Программа учебной дисциплины разработана на основе Федеральных государственных образовательных стандартов (далее – ФГОС) по профессиям среднего профессионального образования (далее СПО) 09.02.05 Прикладная информатика (по отраслям). Предметом изучения учебной дисциплины являются профессиональные виды деятельности в области обеспечения жизнедеятельности. Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована в дополнительном профессиональном образовании и профессиональной подготовке работников в области технологии продукции общественного питания, сервиса и технологий.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ.docx
Государственное бюджетное профессиональное
«САХАЛИНСКИЙ ТЕХНИКУМ ОТРАСЛЕВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ И
образовательное учреждение
СЕРВИСА»
ППССЗ 09.02.05 – ОП.09 2017
УТВЕРЖДАЮ
ГБПОУ «Сахалинский техникум отраслевых
Директор
технологий и сервиса»
________________ Д.А. Мартынов
«_____» ______________ 2017 г.
ПРОГРАММА ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ СРЕДНЕГО ЗВЕНА
ОП.09 БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ
название учебной дисциплины
специальности (специальностей) среднего профессионального образования
09.02.05 «Прикладная информатика (по отраслям)»
код, наименование специальности(ей) / профессии 2014г.
2 Программа учебной дисциплины разработана на основе Федеральных
государственных образовательных стандартов (далее – ФГОС) по профессиям
среднего профессионального образования (далее СПО) 09.02.05 Прикладная
информатика (по отраслям).
Организацияразработчик: ГБПОУ
технологий и сервиса»»
«Сахалинский техникум отраслевых
Разработчики:
Сафина Валентина Германовна, зам.директора по НМР ГБПОУ «СТОТиС»
Рудаков Александр Васильевич, преподаватель ГБПОУ «СТОТиС»
3 СОДЕРЖАНИЕ
1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
стр.
4
6
15
16
4 1. ПАСПОРТ ПРИМЕРНОЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
Безопасность жизнедеятельности
1.1. Область применения программы
основной
Программа учебной дисциплины является частью
профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по
специальностям 09.02.05 Прикладная информатика (по отраслям).
Предметом изучения учебной дисциплины являются профессиональные виды
деятельности в области обеспечения жизнедеятельности.
Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована в
дополнительном профессиональном образовании и профессиональной
подготовке работников в области технологии продукции общественного
питания, сервиса и технологий. Опыт работы не требуется.
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной
образовательной
жизнедеятельности»
(общепрофессиональные дисциплины)
профессиональному циклу
специальностям 09.02.05
«Безопасность
дисциплина
программы:
относится
к
Прикладная информатика (по отраслям).
1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам
освоения учебной дисциплины:
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:
организовывать и проводить мероприятия по защите работающих и
населения от негативных воздействий чрезвычайных ситуаций;
5 предпринимать профилактические меры для снижения уровня опасностей
различного вида и их последствий в профессиональной деятельности и быту;
использовать средства индивидуальной и коллективной защиты от оружия
массового поражения;
применять первичные средства пожаротушения;
ориентироваться в перечне военноучетных специальностей и
самостоятельно определять среди них родственные полученной
специальности;
применять профессиональные знания в ходе исполнения обязанностей
военной службы на воинских должностях в соответствии с полученной
специальностью;
владеть способами бесконфликтного общения и саморегуляции в
повседневной деятельности и экстремальных условиях военной службы;
оказывать первую помощь пострадавшим;
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:
принципы обеспечения устойчивости объектов экономики, прогнозирования
развития событий и оценки последствий при техногенных чрезвычайных
ситуациях и стихийных явлениях, в том числе в условиях противодействия
терроризму как серьезной угрозе национальной безопасности России;
основные виды потенциальных опасностей и их последствия в
профессиональной деятельности и быту, принципы снижения вероятности их
реализации;
основы военной службы и обороны государства;
задачи и основные мероприятия гражданской обороны; способы защиты
населения от оружия массового поражения;
меры пожарной безопасности и правила безопасного поведения при пожарах;
организацию и порядок призыва граждан на военную службу и поступления
на нее в добровольном порядке;
6 основные виды вооружения, военной техники и специального снаряжения,
состоящих на вооружении (оснащении) воинских подразделений, в которых
имеются военноучетные специальности, родственные специальностям СПО;
область применения получаемых профессиональных знаний при исполнении
обязанностей военной службы;
порядок и правила оказания первой помощи пострадавшим.
