Рабочая программа дисциплины "История древнего мира"
Оценка 4.8

Рабочая программа дисциплины "История древнего мира"

Оценка 4.8
Образовательные программы
docx
история
Взрослым
14.07.2019
Рабочая программа дисциплины "История древнего мира"
Рабочая программа дисциплины "История древнего мира". Разработана в соответствии с ФГОС: Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 44.03.05 ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ (С ДВУМЯ ПРОФИЛЯМИ ПОДГОТОВКИ) (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 09.02.2016г. №91). Очная форма обучения. Квалификация - бакалавр.
Б1.В.02.01 История древнего мира.docx
МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ  Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Набережночелнинский государственный педагогический университет"  (ФГБОУ ВО "НГПУ")  УТВЕРЖДАЮ  Проректор по УР  _______________Гайфутдинов А.М.  __ __________ 2018 г.  МОДУЛЬ 8.  ВСЕОБЩАЯ ИСТОРИЯ  История древнего мира  рабочая программа дисциплины (модуля)  Закреплена за кафедрой  Истории и методики ее преподавания  Направление подготовки  Квалификация  Форма обучения  Общая трудоемкость  Часов по учебному плану  в том числе:  аудиторные занятия  самостоятельная работа  экзамены  44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)  гр. 581  бакалавр  очная  7 ЗЕТ  252  98  82  72  Виды контроля  в семестрах:  экзамены 1, 2  Распределение часов дисциплины по семестрам  Итого  РПД  Семестр  (<Курс>.<Семес тр на курсе>)  Недель  Вид занятий  Лекции  Практические  Итого ауд.  Контактная  работа  Сам. работа  Часы на  контроль  Итого  1 (1.1)  2 (1.2)  17 4/6  УП  32  16  66  34  98  50  98  50  82  22  36  72  108  108  144  144  252  252  16 4/6  УП  16  32  48  48  60  36  РПД  16  34  50  50  22  36  РПД  16  32  48  48  60  36  УП  32  66  98  98  82  72 УП: ab44.03.05 ИиО п581.plx  стр. 2  Программу составил(и):  канд. ист. наук, доцент, Магсумов Т.А. _________________  Рабочая программа дисциплины  История древнего мира  разработана в соответствии с ФГОС:  Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 44.03.05  ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ  (С ДВУМЯ ПРОФИЛЯМИ ПОДГОТОВКИ) (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 09.02.2016г. №91)  составлена на основании учебного плана:  44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)  гр. 581  утвержденного учёным советом вуза от 31.05.2018 протокол № 7.  Рабочая программа одобрена на заседании кафедры  Истории и методики ее преподавания  Протокол от __ __________ 2018 г.  №  __  Срок действия программы: 2018­2019 уч.г.  Зав. кафедрой д­р ист. наук, доц. И.В.Корнилова УП: ab44.03.05 ИиО п581.plx  стр. 3  1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)  1.1  Цель освоения дисциплины – формирование системы знаний и представлений о развитии мирового исторического  процесса и его закономерностях на этапе древности, с учётом логических и содержательно­методических связей в  предметных областях "История России. Всеобщая история", "Обществознание" и ориентации на становление личностных  характеристик выпускника школы через урочную и внеурочную деятельность, способностей анализировать основные этапы и закономерности мирового исторического развития в древности для формирования гражданской позиции, способностей  разрабатывать и реализовывать культурно­просветительские программы, связанные с историей древнего мира.  1.2  Задачи освоения дисциплины:  1.3  1.формирование способности анализировать основные этапы и закономерности исторического развития в древности для  формирования гражданской позиции;  1.4  2.формирование способности разрабатывать и реализовывать культурно­просветительские программы, связанные с  историей древнего мира;  1.5  3.создать у студентов целостное представление о древнем  мире, показать его специфику и характерные черты.  1.6  4.сформировать у студентов взгляд на историю как единый процесс, поле взаимодействия личности, социума, культуры,  установить соотношение общего и особенного в развитии цивилизаций;  1.7  5.показать международные связи и сношения народов и государств древнего мира. При этом избегать системы  отвлеченного описания статики общества и давать конкретную динамику истории непрерывно раз¬вивающихся событий;  1.8  6.познакомить студентов с тем, что древняя культура обладает чувством нового, но стремиться скрыть это под завесой  повторений.  2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ  Цикл (раздел) ОП:  Б1.В.02  2.1  Требования к предварительной подготовке обучающегося:  2.1.1  Для освоения дисциплины «История древнего мира» обучающиеся используют знания, умения, навыки, способы  деятельности и установки, сформированные на предыдущем уровне образования.  2.2  Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:  2.2.1  Археологическая практика  2.2.2  История России XIX века  2.2.3  История средних веков  2.2.4  Библиотечное дело  2.2.5  История России новейшего времени  2.2.6  Музееведение  2.2.7  Новая история стран Европы и Америки  2.2.8  Летняя педагогическая практика  2.2.9  Культурология  2.2.10  Новейшая история стран Европы и Америки  2.2.11  Организация культурно­просветительской деятельности  2.2.12  Культурно­просветительская практика  2.2.13  Педагогическая практика  2.2.14  История мировой культуры  2.2.15  Новая и новейшая история стран Азии и Африки  2.2.16  История  2.2.17  Защита выпускной квалификационной работы, включая подготовку к процедуре защиты и процедуру защиты  3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ ПО КАЖДОЙ ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ), ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ДОСТИЖЕНИЕ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ  ОК­2: способностью анализировать основные этапы и закономерности исторического развития для формирования  Знать: гражданской позиции  основные этапы и закономерности исторического развития в древности, основные понятия и даты истории древнего  мира для формирования гражданской позиции  основные этапы и закономерности исторического развития в древности, основные понятия и даты истории древнего  мира, основные приемы и техники их анализа, сущность гражданской позиции УП: ab44.03.05 ИиО п581.plx  стр. 4  Уметь:  Владеть:  Знать:  Уметь:  Владеть:  этапы и закономерности исторического развития в древности, основные понятия и даты истории древнего мира,  основные приемы и техники их анализа для формирования гражданской позиции  выделять основные этапы и закономерности исторического развития в древности, применять основные  исторические понятия и даты истории древнего мира для формирования гражданской позиции;  выделять и характеризовать основные этапы и закономерности исторического развития в древности, основные  понятия и даты истории древнего мира, использовать основные приемы и техник их анализа, давать характеристику  сущности гражданской позиции;  выделять и характеризовать этапы и закономерности исторического развития в древности, основные понятия и даты истории древнего мира, проводить их системный анализ для формирования гражданской позиции  навыками вычленения в исторических событиях и процессах основных этапов и закономерностей исторического  развития в древности для формирования гражданской позиции  навыками вычленения и характеристики основных этапов и закономерностей исторического развития в древности,  использования основных приемов и техник их анализа, характеристики сущности гражданской позиции  навыками системного анализа этапов и закономерностей исторического развития в древности для формирования  гражданской позиции  ПК­14: способностью разрабатывать и реализовывать культурно­просветительские программы  основы разработки и реализации культурно­просветительских программ;  способы разработки и  реализации культурно­просветительских программ;  методы разработки и реализации  культурно­просветительских программ;  проводить отбор содержания культурно­просветительских программ;  разрабатывать культурно­просветительские программы;  использовать методы разработки и реализации культурно­просветительские программ  навыками подбора содержания культурно­просветительских программ;  навыками разработки культурно­просветительских программ;  навыками разработки и реализации  культурно­просветительских программ.  