Рабочая программа дисциплины "Современные методы исторических исследований"
Оценка 4.6

Рабочая программа дисциплины "Современные методы исторических исследований"

Оценка 4.6
Образовательные программы
docx
история
Взрослым
14.07.2019
Рабочая программа дисциплины "Современные методы исторических исследований"
Рабочая программа дисциплины "Современные методы исторических исследований". Разработана в соответствии с ФГОС: Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 44.04.01 ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ (уровень магистратуры) (приказ Минобрнауки России от 21.11.2014г. №1505). Направленность (профиль) подготовки: Историко-краеведческое образование. Форма обучения - заочная. Квалификация - магистр.
Б1.В.ДВ.02.01 Современные методы исторических исследований.docx
МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ  Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Набережночелнинский государственный педагогический университет"  (ФГБОУ ВО "НГПУ")  УТВЕРЖДАЮ  Проректор по УР  _______________Гайфутдинов А.М.  __ __________ 2018 г.  Современные методы исторических исследований  рабочая программа дисциплины (модуля)  Закреплена за кафедрой  Истории и методики ее преподавания  Направление подготовки  Направление 44.04.01 Педагогическое образование, направленность (профиль)    Историко­краеведческое образование  Виды контроля на курсах:  зачеты 2  Квалификация  Форма обучения  Общая трудоемкость  магистр  заочная  2 ЗЕТ  Часов по учебному плану  в том числе:  аудиторные занятия  самостоятельная работа  экзамены  72  22  46  4  Распределение часов дисциплины по курсам  Курс  Вид занятий  Лекции  Практические  Итого ауд.  Контактная  работа  Сам. работа  Часы на  контроль  Итого  2  РПД  6  16  22  22  46  4  72  УП  6  16  22  22  46  4  72  Итого  6  16  22  22  46  4  72  6  16  22  22  46  4  72 УП: azm44.04.01 ИКО 1788.plx  стр. 2  Программу составил(и):  канд. ист. наук, доцент, Магсумов Т.А. _________________  Рабочая программа дисциплины  Современные методы исторических исследований  разработана в соответствии с ФГОС:  Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 44.04.01  ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ (уровень магистратуры) (приказ Минобрнауки России от 21.11.2014г. №1505)  составлена на основании учебного плана:  Направление 44.04.01 Педагогическое образование, направленность (профиль)   Историко­краеведческое образование  гр. 1788  утвержденного учёным советом вуза от 31.05.2018 протокол № 7.  Рабочая программа одобрена на заседании кафедры  Истории и методики ее преподавания  Протокол от __ __________ 2018 г.  №  __  Срок действия программы: 2018­2019 уч.г.  Зав. кафедрой д­р ист. наук, профессор И.В.Корнилова УП: azm44.04.01 ИКО 1788.plx  стр. 3  1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)  1.1  Цель освоения дисциплины заключается в формировании у обучающихся знаний и целостного представления об основных  тенденциях в развитии научных методов, принципов и подходов в рамках исторической науки, возможностях применения  традиционных и современных методов в конкретно­исторических исследованиях, с учётом логических и содержательно­ методических связей в предметных областях "История России. Всеобщая история", "Обществознание" и ориентации на  становление личностных характеристик выпускника школы через урочную и внеурочную деятельность, способности  руководить исследовательской работой обучающихся, готовности использовать индивидуальные креативные способности  для самостоятельного решения исследовательских задач, опираясь на опыт и знания современных методов исторических  исследований.  1.2  Задачи освоения дисциплины:  1.3  1.формирование способности руководить исследовательской работой обучающихся;  1.4  2.формирование готовности использовать индивидуальные креативные способности для самостоятельного решения  исследовательских задач;  1.5  3.рассмотреть историю становления и развития методов исторического исследования, выявив предпосылки и условия для  складывания феномена междисциплинарного взаимодействия;  1.6  4.раскрыть междисциплинарные связи исторической науки с социологией, политологией, лингвистикой, социальной и  исторической психологией, другими науками;  1.7  5.раскрыть познавательные возможности современных междисциплинарных подходов в изучении исторических процессов; показать новейшие достижения исторических исследований, полученные на базе междисциплинарной кооперации;  1.8  6. обучить применению логических и математических методов в процессе исторического познания; рассмотреть основы и  принципы применения методов семиотики в историко­антропологических исследованиях; раскрыть перспективы  реализации методов социальной психологии в исторических изысканиях; выработать практические навыки применения  концепций и методов социологии в историко­антропологических исследованиях.  2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ  Цикл (раздел) ОП:  Б1.В.ДВ.02  2.1  Требования к предварительной подготовке обучающегося:  2.1.1  Инновационные процессы в образовании  2.1.2  История российской цивилизации  2.1.3  Методология и методы научного исследования  2.1.4  Научно­педагогическая практика  2.2  Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:  2.2.1  Защита выпускной квалификационной работы, включая подготовку к защите и процедуру защиты  2.2.2  Научно­педагогическая практика  3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ ПО КАЖДОЙ ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ), ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ДОСТИЖЕНИЕ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ  ПК­3: способностью руководить исследовательской работой обучающихся  Знать:  Уметь:  Владеть:  содержание и методику исследовательской работы обучающихся  пути и средства руководства исследовательской работой обучающихся  методики и технологии руководства исследовательской работой обучающихся  определять и характеризовать содержание и методику исследовательской работы обучающихся  использовать различные пути и средства руководства исследовательской работой обучающихся  применять методики и технологии руководства исследовательской работой обучающихся  способами определения и характеристики содержания и методики исследовательской работы обучающихся  навыками использования различные пути и средства руководства исследовательской работой обучающихся  методиками и технологиями руководства исследовательской работой обучающихся  ПК­6: готовностью использовать индивидуальные креативные способности для самостоятельного решения исследовательских задач  правила использования индивидуальных креативных способностей для самостоятельного решения  исследовательских задач  Знать: УП: azm44.04.01 ИКО 1788.plx  стр. 4  Уметь:  Владеть:  пути и средства использования индивидуальных креативных способностей для самостоятельного решения  исследовательских задач  методики и технологии использования индивидуальных креативных способностей для самостоятельного решения  исследовательских задач  применять правила использования индивидуальных креативных способностей для самостоятельного решения  исследовательских задач  