Рабочая программа дополнительного образования для обучающихся 1-4 классов "Мы-патриоты России"
Оценка 5

Рабочая программа дополнительного образования для обучающихся 1-4 классов "Мы-патриоты России"

Оценка 5
Образовательные программы
docx
воспитательная работа +1
Взрослым
14.04.2018
Рабочая программа дополнительного образования для обучающихся 1-4 классов "Мы-патриоты России"
Важнейшей составной частью воспитательного процесса в современной российской школе является формирование патриотизма. Данная рабочая программа дополнительного образования "Мы- патриоты России" определяет цели, задачи и условия для успешной реализации воспитательной работы по патриотическому направлению с младшими школьниками. Программа окажет помощь учителям начальных классов, педагогам дополнительного образования в планировании и организации работы по патриотическому воспитанию, раскроет эффективные формы и методы работы.
Мы патриоты России.docx
Рабочая программа дополнительного образования для обучающихся 1­4 классов «Мы­ патриоты России»                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                  учитель начальных классов,                                                                      педагог дополнительного образования Исаева­Чернявская Ж.А.  1.Пояснительная записка.    Рабочая программа дополнительного образования «Мы ­ патриоты России» составлена в  соответствии с требованиями Федерального государственного общеобразовательного  стандарта начального общего образования, с Концепцией патриотического воспитания  граждан Российской Федерации, с учётом государственной программы «Патриотическое  воспитание граждан Российской Федерации на 2016­2020годы».      Патриотическая работа в школе сегодня приобретает всё большее значение в  нравственном воспитании школьников. Современные  дети не всегда  знают героическую  историю своего Отечества, эпопею Великой Отечественной войны, в ходе которой наше  государство вписало славную страницу в истории  мировой цивилизации, разгромив  фашистскую Германию.      Невозможно быть патриотом, не чувствуя своей личной связи с Родиной, не зная, как  любили и берегли её наши предки, наши отцы и деды. Патриотическое чувство не возникает у людей само по себе ­ это результат целенаправленного, длительного воспитательного  воздействия на человека, начиная с самого раннего возраста. «Кто  не хранит память о прошедшем, у того не может  быть будущего» ­ гласит народная  мудрость. Что такое «патриотизм»? Объяснить происхождение и значение этого слова достаточно просто – его толкование есть в любом словаре. В словаре С.И. Ожегова «патриотизм» трактуется как «преданность и  любовь к  своему отечеству, к своему народу. Гораздо сложнее  определить  психологическую природу патриотизма как высшего человеческого чувства, поскольку не  существует однозначных ответов на многие вопросы, связанные с этой проблемой.    Не менее важно понять, каково переживание и формы проявления патриотического  чувства у человека. К какому возрасту складывается осознанное отношение человека к  своему отечеству, и какие условия, ситуации способствуют  его проявлению, практической реализации?    Человек защищает только то, что любит. Это семья, друзья, родной дом, «малая родина». Любовь к Родине складывается из любви к родной природе, к родному городу, из гордости  к прошлому родной страны и из веры в её будущее. Целенаправленное патриотическое  воспитание, в результате которого патриотизм из разряда общественно значимых ценностей переходит в структуру личностно значимых ценностей человека и становится его  устойчивым нравственным чувством. При организации патриотического воспитания важно  использовать потенциал младшего школьного возраста для дальнейшего развития ребёнка.  На каждом возрастном этапе имеются свои приоритетные средства воспитании  патриотизма.  Цель работы по патриотическому воспитанию: Цели и задачи. ­   Формирование  активной  гражданской позиции, чувств любви к прошлому, настоящему  и будущему страны, родного края, своего города.  ­  Сохранение истории нашего края для будущих поколений. ­   Воспитание патриотизма, гуманизма, толерантности, любви к своей семье.    