Рабочая программа дисциплины «Экология» составлена в соответствии с требованиями Федерального Государственного образовательного стандарта Высшего профессионального образования по направлению подготовки 45.03.02 Лингвистика (уровень бакалавриата), утвержденным приказом Минобрнауки России от 07.08.2014 N 940.
Изучение дисциплины «Экология» ориентировано на получение обучающимися знаний об основах организации, функционировании и взаимосвязи надорганизменных систем (в т.ч. и антропогенных), различных уровней, а также взаимодействии человека и окружающей его среды в различных экологических системах.
РПД Экология ВПО.docx
Негосударственное образовательное
частное учреждение высшего образования
«Московский финансовопромышленный университет
«Синергия»
Кафедра Высшей математики и естественнонаучных дисциплин
УТВЕРЖДАЮ
Первый проректор,
кандидат экономических наук
___________________
А.И. Васильев
Рабочая программа дисциплины
«Экология»
Направление подготовки: 45.03.02 Лингвистика
Профиль подготовки: Теория и практика перевода
Квалификация выпускника: бакалавр
Форма обучения: очная
Обсуждено
на заседании кафедры
Высшей математики и
естественнонаучных дисциплин
«31» августа 2017 г.
Протокол № 1
Составитель(и) программы:
Хамидуллин Р. Я. к.т.н., доцент
Ravgat@yandex.ru
Рейтер К.А. к.ф.н., доцент
Cyrill_reiter@mail.ru Москва 2017
Содержание
I. Аннотация к дисциплине..................................................................................................3
II. Перечень планируемых результатов обучения, соотнесенных с планируемыми
результатами освоения образовательной программы........................................................5
III. Тематический план.........................................................................................................7
IV. Содержание дисциплины.............................................................................................10
V. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины......................12
VI. Перечень основной и дополнительной литературы, необходимой для освоения
дисциплины.........................................................................................................................19
VII. Перечень ресурсов информационнокоммуникационной сети «Интернет»,
необходимой для освоения дисциплины...........................................................................20
VIII. Описание материальнотехнической базы, необходимой для осуществления
образовательного процесса по дисциплине......................................................................20
IX. Перечень информационных технологий, используемых при осуществлении
образовательного процесса по дисциплине......................................................................21
X. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся
по дисциплине.....................................................................................................................21
Типовые задания для проведения промежуточной аттестации обучающихся..............68
2 I. Аннотация к дисциплине
Рабочая программа дисциплины «Экология» составлена в
соответствии с требованиями Федерального Государственного
образовательного стандарта Высшего профессионального образования по
направлению подготовки 45.03.02 Лингвистика (уровень бакалавриата),
утвержденным приказом Минобрнауки России от 07.08.2014 N 940.
Изучение дисциплины «Экология» ориентировано на получение
обучающимися знаний об основах организации, функционировании и
взаимосвязи надорганизменных систем (в т.ч. и антропогенных),
различных уровней, а также взаимодействии человека и окружающей его
среды в различных экологических системах.
Место дисциплины в структуре образовательной программы
Настоящая дисциплина включена в учебные планы по программам
подготовки бакалавров по направлению 45.03.02 Лингвистика входит в
вариативную часть как дисциплина по выбору настоящей программы
Б1.В.ДВ.4
Дисциплина изучается на 1 курсе во 2 семестре.
Цели и задачи дисциплины
Целью изучения дисциплины «Экология» является формирование у
студентов экологического мировоззрения, воспитание способности
сознательно и ответственно оценивать и организовывать свою
профессиональную деятельность с точки зрения охраны биосферы и
окружающей среды.
Задачи дисциплины:
•
•
экологического
сформировать знания фундаментальных законов, явлений и эффектов
в области экологии; требований экологии по защите окружающей
среды; основ разработки энергосберегающих, экологически чистых и
безопасных технологий;
законодательства,
нормативноправовых и экономических основ охраны окружающей
среды; основ экологического мониторинга и методов оценки
экологической
рационального
природопользования, способов предотвращения различных видов
загрязнения окружающей среды.
выработать умения выявлять источники экологического загрязнения,
оценивать экологическую обстановку и вырабатывать мероприятия
экологической защиты окружающей среды и объектов экономики;
осуществлять
природоохранные
своей
осуществлять безопасную и
профессиональной деятельности,
мероприятия
обстановки;
в
принципов
3 экологичную эксплуатацию систем и объектов; оценивать величину
платы за загрязнение окружающей среды и экологический ущерб;
работать с нормативной,
научнотехнической и справочной
литературой по вопросам обеспечения экологической безопасности
профессиональной деятельности.
4 II. Перечень планируемых результатов обучения, соотнесенных с
планируемыми результатами освоения образовательной программы
Процесс изучения дисциплины «Экология» направлен на
формирование общих, общепрофессиональных и профессиональных
компетенций,
предусмотренных Федеральным государственным
образовательным стандартом высшего образования по направлению
подготовки 45.03.02 Лингвистика (уровень бакалавриата): ОК5, ОК6,
ПК26
5 Результаты
освоения ООП
(содержание
компетенций)
Способность к к
осознанию значения
гуманистических
ценностей для
сохранения и
развития
современной
цивилизации;
готовностью
принимать
нравственные
обязательства по
отношению к
окружающей
природе, обществу и
культурному
наследию
Владеть
наследием
отечественной
научной мысли,
направленной на
решение
общегуманитарных и
общечеловеческих
задач
Код
компет
енции
ОК5
Перечень планируемых результатов
обучения по дисциплине
Знать (З):
Уметь (У):
гуманистические ценности (З1);
принять на себя нравственное
обязательство по отношению к обществу и
культурному наследию (У1);
Формы и методы
обучения,
способствующие
формированию
и развитию
компетенции
Работа на занятиях,
выполнение
домашних заданий,
самостоятельная
работа
Владеть (В):
навыками нравственного восприятия
окружающего мира (В1).
ОК6
Знать (З):
основные сведения о вкладе
отечественных ученых в развитие
экологии; цели и задачи, объект и предмет
науки; основные обстоятельства и условия
зарождения и становления экологии (З2);
Работа на занятиях,
выполнение
домашних заданий,
самостоятельная
работа
Уметь (У):
Владеть (В):
определить роль и место отечественной
науки и культуры в системе развития
мировых цивилизаций (У2);
концептуальной основой для осмысления
роли экологии в жизни общества (В2).
ПК26
Владеть
стандартными
методиками поиска,
анализа и обработки
материала
исследования
Работа на занятиях,
выполнение
домашних заданий,
самостоятельная
работа
Знать (З):
Уметь (У):
Владеть (В):
стандартные методы исследования
(З3);
осмысленно выбирать научный метод
для своего исследования (У3);
навыками работы с научной
литературой (поиск,
конспектирование, реферирование)
(В3).
6 III. Тематический план
Контактная работа обучающихся с
преподавателем (по видам учебных занятий)
й
ы
Интерактивные занятия
)
н
и
н
и
о
д
и
а
ц
т
а
с
у
с
т
й
и
е
С
к
(
с
с
а
л
к
р
е
т
с
а
М
г
н
и
н
е
р
Т
м
у
к
и
т
к
а
р
п
й
ы
н
р
о
т
а
р
о
б
а
Л
а
р
г
и
я
а
к
с
е
ч
и
т
к
а
д
и
Д
и
ц
к
е
Л
и Активные
ы
занятия
р
а
н
и
м
е
С
ю
и
н
е
ш
е
р
о
п
ч
а
м
д
у
а
к
з
и
т
к
а
р
П
Очная форма
4
6
4
4
5
4
10
7
я
с
х
и
щ
ю
а
ч
у
б
о
а
т
о
б
а
р
я
а
н
ь
л
е
т
я
о
т
с
о
м
а
С
22
22
22
Форма ТКУ
Форма ПА /
балл
Доклад на
семинаре /
5 бал.;
тестовые
задания /
10 бал.
Доклад на
семинаре /
5 бал.;
тестовые
задания /
10 бал.
