Рабочая программа дисциплины "Повседневность российской провинции XIX-XX вв."
Оценка 4.8

Рабочая программа дисциплины "Повседневность российской провинции XIX-XX вв."

Оценка 4.8
Культурные мероприятия +1
docx
история
Взрослым
14.07.2019
Рабочая программа дисциплины "Повседневность российской провинции XIX-XX вв."
Рабочая программа дисциплины "Повседневность российской провинции XIX-XX вв.". Разработана в соответствии с ФГОС: Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 44.04.01 ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ (уровень магистратуры) (приказ Минобрнауки России от 21.11.2014г. №1505). Направленность (профиль) подготовки: Историко-краеведческое образование. Форма обучения - заочная. Квалификация - магистр.
Б1.В.ДВ.06.01 Повседневность российской провинции XIX-XX вв..docx
МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ  Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Набережночелнинский государственный педагогический университет"  (ФГБОУ ВО "НГПУ")  УТВЕРЖДАЮ  Проректор по УР  _______________Гайфутдинов А.М.  __ __________ 2018 г.  Повседневность российской провинции XIX­XX вв.  рабочая программа дисциплины (модуля)  Закреплена за кафедрой  Истории и методики ее преподавания  Направление подготовки  Направление 44.04.01 Педагогическое образование, направленность (профиль)    Историко­краеведческое образование  Виды контроля на курсах:  зачеты 2  Квалификация  Форма обучения  Общая трудоемкость  магистр  заочная  3 ЗЕТ  Часов по учебному плану  в том числе:  аудиторные занятия  самостоятельная работа  экзамены  108  24  80  4  Распределение часов дисциплины по курсам  Курс  Вид занятий  Лекции  Практические  Итого ауд.  Контактная  работа  Сам. работа  Часы на  контроль  Итого  2  РПД  6  18  24  24  80  4  108  УП  6  18  24  24  80  4  108  Итого  6  18  24  24  80  4  108  6  18  24  24  80  4  108 УП: azm44.04.01 ИКО 1788.plx  стр. 2  Программу составил(и):  канд. ист. наук, доцент, Магсумов Т.А. _________________  Рабочая программа дисциплины  Повседневность российской провинции XIX­XX вв.  разработана в соответствии с ФГОС:  Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 44.04.01  ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ (уровень магистратуры) (приказ Минобрнауки России от 21.11.2014г. №1505)  составлена на основании учебного плана:  Направление 44.04.01 Педагогическое образование, направленность (профиль)   Историко­краеведческое образование  гр. 1788  утвержденного учёным советом вуза от 31.05.2018 протокол № 7.  Рабочая программа одобрена на заседании кафедры  Истории и методики ее преподавания  Протокол от __ __________ 2018 г.  №  __  Срок действия программы: 2018­2019 уч.г.  Зав. кафедрой д­р ист. наук, профессор И.В.Корнилова УП: azm44.04.01 ИКО 1788.plx  стр. 3  1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)  1.1  Цель освоения дисциплины – формирование системы знаний и представлений о повседневности российской провинции  XIX­XX вв. и закономерностях ее развития, с учётом логических и содержательно­методических связей в предметных  областях "История России. Всеобщая история", "Обществознание" и ориентации на становление личностных  характеристик выпускника школы через урочную и внеурочную деятельность, способностей изучать и формировать  культурные потребности и повышать культурно­образовательный уровень различных групп населения, разрабатывать и  реализовывать просветительские программы в целях популяризации научных знаний и культурных традиций, формировать  художественно­культурную среду, опираясь на опыт и знания повседневности российской провинции XIX­XX вв.  1.2  Задачи освоения дисциплины:  1.3  1.формирование способности изучать и формировать культурные потребности и повышать культурно­ образовательный  уровень различных групп населения;  1.4  2.формирование способности разрабатывать и реализовывать просветительские программы в целях популяризации  научных знаний и культурных традиций;  1.5  3.формирование способности формировать художественно­культурную среду;  1.6  4.формирование целостного представления о теоретико­методологических основах истории повседневности, об основных  подходах к изучению истории повседневности в отечественной и зарубежной науке;  1.7  5.формирование целостного представления о научных методах изучения различных аспектов истории повседневности,  обучение анализу письменных, визуальных и вещественных источников по истории повседневности, используя методы  современных гуманитарных наук; формирование целостного представления о основах источниковой и  историографической базы конкретных вопросов истории повседневности, приобретение опыта работы с научной  литературой по истории повседневности;  1.8  6.формирование целостного представления о повседневной жизни российской провинции нового и новейшего времени.  2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ  Цикл (раздел) ОП:  Б1.В.ДВ.06  2.1  Требования к предварительной подготовке обучающегося:  2.1.1  Музееведение и экскурсоведение  2.1.2  Научно­педагогическая практика  2.1.3  Практика по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности  2.1.4  Этногенез народов Поволжья и Приуралья  2.2  Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:  2.2.1  Защита выпускной квалификационной работы, включая подготовку к защите и процедуру защиты  2.2.2  Научно­педагогическая практика  3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ ПО КАЖДОЙ ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ), ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ДОСТИЖЕНИЕ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ  ПК­17: способностью изучать и формировать культурные потребности и повышать культурно­образовательный уровень  Знать:  Уметь:  Владеть: различных групп населения  содержание культурных потребностей различных групп населения и способы их изучения и формирования;  сущность культурных потребностей разных групп населения;  общественную значимость повышения культурно­образовательного уровня представителей различных групп  населения;  определять основное содержание культурно­образовательной деятельности для решения относительно простых  просветительских задач;  определять основное содержание культурно­образовательной деятельности