1.4. Рекомендуемое количество часов/зачетных единиц на освоение
примерной программы учебной дисциплины:
максимальной учебной нагрузки студента 102 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 68 часов;
самостоятельной работы обучающегося 34 часа.
7 2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Максимальная учебная нагрузка (всего)
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
в том числе:
лабораторные работы
практические занятия
контрольные работы
курсовая работа (проект) (если предусмотрено)
другие формы и методы организации образовательного процесса в
соответствии с требованиями современных производственных и
образовательных технологий
Самостоятельная работа студента (всего)
в том числе:
самостоятельная работа над курсовой работой (проектом) (если
предусмотрено)
Систематическая проработка конспектов занятий и специальной
литературы (по вопросам к параграфам, главам учебных пособий,
составленным преподавателем).
Подготовка к практическим работам с использованием методических
рекомендаций преподавателя, оформление практических работ и
подготовка к их защите.
Объем
часов/зачетн
ых единиц
102
68
34
Указываются другие виды самостоятельной работы при их наличии
( внеаудиторная самостоятельная работа).
Итоговая аттестация в форме зачет
8 2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины Безопасность жизнедеятельности
Наименование
разделов и тем
1
Раздел 1.
Теоретические
основы
безопасности
жизнедеятельност
и
Тема 1.1.
Теоретические
основы
безопасности
жизнедеятельност
и
Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия,
самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект) (если
предусмотрены)
Объем часов
Уровень
освоения
2
Содержание учебного материала
1
.
2
.
3
.
4
.
Определение безопасности жизнедеятельности (БЖД). Важные факторы БЖД
(выживание, сохранение окружающей среды). Негативное состояние экологической
среды. Принципы обеспечения взаимодействия человека со средой обитания.
Классификация чрезвычайных ситуаций (ЧС). Основные понятия БЖД (ЧС,
безопасность в ЧС, источники ЧС, авария, катастрофа). Классификация ЧС по
происхождению, по масштабам.
Российская система предупреждения и действий в ЧС (РСЧС).
Основные задачи РСЧС: оповещение; защита населения (средства и способы);
обеспечение работы предприятий и учреждений в условиях ЧС; ликвидация
последствий ЧС; подготовка населения в области защиты от ЧС.
Нормативно – правовая база защиты населения от чрезвычайных ситуаций.
Деятельность государства в области защиты населения от чрезвычайных
ситуаций.Конституция РФ и международные правовые акты о защите гражданских прав
и свобод.Всеобщая декларация прав человека. Европейская конвенция о защите прав
человека и основных свобод. Конвенция о правах ребенка. Вопросы безопасности
жизнедеятельности в законах РФ и др. нормативных документах.
Практические занятия
Изучение нормативноправовых документов, регламентирующих защиту населения от ЧС и
3
8
2
2
2
2
4
4
2
2
2
2
3
9 составление тезисов.
Самостоятельная работа студента
Систематическая проработка конспектов занятий и специальной литературы (по вопросам
к параграфам, главам учебных пособий, составленным преподавателем).
Подготовка к практическим работам с использованием методических рекомендаций
преподавателя, оформление практических работ и подготовка к их защите.
Раздел 2.
Чрезвычайные
ситуации
природного,
техногенного и
социального
характера
Тема 2.1.
Опасные
ситуации
природного и
техногенного
характера
Содержание учебного материала
1
.
Понятие о чрезвычайных ситуациях природного характера. Классификация
чрезвычайных ситуаций природного характера: геофизические опасные явления,
геологические опасные явления (экзогенные геологические явления);
метеорологические и агрометеорологические опасные явления;морские
гидрологические опасные явления; гидрологические опасные явления; природные
пожары.
Источники и причины возникновения ЧС природного характера, их последствия.
Защита населения от чрезвычайных ситуаций природного характера.