Для достижения цели должны решаться следующие задачи: Задачи  работы по патриотическому воспитанию: ­  Сформировать у учащихся начальной школы основные знания об истории своего города,  родного края. ­  Знакомить с историческим прошлым города – на материале легенд, преданий, экспонатов Зала боевой славы. ­  Воспитывать желание сохранить чистоту, порядок в своём  городе. ­  Расширять кругозор детей на основе материала, доступного их пониманию: былин,  рассказов об исторических   событиях   нашей страны, развивать чувство гордости за свою  страну и её героев  с древнейших времён и до наших дней. ­  Знакомить с подвигами русских солдат, с историей великих сражений, со знаменитыми  полководцами ВОВ,  с пионерами – героями. ­  Расширять знания учащихся об истории России и государственной   символике,  воспитывать у детей уважительное отношение к  государственным символам.  ­  Формировать понятие Родины как места,  где человек родился (город, село, где он  живёт), славу и богатство, которой должен беречь и приумножать. ­  Сформировать внутреннюю потребность личности в постоянном    самосовершенствовании. 2.Общая характеристика курса.     Программа «Мы­ патриоты России» даёт возможность реализовать запрос детей и  социума на воспитание ценностных качеств личности младших школьников в Зале боевой  славы «Героические страницы подвига», созданном  в Гимназии №11.      Главным же качеством, которое должно сформироваться в процессе патриотического  воспитания в начальной школе является любовь и чувство сопереживания к малой Родине,  к месту, где он живёт, а затем уже и к большой Родине – России. Программа ориентирована на учащихся 7­11 лет. Создаёт условия для усвоения  позитивного социального опыта и выработки ценностных ориентиров и навыков, и  раскрывает содержание понятий патриотизм, гражданственность, честь, долг, достоинство  и способствует формированию личности – значимой позиции для адекватной оценки  происходящих событий и своего участия в них.       Данная программа является актуальной и востребованной, т.к. даёт импульс к  самостоятельному поиску знаний и даёт дальнейшую  базу для изучения истории, на  приобретение  основ знаний безопасности при подготовке и организации похода.       Программа предполагает  систему методов и средств, направленных на  последовательное и системное влияние на учащихся с целью формирования у них  патриотизма, любви к родному краю, готовность встать на её защиту.       Отличительные особенности данной программы заключаются в том, что программа  составлена  с учётом содержания и оформления Зала боевой славы «Героические страницы  подвига», созданного  на базе Гимназии №11. В музее собраны материалы о героях  Сталинградской битвы, реконструирован бой на Россошкинских высотах, составлена  экспозиция  «В память о великом сражении».    Главное в программе – системный подход к формированию патриотической позиции  школьников.  Виды внеурочной деятельности:        • • • познавательная игровая  проблемно­ценностное общение • • • досугово­развлекательная (досуговое общение) художественное творчество спортивно­оздоровительная Основные формы работы: беседы родительские собрания индивидуальное консультирование совместные мероприятия конкурсы игры анкетирование семейные праздники часы общения игровые программы конкурсы практические и учебные игры викторины заочные путешествия экскурсии презентации исследовательские работы утренники классные часы Сроки реализации программы.    Срок реализации программы – 4 года. Возраст учащихся  1­4  класс. 1 класс – 36 часов 2 класс – 38 часов 3 класс – 37 часов 4 класс – 37 часов                Предполагаемый результат деятельности: • Главное     качество,   которое   должно   сформироваться   в   процессе   патриотического воспитания в начальной школе­ это любовь и чувство сопереживания к малой Родине, к месту, где он живёт, а затем уже и к большой Родине – России. • Воспитание любви к родному краю, сознание того, что настоящий патриот любит свою  Родину и гордится ею, изучает её историю, культурное, духовное наследие, готов к  защите своего Отечества. 3. Ожидаемые конечные результаты. 1.  Воспитание социально активной личности: гражданина и патриота, обладающей  чувством национальной гордости, гражданского достоинства, любви к Отечеству, своему  народу и готовностью к его защите. 