Рабочая программа для 10-11 класс по биологии к учебнику Н.И. Сонина
Оценка 4.9

Рабочая программа для 10-11 класс по биологии к учебнику Н.И. Сонина

Оценка 4.9
Образовательные программы
docx
биология
10 кл—11 кл
06.06.2018
Рабочая программа для 10-11 класс по биологии к учебнику Н.И. Сонина
Рабочая программа по биологии за 10-11 классы базового уровня включает в себя указание роли предмета "Биология" в системе школьного образ-ования; описание всех разделов данного учебника, раскрывает понятия, которые ребята должны изучить за учебный год; а также включает в себя тематическое и календарно-тематическое планирование. Также существуют определенные требования к уровню подготовки учащихся по окончанию учебного года.Рабочая программа 10-11 класс по биологии к учебнику Н.И. Сонина
Рабочая программа 10-11 биология.docx
Муниципальное общеобразовательное автономное учреждение  «Средняя общеобразовательная школа № 24 г. Орска» УТВЕРЖДАЮ:                                 Директор ОУ №24                            Ращупкин В. А.                                 «_____»________20_ г.                 Рабочая программа по биологии среднего (полного) общего образования на базовом уровне  (10­11 классы) Программа разработана на основе примерных программ по учебным предметам «Биология» 10­11 классы. 2017­2018 уч.г Пояснительная записка Курс   «Биология»   для   средней   школы   представляет   собой   один   из рекомендованных   Министерством   образования   и   науки   Российской Федерации предметов общественно­научного цикла.  Роль   предмета   «Биология»  в   системе   школьного   образования обусловлена ее значением в формировании общей культуры подрастающего поколения,   осознании   своей ответственности перед обществом за сохранение жизни на Земле.   воспитании   творческой   личности, Биология как учебный предмет является неотъемлемой составной частью естественнонаучного   образования   на   всех   ступенях   образования. Модернизация   образования   предусматривает   повышение   биологической грамотности   подрастающего   поколения.   Независимо   от   того,   какую специальность   выберут   в   будущем   выпускники   школы,   их   жизнь   будет неразрывно связана с биологией. Здоровье человека, его развитие, жизнь и здоровье   будущих   детей,   пища,   которую   мы   едим,   воздух,   которым   мы дышим, та среда, в которой мы живем, ­ все это объекты биологии.  Освоение   учебного   предмета   «Биология»   направлено   на   развитие личности обучающихся, воспитание, формирование знаний о биологических закономерностях, связях между живыми организмами, об эволюции, причинах видового разнообразия как основах экологической грамотности, установление гармоничных   отношений   с   природой,   обществом,   со   всеми   живыми организмами, понимание жизни как высшей ценности. Нормативно­правовая база программы: Рабочая   программа   составлена   на   основе   Федерального   компонента государственного   Стандарта   среднего   общего   образования   по   биологии (Приказ МО от 5 марта 2004 г. № 1089), примерной программы по биологии среднего (полного) общего образования. Использована авторская программа среднего общего образования по биологии для базового изучения биологии в 10­11   классах   автор   В.Б.   Захаров   (линия   Н.И.   Сонина).  Закон   РФ   «Об образовании»  от   29   декабря 2012 г.   N   273­ФЗ,   с   учетом   Учебного   плана МОАУ   «СОШ   №24   г.   Орска».В   основу   программы   положен   принцип развивающего   обучения.   Изучение   курса   «Биология»   в   10­11   классах основывается   на   знаниях,   полученных   учащимися   в   основной   школе.   В программе   распределение   материала   структурировано   по   уровням организации живой природы.  Цели и задачи  преподавания   биологии   на   ступени   среднего   общего образования включают в себя: Основными целями школьного естественнонаучного образования являются: 1. Формирование всесторонне развитой личности. 2. Гигиеническое   воспитание   и   формирование   здорового   образа   жизни, способствующего   сохранению   физического   и   нравственного   здоровья человека. 3. Усвоение   основ   учебных   дисциплин   естественнонаучной образовательной   области   школьной   образовательной   программы, изучение основных составляющих естественнонаучной картины мира. 4. Формирование и развитие познавательных способностей у школьников, усвоение основных представлений о научном методе исследований и его месте в системе общечеловеческих культурных ценностей. 5. Установление гармоничных отношений с природой, обществом, самим собой, отражение гуманистической значимости природы. 6. Сохранение   позитивного   опыта   процесса   обучения   биологии, накопленного в школе. Достижение   поставленных   целей   предусматривает   решение образовательной организацией следующих задач. Задачи курса «Биология» в средней школе: аформирование   у   школьников   естественнонаучного   мировоззрения, основанного на понимании взаимосвязи элементов живой и неживой природы, осознании человека как части природы, продукта эволюции живой природы; б формирование   у   школьников   экологического   мышления   и   навыков здорового   образа   жизни   на   основе   умелого   владения   способами самоорганизации жизнедеятельности; в приобретение   школьниками   опыта   разнообразной   практической деятельности,   опыта   познания   и   самопознания   в   процессе   изучения окружающего мира; г воспитание   гражданской   ответственности   и   правового   самосознания, самостоятельности и инициативности учащихся через включение их в позитивную созидательную экологическую деятельность; д создание условий для возможности осознанного выбора индивидуальной   способствующей   последующему   в   соответствии   с образовательной   траектории, профессиональному   самоопределению, индивидуальными интересами ребенка и  потребностями региона. е формирование   генетической   грамотности   –   основы   здорового   образа жизни,   сохранения   психического,   физического   и   нравственного здоровья человека; ж развитие   