Литературное чтение. 2 класс.
Интегрировано с курсом «Литературное краеведение»
|
№ урока. |
Тема урока
|
Тема курса «Литературное краеведение» |
Элементы содержания. Виды заданий. |
Творческие задания. |
ИКТ и ТСО. Проверка и контроль. |
1. |
Вступление к поэме А.С.Пушкина «Руслан и Людмила». |
Давным - давно |
Знакомство с библиотекой Учёного Кота. Работа в парах: обсуждение самой интересной книги, прочитанной летом. Знакомство с новым УМК: - учебники: условные обозначения, содержание (I часть); - хрестоматия: отличие от учебника, содержание; Чтение вступительной части к I главе и ответы на вопросы. Работа с иллюстрацией Васильева к вступлению к поэме А.Пушкина «Руслан и Людмила». Работа в парах: разложить карточки по местам: «Сказки бывают…». Особенности волшебной сказки. Работа над выразительным чтением отрывка «У Лукоморья…». Выборочное чтение: персонажи и предметы волшебных сказок. |
Рисунок к той книге, о которой рассказал сосед. Доказать, что А.Пушкин хорошо знал р.н.с. (док-во в виде рисунка или аппликации). |
А/з «В мире много сказок». ИКТ-презентация «Пушкин в Лицее» ИКТ – презентация «Памяти великого поэта»
ИКТ – презентация «У Лукоморья дуб зелёный» (видеоклип) |
2 |
Специфика сказочного жанра в поэтической сказке.
|
|
Авторская сказка. А.С.Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке». (стр. 12 – 22, учебник) Рассказ уч-ля, как Пушкин стал поэтом-сказочником. После просмотра: док-ть, что есть сходство с народной сказкой-цепочкой. Выборочное чтение: соотнесение текста с иллюстрациями. |
Аппликация «Волшебный подводный мир золотой рыбки» (можно заменить поделкой). |
ИКТ – презентация «Устаревшие слова из сказки» ИКТ – презентация «Сказки А.С.Пушкина» ИКТ – презентация «Сказка о рыбаке и рыбке» (клип) |
4 |
Русские народные сказки о животных .
|
А. Анисимова. Потешки |
Сказки «Петушок-золотой гребешок», «Лисичка-сестричка и волк», «Кот, Петух и Лиса». Сам-ное чтение сказок для сравнения с просмотренной (одинаковые сюжет и герои). Анализ хар-ров сказочных героев-животных. Р/т (стр. 7 – 10). |
Ответить на вопрос «Что общего у сказочных Кота и Лисы?» (нарисовать любого из них – по выбору). |
ДVД- м/ф «Кот, Петух и Лиса». ИКТ-презентация «В гостях у сказки» (хар-ры героев).
|
5
6 |
Зарубежные сказки о животных.
|
|
Джоэль Харрис «Братец Лис и Братец Кролик», «Почему у Братца Опоссума голый хвост ». Дать сравнительные хар-ки героям-животным из р.н.с. и зарубежных. Док-ть, что главные герои в сказках о животных-хитрые и проказники. Чтение по цепочке. Работа с Т,С.. Разыгрывание сказки (чтение по ролям). Р/т (стр.11) |
Сделать маски для разыгрывания сказки (работа по группам). |
Текущая проверка навыка чтения вслух (р-1) |
7
8 |
Китайская волшебная сказка. «Как кошка с собакой враждовать стали».
|
А.Анисимова «Про Енку Кулдихина» |
Китайская волшебная сказка. «Как кошка с собакой враждовать стали». (стр. 41-49) Учимся находить разные черты в одной и той же сказке (волшебная+сказка о животных) – работа в парах цветом. Особенности китайской сказки (очень древняя). Работа над выразительным чтением. Выделение в тексте сказки главной мысли. Р/т (стр. 12) |
Прочитать в хрестоматии ещё одну китайскую сказку и подготовить док-во для соседа: -волшебная или о животных; - древняя или не совсем (более современная). |
Икт – презентация «Сказки гуляют по свету» (муз. клип) |
9
10 |
Русская волшебная сказка.
|
С. Гуляевский «Аист и апельсин» (сказка) |
Р.н.сказка «Волшебное кольцо» (стр.51-60) Уточнить особенности волшебной сказки (после просмотра отрывка). Установить сходство и различие русской волшебной сказки и китайской. Выборочное чтение (при сравнении – вопросы учебника). Выборочное чтение к иллюстрациям. Выделение логических частей сказки и их словесное рисование. |
Выполнить рисунок-плакат «Волшебные предметы» и ответ на вопрос «Для чего они нужны людям-героям сказок?». (второй час попробовать с использованием технологии «Диалоговая взаимопомощь») |
ИКТ – презентация «Викторина по р.н.ск.» (волшебные герои и предметы) Тестовая работа №1 (волшебные сказки разных народов). |
11 |
Связь современной поэзии с народным творчеством.
|
«Лиса и журавль» (сказка) |
И.Пивоварова «Жила-была собака», «Мост и сом». Во Куанг «Заходите». Работа над выразительным чтением стихотворного текста (Пивоварова «Жила-была собака»). Выяснить сходство этого текста с народным тв-вом (жанр небылицы и прибаутки)
|
Попробовать продолжить стихотворный текст. Нарисовать два образа главного героя (работа в парах – сравнить и узнать, к какой части каждый). |
ДVД – м/ф «Теремок» (выяснить жанр этого произведения).
|
12 |
Жанр произведения.