В результате освоения дисциплины обучающийся должен  3.1  Знать:  3.1.1  основные этапы и закономерности исторического развития в древности, основные понятия и даты истории древнего мира  для формирования гражданской позиции;  3.1.2  основные этапы и закономерности исторического развития в древности, основные понятия и даты истории древнего мира,  основные приемы и техники их анализа, сущность гражданской позиции;  3.1.3  этапы и закономерности исторического развития в древности, основные понятия и даты истории древнего мира, основные  приемы и техники их анализа для формирования гражданской позиции;  3.1.4  основы разработки и реализации культурно­просветительских программ;  3.1.5  способы разработки и  реализации культурно­просветительских программ;  3.1.6  методы разработки и реализации культурно­просветительских программ;  3.1.7  сравнительную характеристику пространственных рамок исторических процессов и явлений древности на локальном,  национальном и глобальном уровне;  3.1.8  динамику, направленность, тенденции и закономерности изменений основных событий, явлений и процессов древности;  3.1.9  основные характеристики моделей общественного развития древности, динамику их изменений;  3.1.10  особенности использования методов исторической науки при анализе исторических документов и фактов периода  древности;  3.1.11  особенности комплексного применения общенаучных принципов и методов познания при анализе конкретно­  исторических проблем истории древнего мира;  3.1.12  движущие силы и закономерности исторического процесса в мире в эпоху первобытности и древности;  3.1.13  даты и периоды истории древнего мира, а также основные факты и явления, характеризующие целостность исторического  процесса; УП: ab44.03.05 ИиО п581.plx  стр. 5  3.1.14  выдающихся деятелей древней истории;  3.1.15  важнейшие достижения культуры и системы ценностей, сформировавшиеся в ходе исторического развития.  3.2  Уметь:  3.2.1  выделять основные этапы и закономерности исторического развития в древности, применять основные исторические  понятия и даты истории древнего мира для формирования гражданской позиции;  3.2.2  выделять и характеризовать основные этапы и закономерности исторического развития в древности, основные понятия и  даты истории древнего мира, использовать основные приемы и техник их анализа, давать характеристику сущности  гражданской позиции;  3.2.3  выделять и характеризовать этапы и закономерности исторического развития в древности, основные понятия и даты  истории древнего мира, проводить их системный анализ для формирования гражданской позиции;  3.2.4  проводить отбор содержания культурно­просветительских программ;  3.2.5  разрабатывать культурно­просветительские программы;  3.2.6  использовать методы разработки и реализации культурно­просветительских программ;  3.2.7  давать сравнительную характеристику пространственных рамок исторических процессов и явлений древности на  локальном, национальном и глобальном уровне;  3.2.8  выявлять динамику, направленность, тенденции и закономерности изменений основных событий, явлений и процессов  древности;  3.2.9  характеризовать модели общественного развития в древности;  3.2.10  применять приемы и навыки критики исторического источника периода древности;  3.2.11  осуществлять комплексное применение общенаучных принципов и методов познания при анализе конкретно­ исторических  проблем истории древнего мира;  3.2.12  анализировать исторические проблемы, устанавливать причинно­следственные связи;  3.2.13  выявлять общие черты и различия сравниваемых исторических процессов и событий;  3.2.14  извлекать уроки из исторических событий и на их основе принимать осознанные решения.  3.3  Владеть:  3.3.1  навыками вычленения в исторических событиях и процессах основных этапов и закономерностей исторического развития в древности для формирования гражданской позиции;  3.3.2  навыками вычленения и характеристики основных этапов и закономерностей исторического развития в древности,  использования основных приемов и техник их анализа, характеристики сущности гражданской позиции;  3.3.3  навыками системного анализа этапов и закономерностей исторического развития в древности для формирования  гражданской позиции;  3.3.4  навыками подбора содержания культурно­просветительских программ;  3.3.5  навыками разработки культурно­просветительских программ;  3.3.6  навыками разработки и реализации  культурно­просветительских программ;  3.3.7  навыками сравнительной характеристики пространственных рамок исторических процессов и явлений древности на  локальном, национальном и глобальном уровне;  3.3.8  навыками выявления динамики, направленности, тенденций и закономерностей изменений основных событий, явлений и  процессов древности;  3.3.9  навыками анализа моделей общественного развития в древности;  3.3.10  навыками работы и анализа исторических источников периода древности;  3.3.11  навыками осуществления комплексного применения общенаучных принципов и методов познания при анализе конкретно­ исторических проблем истории древнего мира;  3.3.12  навыками научного анализа, использования и обновления знаний по истории древности;  3.3.13  навыками ведения дискуссии и полемики.  4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)  Код занятия  Наименование разделов и тем /вид  Раздел 1. Введение занятия/  Семестр / Курс  Часов  Компетен­  ции  Литература  Интер акт.  Примечание УП: ab44.03.05 ИиО п581.plx  стр. 6  1  2  ОК­2  Л1.1 Л1.2 Л2.5 Л2.6 Л3.1  0 Л3.2  Э1 Э8 Э9 Э10 Э11 Э12 Э13 Э14  1  4  ОК­2 ПК­14  Л1.1 Л1.2  0 Л2.5 Л2.6 Л3.1 Л3.2  Э1 Э8 Э9 Э10 Э11 Э12 Э13 Э14  1  4  ОК­2  0  Л1.1 Л1.2 Л2.1 Л2.5 Л2.6 Л3.1 Л3.2  Э1 Э8 Э9 Э10 Э14  1  10  ОК­2 ПК­14  Л1.1 Л1.2  0  1  6  ОК­2 ПК­14 Л2.1 Л2.5 Л2.6 Л3.1 Л3.2  Э1 Э8 Э9 Э10 Э14  Л1.1 Л1.2 Л2.1 Л2.5 Л2.6 Л3.1 Л3.2  Э1 Э8 Э9 Э10 Э14  0  1.1  1.2  2.1  2.2  2.3  Понятие «История древнего мира».  Составные части истории древнего мира,  ее место во всемирной истории.  Проблема периодизации всемирно­  исторического процесса.  Стадиальный и цивилизационный подходы  к изучению истории.  Хронологические и географические  границы истории древнего мира.  Периодизация древности.  Характерные черты ранней и поздней  древности. Значение учебной дисциплины в подготовке учителя истории.  /Лек/  Проблема источников.  Хронология древней истории.  