Рабочая программа дисциплины "Всеобщая история государства и права"
Оценка 4.8
Образовательные программы
docx
история +1
Взрослым
14.07.2019
Рабочая программа дисциплины "Всеобщая история государства и права".
Разработана в соответствии с ФГОС: Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 44.03.05 ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ (С ДВУМЯ ПРОФИЛЯМИ ПОДГОТОВКИ) (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 09.02.2016г. №91). Очная форма обучения. Квалификация - бакалавр.
Б1.В.ДВ.11.01 Всеобщая история государства и права.docx
МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
"Набережночелнинский государственный педагогический университет"
(ФГБОУ ВО "НГПУ")
УТВЕРЖДАЮ
Проректор по УР
_______________Гайфутдинов А.М.
__ __________ 2018 г.
Всеобщая история государства и права
рабочая программа дисциплины (модуля)
Закреплена за кафедрой
Истории и методики ее преподавания
Направление подготовки
Квалификация
Форма обучения
Общая трудоемкость
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)
гр. 581
бакалавр
очная
4 ЗЕТ
Часов по учебному плану
в том числе:
аудиторные занятия
самостоятельная работа
144
60
84
Виды контроля в семестрах:
зачеты 10
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр
(<Курс>.<Семес
тр на курсе>)
Недель
Вид занятий
Лекции
Практические
Итого ауд.
Контактная
работа
Сам. работа
Итого
10 (5.2)
10
Итого
РПД
РПД
30
30
60
60
84
УП
30
30
30
30
60
60
60
60
84
84
144 144 144 144
УП
30
30
60
60
84 УП: ab44.03.05 ИиО п581.plx
стр. 2
Программу составил(и):
канд. ист. наук, доцент, Магсумов Т.А. _________________
Рабочая программа дисциплины
Всеобщая история государства и права
разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 44.03.05
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
(С ДВУМЯ ПРОФИЛЯМИ ПОДГОТОВКИ) (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 09.02.2016г. №91)
составлена на основании учебного плана:
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)
гр. 581
утвержденного учёным советом вуза от 31.05.2018 протокол № 7.
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Истории и методики ее преподавания
Протокол от __ __________ 2018 г. № __
Срок действия программы: 20182019 уч.г.
Зав. кафедрой др ист. наук, доц. Корнилова И.В. УП: ab44.03.05 ИиО п581.plx
стр. 3
1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
1.1 Цель освоения дисциплины формирование системы знаний и представлений о процессе становления и развития
государственных и правовых систем зарубежных стран и его закономерностях, с учётом логических и содержательно
методических связей в предметных областях "История России. Всеобщая история", "Обществознание" и ориентации на
становление личностных характеристик выпускника школы через урочную и внеурочную деятельность, готовности к
взаимодействию с участниками образовательного процесса, опираясь на опыт и знания всеобщей истории государства и
права.
1.2 Задачи освоения дисциплины:
1.3 1.формирование готовности к взаимодействию с участниками образовательного процесса;
1.4 2.изучение процесса возникновения и развития государства и права в тесной связи с развитием мировой цивилизации;
1.5 3.выработка понимания и восприятия права как неотъемлемого элемента культуры и социального общения; уяснение роли
государства и права в регулировании внутригосударственного и межнационального общения и в утверждении принципов
гуманизма во взаимоотношениях стран и народов;
1.6 4.анализ правового положения классов, социальных групп в историческом развитии, изучение механизмов правового
регулирования общественных отношений, возникновение и развитие основных правовых систем в различные исторические
периоды;
1.7 5.выявление исторической сущности государства и права с акцентом на различные правовые системы и типологию
государств;
1.8 6.изучение и анализ нормативноправовых актов, эволюции государственного и общественного строя ведущих стран мира,
анализ Конституций, гражданского, уголовного, трудового и иных отраслей законодательства; выработка навыков
сравнительноправового и исторического анализа, умения логически правильно, юридически точно формулировать выводы
и рассуждать; развитие навыков самостоятельной работы с правовыми документами и историческими памятниками права;
1.9 7.формирование способности свободно оперировать юридикоправовой терминологией и юридической техникой при
анализе разнообразных актов и документов.
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Цикл (раздел) ОП:
Б1.В.ДВ.11
2.1 Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1 Политология
2.1.2 Противодействие терроризму и экстремизму
2.1.3 Образовательное право
2.1.4 Историческая география
2.1.5 Коммуникативный практикум
2.2 Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1 Защита выпускной квалификационной работы, включая подготовку к процедуре защиты и процедуру защиты
3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ ПО КАЖДОЙ ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ), ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ
ДОСТИЖЕНИЕ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
ПК6: готовностью к взаимодействию с участниками образовательного процесса
Знать:
Уметь:
Владеть:
основы взаимодействия с участниками образовательного процесса
критерии успешного взаимодействия со всеми участниками образовательного процесса
теоретические и прикладные основы проектирования взаимодействия с участниками образовательного процесса
взаимодействовать с участниками образовательного процесса (педагогами; обучающимися и их родителями)
определять основные задачи взаимодействия с участниками образовательного процесса для достижения
образовательных целей
определять приоритетные задачи взаимодействия с участниками образовательного процесса, опираясь на
конкретные характеристики образовательной среды
навыками установления взаимодействия с коллегами, обучающимися и их родителями для решения конкретных
вопросов обучения, воспитания и развития
опытом взаимодействия со всеми участниками образовательного процесса по заданным критериям успешного
взаимодействия УП: ab44.03.05 ИиО п581.plx
стр. 4
проектировать направления взаимодействия с участниками образовательного процесса для решения поставленных
задач
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1 Знать:
3.1.1 основы взаимодействия с участниками образовательного процесса;
3.1.2 критерии успешного взаимодействия со всеми участниками образовательного процесса;
3.1.3 теоретические и прикладные основы проектирования взаимодействия с участниками образовательного процесса;
3.1.4 объективные закономерности развития общества, приводящие к появлению государственных образований и их правовых
систем;
3.1.5 основные факторы, определяющие развитие государства и права, взаимосвязь государственноправовых явлений с
экономикой, идеологией, религией;
3.1.6 основные исторические типы и формы государства и права;
3.1.7 особенности государственного правового развития отдельных стран;
3.1.8 основополагающие понятия, термины и категории истории государства и права;
3.1.9 конкретноисторический материал, содержащийся в документальных источниках и приемы работы с ними.