|
«Пугливая мышь» (сказка) |
О.Дриз «Сто весёлых лягушат», Г.Лагздынь «Утренняя кричалка». Музейный дом: иллюстрации к сказке «Репка» Работа со скороговоркой. Знакомство с творчеством авторов (р-з учителя). Сопоставление стихотворения «Утренняя кричалка» с закличками. Сопоставление стихотворения О.Дриза с докучной сказкой. |
|
ДVД-м/ф «Репка» (совместить с работой в Музейном доме). |
13 |
Обобщение по теме «Сказки о животных и волшебные сказки».
|
|
Сказка «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка». Поход в Музейный дом: картина А.Венецианова «Жнецы». Использовать элементы парацентрической технологии. |
Любая творческая работа по теме «Моя любимая сказка» (рисунок, аппликация, поделка). |
ИКТ-презентация «Что за прелесть эти сказки».
Тестовая работа № 2 (сказка-ложь, да в ней намёк). |
14 |
Выдумка и ложь –не одно и то же.
|
|
Н.Носов «Фантазёры». Рассказ Носова должен быть прочитан летом. Чтение текста по цепочке (Iч). Выделить то место, где мальчики показали себя чуткими, внимательными, заботливыми (чтение этого отрывка по ролям). Выставка и обзор книг Н.Носова (общее – они все о детях). |
Сочинить выдумку (можно в стихах) на любую тему. Не забыть: выдумка может быть только про себя самого! |
ИКТ – презентация «Носов. Фантазёры» ИКТ - презентация «Носов. Затейники» ИКТ – презентация «Николай Носов» (биография) ИКТ – презентация «Носов и его Незнайка»
|
15 |
Характер главного героя в произведении С.Воронихина «Лесик-разноголосик». |
|
Различие жанров (сказка, рассказ). Определение темы произведения. Работа в парах: -произведения на эту же тему разных авторов –обсуждение); -учимся пересказывать текст. |
|
|
|
|||||
16 |
Смысл речи в ритме, интонации, атмосфере общения.
|
|
Дж. Родари «Бриф! Бруф! Браф!». Работа в группах (4 человека): конкурс на лучшую выдумку (самая смешная, самая необычная). Работа над выразительным и осознанным чтением: - чтение по ролям; - выявление главной мысли текста; - ответы на вопросы к тексту. |
|
ДVД-песня: «Небылицы». ИКТ – презентация «Дж. Родари. Солнце и туча» |
17 |
Нравственность в поэтических текстах.
|
|
Эмма Мошковская (стихи). Работа над выразительным чтением стихотворного текста. Выделение главной (основной) темы и мысли каждого текста. Вывести детей на следующие темы: - жить – хорошо; - врать (лгать) – нехорошо; - человек по природе своей – не лгун (не врун); - животные – честнее людей. |
Придумать сказку по теме «Животные честнее людей», оформить в виде книжки-малышки. |
Текущая проверка начитанности детей (р-2) |
18 |
Даниил Хармс «Врун» (отрывок). |
|
Б.Окуджава «Прелестные истории». Определяем главную мысль произведения. Работа в парах: -выборочное прочтение и обсуждение (установление грани между выдумкой и обманом). Сопоставление с докучной сказкой. |
Нарисовать рисунок, помня, что стихотворение напоминает докучную сказку. |
ИКТ-презентация «Даниил Хармс» |
19 |
Героев сказок каждый видит по-своему.
|
В. Поляков «Обыкновенный еж» |
Учимся ориентироваться в тексте: - выборочное чтение – ответы на вопросы; - выборочное чтение к иллюстрациям. Проследить, что авторы в своих сказках используют такое же построение, что и в народной (после ДVД). Составить хар-ки героев сказки Б.Окуджавы. |
Нарисовать, какими ты представляешь героев сказки Б.Окуджавы. |
ДVД- м/ф «Теремок» (сравнить со сказкой Б.Окуджавы). |
20 |
Фантазировать -это творчество.
|
Д. Злобина «Жаворонки» |
Дональд Биссет «Хочешь, хочешь, хочешь…».
Чтение текста по ролям. Учимся рассуждать: какое из трёх чудес самое важное и почему? |
Аппликация или поделка «волшебного дерева». |
А/з стихотворения К.Чуковского «Чудо-дерево». |
21 |
Обобщение по теме «В гостях у Незнайки». |
|
Т.Кубяк «О гноме-рыбаке». Использовать элементы парацентрических технологий. |
|
ИКТ-презентация «Носов. Затейники» (видеоклип). |
22 |
Традиция любоваться красотой природы у разных народов.
|
|
Секреты Чайного домика. Познакомить детей с малой поэтической формой «хокку» или «хайку». Работа с Т.С. (пион). |
Рисунок или аппликация «Чем я люблю любоваться …». |
ИКТ «Естествознание»-растения (пион): к работе со словарём. |
23 |
Тайны, которые создают писатели и художники.
|
Д. Злобина «Троицын день» |
С.Козлов «Ёжик в тумане», «Тёплым тихим утром посреди зимы». Музейный дом: Т.Маврина «Полумесяц». Рассматривание рисунков или аппликаций и выбор самых интересных. Чтение выделенных частей текста и словесное рисование к ним. «Поход» в Музейный дом: - рассматривание картины; - ответы на вопросы учебника. |
Придумать сказку «Ночной разговор дерева и гаража» (домов, луны и зажженных окон в доме) – по выбору; оформить в виде книжки-малышки. |
ДVД – м/ф «Ёжик в тумане». ИКТ – презентация «Сергей Козлов» |
24 |
Чувство прекрасного присуще всем.