2. Формирование личности, отвечающей современному уровню развития мировой и  национальной культуры, включённой в активный созидательный труд. 3.  Воспитание у школьников уважения к подвигу отцов; активизация интереса к  углублённому изучению истории Отечества. 4.  Сохранение физического и духовного здоровья учащихся; сплочённое в коллектив  сообщество детей, с ценностно­ориентированной групповой деятельности. Личностные результаты освоения основной образовательной программы начального  общего образования.     Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости  за свою Родину, российский народ и историю России.   Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и  культуре других  народов.   Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в  информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах,  социальной справедливости и свободе.  Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально­нравственной  отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.  Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных  ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.   Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к  творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и  духовным ценностям. Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы  начального общего образования.  Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной  деятельности, поиска средств её осуществления.  Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата.  Формирование умения понимать причины успеха­неуспеха учебной  деятельности и   способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха. Готовность слушать собеседника и вести диалог, готовность признавать  возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою,   излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.  Определение общей цели и путей её достижения, умение договариваться о  распределении функций и ролей в совместной деятельности, осуществлять  взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное  поведение и поведение окружающих. 4. Содержание курса. В данной  программе выделены четыре основных блока, отвечающих задачам воспитания  любви к Родине. 1.«Люби и знай свой город и край».   2. «Моя страна ­ Россия». 3. «Русский солдат славу Отечества защищал». 4. «Русский человек здоровьем славился». № п/п Основные блоки 1 класс 2 класс 3 класс 4 класс 1. 2. 3. 4. «Люби и знай свой город и край» «Моя страна Россия» «Русский солдат славу Отечества  защищал» «Русский человек здоровьем славился» 11ч. 10ч. 12ч. 3ч. 9ч. 14ч. 11ч. 4ч. 9ч. 10ч. 15ч. 3ч. 7ч. 6ч. 20ч. 4ч.           Программа   предполагает       систему   методов   и   средств,   направленных   на последовательное   и   системное   влияние   на   учащихся   с   целью   формирования   у   них патриотизма, любви к родному краю, готовность встать на её защиту. 5. Тематическое планирование • 1­ый класс Содержание Количество часов                                                   № п/п 1. Вводное занятие «Будем знакомы». Инструктаж  по Т/Б. «Люби и знай свой город и край» Познавательный час «Дом, в котором ты живёшь».  Безопасный маршрут от дома до школы. Детские рисунки «Мой город ­ любимый  с детства». Виртуальная экскурсия «Моя семья живёт в Волгограде». Слайд­шоу «Памятники и обелиски г. Волгограда  рассказывают». Экскурсия по городу «Мой город в красках осени». 2. 3. 4. 5. 6. 7­8. 9. Вернисаж рисунков «Осень в моём городе». 10­11.   Проектная работа. Создание альбома фотографий  «Достопримечательности Волгограда».  «Моя страна – Россия» 12. Путешествие «Вот она какая ­ моя Родина большая».  13.       Беседа «Мы ­ частичка своей Родины». 14. «С чего начинается Родина». Знакомство с символами  государства: «герб», «флаг», «Гимн». Игра  «Символы  государства». 15.  Ты живёшь в России. «Законы, по которым мы живём». 1ч. 1ч. 1ч. 1ч. 1ч. 1ч. 2ч. 1ч. 2ч.   1ч. 1ч.   1ч.   1ч. 16. 17­18. 19. Заочное путешествие «Моя столица, моя Москва».                    «Сила России ­ в единстве народов».  Подвижные игры народов России на свежем воздухе.                Экскурсия в Зал боевой славы «Героические страницы  подвига»­ «О чём  рассказал экспонат». 1ч.                      2ч. 1ч. 20. 21. 22. 