Рабочая программа дисциплины "Новая и новейшая история стран Азии и Африки".
Разработана в соответствии с ФГОС: Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 44.03.05 ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ (С ДВУМЯ ПРОФИЛЯМИ ПОДГОТОВКИ) (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 09.02.2016г. №91). Очная форма обучения. Квалификация - бакалавр.
МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
"Набережночелнинский государственный педагогический университет"
(ФГБОУ ВО "НГПУ")
УТВЕРЖДАЮ
Проректор по УР
_______________Гайфутдинов А.М.
__ __________ 2018 г.
МОДУЛЬ 8. ВСЕОБЩАЯ ИСТОРИЯ
Новая и новейшая история стран Азии и Африки
рабочая программа дисциплины (модуля)
Закреплена за кафедрой
Истории и методики ее преподавания
Направление подготовки
Квалификация
Форма обучения
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
в том числе:
аудиторные занятия
самостоятельная работа
экзамены
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)
гр. 581
бакалавр
очная
5 ЗЕТ
180
68
76
36
Виды контроля в семестрах:
экзамены 10
зачеты 9
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр
(<Курс>.<Семес
тр на курсе>)
Недель
Вид занятий
Лекции
Практические
Итого ауд.
Контактная
работа
Сам. работа
Часы на
контроль
Итого
9 (5.1)
10 (5.2)
10
Итого
РПД
15 2/6
УП РПД
УП
14 14 20
14 14 20
28 28 40
28 28 40
44 44 32
36
34
34
68
68
76
36
72 72 108 108 180 180
РПД
20
20
40
40
32
36
УП
34
34
68
68
76
36УП: ab44.03.05 ИиО п581.plx
стр. 2
Программу составил(и):
канд. ист. наук, доцент , Магсумов Т.А. _________________
Рабочая программа дисциплины
Новая и новейшая история стран Азии и Африки
разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 44.03.05
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
(С ДВУМЯ ПРОФИЛЯМИ ПОДГОТОВКИ) (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 09.02.2016г. №91)
составлена на основании учебного плана:
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)
гр. 581
утвержденного учёным советом вуза от 31.05.2018 протокол № 7.
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Истории и методики ее преподавания
Протокол от __ __________ 2018 г. № __
Срок действия программы: 20182019 уч.г.
Зав. кафедрой др ист. наук, доц. Корнилова И.В.УП: ab44.03.05 ИиО п581.plx
стр. 3
1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
1.1 Цель освоения дисциплины формирование системы знаний и представлений о развитии мирового исторического
процесса и его закономерностях на Востоке в новое и новейшее время, с учётом логических и содержательно
методических связей в предметных областях "История России. Всеобщая история", "Обществознание" и ориентации на
становление личностных характеристик выпускника школы через урочную и внеурочную деятельность, способности
анализировать основные этапы и закономерности мирового исторического развития на Востоке в новое и новейшее время
для формирования гражданской позиции, способности решать задачи воспитания и духовнонравственного развития
обучающихся в учебной и внеучебной деятельности, опираясь на опыт и знания новой и новейшей истории стран Азии и
Африки.
1.2 Задачи освоения дисциплины:
1.3 1.формирование способности анализировать основные этапы и закономерности исторического развития для
формирования гражданской позиции;
1.4 2.формирование способности решать задачи воспитания и духовнонравственного развития обучающихся в учебной и
внеучебной деятельности;
1.5 3.формирование системных знаний об основных закономерностях развития стран Востока в период нового и новейшего
времени;
1.6 4.изучить общественнополитические процессы в странах Азии и Африки на примере ведущих стран Востока;
1.7 5.рассмотреть процесс смены экономической модели в колониальных и постколониальных обществах;
1.8 6.проанализировать внешнеполитический курс правительств стран Востока, реформаторские движения и социально
классовые конфликты в азиатских и африканских обществах;
1.9 7.выявить роль религиозноцивилизационной традиции в процессе поисков путей развития современного Востока;
1.10 8.сформировать знания о путях развития стран Востока в новый и новейший периоды истории;
1.11 9.формирование умения применять полученные знания при анализе различных областей общественной жизни и жизненной
практики.
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Цикл (раздел) ОП:
Б1.В.02
2.1 Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1 История древнего мира
2.1.2 Археология
2.1.3 Археология ВятскоКамского региона
2.1.4 Археологическая практика
2.1.5 Теория и методика воспитания школьников с основами социальной педагогики
2.1.6 Проблемы исторического развития стран Западной Европы в XVI первой половины XVII вв.
2.1.7 История стран Азии и Африки в XVI первой половины XVII вв.
2.1.8 История средних веков
2.1.9 История России XIX века
2.1.10 История философии
2.1.11 Теория и методика обучения истории
2.1.12 Новая история стран Европы и Америки
2.1.13 История Татарстана
2.1.14 История России новейшего времени
2.1.15 Практика по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности
2.1.16 Теория и методика обучения обществознанию
2.1.17 Новейшая история стран Европы и Америки
2.1.18 Культурология
2.2 Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1 Защита выпускной квалификационной работы, включая подготовку к процедуре защиты и процедуру защиты
3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ ПО КАЖДОЙ ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ), ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ
ДОСТИЖЕНИЕ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
ОК2: способностью анализировать основные этапы и закономерности исторического развития для формирования
гражданской позиции
Знать:УП: ab44.03.05 ИиО п581.plx
стр. 4
Уметь:
Владеть:
основные этапы и закономерности исторического развития стран Азии и Африки в новое и новейшее время,
основные понятия и даты новой и новейшей истории Востока для формирования гражданской позиции
основные этапы и закономерности исторического развития стран Азии и Африки в новое и новейшее время,
основные понятия и даты новой и новейшей истории Востока, основные приемы и техники их анализа, сущность
гражданской позиции
этапы и закономерности исторического развития стран Азии и Африки в новое и новейшее время, основные понятия
и даты новой и новейшей истории Востока, основные приемы и техники их анализа для формирования гражданской
позиции
выделять основные этапы и закономерности исторического развития стран Азии и Африки в новое и новейшее
время, применять основные исторические понятия и даты новой и новейшей истории Востока для формирования
гражданской позиции
выделять и характеризовать основные этапы и закономерности исторического развития стран Азии и Африки в
новое и новейшее время, основные понятия и даты новой и новейшей истории Востока, использовать основные
приемы и техник их анализа, давать характеристику сущности гражданской позиции
выделять и характеризовать этапы и закономерности исторического развития стран Азии и Африки в новое и
новейшее время, основные понятия и даты новой и новейшей истории Востока, проводить их системный анализ для
формирования гражданской позиции
навыками вычленения в исторических событиях и процессах основных этапов и закономерностей исторического
развития стран Азии и Африки в новое и новейшее время для формирования гражданской позиции
навыками вычленения и характеристики основных этапов и закономерностей исторического развития стран Азии и
Африки в новое и новейшее время, использования основных приемов и техник их анализа, характеристики сущности
гражданской позиции
навыками системного анализа этапов и закономерностей исторического развития стран Азии и Африки в новое и
новейшее время для формирования гражданской позиции
ПК3: способностью решать задачи воспитания и духовнонравственного развития обучающихся в учебной и внеучебной
деятельности
Знать:
Уметь:
Владеть:
задачи воспитания и духовнонравственного развития обучающихся в учебной и внеучебной деятельности
критерии духовнонравственного развития обучающихся в учебной деятельности и внеучебной деятельности
закономерности воспитания и духовнонравственного развития обучающихся в учебной и внеучебной деятельности
анализировать задачи воспитания и духовнонравственного развития обучающихся в учебной и внеучебной
деятельности
выделять критерии духовнонравственного развития обучающихся в учебной деятельности и внеучебной
деятельности по заданным характеристикам образовательной среды
подбирать компоненты воспитания для духовнонравственного развития обучающихся в учебной и внеучебной
деятельности
навыками определения цели и задачи воспитания и духовнонравственного развития обучающихся в учебной и
внеучебной деятельности
навыком планирования мероприятий и решения задач воспитания и духовнонравственного развития обучающихся в
учебной деятельности на основе заданных критериев развития обучающихся