|
|
Японская сказка «Барсук-любитель природы». Чтение текста по частям. Выборочное чтение: описание поступков барсука (детские высказывания о них). |
|
ИКТ «Естествознание»-растения (орхидея); животные (барсук: черты его характера). |
25 |
Поэты не всегда пишут стихи.
|
М. Лермонтов «Бородино» |
Японская сказка «Луна на ветке».(стр.103-107) Работа с текстом сказки: - чтение по ролям; - выборочное чтение; - работа в парах: анализ героев двух японских сказок. Выяснить обобщённое значение слова «поэт». |
Продолжи: «Для меня – красота – это …» (оформить в виде мини-сочинения с рисунками). |
|
26 |
Умение обнаружить красоту вокруг себя.
|
|
Работа по технологии «Взаимный диалог» (в группах обсудить мини-сочинения, выбрать лучшее и прочитать классу). «Секрета свитка». Музейный дом: Хиросиге «Тростник под снегом и дикая утка». «Поход» в Музейный дом (работа с лупой). Работа с Т.С.. Ответы на вопросы учебника. |
Последнее задание: наблюдение и ответ на поставленный в книге вопрос. |
Тестовая текущая работа по проверке начитанности (р-3) |
27 |
Красота окружает нас повсюду.
|
Б. Милавин «Я в лес вхожу» |
С.Козлов «Красота». Музейный дом: А.Дюррер «Травы». Работа в парах: взаимопроверка домашнего чтения. Выборочное чтение для выявления основной мысли (кто же здесь поэт?). «Поход» в Музейный дом: - рассматривание картины (работа с лупой); - ответы на вопросы учебника. |
1. Найти и записать научное описание одного из растений, а затем – дать художественное описание. 2. Картинка любого растения (не художественная) и рисунок этого же растения, каким бы ребёнок хотел его видеть. (любое из предложенных заданий по выбору). |
ИКТ «Естествознание»-растения (луговой лютик, одуванчик, подорожник, осока) – сравнить с изображением на картине. |
28 |
Секрет коротких стихотворений.
|
А. Майков «Сенокос», «Ласточка» |
Что такое богатство? Музейный дом: Веницианов «Жнецы», Ван Гог «Комната в Арле». Музейный дом: Дюрер «Травы» (работа с лупой). Работа с Т.С. (иероглиф). Вспомнить: хокку-хайку. «Поход» в Музейный дом: Веницианов «Жнецы» - бережное отношение людей к красоте. Ван Гог «Комната в Арле»-учить детей видеть самое обыкновенные вещи так, будто это что-то замечательное. Работа в парах: в работе с картинами использовать вопросы учебника и взаимное обсуждение. |
|
|
29 30 |
Богатый человек-человек, умеющий мечтать, любить, увлекаться.
|
|
В.Драгунский «Что я люблю», «Что любит Мишка». С.Махотин «Воскресенье», М.Бородицкая «Улов». Сравнительный анализ поэтического и прозаического текстов. Выборочное чтение.
|
Написать мини-сочинение «Что я люблю». |
ИКТ- презентация «Виктор Драгунский»
Текущая проверка по работе с детскими книгами (р-4) |
31
32 |
Дружба - самая главная и важная ценность.
|
И. Баранов «И пришла мне мысль» |
С.Махотин «Груша»; Я.Аким «Яблоко»; М.Бородинский «Ракушки», «Уехал младший брат». Работа с Т.С.. Ответы на вопросы к текстам. Работа над выразительным чтением стихотворений. Учить детей анализировать стихотворные тексты. |
Мини-сочинение: - «Мой лучший друг»; - «Как бы я выбирал себе друга?»; - «Когда мои друзья со мной». (любая тема по выбору) |
А/з «Песня о дружбе» («Когда мои друзья со мной»). |
33 |
Своё богатство человек делает сам.
|
А. Карасев «Кузнец» |
Сказка Дж. Родари «Приезжает дядюшка Белый Медведь». Выборочное чтение (ответы на вопросы к тексту). Выставка и небольшой обзор книг Дж. Родари. Учимся выделять в тексте две линии (работа цветом). Работа с иллюстрациями к сказке. Работа с Т.С.. |
Написать в клуб «Ключ и заря» ответ на вопрос «Что такое настоящее богатство?» (использовать вопросы учебника). |
|
34
35 |
Астрид Линдгрен «Малыш и Карлсон» |
|
Использовать технологию «Диалоговая взаимопомощь». |
|
ИКТ-презентация «Датская сказочница». ДVД-фильм «Малыш и Карлсон» (отрывки из фильма). |
36 |
Обобщение по теме «В гостях у Барсука». |
|
Использование элементов парацентрических технологий. |
|
|
37
38 |
Мечты должны сбываться.
|
О. Савин «Маленький понь» |
И.Тургенев «Воробей», Морис Карем «Ослик», М.Бородицкий «Котёнок», Э.Мошковская «Кому хорошо». Выборочное чтение из стихотворных текстов. Соотнесение темы текста с его названием (Тургенев «Воробей»). Работа по содержанию стихотворений при помощи вопросов. Продолжить работу над содержанием учебника (хрестоматия). Соотнести кадры из в/ф и содержание ст. Мошковской «Кому хорошо?». Работа с Т.С.. Работа в парах: чтение по ролям ст. «Ослик». |
Продолжить с об3основанием: «Я мечтаю, чтобы …». «Хрестоматия» (прочитать отрывок из книги А.Линдгрен «Малыш и Карлсон» и ответить на последний вопрос. |
В/ф «Малыш и Карлсон» (отрывок, где Малыш получает в подарок щенка – его мечта сбылась).