Тестовые
задания /
10 бал.;
Решение
х
ы
м
е
у
р
и
м
р
о
ф
ы
д
о
К
й
и
ц
н
е
т
е
п
м
о
к
ОК5
(З1, У1,
В1),
ОК6
(З2, У2,
В2),
ПК26
(З3, У3,
В3)
ОК5
(З1, У1,
В1),
ОК6
(З2, У2,
В2),
ПК26
(З3, У3,
В3)
ОК5
(З1, У1,
В1),
ОК6
Наименование
тем
Тема 1.
Основные
понятия и законы
экологии.
Тема 2.
Глобальные
проблемы
окружающей
среды.
Тема 3.
Экологические
принципы
рационального я
с
х
и
щ
ю
а
ч
у
б
о
а
т
о
б
а
р
я
а
н
ь
л
е
т
я
о
т
с
о
м
а
С
Форма ТКУ
Форма ПА /
балл
Контактная работа обучающихся с
преподавателем (по видам учебных занятий)
й
ы
Интерактивные занятия
)
н
и
н
и
о
д
и
а
ц
т
а
с
у
с
т
й
и
е
С
к
(
с
с
а
л
к
р
е
т
с
а
М
г
н
и
н
е
р
Т
м
у
к
и
т
к
а
р
п
й
ы
н
р
о
т
а
р
о
б
а
Л
а
р
г
и
я
а
к
с
е
ч
и
т
к
а
д
и
Д
и
ц
к
е
Л
и Активные
ы
занятия
р
а
н
и
м
е
С
ю
и
н
е
ш
е
р
о
п
ч
а
м
д
у
а
к
з
и
т
к
а
р
П
Очная форма
5
4
8
24
задач/10
баллов
Кейсзадачи
/ 15 бал.
Тестовые
задания /
10 бал.;
Решение
задач/10
баллов
Кейсзадачи
/ 15 бал.
18
10
8
18
90
100
Зачет с
оценкой
0
144
4
8
х
ы
м
е
у
р
и
м
р
о
ф
ы
д
о
К
й
и
ц
н
е
т
е
п
м
о
к
(З2, У2,
В2),
ПК26
(З3, У3,
В3)
ОК5
(З1, У1,
В1),
ОК6
(З2, У2,
В2),
ПК26
(З3, У3,
В3)
Наименование
тем
использования
природных
ресурсов и охраны
природы.
Тема 4.
Правовые и
экономические
основы охраны
окружающей
среды.
Всего:
Контроль
(экзамен + зачет),
час
Общая
трудоемкость
дисциплины (в
часах)
Общая
трудоемкость я
с
х
и
щ
ю
а
ч
у
б
о
а
т
о
б
а
р
я
а
н
ь
л
е
т
я
о
т
с
о
м
а
С
Форма ТКУ
Форма ПА /
балл
Контактная работа обучающихся с
преподавателем (по видам учебных занятий)
Наименование
тем
х
ы
м
е
у
р
и
м
р
о
ф
ы
д
о
К
й
и
ц
н
е
т
е
п
м
о
к
и
ц
к
е
Л
и Активные
ы
занятия
р
а
н
и
м
е
С
ю
и
н
е
ш
е
р
о
п
ч
а
м
д
у
а
к
з
и
т
к
а
р
П
й
ы
Интерактивные занятия
)
н
и
н
и
о
д
и
а
ц
т
а
с
у
с
т
й
и
е
С
к
(
с
с
а
л
к
р
е
т
с
а
М
г
н
и
н
е
р
Т
м
у
к
и
т
к
а
р
п
й
ы
н
р
о
т
а
р
о
б
а
Л
а
р
г
и
я
а
к
с
е
ч
и
т
к
а
д
и
Д
дисциплины (в
зачетных
единицах)
Очная форма
9 IV. Содержание дисциплины
Тема 1. Основные понятия и законы экологии.
Уровни организации живых систем.
Взаимоотношения
организма и среды в экосистемах. Экологические факторы.
Основные законы экологии. Взаимоотношения организма и среды.
Перенос и превращения вещества и энергии в экосистемах. Структура
биосферы и основные функции. Термодинамика экологических систем.
Эволюция экологических систем.
Термодинамическая модель
биологического прогресса. Циклические процессы в биосфере.
Биосферные ритмы и устойчивость биосферы. Биосферная функция
человека. Ноосфера как новая стадия эволюции биосферы.
Литература к теме 1:
1. Никитин И.В., Хамидуллин РЯ. Экология: Интернеткурс. – М.:
МФПУ «Синергия», 2014, гл.1. http://biblioclub.ru
2. Степановских А. С. Общая экология: учебник. – М.: ЮнитиДана,
2015. – 687 с. http://biblioclub.ru
3. Иванов В. П., Васильева О. В. Основы экологии. – М.: СпецЛит, 2010.
– 272 с. http://biblioclub.ru
Интернетссылки:
1. http://ecopeak.ru/arts/category/news
Тема 2. Глобальные проблемы окружающей среды.
Нарушение устойчивости биохимических циклов. Природные
ресурсы. Классификация ресурсов. Экологические конфликтные
ситуации. Проблема народонаселения и пути ее решения. Антропогенное
воздействие на окружающую среду. Круговорот веществ в природе и
загрязнение геосистем. Земельные ресурсы. Загрязнение земли. Водные
ресурсы, их использование и загрязнение. Энергетические ресурсы.
Атмосфера. Масштабы и последствия загрязнения. Нарушение озонового
слоя. Парниковый эффект и изменения климата. Биоресурсы.
Биоразнообразие и утрата видов.
Экологические последствия
современных войн и вооружённых конфликтов.
Литература к теме 2:
1. Никитин И.В., Хамидуллин РЯ. Экология: Интернеткурс. –М.:
МФПУ «Синергия», 2014, гл.2. http://biblioclub.ru
2. Степановских А. С. Общая экология: учебник. – М.: ЮнитиДана,
2015. – 687 с. http://biblioclub.ru
3. Иванов В. П., Васильева О. В. Основы экологии. – М.: СпецЛит, 2010.
10 – 272 с. http://biblioclub.ru
Интернетссылки:
1. http://ecopeak.ru/arts/category/news
Тема 3.
Экологические принципы рационального
использования природных ресурсов и охраны природы.
Стандарты качества компонентов природы: воздуха, воды,
почвы. Принципиальные направления инженерной защиты и
восстановления компонентов окружающей природной среды.
Экологическая экспертиза, стандартизация и паспортизация. Оценка
экологической обстановки.
Требования экологии по защите
окружающей среды. Экологическая безопасность. Экозащитная техника и
технология. Защита атмосферы, гидросферы и литосферы. Защита
биотических сообществ. Защита окружающей природной среды от
особых видов воздействий. Экологический мониторинг и контроль
состояния окружающей среды, средства экологического мониторинга.
Литература к теме 3:
1. Никитин И.В., Хамидуллин РЯ. Экология: Интернеткурс. –М.:
МФПУ «Синергия», 2014, гл.3. http://biblioclub.ru
2. Степановских А. С. Общая экология: учебник. – М.: ЮнитиДана,
2015. – 687 с. http://biblioclub.ru
3. Иванов В. П., Васильева О. В. Основы экологии. – М.: СпецЛит, 2010.
– 272 с. http://biblioclub.ru
Интернетссылки:
1. http://ecopeak.ru/arts/category/news
Тема 4. Правовые и экономические основы охраны
окружающей среды.
Основы
экологического
природоохранное
законодательство,
экологические
правонарушения и профессиональная ответственность. Основы
экономики природопользования. Международное сотрудничество в
области охраны окружающей среды. Концепция устойчивого развития.
ответственность
за
права,
Литература к теме 4:
1. Никитин И.В., Хамидуллин РЯ. Экология: Интернеткурс. –М.:
МФПУ «Синергия», 2014, гл.4. http://biblioclub.ru
2. Степановских А. С. Общая экология: учебник. – М.: ЮнитиДана,
2015. – 687 с. http://biblioclub.ru
11 3. Иванов В. П., Васильева О. В. Основы экологии. – М.: СпецЛит, 2010.
– 272 с. http://biblioclub.ru
Интернетссылки:
1. http://ecopeak.ru/arts/category/news
V. Методические указания для обучающихся по освоению
дисциплины
В процессе изучения дисциплины «Экология» используются такие
виды учебной работы, как лекции, семинары, а также различные виды
самостоятельной работы обучающихся по заданию преподавателя.