личности   учащихся,   стремление   применить   биологические знания на практике, участвовать в практической деятельности в области медицины,   сельского   хозяйства,   биотехнологии,   рационального природопользования и охраны природы; з формирование   норм   и   правил   экологической   этики,   ответственного отношения   к   живой   природе   как   основе   экологического   воспитания школьников. Место предмета: «Биология» – учебный предмет, изучаемый в средней школе с 10 по 11 класс. Рабочая  программа  по  биологии  реализуется через  формирование у учащихся   общеучебных   умений   и   навыков,   универсальных   способов деятельности   и   ключевых   компетенций   за   счёт   использования   технологий коллективного обучения, опорных конспектов, дидактических материалов, и применения   технологии   графического   представления   информации     при структурировании знаний. Технологии   опорных   конспектов   и   графического   представления информации   позволяют   давать   и   запоминать   информацию   блоками обеспечивают   экономию   времени   при   объяснении   нового   материала; представляют материал в более наглядном доступном для восприятия виде, воздействует на разные системы восприятия учащихся, обеспечивая лучшее усвоение.;   дифференциация     решает   задачу   индивидуального   подхода; коллективное   обучение   снижает   конфликтные   ситуации,   позволяет обучающимся работать в соответствии со своим ритмом  Биология в средней школе изучается с 10 по 11 класс. Общее количество времени на 2 года обучения составляет 68 часов. Общая недельная нагрузка в каждом году обучения составляет 1 час. Наименование предмета Классы Биология 11 10 класс класс Общее количество часов  на год Количество часов в  неделю 34 ч. 34 ч. 1 ч. 1 ч. Программа по биологии для учащихся 10­11 класса построена на важной содержательной   основе   –   гуманизме;   биоцентризме   и   полицентризме   в раскрытии   свойств   живой   природы,   ее   закономерностей;   многомерности разнообразия   уровней   организации   жизни;   историзме   явлений   в   природе   и открытий в биологической области знаний; понимании биологии как науки и как явления культуры. Программа курса «Биология» для учащихся 10­11 классов ставит целью подготовку   высокоразвитых   людей,   способных   к   активной   деятельности; развитие   индивидуальных   способностей   учащихся; современной картины мира в их мировоззрении.   формирование Личностно­ориентированный   подход  предполагает   наполнение программ   учебным   содержанием,   значимым   для   каждого   обучающего   в повседневной   жизни,   важным   для   формирования   адекватного   поведения человека в окружающей среде. Компетентностный подход состоит в применении полученных знаний в   практической   деятельности   и   повседневной   жизни,   в   формировании универсальных умений на основе практической деятельности. Содержание учебного предмета За основу взята программа среднего общего образования по биологии для базового изучения биологии в X – XI классах  В.Б. Захарова и Стандарт среднего (полного) общего образования по биологии (базовый уровень). Введение Место курса «Общая биология» в системе естественнонаучных дисциплин, а также   в   биологических   науках.  Цели   и   задачи   курса.   Значение   предмета   для понимания единства всего живого и взаимозависимости всех частей  биосферы Земли. I. Введение в биологию Предмет   и   задачи   общей   биологии.  Уровни   организации   живой материи      закономерности   —   Общая   биология   —   дисциплина,   изучающая   основные   закономерности возникновения   и   развития   жизни  на   Земле;   общая   биология   как   один   из источников   формирования   диалектико­материалистического   мировоззрения. Общебиологические  рационального природопользования,   интенсификации сельскохозяйственного производства и сохранения здоровья человека. основа     сохранения   окружающей   среды, Связь   биологических   дисциплин   с   другими   науками  (химией,   физикой, географией, астрономией, историей  и др.). Место биологии в формировании научных представлений о мире.   Уровни организации живой материи; жизнь и живое  вещество;   косное   и   биокосное   вещество   биосферы;   молекулярный, субклеточный, клеточный, тканевой и органный, организменный, популяционно­ видовой, биоценотический и биосферный уровни организации живого. Основные свойства живого. Многообразие живого мира Единство химического состава живой материи; основные группы химических элементов и молекул, образующих живое вещество биосферы. Клеточное строение организмов, населяющих Землю. Обмен веществ и саморегуляция в биологических системах. Самовоспроизведение; наследственность и изменчивость как основа существования живой материи. Рост и развитие. Раздражимость; формы избирательной реакции организмов на внешние воздействия. Ритмичность процессов жизнедеятельности; биологические ритмы и их значение. Дискретность живого вещества, взаимоотношения части и целого в биосистемах. Энергозависимость живых организмов; формы потребления энергии. Царства   живой   природы;   краткая   характеристика   естественной   системы классификации живых организмов. Видовое разнообразие. II. Происхождение и начальные этапы развития жизни на Земле Химическая организация живого вещества Элементный состав живого вещества биосферы. Распространенность элементов, их вклад в образование  живой материи. Макроэлементы, микроэлементы. Не­ органические молекулы живого вещества: вода, соли;  их роль в обеспечении процессов жизнедеятельности и поддержании гомеостаза. Органические материи. Макроэлементы, микроэлементы. Неорганические молекулы живого вещества: вода, соли; их роль в обеспечении  процессов жизнедеятельности и поддержании гомеостаза. Органические молекулы. Биологические полимеры — белки, структура и свойства белков, функции белковых молекул. Биологические катализаторы — белки, их классификация и роль в обеспечении процессов жизнедеятельности. Углеводы в жизни растений, животных, грибов и микроорганизмов. Структурно­ функциональные   особенности   организации   моно­   и   дисахаридов.  