   вневременных,   непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания; ­ умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения, характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений; ­ определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно­выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно­художественного содержания произведения (элементы филологического анализа); ­ владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения; 2) в ценностно­ориентационной сфере: ­ приобщение к духовно­нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно­нравственными ценностями других народов; ­ формулирование собственного отношения к произведениям русской литературы, их оценка; ­ собственная интерпретация (в отдельных случаях) изученных литературных произведений; ­ понимание авторской позиции и свое отношение к ней; 3) в коммуникативной сфере: ­ восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие; ­ умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста; отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту; создавать устные монологические высказывания разного типа; уметь вести диалог; ­   написание   изложений   и   сочинений   на   темы,   связанные   с   тематикой,   проблематикой   изученных   произведений,   классные   и   домашние творческие работы, рефераты на литературные и общекультурные темы; 4) в эстетической сфере: ­ понимание образной природы литературы как явления словесного искусства; ­ эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса; ­ понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно­выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений. Планируемые результаты освоения учебного предмета предметными результатами изучения предмета «Литература» являются:  осознание значимости чтения и изучения литературы для своего дальнейшего развития; формирование потребности в систематическом  чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, как в способе своего эстетического и интеллектуального удовлетворения;      восприятие литературы как одной из основных культурных ценностей народа (отражающей его менталитет, историю, мировосприятие)  и человечества (содержащей смыслы, важные для человечества в целом); обеспечение культурной самоидентификации, осознание коммуникативно­эстетических возможностей родного языка на основе  изучения выдающихся произведений российской культуры, культуры своего народа, мировой культуры; воспитание квалифицированного читателя со сформированным эстетическим вкусом, способного аргументировать свое мнение и  оформлять его словесно в устных и письменных высказываниях разных жанров, создавать развернутые высказывания аналитического и  интерпретирующего характера, участвовать в обсуждении прочитанного, сознательно планировать свое досуговое чтение; развитие способности понимать литературные художественные произведения, воплощающие разные этнокультурные традиции; овладение процедурами эстетического и смыслового анализа текста на основе понимания принципиальных отличий литературного  художественного текста от научного, делового, публицистического и т. п., формирование умений воспринимать, анализировать,  критически оценивать и интерпретировать прочитанное, осознавать художественную картину жизни, отраженную в литературном  произведении, на уровне не только эмоционального восприятия, но и интеллектуального осмысления. Введение Ученик научится:  — характеризовать структуру учебника и его содержание;  — высказывать личные соображения относительно включения в учебник отдельных произведений, самостоятельно про­ читанных учащимися;  — определять сущность понятий творчество, творческий процесс;  — давать письменный ответ на вопрос. Из устного народного творчества Ученик научится:  — интонировать и правильно произносить текст историчеспесни;  — выявлять основные мотивы песни; — отличать историческую песню от других жанров фоль­ клорной песни;  — характеризовать песенный сюжет;  — правильно записывать фольклорные произведения от их носителей и исполнителей;  — самостоятельно в различных источниках (в том числе в Интернете) находить фольклорные тексты своего региона, классифицировать и  характеризовать их. Из древнерусской литературы Ученик научится:  — характеризовать особенности житийного жанра;  — определять тематику житийных произведений;  — выявлять и формулировать идейное содержание житийных произведений;  — характеризовать образы Бориса, Глеба, Сергия Радонежского в древнерусской литературе и изобразительном искусстве. Из русской литературы XVIII века Г.Р. ДЕРЖАВИН Ученик научится:  — определять значение непонятных слов по контексту или с помощью словаря;  — интонировать и выразительно читать оду;  — определять мотивы стихотворения и его художественную идею;  — сопоставлять портреты Г.Р. Державина различных художников и формулировать микровыводы; — готовить сообщение «Памятники Г.Р.  Державину». Н.М. КАРАМЗИН Ученик научится:  — характеризовать образ Н.