Текущая проверка выразительности чтения (р-5). |
39 |
О ценности общения, дружбы, привязанности.
|
|
В.Драгунский «Друг детства». (стр. 153-156-учебник). Литературная игра по известным рассказам В.Драгунского с итоговым вопросом «Кто автор этих рассказов?». Выборочное чтение: любовь Дениски к игрушке. Составление хар-ки главного героя рассказа. Работа в парах: многозначность слова «груша» (работа с Т.С.). |
Рисунок самой любимой игрушки и небольшой письменный рассказ о ней (можно использовать вопросы учебника). |
|
|
|
||||
40 |
Фантазия и полёт человеческой мысли.
|
|
В.Лунин «Кукла», Р.Сеф «Я сделал крылья и летал». (стр. 156-160). Работа с Т.С.. Работа над выразительным чтением стихотворения. Выборочное чтение: ответы на вопросы к тексту. Работа в парах: обсуждение: верят ли дети, что герой летал, обосновать свой ответ. |
Рисунки фантазёра: животные, которых увидели на уроке. |
ИКТ «Естествознание»-животные (пингвин, тюлень, кит, павлин). ДVД-песни: «Кораблик-мечта», «Бумажный самолётик», «Нарисованные сны», «Вообразилия». |
41 |
Родительская любовь-сильное чувство.
|
А. Сазонов «Воробей» |
Л.Толстой «Прыжок». Работа с Т.С. (понятия «быль, сказка, рассказ»-сходства и различия). Работа над литературно-содержательным делением текста. Работа с отрывком-кульминацией (подготовка к пересказу). Выяснить, почему такое название. Работа с текстом: -ответы на вопросы; -выборочное чтение; -чтение по ролям. |
|
ИКТ – презентация «Толстой. Прыжок» (чтение с иллюстрациями) ИКТ – презентация «Лев Толстой» (биография) |
42
43 |
Родители – люди мужественные и решительные.
|
|
Л.Толстой «Акула», «Прыжок». Работа с Т.С.. Деление текста на части. Сравнительный анализ двух рассказов Л.Толстого. Работа с текстом: выбрать и выделить в тексте самые пугающие моменты. |
Выбрать из энциклопедической литературы материал об акуле и доказать, что она несла для мальчиков огромную опасность. |
ИКТ «Естествознание»-животные (акула). |
44 |
М.Яснов «Самое доброе слово». |
И. Токмакова «Сосны шумят» |
Знакомство с творчеством поэта. Работа с текстами стихотворений: выделение главного героя и главной мысли каждого произведения. Деление стихотворных текстов на смысловые части. Работа над выразительным чтением стихотворений.
|
Нарисовать иллюстрацию к одному из стихотворений. |
ИКТ-презентация «Михаил Яснов» (биография) |
45 |
Наблюдательный человек-это счастливый человек.
|
|
Э.Мошковская «Если такой закат», Музейный дом: П.Брейгель «Охотники на снегу». Работа над выразительным чтением стихотворения. «Поход» в Музейный дом: работа с картиной с использованием вопросов учебника и лупы. Работа в парах: обсудить вопрос «Любит ли художник целый мир?». |
Выполнить рисунок к стихотворению (можно заменить работой по собственным наблюдениям). |
Итоговая проверка навыка чтения вслух: способ, правильность, понимание (р-6) |
46 |
В.Вересаев «Братишка», |
В. Поляков «Грибной дождь» |
Э.Мошковская «Вазочка и бабушка». Работа над выразительным чтением произведений. Учимся определять содержание произведения по его названию. Учимся анализировать характер литературных героев. Выборочное чтение для поиска ответов на вопросы учебника. |
Ответить на вопрос: «Как бы я поступил, оказавшись на месте мальчика?» |
|
47 |
Обобщение по теме «В гостях у Ёжика и Медвежонка».
|
|
О.Дриз «Всегда верно», С.Козлов «Заяц и Медвежонок». Использовать элементы парацентрических технологий. |
Составляем портретную галерею из портретов любимых героев этой темы. |
ИКТ-презентация «Сергей Козлов». |
48 |
Разнообразие жанров живописи.
|
А. Майков «Летний дождь» |
А.Кушнер «Что я узнал?». Музейный дом: портреты итальянского художника Арчимбольдо. Знакомство с разнообразными жанрами живописи: -пейзаж; -натюрморт; -портрет. Выразительное чтение стихотворения с практическими заданиями по определению жанра живописи (использовать работу «рамочка-кадр»).
|
Выполнить свой рисунок в виде одного из жанров (по выбору). |
ИКТ-презентация «Если видишь на картине» (видеоклип)-в папке ИЗО |
49 |
И художник тоже создаёт впечатление звука.
|
|
С.Махотин «Фотограф». Музейный дом: Ван Гог «Церковь в Овере».Выразительное чтение стихотворения. Соотнесение текста и иллюстраций. «Поход» в Музейный дом: составление описаний с помощью вопросов учебника. |
Описать семейную фотографию, приклеив её на формат А-4 (лист сложить пополам-книжкой). |
ДVД-песни: -«Дождик»; -«Мальчишка-дождь»; -«Петербуржские дожди». |
50 |
И.Пивоварова «Картина».
|
П. Дружинин «Скворцы прилетели» |
Выразительное чтение стихотворения. Соотнесение текста и иллюстраций. «Поход» в Музейный дом: составление описаний с помощью вопросов учебника. |
|
ИКТ-презентация «Московский Кремль» (соборы)-из папки «Окружающий мир». |
51 52 |
Воображение помогает видеть мир по-новому.
|
|
Работа «открываем и закрываем глаза». Музейный дом: иллюстрация А.Лентулова «Василий Блаженный». Выразительное чтение стихотворения по цепочке. Овсей Дриз «Игра», С.Козлов «Когда ты прячешь солнце, мне грустно» (сказка). Работа с Т.С.. Выявление чувств героев.
|
Мгновенные рисунки «Что я увидел?» (приём «Закрой-открой глаза». |
ДVД-песни: -«Игра»; -«Вообразилия».