3.2 Уметь:
3.2.1 взаимодействовать с участниками образовательного процесса (педагогами; обучающимися и их родителями);
3.2.2 определять основные задачи взаимодействия с участниками образовательного процесса для достижения образовательных
целей;
3.2.3 определять приоритетные задачи взаимодействия с участниками образовательного процесса, опираясь на конкретные
характеристики образовательной среды;
3.2.4 анализировать и оценивать эволюцию государственного, общественного и правового устройства различных стран на
различных этапах развития человечества;
3.2.5 выражать и обосновывать свои взгляды по вопросам, касающимся ценностного отношения к различным государственно
правовым системам;
3.2.6 выявлять и обосновывать значимость тех или иных государственноправовых систем для анализа современного государства
и его правовых институтов;
3.2.7 ориентироваться в перспективах государственноправового развития на основе осмысления исторического опыта, генезиса
цивилизации, анализа и оценки современных событий в мире и в стране.
3.3 Владеть:
3.3.1 навыками установления взаимодействия с коллегами, обучающимися и их родителями для решения конкретных вопросов
обучения, воспитания и развития;
3.3.2 опытом взаимодействия со всеми участниками образовательного процесса по заданным критериям успешного
взаимодействия;
3.3.3 проектировать направления взаимодействия с участниками образовательного процесса для решения поставленных задач;
3.3.4 навыками анализа различных периодов истории государства и права;
3.3.5 способностью свободно мыслить при изложении своих взглядов на те или иные историкоюридические факты в дискуссиях
и научном творчестве;
3.3.6 навыками работы с информацией из различных источников для решения профессиональных задач;
3.3.7 навыками применения научного знания в исследованиях;
3.3.8 навыками исследования объектов права.
Код
занятия
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Наименование разделов и тем /вид
Семестр /
Часов Компетен
Литература Интер
Примечание
занятия/
Раздел 1. Всеобщая история
государства и права как наука и ее роль
в подготовке учителя истории и
обществознания. Государство и право
древности и средневековья
Курс
ции
акт. УП: ab44.03.05 ИиО п581.plx
стр. 5
1.1
Всеобщая история государства и права
как наука и учебная дисциплина. Ее роль в
подготовке учителя истории и
обществознания /Лек/
10
4
ПК6
Л1.1 Л2.1
Л2.2 Л3.1 Л3.2
1.2
Актуальные проблемы истории права и
государства Древнего мира /Лек/
10
2
ПК6
1.3
Государство и право Древнего Востока
/Пр/
10
4
ПК6
1.4
Государство и право Древней Греции /Лек/
10
2
ПК6
1.5
Государство и право Древнего Рима /Пр/
10
4
ПК6
0
0
0
0
0
Л3.3
Э1 Э2 Э4 Э5
Э6 Э7 Э8 Э9
Э10
Л1.1 Л2.1
Л2.2 Л3.1 Л3.2
Л3.3
Э1 Э2 Э4 Э5
Э6 Э7 Э8 Э9
Э10
Л1.1 Л2.1
Л2.2 Л3.1 Л3.2
Л3.3
Э1 Э2 Э4 Э5
Э6 Э7 Э8 Э9
Э10
Л1.1 Л2.1
Л2.2 Л3.1 Л3.2
Л3.3
Э1 Э2 Э4 Э5
Э6 Э7 Э8 Э9
Э10
Л1.1 Л2.1
Л2.2 Л3.1 Л3.2
Л3.3
Э1 Э2 Э4 Э5
Э6 Э7 Э8 Э9
Э10 УП: ab44.03.05 ИиО п581.plx
стр. 6
10
22
ПК6
Л1.1 Л2.1
Л2.2 Л3.1 Л3.2
0
Л3.3
Э1 Э2 Э4 Э5
Э6 Э7 Э8 Э9
Э10
1.6
Предмет и метод истории государства и
права зарубежных стран
Формирование единого централизованного
государства Древнего Египта
Государственный строй Древнего Египта
Система органов государственного
управления в Древнем Египте
Возникновение Древней Индии и
формирование сословноварнового
деления
Организация государственной власти в
Древней Индии. Судебная власть и армия
Древней Индии
Становление и основные этапы развития
государства в Древнем Китае. Социальные
слои Древнего Китая
Аппарат государственной власти в
Древнем Китае. Судебное устройство и
армия
Характерные черты Древней Греции как
государства. Внутренняя организация
Древней Греции (античный полис)
Рабовладельческая демократия в Афинах
Реформы основных мыслителей Древней
Греции: Солона, Клисфена, Эфиальта,
Перикла
Система управления в Афинах
Государственный строй в Спарте
(аристократическая республика). Система
управления в Спарте
Становление государства в Древнем Риме
Реформы Сервия Туллия. Лициниев закон
Основные органы государственной власти
Римской республики
Рим в период империи
Основные черты права Древней Греции
Основные черты права Древнего Рима
Законы XII таблиц
Деятельность римских юристов.
Институция Гая и законодательство
Юстиниана
Публичное и частное римское право.