М. Карамзина на основе материалов статьи учебника и портретов писателя, созданных русскими художниками; — характеризовать сюжетную линию повести;  — осуществлять художественный пересказ текста;  — выразительно читать монологи героев;  — составлять план характеристики образов (Эраст, Лиза);  — определять отличие сентиментализма от классицизма;  — писать сочинение по личным впечатлениям. Из русской литературы XIX века Ученик научится:  — выразительно читать стихотворения, относящиеся к романтизму;  — определять жанр баллады, элегии, идиллии;  — находить в тексте балладные элементы;  — анализировать текст баллады; — анализировать текст идиллии;  — сопоставлять балладу В.А. Жуковского «Лесной царь» с балладой К.Ф. Рылеева «Смерть Ермака» и формулировать микровыводы;  — отбирать материал и составлять сценарий литературно­ музыкального вечера. А.С. ПУШКИН Ученик научится:  — определять жанры лирики А.С. Пушкина;  — проводить исследовательскую работу с поэтическим тек­ стом и фрагментом прозы;  — выразительно читать лирику А.С. Пушкина (вариативная интерпретация в чтении);  — готовить сообщение (история создания «Капитанской дочки»; «А.С. Пушкин о Пугачеве»);  — составлять цитатный план;  — готовить ответ по плану;  — определять темы и мотивы романа;  — определять своеобразие романа «Капитанская дочка» как художественно­исторического произведения; — формулировать  художественную идею романа;  — характеризовать систему образов романа;  — писать сочинение в форме эссе;  — отбирать материал и готовить в микроколлективе сценарий КТД. М.Ю. ЛЕРМОНТОВ Ученик научится:  — комментировать портреты М.Ю. Лермонтова, созданные различными художниками;  — правильно интонировать и выразительно читать фрагменты поэмы;  — готовить сообщение о творческой истории «Мцыри»; — характеризовать образ юноши­мцыри, привлекая для ответа текст поэмы и иллюстрации художников;  — сопоставлять образ Кавказа в картинах М.Ю. Лермонтова с его изображением в поэме;  — выражать личное отношение к поэме;  — определять художественную идею поэмы;  — представлять устное сочинение;  — участвовать в создании слайдовой презентации и в подготовке КТД.  Н.В. ГОГОЛЬ Ученик научится:  — характеризовать своеобразие личности Н.В. Гоголя, нашедшей отражение в его портретах; — выразительно читать фрагменты комедии по ролям;  — участвовать в инсценировании фрагментов комедии; — характеризовать композицию и фабулу пьесы; — отмечать своеобразие гоголевской комедии в сопоставлении с комедией Д.И. Фонвизина «Недоросль»;  — характеризовать психологические портреты персонажей комедии;  — определять конфликт в комедии;  — выявлять и формулировать проблематику и художественную идею комедии;  — выявлять социальную сущность чиновничества в пьесе;  — готовить сообщение о сценической истории «Ревизора», об экранизациях пьесы; — участвовать в подготовке и проведении КТД. И.С. ТУРГЕНЕВ Ученик научится:  — сопоставлять портреты И.С. Тургенева, созданные разными художниками; — выявлять сюжет и фабулу повести;  — выразительно читать лирическую прозу; — сопоставлять образы главных героев повести и формулировать микровыводы;  — определять художественную идею произведения; — принимать участие в дискуссии;  — давать развернутый письменный ответ на вопрос. Н.А. НЕКРАСОВ Ученик научится:  — составлять тезисный план для ответа по биографии Н.А. Некрасова;  — выявлять общность мотивов и различные способы их раскрытия в рассказе Л.Н. Толстого и стихотворении Н.А. Некрасова;  — выразительно читать стихотворения Н.А. Некрасова;  — создавать устно иллюстрацию к стихотворению («Если бы художником был я…»);  — анализировать одно из произведений поэта (комплекс­ ный анализ поэтического произведения). А.А. ФЕТ Ученик научится:  — готовить сообщение о жизни А.А. Фета;  — выразительно читать стихотворения о природе;  — составлять цитатный план к сочинению;  — составлять тезисы к сочинению; — выявлять художественную идею стихотворений А.А. Фета; — подбирать материал и участвовать в  проведении КТД. А.Н. ОСТРОВСКИЙ  Ученик научится: — самостоятельно читать сцены из пьесы;  — выразительно читать по ролям;  — готовить сообщение «Снегурочка в устном народном творчестве»;  — записывать основные положения рассказа учителя;  — устанавливать связи между литературными и музыкальными произведениями («“Снегурочка” в искусстве»).  Л.Н. ТОЛСТОЙ Ученик научится:  — выразительно читать, в том числе и по ролям;  — выявлять темы и мотивы автобиографической повести; — определять личное отношение к изображаемым событиям;  — участвовать в дискуссии;  — видеть второй план в рассказе «После бала»;  — выявлять художественную идею рассказа;  — характеризовать образы Ивана Васильевича, Вареньки, роль рассказчика в произведении;  — готовить материал для сочинения­рассуждения;  — участвовать в создании рисунков к «Отрочеству» и рас­ сказу «После бала». Из русской литературы XX века  М. ГОРЬКИЙ Ученик научится:  — выразительно читать фрагменты рассказа;  — выявлять конфликт в произведении;  — характеризовать образ героя и рассказчика;  — определять художественную идею произведения;  — высказывать личное отношение к событиям и поведению героя;  — составлять цитатный план для сочинения­рассуждения;  составлять сопоставительную таблицу и формулировать микровывод;  — участвовать в КТД. В.