Программа кружка. Безопасность для школьников. I. Пояснительная записка. Техногенная деятельность современного общества, обострение социальных противоречий, проявление разрушительных сил природы, явившихся следствием непродуманных отношений общества с окружающей средой, создают предпосылки для возникновения множества опасностей, угрожающих жизни и здоровью человека. ... Цель программы: Формирование социального опыта школьника, осознание им необходимости уметь применять полученные знания в нестандартной ситуации. Задачи программы: развитие у детей чувства ответственности за своё поведение, бережного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих
Филиал муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения
«Малобащелакская средняя общеобразовательная школа»
«Большебащелакскоя основная общеобразовательная школа»
УТВЕРЖДАЮ
Директор
__________ (Кравченко Е.В.)
Приказ №________________
от «____»____________20__г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
«Безопасность для школьников»
для 3 класса основного общего образования
на 20182019 учебный год
Составитель: Латкина Наталья Сергеевна,
учитель первой квалификационной категорииПояснительная записка.
Федеральный компонент государственного стандарта начального общего
образования устанавливает обязательное изучение учебного предмета
«Основы безопасности жизнедеятельности» в начальных классах и включает в
себя следующие содержательные линии: обеспечение личной безопасности в
повседневной жизни;
безопасное поведение в чрезвычайных
ситуацияхоказание первой медицинской помощи.
Программа «Безопасность для школьников» направлена на
формирование у младших школьников сознательного отношения к вопросам
личной безопасности и безопасности окружающих, приобретения первичных
знаний и умений распознавать и оценивать опасные ситуации, определять
способы защиты от них, и, в конечном счете, для воспитания личности
безопасного типа личности, хорошо знакомой с современными проблемами
безопасности жизни человека, осознающей их важность, стремящейся решать
эти проблемы и при этом разумно сочетать личные интересы с интересами
общества.
Актуальность программы состоит в обязательных минимумах
содержания общего образования и федеральном компоненте
государственного образовательного стандарта.
В процессе обучения по данной программе дети приобретают знания,
умения и навыки по поведению в быту, на улицах и дорогах, в природе; на
занятиях рассматриваются необходимые меры по безопасности в обращении с
животными и во многих других ситуациях Основными причинами дорожно
транспортных происшествий, в которых страдают дети и подростки, являются
недисциплинированность учащихся, незнание ими Правил дорожного
движения Российской Федерации. Уже с раннего возраста у детей необходимо
воспитывать сознательное отношение к Правилам дорожного движения
(ПДД), которые должны стать нормой поведения каждого культурного
человека.
Правила дорожного движения являются важным средством трудового
регулирования в сфере дорожного движения, воспитания его участников в
духе дисциплины, ответственности, взаимной предусмотрительности,
внимательности. Выполнение всех требований Правил дорожного движения
создает предпосылки четкого и безопасного движения транспортных средстви пешеходов по улицам и дорогам. Изучение Правил дорожного движения
существенно расширяет возможность воспитания грамотного пешехода и
позволяет значительно уменьшить дорожнотранспортный травматизм среди
детей и подростков. В соответствии с вышеизложенным предлагается данная
программа, обеспечивающая полный курс пропедевтических мероприятий для
учащихся начальной школы (1–4 класс). Для изучения данного курса во 2 – 4
классах отводится по 34 часа (1 час в неделю, 34 учебных недели).
Обязательными принципами в подготовке детей к безопасному участию в
дорожном движении должны быть:
Взаимодействие учреждений образования с социально– педагогической
средой; учет возрастных, психофизиологических особенностей и
индивидуальных качеств личности детей и подростков.
Цель программы: предупреждение и снижение детского дорожно –
транспортного травматизма.
Задачи программы:
Образовательные
повысить у учащихся уровень знаний по Правилам дорожного движения
Российской Федерации;
помочь учащимся усвоить требования разделов Правил дорожного
движения Российской Федерации для пешеходов и велосипедов;
оказать содействие учащимся в выработке навыков по оказанию первой
медицинской помощи.
Развивающие:
развивать у учащихся умение ориентироваться в дорожнотранспортной
ситуации;
способствовать развитию у учащихся таких умений, как быстрота
реакции, внимательность, наблюдательность, зрительное и слуховое
восприятие, логическое мышление, самообладание, находчивость.