навыками разработки программ воспитания и духовнонравственного развития обучающихся в учебной и
внеучебной деятельности
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1 Знать:
3.1.1 основные этапы и закономерности исторического развития стран Азии и Африки в новое и новейшее время, основные
понятия и даты новой и новейшей истории Востока для формирования гражданской позиции;
3.1.2 основные этапы и закономерности исторического развития стран Азии и Африки в новое и новейшее время, основные
понятия и даты новой и новейшей истории Востока, основные приемы и техники их анализа, сущность гражданской
позиции;
3.1.3 этапы и закономерности исторического развития стран Азии и Африки в новое и новейшее время, основные понятия и
даты новой и новейшей истории Востока, основные приемы и техники их анализа для формирования гражданской позиции;УП: ab44.03.05 ИиО п581.plx
стр. 5
3.1.4 закономерности воспитания и духовнонравственного развития обучающихся в учебной и внеучебной деятельности;
3.1.5 сравнительную характеристику пространственных рамок исторических процессов и явлений Востока в новое и новейшее
время на локальном, национальном и глобальном уровне;
3.1.6 особенности комплексного применения общенаучных принципов и методов познания при анализе конкретно
исторических проблем истории Востока в новое и новейшее время;
3.1.7 особенности использования методов исторической науки при анализе исторических документов и фактов истории
Востока в новое и новейшее время
3.1.8 основные характеристики моделей общественного развития Востока в новое и новейшее время, динамику их изменений;
3.1.9 динамику, направленность, тенденции и закономерности изменений основных событий, явлений и процессов на Востоке в
новое и новейшее время;
3.1.10 периодизацию и хронологию истории стран Азии и Африки;
3.1.11 конкретные факты политической, социальноэкономической и культурной истории стран Азии и Африки;
3.1.12 основные исторические персоналии;
3.1.13 основной понятийнокатегориальный аппарат;
3.1.14 типы и особенности традиционалистских обществ Востока, их место во Всемирной истории;
3.1.15 основные культурноисторические центры и регионы Востока;
3.1.16 комплекс основных исторических источников по истории стран Азии и Африки в новое и новейшее время;
3.1.17 основные этапы исторического развития стран Азии и Африки, общее и особенное в историческом пути отдельных
культур и цивилизаций Востока нового и новейшего времени;
3.1.18 содержание и характер процесса ломки старого социальноэкономического уклада, трансформации традиционного
общества в переходное;
3.1.19 основные формы и методы национальноосвободительного движения на Востоке в новое и новейшее время;
3.1.20 разновидности националистических идеологий: суньятсенизма, гандизма, кемализма, мархаэнизма и др.;
3.1.21 политику Коминтерна, СССР и западных держав на Востоке;
3.1.22 этапы разрушения колониальной системы и проблемы деколонизации;
3.1.23 варианты политического, социальноэкономического развития и модернизационного обновления развивающихся
государств;
3.1.24 региональные конфликты в ЮгоВосточной Азии, на Ближнем Востоке, в Персидском заливе, на юге Африки;
3.1.25 дифференциацию стран афроазиатского мира по уровню экономического развития;
3.1.26 специфику политической культуры современных государств Азии и Африки, которая обусловлена цивилизационными
особенностями их общественнополитического развития и являет собой переплетение восточных и западных элементов;
3.1.27 функции религий в общественнополитической жизни восточных государств;
3.1.28 основные дискуссионные историографические проблемы истории стран Азии и Африки в новое и новейшее время.
3.2 Уметь:
3.2.1 выделять основные этапы и закономерности исторического развития стран Азии и Африки в новое и новейшее время,
применять основные исторические понятия и даты новой и новейшей истории Востока для формирования гражданской
позиции;
3.2.2 выделять и характеризовать основные этапы и закономерности исторического развития стран Азии и Африки в новое и
новейшее время, основные понятия и даты новой и новейшей истории Востока, использовать основные приемы и техник их
анализа, давать характеристику сущности гражданской позиции;
3.2.3 выделять и характеризовать этапы и закономерности исторического развития стран Азии и Африки в новое и новейшее
время, основные понятия и даты новой и новейшей истории Востока, проводить их системный анализ для формирования
гражданской позиции;
3.2.4 подбирать компоненты воспитания для духовнонравственного развития обучающихся в учебной и внеучебной
деятельности;
3.2.5 давать сравнительную характеристику пространственных рамок исторических процессов и явлений Востока в новое и
новейшее время на локальном, национальном и глобальном уровне;
3.2.6 выявлять динамику, направленность, тенденции и закономерности изменений основных событий, явлений и процессов на
Востоке в новое и новейшее время;
3.2.7 характеризовать модели общественного развития Востока в новое и новейшее время;
3.2.8 применять приемы и навыки критики исторического источника по истории Востока в новое и новейшее время;
3.2.9 осуществлять комплексное применение общенаучных принципов и методов познания при анализе конкретно
исторических проблем истории Востока в новое и новейшее время;УП: ab44.03.05 ИиО п581.plx
стр. 6
3.2.10 применять полученные знания при определении категории (мировой, локальной, региональной) истории;
3.2.11 оценивать факты новой и новейшей истории стран Азии и Африки и оперировать ими;
3.2.12 работать с картой;
3.2.13 характеризовать и оценивать деятельность субъектов новой и новейшей истории Востока;
3.2.14 формулировать независимые и взвешенные суждения на основе анализа имеющихся свидетельств и изучения широкого
спектра точек зрения (понимание убеждений, ценностей и характерных взглядов людей соответствующей эпохи);
3.2.15 отбирать, анализировать и объективно интерпретировать материал для семинарских занятий, научно исследовательской,
образовательной и культурнопросветительской деятельности.
3.3 Владеть:
3.3.1 навыками вычленения в исторических событиях и процессах основных этапов и закономерностей исторического развития
стран Азии и Африки в новое и новейшее время для формирования гражданской позиции;
3.3.2 навыками вычленения и характеристики основных этапов и закономерностей исторического развития стран Азии и Африки
в новое и новейшее время, использования основных приемов и техник их анализа, характеристики сущности гражданской
позиции;
3.3.3 навыками системного анализа этапов и закономерностей исторического развития стран Азии и Африки в новое и новейшее
время для формирования гражданской позиции;
3.3.4 навыки разработки программ воспитания и духовнонравственного развития обучающихся в учебной и внеучебной
деятельности;
3.3.5 навыки сравнительной характеристики пространственных рамок исторических процессов и явлений Востока в новое и
новейшее время на локальном, национальном и глобальном уровне;
3.3.6 навыки выявления динамики, направленности, тенденций и закономерностей изменений основных событий, явлений и
процессов на Востоке в новое и новейшее время;
3.3.7 навыки анализа моделей общественного развития Востока в новое и новейшее время;
3.3.8 навыки работы и анализа исторических источников по истории Востока в новое и новейшее время;
3.3.9 навыки осуществления комплексного применения общенаучных принципов и методов познания при анализе конкретно
исторических проблем истории Востока в новое и новейшее время;
3.3.10 навыки работы с информацией из различных источников для решения профессиональных задач;
3.3.11 навыки использования основных методамов, способами и средствами получения, хранения, переработки информации;
3.3.12 навыки использования полученных знаний на практике;
3.3.13 навыки работы с учебной, научной, научнопопулярной литературой, сетью Интернет для профессиональной деятельности.
Код
занятия
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Наименование разделов и тем /вид
Семестр /
Часов Компетен
Литература Интер
Примечание
занятия/
Раздел 1. Цивилизации Востока во
второй половине XVII середине XIX вв.
Курс
ции
акт.УП: ab44.03.05 ИиО п581.plx
стр. 7
9
6
ОК2
Л1.1 Л1.2
Л2.2 Л2.4 Л2.5
0
Л2.6 Л3.2
Э1 Э3 Э7 Э10
Э11 Э12 Э13
Э14 Э15
9
6
ОК2 ПК3
0
Л1.1 Л1.2
Л2.2 Л2.4 Л2.5
Л2.6
Э1 Э2 Э3 Э7
Э10 Э11 Э12
Э13 Э14 Э15
1.1
1.2
Этапы и закономерности исторического
развития стран Азии и Африки в новое и
новейшее время. Периодизация истории
стран Азии и Африки в Новое время и ее
условность. Политическая карта Азии и
Африки в ХVI в. Кризис традиционной
структуры восточного общества. Роль
религии. Европейская экспансия в Азии и
Африке в XVIXIX вв. Периодизация
процесса складывания колониальной
системы, характеристика этапов.
Проблемы колониализма в современной
отечественной и зарубежной
историографии. Особенности социально
экономического и политического развития
стран Востока в колониальный период.