применять пути и средства использования индивидуальных креативных способностей для самостоятельного  решения исследовательских задач  применять методики и технологии использования индивидуальных креативных способностей для самостоятельного  решения исследовательских задач  способами применения правил использования индивидуальных креативных способностей для самостоятельного  решения исследовательских задач  навыками применения путей и средств использования индивидуальных креативных способностей для  самостоятельного решения исследовательских задач  методиками и технологиями использования индивидуальных креативных способностей для самостоятельного  решения исследовательских задач  В результате освоения дисциплины обучающийся должен  3.1  Знать:  3.1.1  содержание и методику исследовательской работы обучающихся;  3.1.2  пути и средства руководства исследовательской работой обучающихся;  3.1.3  методики и технологии руководства исследовательской работой обучающихся;  3.1.4  правила использования индивидуальных креативных способностей для самостоятельного решения исследовательских  задач;  3.1.5  пути и средства использования индивидуальных креативных способностей для самостоятельного решения  исследовательских задач;  3.1.6  методики и технологии использования индивидуальных креативных способностей для самостоятельного решения  исследовательских задач;  3.1.7  понятия «научный метод», «научный принцип», «научный подход»;  3.1.8  основные классификации научных методов, основные общенаучные и специально­исторические методы, применяемые в  исторических исследованиях;  3.1.9  основные тенденции в развитии междисциплинарных исследований с применением в истории социологических,  источниковедческих, математических и статистических методов.  3.2  Уметь:  3.2.1  определять и характеризовать содержание и методику исследовательской работы обучающихся;  3.2.2  использовать различные пути и средства руководства исследовательской работой обучающихся;  3.2.3  применять методики и технологии руководства исследовательской работой обучающихся;  3.2.4  применять правила использования индивидуальных креативных способностей для самостоятельного решения  исследовательских задач;  3.2.5  применять пути и средства использования индивидуальных креативных способностей для самостоятельного решения  исследовательских задач;  3.2.6  применять методики и технологии использования индивидуальных креативных способностей для самостоятельного  решения исследовательских задач;  3.2.7  разрабатывать программу исторического исследования в соответствии с его целями;  3.2.8  грамотно отбирать наиболее подходящие в конкретно­историческом исследовании методы сбора информации, ее  обработки и анализа;  3.2.9  использовать в исторических исследованиях методы социально­гуманитарных и точных наук.  3.3  Владеть:  3.3.1  способами определения и характеристики содержания и методики исследовательской работы обучающихся;  3.3.2  навыками использования различные пути и средства руководства исследовательской работой обучающихся;  3.3.3  методиками и технологиями руководства исследовательской работой обучающихся;способами применения правил  использования индивидуальных креативных способностей для самостоятельного решения исследовательских задач;  3.3.4  навыками применения путей и средств использования индивидуальных креативных способностей для самостоятельного  решения исследовательских задач; УП: azm44.04.01 ИКО 1788.plx  стр. 5  3.3.5  методиками и технологиями использования индивидуальных креативных способностей для самостоятельного решения  исследовательских задач;  3.3.6  навыками исследовательской работы в области истории;  3.3.7  навыками руководства исследовательской работой обучающихся;  3.3.8  способностью к самостоятельному освоению и использованию новых методов исследования, к освоению новых сфер  профессиональной деятельности;  3.3.9  способностью самостоятельно приобретать и использовать, в том числе с помощью информационных технологий, новые  знания и умения, непосредственно не связанные со сферой профессиональной деятельности.  4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)  Семестр / Курс  Часов  Компетен­  ции  Литература  Интер акт.  Примечание  2  2  1  ПК­3 ПК­6  Л1.1 Л2.2 Л2.3  Э2 Э7  3  ПК­3 ПК­6  Л1.1 Л2.2  0  0 Л2.3  Э2 Э7  Код занятия  1.1  1.2  Наименование разделов и тем /вид занятия/  Раздел 1. Введение. Российская  историческая наука в начале XXI века:  проблема кризиса методологии и поиска новых методов исследования.  Введение. Российская историческая наука  в начале XXI века: проблема кризиса  методологии и поиска новых методов  исследования. /Лек/  1. Проблема кризиса исторической науки  на рубеже веков.  2. Поиск новых подходов в области  методологии социально­гуманитарного  знания и возможности использования  новых методов исследования.  3. Взгляд историков на проблемы  современной методологии и методы  исторической науки (А.А. Искандеров,  А.О. Чубарьян, Н.И. Смоленский и др.).  4. Перспективы развития российской и  мировой исторической науки.  5. Понятие «научный метод».  Характеристика общенаучных методов,  принципов и подходов.  6. Роль и значение общенаучных подходов  в исторических исследованиях (системный, структурный, информационный,  алгоритмический и др. подходы).  7. Общенаучные методы и их место в  историческом исследовании:  истори¬ческий и логический методы,  метод восхождения от конкретного к  абст¬рактному и от абстрактного к  конкретному, анализ и синтез, сравнение,  обобщение, индукция и дедукция.  /Пр/ УП: azm44.04.01 ИКО 1788.plx  стр. 6  1.3  2.1  2.2  Понятие "методология истории". Его  содержание. Формирование методологии  истории как научной и учебной  дисциплины. И.Г. Дройзен. Обоснование  своеобразия исторического познания в  немецкой философско­исторической  мысли конца XIX ­ начала XX вв. В.  Дильтей. Неокантианская методология  истории. М. Вебер.  Основные этапы изучения методологии  истории в отечественной историко­  философской литературе. Утверждение  марксизма в качестве официальной  методологии истории после 1917 г. Его  догматизация и вульгаризация. Подавление инакомыслия в исторической науке.  Прекращение теоретико­методологических исследований в 30­е ­ первой половине 50­ х гг.  Возрождение изучения и преподавания  методологии истории после XX съезда  КПСС. Становление методологии истории  как университетской учебной дисциплины.  Достижения и недостатки марксистской  советской методологии истории. Ее  кризис. Современное состояние изучения  теоретико­ методологических проблем  исторической науки в отечественной  историографии.  Причины интереса общественности к  истор /Ср/  Раздел 2. Понятие «научный метод».  Традиционные методы исторического  исследования.  Понятие «научный метод». Традиционные  методы исторического исследования. /Лек/  1. Понятие «специально­исторические  методы исследования».  2. Описательно­повествовательный метод.  3. Историко­генетический метод.  4. Историко­сравнительный метод.  5. Историко­типологический метод.  6. Историко­системный метод.  7. Метод терминологического анализа.  