В. МАЯКОВСКИЙ Ученик научится:  — готовить сообщение о Маяковском и его работе в «Окнах РОСТа»;  — самостоятельно выявлять основной конфликт лирического стихотворения Маяковского; — формулировать микровыводы; — правильно интонировать и выразительно читать стихотворение;  — характеризовать образно­выразительный строй стихотворения «Хорошее отношение к лошадям»;  — определять художественную идею стихотворения «Хорошее отношение к лошадям»;  — высказывать и аргументировать личное отношение к стихотворению;  — готовить вопросы к литературной викторине   О серьезном — с улыбкой (сатира начала ХХ века) Ученик научится:  — самостоятельно готовить материал для сообщения;  — составлять словарь речи персонажа (по одному из предложенных рассказов);  — записывать основные положения лекции учителя; — формулировать микровыводы;  — устанавливать связи между сатирическими рассказами Н.А. Тэффи, М.М. Зощенко и произведениями Н.В. Гоголя, А.П. Чехова;  — формулировать идею сатирических произведений Н.А. Тэффи и М.М. Зощенко. Н.А. ЗАБОЛОЦКИЙ Ученик научится:  — выразительно читать стихотворения Н. Заболоцкого;  — определять темы и мотивы лирических произведений поэта;  — формулировать микровыводы и выводы;  — записывать основные тезисы по материалам урока;  — самостоятельно готовить материал и писать сочинение­ рассуждение «Что есть красота?..»  — участвовать в подготовке и проведении КТД.  М.В. ИСАКОВСКИЙ Ученик научится:  — устанавливать внутрипредметные и межпредметные свя­ зи при работе с текстами М.В. Исаковского;  — выявлять темы и мотивы лирики поэта;  — определять художественную идею произведений; — выявлять фольклорные традиции в лирике при исследовательской работе с текстом;  — готовить материал и участвовать в КТД. В.П. АСТАФЬЕВ Ученик научится:  — соотносить жизнь страны и судьбу членов семьи;  — выразительно читать фрагмент рассказа;  — проводить исследовательскую работу с текстом;  — определять значение названия рассказа в его образно­художественной системе;  — формулировать художественную идею рассказа;  — готовить материал и участвовать в КТД. А.Т. ТВАРДОВСКИЙ Ученик научится:  — определять жанр поэмы «За далью — даль»; — выявлять темы и мотивы в сюжете поэмы;  — самостоятельно анализировать одну из глав;  — комментировать иллюстрации к поэме;  — выразительно читать фрагмент поэмы;  — характеризовать образ автора­рассказчика;  — принимать участие в подготовке и проведении КТД.  В.Г. РАСПУТИН Ученик научится: — характеризовать сюжет рассказа;  — характеризовать образы центральных и второстепенных персонажей;  — сопоставлять образы рассказа с иллюстрациями; — характеризовать образ рассказчика; — составлять цитатный план;  — определять фабулу рассказа;  — формулировать художественную идею рассказа;  — готовить устное сочинение «Уроки на всю жизнь».  — готовить сообщение об экранизации повести. Из зарубежной литературы У. ШЕКСПИР Ученик научится:  — составлять тезисы,  — записывать выводы,  — выступать с сообщением;  — формулировать художественную идею трагедии;  — устанавливать связи между литературным источником и произведениями других видов искусства М. СЕРВАНТЕС Ученик научится:  — участвовать в беседе и дискуссии о соотношении мечты и действительности;  — устанавливать связи между литературным героем и его отражением в разных видах искусства; — сопоставлять героев­антагонистов (Дон  Кихот и Санчо Панса);  — раскрывать смысл понятия «вечный образ».  Содержание программы учебного предмета «Литература» (69 часов) Введение (1ч.) Своеобразие курса литературы в 8 классе. Художественная литература и история. Значение художественного произведения в культурном наследии страны. Творческий процесс. Теория литературы: литература и история, писатель и его роль в развитии литературного процесса, жанры и роды литературы. Из устного народного творчества (1ч.) Исторические песни: «Иван Грозный молится по сыне», «Возвращение Филарета», «Разин и девка­астраханка» (на выбор), «Солдаты   готовятся   штурмовать   Орешек»,   «Солдаты   освобождают   Смоленск»  («Как   повыше   было   города   Смолен­ ска...»).Связь с представлениями и исторической памятью и отражение их в народной песне; песни­плачи, средства выразительности в исторической песне; нравственная проблематика в исторической песне и песне­плаче. Теория литературы: песня как жанр фольклора, историческая песня, отличие исторической песни от былины, песня­плач. Развитие речи: различные виды чтения, составление словаря одной из исторических песен. Связь с другими искусствами: прослушивание музыкальных песен. Краеведение: запись музыкального фольклора региона. Возможные виды внеурочной деятельности: встреча с фольклорным коллективом, вечер народной песни. Из древнерусской литературы (3ч.) «Слово о погибели Русской земли», из «Жития Александра Невского», «Сказание о Борисе и Глебе» (в сокращении), «Житие Сергия   Радонежского».  