Проблема «отставания» Востока. Формы и
методы колониальной политики. Реакция
восточного общества на вторжение Запада
— восстания тайпинов, сипаев, бабидов:
причины, идеология, роль традиций, этапы,
итоги, последствия. Изменения в
колониальной политике
капиталистических держав. Значение
учебной дисциплины в подготовке учителя
истории и обществознания. /Лек/
1. Бабидские восстания в Иране (1848
1850).
2. Сипайское восстание в Индии (1857
1859).
3. Тайпинское восстание в Китае (1850
1864).
4. «Сто лет» реформ в Османской
империи.
5. Реформы Мухаммада Али в Египте.
6. Попытки реформ в Иране (1830е –
1840е гг.).
7. Значение учебной дисциплины в
подготовке учителя истории и
обществознания. /Пр/УП: ab44.03.05 ИиО п581.plx
стр. 8
9
20
ОК2 ПК3
0
Л1.1 Л1.2
Л2.2 Л2.4 Л2.5
Л2.6
Э1 Э2 Э3 Э7
Э10 Э11 Э12
Э13 Э14 Э15
9
8
ОК2
0
Л1.1 Л1.4
Л2.3 Л2.4 Л2.5
Л2.6 Л3.1
Э1 Э2 Э3 Э7
Э10 Э11 Э12
1.3
2.1
1. Проблема формации на
предколониальном Востоке.
2. Колонизация Востока.
3. Китай в XVII – первой половине XIX в.
4. Япония в XVII – первой половине XIX
в.
5. Конфуцианская периферия и Монголия
в новое время.
6. ЮгоВосточная Азия в доколониальный
и начальный колониальный период.
7. Индия в XVII – первой половине XIX в.
8. Афганистан в XVII – первой половине
XIX в.
9. Иран в XVII – первой половине XIX в.
10. Турция в XVII – первой половине XIX
в.
11. Арабские страны в составе Османской
империи.
12. Тропическая и Южная Африка в XVII
– первой половине XIX в.: традиционные
структуры и начало колонизации. /Ср/
Раздел 2. Страны Азии и Африки в
период колониализма последней трети
XIX – начале XX вв.
Изменения в политической карте мира:
завершение создания «классических»
колониальных империй. Новое в формах и
методах эксплуатации колоний и
полуколоний. Специфика развития
колониальной экономики —
аграрносырьевые придатки метрополий;
монокультуры; экспорт сырья и импорт
капитала. Особенности формирования
рынка и капиталистического уклада в
экономиках колоний и социальная
структура. Модернизация как проявление
межцивилизационного взаимодействия
Запада и Востока. Специфика
формирования социальной структуры в
условиях колониальной
зависимости и национально
освободительной борьбы. Национально
освободительные
движения. Эволюция общественной
мысли: просветительство, религиозное
реформаторство. Политические партии.
Революционные события на Востоке.
Проблемы революционного процесса в
странах Востока в отечественной
историографии Противоречивый характер
процесса модернизации и его результаты к
концу эпохи нового времени. Страны Азии
и Африки в годы Первой мировой
войны. /Лек/УП: ab44.03.05 ИиО п581.plx
стр. 9
2.2
2.3
2.4
1. Антиеврпейские выступления в Китае и
восстание ихэтуаней (1898 1901)
2. «Сто дней» реформ в Китае.
3. Революция Мэйдзи и буржуазные
преобразования в Японии.
4. ИНК и подъем НОД в 19051908 гг.
5. Революция 18961898 гг. на
Филиппинах.
6. Иранская революция 19051911 гг.
7. Младотурецкая революция 19081909
гг.
8. Синьхайская революция 19111913
гг. /Пр/
1. Трансформация традиционных
экономических, социальных и
политических структур под влиянием
западного колониализма.
2. Модернизация Японии.
3. Китай во второй половине XIX – начале
ХХ вв.
4. Колониальное подчинение Кореи.
5. ЮгоВосточная Азия во второй
половине XIX – начале ХХ вв.
6. Индия во второй половине XIX – начале
ХХ вв.
7. Афганистан во второй половине XIX –
начале ХХ вв.
8. Иран во второй половине XIX – начале
ХХ вв.
9. Турция во второй половине XIX –
начале ХХ вв.
10. Арабские страны во второй половине
XIX – начале ХХ вв.
11. Колониальный раздел Тропической и
Южной Африки. /Ср/
Зачет /Зачёт/
Раздел 3. История стран Азии и
Африки в первой половине XX века
9
8
ОК2 ПК3
0
Л1.1 Л1.4
Л2.3 Л2.4 Л2.5
Л2.6
Э1 Э2 Э3 Э7
Э10 Э11 Э12
9
24
ОК2 ПК3
Л1.1 Л1.4
0
Л2.3 Л2.4 Л2.5
Л2.6
Э1 Э2 Э3 Э7
Э10 Э11 Э12
9
0
ОК2 ПК3
Л1.1 Л1.2
Л1.4 Л2.2 Л2.4
Л2.5 Л2.6 Л3.1
Л3.2
0УП: ab44.03.05 ИиО п581.plx
стр. 10
10
10
ОК2
0
Л1.1 Л1.4
Л2.1 Л2.3 Л2.4
Л2.5
Э1 Э2 Э3 Э4
Э7
3.1
Страны Востока в период Первой мировой
войны: прямое и косвенное участие в
войне, изменения в экономике, социальной
структуре восточного общества и в
расстановке политических сил. Изменение
геополитического положения стран Азии и
Африки в результате Первой мировой
войны и революции в России, феномен
«массы» в восточном варианте и
трансформация политических позиций
буржуазно националистических движений
в странах Востока. Послевоенное мирное
урегулирование, становление Версальско
Вашингтонской системы и страны Востока.
Основное содержание модернизации
системных элементов восточного общества
в межвоенный период: этатистские
варианты модернизации экономики
переходного периода, роль
государственнокапиталистического
сектора; становление партийно
политической системы и институтов
представительной демократии. Эволюция
взаимосвязей между метрополиями и
колониальной периферией. Мандатная
система Лиги наций. Советская Россия,
Коминтерн и Восток. Основные черты
идеологии националистических движений.
Социал марксизм, светский национализм и
религия. Проблемы международной
ориентации националистических режимов
и национальных движений в эпоху
глобального противостояния либеральной
демократии и тоталитаризма.
Начало распада Версальско
Вашингтонской системы международных
отношений и изменение геополитического
положения стран Востока в предвоенный
период. Вторая мировая война в судьбах
народов стран Востока. Изменения в
расстановке внутриполитических сил под
влиянием побед стран антигитлеровской
коалиции и вклада советского народа в
освобождение народов Востока от
иностранной оккупации. /Лек/УП: ab44.03.05 ИиО п581.plx
стр. 11
3.2
3.3
1. Суньятсенизм идеология китайской
революции.
2. Кемализм – идеология турецкой
буржуазии.
3. Новый этап борьбы народов Индии за
национальную независимость (1918– 1922
гг.).
4. Национальноосвободительная борьба
китайского народа в 19171930е гг.
5. Возникновение независимых государств
в Центральной Азии в новейшее время:
монгольский феномен.
6. Милитаризм в Японии. /Пр/
Китай в 1918–1945 годах
Япония в 1918–1945 годах
Корея в 1918–1945 годах
Индия в 1918–1945 годах
Турция в 1918–1945 годах
Иран в 1918–1945 годах
Тропическая и Южная Африка в 1918–
1945 годах. /Ср/
Раздел 4. Восток во второй половине XX
– начале XXI века
10
10
ОК2 ПК3
Л1.1 Л1.4
Л2.1 Л2.3 Л2.4
Л2.5
Э1 Э2 Э3 Э4
Э7
10
16
ОК2 ПК3
Л1.1 Л1.4
Л2.1 Л2.3 Л2.4
Л2.5
Э1 Э2 Э3 Э4
Э7
0
0УП: ab44.03.05 ИиО п581.plx
стр. 12
10
10
ОК2
0
Л1.1 Л1.3
Л2.1 Л2.3 Л2.4
Л2.5
Э1 Э2 Э3 Э5
Э6 Э7 Э8 Э9
4.1
Кризис и распад колониальной системы
после Второй мировой войны.
Противоречия процесса деколонизации и
проблема выбора пути развития в условиях
формирования «биполярного» мира и
блокового противостояния. Особенности
национальных революций в странах
Дальнего Востока и Юго Восточной Азии.
Противоречия национально
освободительного движения в странах
Ближнего Востока и Северной Африки.