Итоговая проверка начитанности (р-7). |
53 |
Точку зрения может иметь каждый.
|
В. Агапов «Жаворонок» |
О.Дриз «Стёклышки», М.Бородицкий «Лесное болотце», В.Берестов «Картинки в лужах», А.Ахундова «Окно». Закрепление понятий жанров живописи: -пейзаж; -портрет; -натюрморт. Работа со стихотворными текстами. Работа с Т.С.. |
Рисунок-пейзаж «Из моего окна»: -настоящий вид, -«через разноцветные стёклышки» (по выбору). Рисунки в лужах (зеркальное изображение предметов). |
ИКТ-презентация «Если видишь на картине» (видеоклип) |
54 |
Э.Мошковская «Мама, я, кузнечик и птица».
|
|
Работа над выразительным чтением стихотворения. Деление стихотворения на логические части. Работа с Т.С. для выяснения значения отдельных слов. |
|
|
55 |
В.Берестов «Как найти дорожку».
|
|
Самостоятельное чтение сказки. Определение темы и главной мысли сказки. Ролевое прочтение сказки. |
Портретная галерея героев сказки. |
|
56 |
Смотреть и видеть мир можно по-разному.
|
В. Подольский «Уже овсы все скошены» |
А.Усачёв «Бинокль». Работа с Т.С.. Практическая работа: принцип действия бинокля. Чтение текста по цепочке. |
Рисунки «Что увидела Соня в бинокль?»: - Iв. – близко; - IIв. – далеко. |
|
57 |
Каждый должен иметь свою точку зрения.
|
|
Т.Белозеров «Хомяк», М.Яснов «Хомячок», Г.Цыферов «Жил на свете слонёнок» (сказка). Работа с текстами «Хомяк» и «Хомячок»: -внешний вид героев; -характер героев (выборочное чтение-работа в парах). Сравнение с научным материалом (после ИКТ). Работа с Т.С.. Подробный пересказ сказки Цыферова. |
|
ИКТ «Естествознание»-животные (хомяк). ДVД – м/ф-сказка «Жил-был Слонёнок». |
58
59 |
Мы смотрим и видим друг друга.
|
С. Устьянцева «Волшебное имя», «Не поймем никак» |
Е.Чеповецкий «В тихой речке у причала», А.Гиваргизов «Что ты, Серёжа, сегодня не в духе?», М.Бородицкая «Вот такой воробей», С.Махотин «Местный кот». Чтение стихотворений по ролям. Работа с Т.С.. Выяснить соответствие иллюстраций и текстов. |
Весёлые рисунки и рассказы на тему «На меня смотрел …». |
Тестовая работа по итоговой проверке начитанности (р-8). |
60 |
А.Усачёв «Тигр в клеточку».
|
|
Введение понятия «точка зрения». Игра «Угадай-ка» (тигр). Выборочное чтение: настроение героя. Учимся находить героя по его сказанным словам. |
Аппликация «Тигрёнок в клеточку». |
ИКТ-презентация «Тигр» (из серии «Лесные сказки»). |
61 |
Не только люди выбирают предмет, а и наоборот.
|
|
М.Бородицкая «Булочная песня», П.Синявский «Федина конфета». (стр.35-37,учебник). Работа над выразительным чтением стихотворных текстов: -логически законченные части; -логическое ударение; -главные слова-главные мысли (работа цветом). Работа с текстами: ответы на вопросы учебника. Поиски сходства двух текстов на уровне их главных мыслей. |
Ответить на вопрос «Зачем поэты оживляют предметы, которые нас окружают?».
Рисунки на тему «Мы-живые …»: -овощи; -фрукты; -сладости (по выбору). |
ДVД-песни: -«Я рисую»; -«Конфета»; -«Страна волшебная»; -«Чудо»; -«Песенка волшебников»; -«Где водятся волшебники». |
62
63 |
Каждый смотрит на другого и видит его по-своему и наоборот.
|
Г. Горланов «Зимние сны» |
А.Усачёв «Эх!», Г.Сапгир «У прохожих на виду», О.Кургузов «Сухопутный или морской». (стр.38-43,учебник). Музейный дом: иллюстрация Н.Крылова «Зимний пейзаж». Продолжить работу по обучению детей высказывать свою точку зрения. Сопоставление фрагментов стихотворения А.Усачёва «Эх!». Работа в парах цветом: выявление основной мысли текста Г.Сапгира «У прохожих на виду». Работа цветом в парах: выявление темы стихотворения Сапгира. «Поход» в Музейный дом – Н.Крылов «Зимний пейзаж»: -общие впечатления по картине; -работа с рамочкой – фрагменты картины (использовать вопросы учебника на стр.40). Выявление двух смысловых значений одной и той же фразы «Кот любит мышей!» (рассказ Кургузова). Соотнесение отрывков текста с иллюстрациями. |
Небольшие рассказы-описания об обычном коте и морском котике (можно использовать картинки). |
ИКТ «Естествознание»-животные (морской котик).