Методические указания для обучающихся при работе над
конспектом лекций во время проведения лекции
Лекция – систематическое, последовательное, монологическое
как правило,
изложение преподавателем учебного материала,
теоретического характера.
В процессе лекций рекомендуется вести конспект, что позволит
впоследствии вспомнить изученный учебный материал, дополнить
содержание при самостоятельной работе с литературой, подготовиться к
экзамену.
Следует также обращать внимание на категории, формулировки,
раскрывающие содержание тех или иных явлений и процессов, научные
выводы и практические рекомендации, положительный опыт в
ораторском искусстве. Желательно оставить в рабочих конспектах поля,
на которых делать пометки из рекомендованной литературы,
дополняющие материал прослушанной лекции, а также подчеркивающие
особую важность тех или иных теоретических положений.
Любая лекция должна иметь логическое завершение, роль которого
выполняет заключение. Выводы по лекции подытоживают размышления
преподавателя по учебным вопросам. Формулируются они кратко и
лаконично, их целесообразно записывать. В конце лекции, обучающиеся
имеют возможность задать вопросы преподавателю по теме лекции.
Методические указания для обучающихся при работе на
семинаре
Семинары реализуются в соответствии с рабочим учебным планом
при последовательном изучении тем дисциплины.
В ходе подготовки к семинарам обучающемуся рекомендуется
изучить основную литературу, ознакомиться с дополнительной
литературой, новыми публикациями в периодических изданиях:
12 журналах, газетах и т.д. При этом следует учесть рекомендации
преподавателя и требования учебной программы. Рекомендуется также
дорабатывать свой конспект лекции, делая в нем соответствующие
записи из литературы,
рекомендованной преподавателем и
предусмотренной учебной программой. Следует подготовить тезисы для
выступлений по всем учебным вопросам, выносимым на семинар.
Готовясь к докладу или реферативному сообщению, обучающийся может
обращаться за методической помощью к преподавателю. Заканчивать
подготовку следует составлением плана (конспекта) по изучаемому
материалу (вопросу). Это позволяет составить концентрированное,
сжатое представление по изучаемым вопросам.
В ходе семинара обучающийся может выступать с заранее
подготовленным докладом. Также он должен проявлять активность при
обсуждении выступлений и докладов согруппников.
Поскольку активность обучающегося на семинарских занятиях
является предметом контроля его продвижения в освоении курса,
подготовка к семинарским занятиям требует ответственного отношения.
Не допускается выступление по первоисточнику – необходимо иметь
подготовленный письменный доклад, оцениваемый преподавателем
наряду с устным выступлением. Не допускается также и распределение
вопросов к семинару среди обучающихся группы, в результате которого
отдельный обучающийся является не готовым к конструктивному
обсуждению «не своего» вопроса. Все вопросы к семинару должны быть
письменно проработаны каждым обучающимся.
Методические указания для обучающихся по подготовке
докладапрезентации
Докладпрезентация – это официальное сообщение, посвященное
заданной теме, которое может содержать описание состояния дел в
какойлибо сфере деятельности или ситуации; взгляд автора на ситуацию
или проблему, анализ и возможные пути решения проблемы. Если
письменный текст обязан быть правильно построен и оформлен, грамотно
написан и удовлетворительно раскрывать тему содержания, то для
устного сообщения этого мало. Устное выступление должно хорошо
восприниматься на слух, то есть быть интересно поданным для
аудитории.
Для подготовки презентации необходимо собрать и обработать
начальную информацию.
Последовательность подготовки презентации:
1. Четко сформулировать цель презентации: вы хотите свою
аудиторию мотивировать, убедить, заразить какойто идеей или просто
13 формально отчитаться.
2. Определить каков будет формат презентации: живое выступление
(тогда, сколько будет его продолжительность) или электронная рассылка
(каков будет контекст презентации).
3. Отобрать всю содержательную часть для презентации и выстроить
логическую цепочку представления.
4. Определить ключевые моменты в содержании текста и выделить
их.
5. Определить виды визуализации (картинки) для отображения их на
слайдах в соответствии с логикой, целью и спецификой материала.
6. Подобрать дизайн и форматировать слайды (количество картинок
и текста, их расположение, цвет и размер).
7. Проверить визуальное восприятие презентации.
К видам визуализации относятся иллюстрации, образы, диаграммы,
Иллюстрация – представление реально существующего
таблицы.
зрительного ряда.
Практические советы по подготовке презентации:
готовьте отдельно: печатный текст, слайды (1015), раздаточный
материал;
обязательная информация для презентации: тема, фамилия и
инициалы выступающего;
план сообщения;
краткие выводы из всего сказанного;
список использованных источников.
Доклад – сообщение по заданной теме, с целью внести знания из
дополнительной литературы, систематизировать материл,
проиллюстрировать примерами, развивать навыки самостоятельной
работы с научной литературой, познавательный интерес к научному
познанию.
Тема доклада должна быть согласованна с преподавателем и
соответствовать теме учебного занятия. Материалы при его подготовке,
должны соответствовать научнометодическим требованиям и быть
указаны в докладе. Необходимо соблюдать регламент, оговоренный при
получении задания. Иллюстрации должны быть достаточными, но не
чрезмерными. Работа студента над докладом включает отработку умения
самостоятельно обобщать материал и делать выводы в заключении,
умения ориентироваться в материале и отвечать на дополнительные
вопросы слушателей, отработку навыков ораторства, умения проводить
диспут.
Докладчик должен знать и уметь:
14 сообщать новую информацию;
использовать технические средства; хорошо ориентироваться в теме
всего семинарского занятия;
дискутировать и быстро отвечать на заданные вопросы; четко
выполнять установленный регламент (не более 10 минут);
иметь представление о композиционной структуре доклада и др.
Структура выступления.
Вступление должно содержать:
название, сообщение основной идеи;
современную оценку предмета изложения, краткое перечисление
рассматриваемых вопросов;
живую интересную форму изложения;
акцентирование внимания на важных моментах, оригинальность
подхода.
Основная часть, в которой выступающий должен глубоко раскрыть
суть затронутой темы, обычно строится по принципу отчета. Задача
основной части – представить достаточно данных для того, чтобы
слушатели заинтересовались темой и захотели ознакомиться с
материалами. При этом логическая структура теоретического блока не
должны даваться без наглядных пособий, аудиовизуальных и визуальных
материалов. Заключение – ясное, четкое обобщение и краткие выводы,
которых всегда ждут слушатели.
Методические указания для обучающихся по подготовке и
участию в дискуссии
Дискуссия – это целенаправленное обсуждение конкретного
вопроса, сопровождающееся, обменом мнениями, идеями между двумя и
более лицами.
Задача дискуссии – обнаружить различия в понимании вопроса и в
споре установить истину. Дискуссии могут быть свободными и
управляемыми.
К технике управляемой дискуссии относятся: четкое определение
цели, прогнозирование реакции оппонентов, планирование своего
поведения, ограничение времени на выступления и их заданная
очередность.
Групповая дискуссия. Для проведения такой дискуссии все
обучающиеся, присутствующие на практическом занятии, разбиваются на
небольшие подгруппы, которые обсуждают те или иные вопросы,
входящие в тему занятия.
Обсуждение может организовываться двояко: либо все подгруппы
анализируют один и тот же вопрос, либо какаято крупная тема
15 разбивается на отдельные задания.
Для проведения дискуссии необходимо:
1. Выбрать тему дискуссии, ее может предложить, как
преподаватель, так и студенты.
2. Выделить проблематику. Обозначить основные спорные вопросы.
3. Рассмотреть, исторические и современные подходы по выбранной
теме.
4. Подобрать литературу.
5. Выписать тезисы.
6. Проанализировать материал и определить свою точку зрения по
данной проблематике.
Методические указания для обучающихся по организации
самостоятельной работы
Самостоятельная работа обучающихся направлена на
самостоятельное изучение отдельных тем/вопросов учебной дисциплины.
Самостоятельная работа является обязательной для каждого
обучающегося, ее объем по дисциплине определяется учебным планом.