Особенности процесса деколонизации в
странах Тропической Африки. Феномен
стран «некапиталистического» развития и
критерии «социалистической ориентации».
Цивилизационные факторы в процессе
послевоенной трансформации стран
Востока. Локальные цивилизации и
формирование основных «моделей»
модернизации («японская» модель,
феномен «новых индустриальных стран»,
опыт строительства «общества
социалистического образца» в Индии,
«турецкая» модель, противоречия модели
«модернизации» социализма в Китае).
Исламский фактор в современном мире,
феномен исламского фундаментализма и
«иранская» модель развития.
Противоречия и крах «социалистической
ориентации». Протоцивилизации Африки и
трудности модернизации африканских
стран (трайбализм, межэтнические и
межгосударственные конфликты,
дихотомия: демократия – авторитарный
режим).
Противоречия «СеверЮг» –
дестабилизирующий фактор мирового
развития. Поиски оптимальных вариантов
международных программ «догоняющего»
развития, роль ООН, МВФ, МБРР и других
международных и региональных
организаций. Региональные конфликты в
«третьем мире» – угроза всеобщему миру.
Страны арабомусульманского мира и
эволюция ближневосточного конфликта.
Окончание «холодной войны» и изменение
геополитической ситуации: цивилизации
Востока, постиндустриальное общество и
перспективы мировой цивилизации на
пороге XXI века. «Конец истории» по Ф.
Фукуяме или «конфликт цивилизаций» по
С. Хантингтону. Опыт трансформации
стран Востока и российские реформы.Роль
истории Востока в решении задач
воспитания и духовнонравственного
развитии обучающихся в учебной и
внеучебной деятельности. /Лек/УП: ab44.03.05 ИиО п581.plx
стр. 13
10
10
ОК2 ПК3
0
Л1.1 Л1.3
Л2.1 Л2.3 Л2.4
Л2.5
Э1 Э2 Э3 Э5
Э6 Э7 Э8 Э9
10
16
ОК2 ПК3
Л1.1 Л1.3
0
Л2.1 Л2.3 Л2.4
Л2.5
Э1 Э2 Э3 Э5
Э6 Э7 Э8 Э9
4.2
4.3
Китай в период 1949–1957 гг. попытка
построения основ социализма.
Япония в период оккупации (1945–1952
гг.).
Республика Индия. Основные проблемы
развития в 1950–1980 гг.
Иран под знаком исламской революции.
Саурская (апрельская) революция 1978 г.
в Афганистане и ее последствия.
Ближневосточная проблема.
Азиатские «тигры» и азиатские
«драконы».
Этапы и закономерности исторического
развития стран Азии и Африки в новое и
новейшее время.
Роль истории Востока в решении задач
воспитания и духовнонравственного
развитии обучающихся в учебной и
внеучебной деятельности. /Пр/
Китай в середине XX – начале XXI века
Япония в середине XX – начале XXI века
Корея в 1945 г. – начале XXI века
Индия в середине XX – начале XXI века
Турция в середине XX – начале XXI века
Иран в середине XX – начале XXI века
Израиль в 1948 г. – начале XXI века
Вьетнам в 1945 г. – начале XXI века
Египет в 1945 г. – начале XXI века
Афганистан в 1945 г. – начале XXI века
Тропическая и Южная Африка в 1945 г. –
начале XXI века.
Этапы и закономерности исторического
развития стран Азии и Африки в новое и
новейшее время.
Роль истории Востока в решении задач
воспитания и духовнонравственного
развитии обучающихся в учебной и
внеучебной деятельности. /Ср/
4.4
Экзамен по дисциплине /Экзамен/
10
36
ОК2 ПК3
Л1.1 Л1.3
0
Л1.4 Л2.1 Л2.3
Л2.4 Л2.5 Л3.1
Э1 Э2 Э3 Э4
Э5 Э6 Э7 Э8
Э9 Э10 Э11
Э12 Э13 Э14
Э15
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
5.1. Контрольные вопросы и задания
Промежуточная аттестация (Зачет)
Вопросы к зачету:
9 семестр:
1. Периодизация истории стран Азии и Африки в Новое время.
2. Специфика цивилизационного развития стран Азии и Африки.
3. Основные черты восточного феодализма (XV – XVIII вв.). Типы феодальных отношений на Востоке (Китай, Япония, Индия,
Османская империя).
4. Страны Азии и Африки в период возникновения и развития индустриальной системы. Общая характеристика.
5. Кризис традиционных социальноэкономических и политических структур и отставание стран Азии и Африки в период
домонополистического капитализма.УП: ab44.03.05 ИиО п581.plx
стр. 14
6. Общее и особенное в историческом развитии стран Азии и Африки.
7. Арабские страны Азии и Африки в период домонополистического капитализма.
8. Религиозноцивилизационный фундамент народов Востока и его трансформация в Новое время.
9. Основные этапы колонизации стран афроазиатского региона.
10. Первоначальное накопление капитала в Европе и Восток в XVI – XVIII вв.
11. Промышленный переворот в Европе, Северной Америке и Восток.
12. Историкокультурные контакты афроазиатских обществ и европейских государств.
13. Формирование мирового рынка и колониальной системы.
14. Проникновение и колониальные завоевания европейских держав в Африке во второй половине XVI – первой половине XIX вв.
15. Колониальная политика Англии, Франции и России в Иране в XVIII – первой половине XIX вв.
16. Колониальная политика Англии в Индии в середине XVIII – первой половине XIX вв.
17. Колониальная политика Японии в 70х гг. XIX – начале XX вв.
18. Система колониального управления и экономических отношений в странах Африки (18701918 гг.).
19. Роль индуизма в становлении и развитии восточных цивилизаций нового времени.
20. Роль буддизма в становлении и развитии восточных цивилизаций в новое время.
21. Роль ислама в становлении и развитии восточных цивилизаций в новое время.
22. Конфуцианство как религиозный фундамент стран дальневосточной цивилизации.
23. Религиознокультурные традиции народов Африки.
24. Африканские племена и образование государственности.
25. Создание державы Дуррани. Характер власти, внутренняя политика, завоевание соседних территорий.
26. Арабские страны Азии и Африки в период домонополистического капитализма.
27. Арабские страны в конце XIX – начале XX вв.
28. Начало развития национальных буржуазных отношений в станах Азии и Африки.
Промежуточная аттестация (Экзамен)
Вопросы к экзамену:
10 семестр:
1.Проблемы и содержание классификации стран Востока в новейшее время.
2.Социальноэкономическое и политическое положение стран Востока в годы Первой мировой войны (общая характеристика).
3.Первая мировая война и ее влияние на судьбы народов Азии и Африки. Версальсковашингтонская система и страны Востока.
4.Феномен колониализма: истоки современного миропорядка.
5.Антиколониальная борьба народов Востока в 19181960е гг.
6.Борьба за единый и независимый Китай в 1918 – 40е г. XX вв.
7.Альтернативные пути развития Японии между двумя мировыми войнами.
8.Проблемы модернизации в исламском мире.
9.Индия в первой половине XX века.
10.Проблемы колониальной Африки.
11.Арабские государства Аравии в первой половине XX века.
12.Государства ЮгоВосточной Азии в первой половине XX века.
13.Вторая мировая война и станы Востока.
14.Провозглашение независимости стран Восточной (Китай) и Южной Азии (Индия).
15.Япония во второй половине XX века.
16.Китай: «строительство социализма» и модернизационные процессы в конце XX века.
17.Индия: реформы и традиции во второй половине XX веке.
18.Пакистан во второй половине XX века.
19.Корея во второй половине XX века – 2004 год.
20.Государства ЮгоВосточной Азии во второй половине XX в.
21.Азиатские страны Ближнего и Среднего Востока во второй половине ХХ века.
22.Североафриканские страны Ближнего Востока.
23.Тропическая и Южная (Черная) Африка во второй половине ХХ века.
24.ЮАР.
25.Международные отношения в Азии и Африке после 19452005гг.
26.Страны афроазиатского региона в начале ХХI века.
5.2. Темы письменных работ
Текущий и рубежный контроль
Реферат
Темы рефератов:
9 семестр:
1. Традиционное общество Китая в XVII начале XX века.
2. Китай в период политики «самоусиления».
3. Генезис капитализма в Китае и его особенности.
4. Императрица Цыси: политический портрет.
5. Канн Ювэй – реформатор Китая. Политический портрет.
6. Традиционное сословное общество Японии в XVII первой половине XIX в.УП: ab44.03.05 ИиО п581.plx
стр. 15
7. Японская деревня в новое время.