Достижения отечественной  историографии в изучении истории  древнего мира. Значение учебной  дисциплины в подготовке учителя истории. Использование темы в разработке и  реализации культурно­ просветительских  программ. /Ср/  Раздел 2. История первобытного  общества  Источники по истории первобытного  общества.  Хронология.  Теории антропогенеза.  Праобщина.  Раннеродовая община.  Культура первобытного общества. /Лек/  Антропогенез.  Социогенез.  Духовная культура первобытного  общества. Использование темы в  разработке и реализации культурно­  просветительских программ. /Пр/  Предмет истории первобытного общества.  Периодизация истории первобытного  общества.  Историография первобытной истории.  Природа и человек в древности.  Вопрос о прародине человека. Антропо­ и  расогенез.  Эволюция общественной организации.  Праобщина (стадная община).  Раннеродовая (материнская родовая)  община.  Позднеродовая (патриархальная родовая)  община.  Виды социальных связей.  Духовная культура первобытного  общества. /Ср/  Раздел 3. История древнего Востока УП: ab44.03.05 ИиО п581.plx  стр. 7  1  10  ОК­2  Л1.1 Л1.2 Л2.2 Л2.5 Л2.6  0 Л3.1 Л3.2  Э1 Э4 Э5 Э6 Э7 Э8 Э9 Э10 Э14 Э15  1  24  ОК­2 ПК­14  Л1.1 Л1.2 Л2.2 Л2.5 Л2.6  0 Л3.1 Л3.2  Э1 Э4 Э5 Э6 Э7 Э8 Э9 Э10 Э14 Э15  1  12  ОК­2 ПК­14  Л1.1 Л1.2  0 Л2.2 Л2.5 Л2.6 Л3.1 Л3.2  Э1 Э4 Э5 Э6 Э7 Э8 Э9 Э10 Э14 Э15  3.1  3.2  3.3  Источники по истории древнего Востока.  Древний Египет. Хронология. Древнее  Царство. Среднее Царство. Позднее  Царство. Культура древнего Египта.  Месопотамия в 3 тыс. до н.э. Передняя  Азия во 2 тыс. до н.э. Передняя Азия в  первой половине 1 тыс. до н.э. Культура  народов Передней Азии Древняя Индия.  Основные источники и хронология. Индия  во 2­1 тыс. до н.э. Культура древней  Индии. Древний Китай. Источники по  истории и хронология. Китай во 2­1 тыс.  до н.э. Культура древнего Китая. /Лек/  Народное восстание в Древнем Египте в  середине XVIII в. до н.э. по данным  письменных источников.  Древневавилонское общество и  государство по «Законам Хаммурапи».  Хозяйственный и общественный строй  Древней Ассирии в Среднеассирийский  период по данным «Среднеассирийских  законов».  Хозяйственная жизнь и общественный  строй хеттов по «Хеттским законам».  Хозяйственная и общественная жизнь  древних евреев по данным «Пятикнижия».  Персидская держава при первых  Ахеменидах (вторая половина VI ­ начало  V вв. до н.э.).  Социально­экономический и  политический строй Древней Индии по  «Законам Ману» и «Артхашастре».  Социально­экономический и  политический кризис в Китае в I в. до н.э. ­ I в. н.э. Восстание «краснобровых».  Использование темы в разработке и  реализации культурно­ просветительских  программ. /Пр/  Древнейшие цивилизации Восточного  Средиземноморья, Азии.  Государство и общины, функции и формы  древнейших государств.  Особенности социальной структуры.  Древний Египет.  Древнее Двуречье.  Нововавилонская держава.  Возникновение Ассирийского царства, его  история.  Особенности социально­ экономического  развития цивилизаций в Малой Азии.  Условия формирования цивилизации в  Восточном Средиземноморье.  Иран и Ахемениды.  Древняя Индия.  Древнейший Китай.  Вклад древнейших цивилизаций в развитие мировой культуры. /Ср/ УП: ab44.03.05 ИиО п581.plx  стр. 8  3.4  Экзамен /Экзамен/  1  36  ОК­2 ПК­14  Л1.1 Л1.2 Л2.1 Л2.2 Л2.5 Л2.6 Л3.1 Л3.2 Л3.3  4.1  4.2  4.3  5.1  Раздел 4. История древней Греции  Источники по истории и хронология.  Крито­микенская цивилизация 3­2 тыс. до  н.э.  Гомеровский период.  Архаическая Греция и ее культура.  Греция в классический период.  Эллинистическая цивилизация и ее  культура. /Лек/  Греция в крито­микенскую эпоху по  данным письменных источников.  Хозяйственный и общественный строй  гомеровской Греции по данным «Илиады»  и «Одиссеи».  Архаическая Греция в VIII ­ VI вв. до н.э.  Социальный и политический строй в  древней Спарте.  Зарождение и становление афинской  демократии в VII ­ VI вв. до н.э.  Расцвет афинской демократии в V в. до  н.э.  Эллинистические государства.  Использование темы в разработке и  реализации культурно­ просветительских  программ. /Пр/  Общая характеристика древнегреческой  цивилизации.  Ахейская культура и “гомеровская”  Греция.  Становление греческих городов­  государств.  Греческая колонизация и специфика  древнегреческого полиса.  Различные типы античных полисов, их  история и культура.  Расцвет афинской демократии, ее  институты и особенности.  Возвышение Македонии.  Особенности эллинизма и сущность  эллинистического периода в истории  античной цивилизации.  Формирование понятия античной  культуры. Мифология, религия и культура  древней Эллады. /Ср/  Раздел 5. История древнего Рима  Источники по истории и хронология  древнего Рима.  Царский Рим.  Рим в период Республики.  Римская империя в период принципата.  Доминат.  Культура древнего Рима. /Лек/  0  0  2  8  ОК­2  Э1 Э4 Э5 Э6 Э7 Э8 Э9 Э10 Э11 Э12 Э13 Э14 Э15  Л1.1 Л1.2 Л2.3 Л2.5 Л2.6 Л3.1 Л3.2  Э1 Э3 Э4 Э6 Э8 Э9 Э10 Э14  2  16  ОК­2 ПК­14  Л1.1 Л1.2  0 Л2.3 Л2.5 Л2.6 Л3.1 Л3.2  Э1 Э3 Э4 Э6 Э8 Э9 Э10 Э14  2  30  ОК­2 ПК­14  Л1.1 Л1.2  0 Л2.3 Л2.5 Л2.6 Л3.1 Л3.2  Э1 Э3 Э4 Э6 Э8 Э9 Э10 Э14  2  8  ОК­2  0  Л1.1 Л1.2 Л2.4 Л2.5 Л2.6 Л3.1 Л3.2  Э1 Э2 Э4 Э6 Э8 Э9 Э10 Э14 5.2  5.3  История раннего Рима по данным  письменных источников.  Хозяйственный и общественный строй  ранней Римской республики по «Законам  XII таблиц».  Аграрное движение в Римской республике во второй половине 2 в. до н.э., римская  армия и реформы  братьев Гракхов.  Сельское рабовладельческое хозяйство в  Италии во II ­I вв. до н.э.  Восстания рабов в Италии и на Сицилии  во II ­I вв. до н.э.  Экономическое и социальное развитие  Римской империи в период домината (IV ­  V вв. н.э.). Использование темы в  разработке и реализации культурно­  просветительских программ. /Пр/  Общая характеристика древнеримской  цивилизации.  Основание Рима и его борьба за гегемонию в Италии.  Формирование Римского  рабовладельческого государства.  Гражданские войны и переход к  монархической форме правления.  Принципат и доминат.  Раннее христианство и его особенности.  Развитие римской культуры как  заключительный этап формирования  античной культуры. /Ср/  2  30  ОК­2  Л1.1 Л1.2 Л2.4 Л2.5 Л2.6 Л3.1 Л3.2  Э1 Э2 Э4 Э6 Э8 Э9 Э10 Э14  0  0  УП: ab44.03.05 ИиО п581.plx  стр. 9  2  16  ОК­2  0  Л1.1 Л1.2 Л2.4 Л2.5 Л2.6 Л3.1 Л3.2  Э1 Э2 Э4 Э6 Э8 Э9 Э10 Э14  5.4  Экзамен по дисциплине /Экзамен/  2  36  ОК­2 ПК­14  Л1.1 Л1.2 Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4 Л2.5 Л2.6 Л3.1 Л3.2 Л3.3  Э1 Э2 Э3 Э4 Э6 Э8 Э9 Э10 Э11 Э12 Э13 Э14  5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ  5.1. Контрольные вопросы и задания  Промежуточная аттестация (Экзамен)  Вопросы к экзамену:  1 семестр  1.Предмет изучения истории первобытного общества и его значение. Источники изучения первобытной истории.  2.Антропосоциогенез и его комплексный характер.  3.Варианты периодизации древнейшей истории. Возникновение родовой общины и отношений, связанных с ней.  4.Расцвет родового строя.  5.Кризис и распад первобытнообщинного строя.  6.Первобытная культура.  7.Предмет истории Древнего Востока. Географическое содержание термина «Древний Восток». Этническая и языковая  характеристика региона и эпохи. Значение природ­ных условий для развития стран Древнего Востока. Общие черты в развитии  древневос­точных цивилизаций.  8.