Итоговая проверка выразительности чтения (р-9) |
64 |
Обострённое чувство красоты рождает необыкновенные образы.
|
|
О.Дриз «Кончилось лето» и «Синий дом». Музейный дом: Марк Шагал «Синий дом», М.Добужинский «Кукла». Работа с Т.С.. Работа в парах: устанавливаем, что в произведениях с разными темами могут просматриваться сходные переживания). Выборочное чтение: работа цветом (установление переживаний поэта)-«Синий дом». «Поход» в Музейный дом: работа с картинами (использовать вопросы на стр.47). |
Выполнение последнего задания после текста. |
ИКТ – презентация «Марк Шагал. Синий дом» (биография+картина) |
65 |
Великая сила воображения.
|
А. Блок «Вербочки» |
А.Пушкин «Уж небо осенью дышало…», М.Лермонтов «Осень». Учимся слышать особенности звучания стихотворения. Работа над выразительным чтением стихотворения А.Пушкина (особенности в расстановке знаков препинания). Выполнение заданий к стихотворению А.Пушкина. Сравнительный анализ произведений А.Пушкина и М.Лермонтова. |
Рисуем музыку «Что я представлял, когда слушал …» («Времена года» П.Чайковского): -сентябрь – 1-ая колонка, -октябрь – 2-ая колонка, -ноябрь – 3-ья колонка. |
ИКТ – презентация «Н.А.Некрасов» (биография)
А/записи стихотворений А.Пушкина и М.Лермонтова.
А/з из альбома П.И.Чайковского.
|
66 67 |
Смотреть сквозь призму своего воображения.
|
|
О.Дриз «Кто я?», А.Гиваргизов «Мой бедный Шарик», М.Карем «Повезло!», Р.Сеф «Лучше всех». (стр.56-61,учебник). Введение понятия «приём контраста»-литературный приём. Работа над выразительным чтением поэтических произведений. Соотнесение иллюстраций с текстом. Работа в парах: высказывание своих точек зрения по вопросу «Почему герой уверен, что ему лучше всех?» . |
Работа в парах; расскажи мне о себе. |
ИКТ «Естествознание»-животные (сурок, жужелица,уклейка). |
68 |
Л.Яхнин «Крокодилово семейство».
|
|
Чтение стихотворения по цепочке. Работа над выразительностью чтения. Уточнение: кто же такой поэт. |
Рисуем главного героя. |
ИКТ-презентация «Лев Яхнин» (биография). |
69
70 |
Воображать и сочинять, значит, видеть мир по-новому.
|
|
Г.Юдин «В снегу бананы зацвели», «Скучный Женя», О.Дриз «Телёнок», Л.Яхнин «Моя ловушка». Литературная игра «Герои-фантазёры» (по ранее прочитанным произведениям). Работа над выразительным чтением поэтических произведений. Работа над содержанием поэтических произведений с использованием вопросов учебника. Соотнесение иллюстрации с текстом О.Дриза «Телёнок». |
Работа «Я - фантазёр»: -рисунок; -аппликация; -поделка; -рассказ; -cказка; -стихотворение (по выбору).
Продолжить стихотворение Г.Юдина (можно в прозе). |
|
71 |
Саша Чёрный «Что кому нравится» (отрывок). |
|
Самостоятельное чтение стихотворения. Анализ прочитанного текста по вопросам учебника. Учимся проводить грань между выдумкой и обманом. Готовимся к заучиванию стихотворения наизусть. |
Выучить стихотворение наизусть. |
ИКТ-презентация «Саша Чёрный» (знакомство с творчеством). |
72 |
О.Дриз «Как я плаваю».
|
|
Самостоятельное прочтение произведения. Работа по содержанию на основе вопросов учебника. Учимся сравнивать переживание героев из разных произведений (работа в парах). |
Составь рассказ о самом себе. |
Текущая проверка: литературная эрудиция-литературный диктант (р-10). |
73 74 |
Продолжаем разговор о способности воображать и сочинять.
|
|
А.Усачёв «Обои», В.Лунин «Что я вижу», Ю.Мориц «Хвостики». Музейный дом: Арчимбольдо «Лето», «Осень».Чтение текста Усачёва по цепочке. Озоглавливание частей (план). Работа цветом: выбор материала для подробного пересказа. «Поход» в Музейный дом: работа с лупой, выполнение заданий учебника. |
Рисунок или аппликация по теме «Я хотел бы такие обои в своей комнате».
Продолжить стихотворение Ю.Морица «Букет» (приём сохранить), можно не самому, а через клуб (см. учебник). |
|
75 76 |
Б.Заходер «Собачкины огорчения». |
|
Уточняем понятие «собственная точка зрения». Определяем содержание книги по её элементам. Продолжаем знакомиться с творчеством писателя. Самостоятельное прочтение произведения. Выборочное чтение: ответы на вопросы учебника. |
Ответить на вопрос: «Каковы же мотивы поведения собачки?». |
ИКТ-презентация «Творчество Бориса Заходера». |
77
78 |
Обобщающий урок по теме «Точка зрения».