для решения комплексных  просветительских задач;  находить оригинальные решения культурно­образовательной деятельности с представителями различных групп  населения;  навыками анализа и оценки культурно­образовательных потребностей различных групп населения, навыками  анализа  культурно­образовательных программ;  навыками разработки культурно­образовательных программ для различных групп населения;  навыками разработки культурно­образовательных программ для решения разных образовательных задач с  различными группами населения; УП: azm44.04.01 ИКО 1788.plx  стр. 4  ПК­19: способностью разрабатывать и реализовывать просветительские программы в целях популяризации научных  Знать:  Уметь:  Владеть:  Знать:  Уметь:  Владеть: знаний и культурных традиций  основные просветительские программы, направленные на популяризацию научных знаний и культурных традиций  приемы разработки и реализации просветительских программ в целях популяризации научных знаний и культурных  традиций  методику и технологии разработки и реализации просветительских программ в целях популяризации научных  знаний и культурных традиций  выявлять основные просветительские программы, направленные на популяризацию научных знаний и культурных  традиций  использовать приемы разработки и реализации просветительских программ в целях популяризации научных знаний  и культурных традиций  применять методику и технологии разработки и реализации просветительских программ в целях популяризации  научных знаний и культурных традиций  способами выявления основных просветительских программ, направленные на популяризацию научных знаний и  культурных традиций  навыками использования приемов разработки и реализации просветительских программ в целях популяризации  научных знаний и культурных традиций  методикой и технологиями разработки и реализации просветительских программ в целях популяризации научных  знаний и культурных традиций  ПК­21: способностью формировать художественно­культурную среду  отдельные приемы и способы формирования художественно­культурной среды  методику формирования художественно­культурной среды  методику и технологии формирования художественно­культурной среды  применять отдельные приемы и способы формирования художественно­культурной среды  использовать методику формирования художественно­культурной среды  применять методику и технологии формирования художественно­культурной среды  навыками применения отдельных приемов и способов формирования художественно­культурной среды  навыками использования методики формирования художественно­культурной среды  методикой и технологиями формирования художественно­культурной среды  В результате освоения дисциплины обучающийся должен  3.1  Знать:  3.1.1  содержание культурных потребностей различных групп населения и способы их изучения и формирования;  3.1.2  сущность культурных потребностей разных групп населения;  3.1.3  общественную значимость повышения культурно­образовательного уровня представителей различных групп населения;  3.1.4  основные просветительские программы, направленные на популяризацию научных знаний и культурных традиций;  3.1.5  приемы разработки и реализации просветительских программ в целях популяризации научных знаний и культурных  традиций;  3.1.6  методику и технологии разработки и реализации просветительских программ в целях популяризации научных знаний и  культурных традиций;  3.1.7  отдельные приемы и способы формирования художественно­культурной среды;  3.1.8  методику формирования художественно­культурной среды;  3.1.9  методику и технологии формирования художественно­культурной среды;  3.1.10  методологию и технологии анализа результатов научных исследований в сфере истории российской повседневности XIX­ XX вв., применения их при решении конкретных научно­исследовательских задач в сфере науки и образования,  методологию самостоятельного осуществления научного исследования в сфере истории повседневности российской  провинции нового и новейшего времени; УП: azm44.04.01 ИКО 1788.plx  стр. 5  3.1.11  основы теории и методологии изучения повседневности;  3.1.12  особенности проблематики исторической антропологии и микроистории;  3.1.13  главные изменения в повседневности российского общества нового и новейшего времени.  3.2  Уметь:  3.2.1  определять основное содержание культурно­образовательной деятельности для решения относительно простых  просветительских задач;  3.2.2  определять основное содержание культурно­образовательной деятельности для решения комплексных просветительских  задач;  3.2.3  находить оригинальные решения культурно­образовательной деятельности с представителями различных групп населения;  3.2.4  выявлять основные просветительские программы, направленные на популяризацию научных знаний и культурных традиций;  3.2.5  использовать приемы разработки и реализации просветительских программ в целях популяризации научных знаний и  культурных традиций;  3.2.6  применять методику и технологии разработки и реализации просветительских программ в целях популяризации научных  знаний и культурных традиций;  3.2.7  применять отдельные приемы и способы формирования художественно­культурной среды;  3.2.8  использовать методику формирования художественно­культурной среды;  3.2.9  применять методику и технологии формирования художественно­культурной среды;  3.2.10  анализировать результаты научных исследований в сфере истории российской повседневности XIX­XX вв., применять их  при решении конкретных научно­исследовательских задач в сфере науки и образования, самостоятельно осуществлять  научные исследования в сфере истории повседневности российской провинции нового и новейшего времени;  3.2.11  ориентироваться в существующих подходах к изучению истории повседневности;  3.2.12  пользоваться научной литературой для решения профессиональных задач;  3.2.13  понимать проблематику и специфику исторических источников, освещающих повседневность, работать с текстами  источников по истории повседневности XIX­XX вв.  3.3  Владеть:  3.3.1  навыками анализа и оценки культурно­образовательных потребностей различных групп населения, навыками анализа   культурно­образовательных программ;  3.3.2  навыками разработки культурно­образовательных программ для различных групп населения;  3.3.3  