Правовое регулирование имущественных
отношений /Ср/
1.7
Актуальные проблемы истории права и
государства в эпоху средневековья /Лек/
10
2
ПК6
Л1.1 Л2.1
0
Л2.2 Л3.1 Л3.2
Л3.3
Э1 Э2 Э4 Э5
Э6 Э7 Э8 Э9
1.8
История государства и права феодальной
Франции /Пр/
10
2
ПК6
Э10
Л1.1 Л2.1
Л2.2 Л3.1 Л3.2
0
Л3.3
Э1 Э2 Э4 Э5
Э6 Э7 Э8 Э9
Э10 УП: ab44.03.05 ИиО п581.plx
стр. 7
1.9
История государства и права
средневековой Англии /Лек/
10
2
ПК6
Л1.1 Л2.1
Л2.2 Л3.1 Л3.2
1.10
История государства и права феодальной
Германии /Пр/
10
2
ПК6
1.11
История права и государства стран
средневекового Востока /Лек/
10
4
ПК6
1.12
Государство и право Византии /Пр/
10
2
ПК6
Л3.3
Э1 Э2 Э4 Э5
Э6 Э7 Э8 Э9
Э10
Л1.1 Л2.1
Л2.2 Л3.1 Л3.2
Л3.3
Э1 Э2 Э4 Э5
Э6 Э7 Э8 Э9
Э10
Л1.1 Л2.1
Л2.2 Л3.1 Л3.2
Л3.3
Э1 Э2 Э4 Э5
Э6 Э7 Э8 Э9
Э10
Л1.1 Л2.1
Л2.2 Л3.1 Л3.2
Л3.3
Э1 Э2 Э4 Э5
Э6 Э7 Э8 Э9
Э10
0
0
0
0 УП: ab44.03.05 ИиО п581.plx
стр. 8
10
22
ПК6
Л1.1 Л2.1
Л2.2 Л3.1 Л3.2
0
Л3.3
Э1 Э2 Э4 Э5
Э6 Э7 Э8 Э9
Э10
1.13
Общая характеристика средневекового
государства и права
Роль городов и Церкви в процессе
становления средневековых европейских
государств
Образование феодального государства
Франции. Сословное устройство Франции
Реформы Людовика IX. Сословно
представительная монархия
Источники права Франции. Сборник права
Кутюмы Бовези
Правовое регулирование феодальной
собственности
Уголовное право Франции. Великий
мартовский ордонанс. Городское и
семейное право Франции
Этапы исторического развития Германии в
Средние века
Система органов Пруссии и Австрии.
Рейхстаг. Конституция Пруссии 1850 г.
Нормы обычного права и судебной
практики в законодательстве Германии.
Статуты императора
Городское право
Уголовное и гражданское право Германии.
«Каролины»
«Великая хартия вольностей» 1215 г.
Парламент и местные органы Англии
Особенности английского абсолютизма
Источники права Англии
Нормы торгового и канонического права
как источники средневекового права
Англии
Статуты, судебные прецеденты, трактаты
английских юристов
Формирование двух систем права: общего
и справедливости
Феодальное право на землю
Средневековая Византия на разных этапах
развития
Общественнополитический строй
Византии
Государственный строй Византии.
Положение и роль церкви
Центральное и местное управление в
Византии
Общая характеристика средневекового
государства в странах Востока
Становление и развитие Арабского
Халифата
Развитие средневекового государства
Японии
Государственный строй Японии
Источники японского права
Особенности становления и развития
мусульманского права
Основные черты государства
средневекового Китая. Специфика
Раздел 2. Государство и право нового
времени УП: ab44.03.05 ИиО п581.plx
стр. 9
2.1
Актуальные проблемы истории права и
государства Нового времени /Лек/
10
2
ПК6
2.2
Развитие английского государства и права
в XVII–XIX вв. /Пр/
10
2
ПК6
2.3
Образование и развитие США в XVIII –
начале ХХ вв. /Лек/
10
2
ПК6
2.4
Французское государство в конце XVIII –
начале XX в. /Пр/
10
2
ПК6
2.5
Германская государственность в XVIII –
начале ХХ вв. /Лек/
10
2
ПК6
2.6
Государство и право Азии в Новое
время. /Пр/
10
2
ПК6
2.7
3.1
Англия: от абсолютной монархии к
парламентской.
Соединенные Штаты Америки:
демократический опыт формирования
конституционного государства.
Франция: от монархии к республике и
империи.
Германия: от режима бонапартизма к
дуалистической монархии.
Государство и право Японии в Новое
время.
Государство и право Китая в Новое время.
/Ср/
Раздел 3. Государство и право
новейшего времени
Актуальные проблемы истории права и
государства Новейшего времени
/Лек/
10
20
ПК6
10
4
ПК6
3.2
Проблемы истории государства и права
США в новейшее время /Пр/
10
4
ПК6
0
0
0
0
0
0
0
0
0
Л1.1 Л2.1
Л2.2 Л3.1 Л3.3
Э1 Э3 Э4 Э6
Э7 Э8 Э9 Э11
Л1.1 Л2.1
Л2.2 Л3.1 Л3.3
Э1 Э3 Э4 Э6
Э7 Э8 Э9 Э11
Л1.1 Л2.1
Л2.2 Л3.1 Л3.3
Э1 Э3 Э4 Э6
Э7 Э8 Э9 Э11
Л1.1 Л2.1
Л2.2 Л3.1 Л3.3
Э1 Э3 Э4 Э6
Э7 Э8 Э9 Э11
Л1.1 Л2.1
Л2.2 Л3.1 Л3.3
Э1 Э3 Э4 Э6
Э7 Э8 Э9 Э11
Л1.1 Л2.1
Л2.2 Л3.1 Л3.3
Э1 Э3 Э4 Э6
Э7 Э8 Э9 Э11
Л1.1 Л2.1
Л2.2 Л3.1 Л3.3
Э1 Э3 Э4 Э6
Э7 Э8 Э9 Э11
Л1.1 Л2.1
Л2.2 Л3.1 Л3.3
Э1 Э3 Э4 Э6
Э7 Э8 Э9 Э11
Л1.1 Л2.1
Л2.2 Л3.1 Л3.3
Э1 Э3 Э4 Э6
Э7 Э8 Э9 Э11 УП: ab44.03.05 ИиО п581.plx
стр. 10
0
0
0
0
0
Л1.1 Л2.1
Л2.2 Л3.1 Л3.3
Э1 Э3 Э4 Э6
Э7 Э8 Э9 Э11
Л1.1 Л2.1
Л2.2 Л3.1 Л3.3
Э1 Э3 Э4 Э6
Э7 Э8 Э9 Э11
Л1.1 Л2.1
Л2.2 Л3.1 Л3.3
Э1 Э3 Э4 Э6
Э7 Э8 Э9 Э11
Л1.1 Л2.1
Л2.2 Л3.1 Л3.3
Э1 Э3 Э4 Э6
Э7 Э8 Э9 Э11
Л1.1 Л2.1
Л2.2 Л3.1 Л3.3
Э1 Э3 Э4 Э6
Э7 Э8 Э9 Э11
3.3
Проблемы государственноправового
развития Великобритании в XX в. /Лек/
10
2
ПК6
3.4
Государство и право Германии в XX в.