8. Сословие самураев в новое время.
9. Генезис японского капитализма и его особенности.
10. Культ императора в Японии.
11. Иранский просветитель Малькольмхан.
12. Реформы Тагихана в Иране.
13. Роль шиитского духовенства в Иране в новое время.
14. Реформы танзимата в Турции.
15. Роль армии в Османской империи.
16. Младотурецкая революция.
17. Английская ОстИндская компания.
18. Голландская ОстИндская компания.
19. Русскокитайские торговые отношения в XVIII — первой половине XIX вв.
20. Территориальное разграничение между Цинской и Российской империей.
21. Пекинская духовная миссия.
22. Оппозиционное движение в Китае в конце XIX в.
23. “Фрегат Паллада” Г.П.Гончарова: Восток середины XIX в. в описаниях русского путешественника.
24. Русские публицисты середины XIX в. о Китае.
25. Самураи в Токугавской Японии.
26. Крестьяне Токугавской Японии.
27. Портсмутский мирный договор 1905 г.
28. Привилегированные сословия в конфуцианских странах в новое время.
29. Городские сословия в традиционных конфуцианских обществах.
30. Становление японского парламентаризма.
31. Организация колониального управления Индией.
32. Русские публицисты середины XIX в. о британской колониальной политике в Индии.
33. Становление индийского национального движения.
34. Русскоиндийские культурные связи в первой половине XIX в.
35. Россия и мусульманские княжества Индии в XIX — начале XX в.
36. Дипломатические связи России и Британской Индии в начале XX в.
37. Миссия А.С.Грибоедова в Иране.
38. Политическая деятельность шиитского духовенства в Иране в начале XX в.
39. Янычары в Османской империи.
40. Реформы Селима III.
41. Русскотурецкие отношения в начале XIX в.
42. Русскотурецкие отношения в 30е гг. XIX в.
43. Официальные доктрины в политике Османской империи.
44. Религиозные меньшинства в мусульманских странах.
45. Политика Российской империи в Средней Азии в 6070 гг. XIX в.
46. Присоединение казахских жузов к Российской империи.
47. Судебная политика Российской империи в Средней Азии.
Текущий и рубежный контроль
Реферат
Темы рефератов:
10 семестр:
1. Политика Коминтерна на Востоке: критический анализ.
2. Япония после Первой мировой войны. Общая характеристика
3. Социальноэкономическое и политическое развитие Японии в 1918 – 1929 гг.1931 гг.
4. Социальноэкономическое и политическое развитие Японии в 30 – е годы ХХ века.
5. Япония на пути милитаризма (30 – 40е гг. ХХ в.).
6. Социальноэкономическое и политическое положение Китая после Первой мировой войны.
7. Подъем национального движения в Китае в 1918 – 1924 гг.
8. Китай в 1925 – 1927 гг.
9. Социально – экономическая политика Чан Кайши в конце 20 – 30 – е годы ХХ века.
10. Внешняя политика Китая в 1928 – 1937 гг.
11. «Советское движение» в Китае (20 – 30е гг. ХХ в.).
12. Турция после Первой мировой войны.
13. Подъём национальноосвободительного движения в Турции после первой мировой войны.
14. Образование Первой Турецкой республики.
15. Политика Этатизма в Турции (20 – 30е гг. ХХ в.).
16. Внутренняя политика Турции в 1938 – 1941 гг.
17. Внешняя политика Турции в 1938 – 1941 гг.
18. Индия после Первой мировой войны.
19. Национальный подъем в Индии в 1919 – 1922 гг.
20. Национальноосвободительная борьба народов Индии в конце 20х – начале 30х гг. ХХ столетия.УП: ab44.03.05 ИиО п581.plx
стр. 16
23. Свержение Каджарской династии в Иране.
24. Внешняя политика Каджарской династии.
25. Внутренняя политика РезаШаха Пехлеви I в Иране 1925 – 1939 гг.
26. Внешняя политика РезаШаха Пехлеви I в Иране 1925 – 1939 гг.
27. Афганистан после Первой мировой войны.
28. Достижение независимости Афганистана.
29. Экономическая политика Амануллыхана в Афганистане.
30. Социальная политика Амануллыхана в Афганистане.
31. Китай в годы Второй мировой войны.
32. Переговорный процесс между ГМД и КПК в 1945–1947 гг.
33. Гражданская война в Китае в 1947 – 1949 гг.
34. Образование КНР.
35. Социальнополитическое и экономическое развитие КНР в 1949 – 1954 гг.
36. Роль и место VIII съезда КПК в истории Китая.
37. Начало социалистического строительства в КНР (создание основ социализма в Китае).
38. «Большой скачок» в Китае.
39. «Культурная революция» в Китае, ее сущность.
40. Сущность политических кризисов в КНР в конце 50 – 70х гг. ХХ в.
41. Китай на пути экономических реформ в 1978–1989 гг.
42. Китай на пути политических реформ в 1978–1989 гг.
43. Внешняя политика Китая в 1978–1989 гг.
44. Китай на пути экономических реформ после событий 1989 г.
45. Китай на пути политических реформ после событий 1989 года.
46. Внешняя политика Китая в 1989–2004 гг.
47. Современное положение Китая.
48. Разгром японского милитаризма в годы Второй мировой войны.
49. Послевоенное устройство Японии (1945–1951 гг.).
50. Основные черты политического развития Японии в 50–70е гг. ХХ столетия.
51.Основные черты экономического развития Японии в 50–70е гг. ХХ столетия.
52. Японоамериканские отношения в 50–70е годы ХХ века.
53. Социальноэкономическое развитие Японии в 80 – 90е гг. ХХ столетия.
54. Политическое развитие Японии в 80–90е гг. ХХ столетия;
55. Японоамериканские отношения в 80–90 – е годы ХХ века.
56. Внешняя политика Японии на современном этапе.
57. Образование государства Израиль.
58. Политическое развитие Израиля в 40–90годы ХХ века.
59. Экономическое развитие Израиля в 40–90годы ХХ века.
60. Современное положение Израиля.
61. Турция после Второй мировой войны.
62. Первая и вторая республики Турции (1945–1980 гг.).
63. Турция в 80–90е гг. ХХ в. Основные характерные черты развития.
64. Внешняя политика Турции после Второй мировой войны.
65. Внешняя политика Второй Турецкой республики.
66. Современное положение Турции.
67. Июльские события 1952 года в Египте.
68. Внутренняя политика Гамаль Абдель Насера.
69. Внешняя политика Гамаль Абдель Насера.
70. Социальноэкономическое развитие Египта в 7090е гг. XX в.
71. Политическое развитие Египта в 7090е гг. XX в.
72. Внешнеполитическое положение Египта в 7090е гг. XX века.
73. Социальноэкономическое развитие Египта в 7090е гг. XX века.
74. Политическое развитие Египта в 7090е гг. XX в.
75. Внешнеполитическое положение Египта на современном этапе.
76. Исламский экстремизм в мусульманских странах.
77. События в августе – сентябре 1945 г. во Вьетнаме.
78. Образование ДРВ.
79. Первые социальноэкономические и политические мероприятия ДРВ в 1945 – 1946 гг.
80. Борьба вьетнамского народа за Независимость в 1946 – 1954 гг.
81. Провал американской агрессии во Вьетнаме (1964 – 1973 гг.). Парижские соглашения.
82. Образование СРВ.
83. СРВ на пути политических и экономических реформ ( 80 – 90 – е годы ХХ века).
84. Современный этап политического и социальноэкономического развития СРВ.
85. Иран после Второй мировой войны.
86. Социальноэкономическое и политическое развитие Ирана в 1945 – 1978 гг.
87. Исламская революция в 1979 г в Иране.
88. Политическое и социальноэкономическое развитие Ирана в 80 – 90 – е годы ХХ века.УП: ab44.03.05 ИиО п581.plx
стр. 17
91. Основные этапы развития конфликта на Ближнем Востоке. Пути решения ближневосточной проблемы.
92. Завоевание Индией независимости.
93. Индия в 50 – 60е гг. ХХ в.
94. Индия в 70 – 90е гг. ХХ в.; основные характерные черты развития.
95. Современное положение Индии; итоги политического и экономического развития, проблемы, перспективы.
96. Республика Корея; образование и основные этапы ее дальнейшего развития.
97. Афганистан после Второй мировой войны.
98. События в апреле 1978 г. в Афганистане, положение в стране в условиях правления НДПА.