Воспитательные:
воспитать у учащихся дисциплинированность и ответственность за свои
действия на дороге;
выработать у учащихся культуру поведения в транспорте и дорожную
этику;
сформировать у учащихся сознательное и ответственное отношение к
собственному здоровью, к личной безопасности и безопасности
окружающих.
Таблица тематического распределения часов.
№п.п. Содержание раздела, темы
Количество часов 3 класс
1
2.
3
4
5
6
Дорожная грамота.
Транспортные средства.
Здравствуй, дорога! (Общие правила)
Наш друг – светофор.
Правила дорожного движения.
Дорожные знаки
Итого
10
3
3
3
10
5
34
Содержание обучения.
Содержание данного курса включает теорию и практику безопасного
поведения человека на улицах и дорогах, а также в общественном транспорте.
Реализация данной программы позволит обучающимся получить
систематизированное представление об опасностях на дороге и о
прогнозировании опасных ситуаций, оценить влияние их последствий на жизнь
и здоровье человека, выработать алгоритм безопасного поведения с учетом
своих возможностей. Программа предполагает как групповые занятия.
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета способствует:
умственному развитию – учащиеся получают и закрепляют знания по
Правилам дорожного движения, ОБЖ, учатся логически мыслить,
обобщать, составлять рассказы по темам, делиться жизненным опытом,
грамотно излагать свои мысли, отвечать на вопросы;
нравственному воспитанию – на занятиях у учащихся формируется
культура поведения в кругу сверстников и в семье, закрепляются
навыки соблюдения Правил дорожного движения, желание оказывать
помощь пожилым людям по мере необходимости. Учащиеся учатся
безопасности жизнедеятельности в окружающей среде, уважению к
людям;
эстетическому воспитанию – учащиеся участвуют в конкурсах
рисунков, плакатов, литературных викторинах, фотоконкурсах. На
занятиях учащиеся работают с красочным наглядным материалом;
трудовому воспитанию – учащиеся изготавливают необходимые
пособия, макеты, дидактические игры для занятий по программе,
декорации и костюмы к выступлениям (с помощью родителей);
физическому воспитанию – на каждом занятии с детьми и подростками
проводятся подвижные игры и различные двигательные игровые задания
по темам.
Результаты изучения курса “Безопасность для школьников”.
Учащиеся должны знать:
основные понятия и термины из Правил дорожного движения
Российской Федерации;
общие положения Правил дорожного движения Российской Федерации;
правила перехода проезжей части на площадях и перекрестках;
правила посадки в общественный транспорт и высадки из него;
правила поведения детей при перевозке в салоне легкового автомобиля;
основы страхования.
Правила:
перехода улиц и дорог по сигналам светофора;
перехода улиц и дорог по пешеходным переходам;
перехода проезжей части дороги при отсутствии пешеходных переходов
и светофоров в зоне видимости;
воздержания от перехода улиц и дорог при приближении транспортных
средств с включенным проблесковым маячком синего цвета и
специальным звуковым сигналом;
движение по тротуару, пешеходной дорожке (а при их отсутствии – по
обочине и краю проезжей части со взрослыми);
движения группы детей в сопровождении взрослых;
этичного, вежливого и безопасного поведения в транспорте, находясь со
взрослыми; безопасного поведения при езде на велосипеде и возраст, с которого
можно выезжать на улицы и дороги;
Учащиеся 3 класса должны знать:
опасные места вокруг школы, дома, в микрорайоне, на улицах и
дорогах;
безопасные участки улиц и дорог в микрорайоне;
типичные ошибки поведения в дорожной среде, приводящие к
несчастным случаям и авариям;
опасности, связанные с погодными условиями и освещением;
места, где можно и нельзя играть, кататься на велосипеде, роликовых
коньках, самокатных средствах, санках;
название и назначение дорожных знаков для пешеходов и некоторых
знаков для водителей;
правила перехода регулируемых и нерегулируемых перекрестков;
правила перехода проезжей части с односторонним и двусторонним
движением транспорта и трамвайными путями;
что такое остановочный и тормозной путь, как он изменяется и от каких
факторов зависит;
Учащиеся 3 класса должны уметь:
переходить улицы и проезжую часть дороги по сигналам светофора и
пешеходным переходам, а также проезжую часть дороги (вне зоны
видимости пешеходов);
правильно вести себя во дворах, жилых зонах, на тротуаре, при
движении группой, в транспорте, при езде на велосипеде.