/Пр/
10
4
ПК6
3.5
Конституционное развитие Франции после
Второй мировой войны /Лек/
10
2
ПК6
3.6
Государство и право стран Азии и Африки
в Новейшее время /Пр/
10
2
ПК6
10
20
ПК6
3.7
Основные тенденции развития государства
и права в XX — начале XXI в.
Государство и право Соединенных Штатов
Америки.
Великобритания: механизм партийной
демократии в парламентской монархии.
Франция: от парламентской к
президентскопарламентской республике.
Германия: создание единого современного
немецкого государства.
Италия: от тоталитаризма к
парламентской демократии.
Япония: от монархической диктатуры к
парламентской монархии.
Китай: от буржуазной республики к
«государству народной демократии».
Китай: от буржуазной республики к
«государству народной демократии». /Ср/
3.8
Зачет по дисциплине /Зачёт/
10
0
ПК6
Л1.1 Л2.1
0
Л2.2 Л3.1 Л3.2
Л3.3
Э1 Э2 Э3 Э4
Э5 Э6 Э7 Э8
Э9 Э10 Э11
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
5.1. Контрольные вопросы и задания
Промежуточная аттестация (Зачет)
Вопросы к зачету (10 семестр):
1.Предмет, задачи курса. Периодизация истории государства и права зарубежных стран.
2.Возникновение древнеегипетского государства. Общественный и государственный строй Древнего Египта.
3.Возвышение централизованного государства Вавилон. Социальная структура и государственный строй Вавилона при царе
Хаммурапи.
4.Законы царя Хаммурапи памятник древневавилонского права.
5.Возникновение государства в Древней Индии. Варны и касты Древней Индии. Законы Ману.
6.Возникновение государства в Древнем Китае. Реформы Шан Яна. Система высших органов власти и управления Древнего Китая.
7.Возникновение Афинского государства. Реформы Солона (594 г. до н. э.) и Клисфена (509 г. до н. э.). УП: ab44.03.05 ИиО п581.plx
стр. 11
8.Общественный и государственный строй Древних Афин. Основные черты права Древних Афин.
9.Возникновение древнеспартанского государства. Особенности социальноправовой организации Древней Спарты.
10.Государственный строй Древней Спарты. Реформы Ликурга (VIII в. до н. э.). Право Древней Спарты.
11.Периодизация истории римского государства и права. Возникновение римского государства.
12.Учреждения власти царского Рима. Реформы Сервия Туллия (VI в. до н. э.). Общественный строй царского Рима.
13.Государственный строй в период римской рабовладельческой республики. Система магистратуры Римской республики.
14.Период Римской империи. Принципат. Упадок республиканских учреждений.
15.Период домината. Реформы Диоклетиана. Основные черты Римского права.
16.Сословнопредставительная монархия (Франция, Англия и Германия).
17.Возникновение и развитие городов в феодальной Европе. Городское право.
18.Римскокатолическая церковь в средневековой Европе. Инквизиция.
19.Абсолютная монархия во Франции. Основные черты общественного и государственного строя.
20.Абсолютная монархия в Англии. Общественный и государственный строй.
21.Абсолютная монархия в Германии. Общественный и государственный строй.
22.Основные черты феодального права в странах Западной Европы.
23.Английская буржуазная революция и образование буржуазного государства.
24.Формирование парламентской монархии в Англии.
25.Образование США. Революционная война за независимость. Декларация независимости.
26.Гражданская война и ее влияние на конституционное развитие США. Государство США в первой половине XIX века.
Формирование политических партий.
27.Великая французская буржуазная революция XVIII века. Декларация прав человека и гражданина 1789 г. Конституция 1791 г. во
Франции.
28.Третья Республика во Франции. Конституционные акты. Функционирование режима республики.
29.Особенности становления буржуазного права в Германской империи.
30.Политические итоги первой мировой войны.
31.Ноябрьская революция в Германии. Образование республики. Веймарская конституция 1919 г.
32.Эволюция политической системы США после первой мировой войны. «Великая депрессия» 19291933 гг. «Новый курс»
Ф.Рузвельта. Антикризисное законодательство.
33.Установление фашистской формы правления в Германии. Механизм фашистской диктатуры. Поражение Германии во второй
мировой войне.
34.Эволюция системы политических партий в Англии. Основные изменения в государственном строе Англии ХХ века.
35.США после второй мировой войны: эволюция государственного строя.
36.Франция в годы второй мировой войны. Система государственного правления.
37.Образование ФРГ и ГДР. Боннская конституция 1949г.
38.Объединение Германии в 1990 году и его конституционное закрепление.