Жиры   — основной   структурный   компонент   клеточных  мембран   и   источник   энергии. Особенности строения жиров и липидов, лежащие в основе их функциональной активности   на   уровне   клетки   и   целостного   организма.   ДНК   —   молекулы наследственности; история изучения. Уровни структурной организации; биологи­ ческая   роль   ДНК;   генетический   код,   свойства   кода,  РНК;   структура   и функции.   Информационные   (матричные),   транспортные,   рибосомные   и регуляторные  РНК.   «Малые»   молекулы   и   их   роль   в   обменных   процессах. Витамины: строение, источники поступления, функции в организме. История представлений о возникновения жизни на земле Мифологические   представления.   Первые   научные  попытки   объяснения сущности и процесса возникновения жизни. Опыты Ф. Реди, взгляды В. Гарвея, эксперименты   Л.   Пастера.   Теории   вечности   жизни.   Материалистические представления о возникновении жизни на Земле. Предпосылки возникновения жизни на Земле Предпосылки   возникновения  жизни   на   Земле:   космические   и   планетарные предпосылки;   первичная   атмосфера   и   эволюция   химических   элементов, неорганических и органических молекул на ранних этапах развития Земли. Современные представления о возникновении жизни на Земле Современные   представления   о   возникновении   жизни;   теория   А.   И.   Опарина, опыты   С.   Миллера.   Теории  происхождения   протобиополимеров.   Эволюция протобионтов:   формирование   внутренней   среды,   появление  катализаторов органической   природы,   возникновение   генетического   кода.   Начальные   этапы биологической  эволюции:   возникновение   фотосинтеза,   эукариот,   полового процесса. III. Учение о клетке Строение и функции прокариотической клетки Прокариотические   клетки;   форма   и   размеры.   Строение   цитоплазмы бактериальной   клетки;   организация  метаболизма   у   прокариот.   Генетический аппарат бактерий. Спорообразование. Размножение. Основы систематики; место и роль прокариот в биоценозах. Структурно­функциональная эукариот  организация   клеток Цитоплазма   эукариотической   клетки.   Мембранный  принцип   организации клеток;   строение   биологической  мембраны,   структурные   и   функциональные особенности мембран различных клеточных структур. Органеллы  цитоплазмы, их   структура   и   функции.   Цитоскелет.   Включения,   их   значение   и   роль   в метаболизме клеток. Клеточное ядро — центр управления жизнедеятельностью клетки.   Структуры   клеточного   ядра:   ядерная   оболочка,   хроматин (гетерохроматин), ядрышко. Кариоплазма. Дифференциальная активность генов; эухроматин. Обмен веществ в клетке (метаболизм) Обмен веществ и превращения энергии в клетке — основа всех проявлений ее жизнедеятельности. Автотрофные и гетеротрофные организмы. Пластический и энергетический обмен. Биологический синтез органических молекул в клетке. Этапы энергетического обмена. Фотосинтез. Хемосинтез. Жизненный цикл клеток Клетки в многоклеточном организме. Понятие о дифференцировке клеток многоклеточного организма. Жизненный цикл клеток. Ткани организма с разной скоростью клеточного обновления. Размножение клеток. Митотический цикл: интерфаза, редупликация ДНК; митоз, фазы митотического деления и преобразо­ вания хромосом; биологический смысл и значение митоза (бесполое размножение, рост, восполнение клеточных потерь в физиологических и патологических усло­ виях). Неклеточные формы жизни. Вирусы и бактериофаги Вирусы   —   внутриклеточные   паразиты   на   генетическом   уровне.   Открытие вирусов,   механизм   взаимодействия   вируса   и   клетки,   инфекционный   процесс. Заболевания животных и растений, вызываемые вирусами. Бактериофаги. Клеточная теория Клеточная   теория   строения   организмов.   Основные   положения   клеточной теории;   современное   состояние  клеточной   теории   строения   организмов многоклеточные  водоросли). Эукариотическая клетка; многообразие эукариот; клетки одноклеточных и многоклеточных организмов. Особенности растительной и животной клетки. Ядро и цитоплазма — главные составные части  клетки. Органоиды цитоплазмы. Включения. Хромосомы, их строение. Диплоидный и гаплоидный   наборы  хромосом.   Кариотип.   Жизненный   цикл   клетки. Митотический   цикл,   митоз.   Биологический   смысл   митоза. клеточной теории строения организмов.  Положения IV. Размножение организмов Бесполое размножение растений и животных Формы   бесполого   размножения:   митотическое   деление   клеток   простейших, спорообразование; почкование  у одноклеточных и многоклеточных организмов; вегетативное размножение. Эволюционное значение бесполого размножения. Половое размножение растений и животных. Половая система, органы полового Половое размножение размножения. Гаметогенез.   Периоды   образования   половых   клеток:  размножение,   рост, созревание (мейоз) и формирование половых клеток. Особенности сперматогенеза и   овогенеза.   Осеменение   и   оплодотворение.   Наружное   и   внутреннее оплодотворение. Развитие   половых   клеток   у   высших   растений;   двойное   оплодотворение. Эволюционное значение полового размножения. V. Основы генетики и селекции Основные закономерности изменчивости История представлений о наследственности и изменчивости История развития генетики. Основные закономерности наследственности Закономерности   наследования   признаков,   выявленные   Г.   Менделем. Моногибридное скрещивание. Первый закон Менделя — закон доминирования. Второй закон Менделя — закон расщепления. Полное и неполное доминирование. Закон чистоты гамет и его цитологическое обоснование. Множественные аллели. Анализирующее скрещивание. Дигибридное и полигибридное скрещивание; третий закон Менделя — закон независимого комбинирования. Хромосомная теория наследственности. Сцепленное  наследование признаков. Закон Моргана. Полное и неполное сцепление генов; расстояние между генами, расположенными в одной хромосоме; генетические карты хромосом. Генетическое   определение   пола;   гомогаметный   и   гетерогаметный   пол. Генетическая структура половых хромосом. Наследование признаков, сцепленных с полом. Генотип как целостная система. Взаимодействие аллельных и неаллельных генов в определении признаков. Основные формы изменчивости. Генотипическая изменчивость. Мутации. Генные, хромосомные, геномные мутации. Свойства мутаций; соматические и генеративные мутации. Причины и частота мутаций; мутагенные факторы. Эволюционная роль мутаций, значение мутаций для практики сельского хозяйства и биотехнологии. Комбинативная   изменчивость.   