23. Защитники земли Русской (Илья Муромец, Добрыня  Никитич, Алёша Попович). Просмотр и обсуждение мультфильма «Илья Муромец».  Рисунки «Русские богатыри». «Русский солдат славу Отечества защищал» Исторический час «В первый день войны». «Маленькие солдаты большой войны». Чтение рассказов  о  пионерах­героях. 24­25. Экскурсия по городу «Подвиг защитников Дома Павлова». 26. 27. 28. 29. 30. 31. 32. 33. 34. 35. Час­портрет «Не ради славы и наград защищал он  Сталинград» (об  участнике Сталинградского сражения). Урок мужества в Зале боевой славы «Героические страницы  подвига», посвящённый 9 декабря ­ Дню героя Отечества. Оформление открыток с Днём защитника Отечества. Встреча с интересными людьми. «Есть такая профессия­  Родину защищать». Приглашение пап, бывших  военнослужащих. Поздравление их  с Днём защитника  Отечества. Вклад моей семьи в историю страны. Поисковое задание. Вернисаж детского творчества «Салют над городом в честь  праздника Победы!»  Оформление открыток к 9 мая.  Праздник  «Этих дней не смолкнет слава». Участие в Параде младших войск, посвящённом Дню  Победы. «Русский человек здоровьем славился» Просветительский час «Учись быть здоровым!» Спортивный праздник на улице. Игры – эстафеты. 1ч. 1ч. 1ч. 1ч. 2ч. 1ч. 1ч. 1ч. 1ч. 1ч. 1ч. 1ч. 1ч. 1ч. 1ч. 36. Итоговое занятие. Что мы узнали и чему научились за год. Количество часов. Итого:                                       1ч.   36 часов                                                   № Тематическое планирование • 2­ой класс Содержание Количество часов п/п 1. 2­3. 4­5. 6. 7­8.  9. Вводное занятие. Техника безопасности. Конкурс рисунков «Где я отдыхал летом». «Люби и знай свой город и край» Виртуальная экскурсия «Так начинался  город мой…»  Знакомство с историческим прошлым  родного города. Поисковая работа. Откуда пошёл мой род. Составление  родословной.  Интерактивная игра «По родной земле – по великой реке». Экскурсия в  Мемориально­исторический музей. Краеведческая викторина «Знаешь ли ты свой край?» 10­11. Путешествие «Мой адрес в этом мире. Страна Россия». «Моя страна ­ Россия» 12. 13. 14. 15. 16­17. 18. 19. Видеожурнал «Герб, флаг, гимн – символы России». Мы ­ граждане России. Что такое права и обязанности  гражданина. Исторический час « В единстве ­ наша сила». Народное  ополчение под руководством  К.Минина и  Д.Пожарского. Коллективная аппликация «Я, ты,  он, она ­ вместе дружная  семья». «Путешествуем по городам древней Руси». Устный журнал «Страницы истории Отечества». Просветительский час «Ратные подвиги Александра  Невского». 20­21. Колесо истории «Бородинская битва». 22. 23. 24. 25. 26. 27. На войну с Наполеоном поднялся весь народ. Час­портрет «Герои войны 1812 года». Тематическая олимпиада «Исторические сражения». «Русский солдат славу Отечества защищал» «Русские солдаты – славные защитники родной земли».  Книжная выставка «Солдаты Родины моей». Урок Памяти  «Блокадный дневник Тани Савичевой». Познавательная беседа «За Волгой для нас земли нет» (о  Сталинградской битве). Устный журнал «Имена, опалённые войной».                          Улицы г. Волгограда, названные именами героев ВОв. 1ч. 2ч. 2ч. 1ч. 2ч. 1ч. 2ч. 1ч. 1ч. 1ч. 1ч. 2ч. 1ч. 1ч. 2ч. 1ч. 1ч. 1ч. 1ч. 1ч. 1ч. 28. 29. 30. 31. 32 33. 34. 35. 36. Оформление открыток с Днём защитника Отечества.  Конкурсная программа «День юного солдата». Презентация «Страна, открывшая путь в Космос». «Люди­легенды». Н. Гастелло, А.Покрышкин, Иван Кожедуб,  Алексей Маресьев. Оформление открыток «Солдатам Победы – с  благодарностью!». Виртуальная  выставка «Письма с фронта. Заветные  треугольники». Участие в акции  гимназии «Бессмертный полк». Праздник «Никто не забыт, ничто не забыто». «Русский человек здоровьем славился» Час полезных советов «Путешествие по дорогам  Здоровья». Что нужно знать о лекарственных травах. 37. Спортивный праздник на улице «День здорового единства». Игры – эстафеты. Итоговое занятие. Творческий отчёт. Количество часов.                                                                   Итого:                                   Тематическое планирование • 3­ий класс Содержание 1ч. 1ч. 1ч. 1ч. 1ч. 1ч. 1ч. 1ч. 1ч. 1ч. 1ч.   38 часов Количество часов 38. № п/п 1.                      Вводное занятие. Техника безопасности. КТД  Коллаж на тему  «Летние приключения  3 класса». 