навыками разработки культурно­образовательных программ для решения разных образовательных задач с различными  группами населения;  3.3.4  способами выявления основных просветительских программ, направленные на популяризацию научных знаний и  культурных традиций;  3.3.5  навыками использования приемов разработки и реализации просветительских программ в целях популяризации научных  знаний и культурных традиций;  3.3.6  методикой и технологиями разработки и реализации просветительских программ в целях популяризации научных знаний и  культурных традиций;  3.3.7  навыками применения отдельных приемов и способов формирования художественно­культурной среды;  3.3.8  навыками использования методики формирования художественно­культурной среды;  3.3.9  методикой и технологиями формирования художественно­культурной среды;  3.3.10  способностью анализировать результаты научных исследований в сфере истории российской повседневности XIX­ XX вв,  применять их при решении конкретных научно­исследовательских задач в сфере науки и образования, методологией и  технологиями самостоятельного осуществления научногоисследования в сфере истории повседневности российской  провинции нового и новейшего времени;  3.3.11  методологией анализа повседневности на историческом материале;  3.3.12  навыками описания повседневности как жизненного мира;  3.3.13  приемами работы с письменными, визуальными и вещественными источниками по истории повседневности.  4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)  Код занятия  Наименование разделов и тем /вид занятия/  Раздел 1. История повседневности как  научное направление.  Семестр / Курс  Часов  Компетен­  ции  Литература  Интер акт.  Примечание УП: azm44.04.01 ИКО 1788.plx  стр. 6  2  2  2  2  ПК­17  ПК­17  Л1.1 Л1.2 Л2.2 Л2.3  Э1 Э2 Э3  Л1.1 Л1.2 Л2.2 Л2.3  Э1 Э2 Э3 Э4  0  0  2  14  ПК­17  Л1.1 Л1.2 Л2.2 Л2.3  Э1 Э2 Э3 Э4  0  1.1  1.2  1.3  История повседневности как научное  направление. /Лек/  1. История повседневности в системе  исторических дисциплин.  2. Повседневность: проблема дефиниции.  3.Развитие истории повседневности как  научного направления.  4. Становление истории повседневности  как самостоятельной дисциплины.  5. История повседневности в зарубежной  историографии.  6. Становление и развитие истории  повседневности в России.  7. Микроисторический анализ и его  применение в конкретно­исторических  исследования.  8. Источниковая база истории  повседневности. /Пр/  1. Исследовательский дискурс культуры  повседневности.  2. Жизненный мир человека: образ  повседневности.  3. Структуры повседневности.  4. Семиотика повседневности.  5. Творческая личность в пространстве  повседневности: опыт  культурологического анализа.  6. Характеристика типов культур по  региональному, религиозному признакам,  по историческому типу общества, по  основному хозяйственному укладу, по  форме.  7. Основные периоды развития культуры  повседневности России, проблемы и  основные направления ее изучения.  8. Особенности социодинамики русской  культуры. Тесная взаимосвязь социального в культурном и культурного в социальном.  9. Влияние внешних по отношению к  культуре факторов на культурно­  историческое развитие.  10. Пространственно­временное  представление о русской культуре и ее  развитии.  11. Природа – основной хранитель  архаической культуры и ментальности  человека. Природные предпосылки  российской ментальности.  12. Противоречивый, двойственный  характер менталитета русской культуры;  бинарное строение русс /Ср/  Раздел 2. Российская провинциальная  повседневность в ХIХ в.  2.1  Российская провинциальная  повседневность в ХIХ в. /Лек/  2  2  ПК­17 ПК­ 19 ПК­21  0  Л1.1 Л2.1 Л2.2 Л2.4  Э1 Э2 Э3 УП: azm44.04.01 ИКО 1788.plx  стр. 7  2  6  ПК­17 ПК­ 19 ПК­21  Л1.1 Л2.1 Л2.2 Л2.4 Л3.1  0 Л3.3  Э1 Э2 Э3 Э4  2  20  ПК­17 ПК­ 19 ПК­21  Л1.1 Л2.1  0 Л2.2 Л2.4 Л3.1 Л3.3  Э1 Э2 Э3 Э4  2.2  2.3  1. Специфика культуры повседневности  русского столичного и поместного  дворянства.  2. Повседневность школьного и  «детского» мира.  3. Феномен дворянской оппозиционности  и революционности.  4. Особенности быта и ментальность  военных, казаков, чиновников,  разночинцев, духовенства.  5. Значение общины для культуры  повседневности крестьян в хозяйственной,  семейно­бытовой и духовной жизни.  6. Модернизация традиционной культуры  повседневности русских.  7. Основные пути развития  взаимодействия повседневной культуры  между восточными славянами (русскими,  украинцами, белорусами), восточными  славянами и народами Поволжья,  Северного Кавказа, Средней Азии,  Прибалтики, коренными малочисленными  народами.  8. Особенности частной жизни и  повседневного быта женщины в ХIХ в. /Пр/  1. Повседневная жизнь провинциального  города в XIX веке.  2. Дворянство: культурная семантика  поведения.  3. Кодекс сословной чести в культуре  повседневности русского дворянства.  4. Дворянское воспитание и образование в  России как культура повседневности.  5. Столичный и поместный быт.  6. Особенности индивидуализма в России:  личная честь и государственная служба.  7. Повседневная жизнь русского  духовенства.  8. Понятие «народ» в русской культуре  повседневности ХIХ века.  9. Развитие фольклористики, этнографии,  диалектологии.  10. Идеология народничества в духовном  мире интеллигенции.  11. ХIХ век – «золотой век» русской  культуры: расцвет литературы,  музыкального и художественного  творчества, науки.  12. Повседневность русских рабочих  второй половины XIX века  13. Повседневность студенчества в эпоху  великих реформ.  14. Частная жизнь и повседневный быт  женщины: условия замужества и порядок  заключения брака; мир чувств, любовь в  браке и вне его; материнство и  материнское воспитание; домашнее  воспитание и рол /Ср/  Раздел 3. История отечественной  повседневности в первой половине ХХ в. УП: azm44.04.01 ИКО 1788.plx  стр. 8  2  2  1  6  ПК­17 ПК­ 19 ПК­21  ПК­17 ПК­ 19 ПК­21  0  0  Л1.1 Л2.1 Л2.2 Л2.4  Э1 Э2 Э3  Л1.1 Л2.1 Л2.2 Л2.4 Л3.3  Э1 Э2 Э3 Э4 Э5  2  22  ПК­17 ПК­ 19 ПК­21  0  Л1.1 Л2.1 Л2.2 Л2.4 Л3.3  Э1 Э2 Э3 Э4 Э5  3.1  3.2  3.3  История отечественной повседневности в  первой половине ХХ в. /Лек/  1. Особенности жизнеобеспечения, быта и  частной жизни в России в эпоху революции и гражданской войны.  