О.Дриз «На что похож павлиний хвост».
|
О. Базанова «Удивленный козленок» |
Использовать элементы парацентрических технологий. Ролевое прочтение стихотворения. |
Ответить на вопрос: «Каково же твоё мнение?». Нарисуй павлиний хвост таким, каким ты его хотел бы видеть. |
ИКТ-презентация «Павлин» (из серии «Птичьи секреты»). |
79 |
Детские журналы.
|
Страницы детского творчества |
Детские журналы. «Мурзилка», «Весёлые картинки», современные журналы. Урок-презентация по данной теме с приглашением библиотекаря (26.02.). Введение понятия «периодика». Решение кроссвордов Мурзилки. Выразительное чтение стихотворений. Выполнение заданий клуба «Ключ и заря». |
Придумать название журнала нашего класса, нарисовать для него обложку, предложить различные разделы. |
ИКТ-презентация «Детская периодика».
А/з стихотворения С.Михалкова «А что у вас?». |
80 |
Обобщение по теме «Детские журналы». |
|
Урок-экскурсия в библиотеку по теме урока. Использовать технологию «Диалоговая взаимопомощь». |
Обсудить предлагаемые разделы для журнала класса. Подготовить материал для одного из разделов (по выбору). |
Итоговая проверка сформированности и читательской деятельности-диагностические тесты и задания (р-11) |
81 |
Наблюдательность помогает любить природу.
|
|
Л.Яхнин «Музыка леса», Ю.Коваль «Три сойки». Музейный дом: А.Дюрер «Заяц». Закрепить понятие «контраст». Название произведения не всегда выражает его тему; может выражать его основную мысль. Работа с текстом «Три сойки»: -выборочное чтение: ответы на вопросы (работа цветом); -подготовка к подробному пересказу. «Поход» в Музейный дом: -рассматривание картин (работа с лупой); -ответы на вопросы учебника. |
|
ИКТ «Естествознание»-животные (сойка). ДVД – запись «Голоса птиц» (сойка). |
82 |
Любовь и забота оберегают природу от бездумного разрушения.
|
|
Р.Сеф «Добрый человек», Л.Яхнин «Пустяки». Выразительное чтение стихотворных текстов. Выявление главных мыслей в каждом из них (работа цветом). Многозначность слов (пустяки). |
Советы Доброго человека тем, кто отправляется в лес (оформить в виде плакатов). |
ДVД-песни: -«Ты- человек»; -«Песня путешественника». |
83
84 |
Доброе и внимательное отношение к животным.
|
|
Е.Чарушин «Томка испугался», «Томкины сны», Г.Юдин «Вытри лапы и входи». Урок-презентация «Евгений Чарушин-писатель и художник». Деление текста на логические части («Томка испугался»). Подробный пересказ этого текста. Умение найти границы в стихотворном тексте. |
|
ИКТ – презентация «Е.И.Чарушин» |
85 |
Окружающий мир глазами литературного героя.
|
|
М.Пришвин «Разговор деревьев», Ф.Тютчев «Зима недаром злится», Д.Кедрин «Скинуло кафтан зелёный лето…». Уточнить знания детей о литературных приёмах: -олицетворение, -сравнение. Определение темы и основной мысли произведения («Разговор деревьев»). Работа над выразительным чтением стихотворных текстов.
|
Рисунки «Времена года глазами поэтов»: -осень, -зима, -весна (по выбору). |
А/з стихотворения Тютчева «Зима недаром злится».
|
86 |
Тайны и секреты природы подвластны только наблюдательному.
|
|
М.Пришвин «Золотой луг». Музейный дом: Ван Гог «Подсолнухи». Выборочное чтение: -ответы на вопросы; -соотнесение с иллюстрациями. «Поход» в Музейный дом: описание картины Ван Гога «Подсолнухи» с использованием вопросов учебника. |
Рисунки по содержанию: луг в разное время суток (по выбору). |
ИКТ – презентация «Михаил Пришвин» (биография)
ИКТ – презентация «Золотой луг. Пришвин» |
87
88 |
Молодость и старость в жизни существуют рядом.
|
А. Сазонов «Памяти отца» |
С.Козлов «Жёлудь», М.Лермонтов «Утёс». (стр.126-128,учебник). Музейный дом:Н.Рерих «Стражи ночи». Работа над выразительным чтением поэтических текстов: -приём «олицетворение» (работа в цвете), -метафоричность в тексте (М.Лермонтов), -логические паузы, -главные слова (работа цветом). Работа над осмысленным чтением: -ответы на вопросы учебника, -работа в парах: выполнение заданий учебника. Определение характеров героев. «Поход» в Музейный дом: описание картины Н.Рериха с помощью вопросов учебника. |
|
А/з стихотворения М.Лермонтова «Утёс».
Текущая проверка навыка чтения вслух: способ, правильность, понимание (р-12) |
89 |
Развитое воображение поможет оживить предметы и явления.
|
|
М.Есеновский «У мальчика Юры ужаснейший насморк» (стихотворение), Д.Биссет «Ух!» (сказка). Продолжение работы над образами-олицетворениями. Познакомить с другими историями Юры, о которых рассказал автор в книге «Ур-Юр-выр». Выборочное чтение (сказка «Ух!»): -ответы на вопросы, -новый взгляд на предметы, которые нас окружают, услышать их «голоса» (работа цветом). Ролевое прочтение стихотворения. Работа с Т.С. (ухаб, кирки, самокат). |
Рисунки-минутки (последнее задание к сказке). |
|
90 |
Особенности поэтического слуха.