1ч. «Люби и знай свой город и край»  2. 3. 4. 5­6. 7­8. Беседа  «Наш край в древности». Заочное путешествие «Я вырос здесь, и край мне этот дорог».  Конкурс рисунков «Любимый город, нет тебя родней».  Проектная работа «Семейная летопись». Экскурсия по г. Волгограду. «О чём молчит Солдатское поле». 1ч. 1ч. 1ч.                 2ч 2ч. 9. Станционная игра «Знатоки родного края». Презентация  «Русь, Россия, Родина моя». «Моя страна – Россия» Мы граждане России. Кто в государстве самый главный? Викторина  «История символов государства». 10. 11. 12. 1ч. 1ч. 1ч. 1ч. 13. 14. 15. 16. 17. 18. 19. 20. 21. 22. 23. 24. Просветительский час. Что такое права и обязанности  гражданина. «У ребенка есть права…» Устный журнал «Мы разные – в этом наше богатство, мы  вместе­ в этом наша сила». Литературно­исторический час «Недаром помнит вся Россия  про день Бородина». Репортаж из прошлого. «Куликовская битва». Час общения. Просмотр м/фильма «Лебеди Непрядвы». Игра «Поле чудес». «Поля ратной славы». Час­портрет «Отечества он слава и любовь». Суворов  Александр Васильевич. «Русский солдат славу Отечества защищал» Медиа­панорама «Вечная слава городов­героев». Познавательный час «Твои защитники, Москва!». Заочная экскурсия «По Дороге жизни». Урок мужества в Зале боевой славы «Героические страницы  подвига»­ «Но выдержал железный тот солдат, но выстоял  бессмертный Сталинград». Устный  журнал  «Люди из легенды», посвящённый участникам Сталинградской битвы в годы ВОВ. 27. 28. 25­26. Оформление открыток « С Днём защитника Отечества».            Конкурс творческих проектов «Защитники Отечества в моей  семье». Экскурсия в музей гимназии «Он в битве Невской был  непобедим…»  Интеллектуально­познавательная игра «Через тернии к  звёздам». «Письма с фронта ­ безмолвные свидетели войны». Оформление открыток  с Днём Победы. Участие в акции гимназии «Бессмертный полк». 29­30. 31. 32. Праздник «Из поколения в поколенье шагает память о войне». 33­34. Экскурсия на Мамаев курган.   «Русский человек здоровьем славился» 35. 36. Просветительский час «Почему мы болеем». Спортивный праздник на улице «Папа, мама, я­ здоровая    семья». Игры – эстафеты. 1ч. 1ч. 1ч. 1ч. 1ч. 1ч. 1ч. 1ч. 1ч. 1ч. 1ч. 1ч. 2ч. 1ч. 1ч. 2ч. 1 ч. 1ч. 2ч. 1ч. 1ч. 37. Итоговое занятие: «Лишь тот достоин уваженья, кто чтит  историю свою». Количество часов.                                                                     Итого: 1ч.   37 часов Тематическое планирование • 4­й класс № п/п 1. 2. 3. 4­5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. 15. 16. 17. Содержание Количество часов Вводное занятие. Техника безопасности.                                 Беседа  «Как я отдохнул летом?» «Люби и знай свой город и край» Виртуальная экскурсия «Тропинка в прошлое».   Информационный час «Александр Невский ­ святой покровитель  Волгограда». Экскурсия по г.Волгограду. Знакомство с духовной жизнью         г.Волгограда (экскурсия по храмам, соборам). Познавательная игра «Что даёт наш край стране». Фотовыставка «Загляни в семейный альбом». Визитка­портрет «С кого пример в жизни брать?». «Моя страна ­ Россия» Презентация «Я расскажу вам о … России».  Слайд­экскурс «Живут в России разные  народы с давних пор». Устный  журнал, посвящённый  Дню воинской славы России. День  победы русской эскадры под командованием                        Ф.Ф.  Ушакова над турецкой эскадрой у мыса Тендра(1790 год). Просветительский час «Дети имеют право на особую заботу и  помощь». Заочное путешествие «Моя столица, моя Москва». Беседа «Из истории праздника «День народного единства». «Русский солдат славу Отечества защищал» Час информации «Победа на островах».Посвящён окончанию Второй мировой войны. Интерактивный альбом «Города ­ герои Великой Отечественной  войны». Экскурсия в Зале боевой славы «Героические страницы подвига»­  «Герои Сталинграда». Историко­познавательный час «Не дрогнем в бою за столицу свою!» 1ч. 1ч. 1ч. 2ч. 1ч. 1ч. 1ч. 1ч. 1ч. 1ч. 1ч. 1ч. 1ч. 1ч. 1ч. 1ч. 18. 19. Библиотечный урок «Был город – фронт, была блокада…» Литературно­музыкальная композиция  «200 дней и ночей  Сталинграда».   20. Медиа­панорама. Рубежи боевой славы. Памятные места,  ознаменованные бессмертными подвигами героев – защитников  Сталинграда. 