8. Ретроспективный метод. /Пр/  2  6  ПК­3 ПК­6  0  Л1.1 Л2.2 Л2.3  Э2 Э7  2  2  1  3  ПК­3 ПК­6  Л1.1 Л2.2  Э1 Э2 Э4 Э5 Э7  ПК­3 ПК­6  Л1.1 Л2.2 Л3.3  Э1 Э2 Э5 Э7  0  0 УП: azm44.04.01 ИКО 1788.plx  стр. 7  2  8  ПК­3 ПК­6  Л1.1 Л2.2 Л3.3  Э1 Э2 Э5 Э7  0  2  2  1  2  ПК­3 ПК­6  ПК­3 ПК­6  Л1.1  Э2 Э8 Э9  Л1.1  Э2 Э8 Э9  0  2  2.3  3.1  3.2  Понятие «научный метод».  Характеристика общенаучных методов,  принципов и подходов.  Роль и значение общенаучных подходов в  исторических исследованиях (системный,  структурный, информационный,  алгоритмный и др. подходы). Общенаучные методы и их место в историческом  исследовании: истори¬ческий и  логический методы, метод восхождения от конкретного к абст¬рактному и от  абстрактного к конкретному, анализ и  синтез, индукция и дедукция.  Традиционные методы исторических  исследований.  Традиционные методы исторического  исследования: харак¬теристика и  возможности применения. Основные  методы исторического исследования:  историко­генетический метод, историко  ­сравнительный метод, историко­  типологический метод, историко­  системный метод, методы диахронного  ана¬лиза общественно­исторической  реальности. /Ср/  Раздел 3. Социологические методы в  исторических исследованиях.  Социологические методы в исторических  исследованиях. /Лек/  1. История и социология: особенности  применения социологических методов в  историческом исследовании.  2. Структура исторического и  социологического исследования.  3. Особенности составления программы  исторического и социологического  исследовании.  4. Использование стратификационной  теории в исторической науке.  5. Возможности применения  социологических методов исследования в  истории. /Пр/ УП: azm44.04.01 ИКО 1788.plx  стр. 8  2  8  ПК­3 ПК­6  Л1.1  Э2 Э8 Э9  0  2  2  1  2  ПК­3 ПК­6  Л1.1 Л2.1 Л3.1  Э2 Э7  ПК­3 ПК­6  Л1.1 Л2.1  0  2 Л3.1  Э2 Э7  3.3  4.1  4.2  1. Структура и программа исторического  и социологического исследований.  2. История и социология: особенности  применения социологических методов в  историческом исследовании. Структура  исторического и социологического  исследования. Особенности составления  программы исторического и  социологического исследовании.  Использование стратификационной теории в исторической науке.  3. Возможности применения  социологических методов исследования  при анали¬зе русской общины, социальной  мобильности русского крестьянства,  распространения грамотности в России,  социального поведения социальных групп в России.  4. Особенности выборочного метода в  исторической науке: виды выборки  (жеребьёвка, таблица случайных чисел,  механическая, типическая и серийная  выборки) практическое осуществление  выборочного метода (определение ошибки  выборки, вычисление дисперсии,  стандартного отклонения в выборке и  ошибки выборки), границы применения  выбо¬рочного метода.  5. Контент­анализ. Метод экспертных  оценок. Анализ документов. /Ср/  Раздел 4. Методы источниковедения в  исторических исследованиях.  Методы источниковедения в исторических исследованиях. /Лек/  1. Источниковедческий анализ и синтез  как методы источниковедческого  исторического исследования.  2. Основные методы уточнения датировки  и пространственной локализации событий в источниковедческих исследованиях.  3. Герменевтический подход и  текстологический анализ в  источниковедческих и исторических  исследованиях.  4. Особенности истолкования отдельных  видов письменных источников.  5. Методика текстологических  исследований в исторической науке XVIII  – XIX вв. Сравнительно­ исторический  анализ и реконструкции несохранившихся  текстов. /Пр/ УП: azm44.04.01 ИКО 1788.plx  стр. 9  2  6  ПК­3 ПК­6  0  Л1.1 Л2.1 Л3.1  Э2 Э7  2  2  1  2  ПК­3 ПК­6  ПК­3 ПК­6  Л1.1 Л2.2  Э7 Э8 Э9  Л1.1 Л2.2  Э7 Э8 Э9  0  2  4.3  5.1  5.2  . Онтологический аспект рассмотрения  исторических источников как явлений  исторической действительности.  Закономерности возникновения и  эволюции типов и видов исторических  источников. Субъективно­социальная и  субъективно­индивидуальная природа  исторических источников.  2. Проблема классификации исторических источников.  3. Исторический источник в свете учения  об информации. (Концепция И.Д.  Ковальченко). Понятие социальной  информации как знания и как результата  отражения объективной действительности.  Прагматический, аксиологический,  семантический и синтактический аспекты  рассмотрения информации,  информационного процесса. Соотношение  объективного и субъективного в  социальной информации.  4. Фиксированная и нефиксированная  информация и проблемы ее достоверности. Информационная неисчерпаемость  исторического источника.  Методологический смысл понятий  «выраженная» и «скрытая» информация.  Проблема повышения информативной  отдачи исторических источников.  5. Трактовки исторического источника и  исторической информаци /Ср/  Раздел 5. Математические и  статистические методы в исторических  исследованиях.  Математические и статистические методы в исторических исследованиях. /Лек/  1. Статистические методы в историческом исследовании. Виды статисти¬ческих  группировок: типологические,  структурные, факторные.  2. Возможности и границы применения  математических и статистических методов в исторических исследованиях.  3. Особенности применения в  исторических исследованиях ЭВМ.  Модели и технологии исторической  информатики.  4. Историческая информатика: понятие,  этапы развития, возможности  применения. /Пр/ УП: azm44.04.01 ИКО 1788.plx  стр. 10  2  8  ПК­3 ПК­6  Л1.1 Л2.2  Э7 Э8 Э9  0  2  2  1  4  ПК­3 ПК­6  ПК­3 ПК­6  0  2  Л1.1 Л2.2 Л3.2  Э2 Э3 Э7  Л1.1 Л2.2 Л3.2  Э2 Э3 Э7  5.3  6.1  6.2  1. Математические и статистические  методы в исторических исследованиях.  Типы исторических исследований,  основанных на применении  математических методов. Возможности и  эффективность применения  количественных методов в исторических  исследованиях и проблема соотношения  формально­ количественного и  содержательно­ качественного анализа.  Условия математизации исторических  исследований и типы исторических задач,  решаемых при помощи математических  методов.  2. Общие проблемы формали¬зации и  измерения общественных явлений:  измерение количественных признаков,  проблемы перевода качественных данных в количественные, виды признаков  (атрибутивные, количественные),  построение и виды шкал (измерения,  номинальная, интервалов,  пропорциональная), выбор единиц  измерения и особенности применения  измерения в исторических исследованиях.  3. Регрессивный анализ исторических  явлений: понятие, сфера применения,  сложности, построение линий регрессии  (эмпиричес¬кой, теоретической,  компромиссной) и составление уравнения  регрессии, ошибки /Ср/  Раздел 6. Исторический синтез.  Исторический синтез. /Лек/  1. Проявления междисциплинарности в  исторических исследованиях.  2. Междисциплинарность как  онтологическое явление.  3. Моделирование междисциплинарных  исследований.  4. Связи истории и социальных наук.  5. Значение «антропологического  поворота» для становления микроистории.  6. От политической и социальной истории  макроуровня к истории снизу: причины и  последствия перехода исторических  исследований на микроуровень.  7. История как деконструкция: «опыт»  человека и «символьность» культуры.  