Уровни   возникновения   различных   комбинаций генов   и   их   роль   в   создании   генетического   разнообразия   в   пределах   вида. Эволюционное   значение   комбинативной   изменчивости.   Закон   гомологических рядов в наследственной изменчивости (Н. И. Вавилов). Фенотипическая, или модификационная, изменчивость. Роль условий внешней среды в развитии и проявлении признаков и свойств. Статистические закономер­ ности модификационной изменчивости; вариационный ряд и вариационная кривая. Норма реакции. Управление доминированием. Селекция животных, растений и микроорганизмов Центры происхождения культурных растений и их  многообразие. Сорт, порода, штамм. Методы селекции растений и животных: отбор и гибридизация; формы от­ бора   (индивидуальный   и   массовый   отбор).  Отдаленная  гибридизация;   явление гетерозиса.   Селекция   микроорганизмов. Биотехнология и генетическая инженерия. Достижения и основные направления современной селекции. Значение селекции  для развития сельскохозяйственного производства,   микробиологической   и   других   отраслей промышленности.   Искусственный   мутагенез.   медицинской, VI. Индивидуальное развитие организмов Эмбриональное развитие животных Типы   яйцеклеток;   основные   закономерности   дробления;   образование однослойного зародыша — бластулы.  Гаструляция; закономерности образования двухслойного   зародыша   —   гаструлы.   Первичный   органогенез   и  дальнейшая дифференцировка тканей, органов и систем. Регуляция эмбрионального развития; эмбриональная индукция. Роль нервной и эндокринной систем в обеспечении эмбрионального развития организмов. Постэмбриональное развитие животных Формы постэмбрионального периода развития. Непрямое развитие; полный и неполный метаморфоз. Биологический смысл развития с метаморфозом. Прямое развитие. Дорепродуктивный, репродуктивный и  пострепродуктивный периоды. Старение и смерть; биология продолжительности жизни. Онтогенез высших растений Биологическое значение двойного оплодотворения.  Эмбриональное развитие; деление   зиготы,   образование  тканей   и   органов   зародыша.   Постэмбриональное развитие. Прорастание семян, дифференцировка органов и тканей, формирование побеговой и корневой систем. Общие закономерности онтогенеза Сходство зародышей и эмбриональная дивергенция признаков (закон К. Бэра). Биогенетический закон  (Э. Геккель и Ф. Мюллер). Работы А. Н. Северцова об эмбриональной изменчивости. Развитие организма и окружающая среда Роль   факторов   окружающей   среды   в   эмбриональном  и   постэмбриональном развитии организма. Влияние  токсических веществ (табачного дыма, алкоголя, наркотиков   и   т.   д.)   на   ход   эмбрионального   и   постэмбрионального   периодов (врожденные уродства). Понятие о регенерации. VII. Эволюционное учение Развитие представлений об эволюции живой природы до Ч. Дарвина Развитие биологии в додарвиновский период. Господство в науке представлений об «изначальной целесообразности» и неизменности живой природы. Работы К. Линнея по систематике растений и животных. Труды  Ж. Кювье и Ж. де Сент­ Илера. Эволюционная теория Ж.­Б. Ламарка. Первые русские эволюционисты. Дарвинизм Предпосылки   возникновения   учения   Ч.   Дарвина:   достижения   в   области естественных наук, экспедиционный материал Ч. Дарвина. Учение Ч. Дарвина об искусственном отборе. Учение Ч. Дарвина о естественном отборе. Вид — эволюционная единица. Всеобщая   индивидуальная   изменчивость   и  избыточная   численность   потомства. Борьба за существование и естественный отбор. Синтетическая теория эволюции. Микроэволюция Синтез   генетики   и   классического   дарвинизма.  Эволюционная роль мутаций. Генетические процессы в популяциях. Закон Харди—Вайнберга. Формы естествен­ ного   отбора.   Приспособленность   организмов   к   среде  обитания   как   результат действия естественного отбора.  Микроэволюция. Современные представления о видообразовании   (С.   С.   Четвериков,   И.   И.   Шмальгаузен).  Пути   и   скорость видообразования;   географическое   и   экологическое   видообразование. Эволюционная роль модификаций; физиологические адаптации. Темпы эволюции. Основные закономерности эволюции. Макроэволюция Главные   направления   эволюционного   процесса.  Биологический   прогресс   и биологический   регресс  (А.   Н.   Северцов).   Пути   достижения   биологического прогресса.   Основные   закономерности   эволюции:   дивергенция,   конвергенция, параллелизм; правила эволюции групп организмов. Результаты   эволюции:   многообразие   видов,   органическая   целесообразность, постепенное усложнение организации. VIII. Развитие органического мира Основные черты эволюции животного и растительного Развитие жизни на Земле в архейскую и протерозойскую эру. Первые следы жизни на Земле. Появление всех современных типов беспозвоночных животных. Первые хордовые. Развитие водных растений. мира Развитие жизни на Земле в палеозойскую эру. Эволюция растений; появление первых сосудистых растений, папоротники, семенные папоротники, голосемен­ ные   растения. земноводных, пресмыкающихся).   Возникновение   позвоночных   (рыб, Развитие жизни на Земле в мезозойскую эру. Появление и распространение покрытосеменных растений. Возникновение птиц и млекопитающих. Вымирание древних голосеменных растений и пресмыкающихся. Развитие жизни на Земле в кайнозойскую эру. Бурное развитие цветковых растений, многообразие насекомых (параллельная эволюция). Развитие плацентар­ ных млекопитающих, появление хищных. Появление приматов. Появление первых представителей семейства  Люди. Четвертичный период: эволюция млекопитаю­ щих.   