Тема   добра   и   зла   в   произведениях   русской   литературы.   Глубина   и   сила   нравственныхпредставлений   о человеке; благочестие, доброта, открытость, неспособность к насилию, святость, служение Богу, мудрость, готовность к подвигу во имя Руси — основные нравственные проблемы житийной литературы; тематическое многообразие древнерусской литературы. Теория литературы: житийная литература; сказание, слово и моление как жанры древнерусской литературы; летописный свод. Развитие   речи:  различные   виды   чтения   и   пересказа,   формулировки   и   запись   выводов,   наблюдения   над   лексическим   составом произведений. Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями. Из литературы XVIII века.  6ч. (3ч+1ч.р/р +1ч. р/к +1ч. Вн.чт.) Г.Р. Державин Поэт   и   государственный   чиновник.   Отражение   в   творчестве   фактов   биографии   и   личных   представлений.   Стихотворения: «Памятник», «Вельможа»  (служба, служение, власть и народ, поэт и власть — основные мотивы стихотворений). Тема поэта и поэзии. Теория литературы: традиции классицизма в лирическом тексте. Развитие речи: выразительное чтение,  запись ключевых слов и словосочетаний. РК  Идея гражданского служения Родине в «Повести об Азовском осадном сидении казаков». Н.М. Карамзин Основные   вехи   биографии.   Карамзин   и   Пушкин.   Повесть  «Бедная   Лиза»  —   новая   эстетическая   реальность.   Основная проблематика и тематика, новый тип героя, образ Лизы. Теория литературы: сентиментализм как литературное направление, сентиментализм и классицизм (чувственное начало в противовес рациональному), жанр сентиментальной повести. Развитие речи: различные виды чтения и пересказа, формулировка и запись выводов, похвальное слово историку и писателю. Защита реферата «Карамзин на страницах романа Ю.Н.Тынянова «Пушкин». Вн.чт..  Жанр   путешествия   как   форма   панорамного   изображения   жизни.   А.Н.   Радищев   «Путешествие   из   Петербурга   в   Москву». (отрывок) Из литературы  XIX  века   29ч.( 22ч. +3ч.р/р +1ч.р/к +2ч. вн.чт.+ 1ч. тест)Поэты пушкинского круга. Предшественники и современники В.А. Жуковский. «Лесной царь», «Море», «Невыразимое». К.Ф. Рылеев. «Иван Сусанин », «Смерть Ермака ». К.Н.   Батюшков.  «Переход   русских   войск   через   Неман»,«Надпись   к   портрету   Жуковского   »,   «Есть   наслаждение   ив   дикости лесов...», «Мой гений». Е.А. Баратынский. «Чудный град порой сольется...»,«Разуверение», «Муза ». А.А. Дельвиг. «Русская песня» («Соловей мой, соловей...»), «Романс», «Идиллия». Н.М.Языков. «Пловец», «Родина». Краткие сведения о поэтах. Основные темы, мотивы. Система образно­выразительных средств в балладе, художественное богатство поэтических произведений. В кругу собратьев по перу (Пушкин и поэты его круга). Теория литературы:  баллада (развитие представлений), элегия, жанровое образование — дума, песня, «легкая» поэзия, элементы романтизма, романтизм. Развитие речи: составление цитатного или тезисного плана, выразительное чтение наизусть, запись тезисного плана. Связь с другими искусствами: работа с музыкальными произведениями. Возможные виды внеурочной деятельности: вечер в литературной гостиной «Песни и романсы на стихи поэтов начала XIX века». А.С. Пушкин Тематическое богатство поэзии А.С. Пушкина. Стихотворения: «И. И. Пущину», «19 октября 1825 года», «Песни о Стеньке Разине». Повесть «Пиковая дама» (обзор). История написания и основная проблематика.  «Маленькие трагедии»  (обзор, содержание одного произведения по выбору). Самостоятельная характеристика тематики и системы образов по предварительно составленному плану. Роман «Капитанская дочка»: проблематика (любовь и дружба, любовь и долг, вольнолюбие, осознание предначертанья, независимость, литература и история). Система образов романа. Отношение писателя к событиям и героям. Новый тип исторической прозы. Теория   литературы:  послание,   песня,   художественно­выразительная   роль   частей   речи   (местоимение),   поэтическая   интонация, исторический роман. Развитие речи: выразительное чтение, чтение наизусть, составление планов разных типов, подготовка тезисов, сочинение. Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями и музыкальными произведениями. «Пиковая дама» и «Маленькие трагедии» в музыке, театре и кино. Краеведение: дорогами Гринева и Пугачева (по страницам пушкинской повести и географическому атласу). Возможные виды внеурочной деятельности: встреча в литературной гостиной «Адресаты лирики А.С. Пушкина». М.Ю. Лермонтов Кавказ в жизни и творчестве. Поэма «Мцыри »: свободолюбие, готовность к самопожертвованию, гордость, сила духа — основ­ ные   мотивы   поэмы;   художественная   идея   и   средства   ее   выражения;   образ­персонаж,   образ­пейзаж.   «Мцыри   —   любимый   идеал Лермонтова » (В. Белинский). Теория литературы: сюжет и фабула в поэме; лироэпическая поэма; роль вступления, лирического монолога; романтическое движение; поэтический синтаксис (риторические фигуры). Романтические традиции. Развитие речи: различные виды чтения, чтение наизусть, составление цитатного плана, устное сочинение. Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями. Краеведение: заочная литературно­краеведческая экскурсия «М.Ю. Лермонтов на Кавказе». Возможные виды внеурочной деятельности: час эстетического воспитания «М.Ю. Лермонтов — художник». Н.В. Гоголь Основные вехи биографии писателя. А.С. Пушкин и Н.В. Гоголь. Комедия «Ревизор»: творческая и сценическая история пьесы, русское   чиновничество   в   сатирическом   изображении   Н.В.   Гоголя:   разоблачение   пошлости,   угодливости,   чинопочитания, беспринципности, взяточничества, лживости и авантюризма, равнодушного отношения к служебному долгу. Основной конфликт пьесы и способы его разрешения. Теория литературы:  драма как род литературы, своеобразие драматических произведений, комедия, развитие понятий о юморе и сатире, «говорящие» фамилии, фантастический элемент как прием создания комической ситуации, комический рассказ. Развитие речи: различные виды чтения и комментирования, цитатный план, сочинение сопоставительного характера, формулировка тем творческих работ, подготовка вопросов для обсуждения. Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями, инсценировка, сценическая история пьесы. Краеведение: Петербург в жизни и судьбе Н.В. Гоголя. Возможные виды внеурочной деятельности: дискуссия в литературной гостиной «Долго ли смеяться над тем, над чем смеялся еще Н.В. Гоголь?»; час эстетического воспитания «Н.В. Гоголь и А.С. Пушкин». И.С. Тургенев Основные вехи биографии И.С. Тургенева. Произведения писателя о любви: повесть  «Ася».  Возвышенное и трагическое в изображении жизни и судьбы героев. Образ Аси: любовь, нежность, верность, постоянство; цельность характера — основное в образе героини. Теория литературы: лирическая повесть, тропы и фигуры в художественной стилистике повести. Развитие речи: различные виды пересказа, тезисный план, дискуссия, письменная характеристика персонажа, отзыв о прочитанном. Связь с другими искусствами: подбор музыкальных фрагментов для возможной инсценировки, рисунки учащихся. Возможные виды внеурочной деятельности: дискуссия в литературной гостиной (тема дискуссии формулируется учащимися). Н.А. Некрасов Основные   вехи   биографии   Н.А.   Некрасова.   Судьба   и   жизнь   народная   в   изображении   поэта.  «Внимая   ужасам   войны...», «Зеленый шум». Человек и природа в стихотворении. Теория литературы: фольклорные приемы в поэзии; песня; народность (создание первичных представлений); выразительные средства художественной речи: эпитет, бессоюзие; роль глаголов и глагольных форм. Развитие речи: выразительное чтение наизусть, составление словаря для характеристики лирического персонажа. Связь с другими искусствами: использование музыкальных записей. А.А.Фет Краткие сведения о поэте. Мир природы и духовности в поэзии А.А. Фета: «Учись у них: у дуба, у березы…», «Целый мир от красоты…». Гармония чувств, единство с миром природы, духовность — основные мотивы лирики А.А. Фета. Развитие речи: выразительное чтение, устное рисование, письменный ответ на вопрос. Возможные виды внеурочной деятельности: литературный вечер «Стихи и песни о родине и родной природе поэтов XIX века»: Н.И. Г н е д и ч. «Осень»; П.А.Вяземский. «Береза», «Осень»; А.Н. Плещеев. «Отчизна»; Н.П. Огарев. «Весною», «Осенью»; И.З. Суриков. «После дождя»; И.Ф. Анненский.   «Сентябрь»,  «Зимний романс» и др. А.Н. Островский Краткие   сведения   о   писателе.   Пьеса­сказка  «Снегурочка»:  своеобразие   сюжета.   Связь   с   мифологическими   и   сказочными сюжетами. Образ Снегурочки. Народные обряды, элементы фольклора в сказке. Язык персонажей. Теория литературы: драма. Развитие речи: чтение по ролям, письменный отзыв на эпизод, составление цитатного плана к сочинению. Связь с другими искусствами:  прослушивание грамзаписи, музыкальная версия «Снегурочки». А.Н. Островский и Н.А. Римский­ Корсаков. Л. Н. Толстой Основные вехи биографии писателя.  «Отрочество»  (главы из повести); становление личности в борьбе против жестокости и произвола — рассказ  «После бала».  Нравственность и чувство долга, активный и пассивный протест, истинная и ложная красота, неучастие   во   зле,   угасание   любви   —   основные   мотивы   рассказа.   Приемы   создания   образов.   Судьба   рассказчика   для   понимания художественной идеи произведения. Теория литературы: автобиографическая проза, композиция и фабула рассказа. Развитие речи: различные виды пересказа, тезисный план, сочинение­рассуждение. Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями; рисунки учащихся. Контрольное тестирование по теме «Литература 19 века».(1ч.) Из литературы XX века    21ч. (14ч. + 3ч.р/р + 4ч. Вн.чт. + 4ч.р/к +1ч. к/р) М. Горький Основные вехи биографии писателя. Рассказы «Мой спутник»,  «Макар Чудра».  