|
С. Устьянцева «За окошком вечер темный» |
А.Екимцев «Осень», Ю.Коринец «Тишина». Работа над выразительным чтением стихотворных текстов. Словесное рисование картин к отдельным частям стихотворений. Работа в парах: выделить и рассказать соседу о том, что слышит поэт. |
Мини-сказка «Голос тишины в моей комнате» (оформить в виде книжки-малышки с картинками). |
ДVД-песня «Петербургская осень». А/з осенних мелодий. |
91 |
Особенности поэтического слуха.
|
|
Л.Станчев «Осенняя гамма», Э.Мошковская «Дедушка Дерево». Разгадывание кроссвордов. Учимся наблюдать за средствами художественной выразительности. Анализ стихотворений. Работа над выразительностью прочтения текстов. |
-выразительное чтение, -соотнесение текста с работой М.Чураковой «Лесной старец», -выполнение заданий к тексту, -рисунок (свой) «Дедушка Дерево». |
Тестовая работа по проверке начитанности и работы с книгами (р-13) |
92 |
Обобщение по теме «Природа для поэта – любимая и живая». |
В. Агапов «Осенью» |
Использовать элементы парацентрических технологий. |
|
|
93 94 |
Почему нам бывает смешно.
|
А. Анисимова Загадки. |
К.Чуковский «Федотка», О.Дриз «Доктор», «Обида». Ответы на вопросы и отгадывание «секрета» цвета («Федотка»). Ролевое чтение стихотворного текста («Доктор»). Работа в парах: выявление основной темы стихотворения «Обида». Соотнесение иллюстраций и стихотворных текстов. |
|
ИКТ – презентация «Викторина. Чуковский» |
95 96 |
Секреты смешных ситуаций.
|
Е. Мягкова «Опята» |
В.Драгунский «Сверху вниз, наискосок!». Выделить отрывки, связанные с приёмом «контраст». Работа в парах: -выделение самых смешных отрывков, -чтение соседу. Выбор материала для разговора о разных точках зрения на одни и те же ситуации; работа в парах (взрослые-дети), обмен мнениями, вывод: почему у них разные точки зрения? Выборочное чтение: отрывки к иллюстрациям. Ролевое чтение отдельных отрывков. |
Самая смешная история в моей жизни – оформить в виде заметки для газеты.
|
Текущая проверка навыка чтения молча: способ чтения, понимание содержания, получение информации (р-14) |
97 |
Нас делают смешными наши недостатки.
|
|
С.Седов «Сказки про Змея Горыныча». Работа над содержанием каждой сказки. Выбор заголовков для каждой сказки. Работа в парах: выборочное чтение-соотнесение иллюстраций и содержания. Работа над выразительным чтением (шутливая, ироническая интонация при чтении). Работа в группах: обсуждение недостатков, которыми обладают герои сказок (разные точки зрения). Определение главной мысли сказок. |
Определить, какая из сказок понравилась больше и сделать к ней д/ф (кадров 10-12). |
А/з песни «В мире много сказок».
Итоговая проверка выразительности чтения (р-15) |
98 |
Продолжение разговора по предыдущей теме.
|
О. Ягудина «Моя подружка» |
М.Тахистова «Редкий тип», Л.Квитко «Лемеле хозяйничает», «Способный мальчик», С.Махотин «Вот так встреча!». Использование приёма контрастов при написании смешных произведений. Выборочное чтение: фантастические отрывки текстов. Сравнительная характеристика частей стихотворного текста («Вот так встреча!»). Сопоставление характеристики героя стихотворений Л.Квитко (работа в парах: обсуждение разных точек зрения детей). |
|
|
99 |
Смешно бывает из-за повторов.
|
|
П.Синявский «Такса едет на такси», П.Коран «По дорожке босиком», Л.Яхнин «Зеркальце» (сказка), П.Синявский «Ириски и редиски». Выяснить, какова роль повторов в поэтических произведениях. Сопоставление сказки «Зеркальце» со сказкой-цепочкой. Сопоставление стихотворения «Ириски и редиски» с докучной сказкой. Работа над выразительным чтением стихотворных текстов. |
Продолжить стихотворение «Ириски и редиски» (докучная сказка).
|
ДVД-сказка «Теремок» (при работе со сказкой «Зеркальце»). |
100 |
Смешно, когда путаница или что-то наоборот.
|
|
А.Усачёв «Жужжащие стихи», П.Синявский «Хрюпельсин и хрюмидор». Обратить внимание на приём «звукопись и звукоподражание». Сопоставление «Жужжащих стихов» А.Усачёва со сказками. Ролевое чтение стихотворения А.Усачёва. Работа над выразительным чтением. Соотнесение с иллюстрациями (выборочное чтение). |
Сочинить какую-нибудь путаницу. |
|
101 |
Итоговый урок «Почему нам бывает смешно?». |
|
В.Драгунский «Шляпа гроссмейстера».Работа над выразительным чтением произведения. Определение жанра произведения. Работа в парах: составление характеристики героев, обсуждение мотивов их поведения. Работа в группах: -загадки о литературных героях; -решение кроссвордов; -литературная игра; -конкурс рисунков-минуток. Выставка книг и журналов по данной теме. |
|
Итоговая проверка сформированности учебной и читательской деятельности: диагностические тесты и задания (р-16). |
102 |
Итоговое заседание клуба «Ключ и заря». |
Обобщение |
Работа по разделу «Содержание» двух частей: -вспомнить разделы материала, -выяснить самые интересные произведения в каждом разделе. Выполнение заданий клуба «Ключ и заря». Знакомство со списком литературы для летнего чтения. |
|
ДVД-песни: -«Добрым быть на свете»; -«Дружба»; -«Почемучка»; -«Облако чудес». |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.