39.Политические системы современности: тоталитаризм, авторитаризм, демократия.
5.2. Темы письменных работ
Текущий и рубежный контроль
Реферат
Темы рефератов (10 семестр):
1.Варны Древней Индии: анализ социального и политикоправового статуса.
2.Кастовый строй в Индии и его развитие.
3.Кредит и его правовое регулирование в Древнем Вавилоне (по Судебнику царя Хаммурапи).
4.Общественный и государственный строй Древней Спарты.
5.Реформы Солона в Афинах и их историческое значение.
6.Демократическое право Афин: споры современников.
7.Первый Афинский морской союз и его роль в политической жизни Греции.
8.Периоды борьбы патрициев и плебеев в Риме, их содержание и значение.
9.Римские магистратуры и характер республиканского строя в Риме.
10.Марк Тулий Цицерон как теоретик и практик правосудия.
11.Гражданский процесс в Риме (по материалам речей Цицерона).
12.Цезарь как политический деятель (по Плутарху и Светонию).
13.Политический строй в Риме при Августе.
14.Формирование и развитие государственного аппарата в раннефеодальной монархии (на примере государства франков).
15.Суд и процессов в государстве франков.
16.Вассальносиньориальные отношения во Франции (IXXII вв.).
17.Инквизиционный процесс.
18.Городское средневековое право: источники, отличительные черты и принципы.
19.Политические требования различных сословий английского общества в начале XIII века (по Великой Хартии Вольностей).
20.Суд присяжных в средневековой Англии.
21.Антифеодальные движения в Англии и их подавление (XIVXV вв.).
22.Политика английского государства по отношению к огораживаниям и пауперам в XVI в.
23.«Каролина», как памятник уголовного и уголовнопроцессуального права позднего феодализма.
24.Особенности регулирования семейнобрачных отношений в средние века.
25.Процесс «ведьм и колдунов» в феодальной Европе. УП: ab44.03.05 ИиО п581.plx
стр. 12
26.Преступления и наказания в мусульманском праве.
27.Протекторат как режим военной диктатуры.
28.Формирование конституционной монархии в Англии.
29.Формирование гарантий неприкосновенности личности в английском праве.
30.«Система сдержек и противовесов» в конституционном механизме США.
31.Гражданская война в США и ее влияние на конституционное развитие США.
32.Становление буржуазного права США. Федеральное право и право штатов.
33.Федерализм в США и России. Сравнительный анализ.
34.Избирательная система в США: формирование, развития, современное состояние.
35.Конституционный контроль в США: становление и развитие.
36.Англосаксонская правовая система: формирование, черты, тенденции развития.
37.Армия орудие внешней и внутренней политики французского абсолютизма (эпоха Людовика XIV в.).
38.Государственный строй Франции по Конституции 1791 г.
39.Террор как государственная политика в годы французской революции конца XVIII в.
40.Регулирование семейнобрачных отношений по Французскому гражданскому кодексу 1804 года.
41.Развитие законодательства о труде во Франции.
42.Особенности становления буржуазного права. Кодификация права Германской империи.
43.Романогерманская правовая система: формирование, черты, особенности.
44.Образование республики и Веймарская конституция Германии.
45.Социальноэкономические и политические причины возникновения фашизма в Германии.
46.Фашистское государственномонополистическое регулирование экономики и социальная политика.
47.«Новый курс» Ф.Рузвельта: создание антикризисного государственноправового механизма.
48.Объединение Германии в 1990 г. и его конституционное закрепление.
49.Буржуазная реформа в Японии (7080 гг. XIX века).
50.Политический строй Японии после Второй мировой войны. Конституция 1947 и ее основные принципы.
см. Фонд оценочных средств в Приложении
5.3. Фонд оценочных средств
6. УЧЕБНОМЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Авторы, составители
Л1.1 Попова А. В.
Авторы, составители
Л2.1 Косарев А.И.
Л2.2 Овчинникова, О. Г.
6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Заглавие
История государства и права зарубежных стран: учебник и
практикум; https://biblioonline.ru/book/istoriyagosudarstvai
pravazarubezhnyhstran433056
6.1.2. Дополнительная литература
Заглавие
История государства и права зарубежных стран: учебник;
http://www.iprbookshop.ru/8063.html
История государства и права зарубежных стран: учебное
пособие; http://www.iprbookshop.ru/80984.html
Издательство, год
М. : Издательство Юрайт, 2019
Издательство, год
М.: Юриспруденция, 2012
Саратов : Научная книга, 2019
6.1.3. Перечень учебнометодического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине
Издательство, год
Заглавие
Авторы, составители
Л3.1 Черниловского З.М.,
Садиков В.Н.
Л3.2 Томсинов В.А.
Л3.3
Хрестоматия по всеобщей истории государства и права: Учеб.
пособие
История государства и права зарубежных стран (Древность и
Средние века) : учебнометодическое пособие к семинарским
занятиям; http://www.iprbookshop.ru/52227
История государства и права зарубежных стран: учебно
методическое пособие для самостоятельной работы студента;
http://www.iprbookshop.ru/77286.html
М.: Гардарики, 1998
М.: Зерцало, 2015
Саратов : Вузовское
образование, 2018
6.2. Перечень ресурсов информационнотелекоммуникационной сети "Интернет"
Э1
Э2
Э3
Вениосов А.В. История государства и права зарубежных стран [Электронный ресурс]: краткий курс/ Вениосов А.В.—
Электрон. текстовые данные.— Минск: ТетраСистемс, 2012.— 175 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/28089.—
ЭБС «IPRbooks», по паролю
Всеобщая история государства и права. Том 1. Древний мир и средние века [Электронный ресурс]: учебник/ Н.П.