8. Искусствоведческий анализ.  9. Психоистория и ее методология.  10. Гендерный статус и иерархия в  историческом масштабе.  11. Устная история: теоретические  основания, подходы и методы.  12. Понимание стабильности для анализа  социальных систем.  13. Основные положения, выдвигаемые  сторонниками синергетики. /Пр/ УП: azm44.04.01 ИКО 1788.plx  стр. 11  2  10  ПК­3 ПК­6  0  Л1.1 Л2.2 Л3.2  Э2 Э3 Э7  6.3  1. Основные тенденции развития  современной мировой историографии.  Соотношение микро­ и  макроисторического исследования.  2. Антропологический поворот в  исторических исследованиях.  Историческая антропология.  3. «Новая социальная история» и  перспективы ее развития. «Культурная  история».  4. История повседневности. Генезис  истории повседневности. Развитие истории повседневности в отечественной  историографии.  5. Гендерная история. Категория «гендер» и его значение для исторической науки.  Эволюция гендерной истории за рубежом.  Отечественные исследования в рамках  гендерной истории.  6. Демографическая и экологическая  история как отражение современных  потребностей общества.  7. Концепция «серийной истории».  8. Интеллектуальная история. Изучение  «истории идей». Перспективы развития  интеллектуальной истории.  9. Синергетика и развитие современной  исторической науки.  10. Новые тенденции в эволюции мировой  исторической науки. Устная история.  /Ср/  6.4  Зачет по дисциплине /Зачёт/  2  4  ПК­3 ПК­6  0  Л1.1 Л2.1 Л2.2 Л3.1 Л3.2  Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7 Э8 Э9  5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ  5.1. Контрольные вопросы и задания  Промежуточная аттестация (Зачет)  Вопросы к зачету:  1.Основные проблемы и перспективы развития российской историческом науки в начале XXI века.  2.Общенаучные подходы и методы в историческом исследовании (характеристика и особенности применения).  3.Общая характеристика историко­генетического и историко­сравнительного методов исторического исследования.  4.Историко­типологический и историко­системный методы исторических исследований.  5.Понятия «формация» и «цивилизация».  6.Основные достоинства и недостатки применения формационного подхода к оценке исторических событий.  7.Особенности и возможности применения в исторических исследова¬ниях цивилизационного подхода.  8.Краткая характеристика основных методов исторического исследования в рамках цивилизационного подхода.  9.Источниковедческий анализ и синтез как основные методы источниковедческого исследования.  10.Герменевтический подход и текстологический анализ в источниковедческих и исторических исследованиях.  11.Основные методы уточнения датировки и пространственной локализации событий в источниковедческих исследованиях.  12.Социологические методы в историческом исследовании.  13.Гендерный анализ в истории: понятие, возникновение и развитие гендерной истории, использование гендерного похода в изучении  культуры, социально­экономических и политических отношений.  14.Статистические группировки: виды, особенности применения.  15.Общая характеристика количественных методов в истории.  16.Выборочный метод в исторической науке.  17.Методы формализации и измерения общественных явлений.  18.Регрессивный анализ и метод корреляции: возможности применения в истории.  19.Правила построения вариационных рядов и сферы их применения. Характеристики вариационных рядов.  20.Цели моделирования в истории, его этапы и типы моделей.  21.Методологические проблемы исторической информатики. УП: azm44.04.01 ИКО 1788.plx  стр. 12  22.Возможности использования баз данных в истории.  23.Графические методы в историческом исследовании.  24.Метод экспертных оценок. Контент­анализ.  25.Психологические методы в исторических исследованиях.  26.Искусствоведческий анализ.  27.Устная история: теоретические основания, подходы и методы.  28.Основные положения, выдвигаемые сторонниками синергетики.  5.2. Темы письменных работ  Текущий и рубежный контроль  Реферат  Темы рефератов:  1. Основные тенденции развития исторической науки в ХХ в.  2. Позитивизм как методология исторического знания.  3. Социология истории Макса Вебера.  4. Методология истории Б. Кроче.  5. История возникновения и принципы «Новой исторической науки».  6. Историческая антропология.  7. Основные принципы микроисторического подхода.  8. Постмодернистский вызов, «лингвистический поворот» и историческая наука.  9. Семиотика: основные понятия.  10. Понятие исторической памяти и его развитие в трудах французских исследователей.  11. Историческая герменевтика: история возникновения.  12. Гендерные исследования.  13. «Новая демографическая наука».  14. Клиометрия и историческая информатика.  15. «Новая интеллектуальная история» и другие современные направления развития исторической мысли.  5.3. Фонд оценочных средств  См. Фонд оценочных средств в Приложении.  6. УЧЕБНО­МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)  Авторы, составители  Л1.1  А. И. Филюшкин [и  др.] ; под ред. А. И.  Филюшкина  Авторы, составители  Л2.1  И.Н. Данилевский,  М.Ф. Медушевская и  др.  Л2.2  Смоленский Н.И.  Л2.3  Гребенюк А. В.,  Колосова И. В.  6.1. Рекомендуемая литература  6.1.1. Основная литература  Заглавие  Издательство, год  Теория и методология истории: учебник и практикум  М. : Издательство Юрайт, 2019  6.1.2. Дополнительная литература  Заглавие  Источниковедение: Теория. История. Метод. Источники  российской истории: Учеб. пособие .  Теория и методология истории: учебник для студ.учреждений  высш.проф.образования  Теория и методология истории. Цивилизациография.: Учебное  пособие для бакалавриата и магистратуры https://biblio­ online.ru/book/teoriya­i­metodologiya­istorii­ civilizaciografiya­ 424100  Издательство, год  М.,, 2006  М.: Акаденмия, 2012  М.: Юрайт, 2019  6.1.3. Перечень учебно­методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине  Издательство, год  Авторы, составители  Заглавие  Л3.1  Иванов Ю.Н.,   Методическое пособие по курсу "Источниковедение"  К.: , 2003 Валиахметов А.Н.  Л3.2  Ворониной О.А.  Л3.3  Корнилова И.В.,  Магсумов Т.А., Уткин  А.А.  Основы гендерных исследований: Хрестоматия к курсу  Курсовые и выпускные квалификационные работы по истории:  руководство к выполнению: учебное пособие. ­ Режим доступа:  http://files.tatngpi.ru/eios/Kursovye_i_vypusknye_kvalifikatcionn  ye_raboty_po_istorii_rukovodstvo_k_vypolneniiu_uchebnoe_pos  obie.pdf  М.: , МЦГИ ­ МВШСЭН  Saint­Louis, Missouri, USA:  Science and Innovation Center  Publishing House, 2017  6.2. Перечень ресурсов информационно­телекоммуникационной сети "Интернет" УП: azm44.04.01 ИКО 1788.plx  стр. 13  Э1  Э2  Э3  Э4  Э5  Э6  Э7  Э8  Э9  Э10  Джуринский А.Н. Теория и методология истории педагогики и сравнительной педагогики. Актуальные проблемы  [Электронный ресурс]/ Джуринский А.Н.— Электрон. текстовые данные.— М.: Прометей, 2014.— 130 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/30415.— ЭБС «IPRbooks», по паролю  Дмитриев Д.И. Историософия. Методология и методика исторического исследования [Электронный ресурс]: монография/  Дмитриев Д.И.— Электрон. текстовые данные.