Проблема цели и смысла жизни, истинные и ложные ценности жизни. Художественное своеобразие ранней прозы М. Горького. Теория литературы: традиции романтизма, жанровое своеобразие, образ­символ. Развитие речи: различные виды чтения и пересказа, цитатный план, сочинение с элементами рассуждения. Связь   с   другими   искусствами:  работа   с   иллюстрациями,   рисунки   учащихся,   кинематографические   версии   ранних   рассказов   М. Горького. Краеведение: книжная выставка «От Нижнего Новгорода — по Руси». В. В. Маяковский Краткие сведения о поэте. «Я» и «вы», поэт и толпа в стихах В.В. Маяковского: «Хорошее отношение к лошадям». Теория литературы: неологизмы, конфликт в лирическом стихотворении, рифма и ритм в лирическом стихотворении. Развитие речи: выразительное чтение, чтение наизусть. Возможные виды внеурочной деятельности: вечер в литературной гостиной «В.В. Маяковский — художник и актер». Краеведение: «Москва В. Маяковского». Литературная викторина по материалам конкурсных работ учащихся. О серьезном — с улыбкой (сатира начала XX века) Н.А. Тэффи«Свои и чужие»;  М.М. Зощенко.«Обезьяний язык».  Большие проблемы «маленьких людей»; человек и государство; художественное своеобразие рассказов: от литературного анекдота — к фельетону, от фельетона — к юмористическому рассказу. Теория литературы: литературный анекдот, юмор, сатира, ирония, сарказм (расширение представлений о понятиях). Развитие речи: различные виды чтения и пересказа, составление словаря лексики персонажа. Н.А. Заболоцкий Краткие сведения о поэте. Стихотворения: «Я не ищу гармонии в природе…», «Старая актриса», «Некрасивая девочка» — по выбору. Поэт труда, красоты, духовности. Тема творчества в лирике Н. Заболоцкого 50—60­х годов. Развитие речи: выразительное чтение наизусть, сочинение­рассуждение. Возможные виды внеурочной деятельности: час поэзии «Что есть красота?..». М.В. Исаковский Основные вехи биографии поэта. Стихотворения:  «Катюша», «Враги сожгли родную хату», «Три ровесницы».  Творческая история стихотворения «Катюша». Продолжение в творчестве М.В. Исаковского традиций устной народной поэзии и русской лирики XIX века. Теория литературы: стилизация, устная народная поэзия, тема стихотворения. Развитие речи: выразительное чтение. Возможные виды внеурочной деятельности: литературно­музыкальный вечер «Живое наследие М.В. Исаковского». В.П. Астафьев Краткие сведения о писателе. Человек и война, литература и история в творчестве В.П. Астафьева: рассказ «Фотография, на которой меня нет». Проблема нравственной памяти в рассказе. Отношение автора к событиям и персонажам, образ рассказчика. Развитие речи: различные виды чтения, сложный план к сочинению, подбор эпиграфа. Краеведение: выставка «На родине писателя» (по материалам периодики и произведений В.П. Астафьева). Возможные виды внеурочной деятельности: литературный вечер «Музы не молчали»: А.А. Ахматова. «Нежно с девочками простились…»; Д.С.Самойлов. «Перебирая наши даты…»; М.В. Исаковский. «Враги сожгли родную хату»; К.М. Симонов. «Жди меня»; П.Г. Антокольский. «Сын» (отрывки из поэмы); О.Ф. Берггольц. «Памяти защитников»; М. Джалиль. «Мои песни», «Дуб»; Е.А. Евтушенко. «Свадьбы»; Р.Г. Гамзатов. «Журавли» и др. РК  Рассказы о военном детстве. В.А. Закруткин «Матерь человеческая». РК Вн.чт.     Конкурс стихов донских поэтов о своей малой родине РК РР  Очерк об участниках ВОВ донцах            РК  Вн.чт.     Рассказы М.Шолохова о войне, их значение в литературе. А.Т. Твардовский Основные вехи биографии. Судьба страны в поэзии А.Т. Твардовского:  «За далью  —  даль»  (главы из поэмы). Россия на страницах   поэмы.   Ответственность   художника   перед   страной   —   один   из   основных   мотивов.   Образ   автора.   Художественное своеобразие изученных глав. Теория литературы: дорога и путешествие в эпосе Твардовского. Развитие речи: различные виды чтения, цитатный план. Краеведение: о России — с болью и любовью (выставка произведений А. Твардовского). Возможные виды внеурочной деятельности: час поэзии «Судьба Отчизны»: А.А. Блок. «Есть минуты, когда не тревожит…»; В.В. Хлебников. «Мнемало нужно…»; Б.Л. Пастернак. «После вьюги»; М.В. Исаковский. «Катюша»; М.А. Светлов. «Веселая песня»; А.А. Вознесенский. «Слеги»; Р.И. Рождественский. «Мне такою нравится земля…»; B.C. Высоцкий. «Я не люблю» и др. В.Г. Распутин Основные вехи биографии писателя.  XX  век на страницах прозы В. Распутина. Нравственная проблематика повести  «Уроки французского».Новое раскрытие темы детей на страницах повести. Центральный конфликт и основные образы повествования. Взгляд на вопросы сострадания, справедливости, на границы дозволенного. Мотивы милосердия, готовности прийти на помощь, способность к предотвращению жестокости, насилия в условиях силового соперничества. Теория литературы: развитие представлений о типах рассказчика в художественной прозе. Развитие речи: составление словаря понятий, характеризующих различные нравственные представления, подготовка тезисов к уроку­ диспуту. Связь с другими искусствами:повесть В. Распутина на киноэкране. Вн.чт.  Презентация самостоятельно прочитанного произведения литературы  20 века Из зарубежной литературы (4ч.) У. Шекспир Краткие   сведения   о  писателе.   Трагедия  «Ромео   и   Джульетта  ».  