2. Влияние массового террора на культуру повседневности россиян в начале ХХ в.  3. Влияние репрессий в духовной сфере на ментальность населения в 20 – 30­е гг. ХХ  в.  4. Решение проблем женской эмансипации  в советской России.  5. Осуществление государственной  системы поддержки материнства и детства и ее отражение на повседневном быту  советской семьи.  6. «Двойная» занятость женщины.  7. Трагедия российской интеллигенции.  8. Сущность национальной системы  тоталитаризма и сталинской  «социалистической» модернизации.  9. Методы осуществления модернизации и ее влияние на жизнь населения.  10. Великая Отечественная война: быт на  фронте и в тылу. Специфика повседневной жизни в этот период.  11. Ментальность эпохи тоталитаризма и  ее влияние на повседневную культуру. /Пр/  1. «Жизнь в катастрофе» –  жизнеобеспечение, быт и частная жизнь в  России в эпоху революции и гражданской  войны.  2. Изменение социальной структуры  населения, огосударствление всех сторон  жизни общества (национализация банков и  промышленных предприятий, введение  прямого государственного регулирования  производства и распределения всех  материальных благ, сворачивание рынка и  товарно­ денежных отношений, ликвидация прав частной собственности на землю).  3. Опыт массового террора как часть  культуры повседневности россиян в начале ХХ в.  4. Социальный геноцид против части  общества, не принимавшей Советы и  большевистскую, красную диктатуру.  5. Всероссийская чрезвычайная комиссия  (ВЧК) – проводник политики террора.;  введение сме¬ртной казни, создание  системы концентрационных лагерей.  6. Разрушение религиозной системы и  объявление советского общества  атеистическим.  7. Замена традиционной религии  социалистической идеей, марксизмом­  ленинизмом как системой ценностей  религиозного характера.  8. Отделение церкви от г /Ср/ УП: azm44.04.01 ИКО 1788.plx  стр. 9  2  2  1  4  ПК­17 ПК­ 19 ПК­21  Л1.1 Л2.2  Э1 Э2 Э3  ПК­17 ПК­ 19 ПК­21  Л1.1 Л2.2 Л3.3  0  0  Э1 Э2 Э3 Э4 Э5  2  24  ПК­17 ПК­ 19 ПК­21  Л1.1 Л2.2 Л3.3  0  Э1 Э2 Э3 Э4 Э5  4.1  4.2  4.3  Раздел 4. Советская и российская  повседневность во второй половине ХХ  в.  Советская и российская повседневность  во второй половине ХХ в. /Лек/  1. Обустройство населением СССР  повседневной жизни после завершения  Второй мировой войны.  2. Особенности повседневной культуры,  характерные для послевоенного периода и  для периода 1960­1970­х годов.  3. Изменения повседневной жизни  городского и сельского населения после  «оттепели».  4. Развитие гендерных идеологии и  политики, гендерные аспекты  повседневной жизни в 1960­1980­е гг.  5. Причины возникновения оппозиции  «шестидесятников» и появления  диссидентов.  6. Развитие культуры повседневности в  условиях нарастания глубокого  системного кризиса.  7. Альтернативные варианты культуры  (субкультуры) повседневности.  8. Процесс культурных заимствований и  его влияние на повседневную жизнь. /Пр/  1. Культура повседневности в условиях  государственного хозяйства и  распределения. Корпоративность.  Тотальность коллективистской традиции.  Дефицит. Номенклатура.  2. Изменения повседневной жизни  населения после «оттепели»:  строительство жилья, рост жизненного  уровня, открытость общества, налаживание информационного обмена с другими  странами, индустриализация быта,  расширение сферы бытовых услуг.  3. Перекосы в процессе изменения жизни  сельских жителей и сферы  межнациональных отношений.  4. «Совок» как социокультурный тип  личности: традиционные и новые черты.  5. Гендерная идеология и политика в  1960­1980­е гг. Гендерные аспекты  повседневной жизни. Последствия женской гиперэмансипации.  6. Состояние советского общества в 1960­ е гг. Оппозиция «шестидесятников».  «Диссидентство» и создание им новой  социокультурной ситуации.  7. Художественный мир И.Бродского:  место культуры повседневности.  8. Упадок темпов роста экономики и  уровня жизни в 1970­1980­е гг. Социальные проблемы в развитии национальных  районов; утра /Ср/ УП: azm44.04.01 ИКО 1788.plx  стр. 10  4.4  Зачет по дисциплине /Зачёт/  2  4  ПК­17 ПК­ 19 ПК­21  Л1.1 Л2.1 Л2.2 Л2.4 Л3.1  0 Л3.2 Л3.3  Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6  5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ  5.1. Контрольные вопросы и задания  Промежуточная аттестация (Зачет)  Вопросы к зачету:  1.История повседневности в системе исторических дисциплин  2.Историография  истории повседневности  3.Методологические проблемы истории повседневности  4.Повседневность кризисного периода русского феодализма.  5.Повседневность в эпоху модернизации позднеимперской России.  6.Повседневность России в начале XX столетия.  7.Советская повседневность 1920­х – 1930­х гг.  8.Советская повседневность 1940­х – 1950­х гг.  9.Советская повседневность в 1940­х – 1980­х гг.  10.Изменение повседневности в постсоветской России.  5.2. Темы письменных работ  Текущий и рубежный контроль  Реферат  Темы рефератов:  1. Сельская повседневность второй половины XIX века.  2. Повседневная жизнь провинциального города в XIX веке.  3. Повседневность студенчества в эпоху великих реформ.  4. Феномен советской кухни в контексте повседневности.  5. Повседневная жизнь русского дворянства в начале XIX века.  6. Повседневность русских рабочих второй половины XIX века  7. Смерть и отношение к ней в русском обществе в Новое время  8. Тело и телесность в русской народной традиции.  9. Детство и дети в пространстве советской повседневности.  10. Повседневность советских рабочих в годы первых пятилеток.  11. Художественная литература как источник по истории повседневности.  12. Повседневная жизнь воинов­интернационалистов в Афганистане.  13. Великая Отечественная война глазами женщины.  14. Повседневность провинциального города в эпоху перестройки.  15. Повседневность советской деревни в 30­е годы.  16. Методика подготовки исследования по «устной истории».  17. Повседневность провинциальных городов Поволжья конца XIX – начала ХХ вв.  18. Повседневная жизнь поволжской интеллигенции XIX века.  19. Повседневность поволжской деревни в годы Великой Отечественной войны.  20. Семиотический подход к исследованию повседневности. Тарту­московская школа. А. Бахтин,  Ю. Лотман.  21. Методика культурологического анализа повседневности: этапы и смыслы.  