При самостоятельной работе обучающиеся взаимодействуют с
рекомендованными материалами при минимальном участии
преподавателя.
Работа с литературой(конспектирование)
Самостоятельная работа с учебниками, учебными пособиями,
научной, справочной и популярной литературой, материалами
периодических изданий и Интернета, статистическими данными является
наиболее эффективным методом получения знаний, позволяет
значительно активизировать процесс овладения информацией,
способствует более глубокому усвоению изучаемого материала,
формирует у обучающихся свое отношение к конкретной проблеме.
Изучая материал по учебной книге (учебнику, учебному пособию,
монографии, и др.), следует переходить к следующему вопросу только
после полного уяснения предыдущего, фиксируя выводы и вычисления, в
том числе те, которые в учебнике опущены или на лекции даны для
самостоятельного вывода.
Особое внимание обучающийся должен обратить на определение
основных понятий курса. Надо подробно разбирать примеры, которые
поясняют определения. Полезно составлять опорные конспекты.
Выводы, полученные в результате изучения учебной литературы,
рекомендуется в конспекте выделять, чтобы при перечитывании
материала они лучше запоминались.
При самостоятельном решении задач нужно обосновывать каждый
16 этап решения, исходя из теоретических положений курса.
Вопросы, которые вызывают у обучающегося затруднение при
подготовке, должны быть заранее сформулированы и озвучены во время
занятий в аудитории для дополнительного разъяснения преподавателем.
Эссе – это самостоятельная письменная работа на тему,
предложенную преподавателем. Цель эссе состоит в развитии навыков
самостоятельного творческого мышления и письменного изложения
собственных мыслей.
Эссе должно содержать: четкое изложение сути поставленной
проблемы, включать самостоятельно проведенный анализ этой проблемы
с использованием концепций и аналитического инструментария,
рассматриваемого в рамках дисциплины, выводы, обобщающие
авторскую позицию по поставленной проблеме. В зависимости от
специфики дисциплины формы эссе могут
значительно
дифференцироваться.
Структура эссе.
Титульный лист
2. Введение – суть и обоснование выбора данной темы, состоит из
ряда компонентов, связанных логически и стилистически; На этом этапе
очень важно правильно сформулировать вопрос, на который вы
собираетесь найти ответ в ходе своего исследования.
При работе над введением могут помочь ответы на следующие
вопросы: «Надо ли давать определения терминам, прозвучавшим в теме
эссе?», «Почему тема, которую я раскрываю, является важной в
настоящий момент?», «Какие понятия будут вовлечены в мои
рассуждения по теме?», «Могу ли я разделить тему на несколько более
мелких подтем?».
3. Основная часть – теоретические основы выбранной проблемы и
изложение основного вопроса.
1.
Данная часть предполагает развитие аргументации и анализа, а
также обоснование их, исходя из имеющихся данных, других аргументов
и позиций по этому вопросу. В этом заключается основное содержание
эссе и это представляет собой главную трудность. Поэтому важное
значение имеют подзаголовки, на основе которых осуществляется
структурирование аргументации; именно здесь необходимо обосновать
(логически, используя данные или строгие рассуждения) предлагаемую
аргументацию/анализ.
в качестве
аналитического инструмента можно использовать графики, диаграммы и
таблицы.
где это необходимо,
Там,
В зависимости от поставленного вопроса анализ проводится на
основе следующих категорий:
Причина – следствие, общее – особенное, форма – содержание,
часть – целое, постоянство – изменчивость.
17 Хорошо проверенный способ построения любого эссе —
использование подзаголовков для обозначения ключевых моментов
аргументированного изложения: это помогает посмотреть на то, что
предполагается. Такой подход поможет следовать точно определенной
цели в данном исследовании. Эффективное использование подзаголовков
– не только обозначение основных пунктов, которые необходимо
осветить. Их последовательность может также свидетельствовать о
наличии или отсутствии логичности в освещении темы.
4. Заключение – обобщения и аргументированные выводы по теме с
указанием области ее применения и т.д. Методы, рекомендуемые для
составления
цитата,
впечатляющее утверждение. Заключение может содержать такой очень
важный, дополняющий эссе элемент, как указание на применение
исследования, не исключая взаимосвязи с другими проблемами.
иллюстрация,
заключения:
повторение,
Перечень учебнометодического обеспечения для
самостоятельной работы обучающихся по дисциплине
Дидактические единицы,
вынесенные на
самостоятельное изучение
Формы
самост.
работы
Учебно
методическ
ое
обеспечени
е
Литература
к теме 1
Форма
контроля
Конспект
Работа в
библиотеке.
Конспектиро
вание
Наименование темы
Тема 1.
Основные понятия и
законы экологии.
Тема 2.
Глобальные проблемы
окружающей среды.
Взаимоотношения организма и
среды. Перенос и превращения
вещества и энергии в
экосистемах. Структура
биосферы и основные функции.
Термодинамика экологических
систем. Эволюция
экологических систем.
Термодинамическая модель
биологического прогресса.
Циклические процессы в
биосфере. Биосферные ритмы и
устойчивость биосферы.
Биосферная функция человека.
Ноосфера как новая стадия
эволюции биосферы.
Проблема народонаселения и
пути ее решения.
Антропогенное воздействие на
окружающую среду.
Круговорот веществ в природе
и загрязнение геосистем.
Земельные ресурсы.
Загрязнение земли. Водные
ресурсы, их использование и
18
Литература
к теме 2
Конспект
Работа в
библиотеке.
Конспектиро
вание Наименование темы
Дидактические единицы,
вынесенные на
самостоятельное изучение
Формы
самост.
работы
Учебно
методическ
ое
обеспечени
е
Форма
контроля
загрязнение. Энергетические
ресурсы. Атмосфера.
Масштабы и последствия
загрязнения. Нарушение
озонового слоя. Парниковый
эффект и изменения климата.
Биоресурсы. Биоразнообразие и
утрата видов. Экологические
последствия современных войн
и вооружённых конфликтов.
Требования экологии по защите
окружающей среды.
Экологическая безопасность.
Экозащитная техника и
технология. Защита атмосферы,
гидросферы и литосферы.
Защита биотических сообществ.
Защита окружающей природной
среды от особых видов
воздействий. Экологический
мониторинг и контроль
состояния окружающей среды,
средства экологического
мониторинга.
Международное
сотрудничество в области
охраны окружающей среды.
Концепция устойчивого
развития.
Тема 3.
Экологические
принципы
рационального
использования
природных ресурсов и
охраны природы.
Тема 4.
Правовые и
экономические основы
охраны окружающей
среды.
Литература
к теме 3
Конспект
Работа в
библиотеке.
Конспектиро
вание
Литература
к теме 4
Конспект
Работа в
библиотеке.
Конспектиро
вание
VI. Перечень основной и дополнительной литературы, необходимой
для освоения дисциплины
Основная литература:
1. Безопасность жизнедеятельности: учебное пособие / под ред. Л.А.
Муравей. – 2е изд., перераб. и доп. – М. : ЮнитиДана, 2012.
– 465 с. – ISBN 5238003528; То же [Электронный ресурс]. –
URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=119542
.
2. Валова (Копылова) В.Д. Экология : учебник / В.Д. Валова
(Копылова). – 2е изд., перераб. и доп. – М. : Дашков и Ко, 2012. –
360 с. – ISBN 9785394017520; То же [Электронный ресурс]. –
URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=115790.
3. Никитин И.В., Хамидуллин РЯ. Экология: Интернеткурс. – М.:
МФПУ «Синергия», 2014.
19 4. Степановских А. С. Общая экология: учебник. – М.: ЮнитиДана,
2015. – 687 с. [Электронный ресурс]. –
URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book_red&id=118337&sr=1
Дополнительная литература:
1. Тулякова, О.В. Экология: учебное пособие / О.В. Тулякова. – М.:
ДиректМедиа, 2013. – 182 с. – ISBN 9785445858843; То же
[Электронный ресурс]. –
URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=229845.
2. Экология: учебное пособие / Под ред. проф. В. В. Денисова. –5е
изд., исправленное и дополненное. – Ростов н/Д.: ИКЦ «МаРТ»,
2011. – 768 с.