Источники по истории Древнего Египта. Периодизация истории Древнего Египта.  9.Египетская письменность и ее дешифровка.  10.Географическое положение, природные условия и население Древнего Египта.  11.Социально­экономическое и политическое развитие Древнего Египта в эпохи Раннего и Древнего царств. Характерные черты  восточной деспотии.  12.Социально­экономическое и политическое развитие Древнего Египта в эпоху Среднего цар¬ства.  13.Внешняя политика древнеегипетского государства в эпохи Древнего и Среднего царств.  14.Древний Египет в эпоху гиксосского завоевания.  15.Социально­экономическое и политическое развитие Древнего Египта в эпоху Но­вого царства. УП: ab44.03.05 ИиО п581.plx  стр. 10  16.Реформы Эхнатона.  17.Социально­экономическое и политическое развитие Древнего Египта в эпоху Позднего царства.  18.Внешняя политика египетских фараонов в период Нового и Позднего царств.  19.Культура Древнего Египта.  20.Географическое положение, природные условия и население Древнего Междуречья. Периодизация истории Древней  Месопотамии.  21.Дешифровка клинописи. Источники по истории Древнего Двуречья.  22.Древнейший этап истории Двуречья. Первые города­государства.  23.Объединение Двуречья под властью Аккада. Саргон Древний.  24.Шумер и Аккад в период III династии Ура.  25.Старовавилонское царство. Хаммурапи.  26.Природные условия и население Древней Ассирии. Ассирия в Старо­ и Среднеас­сирийский периоды.  27.Ассирийская военная держава.  28.Культура Древней Ассирии.  29.Нововавилонское царство.  30.Религия Древней Месопотамии. Литература и искусство Древней Месопотамии. Развитие образования и научных знаний в  Древнем Двуречье.  31.Природа и население Малой Азии в древности. Хеттское общество и государство.  32.Государство Урарту.  33.Географическое положение, природные условия и население Восточного Средиземноморья в древности. Древнейшие  государства на территории Восточного Средизем­номорья (III – II тысячелетия до н.э.).  34.Древняя Финикия.  35.Палестина в древности. Израильско­Иудейское царство и его распад.  36.Культура стран Восточного Средиземноморья в древности.  37.Географическое положение, природные условия и население Древнего Ирана. Пе­риодизация истории Древнего Ирана.  Источники по истории Древнего Ирана.  38.Персидская держава Ахеменидов.  39.Государства и народы Средней Азии в древности.  40.Культура Древнего Ирана и Средней Азии.  41.Географическое положение, природные условия и население Древней Индии. Ис­точники по истории Древней Индии. Индская  цивилизация.  42.Вторжение ариев в Индию. «Ведический» период в истории Древней Индии.  43.Индия в период правления династии Маурьев.  44.Религии Древней Индии. Литература и искусство Древней Индии.  45.Географическое положение, природные условия и население Древнего Китая. Ис­точники по истории Древнего Китая.  Периодизация истории Древнего Китая.  46.Китай в эпохи Шан­Инь и Чжоу.  47.Китай в эпоху Цинь.  48.Китай в период Западной Хань.  49.Китай в эпоху Восточной династии Хань.  50.Религия Древнего Китая. Литература и искусство Древнего Китая.    Промежуточная аттестация (Экзамен)  Вопросы к экзамену:  2 семестр  1.Природа и население Древней Эллады. Периодизация древнегреческой истории.  2.Крито­микенская цивилизация. Дешифровка линейного письма «Б».  3.Дорийское вторжение.  4.Гомеровская Греция.  5.Греция в VIII – VI вв. до н.э.  6.Великая греческая колонизация VIII – VI вв. до н.э.  7.Хозяйственный и общественно­политический строй Древней Спарты.  8.Древняя Аттика (до Солона).  9.Реформы Солона.  10.Тирания Писистрата.  11.Писистратиды и реформы Клисфена.  12.Греко­персидские войны (до похода Ксеркса).  13.Поход Ксеркса. Завершение греко­персидских войн.  14.Социально­экономическое развитие Греции в V в. до н.э.  15.Первый Афинский морской союз.  16.Политическая борьба в Афинах в V в. до н.э. (до Перикла).  17.Правление Перикла. Афинская конституция при Перикле.  18.Пелопоннесская война.  19.Греция в первой половине IV в. до н.э.  20.Возвышение Македонии и установление македонского владычества в Греции.  21.Александр Македонский и его держава. УП: ab44.03.05 ИиО п581.plx  стр. 11  24.Культура Древней Греции в эпохи архаики и классики.  25.Культура эллинистических государств.  26.Природа и население Древней Италии. Периодизация древнеримской истории.  27.«Царский период» в истории Рима. Проблема возникновения государства в Риме в отечественной историографии.  28.«Законы XII таблиц».  29.Борьба патрициев и плебеев.  30.Политическая система Римской республики.  31.Завоевание Римом Италии.  32.Борьба Рима с Карфагеном. I и II Пунические войны.  33.Начало гегемонии Рима в Восточном Средиземноморье.  34.Закрепление римского владычества в Средиземноморье во второй половине II в. до н.э.  35.Римская рабовладельческая держава в III – II вв. до н.э. Появление латифундий и ра­зорение римско­италийского крестьянства.  36.Восстания рабов в Италии и на Сицилии во II в. до н.э. Восстание Аристоника.  37.Движение Гракхов.  38.Военная реформа Гая Мария.  39.Ливий Друз Младший. Союзническая война.  40.Диктатура Суллы.  41.Восстание Спартака.  42.I триумвират. Диктатура Цезаря.  43.II триумвират. Принципат Августа.  44.Римская империя в период правления династий Юлиев – Клавдиев и Флавиев.  45.Династия Антонинов.  46.Кризис III в. н.э. Оформление системы домината.  47.Падение Западной Римской империи.  48.Культура Римской республики.  49.Культура Римской империи.  50.Возникновение и ранняя история христианства.  5.2. Темы письменных работ  Текущий и рубежный контроль  Темы докладов:  1 семестр  1.Древний Аккад.  2.Жизнь шумерского города.  3.Древний Вавилон и его место в истории Древнего Востока.  4.Община и ее роль в древнем Вавилоне.  5.Законы царя Хаммурапи.  6.Духовные ценности месопотамского человека.  7.Мифы и религии Древней Месопотамии.  8.Письменность и знания о мире в Древней Месопотамии.  9.Особенности вавилонской цивилизации.  10.Возникновение первых мировых империй на Древнем Востоке.  11.Царь и войско в Древней Ассирии.  12.Религия древних персов.  13.Египет и соседние народы.  14.Пирамиды и их строители.  15.Египетские писцы и их положение в египетском обществе.  16.Религиозные культы и обряды древних египтян.  17.Фараон и подданные в Древнем Египте.  18.Эхнатон и его реформы.  19.Система власти в Древнем Египте: фараоны и их администрация.  20.Боги Древнего Египта.  21.Власть и общество в эллинистическом Египте.  22.Женщины в обществе эллинистического Египта.    Текущий и рубежный контроль  Темы докладов:  2 семестр  23.Древний Крит: легенды и история.  24.«Золото Трои»: история его открытия.  25.Древнегреческая цивилизация: основные этапы развития.  26.Древнегреческий полис.  27.Спарта как тип полиса.  28.Античная демократия.  29.Проблемы гражданства в античной Греции.  30.Мореплавание в Древней Греции. УП: ab44.03.05 ИиО п581.plx  стр. 12  32.Женщина в древнегреческом обществе.  33.Образование и воспитание в античной Греции.  34.Ораторское искусство и Демосфен.  35.Искусство Древней Греции.  36.Частная и общественная жизнь Перикла.  37.Быт и повседневная жизнь древних греков.  38.Эллинизм: взаимодействие культур античности и Востока.  39.Александр Македонский ­ человек и полководец.  40.Вершины достижений художественной культуры эллинов.  41.Основные черты римской цивилизации.  42.Военное дело римлян.  43.Рим и Греция: культурные контакты.  44.