— Иркутск: Иркутский государственный лингвистический университет,  2011.— 183 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/21083.— ЭБС «IPRbooks», по паролю  Историческая биография. Современные подходы и методы исследования [Электронный ресурс]: сборник обзоров и  рефератов/ Ю.В. Дунаева [и др.].— Электрон. текстовые данные.— М.: Институт научной информации по общественным  наукам РАН, 2011.— 172 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/22482.— ЭБС «IPRbooks», по паролю  История и философия науки. Книга 4. История и философия экономической науки. История и философия права. История  и философия исторической науки [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Л.А. Тутов [и др.].— Электрон. текстовые  данные.— М.: Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова, 2010.— 272 c.— Режим доступа:  http://www.iprbookshop.ru/13084.— ЭБС «IPRbooks», по паролю  Лаппо­Данилевский А.С. Методология истории [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Лаппо­Данилевский А.С.—  Электрон. текстовые данные.— М.: ИД Территория будущего, 2006.— 472 c.— Режим доступа:  http://www.iprbookshop.ru/7320.— ЭБС «IPRbooks», по паролю  Людвиг фон Мизес Теория и история [Электронный ресурс]: интерпретация социально­экономической эволюции/ Людвиг  фон Мизес— Электрон. текстовые данные.— Москва, Челябинск: Социум, 2013.— 384 c.— Режим доступа:  http://www.iprbookshop.ru/28734.— ЭБС «IPRbooks», по паролю  Петровская И.Ф. За научное изучение истории России! О методах и приёмах исторических исследований [Электронный  ресурс]: критико­методический очерк/ Петровская И.Ф.— Электрон. текстовые данные.— СПб.: Петрополис, 2009.— 260  c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/20316.— ЭБС «IPRbooks», по паролю  Лазарева А.Ю. Количественные методы социологического исследования [Электронный ресурс]: учебно­ методическое  пособие/ Лазарева А.Ю.— Электрон. текстовые данные.— Новосибирск: Сибирский государственный университет  телекоммуникаций и информатики, 2015.— 60 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/55479.— ЭБС «IPRbooks»,  по паролю  Климантова Г.И. Методология и методы социологического исследования [Электронный ресурс]: учебник для бакалавров/  Климантова Г.И., Черняк Е.М., Щегорцов А.А.— Электрон. текстовые данные.— М.: Дашков и К, 2015.— 256 c.— Режим  доступа: http://www.iprbookshop.ru/52283.— ЭБС «IPRbooks», по паролю  Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 8 сентября 2015 г. N 608н "Об утверждении профессионального  стандарта "Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального  образования"  (с изменениями и дополнениями)  6.3. Перечень информационных технологий  6.3.1 Перечень программного обеспечения  6.3.1.1  Microsoft Office 2010  6.3.1.2  FineReader 10  6.3.1.3  Антивирус Касперского  6.3.1.4  Windows 7  6.3.1.5  Adobe Acrobat Reader DC  6.3.1.6  NEW Конструктор тестов ­ indigotech.ru  6.3.1.7  SMART Notebook 10  6.3.2 Перечень профессиональных баз данных и информационных справочных систем  6.3.2.1  Перечень ресурсов информационно­телекоммуникационной сети «Интернет»  6.3.2.2  1.Электронный каталог библиотеки НГПУ. ­ Режим доступа:  http://bibl.ngpi.net:81/cgi­bin/zgate.exe?  init+test.xml,simple.xsl+rus  6.3.2.3  2.Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU. ­ Режим доступа:  https://elibrary.ru  6.3.2.4  3.Национальная электронная библиотека (НЭБ). ­ Режим доступа: https://нэб.рф/  6.3.2.5  4.База данных портала Polpred.com Обзор СМИ ­ Режим доступа: https://polpred.com/news  6.3.2.6  5.Ресурсы East View (ИВИС) ­ Режим доступа: https://dlib.eastview.com/login  6.3.2.7  6.3.2.8  Перечень профессиональных баз данных и  информационных справочных систем  6.3.2.9  1.Электронно­библиотечная система (ЭБС) IPRbooks. ­ Режим доступа:  www.iprbookshop.ru  6.3.2.10  2.Электронная библиотечная система «Юрайт». ­ Режим доступа: https://biblio­online.ru/  6.3.2.11  3.Информационная правовая система Гарант. ­ Режим доступа: http://www.garant.ru/ УП: azm44.04.01 ИКО 1788.plx  стр. 14  7. МАТЕРИАЛЬНО­ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)  7.1  Учебный корпус №2, пер. Железнодорожников, д.9 А.  7.2  218  каб. Учебная аудитория для занятий лекционного и семинарского типа  7.3  Рабочие места: посадочные рабочие места, стол преподавателя, доска классная, кафедра  7.4  Техническая оснащенность: интерактивная доска, мультимедийный проектор, компьютер  7.5  Наглядный материал: наборы учебно­наглядных пособий  7.6  302 каб. Учебная аудитория  для самостоятельной работы  7.7  Рабочие места: посадочные рабочие места.  7.8  Техническая оснащенность: компьютеры с выходом в сеть «Интернет» и доступом в ЭИОС Университета, принтер,  видеокамера Canon, МФУ Kyocera.  8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)  Методические указания к лекциям.  Главное в период подготовки к лекционным занятиям – научиться методам самостоятельного умственного труда, сознательно  развивать свои творческие способности и овладевать навыками творческой работы. Для этого необходимо строго соблюдать  дисциплину учебы и поведения. Четкое планирование своего рабочего времени и отдыха является необходимым условием для  успешной самостоятельной работы.  В основу его нужно положить рабочие программы изучаемых в семестре дисциплин.  Каждому студенту следует составлять еженедельный и семестровый планы работы, а также план на каждый рабочий день. С вечера  всегда надо распределять работу на завтрашний день. В конце каждого дня целесообразно подводить итог работы: тщательно  проверить, все ли выполнено по намеченному плану, не было ли каких­либо отступлений, а если были, по какой причине это  произошло. Нужно осуществлять самоконтроль, который является необходимым условием успешной учебы. Если что­то осталось  невыполненным, необходимо изыскать время для завершения этой части работы, не уменьшая объема недельного плана.  Самостоятельная работа на лекции. Слушание и запись лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы. Внимательное  слушание и конспектирование лекций предполагает интенсивную умственную деятельность студента. Краткие записи лекций, их  конспектирование помогает усвоить учебный материал. Конспект является полезным тогда, когда записано самое существенное,  основное и сделано это самим студентом.  Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Такое «конспектирование» приносит больше вреда, чем пользы. Запись лекций  рекомендуется вести по возможности собственными формулировками. Желательно запись осуществлять на одной странице, а  следующую оставлять для проработки учебного материала самостоятельно в домашних условиях.  Конспект лекции лучше подразделять на пункты, параграфы, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут  способствовать пункты плана лекции, предложенные преподавателям. Принципиальные места, определения, формулы и другое  следует сопровождать замечаниями «важно», «особо важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью  разноцветных маркеров или ручек. Лучше если они будут собственными, чтобы не приходилось просить их у однокурсников и тем  самым не отвлекать их во время лекции.  