3. Иванов В. П., Васильева О. В. Основы экологии. – М.: СпецЛит,
2010. – 272 с. [Электронный ресурс]. – URL:
http://biblioclub.ru/index.php?page=book_red&id=104917&sr=1
VII. Перечень ресурсов информационнокоммуникационной сети
«Интернет», необходимой для освоения дисциплины
№
Полное наименование ресурса
Адрес ресурса
1.
2.
3.
4.
5.
6.
Федеральная служба по гидрометеорологии и
мониторингу окружающей среды. Научные
исследования. Прессцентр.
АНО «Эколайн». Менеджмент для устойчивого
развития. Экологический мониторинг и управление
природными ресурсами. Экологическая информация.
Энергоэффективность и климат.
Экологический портал. Новости. Потребление.
Производство. Растения. Технологии. Устойчивое
развитие.
Экологические новости. Климатические отклонения.
Мероприятия. Научные достижения. Эко здания. Эко
транспорт. Экология и законы.
Наша планета. Все новости экологии.
Practical Science. Обо всём на свете.
О нашей Родине. О живой природе. Статистика и
карты.
http
:// www
. meteorf
. ru /
http://www.ecoline.ru/books
http
:// ecopeak
. ru /
http
:// www
. ozemle
. net
/
http
:// planeta
. moy
. su /
http
:// www
. sci
. aha
. ru
VIII. Описание материальнотехнической базы, необходимой для
осуществления образовательного процесса по дисциплине
Материальнотехническое обеспечение дисциплины включает в себя:
учебные аудитории для проведения занятий лекционного типа,
практических занятий, групповых и индивидуальных консультаций,
текущего контроля и промежуточной аттестации. Мебель аудиторная
20 (столы, стулья, доска аудиторная), стол преподавателя, стул
преподавателя, персональный компьютер, мультимедийное оборудование
(проектор, экран), наглядные пособия;
IX. Перечень информационных технологий, используемых при
осуществлении образовательного процесса по дисциплине
Обучающиеся обеспечены доступом к электронной информационно
образовательной среде Университета из любой точки, в которой имеется
доступ к сети «Интернет», как на территории организации, так и вне ее.
При проведении образовательного процесса по дисциплине
необходимо наличие лицензионного программного обеспечения (ПО)
общего назначения Microsoft Office;
при проведении лекций по всем темам активно используется
компьютерная техника для демонстрации слайдов с помощью
программного приложения Microsoft Power Point;
при проведении семинарских занятий студенты представляют
презентации, подготовленные ими в часы самостоятельной работы. с
помощью ППП Microsoft Power Point;
при самостоятельном изучении материала по темам и разделам
дисциплины поиск дополнительного учебного и научного материала
проводится с использованием ЭБС «Университетская библиотека
ONLINE», ИПС «КосультантПлюс» и рекомендованных сайтов сети
Интернет.
X. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной
аттестации обучающихся по дисциплине
Промежуточная аттестация по дисциплине «Экология» проводится
в форме зачета.
Перечень компетенций с указанием этапов их формирования в
процессе освоения образовательной программы
Компетенция
ОК5 Способность
к осознанию значения
гуманистических ценностей
для сохранения и развития
современной цивилизации;
готовностью принимать
нравственные
Начальный
этап
Концепции
современного
естествознания
Основной этап
Экология
История
Завершающий
этап
История
литературы стран
первого
иностранного языка
21 обязательства по
отношению к окружающей
природе, обществу и
культурному наследию
ОК6 Владеть
наследием отечественной
научной мысли,
направленной на решение
общегуманитарных и
общечеловеческих задач
ПК26 Владение
стандартными методиками
поиска, анализа и
обработки материала
исследования
Культурология
Экология
Латинский язык
Безопасность
жизнедеятельности
Экология
Экономика
Информационные
технологии в
лингвистике
Основы теории
второго
иностранного языка
Показатели и критерии оценивания на различных этапах
формирования компетенций
В отношении компетенции ОК5 «Способность к осознанию
значения гуманистических ценностей для сохранения и развития
современной цивилизации; готовностью принимать нравственные
обязательства по отношению к окружающей природе, обществу и
культурному наследию».
Этап
формирования
Основной
Показатель
оценивания
Пороговый
(удовлетворительно)
(обязательный по
отношению ко всем
выпускникам к
моменту завершения
ими обучения по ООП)
Перечень
планируемых
результатов обучения
по дисциплине
Знать (З):
Содержание понятия
«гуманистические
ценности»;
Уметь (У):
Использовать
основные понятия,
связанные с
проблемой
сохранения и
развития
современной
цивилизации, в
релевантных
контекстах;
Владеть (В):
Навыками
формулирования и
22
Критерий
оценивания
Знает содержание и
сущность понятий
«ценность»,
«цивилизация»,
«культурное наследие»,
«экологическая
культура» в сфере
гуманитарного знания.
Понимает основные
закономерности
развития природы и
общества, значение
культуры в развитии
человечества.
Демонстрирует
гуманистическое
мышление, называет
гуманистические Показатель
оценивания
Перечень
планируемых
результатов обучения
Критерий
оценивания
Этап
формирования
Базовый
(хорошо)
(превосходит
«пороговый уровень»
по одному или
нескольким
существенным
признакам)
по дисциплине
содержательной
интерпретации
гуманистических
ценностей человека и
его
нравственных
обязательств по
отношению к
окружающей
природе, обществу и
культурному
наследию.
Знать (З):
Проблемы, связанные
с необходимостью
сохранения и
развития
современной
цивилизации;
Уметь (У):
Видеть и
содержательно
определять
проблемы, связанные
с необходимостью
сохранения и
развития
современной
цивилизации;
Владеть (В):
Навыками
интерпретации
гуманистических
ценностей человека и
его нравственных
обязательств по
отношению к
природе, культуре и
обществу в контексте
свой социально
бытовой
деятельности.
Высокий
(отлично)
(превосходит
пороговый уровень по
всем существенным
признакам,
Знать (З):
Систему
нравственных
обязательств
человека по
отношению к
23
аспекты проблем
развития современной
цивилизации. Осознает
значение
гуманистических
ценностей для
сохранения и развития
современной
цивилизации. Обладает
личностными качествами
необходимыми для
ответственного решения
Демонстрирует
комплексное знание
научных концепций о
сущности и роли
гуманистических
ценностей, необходимых
для сохранения и
развития современной
культуры и цивилизации.
Умеет самостоятельно
на основе
культурологического
знания анализировать
нравственные принципы
поведения по отношению
к обществу, окружающей
среде и культурному
наследию. Бережно
относится к природе,
обществу, другим людям
и к самому себе;
выступает защитником
окружающей среды.
Готов принять на себя
нравственные
обязательства и
ответственность по
отношению к природе,
обществу и культурному
наследию.
Легко оперирует
аксиологической
терминологией
социальногуманитарных
наук. Дает взвешенное
научное объяснение роли
Основной
Основной Показатель
оценивания
предполагает
максимально
возможную
выраженность
компетенции)
Перечень
планируемых
результатов обучения
по дисциплине
окружающей
природе, обществу и
культурному
наследию;
Уметь (У):
Вычленять и
осознанно принимать
на себя нравственные
обязательства по
отношению к
окружающей
природе, обществу и
культурному
наследию;
Владеть (В):
Навыками
интерпретации
гуманистических
ценностей человека и
его нравственных
обязательств по
отношению к
природе, культуре и
обществу в контексте
свой
профессиональной
деятельности.
Критерий
оценивания
Этап
формирования
гуманистических
ценностей для
сохранения и развития
современной
цивилизации.
Квалифицированно
инициирует бережное и
уважительное отношение
к культурно
историческому
наследию, окружающей
природе, обществу.
Свободно владеет
навыками толерантного
отношения к культурным
традициям,
национальному
своеобразию, обрядам,
повседневным
практикам различных
сообществ, к объектам
материального и
нематериального
историкокультурного
наследия. Владеет общей
методологией
исследования
глобальных проблем
современного социально
гуманитарного знания,
способен применять ее
на практике при
достижении.
В отношении компетенции ОК6 «Владеть наследием отечественной
научной мысли, направленной на решение общегуманитарных и
общечеловеческих задач».