Понятие о чрезвычайных ситуациях техногенного характера. Классификация
чрезвычайных ситуаций техногенного характера: транспортные аварии и катастрофы;
пожары и взрывы;
чрезвычайные ситуации, связанные с выбросами химически опасных веществ; аварии с
выбросом радиоактивных веществ; гидродинамические аварии. Источники и причины
возникновения чрезвычайных ситуаций техногенного характера. Влияние техногенных
факторов среды обитания на здоровье населения. Защита населения от чрезвычайных
ситуаций техногенного характера.
Основы пожарной безопасности. Средства тушения пожаров и их применение.
Действия населения при пожаре. Эвакуация школы при пожаре: тревога, вызов
пожарной охраны, эвакуация, сбор, перекличка. Действия педагога при пожаре.
2
.
3
.
2
10
2
2
2
1
2
2
2
10 Практические занятия
Решение ситуационных задач
Составление алгоритма действий педагога при авариях, катастрофах и стихийных
бедствиях.
Самостоятельная работа студента
Систематическая проработка конспектов занятий и специальной литературы (по вопросам
к параграфам, главам учебных пособий, составленным преподавателем)
Подготовка к практическим работам с использованием методических рекомендаций
преподавателя, оформление практических работ и подготовка к их защите.
Сбор данных периодической печати о влиянии вредных факторов окружающей среды на
состояние здоровья населения и оформление информационных материалов.
Содержание учебного материала
1
.
Опасные и чрезвычайные ситуации социального характера. Человек – объект и субъект
социальной безопасности. Глобальные опасности, обусловленные деятельностью
человека и их причины. Перенаселение Земли; голод; экологические катастрофы;
недостаток источников энергии; войны.
Особенности современных военных конфликтов.
Тема 2.2.
ЧС социального
характера
2
.
3
.
4
.
5
.
6
.
ЧС социального характера в условиях повседневной жизни. Город как источник
опасности. ЧС на работе, в общественных местах, жилище. Основные правила
безопасности в повседневных условиях.
Криминогенные факторы ЧС социального характера и защита от них убийство,
насилие, посягательство на имущество. Способы самозащиты от ЧС криминогенного
характера и их правовые основы.
Информационная безопасность. Информационные войны. Формы и методы
информационной агрессии.
Современный терроризм как угроза безопасности личности, общества и государства.
Деятельность экстремистских организаций как предпосылка возникновения
терроризма. Правовые основы борьбы с терроризмом.
Практические занятия
Семинары по темам: «ЧС социального характера в условиях повседневной жизни»,
«Проблемы национальной и международной безопасности РФ», «Терроризм как реальная
угроза безопасности в современном обществе».
6
2
2
2
4
3
1
2
2
3
11 Самостоятельная работа студента
Систематическая проработка конспектов занятий и специальной литературы (по вопросам
к параграфам, главам учебных пособий, составленным преподавателем)
Подготовка к практическим работам с использованием методических рекомендаций
преподавателя, оформление практических работ и подготовка к их защите.
Содержание учебного материала
1
.
Виды общественного транспорта. Правила поведения при передвижении на
автомобильном, железнодорожном, авиационном, морском (речном) транспорте. Меры
предосторожности. Действия при захвате транспорта террористами. Несчастные
случаи на транспорте. Оказание первой помощи.
Практические занятия
Семинар по теме: «Транспорт и его опасности»
Самостоятельная работа студента
Систематическая проработка конспектов занятий и специальной литературы (по вопросам
к параграфам, главам учебных пособий, составленным преподавателем)
Подготовка к практическим работам с использованием методических рекомендаций
преподавателя, оформление практических работ и подготовка к их защите.
Содержание учебного материала
1
.
Особенности современной войны.Роль и место гражданской обороны в решении задач
РСЧС по защите населения от опасностей, возникающих при ведении военных действий
или вследствие этих действий.
4
2
2
4
2
4
2
1
2
3
1
2
12
Раздел 3
Транспорт как
средство
повышенной
опасности
Тема 3.1.
Общественный
транспорт и его
опасности
Раздел 4
Современная
война и
гражданская
оборона
Тема 4.1.
Организационная
структура гражданской
обороны
Раздел5
Основные
источники ЧС
военного
характера
Тема 5.1.
Современные
средства
поражения
Организационная структура гражданской обороны (ГО) в учреждениях, организациях и
предприятиях. Задачи, правила и обязанности должностных лиц ГО в учебном
заведении.