Дмитревский [и др.].— Электрон. текстовые данные.— М.: ЗерцалоМ, 2011.— 640 c.— Режим доступа:
http://www.iprbookshop.ru/4088.— ЭБС «IPRbooks», по паролю
Всеобщая история государства и права. Том 2. Новое время. Новейшее время [Электронный ресурс]: учебник/ Б.Я.
Арсеньев [и др.].— Электрон. текстовые данные.— М.: ЗерцалоМ, 2011.— 640 c.— Режим доступа:
http://www.iprbookshop.ru/4090.— ЭБС «IPRbooks», по паролю УП: ab44.03.05 ИиО п581.plx
стр. 13
Э4
Э5
Э6
Э7
Э8
Э9
Э10
Э11
История государства и права зарубежных стран [Электронный ресурс]: учебник/ А.В. Вениосов [и др.].— Электрон.
текстовые данные.— Минск: ТетраСистемс, 2012.— 544 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/28091.— ЭБС
«IPRbooks», по паролю
История государства и права зарубежных стран. Древний мир и Средние века [Электронный ресурс]: ответы на
экзаменационные вопросы/ В.В. Сажина [и др.].— Электрон. текстовые данные.— Минск: ТетраСистемс, 2012.— 208 c.—
Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/28088.— ЭБС «IPRbooks», по паролю
Косарев А.И. История государства и права зарубежных стран [Электронный ресурс]: учебник/ Косарев А.И.— Электрон.
текстовые данные.— М.: Юриспруденция, 2012.— 373 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/8063.— ЭБС
«IPRbooks», по паролю
Лупу А.А. История государства и права зарубежных стран [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Лупу А.А., Оськина
И.Ю.— Электрон. текстовые данные.— М.: Проспект, 2011.— 117 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/3133.—
ЭБС «IPRbooks», по паролю
Овчинникова О.Г. История государства и права зарубежных стран [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Овчинникова
О.Г.— Электрон. текстовые данные.— Саратов: Научная книга, 2012.— 384 c.— Режим доступа:
http://www.iprbookshop.ru/6279.— ЭБС «IPRbooks», по паролю
Симонишвили Л.Р. История государства и права зарубежных стран [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Симонишвили
Л.Р.— Электрон. текстовые данные.— М.: Московский финансовопромышленный университет «Синергия», 2011.— 280 c.
— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/17016.— ЭБС «IPRbooks», по паролю
Томсинов В.А. История государства и права зарубежных стран (Древность и Средние века) [Электронный ресурс]: учебно
методическое пособие к семинарским занятиям/ Томсинов В.А.— Электрон. текстовые данные.— М.: Зерцало, 2015.— 128
c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/52227.— ЭБС «IPRbooks», по паролю
Томсинов В.А. Хрестоматия по истории государства и права зарубежных стран. Новое и Новейшее время [Электронный
ресурс]/ Томсинов В.А.— Электрон. текстовые данные.— М.: ЗерцалоМ, 2012.— 456 c.— Режим доступа:
http://www.iprbookshop.ru/6751.— ЭБС «IPRbooks», по паролю
6.3. Перечень информационных технологий
6.3.1 Перечень программного обеспечения
6.3.1.1 Microsoft Office 2010
6.3.1.2 FineReader 10
6.3.1.3 Антивирус Касперского
6.3.1.4 Windows 7
6.3.1.5 Adobe Acrobat Reader DC
6.3.1.6 NEW Конструктор тестов indigotech.ru
6.3.1.7 SMART Notebook 10
6.3.2 Перечень профессиональных баз данных и информационных справочных систем
6.3.2.1 Перечень ресурсов информационнотелекоммуникационной сети «Интернет»
6.3.2.2 1.Электронный каталог библиотеки НГПУ. Режим доступа: http://bibl.ngpi.net:81/cgibin/zgate.exe?
init+test.xml,simple.xsl+rus
6.3.2.3 2.Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU. Режим доступа: https://elibrary.ru
6.3.2.4 3.Национальная электронная библиотека (НЭБ). Режим доступа: https://нэб.рф/
6.3.2.5 4.База данных портала Polpred.com Обзор СМИ Режим доступа: https://polpred.com/news
6.3.2.6 5.Ресурсы East View (ИВИС) Режим доступа: https://dlib.eastview.com/login
6.3.2.7
6.3.2.8 Перечень профессиональных баз данных и информационных справочных систем
6.3.2.9 1.Электроннобиблиотечная система (ЭБС) IPRbooks. Режим доступа: www.iprbookshop.ru
6.3.2.10 2.Электронная библиотечная система «Юрайт». Режим доступа: https://biblioonline.ru/
6.3.2.11 3.Информационная правовая система Гарант. Режим доступа: http://www.garant.ru/
7. МАТЕРИАЛЬНОТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
7.1 Учебный корпус №2, пер. Железнодорожников, д.9 А.
7.2 218 каб. Учебная аудитория для занятий лекционного и семинарского типа.
7.3 Рабочие места: посадочные рабочие места, стол преподавателя, доска классная, кафедра.
7.4 Техническая оснащенность: интерактивная доска, мультимедийный проектор, компьютер.
7.5 302 каб. Учебная аудитория для самостоятельной работы.
7.6 Рабочие места: посадочные рабочие места. УП: ab44.03.05 ИиО п581.plx
стр. 14
7.7 Техническая оснащенность: компьютеры с выходом в сеть «Интернет» и доступом в ЭИОС Университета, принтер,
видеокамера Canon, МФУ Kyocera.
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Методические указания к лекциям.
Главное в период подготовки к лекционным занятиям – научиться методам самостоятельного умственного труда, сознательно
развивать свои творческие способности и овладевать навыками творческой работы. Для этого необходимо строго соблюдать
дисциплину учебы и поведения. Четкое планирование своего рабочего времени и отдыха является необходимым условием для
успешной самостоятельной работы.
В основу его нужно положить рабочие программы изучаемых в семестре дисциплин.