Показатель
оценивания
Пороговый
(удовлетворительно)
(обязательный по
отношению ко всем
выпускникам к
Перечень
планируемых
результатов обучения
по дисциплине
Знать (З):
Представления о
вкладе
отечественных
ученых в развитие
24
Критерий
оценивания
Стремится
использовать наследия
отечественной научной
мысли, направленной на
решение
Этап
формирования
Основной Показатель
оценивания
моменту завершения
ими обучения по ООП)
Базовый
(хорошо)
(превосходит
«пороговый уровень»
по одному или
нескольким
существенным
признакам)
Перечень
планируемых
результатов обучения
по дисциплине
научной мысли
Уметь (У):
Определять роль и
место отечественной
науки и культуры в
системе развития
мировых
цивилизаций;
Владеть (В):
Методами и
способами
использования
представления об
основном наследии
отечественной
научной мысли,
направленной на
решение
общегуманитарных и
общечеловеческих
задач, для понимания
этих задач.
Знать (З):
Об основном
наследии
отечественной
научной мысли,
направленной на
решение
общегуманитарных и
общечеловеческих
задач;
Уметь (У):
Формулировать
понятия
исторических типов
мировоззрения;
Владеть (В):
Концептуальной
основой
использования знания
о наследии
отечественной
научной мысли для
анализа
общегуманных и
общечеловеческих
задач.
25
Критерий
оценивания
Этап
формирования
общегуманитарных и
общечеловеческих задач.
Демонстрирует чёткие
представления об
основном наследии
отечественной научной
мысли, направленной на
решение
общегуманитарных и
общечеловеческих задач.
Способен верно
использовать
представления об
основном наследии
отечественной научной
мысли, направленной на
решение
общегуманитарных и
общечеловеческих задач,
для понимания этих
задач.
Умеет формулировать
базовые научные
понятия.
Демонстрирует полные
знания об основном
наследии отечественной
научной мысли,
направленной на
решение
общегуманитарных и
общечеловеческих задач.
Самостоятельно
использует знания о
наследии отечественной
научной мысли,
направленной на
решение
общегуманитарных и
общечеловеческих задач,
для понимания этих
задач и их возможных
решений.
Демонстрирует
способность
использовать знания о
наследии отечественной
научной мысли для
Основной Показатель
оценивания
Перечень
планируемых
результатов обучения
по дисциплине
Критерий
оценивания
Этап
формирования
Основной
анализа своей
мировоззренческой
позиции.
Умеет формулировать
концептуальные научные
понятия.
Демонстрирует навыки
использования знания о
наследии отечественной
научной мысли,
направленной на
решение
общегуманитарных и
общечеловеческих задач,
для понимания этих
задач и их возможных
решений.
Успешно использует
знания о наследии
отечественной научной
мысли для анализа своей
мировоззренческой
позиции.
Высокий
(отлично)
(превосходит
пороговый уровень по
всем существенным
признакам,
предполагает
максимально
возможную
выраженность
компетенции)
Знать (З):
О фундаментальных
аспектах наследия
отечественной
философсконаучной
мысли, направленной
на решение
общегуманитарных и
общечеловеческих
задач;
Уметь (У):
Самостоятельно
использовать знания
о наследии
отечественной
научной мысли,
направленной на
решение
общегуманитарных и
общечеловеческих
задач, для понимания
этих задач и их
возможных решений;
Владеть (В):
Навыками
использования знания
о наследии
отечественной
научной мысли для
анализа своей
мировоззренческой
позиции.
В отношении компетенции ПК26 «Владение стандартными
методиками поиска, анализа и обработки материала исследования».
Показатель
оценивания
Перечень
планируемых
результатов
обучения по
дисциплине
Пороговый
(удовлетворительно)
Знать:
Необходимость
Критерий оценивания
Этап
формирования
Способен
аргументировано
показать важность
26
Начальный Показатель
оценивания
Перечень
планируемых
результатов
обучения по
дисциплине
(обязательный по
отношению ко всем
выпускникам к моменту
завершения ими
обучения по ООП)
осуществлять поиск,
обобщение и
анализ информации
лингвистического
характера;
Базовый
(хорошо)
(превосходит
«пороговый уровень» по
одному или нескольким
существенным
признакам)
Уметь:
Применять
стандартные
методики поиска,
анализа и
обработки
материала
исследовании;
Владеть:
Лингвистической
терминологией,
основными
навыками поиска,
анализа и
обработки
материала
исследования;
Знать:
Знание приемов и
способов
поиска, анализа и
обработки
информации
лингвистического
характера;
Уметь:
Самостоятельно
ставить
цель и выбирать
пути ее
достижения при
поиске, анализе и
обработке
информации,
изложенной в
лингвистических
положениях,
источниках, фактах;
Владеть:
Культурой мышления,
лингвистической
терминологий,
навыками поиска,
27
Критерий оценивания
Этап
формирования
поиска, обобщения и
анализа информации
лингвистического
характера.
Способен к адекватному
применению стандартных
методик
поиска анализа и
обработки
материала исследования.
Демонстрирует
основные навыки поиска,
анализа и обработки
материала исследования,
владеет
лингвистической
терминологией.
Демонстрирует
комплексное знание о
приемах и способах
поиска, анализа и
обработки информации
лингвистического
характера.
Умеет ставить цель и
выбирать пути ее
достижения при поиске,
анализе и обработке
информации, изложенной
в лингвистических
положениях, источниках,
фактах.
Демонстрирует высокий
уровень культуры
мышления, владение
лингвистической
терминологией, готов
применять навыки
поиску, анализу и
обработке некоторой
актуальной информации с
использованием
лингвистических знаний,
Начальный Показатель
оценивания
Высокий
(отлично)
(превосходит пороговый
уровень по всем
существенным
признакам,
предполагает
максимально возможную
выраженность
компетенции)
Перечень
планируемых
результатов
обучения по
дисциплине
анализа и обработки
актуальной
информации,
фактов,
теоретических
положений, с
использованием
лингвистических
знаний.
Знать:
Научные методы
поиска, анализа и
обработки
лингвистической
информации,
представленной в
многообразных
научно
практических
источниках;
Уметь:
Самостоятельно
ставить
цели и задачи при
поиске, анализе
и обработке научной
информации,
изложенной в
лингвистических
источниках,
положениях, фактах,
а также выбирать
наиболее
адекватную
методологию, для их
достижения;
Владеть:
Культурой
мышления и
лингвистической
терминологией,
общей
методологией
исследования
проблем
современной
лингвистической
науки, готовность к
28
Критерий оценивания
Этап
формирования
фактов, теоретических
положений.
Начальный
Демонстрирует
всестороннее
знание научных методов
поиска, анализа и
обработки
лингвистической
информации,
представленной в
многообразных
научнопрактических
источниках.
Умеет самостоятельно
ставить цели и задачи, а
также выбирать
наиболее адекватную
методологию
для поиска, анализа и
обработки
научной информации,
изложенной
в лингвистических
источниках, положениях,
фактах.
Демонстрирует высокий
уровень
культуры мышления,
владение
лингвистической
терминологией, общей
методологией
исследования
проблем современной
лингвистической науки,
готов к
самостоятельному
поиску, анализу,
обобщению актуальной
информации с
использованием Показатель
оценивания
Перечень
планируемых
результатов
обучения по
дисциплине
самостоятельному
поиску, анализу,
обобщению
актуальной
информации с
использованием
научных
лингвистических
теорий и концепций.
Критерий оценивания
Этап
формирования
научных лингвистических
теорий
и концепций.
Описание показателей и критериев оценивания компетенций на
различных этапах их формирования, описание шкал оценивания
№
п/п
Наименование
оценочного
средства
1.
Тестовые задания
2.
Дидактическая игра
3.