Политический портрет знаменитого римлянина (на выбор).  45.Сущность античного рабства.  46.Император и подданные в Древнем Риме.  47.Римская армия в императорскую эпоху.  48.Город Помпеи и его обитатели.  49.Культурно­историческое значение римского права.  50.Роль зрелищ в римском мире.  51.Цирк и гладиаторы в Древнем Риме.  52.Рим и варвары.  53.Великое переселение народов.  54.Человек в христианской системе ценностей.  см. Фонд оценочных средств в приложении  5.3. Фонд оценочных средств  6. УЧЕБНО­МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)  6.1. Рекомендуемая литература  6.1.1. Основная литература  Заглавие  Всемирная история: учебник для студентов вузов;  http://www.iprbookshop.ru/71211.html  Издательство, год  М. : ЮНИТИ­ДАНА, 2017  Авторы, составители  Л1.1  Поляк Г.Б., Маркова  А.Н., Андреева И.А.,  Айсина Ф.О., Бородина С.Д., Воскресенская  Н.О., Квасов А.С.,  Кривцова Н.С.,  Мурашова Е.М., Носов  В.Е., Носова Г.В.,  Скворцова Е.М.,  Топалова Ю.И.,  Черноскулов В.И.  Л1.2  Под общ. ред.  Кудрявцевой Т.В.  История Древнего мира: учебник и практикум; URL:  https://biblio­online.ru/bcode/433718  М. : Издательство Юрайт, 2019  Авторы, составители  Заглавие  6.1.2. Дополнительная литература  История первобытного общества: учебное пособие для студентов вузов  История Древнего Востока: Учеб. для сту. вузов, обучающихся  по спец. "История" / А.А. Вигасин, М.А. Дандамаев, М.В.  Крюков, и др.; Под ред. В.И. Кузищина. ­ 3­ е изд., перераб. и доп.  Издательство, год  М.: АСТ, 2007  М.: Высш. шк., 1999  История Древней Греции: учеб.  пособие для студ. высш. учеб.  заведений  История Древнего Рима: учеб. пособие для студ. высш. учеб.  заведений  М.: Академия, 2006  М.: Академия, 2005  Л2.1  Алексеев В.П.,  Першиц А.И.  Л2.2  Вигасин А.А.  Л2.3  Кузищин В.И.,  Кузищина В.И.  Л2.4  Кузищин В.И.,  Гвоздева И.А.,  Кузищина В.И.  Л2.5  под ред. Г.Б. Поляка,   Всемирная история: учебник для студ. вузов  М. : ЮНИТИ­ДАНА, 2012 А.Н. Марковой Заглавие  Всемирная история в 2 ч. Часть 1. История Древнего мира и  Средних веков: учебник; URL: https://biblio­  online.ru/bcode/433478 Полохало, Е. С.  Стецкевич, В. В.  Шишкин ; под ред. Г.  Н. Питулько  6.1.3. Перечень учебно­методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине  Издательство, год  Заглавие  стр. 13  Издательство, год  М. : Юрайт, 2019  УП: ab44.03.05 ИиО п581.plx  Авторы, составители  Л2.6  Г. Н. Питулько, Ю. Н.   Авторы, составители  Л3.1  Уколова В.И., Уколова И.Е.  Л3.2  Шевченко Н.И.  Всеобщая история. История Древного мира. Методические  рекомендации. 5 класс: пособие для учителей общеобразоват.  учреждений  Всеобщая история. История Древнего мира. Методические  рекомендации. 5 класс: пособие для учителей общеобразоват.  учреждений  Профессиональный стандарт педагога  М.: Просвещение, 2012  М.: Просвещение, 2012  , 2014  6.2. Перечень ресурсов информационно­телекоммуникационной сети "Интернет"  Всемирная история [Электронный ресурс]: учебник/ Г.Б. Поляк [и др.].— Электрон. текстовые данные.— М.: ЮНИТИ­ ДАНА, 2012.— 887 c.  Куликова Ю.В. Древний Рим [Электронный ресурс]: учебно­методическое пособие к семинарским занятиям для  бакалавриата по направлению подготовки 030600.62 История/ Куликова Ю.В.— Электрон. текстовые данные.— М.:  Прометей, Московский педагогический государственный университет, 2012.— 79 c.  Куликова Ю.В. Древняя Греция [Электронный ресурс]: учебно­методическое пособие/ Куликова Ю.В.— Электрон.  текстовые данные.— М.: Прометей, Московский педагогический государственный университет, 2013.— 64 c.  Чанышев А.Н. История философии Древнего мира [Электронный ресурс]: учебник для вузов/ А.Н. Чанышев— Электрон.  текстовые данные.— М.: Академический Проект, 2016.— 608 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/60088.html.—  ЭБС «IPRbooks»  Девлетов О.У. Лекции по истории Древнего Востока [Электронный ресурс]: учебное пособие/ О.У. Девлетов— Электрон.  текстовые данные.— М.: Гуманитарно­экономический и информационно­технологический институт, 2008.— 218 c.—  Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/27379.html.— ЭБС «IPRbooks»  Всеобщая история государства и права. Том 1. Древний мир и средние века [Электронный ресурс]: учебник/ Н.П.  Дмитревский [и др.].— Электрон. текстовые данные.— М.: Зерцало­М, 2011.— 640 c.— Режим доступа:  http://www.iprbookshop.ru/4088.html.— ЭБС «IPRbooks»  Деопик Д.В. История Древнего Востока [Электронный ресурс]/ Д.В. Деопик— Электрон. текстовые данные.— М.:  Православный Свято­Тихоновский гуманитарный университет, 2014.— 304 c.— Режим доступа:  http://www.iprbookshop.ru/34909.html.— ЭБС «IPRbooks»  История мировых цивилизаций [Электронный ресурс] : учебник / Р.Г. Мумладзе [и др.]. — Электрон. текстовые данные. —  М. : Русайнс, 2016. — 334 c. — 978­5­4365­0888­7. — Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/61616.html  Алексеев С.В. Всемирная история с древнейших времен до начала XX века [Электронный ресурс] : курс лекций / С.В.  Алексеев, О.И. Елисеева. — Электрон. текстовые данные. — М. : Московский гуманитарный университет, 2016. — 240 c.  — 978­5­906822­84­01. — Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/74715.html  Всемирная история [Электронный ресурс] : учебник для студентов вузов / Г.Б. Поляк [и др.]. — 3­е изд. — Электрон.  текстовые данные. — М. : ЮНИТИ­ДАНА, 2017. — 888 c. — 978­5­238­01493­7. — Режим доступа:  http://www.iprbookshop.ru/71211.html  Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 8 сентября 2015 г. № 608н "Об утверждении профессионального  стандарта "Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального  образования" (с изменениями и дополнениями). Режим доступа: http://base.garant.ru/71202838/  Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 18 октября 2013 г. № 544н "Об утверждении профессионального  стандарта "Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего  общего образования) (воспитатель, учитель)" (с изменениями и дополнениями). Режим доступа:  http://base.garant.ru/70535556  Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 8 сентября 2015 г. № 613н “Об утверждении профессионального  стандарта “Педагог дополнительного образования детей и взрослых”. Режим доступа:  http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71102914/#0  Лысак И.В. Культура Древности и Средневековья [Электронный ресурс] : учебное пособие / И.В. Лысак. — Электрон.  текстовые данные. — Саратов: Вузовское образование, 2014. — 221 c. — 2227­8397. — Режим доступа:  http://www.iprbookshop.ru/23591.html  Л3.3  Э1  Э2  Э3  Э4  Э5  Э6  Э7  Э8  Э9  Э10  Э11  Э12  Э13  Э14 УП: ab44.03.05 ИиО п581.plx  стр. 14  Э15  Михайловский Ф.А. Древний Восток [Электронный ресурс] : практические занятия и контрольные занятия. Учебное  пособие для студентов I курса бакалавриата / Ф.А. Михайловский. — Электрон. текстовые данные. — М. : Московский  городской педагогический университет, 2012. — 232 c. — 2227­8397. — Режим доступа:  http://www.iprbookshop.ru/26473.html  6.3. Перечень информационных технологий  6.3.1 Перечень программного обеспечения  6.3.1.1  Microsoft Office 2010  6.3.1.2  FineReader 10  6.3.1.3  Антивирус Касперского  6.3.1.4  Windows 7  6.3.1.5  Adobe Acrobat Reader DC  6.3.1.6  NEW Конструктор тестов ­ indigotech.ru  6.3.1.7  SMART Notebook 10  6.3.2 Перечень профессиональных баз данных и информационных справочных систем  6.3.2.1  Перечень ресурсов информационно­телекоммуникационной сети «Интернет»  6.3.2.2  1.