Каждому студенту следует составлять еженедельный и семестровый планы работы, а также план на каждый рабочий день. С вечера
всегда надо распределять работу на завтрашний день. В конце каждого дня целесообразно подводить итог работы: тщательно
проверить, все ли выполнено по намеченному плану, не было ли какихлибо отступлений, а если были, по какой причине это
произошло. Нужно осуществлять самоконтроль, который является необходимым условием успешной учебы. Если чтото осталось
невыполненным, необходимо изыскать время для завершения этой части работы, не уменьшая объема недельного плана.
Самостоятельная работа на лекции. Слушание и запись лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы. Внимательное
слушание и конспектирование лекций предполагает интенсивную умственную деятельность студента. Краткие записи лекций, их
конспектирование помогает усвоить учебный материал. Конспект является полезным тогда, когда записано самое существенное,
основное и сделано это самим студентом.
Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Такое «конспектирование» приносит больше вреда, чем пользы. Запись лекций
рекомендуется вести по возможности собственными формулировками. Желательно запись осуществлять на одной странице, а
следующую оставлять для проработки учебного материала самостоятельно в домашних условиях.
Конспект лекции лучше подразделять на пункты, параграфы, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут
способствовать пункты плана лекции, предложенные преподавателям. Принципиальные места, определения, формулы и другое
следует сопровождать замечаниями «важно», «особо важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью
разноцветных маркеров или ручек. Лучше если они будут собственными, чтобы не приходилось просить их у однокурсников и тем
самым не отвлекать их во время лекции.
Целесообразно разработать собственную «маркографию» (значки, символы), сокращения слов. Не лишним будет и изучение основ
стенографии. Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую
дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко
овладеть формируемыми компетенциями.
Методические указания к практическим занятиям.
Практические занятия ориентируют преподавателя и студента на интерактивный процесс усвоения курса, где рассматриваются
сложные проблемные вопросы программы, с обязательным использованием источниковедческой базы. Это связано с основной
дидактической задачей практических занятий – обучению студентов анализу источников и формированием навыков работы с
научной литературой. Подобный подход стимулирует самостоятельное творческое отношение к профессии и способствует
подготовке к преподавательской деятельности. Происходит обучение навыкам публичной дискуссии, профессионала,
ориентированного на умение не только высказывать и отстаивать личностную позицию, но и на принятие точки зрения оппонентов,
поиска группового консенсуса в рассмотрении проблемы.
Целью практических занятий является закрепление, расширение и углубление знаний по темам лекций, выработка навыков
публичного выступления и дискуссии, а также понимание и практическое использование положений и методов, составляющих
дисциплину.
Семинар проводится по узловым и наиболее сложным вопросам (темам, разделам) учебной программы. Он может быть построен
как на материале одной лекции, так и на содержании обзорной лекции, а также по определённой теме без чтения предварительной
лекции. Главная и определяющая особенность любого семинара – наличие элементов дискуссии, проблемности, диалога между
преподавателем и студентами и самими студентами.
При подготовке классического семинара желательно придерживаться следующего алгоритма:
а) разработка учебнометодического материала: формулировка темы, соответствующей программе и стандарту; определение
дидактических, воспитывающих и формирующих целей занятия; выбор методов, приемов и средств для проведения семинара;
подбор литературы для преподавателя и студентов; при необходимости проведение консультаций для студентов;
б) подготовка обучаемых и преподавателя: составление плана семинара из отдельных вопросов; предоставление студентам времени
(не менее недели) для подготовки к семинару; предоставление рекомендаций о последовательности изучения литературы (учебники,
учебные пособия, руководства и положения, конспекты лекций, статьи, справочники, информационные сборники и др.); создание
набора наглядных пособий.
Практическое занятие подразумевает два виды работ: подготовку сообщения на заданную тему и участие в обсуждении проблемы,
затронутой сообщением.
Для более точного понимания материала практических занятий рекомендуется перед каждым из занятий прочитать
соответствующую главу в рекомендуемой литературе. Подготовку к практическим занятиям следует начинать как минимум за
неделю до его начала. Прежде всего, необходимо познакомиться с темой и вопросами занятия. Обязательными компонентами
подготовки к практическим занятиям являются доскональный анализ источников и прочтение научной литературы. Так же
необходим поиск информации в изданиях из дополнительного списка литературы, сети Интернет, других источников. Таким
образом, обучающиеся должны внимательно разобрать каждый вопрос, записав наиболее важные факты, подходы и концепции в
тетрадь.
На семинар желательно являться с запасом сформулированных идей, хорошо, если они будут собственного производства; УП: ab44.03.05 ИиО п581.plx
стр. 15
если вы собираетесь пользоваться чужими формулировками, то постарайтесь в них сориентироваться как можно лучше.
Выступления должны быть по возможности компактными и в то же время вразумительными. На практических занятиях
обучающиеся дают развернутые ответы на поставленные вопросы, дополняют, не повторяя уже сказанного другими. Рассмотрение
каждого вопроса заканчивается подведением итогов, формулированием наиболее важных выводов, которые следует записать в
тетрадь.
Подводя итоги семинара, можно использовать следующие критерии (показатели) оценки ответов: полнота и конкретность ответа;
последовательность и логика изложения; связь теоретических положений с практикой; обоснованность и доказательность
излагаемых положений; наличие качественных и количественных показателей; наличие иллюстраций к ответам в виде исторических
фактов, примеров и пр.; уровень культуры речи; использование наглядных пособий и т.п.
В конце семинара рекомендуется дать оценку всего семинарского занятия, обратив особое внимание на следующие аспекты:
качество подготовки; степень усвоения знаний; активность; положительные стороны в работе студентов; ценные и конструктивные
предложения; недостатки в работе студентов; задачи и пути устранения недостатков.
Методические указания к самостоятельной работе.