21­ 22. 23. 24. 25. 26. 27. 28­ 29. 30. 31. 32. 33. 34. 35. 36. 37. Экскурсия в музей­панораму «Сталинградская битва». Оформление открыток  к Дню защитника  Отечества. Встреча с выпускниками  гимназии, бывшими военнослужащими  «Хочется мальчишкам в Армии служить». Игра ­ соревнование  «Друг за друга стой ­ выиграем бой» (к  Дню  защитника Отечества). 12 апреля – День космонавтики.   Презентация « Дорога в космос». Оформление открыток к 9 мая  «Мы знаем, мы помним, мы  благодарим».  Письма с фронта. История треугольного письма. Конкурс: «Напиши  письмо неизвестному солдату». Творческо­поисковая работа «След войны в моём доме». 9мая ­ День Победы. Парад  младших войск ­ «Бессмертный полк». Литературно­музыкальная гостиная «Нет в России семьи такой, где б ни памятен был свой герой…» Историко­познавательная игра «Не померкнет летопись Победы».  Час размышления «Что может быть важнее здоровья?» «Русский человек здоровьем славился» Просветительский час «Почему некоторые привычки называются  вредными». Поход «Родной край, люби и знай». Итоговое занятие. Конкурс рисунков «Посмотри, как он хорош, мир, в котором ты живёшь!».                                                                     1ч. 1ч. 1ч. 2ч. 1ч. 1ч. 1ч. 1ч. 1ч. 2ч. 1ч. 1ч. 1ч. 1ч. 1ч. 1ч. 1ч. 1ч. Количество часов.  Итого:   37часов 6. Материально­техническое обеспечение.      Основной учебной базой для проведения занятий, является Зал боевой славы гимназии. Для проведения   учебных занятий, выполнения   ряда   практических занятий, Зал боевой славы и кабинеты гимназии располагают: фото, видео, DVD, аудиотехникой, телевизором, дисками,   записями   художественных   и   документальных   фильмов   по   теме   Великой Отечественной войны и др. материалами.             Зал боевой славы  «Героические страницы подвига»  насчитывает 53 экспоната.   Это фотографии, награды, военные реликвии, личные вещи ветеранов. В музее сосредоточены материалы о героях­защитниках Сталинграда.  7. Список учебно­методической литературы. 1. Федеральное агентство по образованию. Российский центр гражданского и  патриотического воспитания детей и молодёжи. Методическое воспитание в  образовательных учреждениях. 2. Ванслова Е.Г. Музейный всеобуч. Научно­практические рекомендации М.1989 год. 3. А.Д Жариков. Растите детей патриотами. М. «Просвещение 1980 год. 4. А.Е. Сейненский. Музей воспитывает юных. М. «Просвещение» 1988 год. 5. Былины. Издание второе. Составитель Ю.Г.Круглов. М. «Просвещение»1993 год.         6.  Министерство образования РФ И.В. Можейко, Н.А.Сивова, Н.А.Соболева  «Государственная символика России». История и современность. ЦНСО Москва 2003 год. 7. Антошин, М. К. Герб, флаг, гимн России: изучение государственных символов РФ в  школе [Текст] / сост. М. К.Антошин. М.: Айрис – пресс, 2003 8. Туманов Б.Е. «Школьный музей» М.2003 год. 9. Журналы « Патриот Отечества». 10. Поляков М.Т. Новые зори. Волгоград,1987г. 11. Рябов С.И. Донская земля XVII в. Волгоград, 1992г. 12.  Рябов С.И. История родного края: XVI­XIX. Волгоград,1988г. 13.  Буторина, Т. С. Воспитание патриотизма средствами образования/ Т. С. Буторина,  Н.Овчинникова – СПб: КАРО, 2004. – 224с. 14.  Героико­патриотическое воспитание в школе: детские объединения, музеи, клубы,  кружки, поисковая деятельность /Авт.­сост. Т. А.Орешкина. – Волгоград: Учитель, 2007. –  122с. 15.  Дереклеева Н.И. Справочник классного руководителя. Начальная школа 1­4 классы.  М.: «ВАКО», 2004. – 240с. 16.  Ефремова Г. Патриотическое воспитание школьников//Воспитание школьников – 2006  №8­С. 17. 17.  Касимова, Т. А. Патриотическое воспитание школьников: Методическое пособие/  Т.А.Касимова, Д. Е.Яковлев. – М.: Айрис­пресс, 2005. – 64с. 18.  Классные дела в начальной школе: Методические разработки воспитательных дел в  классе / Под ред. Е.Н. Степанова, М.А. Александровой. Вып.1 – М.: ТЦ Сфера, 2005. –  160с. 19.  Патриотическое воспитание: система работы, планирование, конспекты уроков,  разработки занятий /Авт.­сост. И. А.Пашкович. – Волгоград: Учитель, 2006. – 169с. 20.  Концепция патриотического воспитания граждан РФ [Текст] /Воспитание школьников.  – 2005. ­ №1. – 147с. 21. Концепция духовно – нравственного воспитания российских школьников [Текст] – М.: Просвещение, 2009. – 35с.