Целесообразно разработать собственную «маркографию» (значки, символы), сокращения слов. Не лишним будет и изучение основ  стенографии. Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую  дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко  овладеть формируемыми компетенциями.    Методические указания к практическим занятиям.  Практические занятия ориентируют преподавателя и студента на интерактивный процесс усвоения курса, где рассматриваются  сложные проблемные вопросы программы, с обязательным использованием источниковедческой базы. Это связано с основной  дидактической задачей практических занятий – обучению студентов анализу источников и формированием навыков работы с  научной литературой. Подобный подход стимулирует самостоятельное творческое отношение к профессии и способствует  подготовке к преподавательской деятельности. Происходит обучение навыкам публичной дискуссии, профессионала,  ориентированного на умение не только высказывать и отстаивать личностную позицию, но и на принятие точки зрения оппонентов,  поиска группового консенсуса в рассмотрении проблемы.  Целью практических занятий является закрепление, расширение и углубление знаний по темам лекций, выработка навыков  публичного выступления и дискуссии, а также понимание и практическое использование положений и методов, составляющих  дисциплину.  Семинар проводится по узловым и наиболее сложным вопросам (темам, разделам) учебной программы. Он может быть построен  как на материале одной лекции, так и на содержании обзорной лекции, а также по определённой теме без чтения предварительной  лекции. Главная и определяющая особенность любого семинара – наличие элементов дискуссии, проблемности, диалога между  преподавателем и студентами и самими студентами.  При подготовке классического семинара желательно придерживаться следующего алгоритма:  а) разработка учебно­методического материала: формулировка темы, соответствующей программе и стандарту; определение  дидактических, воспитывающих и формирующих целей занятия; выбор методов, приемов и средств для проведения семинара;  подбор литературы для преподавателя и студентов; при необходимости проведение консультаций для студентов;  б) подготовка обучаемых и преподавателя: составление плана семинара из отдельных вопросов; предоставление студентам времени (не менее недели) для подготовки к семинару; предоставление рекомендаций о последовательности изучения УП: azm44.04.01 ИКО 1788.plx  стр. 15  литературы (учебники, учебные пособия, руководства и положения, конспекты лекций, статьи, справочники, информационные  сборники и др.); создание набора наглядных пособий.  Практическое занятие подразумевает два виды работ: подготовку сообщения на заданную тему и участие в обсуждении проблемы,  затронутой сообщением.  Для более точного понимания материала практических занятий рекомендуется перед каждым из занятий прочитать  соответствующую главу в рекомендуемой литературе. Подготовку к практическим занятиям следует начинать как минимум за  неделю до его начала. Прежде всего, необходимо познакомиться с темой и вопросами занятия. Обязательными компонентами  подготовки к практическим занятиям являются доскональный анализ источников и прочтение научной литературы. Так же  необходим поиск информации в изданиях из дополнительного списка литературы, сети Интернет, других источников. Таким  образом, обучающиеся должны внимательно разобрать каждый вопрос, записав наиболее важные факты, подходы и концепции в  тетрадь.  На семинар желательно являться с запасом сформулированных идей, хорошо, если они будут собственного производства; если вы  собираетесь пользоваться чужими формулировками, то постарайтесь в них сориентироваться как можно лучше. Выступления  должны быть по возможности компактными и в то же время вразумительными. На практических занятиях обучающиеся дают  развернутые ответы на поставленные вопросы, дополняют, не повторяя уже сказанного другими. Рассмотрение каждого вопроса  заканчивается подведением итогов, формулированием наиболее важных выводов, которые следует записать в тетрадь.  Подводя итоги семинара, можно использовать следующие критерии (показатели) оценки ответов: полнота и конкретность ответа;  последовательность и логика изложения; связь теоретических положений с практикой; обоснованность и доказательность  излагаемых положений; наличие качественных и количественных показателей; наличие иллюстраций к ответам в виде исторических  фактов, примеров и пр.; уровень культуры речи; использование наглядных пособий и т.п.  В конце семинара рекомендуется дать оценку всего семинарского занятия, обратив особое внимание на следующие аспекты:  качество подготовки; степень усвоения знаний; активность; положительные стороны в работе студентов; ценные и конструктивные  предложения; недостатки в работе студентов; задачи и пути устранения недостатков.    Методические указания к самостоятельной работе.  Самостоятельная работа обучающихся предусмотрена учебным планом и должна способствовать более глубокому усвоению  изучаемого курса, формированию навыков исследовательской работы и ориентировать обучающихся на умение применять  теоретические знания на практике.  Самостоятельная работа обучающихся предполагает дальнейшее развитие исследовательских способностей у студента. В процессе  самостоятельной работы студент обучается профессиональной работе с первоисточниками, их поиску и критическому осмыслению.  На данном этапе предлагается формирование и закрепление навыков по выявлению проблемы, ее формулировка, постановка целей  исследования, систематизация и анализ литературы, оформление и аргументация своей позиции. Этот тип работы демонстрирует  уровень квалификации студента и подтверждает его исследовательский статус.  В процессе изучения данной дисциплины выделяется два вида самостоятельной работы – аудиторная, под руководством  преподавателя, и внеаудиторная. Аудиторная самостоятельная работа по дисциплине выполняется на учебных занятиях под  непосредственным руководством преподавателя и по его заданию. Внеаудиторная самостоятельная работа выполняется студентом  по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия.  Основными видами самостоятельной работы студентов без участия преподавателей являются: формирование и усвоение  содержания конспекта лекций на базе рекомендованной лектором учебной литературы, включая информационные образовательные  ресурсы; подготовка к практическим занятиям; написание рефератов, эссе; выполнение контрольных работ; выполнение  микроисследований.  Внеаудиторные самостоятельные занятия студентов представляют собой логическое продолжение аудиторных занятий, проводятся по заданию преподавателя, который инструктирует обучаемых и устанавливает сроки выполнения задания. В отличие от других  форм организации учебного процесса затраты времени на выполнение этой работы не регламентируются расписанием. Режим и  продолжительность работы выбирает сам обучаемый в зависимости от своих способностей и конкретных условий.  Основными видами самостоятельной работы студентов с участием преподавателей являются: коллоквиум как форма контроля  освоения теоретического содержания дисциплин; прием и разбор домашних заданий (в часы практических занятий).  