Электронный каталог библиотеки НГПУ. ­ Режим доступа:  http://bibl.ngpi.net:81/cgi­bin/zgate.exe?  init+test.xml,simple.xsl+rus  6.3.2.3  2.Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU. ­ Режим доступа:  https://elibrary.ru  6.3.2.4  3.Национальная электронная библиотека (НЭБ). ­ Режим доступа: https://нэб.рф/  6.3.2.5  4.База данных портала Polpred.com Обзор СМИ ­ Режим доступа: https://polpred.com/news  6.3.2.6  5.Ресурсы East View (ИВИС) ­ Режим доступа: https://dlib.eastview.com/login  6.3.2.7  6.3.2.8  Перечень профессиональных баз данных и  информационных справочных систем  6.3.2.9  1.Электронно­библиотечная система (ЭБС) IPRbooks. ­ Режим доступа:  www.iprbookshop.ru  6.3.2.10  2.Электронная библиотечная система «Юрайт». ­ Режим доступа: https://biblio­online.ru/  6.3.2.11  3.Информационная правовая система Гарант. ­ Режим доступа: http://www.garant.ru/  7. МАТЕРИАЛЬНО­ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)  7.1  Учебный корпус №2, пер. Железнодорожников, д.9 А.  7.2  218 каб. Учебная аудитория для занятий лекционного и семинарского типа.  7.3  Рабочие места: посадочные рабочие места, стол преподавателя, доска классная, кафедра.  7.4  Техническая оснащенность: интерактивная доска, мультимедийный проектор, компьютер.  7.5  Наглядный материал: наборы учебно­наглядных пособий.  7.6  302 каб. Учебная аудитория  для самостоятельной работы.  7.7  Рабочие места: посадочные рабочие места.  7.8  Техническая оснащенность: компьютеры с выходом в сеть «Интернет» и доступом в ЭИОС Университета, принтер,  видеокамера Canon, МФУ Kyocera.  8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)  Методические указания к лекциям.  Главное в период подготовки к лекционным занятиям – научиться методам самостоятельного умственного труда, сознательно  развивать свои творческие способности и овладевать навыками творческой работы. Для этого необходимо строго соблюдать  дисциплину учебы и поведения. Четкое планирование своего рабочего времени и отдыха является необходимым условием для  успешной самостоятельной работы.  В основу его нужно положить рабочие программы изучаемых в семестре дисциплин.  Каждому студенту следует составлять еженедельный и семестровый планы работы, а также план на каждый рабочий день. С вечера  всегда надо распределять работу на завтрашний день. В конце каждого дня целесообразно подводить итог работы: тщательно  проверить, все ли выполнено по намеченному плану, не было ли каких­либо отступлений, а если были, по какой причине это  произошло. Нужно осуществлять самоконтроль, который является необходимым условием успешной учебы. Если что­то осталось  невыполненным, необходимо изыскать время для завершения этой части работы, не уменьшая объема недельного плана.  Самостоятельная работа на лекции. Слушание и запись лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы. Внимательное  слушание и конспектирование лекций предполагает интенсивную умственную деятельность студента. Краткие записи лекций, их  конспектирование помогает усвоить учебный материал. Конспект является полезным тогда, когда записано самое существенное,  основное и сделано это самим студентом. УП: ab44.03.05 ИиО п581.plx  стр. 15  Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Такое «конспектирование» приносит больше вреда, чем пользы. Запись лекций  рекомендуется вести по возможности собственными формулировками. Желательно запись осуществлять на одной странице, а  следующую оставлять для проработки учебного материала самостоятельно в домашних условиях.  Конспект лекции лучше подразделять на пункты, параграфы, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут  способствовать пункты плана лекции, предложенные преподавателям. Принципиальные места, определения, формулы и другое  следует сопровождать замечаниями «важно», «особо важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью  разноцветных маркеров или ручек. Лучше если они будут собственными, чтобы не приходилось просить их у однокурсников и тем  самым не отвлекать их во время лекции.  Целесообразно разработать собственную «маркографию» (значки, символы), сокращения слов. Не лишним будет и изучение основ  стенографии. Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую  дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко  овладеть формируемыми компетенциями.    Методические указания к практическим занятиям.  Практические занятия ориентируют преподавателя и студента на интерактивный процесс усвоения курса, где рассматриваются  сложные проблемные вопросы программы, с обязательным использованием источниковедческой базы. Это связано с основной  дидактической задачей практических занятий – обучению студентов анализу источников и формированием навыков работы с  научной литературой. Подобный подход стимулирует самостоятельное творческое отношение к профессии и способствует  подготовке к преподавательской деятельности. Происходит обучение навыкам публичной дискуссии, профессионала,  ориентированного на умение не только высказывать и отстаивать личностную позицию, но и на принятие точки зрения оппонентов,  поиска группового консенсуса в рассмотрении проблемы.  Целью практических занятий является закрепление, расширение и углубление знаний по темам лекций, выработка навыков  публичного выступления и дискуссии, а также понимание и практическое использование положений и методов, составляющих  дисциплину.  Семинар проводится по узловым и наиболее сложным вопросам (темам, разделам) учебной программы. Он может быть построен  как на материале одной лекции, так и на содержании обзорной лекции, а также по определённой теме без чтения предварительной  лекции. Главная и определяющая особенность любого семинара – наличие элементов дискуссии, проблемности, диалога между  преподавателем и студентами и самими студентами.  При подготовке классического семинара желательно придерживаться следующего алгоритма:  а) разработка учебно­методического материала: формулировка темы, соответствующей программе и стандарту; определение  дидактических, воспитывающих и формирующих целей занятия; выбор методов, приемов и средств для проведения семинара;  подбор литературы для преподавателя и студентов; при необходимости проведение консультаций для студентов;  б) подготовка обучаемых и преподавателя: составление плана семинара из отдельных вопросов; предоставление студентам времени (не менее недели) для подготовки к семинару; предоставление рекомендаций о последовательности изучения литературы (учебники, учебные пособия, руководства и положения, конспекты лекций, статьи, справочники, информационные сборники и др.); создание  набора наглядных пособий.  Практическое занятие подразумевает два виды работ: подготовку сообщения на заданную тему и участие в обсуждении проблемы,  затронутой сообщением.  Для более точного понимания материала практических занятий рекомендуется перед каждым из занятий прочитать  соответствующую главу в рекомендуемой литературе. Подготовку к практическим занятиям следует начинать как минимум за  неделю до его начала. Прежде всего, необходимо познакомиться с темой и вопросами занятия. Обязательными компонентами  подготовки к практическим занятиям являются доскональный анализ источников и прочтение научной литературы. Так же  необходим поиск информации в изданиях из дополнительного списка литературы, сети Интернет, других источников. Таким  образом, обучающиеся должны внимательно разобрать каждый вопрос, записав наиболее важные факты, подходы и концепции в  тетрадь.  