22. Женщины и коммунизм.  23. Развитие истории повседневности в трудах А. Гуревича.  См. Фонд оценочных средств в Приложении.  5.3. Фонд оценочных средств  6. УЧЕБНО­МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)  Авторы, составители  Л1.1  Скопинцева Т.Ю.  6.1. Рекомендуемая литература  6.1.1. Основная литература  Заглавие  Теория и история культуры повседневности России: учебное  пособие; http://www.iprbookshop.ru/30086  Л1.2  Капкан М. В.  Культура повседневности: учебное пособие;  http://www.iprbookshop.ru/68253.html  Издательство, год  Оренбург: Оренбургский  государственный университет,  ЭБС АСВ, 2013  Екатеринбург : Уральский  федеральный университет, ЭБС  АСВ, 2016  Авторы, составители  Заглавие  Издательство, год  6.1.2. Дополнительная литература УП: azm44.04.01 ИКО 1788.plx  стр. 11  Авторы, составители  Заглавие  Издательство, год  Л2.1  Литвин А.А.,  Корнилова И.В.,  Магсумов Т.А.  Российская провинция второй половины XIX ­ начала ХХ  столетия  в отечественной историографии  Казань: Изд­во Казан. ун­та,  2015  Л2.2  Под ред. Л.В. Кошман  история русской культуры IX ­ ХХ вв.: Учебное пособие  Дрофа, 2012  Л2.3  А. И. Филюшкин [и  др.] ; под ред. А. И.  Филюшкина  Л2.4  Г. И. Аверьянова, И. Г. Амосова, И. В.  Объедков [и др.] ; под  ред. В. В. Кириллов.  Теория и методология истории: учебник и практикум;  https://biblio­online.ru/book/teoriya­i­metodologiya­istorii­ 432123  М. : Издательство Юрайт, 2019  Мир российской повседневности (Х – начало ХХ вв.): учебное  пособие; http://www.iprbookshop.ru/26527.html  М. : Московский городской  педагогический университет,  2013  6.1.3. Перечень учебно­методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине  Издательство, год  Авторы, составители  Заглавие  Л3.1  Магсумов Т.А.  Празднование столетнего юбилея Отечественной войны 1812 г.  ,  Л3.2  Л3.3  Короткова М.В.  Профессиональный стандарт педагога  Изучение повседневной культуры России в музее и школе:  методическое пособие; http://www.iprbookshop.ru/23987.html  , 2014  М. : Прометей, 2013  Э1  Э2  Э3  Э4  Э5  Э6  6.2. Перечень ресурсов информационно­телекоммуникационной сети "Интернет"  Скопинцева Т.Ю. Теория и история культуры повседневности России [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Скопинцева  Т.Ю.— Электрон. текстовые данные.— Оренбург: Оренбургский государственный университет, ЭБС АСВ, 2013.— 141 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/30086.— ЭБС «IPRbooks», по паролю  Георгиева Т.С. Культура повседневности. Русская культура и православие [Электронный ресурс]: учебное пособие/  Георгиева Т.С.— Электрон. текстовые данные.— М.: Аспект Пресс, 2008.— 397 c.— Режим доступа:  http://www.iprbookshop.ru/8978.— ЭБС «IPRbooks», по паролю  Мир российской повседневности (Х – начало ХХ вв.) [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Г.И. Аверьянова [и др.].—  Электрон. текстовые данные.— М.: Московский городской педагогический университет, 2013.— 340 c.— Режим доступа:  http://www.iprbookshop.ru/26527.— ЭБС «IPRbooks», по паролю  Короткова М.В. Изучение повседневной культуры России в музее и школе [Элек­тронный ресурс]: методическое пособие/  Короткова М.В.— Электрон. текстовые данные.— М.: Прометей, 2013.— 294 c.— Режим доступа:  http://www.iprbookshop.ru/23987.— ЭБС «IPRbooks», по паролю  Куляпин А.И. Мифология советской повседневности в литературе и культуре сталинской эпохи [Электронный ресурс]:  монография/ Куляпин А.И., Скубач О.А.— Электрон. текстовые данные.— М.: Языки славянских культур, 2013.— 240 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/28625.— ЭБС «IPRbooks», по паролю  Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 8 сентября 2015 г. N 608н "Об утверждении профессионального  стандарта "Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального  образования"  (с изменениями и дополнениями)  6.3. Перечень информационных технологий  6.3.1 Перечень программного обеспечения  6.3.1.1  Microsoft Office 2010  6.3.1.2  FineReader 10  6.3.1.3  Антивирус Касперского  6.3.1.4  Windows 7  6.3.1.5  Adobe Acrobat Reader DC  6.3.1.6  NEW Конструктор тестов ­ indigotech.ru  6.3.1.7  SMART Notebook 10  6.3.2 Перечень профессиональных баз данных и информационных справочных систем  6.3.2.1  Перечень ресурсов информационно­телекоммуникационной сети «Интернет»  6.3.2.2  1.Электронный каталог библиотеки НГПУ. ­ Режим доступа:  http://bibl.ngpi.net:81/cgi­bin/zgate.exe?  init+test.xml,simple.xsl+rus  6.3.2.3  2.Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU. ­ Режим доступа:  https://elibrary.ru  6.3.2.4  3.Национальная электронная библиотека (НЭБ). ­ Режим доступа: https://нэб.рф/  6.3.2.5  4.База данных портала Polpred.com Обзор СМИ ­ Режим доступа: https://polpred.com/news  6.3.2.6  5.Ресурсы East View (ИВИС) ­ Режим доступа: https://dlib.eastview.com/login УП: azm44.04.01 ИКО 1788.plx  стр. 12  6.3.2.7  6.3.2.8  Перечень профессиональных баз данных и  информационных справочных систем  6.3.2.9  1.Электронно­библиотечная система (ЭБС) IPRbooks. ­ Режим доступа:  www.iprbookshop.ru  6.3.2.10  2.Электронная библиотечная система «Юрайт». ­ Режим доступа: https://biblio­online.ru/  6.3.2.11  3.Информационная правовая система Гарант. ­ Режим доступа: http://www.garant.ru/  7. МАТЕРИАЛЬНО­ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)  7.1  Учебный корпус №2, пер. Железнодорожников, д.9 А.  7.2  218  каб. Учебная аудитория для занятий лекционного и семинарского типа  7.3  Рабочие места: посадочные рабочие места, стол преподавателя, доска классная, кафедра  7.4  Техническая оснащенность: интерактивная доска, мультимедийный проектор, компьютер  7.5  Наглядный материал: наборы учебно­наглядных пособий  7.6  302 каб. Учебная аудитория  для самостоятельной работы  7.7  Рабочие места: посадочные рабочие места.  7.8  Техническая оснащенность: компьютеры с выходом в сеть «Интернет» и доступом в ЭИОС Университета, принтер,  видеокамера Canon, МФУ Kyocera.  8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)  Методические указания к лекциям.  