Развитие   приматов;   направления   эволюции   человека.   Общие   предки человека и человекообразных обезьян. Происхождение человека Место   человека   в   живой   природе.   Систематическое  положение   вида Homosapiens  в   системе   животного   мира.   Признаки   и   свойства   человека, позволяющие   отнести   его   к   различным   систематическим   группам   царства животных.  Стадии   эволюции   человека:   древнейший  человек,   древний   человек, первые современные люди. Свойства   человека   как   биосоциального   существа. Свойства человека как биологического вида. Популяционная структура вида Homosapiens; человеческие расы; расообразование; единство происхождения рас.  Движущие   силы антропогенеза.   Ф.   Энгельс   о   роли   труда  в   процессе   превращения   обезьяны   в человека. Развитие членораздельной   речи,   сознания   и   общественных   отношений   в   становлении человека. Взаимоотношение социального и биологического в эволюции человека. Антинаучная   сущность   «социального   дарвинизма»   и   расизма.   Ведущая   роль законов   общественной   жизни   в  социальном   прогрессе   человечества. Биологические свойства человеческого общества. IX. Взаимоотношения организма и среды. Основы экологии Понятие о биосфере Биосфера   —   живая   оболочка   планеты.   Структура  биосферы:   литосфера, гидросфера, атмосфера. Компоненты биосферы: живое вещество, видовой состав, разнообразие и вклад в биомассу, биокосное и косное вещество биосферы (В. И. Вернадский). Круговорот веществ в природе. Жизнь в сообществах История формирования сообществ живых организмов. Геологическая история материков; изоляция, климатические условия. Биогеография. Основные биомы суши и Мирового океана. Биогеографические области. Взаимоотношения организма и среды Естественные   сообщества   живых   организмов.   Биогеоценозы.   Компоненты биогеоценозов: продуценты, консументы, редуценты. Биоценозы: видовое разнооб­ разие, плотность популяций, биомасса. Абиотические факторы среды. Роль температуры, освещенности, влажности и других   факторов   в   жизнедеятельности   сообществ.   Интенсивность   действия фактора   среды;   ограничивающий   фактор.   Взаимодействие   факторов   среды, пределы   выносливости.   Биотические   факторы   среды.   Цепи   и   сети   питания. Экологические пирамиды: чисел, биомассы, энергии. Смена биоценозов. Причины смены биоценозов; формирование новых сообществ. Взаимоотношения между организмами Формы   взаимоотношений   между   организмами.   Позитивные   отношения   — симбиоз: кооперация, мутуализм, комменсализм. Антибиотические отношения: хищничество, паразитизм, конкуренция. Нейтральные отношения — нейтрализм. Взаимосвязь природы и общества. Биология охраны природы X. Биосфера и человек Антропогенные факторы воздействия на биоценозы (гинь человека в природе). Проблемы   рационального   природопользования,   охрана   природы:   защита   от загрязнений,   сохранение   эталонов   и   памятников   природы,   обеспечение природными ресурсами населения планеты. Меры   по   образованию   экологических   комплексов,  экологическое образование. Использование   человеком   в   хозяйственной   деятельности   принципов организации растений и животных. Формы живого в природе и их промышленные аналоги (строительные сооружения, машины, механизмы, приборы и т. д.). Бионика Содержание биологического образования распределяю на следующие блоки: В 10 классе изучаются  разделы:  Происхождение и начальные этапы развития жизни на Земле 4 часа  Учение о клетке  ­ 13 часов  Размножение и развитие организма ­ 6 часов  Основы генетики и селекции – 11 часов В 11 классе изучаются  разделы:  Учение об эволюции органического мира– 22 часов  Взаимоотношения организма и среды – 12 часов Тематическое планирование Раздел Раздел 1. Происхождение и начальные этапы развития жизни на Земле Раздел 2.Учение о клетке Раздел 3.Размножение и развитие организмов Раздел 4.Основы генетики и селекции Раздел 5.Учение об эволюции органического мира Количество часов 4 13 6 11 19 Раздел Раздел 6.Взаимоотношения организма и среды Количество часов 15 итого 68 Календарно­тематическое планирование Биология. 10 класс (34 часа) Календарные сроки Название темы урока\раздела По плану Фактически Многообразие живого мира. Основные свойства живой материи  – 1 ч. Введение. Уровни  организации живой  материи. Критерии живых систем. Возникновение жизни на Земле – 3 ч. История представлений о возникновении  жизни. Древние  философы о возникновении  жизни. Работы Л. Пастера.  Материалистические  теории происхождения  жизни. Образование планетных систем.  Коацерватная теория происхождения  протобионтов. Начальные этапы биологической эволюции. Химическая организация клетки – 5 ч. Химический состав клетки. Неорганические  вещества. Биологические полимеры – белки, их  функции. Органические вещества, входящие в состав  клетки: углеводы и жиры. Биологические полимеры – нуклеиновые  кислоты. Обобщающий урок по теме «Химическая  организация клетки». Метаболизм – основа существования живых организмов ­ 3 ч. Анаболизм. Реакция наследственной  информации – биосинтез белка. Энергетический обмен – катаболизм. Автотрофный тип обмена веществ.  Фотосинтез. Хемосинтез. Строение и функции клеток – 5 ч. Прокариотическая  клетка.  Эукариотическая  клетка. Клеточное ядро. Хромосомы, хромосомный  набор. Особенности строения  клеток разных  царств живой природы. Деление клетки. Клеточная теория строения  организмов. Вирусы. Итоговый урок по теме «Строение и  жизнедеятельность клеток». Размножение организмов – 2 ч. Формы размножения живых организмов.  Бесполое размножение. Половое размножение. Мейоз, его  особенности. Индивидуальное развитие организмов – 4 ч. Эмбриональный период развития.  Сходство зародышей и эмбриональная  дивергенция признаков. Биогенетический   закон. Постэмбриональный период  развития.  Развитие организмов и окружающая среда.  