Международное гуманитарное право защиты населения в военных конфликтах. Война и
право. Средства ведения войны. Методы проведения боевых операций. Жертвы войны
(военнопленные, раненые, больные, погибшие, потерпевшие кораблекрушение). Лица и
объекты, пользующиеся особой защитой. Нарушение права войны.
2
.
Самостоятельная работа студента
Систематическая проработка конспектов занятий и специальной литературы (по вопросам
к параграфам, главам учебных пособий, составленным преподавателем).
Содержание учебного материала
1
.
2
.
Ядерное оружие и его поражающие факторы (ударная волна, световое излучение,
проникающая радиация, радиоактивное заражение, электромагнитный импульс,
нейтронные боеприпасы). Характеристика поражающего действия. Способы защиты от
поражающих факторов ядерного оружия.
Химическое оружие и его боевые токсические химические вещества (БТХВ): нервно –
паралитического, удушающего, общеядовитого действия. Токсины и их использование
в военных целях. . Способы защиты от поражающих факторов БТХВ.
Понятие о биологическом оружии. Основные признаки его применения. Способы
защиты от поражающих факторов биологического оружия.
3
.
Практические занятия
Семинар на теме: «Современные средства поражения»
Самостоятельная работа студента
Систематическая проработка конспектов занятий и специальной литературы (по вопросам
к параграфам, главам учебных пособий, составленным преподавателем)
Подготовка к практическим работам с использованием методических рекомендаций
преподавателя, оформление практических работ и подготовка к их защите.
2
2
4
2
2
4
3
2
1
2
2
2
3
1
13 Раздел 6
Организация
защиты и
жизнеобеспечения
населения в
чрезвычайных
ситуациях в
мирное и военное
время
Тема 6.1.
Способы защиты
населения
Написание докладов по темам: «Ядерный терроризм», «Ядерное оружие и его поражающие
факторы», «Химическое оружие и его боевые, токсические, химические вещества».
Содержание учебного материала
1
.
Эвакуация и рассредоточение – надежнейшие способы защиты населения. Способы и
порядок проведения эвакуации и рассредоточения, обязанности эвакуируемых,
правила поведения на сборных эвакопунктах (СЭП), в пути следования, по прибытии на
место размещения. Прием и размещение эвакуируемого населения.
2 Средства коллективной защиты: убежища, противорадиационные укрытия, укрытия
простейшего типа. Правила поведения в укрытиях.
Разведка в очагах поражения – вид обеспечения успешных действий. Приборы
радиационной и химической разведки. Силы ГОЧС в целях защиты населения.
Спасательные и неотложные аварийно – восстановительные работы.
3
.
Средства защиты от чрезвычайных ситуаций. Средства индивидуальной защиты органов
дыхания: противогазы, респираторы, ватномарлевые повязки и противопыльные
тканевые маски (ПТМ – 1). Медицинские средства индивидуальной защиты: аптечка
индивидуальная (АИ – 2), индивидуальный противохимический пакет (ИПП – 8, ИПП –
10). Средства индивидуальной защиты кожного покрова: легкий защитный костюм Л –
1, общевойсковой защитный комплект – ОЗК, простейшие средства защиты кожного
покрова (защитная фильтрующая одежда, обычная спортивная одежда, герметизация
повседневной одежды).
Практические занятия
Изготовление ватномарлевой повязки. Упражнение в надевании противогаза.
Самостоятельная работа студента
6
2
2
2
4
2
2
3
14 Раздел 7
Обеспечение
безопасности
детей в
современных
условиях
Тема 7.1.Правила
безопасного
поведения детей в
различных
ситуациях
Систематическая проработка конспектов занятий и специальной литературы (по вопросам
к параграфам, главам учебных пособий, составленным преподавателем)
Подготовка к практическим работам с использованием методических рекомендаций
преподавателя, оформление практических работ и подготовка к их защите.
2
.
3
.
Содержание учебного материала
1
.
Правила безопасного поведения детей на улицах и дорогах. Транспорт и опасности,
исходящие от него, правила поведения на улице. Меры предосторожности при катании
на велосипеде, коньках, лыжах и санках. Дорожные знаки и их значение.