Главное в период подготовки к лекционным занятиям – научиться методам самостоятельного умственного труда, сознательно  развивать свои творческие способности и овладевать навыками творческой работы. Для этого необходимо строго соблюдать  дисциплину учебы и поведения. Четкое планирование своего рабочего времени и отдыха является необходимым условием для  успешной самостоятельной работы.  В основу его нужно положить рабочие программы изучаемых в семестре дисциплин.  Каждому студенту следует составлять еженедельный и семестровый планы работы, а также план на каждый рабочий день. С вечера  всегда надо распределять работу на завтрашний день. В конце каждого дня целесообразно подводить итог работы: тщательно  проверить, все ли выполнено по намеченному плану, не было ли каких­либо отступлений, а если были, по какой причине это  произошло. Нужно осуществлять самоконтроль, который является необходимым условием успешной учебы. Если что­то осталось  невыполненным, необходимо изыскать время для завершения этой части работы, не уменьшая объема недельного плана.  Самостоятельная работа на лекции. Слушание и запись лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы. Внимательное  слушание и конспектирование лекций предполагает интенсивную умственную деятельность студента. Краткие записи лекций, их  конспектирование помогает усвоить учебный материал. Конспект является полезным тогда, когда записано самое существенное,  основное и сделано это самим студентом.  Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Такое «конспектирование» приносит больше вреда, чем пользы. Запись лекций  рекомендуется вести по возможности собственными формулировками. Желательно запись осуществлять на одной странице, а  следующую оставлять для проработки учебного материала самостоятельно в домашних условиях.  Конспект лекции лучше подразделять на пункты, параграфы, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут  способствовать пункты плана лекции, предложенные преподавателям. Принципиальные места, определения, формулы и другое  следует сопровождать замечаниями «важно», «особо важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью  разноцветных маркеров или ручек. Лучше если они будут собственными, чтобы не приходилось просить их у однокурсников и тем  самым не отвлекать их во время лекции.  Целесообразно разработать собственную «маркографию» (значки, символы), сокращения слов. Не лишним будет и изучение основ  стенографии. Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую  дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко  овладеть формируемыми компетенциями.    Методические указания к практическим занятиям.  Практические занятия ориентируют преподавателя и студента на интерактивный процесс усвоения курса, где рассматриваются  сложные проблемные вопросы программы, с обязательным использованием источниковедческой базы. Это связано с основной  дидактической задачей практических занятий – обучению студентов анализу источников и формированием навыков работы с  научной литературой. Подобный подход стимулирует самостоятельное творческое отношение к профессии и способствует  подготовке к преподавательской деятельности. Происходит обучение навыкам публичной дискуссии, профессионала,  ориентированного на умение не только высказывать и отстаивать личностную позицию, но и на принятие точки зрения оппонентов,  поиска группового консенсуса в рассмотрении проблемы.  Целью практических занятий является закрепление, расширение и углубление знаний по темам лекций, выработка навыков  публичного выступления и дискуссии, а также понимание и практическое использование положений и методов, составляющих  дисциплину.  Семинар проводится по узловым и наиболее сложным вопросам (темам, разделам) учебной программы. Он может быть построен  как на материале одной лекции, так и на содержании обзорной лекции, а также по определённой теме без чтения предварительной  лекции. Главная и определяющая особенность любого семинара – наличие элементов дискуссии, УП: azm44.04.01 ИКО 1788.plx  стр. 13  проблемности, диалога между преподавателем и студентами и самими студентами.  При подготовке классического семинара желательно придерживаться следующего алгоритма:  а) разработка учебно­методического материала: формулировка темы, соответствующей программе и стандарту; определение  дидактических, воспитывающих и формирующих целей занятия; выбор методов, приемов и средств для проведения семинара;  подбор литературы для преподавателя и студентов; при необходимости проведение консультаций для студентов;  б) подготовка обучаемых и преподавателя: составление плана семинара из отдельных вопросов; предоставление студентам времени (не менее недели) дней для подготовки к семинару; предоставление рекомендаций о последовательности изучения литературы  (учебники, учебные пособия, руководства и положения, конспекты лекций, статьи, справочники, информационные сборники и др.);  создание набора наглядных пособий.  Практическое занятие подразумевает два виды работ: подготовку сообщения на заданную тему и участие в обсуждении проблемы,  затронутой сообщением.  Для более точного понимания материала практических занятий рекомендуется перед каждым из занятий прочитать  соответствующую главу в рекомендуемой литературе. Подготовку к практическим занятиям следует начинать как минимум за  неделю до его начала. Прежде всего, необходимо познакомиться с темой и вопросами занятия. Обязательными компонентами  подготовки к практическим занятиям являются доскональный анализ источников и прочтение научной литературы. Так же  необходим поиск информации в изданиях из дополнительного списка литературы, сети Интернет, других источников. Таким  образом, обучающиеся должны внимательно разобрать каждый вопрос, записав наиболее важные факты, подходы и концепции в  тетрадь.  На семинар желательно являться с запасом сформулированных идей, хорошо, если они будут собственного производства; если вы  собираетесь пользоваться чужими формулировками, то постарайтесь в них сориентироваться как можно лучше. Выступления  должны быть по возможности компактными и в то же время вразумительными. На практических занятиях обучающиеся дают  развернутые ответы на поставленные вопросы, дополняют, не повторяя уже сказанного другими. Рассмотрение каждого вопроса  заканчивается подведением итогов, формулированием наиболее важных выводов, которые следует записать в тетрадь.  