Итоговый урок по теме «Размножение и  развитие организмов». Основные понятия генетики. Закономерности наследования признаков ­ 7 ч. Законы Г. Менделя.  Законы Г. Менделя. Гибридологический   метод  изучения наследования признаков. Второй закон Г. Менделя. Статистический  характер и цитологические основы законов Г. Менделя. Третий закон Г. Менделя – закон   независимого  комбинирования  Анализирующее скрещивание. Сцепленное наследование генов. Генетика  пола. Генотип как целостная система.  Взаимодействие генов. Решение задач  и составление родословной  (урок – практикум). Закономерности изменчивости – 2 ч. Наследственная (генотипическая)  изменчивость. Классификация мутаций. Фенотипическая изменчивость. Основы селекции – 2 ч. Методы селекции растений. Селекция  животных. Особенности методов селекции  микроорганизмов. Итоговое тестирование. Биология. 11 класс (34 часа) Календарные сроки Название темы урока\раздела По плану Фактически Закономерности  развития живой природы. Эволюционное учение – 9 ч. История представлений об эволюции живой  природы. Обобщающая лекция. История  представлений о развитии жизни на Земле в  додарвиновский период. Эволюционная теория Ч. Дарвина. Учение Ч.  Дарвина об  искусственном отборе. Учение Дарвина о естественном отборе.   Формы борьбы за существование. Микроэволюция. Вид. Критерии и структура. Эволюционная роль мутаций. Генетические  процессы в популяциях. Приспособленность организмов к среде  обитания как действие естественного отбора. Видообразование как результат  микроэволюции. Биологические последствия приобретений. Макроэволюция – 2 ч. Пути достижения  биологического прогресса  (главные направления прогрессивной  эволюции). Основные закономерности биологической  эволюции. Развитие жизни на Земле – 5 ч. Лекция на тему «Развитие жизни на Земле». Продолжение лекции «Развитие жизни на  Земле». Выход растений и животных на сушу на  протяжении палеозойской эры. Развитие жизни в мезозойской и  кайнозойской эре. Семинар  на тему «Эволюционное  развитие  растений и животных в истории Земли». Происхождение человека – 3 ч. Гипотезы о происхождении человека.  Факторы антропогенеза. Стадии эволюции человека. Древнейшие и древние люди. Первые современные люди и  современный этап эволюции человека. Расы  человека.  Обобщение знаний по теме «Проблемы  происхождения человека». Биосфера, ее структура и функции – 3 ч. Биосфера, ее структура. Живое вещество. Круговорот  веществ в природе. Итоговый урок  по теме «Биосфера, ее  структура и функции». Жизнь в сообществах. Основы экологии – 7 ч. Взаимоотношения организмов и среды.  Биогеоценозы. Биогеография. Основные биомы суши.  Сообщения с презентациями. Абиотические факторы среды.    Взаимодействие факторов среды.  Ограничивающий фактор. Биотические факторы среды. Цепи питания.  Правила экологических пирамид. Смена  биогеоценозов. Взаимоотношения между организмами.  Позитивные отношения и негативные  отношения, нейтрализм. Обобщение знаний по теме: «Жизнь в  сообществах. Основы экологии». Биосфера и человек. Ноосфера – 3 ч. Биосфера и человек. Ноосфера. Антропогенные влияния на природу. Охрана природы и перспективы  рационального природопользования. Бионика – 2  ч. Бионика как научное обоснование  использования биологических знаний для  решения инженерных задач и развития  техники. Итоговое тестирование по курсу «Общая  биология». ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ   происхождения   человека); Знать и понимать: ∙   основные   положения   биологических   теорий   (клеточная   теория; хромосомная   теория   наследственности;   теория   гена;   синтетическая   теория эволюции,   теория   антропогенеза);   законов   (расщепления   Г.   Менделя; независимого   наследования   Г.   Мен­деля;   сцепленного   наследования   Т. Моргана;   гомологических   рядов   в   наследственной   изменчивости; зародышевого   сходства;   биогенетический);   правил   (доминирования   Г. Менделя;   экологической   пирамиды);   гипотез   (чистоты   гамет,   сущности   и происхождения   жизни,   закономерностей (изменчивости;   сцепленного   наследования;   наследования,   сцепленного   с полом; взаимодействия генов и их цитологические основы); учений (о путях и направлениях   эволюции;   Н.   И.   Вавилова   о   центрах   многообразия   и происхождения   культурных   растений;   В.   И.   Вернадского   о   биосфере   и ноосфере); ∙   особенности   биологических   процессов   и   явлений:   обмен   веществ   и превращения энергии в клетке; фотосинтез; пластический и энергетический обмен;   брожение;   хемосинтез;   митоз;   мейоз;   развитие   гамет   у   растений   и животных;   размножение;   оплодотворение   у   растений   и   животных; индивидуальное   развитие   организма   (онтогенез);   получение   гетерозиса, полиплоидов, отдаленных гибридов; действие искусственного, движущего и стабилизирующего отбора; географическое и экологическое видообразование; формирование приспособленности к среде обитания; круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах и биосфере; эволюция биосферы; ∙  особенности строения биологических объектов: клетки (химический состав и строение); генов, хромосом, женских и мужских гамет, клеток прокариот и эукариот;   вирусов;   одноклеточных   и   многоклеточных   организмов;   вида   и экосистем (структура); ∙   причины   эволюции,   изменяемости   видов   наследственных   заболеваний, мутаций; устойчивости, саморегуляции, саморазвития и смены экосистем. Уметь (владеть способами деятельности): ∙  приводить   примеры:   взаимодействия   генов,   генных   и   хромосомных мутаций;   популяций   у   разных   видов;   наследственных   и   ненаследственных изменений,   мутаций,   естественных   и   искусственных   экосистем;   влияния биологии   на   формирование   научного   мировоззрения,   на   воспитание экологической,   генетической   и   гигиенической   грамотности;   вклада биологических теорий в формирование современной научной картины мира; значения генетики для развития медицины и селекции; значения современных достижений   в   области   биотехнологии,   закона   