99. Афганистан под властью талибов; их разгром, современное положение Афганистана.
100. Ирак после Второй мировой войны: приход к власти Хусейна.
101. Ирак под властью Хусейна; свержение его режима правления, причины.
102. Современное положение в Ираке.
103. «Арабская весна» 2011 г.
104. Парламентаризм и исламизм в Северной Африке зимой 20112012 гг.
5.3. Фонд оценочных средств
см. Фонд оценочных средств в Приложении
6. УЧЕБНОМЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Авторы, составители
Л1.1 Поляк Г.Б., Маркова
А.Н., Андреева И.А.,
Айсина Ф.О., Бородина
С.Д., Воскресенская
Н.О., Квасов А.С.,
Кривцова Н.С.,
Мурашова Е.М., Носов
В.Е., Носова Г.В.,
Скворцова Е.М.,
Топалова Ю.И.,
Черноскулов В.И.
Л1.2 Васильев Л. С.
Л1.3 Васильев Л. С.
Л1.4 Васильев Л.С.
6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Заглавие
Всемирная история: учебник для студентов вузов;
http://www.iprbookshop.ru/71211.html
Издательство, год
М. : ЮНИТИДАНА, 2017
История стран Азии и Африки. Средние века и раннее новое
время: учеб. пособие; https://biblioonline.ru/book/istoriyastran
aziiiafrikisrednievekairanneenovoevremya433764
История стран Азии и Африки. Середина XX начало XXI века:
учебник; https://biblioonline.ru/book/istoriyastranaziii afriki
seredinaxxnachaloxxiveka433766
История стран Азии и Африки. Середина XIX середина XX
века: учебник; https://biblioonline.ru/book/istoriyastranaziii
afrikiseredinaxixseredinaxxveka433765
6.1.2. Дополнительная литература
М. : Издательство Юрайт, 2019
М. : Издательство Юрайт, 2019
М. : Издательство Юрайт, 2019
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Л2.1 Трошин Ю.А.
История стран Азии и Африки в новейшее время (1918 2000)
М.: Весь Мир, 2004
Л2.2 Васильева Л.С.
Л2.3 Васильева Л.С.
Л2.4 под ред. Г.Б. Поляка,
История Востока: В 2т. Т.1: учебник
История Востока: В 2т. Т.2: учебник
Всемирная история: учебник для студ. вузов
А.Н. Марковой
Л2.5 Питулько Г. Н.,
Полохало Ю. Н.,
Стецкевич Е. С.,
Шишкин В. В. ; Под
ред. Питулько Г.Н.
Л2.6 Б. В. Сафронов, Ю. И.
Лосев.
Всемирная история: в 2 ч. Ч. 2. История нового и новейшего
времени : Учебник для академического бакалавриата
https://biblioonline.ru/book/vsemirnayaistoriyav2chchast2
istoriyanovogoinoveyshegovremeni434112
Новая история стран Азии и Африки: учеб. пособие для
бакалавриата и магистратуры; URL: https://biblio
online.ru/bcode/430007
М.: Высш. шк., 2005
М.: Высш. шк., 2005
М. : ЮНИТИДАНА, 2012
М.: Юрайт, 2019 / Гриф УМО
ВО
М. : Издательство Юрайт, 2019
6.1.3. Перечень учебнометодического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине
Издательство, год
Авторы, составители
ЗаглавиеУП: ab44.03.05 ИиО п581.plx
Авторы, составители
Л3.1 Овсяникова В.И.
Заглавие
Издательство, год
Новая история стран Азии (вторая половина IX начало XX вв.):
Учебное пособие для самостоятельной работы студентов вузов
М.: Социальнополитический
журнал, 1995
стр. 18
Л3.2
Профессиональный стандарт педагога
, 2014
Э1
Э2
Э3
Э4
Э5
Э6
Э7
Э8
Э9
Э10
Э11
Э12
Э13
Э14
Э15
6.2. Перечень ресурсов информационнотелекоммуникационной сети "Интернет"
Всемирная история [Электронный ресурс]: учебник/ Г.Б. Поляк [и др.].— Электрон. текстовые данные.— М.: ЮНИТИ
ДАНА, 2012.— 887 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/10494.— ЭБС «IPRbooks», по паролю
Методические рекомендации к семинарским и лекционным занятиям по новой истории стран Азии и Африки
[Электронный ресурс]/ А.М. Родригес [и др.].— Электрон. текстовые данные.— М.: Прометей, Московский педагогический
государственный университет, 2012.— 56 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/24000.— ЭБС «IPRbooks», по
паролю
Нефедов С.А. Факторный анализ исторического процесса. История Востока [Электронный ресурс]: монография/ Нефедов
С.А.— Электрон. текстовые данные.— М.: ИД Территория будущего, 2008.— 752 c.— Режим доступа:
http://www.iprbookshop.ru/7328.— ЭБС «IPRbooks», по паролю
Родригес А.М. Новейшая история стран Азии и Африки, ХХ век. Часть 1. 19001945 [Электронный ресурс]: учебник/
Родригес А.М., Ланда Р.Г., Селиванов И.Н.— Электрон. текстовые данные.— М.: Владос, 2010.— 368 c.— Режим доступа:
http://www.iprbookshop.ru/18497.— ЭБС «IPRbooks», по паролю
Родригес А.М. Новейшая история стран Азии и Африки, ХХ век. Часть 2. 19452000 [Электронный ресурс]: учебник/
Родригес А.М., Ланда Р.Г., Мельянцев В.А.— Электрон. текстовые данные.— М.: Владос, 2012.— 315 c.— Режим доступа:
http://www.iprbookshop.ru/18498.— ЭБС «IPRbooks», по паролю
Родригес А.М. Новейшая история стран Азии и Африки, ХХ век. Часть 3. 19452001 [Электронный ресурс]: учебник/
Родригес А.М., Шахов А.С., Белоусова К.А.— Электрон. текстовые данные.— М.: Владос, 2010.— 272 c.— Режим доступа:
http://www.iprbookshop.ru/18499.— ЭБС «IPRbooks», по паролю
Алаев Л.Б. Конфликты на Востоке. Этнические и конфессиональные [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Алаев Л.Б.,
Белокреницкий В.Я., Воскресенский А.Д.— Электрон. текстовые данные.— М.: Аспект Пресс, 2008.— 512 c.— Режим
доступа: http://www.iprbookshop.ru/8902.— ЭБС «IPRbooks», по паролю
Богатуров А.Д. История международных отношений. 19452008 [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Богатуров А.Д.,
Аверков В.В.— Электрон. текстовые данные.— М.: Аспект Пресс, 2010.— 520 c.— Режим доступа:
http://www.iprbookshop.ru/8897.— ЭБС «IPRbooks», по паролю
Богатуров А.Д. Международные отношения в Центральной Азии. События и документы [Электронный ресурс]: учебное
пособие/ Богатуров А.Д., Дундич А.С., Коргун В.Г.— Электрон. текстовые данные.— М.: Аспект Пресс, 2011.— 549 c.—
Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/8898.— ЭБС «IPRbooks», по паролю
Мельянцев В.А. Новая история стран Азии и Африки. Часть 1 [Электронный ресурс]: учебник/ Мельянцев В.А., Ланда Р.Г.,
Родригес А.М.— Электрон. текстовые данные.— М.: Владос, 2010.— 400 c.— Режим доступа:
http://www.iprbookshop.ru/18491.— ЭБС «IPRbooks», по паролю
Ванина Е.Ю. Новая история стран Азии и Африки Часть 2 [Электронный ресурс]: учебник/ Ванина Е.Ю., Рафалюк С.Ю.,
Лосев Ю.И.— Электрон. текстовые данные.— М.: Владос, 2004.— 463 c.— Режим доступа:
http://www.iprbookshop.ru/18492.— ЭБС «IPRbooks», по паролю
Ацамба Ф.М. Новая история стран Азии и Африки. Часть 3 [Электронный ресурс]: учебник/ Ацамба Ф.М., Родригес А.М.,
Галкина Е.С.— Электрон. текстовые данные.— М.: Владос, 2012.— 511 c.— Режим доступа:
http://www.iprbookshop.ru/18493.— ЭБС «IPRbooks», по паролю
Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 8 сентября 2015 г. № 608н "Об утверждении профессионального
стандарта "Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального
образования" (с изменениями и дополнениями). Режим доступа: http://base.garant.ru/71202838/
Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 18 октября 2013 г. № 544н "Об утверждении профессионального
стандарта "Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего
общего образования) (воспитатель, учитель)" (с изменениями и дополнениями). Режим доступа:
http://base.garant.ru/70535556
Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 8 сентября 2015 г. № 613н “Об утверждении профессионального
стандарта “Педагог дополнительного образования детей и взрослых”. Режим доступа:
http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71102914/#0
6.3. Перечень информационных технологий
6.3.1 Перечень программного обеспечения
6.3.1.1 Microsoft Office 2010
6.3.1.2 FineReader 10
6.3.1.3 Антивирус Касперского
6.3.1.4 Windows 7
6.3.1.5 Adobe Acrobat Reader DCстр. 19
УП: ab44.03.05 ИиО п581.plx
6.3.1.6 NEW Конструктор тестов indigotech.ru
6.3.1.7 SMART Notebook 10
6.3.2 Перечень профессиональных баз данных и информационных справочных систем
6.3.2.1 Перечень ресурсов информационнотелекоммуникационной сети «Интернет»
6.3.2.2 1.Электронный каталог библиотеки НГПУ. Режим доступа: http://bibl.ngpi.net:81/cgibin/zgate.exe?