Преподаватель учитывает результаты самостоятельной работы при подведении итогов освоения обучающимися учебной  дисциплины.    Методические указания к занятиям в интерактивной форме.  Интерактивные формы могут применяться при проведении аудиторных занятий, при самостоятельной работе студентов и других  видах учебных занятий.  Для решения образовательных задач могут быть использованы следующие интерактивные формы: творческие задания; работа в  малых группах; дискуссия; дебаты; круглые столы; обучающие игры (ролевые игры, имитации, деловые игры и образовательные  игры); изучение и закрепление нового материала на интерактивной лекции (лекция­беседа, лекция – дискуссия, лекция с разбором  конкретных ситуаций, лекция с заранее запланированными ошибками, лекция­ пресс­ конференция, мини­лекция); эвристическая  беседа; разработка проекта (метод проектов); использование общественных ресурсов, социальные проекты и другие внеаудиторные  методы обучения (просмотр и обсуждение видеофильмов, экскурсии, приглашение специалиста, спектакли, выставки и др.);  обсуждение и разрешение проблем («мозговой штурм», ПОПС­формула, «дерево решений», «анализ казусов», «переговоры и  медиация», «лестницы и змейки»); проведение форумов; тренинги; метод кейсов, портфолио; семинар в диалоговом режиме  (семинар­диалог); компьютерные симуляции; компьютерное моделирование и практический анализ результатов.  Алгоритм проведения интерактивного занятия: УП: azm44.04.01 ИКО 1788.plx  стр. 16  I. Подготовка занятия. Преподаватель производит подбор темы, ситуации, определение дефиниций, подбор конкретной формы  интерактивного занятия, которая может быть эффективной для работы с данной темой в данной группе. При разработке  интерактивного занятия рекомендуем обратить особое внимание на следующие моменты: участники занятия, выбор темы; перечень  необходимых условий; что должно быть при подготовке каждого занятия; раздаточные материалы.  II. Вступление. Сообщение темы и цели занятия: участники знакомятся с предлагаемой ситуацией, с проблемой, над решением  которой им предстоит работать, а также с целью, которую им нужно достичь; преподаватель информирует участников о рамочных  условиях, правилах работы в группе, дает четкие инструкции о том, в каких пределах участники могут действовать на занятии; при  необходимости нужно представить участников (в случае, если занятие межгрупповое, междисциплинарное); добиться однозначного  семантического понимания терминов, понятий и т.п. Примерные правила работы в группе: быть активным; уважать мнение  участников; быть доброжелательным, пунктуальным, ответственным; не перебивать; быть открытым для взаимодействия,  заинтересованным; стремится найти истину; придерживаться регламента; креативность; уважать правила работы в группе.  III. Основная часть. Особенности основной части определяются выбранной формой интерактивного занятия, и включает в себя:  выяснение позиций участников; сегментация аудитории и организация коммуникации между сегментами; интерактивное  позиционирование (включает четыре этапа: выяснение набора позиций аудитории, осмысление общего для этих позиций содержания, переосмысление этого содержания и наполнение его новым смыслом, формирование нового набора позиций на основании нового  смысла).  IV. Выводы (рефлексия). Рефлексия начинается с концентрации участников на эмоциональном аспекте, чувствах, которые  испытывали участники в процессе занятия. Второй этап рефлексивного анализа занятия – оценочный (отношение участников к  содержательному аспекту использованных методик, актуальности выбранной темы и др.). Рефлексия заканчивается общими  выводами, которые делает педагог. Примерный перечень вопросов для проведения рефлексии: что произвело на вас наибольшее  впечатление? что вам помогало в процессе занятия для выполнения задания, а что мешало? есть ли что­либо, что удивило вас в  процессе занятия? чем вы руководствовались в процессе принятия решения? учитывалось ли при совершении собственных действий  мнение участников группы? как вы оцениваете свои действия и действия группы? если бы вы играли в эту игру еще раз, чтобы вы  изменили в модели своего поведения?    Методические указания к зачету.  Зачеты, как правило, служат формой проверки усвоения учебного материала практических и семинарских занятий, а также  проверки результатов учебных и производственных практик.  При подготовке к зачёту студент должен правильно и рационально распланировать свое время, чтобы успеть качественно и на  высоком уровне подготовиться к ответам по всем вопросам. Зачёт призван побудить студента получить дополнительно новые  знания. Во время подготовки к зачёту студенты также систематизируют знания, которые они пробрели при изучении разделов курса. Это позволяет им уяснить логическую структуру курса, объединить отдельные темы в единую систему, увидеть перспективы  развития законодательства.  Самостоятельная работа по подготовке к зачёту во время сессии должна планироваться студентом, исходя из общего объема  вопросов, вынесенных на зачёт и дней, отведенных на подготовку к зачёту. При этом необходимо, чтобы последний день или часть  его, был выделен для дополнительного повторения всего объема вопросов в целом. Это позволяет студенту самостоятельно  перепроверить уровень усвоения материала. Важно иметь в виду, что для целей воспроизведения материала учебного курса  большую вспомогательную роль может сыграть информация, которая содержится в рабочей программе курса.  Тщательная подготовка к зачету начинается с первого занятия, поскольку лишь систематический, повседневный, рационально  организованный учебный труд может обеспечить успешный результат.  С вопросами, выносимыми на зачет, студент может ознакомиться заранее. При подготовке устных ответов на них необходимо  последовательно восстановить в памяти материал каждой темы, каждого раздела курса. Для этой цели следует использовать  конспекты лекций и первоисточников, записи, сделанные при подготовке к семинарам, а также учебную и научную литературу.  В зависимости от индивидуальных навыков и способов самостоятельной работы студент может делать краткие конспекты  вариантов ответов, повторять их устно на память, составлять тезисы или планы ответов. Важно также правильно распределить  время, отведенное на подготовку таким образом, чтобы имелась возможность повторить изученный материал накануне дня зачета.  Не следует пренебрегать консультациями, которые организует кафедра и преподаватель по каждому предмету во время сессии и в  межсессионный период. Здесь можно выяснить все непонятные толкования, незнакомые термины и формулировки, уточнить те или  иные положения, сведения и идеи, организационные вопросы, связанные с порядком проведения зачета.  За отведенное на зачете время для подготовки к ответу необходимо составить примерный план (последовательную схему) ответа с  включением в него всех важнейших проблем и значимых нюансов в предполагаемой логике изложения материала. При этом  совершенно не обязательно подробно прописывать все содержание, поскольку это занимает лишнее время и затрудняет выделение  опорных мыслей и главных идей.