На семинар желательно являться с запасом сформулированных идей, хорошо, если они будут собственного производства; если вы  собираетесь пользоваться чужими формулировками, то постарайтесь в них сориентироваться как можно лучше. Выступления  должны быть по возможности компактными и в то же время вразумительными. На практических занятиях обучающиеся дают  развернутые ответы на поставленные вопросы, дополняют, не повторяя уже сказанного другими. Рассмотрение каждого вопроса  заканчивается подведением итогов, формулированием наиболее важных выводов, которые следует записать в тетрадь.  Подводя итоги семинара, можно использовать следующие критерии (показатели) оценки ответов: полнота и конкретность ответа;  последовательность и логика изложения; связь теоретических положений с практикой; обоснованность и доказательность  излагаемых положений; наличие качественных и количественных показателей; наличие иллюстраций к ответам в виде исторических  фактов, примеров и пр.; уровень культуры речи; использование наглядных пособий и т.п.  В конце семинара рекомендуется дать оценку всего семинарского занятия, обратив особое внимание на следующие аспекты:  качество подготовки; степень усвоения знаний; активность; положительные стороны в работе студентов; ценные и конструктивные  предложения; недостатки в работе студентов; задачи и пути устранения недостатков.    Методические указания к самостоятельной работе.  Самостоятельная работа обучающихся предусмотрена учебным планом и должна способствовать более глубокому усвоению  изучаемого курса, формированию навыков исследовательской работы и ориентировать обучающихся на умение применять  теоретические знания на практике.  Самостоятельная работа обучающихся предполагает дальнейшее развитие исследовательских способностей у студента. В процессе  самостоятельной работы студент обучается профессиональной работе с первоисточниками, их поиску и критическому осмыслению.  На данном этапе предлагается формирование и закрепление навыков по выявлению проблемы, ее формулировка, постановка целей  исследования, систематизация и анализ литературы, оформление и аргументация УП: ab44.03.05 ИиО п581.plx  стр. 16  своей позиции. Этот тип работы демонстрирует уровень квалификации студента и подтверждает его исследовательский статус.  В процессе изучения данной дисциплины выделяется два вида самостоятельной работы – аудиторная, под руководством  преподавателя, и внеаудиторная. Аудиторная самостоятельная работа по дисциплине выполняется на учебных занятиях под  непосредственным руководством преподавателя и по его заданию. Внеаудиторная самостоятельная работа выполняется студентом  по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия.  Основными видами самостоятельной работы студентов без участия преподавателей являются: формирование и усвоение  содержания конспекта лекций на базе рекомендованной лектором учебной литературы, включая информационные образовательные  ресурсы; подготовка к практическим занятиям; написание рефератов, эссе; выполнение контрольных работ; выполнение  микроисследований.  Внеаудиторные самостоятельные занятия студентов представляют собой логическое продолжение аудиторных занятий, проводятся по заданию преподавателя, который инструктирует обучаемых и устанавливает сроки выполнения задания. В отличие от других  форм организации учебного процесса затраты времени на выполнение этой работы не регламентируются расписанием. Режим и  продолжительность работы выбирает сам обучаемый в зависимости от своих способностей и конкретных условий.  Основными видами самостоятельной работы студентов с участием преподавателей являются: коллоквиум как форма контроля  освоения теоретического содержания дисциплин; прием и разбор домашних заданий (в часы практических занятий).  Преподаватель учитывает результаты самостоятельной работы при подведении итогов освоения обучающимися учебной  дисциплины.    Методические указания к экзамену.  Экзамены являются контрольным этапом изучения дисциплин (модулей) и имеют целью проверку знаний обучающихся по теории,  выявление умений и навыков применения полученных знаний при решении практических задач, а также навыков самостоятельной  работы с учебной и научной литературой.  Форма проведения экзамена (устно, письменно, по экзаменационным билетам или без билетов, или иная) определяется кафедрой.  При чтении дисциплины несколькими преподавателями порядок проведения экзамена определяется заведующим кафедрой.  При проведении экзамена в устной форме по экзаменационным билетам обучающийся имеет право на подготовку к ответу в  течение 30­45 мин.  Во время экзамена обучающиеся могут пользоваться учебными программами, а также, с разрешения экзаменатора, справочной  литературой и другими пособиями. Присутствие на экзаменах и зачетах посторонних лиц без разрешения декана факультета не  допускается.  При приеме экзамена или зачета у лиц с ограниченными возможностями здоровья допускается присутствие в аудитории лица,  оказывающего обучающемуся соответствующую помощь.  Подготовку к экзамену необходимо целесооб¬разно начать с планирования и подбора нормативно­правовых источ¬ников и  литературы. Прежде всего следует внимательно перечитать учебную программу и программные вопросы для подготовки к  экзаме¬ну, чтобы выделить из них наименее знакомые. Далее должен следовать этап повторения всего программного материала. На  эту ра¬боту целесообразно отвести большую часть времени. Следующим эта¬пом является самоконтроль знания изученного  материала, который за¬ключается в устных ответах на программные вопросы, выносимые на экзамен. Тезисы ответов на наиболее  сложные вопросы жела¬тельно записать, так как. в процессе записи включаются дополнитель¬ные моторные ресурсы памяти.  Предложенная методика непосредственной подготовки может быть и изменена. Так, для студентов, которые считают, что они  усвоили программный материал в полном объеме и уверены в прочно¬сти своих знаний, достаточно беглого повторения учебного  материала. Основное время они могут уделить углубленному изучению отдельных, наиболее сложных, дискуссионных проблем.  При подготов¬ке к ответу, а также при ответе не обязательно придерживаться той последовательности вопросов, которая дана в  билетах. Записи ответов лучше де¬лать в виде развернутого плана, их можно дополнить цифрами, примерами, фактами, а также  сослаться на необходимые нормативные акты и другие источники. Ответ должен быть построен в форме свободного рассказа.  Важно не только верно изложить соответствующее положение, но и дать его глубокое теоретическое обоснование.  Само содержание ответа целесообразно разделить на три части: вступление, основная часть, заключение. Во вступлении можно  перечислить все проблемы, которые вы собираетесь осветить, обосновать их актуальность, потом в основной части ответа надо  детально развернуть каждую из обозначенных проблем, а в заключении придать ходу мыслей завершенность, подвести итог и сделать выводы. Вместе с тем студент должен быть готов к уточняющим вопросам, а также к решению практических задач в рамках  основной проблематики вопроса.