init+test.xml,simple.xsl+rus
6.3.2.3 2.Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU. Режим доступа: https://elibrary.ru
6.3.2.4 3.Национальная электронная библиотека (НЭБ). Режим доступа: https://нэб.рф/
6.3.2.5 4.База данных портала Polpred.com Обзор СМИ Режим доступа: https://polpred.com/news
6.3.2.6 5.Ресурсы East View (ИВИС) Режим доступа: https://dlib.eastview.com/login
6.3.2.7
6.3.2.8 Перечень профессиональных баз данных и информационных справочных систем
6.3.2.9 1.Электроннобиблиотечная система (ЭБС) IPRbooks. Режим доступа: www.iprbookshop.ru
6.3.2.10 2.Электронная библиотечная система «Юрайт». Режим доступа: https://biblioonline.ru/
6.3.2.11 3.Информационная правовая система Гарант. Режим доступа: http://www.garant.ru/
7. МАТЕРИАЛЬНОТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
7.1 Учебный корпус №2, пер. Железнодорожников, д.9 А.
7.2 211 каб. Учебная аудитория для занятий лекционного и семинарского типа.
7.3 Рабочие места: посадочные рабочие места, стол преподавателя.
7.4 Техническая оснащённость: доска классная, интерактивная доска, мультимедийный проектор, компьютер.
7.5 Наглядный материал: наборы учебнонаглядных пособий.
7.6 302 каб. Учебная аудитория для самостоятельной работы.
7.7 Рабочие места: посадочные рабочие места.
7.8 Техническая оснащенность: компьютеры с выходом в сеть «Интернет» и доступом в ЭИОС Университета, принтер,
видеокамера Canon, МФУ Kyocera.
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Методические указания к лекциям.
Главное в период подготовки к лекционным занятиям – научиться методам самостоятельного умственного труда, сознательно
развивать свои творческие способности и овладевать навыками творческой работы. Для этого необходимо строго соблюдать
дисциплину учебы и поведения. Четкое планирование своего рабочего времени и отдыха является необходимым условием для
успешной самостоятельной работы.
В основу его нужно положить рабочие программы изучаемых в семестре дисциплин.
Каждому студенту следует составлять еженедельный и семестровый планы работы, а также план на каждый рабочий день. С вечера
всегда надо распределять работу на завтрашний день. В конце каждого дня целесообразно подводить итог работы: тщательно
проверить, все ли выполнено по намеченному плану, не было ли какихлибо отступлений, а если были, по какой причине это
произошло. Нужно осуществлять самоконтроль, который является необходимым условием успешной учебы. Если чтото осталось
невыполненным, необходимо изыскать время для завершения этой части работы, не уменьшая объема недельного плана.
Самостоятельная работа на лекции. Слушание и запись лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы. Внимательное
слушание и конспектирование лекций предполагает интенсивную умственную деятельность студента. Краткие записи лекций, их
конспектирование помогает усвоить учебный материал. Конспект является полезным тогда, когда записано самое существенное,
основное и сделано это самим студентом.
Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Такое «конспектирование» приносит больше вреда, чем пользы. Запись лекций
рекомендуется вести по возможности собственными формулировками. Желательно запись осуществлять на одной странице, а
следующую оставлять для проработки учебного материала самостоятельно в домашних условиях.
Конспект лекции лучше подразделять на пункты, параграфы, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут
способствовать пункты плана лекции, предложенные преподавателям. Принципиальные места, определения, формулы и другое
следует сопровождать замечаниями «важно», «особо важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью
разноцветных маркеров или ручек. Лучше если они будут собственными, чтобы не приходилось просить их у однокурсников и тем
самым не отвлекать их во время лекции.
Целесообразно разработать собственную «маркографию» (значки, символы), сокращения слов. Не лишним будет и изучение основ
стенографии. Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую
дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко
овладеть формируемыми компетенциями.
Методические указания к практическим занятиям.УП: ab44.03.05 ИиО п581.plx
стр. 20
Практические занятия ориентируют преподавателя и студента на интерактивный процесс усвоения курса, где рассматриваются
сложные проблемные вопросы программы, с обязательным использованием источниковедческой базы. Это связано с основной
дидактической задачей практических занятий – обучению студентов анализу источников и формированием навыков работы с
научной литературой. Подобный подход стимулирует самостоятельное творческое отношение к профессии и способствует
подготовке к преподавательской деятельности. Происходит обучение навыкам публичной дискуссии, профессионала,
ориентированного на умение не только высказывать и отстаивать личностную позицию, но и на принятие точки зрения оппонентов,
поиска группового консенсуса в рассмотрении проблемы.
Целью практических занятий является закрепление, расширение и углубление знаний по темам лекций, выработка навыков
публичного выступления и дискуссии, а также понимание и практическое использование положений и методов, составляющих
дисциплину.
Семинар проводится по узловым и наиболее сложным вопросам (темам, разделам) учебной программы. Он может быть построен
как на материале одной лекции, так и на содержании обзорной лекции, а также по определённой теме без чтения предварительной
лекции. Главная и определяющая особенность любого семинара – наличие элементов дискуссии, проблемности, диалога между
преподавателем и студентами и самими студентами.
При подготовке классического семинара желательно придерживаться следующего алгоритма:
а) разработка учебнометодического материала: формулировка темы, соответствующей программе и стандарту; определение
дидактических, воспитывающих и формирующих целей занятия; выбор методов, приемов и средств для проведения семинара;
подбор литературы для преподавателя и студентов; при необходимости проведение консультаций для студентов;
б) подготовка обучаемых и преподавателя: составление плана семинара из отдельных вопросов; предоставление студентам времени
(не менее недели) для подготовки к семинару; предоставление рекомендаций о последовательности изучения литературы (учебники,
учебные пособия, руководства и положения, конспекты лекций, статьи, справочники, информационные сборники и др.); создание
набора наглядных пособий.
Практическое занятие подразумевает два виды работ: подготовку сообщения на заданную тему и участие в обсуждении проблемы,
затронутой сообщением.
Для более точного понимания материала практических занятий рекомендуется перед каждым из занятий прочитать
соответствующую главу в рекомендуемой литературе. Подготовку к практическим занятиям следует начинать как минимум за
неделю до его начала. Прежде всего, необходимо познакомиться с темой и вопросами занятия. Обязательными компонентами
подготовки к практическим занятиям являются доскональный анализ источников и прочтение научной литературы. Так же
необходим поиск информации в изданиях из дополнительного списка литературы, сети Интернет, других источников. Таким
образом, обучающиеся должны внимательно разобрать каждый вопрос, записав наиболее важные факты, подходы и концепции в
тетрадь.
На семинар желательно являться с запасом сформулированных идей, хорошо, если они будут собственного производства; если вы
собираетесь пользоваться чужими формулировками, то постарайтесь в них сориентироваться как можно лучше.
Выступления должны быть по возможности компактными и в то же время вразумительными. На практических занятиях
обучающиеся дают развернутые ответы на поставленные вопросы, дополняют, не повторяя уже сказанного другими. Рассмотрение
каждого вопроса заканчивается подведением итогов, формулированием наиболее важных выводов, которые следует записать в
тетрадь.