Правила безопасного поведения детей в окружающей природе. Окружающая природа и
правила безопасного поведения детей: пожарная безопасность, ориентирование в лесу,
съедобные и несъедобные плоды, ягоды, грибы, поведение на водоеме летом и зимой.
Правила безопасного поведения детей в повседневной жизни. Основные причины
бытового травматизма среди детей: шалости на балконах, у открытых окон, катание на
лестничных перилах, игры на строительных площадках, игры со спичками, химические
эксперименты (подогрев карбида, серы, спичечных головок и др.), самопалы,
прикосновение к неизолированным проводам. Меры профилактики. Правила поведения
во время подвижных игр. Понятие о криминальной ситуации (звонок в дверь, опасные
ситуации контактов с незнакомыми людьми, сексуальное насилие и т.д.) и способы
защиты от нападения.
Практические занятия
Решение ситуационных задач
Оформление памяток по самопомощи и взаимопомощи в различных неблагоприятных
ситуациях.
Составление конспектов воспитательных мероприятий направленных на формирование у
детей правил безопасного поведения на улицах и дорогах, в транспорте, в окружающей
природе и повседневной жизни.
Контрольные работы по теме: «Обеспечение безопасности детей в современных условиях»
2
6
2
2
2
4
1
1
2
2
2
3
1
15 Самостоятельная работа студента
Систематическая проработка конспектов занятий и специальной литературы (по вопросам
к параграфам, главам учебных пособий, составленным преподавателем)
Подготовка к практическим работам с использованием методических рекомендаций
преподавателя, оформление практических работ и подготовка к их защите.
Составление памяток по темам: «Правила безопасного поведения на улицах и дорогах»,
«правила безопасного поведения детей в окружающей природе», «правила безопасного
поведения детей в повседневной жизни».
Раздел 8
Основы военной
службы. Основы
обороны
государства.
Тема
8.1.Обеспечение
национальной и
военной
безопасности РФ
2
.
Содержание учебного материала
1
.
Обеспечение национальной безопасности Российской Федерации.
Система угроз национальной безопасности. Концепция национальной безопасности
(1997г.) политический программный документ общенационального характера,
представляющий систему взглядов, приводящий процесс государственного
строительства и выработку общей идеологии реформ к единому пониманию
национальных интересов и ценностей, опасностей и угроз, форм и способов их
парирования. Приоритеты национальной безопасности: интересы Российской
Федерации в области экономики; государственная национальная политика; оборонная
сфера.
Военная доктрина РФ. Обеспечение военной безопасности РФ, военная организация
государства.
Оборона – важнейшая функция государства по обеспечению безопасности общества и
личности.
Организация и осуществление обороны страны в соответствии с международным
правом, Конституцией Российской Федерации, действующим законодательством и
военной доктриной Российской Федерацией. Организация обороны государства
Вооруженных Сил Российской Федерации – государственная военная организация,
составляющая основу обеспечения обороны страны. Главные задачи Вооруженных Сил
Российской Федерации.
4
12
2
2
1
2
2
16 3
.
4
.
Управление обороной государства и структура Вооруженных Сил РФ. Вооруженные
Силы – государственная военная организация, составляющая основу обороны страны.
Руководство и управление Вооруженными Силами. Назначение, состав и принципы
строительства Вооруженных Сил Российской Федерации на современном этапе. Виды
Вооруженных Сил и рода войск.
Войска, предназначенные для обеспечения военной безопасности государства, не
входящие в министерство обороны. Войска Федеральной пограничной службы (ФПС),
внутренние войска Министерства внутренних дел (ВВ МВД), железнодорожные войска,
войска Гражданской обороны (ГО), войска Федерального агентства правительственной
связи и информации (ФАПСИ), их предназначение в обороне страны.
Практические занятия
Изучение нормативноправовых документов, регламентирующих основы военной службы и
обороны государства, составление тезисов.
Самостоятельная работа студента
Систематическая проработка конспектов занятий и специальной литературы (по вопросам
к параграфам, главам учебных пособий, составленным преподавателем)
Подготовка к практическим работам с использованием методических рекомендаций
преподавателя, оформление практических работ и подготовка к их защите.
Содержание учебного материала
1
.
Духовно – нравственные устои, патриотизм личности – важнейшие качества защитника
Отечества.