Эссе, конспект
Краткая
характеристика
оценочного
средства
Шкала оценки, балл
Критерии
оценивания
компетенции
Текущий контроль успеваемости
Тест состоит из 20
заданий с одним или
несколькими
вариантами
правильного ответа
Включение
обучающихся в
процесс нахождения
путей оптимального
решения поставленной
задачи в соответствии
с выбранной или
назначенной ролью
Умение обучающегося
письменно излагать
суть поставленной
проблемы,
самостоятельно
проводить анализ этой
проблемы с
использованием
29
«67» – верные ответы
составляют более 90% от
общего количества;
«45» – верные ответы
составляют более 80% от
общего количества;
«13» – более 50%
правильных ответов
«10» – активное участие в
процессе в заранее
определенной роли,
выступление логично и
аргументировано;
«5» – участие в процессе в
определенной роли,
выступление в основном
логично, недостаточная
аргументация
«57» – грамотное
использование историко
правовой терминологии,
свободное изложение
рассматриваемой проблемы,
логичность и обоснованность
выводов;
«34» – грамотное
ОК5
(З1, У1, В1),
ОК6
(З2, У2, В2),
ПК26
(З3, У3, В3)
ОК5
(З1, У1, В1),
ОК6
(З2, У2, В2),
ПК26
(З3, У3, В3)
ОК5
(З1, У1, В1),
ОК6
(З2, У2, В2),
ПК26
(З3, У3, В3) методологического
инструментария
дисциплины, делать
выводы, обобщающие
авторскую позицию по
поставленной
проблеме
Самостоятельная
работа обучающегося,
представляющая собой
публичное
выступление по
представлению
полученных
результатов изучения
темы
4.
Доклад,
сообщение
5.
Семинар
Дискуссия
Включение
обучающихся в
процесс обсуждения
спорного вопроса,
проблемы
6.
Контрольная работа
Два вопроса, при
ответе на которые
необходимо
аргументировать
выбор ответа, и задача
7.
Составление
Продукт
30
использование историко
правовой терминологии,
частично верные суждения в
рамках рассматриваемой
темы, выводы недостаточно
обоснованы;
«12» – грамотное
использование философской
терминологии, способность
видения существующей
проблемы, необоснованность
выводов, неполнота
аргументации собственной
точки зрения
«64» – доклад выполнен в
соответствии с заявленной
темой, презентация легко
читаема и ясна для
понимания, грамотное
использование философской
терминологии, свободное
изложение рассматриваемых
проблем, докладчик
правильно ответил на все
вопросы в ходе дискуссии;
«31» – некорректное
оформление либо отсутствие
презентации, грамотное
использование философской
терминологии, в основном
свободное изложение
рассматриваемых проблем,
докладчик частично
правильно ответил на все
вопросы в ходе дискуссии
«2» – активное участие в
дискуссии, обсуждение 2 и
более выступлений, точка
зрения аргументирована и
обоснована;
«1» – обсуждение 1
выступления, ответы
построены в основном
логично, недостаточная
аргументация
«6» – верные ответы
составляют более 90% от
общего количества;
«53» – верные ответы
составляют 8050% от
общего количества;
«30» – менее 50%
правильных ответов.
«3» – логичное изложение,
ОК5
(З1, У1, В1),
ОК6
(З2, У2, В2),
ПК26
(З3, У3, В3)
ОК5
(З1, У1, В1),
ОК6
(З2, У2, В2),
ПК26
(З3, У3, В3)
ОК5
(З1, У1, В1),
ОК6
(З2, У2, В2),
ПК26
(З3, У3, В3)
ОК5 таблицы
8.
Составление схемы
самостоятельной
работы студента,
который представляет
из себя обобщённое,
формализованное
знание, полученное при
самостоятельном
изучении заданной
темы, когда ход
выполнения анализа
изучаемого
исторического
материала, с
определением
категорий сравнения,
сопоставления,
оформляется виде
таблицы.
Продукт
самостоятельной
работы студента,
который представляет
из себя обобщённое,
формализованное
знание, полученное при
самостоятельном
изучении заданной
темы, когда ход
выполнения анализа
изучаемого
исторического
материала
оформляется виде
схемы.
9.
Конспект
Продукт
самостоятельной
31
без пропусков, основных идей
исторического материала,
заданного для
самостоятельного
ознакомления и изучения.
Корректные категории
сравнения, сопоставления.
Грамотное оформление
таблицы.
«21» – не вполне логичное
изложение, с единичными
пропусками, основных идей
исторического материала,
заданного для
самостоятельного
ознакомления и изучения. Не
вполне корректные категории
сравнения, не вполне
корректное сопоставление. В
оформлении таблицы есть
недочёты.
«0» – не логичное изложение,
с пропусками, основных идей
исторического материала,
заданного для
самостоятельного
ознакомления и изучения. Не
корректные категории
сравнения, не корректное
сопоставление. В
оформлении таблицы есть
ошибки.
«2» – логичное изложение,
без пропусков, основных идей
исторического материала,
заданного для
самостоятельного
ознакомления и изучения.
«1» – не вполне логичное
изложение, с единичными
пропусками, основных идей
исторического материала,
заданного для
самостоятельного
ознакомления и изучения.
«0» – не логичное изложение,
с пропусками, основных идей
исторического материала,
заданного для
самостоятельного
ознакомления и изучения
«2» – грамотное, логически
стройное изложение, без
(З1, У1, В1),
ОК6
(З2, У2, В2),
ПК26
(З3, У3, В3)
ОК5
(З1, У1, В1),
ОК6
(З2, У2, В2),
ПК26
(З3, У3, В3)
ОК5
(З1, У1, В1), работы студента,
представляющий собой
краткое логичное
изложение в
письменном виде
основных идей
исторического
материала, заданного
для самостоятельного
ознакомления и
изучения.
ОК6
(З2, У2, В2),
ПК26
(З3, У3, В3)
пропусков, основных идей
исторического материала,
заданного для
самостоятельного
ознакомления и изучения.
Материал представляет
единое логическое целое.
«1» – грамотное, не вполне
логически стройное
изложение, с единичными
пропусками, основных идей
исторического материала,
заданного для
самостоятельного
ознакомления и изучения.
«0» – не грамотное,
нелогичное изложение, с
пропусками, основных идей
исторического материала,
заданного для
самостоятельного
ознакомления и изучения.
Материал не представляет
единое логическое целое.
Методические материалы, определяющие процедуры оценивания
освоения образовательной программы
знаний, умений, навыков и(или) опыта деятельности,
характеризующих этапы формирования компетенций в процессе
Форма контроля/
коды оцениваемых
компетенций
Экзамен / ОК5, ОК
6, ПК26
Процедура оценивания
Шкала и критерии оценки, балл
Экзамен представляет
собой выполнение
обучающимся заданий
билета, включающего в
себя:
Задание № 1 –
теоретический вопрос на
знание базовых понятий
предметной области
дисциплины (курса), а
также позволяющий
оценить степень владения
обучающимся принципами
предметной области
дисциплины (курса),
понимание их
32
Выполнение обучающимся заданий
оценивается по следующей балльной шкале:
1:030;
2:030;
3:040 .
90 и более баллов (отлично) – ответ
правильный, логически выстроен,
использована профессиональная лексика.
Задание выполнено правильно.
Обучающийся правильно интерпретирует
полученный результат. 70 и более баллов (хорошо) – ответ в целом
правильный, логически выстроен,
использована профессиональная лексика.
Ход решения задачи правильный, ответ
неверный. Обучающийся в целом правильно
интерпретирует полученный результат.
50 и более баллов (удовлетворительно) –
ответ в основном правильный, логически
выстроен, использована профессиональная
лексика.
Задание выполнено частично.
Менее 50 баллов (неудовлетворительно) –
ответы на теоретическую часть неправильные
или неполные. Задание не выполнено
особенностей и
взаимосвязи между ними;
Задание № 2 – задание на
анализ ситуации из
предметной области
дисциплины (курса) и
выявление способности
обучающегося выбирать и
применять
соответствующие
принципы и методы
решения практических
проблем, близких к
профессиональной
деятельности;
Задание № 3 – задание на
проверку умений и
навыков, полученных в
результате освоения
дисциплины (курса).
Типовые контрольные задания или иные материалы, необходимые
для процедуры оценивания знаний, умений, навыков и(или) опыта
деятельности, характеризующих этапы формирования
компетенций в процессе освоения образовательной программы
Для определения уровня усвоения студентами знаний в области
курса «Экология» в соответствии с учебной программой в процессе
аттестации используются следующие формы работ:
Тема № 1. Основные понятия и законы экологии
Вопросы к семинару/ темы докладов:
1. Развитие учения об уровнях организации живой материи и
классификации живых организмов.