Подводя итоги семинара, можно использовать следующие критерии (показатели) оценки ответов: полнота и конкретность ответа;  последовательность и логика изложения; связь теоретических положений с практикой; обоснованность и доказательность  излагаемых положений; наличие качественных и количественных показателей; наличие иллюстраций к ответам в виде исторических  фактов, примеров и пр.; уровень культуры речи; использование наглядных пособий и т.п.  В конце семинара рекомендуется дать оценку всего семинарского занятия, обратив особое внимание на следующие аспекты:  качество подготовки; степень усвоения знаний; активность; положительные стороны в работе студентов; ценные и конструктивные  предложения; недостатки в работе студентов; задачи и пути устранения недостатков.    Методические указания к самостоятельной работе.  Самостоятельная работа обучающихся предусмотрена учебным планом и должна способствовать более глубокому усвоению  изучаемого курса, формированию навыков исследовательской работы и ориентировать обучающихся на умение применять  теоретические знания на практике.  Самостоятельная работа обучающихся предполагает дальнейшее развитие исследовательских способностей у студента. В процессе  самостоятельной работы студент обучается профессиональной работе с первоисточниками, их поиску и критическому осмыслению.  На данном этапе предлагается формирование и закрепление навыков по выявлению проблемы, ее формулировка, постановка целей  исследования, систематизация и анализ литературы, оформление и аргументация своей позиции. Этот тип работы демонстрирует  уровень квалификации студента и подтверждает его исследовательский статус.  В процессе изучения данной дисциплины выделяется два вида самостоятельной работы – аудиторная, под руководством  преподавателя, и внеаудиторная. Аудиторная самостоятельная работа по дисциплине выполняется на учебных занятиях под  непосредственным руководством преподавателя и по его заданию. Внеаудиторная самостоятельная работа выполняется студентом  по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия.  Основными видами самостоятельной работы студентов без участия преподавателей являются: формирование и усвоение  содержания конспекта лекций на базе рекомендованной лектором учебной литературы, включая информационные образовательные  ресурсы; подготовка к практическим занятиям; написание рефератов, эссе; выполнение контрольных работ; выполнение  микроисследований.  Внеаудиторные самостоятельные занятия студентов представляют собой логическое продолжение аудиторных занятий, проводятся по заданию преподавателя, который инструктирует обучаемых и устанавливает сроки выполнения задания. В отличие от других  форм организации учебного процесса затраты времени на выполнение этой работы не регламентируются расписанием. Режим и  продолжительность работы выбирает сам обучаемый в зависимости от своих способностей и конкретных условий.  Основными видами самостоятельной работы студентов с участием преподавателей являются: коллоквиум как форма контроля  освоения теоретического содержания дисциплин; прием и разбор домашних заданий (в часы практических занятий).  Преподаватель учитывает результаты самостоятельной работы при подведении итогов освоения обучающимися учебной  дисциплины.    Методические указания к зачету.  Зачеты, как правило, служат формой проверки усвоения учебного материала практических и семинарских занятий, а также  проверки результатов учебных и производственных практик.  При подготовке к зачёту студент должен правильно и рационально распланировать свое время, чтобы успеть качественно и на  высоком уровне подготовиться к ответам по всем вопросам. Зачёт призван побудить студента получить дополнительно новые  знания. Во время подготовки к зачёту студенты также систематизируют знания, которые они УП: azm44.04.01 ИКО 1788.plx  стр. 14  пробрели при изучении разделов курса. Это позволяет им уяснить логическую структуру курса, объединить отдельные темы в  единую систему, увидеть перспективы развития законодательства.  Самостоятельная работа по подготовке к зачёту во время сессии должна планироваться студентом, исходя из общего объема  вопросов, вынесенных на зачёт и дней, отведенных на подготовку к зачёту. При этом необходимо, чтобы последний день или часть  его, был выделен для дополнительного повторения всего объема вопросов в целом. Это позволяет студенту самостоятельно  перепроверить уровень усвоения материала. Важно иметь в виду, что для целей воспроизведения материала учебного курса  большую вспомогательную роль может сыграть информация, которая содержится в рабочей программе курса.  Тщательная подготовка к зачету и начинается с первого занятия, поскольку лишь систематический, повседневный, рационально  организованный учебный труд может обеспечить успешный результат.  С вопросами, выносимыми на зачет, студент может ознакомиться заранее. При подготовке устных ответов на них необходимо  последовательно восстановить в памяти материал каждой темы, каждого раздела курса. Для этой цели следует использовать  конспекты лекций и первоисточников, записи, сделанные при подготовке к семинарам, а также учебную и научную литературу.  В зависимости от индивидуальных навыков и способов самостоятельной работы студент может делать краткие конспекты  вариантов ответов, повторять их устно на память, составлять тезисы или планы ответов. Важно также правильно распределить  время, отведенное на подготовку таким образом, чтобы имелась возможность повторить изученный материал накануне дня зачета.  Не следует пренебрегать консультациями, которые организует кафедра и преподаватель по каждому предмету во время сессии и в  межсессионный период. Здесь можно выяснить все непонятные толкования, незнакомые термины и формулировки, уточнить те или  иные положения, сведения и идеи, организационные вопросы, связанные с порядком проведения зачета.  За отведенное на зачете время для подготовки к ответу необходимо составить примерный план (последовательную схему) ответа с  включением в него всех важнейших проблем и значимых нюансов в предполагаемой логике изложения материала. При этом  совершенно не обязательно подробно прописывать все содержание, поскольку это занимает лишнее время и затрудняет выделение  опорных мыслей и главных идей.