Традиции русского патриотизма. Законы воинской чести как проявление русского
патриотизма. Символы воинской чести: верность Боевому Знамени, Военной Присяге,
Военная форма, погоны, знаки воинского различия, награды – формы отражающие
честь защитника Отечества. Боевые традиции Российских Вооруженных Сил.
Символы России. Основы патриотического воспитания детей. История Российской
государственной символики. Современная Российская символика. Современные
Российские награды. Основополагающие принципы патриотического воспитания
Российской молодежи
2
.
Практические занятия
Составление сценария праздника «Дня защиты детей» в образовательном учреждении.
Семинар на тему: «Символы воинской чести. Символы России. Современные Российские
награды», «Духовнонравственные устои, патриотизм личности – важнейшие качества
2
2
6
2
2
2
6
2
2
3
1
2
2
3
17
Тема 8.2.
Военно
патриотическое
воспитаниемолоде
жи защитника Отечества».
Самостоятельная работа студента
Систематическая проработка конспектов занятий и специальной литературы (по вопросам
к параграфам, главам учебных пособий, составленным преподавателем)
Подготовка к практическим работам с использованием методических рекомендаций
преподавателя, оформление практических работ и подготовка к их защите.
Написание докладов по темам: «Духовнонравственные устои, патриотизм личности –
важнейшие качества защитника Отечества», «Символы воинской чести», «Символы
России», «Современные Российские награды».
Составление конспекта воспитательного мероприятия по военнопатриотическому
воспитанию.
Раздел 9
Основы
медицинской
службы ГО
Тема 9.1.
Медицинская
служба ГО и
оказание первой
медицинской
помощи
населению
2
.
3
.
Содержание учебного материала
1
.
Организация, задачи, характеристика и назначение медицинских формирований
Всероссийской службы медицины катастроф. Назначение и структура Всероссийской
службы медицины катастроф.
Организация и основные задачи. Характеристика и назначение медицинских
формирований. Санитарные группы и санитарные бригады. Обязанности сандружинниц
по уходу за пораженными и больными. Виды медицинской помощи. Организация
работы лечебного учреждения в условиях чрезвычайных ситуаций.
Правила оказания первой медицинской помощи. Первая медицинская помощь при
ранениях, при внезапном прекращении сердечной деятельности и дыхания. Значение
первой медицинской помощи и правила ее оказания. Классификация ран и их
осложнения. Первая медицинская помощь при ранениях. Виды повязок, правила их
наложения. Первая медицинская помощь при внезапном прекращении сердечной
деятельности и дыхания (Изучается в основах медицинских знаний).
Первая медицинская помощь при кровотечениях, ожогах, обморожениях.
Виды кровотечений, их характеристика. Первая медицинская помощь при
кровотечениях.
Характеристика ожогов и обморожений. Первая медицинская помощь при ожогах и
6
14
2
2
2
1
2
2
2
18 4
.
5
.
6
.
7
.
обморожениях (Изучается в основах медицинских знаний).
Первая медицинская помощь при синдроме длительного сдавливания, травмах, ушибах,
переломах костей, травматическом шоке. Травматический токсикоз, периоды его
протекания, первая медицинская помощь. Первая медицинская помощь при травмах
головы, сотрясении головного мозга, растяжении связок, вывихах. Виды переломов
костей. Травматический шок. Первая помощь. Иммобилизация при различных
переломах (Изучается в основах медицинских знаний).
Радиационные поражения, их профилактика и первая медицинская помощь.
Острая и хроническая лучевая болезнь. Радиационные ожоги. Противорадиационная
защита населения и оказания первой медицинской помощи при радиационных
поражениях.
Первая медицинская помощь при поражении АХОВ (аварийно – химически опасными
веществами), при острых бытовых отравлениях ядами природного происхождения.
Химическое оружие – средство массового поражения. Особенности воздействия
отравляющих веществ на человека и основные признаки поражения. Первая
медицинская помощь при поражениях отравляющими веществами: (ОВ) нервно –
паралитического действия ( – газы, зарин, зоман); кожнонарывного действия
(иприт); общеядовитого действия (синильная кислота, хлорциан); удушающего
действия (фосген); при отравлении хлором, аммиаком.