Самостоятельная работа обучающихся предусмотрена учебным планом и должна способствовать более глубокому усвоению
изучаемого курса, формированию навыков исследовательской работы и ориентировать обучающихся на умение применять
теоретические знания на практике.
Самостоятельная работа обучающихся предполагает дальнейшее развитие исследовательских способностей у студента. В процессе
самостоятельной работы студент обучается профессиональной работе с первоисточниками, их поиску и критическому осмыслению.
На данном этапе предлагается формирование и закрепление навыков по выявлению проблемы, ее формулировка, постановка целей
исследования, систематизация и анализ литературы, оформление и аргументация своей позиции. Этот тип работы демонстрирует
уровень квалификации студента и подтверждает его исследовательский статус.
В процессе изучения данной дисциплины выделяется два вида самостоятельной работы – аудиторная, под руководством
преподавателя, и внеаудиторная. Аудиторная самостоятельная работа по дисциплине выполняется на учебных занятиях под
непосредственным руководством преподавателя и по его заданию. Внеаудиторная самостоятельная работа выполняется студентом
по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия.
Основными видами самостоятельной работы студентов без участия преподавателей являются: формирование и усвоение
содержания конспекта лекций на базе рекомендованной лектором учебной литературы, включая информационные образовательные
ресурсы; подготовка к практическим занятиям; написание рефератов, эссе; выполнение контрольных работ; выполнение
микроисследований.
Внеаудиторные самостоятельные занятия студентов представляют собой логическое продолжение аудиторных занятий, проводятся
по заданию преподавателя, который инструктирует обучаемых и устанавливает сроки выполнения задания. В отличие от других
форм организации учебного процесса затраты времени на выполнение этой работы не регламентируются расписанием. Режим и
продолжительность работы выбирает сам обучаемый в зависимости от своих способностей и конкретных условий.
Основными видами самостоятельной работы студентов с участием преподавателей являются: коллоквиум как форма контроля
освоения теоретического содержания дисциплин; прием и разбор домашних заданий (в часы практических занятий).
Преподаватель учитывает результаты самостоятельной работы при подведении итогов освоения обучающимися учебной
дисциплины.
Методические указания к зачету.
Зачеты, как правило, служат формой проверки усвоения учебного материала практических и семинарских занятий, а также
проверки результатов учебных и производственных практик.
При подготовке к зачёту студент должен правильно и рационально распланировать свое время, чтобы успеть качественно и на
высоком уровне подготовиться к ответам по всем вопросам. Зачёт призван побудить студента получить дополнительно новые
знания. Во время подготовки к зачёту студенты также систематизируют знания, которые они пробрели при изучении разделов курса.
Это позволяет им уяснить логическую структуру курса, объединить отдельные темы в единую систему, увидеть перспективы
развития законодательства.
Самостоятельная работа по подготовке к зачёту во время сессии должна планироваться студентом, исходя из общего объема
вопросов, вынесенных на зачёт и дней, отведенных на подготовку к зачёту. При этом необходимо, чтобы последний день или часть
его, был выделен для дополнительного повторения всего объема вопросов в целом. Это позволяет студенту самостоятельно
перепроверить уровень усвоения материала. Важно иметь в виду, что для целей воспроизведения материала учебного курса
большую вспомогательную роль может сыграть информация, которая содержится в рабочей программе курса.
Тщательная подготовка к зачету и начинается с первого занятия, поскольку лишь систематический, повседневный, рационально
организованный учебный труд может обеспечить успешный результат.
С вопросами, выносимыми на зачет, студент может ознакомиться заранее. При подготовке устных ответов на них необходимо
последовательно восстановить в памяти материал каждой темы, каждого раздела курса. Для этой цели следует использовать
конспекты лекций и первоисточников, записи, сделанные при подготовке к семинарам, а также учебную и научную литературу.
В зависимости от индивидуальных навыков и способов самостоятельной работы студент может делать краткие конспекты
вариантов ответов, повторять их устно на память, составлять тезисы или планы ответов. Важно также правильно распределить
время, отведенное на подготовку таким образом, чтобы имелась возможность повторить изученный материал накануне дня зачета.
Не следует пренебрегать консультациями, которые организует кафедра и преподаватель по каждому предмету во время сессии и в
межсессионный период. Здесь можно выяснить все непонятные толкования, незнакомые термины и формулировки, уточнить те или
иные положения, сведения и идеи, организационные вопросы, УП: ab44.03.05 ИиО п581.plx
стр. 16
связанные с порядком проведения зачета.
За отведенное на зачете время для подготовки к ответу необходимо составить примерный план (последовательную схему) ответа с
включением в него всех важнейших проблем и значимых нюансов в предполагаемой логике иложения материала. При этом
совершенно не обязательно подробно прописывать все содержание, поскольку это занимает лишнее время и затрудняет выделение
опорных мыслей и главных идей.
Рабочая программа дисциплины "Всеобщая история государства и права"
Рабочая программа дисциплины "Всеобщая история государства и права"
Рабочая программа дисциплины "Всеобщая история государства и права"
Рабочая программа дисциплины "Всеобщая история государства и права"
Рабочая программа дисциплины "Всеобщая история государства и права"
Рабочая программа дисциплины "Всеобщая история государства и права"
Рабочая программа дисциплины "Всеобщая история государства и права"
Рабочая программа дисциплины "Всеобщая история государства и права"
Рабочая программа дисциплины "Всеобщая история государства и права"
Рабочая программа дисциплины "Всеобщая история государства и права"
Рабочая программа дисциплины "Всеобщая история государства и права"
Рабочая программа дисциплины "Всеобщая история государства и права"
Рабочая программа дисциплины "Всеобщая история государства и права"
Рабочая программа дисциплины "Всеобщая история государства и права"
Рабочая программа дисциплины "Всеобщая история государства и права"
Рабочая программа дисциплины "Всеобщая история государства и права"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.