гомологических   рядов   в наследственной   изменчивости   и   учения   о   центрах   многообразия   и происхождения культурных растений для развития селекции; ∙  приводить доказательства: единства живой и неживой природы, родства живых   организмов,   используя   биологические   теории   законы   и   правила; эволюции,   используя   данные   палеонтологии,   сравнительной   анатомии, эмбриологии,   биогеографии,   молекулярной   биологии;   эволюции   человека; единства   человеческих   рас;   эволюции   биосферы;   отрицательного   влияния алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека; родства   человека   с   млекопитающими   животными;   влияния   мутагенов   на организм человека; необходимости сохранения многообразия видов; влияния экологических   факторов   на   организмы;   взаимосвязи   организмов   и окружающей среды; ∙  оценивать: последствия влияния мутагенов на организм; этические аспекты развития некоторых исследований в биотехнологии (клонирование человека и др.);   последствия   собственной   деятельности   в   окружающей   среде;   вклад выдающихся ученых в развитие биологической науки; значение биологических открытий; глобальные антропогенные изменения в биосфере; ∙  аргументировать свою   точку   зрения   при   обсуждении   биологических проблем:   эволюции   живой   природы;   реального   существования   видов   в природе;   сущности   и   происхождения   жизни;   происхождения   человека; глобальных   экологических   проблем   и   путей   их   решения;   происхождения человеческих рас; ∙  выявлять:   влияние   элементарных   факторов   эволюции   на   генофонд популяции; приспособления у организмов к среде обитания; ароморфозы и идиоадаптации у растений и животных; отличительные признаки живого (у отдельных организмов); абиотические и биотические компоненты экосистем; взаимосвязи   организмов   в   экосистеме;   мутагены   в   окружающей   среде (косвенно); сходство и различия между экосистемами и агроэкосистемами; ∙  устанавливать   взаимосвязи:   строения   и   функций   молекул   в   клетке; строения   и   функций   органоидов   клетки;   пластического   и   энергетического обмена; световых и темновых реакций фотосинтеза; движущих сил эволюции; путей и направлений эволюции; ∙  правильно использовать генетическую терминологию и символику; решать задачи разной сложности по биологии; составлять схемы скрещивания, пути переноса веществ и энергии в экосистемах (цепи питания, пищевые сети); ∙  исследовать биологические   системы   на   биологических   моделях   (клетка, аквариум и др.); изучать и описывать экосистемы и агроэкосистемы своей местности; ∙  самостоятельно находить в разных источниках (в том числе сети Интернет, средствах массовой информации), анализировать, оценивать и использовать биологическую информацию; грамотно оформлять результаты биологических исследований. Использовать   приобретенные   знания   и   умения   в   практической деятельности   и   повседневной   жизни (быть   компетентным   в   области рационального природопользования, защиты окружающей среды и сохранения собственного здоровья): ∙   соблюдать   и   обосновывать   правила   поведения   в   окружающей   среде   и обеспечения   безопасности   собственной   жизнедеятельности   в   чрезвычайных ситуациях   природного   и   техногенного   характера,   меры   профилактики распространения   вирусных   (в   том   числе   ВИЧ­инфекции)   и   других заболеваний; стрессов, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); оказания первой помощи при простудных и других заболеваниях, отравлении пищевыми  продуктами; определения собственной позиции по отношению к экологическим проблемам, поведению в природной среде; оценки этических аспектов некоторых исследований в области биотехнологии (клонирование, искусственное оплодотворение). ∙  оказывать первую помощь при обморожениях, ожогах, травмах; поражении электрическим током, молнией; спасении утопающего. Перечень учебно­методического обеспечения. Литература основная (для учителя)  Гирусов, Э.В. Природные основы экологической культуры. Экология, культура. Образование / Э.В. Гирусов –М: 1989.   Захаров,   В.Б.   Общая   биология   /   В.Б.   Захаров,   С.Г.   Мамонтов,   Н.И. Сонин – М: 2004.  Федюкович,   Н.И.   Анатомия   и   физиологическая   человека   /   Н.И. Федюкович – М: 2003.  Кабаян, Н.В. Биология клетки / Н.В. Кабаян, О.С. Кабаян – М: 2011.  Северцов, А.С. Основы теории эволюции / А.С. Северцов – М: 1987.  Яковлев, Г.П. Ботаника / Г.П. Яковлев, В.А. Челомбитько – М: 2001. Литература дополнительная (для учителя)  Поурочные планы по учебнику В.В. Захарова. Автор Т.И. Чайка, М.:  Дрофа,2011 г.  Поурочные планы по учебнику В.В. Захарова.Автор Т.И. Чайка, М.:  Дрофа, 2011 г.  ЕГЭ­ 2018. Биология, М., федеральный центр тестирования, 2018 г.  Методическая литература (электронная версия)  Периодические издания ИД «Первое сентября» (электронная версия)  Захаров,   В.Б.   Общая   биология   /   В.Б.   Захаров,   С.Г.   Мамонтов,   Н.И. Литература основная (для учащихся). Сонин – М: 2004. Литература дополнительная (для учащихся).  Вахненко   Д.В. Сборник   задач   по   биологии   для   абитуриентов, участников олимпиад и школьников. – Ростов н/Д: Феникс, 2005.– 128 с.  ШишкинскаяН.А.   Генетика   и   селекция.   Теория.   Задания.   Ответы.   – Саратов: Лицей, 2005. – 240 с.  Биология   в   таблицах   и   схемах.   Сост. Онищенко   А.В. –   Санкт­ Петербург, ООО «Виктория­плюс», 2004  ИвановаТ.В. Сборник   заданий   по   общей   биологии:   Пособие   для учащихся общеобразовательных. Учреждений. – М.: Просвещение, 2002  Акимов С.И. и   др.   Биология   в   таблицах,   схемах,   рисунках.   Учебно ­образовательная серия. – М: Лист­Нью, 2004. – 1117с.  Биология:   Справочник   школьника   и   студента/Под   ред.   З.Брема   и И.Мейнке; Пер. с нем. – 3­е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2003, с.243­ 244.  Болгова   И.В. Сборник   задач   по   общей   биологии   с   решениями   для поступающих в вузы. – М: ОО «ОНИКС 21 век», «Мир и образование», 2006. – 134с.