Коллективные медицинские средства и способы защиты населения: первая
медицинская помощь, оказываемая населению при массовом поражении; вакцинация и
лекарственная профилактика по предупреждению инфекционных болезней и эпидемий;
обсервация; карантин; санитарная обработка;
дезактивация; дегазация; дезинфекция.
Υ
Практические занятия
Наложение разнообразных видов повязок.Непрямой массаж сердца и искусственная
вентиляция легких.
Учебный практикум по остановке кровотечений разных видов, наложение жгута,
использование закрутки.
Наложение шин, тугих повязок при травмах и переломах.
Решение ситуационных задач на тему: «Оказание первой медицинской помощи».
Самостоятельная работа студента
Систематическая проработка конспектов занятий и специальной литературы (по вопросам
2
2
2
2
6
5
2
2
2
2
3
1
1
19 к параграфам, главам учебных пособий, составленным преподавателем)
Подготовка к практическим работам с использованием методических рекомендаций
преподавателя, оформление практических работ и подготовка к их защите.
Всего:
102
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)
20 3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Требования к минимальному материальнотехническому
3.1.
обеспечению
Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета
«Безопасность жизнедеятельности»
Оборудование учебного кабинета:
комплект учебнометодической документации;
оборудование (тренажёр для проведения непрямого массажа сердца и
искусственной вентиляции легких, костюм химической защиты, противогазы и
др.);
наглядные пособия (плакаты: с Российской символикой, по тактической
подготовке, по огневой подготовке, по медикосанитарной подготовке, по
гражданской обороне, действиям в ЧС, правила поведения в ЧС, съемные
стенды по темам курса, видеофильмы);
Технические средства обучения: DVDплеер, телевизор
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий,
дополнительной литературы
Основные источники:
1.Бубнов, В.Г. Основы медицинских знаний [Текст]: учеб. пособие для учся
Интернетресурсов,
911 классов общеобразовательных учреждений и преподавателей
организаторов Основы безопасности жизнедеятельности / В.Г. Бубнов, Н.В.
Бубнова.М.: АСТЛТД, 1997. 400 с.
2.Михайлов, Л.А. Безопасность жизнедеятельности [Текст]: учебник для
вузов / Л.А. Михайлов, В.П. Соломин, А.А. Михайлов, А.В. Старостенко, О.В.
Шатровой, Т.А. Беспамятных, Н.В. Закревский, Э.М. Киселева; под общей
21 редакцией Л.А.Михайлова.М.СП,Н.НовгородВоронежРостовна Дону
ЕкатеринбургСамараКиевХарьковМинск: ПИТЕР, 2005.301 с.
3.Сапронов, Ю.Г. Безопасность жизнедеятельности [Текст]: учеб.пособие для
студентов учреждений среднего проф. образования / Ю.Г. Сапронов, А.Б.
Сыса, В.В. Шахбазян. М.:Академия, 2002. – 320 с.
Дополнительные источники:
Беспятова, Н.К. Военнопатриотическое воспитание детей и подростков как
средство социализации [Текст]: методическое пособие / Н.К. Беспятова, Д.Е.
Яковлев. М.: Айриспресс, 2006. 192 с.
Дзыбов,
М.М.
Безопасность жизнедеятельности [Текст]:
сборник
нормативных документов по подготовке учащейся молодежи в области
защиты от чрезвычайных ситуаций / М.М.Дзыбов, В.Н. Латчук, Б.И. Мишин,
С.В. Петров, А.Т. Смирнов; под общ.ред. М.М.Дзыбова М.: ДиК, АСТЛТД,
1998 704 с.
Марков, В.В. Основы здорового образа жизни и профилактика болезней
[Текст]: учеб.пособие для студ. высш. пед. учеб заведений / В.В.Марков. М.:
Академия, 2001. 320 с.
Можейко,
И.В.
Государственная символика России.
(История и
современность) [Текст]: наглядное пособие. / И.В. Можейко, Н.А. Сивова,
Н.А. Соболева. М.: ЦНСО, 2003. 224 с.
Репин, Ю.В. Безопасность и защита человека в чрезвычайных ситуациях.
[Текст]: учебное пособие для студентов педагогических университетов по
специальности «Безопасность жизнедеятельности»
Екатеринбург, 2000. 346 с.