Певец  великих   чувств   и   вечных   тем  (жизнь,   смерть,   любовь, проблема отцов и детей). Сценическая история пьесы, «Ромео и Джульетта » на русской сцене. Теория литературы: трагедия (основные признаки жанра). Связь с другими искусствами:история театра. М. Сервантес Краткие сведения о писателе. Роман  «Дон Кихот»:  основная проблематика (идеальное и обыденное, возвышенное и приземленное, мечта   и   действительность)   и   художественная   идея   романа.   Образ   Дон   Кихота.   Позиция   писателя.   Тема   Дон   Кихота   в   русской литературе. Донкихотство.  Теория литературы: роман, романный герой. Развитие речи:дискуссия, различные формы пересказа, сообщения учащихся. Итоговая читательская конференция (1ч.) Для заучивания наизусть Г.Р. Державин. «Памятник». В.А. Жуковский. «Сельское кладбище» (отрывок). А.С. Пушкин. «И.И. Пущину». М.Ю. Лермонтов. «Мцыри» (монолог). Н.А. Некрасов. «Тройка». А.А. Фет. «Учись у них: у дуба, у березы…» В.В. Маяковский. Стихотворение — по выбору. Н.А. Заболоцкий. Стихотворение — по выбору. А.Т. Твардовский.  «За далью — даль» (отрывок). Для домашнего чтения Из устного народного творчества «В темном лесе, в темном лесе…», «Уж ты ночка, ты ноченька темная…», «Ивушка, ивушка, зеленая моя!..». Из древнерусской литературы Из «Моления Даниила Заточника», «Поход князя Игоря Святославовича Новгородского на половцев». Из литературы XIX века И.А. Крылов. «Кошка и Соловей ». В.А. Жуковский. «Кубок». К.Ф. Рылеев. «Державин». П.А. Вяземский. «Тройка». Е.А. Баратынский. «Мой дар убог, и голос мой негромок…», «Муза». А.С.Пушкин. «Муза», «Золото и булат», «Друзьям», «Вновь я посетил…» М.Ю. Лермонтов. «Дары Терека», «Маскарад». Н.В. Гоголь. «Портрет». И.С. Тургенев. «Три встречи», «Вешние воды», «Первая любовь». Н.А. Некрасов. «Коробейники», «Душно! без счастья и воли…», «Ты всегда хороша несравненно…», «Дедушка». А.А. Фет. «На заре ты ее не буди…», «Буря на небе вечернем…», «Я жду… Соловьиное эхо». Л.Н. Толстой. «Холстомер». Из литературы XX века М. Горький. «Сказки об Италии». А.А.   Ахматова.  «Вечером»,   «Вечерние   столы,   часы   перед   столом…»,   «Проводила   друга   до   передней…».  М.И.   Цветаева. «Генералам 1812 года». С.А. Есенин. «Письмо матери». Б.Л. Пастернак. «Быть знаменитым некрасиво…» A.Грин. «Бегущая по волнам». В.П. Астафьев. «Ангел­хранитель». Я.В. Смеляков. «Хорошая девочка Аида». B.Шаламов. «Детский сад». В.М. Шукшин. «Гринька Малюгин», «Волки». В.Ф. Тендряков. «Весенние перевертыши». Д.С. Лихачев. «Заметки о русском». Календарно­тематическое планирование № п. п 1. Введение(1ч.) Художественная литература и история. Наименование разделов и тем уроков Часы  2. Из устного народного творчества (1ч.) Исторические песни : « Возвращение Филарета», «Разин и девка­ астраханка»,  ( по выбору). «Солдаты освобождают Смоленск», «Иван Грозный молиться по сыне» . Связь с представлениями и  исторической памятью и отражение их в народной песне. 3. Из древнерусской литературы(3ч.) «Сказание о Борисе и Глебе» «Слово о погибели  Русской земли». Тема добра и зла в произведениях. «Житие Сергия Радонежского». Глубина и сила нравственных представлений о человеке.  «Житие Александра Невского». Благочестие, доброта, открытость, святость, служение Богу ­ основные проблемы житийной  литературы. 4. 5. 6.  Из литературы 18 века 6ч. (3ч+1ч.р/р +1ч. р/к +1ч. Вн.чт.) Державин Г.Р. Поэт и государственный  чиновник.  Тема поэта и поэзии в стихотворении «Памятник» РК  Идея гражданского служения Родине в «Повести об Азовском осадном сидении казаков». 7. 8. Карамзин Н.М.  Основные вехи биографии. Карамзин и Пушкин.  «Бедная Лиза»­ новая эстетическая реальность. 9. Карамзин Н.М. «Бедная Лиза». Основная проблематика и тематика, новый тип героя . Образ Лизы 10 . 11 . Вн.чт.. Жанр путешествия как форма панорамного изображения жизни. А.Н. Радищев «Путешествие из Петербурга в  Москву».(отрывок) РР     Из литературы 19 века 29ч.( 22ч. +3ч.р/р +1ч.р/к +2ч. вн.чт.+ 1ч. тест) Поэты круга Пушкина:   Основные темы, мотивы  лирики В.А.Жуковского.  Основные темы и мотивы лирики К.Ф. Рылеева. Стихотворения «К временщику», «Иван Сусанин» Пушкин А.С. Тематическое богатство поэзии поэта. « И.И. Пущину»,  « 19 октября 1825 года».  12 . 13 . 14 Пушкин А.С.Повесть  «Капитанская дочка». Творческая история повести, проблематика. 15 Пушкин А.С.  Повесть «Капитанская дочка». Система образов повести. Композиция. Образ рассказчика. 16 Пушкин А.С. Повесть «Капитанская дочка». Формирование характера Петра Гринева.  17 Пушкин А.С. Повесть «Капитанская дочка». Падение Белогорской крепости.  Образ Пугачева. 18 Пушкин А.С.Повесть «Капитанская дочка» Образ Маши Мироновой. 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 СОГЛАСОВАНО                                                                         СОГЛАСОВАНО Протокол заседания                                              Заместитель директора по УВР методического совета МБОУ СОШ №  23 от 27.08.2018 г. № 1 ______________ С.М. Слышенко подпись ___________ О.П. Храбрая подпись руководителя МС             _______________2018 г.      дата