Рабочая программа для 10-11 класс по биологии к учебнику Н.И. Сонина

Рабочая программа для 10-11 класс по биологии к учебнику Н.И. Сонина

Рабочая программа для 10-11 класс по биологии к учебнику Н.И. Сонина

Рабочая программа для 10-11 класс по биологии к учебнику Н.И. Сонина

Рабочая программа для 10-11 класс по биологии к учебнику Н.И. Сонина

Рабочая программа для 10-11 класс по биологии к учебнику Н.И. Сонина

Рабочая программа для 10-11 класс по биологии к учебнику Н.И. Сонина

Рабочая программа для 10-11 класс по биологии к учебнику Н.И. Сонина

Рабочая программа для 10-11 класс по биологии к учебнику Н.И. Сонина

Рабочая программа для 10-11 класс по биологии к учебнику Н.И. Сонина

Рабочая программа для 10-11 класс по биологии к учебнику Н.И. Сонина

Рабочая программа для 10-11 класс по биологии к учебнику Н.И. Сонина

Рабочая программа для 10-11 класс по биологии к учебнику Н.И. Сонина

Рабочая программа для 10-11 класс по биологии к учебнику Н.И. Сонина

Рабочая программа для 10-11 класс по биологии к учебнику Н.И. Сонина

Рабочая программа для 10-11 класс по биологии к учебнику Н.И. Сонина

Рабочая программа для 10-11 класс по биологии к учебнику Н.И. Сонина

Рабочая программа для 10-11 класс по биологии к учебнику Н.И. Сонина

Рабочая программа для 10-11 класс по биологии к учебнику Н.И. Сонина

Рабочая программа для 10-11 класс по биологии к учебнику Н.И. Сонина

Рабочая программа для 10-11 класс по биологии к учебнику Н.И. Сонина

Рабочая программа для 10-11 класс по биологии к учебнику Н.И. Сонина

Рабочая программа для 10-11 класс по биологии к учебнику Н.И. Сонина

Рабочая программа для 10-11 класс по биологии к учебнику Н.И. Сонина

Рабочая программа для 10-11 класс по биологии к учебнику Н.И. Сонина

Рабочая программа для 10-11 класс по биологии к учебнику Н.И. Сонина

Рабочая программа для 10-11 класс по биологии к учебнику Н.И. Сонина

Рабочая программа для 10-11 класс по биологии к учебнику Н.И. Сонина

Рабочая программа для 10-11 класс по биологии к учебнику Н.И. Сонина

Рабочая программа для 10-11 класс по биологии к учебнику Н.И. Сонина

Рабочая программа для 10-11 класс по биологии к учебнику Н.И. Сонина

Рабочая программа для 10-11 класс по биологии к учебнику Н.И. Сонина

Рабочая программа для 10-11 класс по биологии к учебнику Н.И. Сонина

Рабочая программа для 10-11 класс по биологии к учебнику Н.И. Сонина

Рабочая программа для 10-11 класс по биологии к учебнику Н.И. Сонина

Рабочая программа для 10-11 класс по биологии к учебнику Н.И. Сонина

Рабочая программа для 10-11 класс по биологии к учебнику Н.И. Сонина

Рабочая программа для 10-11 класс по биологии к учебнику Н.И. Сонина

Рабочая программа для 10-11 класс по биологии к учебнику Н.И. Сонина

Рабочая программа для 10-11 класс по биологии к учебнику Н.И. Сонина

Рабочая программа для 10-11 класс по биологии к учебнику Н.И. Сонина

Рабочая программа для 10-11 класс по биологии к учебнику Н.И. Сонина

Рабочая программа для 10-11 класс по биологии к учебнику Н.И. Сонина

Рабочая программа для 10-11 класс по биологии к учебнику Н.И. Сонина
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
06.06.2018