2. Структура современной экологии, предмет и основные задачи её
основных разделов.
3. Энергообеспечение клеток и термодинамический аспект жизни.
4. Общий характер действия экологических факторов и их
взаимодействие.
5. Основные биотические факторы и их влияние на организмы.
6. Основные абиотические факторы и их влияние на организмы.
7. Способы адаптации организмов к воздействию экологических
факторов.
33 8. Основные показатели, территориальная иерархия, структура и
динамика популяций.
9. Устойчивость и развитие биоценозов.
10. Потоки вещества и энергии в экологической системе.
11. Саморегуляция, устойчивость и биологическая продуктивность
экологических систем.
12. Основные геосферы и их общая характеристика.
13. Распределение биогеоценозов на Земле.
14. Состав, строение и границы биосферы.
15. Поток энергии в биосфере и её продуктивность.
16. Структура и основные циклы биохимических круговоротов в
биосфере.
17. Динамика и устойчивость биосферы.
18. Эволюция учения о ноосфере и современные представления о
ней.
Тестовые задания.
1. Область распространения жизни на Земле называется
1) биоценоз;
2) биосфера;
3) литосфера;
4) гидросфера;
5) тропосфера.
2. Учение о биосфере создал
1) А. Смит;
2) Д. Риккардо;
3) В. Вернадский;
4) Г. Мендель;
5) А. Маршалл.
3. Вещество биосферы, образующееся в результате совместной
деятельности организмов и абиогенных процессов (например, почва,
водная среда) называется
1) косное вещество;
2) синтетическое вещество;
3) биогенное вещество;
4) биокосное вещество;
5) живое вещество.
4.
В чистом воздухе содержание кислорода составляет
приблизительно
34 1) 3 %;
2)12 %;
3) 21 %;
4) 32 %;
5) 43 %.
5. Элементарной единицей организменного уровня является
1) клетка;
2) особь;
3) популяция;
4) биогеоценоз;
5) биосфера.
6. Взаимоотношения живых организмов с окружающей средой
обитания и между собой изучает
1) биология;
2) зоология;
3) эндокринология;
4) экология;
5) антропология.
7. Основной структурнофункциональной единицей всех живых
организмов является
1) ген;
2) хромосома;
3) клетка;
4) орган;
5) ткань.
8. Организмы, способные синтезировать органические вещества из
неорганических с использованием внешних источников энергии
называются
1) продуценты;
2) сапрофаги;
3) фитофаги;
4) консументы;
5) редуценты.
9. Организмы, использующие в качестве пищи органическое
вещество и подвергающие его минерализации называются
1) зоофаги;
2) некрофаги;
3) редуценты;
35 4) детритофаги;
5) гетеротрофы.
10. Организмы, не способные строить свои организмы из
неорганических веществ и нуждающиеся в готовой пище называются
1) автотрофы;
2) фототрофы;
3) хемотрофы;
4) деструкторы;
5) консументы.
11. Закон «выносливость организма определяется самым слабым
звеном в цепи его экологических потребностей» сформулировал
1) Б. Коммонер;
2) Ю. Либих;
3) Ю. Одум;
4) В. Вернадский;
5) Н. Семёнов.
12. Закон: «Любой организм имеет определенные, эволюционно
унаследованные,
верхний и нижний пределы устойчивости
(толерантности) к любому экологическому фактору» сформулировал:
1) Б. Коммонер;
2) В. Шелфорд;
3) Ю. Одум;
4) В. Вернадский;
5) Н. Семёнов.
13. Закон «в соперничестве с другими системами сохраняется та
из них, которая наилучшим образом способствует поступлению
энергии и использует максимальное ее количество наиболее
эффективным способом» называется
1) законом минимизации энергии;
2) законом толерантности Шелфорда;
3) законом минимума Либиха;
4) законом конкурентного исключения Гаузе;
5) правилом Тиннемана.
14.
Организованная группа взаимосвязанных популяций
продуцентов, консументов и редуцентов, живущих совместно в
практически одинаковых условиях среды называется
1) геоценоз;
2) биоценоз;
36 3) биогеоценоз;
4) биотоп;
5) экоценоз.
15. Количество энергии, переходящее, в среднем, с одного уровня
трофической цепи на более высокий её уровень составляет
1) 5 %;
2) 10 %;
3) 20 %;
4) 25 %;
5) 50 %.
16. Биогеоценозом называется
1) пространство с более или менее однородными условиями,
заселенное тем или иным сообществом организмов;
2) система популяций видов, конкурирующих между собой и
формирующих экологические ниши;
3) организованная группа популяций продуцентов, консументов и
редуцентов, приспособленных к совместному обитанию в пределах
определенного объема пространства;
4) совокупность популяций различных видов продуцентов,
консументов и редуцентов, взаимодействующих между собой таким
образом, что эта совокупность сохраняется неопределенно долгое время;
5) совокупность однородных природных элементов (атмосферы,
горной породы, почвы и гидрологических условий, продуцентов,
консументов и редуценто3) на определенном участке поверхности земли.
17. Закон физикохимического единства живого вещества открыл
1) С.В. Белов;
2) В.И. ДаниловДанильян;
3) В.И. Вернадский;
4) А.Л. Ле Шателье;
5) Д. Медоуз.
18. Энергетическая функция живого вещества выполняется
1) зелёными растениями;
2) человеком;
3) консументами;
4) редуцентами;
5) биотопами.
19. Природная система выходит из состояния гомеостаза при
изменении её энергетики, в среднем, на
37 1) 1 %;
2) 5 %;
3) 10 %;
4) 25 %;
5) 50 %.
20. Миграция химических элементов во всех экологических
системах обусловливается
1) косным веществом;
2) антропогенным веществом;
3) техногенным веществом;
4) живым веществом;
5) природным веществом.
Тема № 2. Глобальные проблемы окружающей среды
Вопросы к семинару / темы докладов.
1. Экологические кризисы в истории человечества.
2. Ответные реакции природы на её антропогенное загрязнение.
3. Основные источники загрязнения биосферы и их общая
характеристика.
4. Экологические аспекты глобальной демографической проблемы и
путей её решения.
5. Экологические аспекты глобальной проблемы природных
ресурсов.
6. Экологические аспекты глобальной проблемы загрязнения
окружающей среды.
7. Экологические аспекты традиционной и альтернативной
энергетики.
8. Экологические аспекты «парникового эффекта» и «проблемы
озонового слоя».
9.
Экологические последствия природных и техногенных
чрезвычайных ситуаций.
10. Биосферное оружие и его применение в вооружённых
конфликтах.
11. Воздействие на здоровье человека трансформирующих агентов
биосферы.
12. Экологические аспекты деградации генофонда человечества.
Тестовые задания.
1. Антропогенным фактором называется
38
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ «Экология»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ «Экология»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ «Экология»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ «Экология»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ «Экология»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ «Экология»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ «Экология»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ «Экология»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ «Экология»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ «Экология»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ «Экология»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ «Экология»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ «Экология»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ «Экология»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ «Экология»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ «Экология»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ «Экология»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ «Экология»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ «Экология»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ «Экология»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ «Экология»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ «Экология»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ «Экология»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ «Экология»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ «Экология»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ «Экология»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ «Экология»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ «Экология»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ «Экология»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ «Экология»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ «Экология»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ «Экология»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ «Экология»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ «Экология»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ «Экология»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ «Экология»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ «Экология»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ «Экология»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ «Экология»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ «Экология»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ «Экология»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ «Экология»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ «Экология»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ «Экология»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ «Экология»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ «Экология»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ «Экология»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ «Экология»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ «Экология»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ «Экология»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ «Экология»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ «Экология»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ «Экология»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ «Экология»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ «Экология»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ «Экология»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ «Экология»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ «Экология»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ «Экология»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ «Экология»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ «Экология»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ «Экология»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ «Экология»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ «Экология»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ «Экология»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ «Экология»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ «Экология»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ «Экология»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ «Экология»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ «Экология»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ «Экология»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ «Экология»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ «Экология»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ «Экология»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ «Экология»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ «Экология»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.