Рабочая программа . Литература 8 класс. Г. С. Меркин

Рабочая программа . Литература 8 класс. Г. С. Меркин

Рабочая программа . Литература 8 класс. Г. С. Меркин

Рабочая программа . Литература 8 класс. Г. С. Меркин

Рабочая программа . Литература 8 класс. Г. С. Меркин

Рабочая программа . Литература 8 класс. Г. С. Меркин

Рабочая программа . Литература 8 класс. Г. С. Меркин

Рабочая программа . Литература 8 класс. Г. С. Меркин

Рабочая программа . Литература 8 класс. Г. С. Меркин

Рабочая программа . Литература 8 класс. Г. С. Меркин

Рабочая программа . Литература 8 класс. Г. С. Меркин

Рабочая программа . Литература 8 класс. Г. С. Меркин

Рабочая программа . Литература 8 класс. Г. С. Меркин

Рабочая программа . Литература 8 класс. Г. С. Меркин

Рабочая программа . Литература 8 класс. Г. С. Меркин

Рабочая программа . Литература 8 класс. Г. С. Меркин

Рабочая программа . Литература 8 класс. Г. С. Меркин

Рабочая программа . Литература 8 класс. Г. С. Меркин

Рабочая программа . Литература 8 класс. Г. С. Меркин

Рабочая программа . Литература 8 класс. Г. С. Меркин

Рабочая программа . Литература 8 класс. Г. С. Меркин

Рабочая программа . Литература 8 класс. Г. С. Меркин

Рабочая программа . Литература 8 класс. Г. С. Меркин

Рабочая программа . Литература 8 класс. Г. С. Меркин

Рабочая программа . Литература 8 класс. Г. С. Меркин

Рабочая программа . Литература 8 класс. Г. С. Меркин

Рабочая программа . Литература 8 класс. Г. С. Меркин

Рабочая программа . Литература 8 класс. Г. С. Меркин

Рабочая программа . Литература 8 класс. Г. С. Меркин

Рабочая программа . Литература 8 класс. Г. С. Меркин

Рабочая программа . Литература 8 класс. Г. С. Меркин

Рабочая программа . Литература 8 класс. Г. С. Меркин

Рабочая программа . Литература 8 класс. Г. С. Меркин

Рабочая программа . Литература 8 класс. Г. С. Меркин

Рабочая программа . Литература 8 класс. Г. С. Меркин

Рабочая программа . Литература 8 класс. Г. С. Меркин

Рабочая программа . Литература 8 класс. Г. С. Меркин

Рабочая программа . Литература 8 класс. Г. С. Меркин

Рабочая программа . Литература 8 класс. Г. С. Меркин

Рабочая программа . Литература 8 класс. Г. С. Меркин

Рабочая программа . Литература 8 класс. Г. С. Меркин

Рабочая программа . Литература 8 класс. Г. С. Меркин

Рабочая программа . Литература 8 класс. Г. С. Меркин

Рабочая программа . Литература 8 класс. Г. С. Меркин

Рабочая программа . Литература 8 класс. Г. С. Меркин

Рабочая программа . Литература 8 класс. Г. С. Меркин

Рабочая программа . Литература 8 класс. Г. С. Меркин

Рабочая программа . Литература 8 класс. Г. С. Меркин

Рабочая программа . Литература 8 класс. Г. С. Меркин

Рабочая программа . Литература 8 класс. Г. С. Меркин

Рабочая программа . Литература 8 класс. Г. С. Меркин

Рабочая программа . Литература 8 класс. Г. С. Меркин
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
06.11.2019