Подводя итоги семинара, можно использовать следующие критерии (показатели) оценки ответов: полнота и конкретность ответа;
последовательность и логика изложения; связь теоретических положений с практикой; обоснованность и доказательность
излагаемых положений; наличие качественных и количественных показателей; наличие иллюстраций к ответам в виде исторических
фактов, примеров и пр.; уровень культуры речи; использование наглядных пособий и т.п.
В конце семинара рекомендуется дать оценку всего семинарского занятия, обратив особое внимание на следующие аспекты:
качество подготовки; степень усвоения знаний; активность; положительные стороны в работе студентов; ценные и конструктивные
предложения; недостатки в работе студентов; задачи и пути устранения недостатков.
Методические указания к самостоятельной работе.
Самостоятельная работа обучающихся предусмотрена учебным планом и должна способствовать более глубокому усвоению
изучаемого курса, формированию навыков исследовательской работы и ориентировать обучающихся на умение применять
теоретические знания на практике.
Самостоятельная работа обучающихся предполагает дальнейшее развитие исследовательских способностей у студента. В процессе
самостоятельной работы студент обучается профессиональной работе с первоисточниками, их поиску и критическому осмыслению.
На данном этапе предлагается формирование и закрепление навыков по выявлению проблемы, ее формулировка, постановка целей
исследования, систематизация и анализ литературы, оформление и аргументация своей позиции. Этот тип работы демонстрирует
уровень квалификации студента и подтверждает его исследовательский статус.
В процессе изучения данной дисциплины выделяется два вида самостоятельной работы – аудиторная, под руководством
преподавателя, и внеаудиторная. Аудиторная самостоятельная работа по дисциплине выполняется на учебных занятиях под
непосредственным руководством преподавателя и по его заданию. Внеаудиторная самостоятельная работа выполняется студентом
по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия.
Основными видами самостоятельной работы студентов без участия преподавателей являются: формирование и усвоение
содержания конспекта лекций на базе рекомендованной лектором учебной литературы, включая информационные образовательные
ресурсы; подготовка к практическим занятиям; написание рефератов, эссе; выполнение контрольных работ; выполнение
микроисследований.
Внеаудиторные самостоятельные занятия студентов представляют собой логическое продолжение аудиторных занятий, проводятся
по заданию преподавателя, который инструктирует обучаемых и устанавливает сроки выполнения задания. В отличие от других
форм организации учебного процесса затраты времени на выполнение этой работы не регламентируются расписанием. Режим и
продолжительность работы выбирает сам обучаемый в зависимости от своихУП: ab44.03.05 ИиО п581.plx
стр. 21
способностей и конкретных условий.
Основными видами самостоятельной работы студентов с участием преподавателей являются: коллоквиум как форма контроля
освоения теоретического содержания дисциплин; прием и разбор домашних заданий (в часы практических занятий).
Преподаватель учитывает результаты самостоятельной работы при подведении итогов освоения обучающимися учебной
дисциплины.
Методические указания к зачету.
Зачеты, как правило, служат формой проверки усвоения учебного материала практических и семинарских занятий, а также
проверки результатов учебных и производственных практик.
При подготовке к зачёту студент должен правильно и рационально распланировать свое время, чтобы успеть качественно и на
высоком уровне подготовиться к ответам по всем вопросам. Зачёт призван побудить студента получить дополнительно новые
знания. Во время подготовки к зачёту студенты также систематизируют знания, которые они пробрели при изучении разделов курса.
Это позволяет им уяснить логическую структуру курса, объединить отдельные темы в единую систему, увидеть перспективы
развития законодательства.
Самостоятельная работа по подготовке к зачёту во время сессии должна планироваться студентом, исходя из общего объема
вопросов, вынесенных на зачёт и дней, отведенных на подготовку к зачёту. При этом необходимо, чтобы последний день или часть
его, был выделен для дополнительного повторения всего объема вопросов в целом. Это позволяет студенту самостоятельно
перепроверить уровень усвоения материала. Важно иметь в виду, что для целей воспроизведения материала учебного курса
большую вспомогательную роль может сыграть информация, которая содержится в рабочей программе курса.
Тщательная подготовка к зачету и начинается с первого занятия, поскольку лишь систематический, повседневный, рационально
организованный учебный труд может обеспечить успешный результат.
С вопросами, выносимыми на зачет, студент может ознакомиться заранее. При подготовке устных ответов на них необходимо
последовательно восстановить в памяти материал каждой темы, каждого раздела курса. Для этой цели следует использовать
конспекты лекций и первоисточников, записи, сделанные при подготовке к семинарам, а также учебную и научную литературу.
В зависимости от индивидуальных навыков и способов самостоятельной работы студент может делать краткие конспекты
вариантов ответов, повторять их устно на память, составлять тезисы или планы ответов. Важно также правильно распределить
время, отведенное на подготовку таким образом, чтобы имелась возможность повторить изученный материал накануне дня зачета.
Не следует пренебрегать консультациями, которые организует кафедра и преподаватель по каждому предмету во время сессии и в
межсессионный период. Здесь можно выяснить все непонятные толкования, незнакомые термины и формулировки, уточнить те или
иные положения, сведения и идеи, организационные вопросы, связанные с порядком проведения зачета.
За отведенное на зачете время для подготовки к ответу необходимо составить примерный план (последовательную схему) ответа с
включением в него всех важнейших проблем и значимых нюансов в предполагаемой логике изложения материала. При этом
совершенно не обязательно подробно прописывать все содержание, поскольку это занимает лишнее время и затрудняет выделение
опорных мыслей и главных идей.
Методические указания к экзамену.
Экзамены являются контрольным этапом изучения дисциплин (модулей) и имеют целью проверку знаний обучающихся по теории,
выявление умений и навыков применения полученных знаний при решении практических задач, а также навыков самостоятельной
работы с учебной и научной литературой.
Форма проведения экзамена (устно, письменно, по экзаменационным билетам или без билетов, или иная) определяется кафедрой.
При чтении дисциплины несколькими преподавателями порядок проведения экзамена определяется заведующим кафедрой.
При проведении экзамена в устной форме по экзаменационным билетам обучающийся имеет право на подготовку к ответу в
течение 3045 мин.
Во время экзамена обучающиеся могут пользоваться учебными программами, а также, с разрешения экзаменатора, справочной
литературой и другими пособиями. Присутствие на экзаменах и зачетах посторонних лиц без разрешения декана факультета не
допускается.
При приеме экзамена или зачета у лиц с ограниченными возможностями здоровья допускается присутствие в аудитории лица,
оказывающего обучающемуся соответствующую помощь.
Подготовку к экзамену необходимо целесооб¬разно начать с планирования и подбора нормативноправовых источ¬ников и
литературы. Прежде всего следует внимательно перечитать учебную программу и программные вопросы для подготовки к
экзаме¬ну, чтобы выделить из них наименее знакомые. Далее должен следовать этап повторения всего программного материала. На
эту ра¬боту целесообразно отвести большую часть времени. Следующим эта¬пом является самоконтроль знания изученного
материала, который за¬ключается в устных ответах на программные вопросы, выносимые на экзамен. Тезисы ответов на наиболее
сложные вопросы жела¬тельно записать, так как. в процессе записи включаются дополнитель¬ные моторные ресурсы памяти.
Предложенная методика непосредственной подготовки может быть и изменена. Так, для студентов, которые считают, что они
усвоили программный материал в полном объеме и уверены в прочно¬сти своих знаний, достаточно беглого повторения учебного
материала. Основное время они могут уделить углубленному изучению отдельных, наиболее сложных, дискуссионных проблем.
При подготов¬ке к ответу, а также при ответе не обязательно придерживаться той последовательности вопросов, которая дана в
билетах. Записи ответов лучше де¬лать в виде развернутого плана, их можно дополнить цифрами, примерами, фактами, а также
сослаться на необходимые нормативные акты и другие источники. Ответ должен быть построен в форме свободного рассказа.
Важно не только верно изложить соответствующее положение, но и дать его глубокое теоретическое обоснование.УП: ab44.03.05 ИиО п581.plx
стр. 22
Само содержание ответа целесообразно разделить на три части: вступление, основная часть, заключение. Во вступлении можно
перечислить все проблемы, которые вы собираетесь осветить, обосновать их актуальность, потом в основной части ответа надо
детально развернуть каждую из обозначенных проблем, а в заключении придать ходу мыслей завершенность, подвести итог и сделать
выводы. Вместе с тем студент должен быть готов к уточняющим вопросам, а также к решению практических задач в рамках
основной проблематики вопроса.