Рабочая программа дисциплины "Современные методы исторических исследований"

Рабочая программа дисциплины "Современные методы исторических исследований"

Рабочая программа дисциплины "Современные методы исторических исследований"

Рабочая программа дисциплины "Современные методы исторических исследований"

Рабочая программа дисциплины "Современные методы исторических исследований"

Рабочая программа дисциплины "Современные методы исторических исследований"

Рабочая программа дисциплины "Современные методы исторических исследований"

Рабочая программа дисциплины "Современные методы исторических исследований"

Рабочая программа дисциплины "Современные методы исторических исследований"

Рабочая программа дисциплины "Современные методы исторических исследований"

Рабочая программа дисциплины "Современные методы исторических исследований"

Рабочая программа дисциплины "Современные методы исторических исследований"

Рабочая программа дисциплины "Современные методы исторических исследований"

Рабочая программа дисциплины "Современные методы исторических исследований"

Рабочая программа дисциплины "Современные методы исторических исследований"

Рабочая программа дисциплины "Современные методы исторических исследований"

Рабочая программа дисциплины "Современные методы исторических исследований"

Рабочая программа дисциплины "Современные методы исторических исследований"

Рабочая программа дисциплины "Современные методы исторических исследований"

Рабочая программа дисциплины "Современные методы исторических исследований"

Рабочая программа дисциплины "Современные методы исторических исследований"

Рабочая программа дисциплины "Современные методы исторических исследований"

Рабочая программа дисциплины "Современные методы исторических исследований"

Рабочая программа дисциплины "Современные методы исторических исследований"

Рабочая программа дисциплины "Современные методы исторических исследований"

Рабочая программа дисциплины "Современные методы исторических исследований"

Рабочая программа дисциплины "Современные методы исторических исследований"

Рабочая программа дисциплины "Современные методы исторических исследований"

Рабочая программа дисциплины "Современные методы исторических исследований"

Рабочая программа дисциплины "Современные методы исторических исследований"

Рабочая программа дисциплины "Современные методы исторических исследований"

Рабочая программа дисциплины "Современные методы исторических исследований"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
14.07.2019