Рабочая программа дополнительного образования для обучающихся 1-4 классов "Мы-патриоты России"

Рабочая программа дополнительного образования для обучающихся 1-4 классов "Мы-патриоты России"

Рабочая программа дополнительного образования для обучающихся 1-4 классов "Мы-патриоты России"

Рабочая программа дополнительного образования для обучающихся 1-4 классов "Мы-патриоты России"

Рабочая программа дополнительного образования для обучающихся 1-4 классов "Мы-патриоты России"

Рабочая программа дополнительного образования для обучающихся 1-4 классов "Мы-патриоты России"

Рабочая программа дополнительного образования для обучающихся 1-4 классов "Мы-патриоты России"

Рабочая программа дополнительного образования для обучающихся 1-4 классов "Мы-патриоты России"

Рабочая программа дополнительного образования для обучающихся 1-4 классов "Мы-патриоты России"

Рабочая программа дополнительного образования для обучающихся 1-4 классов "Мы-патриоты России"

Рабочая программа дополнительного образования для обучающихся 1-4 классов "Мы-патриоты России"

Рабочая программа дополнительного образования для обучающихся 1-4 классов "Мы-патриоты России"

Рабочая программа дополнительного образования для обучающихся 1-4 классов "Мы-патриоты России"

Рабочая программа дополнительного образования для обучающихся 1-4 классов "Мы-патриоты России"

Рабочая программа дополнительного образования для обучающихся 1-4 классов "Мы-патриоты России"

Рабочая программа дополнительного образования для обучающихся 1-4 классов "Мы-патриоты России"

Рабочая программа дополнительного образования для обучающихся 1-4 классов "Мы-патриоты России"

Рабочая программа дополнительного образования для обучающихся 1-4 классов "Мы-патриоты России"

Рабочая программа дополнительного образования для обучающихся 1-4 классов "Мы-патриоты России"

Рабочая программа дополнительного образования для обучающихся 1-4 классов "Мы-патриоты России"

Рабочая программа дополнительного образования для обучающихся 1-4 классов "Мы-патриоты России"

Рабочая программа дополнительного образования для обучающихся 1-4 классов "Мы-патриоты России"

Рабочая программа дополнительного образования для обучающихся 1-4 классов "Мы-патриоты России"

Рабочая программа дополнительного образования для обучающихся 1-4 классов "Мы-патриоты России"

Рабочая программа дополнительного образования для обучающихся 1-4 классов "Мы-патриоты России"

Рабочая программа дополнительного образования для обучающихся 1-4 классов "Мы-патриоты России"

Рабочая программа дополнительного образования для обучающихся 1-4 классов "Мы-патриоты России"

Рабочая программа дополнительного образования для обучающихся 1-4 классов "Мы-патриоты России"

Рабочая программа дополнительного образования для обучающихся 1-4 классов "Мы-патриоты России"

Рабочая программа дополнительного образования для обучающихся 1-4 классов "Мы-патриоты России"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
14.04.2018