Рабочая программа дисциплины "История древнего мира"

Рабочая программа дисциплины "История древнего мира"

Рабочая программа дисциплины "История древнего мира"

Рабочая программа дисциплины "История древнего мира"

Рабочая программа дисциплины "История древнего мира"

Рабочая программа дисциплины "История древнего мира"

Рабочая программа дисциплины "История древнего мира"

Рабочая программа дисциплины "История древнего мира"

Рабочая программа дисциплины "История древнего мира"

Рабочая программа дисциплины "История древнего мира"

Рабочая программа дисциплины "История древнего мира"

Рабочая программа дисциплины "История древнего мира"

Рабочая программа дисциплины "История древнего мира"

Рабочая программа дисциплины "История древнего мира"

Рабочая программа дисциплины "История древнего мира"

Рабочая программа дисциплины "История древнего мира"

Рабочая программа дисциплины "История древнего мира"

Рабочая программа дисциплины "История древнего мира"

Рабочая программа дисциплины "История древнего мира"

Рабочая программа дисциплины "История древнего мира"

Рабочая программа дисциплины "История древнего мира"

Рабочая программа дисциплины "История древнего мира"

Рабочая программа дисциплины "История древнего мира"

Рабочая программа дисциплины "История древнего мира"

Рабочая программа дисциплины "История древнего мира"

Рабочая программа дисциплины "История древнего мира"

Рабочая программа дисциплины "История древнего мира"

Рабочая программа дисциплины "История древнего мира"

Рабочая программа дисциплины "История древнего мира"

Рабочая программа дисциплины "История древнего мира"

Рабочая программа дисциплины "История древнего мира"

Рабочая программа дисциплины "История древнего мира"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
14.07.2019