Рабочая программа дисциплины "Повседневность российской провинции XIX-XX вв."

Рабочая программа дисциплины "Повседневность российской провинции XIX-XX вв."

Рабочая программа дисциплины "Повседневность российской провинции XIX-XX вв."

Рабочая программа дисциплины "Повседневность российской провинции XIX-XX вв."

Рабочая программа дисциплины "Повседневность российской провинции XIX-XX вв."

Рабочая программа дисциплины "Повседневность российской провинции XIX-XX вв."

Рабочая программа дисциплины "Повседневность российской провинции XIX-XX вв."

Рабочая программа дисциплины "Повседневность российской провинции XIX-XX вв."

Рабочая программа дисциплины "Повседневность российской провинции XIX-XX вв."

Рабочая программа дисциплины "Повседневность российской провинции XIX-XX вв."

Рабочая программа дисциплины "Повседневность российской провинции XIX-XX вв."

Рабочая программа дисциплины "Повседневность российской провинции XIX-XX вв."

Рабочая программа дисциплины "Повседневность российской провинции XIX-XX вв."

Рабочая программа дисциплины "Повседневность российской провинции XIX-XX вв."

Рабочая программа дисциплины "Повседневность российской провинции XIX-XX вв."

Рабочая программа дисциплины "Повседневность российской провинции XIX-XX вв."

Рабочая программа дисциплины "Повседневность российской провинции XIX-XX вв."

Рабочая программа дисциплины "Повседневность российской провинции XIX-XX вв."

Рабочая программа дисциплины "Повседневность российской провинции XIX-XX вв."

Рабочая программа дисциплины "Повседневность российской провинции XIX-XX вв."

Рабочая программа дисциплины "Повседневность российской провинции XIX-XX вв."

Рабочая программа дисциплины "Повседневность российской провинции XIX-XX вв."

Рабочая программа дисциплины "Повседневность российской провинции XIX-XX вв."

Рабочая программа дисциплины "Повседневность российской провинции XIX-XX вв."

Рабочая программа дисциплины "Повседневность российской провинции XIX-XX вв."

Рабочая программа дисциплины "Повседневность российской провинции XIX-XX вв."

Рабочая программа дисциплины "Повседневность российской провинции XIX-XX вв."

Рабочая программа дисциплины "Повседневность российской провинции XIX-XX вв."
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
14.07.2019