/
Ю.В.
Репин.
Смирнов, Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии и
психология здоровья в школе [Текст] / Н.К.Смирнов. М.: АРКТИ, 2005.
320 с.
22 4.КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины
осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий
работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных
заданий, проектов, исследований.
Результаты обучения
(освоенные умения, усвоенные знания)
Обучающиеся должны уметь:
организовывать и проводить мероприятия
по защите работающих и населения от
негативных воздействий чрезвычайных
ситуаций;
предпринимать профилактические меры
для снижения уровня опасностей
различного вида и их последствий в
профессиональной деятельности и быту;
использовать средства индивидуальной и
коллективной защиты от оружия
массового поражения;
применять первичные средства
пожаротушения;
ориентироваться в перечне военно
учетных специальностей и самостоятельно
определять среди них родственные
полученной специальности;
применять профессиональные знания в
ходе исполнения обязанностей военной
службы на воинских должностях в
соответствии с полученной
специальностью;
владеть способами бесконфликтного
общения и саморегуляции в повседневной
Формы и методы контроля и оценки
результатов обучения
публичное выступление с докладом на
практическом занятии;
контрольная работа по темам;
проверка письменных работ;
зачет по практическим навыкам;
Итоговый зачет по учебной
дисциплине.
23 деятельности и экстремальных условиях
военной службы;
оказывать первую помощь пострадавшим;
обучающиеся должны знать:
принципы обеспечения устойчивости
объектов экономики, прогнозирования
развития событий и оценки последствий
при техногенных чрезвычайных ситуациях
и стихийных явлениях, в том числе в
условиях противодействия терроризму
как серьезной угрозе национальной
безопасности России;
основные виды потенциальных опасностей
и их последствия в профессиональной
деятельности и быту, принципы снижения
вероятности их реализации;
основы военной службы и обороны
государства;
задачи и основные мероприятия
гражданской обороны; способы защиты
населения от оружия массового
поражения;
меры пожарной безопасности и правила
безопасного поведения при пожарах;
организацию и порядок призыва граждан
на военную службу и поступления на нее в
добровольном порядке;
основные виды вооружения, военной
техники и специального снаряжения,
состоящих на вооружении (оснащении)
воинских подразделений, в которых
имеются военноучетные специальности,
родственные специальностям СПО;
область применения получаемых
профессиональных знаний при исполнении
обязанностей военной службы;
порядок и правила оказания первой
помощи пострадавшим.
Разработчики:
Заместитель директора по НМР
ГБПОУ «Сахалинский техникум
отраслевых технологий и сервиса»
В.Г. Сафина
24 Преподаватель спецдисциплин
ГБПОУ «Сахалинский техникум
отраслевых технологий и сервиса»
А.В. Рудаков
Эксперты:
____________________ ___________________ _________________________
(место работы) (занимаемая должность) (инициалы, фамилия)
25
Рабочая программа Безопасность жизнедеятельности
Рабочая программа Безопасность жизнедеятельности
Рабочая программа Безопасность жизнедеятельности
Рабочая программа Безопасность жизнедеятельности
Рабочая программа Безопасность жизнедеятельности
Рабочая программа Безопасность жизнедеятельности
Рабочая программа Безопасность жизнедеятельности
Рабочая программа Безопасность жизнедеятельности
Рабочая программа Безопасность жизнедеятельности
Рабочая программа Безопасность жизнедеятельности
Рабочая программа Безопасность жизнедеятельности
Рабочая программа Безопасность жизнедеятельности
Рабочая программа Безопасность жизнедеятельности
Рабочая программа Безопасность жизнедеятельности
Рабочая программа Безопасность жизнедеятельности
Рабочая программа Безопасность жизнедеятельности
Рабочая программа Безопасность жизнедеятельности
Рабочая программа Безопасность жизнедеятельности
Рабочая программа Безопасность жизнедеятельности
Рабочая программа Безопасность жизнедеятельности
Рабочая программа Безопасность жизнедеятельности
Рабочая программа Безопасность жизнедеятельности
Рабочая программа Безопасность жизнедеятельности
Рабочая программа Безопасность жизнедеятельности
Рабочая программа Безопасность жизнедеятельности
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.