переходить регулируемые и нерегулируемые перекрестки;
обращаться за помощью к взрослым в сложных дорожных условиях; при
посадке и высадке из маршрутного такси;
ориентироваться в дорожной обстановке: не выходить изза
препятствий и сооружений; не стоять близко от углов перекрестка и
края проезжей части и спиной к ней;
не создавать помех движению транспорта; определять опасные и безопасные участки дорог и улиц;
соблюдать правила при посадке и высадке из общественного
транспорта, во время движения в салоне;
ориентироваться в дорожной обстановке при переходе улиц и дорог с
двусторонним и односторонним движением, наличием трамвайных
путей;
переходить железнодорожные пути;
переходить регулируемые и нерегулируемые перекрестки;
осуществлять посадку и высадку из общественного транспорта.
Личностными результатами изучения курса является формирование
следующих умений:
1. оценивать жизненные ситуации (поступки, явления, события) с точки
зрения, соблюдения правил дорожного движения;
2. объяснять своё отношение к поступкам с позиции общечеловеческих
нравственных ценностях;
3. в предложенных ситуациях, опираясь на знания правил дорожного
движения, делать выбор, как поступить;
4. осознавать ответственное отношение к собственному здоровью, к
личной безопасности и безопасности окружающих.
Метапредметными результатами изучения курса является формирование
следующих универсальных учебных действий:
Регулятивные УУД
1. определять цель деятельности;
2. учиться обнаруживать и формулировать проблемы;
3. устанавливать причинноследственные связи;
1. вырабатывать навыки контроля и самооценки процесса и результата
деятельности;
2. навыки осознанного и произвольного построения сообщения в устной
форме, в том числе творческого характера;
Познавательные УУД1. добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя разные
источники информации, свой жизненный опыт;
2. перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате
совместной деятельности;
Коммуникативные УУД
3. оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой
ситуации;
4. высказывать и обосновывать свою точку зрения;
5. слушать и слышать других, пытаясь принимать иную точку зрения, быть
готовым корректировать свою точку зрения;
6. договариваться и приходить к общему решению в совместной
деятельности;
7. задавать вопросы
Формы и методы контроля:
психодиагностика;
опрос, анкетирование родителей;
праздники, конкурсы;
анализ результатов деятельности.
Календарнотематическое планирование 3 класс
№
п.
п.
Содержание
(разделы, темы)
Кол
во
часов
Дата
План Фак
т
Обо
руд
ова
ние
Дорожная грамота.
1 Правила дорожные знать каждому положено.
2 История возникновения правил дорожного движения.
3 Улица, транспорт и пешеходы.
10
1
1
1Тренинг. Определение наиболее опасных участков дороги.
Тренинг. Выбор безопасного маршрута движения.
4 Скрытые опасности на дороге.
5
6
7 Остановочный и тормозной путь.
8 Встреча с работниками ГИБДД.
9 Викторина по правилам дорожного движения.
10 Практическое занятие. Чтоб дорогу перейти во все стороны
гляди.
Транспортные средства
11 Рельсовый и безрельсовый транспорт.
12 Служба спасения, МЧС.
13 Конкурс детского рисунка.
Здравствуй, дорога! (Общие правила)
14 Сигналы регулировщика.
15 Инспектор ГИБДД – наш друг и помощник.
16 Викторина.
Правила дорожного движения.
17 Движение пешеходов.
18 Права и обязанности пешеходов.
19 Конкурс рисунков «Нарушители».
20 Игры детей и дорожная безопасность.
21 Причины дорожных аварий.
22 Перекрёсток и опасные повороты.
23 Практическая работа. Переход улицы с двусторонним
движением.
24 Железнодорожный переезд.
25 Правила перехода железной дороги.
26 Конкурс рисунков «Кто виноват?»
Наш друг светофор.
27 Знакомство с транспортом города.
28 Сигналы, подаваемые водителями транспортных средств.
29 Викторина «Красный, жёлтый, зелёный».
Дорожные знаки.
30 Запрещающие знаки.
31 Предписывающие знаки.
32 Знаки сервиса.
33 Экскурсия.
34 Обобщающее занятие.
итого
1
1
1
1
1
1
1
3
1
1
1
3
1
1
1
10
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
3
1
1
1
5
1
1
1
1
1
34Дата
Тема(что пропущено)
На основании чего
Учитель
Лист корректировки